Что можно и что нельзя на Благовещение? Что нельзя делать на благовещенье Можно ли что либо делать в благовещенье.

Как и в давние времена, сегодня, особенно в деревнях, людьми разжигаются костры, вокруг которых водят хороводы, поют песни (веснянки). Таким способом люди зовут весну. Во все времена в огне было принято сжигать вещи, как символ начала новой жизни. На праздник выпекают мучные изделия в форме птиц. С ними принято взбираться на возвышенность, чтобы привлечь внимание пернатых, позвать их, чтобы они быстрее прилетали и приносили с собой весну. У птиц просят принести также здоровье, материальные блага, защитить от бед.

Заговор в Благовещение очищающий душу от грехов

На Руси в этот праздничный день выпускали птиц на свободу после служения в храме. В современном обществе эта традиция возродилась в 90-х годах прошлого века. Жители городов, не имеющие хозяйства, покупают на рынках птиц, а потом отпускают их на свободу. Это не просто красивая и одна из самых главных традиций праздника. Она символизирует душу, которая долго была скована грехом, но пришла Благая Весть о рождении Христа, и она обрела шанс стать свободной.

Нужно прочесть молитву:

Богородице Дево, радуйся,

Благодатная Марие,

Господь с Тобою. Благословенна

Ты в женах и благословен

Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Затем птицам дают попить, поесть, и выпускают их на свободу.

Волшебство Благовещенской золы и соли

И на Руси, и в наши дни многие верят, что печная зола в этот праздник обладает особыми свойствами. Жители деревень запасаются золой, чтобы осыпать ею землю, на которой посадят овощи.

С самого утра, засветло, в этот день жарят соль. Все члены семьи сначала ссыпают по щепотке соли в платок или матерчатый мешочек. Жарить ее нужно в течение 15-20 минут, читая молитву о здравии членов своей семьи и себя.

Молитва о здравии:

О Господь мой, Создатель мой, прошу помощи Твоей, даруй исцеление рабе божьей(рабу божьему) (имя), омой кровь ее (его) лучами Твоими. Только с помощью Твоею придет исцеление ей /ему/. Прикоснись к ней /нему/ силою чудотворною, благослови все пути ее /его/ ко спасению, выздоровлению, исцелению.
Подаришь телу ее /его/ здравие, душе ее /его/ – благословенную легкость, сердцу ее /его/ – бальзам божественный. Боль отступит, и силы вернутся, и раны заживут ее /его/ телесные и душевные, и придет помощь Твоя. Лучи Твои с Небес дойдут до нее /него/, дадут ей /ему/ защиту, благословят на исцеление от недугов ее /его/, укрепят веру ее /его/. Да услышит молитву сию Господь. Слава и благодарность силе Господа. Аминь.

Соль сохраняли, и давали ее кушать, если кто-то из семьи заболел. Ее можно добавлять в блюда для профилактики болезней.

Можно ли работать в Благовещение? Как провести православный праздник?

В Благовест нельзя работать, говорят, что ласточка гнездо не вьет, а девицы кос не плетут. Этот праздник не является государственным, поэтому не объявлен выходным. Ходить на работу в Благовещение – не грех. Косы плести, конечно, можно, но не рекомендуется уделять слишком много внимания внешнему виду. В этот праздник нельзя стричь волосы, красить их, делать замысловатые прически. Считается, что это приведет к путанице в жизни. В Благовещение нужно много времени уделять молитве, обязательно с членами семьи нужно посетить храм. Существует поверье, что кукушка однажды рискнула свить гнездо в Благовест, за что и была наказана. Теперь ей гнезда вить нельзя, поэтому ей и приходится подкидывать свое потомство другим птицам.

В этот день нельзя ругаться, скандалить. Наши предки считали, что именно в этот день часто возникают предпосылки к ссорам, конфликтам, но нужно всячески избегать их, не поддаваясь воле неприятных ситуаций.

Благовещенские поверья и приметы

В Благовещение ничего нельзя никому одалживать. Если что-то отдать из дома, вместе с этими предметами или продуктами отдается здоровье и благополучие его обитателей. Не нужно бояться обидеть человека, просящего в долг, отказом. Нужно просто вежливо ему объяснить его причину.



Перед великим праздником Светой Пасхи всем верующим предстоит отметить еще один не мене важный и радостный день – это Благовещение. Благовещение не является переходящим праздником, и ежегодно отмечается 7 апреля. Если рассматривать исторический контекст праздника, то это именно в этот день архангел Гавриил сообщи деве Марии весть о том, что предстоит ей выносить плод, который после рождения станет Спасителем всего мира. Только после того, как дева Мария дала свое согласие, случилось непорочное зачатие, которое перевернул всю историю. Значимость праздника невозможно переоценить, а что нельзя и делать на Благовещение и что можно в этот день?

Как проходит Благовещение

Как и многие другие религиозные праздники, – особый день, у которого есть свои традиции и приметы. Принято в этот день ходить в храм, где прославляется Пречистая Дева Мария, произносятся молитвы благодарности Богу, а также чтиться память о посланнике благой вести – Архангеле Гаврииле. Также, в храме проходит освящение просфоры, которую нужно взять домой. Считается, что если хранить такую просфору дома, то она защитит от неприятностей болезней и прочих напастей.

Издавна, в этот день, после службы в храме, отпускали белых голубок. Сегодня же не вес храмы придерживаются такого обычая, который только в 1995 году был частично возрожден в малых церквушках.




Также, есть поверье, что на Благовещение небо открыто для просьб и молитв, поэтому можно просить о том, чего очень хотелось бы, и это непременно станет явью.
Поэтому, на Благовещение нужно сходить в храм, принести домой просфору, а также не забыть помолиться и использовать свой шанс попросить что-то у Господа. Также, в этот день, несмотря на то, что это период поста, можно приготовить рыбу для праздничной трапезы.

Чего нельзя делать на Благовещение

Самый главный запрет на Благовещение – это запрет на всякий труд. В этот день нельзя работать, так как это считается грехом. Также, есть и другие приметы, которые связаны с запретами в этот день:

Нельзя на Благовещение ничего отдавать и выносить из дома, это касается и денег в долг, так как если что-то отдать, то вместе с этим уйдет здоровье и достаток;
Нельзя на праздник стричь, красить и делать совершать какие-то другие манипуляции с волосами. Считается, что так можно запутать свою судьбу, это касается и вязания, и шитья. К слову говоря, в древности девицы даже не расчесывали волосы и не собирали их в косу на Благовещение;
Нельзя 7 апреля начинать какие-то новые дела, так как они не обернуться успехом;
Также, нельзя на себя надевать новые одеяния, ибо испачкавшись на Благовещение – уже не отстирать пятна;
Дабы не упустить ангельский свет, который и послал Деве Марии благую весть, нельзя зажигать в домах лампы, свечи, когда потемнеет.
Также нельзя заниматься и земельными работами, так как посадки урожая хорошего не принесут.

На Благовещение Господь благословляет все живое на земле, природа начинает просыпаться после тяжкой и холодной зимы, потому не стоит ей мешать. Самое лучшее, что можно и нужно делать на Благовещение – это уделить время молитвам и Богу, а также, провести праздник в уютном семейном кругу, без ссор, споров и выяснении отношений.



В народе праздник Благовещение, который отмечается 7 апреля ежегодно, считается преимущественно женским. Поэтому многие приметы, что можно делать в этот день, а от чего нужно отказаться, касаются именно женщин. Богородица - это матерь Иисуса Христа и считается, что она просит Господа за женскую долю, находясь рядом с ним. В день Благовещения, если молиться Богородице от чистого сердца и с большой верой в душе, она обязательно услышит и поможет.

История возникновения праздника связана с архангелом Гавриилом, посланным Господом и молодой Девой Марией. Она узнала от Архангела именно в этот день, что произошло чудо, на нее снизошел Святой Дух и спустя отведенный срок беременности ей суждено родить на этот свет Сына Божьего. В этот большой праздник нужно отказаться от работы по дому, обязательно сходить в храм. Древняя традиция на Руси - отпускать в день птиц из клеток на волю, высоко в небо, чтобы они полетели прямо к Господу.

Что нельзя делать в Благовещение:

*Работать, прежде всего, по дому. Ведь не всегда этот праздник выпадает на выходной день и отказаться идти на работу в современном мире человек не может. Но вот бытовые дела нужно отложить на другой день, это церковный праздник и работа запрещена.
*Не стоит в этот день уезжать из дома, особенно, отправляться в длительное путешествие.
*Под запретом находится работа на земле, отказаться нужно даже от подрезания деревьев. Потому что, в народе верили, что на день Благовещения Господ благословляет все растущее, растения идут в рост и начинают активно зеленеть.
*Девушки в этот день не плетут косы, как и птицы не вьют гнезда. Если делать сложные прически в праздник, то можно запутать ниточки своей судьбы как запутываются волосы на голове. С этого может все в жизни пойти наперекосяк.
*Нельзя в праздник одалживать что-то из дома, в том числе, деньги. В народе верили, что с одолженной в этот день вещью можно отдать человеку свое здоровье и благополучие.
*Не стоит одевать новой одежды.
*Заниматься шитьем, плетением или вязанием. Опять же по причине того, что могут запутаться ниточки судьбы.




Это народные приметы о запретах на Благовещение, которые не все поддерживает церковь, но на протяжении множества поколений они передавались из уст в уста и сохранились в нашей традиции. Опять же, не стоит забывать, что в этот период идет Великий пост перед Пасхой и практически все запреты поста не аннулируются. Поэтому, нельзя веселиться слишком активно, громко разговаривать. Что касается праздничного меню, то тут пост делает исключение и в рацион можно включить рыбу.

Что сделать в день Благовещения

По старинной традиции, которая начинает активно возрождаться в наши дни, в этот праздник выпускали на свободу птичек. Особенно, белых голубок. Птицы должны полететь высоко в небо и донести до Господа Бога о добрых делах человека, который выпустил их.

Раньше в деревнях на Благовещение заготавливали специальную благовещенскую соль. Нужно сказать, что эта примета именно народная, к церковным правилам она не имеет никакого отношения. Нужно было взять по щепотке обычной соли каждым членом семьи и кинуть в мешок. Затем хозяйка дома прокаливала соль на огне, перекладывала в красный угол и там хранила в течение годы для определенных случаев. К примеру, если кто-то заболевал, то мешочек с этой солью клали в изголовье кровати этого человека, чтобы он быстрее поправился.




Важно! Если в течение года благовещенская соль не пригодилась и осталась до нового праздника, то ее нужно сжечь на следующий день, 8 апреля. Вместе с ней пламя съест несчастья, беды и болезни, которые могли быть уготованы семье в будущем году.

Распространенные приметы и обычаи на Благовещение:

*Украсить у кого-то мелочь. Примета противоречивая, ведь воровство в христианстве - это большой грех, но в народе верили, что так можно привлечь к себе большую удачу.
*Осторожно в этот день обращаться с огнем.
*В Закарпатье до рассвета в Благовещение незамужние девицы расчесывали косы и трижды обходили свой дом, подметали хату родителей, но мусор собирали и относили к реке, рядом с которой закапывали в глубокую ямку. Потом нужно набрать в реке воды и полить ей грядки, куда планируется посадка семян. Считалось, что такой ритуал может обеспечить хорошую партию на замужество и счастливую семейную жизнь.
*Если найти в этот день первоцвет, то этим летом обязательно молодая девица выйдет замуж.
*Вечером в деревнях собирались у костров и водили скромные хороводы, прыгали через костер. Но все это нужно делать скромно и без особого шума, ведь идет



Православные люди по всему миру отмечают праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. В отличие от светлой Пасхи, даты которой являются текучими каждый год, Благовещение отмечается 7 апреля ежегодно. Почему в жизни каждого верующего Благовещение отмечается как особый день и в чем его смысл, и к какому событию приурочен этот день?

На праздник Благовещение Пресвятой Богородицы христиане радуются той светлой новости, которою некогда сообщил архангел Гавриил пресвятой Богородице. Новость заключалась в том, что, будучи непорочной девой, она под сердцем носит чадо, которое родиться и станет Спасителем всего человечества. Как и многие религиозные праздники, день Благовещение имеет свои традиции, обряды и приметы. 7 апреля отмечается Благовещение Пресвятой Богородицы, что нельзя делать в этот день, а что можно. идеально подходит для праздничного стола.

Чем нельзя заниматься на Благовещение

В старину Благовещение считалось не только большим религиозным праздником, но и днем, от которого отсчитывался новый хлеборобский год. Но, невзирая на это, на праздник нельзя было проводить земельные работы, ведь Бог благословляет землю и пробуждает жизненную энергию и силы природы.

Поэтому, можно смело сказать, что нельзя делать 7 апреля на Благовещение Пресвятой Богородицы – это проводить земельные работы, и в принципе отказаться от других работ, и особенно, от начинания каких-либо новых дел. Дело в том, что если начать что-то новое 7 апреля, то непременно все обернется крахом и не принесет дальнейшего успеха. Многие предки верили и в то, что мало провести Благовещение согласно правилам и воздерживать от любых работ, но надо еще и запомнить этот день, какой праздник они отмечали, что он значить, и каждый месяц именно в этот день также воздерживаться от любых начинаний.

Важно! Если 7 апреля выпадает на рабочий день, и нет возможности не идти работать, то тогда, конечно, выбора не остается. Такая работа не считается грехом.

Юным девушкам не разрешалось даже расчесывать свои волосы, ибо считалось, что это действие на праздник сокращает срок жизни. В небольших деревнях и селах, на Благовещение принято было собираться всеми семьями в определенном месте и рассуждать о будущих планах, мечтать, делиться мыслями, целями. Эти сборы обуславливаются и тем, что 7 апреля на Благовещение Пресвятой Богородицы нельзя зажигать огонь в доме, поэтому, чтобы не сидеть во мраке вечером, следовало выходить.




Что еще нельзя делать 7 апреля: Благовещение Пресвятой Богородицы? К числу строгих запретов в этот день можно отнести и различные ритуалы, которые в основном пришли из язычества, а, некоторые из них сохраняются и по сей день. Так, например, нельзя следовать таким суевериям, как сжигание на костре старых вещей в доме. От любимого развлечение, которым принято встречать весну, а именно прыжков через костер также следует воздержаться. Какие можно сделать .

Кроме всего вышесказанного на Благовещение нельзя никому ничего одалживать, отдавать что-то из дома, и самому воздержаться от займа. Это объясняется тем, что отдавая что-то из своего кармна или дома, человек отдает свое благополучие, энергию и здоровье. Это касается даже того случая, если соседи зашил попросить немного сахара или соли. В таких случаях следует вежливо отказать, и объяснить, что 7 апреля большой праздник, и в это день неприятно ничего отдавать.

Что еще нельзя делать 7 апреля: Благовещение Пресвятой Богородицы

О самых главных запретах в день праздника следует всегда помнить и стараться придерживаться и, особенно если вера и религия играют большую роль в жизни человека. Однако, есть еще и другие приметы, которые пришли к нам от предков. Такие запреты не являются строгими, и следовать им вовсе не обязательно. Это личное дело каждого. Что же еще нельзя делать на 7 апреля: Благовещение
Пресвятой Богородицы и, какие есть приметы, не связанные с запретами?

Нельзя надевать новую одежду, так как читается, что она быстро износиться;
Среди крестьян на Благовещение было принято сеять горох;
Если день Благовещение выдался теплым, значит, впереди ожидается плохая погода и холод;
Если 7 апреля светит солнце и небо безоблачно, значит, в году будет хороший урожай пшена;
Дождливая погода на праздник сулит рыбакам хороший улов и много грибов осенью;
На Благовещение обязательно следует сходить на службу в церковь;



На Благовещенье никому ничего не давать - иначе в дом придет бедность. Считалось, что тот, кто в Благовещение отдавал из дома, тратил на чужих семейный покой и мир.

Если в Благовещение от утра до полуночи назвать мужа сорок раз "милый", весь год муж будет любить и холить.


В Благовещенье не следует ходить в парикмахерскую, а также не рекомендуется делать что-либо с волосами и даже причесываться, «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет

Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь

На какой день недели приходится Благовещение, в тот круглый год никакого нового дела не начинать. Например, если Благовещение пришлось на пятницу, то дела не начинают ни в одну пятницу в течение всего года


С Благовещенья никто и никогда не станет сеять, чтобы не накликать неурожая. Есть даже поверье, что в какой день случится этот праздник, тот полагается несчастным для посевов и пахоты, а следующий за ним - самый удачный и счастливый...


Огонь стараются не зажигать ни в этот день, ни накануне, и вообще, с этого дня считается грехом сидеть и работать с огнем по вечерам, иначе праздник, обиженный и непочтенный, накажет тем, что напустит на пшеницу головню, на пчел - ленивое роенье, и удачлив будет тот, кто догадается в этот день сжечь несколько щепоток соли в печи, а также и тот, кто с Благовещенья начинает спать в клети, так как жженая соль имеет целительную силу в горячках и лихорадках, а спанье на холоде, вообще, обеспечивает здоровье, укрепляя его...


Если хозяйка [на Благовещенье] между праздничной заутреней и обедней возьмет помело и сгонит с насеста кур, то к Светлому празднику они уж постараются нестись, чтобы приготовить к празднику свеженьких яиц для христосованья."Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год; почему воры заворовывают в этот день - для счастья.На суровую пряжу не глядят...


Под дымом не сидят, т. е. не готовят горячего и печи не топят.


В какой день недели Благовещенье, в тот во весь год никакого дела не начинать.


На Благовещенье мороз - к урожаю яровых.На Благовещенье мороз - урожай на огурцы.


На Благовещенье дождь - родится рожь.Гроза на Благовещенье - к теплому лету и к урожаю орехов.Выносят пчел из омшеника.Благовещенье без ласточек - холодная весна.


Накануне Благовещенья сеют горох" ."Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд [совершался] ... против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон и только одна темная ночь прекращала сборище.


Под Благовещенский вечер наши поселяне приходят в подвалы с кочаном капусты и кладут на землю скрытно от всех. Этот кочан должен быть первый, сорванный осенью с гряды. На другой день, возвращаясь от обедни, рассматривают кочан. Говорят, что будто счастливцы находят в нем семена, от которых родившуюся капусту никакой мороз не убивает.


С сего вечера молодые поселяне переселяются с новыми постелями в холодные клети; в избах остаются старики, больные и дети.


Пожилые женщины находят нужным в этот день пережигать соль в печи. Эта соль, по их мнению, оказывает чудеса в разных болезнях. С этою солью они из хлебного теста пекут бяшки, небольшие булки, назначаемые ими для излечения скота.


Если на Благовещенье будет день красный - ... этот год будет пожарный. Если пойдет дождик - ... год будет грибной, а рыболовы надеются на удачный лов рыбы.


"На Благовещение солнечный день пшеница уродится; если звезд мало на небе, то яиц мало будет.Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.


Под Благовещение огней в избах всю ночь не тушат - лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет.


Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этою золою.Среди некоторых крестьян существовало убеждение, что "день Благовещения - день несчастный: ссоры, скандалы и всякие недоразумения происходят".Икону Благовещения ставят "в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, приговаривая при этом:"Мать божья!Гавриил-архангел!Благовестите,Благоволите,Нас урожаем благословите:Овсом да рожью,Ячменем, пшеницейИ всякого жита сторицей!"Кто на Благовещение счастливо играл в орлянку, тот весь год будет выигрывать деньги в эту игру" .


Благовещенье - большой христианский праздник.


По писанию в этот день (7 апреля по н.с.) Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она родит Спасителя Мира.


Много традиций и обычаев существовало на Благовещенье!


Благовещенье все встречают с радостью, ликует и природа.

Говорят, что Солнце 3 раза в году играет на Рождество, Благовещенье и Пасху.


По поверью Благовещенье отмечают даже ангелы на небесах, а грешников в аду перестают мучить.


В этот день принято не затевать работы, запрещен был любой труд. Даже девица на Благовещенье кос не заплетала. Кукушка без гнезда осталась, т.к. пыталась его на Благовещенье свить.


В народе считалось, как проведешь Благовещенье, так и весь год пройдет.


По традиции Благовещенье считается днем открытия земли, пробуждения природы от зимнего сна.

Поэтому принято было совершать очистительные обряды: прыгали через костер, сжигали соломенные постели, умывались талой водой, чтобы снять все хвори, окуривали зимнюю одежду.


Чтобы защитить скот от хищников, на Благовещенье шумели, звонили в бубенцы, грохотали тазами. Считалось, что на какое расстояние распространится звук - на том и зверье лесное держаться будет.

Змей и грызунов отпугивали, сжигая мусор с огорода.


Существовал обычай ставить в кадку с водой икону Благовещенья и молить ее об урожае. А кусочки Благовещенской просфоры зарывали по углам поля и брали с собой на сев.


Вода, освещенная на Благовещенье, могла поднять на ноги больного, считалась исцеляющей.


В некоторых местах на Благовещенье отпускали на волю птиц.


В Благовещенье лучше не уделять особого внимания прическе, будет лезть волос.


Сказано:

"птица гнезда не вьет, девица косы не плетет."


Приметы:


Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других огородных растений, когда они портятся, то посыпают их этою золою.

Благовещенье — птиц на волю отпущенье.

Благовещенье — самый большой у бога праздник.

Благовещенье без ласточек — холодная весна.

В Благовещенье мороз — под кустом овес.

Ведро в Благовещенье — к пожарам.

Весна до Благовещенья или недели не достоит, или неделю перестоит.

Весна зиму поборола.

Выходят из нор барсуки и еноты, из трухлявых пней - ежи, из куч - лесные муравьи.

Если благовещенье холодное - жди сорок морозов по утрам.

Если в день Благовещенья ветер, иней и туман — к урожайному году.

Если ветер, иней и туман - к урожайному году.

Если на Благовещение курица или гусь снесет яйцо, из последнего высиживается урод или калека.

Если на Благовещение небо безоблачное и солнце яркое - быть лету грозовым.

Если на Благовещенье красный день, то год будет грозный и пожарный.

Если ночь теплая, то весна будет дружная.

Зимний путь рушится за неделю до Благовещенья или неделю спустя.

Каково Благовещение, такова и святая (Пасха).

Каково Благовещенье проведешь, таково и весь год.

Коли в Благовещенье снег на крышах есть, так будет еще на Егорья в поле.

Коли ночь на Благовещенье теплая, то весна будет дружная.

Кукушка без гнезда за то, что завила его на Благовещенье.

Мокрое Благовещенье — грибное лето.

На Благовещение весна зиму поборола.

На Благовещение гроза - к теплому лету и урожаю орехов.

На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет.

На Благовещенье дождь — родится рожь.

На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучают.

На Благовещенье мороз — урожай на грузди.

На Благовещенье на суровую пряжу не глядят (запрет работы).

На Благовещенье сжигают зимние постели (солому) и перебираются спать в клеть.

На Благовещенье солнечный день — пшеница уродится: если звезд мало на небе, то яиц мало будет.

На Благовещенье хороший улов рыбы.

Нельзя на Благовещение надевать новую одежду, в противном случае ее порвешь или испортишь.

Окуривают дымом одежду от зимы.

Первые грибы вырастают на пригорке - к летним дождям, поселились в ложбинке - к суше.

Под Благовещение огней в избах всю ночь не тушат — лучше уродится лен, иначе молния все повыжжет.

Под дымом не сидят (т. е. не готовят горячего и выходят спать в сени, в клети).

Покров не лето, Благовещение не зима.

С Благовещенья огня не дуют (дня прибыло, утром и вечером светло).

Третья встреча весны.

Цыган на Благовещенье шубу сымает (продает).


7 апреля (25 марта ст.ст.). Благовещение; праздник, посвященный дню Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.


В христианских религиозно-мифологических представлениях праздник Благовещения Пресвятой Богородицы воспринимался как "начальный момент истории очеловечивания бога, т.е. земной жизни Иисуса Христа"; он был одним из великих двунадесятых праздников и посвящался дню, когда архангел Гавриил известил деву Марию о будущем рождении Христа.


Согласно евангельскому повествованию (Лук.1, 26-38), аргангел Гавриил, посланный Богом к деве Марии в Назарет (где Мария вела девственную жизнь в доме Иосифа Обручника), сообщил ей, что у нее родится сын Иисус, и это будет мессия и сын божий: "В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца". Услышав это, Мария спросила ангела, как исполнение этого совместимо с соблюдением избранного ею девственного образа жизни; Гавриил разъяснил ей, что младенец будет чудесно зачат "по действию духа святого" без разрушения девственности матери, и тогда Мария ответила смиренным согласием: "Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Ма-рия сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел".


В евангельском тексте не сказано прямо, но предполагается, что миг, когда Мария выразила свое согласие, и был мигом девственного (непорочного) зачатия: как при сотворении мира слово Бога "да будет" привело к созданию бытия, так и ее слово "да будет" низвело Бога в мир. В церковной традиции послушание Марии, ее приятие воли Господа, противо-поставлялся непослушанию Адама и Евы, результатом которого стало грехопадение человечества. Дева Мария как "новая Ева" искупила грех "первой Евы" и начала "возвратный путь к утраченной жизни в единении с Богом"; поэтому Благовещение и явилось для христиан "суммирующим предвосхищением" спасения людей.


У славян Благовeщение считалось третьим по значимости и величине праздником, главным после Рождества и Пасхи. В соответствии с этим, крестьяне уверяли, что праздник Благовещения отмечают все на небе, на земле и даже в подземном мире (по поверью, в этот день, как и на Пасху, грешников в аду не мучают, давая им отдых), и само солнце, радуясь благой вести, "играет" (т.е. переливается разными цветами) на восходе. По народному убеждению, даже всякая неразумная тварь чествует этот великий праздник, а особенно радостно встречают его птицы (т.к. они, в силу своей небесной природы, ближе всех к Богу); поэтому на Благовещение принято было "птицам волю давать", т.е. выпускать их из клеток на свободу, "чтобы они пели во славу Божию" и принесли счастье тому, кто их освободил.


В народном календаре праздник Благовещения был одной из четырех ключевых точек года и соответствовал весеннему равноденствию, отмечая начало весны и день "отворения земли", пробуждение ее от зимнего сна. Русские говорили: "На Благовещение весна зиму поборола", "Цыган на Благовещение шубу продает", "Покров не лето, Благовещение не зима" и т.п. Сербы считали, что зима длится до Благовещения, а чехи - что Благовещение "возвещает весну, но не прогоняет зиму"; зап. украинцы полагали, что зима на Благовещение третий раз встречается с весной (первые два раза - на Сретенье и на день Сорока мучеников) и что в этот праздник "лiто зовсiм переможе зиму". По народному убеждению, "на Благовещение выходит из земли тепло" (Македония) и день увеличивается настолько, что птица может "девять раз свить и развить гнездо" (Черногория). Практически у всех славян верили также, что на Благовещение из раскрывшейся, "растворенной" земли выходят на свет гады (змеи, лягушки, мыши, насекомые и пр.); с этим же днем связывалось и появление на земле нечистой силы, а также пора прилета весенних птиц (ранее считалось, что они прилетают в этот день из рая, Ирия) и пробуждения насекомых (мух, пчел и пр.) и медведя.


Ко дню Благовещения повсеместно приурочивались многочисленные обряды встречи весны. Так, например, в Белоруссии молодежь в этот день забиралась на возвышенные места, на крыши бань, овинов, на поленницы дров и "гукала", "зазывала весну". Специально к этому обряду в каждом доме поутру пекли пироги, а после обеда парни и девки брали себе по куску, выбирали где-нибудь на припеке (чаще всего - у бани, на кострике или на бревнах) местечко и молились Богу, а потом кто-нибудь запевал: "Благослови, Боже, нам весну гукати!", и все собравшиеся подхватывали: "Ай лели-лели, гукати! / Весна красная, теплое ле-течко! / Ай лели-лели, теплое летечко! / Малым деточкам вынеси, весна, по яичечку!.." и т.д. После этой долгой песни все садились в кружок и пили (нередко крепкие напитки - пиво, а то и водку), ели пироги и начинали новые, круговые песни: "Уж ты, ластовка, ты косатая, / Ай лели-лели, ты косатая! / Ты возьми ключи, лети на небо. / Ай лели-лели, лети на небо! / Ты запри зиму, отомкни лето. / Ай лели:" и т.п.


У всех восточных славян к Благовещению приурочивался обычай разжигания ритуальных костров, символизировавших возрождение солнца и весеннее потепление (это называ-лось "палить зиму" и "греть весну"). Костры эти, непременный элемент ритуала "закликания весны", разжигали обычно на возвышенностях, на холмах за селом, а потом водили вокруг хороводы, пели песни и прыгали через огонь. Кроме того, во многих местах "пускали огонь по воде" - зажигали костры из соломы, старых лаптей и пр., раскладывая их на бороне, а за-тем пускали эту борону на воду и сплавляли по реке.


С Благовещения начинали петь песни-веснянки; в Болгарии и Сербии их исполняли лазарки, ходившие по дворам. Русские Пензенской губ. раскладывали на Благовещение пироги на новых холстах и оставляли на ночь со словами: "Вот тебе, матушка Весна"; а в Тульской губ. молодежь устраивала в этот день танцы и игрища, во время которых закликала вес-ну: "Весна-красна! На чем пришла?:" и т.д. В Саратовской губ. рано утром на Благовещение обращались к солнцу: "Солнышко, ведрушко! Просвети-ка, прогляни: твои дети на повети есть хочут, пить просют". На Украине, в Белорусии и в Польше на Благове-щение "встречали аистов", несущих с собой весну, для чего пекли особые лепешки в виде лап аиста (галепы, бусневы лапы), которые дети потом выносили во двор, подбрасывали вверх и кликали аиста, призывая его попробовать угощение и прося послать хороший уро-жай; потом лепешки либо съедали сами, либо подбрасывали в гнезда аистам, полагая, что это принесет дому благополучие.


Благовещенье представлялось в народе днем полнейшего покоя и совершенной свободы от всяких дел. В этот день величайшим грехом считалась самая легкая работа, даже отход или отъезд в дорогу на заработки. Любая работа на Благовещение, по народному убеждению, могла вызвать гнев Божий и навлечь на виновников всяческие беды: так, например, у укранцев и белорусов на Благовещение во избежание засухи и градобития строго запрещалось печь хлеб и вообще топить печь и готовить еду, чтобы "не запечь землю" . Женщины в этот день избегали расчесывать волосы, чтобы куры летом не "расчесывали" грядки; а де-вушки не плели кос, чтобы летом не заплутать в лесу. Кое-где запрещалось работать и накануне Благовещения: например, в некоторых русских областях считали, что если сновать на Благовещение, то можно "засновать дождь" на все лето - "хмары сноваться будут, перуны (молнии) будут бить"; в тех же местах на Благовещение очерчивали вокруг дома круг, чтобы не ударила молния. По народному убеждению, "на Благовещение и птица гнезда не завивает"; по старинной легенде, кукушка не имеет своего гнезда именно потому, что завила свое гнездо на Благовещение и Бог покарал ее за то, что она работала в тот день, когда "даже глупая курица на такую работу не пускается" . По другой версии, в кукушку Господь превратил девицу, которая пряла на Благовещение.


В некоторых местах на Благовещение соблюдались и другие запреты, помимо табу на работу. Например, сербы по четвергам с Благовещения до Покрова не носили белое белье, чтобы не навлечь град; в Полесье запрещали на Благовещение давать что-либо взаймы и прикасаться к семенам; на Витебщине избегали в этот праздник переносить бердо из одной деревни в другую, чтобы не навлечь пожары; в Рязанской губ. говорили, что "на Благовещение на суровую пряжу не глядят - грех"; на Черниговщине запрещали на Благовещение разуваться на улице, есть на дворе и т.п. В Московской губ. существовало поверье о том, что на Благовещение нельзя спать днем в доме "под землей" (т.е. в доме, в котором поверх бревен потолка насыпана земля), иначе семена "уснут" под землей.


Очень строго соблюдался на Благовещение и запрет на половую связь, на супружескую близость и пр., так как этот "нечистый процесс" мог оскорбить Господа в его светлый праздник. Собственно, половые сношения запрещались во все мало-мальски значимые праздники; при этом считалось, что виновные в нарушении запрета будут строго наказаны высшими си-лами: на них падет неурожай, болезни, бесплодие и т.д. Во многих местах верили, что ребенок, зачатый в канун Благовещения или иного великого праздника, станет колдуном, а ребе-нок, родившийся в самый праздник, всю жизнь будет неудачником, "непутевым" или злоде-ем, либо будет рожден с каким-либо телесным недостатком. Несчастливая участь в подобных случаях угрожала не только людям, но даже и животным: так, украинцы полагали, что ягненок, теленок или поросенок, родившийся на Благовещение, будет с изъяном ("Из благо-вiсного теляти добра не ждати"), а по белорусскому поверью, такой теленок "не уйдет от волчьих зубов" .


В древнем русском быту с праздника Благовещения, воспринимавшегося как начало весны и оживания природы (а следовательно, и полевых работ, т.е. как бы нового этапа в жизни земледельца), считали начало года (который в некоторых местах так и называли - "благовещенским"). Соответственно, народные поверья гласили, что Благовещение, подобно Рождеству или Новому году, предвещает и магически предопреде-ляет весь грядущий год: "Каково Благовещение проведешь, таково и весь год". В связи с этим, ко дню Благовещения приурочивалось мно-жество обрядов и примет, связанных с "магией первого дня". Так, например, в Болгарии и Македонии, да и у восточных славян тоже, на Благовещение, как и на Новый год или Рождество, старались быть сытыми, здоровыми, хорошо одетыми, иметь при себе деньги (которые полагалось пересчитать или позвенеть ими при первом куковании кукушки) и т.д.; тогда, по народному убеждению, весь год будешь сытым, здоровым и богатым. Чтобы быть быстрым, "легким" и здоровым весь год, в Полесье на Благовещение рано утром обегали вокруг дома, а в вост. Сербии и ю.-зап. Болгарии качались на веревках, привязанных к деревьям, и обязательно ели рыбу "для здоровья". У болгар, поляков и русских воры на Благовещение "заворовывали", т.е. стремились осторожно и незаметно украсть хотя бы ка-кую-нибудь безделицу, чтобы потом весь год пользоваться удачей в своем ремесле (так как если вора не поймали в этот день, то считалось, что он не попадется и впредь и будет удачлив в воровстве). В некоторых местах с вечера под Благовещение крестьяне всей семьей переселялись "на летнее положение" в холодные клети, в летние избы, в сени или вообще на улицу, а в теплых избах оставались только больные, старики и малые дети.


Как с "начальной точкой" сельскохозяйственного года, с Благовещением связывались самые разные "хозяйственные" ритуалы. Например, русские хозяйки на Благовещение, между праздничной заутреней и обедней, сгоняли помелом кур с насеста, полагая, что от этого они начнут нестись уже к Пасхе, чтобы приготовить к Светлому празднику свеженьких яиц для христования. В Тульской губ. хозяйки под вечер на Благовещенье тайно ото всех клали в подвал на землю первый снятый по осени кочан капусты, а когда на другой день приходили от праздничной обедни, этот кочан разламывали и тщательно осматривали, т.к. сущестовало поверье, что в нем можно найти чудесные семена: если вперемешку с ними засеять рассаду, то для выросшей из нее капусты будто бы не будет страшен никакой мороз. Лужичане на Благовещение старались посеять лен, а южные славяне сажали огородные культуры, чтобы они были "благи", т.е. сладкие и сочные. В Македонии девочки-подростки первый раз на Благовещение замешивали хлеб, чтобы он всегда удавался им "благ", т.е. мягок и вкусен; кроме того, девочкам в этот день прокалывали уши для сережек, считая, что ранка в этом случае будет "блага" и быстро заживет. У восточных славян на Благовещение освящали мак и лен вместе с зерном для посевов. На Карпатах к этому празднику приурочивался первый выгон скота, причем он производился даже в том случае, если травы еще не было. Сербы на Мораве жгли на Благовещение огонь на навозной куче перед хлевом, чтобы коровы давали много густого и жирного молока.


Некоторые поверья и обычаи Благовещения были аналогичны обрядам и верованиям других больших праздников - Рождества, Купалы и т.д. Например, кое-где в Македонии верили, что в полночь перед Благовещением раскрываются небеса, сам Господь выходит из рая и все деревья кланяются ему до земли; в этот светлый миг Бога можно попросить о чем угод-но, и он непременно исполнит желание. У южных славян день Благовещения, как и празд-ник Ивана Купалы, считался временем выхода из-под земли кладов: так, болгары полагали, что в ночь под Благовещение над местами сокрытия сокровищ горят огоньки-"свечки", а ма-кедонцы верили, что в это время змеи выносят клады на поверхность земли.


Так как Благовещение считалось днем пробуждения пчел, ряд обрядов этого праздника был тесно связан с этими насекомыми. Например, сербы на Благовещение ходили к пчелам с ключом от дверей, с плужной или колесной чекой и выпускали пчел из летка, смазанного медом. Украинцы на Харьковщине вкладывали в леток череп благовещенской щуки так, что-бы пчелы выползали наружу между щучьими зубами; считалось, что тогда пчелы "не дадут себя в обиду". В Закарпатье хозяин не выходил на Благовещение из дома, чтобы пчелы не покинули ульи; а в польском Поморье пчел в этот праздник освящали. Болгары и сербы на Благовещение окуривали ульи дымом от тлеющих тряпок и навоза, чтобы к пчелам не забра-лись змеи или мыши. У восточных славян (украинцев, белорусов, русских) пчеловоды под-кармливали пчел просфорным порошком, смешанным с медом, и при этом молились, чтобы "повелел Господь пчелам начать святые меды, желтые и белые, и частые рои в пожитке и миру христианскому в удовольствие".


У восточных славян немало благовещенских обрядов было связано с просфорами (специальными ритуальными хлебцами), которые, наряду с семенами для посева, традиционно освящались накануне или в самый день Благовещения; потом эти просфоры клали бод божницу, а позднее использовали в различных обрядах. Каждый человек старался запастись хотя бы одним таким освященным хлебцем, полагая, что он приносит счастье, удачу и здоровье. Во многих местах благовещенских просфоры пекли в каждой семье, по числу домочадцев, и при этом в одну из просфор запекали копейку; человека, которому досталась такая просфора, считали счастливым и удачливым, поэтому в течение всего года поручали ему начинать раз-ные важные работы, и в первую очередь - пахоту и сев.


Благовещенские просфоры (как полученные в церкви и освященные, так и не освященные, испеченные дома) использовали в течение года с самыми разными целями. Например, их широко применяли для лечения лихорадок и вообще различных болезней, причем как у людей, так и у скота (так, крошки просфор иногда примешивали в корм скоту для защиты от мора). Однако наиболее часто просфоры, как знак видимого благословения Божия, использо-вались в обрядах, связанных с урожаем: кусочки их зарывали по углам поля от града и засухи, клали в семена, предназначенные для сева (для хорошего роста и плодородия нив), или в первый сноп, в сусек (чтобы мыши не поели зерна) и т.д. Во многих местах просфору обяза-тельно брали с собой при севе, привязывали ее к сеялке или клали в сеялку для обеспечения благополучия всходов, урожая и пр.; считалось также, что это ограждает нивы от всякого "полевого гнуса". Схожим образом обходились и с другим ритуальным благовещенским пе-ченьем - "галепами", "бусневыми лапами", "птичками", "боронами", "серпами", "плугами" и пр.: так, "серпы" отдавал девушкам, чтобы те быстро жали, а "бороны" и "плуги" - пар-ням, чтобы те споро и весело пахали и сеяли; кроме того, печеные "плуги" и "бороны" брали с собой на пахоту для обеспечения урожая. Ритуальным печеньем у славян также подкармли-вали скот и домашнюю птицу.


Вообще, праздник Благовещения в народном сознании повсеместно связывался в первую очередь с будущим урожаем, так как, по народному убеждению, именно на Благовещение земля "пробуждается" от зимнего сна. Прикасаться к земле, "беспокоить землю" до этого праздника считалось в народе большим грехом и строго воспрещалось, а нарушение за-прета, по поверью, грозило засухой, градом, неурожаем и прочими бедами. На Благовещение же, по словам крестьян, "сам Господь благословляет землю и открывает ее на сеяние" ; в этот день, согласно одной из народных легенд, архангел Гавриил водит соху с запряженным в нее белым конем, а Мать Пресвятая Богородица пригоршнями разбрасывает из золотой кошницы жито, моля Господа о благословении будущего урожая. Потому и принято было некогда в малорусских губерниях на Благовещение ставить образ "праздника" в кадку с яро-вым зерном, предназначенным для посева, и молиться перед ним: "Мать Божия! Гавриил-Архангел! Благовестите, благоволите, нас урожаем благословите: овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей!"


С праздника Благовещения у восточных славян традиционно начиналась пахота. При этом на Благовещение сев обычно не начинали, полагая, что этим можно накликать неурожай; существовало даже поверье, что тот день, на который пришелся этот праздник, будет несчастливым для посевов и пахоты, зато следующий за ним день будет для урожая самым удачным и счастливым. Вероятно, запрет начинать пахоту в самый день Благовещения был связан с общим запретом на работу в этот день; кроме того, крестьяне, по-видимому, считали нужным дать земле на Благовещение окончательно очнуться от сна, принять благословение небес и, возможно, выпустить из недр своих всех существ, укрывшихся там на зиму (не толь-ко зимующих под землей гадов, но и нечистую силу, которая, по народному убеждению, с первыми заморозками проваливается сквозь землю - в ад или подземные вертепы, - а весной, во время "раскрывания" земли, снова выскакиет наружу). Поэтому вместо пахоты на Благо-вещение обычно занимались гаданием о будущей погоде, урожае и пр., опираясь при этом на различные приметы, например: "каково Благовещение, такова и Святая ", "на Благовещение дождь - родится рожь: густа да колосиста, да умолотиста!", "мокрое Благовещение - грибное лето, спорый ход красной рыбы", "Благовещение без ласточек - холодная весна" (южн.), "если на Благовещение ветер, иней и туман - к урожайному году, гроза - к теплому лету и урожаю орехов", "на Благовещение мороз - урожай на грузди", "вёдро в Благовещение - к пожарам", "коли на Благовещение снег на крышах есть, так и будет еще и на Егорья в поле", "на Благовещение солнечный день - пшеница уродится", "если на Благовещение на небе ма-ло звезд, то будет мало яиц", "коли ночь на Благовещение теплая, весна будет дружная", "в Благовещение мороз - и под кустом овес", "на Благовещенье солнышко с утра до вечера - об яровых тужить нечего: благая весть - будет чего поесть!" и т.д.


К празднику Благовещения, как к празднику весны и "открытия земли", было приурочено множество различных очистительных обрядов (близких по своему характеру к купальским). К их числу, например, относилось традиционное и повсеместно известное умывание на рассвете в источнике или на реке, у "бегучей воды" , а также побелка дома (уко., бел.), мытье хлебной дежи (Полесье) и т.п. Однако подавляющую часть очистительных ритуалов составляли обряды изгнания или обезвреживания всей пробуждающейся и активизирующей-ся с Благовещения "нечисти" - гадов, вредных насекомых, нечистой силы, болезней, диких животных и пр.


Так, например, у восточных и южных славян на Благовещение крестьяне били в металлическую посуду или в заслонки и пр., звонили в колокольчики и колокола, кричали и стре-ляли из ружей, щелкали кнутами и т.д., полагая, что это защитит скот во время летнего выпаса от волков, и вообще отгонит диких зверей подальше от села. Подобные ритуалы могли быть как общественными (преимущественно у восточных славян), так и индивидуальными: у гуцулов, например, каждый хозяин трижды обегал нагишом вокруг своей хаты, звоня в коло-кольчик и приговаривая: "Как далеко слышен этот звон, так далеко чтобы волк держался от моей скотины".


Примерно такими же способами прогоняли и змей: так, в Болгарии на Благовещение женщины и дети до восхода солнца или на закате обходили двор с медным тазом, били по нему ложкой и кричали: "Бягайте, змии, Благовец ща ва затисне (т.е. задавит)!"; а в Сербии ходили по селу и били в металлические предметы, считая, что змеи летом будут держаться от домов на таком расстоянии, на какое распространится лязг металла. Помимо этого, для изгнания и обезвреживания змей применяли также огонь: например, у восточных славян с этой целью поджигали во дворах мусор, разные тряпки, изношенные лапти и зимние соломенные постели, конский и коровий навоз и пр. (белорусы называли этот обычай "чистить землю"); то же метод применяли и сербы, которые кидали к каждому строению во дворе зажженные тряпки, а также разжигали общественные костры, вокруг которых всю ночь танцевала моло-дежь. Украинцы на Карпатах отгоняли змей, обходя дом по солнцу и трижды бросая за собой горящую тряпку. Во многих районах Болгарии хозяева утром на Благовещение мели двор и поджигали собранный мусор перед домом или в огороде, а затем перепрыгивали через огонь босиком, чтобы защититься от вторжения и от укусов змей; при этом в некоторых местах, в дополнение к этому ритуалу, хозяйка брала зажженный факел и трижды обходила с ним дом, выкрикивая: "Бягайте, зъми и гущери (ящерицы)!" В Хомолье накануне Благовещения или рано утром в этот праздник кто-либо из домочадцев перебрасывал через порог тлеющий уголь, а первый вышедший из дома человек становился на этот уголь и заклинал змею: "Преко прага преhо, ама преко жара не мого!" (т.е. "Через порог пройду, а через уголь - не могу!").


В некоторых случаях змей старались не изгнать, а задобрить: например, в некоторых районах Македонии на Благовещение специально готовили змеям что-нибудь сладкое ("благо"), чтобы змеи были "добрыми" ("благими") и не кусались. Помимо этого, повсюду у славян к празднику Благовещения приурочивались определенные запреты, соблюдавшиеся для защиты от змей: например, запрещалось в этот праздник упоминать змей и ящериц (Болгария), выходить в сад или вносить в дом зелень (особенно зеленый лук), протягивать веревки или волочить что-либо по земле (Сербия), шить новую обувь (вос. Сербия), продевать нитку в иголку (Босния), вообще брать в руки иглу и веретено (Полесье) или даже смотреть на ве-ретено, пряжу и пр. (Пензенская обл.), ходить с палкой или вносить в дом дрова (Карпаты), отдавать что-либо из дома (Волынская обл.) и т.д. Собственно, и сам запрет на любую работу в Благовещение соблюдался в том числе и для защиты от змей и волков.


Для защиты от различных вредных насекомых витебские крестьяне на Благовещение старались во время умывания не пролить на пол ни капли воды и не уронить ни крошки во время праздничной трапезы; кроме того, в тех же местах для защиты от блох кто-нибудь из домашних рано утром, сняв с себя рубаху, втайне от всех мел хату, выносил мусор и, захва-тив с собой снега и льда, разбрасывал их по полу, а потом опять надевал рубаху и ложался спать. В Закарпаться на Благовещение также мели избу для защиты от блох, а затем ломали и выбрасывали метлу. В некоторых районах Сербии запрещалось на Благовещение убивать блох и вшей, а женщины не выливали из дома на двор ни капли воды, чтобы мухи не досаж-дали скоту. Русские Забайкалья для защиты от блох сжигали в подполе тряпку. В Боснии и зап. Сербии на Благовещение подметали дом и двор, собирали мусор и поджигали его перед домом (для защиты от блох и пр.) или под плодовыми деревьями (для защиты от гусениц), а также прыгали через огонь (чтобы защитить себя на все лето от всяких вредных насекомых). В Полесье мусор, собранный на Благовещение, также сжигали на дороге или на меже для защиты от насекомых и змей; но там для этого обычая существовало еще и другое объясне-ние: считалось, что мусор, выметенный на Благовещение и выброшенный в поле или огород, вызывает буйный рост сорняков, и его жгли во избежание "порчи", либо вообще запрещали в праздник мести жилище и выбрасывать мусор.


Видное место в благовещенской обрядности занимали также обряды, которые должны были защитить людей и их окружение от нечистой силы, особенно опасной в это время. Так, например, у русских, белорусов, сербов, болгар и пр. существовал обычай отпугивать нечистых духов на Благовещение выстрелами, битьем в печные заслонки, криком и шумом, коло-кольным звоном и т.д.


Помимо этого, к Благовещению приурочивались также различные запреты, которые следовало соблюдать для защиты от нечистой силы. Так, болгары верили, что на рассвете праздника Благовещения самодивы и самовилы возвращаются из своих жилищ (где они пре-бывали со дня Усекновения) и купаются в реках, озерах и даже колодцах; поэтому утром на Благовещение запрещалось подходить к воде, чтобы потревоженные самовилы не наслали свои чары. Считалось также, что в день Благове-ще-ния появляется змей-домовик, который пересчитывает всех домочадцев, и тот, кого он не увидит и не сосчитает, в течение года ум-рет; поэтому к этому празднику все домочадцы старались вернуться из отлучки домой. У ук-раинцев на Карпатах существовало поверье о том, что из яйца, снесенного на Благовещение, может вылупиться "осинавец" (нечистый дух, родственный огненным змеям), поэтому хо-зяйки выбрасывали благовещенские яйца в реку; белорусы же полагали, что из яиц, снесен-ных на Благовещение, выведутся цыплята-калеки, и чтобы предотвратить это, яйца клали в ступу и "угрожали" ему, делая вид, что толкут его пестом. Украинцы Волыни не советовали охотиться и вообще приходить в лес на Благовещение, полагая, что в этот день черт или ле-ший (который как раз в это время выходит из-под земли) "водит" охотников по непролазным чащам; а белорусы полагали, что на Благовещение ружье "не убивает" дичь или леший не позволяет охотникам метко целиться, поэтому охотнику в лес идти не следует - все равно удачи не будет.


Многие ритуалы Благовещения посвящались распознаванию и обезвреживанию ведьм (босорок, вештиц и пр.). Так, например, для защиты от ведьм украинцы на Благовещение обводили топором или косой по земле вокруг хаты круг, "чтобы ведьма не приступила". В Закарпатье, чтобы воспрепятствовать "босурканям", крадущим молоко у коров, в ночь на Бла-говещение клали на ворота дерн и рисовали кресты на дверях, а также старались в день праздника не отдавать из дома никаких вещей, "чтобы босорка не отняла у коровы молоко". Украинцы Закарпатья на Благовещение прогоняли скот через воду и протягивали по земле от дома хворостину, чтобы "вiдтянути всяку нечисту силу вiд себе". Словаки Закарпатья счита-ли, что на Благовещение ведьмы (босоркани) собирают росу в решето, отбирая таким образом молоко у коров; поэтому их старались прогнать, пугая ритуальным шумом, колокольным звоном и пр. Сербы вост. Герцеговины для защиты от ведьм-вештиц обходили дома с за-жженными свечами слева направо и сыпали просо. На Волыни в Благовещение обметали и обкашивали косой дом, а также караулили в хлевах, и если обнаруживали рядом со скотом жабу или другое животное, то калечили его, полагая, что это ведьма пришла отбирать у ко-ров молоко. Гуцулы считали, что на Благовещение "чередiнницi" (ведьмы) заходят в загоны к скоту и пытаются отобрать у коров манну (жирность) или молоко, поэтому, оберегая жи-вотных, люди обходили с огнем дома и хозяйственные постройки. Русские для защиты от ведьм на Благовещение разжигали ритуальные костры из старых вещей (прошлогодних со-ломенных постелей, ветхих лаптей, старых тряпок и пр.), "пугая" таким образом ведьм, и прыгали через огонь, полагая, что это на весь год защитит от недугов, сглаза, разного рода несчастий и пр., а также окуривали дымом костров одежду, проводили между кострами скот (для защиты от порчи и эпидемий и для появления здорового приплода), переносили через огонь некоторые вещи (для предохранения их от сглаза) и даже окуривали огнем углы изб (для защиты жилья от всякой скверны, нечистых духов и разных бед).


Вообще, с огнем в праздник Благовещения были связаны самые разные приметы и обычаи. Так, например, во многих местах к этому празднику приурочивался ритуал добывания ("вытирания", получения трением) особого "живого" огня: от него зажигали очисти-тельные благовещенские костры, а также разносили его по всем домам, обновляя, таким об-разом, домашний огонь. При этом, впрочем, кое-где у восточных славян запрещалось зажигать огонь в доме накануне Благовещения и (реже) в сам праздник, чтобы не ударила молния или чтобы в яровых хлебах "не повредилась солома" . Однако в других местах, напротив, под Благовещение в избах на ночь не тушили огней, чтобы лучше уродился лен и не выжгло молнией урожай и постройки. В огне печи вечером на Благовещение русские старухи пережигали соль, полагая, что этом случае она приобретет удивительные лечебные свойства и не хуже "страстрой-четверговой" будет снимать всякие недуги, горячки и лихорадки; эту же "благовещенскую соль" использовали в течение года и для лечения скота (для этого соль сыпали в ржаное тесто и пекли колобки, которыми потом подкармливали животных). Даже зола и головни от благовещенского огня наделялись в народе полезными свойствами: на-пример, в русских деревнях, когда капуста и прочие растения в огороде портились, их посы-пали этой золой, полагая, что она "поправит" овощи.


Во всех подобных "огненных" обрядах выражалась вера в очистительную и целебную силу огня, символа живительного солнца, свойственная всем древним языческим религиям и, в частности, религии древних славян. Приурочивались эти обряды к празднику Благовеще-ния потому, что этот день издревле считался началом весны (весеннее равноденствие около 25 марта) и преобладания дня над ночью, началом времени пробуждения всеоживляющего солнца, источника теплоты и света, необходимых для жизни; и недаром этот день считался в народе одним из величайших праздников года. В языческие времена около этого дня празд-новались комоедицы, "медвежьи праздники", языческая масленица. Эти весен-ние празднен-ства должны были быть прикреплены к солнеч-ной фазе; и только христианский великий пост, начало которого падало то на февраль, то на март, оттеснил масленицу за пределы ее исконного места в календаре.


Праздники комоедиц, праздновавшиеся около дня весеннего равноденствия, были известны как у славян, так и у древних греков; и отголоски этих праздников сохранились (и очень неплохо сохранились) и при христианстве. Так, например, в Белоруссии "комоедицы" проводились обычно 24 марта, накануне православного Благовещения, и в честь этих празд-ников деревенские хозяйки подавали на стол "медвежью еду" - сушеный репник, овсяный кисель и специальные "комы" из гороховой муки; после такого обеда все ложились спать, однако не спали, а перекатывались с боку на бок, подражая медведю. В этот же день народ устраивал пляски в вывернутых мехом вверх одеждах в честь весеннего пробуждения медве-дя. В Болгарии также отмечали Благовещение как "медвежий праздник" и полагали, что медведь в этот день просыпается и купается в реке, очищая воду, после чего можно купаться.


Очевидно, в древности комоедицы, "медвежьи праздники", были связаны с культом Велеса, "звериного бога", в глубокой древности выступавшего в медвежьем обличье. В последние годы язычества у славян Велес имел очень много функций: он считался богом богатства и торговли, охоты и земледелия, скотоводства и всяческого благополучия. Его культ был широко распространен у славян, и посвященные ему праздники отмечались широко и разгульно; и приурочивание ко дню весеннего равноденствия христианского праздника Бла-говещения как раз и имело целью перекрыть древнее языческое празднество и уничтожить языческие "богопротивные" обряды и суеверия, такие, как "бесовские пляски", ряжение и т.п. Но обряды и обычаи сохранились, пусть и не в исконном виде; и поэтому церковь не могла не осуждать их. Так, например, уже в Кормчей 1282 г. содержался запрет против тех людей, которые в день Благовещения "пред храмины своими, или враты домов своих, пожар (т.е. костер) запаливше, прескакают по древнему некоему обычаю".

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.