Роль церкви в собирании русских земель. Русская православная церковь в борьбе с ордынским игом

Завершающий этап русских земель начинается с княжения Дмитрия Ивановича Донского (1362 - 1389 гг.), который получил ярлык на великое княжение после достаточно острого соперничества с суздальским князем Дмитрием Константиновичем. Главное событие правления князя Дмитрия - Куликовская битва, о подготовке, ходе и значении которой очень много написано. Но нельзя забывать, что Дмитрий получил ярлык на великое княжение в возрасте 12 лет, что не позволило ему совершенно самостоятельно решать государственные дела. Одной из опор юного князя в это время стала Православная Церковь.
Было бы ошибкой говорить о роли Православной Церкви в политической жизни русских земель в целом и Москвы в частности только во второй половине XIV в. Церковь играла в жизни средневековой Руси огромную роль. Особенностью православия является то, что эта ветвь христианства традиционно строила свои отношения с государством по принципу симфонии, то есть в отличие от католицизма не претендовала на верховенство над светской властью, а как бы дополняла ее. Но это не мешало ей занимать исключительное место в политической сфере, особенно в период ордынского владычества XIII - XV вв.
Русская церковь жестоко пострадала от варварства монголо- татар во время завоевания Руси и подвергалась иногда подобным разгромам во время ордынских набегов. Но в мирное время Православная Церковь получила полную свободу и широкие льготы. По распоряжению великого хана Гуюка и хана Батыя после первой податной переписи 1246 г. духовенство было освобождено от выплаты «выхода» и всех остальных поборов. Такое привилегированное положение русской церкви от начала монгольского владычества до его окончания оставалось, по существу, неизменным. Не произошло перелома даже после признания ислама государственной религией Орды при хане Узбеке (1313). Видимо, утверждение новых верований не могло сразу отменить ясы Чингисхана, где утверждалась веротерпимость. Кроме того, порвать с прошлым быстро не позволяла жизнь. Как предшественник Узбека, хан Тохта был женат на дочери греческого императора Андроника Старшего, так и сам Узбек был женат на дочери Андроника Младшего; свою сестру Кончаку он выдал замуж за московского князя Юрия Даниловича. То есть были очень сильные родственные связи ханов с православным миром. В конце же своего владычества над Русью расколотые усобицей ханства уже просто не имели сил для изменения сложившихся отношений с православным духовенством.
По-другому выглядит отношение русской церкви к Орде на протяжении ее двухвекового владычества. Здесь налицо изменение позиции от явного сотрудничества (хотя и вынужденного) в конце XIII века к подспудной работе по сплочению русских сил против Орды в XIV - XV вв.
Как известно, со времен Владимира Крестителя центром русского православия был Киев, где находилась кафедра митрополита - главы Русской Православной Церкви. Но с потерей Киевом экономического, политического могущества, а позднее и просто какого-либо значения, центр русского православия неизбежно должен был переместиться, что и произошло при митрополите Максиме (1287 - 1303).
В 1299 г. Киевская земля и сам город подверглись страшному татарскому опустошению. Как свидетельствует летопись, разбежались все жители, был вынужден спасаться бегством и митрополит. В 1300 г. он приехал во Владимир на Клязьме, куда и переместилась митрополичья резиденция. Максим скончался в 1303 году и был погребен не в Киеве, как его предшественники, а во владимирском Успенском соборе. Этот факт значительно усилил авторитет северо-восточной Руси, значение Великого Владимирского княжества.
Но уже следующему русскому митрополиту Петру (1308 - 1326) суждено было связать судьбу центра русской православной церкви не с Владимиром, а с Москвой, что стало важнейшим фактором ее возвышения.
Привлечение главы церкви в союзники было заслугой московской дипломатии и результатом недальновидности тверской дипломатии. Великий князь Михаил Ярославич Тверской не смог примириться с провалом своего кандидата на пост митрополита и достойно принять ставленника константинопольского патриарха - митрополита Петра. Великий князь всячески пытался свергнуть неугодного главу русской церкви. Успеха в этом он не достиг, но очень навредил этой враждой себе: митрополит Петр, получая покровительство удельного Московского князя Ивана Даниловича, все чаще жил не в стольном Владимире, а в небольшой Москве. Союз митрополита и московского князя оказался весьма прочным, не имея возможности официально перенести резиденцию в Москву, Петр завещал, нарушая греческие установления, похоронить себя в московской Успенской церкви - первом каменном храме в Москве, заложенном в 1326 г.
Поддержка митрополитом Петром московских князей сыграла значительную роль в усилении их авторитета и была по достоинству оценена: Петр был канонизирован и стал одним из самых почитаемых московских святых.
Став великим князем, Иван Калита продолжал свою гибкую политику в отношении митрополита Феогноста (1328 - 1353). Посетив стольный Владимир, новый глава русского православия проследовал в Москву, окончательно обосновался там, что и позволяет считать его появление в будущей русской столице датой перенесения туда митрополичьей кафедры. Феогност стал активнейшим помощником московских князей в их объединительной политике. С его именем связано также и активное строительство каменных церквей в московской земле.
Значительно более видную роль в подчинении русских земель в консолидации их против ордынской власти сыграл преемник Феогноста митрополит Алексий (1353 - 1377). Алексий был сыном черниговского боярина Феодора Бяконта, который перешел на службу к московскому князю Даниилу Александровичу и занял одно из первых мест при его дворе. Сын боярина Феодора Симеон (в монашестве Алексий) был крестником самого Ивана Калиты, он получил прекрасное образование. Он после шестилетней монашеской жизни был приближен митрополитом Феогностом. После его смерти стал митрополитом Владимирским и всея Руси первым из москвичей. Он не просто жил в Москве, а стал видным государственным деятелем. Уже при Иване Красном Алексий играл значительную роль в управлении государством. После смерти Ивана II митрополит стал регентом при его малолетнем сыне Дмитрии - наследнике московского престола. Это единственный случай в русской истории, когда духовное лицо оказалось во главе светской власти. Алексий сделал все возможное, чтобы сохранить и упрочить власть московских князей. При его активном участии в 1362 г. князю Дмитрию Московскому был возвращен ярлык на великое княжение. Митрополит неоднократно употреблял свою духовную власть, чтобы примирить враждующих князей и «привести их под руку Москвы». Фактически деятельность Алексия была направлена на объединение русских сил, именно он сделал очень много для подготовки Куликовского сражения. Но увидеть результаты своего труда ему не удалось. Алексий скончался за три года до Донской битвы, позднее был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
Приход на Куликово поле полков почти из всех земель северо-восточной Руси был результатом объективной победы центростремительных сил перед лицом ордынского ига, но, с другой стороны, это был и результат победы новой нравственной идеи, выразителем которой стал другой религиозный деятель второй половины XIII в. - Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский (1322 - 1390), при рождении Варфоломей, родился в обедневшей семье ростовского боярина Кирилла. В возрасте 23 лет он стал монахом. Более всего Сергий известен как основатель Троице-Сергиева монастыря недалеко от Москвы. Но его значение для русской истории и для людей, живших во второй половине XIV в., велико.
Сергий стал создателем нового нравственного идеала своей эпохи. Среди крови, насилия, усобиц он призвал людей к спокойному самосовершенствованию души, именно в этом усмотрев путь к новой жизни русского народа. Воплощением нравственного идеала стала монашеская община, которая жила согласно уставу, разработанному Сергием. Общее имущество, постоянный труд, который давал пропитание, смирение, принципы братства и любовь к ближнему - эти идеи оказались понятными, близкими многим современникам Радонежского. Его ученики, покидая Троицкую обитель, стали основателями монастырских общин во всех уголках русской земли. Авторитет и известность Сергия привели его к сближению с митрополитом Алексием. Эти два религиозных деятеля, видимо, оказались близкими по своим взглядам на судьбу русской земли, их объединяла боль за ее беды.
Позиция Русской Православной Церкви, выработанная митрополитами Петром, Феогностом, Алексием с тех пор сохранялась и выражалась в поддержке сильной единодержавной власти московских князей.
Положение Русской Православной Церкви в политической сфере еще более упрочилось, когда началось ее обособление от Константинополя. Произошло это после подписания Флорентийской унии западной и восточной церквей (1439 г.). В Ферраро- Флорентийском соборе принимал участие и русский митрополит Исидор, проявивший себя как твердый сторонник униатства. Но на Руси объединение с католиками, «латинами», вызвало бурное возмущение. Великий князь московский Василий II объявил Исидора «лжепастырем» и повелел заключить его в тюрьму (откуда он вскоре бежал в Рим). В 1441 г. рязанский епископ Иона впервые после крещения Руси был наречен в митрополиты не константинопольской патриархией, а Собором русских епископов. Так вековая зависимость от Византии в делах духовных оказалась поколебленной. Это был еще один шаг по пути формирования сильного единого независимого государства во главе с единодержавными московскими князьями.
Отсчет роста единодержавной власти правомерно вести с великого князя Дмитрия Ивановича Донского, который первым оставил своему старшему сыну Василию великокняжескую власть и Московский удел по завещанию как свою вотчину.
Василий I Дмитриевич (1389 - 1425 гг.) продолжил политику своего отца по собиранию русских земель и ослаблению власти татарских ханов. Его тридцатишестилетнее правление не оставило потомкам блестящих дел, выигранных сражений. Но сын не растерял отцовского наследства, сумел сохранить его и укрепить. В 1392 г. Суздальско-Новгородское княжество было присоединено к Московским владениям. Рязань вошла в «фарватер» московской политики. Новгород посадил князем брата Василия Дмитриевича, Константина (1408 г.).
Василий Дмитриевич пытался завершить дело освобождения от орды союзом с Гедиминовичами, княжеством Литовским и Русским. Но этот союз был столь опасен и для Орды, и для католического Ордена, что эти силы не позволили закрепиться наметившемуся сближению. После польско-литовской унии 1385 г. противостояние двух центров объединительной политики усиливается.
Все более активную роль в этом пытаются играть ордынские ханы. Но Орда в начале XV в. сама переживала смутные времена: начался распад некогда могущественного государства, у ордынцев уже нет сил, чтобы усмирить непокорную Русь. Видимо, не случайно в 1395 г. Тамерлан ушел из русских земель, не вступив в сражение. Едигей в 1408 г. разграбив, нанеся огромный урон Рязани, Переяславлю, Юрьев-Польскому, Ростову, Дмитрову повернул восвояси, не взяв Москвы и не получив никакого политического выигрыша. Москва за своими белокаменными стенами (первый каменный Кремль был возведен в 1367 г.) становилась неодолимой для врагов. Фактически в начале XV в. в северо-восточных землях сложилась новая ситуация, было осознано чувство национального единства, родилось стремление к сильной власти, способной защитить от произвола и татар, и литвы.
Но смерть Василия I (1425 г.) привела к новому витку усобиц. Если раньше за великое княжение с Москвой на равных спорили тверские, суздальские князья, то теперь эту власть у потомков Калиты не мог оспаривать никто. Усобица возникла внутри московской княжеской семьи.
В соответствии с новым порядком Василий I завещал московский престол и великое княжение своему старшему сыну Василию. Но брат Василия I, Юрий Дмитриевич, отказался признать право племянника на престол. Доводы Юрия Дмитриевича основывались на старинном обычае, когда власть переходила от старшего брата к младшему. Этот «горизонтальный» порядок наследования фактически изжил себя и был заменен на новый: Владимирское княжение как вотчина передавалось по завещанию от отца к сыну. В новой форме наследования отразились и новые отношения земельной собственности, и новый политический порядок, утверждающийся на Руси.
Собрав силы, противостоящие стороны начали борьбу, которая с переменным успехом, с перерывами длилась четверть века. Ушел из жизни Юрий Дмитриевич, в борьбу вступили его сыновья - Юрий Косой и Дмитрий Шемяка. Князь Василий Васильевич был пленен и ослеплен. Московский престол несколько раз переходил из рук в руки. Какие же силы участвовали в этой длительной и ожесточенной борьбе?
На всех этапах Василия Васильевича поддерживала церковь. И митрополит Фотий, и митрополит Иона, поставленный уже Василием II, однозначно проводили линию в поддержку нового порядка устройства власти. В этом же лагере еще находились ордынские ханы, которых не устраивала победа Юрия Дмитриевича и его сыновей, так как те были в близких отношениях с Литвой, в частности с великим князем Свидригайло Ольгердовичем. Большинство московского боярства, служилых землевладельцев также стояли за Василия II Темного.
Юрий Дмитриевич, затем Дмитрий Шемяка опирались на поддержку северных городов Руси, где были сильны торгово-ремесленные слои, свободное крестьянство.
Замечательный советский исследователь А.А. Зимин увидел в этом противостоянии не просто сторонников и противников централизации, а представителей двух путей развития рождавшегося русского государства. Победа центральных земель над севером предвещала, по мнению А. А. Зимина, победу крепостнических отношений над зарождавшимися буржуазными.
В 1447 г. Василий II победоносно возвратился в Москву и занял престол. Но только в 1450 г. Дмитрий Шемяка был выбит из своей вотчины - Галича - и бежал в вечно оппозиционный Новгород, где и умер в 1453 г.
Последнее десятилетие княжения Василия Темного - время установления неограниченной власти московского князя над всей северо-восточной Русью. Он наложил руку на владение своих врагов Шемячичей: Можайск перешел в великокняжескую казну. Был организован карательный поход против вятичей. В 1456 г. Василий II направил войско против Великого Новгорода, сил для сопротивления у новгородцев не было, и они сочли за благо выплатить огромную контрибуцию и подчиняться власти великого князя. Рязанские земли перешли к Москве.
А чуть раньше произошло событие, не сразу до конца оцененное современниками. В 1449 г. Василий Темный и польский король Казимир заключили договор. Это соглашение фактически положило конец противоборству Москвы и Вильно в собирании русских земель. Окончательное подчинение русско-литовских земель польской короне привело к их постепенному окатоличиванию. Роль русского центра Литва играть далее не могла. По договору 1449 г. польско-литовские магнаты отказывались от посягательств на Новгород и Псков, на русско-литовско-польской границе установилось затишье. Фактически этот договор на долгое время прочертил границы влияния Польши и католической церкви на древнерусские территории.
Так в конце XIV - первой половине XV в. шел процесс складывания сильного централизованного государства, которое уже не могло мириться с властью Орды. Но сделать последний шаг в этом направлении предстояло сыну Василия II Ивану III, который в 1462 г. унаследовал великое княжение по завещанию отца.

Роль русской православной церкви в объединении Руси в XIV-XV вв

Появление на Руси выдающихся церковных деятелей, светочей нравственности и патриотизма

Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла Русская православная церковь. Это выражалось в том, что церковные деятели – митрополиты, руководители крупных монастырей оказывали мощную моральную поддержку московским князьям, не жалели денег на организацию русского войска, вдохновляли русских князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель.

Митрополит Петр , первый переехавший в Москву, и его преемники оказали большую поддержку Москве в ее объединительных усилиях. Их деятельность неразрывно была связана с деятельностью Ивана Калиты и его сыновей.

Митрополит Алексий (ок.1293 – 1378) встал рядом с Дмитрием Ивановичем , когда тот в мальчишеском возрасте занял родительский трон. Он поддерживал Дмитрия во всех его патриотических делах. Это был умный, образованный, обладающий твердым характером человек. И одновременно отличался благочестием и скромностью в личной жизни. Алексий был настоящим пастырем душ человеческих. Митрополит Алексий использовал авторитет церкви, чтобы предотвратить княжеские междоусобицы в Нижнем Новгороде. Глава церкви пытался воздействовать на враждовавших членов нижнегородско – суздальской династии, использовав посредничество суздальского епископа Алексия. Когда Алексий отказался исполнить волю главы церкви, последний прибег к решительным действиям. Он объявил об изъятии Нижнего Новгорода и Городца из состава епископства и взял название города под свое управление. Вскоре суздальский епископ лишился кафедры. Сохранились сведения о том, что митрополит направил в Нижний личного эмиссара игумена Сергия, затворившего в городе все церкви.

Когда Русско – литовская война грозила окончательно расколоть общерусскую церковь, руководство вселенской православной церкви решительно встало на сторону Москвы. В 1370 году патриарх Филофей подтвердил постановление, «чтобы литовская земля ни под каким видом не отлагалась и не отделялась от власти и духовного управления митрополита Киевского» (Алексия).

Филофей убеждал всех русских князей оказывать почтение и послушание митрополиту Алексею как представителю патриаршей власти, заместителю самого патриарха, «отцу и учителю душ». Одновременно глава вселенской церкви решительно осудил нападения Литвы на Москву, а князей, помогавших литовцам, заклеймил как нарушителей божественных заповедей. Позднее Алексий был канонизирован Русской православной церковью.

Большое влияние на всю русскую жизнь оказал святой Сергий Радонежский (ок.1321 -1391).

Каковы были причины возвышения Москвы?

Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С

юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское

княжества, с северо-запада - Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие

Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало притокнаселения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла,сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий.Через Москва-реку и реку Оку Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги и систему волоков оно было связано с новгородскими землями. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского -Ольгерда.Соотношение сил на Руси изменилось в пользу Москвы. В самой Орде начался период «великой замятии» (50-60-е годы XIV в.)- ослабления центральной власти и борьбы за ханский престол. Русь и Орда как бы «прощупывали» друг друга. В 1377 г. на реке Пьяне) московская рать была сокрушена ордынцами. Однако закрепить успех татары не смогли. В 1378г. войско мурзы Бегича было разбито Дмитрием на реке Воженс(Рязанская земля). Эти сражения были прелюдией к Куликовской битве.

Роль Русской православной церкви в объединении русских земель

Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла в это время Русская православная церковь. Это выражалось в том, что церковные деятели - митрополиты, руководители крупных монастырей оказывали мощную моральную поддержку московским князьям, не жалели денег на организацию русского войска, вдохновляли русских князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель Митрополит Петр, первый переехавший в Москву, и его преемники оказали большую поддержку Москве в ее объединительных усилиях. Их деятельность неразрывно была связана с политикой Ивана Калиты и его сыновей. Митрополит Алексий (ок. 1293- 1378) встал рядом с Дмитрием Ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте занял родительский трон. Он поддерживал Дмитрия во всех его патриотических делах. Это был умный, образованный, обладающим твердым характером человек, одновременно отличавшийся благочестием и скромностью в личной жизни. Он был канонизирован Русской православной церковью. Большое влияние на всю русскую жизнь оказал святой Сергий Радонежский (ок. 1321-1391). Стоит заметить, что в отроческом возрасте Варфоломей (так звали Сергия до пострижения в монахи) отличался склонностью к уединению, книжному чтению, постоянному труду и высокой религиозностью, которая удивляла окружающих. После смерти родителей, обедневших бояр, Варфоломей отказался от наследства и ушел в монастырь, где уже находился его старший брат. Там он уговорил брата принять еще более трудный и тяжелый обет - уединиться, уйти жить в пустынь и там посвятить себя Богу. В густом Радонежском лесу впервые на Руси Сергий организовал монастырь на новой, общежительной основе. Это означало, что в отличие от прежних особножительных, или келийных, монастырей, теперь все монахи жили одним общим хозяйством, не имели личного имущества и не могли заниматься личным предпринимательством. Сергий призвал их жить в братстве, любви и служить друг другу. Интересно, сам он, уже будучи игуменом монастыря, часто помогал братьям-монахам, таскал бревна, чинѝл их жилища, выполнял другую тяжелую работу. Не случайно имя Сергия знала вся Русь, к его голосу прислушивался и великий князь, и последний горемыка-крестьянин. Несколько позже совершает свой отшельнический подвиг московский монах Симонова монастыря Кирилл (ок. 1337-1427), выходец из знатной боярской семьи. Он уходит из Москвы в далекий Белозерский край и там в лесной чаще копает себе землянку-келью и ставит крест. Это было началом знаменитого на Руси Кирилло-Белозерского монастыря. Добродетельный и скромный образ жизни, наполненный трудами и молитвами, отказ от стяжания, т. е. накопления денег и вещей, привлекают к Кириллу людей. Он учит добру, высокой нравственности, взаимопомощи, трудолюбию, преданности родной земле. Кирилл также был канонизирован Русской православной церковью. Но мирские интересы, мирские страсти проникали и за монастырскую ограду, входили в монашеские кельи, меняли жизнь монастырского братства. Монастыри обрастали хозяйством. Князья наделяли их землями, появлялась собственная пашня, которую обрабатывали зависимые крестьяне. Развивались торговые операции. Трудно было сохранять святость в этих условиях. При этом истинные ревнители религии старались сочетать христианские идеалы с житейскими условиями.



Куликовская битва.

Чтобы помешать Мамаю соединиться с Ягайлом, Дмитрий спешил дать татарам генеральное сражение. Исход борьбы решила битва 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле - на правом берегу Дона при впадении в него р.Непрядвы. Переправившись сюда, русское войско сознательно отрезало себе путь к отступлению, уничтожив все мосты, сооруженные для переправы. Русские намеревались биться до конца.

Стратегическое положение русского войска было выгодным - оба фланга прикрывались рекой и оврагом, татарской коннице негде было развернуться. Рано утром 8 сентября на холмистой равнине Куликова поля войска противоборствующих сторон заняли свои места перед сражением. Русские воины были построены в северной части поля с учетом ведения боя из глубины. Впереди основных сил стоял сторожевой полк - ему предстояло принять на себя первый удар конных ордынских лучников и удержать их на расстоянии от основного строя. За ним следовал передовой полк - он должен был сдержать и ослабить атаку лучников. В центре русских войск находился большой полк - он был поставлен под главный удар ордынцев. По флангам на одной линии с большим полком разместились полки правой и левой руки. Тыл передовых главных сил прикрывал полк резерва на случай прорыва. И наконец, в Зеленой Дубраве скрывался отборный засадный полк - его внезапный удар должен был внести в нужный момент перелом в ход сражения.

По сложившейся традиции сигналом к общему побоищу был поединок богатырей-добровольцев - громадного татарина Челубея и инока Троице- Сергиева монастыря Пересвета. Они сшиблись на конях с такой силой, что тут же пали мертвыми.

Первым столкнулся с ордынским авангардом сторожевой полк и выполнил свою задачу - лучники не смогли внести замешательство в русские ряды. В закипевшей битве ордынская конница свой главный удар обрушила на большой полк. Однако бесстрашные воины, под командованием тысяцкого Тимофея Вельяминова, бились упорно и выстояли, несмотря на большие потери. Им на выручку подошел полк резерва во главе с Дмитрием Ольгердовичем.

Не добившись прорыва в центре и на правом фланге русских войск, Мамай перегруппировал свои силы для удара их на левый фланг. Углубившись в расположение русского полка левой руки, он уже предвкушал победу и ввел в бой все свои силы. Это был роковой просчет. Увлекшись преследованием полка левой руки, татары миновали дубраву. В это время с фланга и с тыла на них ударил засадный полк во главе с Владимиром Серпуховским и Боброком Волынским, который смял и расстроил войска противника. Одновременно перешли в наступление конные и пешие воины полка правой руки и большого полка. Ордынцы побежали. Бегство самого Мамая только усилило панику. Их преследовали всю вторую половину дня. Только вечером полки возвратились под свои знамена в боевые порядки. Потери в битве с обеих сторон были огромными - пало около 200 тыс. человек. За победу на Куликовом поле народ стал называть Дмитрия Ивановича Донским. Его твердость и уверенность, личная отвага в бою служили примером не только князьям и воеводам, но и каждому рядовому воину.

Историческое значение Куликовской битвы в том, что ее результат привел к краху татарско-литовских планов раздела Руси.

Битва показала возможность победы над татарами, дала новый импульс силам, стремящимся к государственному единству Руси, объективно способствовала усилению Московского княжества - центра, стремившегося объединить Русь.

В 1382 г. татары под руководством хана Тохтамыша совершили новый поход на Русь. Он оказался неожиданным для Дмитрия Донского, уехавшего из Москвы собирать войска. Несмотря на героическое сопротивление москвичей, Тохтамыш взял Москву и сжег ее. Нового сражения с Дмитрием Донским он избегал. Поход 1382 г. вернул Золотой Орде власть над Русью, вновь была взята дань, притом - в особо тяжелой форме. Но после разгрома Тохтамыша Тимуром и нового обострения внутренней борьбы в Орде, тяжелые формы даннической зависимости Руси были ликвидированы. Таким образом, именно в период Дмитрия Донского, благодаря его успехам в борьбе с местными феодалами и внешними врагами, был сделан важный шаг в процессе объединения русских земель вокруг Москвы, преодоления феодальной раздробленности и усиления великокняжеской власти, создания единого русского государства. Однако до полного освобождения Руси от монголо- татарского ига оставалось еще целое столетие.

контрольная работа

I. Роль русской православной церкви в объединении Руси в XIV - XV веках

Влияние варягов на становление русской государственности

Варяги это - древнее скандинавское племя. В русских летописях с варягами связывают начало государственности на Руси. Слово "русь" у восточных славян появляется с приходом сюда варягов из Скандинавии, которые принадлежали к племени русь...

Государственные реформы Петра I

К церковной реформе Петр шел давно. Поворот наметился в октябре 1700 г., когда умер патриарх Адриан. Царь не позволил церковным иерархам выбрать нового патриарха, а вместо него назначил «местоблюстителем» патриаршего престола Стефана Яворского...

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский: взаимоотношение великокняжеской власти и церкви во второй половине XIV в.

История русской церкви

Где только распространялось христианство, там возникали и монастыри. Одни из них строились и поддерживались князьями и богатыми частными лицами, другие, по образцу, оставленному Киево-Печерским монастырем, созидались отшельниками...

История создания централизованного российского государства

Важную роль в формировании единого Российского государства играла православная церковь. Во время татаро-монгольского нашествия возросло значение церкви. Православие служило духовной опорой русского народа...

Крещение Древней Руси и его значение

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная Русская Православная Церковь...

Культура Киевской Руси

культура киевский русь Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы сложилось Древнерусское государство. Это было раннефеодальное государство, производственную основу которого составляло земледелие...

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

Важным успехом московского князя было то, что он приобрел своему стольному городу значение церковной столицы Руси. И в этом приобретении ему помогло географическое положение города Москвы...

Положение Православной церкви в XIX веке

Официальный характер православное вероисповедание стало носить при Николае I (1825--1855) и считалось основой самодержавной власти...

Православие во времена Ивана Грозного

По смерти митрополита Макария в 1564 году царь с сошедшимися для избрания нового митрополита архиереями приговорил: митрополит архиепископам и епископам всем глава, а в том его высокопрестольной степени почести нет...

1. Факторы, повлиявшие на складывание единого государства Территориальный фактор. В сравнении с Тверским Московское княжество занимало более выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям...

Роль православной церкви в становлении и укреплении единого государства в XIV-XVШ вв.

Церковь и государство в XIV-XVIII вв. Во второй половине XIV в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимире-Суздальского еще в XII в...

Становление русской государственности

Русская православная церковь после крещения Руси пережила монголо-татарское иго, но не сумела сохранить единомыслие своих прихожан в XVII веке. Под влиянием народных волнений...

После смерти в 1431 году митрополита грека Фотия, русские иерархи, учитывая пожелание Василия II, «нарекли» в митрополиты рязанского епископа Иону. Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру...

Церковно-государственные отношения в московско-киевский период (1461-1589)

В русском православном государстве, где церковные каноны пронизывали всю жизнь общества, Церковь могла быть единственным идеологом нового централизованного государства. XVI век - время поиска новых концепций...

- 37.80 Кб

Введение…………………………………………… ………………... …. 3

1. Роль Москвы и первых московских князей в объединении Руси. .4

2. Освобождение Руси от монголо-татарского ига……………….....6

3. Становление и укрепление роли Российского государства в конце

XV начале XVI в. ……………………………………………………..8

4. Роль Православной церкви в объединении страны ………………10

Заключение.…………………………………… ………………………16

Список литература ………………………………………………. .18

Введение.

Объединение земель и образование русского единого государства значительно отличалось от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. Если на Западе в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между отдельными областями, то в России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Воздействовали и социально-экономические процессы, но иные, чем в Западной Европе.

Одним из главных социально- экономических факторов объединения явился рост боярского сословия и феодального землевладения в отдельных землях Северо-Восточной Руси. Основным источником распространения боярских вотчин стали княжеские пожалования земли с крестьянами.

Возрождение к концу ХIV в. экономического потенциала русской земли, распространение трехпольной системы земледелия, некоторое оживление ремесла и торговли в восстановленных городах во второй пол. ХV в., «внутренняя колонизация» (т.е. освоение с сер. ХV в. под пашню лесов Северо- Восточной Руси), заметный демографический подъем в деревнях, развитие в них промыслов становятся скрытым от поверхностного взгляда основанием прогресса страны, предпосылкой ее политической консолидации.

1. Роль Москвы и первых московских князей в объединении Руси.

Князьям, заинтересованным в укреплении своих военно-служилых сил, становилось тесно в рамках небольших княжеств. В результате обострялись противоречия между князьями, поддерживаемыми своими боярскими группировками. Это и привело к борьбе за расширение владений одного за счет другого. Так постепенно выявилось соперничество Тверского и Московского княжеств, борьба между которыми во многом предопределяла развитие процесса объединения Руси.

Великое княжение Владимирское, значение которого было фактически восстановлено татарами, представляло собой готовый институт власти для будущего единого государства. К тому же князь, владеющий ярлыком на великое княжение обладал дополнительными экономическими и военными ресурсами, пользовался авторитетом, позволяющим ему подчинять русские земли.

На рубеже ХIII-ХIV вв. политическое дробление Руси достигло своего апогея. Только на Северо-Востоке появилось 14 княжеств, которые продолжали делиться на уделы. К началу ХIV в. возросло значение новых политических центров: Твери, Москвы, Нижнего Новгорода, тогда как многие старые города пришли в упадок, так и не восстановив свои позиции после нашествия.

Основными претендентами на ярлык в XIV в. были тверские, московские и суздальско-нижегородские князья. В их противостоянии и решалось каким путем будет происходить объединение русских земель.

В 1327 г. в Твери вспыхнуло стихийное народное восстание, вызванное действиями татарского отряда во главе с баскаком Чол-ханом. Этим воспользовался преемник московского князя Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита.

Во главе московско-ордынского войска он подавил народное движение и опустошил тверскую землю. В качестве награды он получил ярлык на великое княжение и не упускал его до самой смерти.

После тверского восстания Орда окончательно отказалась от системы баскачества и передала сбор дани в руки Великого князя. Сбор дани - «ордынского выхода», установление контроля над рядом соседних территорий (Угличем, Костромой, северным Галичем и др.), а в связи с этим - некоторое расширение земельных владений, что притягивало боярство, в итоге, усилили Московское княжество. Кроме того, Калита сам приобретал и поощрял покупку своими боярами сел в других княжествах. Это противоречило нормам права того времени, но укрепляло влияние Москвы, привлекало под власть Калиты боярские фамилии из других княжеств. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. -М.: Издательство НОРМА, 2003,С..34

В 1325 г., воспользовавшись ссорой митрополита Петра с тверским князем, Ивану удалось перенести митрополичью кафедру в Москву. Авторитет и влияние Москвы возросли и в связи с ее превращением в религиозный центр Северо-Восточной Руси.

Москва являлась духовным центром русских земель, но стала она им уже после первых побед в борьбе за право возглавить процесс объединения.

Главную роль сыграла политика московских князей и их личные качества. Сделав ставку на союз с Ордой и продолжив в этом отношении линию Александра Невского, осознав роль церкви в условиях отхода Орды от политики веротерпимости, московские князья первой половины Х1У в. использовали все средства для достижения поставленных целей. В итоге, унижаясь перед ханом и жестоко подавляя антиордынские выступления, скопидомничая, обогащаясь и по крохам собирая русскую землю, они сумели возвысить свое княжество и создать условия, как для объединения земель, так и для вступления в открытую борьбу с Ордой.

Большую роль сыграло и то, что в результате соглашательской политики Калиты и его сыновей Московская земля несколько десятилетий не знала монгольских набегов.

Московским правителям, к тому же, долгое время удавалось сохранять единство княжеского дома, что спасало Москву от бед внутренних усобиц.

2. Освобождение Руси от монголо-татарского ига.

Со времен Дмитрия Донского (1359-1389) великие князья трактуют Владимирское великое княжество, как свою вотчину, а при его внуке Василии Темном (1425-1462) обе территории - московская и великокняжеская - сливаются в одно целое - Московское государство, ядро будущего Московского царства. Параллельно этому процессу укрепления силы и власти владимирско-московских князей идет рост их значения среди остальных политических единиц Великороссии. Децентрализованные течения великорусской политической жизни и внешней борьбы с враждебными соседями снова связаны и координированы этой деятельностью в цельную систему государственно-политических отношений. Москва берет на себя руководящую роль в обороне Великороссии на три фронта -- восточный, южный и западный и тем создает основу для усиления зависимости от власти своих великих князей Великого Новгорода и Пскова, Твери и Рязани, не говоря о Нижнем Новгороде, который при сыне Дмитрия Донского Василии I перешел в непосредственное его обладание. Москва в течение XIV века становится во главе Великороссии для борьбы с наступлением Литовского великого княжества и с татарской силой, которой Дмитрий Донской нанес первые, еще не решительные по результатам, боевые удары, важные для морального подъема Великороссии и для национального значения великокняжеской власти. Рост национальной опасности ковал рост национальной энергии и ее концентрацию под руководством одной политической власти. Она зреет и крепнет с большими колебаниями, приливами и отливами, в борьбе с местными политическими силами великих княжений тверского и рязанского и вольнолюбивого Новгорода. Эта борьба естественно обостряла местный сепаратизм до такой степени, что он ищет опоры у враждебных Москве сил - Литвы и татар, готовый по временам, как могло казаться, оторваться от великорусского центра. Однако эти сепаратистские тенденции сильны и ярки только в местных правящих кругах, - и то не без характерных колебаний, в княжеской и боярской среде и находят лишь слабый отклик в широких общественных массах. И сопротивления, какие встречает Москва в своем стремлении к господству над всей Великороссией, сильны и опасны лишь в моменты ее внешних неудач и усиленного напора внешней силы враждебных соседей. Для того, чтобы выдержать и выполнить свои боевые задачи, великокняжеская власть стремится сосредоточить в своих руках распоряжение всеми силами и средствами страны. Напряженное внешнее положение Великороссии в борьбе на три фронта чрезвычайно осложнялось внутренним ее состоянием. Дробление власти между многими территориальными владельцами крайне затрудняло возможность собрать военную силу для общих действий.

Решающее сражение произошло на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло и двигался ему навстречу. Дмитрий, сплотив под своими знаменами силы почти всех Северо-Восточных земель, (кроме тверской и нижегородско-суздальской; противоречивы сведения об участии в ополчении новгородцев), поддерживаемый двумя братьями Ягайла (Андреем Полоцким и Дмитрием Брянским) перешел Дон, чтобы не дать возможности соединиться союзникам. Кроме того, этим действием он отрезал возможные пути отступления русских войск и продемонстрировал готовность сражаться до последнего. Силы сторон (примерно по 50 тысяч человек) были равны. Сахаров А.М. Образование и развитие российского государства в ХIV - ХVII в. М.,1969. Гл.1-3,С.145

Благодаря патриотизму и мужеству русских воинов, сплоченных общей верой и единым руководством (на Куликово поле, в отличие от битвы на р. Калке, вышли войска, имеющие четкий план действий и подчиненные одному князю), а также умелым действиям засадного полка под началом двоюродного брата Дмитрия - Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца, в решающий момент сумевшего переломить ход битвы, была одержана блестящая победа.

Историческое значение победы заключалось в том, что Русь была спасена от разорения, которое грозило стать не менее страшным, чем Батыев. Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья - защитников русской земли. Эта первая стратегически важная победа, давшая Дмитрию прозвище «Донской», заставила русских людей поверить в свои силы, укрепила их в правоте своей веры. Важно, что под
рукой московского князя выступали отряды различных русских земель.

Общий культурный уровень страны с ее весьма неплотной заселенностью, элементарным уровнем хозяйства, почти исключительно натурального - не обеспечивал политической силе ее надлежащей боевой и финансовой основы. Собрать власть к одному центру, поставить ее в непосредственное отношение к массе населения, к его личным и хозяйственным средствам было необходимым путем к решению внешней национально- политической задачи. Приняв на себя эту задачу национальной самообороны, великокняжеская власть находит в XV веке средства к организации великорусских сил в утверждении единодержавия и самодержавия.

3. Становление и укрепление роли Российского государства в конце XV начале XVI в.

Великий князь Иван III (1462-1505) к 1468 г. полностью подчинил Ярославское княжество, в 1474 - ликвидировал остатки независимости Ростовского княжества.

Более напряженно происходило присоединение Новгорода и его обширных владений. Особое значение борьбе с Новгородом придавал тот факт, что происходило столкновение двух типов государственного строя - вечевого-боярского и монархического, притом с сильной деспотической тенденцией. Часть новгородского боярства, стремясь сохранить свои вольности и привилегии, пошла на союз с Казимиром IV - великим князем литовским и польским королем. Иван III, узнав о подписании договора, в котором Новгород признал Казимира своим князем, организовал поход и разбил в 1471 г. на р. Шелони новгородское ополчение, а в 1478 г. полностью его присоединил. Все атрибуты былой вольности, были ликвидированы, вместо посадников городом теперь правили наместники князя, даже вечевой колокол был вывезен из Новгорода. Кроме того, не сдержав своего слова, Иван III постепенно выселил из новгородской земли боярство, передав его владения московским служилым людям.

В 1485 г. Тверь, окруженная войсками Ивана III и покинутая своим князем Михаилом Борисовичем, вынужденным искать спасения в Литве, оказалась включенной в состав московских владений. Присоединение Твери завершило формирование территории государства, что и наполнило реальным содержанием используемый и ранее московском князем титул - государь всея Руси.

В результате войн с Литвой (1487-1494, 1500-1503 гг.) и перехода на московскую службу со своими землями русских православных князей из Литвы Великому князю московскому удалось расширить свои владения. Так в составе Московского государства оказались княжества, расположенные в верховьях Оки (Воротынское, Одоевское, Трубецкое и др.) и Чернигово-Северские земли.

При сыне Ивана III - Василии III были присоединены Псков (1510), после новой войны с Литвой - Смоленск (1514), а в 1521 Рязань.

Таким образом, основное содержание третьего этапа заключалось в присоединении к Московскому княжеству остальных территорий Северо-Восточной и Северной Руси. Если Ивану III при восшествии на престол досталась территория в 430 тыс. км2, то его внуку-Ивану IV в 1533 г. в 6 раз больше.

Одним из главных завоеваний Руси эпохи правления Ивана III становится полное освобождение от ордынского ига. В 1480 г. хан Ахмат решил заставить Русь выплатить дань, поступление которой, вероятно, прекратилось в сер.70-х гг. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с литовским князем Казимиром, двинулся к юго-западным рубежам Руси.

Описание работы

Объединение земель и образование русского единого государства значительно отличалось от аналогичных процессов, протекающих в странах Западной Европы. Если на Западе в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между отдельными областями, то в России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы. Воздействовали и социально-экономические процессы, но иные, чем в Западной Европе.

Содержание

Введение……………………………………………………………... ….3
1. Роль Москвы и первых московских князей в объединении Руси. .4
2. Освобождение Руси от монголо-татарского ига……………….....6
3. Становление и укрепление роли Российского государства в конце
XV начале XVI в. ……………………………………………………..8
4. Роль Православной церкви в объединении страны ………………10
Заключение.……………………………………………………………16
Список литература ………………………………………………..18

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.