Апостолы от семидесяти. Собор святых семидесяти апостолов Апостолы от 70

Святые апостолы от 70: Сила, Силуан, Крискент, Епенет и Андроник - ученики Спасителя.

Апостол от 70-ти святой Сила был в первоначальной Иерусалимской Церкви мужем уважаемым, "начальствующим между братиями" (Деян. 15, 22). После состоявшегося в Иерусалиме в 51 году Собора апостолов по вопросу о необходимости соблюдения Моисеева закона христианами из язычников апостолы отправили послание Антиохийским христианам через апостолов Павла и Варнаву, в котором сообщали, что решением Собора христиане из язычников освобождались от соблюдения предписаний Моисеева закона. Было постановлено для них воздерживаться от вкушения идоложертвенного, от блуда, от удавленины и крови и не делать другим того, чего себе не желают (Деян. 15, 20-29). Вместе с апостолами Павлом и Варнавой в Антиохию были посланы Собором члены Иерусалимской Церкви святые Сила и Иуда для разъяснения послания словесно, что они оба и исполнили при содействии благодати Святого Духа. Затем святой Иуда был отпущен в Иерусалим, а святой Сила остался в Антиохии и ревностно помогал Апостолу языков в его миссионерских путешествиях с Евангельской проповедью. Апостолы посетили Сирию, Киликию, Македонию.

В городе Филиппах их обвинили в том, что они возмущают народ, за что святых апостолов схватили, били палками, а затем бросили в темницу. В полночь, когда святые апостолы Павел и Сила молились, внезапно произошло сильное землетрясение, оковы спали с них и двери темницы растворились. Темничный сторож, испугавшись, что узники бежали, хотел покончить с собой, но был удержан апостолом Павлом. Тогда, с трепетом припав к ногам апостолов, он с верой принял от них благовестие о Христе, вывел их из темницы, привел в свой дом, омыл их раны и крестился со всеми своими домашними.

Из Филипп апостолы Павел и Сила пошли в города Амфиполь, Аполлонию и Солунь, приобретая в каждом городе новых учеников Христовых и утверждая Церкви.

В Коринфе святой апостол Сила был рукоположен во епископа, там он, совершив многие знамения и чудеса, кончил свою жизнь.

Святой апостол Силуан проповедовал Слово Божие вместе с верховными апостолами Петром и Павлом. В 1-м Соборном послании святой апостол Петр упоминает о нем: "Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата" (1 Петр. 5, 12). Святой Силуан был поставлен епископом в Солунь и там мученически скончался, претерпев много скорбей и напастей ради Господа.

О святом апостоле Крискенте упоминает святой апостол Павел во 2-м послании к Тимофею (2 Тим. 4, 10), говоря, что Крискент пошел с проповедью в Галатию. Там он был поставлен епископом, а затем проповедовал Слово Божие в Галлии. В городе Виенне апостол Крискент поставил епископом своего ученика Захарию. Возвратившись в Галатию, он мученически скончался при царе Траяне (98-117).

Святой апостол Епенет был поставлен епископом в Карфаген. В послании к Римлянам (Рим. 16, 5) святой апостол Павел пишет: "Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа". В том же послании апостол Павел вспоминает и апостола Андроника: "Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа" (Рим. 16, 7). Святой апостол Андроник был епископом в Паноннии (память святых Андроника и Юнии 17 мая).

Собор семидесяти святых апостолов установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из них и тем самым предотвратить разногласия в их почитании. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной. Каждый из семидесяти апостолов имеет также и отдельные дни памяти.
Большинства имен апостолов от семидесяти нет в Новом Завете – они известны из Священного Предания. Исключением являются имена первых семи диаконов, избранных двенадцатью апостолами (Деян. 6:1-6), и имена апостолов от семидесяти, которые указаны в апостольских посланиях. Однако их нигде прямо не называют апостолами.
Евангелист Лука сообщает о том, что Господь «избрал и других 70 учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти», но имен этих учеников Лука не называет.
К семидесяти апостолам предание относит и самого Луку, а также евангелиста Марка. Кроме того, к лику семидесяти апостолов причислены многие, обращенные позже (в основном ученики апостола Павла), за их великие миссионерские труды. Так, об обращении Варнавы говорится в книге Деяний (4:36-37), Аполлос пришел из Александрии во время путешествий апостола Павла (Деян. 18:24-25), Онисима обратил в христианство апостол Павел (Флм. 1:10) и др. Отождествление их с 70 учениками, избранными Христом, означает, что Церковь видела в их служении продолжение той миссии, на которую Иисус направил 12 и 70 апостолов.
Сонм благовестников, которых Церковь чествует как Собор 70-ти апостолов, определился на основании Священного Писания, Предания и трудов древних церковных авторов.
Четьи-Минеи указывают следующие имена: Иаков Праведный, брат Господень; Марк евангелист; Лука евангелист; Клеопа, брат Иосифа Обручника; Симеон, сын Клеопы; Варнава; Иосиф, или Иосия, прозываемый Варсавой или Иустом; Фаддей; Анания; Стефан архидиакон; Филипп; Прохор; Никанор; Тимон; Пармен; Тимофей; Тит; Филимон; Онисим; Епафрас; Архипп; Сила; Силуан; Крискент, или Криск; Крисп; Епенет; Андроник; Стахий; Амплий; Урван; Наркисс; Апеллий, или Апелл; Аристовул; Иродион, или Родион; Агав; Руф; Асинкрит; Флегонт; Ерма; Патров; Ермий; Лин; Гаий; Филолог; Лукий; Иасон; Сосипатр; Олимпан, или Олимп; Тертий; Ераст; Куарт, или Кварт; Евод; Онисифор; Климент, или Клим; Сосфен; Аполлос; Тихик; Епафродит; Карп; Кодрат; Марк, он же Иоанн; Зина; Аристарх; Пуд; Трофим; Марк, племянник Варнавы; Артема; Акила; Фортунат; Ахаик. Святитель Димитрий Ростовский внес в список еще два имени: Дионисий Ареопагит и Симеон, по прозванию Нигер.
По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

17 января Православная Церковь празднует Собор 70-ти апостолов, избранных Христом для благовествования Евангелия по всей земле. Они не входили в самый ближний круг, состоящий из 12 апостолов, но невозможно переоценить значение их подвигов, исповедничества и мученичества. Кем же были эти избранники? Почему выбрали именно их и именно семьдесят?

"После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти" (Лк.10:1) — описывает евангелист Лука избрание Господом семидесяти апостолов, в числе которых был и он сам. Это событие произошло в последний год земной жизни Иисуса Христа. "Жатвы много, а делателей мало" — так объяснил Сам Господь причину избрания апостолов.

Почему именно семьдесят? По мнению толкователей Священного Писания, 12 апостолов соответствуют числу патриархов — родоначальников колен Израилевых, а 70 апостолов — количеству древних старейшин еврейского народа, избранных пророком Моисеем (Числ.11:24). Таким образом, апостолы стали во главе нового Израиля — Церкви Христовой.

Кто же они были такие?

Первым из апостолов был Иаков, брат Господень, сын Иосифа Обручника от первого брака. В молодости он сопутствовал Пресвятой Богородице с Младенцем и праведному Иосифу в бегстве в Египет. Иакова и самого называли Праведным за его мудрость, справедливость и подвижническую жизнь. После Воскресения Христова Иакову был поставлен главой Иерусалимской Церкви. Быть учеником отвергнутого Христа среди гордых израильтян — нелегкое дело, но этого праведника уважали не только христиане, но даже иудеи. В народе его называли "Обли" или "Офли", что значит: "ограда, утверждение людям" — ведь он днем и ночью молился в храме за всех людей. Многие обращались в христианство только по доверию к словам праведного Иакова. Иакову доверяли и сами 12 апостолов, предоставив ему решающее слово на Иерусалимском соборе.

Среди апостолов от 70-ти были и евангелисты Марк и Лука. Марк, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери примыкал к Гефсиманскому саду, и в ночь Крестных страданий он последовал за Христом, был схвачен воинами и убежал, оставив у них в руках свой плащ. После воскресения Господа Марк был спутником в миссионерских путешествиях апостолам Петру и Павлу, проповедовал в Палестине, на Кипре, в Риме. Особенно же апостол потрудился в Африке: основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии, где положил начало христианскому училищу.

Апостол Лука, уроженец Сирии, был врачом из образованной греческой среды. Когда он услышал о Христе, то отправился в Палестину и стал учеником Христовым. После Воскресения Господь явился Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Клеопа, младший брат Иосифа Обручника, и его сын Симеон также стали апостолами от 70-ти. Лука же сопровождал апостола Павла, оставаясь с ним в самых трудных обстоятельствах. Лука — автор одного из четырех Евангелий и книги Деяний Апостольских. В Евангелии от Луки содержатся такие эпизоды из жизни Пресвятой Богородицы, которые рассказать ему могла лишь Она сама. Также Предание приписывает ему написание первых икон Богородицы, в том числе почитаемой в России Владимирской иконы Божией Матери.

Апостол Варнава был сыном богатых евреев с Кипра, в юности обучался в Иерусалиме вместе с будущим апостолом Павлом, с которым позже разделил и миссионерские труды. Приняв христианство, Варнава, по преданию, продал принадлежащее ему богатое село под Иерусалимом, а вырученные деньги отдал в христианскую общину. Варнава много проповедовал на свое родине — Кипре, а также основал Церковь в Медиолане (Милане).

Апостолами от 70-ти был также Иосиф, называемый Варсавой или Иустом, предложенный вместе с Матфием на место Иуды Искариота. По жребию место покончившего с собой несчастного ученика занял Матфий, а Иосиф-Варсава остался в число 70-ти. В их число входили Фадей из Эдессы, обративший в христианство царя Авгаря и передавший ему нерукотворный образ Спасителя; Анания из Дамаска, крестивший апостола Павла; первомученик и архидиакон Стефан и другие пять из семи диаконов, избранные для помощи вдовам, сиротам и бедным: Филипп, обративший эфиопского евнуха на пути в Газу, Прохор, записавший со слов Иоанна Богослова Апокалипсис, Никанор, Тимон, Пармен. Последний диакон, Николай, предал Церковь и стал основателем учения николаитов, названного в Апокалипсисе "глубинами сатанинскими".

Церковное Предание говорит, что в числе 70-ти апостолов были и новообращенные христиане из разных городов Римской Империи, бывшие иудеи и язычники. Как же так, разве не все семьдесят апостолов были призваны Господом во время его земного служения? Оказывается, нет. Еще до страданий Христовых "многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним" (Ин.6:66), после Распятия их стало еще меньше. По Вознесению число 70-ти постепенно восполнялось из тех, которые были обращены проповедью двенадцати и апостола Павла и стали их соратниками с трудах.

Имена всех апостолов встречаются в Деяниях и Посланиях Апостольских, но к Тимофею, Титу и Филимону обращены отдельные послания. Тимофей родился в Малой Азии, был сыном грека-язычника и иудейки. Он уверовал во Христа, будучи совсем молодым. Тимофей вел настолько высокую христианскую жизнь, что апостол Павел полюбил его, как сына, и, несмотря на возраст, рукоположил в епископа Ефесской Церкви. Это было место для трудного подвига — в Ефесе язычество существовало в самых агрессивных и развратных формах. Зато и христиане этого города были такими, что в Новом Завете все они называются "святыми".

Апостол Тит был греком с острова Крит. Его дядя, правитель острова, послал Тита в Иудею "проверить слухи Христе — Боге, явившемся во плоти, живущем в Иерусалиме и творящем чудеса". Там Тит стал учеником Христовым, а после — апостолом.

Филимон и его супруга Апфия, обращенные из язычников, стали благочестивыми христианами, устроили из своего дома церковь, а также принимали в нем странников и больных. Их сын Архипп, епископ города Колоссы, и их бывший беглый раб Онисифор, о котором идет речь в Послании к Филимону, также вошли в число апостолов от 70-ти.

Святой Андроник и равноапостольная Юния были родственниками апостола Павла. Они раньше Павла уверовали в Христа, распространяя Его учение сначала на территории современной Хорватии, а затем и по всей Европе. Родственниками апостола Павла и его верными спутниками были также ап. остолы Родион, Иасон, Сосипатр.

Апостол Акила до обращения в христианство жил вместе с женой Прискиллой в Италии. Когда император Клавдий приказал евреям выселиться из Рима, Акила с супругой ушел в Коринф. Через некоторое время в этот город пришел ап. Павел. Коринф был местом, мало подходящим для проповеди. Когда грека того времени обвиняли в чем-нибудь неприличном, он говорил: "ну что вы, я же не из Коринфа". Однако святой Павел проповедовал в Коринфе полтора года, и обратил Акилу и Прискилу, некоторых иудеев и даже начальников синагоги Криспа, уверовавшего со всей семьей, и Сосфена, избитого за это своими же соплеменниками. Они также были причислены к апостолам от 70-ти. Их число пополнил и Аполлос, блестяще образованный иудей родом из Александрии. Еще до своего крещения он начал проповедовать в синагогах о Христе. Акила и Прискила, встретив его в Ефесе, наставили его в христианской вере и крестили. Аполлос отправился в Коринф, а Акила с супругой последовали в Рим, а затем в другие города Европы.

Многие люди знают, что в христианской истории было 12 апостолов, но мало кто знает имена учеников Иисуса Христа. Разве что предателя Иуду знают все, поскольку его имя стало притчей во языцах.

Это история христианства и знать имена и жизнь апостолов просто обязан каждый православный человек.

Монастырская лавка. ВЫБЕРИТЕ освященный подарок для души

СКИДКИ до конца недели

Апостолы Христа

В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе 12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов и исцелять людей.

Как Иисус выбирал учеников

Это место явственно показывает следующие вещи:

  • у Спасителя было 12 последователей изначально ;
  • они пошли за Спасителем добровольно;
  • Иисус был их Учителем, а соответственно и авторитетом.

Это место дублируется в Евангелии от Матфея (10:1).

Читайте об апостолах:

Следует сразу сказать, что ученики и апостолы - это разные понятия. Первые ходили за учителем, перенимали его мудрость. А вторые - это люди, которые пошли и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет. Зато Павел никогда не был среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских миссионеров.

12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана Церковь.

В число 12 последователей входили:

  1. Петр.
  2. Андрей.
  3. Иоанн.
  4. Иаков Алфеев.
  5. Иуда Фаддей
  6. Варфоломей.
  7. Иаков Зеведеев.
  8. Иуда Искариот.
  9. Левий Матфей.
  10. Филипп.
  11. Симон Зилот.
  12. Фома.
Важно! Все они, кроме Иуды, стали распространителями Евангелия и приняли мученическую смерть за Спасителя и за христианское учение (кроме Иоанна).

Жизнеописания

Апостолы являются центральными фигурами в христианстве, поскольку именно они зародили Церковь.

Они были ближайшими последователями Иисуса и стали первыми распространять Благую Весть о Смерти и Воскрешении. Их деятельность достаточно подробно описывает книга Деяний в Новом Завете, из которой становится известна их работа по распространению Слова Божьего.

Икона Иисус Христос и 12 Апостолов

При этом 12 последователей - это обычные люди, они были рыбаками, сборщиками налогов и просто людьми, которые жаждали перемен.

О святых, признанных равноапостольными:

Исследуя Святое Писание можно с уверенностью сказать, что Петр был лидером, его горячий темперамент завоевал ему лидерские позиции среди группы. А Иоанн назван любимым учеником Иисуса , пользовавшийся особенным расположением. Он единственный кто умер своей смертью.

Следует подробно рассмотреть жизнеописание каждого из двенадцати:

  • Симон Петр - был обычным рыбаком, когда Иисус дал ему имя Петр после призыва. Он играет ключевую роль в зарождении Церкви и назван пастырем овец. Иисус исцелил тещу Петра, и позволил ему ходить по воде. Петр известен своим отречением и горьким покаянием. По преданию был распят в Риме вверх ногами, поскольку сказал, что недостоин быть распят как Спаситель.
  • Андрей - брат Петра , который в России зовется Первозванным и считается покровителем страны. Он первый пошел за Спасителем, после слов Иоанна Крестителя об Агнце Божьем. Был распят на кресте в форме буквы Х.
  • Варфоломей - или Нафанаил родился в Кане Галилейской. Именно о нем сказал Иисус «иудей, в котором нет лукавства». После Пятидесятницы по преданию он направился в Индию, где проповедовал Господа Распятого и куда принес копию Евангелия от Матфея.
  • Иоанн - бывший последователь Иоанна Крестителя, автор одного из Евангелий и книги Откровения. Долгое время пребывал в ссылке на острове Патмос, где и видел видения о конце мира. Прозван Богословом, потому что в Евангелии от Иоанна очень много прямых слов Иисуса. Самый молодой и любимый ученик Христа. Он один присутствовал при и забрал к себе Марию, мать Спасителя. Он также единственный умер естественной смертью от старости.
  • Иаков Алфеев - брат мытаря Матфея. Это имя упоминается только 4 раза в Евангелиях.
  • Иаков Заведеев - рыбак, брат Иоанна Богослова. Присутствовал на горе Преображения. Был первым человеком, убитому за веру царем Иродом (Деяния 12: 1–2).
  • Иуда Искариот - предатель, который повесился после осознания того, что он сделал. Позже место Иуды среди учеников занят Матфей по жребию.
  • Иуда Фаддей или Иаковлев - был сыном Иосифа Обручника. Считается покровителем Армянской церкви.
  • Матфей или Левий - был мытарем до встречи со Спасителем. Считался учеником, но неизвестно стал ли позже миссионером. Автор первого Евангелия.
  • Филипп - родом из Вифсаиды, также перешел от Иоанна Крестителя.
  • Симон Зилот - самый неизвестный член группы. Встречается в каждом списке их имен и нигде более. По преданию, он был женихом на свадьбе в Кане Галилейской.
  • Фома - по прозвищу Неверующим, поскольку усомнился в Воскресении. Тем не менее, он первый назвал Христа Господом и был готов идти на смерть.

Нельзя не упомянуть и Павла, несмотря на то, что он не был последователем Христа изначально, плод его христианской миссионерской деятельности невероятно огромен. Был назван апостолом язычников , поскольку проповедовал в основном им.

Значение для Церкви последователей Иисуса Христа

Воскреснув, Христос посылает оставшихся 11 учеников (Иуда уже повесился к тому времени) проповедовать Евангелие до края земли.

Именно после Вознесения на них сошел Дух Святой и наполнил их мудростью. Великое Поручение Христа называют иногда Дисперсией.

Важно! Первый век после смерти Христа назван Апостольским - поскольку именно в это время апостолы пишут Евангелия и послания, проповедуют Христа и основывают первые Церкви.

Ими были основаны первые собрания на территории всей Римской империи на Ближнем Востоке, а также в Африке и Индии. По преданию, Андрей Первозванный принес Евангелии предкам славян.

Евангелия донесли до нас их положительные качества и отрицательные, которые подтверждают, что Христос избрал простых, слабых людей для выполнения Великого поручения и они с ним справились прекрасно . Святой Дух помог им распространить Слово Христа по всему миру, и это вдохновляет и поражает.

Великий Господь смог использовать простых слабых и греховных людей для создания своей Церкви.

Видео о двенадцати апостолах, учениках Христа

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.