Мцыри убежал. Почему мцыри бежал из монастыря

Поэма «Мцыри» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. Это романтическое произведение, где, по главному принципу романтизма, мы видим исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Главный герой этой поэмы – кавказский юноша Мцыри, попавший в плен к русским, а оттуда – в монастырь. Произведение написано в форме его исповеди. Повествованию предшествует эпиграф: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Это цитата из Библии.
Сюжет поэмы заключается в следующем: Мцыри, практически всю сознательную жизнь воспитывавшийся в монастыре, сбегает из своей тюрьмы и проводит три чудесных дня на свободе, среди природы. Эти дни отнимают у Мцыри все силы, он возвращается в монастырь в немощном состоянии и там умирает.
Сбежав из своей «тюрьмы», герой мечтает попасть на свою родину, в страну предков, о которой у него до сих пор сохранились самые прекрасные воспоминания. Можно сказать, что его зовет туда кровь, там он жаждет обрести не только свободу, но и найти самого себя:
Я цель одну-
Прийти в родимую страну-
Имел в душе.
Мцыри невыносима монастырская жизнь. Его натура жаждет свободы, простора, приключений, битв, насыщенной событиями жизни. Только сбежав из монастыря, он понимает, что такое счастье, только тогда ему стало доступно это состояние.
Среди природы герой чувствует себя естественно, юноша ощущает себя частью всего сущего. Ведь в природе он как раз и видит проявление главного могущества во Вселенной – Бога. Мцыри чарует величественность открывшегося перед ним мира. Символично то, что в ночь побега героя природа тоже будто взбунтовалась, разразилась буря, которая не пугает, а скорее зачаровывает юношу. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья – это «братья в пляске круговой», горные хребты – в «объятьях каменных». Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе:
Кругом меня цвел божий сад.
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж листов…
Все это напоминает герою о его далекой родине. Мцыри вспоминает о своем отце, помнит его оружие, вспоминает рассказы стариков, песни своих сестер. Одно из самых ярких его воспоминаний – это его игра на белом песке недалеко от горного потока:
В ущелье там бежал поток,
Он шумен был, но неглубок;
К нему, на золотой песок
Играть я в полдень уходил.
Тоска по родине, мечта вернуться на родную землю даже не дают Мцыри возможности познакомиться с повстречавшейся ему прекрасной грузинкой. Эта девушка была «стройна… как тополь, царь ее полей». Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, «но… не смел». Ведь он отправился в путь, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе». Но Мцыри заблудился, потеряв из виду свой главный ориентир – горы.
За три дня, проведенных среди природы, герой не дошел до родной стороны, но он как бы слился с природой, получил то, что никогда не мог дать ему монастырь – ощущение собственной силы. За это время юноша словно перерождается. И кульминацией этого перерождения становится, безусловно, его схватка с барсом:
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
Мцыри побеждает дикого зверя. Это час его триумфа. Благодаря этой победе он осознает, что если бы жил на родине, то там стал бы знатным воином. Для него это очень важно, ведь он победил не только барса, но и рабский дух монастыря.
Тем не менее, монастырская жизнь все же негативно сказалась на здоровье героя и его духе. Мцыри был счастлив на воле, но он не приспособлен к такой жизни. Слившись с природой, он все же боится стихийных сил. В итоге юноша возвращается к монастырю. Но, несмотря на ощущение близкой смерти, дух его не сломлен. Мцыри просит перенести его в монастырский сад, дабы после смерти вновь воссоединиться с прекрасным, вольным миром природы.
Герой лермонтовской поэмы бежал из монастыря, чтобы обрести самого себя, воссоединиться с природой. И за эти три небольших дня он переживает целую огромную жизнь. Мы понимаем, что после смерти дух героя обязательно отправится к родной земле и будет там навеки вольным.



Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри")

Поэтический мир М.Ю. Лермонтова – это тревожный мир исканий, глубокой мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева. Мир Лермонтова – это мир высоких и прекрасных чувств: любви, дружбы, тонких переживания души. Основной пафос в творчестве поэта виден в «нравственных вопросах» о судьбе и правах человеческой личности.



Одной из вершин художественного наследия М.Ю. Лермонтова является поэта «Мцыри» - плод длительной и тяжелой творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем, старым монахом. Этот образ мы встречаем в романтических поэмах «Исповедь» и «Боярин Орша», особую же выразительность и наибольшее значение он приобретает в поэме «Мцыри».

Наиболее распространена трактовка образа главного героя как «естественного человека», сталкивающегося с губительной силой цивилизации, которая оторвала его от естественного состояния и заточила в монастырь. При таком рассмотрении герой лишается присущей ему многозначности и глубины внутреннего развития. Годы пребывания Мцыри в монастыре, насильственного приобщения к культуре, были полны не только горечью утрат и страданий, но и существенными приобретениями. Необычайность положения и судьбы заставляет юношу задуматься над проблемами, несвойственными «естественному» сознанию. Наряду с мечтами о родине и свободе в нем зарождается стремление к познанию окружающего мира, степени его соответствия мечтам и идеалам. Мцыри стремится решить важнейший вопрос о мере свободы человека в окружающем мире.

Поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты главного героя. Поэма не раскрывает до конца стремлений юноши, но они ощутимы в намеках. О своем отце и его собеседниках Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах. Неслучайно ему снятся сражения, в которых он всех побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов».

Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, однако всем строем своих чувств он – воин. Суровой сдержанностью герой отличался еще с ранних лет. Юноша гордится этим: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега: ведь их теперь никто не увидит.
Трагическое одиночество в монастыре закалило силу воли Мцыри. Неслучайно, что он сбежал из своего «заточения» в грозовую ночь: то, что устрашало боязливых монахов, наполняло его сердце бодростью и чувством братства с грозой. Мцыри не страшила могила: в ней нет страдания.
Мужество и стойкость юноши проявились в битве с барсом, в ней с наибольшей силой раскрывается героическая сущность характера юноши. Несмотря на всю близость к природе, Мцыри – представитель иного «царства», человеческого, которое не может строиться и существовать только по природным законам.

На пути в «край отцов» юноша переживает еще одну встречу, которая имеет символико-обобщенный смысл, - встречу с девушкой-грузинкой. Но герой преодолевает соблазн уединенного счастья и покоя вдали от родины, от мира «тревог и битв». Он так и не зашел в саклю, где скрывалась юная грузинка: «Я цель одну, пройти в родимую страну, имел в душе».

Трагичность Мцыри проявляется в его внутренней противоречивости. Он далек от гармоничности. Одно из его противоречий – между силой духа и слабостью тела – отражает не только пагубность воздействия монастырской атмосферы, но и более глубокий конфликт философского плана, который заключается в противоборстве между бесконечными возможностями человеческого духа и конечностью существования «бренного» тела.

Исповедь героя многозначно соотносится с авторским вступлением к поэме. Если эпиграф напоминал о временах библейско-легендарных, то в начале пролога говорится о реально-достоверном прошлом – об истории древнего монастыря, многострадального грузинского народа. Далее повествование переводится из общеисторического плана, предмет которого – судьба государства и народа, в план личностный. Здесь излагается история судьбы конкретного человека – Мцыри. Поэт движется последовательно от большой к малой истории, а от нее – к отдельной личности, «песчинке» истории. Двойной взгляд поэта на своего героя, извне и изнутри, сближает и разделяет его с ним.

Трагизм главного героя заключается не только в том, что он не находит конкретного пути, ведущего его на родину, к свободной естественной жизни, но и в том, что такого пути нет вообще, ибо нет возврата назад в историческое прошлое. Лермонтов в поэме «Мцыри» запечатлен «вечный ропот» человека, его вечный поиск, неустанную борьбу за созидание и утверждение в себе и в мире высших человеческих ценностей.

Увещевания старого монаха не заставляют Мцыри раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут среди близких. Обстоятельства оказались сильнее его, герой напрасно спорил с судьбой. Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом литературы, воплощением мужества и героизма.

    Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт, создавший необыкновенно много произведений за свою яркую, но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра, в котором не работал Лермонтов. Мне очень нравится его поэма “Мцыри” за необыкновенную мелодичность и напевность...

    В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле...

    Ученые спорят: «Мцыри» или «Демон» - последнее слово Лермонтова- романтика, какая из этих поэм идейно-эстетически выше? Оба произведения принадлежат к вершинам достижения мировой романтической поэмы. Вначале был создан «Демон» (начата поэма в 1829 году;...

  1. Новое!

    Одной из любимейших книг юношества являетеся поэма Лермонтова «Мцыри». Страстная, написанная как бы одним дыханием, она близка молодежи неудержимым порывом к счастью, яркостью и определенностью чувств. С конца прошлого столетия поэма заняла прочное место...

  2. В романтической поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов раскрывает необычную судьбу молодого горца, волею случая вырванного из родных мест и заброшенного в монастырь. С первых же строк становится ясно, что Мцыри не присуща покорность, что в душе он мятежник....

    Поэма “Мцыри” - один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой...

Поэма «Мцыри», один из лучших образцов литературы эпохи романтизма, представляет собой произведение ярко метафоричное, построенное на масштабных, выразительных и хорошо запоминающихся образах. Практически каждый элемент поэмы несёт ту или иную смысловую нагрузку, будучи средством для выражения автором определённой идеи, под которую подводится практически всё – от композиции произведения до набора эпитетов для различных объектов.

Побег главного героя из монастыря – сюжетообразующий момент в произведении – вместе с последующими скитаниями за пределами его стен также с полным основанием может быть назван масштабной и развёрнутой метафорой поисков свободы, предназначения и истинной цели в жизни. Если рассматривать этот эпизод с такой точки зрения, нетрудно увидеть, что не случайно именно монастырь становится местом действия в поэме. Он выбран автором не только с целью изображения физически замкнутого пространства, но также как образ закрытости социальной и духовной, что в данном случае видится более существенным. Не менее важным моментом является также то, что монастырь, в отличие от тюрьмы (которая также вполне могла бы стать местом действия в поэме о поисках свободы и с которой монастырь неоднократно сравнивается), – место, куда, как правило, отправляются по доброй воле. Есть основания предполагать, что именно момент добровольного лишения себя свободы был для автора особенно важен. Люди, отказавшиеся от воли, скрывшиеся от мира по своему желанию пытаются навязать это же самое желание главному герою, изображённому в поэме личностью сильной, смелой и изначально не приспособленной к затворническому и ограниченному существованию.

Неслучайно Мцыри бежит из монастыря в грозу – когда все прочие монахи в ужасе толпятся в молитвенном зале, перепуганные грозным и непонятным явлением. Мцыри же устремляется навстречу стихии, которая видится ему столь родной и близкой. Нетрудно увидеть сходство образа грозы как исключительного природного явления с образом романтического «исключительного героя в исключительных обстоятельствах». Это своего рода уподобление героя стихийному явлению немало говорит о характере Мцыри и позволяет автору полнее раскрыть его образ.

Главы поэмы, посвящённые странствованиям Мцыри, также наполнены метафорами, через которые описаны многочисленные и разнообразные явления «большого мира», с которым сталкивается главный герой. Одиночество, поиск родственных связей, необходимость проявлять инициативу, лишения, любовь, борьба – всё это облечено в яркие и ёмкие образы, искусно вписанные в хронологические рамки трёх дней. Три – мистическое число, часто встречающееся в литературе и фольклоре и, скорее всего, избранное автором неслучайно. За это время главный герой успевает познать свободу и столкнуться как с положительными, так и с отрицательными сторонами жизни во внешнем мире. Однако же, какие бы лишения не приходилось выносить Мцыри на свободе, у него ни разу не возникает желания вернуться обратно. Свобода показана в поэме как естественное состояние человека – в противовес закрытому монастырскому существованию, подчёркнуто неестественному.

Но в то же время постоянно обращается внимание на то, что к этому нормальному, природному состоянию Мцыри не приспособлен. Выращенный в неволе, он не находит себе места в мире свободных людей. В своём монологе главный герой постоянно подчёркивает свою отчуждённость от них: «Я был чужой / Для них навек, как зверь степной». Для него, столько лет страстно желавшего вырваться за пределы монастырских стен, жизнь на воле среди таких же, равных ему по духу людей оказывается невозможна. Введённое в текст обоснование того, почему Мцыри бежал из монастыря – желание отыскать родину и семью – можно рассматривать как метафорическое изображение поисков духовного родства. В таком ракурсе ещё выразительней выглядит финал поэмы – возвращение Мцыри после долгих изматывающих странствий к тому же самому месту, откуда он сбежал. Естественное бытие, свобода оказываются для него гибельны; то, что должно было возвратить ему жизнь, страшным и парадоксальным образом его убивает. «Цветок темничный», как называет он сам себя, Мцыри попросту не может существовать вне своего заточения. Многолетнее затворничество и попытки переломить его свободолюбивую натуру не смогли победить его естественного стремления к жизни на воле, но в то же время отняли у него возможность такой жизни. Поэтому нетрудно понять, почему побег Мцыри завершился у стен монастыря – иного исхода быть и не могло. Это позволяет говорить о наличии в поэме не только очевидной проблемы свободы и неволи, лежащей в основе конфликта большинства романтических произведений, но также проблеме более глубокой – противоречия между необходимым и возможным. Свобода необходима Мцыри – её отсутствие медленно убивает его на протяжении многих лет монастырского заточения. В то же время она для него абсолютно невозможна. Свобода в чистом виде убивает Мцыри за три дня. В этом состоит конфликт произведения, не находящий своего разрешения. Таким образом, смерть главного героя представляется единственно возможной развязкой поэмы – и наилучшим выходом для самого Мцыри.

«Мцыри» - пламенная поэма М. Ю. Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Часто он
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной.
И Мцыри убежал. Три дня он бродил средь лесов, прятался, как зверь, от людей, испытывал недостаток в пище, но именно здесь, на воле, он был по-настоящему счастлив.
Но не только тоска по земле родной томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери, ни отца, ни братьев, ни сестер, ни хороших, надежных друзей.
В душе я клятву произнес:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
А также Мцыри совершил побег с целью «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также «узнать, прекрасна ли земля». И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме - монастырю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:
Казалось, звон тот выходил
Из сердца - будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни.
В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г. Белинский так писал об этом: «...что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью...»

В своей поэме «Мцыри» Михаил Лермонтов показал свой идеал свободолюбивого человека, который жизни своей не мыслил в неволе. Все мысли, стремления и действия главного героя произведения были направлены на одно – вырваться из ненавистных ему монастырских стен и, хоть не на долго, но почувствовать себя свободным.

В произведении рассказана трагическая судьба грузинского мальчика. Когда Мцыри был еще ребенком, его против воли вырвали из родных мест - взяли в плен, и увезли далеко от дома. По дороге мальчик заболел. Поэтому его пришлось оставить в придорожном монастыре, в котором он и вынужден был проводить свои годы.

Мальчик рос странным и нелюдимым. Им всегда руководила одна мечта – о воле. Для него монастырская жизнь казалась невыносимой. Ведь он родился в свободном горном крае и видел раньше совсем другую жизнь: вольную, полную и опасностей, и возможностей – всего, о чем только мог мечтать свободолюбивый человек. Он очень тосковал по той жизни, и все годы, проведенные им в монастыре, он лелеял в душе мечту о воле.

Монастырь для Мцыри был подобен тюрьме, в которую большинство людей заключали себя добровольно, отказываясь от благ свободы. Они отказались и от полноты жизни, которую нельзя ощутить, живя в страхе и покорности.

Все это юноша ненавидел. И вот, когда представилась возможность, он бежал из монастыря. Он совершил этот поступок в надежде найти дорогу туда, где он прожил самые счастливые свои годы – к дому. Но даже поняв, что ему не добраться туда, Мцыри все равно ощущает себя на воле счастливым. Он говорит об этом старцу после того, как был найден раненым и возвращен в монастырь.

В предсмертном монологе героя звучат и горечь тоски по воле, и упреки за то, что монахи приютили его. Он бы, будь на то его воля, с радостью променял свою жизнь на ту, что осталась за монастырскими стенами. А дни, проведенные в побеге, остались для него самыми счастливыми.

В поэме представлен человек, не желающий мириться даже с вынужденными обстоятельствами. Но, поняв свое бессилие против них, он не видит смысла в дальнейшей своем существовании. Его побег из монастыря – это попытка приближения к своей мечте, свободе, за которые Мцыри готов отдать всю жизнь.

Почему убежал Мцыри?

В своей предсмертной исповеди юноша рассказывает, что томило его все эти годы, и что хотел он совершить. Жизнь в монастыре ничем не отличалась от плена. Его душа была скована, он ощущал себя рабом, неспособным на самовыражение. Он вспоминает отца, сестер.

Ему хочется вернуться домой, где он был счастлив, слиться с природой, стать опять свободным. На пути к его свободе встал барс. Мцыри не отступил, не побежал. Боролись два сильных существа, каждый жаждал свободы. Мцыри сам превратился в зверя.

Я пламенел, визжал, как он:
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков...

Беглец победил, но получил страшные раны от когтей своего соперника. Он умирает с печалью и радостью. Его мечта не осуществилась: он не вернулся в родные места, не вдохнул свободный воздух родины.

Его бунтарский дух ищет выхода даже в смерти. На смертном ложе Мцыри видит выход. Свою свободу он обретет в раю, где никто не будет над ним властен.

Мцыри был прототипом старца, которого встретил Лермонтов. Но какая разная судьба. Старец всю свою жизнь провел в неволе, был рабом и телесно и душевно. Мцыри всего три дня был свободным и умер счастливым человеком.

Поэма «Мцыри» учит быть решительными в своих поступках и никогда не отступать от намеченной цели. Лучше быть свободным всего три дня, чем рабом всю жизнь.

Находясь в ссылке на Кавказе, М.Ю. Лермонтов много путешествовал по окрестностям. Однажды проезжая мимо монастыря он встретил старца, который рассказал ему о своей горькой судьбе. Маленьким ребенком он попал в плен. Долго печалился о своей родине, но потом так и остался на чужбине, втянулся в унылую и однообразную жизнь.

Лермонтов давно вынашивал идею написания произведения с таким содержанием. Так появилась на свет поэма «Мцыри». Повествование в поэме ведется от первого лица, главного героя произведения.

Боевой генерал оставляет монахам больного измученного иноверца, лет шести. Мальчик был дикий, отказывался принимать пищу, ни с кем не разговаривал, и только «смотрел, вздыхая на восток...». Мцыри, так его назвали в монастыре, вырос, превратился в красивого статного юношу, но все также он оставался наедине с собой. В ночь, когда Мцыри нужно принять монашеский обет, он исчезает. Почему? Ведь здесь его вылечили, дали приют, определили его дальнейшую судьбу. Мцыри не было три дня. Находят его в степи, изможденного и смертельно раненого, «и близок стал его конец».

Несколько интересных сочинений

  • Анализ повести Гоголя Заколдованное место

    Произведение является составной частью сборника повестей под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повествование в повести ведется от лица дьячка некой церкви

  • Образ и характеристика Платона Каратаева в романе Война и мир Толстого сочинение

    Олицетворением всего русского народа, квинтэссенцией его лучших качеств, стал в романе образ Платона Каратаева. Несмотря на то, что появляется он очень ненадолго, этот персонаж несёт на себе огромную

  • Анализ рассказа Чехова Размазня сочинение

    Образ «маленького человека» нашел отражение в рассказе А.П. Чехова «Размазня». В самом начале складывается впечатление, будто размазней является главный герой рассказа: хозяин дома, отец двоих детей, так как он вычитает деньги

  • Тема любви в творчестве, лирике Есенина сочинение

    Любовная тематика красной нитью проходит через все этапы творческого пути великого русского поэта. Сергей Александрович Есенин в каждую сочиненную строку словно вкладывал частичку своей души, выражая искреннюю любовь к родному краю, к природе, к людям.

  • Герои произведения Тихий Дон Шолохова

    В романе «Тихий Дон» встречается около 800 персонажей. 30 из них играют главные роли в проведении.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.