Что означает фраза из Библии «и раскаялся Господь, и восскорбел в сердце Своем»? Изучаем библейский рассказ о ное и ковчеге, который он строил Господь увидел что велико развращение.

протоиерей Николай Попов

От Каина произошло племя нечестивых людей, которые названы были сынами человеческими. Они заботились только о безопасности, удобствах и удовольствиях земной жизни.

Один из потомков Каина, Ламех, первый женился на двух женах. От него родились: Иавал, который первый стал жить со стадами в шатрах; Иувал, изобретатель музыкальных орудий; Тувалкаин (Фовел), изобретатель кузнечного мастерства, и Ноема .

Смешение племен. Развращение людей. Ной. Всемирный потоп (2262 г. от сотворения мира, 3247 до Рождества Христова) . Спасение Ноя с семейством. Жертвоприношение его. Благословение Божие Ною и завет Божий с ним

Когда люди умножились на земле, сыны Божии (потомки Сифа) стали прельщаться красотою дочерей человеческих (дочерей потомков Каина) и брать их себе в жены. От этого все люди развратились. Тогда Бог сказал: «не вечно людям этим пренебрегать Духа Моего; они заблудились и сделались плотскими. Дам им сроку на покаяние 120 лет».

В то время были на земле исполины (великаны, нападающие), которые особенно стали рождаться с того времени, как сыны Божии стали жениться на дочерях человеческих. Они еще более увеличили нечестие, развращение и злодеяние на земле. Когда Бог увидел, что велико развращение людей и что земля наполнилась от них злодеяниями, возскорбел и положил истребить людей, а с ними и скотов, и гадов, и птиц.

В это время был человек праведный и непорочный, Ной. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. Бог сказал Ною: «земля наполнилась от людей злодеяниями. Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег , с отверстием вверху и с дверью сбоку. Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. Осмоли его смолою внутри и снаружи. Вот Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить на земле всякое живое существо. Но с тобою Я поставлю завет Мой: и войдешь в ковчег ты и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих с тобою. Введи также в ковчег животных всех родов, чистых по семи, мужеского пола и женского, а нечистых по два, мужеского пола и женского . Запаси и всякой пищи». И сделал Ной все, что повелел ему .

В конце шестисотого года жизни своей Ной, со своим семейством и с животными, вошел в ковчег . Бог затворил за ними ковчег . В этот же день полился на землю сильный дождь и лился сорок дней и сорок ночей; и воды бездны морской устремились на сушу. Вода покрыла все горы и поднялась на 15 локтей над самыми высокими горами . Все живущее на земле умерло. Остался только Ной и бывшие с ним в ковчеге, который плавал по водам. Воды поднимались над землею 150 дней. Тогда навел Бог ветер на землю, и вода стала убывать. Ковчег остановился на горах Араратских. Показались верхи гор. Через 40 дней после этого Ной открыл окно у ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал на кровлю ковчега. Через семь дней Ной выпустил голубя. Голубь не нашел сухого места и возвратился в ковчег. Спустя еще семь дней, Ной опять выпустил голубя. Голубь возвратился со свежим масличным листом во рту, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Помедлив еще семь дней, Ной в третий раз выпустил голубя, и он уже не возвратился к нему. Когда земля высохла, Бог повелел Ною выйти из ковчега со всеми бывшими там с ним .

По выходе из ковчега, Ной устроил жертвенник, взял от всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес всесожжение Богу. Богу приятна была жертва эта, и Он сказал в сердце своем: «Я не буду больше проклинать землю за грехи человека, и не буду более поражать всего живущего. Впредь, пока земля будет стоять, не прекратятся на ней посев и жатва, лето и зима , дни и ночи». И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все животные, и да будут в ваших руках. Все, что движется и живет, да будет вам в пищу, подобно как зелень травная; только не ешьте крови . Я взыщу и вашу кровь. Кто прольет кровь человеческую, того самого кровь прольется, ибо человек создан по образу Божию». И поставил Бог завет с Ноем и потомством его, что не будет более потопа, и знамением сего завета положил радугу в облаке. (.)

Ной был прообразом Иисуса Христа, Спасителя мира, а ковчег прообразом Церкви Христовой, в которой одной спасаются люди.

Неуважение Хама к отцу своему. Пророчество Ноя о судьбе детей своих

По выходе из ковчега, Ной начал обрабатывать землю и насадил виноградник. Однажды он выпил виноградного вина, не зная его силы , опьянел и лежал обнаженным в шатре своем. Хам, сын его, увидел его и сказал двум братьям своим. Сим и Иафет взяли одежду, положили ее на плечи свои, вошли задом в шатер и покрыли отца своего, не видев его. Когда Ной проснулся и узнал, что сделал над ним Хам, тогда пророчески сказал: «проклят Ханаан (сын Хама), раб рабов будет у братьев своих» . Потом продолжал: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему». Этими словами Ной предсказал, что потомки Хамовы будут рабами потомков Симовых и Иафетовых; в потомстве Сима благословится , будет сохраняться истинное Богопочитание, и от этого племени воплотится Бог; потомки Иафета займут наибольшее пространство земли, покорят под свою власть и Симовых потомков и вступят в истинную .

От сыновей Ноевых весьма скоро люди умножились и стали распространяться по земле. ( гл.)

Столпотворение Вавилонское, смешение языков, рассеяние людей (2793 год от сотворения мира, 2716 до Рождества Христова) и появление идолопоклонства

Сначала все люди говорили одним языком и одним наречием . Распространяясь по земле, люди поселились на равнине в земле Сеннаар . Здесь особенно усилились потомки Хама. Помня, что Ной предсказал им рабство, и, не желая, чтобы исполнилось это пророчество, они сказали; «построим себе город и башню до небес и сделаем себе имя (прославимся), прежде, нежели рассеемся по всей земле», и начали строить. Вместо камней, которых нет в земле Сеннаар, стали употреблять кирпичи, а вместо извести – земляную смолу. Вовлекли в это предприятие многих и из других племен . Но Бог сказал: «сойдем и смешаем язык их так, чтобы один не понимал речи другого» . И смешал Господь язык их и рассеял их по всей земле. Городу дано было имя Вавилон (смешение) . Так произошли разные народы, говорящие разными языками .

Рассеявшись по земле, люди мало-помалу стали забывать истинного Бога и стали почитать вместо Бога: солнце, месяц, звезды, людей, животных, растения, демонов, вымыслы своего воображения и идолов (изображения ложных богов). Вера в истинного Бога сохранилась только в потомстве сына Симова, Арфаксада.

От Арфаксада преемственно произошли патриархи, которые хранили и распространяли почитание истинного Бога: Каинан, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор и Фарра. Они жили менее патриархов допотопных. Ной жил 950 лет, Сим 600 лет, Арфаксад 465 лет, Фарра 206 лет. ( гл.)

Когда Бог смотрел на созданный Им мир, Он был счастлив – все было прекрасным!

Но, прошло время… Адам с Евой покинули Эдемский сад из-за своего непослушания. Бог увидел, что всюду распространились зло, болезни и смерть.

Прошло много столетий, и на земле появилось множество людей - потомков Адама и Евы. Вначале многие из них боялись Бога и служили Ему, но постепенно все стали поступать против воли Бога. Люди стали очень злыми и гордыми.

Только один человек, по имени Ной, оставался верным своему Создателю и исполнял Его волю. Апостол Петр назвал его «проповедником правды» (2 Петра 2:5). Дух Божий обитал в сердце Ноя. Он очень любил Бога.

Господь увидел, что велико развращение людей на земле, и что мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; каждый извратил путь свой на земле. Тогда Бог сказал: «Истреблю с лица земли всех людей, которых Я сотворил… ибо Я раскаялся, что создал их».

Ной же обрел благодать пред очами Господа. Бог обратился к нему и сказал: «Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в нем и осмоли его смолою внутри и снаружи… И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть под небесами, в которой есть дух жизни; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и ты войдешь в ковчег, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою».

Услышав это повеление Божие, Ной начал строить ковчег. Он часто говорил окружающим людям, что скоро начнется потоп, который истребит весь мир, и призывал их покаянию от злых дел и к обращению к Богу. Но никто не хотел слушать его, они только смеялись.

Но однажды, случилось нечто необыкновенное. Ковчег был уже построен, вся подготовка к большому плаванию была завершена. Людям, которые стояли вокруг ковчега и смеялись над Ноем, пришлось со страхом расступиться. Они увидели животных, парами приближающихся ко входу ковчега.

Мирно и спокойно в ковчег входили большие слоны и грозные львы, медленные черепахи и пугливые зайчики. Никто никого не трогал, никто никому не мешал. Все животные заходили в ковчег, а Ной и его семья помогали им разместиться в нем. Люди вокруг перестали смеяться, они с удивлением наблюдали за чудом, которое происходило.

Когда же звери вошли, Ной в последний раз окинул вопрошающим взглядом толпу людей. «Теперь ваша очередь. Бог хочет спасти вас от страшного потопа. Место найдется для всех…»

Но толпа молчала, никто не тронулся с места. Ной и его семья с грустью в глазах скрылись в ковчеге. Ангелы прочно закрыли за ними дверь, так, что никто сам не смог бы ее отпереть..

Приближалась большая катастрофа, но все, кто доверились Богу и заняли место в ковчеге, были в безопасности.

Милосердный Господь знал, как уберечь верную семью Ноя и вошедших животных. Он знает, как спасти каждого из нас!

В рассказе использован материал:

  • Библия, книга Бытие 6:5-22;
  • Текст детской иллюстрированной Библии (раздел «Потоп. Ной строит ковчег»),
  • Пособие по изучению Библии «Родничок» для детей 4-6 лет, из-во «Джерело Життя», К.- 2006, с. 24-31.

Для лучшего усвоения библейского рассказа, предлагаем вам несколько идей, которые можно воплотить вместе с детьми:

1. Поделка «Животные в ковчеге»

Необходимые материалы

  • лист бумаги синего или голубого оттенка для фона;
  • полосы коричневого картона или самоклеющейся бумаги (можно использовать плоские палочки от мороженного – около 7-8 штук);
  • наклейки с изображением различных животных (желательно – по паре животных);
  • вата или пластилин для изображения облаков и волн.

2. Пускаем ковчег в плавание

Необходимые материалы

  • тазик, или ванна с водой, или открытый водоем;
  • бумажный или игрушечный кораблик (можно сделать также из ореховой скорлупы);
  • фигурки или изображения животных, которых можно разместить внутрь корабля.

3. Строим ковчег из конструктора

1. Дайте возможность ребенку представить себя в роле Ноя, который строил свой ковчег в течении долгого времени.

2. Если ребенок старше 4-5 лет, постарайтесь соблюдать примерные пропорции корабля. Для этого можно измерять линейкой примерно такие размеры: 27*5*3 см, или 41*7*4 см (можно варьировать результаты, умножая каждую величину на 2 или на 3).

3. Разместите в ковчег фигурки животных (можно нарисовать на картоне или изготовить из природного материала или того же конструктора)

4. Также можно выйти в открытое пространство и измерять настоящие размеры ковчега: длина – около 137 м., ширина – около 23 м, высота – около 14 м. (это приблизительно высота 6-тиэтажного дома!).

5. Ознакомьте ребенка с настоящими строительными инструментами (молоток, гвозди, шурупы, гайки, отвертки и т.д.), объясните роль каждого, попробуйте вместе смастерить или починить что-либо.

6. Посетите строительную площадку и понаблюдайте за процессом строительства. Обсудите разницу, между современной постройкой и строительством Ноя.

7. Посетите зоопарк или посмотрите документальный фильм о животных. Обсудите, какие животные оказались в ковчеге по паре, а каких было в нем по 7 штук? Как Библия отличает чистых (кошерных) животных от нечистых (Книга Левит 11:3)?

8. Смастерите ковчег для своей семьи, накинув на стол длинное покрывало. Соберите вокруг себя мягкие игрушки- животных. Сидя под столом поразмышляйте о том, как чувствовала себя семья Ноя в ковчеге. Хотели бы вы оказаться на их месте? Поблагодарите Бога, за то, что у Него есть план о том, как спасти и позаботиться о каждом из нас!

9. Разучите песню о Ное и потопе:

1. Бог велел Ною построить ковчег
Приготовься плыть каждый человек,
Чтоб страшные волны большого суда
Вас не застали врасплох никогда.

Припев:

Пилим-пилим, прибиваем дерево / 3 р.
Так строил Ной очень быстро.
Гав-гав, кря-кря, ш-ш, му-у / 3р.
Парами животные шли к кораблю

2. Но вот пришла вода, затопив всё вокруг
Люди на земле начали тонуть,
Но мудрый Ной был Богом спасён
С животными и со своею семьей.

Перевод песни на украинский язык:

1. Бог у видінні звернувся до Ноя
Й сказав збудувати йому корабель,
Бо хоче очистити землю водою
Ковчег порятує ж тварин і людей.

Приспів:
Пилки й молотки працюють: тук-тук / 3р.
Будує Ной ковчег, усім чути звук.

Гав-гав, кря-кря, ш-ш-ш, му / 3р.
Парами тварини в ковчег вже ідуть.

2. Та ось прийшла вода, всі почали тонути
Хто був не в ковчезі, той міг у нім бути.
Бо всіх кликав Ной, а вони лиш сміялись
Сім`я ж Ноя й звірі усі врятувались.

3. Так врятував Бог всіх вірних людей:
Ноя, дружину і їхніх дітей
Раділи усі: Бог веселку їм дав
І Свій заповіт Він із ними уклав.

Надеемся, предложенные идеи помогут вашим детям полюбить историю о Ное и о Божьем плане спасения для его семьи!

Знакомьте своих детей с Библией с самого раннего возраста, ведь именно в ней находится кладезь мудрости и Божьей к нам любви!

Бытие 6:5

Даже находясь во зле и грехе, человек не переставал быть гениальным существом, способным на великие дела. И для него до сих пор нет ничего невозможного. Этим объясняются потрясающие достижения во всех сферах жизни. Человек развивался культурно, открывал новые континенты, находил и разрабатывал полезные ископаемые, создавал новые отрасли индустрии, разрабатывал новые технологии, основывал новые цивилизации, создавал памятники литературы, искусства и архитектуры, даже побывал на Луне и т. д.

Однако, несмотря на развитие цивилизации, моральный уровень человека нисколько не улучшился. Все завоевания человечества и шедевры мировой культуры несут на себе печать греховности, они запятнаны себялюбием, гордостью, завистью, отчаянием и безнадежностью. Духовно мертвый человек, внутренне опустошенный, внешне достигает успеха, но все равно не может победить грех, который властвует над ним, обольщает его, улавливает в свои сети, вводит в заблуждение, порабощает и в конце концов губит.

Библия говорит, что в последние времена люди будут все меньше воздерживаться от греха и зло будет увеличиваться. Иисус сказал: «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

Павел говорит во Втором послании к Тимофею:

Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся.

Тимофею 3:1-5

Это значит:

Несмотря на грех, люди способны совершать великие дела, достойные истинного восхищения;

Что бы человек ни совершал, это не решает проблемы его греховности;

В какую бы сторону человек ни развивался, его развитие никогда и никоим образом не может быть направлено на улучшение его морального и духовного состояния. Напротив, зло в последние времена будет распространяться все больше. Технический прогресс и нравственное совершенство - это не одно и то же.

Не добрый в глубине души

Важно отметить, что, когда человек впал в грех, он духовно действительно умер. Его сердце заполнила тьма, и сатана стал его господином. В Послании к Ефесянам Павел описывает это так:

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда, по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие.

Ефесянам 2:1-3

В этих стихах Павел обобщает положение, в котором оказался человек под гнетом греха. Он говорит, что человек:

Мертв в грехах;

Ходит в грехе;

Следует обычаю мира;

Подчинен князю, господствующему в воздухе, то есть дьяволу;

Носит внутри себя духовную силу, которая действует в нем, заставляя противиться Богу;

Имеет плотские похоти, которым следует;

Исполняет желания плоти и помыслов;

По своей природе является чадом гнева.

Этой точки зрения строго придерживается как Библия, так и классическое христианство! Без Бога человек извращен и испорчен грехом. Внутренне он не добр, у него греховное сердце, и духовно он мертв. Различные религии, включая лжетеологов, именующих себя «христианскими», утверждают, что каждый человек несет в себе «искру Божию», свет, некую божественность. Факт сотворения человека по образу Божьему ошибочно истолковывается так, как будто внутри человека осталась какая-то «искра», не затронутая грехопадением. Это обман и заблуждение. Весь человек стал грешником и весь целиком нуждается в спасении. В нем нет ничего, из-за чего он каким-то образом был бы достоин спасения, сам он не может справиться с этим. Спасение целиком и полностью даруется Богом, по благодати, во Христе. Утверждать что-либо иное - значит объявлять спасение делом, подвластным человеку, чем-то, что имеет начало в человеке. Спасение - это дело Бога от начала до конца. Вот как в Послании к Римлянам Павел обобщает состояние человека без Христа:

Как написано: «нет праведного ни одного; нет разумеющего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного».

Римлянам 3:10-12

После искупления.

В седьмой главе мы рассмотрим, каким образом Бог искупил, восстановил и примирил человека через искупительную смерть Иисуса Христа на Голгофе.

Если проблема человечества заключается в грехе и духовной смерти, значит, ее решением должно быть спасение от греха и принятие духовной жизни. Эта жизнь исходит только от Бога. Иисус сказал Никодиму.

Про-чти-те от-ры-вок из ле-ген-ды и опре-де-ли-те, к какой из дан-ных тем он от-но-сит-ся. В от-ве-те на-пи-ши-те букву, ко-то-рой обо-зна-че-на эта тема.

Гос-подь уви-дел, что ве-ли-ко раз-вра-ще-ние людей на земле, и что мысли и по-мыш-ле-ния серд-ца их были зло во вся-кое время; каж-дый из-вра-тил путь свой на земле. Тогда Бог ска-зал: «Ис-треб-лю с лица земли всех людей, ко-то-рых Я со-тво-рил... ибо Я рас-ка-ял-ся, что со-здал их».

Ной же обрёл бла-го-дать пред очами Гос-по-да. Бог об-ра-тил-ся к нему и ска-зал: «Я ис-треб-лю их с земли. Сде-лай себе ков-чег из де-ре-ва гофер; от-де-ле-ния сде-лай в нём и осмо-ли его смо-лою внут-ри и сна-ру-жи... И вот, Я на-ве-ду на землю потоп вод-ный, чтобы ис-тре-бить вся-кую плоть под не-бе-са-ми, в ко-то-рой есть дух жизни; всё, что есть на земле, ли-шит-ся жизни. Но с тобою Я по-став-лю завет Мой, и ты войдёшь в ков-чег, и сы-но-вья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою».


Каж-дая из ил-лю-стра-ций, при-ведённых ниже, от-но-сит-ся к одной из ука-зан-ных в пе-реч-не тем. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между те-ма-ми и ил-лю-стра-ци-я-ми: к каж-дой теме под-бе-ри-те по одной ил-лю-стра-ции.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г

По-яс-не-ние.

А) Ва-ви-лон-ское цар-ство - дво-рец На-ву-хо-до-но-со-ра (ил-лю-стра-ция 4).

Б) Древ-няя Па-ле-сти-на - па-де-ние Сам-со-на (ил-лю-стра-ция 3).

В) Древ-няя Индия - храм Ак-шур-д-хам (ил-лю-стра-ция 1).

Г) Древ-ний Рим - по-еди-нок гла-ди-а-то-ров с ди-ки-ми зверь-ми (ил-лю-стра-ция 2).

Таким об-ра-зом, А - 4, Б - 3, В - 1, Г - 2.

Ответ: 4312.

Ответ: 4312

Про-чи-тай-те спи-сок слов и на-пи-ши-те слово, от-но-ся-ще-е-ся к вы-бран-ной Вами теме.

Сан-скрит, Янцзы, сады Се-ми-ра-ми-ды, Пер-сей, пат-ри-ции, исход ев-ре-ев из Егип-та.

Объ-яс-ни-те смысл этого слова.

По-яс-не-ние.

1. Со-от-вет-ствие тем и слов: для темы А - сады Се-ми-ра-ми-ды, Б - исход ев-ре-ев из Егип-та, В - сан-скрит, Г - пат-ри-ции.

2. Объ-яс-не-ние смыс-ла слов:

сады Се-ми-ра-ми-ды - одно из Семи чудес света, ви-ся-чие сады в Ва-ви-ло-не;

исход ев-ре-ев из Егип-та - бег-ство ев-ре-ев из еги-пет-ско-го плена;

сан-скрит - древ-ней-ший, со-хра-нив-ший-ся до наших дней язык ин-до-ев-ро-пей-цев;

пат-ри-ции - ро-до-вая ари-сто-кра-тия Древ-не-го Рима.

Со-дер-жа-ние смыс-ла слова может быть рас-кры-то в иных фор-му-ли-ров-ках.

Вы-бе-ри-те одну тему из пе-реч-ня, а затем вы-пол-ни-те за-да-ния 3-6, толь-ко по вы-бран-ной Вами теме.

Про-чи-тай-те спи-сок со-бы-тий (яв-ле-ний, про-цес-сов) и на-пи-ши-те со-бы-тие (яв-ле-ние, про-цесс), ко-то-рое от-но-сит-ся к вы-бран-ной Вами теме.

По-яв-ле-ние долж-но-сти на-род-но-го три-бу-на, стро-и-тель-ство сту-пен-ча-той пи-ра-ми-ды Джо-се-ра, со-зда-ние поэм «Ма-хаб-ха-ра-та» и «Ра-ма-я-на», укреп-ле-ние го-су-дар-ства при царе Со-ло-мо-не, прав-ле-ние Вал-та-са-ра, стро-и-тель-ство Кнос-ско-го двор-ца.

Ис-поль-зуя зна-ния по ис-то-рии, рас-ска-жи-те об этом со-бы-тии (яв-ле-нии, про-цес-се). Ваш рас-сказ дол-жен со-дер-жать не менее двух ис-то-ри-че-ских фак-тов.

По-яс-не-ние.

Пра-виль-ный ответ дол-жен со-дер-жать сле-ду-ю-щие эле-мен-ты:

1) со-от-вет-ствие тем и со-бы-тий (про-цес-сов, яв-ле-ний): для темы А - прав-ле-ние Вал-та-са-ра; Б - укреп-ле-ние го-су-дар-ства при царе Со-ло-мо-не; В - со-зда-ние поэм «Ма-хаб-ха-ра-та» и «Ра-ма-я-на»; Г - по-яв-ле-ние долж-но-сти на-род-но-го три-бу-на;

2) рас-сказ об ука-зан-ном со-бы-тии (про-цес-се, яв-ле-нии)

Вы-бе-ри-те одну тему из пе-реч-ня, а затем вы-пол-ни-те за-да-ния 3-6, толь-ко по вы-бран-ной Вами теме.

За-штрихуй-те на кон-тур-ной карте один четырёхуголь-ник, об-ра-зо-ван-ный гра-дус-ной сет-кой (па-рал-ле-ля-ми и ме-ри-ди-а-на-ми), в ко-то-ром пол-но-стью или ча-стич-но рас-по-ла-га-лась стра-на, ука-зан-ная в вы-бран-ной Вами теме.

По-яс-не-ние.

А) Ва­ви­лон­ское цар­ство - крас-ный.

Б) Древ­няя Па­ле­сти­на - чер-ный.

В) Древ­няя Индия - жел-тый.

Г) Древ­ний Рим - синий.

Вы-бе-ри-те одну тему из пе-реч-ня, а затем вы-пол-ни-те за-да-ния 3-6, толь-ко по вы-бран-ной Вами теме.

Ис-поль-зуя зна-ния ис-то-ри-че-ских фак-тов, объ-яс-ни-те, как при-род-но-кли-ма-ти-че-ские усло-вия по-вли-я-ли на за-ня-тия жи-те-лей этой стра-ны?

По-яс-не-ние.

Вли-я-ние ге-гра-фи-че-ской среды на за-ня-тия и быт людей в древ-них клас-со-вых об-ще-ствах

ТИПЫ ГЕО-ГРА-ФИ-ЧЕ-СКОЙ СРЕДЫ
Древ-не-во-сточ-ный
(до-ли-ны боль-ших рек)
Древ-не-гре-че-ский Древ-не-ита-лий-ский
Зем-ле-де-лие Зем-ле-де-лие (зер-но-вое хо-зяй-ство ово-ще-вод-ство, ви-но-гра-дор-ство) стало глав-ным за-ня-ти-ем под вли-я-ни-ем бла-го-при-ят-ных фак-то-ров:

1) жар-кий кли-мат;

2) мяг-кие и пло-до-род-ные почвы;

3) пол-но-вод-ные реки (раз-ли-вы, вос-ста-нав-ли-ва-ю-щие пло-до-ро-дие почв; воз-мож-но-сти для оро-ше-ния). Не-бла-го-при-ят-ные для зем-ле-де-лия фак-то-ры:

1) от-сут-ствие до-ждей в пе-ри-од со-зре-ва-ния зла-ков;

2) пе-ре-на-сы-ше-ние вла-гой одних участ-ков и не-до-ста-точ-ное на-сы-ще-ние ею дру-гих в ре-зуль-та-те раз-ли-ва.

Жар-кий кли-мат бла-го-при-ят-ство-вал ви-но-гра-дар-ству и олив-ко-вод-ству. Не-бла-го-при-ят-ные для зер-но-во-го хо-зяй-ства фак-то-ры:

1) не-пло-до-род-ные почвы;

2) ма-ло-зе-ме-лье,

3) за-су-ха в пе-ри-од со-зре-ва-ния хле-бов;

4) от-сут-ствие рек, при-год-ных для оро-ше-ния.

Жар-кий кли-мат, оби-лие (срав-ни-тель-но с Гре-ци-ей) зе-мель, год-ных для об-ра-бот-ки, рав-но-мер-но вы-па-да-ю-щие осад-ки бла-го-при-ят-ство-ва-ли вы-ра-щи-ва-нию зер-но-вых, ви-но-гра-да, оли-вок, ово-щей и фрук-тов.
На раз-ви-тие зем-ле-де-лия боль-шое вли-я-ние ока-за-ло по-яв-ле-ние же-лез-ных ору-дий
Ско-то-вод-ство Раз-ви-тию ско-то-вод-ства бла-го-при-ят-ство-ва-ло оби-лие ди-ко-рас-ту-щих рас-те-ний, шед-ших на корм жи-вот-ным
Корма (в том числе ди-ко-рас-ту-щие) были в из-быт-ке. Это спо-соб-ство-ва-ло раз-ве-де-нию раз-лич-ных жи-вот-ных: быков, ослов, буй-во-лов, овец, коз, сви-ней и др. Кор-мов для круп-но-го ро-га-то-го скота не хва-та-ло. Мел-кий скот пасся на скло-нах гор, объ-едая ку-стар-ни-ки и низ-ко-рос-лые де-ре-вья. Корма были в из-быт-ке (скот пасся на под-нож-ном корму круг-лый год).
Ре-мес-ла На-ли-чие по-лез-ных ис-ко-па-е-мых (глины, камня, руд) спо-соб-ство-ва-ло раз-ви-тию гон-чар-ства, стро-и-тель-ства, об-ра-бот-ки ме-тал-лов
Обмен Су-до-ход-ные реки спо-соб-ство-ва-ли раз-ви-тию об-ме-на между раз-лич-ны-ми об-ла-стя-ми стра-ны. В Южном Меж-ду-ре-чье при-род-ные усло-вия спо-соб-ство-ва-ли со-зда-нию хо-зяй-ства, в ко-то-ром одни про-дук-ты (зерно, фи-ни-ки, шер-стя-ные ткани) про-из-во-ди-лись в из-быт-ке и ча-стич-но пред-на-зна-ча-лись для об-ме-на на дру-гие, вы-ве-зен-ные из чужих стран (ме-тал-лы, лес, ка-мень). Гор-ный ре-льеф за-труд-нял меж-об-ласт-ной обмен по суше. Мор-ское по-ло-же-ние, бухты и ост-ро-ва бла-го-при-ят-ство-ва-ли раз-ви-тию об-ме-на между раз-лич-ны-ми об-ла-стя-ми и с дру-ги-ми стра-на-ми. При-род-ные усло-вия спо-соб-ство-ва-ли со-зда-нию хо-зяй-ства, в ко-то-ром вино, масло и ре-мес-лен-ные из-де-лия про-из-во-ди-лись для об-ме-на на зерно, рабов и т. д. Мор-ское по-ло-же-ние бла-го-при-ят-ство-ва-ло раз-ви-тию тор-гов-ли. Од-на-ко не-зна-чи-тель-ное число ост-ро-вов близ бе-ре-гов Ита-лии за-труд-ня-ло мо-ре-пла-ва-ние. У рим-лян обес-пе-чен-ность пло-до-род-ны-ми зем-ля-ми и сы-рьем не вы-зы-ва-ло острой не-об-хо-ди-мо-сти в об-ме-не с со-сед-ни-ми на-ро-да-ми. По-это-му рим-ля-не пер-во-на-чаль-но мо-ре-пла-ва-те-ля-ми не были (до III в. до н.э.)
Быт Одеж-да срав-ни-тель-но с се-вер-ны-ми стра-на-ми была более лег-кой, остав-ля-ла от-кры-той зна-чи-тель-ную часть тела. Окна в жи-ли-щах были не-ве-ли-ки (ино-гда от-сут-ство-ва-ли), что со-зда-ва-ло внут-ри дома про-хла-ду и су-мрак. Люди про-во-ди-ли много вре-ме-ни во внут-рен-нем дво-ри-ке, в саду подле дома, на его крыше. Вста-ва-ли рано, в жар-кие

часы дня от-ды-ха-ли

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.