Чистая доска на латыни. Табула раса - что значит? Смотреть что такое "Табула раса" в других словарях

    1 Tabula rasa

    "Выскобленная доска", т. е. чистая доска, на которой еще ничего не написано и можно писать все, что угодно - древние греки и римляне писали заостренной палочкой на вощеных табличках, и написанное легко стиралось; в расширенном смысле - пустое место; иногда в сочет.: сделать tabula rasa из чего-л., т. е. свести на нет, перечеркнуть, зачеркнуть что-л.

    "Английский философ-материалист Локк, вслед за Аристотелем, сравнивавшим человеческий разум с табличкой для письма ("О душе", III, 430, al), в трактате "Опыт о человеческом разуме" (1690) пользуется образом чистой доски для характеристики интеллекта ребенка до начала воспитательного воздействия на него со стороны окружающей среды. Локк занялся обстоятельной критикой теории врожденных идей и пришел к непоколебимому убеждению, что все наши понятия, представления и отвлеченные идеи составляют плод чувственного восприятия внешнего мира. Отсюда следовало для Локка то же самое заключение, к которому пришли уже древние стоики, что интеллект есть tabula rasa, на которой чувственное восприятие пишет свои знаки". Л. И. Аксельрод, Двойственная истина в современной немецкой философии.

    Если бы всякий стал вычеркивать у древних те места, которых он не понимает, - как скоро мы оказались бы перед tabula rasa. (К. Маркс, Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. )

    Понятно, что все эти свойства рассуждений г. Михайловского остаются неизменными и тогда, когда он переходит к России. Он "приветствует от всей души" столь же странные россказни некоего г. Яковлева, что Россия - tabula rasa, что она может начать с начала, избегать ошибок других стран и т. д., и т. д. (В. И. Ленин, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. )

    В последнее время критики наши ввели похвальный обычай нападать на те произведения литературы, в которых изображаются так называемые "больные", то есть полоумные и юродивые. Действительно, ничего не может быть презреннее, нелепее "разочарованных". Это, по большей части, школьники, в юных летах вкусившие трубки, вина и женщин и воображающие, что вне этих трех капитальных фактов жизни человеческой, остальная вселенная есть не что иное, как tabula rasa. (M. E. Салтыков-Щедрин, Брусин. )

    Может быть, это утопия. Но допустим, что можно сделать из всего прошедшего tabula rasa: нет собственности, нет семьи. (Л. Н. Толстой, Анна Каренина. )

    Если вы присмотритесь к разным сторонам французской жизни, сосредоточенной в Париже, то вы, вероятно, придете к тому выводу, что идея анархии начала уже охватывать собою не один какой-нибудь общественный слой: она проникла всюду, и в литературе, и в искусстве, в романе и в драме, в лирической поэзии, в нравах и обычаях, во вкусах и привычках - во всем чувствуется стремление сделать tabula rasa из того, что до сих пор считалось правдой, добром, правосудием, справедливостью, заслугой, властью, обязательством, собственностью, добрым именем, культурными обычаями. (П. Д. Боборыкин, Столицы мира. )

    В те годы Стриндберг говорил исключительно языком молний, мир, окружавший его тогда, был как грозовая июльская туча, - tabula rasa, на которой молния его воли вычерчивала какие угодно зигзаги. (А. А. Блок, Письмо к матери, 15.VII 1912. )

    Положительными, жизненными и жизнеутверждающими силами в Шекспире были, с одной стороны, его язычески-чувственная настроенность, простая радость о теле и о цветущей земле, и о приволье живых просторов воплощения, - с другой, его здоровое и строго-нравственное чувство. Но свобода несла в себе адогматизм, не то, чтобы прямо неверие, а разрыв связи с прежнею верой и приглашение верить или не верить во что угодно. Другими словами: отмену всех прежних ответов на мировые вопросы, открытое поле для всяческого сомнения, tabulam rasam осмысливающего мир сознания, необходимость решить по-своему все загадки и противоречия бытия. И Шекспир изнемогает перед этою непосильною задачей, уклониться от которой не может гений. (В. И. Иванов, Родное и вселенское. )

    Идя ближе и ближе к детству, мы находим почти tabula rasa, то есть белый лист, на котором жизнь напишет все содержание. (А. В. Луначарский, О наследстве классиков. )

    Ведь сами же вы, профаны, признаете, что душа ребенка не есть tabula rasa, что она представляет собою сложный продукт целого ряда разнообразных физических, нравственных и умственных влияний, преемственно передаваемых из поколения в поколение. (П. Н. Ткачев, Ташкентские рыцари. )

    2 Пустое место

    3 Чистая доска, на которой еще ничего не написано и можно писать все, что угодно

См. также в других словарях:

    Tabula rasa - (Latin: blank slate) refers to the epistemological thesis that individual human beings are born with no built in mental content, in a word, blank , and that their entire resource of knowledge is built up gradually from their experiences and… … Wikipedia

    Tabula Rasa - Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom … Wikipédia en Français

    tabula rasa - rasa / tabula raza/ locuz. f., lat. (propr. tavola raschiata), usata in ital. come s.f., solo al sing. ● Espressioni: fig., fare tabula rasa (di qualcosa) 1. n. a blank tablet; clean slate: used esp. of the mind when regarded as blank until impressions are recorded upon it by experience … English World dictionary

    tabula rasa - {{hw}}{{tabula rasa}}{{/hw}}locuz. sost. f. inv. In vari sistemi filosofici, supposta condizione della mente umana anteriore all acquisizione dei dati del mondo esterno, affine, per analogia, a un foglio bianco sul quale l esperienza traccerà i… … Enciclopedia di italiano

    Tabula rasa - Tabula Tab u*la, n.; pl. {Tabul}. 1. A table; a tablet. 2. (Zo[ o]l.) One of the transverse plants found in the calicles of certain corals and hydroids. {Tabula rasa}, a smoothed tablet; hence,… … The Collaborative International Dictionary of English

    Tabula Rasa - (лат. «очищенная табличка» или «чистая грифельная доска») используется для обозначения эпистемологического тезиса о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врожденного или встроенного умственного содержания, одним словом, чистым, и… … Википедия

Книги

  • Блеснем латынью. Крылатые фразы по-латыни и по-русски (аудиокнига MP3) , . Даже если Вы никогда не изучали латынь. Вам наверняка знакомы некоторые выражения: "tabula rasa", "persona non grata", "Memento m о ri", "In vino veritas", "Per aspera ad astra", "Veni, vidi,…

Тезиса о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врождённого или встроенного умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира.

У древних римлян в переносном смысле tabula rasa обозначало пустое место, а выражение «сделать из чего-либо tabula rasa» - «свести что-либо на нет». В буквальном смысле - чистая, выскобленная доска, то есть пустая доска.

Идея о том, что человеческий интеллект при рождении представляет собой «чистую доску» высказывается, в частности, Авиценной .

Широкую известность латинское словосочетание tabula rasa получило благодаря английскому философу Джону Локку , воспринявшему наследие предшествующей философской традиции и использовавшему данный термин для критики теории врождённых идей в своём трактате «Опыт о человеческом разуме» (1690)

Со временем, значение этой фразы приобрело переносный второстепенный смысл «с чистого листа», имея в виду события, чувства, философию.

Напишите отзыв о статье "Tabula rasa"

Примечания

Литература

  • Ю. С. Цыбульник. Крылатые латинские выражения. - М .: АСТ , 2003. - С. 65. - 830 с. - 5000 экз. - ISBN 5-17-016376-2 ..

Отрывок, характеризующий Tabula rasa

– Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
– Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.
Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают.
– Мы можем уехать, – сказал сын по французски.
– Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его.
Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.
– Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста.
Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся.
– Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке.
Мать расправила складки своего крашеного шелкового платья, посмотрелась в цельное венецианское зеркало в стене и бодро в своих стоптанных башмаках пошла вверх по ковру лестницы.

Табула раса

Табула раса
С латинского: Tabula rasa (табула раза).
Впервые встречается у древнегреческого философа Аристотеля (384-322 до н. э.) как обозначение первоначального, «чистого» состояния человеческого сознания, то есть сознания ребенка. Философ сравнивает его с покрытой воском дочечкой для письма, которой пользовались в Древней Греции, - табулой. На ней, просто разгладив воск, можно было легко убрать ранее написанный текст и, сделав ее таким образом чистой, написать на ней все что угодно. Так и в «чистом» сознании ребенка можно «написать» все, что захотят родители и учителя.
Потом в том же смысле употребил это выражение английский философ Локк (1632-1704) и сделал его популярным.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Табула раса" в других словарях:

    - … Википедия

    - (лат. tabula rasa чистая доска), термин сенсуализма, означающий первоначальное состояние сознания человека, не обладающего в силу отсутствия внешнего чувственного опыта какими либо знаниями (например, новорождённый). * * * ТАБУЛА РАЗА ТАБУЛА… … Энциклопедический словарь

    - (РАСА) (лат tabula rasa чистая доска) в международном праве концепция, предполагающая, что вновь образовавшееся государство не обременено никакими обязательствами своего предшественника перед другими государствами. В настоящее время это положение … Энциклопедический словарь экономики и права

    Украинские рок группы «Вопли Видоплясова», «Табула Раса (укр.)русск.», «Братья Карамазовы», «Друга Ріка», «Океан Ельзи», «Green Grey», «Скрябін», «Гуд:мов», « … Википедия

    Основные персонажи = Главные герои Бывшие главные герои Второстепенные персонажи Выжившие в авиакатастрофе Винсент Винсент (en. Vincent) собака породы лабрадор ретривер, которую подарил Уолту его отчим. После того, как Майкл, Уолт, Сойер и Джин… … Википедия

    Слот … Википедия

    Эта статья требует оформления и доводки. В этой статье необходимо: Улучшить стиль написания статьи Оформить структуру (разделы) статьи Проставить и заполнить карточки и элементы страницы Аккуратно разместить и подписать изображения Викифицировать … Википедия

- (лат.- гладкая, чистая доска). Для написания нового текста на восковой табличке старый текст стирался (сглаживался воск); в переносном смысле tabula rasa означает уничтожение старого смысла ради нового. Философы античности (Платон, Аристотель и др.), средневековья (Альберт Великий), Просвещения (Дж. Локк) сравнивали первоначальное состояние человека и его души с чистой доской. При этом, разумеется, каждый автор привносил в метафору свой смысл.

Слово вещь этимологически связано с лат. vox "слово, голос", следовательно, вещь, независимо от нашего к ней отношения, обладает своим голосом , своей судьбой. "Нам не дано предугадать как слово наше отзовется...". Могу ли я быть уверен, что "слово наше" действительно "наше"? Кроме права владения вещью, человек не лишен возможности "вслушиваться" в голос самой вещи, постигать диалект ее места, ее времени: "...простор приготовляет вещам принадлежать каждая своему "для чего" и, исходя отсюда, друг другу" (М.Хайдеггер).

В латыни tabula - 1) доска, плита, таблица; 2) дощечка для письма; 3) запись, документ; 4) меняльный стол; 5) вотивная табличка, памятная дощечка (в память о благодеянии богов); 6) доска для игры (в кости и т.п.); 7) картина; 8) участок поля; 9) географическая карта; 10) pl . складки одежды (Тертуллиан "О плаще" ; при tabella - веер). Значения слова tabella в основном совпадают со значениями tabula . Укажем лишь на одно исключение: "дощатая колыбель". Овидий пишет о колыбели, спущенной на воду с младенцами Ромулом и Ремом: quantum fati parva tabellae vehit! какая (великая) судьба на маленькой дощечке!

Слово Платону:

"Сократ . Так вот, чтобы понять меня, вообрази, что в наших душах есть восковая дощечка; у кого-то она побольше, у кого-то поменьше, у одного из более чистого воска, у другого - из более грязного или у некоторых он более жесткий, а у других помягче, но есть у кого и в меру.

Теэтет. Вообразил.

Сократ. Скажем теперь, что это дар матери Муз Мнемосины, и, подкладывая его под наши ощущения и мысли мы делаем в нем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем... И вот что, как говорят, происходит отсюда. Если в чьей-то душе воск глубок, обилен, гладок и достаточно размят, то проникающее сюда через ощущения отпечатывается в этом, как говорил Гомер, сердце души, а " сердце" (χέαρ) не случайно звучит почти так же, как воск (χηρός), и возникающие у таких людей знаки бывают чистыми, довольно глубокими и тем самым долговечными. Как раз эти люди лучше всего поддаются обучению, и у них же наилучшая память, они не смешивают знаки ощущений и всегда имеют истинное мнение... Когда же это сердце, которое воспел наш премудрый поэт, космато или когда оно грязно и не из чистого воска и либо слишком рыхло, либо твердо, то у кого оно рыхлое, те хоть и понятливы, но оказываются забывчивыми, те же, у кого твердое, - наоборот; у кого же воск негладкий, шершаво-каменистый, смешанный с землей и навозом, у тех получаются неясные отпечатки. Неясны они и у тех, у кого жесткие восковые дощечки, ибо в них нет глубины, и у тех, у кого они чересчур мягки, ибо отпечатки, растекаясь, становятся неразборчивыми. Если же ко всему тому у кого-то еще и маленькая душонка, то, тесно наползая один на другой, они становятся еще того неразборчивее" (Теэтет 191 c-e; 194 c - 195 a ).

В диалоге "Филеб", где также как и в "Теэтете", речь идет о знании и об истинном знании, Сократ сравнивает душу с книгой: "Память, направленная на то же, на что направлены ощущения, и связанные с этими ощущениями впечатления кажутся мне как бы записывающими в нашей душе соответствующие речи. И когда такое впечатление записывается правильно, то от этого у нас получаются истинное мнение и истинные речи; когда же этот писец сделает ложную запись, получаются речи, противоположные истине" (Филеб 39а). Дальше Сократ говорит, что в наших душах есть и еще один мастер - "живописец, который вслед за писцом чертит в душе образы названного".

Хосе Ортега-и-Гассет реконструирует ситуацию возникновения метафоры "восковая дощечка". Допустим, мы смотрим на горный хребет Гуадаррамы. Высота его - около 2000 м. Тот факт, что мы видим, осознаем, воспринимаем гору, свидетельствует о том, что в данный момент эта гора "находится" в нас. Но каким же образом может войти гора высотой в 2 тыс. м в сознание, которое вообще не есть пространство? Для человека древности отношения между человеком и воспринимаемым им объектом аналогичны отношениям между двумя физическими предметами, один из которых при соприкосновении с другим оставляет на нем свой отпечаток. Метафора печати, оставляющей на восковой поверхности свой оттиск, укоренилась в сознании эллинов и определила на многие века развитие философских идей.

На первый взгляд, в этом учении нет никакой предвзятости в определении статуса субъекта и объекта. Но при ближайшем рассмотрении мы замечаем, что роль субъекта ущемлена. Согласиться с тем, что материальный объект может оставлять свой отпечаток на нематериальном, - значит уравнять их природу, то есть принять всерьез аналогию с воском и печатью.

В античном представлении о мире "Я" не играет большой роли. Греки вообще не пользовались этим словом в своих философских сочинениях. И грек, и римлянин искали нормы поведения, этический закон в соответствии человека космосу. Стоики, унаследовавшие классическую традицию, учили жить в согласии с природой, быть, как она, цельным и невозмутимым. "Я", вытянутая вперед рука слепца (Аристотель прямо сравнивает душу с рукой), ощупывает пути Вселенной, прокладывая тропинки для своего продвижения.

Возрождение, которое не было возвратом к античности, как многие утверждают понаслышке, преодолело это учение. Оно инвертировало отношения между субъектом и объектом. Образ покрытой воском дощечки несовместим с возрожденческим представлением о сознании. На смену метафоре печати приходит метафора сосуда и его содержимого. Объекты не попадают в сознание извне, они содержатся в не самом; это идеи.

Античная философия наибольшее значение придает чувственному восприятию. Новое время сосредоточено на воображении. В его концепции не объекты движутся в направлении к субъекту, а субъект сам их в себе возбуждает. Стоит только захотеть - и мы извлечем из небытия кентавра, который галопом, пустив хвост и гриву по весеннему ветру, помчится через изумрудные луга за неуловимыми тенями белых нимф. Таким образом сознание есть творчество.

Итак, Фортуна вдруг обернулась к "Я" своим лицом. Как в восточных сказках, нищий проснулся принцем. Лейбниц осмелился назвать человека маленьким богом. Кант сделал "Я" высшим законодателем Природы. А Фихте, с его склонностью к крайностям, возвестил, что "Я - это все" 1 .

В Книге Притчей есть Песнь Премудрости: "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони: от века я помазана, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею и была радостию всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими" (Пр. 8, 22-31).

Апокалипсис это, как сказано в его первом стихе, - "Откровение Иисуса Христа, которое дал ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел". В экспозиции Русского музея Петербурга находится четырехчастная новгородская икона XV в., одна из деталей которой называется "Евангелист Иоанн диктует Прохору".Прохор по преданию был учеником ап. Петра и спутником и писцом ап. Иоанна Богослова. С последним он разделил заточение на о-ве Патмос и записывал видения Иоанна (Апокалипсис). В миниатюре из Евангелия Хитрово "Иоанн диктует Прохору" (XIV в.) отсутствует содержание записи, что открывает простор для интерпретаций, в том числе и той, которая настаивала бы на записи Апокалипсиса. Слова Иоанна: "Я был в духе в день воскресный..."(Отк. 1,10) согласно традиции православной экзегезы означает "исступление, экстаз, сошествие некой духовной харизмы на человека". В.В.Савчук по этому поводу отмечает: "находясь в экстазе, невозможно описывать его, так же как невозможно кричать и одновременно записывать боль, от которой кричишь...откровения Иоанна требовали голоса, говорения; жизненная правда их изображения не выдерживала насилия монотонной регламентируемости письма, методичной беспристрастности его правил. Изображение непосредственности видения-письма во имя наглядной правды преодолевается введением дополнительной фигуры, наделяемой лишь одной функцией, функцией записи , оставляя Иоанну способность видения-говорения" 2 .

Если интерпретировать творение мира как запись текста, а состояние Премудрости-Художницы, ее "веселье" на земном кругу, как пребывание "в духе", возникает вопрос: кто "Автор" и кто "Писец"? Во всяком случае, фигуру Художницы нельзя исключать из числа причастных к тексту Апокалипсиса (Бог-Христос-Ангел-Иоанн-Прохор): связанная с "началом пути", с созданием "первотекста", она не могла игнорировать текст последний. Фигура Прохора представляется мне не столь однозначно функциональной, не столь механистичной. Прохор - спутник и писец Иоанна, но одновременно и "марионетка Бога", непосредственный исполнитель Его воли и роли. Прохор - последний в земном "хороводе" (ср. προχορεύω - плясать впереди, т.е. руководить пляской).

Напомню, что наша тема: "tabula rasa" и еще один ее разворот связан со словарными значениями слова tabula , среди которых есть и значение стол (ср. англ. table) .

1. Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры // Теория метафоры. М., 1990, с. 68-80.

2. Савчук В.В. Кровь и культура. СПб., 1995, с.122.

До всякого опыта. Выражение употребляли Аристо-тель, Альберт Великий и др.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

TABULA RASA

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

TABULA RASA

(лат. – гладкая, чистая доска для письма) – сенсуализма, означающий сознания человека, еще не располагающего никакими знаниями, поскольку он не обладает внешним чувств. опытом (напр., новорожденный). Это появилось еще в антич. философии – у Платона (Theaet. 191 с; рус. пер., М.–Л., 1936) и у Аристотеля (De An., 429в–430а; рус. пер., М., 1937), в стоицизме; термин встречается в различных значениях у Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и др. У Гоббса и Гассенди можно встретить человеческого сознания с "доской", на к-рую наносит свои знаки. Широкую известность термин получил после Локка, к-рый употребил его в авторизов. лат. переводе "Опыта о человеческом разуме" (кн. II, гл. 1, § 2). В англ. подлиннике "Опыта" этому термину соответствуют выражения "пустая комната" (empty cabinet) и "чистый лист белой бумаги" (white paper). Этим термином Локк оперировал, критикуя теорию врожденных идей. Лейбниц выступил с критикой учения о T. R. и утверждал наличие в человеч. сознании врожденных потенций знания, добавив к формуле Гассенди и Локка: nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu (нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах) оговорку: nisi ipse intellectus (кроме самого разума) (см. "Опыт о человеч. разуме", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 128).

И. Нарский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Смотреть что такое "TABULA RASA" в других словарях:

    Tabula rasa - (Latin: blank slate) refers to the epistemological thesis that individual human beings are born with no built in mental content, in a word, blank , and that their entire resource of knowledge is built up gradually from their experiences and… … Wikipedia

    Tabula Rasa - Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom … Wikipédia en Français

    tabula rasa - rasa / tabula raza/ locuz. f., lat. (propr. tavola raschiata), usata in ital. come s.f., solo al sing. ● Espressioni: fig., fare tabula rasa (di qualcosa) 1. n. a blank tablet; clean slate: used esp. of the mind when regarded as blank until impressions are recorded upon it by experience … English World dictionary

    tabula rasa - {{hw}}{{tabula rasa}}{{/hw}}locuz. sost. f. inv. In vari sistemi filosofici, supposta condizione della mente umana anteriore all acquisizione dei dati del mondo esterno, affine, per analogia, a un foglio bianco sul quale l esperienza traccerà i… … Enciclopedia di italiano

    Tabula rasa - Tabula Tab u*la, n.; pl. {Tabul}. 1. A table; a tablet. 2. (Zo[ o]l.) One of the transverse plants found in the calicles of certain corals and hydroids. {Tabula rasa}, a smoothed tablet; hence,… … The Collaborative International Dictionary of English

    - (лат. «очищенная табличка» или «чистая грифельная доска») используется для обозначения эпистемологического тезиса о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врожденного или встроенного умственного содержания, одним словом, чистым, и… … Википедия

Книги

  • Блеснем латынью. Крылатые фразы по-латыни и по-русски (аудиокнига MP3) , . Даже если Вы никогда не изучали латынь. Вам наверняка знакомы некоторые выражения: "tabula rasa", "persona non grata", "Memento m о ri", "In vino veritas", "Per aspera ad astra", "Veni, vidi,… аудиокнига
Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.