Что делать, если на исповеди не чувствуешь раскаяния в грехе? Как быть, если исповеди перед причастием не сопутствует искреннее покаяние.

Как необходимо подготовиться к первой исповеди? Ксения

Уважаемая Ксения! Самое главное - не передумать и не отложить на потом то, чего просит и к чему стремится душа. Внешняя подготовка может быть различной, и ее меру Вы впоследствии будете определять вместе с тем священником, который когда-то станет Вашим духовным наставником, не о ней сейчас и думайте. А постарайтесь внимательно вспомнить свою жизнь с отрочества, с того времени, когда Вы стали различать белое и черное, плохое и хорошее, - и все то, в чем совесть упрекнет, все те страницы, которые захочется поскорее перевернуть, все, о чем лукавый будет нашептывать: «А вот этого не говори, слишком давно, слишком стыдно, слишком невозможно выговорить и объяснить», - это как раз и принести на исповедь вместе с решимостью к одним грехам никогда не возвращаться, а с другими, скорее навыками, страстями, греховными привычками вести бескомпромиссную борьбу.

Еще практический совет - постарайтесь заранее узнать относительно того храма, куда Вы собираетесь пойти на исповедь, когда там есть возможность исповедоваться подробно. А еще лучше заранее договориться со священником, предупредив его, что Вы будете первый раз на исповеди. Священник Максим Козлов

Как нужно готовиться к исповеди? По какому принципу должна быть составлена исповедь — по заповедям, или по хронологии совершенных мною грехов? Насколько много должно говорить? Достаточно ли просто сознаться в том, что согрешила? Ольга

Дорогая Ольга. Надо прийти в храм на исповедь, послушавшись уже данного вам совета священника. Можно заранее записать исповедь, начиная с 7 летнего возраста. Повторяющиеся грехи можно просто назвать, а можно описать ситуации, приведшие к греху. Иногда человек болезненно чувствует, что при каких-то обстоятельствах его душа была сильно искалечена грехом, и на сердце остались раны, прикосновение к которым вызывает острую или притупленную временем боль.

Тогда действительно нужно мужество, чтобы открыть перед священником то, о чём рассказать подчас больно и стыдно. Но если не открыть, то спрятанный грех будет продолжать разрушать душу и сердце изнутри. Бывает, что какие-то грехи не удаётся вспомнить, а какие-то поступки или мысли, может, и не казались грехом, тогда регулярные дальнейшие исповеди и усердная молитва выведут их из тьмы забвения.

На исповедь, особенно первую, необходимо прийти тогда, когда у священника достаточно времени, чтобы поговорить с Вами, т.е. на вечерней службе. Приняв Вашу исповедь, священник решит, готовы ли Вы причаститься, или Вам необходимо попоститься, помолиться, походить в храм. Но всё это вы сможете разрешить с ним непосредственно в беседе. Что касается слёз при исповеди, то они естественны для кающегося. Пусть поможет Вам Господь и Ваш Ангел Хранитель преодолеть все препятствия, мешающие очищению души. Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Могу ли я исповедоваться посредством переписки, не заходя в церковь? Татьяна.
Здравствуйте Татьяна, исповедь – это таинство которое совершает Сам Господь, а священник является свидетелем, того что покаяние свершилось. Кающийся человек преодолевает самого страшного и постоянного противника – самого себя. Он одерживает над собой крупную победу и священник свидетельствует, что она действительно совершилась. Мы каемся для того, чтобы внутренне измениться, исправиться с помощью Божией. Помоги Вам Господи найти духовника, к которому бы расположилась Ваша душа, священник Александр Ильяшенко

Я исповедовалась по электронной почте, это правильно? Ирина.
Здравствуйте, Ирина. По-моему, исповедь по интернету — вещь недопустимая. Конечно, исповедовать грехи бывает и горько, и стыдно. Исповедь – это таинство, в котором священник является свидетелем вашего покаяния в грехе. Покаяние отделяет грех от человека, оно является благодатным изменением состояния души.

Чем же плохо, когда священник является свидетелем того, как постыдный грех отделяются от кающегося человека? Если человек действительно кается, то священник будет радоваться за него и благодарить Бога. А если нет покаяния, то открыться на исповеди бывает не просто. Покаяние – дар Божий, о нем надо просить Господа. Бывали в истории случаи, когда человек не мог в силу обстоятельств исповедаться священнику. Но это были экстремальные ситуации. Например, человек умирает в отдалении от храма и передает товарищу свою последнюю исповедь, чтобы тот, когда появится возможность, пересказал ее священнику. Был случай, описанный владыкой Вениамином (Федченковым), когда губернатор Генерал Бюнтинг, которому угрожала смертельная опасность, имел возможность исповедаться последний раз в жизни по телефону. Но Вам необходимо преодолеть смущение. Покаяние для того и существует, чтобы вывести на свет то, что препятствует соединению души с Богом. Помоги Вам Господи! Cвященник Александр Ильяшенко

Чем ближе к исповеди, тем сильнее «крутит». Такие мысли лезут в голову, что кажется, со стыда и страха умру……Что делать, какую молитву читать, чтобы выстоять? Я Вам заранее от всей души благодарна! Марина.

Здравствуйте, Марина.
Молиться можно своими словами о том, чтобы Господь помог устоять против всех этих помыслов. А прийти на исповедь все-таки нужно в любом случае и в любом состоянии. Помоги Вам Господи, священник Михаил Немнонов.

Я была много раз на исповеди и не почувствовала облегчения. Мне часто попадаются люди которые говорят, что чувствуют после исповеди такую радость и легкость. Если не чувствуешь облегчения, радости и легкости, то значит ли это, что грехи все равно прощены? Ирина

Дорогая Ирина!
Святитель Феофан Затворник говорит, что кому полезна радость, тому даётся радость, а кому полезна печаль — тому печаль, только бы печаль эта была по Богу. Это значит, что более серьёзным должно стать наше покаяние и более строгим испытание наших отношений с другими людьми.
Преподобный Макарий Великий свидетельствует, что он знал многих, кто в начале пути был облагодатствован чрезвычайно, но потом пал самым жалким образом. И ещё больше таких, кто всю жизнь трудился в смиренном послушании веры, не имея особенных утешений, и достиг спасения в вечной Пасхе. При искреннем раскаянии в грехах человек получает от Господа их прощение в таинстве исповеди, даже если после исповеди нет чувства какой-то особой радости.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

На исповеди от волнения много забыла. Значит ли это, что исповедь моя недействительна, и я не прощена?Когда я готовлюсь к исповеди, всегда записываю грехи на бумагу. И все равно от волнения я что-нибудь да забуду. После последней исповеди не было чувства легкости, было чувство досады. Юля

Дорогая Юлия! Забытые грехи – это не страшно, они, прощены. Старайтесь записывать грехи и далее, а те грехи, которые забыли сказать, скажете на исповеди в следующий раз.
Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Как часто человеку нужно исповедоваться у священника? Светлана.
Здравствуйте, Светлана! Регулярность исповеди и причастия Вам лучше обсудить с духовником. На мой взгляд, оптимальный вариант — раз в две-три недели, плюс большие церковные праздники. Священник Александр Ильяшенко

Про грех юности на исповеди сказала: «Согрешила блудом». Достаточно ли этого исповедания, или все же надо что-то более конкретно говорить? Ирина.

Дорогая Ирина! Да, действительно, на исповеди нет необходимости в подробности описывать грехи, поэтому вы исповедовались правильно, не вижу Вашей ошибки. Но блуд относится к числу тяжелых грехов, поэтому одной исповеди не достаточно. Необходимо постоянно и горячо каяться пред Господом о соделанном когда-то грехе и молить его о прощении, следить за состоянием своей души. Исповедуйтесь регулярно о своих грехах даже повседневных. Надейтесь на милость Божию, помоги Вам Господи.
Священник Александр Ильяшенко

Я хочу исповедаться и не знаю, считается ли это грехом? Когда мне было лет 8 — 9, а моему брату лет 7-8, мы посмотрели нехроший фильм и по своей глупости начали повторять увиденное. Меня очень мучает совесть. Н.

Дорогая Н.!
Временный стыд в сей преходящей жизни ничего не значит в сопоставлении со славой, ожидающей тех, кто прибег к Святому Покаянию! Исповедуйте это также просто, как спросили сейчас – тут никакие названия и не нужны: просто расскажите всё священнику чистосердечно, моля Господа о прощении, и милость Божия пребудет с Вами! Помните: нет такого греха, который не может быть очищен покаянием! Помните о той радости, которая бывает на Небесах о кающихся грешниках – покайтесь и эта радость коснётся и Вашего сердца!
Крепости Вам и верности Господу! Священник Алексий Колосов

Нужно ли мне снова исповедовать грех блуда более честно?Я исповедовала его несколько раз, но без подробностей, пожалев уши священника. Елена

Дорогая Елена!
Грех, однажды исповеданный, не надо исповедовать повторно, если Вы снова его не совершали. При исповедании блудных грехов обычно не рекомендуется в подробностях описывать совершенное, поэтому если Вы не назвали каких-то деталей, то это не является «недоговариванием» и тем более «утаиванием». Советую Вам исповеданные грехи не исповедовать второй, третий раз, а если смущают помыслы — то надо молиться и каяться перед Господом и просить у Него прощения. От Вас — искренность и постоянство, а результат — от Господа.

У меня проблемы с исповедью и с духовной жизнью…Когда-то я ходила в церковь регулярно. Я читала, что нужно возненавидеть этот мир, но не хочу его ненавидеть. Мой муж меня сильно ревнует. Я представляю, какой бы был скандал, если б я пошла в церковь и задержалась бы на исповеди, даже если б мы и пошли вместе, то мне досталось бы по другому вопросу «что я так долго исповедовала? Виктория.

Дорогая Виктория. Нужно ненавидеть зло в мире, а не сам мир, и в этом Вы совершенно правы. Осуждение – это грех, нарушение заповеди Божией: «Не судите, да не судимы будете». Этот грех – проявление гордости. Апостол Иоанн Богослов говорит: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх ». Мне кажется, что недостаток Вашего мужа, о котором Вы говорите, можно преодолеть любовью. Чем более Вы будете к нему нежны, ласковы, приветливы и деликатны, тем скорее этот недостаток пройдет. Старайтесь быть с мужем искренней и открытой. Вам необходимо ходить на исповедь, но предупреждайте мужа, что будете задерживаться, чтобы он не волновался.
Помоги Господи, священник Александр Ильяшенко

Меня мучают сомнения, что я не полностью исповедовалась на генеральной исповеди! Я не называла отдельные эпизоды, и не смогу теперь вспомнить, что исповедано, а что нет. Ольга
Дорогая Ольга!
Для Господа важно не скрупулезное перечисление грехов, а глубина и искренность покаянного чувства. Господь – Сердцеведец, а не бухгалтер. Но если какой–то грех мучает Вашу совесть, Вы можете назвать его на следующей исповеди.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Первую исповедь я произносил батюшке в нетрезвом состоянии, но это было для храбрости. Считается ли это исповедью? Юрий.
Дорогой Юрий!
К Таинствам следует приступать благочинно и в чистоте – конечно, таинство совершилось, но покаяться в том, что были нетрезвы во время исповеди, всё-таки следует. И помните: в пьяной «храбрости» мало толку! А священник, скорее всего, заметил, но, чувствуя Ваше состояние, и тревогу проявил такт и понимание.
С уважением, священник Алексий Колосов

Батюшка на несколько мгновений задремал во время моей исповеди. Считается ли моя исповедь совершенной или нет? Лариса

Да, Лариса, Ваша исповедь считается совершенной, ведь на исповеди Вы каетесь не священнику, а Господу, священник только является свидетелем Вашего покаяния. Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Могу ли я каяться в грехе, сознавая, что избавиться от него пока не в силах? Мысли об этом грехе причиняют мне страдания. Катерина.
Здравствуйте, Катерина!
Нет ли лицемерия в том, что я постоянно каюсь за свою гордость, зависть, вспыльчивость…? Думаю, Вы понимаете, что такие грехи не искореняются сразу и бесповоротно в один раз. Так что же и не каяться?
Посмотрите, как часто мы моем свое тело, даже, если не особо грязнимся. И ведь знаем, сознаем, что мыть нужно постоянно и всю жизнь. Может тогда не мыть?
Итак, Катерина, идите на исповедь и кайтесь в том, что тяготит совесть. Помните, как говорил святитель Иоанн Златоуст, что Господь не только плоды приемлет, но и намерения целует. Помолитесь с теплотой сердечной: Господи, Ты видишь, как этот грех меня угнетает, как я страдаю от него! Помоги, дай силы избавиться от него! И прочее, как посоветует духовник. Попросите у него молитв и совета, как Вам быть в Вашем положении.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский.

Есть ли смысл в следующей исповеди, если не избавилась от греха, из-за которого не была допущена до причастия? Рита
Рита, здравствуйте!
Смысл в исповеди есть всегда, кроме тех случаев, когда мы не хотим избавляться от греха, в котором исповедуемся. А если все-таки хотим расстаться с этим грехом, но пока не сумели, то нужно исповедоваться.
С уважением, священник Михаил Немнонов

Хочу исповедаться, меня смущает то, что священник может негативно отнестись к таким грехам, как: хула на Церковь и священнослужителей, сомнение в силе и высмеивание Бога, слушание песен сатанинского содержания. Евгений

Здравствуйте, Евгений!
Не бойтесь того, что священник отнесется к Вам негативно. Именно ему, как никому, хорошо известно, как слаб человек, как часто способен заблуждаться. Сознавая и свои недостатки, и то, что безгрешных людей не бывает, любой священник с великой радостью всегда приветствует, если человек обрел веру и стал на путь спасения.
Потому не надо опасаться ни осуждения, ни презрения, ни, тем более гнева. Скажите ему на исповеди просто и бесхитростно, все, что есть в душе и то, что теперь Вы имеете намерение жить по Заповедям, а для этого просите его молитв и наставлений.
Батюшка Вам даст советы для духовной жизни и благословит именем Христовым.
Помогай Вам Господь! Священник Павел Ильинский

Недавно я исповедовалась в грехе блуда. Во внебрачные отношения я вступила с парнем, которого люблю и с которым в будущем мы собираемся узаконить отношения. Я раньше не понимала, что греховного во внебрачной связи, и поэтому не шла на исповедь, просто не хотела каяться в том, чего не понимаю, только из-за того, что так сказано Церковью. Ведь после исповеди надо еще и не возвращаться к греху. Это тяжело когда не понимаешь смысла. Вот ждала, думала. Потом пришло понимание всего, и как будто пропасть перед ногами разверзлась. Хоть я и раскаялась на исповеди, но душе тяжело, мрачно. Все болит внутри.

Раньше бывало после исповеди выходишь из храма, и мир вокруг как будто ярче и радостнее стал, и внутри все поет. А сейчас выходила из храма как из операционной - с тем же тяжелым чувством боли и потери. Депрессия не отпускает меня с тех пор, не могу своими силами справиться с ней. Что мне делать, мне кажется, Бог не любит меня как прежде - ведь я уже не такая чистая. Как происходит раскаяние в блуде, ведь это считается смертным грехом? Я знаю, многие святые годы терзались за такой грех. Это так и должно быть? Сколько мне нужно страдать, чтобы вернуть себе прежнее духовное состояние, которое было до моего падения?

Катя

Уважаемая Екатерина, во-первых, очень хорошо, что Господь дал Вам мужество в тяжком смертном грехе покаяться перед крестом и Евангелием в таинстве исповеди, осознать его как грех, а не просто как норму бытового поведения, что свойствен такому количеству людей ныне. Вы спрашиваете, почему нет облегчения на душе, почему не стало сразу светло и ясно. Но Катя, грех греху рознь, бывает, оступится человек, сделает какую-нибудь пакость, раскается в ней - и все, как водой умылся, больше и нет этого. А бывает, как с серьезной болезнью: сделает человек операцию, вырежут ему аппендицит, или какие-нибудь опухоли злокачественные - ох, как долго еще болит все тело. Так и с грехами. Когда решимся мы вырезать что-то злокачественное, болезненное, нас сильно искажающее, то после операции будем долго еще в себя приходить. Тот же больной - его и тошнит, и жить ему не хочется, и первую неделю кажется, что умрет он сейчас, но все же онкологии уже нет, того, что отравляло и лишало возможности на жизнь в будущем, уже нет. Так и с таким грехом - сначала будет тяжко, а потом дальше, исправлением жизни и невозвращением к этому греху засвидетельствуете Богу, что покаяние Ваше было действительно, и в этом усилии жизни Господь даст Вам постепенно и мирность, и радость и дальнейшую прямоту Вашего пути ко спасению.

священник Максим Козлов

_________________________________________

Как пойти на исповедь, если я знаю свой грех, но не могу раскается: холодно его перечисляю, но ни чувств и слез нет, и я очень боюсь быть за это осужденной на страшном суде. Как определить внутренне и внешне, что я готова пойти на исповедь, как правильно к ней подготовится?

Дорогая Алина! Когда Вы будете готовы раскаяться в своем грехе, Вы сами это поймете. Бросите все и побежите на исповедь. Пока же Вам надо подойти к священнику Вашего прихода и рассказать ему все: и о грехе, и о нераскаянии. Он поможет Вам разобраться в причине нераскаяния, может быть назначит епитимию, может быть найдет другой способ победить окамененное нечуствие Вашей души. Формальное перечисление грехов без раскаяния не принесет пользу. Исповедь это преддверие Страшного Суда, поэтому надо осознавать, что на исповеди мы предстоим Самому Богу и перед ним приносим покаяние. При таком умонастроении не может быть нераскаяния, ведь пред лицем Божиим мы не станем лгать или оправдываться. Перед тем, как пойти на беседу к священнику, советую несколько дней почитать Покаянный канон. Может быть, это поможет Вам покаяться в грехе и без дополнительных средств. Храни Вас Господь!

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу:

Нет такого греха, который превысил бы милосердие Божие. Даже Иуда был бы прощен, если бы попросил прощения. Пример преподобной Марии Египетской, которая 17 лет была блудницей, а затем стала образцом покаяния и великой угодницей Божией, дает нам надежду на прощение наших грехов.

Собираюсь пойти на первую исповедь. Как подготовиться?

Для исповеди нужно осознание своих грехов, чистосердечное раскаяние в них, желание с Божьей помощью исправляться. Можете записать какие-то грехи на листок в качестве шпаргалки, чтобы на первый раз не растеряться (потом делайте с этим листочком, что хотите: можно выбросить, сжечь, отдать священнику, сохранить до следующей исповеди и сравнить, в чем вы исправились, а в чем - нет). С длинным списком грехов лучше прийти на службу в середине недели, а не в воскресный день. А вообще, лучше начинать с самого больного, что тревожит душу, постепенно переходя к мелким грехам.

Впервые пришла на исповедь. К причастию батюшка меня не допустил - как "домашнее задание" посоветовал читать Евангелие.

Когда человек не знает, к примеру, правил дорожного движения, тогда он и не знает, что нарушает их. Если человек не знает Евангелия, т. е. Закона Божьего, то ему трудно каяться в грехах, ибо он толком не понимает, что такое грех. Поэтому и полезно читать Евангелие.

Можно ли попросить на исповеди о прощении грехов родителей, родственников?

Мы не можем, придя к врачу, за кого-то полечиться, не можем в столовой за кого-то покушать, поэтому на исповеди мы просим прощения за свои грехи и помощи в их исправлении. А за своих близких молимся сами и подаем записки в церкви.

На исповеди регулярно каюсь в том, что живу в блуде, но продолжаю так жить - боюсь, любимый человек не поймет меня.

Православного христианина должно волновать, чтобы его понял Бог. А по Его слову "блудники Царства Божия не наследуют". Кроме того, исповедь - это не просто констатация грехов, но и стремление исправиться. В вашем же случае получается такая ситуация: вы приходите к врачу (на исповедь в церковь), констатируете, что "больны" грехом, но не лечитесь. К тому же такая исповедь еще и лицемерна. Конечно, мы повторяем большинство своих исповеданных грехов, но у нас по крайней мере должно быть намерение исправиться, а у вас его нет. Совет: поскорее зарегистрировать отношения хотя бы в загсе.

Я пока не готова каяться в одном грехе, потому что буду совершать его вновь. Вообще на исповедь пока не ходить? Но ведь другие грехи мучают!

Как бы мы ни любили свои грехи, хотя бы на уровне разума мы должны понимать, что, если не покаемся и не исправимся, нас ждет вечное наказание. Такая мысль должна способствовать желанию исправляться во всех грехах, ведь кто может дать себе гарантию, что он доживет хотя бы до следующего дня? А Господь сказал нам: "В чем застану, в том и сужу". К сожалению, абсолютное большинство людей после исповеди тут же повторяет большинство своих грехов, но это не повод в них не каяться. Если человек искренне переживает из-за этого, если он хочет исправиться, пусть и не все и не сразу у него получается, то, по слову Святых Отцов, даже это желание Господь примет, как за содеянное.

Можно ли ходить на общую исповедь?

Так называемая общая исповедь - это скорее профанация исповеди, ибо как таковой исповеди-то и нет. Это примерно так: пришла куча народу к врачу, а тот достал бумажку с перечнем болезней и сказал: "Ну что, больные, теперь выздоравливайте, будьте здоровы!" Что-то сомнительно получить пользу от такого приема у врача. Подобное допускается как исключение во время большого наплыва исповедников в дни Великого поста, но при этом священник должен подчеркивать, что это исключение: приходите на преждеосвященные службы в среды и пятницы, в субботу, идите в храмы где-то на окраинах города, где меньше людей, но не подходите формально к исповеди. Не радуйтесь, что вам не пришлось ничего говорить, перекладывая ответственность на священника. В общем, стучащему отверзается и кто ищет, тот находит.

На исповеди прощаются все грехи. Но что делать, если вспоминаются грехи 10, 20-летней давности? Нужно ли их исповедовать?

Если грехи вспоминаются и осознаются, то, конечно же, надо их исповедовать. Хуже от этого не будет.

Очень мучают тяжкие грехи, хоть уже и исповеданные. Нужно ли говорить о них на исповеди еще раз?

Искренне раскаянный и больше не повторяемый грех прощен раз и навсегда. Но такие страшные грехи, как аборт, занятия оккультизмом, убийство даже после исповеди гложат человека. Поэтому в них можно еще раз просить у Бога прощения, при этом не обязательно говорить их на исповеди, а просто помнить о своих преступлениях и стараться заглаживать противоположными им добрыми делами.

Почему миряне должны исповедоваться перед причастием, а священники этого не делают? Можно ли причащаться без исповеди?

А как вы думаете, если взять врача и больного без медицинского образования, - кто из них лучше разбирается в диетах, назначениях лекарств и т. д.? В каких-то случаях врач может сам себе помочь, а простой человек вынужден обращаться за помощью. В церковь идут лечить душу, и есть такие грехи, которые не допускают человека ко причастию. Мирянин может не разбираться и не знать об этом, и, если будет идти без исповеди, причастие может послужить ему не во спасение, а в осуждение. Поэтому нужен контроль в виде священника. А священнослужители более компетентны в подобных вещах и могут контролировать, когда им идти на исповедь, а когда можно лишь попросить прощения у Бога.

Есть ли в Библии доказательства того, что мы должны исповедоваться именно через священника?

Господь, посылая апостолов на проповедь, говорил: "Кому простите на земле, тому будет прощено на небесах". Что это, как не право принимать покаяние и от имени Божьего прощать человеку грехи? И еще Он говорил: "Приимите Дух Свят, Им же простите на земле, будет прощено на небесах". Прообразы покаяния были и в Ветхом Завете, к примеру, обряд с козлом отпущения, приношения жертв в храме, ибо это были очистительные жертвы за грехи. Эту апостольская власть о прощении грехов в силу преемственности получают все законные священники, что подтверждают слова Христа: "Се Азм (Я) есмь с вами во вся дни до скончания века".

Не всегда получается ходить на исповедование грехов в храм. Могу я исповедоваться перед иконой дома?

Вечерние молитвы заканчиваются каждодневным исповедованием грехов. Но, тем не менее, время от времени человек должен каяться в них и на исповеди.

Готовился к первой исповеди, прочитал книгу Иоанна (Крестьянкина) "Опыт построения исповеди". Но, когда подошел к аналою, ничего не смог сказать - потекли слезы. Батюшка отпустил мне грехи. Считается ли исповедь действительной?

На исповеди главное не то, что мы произносим, а то, что у нас в сердце. Ибо Господь так и говорит: "Сыне, даждь мне свое сердце". И царь Давид учил: "Жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит".

Моя бабушка при смерти, ничего не понимает, не говорит. Находясь в здравом уме, от исповеди и причастия она отказалась. Можно ли ее сейчас исповедовать?

Церковь принимает осознанный выбор человека, не насилуя его волю. Если человек, находясь в здравом уме, желал приступить к таинствам Церкви, но по каким-то причинам этого не сделал, то в случае помутнения рассудка, помня о его желании и согласии, еще можно пойти на такой компромисс, как причастие и соборование (так мы причащаем младенцев или умалишенных). Но если человек, будучи в здравом сознании, не восхотел принять таинства церкви, отказался исповедовать свои грехи, то даже в случае потери сознания Церковь не насилует выбор этого человека. Увы, это его выбор. Подобные случаи рассматриваются духовником, непосредственно общаясь с больным и его родственниками, после чего принимается окончательное решение. А вообще, конечно же, лучше всего выяснить свои отношения с Богом в сознательном и адекватном состоянии.

У меня произошло падение - грех блуда, хотя я давала слово, каялась и была уверена, что этого со мной больше не произойдет. Что делать?

Мария Египетская была величайшей блудницей. Но каждый Великий пост Церковь вспоминает ее как образец покаяния. Вывод: как бы тяжко мы ни пали, искреннее покаяние изглаживает грех и отверзает райские врата. Пускай вам будет противно само слово блуд, чтобы с Божьей помощью этого больше никогда не повторялось.

Стыдно сказать батюшке на исповеди о своих грехах.

Стыдиться надо, когда грешите. А стыд на исповеди - это ложный стыд. Надо думать не о том, как на нас будет смотреть священник, а о том, как на нас будет смотреть Бог. К тому же любой благоразумный батюшка никогда вас не осудит, а только будет радоваться, как радуется врач выздоравливающему больному. Если вы не можете заставить себя назвать грехи, напишите их на листе бумаги и отдайте священнику. Или покайтесь без подробностей, в общих словах. Главное - имейте покаянное чувство, сокрушение, желание исправляться.

Если мои грехи очень постыдные, могу ли я сказать о них священнику без подробностей? Или это будет как утаение греха?

Для того чтобы лечить телесные болезни, врачу важно знать все подробности этих болезней. Вы подробности своих грехов можете не описывать, но все-таки лучше называть вещи своими именами и не ограничиваться общими фразами.

Нужно ли идти на исповедь, если она получается формальной?

В наши отношениях с Богом ключевым моментом является искренность. Мы должны понимать, что формализм и лицемерие в отношениях с Богом не пройдут. Но если ваша совесть соглашается с тем, что многие ваши слова на исповеди звучат холодно, формально, это свидетельствует о том, что, тем не менее, исповедуемый вами грех вас тревожит и вы хотите от него избавиться. Поэтому называйте на исповеди грехи, говорите при этом, что, признавая их, вы некоторые грехи видите, но возненавидеть их еще пока не в силах. И поэтому просите у Бога прощения, чтобы это видение переросло в ненависть ко греху и желание от него избавиться. Святые Отцы учат, что даже если одни и те же грехи вновь повторять, тем не менее, исповедовать их надо, этим мы как бы расшатываем пень, который потом легче выдрать.

Правда ли, что на исповеди не следует каяться о грехах, содеянных до крещения?

Если вы постирали грязную одежду, то стираете ее заново, только когда она опять запачкается. Если человек с верой принимает таинство крещения, то, действительно, получает прощение за все грехи, содеянные до этого момента. Каяться в них уже не имеет смысла. Просто бывают такие страшные грехи, как убийство, аборт, в которых душа вновь и вновь хочет попросить прощения у Бога. Т. е. тот случай, когда уже Бог простил, а человек сам себе простить не может. В подобных случаях допускается еще раз сказать о страшных грехах на исповеди.

Боюсь, что неправильно назвал грех на исповеди. Что делать?

Главное не как назвать свой грех, а иметь покаянное чувство и желание исправляться.

Мой духовный отец исповедует меня дома, так я лучше осознаю свои грехи, не тороплюсь, могу задать ему вопрос. Можно ли так делать?

Можно. Многие люди до революции, не имея возможности часто бывать в Оптиной пустыни, писали старцам, исповедовались в письмах. В вашем случае важно, чтобы вы не просто беседовали, но чтобы священник в конце читал разрешительную молитву.

Можно ли исповедоваться без подготовки?

Когда у человека схватил аппендицит, или он ночами не спит от зубной боли, то ему не нужны всякие анализы, обследования, УЗИ, чтобы выявить болезнь. Он спешит к врачу за помощью. Так и с исповедью. Если у нас болит сердце о том, что мы, к примеру, украли что-то, ходили к колдунам, совершили аборт, впали в блуд, пьянство, т. е. когда мы конкретно знаем, в чем согрешаем, тогда не нужны никакие книжки, мы идем на исповедь и исповедуемся в своих грехах. А вот человек, который не знаком с Евангелием, не знает законов Божиих и, даже нарушая их, не осознает, что грешит, естественно, должен готовиться. Изучать законы Божиии, узнавать, в чем он согрешает, и таким образом подготовившись, идти на исповедь к священнику.

В каких случаях священник может наложить епитимью? Как ее снимать?

Епитимия - это отлучение от причастия за какой-то грех на какое-то время. Она может состоять в посте, усиленной молитве и т.п. По выполнении наложенной епитимии снимает ее тот же священник, который ее наложил.

Собираясь на первую исповедь, нашла список грехов в Интернете. Там были: слушать музыку, ходить в кино, на концерты, кататься на аттракционах... Это правда?

Во-первых, все грехи невозможно осознать и запомнить, настолько их у нас много. Поэтому на исповеди надо каяться в особенно тяжелых грехах, которые нас тревожат и от которых мы действительно хотим избавиться. Во-вторых, что касается аттракционов, музыки, кино, то тут, как говорится, есть нюансы. Ибо музыка и фильмы бывают разными и далеко не всегда безобидными. К примеру, фильмы, наполненные развратом, насилием, ужасами. Многие песни рок-музыки прославляют дьявола, в прямом смысле ему посвящаются. Ну а аттракционы, уверен, есть абсолютно безобидные, не считая, конечно, увлечения компьютерными играми и приставками. Ибо лудомания (игровая зависимость) несет страшные последствия и для души, и для тела, чего не скажешь об обычных каруселях и качелях.

Существует мнение, что нежелательно исповедоваться "по списку", а нужно все помнить.

Если человек, готовясь к исповеди, просто переписывает пособие для кающихся, а потом зачитывает этот список на исповеди, то это малоэффективная исповедь. А если человек переживает, боясь от волнения забыть о каких-то своих грехах, и дома перед свечой и иконой со слезами записывает на бумагу покаянные чувства своего сердца, то такую подготовку можно только приветствовать.

Может ли жена священника исповедоваться у своего мужа?

Для этого надо быть буквально святым человеком, ведь чисто по-человечески трудно быть до конца искренним, раскрывая всю наготу своей души перед мужем. Даже если матушка и будет это делать, то она может этим навредить самому батюшке. Ведь он тоже немощный человек. Поэтому я бы рекомендовал без крайней нужды у своего мужа не исповедоваться.

Мой родственник, который ходил в церковь и участвовал в ее таинствах, внезапно скончался. Остался листочек с грехами. Можно ли прочитать его священнику, чтобы он произнес разрешительную молитву заочно?

Если человек готовился к исповеди, но по дороге в храм умер, Господь принял его намерения и простил его грехи. Так что никакой заочной исповеди уже не требуется.

Я регулярно исповедуюсь. Не скажу, что грехов своих не вижу, но грехи одни и те же. Говорить на исповеди одно и то же?

Но ведь чистим же мы зубы каждый день? И умываемся, и руки моем, несмотря на то, что они вновь пачкаются. Так и с душой. К этому и призывает Евангелие: сколько раз упал, столько раз и поднимайся. Так что вывод один: испачкали одежду - чистим одежду, загрязнили душу грехами - очищаем душу покаянием.

Какие последствия для души имеет воспоминание исповеданных грехов?

Если вы еще раз будете с содроганием вспоминать, к примеру, аборт, это полезно. А если со смакованием вспоминать, к примеру, грехи блуда, то это греховно.

Допускается ли исповедь в электронном виде через Интернет?

Врач может сказать вам по телефону, какие лекарства принимать при каких симптомах. Но, к примеру, операцию по телефону совершить невозможно. Подобным образом через Интернет можно что-то спрашивать у священника и получать советы, но на таинства все-таки надо идти самому. Но вот если кто-то попал на необитаемый остров, но каким-то образом связался по электронной почте со священником, он может раскаяться в грехах, попросив, чтобы священник прочитал разрешительную молитву. Т. е. подобный формат исповеди можно допустить, когда нет другой возможности для покаяния.

С какого возраста должны исповедоваться мальчики, а с какого девочки?

В правилах есть указание, не деля на мальчиков и девочек, что человек приступает к исповеди примерно с 10 лет или же по мере осознания смысла исповеди. А у нас на Руси (наверно, очень умные дети) принято начинать исповедовать детей с 7-летнего возраста.

Пришел на исповедь в первый раз за 20 лет. Покаялся в романе с замужней, больше грехов не вспомнил. Батюшка сказал, что в моем случае надо было прийти с огромным списком грехов и что христианин во мне умер...

На самом деле на исповеди нужен не долгий перечень грехов, написанных на бумаге. На исповеди человек говорит то, о чем не может забыть, о чем у него болит душа, и для этого не нужна никакая бумажка. Ибо какой смысл сидеть дома, переписывая на бумагу чуть ли не один в один очередное пособие для кающихся, если при этом человек не прочувствовал глубину своего падения и в нем нет никакого желания исправляться? В вашем случае христианин в вас не умер, он просто 20 лет спал глубоким сном. Раз вы пришли в храм, он начал просыпаться. Задача духовника в данном случае - помочь вам воскресить в себе христианина. Так по форме вас вроде бы справедливо подвергли взбучке, а по сути могли действительно окончательно убить остатки христианства в вашей душе. Хочется пожелать вам через наставления Святых Отцов, слушая голос совести и добрых батюшек прийти в Церковь и жить в ней всю жизнь с надеждой на Царство Небесное.

Хочу исповедоваться и причаститься, но постоянно откладываю из-за страха перед Господом. Как пересилить страх?

Страх внезапной смерти должен пересилить страх исповеди, ведь никто не знает, в какой момент Господь позовет его душу на ответ. А ведь страшно являться пред Богом со всем своим негативным багажом, разумней его оставить здесь (через исповедь).

Имеет ли священник право нарушать таинство исповеди?

Тайна исповеди не подлежит разглашению никому и не под каким оправданием. Бывали случаи, когда священник, сохраняя тайну исповеди, даже шел в тюрьму.

Не иду на исповедь, т. к. боюсь за священника, который принимает все грехи на себя и потом болеет.

Иоанн Креститель, указывая на Христа, говорил: "Се, Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира". Никакой священник не в силах взять на себя грехи людей, которые ему исповедуются, это под силу только Христу. Отбросьте все свои страхи и ложный стыд и спешите на исповедь.

После исповеди и причащения я почувствовал облегчение. В семье исчезли мелкие распри, улучшилось самочувствие. Но самое главное: я заметил, что мои молитвы к Богу услышаны, просьбы о здравии моей семьи исполняются.

Ваши слова свидетельствуют о том, что при искреннем обращении к Богу с просьбой о прощении грехов, Господь, сказавший "просите, и дастся вам", исполняет обещанное. А поскольку наши грехи очень часто являются причиной наших болезней, бед, неудач, то, когда эти грехи прощены, исчезает причина всяких неприятностей. Т. е. при исчезновении причин исчезают и последствия: у человека восстанавливается здоровье, появляются успехи в работе, налаживаются семейные отношения и т. д.

Количество записей: 200

Здравствуйте Батюшка у меня несколько вопросов. Во-первых, я, сидя в интернете, искал православную литературу, и случайно наткнулся на одну книгу, и сразу этого не понял, но когда начал читать, сразу закрыл сайт, поняв, что наткнулся на еретическую литературу. Надо ли мне каяться в этом, или, раз я сразу же закрыл, наткнувшись случайно, могу просто в домашней молитве помолиться? И второй вопрос: я собираюсь к старцу Иоанну Миронову, он проводит чин общий исповеди, могу ли я на этой исповеди исповедоваться и покаяться на ней в грехах, которые я записываю на листочек, про себя? Заранее спасибо.

Аркадий

Здравствуйте, Аркадий. Каяться нужно во всем, в чем обличает совесть. И, конечно же, сразу, как только это обличение произойдет, не откладывая. На домашней исповеди надо поминать свои грехи, совершенные за день, по именам, а на исповеди в храме называть уже целые семейства грехов "по фамилиям". Не мельчить. Общая исповедь ни в коем случае не может быть полноценной заменой частной исповеди. Допустима только для тех, кто все-таки находит возможность примерно раз в месяц исповедоваться подробно частным образом. Отец Иоанн по немощи лет не может принять исповедь у всех желающих, поэтому прибегает к общей исповеди. Поэтому найдите возможность исповедоваться и другому священнику.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка! У меня есть привычка, закоренелая и дурная - иронизировать над собой, насмехаться, что ли. Например, нагрубили мне в магазине, я оттуда выйду, вся озлобленная, и мысль в голове появляется: "Ой, ну надо же, разобиделась! Великая персона! И пальцем-то ее не тронь. А маме-то утром как грубила?", и в таком духе. Мне кажется, это неправильное что-то, ведь совершенный грех должен привести меня к покаянию, к тому, чтобы я у Бога попросила прощения и сил исправляться, а этими мыслями с иронией я скорее только ненависть к себе навожу, и потом мучаюсь от этого.

Елена

Пожалуй, соглашусь с Вами, Елена: такое иронизирование мало общего имеет со смирением и самоукорением, лучше уж в содеянных грехах каяться и просить прощения. Кстати, почитайте об этом у о.Иоанна Кронштадского: в его дневниках есть замечательные моменты, когда ему приходилось согрешать и он молил Бога о прощении. Вот замечательный образец для подражания!

игумен Никон (Головко)

Вопрос о.Максиму. 1) До своего воцерковления я, как и многие мои сверстники, верила в гороскопы и носила знак зодиака. После воцерковления я, конечно же в этом покаялась, но знак Зодиака у меня остался, хоть я его и не ношу уже давно. Скажите, что мне с ним сделать? Дело в том, что мне его когда-то подарила мама, я не думаю, что она разрешит мне от него избавиться. С другой стороны, я сама теперь воспринимаю его не как талисман, а просто как красивое украшение на тему "животные" (такая грациозная, изящная козочка). 2) Ну и второй вопрос такого же типа: мама однажды купила 2 книги с рецептами народной медицины. Но в ней, наряду с обычными рецептами, помещены тексты молитв, с которыми соседствуют разные заговоры. Что делать с этими книгами? Они сейчас хранятся в моём шкафу. Я бы ни за что не стала их хранить у себя, но ведь они не мои, а мамины, а мама очень невоцерковлённый человек... Есть ли тогда на мне грех? И как лучше поступить?

Мария

Мария, я бы посоветовал Вам переплавить ваш зодиак в более нейтральную вещицу-украшение. Книги я бы отправил в утиль.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка, у меня сложилась такая жизненная ситуация. 9 месяцев назад умер мой муж, у нас остался ребенок, но так получилось, что через 6 месяцев я познакомилась с человеком, мы начали встречаться. Я понимаю, что это неправильно, но от него отказаться не могу, и понимаю, что нужно год выдержать траур, как быть, как поступить, не знаю, он мне приснился, сейчас я поговорила с молодым человеком, мы будем общаться, но никаких интимных отношений у нас не будет, подскажите, как поступить правильно, что нужно сделать, исповедаться, как исправить, я понимаю, что согрешила?

Марина, вдова имеет право на законный брак. Подчеркиваю – на законный, а не на сожительство и «романтическую» связь. Вы правильно мыслите – надо в храм на исповедь. Скажите то же, что и написали здесь. Год хранить траур Вас никто «юридически» не обязывает, это просто старая добрая традиция. Да и спешить с замужеством «с разбега» или связью довольно глупо: необходимо время для того, чтобы утихли страсти, переживания.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Мне 18 лет. Когда я начала встречаться с парнем, то перестала ходить в храм. С парнем рассталась, но уже год в церкви не появлялась, показаться на глаза священнику стыдно, потому что я еще бросила воскресную школу из-за занятости в университете. Я не знаю, с чего мне начать. Помогите, пожалуйста.

Марина

Дорогая Марина, не стыдитесь пойти в храм - ну, пришлось из-за учебы оставить воскресную школу. Теперь Вы вошли в режим, когда можете посвятить воскресенье храму, и пришли. Все нормально. Начать хорошо - просто пойти на службу, например, на всенощное бдение в субботу. Порадуетесь храму, помолитесь. А там само сложится. Да поможет Вам Господь!

иерей Сергий Осипов

Доброе время суток! Изначально хочу сказать, что при любых обстоятельствах я не считаю себя правой, как бы ни было, я не имела право делать это, от этого считаю себя очень грешной! Я сделала аборт. Осознаю и искренне каюсь в этом, поэтому хочу вымолить моего убиенного ребёнка, будьте добры, подскажите действия, как мне это сделать?

Анастасия

Настя, Ваш ребенок – мученик. Его вымаливать не надо. А вот о себе молиться надо усердно и идти на исповедь. Что же Вас довело до такого греха в столь юном возрасте? Вот о чем стоит подумать.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка. Прошу вашего совета, как мне покаяться в грехах моих за всю мою жизнь, как быть смиренной и любить всех. В церковь хожу (по субботам-воскресеньям, т. к работаю). Исповедуюсь и причащаюсь. Стараюсь жить по заповедям, но не всегда получается (и раздражение и гордость, "и всяк грех вложила в свою душу").

Людмила

Людмила, кайтесь в том, что помните, а новых грехов старайтесь не делать – вот и весь путь покаяния. Чего же еще? Невозможно прыгнуть выше человеческого естества. И не «накручивайте» себя излишне в этом вопросе: Господь с Вас выше человеческих сил не спросит. А любовь к людям придет после глубокого осознания своей греховности.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. У меня такой вопрос. Я забеременела от своего будущего мужа еще до росписи в ЗАГСе. после наступления беременности мы поженились и повенчались. Ребенка мы очень хотели, и я о нем молилась. Только сейчас понимаю, что это было неправильно, ведь я молила Бога о ребенке, живя во грехе. А сейчас слышала, что вымаливать детей нельзя, что потом с ними будет много проблем. Так ли это? А еще каждый раз при угрозе и каких-то страхах я молюсь. Но правильно ли это? Ведь получается, что я не полагаюсь на Бога, а хочу, чтобы все было по-моему. Я раскаиваюсь в том, что, живя в блуде, молила о ребенке. Как быть теперь? Перед венчанием я исповедовалась. И сейчас хожу в храм, но мысли о том, что детей не вымаливают, не покидают.

Ольга

Причем тут ваши грехи! Мать должна молиться о своем ребенке! В грехах кайтесь, а за детей молитесь!

протоиерей Максим Хижий

Добрый вечер! Меня крестили в возрасте до года. До 16 лет я чувствовала связь с Господом, а потом она, как канатик, по ниточке обрывалась. Я вела неправильный образ жизни - жила два года в гражданском браке с мужчиной, потом имела связь с женатым мужчиной. Как вы понимаете, счастья мне это не принесло. Полгода назад я встретила мужчину, в которого влюбилась с первого взгляда. Волею Господа, мы видимся каждый день, так как работаем рядом. С моей стороны чувства настолько сильны, что при виде него перехватывает дыхание. Я впервые захотела настоящую семью и деток! По его поведению я понимаю, что как минимум симпатия у него ко мне есть, но первый шаг он не делает. Меня ситуация неопределенности, когда ни да, ни нет, настолько мучила, что я не находила себе места, мне было очень тяжело. Два месяца назад я поняла, что это наказание мне за мою прошлую жизнь. Я переосмыслила свое поведение, поняла свои ошибки, поняла, что я больше не хочу их совершать. И появилось неудержимое желание пойти в церковь на исповедь. Я нашла очень хорошего батюшку! Это была моя первая исповедь, я плакала, не могла остановиться. Батюшка допустил меня до причастия и сказал, что появление этого человека в моей жизни - чудо Божье! После причастия я проплакала весь день. Теперь у меня нет таких сильных эмоций, которые буквально разрывали меня на части сутками напролет. Но чувства не прошли! Неужели я недостаточно сильно раскаялась, почему я все еще прохожу через это испытание? Неужели мне не отпущены мои грехи? Ведь я провела огромную работу над собой, осознав, что живу неправильно и раскаявшись в этом, искренне раскаявшись!

Ирина

Ира! Вы совершили очень верный и важный поступок – пошли в храм на исповедь. Но дело в том, что грехи оставляют после себя шрамы на душе, на способности человека адекватно воспринимать жизнь, даже на способности любить. Смотрите, что делает с Вами встреча с мужчиной. Видите, сколько эмоций? Разве это нормально? После печальных экспериментов над душой Вам придется учиться ходить как человеку, у которого были переломаны ноги. На это тоже нужно время. Чтобы все прошло, чтобы Вы стали адекватны, надо пожить без увлечений противоположным полом. Ну хоть годик! А то так все у Вас пойдет опять по наезженной колее: страсть, отношения, грех, разочарование.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! Меня зовут Константин. Когда мне было 18 лет, я в пьяном состоянии разбил надгробие на кладбище, сейчас я не могу вспомнить, в каком месте и как звали этого человека, порой меня это очень мучает, я очень сожалею и раскаиваюсь в этом. Я понимаю, что это нельзя исправить, но помогите, пожалуйста, что можно сделать в таком случае? Чтобы и умерший, и Господь меня простили, я многое понял. Заранее благодарю.

Константин

Прежде всего, надо исповедоваться, Константин. А после этого душа подскажет, что нужно еще сделать, чтобы окончательно обрести покой от этого греха: может быть, какое-то доброе дело или милостыню, или оказать помощь, например, ухаживая за надгробиями на кладбище. Посоветуйтесь в этом вопросе со священником, которому будете исповедоваться, и послушайте свою душу.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка. Мы прожили с мужем 13 лет в венчанном браке. Месяц назад узнала, что полгода он изменял мне с другой. Говорит, что со мной ему было мало интимных отношений. То я устаю, то праздники церковные, то болею. Хотя раньше как-то справлялся с этим. Говорит, что не любил ее, но она нравилась ему. Об измене рассказал сам, когда решил больше не встречаться с той женщиной, когда понял, насколько я и ребенок дороги ему. Понял, какой грех он совершил. Муж ходил на исповедь, покаялся. К причастию его пока не допустили. Просит у меня прощения, говорит, что какое-то помешательство нашло. Я его люблю, но пока мне тяжело все забыть и простить. Я всегда доверяла ему. Могу ли я продолжать ходить на исповедь и причастие, если еще не простила его? Правильно ли я делаю, что прошу Бога простить мужу его грех, или он только сам должен молиться за себя? И еще: как нам вернуть то единение душ, которое (мы так думаем) было у нас? Спасибо.

Лидия

Если любите, живите дальше. Простить, думаю, простили, если живете вместе. А обида забудется нескоро. Причащаться можно и нужно. Но надо подумать, почему все было так тускло в интимной жизни. Это не значит, что вы во всем виноваты. Мужу тоже надо подумать о том, почему Вы так уставали, что ничего уже кроме сна было ненужно.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте, батюшка, у меня несколько вопросов. Я слышала, что если родители не венчанные, то на том свете они не смогут встретиться друг с другом и со своими детьми. У меня очень много грехов, в моей жизни был алкоголь, наркотики, аборты, я делала очень много ужасного... Мне 21, сейчас я полностью изменилась в хорошую сторону, у меня маленькая дочка, живу без мужа. Очень хочу очиститься от всех своих грехов, возможно ли это? Стать, как бы сказать, чистой перед Богом?

Здравствуйте, Юля. Мы призваны к святости, но должны сознавать, что свят Один Господь. Мы должны понуждать себя к осуществлению святости в своей жизни, это цель, ради которой сотворен человек. Никакого времени не хватит на осуществление этой цели, поэтому Бог дает человеку вечность. А чтобы мы могли войти в вечность, дает Самого Себя. Он пришел не праведников спасти, а призвать грешников к покаянию. Кающийся грешник, борющийся со своими страстями, принуждающий себя к жизни по Евангелию - вот тот, кто милостью Божией входит в Царство Небесное. Следуйте за Церковью Православной, руководствуйтесь ее учением, и не теряйте надежду. На «том свете» мы встретим всех, и родных, и тех, кого оскорбили, никуда не денемся. А вот продолжения брачных союзов в жизни вечной не будет. Не следует никак себе представлять ту жизнь, она непредставима. В нашем земном опыте нет ни соответствующих слов, ни понятий, чтобы ее выразить и понять. Оставим это. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Можно ли раскаяться в грехе, если не выработалось стойкое и ясное отвращение ко греху?

Максим

Здравствуйте, Максим. Раскаяние еще ничего не дает. Раскаиваемся мы легко и постоянно – повысил голос, и тотчас раскаялся, до следующего раза. Необходимы еще осуждение греха, осуждение себя, и решимость впредь не грешить. Полезно представлять себя уже на смертном одре в ожидании суда. Ведь мы не знаем, в какой момент закончится наша жизнь, и мы предстанем перед Богом. Писание прямо говорит, вспоминай о своей смерти и во век не согрешишь. Так же необходима благодатная помощь Таинств. Надо часто исповедоваться. Нам необходимо не раскаяние, а исцеление от греха. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Почему считается, что после смерти человек теряет возможность покаяться, почему душа человека не может, как при земной жизни, молить, просить Бога о прощении грехов? Если возможно, укажите, откуда пошло такое мнение (труды святых отцов, Писание или что-то еще)?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! В Евангелии есть притча о богаче и Лазаре, в которой ясно указывается на невозможность покаяния после смерти: «и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк., 16:26). Святые отцы, следом за Словом Божиим единогласно учат, что время, данное нам для покаяния и исправления нашей души - эта, временная наша жизнь. После смерти человека ждёт суд Божий и воздаяние за то, что он сделал в этой жизни. «Страшная истина. Нераскаянные грешники после смерти теряют всякую возможность измениться к лучшему и, значит, неизменно остаются преданными вечным мучениям (грех не может не мучить). Время и место для действия благодати - только здесь: после смерти - только молитвы Церкви, и то на раскаянных грешников могут действовать, на тех, у которых есть приемлемость в душах, свет добрых дел, унесенный ими из этой жизни, к которому может привиться благодать Божия или благодатные молитвы Церкви. Нераскаянные грешники - несомненные сыны погибели» (св. прав. Иоанн Кронштадский).

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, прошу у Вас помощи и разъяснения, как мне поступить, правильно ли я делаю или нет, я совсем запуталась и не с кем посоветоваться... В 18 лет (сейчас мне 30) я делала аборт, по своей воле, так сложились обстоятельства, я была обманута, не любима и не любила. Сейчас я в браке и у нас есть сынишка, любимый и желанный... Я знаю, что я во грехе, и хочу в этом покаяться, хочу причащаться, ходить в церковь, сына причащать, и понимаю, что не могу этого сделать, пока не покаюсь в своем грехе... Только совета прошу вот в чем: я каюсь, что сделала это, осознаю, но не могу покаяться в том, что если бы вернуть время, я бы так не поступила снова. Одно знаю, что я сейчас больше никогда не сделаю аборт, но в той ситуации я по-другому не могла поступить... Отпустит ли мне этот грех Бог? Примет ли батюшка это за раскаяние, или я недостойна? Грешу ли я еще больше оттого, что до сих пор тяну и не исповедуюсь в том грехе? Мне страшно. Мне страшно и стыдно оттого, что исповедовалась перед родами и не сказала ничего, еще раз согрешила, может, поэтому роды были сложными, хотя носила легко. Мне хочется просто приходить в церковь и стыдно за свой грех. Сегодня я пришла к тому, что хочется помолится, посидеть просто в церкви... Не знаю, понятно ли написала! Помогите, подскажите, как поступить. Спасибо!

Анастасия

Дорогая Анастасия! Во-первых, сынишку можно и нужно причащать вне зависимости от того, причащаетесь Вы или нет. Во-вторых, на исповеди Вам нужно покаяться в том, что Вы до конца не осознаете тяжесть греха детоубийства. Помоги Вам Господь во всей полноте жить жизнью православного христианина, осознать и исповедать все свои грехи и войти в Царствие Небесное. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, хотел Вас спросить: если я покаюсь на исповеди второй раз в одном и том же грехе, то так можно делать или нет?

Я придерживаюсь мировозрения Буддизма.
Чтобы раскрыть свою душу раскаянием, нужно сознанием проникнуть внутрь своей души, познать эгоистичную пагубную мотивацию души, переосмыслить и изменить образ мышления, изменить образ жизни. . Для этого глубокого погружения уходят годы жизни, годы-десятилетия духовной практики. А Вы хотите чтобы человек без всякой подготовки за 5 минут вошёл в глубокое сознание и раскаялся. Это невозможно.

Есть два пути — первый путь постепенный — от простого к сложному, шаг за шагом человек очищает свои поступки, слова и мысли, таким образом приближается к святости.
Есть другой путь, когда человек попал в форс-мажорную ситуацию, когда достиг Пика страданий, тогда на Сверхусилии он раскаивается и Сразу в один момент меняет свой образ жизни. . Но и в этом случае нужно время — месяцы как минимум.

Далеко не все люди, даже крещёные в церкви, регулярно исповедуются. Чаще всего этому мешает чувство неловкости, смущения, кого-то останавливает гордость. Многие, не привыкнув исповедоваться с ранних лет, в более зрелом возрасте всё время отдаляют тот момент, когда нужно будет рассказать о своих грехах впервые. С каждым годом решиться на исповедь всё сложнее. Чтобы снять тяжесть с души, начать говорить с Богом и искренне раскаиваться в совершённых грехах, следует узнать, как правильно исповедоваться. Походы на исповедь вам обязательно помогут: вы сами ощутите, как светлеете душой.

Исповедь одним из наиболее значимых обрядов в христианской церкви. Способность осознать свои грехи и рассказать о них Богу, раскаяться в содеянном, очень важна для верующего человека.

Чем является для нас исповедь?
В первую очередь важно разобраться в сути исповеди, её роли в нашей жизни.

Беседа с Богом. Исповедоваться можно и дома, перед иконой, погрузившись в молитву.

На любых этапах жизненного пути человек встречает множество препятствий. Путь к Царству Небесному тернист и требует огромных усилий. И если не проявлять крепости духа и твердости воли, то всегда найдется достаточно причин, чтобы не ходить в церковь, не молиться, не поститься. Мы не должны забывать, что голыми явились на этот свет и перед Господом всегда остаемся таковыми. Наше одеяние лишь Божия благодать. Если не облачимся ею и не примем Христа в свое сердце, легко можем стать жертвой вечного врага человека – повсюду рыщущего диавола. Мы должны помнить, что в этой сложной жизни мы, христиане, словно агнцы среди волков.В Евангелии сказано, что кто вытерпит до конца, тот спасется. Однако терпенье терпенью рознь. Христианин должен быть терпеливым, но при этом и деятельным противником всякой несправедливости и зла.

Христианство – это, прежде всего, образ жизни и мышления. Если мы стремимся к совершенству, то не должны оглядываться назад.

Покаяние

Покаяние — это осознание своего греха, скорбь о нём и решимость не повторять его в дальнейшем, это исправление своих согрешений делом и мыслью.

1. Что такое покаяние
2. Покаяние имеет начало, но не имеет конца, оно длится всю жизнь
3. Покаяние может выражаться по-разному
4. Тот, кто сознательно совершает грех, откладывая исправление и покаяние, грешит против Святого Духа и может умереть без покаяния
5. После смерти нет покаяния
6. Диавол уже не может покаяться и измениться к добру

Чтобы за служить милость Божию — надо всячески миловать других.
СУД БЕЗ МИЛОСТИ – НЕ СОТВОРИВШЕМУ МИЛОСЬ!

Таков суровый закон Возмездия на земле, который установил Господь. Всё возвращается нам в этой жизни. Поэтому не зря говорят: «Что посеет человек – то и пожнёт!»

Ты – не пожалел и не пощадил, тебя тоже – НЕ ПОЖАЛЕЮТ и не пощадят!
Ты – рассказал о человеке ЛОЖЬ, и о тебе тоже будут — ходить сплетни!
Ты – не помог, тебе – НЕ ПОМОГУТ!
Ты – обидел, унизил человека, тебя тоже – ОБИДЯТ и унизят!
Ты – взял и присвоил ЧУЖОЕ, у тебя – УКРАДУТ и присвоят то, что твое!
Ты — делал паскости людям – и тебе будут ДЕЛАТЬ — ЗЛО!
Ты — обманул и предал человека, и тебя тоже ОБМАНУТ и предадут!

Добрые дела делает – Добро пожинает, злые дела творит – Зло пожинает!

Верят люди в Бога или не верят, но этот закон Возмездия работал всегда и наказывает — всех людей, которые творят зло.

Исповедь. Как правильно каяться.

Как правильно каяться

Каяться нужно - в прошедшем времени. Девять из десяти приходящих на исповедь исповедоваться не умеют…Действительно, это так. Даже регулярно ходящие в храм люди многих вещей в нем делать не умеют, но хуже всего дело обстоит именно с исповедью. Очень редко прихожанин исповедуется правильно. Исповедоваться надо учиться. Поговорим о наиболее распространенных недоумениях, заблуждениях и ошибках. Человек идет на исповедь впервые; он слышал, что прежде, чем причащаться, надо исповедоваться. И что на исповеди надо говорить свои грехи. У него сразу возникает вопрос: а за какой период «отчитываться»? За всю жизнь, начиная с детства? Но разве это все перескажешь? Или не надо все пересказывать, а надо просто сказать: «В детстве и в юности много раз проявлял эгоизм» или «В молодости был очень горд и тщеславен, да и сейчас, по сути, остаюсь таким же»?

Надо. не лукавство. Не к здоровым пришел, но к больным — сказал Господь, Грех — это болезнь, одно из проявлений которых окамененное состояние души. Но только те, которые сами видите, а не в слепой догадке находитесь и даже неуверенны до конца что это грех … А то начитаются книжек с всякими классификациями потом теряются, когда Бог открывает грех — это не вызывает уныние или смущение, это даже радостное состояние, когда ты наконец то понял то что не мог понять, эврика, просто человек тихо понимает что то что он делает это ему вредит

Хотя это может даже и не грех, но чтобы дьявол не терзал сомнениями и смущениями, лучше исповедовать, а там потом разберешься, время покажет свой это или чужой…

Потом Бог от нас не требует тут же от него избавиться, он просто требует чтобы ты что-то делала против него, сразу вырвать грех порой невозможно. ты даже о нем не думай слишком. ты просто веди духовную жизнь, молись, постись 2 раза в неделю, и в посты, это тебя просветит.

Иногда молодой духовник затрудняется перечислять грехи, т.е. просто не может припомнить главнейших и более часто допускаемых грехопадений. К сожалению, держа часто пред глазами богослужебные книги, наши богословы и наше духовенство редко удостаивают своим вниманием то, что там напечатано красным шрифтом или даже черным, кроме самых молитвословий, из коих также добрую половину никогда не прочитывают.

Итак, довольно полное перечисление всевозможных грехов можно собрать по следующим чинопоследованиям требника и каноника: 1) по чину исповедания, 2) по молитве вечерней Святому Духу, 3) по заключительной вечерней молитве: исповедую тебе единому Богу, в Троице славимому и пр., которая помещается в Киево-Печерских и Почаевских правильниках, 4) по четвертой молитве ко Святому Причащению: «Яко на страшном Твоем и нелицеприемнем предстоя судилище»; к сожалению, эту молитву за последние 30 лет перестали помещать в правильниках, но в Псалтири Следованной она помещается, 5).

Как покаяться в совершении аборта По-человечески говоря, сей грех простить невозможно. И лишь Господь, Которого мы пригвоздили ко Кресту нашими грехами, множественными и страшными, лишь Единый Господь, будучи не только человеком, но и Всемогущим Богом, силен Своею собственной живоносной кровью омыть этот страшный — пожалуй, самый страшный, — грех человеческий. Всякая женщина, которая начала каяться в том, что содеяла по молодости, по слабости своей, по неведению, по насилию сродников, по помрачению души, должна знать, как именно ей каяться в этом грехе, дабы Бог простил его и изгладил, дабы затянулась страшная рваная рана в душе, дабы исходатайствована была нами милость и для убиенных нами детей.Прежде всего, восчувствовав всю дикость и безбожие содеянного, нужно в мыслях впредь отказаться от подобного греха, от возможности его совершения. Притом подобает осудить именно самое себя, а не обстоятельства, не приговор врачей, не соединенные усилия сродников, толкавших нас на убийство.

В первую очередь, как и Крещение, Венчание, Причастие – это ТАИНСТВО. Это – примирение с Богом. У всех нас совесть не чиста, душу давят грехи и она подает свой зов – человек ощущает потребность исповедоваться, чтобы на душе, на совести стало спокойнее, чище. Есть такое образное сравнение: все наши грехи бесы кропотливо записывают в свои книги, и по ним будут обвинять человека посмертно, показывая, что тот – их, что место ему в аду, а отпущенные на исповеди грехи стираются из них навсегда.

Очень важно понять, что отпускаются в Таинстве Исповеди именно те грехи, в которых человек искренне раскаялся и не хочет их повторять, желает избавиться от этого греха. Если он понимает, что ему трудно будет не грешить снова – он просит Бога не только просить его, но и помочь в борьбе с этой страстью. Придти покаяться, скажем, в прелюбодеянии с твердой уверенностью, что грехи «скинул» — «обнулил счетчик» и можно снова грешить – это дикая профанация Таинства Покаяния.

Дорогой батюшка, добрый день. Спасибо Вам огромное за Ваши добрые ответы. Опять прошу я Вашей помощи.
Я не могу раскаяться в одном грехе. Это одна моя плохая привычка. Умом я понимаю, что это грех, но я не могу его возненавидеть в себе, наоборот, мне кажется, что если я откажусь от этого, я не смогу быть самой собой, я потеряю уверенность в себе, не смогу общаться с людьми, не буду знать, как отвлечься от нудной работы и тяжелых мыслей и т. д. Иногда кажется, что это единственная радость в моей жизни. В общем, я кажусь себе лучше с этой привычкой, а без нее кажется, я ничего из себя не представляю. И мне очень-очень жаль ее потерять.
Я понимаю, что надо просить Господа, чтобы помог возненавидеть этот грех и полюбить себя без него, но я все равно через какое-то время после молитвы возвращаюсь к нему.

Для каждого христианина вопросы взаимоотношения с Богом и Церковью – весьма важные в жизни. На самом деле, для истинно верующего человека – они самые важные! Но далеко не все знают, как, когда и почему необходимо выполнять православному христианину. Таких аспектов очень много. Один из наиболее дискуссионных, особенно в среде молодого поколения, – вопрос необходимости причастия и исповеди. Корреспондент «ЛГ» Вита Лемех встретилась с протоиереем храма Преображение Господне города Люберцы Геннадием Ханыкиным и задала ему волнующие очень многих вопросы. Сегодня – первая часть беседы, которая получилась весьма содержательной.

– Батюшка, возможна ли духовная жизнь человека без исповеди?

– Человек не может вести духовную жизнь без церкви, без таинств церкви, а исповедь – одно из таинств церкви. Тот, кто думает, что ведет духовную жизнь, не бывая в храме, или забегая свечку по праздникам поставить, сам себя обманывает.

Часто от многих людей, которым приходится говорить о спасении души, слышишь такой ответ: «О, я еще успею покаяться в своих грехах и примириться с Богом… Я же не собираюсь умирать!» Но в Библии есть только один случай обращения к Богу в последний час жизни: это покаяние разбойника на кресте.
Дорогой читатель, если вы не примирились с Богом, не рассчитывайте на последний час. Жизнь каждого человека может оборваться внезапно. Болезнь может отнять у человека сознание, а страдания могут быть такими, что не позволят даже думать о душе. Если теперь вы безразличны к своему спасению, то можете ли быть уверенными, что в тот момент вы будете иметь желание искать спасение во Христе? Не забывайте, что именно «теперь время благоприятное, вот теперь день спасения». Не ждите другого случая. Вы не знаете, что готовит вам ближайший час. Сатана, враг душ человеческих, заставляет людей откладывать на потом это важное решение, от которого будет зависеть и ваше будущее на земле.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.