Католицизм в чехии. Какая вера, религия и ритуалы в Чехии? Религиозный состав чехии

Религиозный состав: атеисты 39,8%, католики 39,2%, протестанты 4,6%, православные 3%, сторонники других религий 13,4%.

Ведущее место в Чехии среди религий занимает католицизм , приверженцами которой являются 39,2 % населения. Есть протестанты - 5% и сторонники отделившейся от Ватикана в 1920 году Чешской реформаторской церкви.

Существуют также немало других христианских общин других конфессий, наиболее крупная из которых - гуситская церковь , насчитывающая около 700 тыс. верующих. Как самостоятельная конфессия она образовалась в 1920 г. после разрыва с Римским Папой. В 1920 г. Рим был непреклонен в осуждении Яна Гуса и его учения, что и послужило сигналом для образования гуситской церкви сразу после получения Чехословакией независимости. Сейчас многие чешские католики приходят к выводу о необходимости канонизации Гуса с целью сохранения и увеличения влияния Католической Церкви.

Чешская православная церковь , к которой принадлежат 3% от общего количества верующих, входит в состав Церквей Вселенского православия. Вселенское Православие - собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Православная церковь основана на территории Чехии (в Моравии) в 863 г. трудом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. После их смерти Православие удержалось только в пределах Мукачевской епархии, но в 1649 г. и эта епархия вошла в унию с Католической Церковью. Только в 1920 г. благодаря сербской инициативе в Карпатах снова возникли православные приходы Сербской юрисдикции. После Второй мировой войны они обратились за помощью к Московской Патриархии и были организованы сначала в экзархат, а с 1951 г. - в Автокефальную (самостоятельную) Чехословацкую Православную Церковь.

Чехия является самым атеистическим государством в Европе.

По данным опроса крупнейшей мировой социологической службы «Gallup International», 55% населения Чехии не относит себя ни к одной Церкви. Чехия по доле атеистов занимает 2-е место в мире и 1-е место в Европе из 60 стран, где был проведен опрос. По данным статистического агентства СТЕМ в Бога в Чехии верят 40% граждан. Из числа людей, которые воспитывались в религиозных семьях, в Бога верят три четверти. К ним можно прибавить 13% людей, которые вырастали в атеистических семьях. Больше всего верующих в Моравии, чуть меньше на востоке и юге Чехии. Самый большой процент атеистов в крупных городах, особенно в Северной Чехии.

В то же время, в традиционно христианской стране отмечается усиление интереса к исламу. Проповедники ислама наиболее активно действуют в восточных регионах страны.

Чехия — традиционно католическая страна. Но за 40 лет коммунизма 59% чехов стали атеистами.

История религии в Чехии

Католичество пришло в Чехию в конце X — начале XI века вместе с немцами и латиницей. До коммунизма в стране 95% населения были верующими католиками. После коммунизма католиков было 26%.
В 2012 году Правительство Чехии приняло решение выделить церковным структурам 2 миллиарда 300 миллионов евро в качестве компенсации за национализацию коммунистическим режимом церковного имущества. Кроме того, решено вернуть конфискованное имущество на сумму еще в почти 3 миллиарда евро. Выплаты планируется производить в течение 30 лет, но по завершении переходного периода, правительство прекритит выплачивать священникам зарботную плату. Решение должен одобрить парламент Чехии.

Религии в современной Чехии

Согласно переписи проведённой в 2001 году, 59% граждан Чехии не относят себя к какой-либо религии или церкви. На опрос, проведенный в 2005 году, 19% опрошенных сообщили, что верят в Бога, 50% верят в некую природную или духовную силу, и 30% не верят ни во что из этого. Наибольшее число верующих — католики (26.8% населения), следующая по численности группа — протестанты (2.5%). Есть также сторонники отделившейся от Ватикана в 1920 году Чешской реформатской церкви. Существуют также христианские общины других конфессий, крупнейшая из которых — Гуситская церковь, образовавшаяся в качестве самостоятельной церкви после разрыва с Римской Католической церковью в 1920 году. По переписи 2001 года в Чехии было 23053 православных. Православная Церковь Чешских земель и Словакии является автокефальной, и состоит из 4 епархий (из них 2 в Чехии с 78 приходами по состоянию на 2007 год). Больше всего верующих в Моравии, чуть меньше на востоке и юге Чехии. Самый большой процент атеистов в крупных городах, особенно в Северной Чехии. Существует тенденция к росту числа атеистов. В чешском обществе слабеют, в первую очередь, позиции Католической церкви. Единственной традиционной для Чехии религией, число последователей которой растёт, является православие.

Считает себя неверующими. Чехия занимает второе место в мире и первое место в Европе по количеству атеистов. В Бога верят только 40 % жителей страны. Среди религий в Чехии самой распространенной является католицизм (37 % населения); протестантов - 3%, других религий (православие, иудаизм, ислам, буддизм) - 2 %.

Католицизм появился в одно время с православием после раскола христианства, который происходил в 9-11 веках. Католическая церковь централизована, имеет центр в Ватикане во главе с Папой Римским.

Источник вероучения католиков - Священное писание и Священное предание, которое представляет собой постановления вселенских соборов католической церкви. Католицизм - основная религия в Испании , Италии , Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии , Чехии и других странах. Последователи католицизма живут в Германии, Литве, Латвии, Белоруссии, Украине.

Протестантизм - одно из направлений христианской религии, наряду с католицизмом и православием, которое включает самостоятельные церкви и секты, связанные с Реформацией 16 века в Европе. Протестантизм отличается разнообразием форм и практик церквей и сект.

В Чехии к протестантизму относятся сторонники Чешской реформаторской церкви. Протестантизм как самостоятельное вероучение оформился в 1920 году после разрыва с Папой. В то время Рим был несокрушим в осуждении Яна Гуса, поэтому, когда Чехословакия обрела независимость, образовалась гуситская церковь. В настоящее время католики считают необходимым канонизировать Яна Гуса и его учение, чтобы сохранить влияние Католической Церкви.

Начало христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии было положено Кириллом и Мефодием, которые создали славянскую азбуку и основали Православие в 863 году. Первый глава чешского государства князь Борживой (874-891 гг.) был крещен Мефодием в 80-х годах 9 века. После смерти Кирилла и Мефодия Православие осталось в Мукачевской епархии, но со временем эта епархия объединилась с Католической Церковью. В 1920 году появились православные приходы Сербской юрисдикции. В 1949 году Православная Церковь в Чехии и Словакии вошла в юрисдикцию Русской Православной Церкви. В 1993 году Чехословакия была разделена на Чехию и Словакию, но на их территорию распространяется власть единой Поместной Церкви.

На сегодняшний момент Чехословацкая Православная Церковь включает 200 тысяч паствы, 245 приходов, 140 священнослужителей, 4 епархии: Пражскую, Пряшевскую, Михайловскую и Оломоуцко-Брненскую. Для подготовки священнослужителей в середине 20-го века действовала Духовная Семинария, которая была преобразована в Православный Богословский факультет в Прешове. Все богослужения осуществляются в основном на церковнославянском языке.

Иудаизм - одна из основных монотеистических религий. В иудаизме нет единого института власти. Источники права: Танах (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Сейчас в Чехии насчитывается 3-4 тысячи евреев. Половина евреев проживает в Праге. Некоторые чешские евреи не исповедуют никакую религию.

Ислам - одна из мировых религий. Основа ислама в утверждении «Бог Единственен», поэтому данное вероучение отвергает идею воплощения. На сегодняшний день в Чехии насчитывается 50 тысяч мусульман. В Чехии проживают славяноязычные мусульмане из Македонии, Хорватии, Болгарии и других стран; политические беженцы из Ирака, Афганистана; люди из азиатских и африканских стран. Существует еще одна группа мусульман - этнические чехи, рожденные в семьях чешских мусульман, которых в Чехии 10-20 тысяч человек.

В социалистической Чехословакии свобода совести и вероисповедания закреплена конституцией.

В отличие от прошлого, особенно от периода существования Австро- Венгрии, ни одна из религий не занимает привилегированного положения в стране, и каждый гражданин может выполнять обряды, связанные с любым вероисповеданием, или же быть атеистом. В настоящее время для чехов и словаков характерны не только религиозная терпимость, но часто просто безразличие к вере.

По переписи населения 1950 г., большинство (76,4%) верующих принадлежало к римско-католической церкви; протестантов насчитывалось 8,8%; чехословацкая реформированная церковь, которая, отделившись от римско- католической, возникла после первой мировой войны как националистическая организация, объединяла 7,7% населения; к остальным церквам и религиозным обществам принадлежит 2,9% населения.

Если принять во внимание, что научно-атеистическая пропаганда после 195Q г. становится все более широкой и действенной, то можно полагать, что приведенные выше цифры в настоящее время значительно уменьшились.

Иерархия католической церкви в Чехословакии до второй мировой войны была тесно связана с господствующими классами. В Чехии и Моравии церковь вдохновляла и поддерживала реакционную Народную партию, возглавлявшуюся священниками Яном Шрамеком и Франтишеком Гала; в Словакии - фашистское движение словацких националистов, главарем которых был католический патер Андрей Глинка, а позже прелат Иозеф Тиса.

После освобождения Чехословакии от немецких оккупантов церковная иерархия заключила союз с буржуазной реакцией против прогрессивных сил. Католическая церковь, которой принадлежали многочисленные земельные угодья, выступила против проведения земельной реформы. Архиепископ Беран, глава католической церкви в Чехословакии, был одним из участников неудавшегося контрреволюционного переворота в феврале 1948 г., а после победы народа продолжал борьбу против народно-демократического строя.

Большим ударом по влиянию реакционных церковников были утвержденные 14 октября 1949 г. Национальным собранием законы, регулирующие отношения церкви и государства. Закдн № 218 материально обеспечивал церковь и религиозные общества, закон № 217 создал государственное ведомство по церковным делам. Применение этих законов способствовало тому, что постепенно на руководящие должности в церкви пришли патриотически настроенные священники, сторонники соглашения с государством.

Участие в борьбе за мир стало для всего духовенства дорогой к лояльности. 27 сентября 1951 г. в Праге состоялся съезд католического духовенства, высказавшийся за присоединение верующих к движению борьбы за мир. 1700 священников - участников этого съезда - осудили злоупотребление религией в интересах реакции и ватиканскую политику поддержки «холодной вой^ы».

Знаменательным было послание конференции католических епископов и ведущих сановников церкви от 9 декабря 1954 г. к духовенству европейских стран - призыв воспрепятствовать возрождению германского милитаризма.

В настоящее время подавляющее большинство католиков и большинство духовенства поддерживают социалистический строй в Чехословакии.

Судя по археологическим данным, христианские церкви были основаны в некоторых районах Великой Моравии еще до IX в. При моравском князе Ростиславе христианство, принесенное из Византии, стало официальной религией. Но уже в конце IX в. византийское влияние в моравской церкви было вытеснено римским; славянский язык в богослужении уступил место латинскому; духовенство составилось почти сплошь из немцев. Церкви и монастыри собрали в своих руках огромные земельные и денежные богатства.

В дальнейшем римско-католическая церковь на протяжении многих веков была оплотом феодальной реакции и крепостнического гнета в чешских и словацких землях.

Немецкое духовенство враждебно относилось к культуре славянского населения, особенно после разгрома гусистского движения (XV в.) и еще более после поражения чехов при Белой горе (1620 г.).

Но римско-католическая церковь была вынуждена считаться с тем, что в народе крепко держались древние, дохристианские верования и обряды, и она пыталась как-то связать их с христианской обрядностью и догматикой. Среди древних верований, сохранившихся до недавнего времени, были и такие, которые восходили к эпохе материнского рода: например, вера в фантастических старух (sudicky ), ткущих якобы нить жизни ребенка. Но большинство сохранившихся верований было связано либо с домашней, семейной жизнью патриархальной эпохи (домовой - had , hospodarik , олицетворения хозяйственной удачи и неудачи - zmok , spirek , plivmk и др.), либо прямо с земледельческим хозяйством (женское олицетворение урожая, воплощенное в последнем снопе,- ЪаЪа, nev & sta , сплетенная из колосьев рапепка, petro - nila , охраняющая урожай, и др.).

Церковь сумела придать образам древних народных верований христианские имена, связать их с культом святых. Так появились святые - покровители тех или иных сторон крестьянского хозяйства: святой Флориан охранял от огня, святой Буриан - от градобития, патроном пастухов был святой Блажей, коневодов - святой Мартин и т. д. Иные христианские святые стали исцелителями болезней: святая Люция помогала от глазных болезней, святая Барбара - от зубной боли и пр. Некоторые древние народные обряды, особенно связанные с земледелием, были санкционированы церковью, приурочены к дням христианского календаря (рождество, пасха, день святого Яна и др.). Однако некоторые обряды и верования, особенно связанные с деятельностью колдунов, церковь запрещала и преследовала.

До наших дней сохранились древние народные обычаи, особенно те, которые связаны с народным земледельческим календарем. Но теперь не только забыто их прежнее магическое значение, но в значительной мере забыты и те христианские религиозные черты, которые к ним впоследствии примешались. Старинные религиозные праздники во многих случаях превратились в традиционные народные развлечения. Так, окончание земледельческих работ в деревне празднуется дожинками (dozinki ), или обжинками. Это веселые общественные праздники в ознаменование конца уборки урожая, когда-то имевшие суеверную цель - обеспечить урожай следующего года.

Большое место в жизни чешской и словацкой деревни занимали храмовые праздникии гулянья. Храмовой праздник устраивают обычно в день святого- патрона местного костела, а гулянье - в годовщину его освящения. Праздники сопровождались зачастую древними народными обрядами, например обезглавливанием петуха, сбрасыванием козла и т. д.

Обряды в семье совершались, по традиции, определенными ее членами. Так, большинство обрядов, направленных на получение хорошего урожая, сохранение его в поле, увеличение числа домашней птицы, благосостояние хозяйства, выполнялось женщинами. При обрядах, сопровождавших сев, важнейшая роль принадлежала мужчине.

Коллективно совершали обряды для сохранения урожая, моленья о дожде, процессии к колодцам и другие. Они выполнялись или целой деревней или несколькими ее жителями при участии всей деревни. Некоторые обычаи весеннего времени выполнялись детьми, чистка колодцев - девушками, масленичные обычаи - холостыми парнями.

Многие календарные обряды сохраняются до сих пор. Рождество, пасха, день поминания умерших отмечаются, особенно в городе, в узком семейном кругу. В деревнях, особенно в Словакии, многие календарные праздники празднуют еще всей деревней, но они служат просто случаем для увеселения молодежи. Так, в словацких деревнях в день святого Томаша (21 декабря) маленькие дети - «polaznici » - ходят по домам за угощением; в крещенский вечер (6 января) по домам ходят мальчики со звездой ( tri krale )\ на масленицу ряженая молодежь собирает с песнями и плясками по домам яйца, солонину, мелкие деньги, а затем в трактире устраивает пиршество; в вербное воскресенье носят Морену - чучело в девичьем наряде, олицетворяющее зиму и умирающую природу, смерть, и бросают ее в воду. Дети носят «лето», «май» - зеленую ветку, украшенную лентами,- символ жизни. Празднование 1 Мая в словацкой деревне сливается со старым традиционным праздником молодежи: каждый парень у дома любимой девушки сажает «майское дерево» - высокий ободранный ствол березы с оставленной наверху кроной, украшенной яркими лентами.

Перед «майским деревом» поют и пляшут, девушки подносят угощенье и т. д.

Годы строительства социализма повлекли за собой не только рост экономики, но и подъем культуры широких масс трудящихся. Благодаря повышению культурного уровня быстро отмирают старые поверья и изменяется отношение народных масс к церкви. Научные знания становятся доступными народу и вытесняют пережитки фантастической идеологии. Однако влияние католической церкви еще довольно сильно, особенно в Словакии.

Христианство распространилось на территории Чехии в 9 веке. На западе страны немецкие миссионеры прививали католическую веру, на востоке византийские посланники – православную. Восточными миссионерами были братья Константин (позже он стал Кириллом) и Мефодий, уроженцы Фессалоники (Македония).

Их пригласил в 863 году Ростислав, правитель Великой Моравии. Кирилл и Мефодий изобрели славянскую письменность, перевели на славянский язык часть Библии. В концу 9 века сюда пришли мадьяре, Великая распалась, и влияние православной церкви было ослаблено. Епископство было создано в 973 году в Праге, латинский язык стал языком литургий и все большее распространение начало приобретать католичество.

В первой половине 15 века отношения с Римом дали трещину вследствие движения Реформации, начатого Яном Гусом. Гус был сожжен на костре в Констанце в 1415 году. Его деятельность заняла свое место в национальном наследии.

В середине 16 века Фердинанд I, император Священной Римской империи и король Богемии, пытался установить власть римско-католической церкви над чешским народом. После битвы при Белой Горе в 1620 году католицизм и власть Габсбургов были приравнены к символам иностранного гнета.

Точных данных о количестве приверженцев тех или иных конфессий нет. Предположительно, католики составляют 40%, протестанты – 4-5%, православные – 1%, атеисты, агностики – 54%. Моравские католики являются более ярыми религиозными приверженцами. Религиозные настроения всегда были сильнее у сельского населения.

В послевоенный период наметилась тенденция к более светскому образу жизни. 41 год коммунистического правления (с 1948 по 1989 гг.) еще больше свел на нет религиозные практики. Регулярно посещающие мессы подвергались дискриминации в плане профессиональной карьеры. С 1989 года началось возрождение религиозных обрядов, особенно это заметно среди молодежи.

До Второй мировой войны в Чехии жило около 120 тысяч евреев. Некоторые смогли эмигрировать, но 80 тысячам было суждено погибнуть в нацистских концлагерях. Немногие из переживших Холокост вернулись обратно в Чехию.

Представители церкви

Пражская епархия Римско-католической церкви основана в 1344 году, епархия в Оломоуце () – в 1777 году. Архиепископ Пражской архиепархии является единственным в Чехии кардиналом. Кроме того, имеются шесть епархий, возглавляемых епикоскопами – четыре в Богемии и две в Моравии.

Протестантские церкви (в чешском языке их называют термином, который можно перевести как «евангелические») обычно маленькие, менее иерархизированы. Есть религиозных учреждения баптистов, Чешских братьев, Чехословацкой гуситской церкви, Свидетелей Иеговых, методистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и Силезской евангелической церкви. Кроме того, зарегистрированы объединения Чешской православной церкви, Старой католической, унитариев и Федерации еврейских общин в Чехии.

Ритуалы и святые места Чехии

Католические церкви или часовни построены даже в самых маленьких поселениях. Религиозные постройки других конфессий находятся только в тех местах, где довольно велика численность общины. Небольшие группы собираются на богослужения в частных домах или в арендованных помещениях.

Благочестивым верующим надлежит каждый год совершать паломничество в святые места. Некоторые из таких мест известны по всей стране. Например, начиная с 1647 года паломники ходят к Святой Горе – горе Пршибрам, расположенной в центральной Богемии.

С 1990 года проходят паломничества в восточной Моравии (Гостын и Велеград). Многие ежегодные церемония превратились в события, по своей сути напоминающие ярмарочные шествия, которые объединяют тысячи людей. Примером этому является ярмарка Матфея (matějská pout), которая проходят на окраине Праги весной.

Смерть и жизнь после смерти

Все серьезные приверженцы христианской церкви, будь то католики или протестанты, верят в загробную жизнь. Даже те, кто обычно не слишком часто ходит в церковь, в случае смерти близкого человека старается соблюсти все религиозные обряды.

Раньше всех мертвых хоронили в гробах, а над могилой ставили надгробия. В последние 50 лет кремация стала общепринятой практикой, но в сельской местности до сих пор чаще всего людей хоронят в земле.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.