«А судьи кто?» Нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества. Нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества (по комедии Грибоедова «Горе от ума») Жизненные идеалы чацкого и фамусовского общества

Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали, что “Горе от ума” - “картина нравов и галерея живых типов”. С тех пор комедия продолжает увлекать читателей и зрителей, воспринимающих ее героев как живых людей.

Действующие лица пьесы не только живут, ходят на бал, любят, ревнуют. Каждый из них делится созрителем и читателем своей, именно им выношенной и выстраданной точкой зрения на мир. В комедии идет напряженный диалог жизненных философий и мировоззрений. С одной стороны, его ведет Чацкий, передовой человек своего времени, с другой - Фамусов и те, кто рядом с ним, - фамусовское общество.

Фамусов - типичный представитель барской и чиновничьей Москвы первой четверти XIX века, но минувший век “покорности и страха” - его идеал. Он превозносит покойника дядю за то, что тот умел подслужиться, сгибаясь вперегиб, рядился шутом, чтобы заметили. Онвосхищается неким Кузьмой Петровичем, который и сам был богат, выгодно женился, Да и детям оставил не только солидное наследство, но и должности. И сам Фамусов радеет за родных, пристраивая их на тепленькие, доходные местечки. И все это для того, чтобы туже набить мошну. По его мнению, тот не жених для дочери, У кого нет душ тысячи две крепостных. А если человек не служит, по-своему управляет имением,

проповедует свободные взгляды, он, как Чацкий, попадает в разряд вольнодумцев,

опасных людей. Опасность для себя и себе подобных Фамусов видит и в учении, книгах,

мечтая “собрать все книги бы да сжечь”, чтоб не разводилось других “людей и дел, и

мнений”.

Более зловещей фигурой предстает перед нами полковник скалозуб, бездушный карьерист, потому что за его плечами сила военной машины. Хотя он продвигается по службе не по заслугам, а волей случая, используя “многиеканалы”, он не ст

Ановится менее страшным. Аракчеевщиной от него просто разит, ученостью его не заморочишь, а Вольтеру он предпочитает фельдфебеля и строй в три шеренги.

Молчалин - фигура другого рода, тихая, бессловесная. Но, тем не менее, “Молчаливы блаженствуют на свете”, потому что унижаются, льстят и любят по расчету. Они вполне могут дойти “до степеней известных”, гладя мосек и заискивающе глядя в глаза Татьянам

Юрьевнам.

Очень похож на Молчалина Антон Антонович Загорецкий, это отмечает и Чацкий. Но Загорецкий откровеннее Молчалина. Он явный угодник, лжец, карточный шулер, а при случае - доносчик, недаром Горич предупреждает об этом его качестве.

Нет, неспроста рисует Грибоедов Загорецкого, пришедшего из водоворота светской жизни, как и другого героя, являющегося в конце пьесы,- Репетилова. В его сбивчивом

рассказе перед нами проходит множество московских и петербургских типов, “умнейших

людей”, оказывающихся на деле пустыми болтунами, как и сам Репетилов, опошляющий

Галерея типичных образов фамусовского общества представлена и старухой Хлестовой, старой московской барыней, деспотичной крепостницей, безапелляционной в своих

оценках, и семейством князя Тугоуховского, занятого погоней за богатыми женихами, и

престарелой, туповатой графиней Хрюминой с заносчивой внучкой, и Натальей Дмитриевной, капризной кокеткой, подминающей под каблук собственного мужа, и целым рядом лиц, непосредственно в комедии не участвующих, но упоминаемых в беглых и метких характеристиках.

Как видим, представителей фамусовского общества, общества старого, отживающего, в пьесе достаточно много. И поэтому главный геройсломлен ее количеством, но не качеством. Ведь смех, насмешка пронизывают всю пьесу, а осмеянный порок уже не страшен. Смех побеждает среду, кишащую молчаливыми, скалозубами, загорецкшси,-

отжившее фамусовское общество.

Комедия "Горе от ума" была восторженно встречена революционно настроенными дворянами. Она отражала жизнь России, дух эпохи, разоблачала состояние русского общества, В основу комедии Грибоедовым было положено столкновение взглядов декабристов с реакционной массой дворянства. В своем произведении Грибоедов поставил рад важнейших проблем: проблему крепостного права и взаимоотношение дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему государственной службы, просвещения и культуры, ложного и истинного патриотизма. 5га проблематика придала комедии острый политический характер.

«Скопище уродов общества, из которых каждый окарикатурил какое-нибудь мнение, правило, мысль, извративши по своему законный смысл их...» (Гоголь).

Грибоедов - реалист вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. Это «тузы», как они гордо зовут себя, богатые и знатные вельможи. Они славятся не только своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга, не орденами и ранами, полученными на полях сражений. Нет! Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она

Балы дает нельзя богаче
От рождества и до поста
И летом праздники на даче.

Рисуя себе идеалы человека, у которого следует учиться жить, Фамусов говорит:

Он не то на серебре,
На золоте едал, сто человек к услугам,
Весь в орденах, езжал-то вечно цугом.
Богатство для них - главное,
Будь плохонький, но если наберется
Душ тысячи две родовых
Тот и жених.

К людям беднее себя они относились с презрением. Они могут «допустить» до себя бедняка, если он им нужен, но никогда не упустят случая надменно упрекнуть его:

«Безродного пригрел и ввел в мое семейство.
Дал чин асессора и взял в секретари
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери» -

напоминает Фамусов Молчалину.

Московское дворянство - это кружок тесно связанных между собой знакомых людей. Связи помогают им вершить дела, получать новые чины и должности. Здесь выручают, но только «родного человека», здесь ездят в гости к Татьяне Юрьевне, но больше потому, что

Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные.

Продвигаются же по службе здесь лишь для того, чтобы

И награжденье брать и весело пожить.

С восторгом рассказывает Фамусов молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине. Это идеал всего дворянского общества. Максим Петрович, добиваясь места при дворе, не проявил никаких деловых достоинств или талантов, а лишь, как остроумно замечает Чацкий «отважно жертвовал затылком», т. е. падал в угоде императрице, и прославился тем, что у него часто «гнулась шея» в поклонах.

И многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же образом, как этот старый вельможа.

«Кому нужда, тем спесь в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели».

Например, Репетилов для того чтобы занять свое место в обществе, то же использовал обходные пути:

«Барон фон Клаз в министры метил,
А я -
К нему в зятья шел напрямик».

А Скалозуб? Из его рассказа мы узнаем, что он в августе 1813 г. «засел в траншею», т.е. по-видимому, отсиживался в укрытии. После столь «блестящего» воинского подвига Скалозуб не только получил орден «на шею», но вот-вот ждет производства в генералы. И здесь он надеется не на свои заслуги, а на причины совсем иные:

«Вакансии как раз открыты,
То старших выключат иных,
Другие, смотришь перебиты».

Московское высшее дворянство живет однообразно и не интересно. Зайдем в дом Фамусова. Здесь каждый день собираются гости. Чем же они заняты? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах и нарядах, сплетни. Здесь все знают о других: завидуют успехам, злорадно отмечают промахи. Чацкий еще не появился, а здесь уже злословят о его неудачах по службе. Княгиня Тугоуховская завидует княгине Хрюминой, а графиня Хрюмина «зла на весь свет», Хлесгова затевает ссору с Фамусовым и Скалозубом.

С каким удовольствием ухватились эти скучающие сплетники за выдумку Софьи о сумасшествии Чацкого. Слух мгновенно разносится по комнатам, сплетню подхватывают и раздувают люди, даже не знающие, не видевшие Чацкого.

Вот их мелкие мыслишки и нелепые выдумки. Оказывается сошел с ума потому, что

По матушке пошел, по Анне Алексеевне,
Покойница с ума сходила 8 раз.

Он якобы пил шампанское «стаканами», "бутылками-с" и пребольшими и «бочками сороковыми». А какую осведомленность в чужих делах проявляют эта скучающие бездельники! Бойкий разговор переходит в спор - но о чем? Да, конечно же, о богатстве Чацкого. Сколько у него крепостных душ? Разъяренная Хлестова отчеканивает:

«Нет, триста - уж чужих имений мне не знать!»

Есть ли в их головах другие сведения, кроме чужих богатств? Нет, никто из них газет не читает, а если и попадается им печатное слово, то сколько злых мыслей оно вызовет!

Просвещенность для них - чума, опасность, угрожающая привычным устроям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:

«Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел и мнений», -

и заканчивает свою мысль категорическим требованием:

«...нет! уж коли не пресечь:
Собрать все книги бы да сжечь!»

Московские дворяне спесивы и надменны. Свысока относятся он к людям беднее себя. Но особенно презрение слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они «фильки», «фомки», «чурбаны», «ленивые тетери». С ними один разговор

«В работу вас! На поселенье вас!»

Дворяне не видят в своих слугах людей, подобных себе Тем более это относится к людям другой расы. Рассказывая о своей покупке, Хлесгова забывает, что она приобрела не зверюшку, а человека:

«Какая у меня арапка для услуг:
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Все кошечьи ухватки!
Ведь создал же господь такое племя!
Черт сущий».

А в монологе «А судьи кто?» Чацкий с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь в пирах и мотовстве» распоряжаются жизнью своих крепостных. Вот портрет крепостника:

«Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его спасали, вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!»

Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родному городу, к своей стране Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об «особом отпечатке на всех московских». Но мы замечаем, что как раз русского, простого и естественного в них мало. Наоборот, все в них, начиная от их полурусского языка, нарядов «с тафтицей, бархатицем и дымкой» да их отношение к своему народу, глубоко чуждо русскому. Девицы поют французские романсы, читают французские книги, русские имена на иностранный лад в Москве.

«Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных».

Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Вот с раздражением рассказывает Скалозуб о своем двоюродном брате, который

«крепко набрался каких-то новых правил,
Чин следовал ему, он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать».

Это поведение «не исправно» по мнению Фамусова и Скалозуба. Они и сами полиберальничать могут, но коренных изменений боятся:

«Не то, чтоб новизны вводили - никогда,
Спаси нас, боже! Нет».

И когда Чацкий осмелился «гласно» объявить пять-шесть мыслей «здравых», как напугался старый барин Фамусов! Он назвал Чацкого «опасным человеком», а мысли его «завиральными идеями». Для него, воспитанного в духе Максимов Петровичей, в минувшем 18 веке, век 19 кажется опасным временем. В каждом похожем на него человеке, Фамусов видит «карбонара», «фармазона», «вольтерьянца».

Членов фамусовского общества много, в каждом из них есть свои личные черты, но всех их объединяют в один лагерь идеалы «И награжденье брать и весело пожить», «И золотой мешок и метит в генералы!», консерватизм, косность, боязнь нового, страх перед передовыми людьми.

Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: "Его рукописная комедия "Горе от ума" произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами". Современники утверждали, что "Горе от ума" - "картина нравов и галерея живых типов". С тех пор комедия продолжает увлекать читателей и зрителей, воспринимающих ее героев как живых людей.

Действующие лица пьесы не только живут, ходят на бал, любят, ревнуют. Каждый из них делится созрителем и читателем своей, именно им выношенной и выстраданной точкой зрения на мир. В комедии идет напряженный диалог жизненных философий и мировоззрений. С одной стороны, его ведет Чацкий, передовой человек своего времени, с другой - Фамусов и те, кто рядом с ним, - фамусовское общество.

Фамусов - типичный представитель барской и чиновничьей Москвы первой четверти XIX века, но минувший век "покорности и страха" - его идеал. Он превозносит покойника дядю за то, что тот умел подслужиться, сгибаясь вперегиб, рядился шутом, чтобы заметили. Онвосхищается неким Кузьмой Петровичем, который и сам был богат, выгодно женился, Да и детям оставил не только солидное наследство, но и должности. И сам Фамусов радеет за родных, пристраивая их на тепленькие, доходные местечки. И все это для того, чтобы туже набить мошну. По его мнению, тот не жених для дочери, У кого нет душ тысячи две крепостных. А если человек не служит, по-своему управляет имением,

Проповедует свободные взгляды, он, как Чацкий, попадает в разряд вольнодумцев,

Опасных людей. Опасность для себя и себе подобных Фамусов видит и в учении, книгах,

Мечтая "собрать все книги бы да сжечь", чтоб не разводилось других "людей и дел, и

Более зловещей фигурой предстает перед нами полковник скалозуб, бездушный карьерист, потому что за его плечами сила военной машины. Хотя он продвигается по службе не по заслугам, а волей случая, используя "многиеканалы", он не становится менее страшным. Аракчеевщиной от него просто разит, ученостью его не заморочишь, а Вольтеру он предпочитает фельдфебеля и строй в три шеренги.

Молчалин - фигура другого рода, тихая, бессловесная. Но, тем не менее, "Молчаливы блаженствуют на свете", потому что унижаются, льстят и любят по расчету. Они вполне могут дойти "до степеней известных", гладя мосек и заискивающе глядя в глаза Татьянам

Юрьевнам.

Очень похож на Молчалина Антон Антонович Загорецкий, это отмечает и Чацкий. Но Загорецкий откровеннее Молчалина. Он откровенный угодник, лжец, карточный шулер, а при случае - доносчик, недаром Горич предупреждает об этом его качестве.

Нет, неспроста рисует Грибоедов Загорецкого, пришедшего из водоворота светской жизни, как и другого героя, являющегося в конце пьесы,- Репетилова. В его сбивчивом

Рассказе перед нами проходит множество московских и петербургских типов, "умнейших

Людей", оказывающихся на деле пустыми болтунами, как и сам Репетилов, опошляющий

Галерея типичных образов фамусовского общества представлена и старухой Хлестовой, старой московской барыней, деспотичной крепостницей, безапелляционной в своих

Оценках, и семейством князя Тугоуховского, занятого погоней за богатыми женихами, и

Престарелой, туповатой графиней Хрюминой с заносчивой внучкой, и Натальей Дмитриевной, капризной кокеткой, подминающей под каблук собственного мужа, и целым рядом лиц, непосредственно в комедии не участвующих, но упоминаемых в беглых и метких характеристиках.

Как видим, представителей фамусовского общества, общества старого, отживающего, в пьесе достаточно много. И поэтому главный геройсломлен ее количеством, но не качеством. Ведь смех, насмешка пронизывают всю пьесу, а осмеянный порок уже не страшен. Смех побеждает среду, кишащую молчаливыми, скалозубами, загорецкшси,-

Отжившее фамусовское общество.

Комедия "Горе от ума" была восторженно встречена революционно настроенными дворянами. Она отражала жизнь России, дух эпохи, разоблачала состояние русского общества, В основу комедии Грибоедовым было положено столкновение взглядов декабристов с реакционной массой дворянства. В своем произведении Грибоедов поставил рад важнейших проблем: проблему крепостного права и взаимоотношение дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему государственной службы, просвещения и культуры, ложного и истинного патриотизма. 5га проблематика придала комедии острый политический характер.

«Скопище уродов общества, из которых каждый окарикатурил какое-нибудь мнение, правило, мысль, извративши по своему законный смысл их...» (Гоголь).

Грибоедов - реалист вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. Это «тузы», как они гордо зовут себя, богатые и знатные вельможи. Они славятся не только своими заслугами на служебном поприще, не отличным выполнением гражданского долга, не орденами и ранами, полученными на полях сражений. Нет! Мы знаем, что некую Татьяну Юрьевну здесь уважают за то, что она

Балы дает нельзя богаче
От рождества и до поста
И летом праздники на даче.

Рисуя себе идеалы человека, у которого следует учиться жить, Фамусов говорит:

Он не то на серебре,
На золоте едал, сто человек к услугам,
Весь в орденах, езжал-то вечно цугом.
Богатство для них - главное,
Будь плохонький, но если наберется
Душ тысячи две родовых
Тот и жених.

К людям беднее себя они относились с презрением. Они могут «допустить» до себя бедняка, если он им нужен, но никогда не упустят случая надменно упрекнуть его:

«Безродного пригрел и ввел в мое семейство.
Дал чин асессора и взял в секретари
В Москву переведен через мое содейство,
И будь не я, коптел бы ты в Твери» -

напоминает Фамусов Молчалину.

Московское дворянство - это кружок тесно связанных между собой знакомых людей. Связи помогают им вершить дела, получать новые чины и должности. Здесь выручают, но только «родного человека», здесь ездят в гости к Татьяне Юрьевне, но больше потому, что

Чиновные и должностные -
Все ей друзья и все родные.

Продвигаются же по службе здесь лишь для того, чтобы

И награжденье брать и весело пожить.

С восторгом рассказывает Фамусов молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине. Это идеал всего дворянского общества. Максим Петрович, добиваясь места при дворе, не проявил никаких деловых достоинств или талантов, а лишь, как остроумно замечает Чацкий «отважно жертвовал затылком», т. е. падал в угоде императрице, и прославился тем, что у него часто «гнулась шея» в поклонах.

И многие посетители дома Фамусова создают себе почет и богатство таким же образом, как этот старый вельможа.

«Кому нужда, тем спесь в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели».

Например, Репетилов для того чтобы занять свое место в обществе, то же использовал обходные пути:

«Барон фон Клаз в министры метил,
А я -
К нему в зятья шел напрямик».

А Скалозуб? Из его рассказа мы узнаем, что он в августе 1813 г. «засел в траншею», т.е. по-видимому, отсиживался в укрытии. После столь «блестящего» воинского подвига Скалозуб не только получил орден «на шею», но вот-вот ждет производства в генералы. И здесь он надеется не на свои заслуги, а на причины совсем иные:

«Вакансии как раз открыты,
То старших выключат иных,
Другие, смотришь перебиты».

Московское высшее дворянство живет однообразно и не интересно. Зайдем в дом Фамусова. Здесь каждый день собираются гости. Чем же они заняты? Ужин, игра в карты, разговоры о деньгах и нарядах, сплетни. Здесь все знают о других: завидуют успехам, злорадно отмечают промахи. Чацкий еще не появился, а здесь уже злословят о его неудачах по службе. Княгиня Тугоуховская завидует княгине Хрюминой, а графиня Хрюмина «зла на весь свет», Хлесгова затевает ссору с Фамусовым и Скалозубом.

С каким удовольствием ухватились эти скучающие сплетники за выдумку Софьи о сумасшествии Чацкого. Слух мгновенно разносится по комнатам, сплетню подхватывают и раздувают люди, даже не знающие, не видевшие Чацкого.

Вот их мелкие мыслишки и нелепые выдумки. Оказывается сошел с ума потому, что

По матушке пошел, по Анне Алексеевне,
Покойница с ума сходила 8 раз.

Он якобы пил шампанское «стаканами», "бутылками-с" и пребольшими и «бочками сороковыми». А какую осведомленность в чужих делах проявляют эта скучающие бездельники! Бойкий разговор переходит в спор - но о чем? Да, конечно же, о богатстве Чацкого. Сколько у него крепостных душ? Разъяренная Хлестова отчеканивает:

«Нет, триста - уж чужих имений мне не знать!»

Есть ли в их головах другие сведения, кроме чужих богатств? Нет, никто из них газет не читает, а если и попадается им печатное слово, то сколько злых мыслей оно вызовет!

Просвещенность для них - чума, опасность, угрожающая привычным устроям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:

«Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел и мнений», -

и заканчивает свою мысль категорическим требованием:

«...нет! уж коли не пресечь:
Собрать все книги бы да сжечь!»

Московские дворяне спесивы и надменны. Свысока относятся он к людям беднее себя. Но особенно презрение слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они «фильки», «фомки», «чурбаны», «ленивые тетери». С ними один разговор

«В работу вас! На поселенье вас!»

Дворяне не видят в своих слугах людей, подобных себе Тем более это относится к людям другой расы. Рассказывая о своей покупке, Хлесгова забывает, что она приобрела не зверюшку, а человека:

«Какая у меня арапка для услуг:
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Все кошечьи ухватки!
Ведь создал же господь такое племя!
Черт сущий».

А в монологе «А судьи кто?» Чацкий с возмущением рассказывает, как дворяне, «разливаясь в пирах и мотовстве» распоряжаются жизнью своих крепостных. Вот портрет крепостника:

«Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его спасали, вдруг
На них он выменял борзые три собаки!!!»

Московские дворяне кичатся своим патриотизмом, своей любовью к родному городу, к своей стране Фамусов восторженно рассказывает Скалозубу об «особом отпечатке на всех московских». Но мы замечаем, что как раз русского, простого и естественного в них мало. Наоборот, все в них, начиная от их полурусского языка, нарядов «с тафтицей, бархатицем и дымкой» да их отношение к своему народу, глубоко чуждо русскому. Девицы поют французские романсы, читают французские книги, русские имена на иностранный лад в Москве.

«Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных».

Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Вот с раздражением рассказывает Скалозуб о своем двоюродном брате, который

«крепко набрался каких-то новых правил,
Чин следовал ему, он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать».

Это поведение «не исправно» по мнению Фамусова и Скалозуба. Они и сами полиберальничать могут, но коренных изменений боятся:

«Не то, чтоб новизны вводили - никогда,
Спаси нас, боже! Нет».

И когда Чацкий осмелился «гласно» объявить пять-шесть мыслей «здравых», как напугался старый барин Фамусов! Он назвал Чацкого «опасным человеком», а мысли его «завиральными идеями». Для него, воспитанного в духе Максимов Петровичей, в минувшем 18 веке, век 19 кажется опасным временем. В каждом похожем на него человеке, Фамусов видит «карбонара», «фармазона», «вольтерьянца».

Членов фамусовского общества много, в каждом из них есть свои личные черты, но всех их объединяют в один лагерь идеалы «И награжденье брать и весело пожить», «И золотой мешок и метит в генералы!», консерватизм, косность, боязнь нового, страх перед передовыми людьми.

Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали, что “Горе от ума” - “картина нравов и галерея живых типов”. С тех пор комедия продолжает увлекать читателей и зрителей, воспринимающих ее героев как живых людей.

Действующие лица пьесы не только живут, ходят на бал, любят, ревнуют. Каждый из них делится созрителем и читателем своей, именно им выношенной и выстраданной точкой зрения на мир. В комедии идет напряженный диалог жизненных философий и мировоззрений. С одной стороны, его ведет Чацкий, передовой человек своего времени, с другой - Фамусов и те, кто рядом с ним, - фамусовское общество.

Фамусов - типичный представитель барской и чиновничьей Москвы первой четверти XIX века, но минувший век “покорности и страха” - его идеал. Он превозносит покойника дядю за то, что тот умел подслужиться, сгибаясь вперегиб, рядился шутом, чтобы заметили. Онвосхищается неким Кузьмой Петровичем, который и сам был богат, выгодно женился, Да и детям оставил не только солидное наследство, но и должности. И сам Фамусов радеет за родных, пристраивая их на тепленькие, доходные местечки. И все это для того, чтобы туже набить мошну. По его мнению, тот не жених для дочери, У кого нет душ тысячи две крепостных. А если человек не служит, по-своему управляет имением, проповедует свободные взгляды, он, как Чацкий, попадает в разряд вольнодумцев, опасных людей. Опасность для себя и себе подобных Фамусов видит и в учении, книгах, мечтая “собрать все книги бы да сжечь”, чтоб не разводилось других “людей и дел, и мнений”.

Более зловещей фигурой предстает перед нами полковник скалозуб, бездушный карьерист, потому что за его плечами сила военной машины. Хотя он продвигается по службе не по заслугам, а волей случая, используя “многиеканалы”, он не становится менее страшным. Аракчеевщиной от него просто разит, ученостью его не заморочишь, а Вольтеру он предпочитает фельдфебеля и строй в три шеренги.

Молчалин - фигура другого рода, тихая, бессловесная. Но, тем не менее, “Молчаливы блаженствуют на свете”, потому что унижаются, льстят и любят по расчету. Они вполне могут дойти “до степеней известных”, гладя мосек и заискивающе глядя в глаза Татьянам Юрьевнам.

Очень похож на Молчалина Антон Антонович Загорецкий, это отмечает и Чацкий. Но Загорецкий откровеннее Молчалина. Он явный угодник, лжец, карточный шулер, а при случае - доносчик, недаром Горич предупреждает об этом его качестве.

Нет, неспроста рисует Грибоедов Загорецкого, пришедшего из водоворота светской жизни, как и другого героя, являющегося в конце пьесы,- Репетилова. В его сбивчивом рассказе перед нами проходит множество московских и петербургских типов, “умнейших
людей”, оказывающихся на деле пустыми болтунами, как и сам Репетилов, опошляющий идеи, дорогие сердцу автора.

Галерея типичных образов фамусовского общества представлена и старухой Хлестовой, старой московской барыней, деспотичной крепостницей, безапелляционной в своих

оценках, и семейством князя Тугоуховского, занятого погоней за богатыми женихами, и престарелой, туповатой графиней Хрюминой с заносчивой внучкой, и Натальей Дмитриевной, капризной кокеткой, подминающей под каблук собственного мужа, и целым рядом лиц, непосредственно в комедии не участвующих, но упоминаемых в беглых и метких характеристиках.

Как видим, представителей фамусовского общества, общества старого, отживающего, в пьесе достаточно много. И поэтому главный геройсломлен ее количеством, но не качеством. Ведь смех, насмешка пронизывают всю пьесу, а осмеянный порок уже не страшен. Смех побеждает среду, кишащую молчаливыми, скалозубами, загорецкшси,-

отжившее фамусовское общество.

Осень самая красивая пора года. Недаром у Александра Сергеевича Пушкина осень бала самой любимой порой года. Нельзя не восхищать той красотой, которую нам дарит осень. А как красиво осенью в лесу! Иногда просто слов не хватает описать все это великолепие, только художник может передать осенний пейзаж. Очень красиво в середине сентября, когда желтеют листья деревьев. В это время все в золоте, и не хочется покидать парк, ведь кругом такие живописные пейзажи. А как здорово в березовой роще, кажется, что на молоденьких березках весят золотые монетки, и когда начинает дуть ветер, слышится их звон.

Он занимает определенное место в истории подводной навигации, поскольку Жюль Верн сумел правильно наметить пути ее дальнейшего развития и стимулировал работу изобретательской мысли… Благодарны были писателю-фантасту многие конструкторы подводных лодок, а также изобретатели водолазного снаряжения. Водолазным скафандрам - какими: они были во времена Жюля Верна, как он ик «усовершенствовал» и какими они стали впоследствии, можно1 было бы посвятить отдельный очерк. Роман «Двадцать тысяч льё под водой», быть может, самый яркий, но далеко не единственный, случай: близкого совпадения вымысла с исто

Главным произведением Данте Алигьери, принесшим ему мировую известность, является поэма «Божественная комедия». Она стала своеобразным мостом между культурой средневековья и эпохой Возрождения. Сам поэт назвал ее просто - «Комедия». Под этим термином в средние века принято было понимать любое произведение с печальным началом и счастливым концом. Эпитет же божественная был добавлен критиками позже, но не для обозначения ее религиозной направленности, а как выражение исключительного поэтического совершенства. Данте одним из первых в западноевропейской литературе сделал предметом поэзии изображен

В поэме “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь, наряду с выразительной галереей портретов помещиков, подробно описывает героя нового времени - Павла Ивановича Чичикова. Это мошенник большой руки. Он предчувствует нарождение нового строя - капитализма и уже готов к его условиям. Выше всего на свете Чичиков ставит деньги, и будет поклоняться, служить, составлению капитала посвятит жизнь. Он прекрасно запомнил завет отца “беречь копейку”, ибо все могут предать, только “копейка” поможет и спасет... Павел Иванович с детства начинает сколачивать капитал, перепродавая приятелям булки и пышки... Пот

Мечик и Морозка – два героя романа А.Фадеева «Разгром». Знакомство их происходит при весьма экстремальной ситуации: Морозка спасает Мечика от смерти. А потом между героями возникает конфликт. Мечик начинает сильно нравится жене Морозки, Варе. Но на самом деле столкновение героев гораздо глубже. Оно заключено в их различном социальном положении, воспитании, жизненном опыте, моральных идеалах. Морозка – рабочий, потомственный шахтер. Жизнь не баловала его: с двенадцати лет познал Иван Морозов тяжелый труд шахтера, а в восемнадцатом году вместе с женой Варей пошел «защищать Советы». Мороз

Сейчас смотрят: {module Грибоедов:}
Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.