Цитаты о свободе. Цитаты о свободе Статусы о свободе короткие


9 января исполняется 109 лет со дня рождения Симоны де Бовуар – французской писательницы, одной из первых женщин-преподавательниц философии, идеолога феминизма. Их союз с Ж.-П. Сартром был одним из самых экстравагантных в ХХ в. В самом начале отношений они договорились о том, что не будут регистрировать брак и ограничивать свободу друг друга. У них были общие взгляды на жизнь и… общие молодые любовницы. Но свободная любовь оказалась куда более мучительной, чем предполагали оба.




Симона де Бовуар и Жан-Поль Сартр познакомились во время учебы в Сорбонне. «Я как будто встретила своего двойника. Я знала, что он останется в моей жизни навсегда», – сказала она после их встречи. Сартр впервые увидел в девушке равную по интеллекту собеседницу, она свободно оперировала философскими категориями и нередко в спорах одерживала верх.





Симоне де Бовуар импонировала свобода суждений нового знакомого. Он точно так же, как она, восставал против буржуазного образа жизни и не признавал традиционного института семьи. Оба мечтали о свободном сосуществовании двух самостоятельных личностей, оба не хотели детей. «Дети убивают любовь», – говорила Симона де Бовуар.



Вместо предложения руки и сердца Сартр объявил своей избраннице «манифест любви»: во-первых, никаких пут, никакой собственности и совместного хозяйства. Жить в гостинице, причем на разных этажах. Полная свобода передвижений. Каждый может уезжать и приезжать, когда захочет. Во-вторых, полное право обеих сторон на случайные связи и влюбленности. В-третьих, предельная откровенность друг с другом. Симона приняла этот манифест безоговорочно, не представляя, чем этот «брак» для нее обернется.



В интимных отношениях пары не было гармонии, и вскоре они решили прекратить их, признав свою «полную неудачу в этой области». Но к расставанию это не привело, они по-прежнему считали друг друга самыми близкими людьми. Вскоре у Сартра появилась любовница – ею стала дочь русских эмигрантов Ольга Козакевич. Она была студенткой Симоны де Бовуар и, как оказалось, их связывали отношения, которые вышли за пределы дружеских. Так в их «философском союзе» впервые появился третий, и позже это повторялось не раз с другими партнершами.





Несмотря на всю свою широту взглядов, Симона так и не смогла побороть ревность. Сартр подливал масла в огонь, сообщая ей все интимные подробности своих многочисленных связей – ведь они договорились о предельной откровенности. В отчаянии женщина сошлась с одним из бывших студентов Сартра и поспешила сообщить обо всех деталях их близости.





В первой книге Симоны де Бовуар любовный треугольник разрешался убийством общей любовницы – такой поворот сюжета говорил гораздо больше о ее настоящих чувствах и подлинном отношении к супружеской верности и браку, чем все их официальные «манифесты». Однажды в письме она призналась в том, что нежность может возникнуть между двумя, но не между тремя людьми.





Сартр не отпускал ее до конца дней. «Моя несравненная любовь, – писал он Симоне. – Ты самая совершенная, самая умная, самая лучшая и самая страстная. Ты не только моя жизнь, но и единственный искренний в ней человек». Тем не менее он продолжал заводить романы с другими.



Симона де Бовуар в ответ закрутила роман с американским писателем Нельсоном Альгреном. Он хотел на ней жениться, но она предпочла остаться с Сартром. «Я не могу покинуть его, я не могу оставлять его на долгое время и поэтому не могу отдавать всю свою жизнь никому другому», – пыталась объяснить она причины своего отказа. Альгрен порвал с ней после того, как Симона поведала миру все подробности их отношений в своем новом романе. Этого он не смог простить ей до конца дней: «Я бывал в борделях по всему миру, и женщина всегда закрывает дверь, будь то в Корее или в Индии. Но эта женщина открывает дверь нараспашку, приглашая смотреть публику и прессу…».





Однажды Сартр увлекся молодой студенткой из Алжира и когда не смог на ней жениться, удочерил ее и передал все права на свое литературное наследство. В ответ Симона удочерила одну из своих молодых подруг, завещав ей свои деньги и труды. Эти странные отношения длились 51 год и завершились только со смертью Сартра в 1980 г. «Его смерть разлучает нас. Моя соединит нас снова. Просто великолепно, что нам было дано столько прожить в полном согласии», – написала Симона де Бовуар. Она пережила избранника на 6 лет, умерла в полном одиночестве и была похоронена рядом с ним.



Книга Симоны де Бовуар «Второй пол», с которой связывают начало сексуальной революции в 1960-х гг., была воспринята как манифест феминизма, ее постулаты стали так же популярны, как и .

Гремучая смесь из анархизма, персонализма и экзистенциализма в одном флаконе – эта книга может стать в распоряжении своего читателя своеобразной «инструкцией по выживанию» в современном мире определенного типа человека, которого в условиях «последних времен» стоит назвать не иначе как обособленным и отчужденным.

© Виталий Самойлов, 2017


ISBN 978-5-4485-2579-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

«Свобода превыше всего»

(Вместо предисловия)

Читателю предлагается текст, который изначально задумывался автором как развернутый комментарий к его предыдущему сочинению – метафизической поэме Иная Весть . Однако уже в ходе работы становилось ясно, что тексту суждено оказаться самостоятельным произведением. В любом случае, ознакомление с Иной Вестью прежде прочтения Доктрины гиперанархизма окажется весьма полезным для того, чтобы уяснить, что именно автор вознамерился здесь сказать. Можно поступить и в обратном порядке, прочтя сначала Доктрину , а уже только затем приняться за Весть – так хотя бы можно отследить, в сколь великой степени произошли изменения в воззрениях автора. А можно остановиться лишь на Доктрине , позабыв как о существовании Вести , так и о существовании самого автора вместе с его настоящим сочинением. Кому как угодно. Мало ли кому та же Доктрина не придется по вкусу – если вообще придется. Судьба литераторов испокон века такова, что им надлежит заведомо готовить себя к произнесению своих словес в пустоту. Это еще называется мыслями вслух.

Автор решил учесть ошибки своего предыдущего опуса, написав такую вещицу, в которой о предельно сложном говорится предельно просто – по крайней мере, им были приложены к тому все возможные усилия. Вследствие этого, конечно же, благодетелем человечества ему вряд ли удастся стать, но расположить внимание лишнего читателя, быть может, все-таки получится. На самом деле, читатель никогда не бывает лишним. Он либо есть, либо его нет. На сей раз, автор подготовился и к тому, и к другому.

Чтобы уж совсем не впасть в беспросветный трагизм, автор решил также посмеяться в самом наименовании сочинения. Доктрина , раз уж на то пошло, не содержит в себе текста, претендующего на каноничность в целях изобретения очередного «изма». Этих «измов» и без того хоть отбавляй, а потому автор не стал себя озадачивать изобретением велосипеда – и без него уже давным-давно все придумано и сказано. Пожалуй, главное, что может для себя здесь твердо усвоить читатель, звучит следующим образом: творчество – это безграничный простор для самовыражения. Ни больше, ни меньше.

Стало быть, Доктрина не содержит в себе никакого «призыва» к какому-либо «разжиганию». Впрочем, к «маленьким любителям экстремизма» будет особая просьба: не касаться страниц этой книги, чтобы ненароком не пробудить в себе погромщика, на беду своим же родителям. Если эта книга и адресует читателю какой-либо призыв, так лишь призыв к размышлению, а не к действию. Лучше всего, когда действию предшествует основательное размышление, а основательное размышление ведет к основательному действию. Не принимай ничего на веру. Учись никому и ничему не доверяться. Твердость веры закаляется в терниях подозрения – так рождается убеждение. Не принять на веру значит открыться для прихода к вере. Только это будет уже ТВОЯ вера.

Доктрина гиперанархизма – это гимн свободе. Там, где свобода, там и пафос. А пафоса в книге много. Автора могут назвать даже «пленником свободы» – и действительно, он превыше всего возлюбил свободу. Но одно дело свободу любить, а другое дело ею обладать. Читатель, внимательно освоив Доктрину , в итоге дойдет до того, что не человек обладает свободой, а свобода обладает им. Тем более что Доктрина , равно как и всякая басня, имеет свою мораль. А мораль сей басни такова: создай себя сам, и будешь свободен. Впрочем, ты уже свободен. Свободен не быть свободным. Что тебе нужно – решай сам.

Книга написана пьесой заведомо, дабы на стыке драматургии и метафизики родить на свет произведение искусства. Всякое творение живет своей жизнью согласно желанию его творца. Поэтому Доктрина свободна идти своими путями так же, как и сам ее автор. И ее жизнь совершенно не будет зависеть от того, соприкоснется ли с ней кто-либо еще. Независимость – залог свободы. А во всякое творение, как известно, вложена живая душа.

Виталий Самойлов

Все говорят, что хотят быть свободными и независимыми. Но это только слова. Чего же именно мы хотим? Да и зачем? Что такое свобода? Эти сложные вопросы волнуют человечество на протяжении многих веков. Единого ответа до сих пор не найдено, да и вряд ли он возможен. Все потому, что свобода – довольно-таки многозначное понятие. А это исключает возможность ее единственно правильного для всех определения. Поэтому цитаты о свободе существуют самые разнообразные по смыслу. Наиболее достойные из них мы собрали здесь, чтоб вы сами, прочитав их, могли определить, что же именно понятие свободы значит непосредственно для вас.

Понятие свободы

Невозможно быть свободным от того, от чего убегаешь.
Фридрих Ницше

Свободен тот, кто может не врать.
Альберт Камю

В основном, свободу человек проявляет только в выборе зависимости.
Герман Гессе

Свобода не может быть неполной. Она или есть, или её нет.
Анатолий Некрасов

Свобода существует лишь для кого-то, кто куда-то стремится.
Антуан де Сент-Экзюпери

Свобода не делает людей счастливыми, она просто делает их людьми.
Мануэль Асанья

Свобода - как солнце. Могущественней и лучше ее ничего нет на свете.
Жоржи Амаду

Никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость.
Махатма Ганди

Только свободный человек уважает права и свободы других людей.
Александр Лоуэн

Поиск свободы - это основа человеческой природы.
Ай Вэйвэй

Многими великими умами свобода интерпретируется как безусловное право человека на свободный выбор мировоззренческих ориентиров и образа жизни. Одним из принципов представления о свободе является идея о том, что свобода одного индивида заканчивается там, где она наталкивается на свободу другого. Думается, это правильный подход, и многие цитаты о свободе подтверждают это. Потому что человек всегда волен думать, строить внутренний мир, наблюдать за собой и другими, помогать другим. И, конечно, может выбирать свою позицию относительно внешнего мира.

О свободе со смыслом

Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.
Иммануил Кант

Никогда действия человека не бывают такими предсказуемыми, как когда ему представляется полная свобода.
Андрей Швец

Именно страх что-то потерять держит нас в рабской зависимости. И когда тебе уже нечего терять, оказывается, что всё, что у тебя осталось – это свобода.
Дэвид Айк

Свобода - это высшая ценность. И если любовь не дает вам свободы, то это не любовь.
Ошо

Быть свободным имеет право каждый человек, но воспользоваться этим правом может только сильный.

Свобода лежит в самом сердце твоей готовности все потерять.
Карл Ренц

Откройтесь своему самому сильному страху; после того как страх теряет свою власть над вами, боязнь свободы уменьшается и исчезает. Ты свободен.
Джим Моррисон

Для того, чтобы жить свободно и счастливо, вы должны пожертвовать скукой. Это не всегда легкая жертва.
Ричард Бах

Абстрактная свобода, как и другие абстракции, не существует.
Эдмунд Берк

Свобода положена далеко не всем. Это – привилегия культурных людей. Свободным имеет право быть только человек, способный на самоограничения. А правила самоограничения определяются культурой.
Александр Запесоцкий

А еще свобода - это выразительный показатель человеческой сущности. Ведь зрелый человек способен проявить себя, состояться только благодаря способности показать свою личную волю, осуществить выбор формы жизнедеятельности и мировоззрения. И тут уж не помогут никакие цитаты о свободе. Так что решать проблему соотносятся и сосуществуют воспетая во многих афоризмах философская идеализированная категория "свобода" с реальным ее воплощением в состоянии только вы сами.

Лучшие цитаты о свободе

Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть богатыми и свободными - и из-за этого подчас становятся бедными рабами.
Альберт Камю

К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас.
Эпиктет

У тебя есть право выбирать, но ты им не пользуешься. Ты просто не понимаешь, что это означает - выбирать.
Вадим Зеланд

Хуже всего не то, что мир несвободен, а то, что люди разучились быть свободными.
Милан Кундера

Свобода - это приключение, которому нет конца, в котором мы рискуем жизнью и даже большим, чем жизнь, во имя нескольких мгновений чего-то превыше слов, мыслей и чувств.
Карлос Кастанеда

Свобода начинается со слова «нет»; но иногда, очень редко, она все-таки начинается со слова «да».
Генри Лайон Олди

Никакие притеснения не сделают рабом того, кто свободен в душе.
Александра Девиль

Между стимулом и нашей реакцией на него всегда есть время. За это время мы выбираем, как реагировать. И именно здесь лежит наша свобода.
Фиктор Франкл

Свободы, как таковой нет, весь вопрос лишь в том, от чего быть свободным: от мудрости или от глупости.
Евгений Антонюк

Быть свободным, как птица? И всю жизнь петь одно и то же?
Станислав Ежи Лец

Искать в высказываниях и цитатах ответ на вопрос, что такое свобода - это то же, что искать среди афоризмов ответы на вопросы, что такое счастье, что такое любовь. Это то, что лучше почувствовать, чем выискивать среди сотен фраз правильное определение.

Умные высказывания великих про свободу человека

В жизни есть смысл, когда есть свобода - свобода поступать так, как хочешь, и ничего не бояться.
Эмир Кустурица

Уметь освободиться, это - ничто, трудно уметь быть свободным.
Андре Жид

Свобода подобна белым облакам. Когда ты делаешь ее своей целью, она чиста и конкретна. После того как ты ее использовал, она превращается в красивую пустоту.
Фэн Цзицай

Выбор - это и есть свобода. Свободен тот, кто может выбирать. Тот, кому навязывают выбор, - раб.
Кшиштов Занусси

Тот, кто добр, - свободен, даже если он раб; тот, кто зол, - раб, даже если он король.
Аврелий Августин

Человеку от рождения дан свободный и естественный голос. Но с годами зажимы в гортани, сгорбившаяся спина, внутреннее напряжение искажают его подлинную суть.
Валерия Фоминова

Свободный человек сам выбирает себе запреты.
Валерий Афонченко

Чем меньше нужно человеку - тем более он счастлив, чем больше желаний - тем меньше свободы.
Максим Горький

Самое большое рабство - не обладая свободой, считать себя свободным.
Иоганн Вольфганг фон Гёте

Человек по-настоящему свободен, лишь когда ни от кого не зависит.
Борис Акунин

Свобода - понятие весьма расплывчатое. И, к сожалению, многие путают ее со вседозволенностью. Но надо учитывать, что свобода состоит не только лишь из права выбора, но и желания брать на себя ответственность за все, что происходит в жизни. Настоящее ощущение свободы происходит изнутри и никаким образом не может быть навязано извне. Если одной фразой, то свобода заключается в том, что человек сам делает выбор, какой должна быть его жизнь, и сделав это выбор, несет ответственность за каждое свое действие и свой поступок. Вроде бы все проще простого, но многие люди не хотят или же боятся брать ответственность за свои поступки и полагаются на выбор третьих лиц. Это может быть начальник на работе, любимый человек, родители, Ну и конечно президент и правительство... Можно назвать это свободой? Вряд ли!

Красивые фразы о свободе

Свобода кончается там, где начинается ответственность.
Сергей Капица

Свобода - это тяжкий груз, великое, загадочное бремя для души. Нелегко нести его. Это не подарок, но сделанный тобой выбор; и выбор этот может иметь самые неожиданные последствия. Путь свободы ведёт наверх, к свету, но, если бремя её слишком тяжело, можно никогда не достигнуть конца пути.
Урсула Ле Гуин

Человеку суждено быть свободным.
Жан Поль Сартр

Однажды почувствовав свободу, ты от нее уже не откажешься.
Анна Тодд

Любовь может проявляться только в условиях свободы и никогда - в результате принуждения.
Эрих Фромм

Свобода – замечательная вещь, за исключением свободы делать ошибки.
Малала Юзуфзай

Тот человек не свободен, кто сам себе не хозяин.
Эпиктет


Вячеслав Мальцев

Если мы в угоду безопасности отдаём свободу - мы лишаемся и того и другого.
Федор Достоевский

Никто не свободен. Даже птица привязана к небу.
Боб Дилан

Свобода - уравнение со многими условиями, которые путем сложений и вычитаний позволяют принимать решения в соответствии со своими потребностями и взглядами. Практически все цитаты о свободе подтверждают, что это желанное состояние для каждого. И точно так же многие высказывания и фразы подтверждают, что свобода невозможна без ответственности. И нам следует еще долго учиться, чтобы уметь одинаково хорошо управлять этими двумя понятиями, так как без ответственности не будет и свободы.

Статусы о свободе короткие

Свобода предполагает ограничения, основывается на них.
Виктор Франкл

Свобода может быть только внутри человека, какой бы огромной ни была клетка вокруг него.

Вячеслав Прах

Мир неотделим от свободы, потому что не найти мира тому, у кого нет свободы.
Малколм Икс

Свобода бывает разной. Свобода от оков сладка. Свобода от совести губительна. Свобода от любви тосклива.
Тимофей Царенко

Свобода нужна каждому, как воздух. Правда, большинство так не думает. Но это просто потому, что человек не умеет ценить того, что у него есть.
Елена Котова

Свобода определяется количеством людей, которых ты можешь послать.
Сергей Юрский

В художнике ценят не только творчество, но и его протест против условностей. Он должен быть воплощением свободы.
Андре Моруа

Заботиться больше о том, что думаете вы, чем о том, что думают другие. Это и есть свобода.
Деми Мур

В большинстве случаев мы сами строим свою тюрьму. И так же человек создает свою свободу.
Робин Хобб

Почему-то мир так устроен, что о свободе громче всех кричат надсмотрщики рабов.
Сэмюэл Джонсон

Быть свободным - это понимать свободу. А потом действовать. Свобода - это способность человека поступать так, как он считает правильным на основе знания об объективной действительности. Свобода - это возможность выбора вариантов событий. Отсутствие выбора равно отсутствию свободы. Поэтому многие умные высказывания о свободе и говорят о важности возможности выбора.

Цитаты великих людей о свободе

В жизни есть две хорошие вещи: свобода мысли и свобода действия.
Сомерсет Моэм

Свобода - всего лишь красивое слово, означающее, что терять уже нечего.
Дженис Джоплин

Учитесь быть свободными! Раб мечтает о том, чтобы иметь право выбирать себе хозяина, а свободный человек - чтобы быть хозяином в любом выборе.
Андрей Лазарчук

Человек несет обязательство перед самим собой быть свободным.
Альберт Пайк

Неограниченная свобода - всё равно, что топор в руках идиота: и других поранит, и себя покалечит.
Юрий Бучарский

Нет единого представления о свободе. Она для каждого своя. И пока личная свобода не мешает жить окружающим, она, наверное, имеет право считаться именно свободой.
Оксана Демченко

Свобода - палка о двух концах. Без обязательств человек часто делает меньше, а не больше.
Анита Брукнер

Чем люди просвещенней, тем они свободней.
Вольтер

Свобода творит человека.
Екатерина Алимпиева

Свобода хороша, только когда ей пользуешься.
Сергей Бодров

Как гласит одна цитата, свобода это не то, что людям нужно, это то, кем или же чем эти люди есть на самом деле. И наибольшей свободы человек достигает, когда свобода становится выбором самого себя, когда человек берет ответственность за свою жизнь и за то, что происходит в мире вокруг него. Именно поэтому так важно оценка происходящего вокруг. Человек обладает свободой выбора и единолично несет ответственность за то, что с ним происходит. Люди вольны выбирать любую жизнь, а наши реалии - это отношение к происходящему. Поэтому мало говорить правильные вещи, мало просто читать правильные высказывания и цитаты о свободе со смыслом, надо правильно действовать.

Если ты не умеешь говорить «Нет», твое «Да» тоже ничего не стоит. Ошо.

Не учите других, не старайтесь их изменить. Достаточно уже того, что вы изменитесь сами - это и будет вашим посланием. Ошо.

Единственный человек на земле, которого мы в силах изменить, это мы сами Ошо.

Просто наблюдай, почему ты создаешь проблему. Решение проблемы находится в самом её начале, когда ты её только создаешь, – не создавай её! У тебя нет никаких проблем – достаточно понять только это.

Любая заимствованная истина есть ложь. Пока она не пережита тобой самим, это никогда не истина. Ошо.

Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет? Ошо.

Падать - часть Жизни, подниматься на ноги - ее Проживание. Быть Живым - это Подарок, а быть Счастливым - это ваш ВЫБОР. Ошо.

Если не меняешься прямо сейчас, то никогда не изменишься. Не нужно бесконечных обещаний. Ты либо меняешься, либо нет, но будь честен. Ошо.

Пока вы не можете сказать «нет», ваше «да» не будет иметь никакого смысла. Ошо

Причины внутри нас самих, снаружи только оправдания… Ошо

Если вы можете ждать вечность, вам не нужно ждать совсем. Ошо.

Перед тем, как постучаться в нужную дверь, человек стучится в тысячи неверных дверей. Ошо.

В это самое мгновение ты можешь отбросить все проблемы, потому что все они созданы тобой. Ошо.

Когда вы больны, вызывайте врача. Но самое главное, зовите тех, кто вас любит, потому что нет лекарства более важного, чем любовь. Ошо.

Если вы солгали однажды, то вы будете вынуждены лгать тысячу и один раз, чтобы скрыть первую ложь. Ошо.

Когда вы думаете, что обманываете других, вы обманываете только себя. Ошо.

Ребёнок приходит чистым, на нём ничего не написано; нет никаких указаний на то, кем он должен быть, - ему открыты все измерения. И первое, что необходимо понять: ребёнок - это не вещь, ребёнок - существо. Ошо

Не принимайте жизнь как проблему, это мистерия потрясающей красоты. Пейте из неё, это чистое вино! Будьте полны ею! Ошо.

У меня нет никакой биографии. И все что считается биографией – абсолютно бессмысленно. Когда я родился, в какой стране я родился – не имеет значения. Ошо.

Умереть за кого-либо, за что-либо - самая лёгкая вещь на свете. Жить для чего-либо - самая трудная вещь. Ошо.

Единственным критерием для жизни является блаженство. Если вы не чувствуете, что жизнь - это блаженство, тогда знайте, что вы идёте в неправильном направлении. Ошо.

Люди верят в бессмертие души не потому, что знают, но потому, что боятся. Чем трусливее человек, тем вероятнее, что он верит в бессмертие души - не потому, что он религиозен; он просто трус. Ошо.

Не беги от самого себя, ты не можешь быть никем другим. Ошо.

Голова всегда думает о том, как больше получить; сердце всегда чувствует, как больше дать. Ошо.

Не ждите совершенства, и не просите и не требуйте его. Любите обычных людей. Нет ничего плохого в обычных людях. Обычные люди - необычны. Каждый человек так уникален. Уважайте эту уникальность. Ошо.

Страдания - результат серьезного отношения к жизни; блаженство - результат игры. Воспринимай жизнь как игру, радуйся ей. Ошо.

Грех, это когда вы не радуетесь жизни. Ошо.

Если вы спокойны, весь мир становится спокойным для вас. Это как отражение. Всё, чем вы являетесь, отражается полностью. Каждый становится зеркалом. Ошо.

Без тебя эта Вселенная лишится какой-то поэзии, какой-то красоты: будет не хватать песни, будет не хватать ноты, будет пустой промежуток. Ошо.

Самый бесчеловечный акт, который может совершить человек - превратить кого-либо в вещь. Ошо.

Только изредка, очень редко, ты позволяешь кому-то в себя войти. Именно это и есть любовь. Ошо.

Что плохого в том, что кто-то смеется без причины? Зачем нужна причина, чтобы смеяться? Причина нужна, чтобы быть несчастным; чтобы быть счастливым, причина не нужна. Ошо.

Любовь терпелива, все остальное нетерпеливо. Страсть нетерпелива; любовь терпелива. Как только вы понимаете, что терпение значит любовь, вы понимаете все. Ошо.

Выйдите из головы и войдите в сердце. Меньше думайте и больше чувствуйте. Не привязывайтесь к мыслям, погрузитесь в ощущения… Тогда оживет и ваше сердце. Ошо

Свобода да превыше всего!

Посвящается Вознесенскому М.Ю.

Человеку и Панку .

Давно уже слово панк , даже понятиепанк достаточно живо вошло в современный русский язык - и не толькоприменительнокзагнивающейбуржуазнойкультуре.

Трудный подросток,эпатируяучительницивосхищаяодноклассницдописка, запросто способен объяснить свою прическу на общешкольнойлинейкетем, что он:

- Я, собственно говоря, панк .

Панк -показательтого,чтообществобольно.Этогной,

указывающий на обострение процесса.

Панк - это явление чисто социальное, один из путей бунтамолодежикапиталистическихстран против всякого рода социальных несправедливостей.

Музыкапритакомраскладерассматриваетсякак надстройка,точнее - как пристройка.

И не только музыка, а и весь пласт культуры панка , который в лучшем случае низводится до сатиры.

Бунтэтот неосознан,дажеполусознателен,ему присущи определенные возрастные и социальные рамки.

Панк -явлениеидеологическое:системанеких порядкомвывернутыхнаизнанкуценностей, неприемлемых для нормального человека, просто нежизнеспособное хулиганство. Те, кто сумел-таки купить в магазинахвенгерскоеиздание французской книжки комиксов "Histore du Rock ",могутнаблюдатьмеждустраничкойпросимфрок и страничкой пронью-уэйв именнотакогостилизованногопанка , ковыряющегося в носу и параллельно громящего английский парламент.

Панк -явлениекультурное,точнее,околокультурное ,посколькуврядлиполноценное, не умел делать музыку - пошел в панки . В реальной бытовой действительности панка не существует. Есть лишь весьма ресурсоемкая атрибутика, с которой в лом связываться.

Панк этоопределенная музыкальная подкраска.

Нынче не актуально говорить: грязно звучит, просто скажут: звучитпо панковски .

Панк несетвсебенекие музыкальныеидеи,ноненаобиходномуровне,который нам наиболее удобен.

И еслиговорить о панке - так говорить о явлении культурной, интеллектуальной жизни, но именно как о явлении, пытаясьопределить

особенностиегоэстетики,истокивозникновенияипринципы

существования.

Если исходить из Достоевского, то с роком все получаетсятак:На

каком-тоэтапеу Гессепоявиласьстатья"Братья Карамазовы и закат

Европы".

В ней был высказан тезис: Достоевский - первыйпророкнекоего

движения,четкогодвижения,согласно которому человечество делится на

два типа: потенциальныесамоубийцы. Этолюди,укоторыхвоглавеугла

своеволие,которыене боятся смерти - нелюди , и все остальные.

Рок в настоящем виде - массовое движение "нелюдей", в немчеловек-человек тольковнешне,а посути - сумасшедший... В моем понимании рок – это движение античеловеческое, антигуманистическое, - некая формаизживания из себя человека как психологически жизнеспособной системы.

Я не говорю о ПОПСЕ.

Я говорю о настоящем роке.

«Машина времени» - это попса, чтобы там не говорил Макар купленные писаки.

«Воскресенье», «Пикник», «Форум», «Мираж», «Ласковый май», «Танцы минус», «Фабрика», «Звери», «Браво»,и прочее это тоже эстрада, которую не только слушать, но и писать о ней не хочется.

А эта статья - попытка разобраться вэстетикепанка какводномиз

упражнений духовной практики человечества вразрезе социума.

Статья о русском панке .

Ну, если хотите, советском.

Ибо он, оттуда родом.

Да, как ни странно социализм и породил панк !!!

Я буду говорить о русских группах и русских и советских панках .

Лично я не панковал .

Но многих легендарных Панков знал лично.

Пил с ними, и курил по одному бычку на десятерых.

Вот основные причины почему именно так:

Во-первых,оттого, что они более знакомы во многих своих проявлениях - от пленок и живыхконцертовдоинтервьюи нормального общения.

А во-вторых, оттого, что считаю важным вынести русский и советский панк за скобки конкретной страны - скажем Англии 70-х годов.

Ясклоняюськ тому,чтобырассматривать панк какветкуилисук на едином дереве саморазвивающейся культуры того, что называетсячеловечеством.

Нокак жанрискусства, и тут уместнопринципиальноесравнениепоместуведином культурном пространстве, скажем, с таким понятием как романтизм.

Итак:панк-музыка ...панк-литература ...панк-взгляд на мир...

Все эти явления можно обозвать одним словом ПАНК.

Русский ПАНК.

Часто в сознании народа - стихийного творца языка, некоторые понятия расположены на одном уровне, семантическипараллельны:этавотпараллельностьи порождаетпараллельнуюсочетаемость.

И пусть кто-то попробует сказать, что аппеляция к языковым реалиям - не аргумент в данном споре.

Для тех, что не сталкивался с языкомкакструктурой,самостоятельно,внежеланияиндивидуального носителясуществующейифункционирующей,ещеодинпример, поясняющий.

Эта статья – чистой воды НЛП.

Можно сказать: полное ведро, полное корыто,полныйтаз,но нельзясказать:полныйунитаз- поскольку тут же возникает вопрос:

"А заткнули ли в унитазе сливное отверстие, не забыли ли?"

Иещеоднаязыковаяпараллель:панк-музыка ,панк-литература ,

панк-взгляд намир,и-советскаямузыка,советская

литература,советский взгляд на мир...

Абсолютно очевидна неувязанность такихсочетанийсязыковымконтекстом,что свидетельствуетио неувязанности ,нелогичностисамихпонятий.Понятий,построенныхпо принципу чуть ли не территориальному. Политическому, какому угодно, но только не эстетическому.

Абсурдных и, слава Богу, вызывающих сейчас смех не только у среднестатистического англичанина.

И речь здесь - нетолько оскрещиванииобщественно-политическихтерминовссобственно эстетическими .

Для наглядности позволю себе последнюю языковуюигрушку, вданном случае - по принципу "от противного": если обязаны срабатывать сочетания типа "советская музыка", то должен работать ивотэтотряд:

единаямногонациональнаяобщностьсоветскийнарод...единая

многонациональнаяобщностьромантическийнарод...единая

многонациональная общность панковский народ...

Так вот, речь не только о вышеупомянутом скрещивании, которое,при достаточномкнемувнимании,превращает,скажем, такое издание, как

"Литературныйэнциклопедическийсловарь"вкраткоепособиедля абсурдиста-заочника ...

Речь,скорее,о желании разобраться в том, что стоит ЗА словами, ЗА терминами.

Возможно,отодноготерминологического бардака мы придем к другому, но тогда хоть будет из чего выбирать!

Итак, если рассматривать панк вне привязки к одной отдельновзятой

стране и к одной конкретно взятой эпохе, если рассматривать его как один

из закономерных шагов человеческого духовногоопыта,тогдастановится

очевидным,что корни панка есть в любой национальной культуре.

Это отрицание, если хотите, наиболеечетковыражаетмой взгляднато,чтоестьпанк какискусство,азначит - как часть жизненного проявления.

Итак:панк НЕСОЦИАЛЕН, НЕ САТИРИЧЕН и это НЕ ПРОТЕСТ. К тому же панк НЕ СЕКСУАЛЕН.

Ивсепопыткиподойти к панку с позиций "а что вы хотите сказать

своим творчеством?" в самых разных вариантах этого, таклюбимогонами, словосочетаниянетолькобессмысленны,ноиоткровенноглупы"по рождению".

Но,наверное,этовъелосьвнаснамертво-влюбом, вылившемсявискусствопроявлениичеловеческогодухаискатьидею, замысел, "замечательную и чудесную суть...

«Они вообще удивительные люди. Они делают себе жизньтяжелее,чем

этонужно,своимиглубокимимыслямииидеями,которыеонивсюду

разыскивают и всюду вкладывают.Имейтеже наконецмужествоотдаться

впечатлениям!...Вотони подступают ко мне и спрашивают:к акую идею хотел

я воплотить в "Фаусте"? Как будто я сам это знаю ихочувыразить...В

самомделе,хорошаябыэтобылаштука,еслибы я попытался такую

богатую, пеструю и ввысшейстепениразнообразнуюжизнь,которуюя

вложилв"Фауста",нанизатьна тощий шнурочек одной-единственной для

всего произведения идеи!» - примерновоттакиговаривалвтедавние,но мудрые времена И.В.Гете своему Эккерману . И ведь был прав!

Давсяпрактикаразвития мутногожелезногопотока того, что называется "советской литературой", демонстрировала обнищание иупрощениелюбогожизненногоматериалапри нанизываниина"принципидейности" , как,впрочем,инапринципы "партийности", "народности" и пр.

Ипосмотрите,вочтовыродилосьДК?

ДК – это дом КУЛЬТУРЫ.

Действительно это так?

Где свежесть восприятия, где ни счемне сравнимаяатмосферастольсвоеобразнопреломленной действительности?

Заменена тщательнообсосанной,кастрированнойидеей,подкоторуюс

завиднойнастойчивостью подгоняется все остальное. "Сыграни мне, братан ,

блюзец ..."

Панк ,пожалуй, является отличительной особенностью проявленияискусства, -невозможнонанизатьнапресловутыйшнурок.

Подобное нанизывание, простите за дурной каламбур, затянет на нем петлю.

И не столь важно, будет этотшнурок"идеейсатирическогоизображения

действительности"или"отрицанием развитого социалистического общества

как общественно-экономической формации". Панк не идеологичен ,точнее-

неидеен.

Онестьотражение тех эмоций, которые "текут в промежность судьбы". И даже не эмоций, а ощущений, сиюминутно возникающих у человека -у"нечеловека "-пристолкновениисо всетойжереальной действительностью, данной нам черт знает в чем.

Идействительностьэта имееткакой-либосмысллишьвподобной,опосредованнойсвоей разновидности. Панк - одна из критических точек"опосредования ",когда социальное как форма проявления уничтожается, и остается импульсивное.

А количественные - какикачественные-характеристикиимпульсивности

практическибезграничны, и всего лишь какую-то их разновидность принято

называть "панком ".

Только вот не говорите мне, что панк умер.

Вы просто, наверное, не знаете панк !

Или вам говорят, что это не панк , а рок, или эстрада…

Истоитливозводитьистоки панка к вьетнамской войне у них или эпохезастоя в СССР, - иликинымкакимпертурбациямполитической

жизни отдельно взятой страны?

Панк - и не только он один - принадлежит к несколькоиномупорядкукатегорий.Онскореевосходиткнародной традиции,ксмеховой культуре с ее жестким игровым началом и очищением через имитацию страдания,ккамланию.

Вспомнитебыковского бердю в фильмеТарковского"Андрей Рублев" и его путь - от смеха ернического и социально направленного - черезстрадание,вданномслучае-через реальноефизическоестрадание-к злому смеху, постороннему смеху, к отрицанию.

Отрицанию чего?

Общества, инициировавшеговысвобождениеэтих "смеховых энергий" в конкретной исторической ситуации?

Да, в данном контексте это - неправомерная постановка вопроса. Панк

предполагаеттотальноеотрицание.

В качестве аргумента принеприятиипанка мнепришлось слышатьтезисо продемонических настроениях панка Летова : как мол, он может

даже петь такое - "Иуда будет в раю, Иуда будет со мной!"

Мнекажется, чтоэто-ханжескоеповторениевсетогожедоболизнакомого "а-какова-ваша-идейная-позиция ?".

Загвоздкажевданнойконкретной ситуациивтом, что обвинить Егора в непоследовательности может и член общества "Память", и воинствующий анархист, причем оба будут считать его "оступившимся своим".

Стоит ли подходить к панку - и нетолькокнему-сподобными

мерками,традиционнымитолькодляданнойразновидностисоциума,

въевшимися намертво,какгрязьподногтями?

И нусамыйраспоследний совковыйпример: любимец прикинутой московской интеллигенции Молчанов в "ДО и после":

- "А что вы хотели сказать вот этой своей картиной?"

- Да все идетпоплану!!!

То, что «Митьки» - панки знают все, кроме них самих?

Очевидно, что здесь необходим иной уровень оценки - точнее, не оценки, а понимания,котороевынужденостановитьсячем-то вродеоценки,будучиоблеченным вслова.

Уровень "естественности-неестественности".Естества-неестества .Людей-нелюдей .

Нев приемлемости дело.

Естественно, что такой критерий выламывается из нашейсвамиповседневности,гдекаждыйизнаслишьсобирается повернутьсялицомк естеству - причем, регулярно собирается.

Тотальное отрицание панка подразумевает отсутствие законов - того, что сверху.

Но первобытнаямораль, естественные законы сосуществования и существования - остаетсяисохраняется.

Наполуподсознательном уровне,ибопанк несовместимссознательными ограничениями и просто границами.

Панк – это неосознанное стремление к свободе во всех его проявлениях.

Все это - где-то на уровне, скажем, волков-христиан.

Отпервобытногоуровняивзглядана жизнь панк отличает крутой

европейский культурный замес.

Иэтоещеразподтверждаетмысльоб отсутствиинациональныхбарьеровдлятенденций в развитии искусства.

Медленнее илибыстрее,завтраилипослезавтра-ноиреализм,и

сюрреализм,ипанк шагаютпо планете.

Что уж говорить о роке вообще, который принес свои плодынанивечерныхритмов вконечномсчете, удобреннойевропейскойкультурой.

А родство панка европейской культуре настолькобезусловно,чтообыденнопризнаетсясамими"заблудшими детьми": американский предтеча панка Том Милль /ТЕЛЕВИЖН/ сменил фамилию на "Верлен" /"В трактирах - пьяныйгул,натротуарах-грязь..."- французскийсимволизмХIХ века/, а Ник Рок-Н-Ролл своим любимым поэтом называет "американского европейца-романтика" Эдгара Аллана П о.

Ясейчасвведуещеодносочетание,представляющеесявполне

уместным. Панк - это нетолькоотрицаниетотальное,ноиотрицание

тоталитарное -обусловленное агрессивностью социума и, в свою очередь,

ведущее к ней. Неизвестно еще, что доминирует в этой связке.

Тоталитаризм отрицания-вотчто отталкивает очень многих от панка . Эстетика панка достаточно однопланова и бескомпромиссна, нозаконысоциумапостоянно вынуждаютидти на компромисс.

И это видно на всем и на прическах, и в одежде, и в моде.

Даже слово ПАНК, ставшее вроде бы немодным и устаревшим уже словно ушло.

Растворилось.

Но как ни называй свободу, она свободой и останется.

Панки перестали шокировать общество?

Ну так радуйтесь, средний класс!

И вы думаете вы победили?

Фиг два!

Вы просто не видите панк !

Плохо лишь то, что панковское движение некоторые деятели типа Лимонова, пытаются использовать для своих темных целей и делишек .

Но настоящий панк независим, свободен, и с всяким отсосами и клонированными организациями просто несовместим.

И чем консервативнее общество, тем больше компромиссов. Естественно, в обществе тоталитарном при столкновении двух минусовдолжно произойти короткое замыкание, и мы с вами его наблюдаем:

общественныйукладмногобыдалзато,чтобыразжеватьпанк и

проблеваться им хорошенько.

И естественно поэтому, что панка как явления в тоталитарной России существовать не может.

Вы думаете, что в России при Путине сейчас не тоталитаризм?

Ну-ну…

Интересно, что вы будете говорить через 20-30 лет?

И кто будет прав?

Это подтверждается простеньким примерцем :

панк-ортодокс при сильной зубной боли все ж таки вынужден брать талончик

в поликлинике, - и только послеэтогоотправлятьсякврачу.

Общество стремитсянайтидляпанка подходящую нишу,иэтим добивается лишь центробежного эффекта, неизбежно взаимного отталкивания.

Сагрессивностьюпанка , на мой взгляд, связывается и еще одна его

черта - панк не сексуален.

Нет,некакмитьки ,которыепростоне сексуальны,-тут,чтобыпанк какойнеобиделся, речь о панке как о проявлении всежтакиискусства.Тоталитарноеотрицаниепанка не включаетвсебяпрямоеиликосвенноеотрицаниесекса - в этом нет необходимости, это - не тема, это - если хотите-полинииволкови "естественности",этоупоминаетсялишь если попадается на глаза.

Сам панковский имидж отрицает всякий секс и ужтемболеевсякуюэротику:

сравните,скажем,сгиперсексуальной волной. Он ближе к элементарной

физиологии.

Соблазнительно, конечно, взглянуть на панк-концерт какна однузатянувшуюсясублимацию,ногде-тоэто уже было, правда, шире,

применительно ко всему року вообще, поэтому нет смыслаповторяться.

А то, что половые органы пускаются в дело на сцене в качестве реквизита, -

и на мой взгляд, не более, чем эпатирующее нарушение табу,важноесамо

посебе,непоследующимзанимскандаламили реакции зала.

Панк физиологичен как физиологично мочеиспускание в неудобной позе - не более того.

Те же полуфизиологичные природные законы, к которым стремится панк ,

можноопределитьчерезматематику:естьтамтакое понятие - "число

стремится к + бесконечности".

Так и здесь: эти законы, стремление к ним, приводятпанк кнеизбывномугуманизму-здесь и сейчас! Теплое "за сараем в грязной луже пьяный спал, пустив слюну" - это с однойстороны, асдругой- агрессивность в музыке и подаче. Утверждение первородных законов,естественности,происходитнавсехуровнях-начинаяс физиологического,черезистерикутворца,отрицательно соотнесенную с социумом и в конце концов возведенную в абсолют.

Возникает странный вопрос в связи с этим – а панк ли Шнур?

Может ли быть панком чек, зарабатывающим на этом бабло ?

А почему собственно нет?

И так везде в мире.

Почему нет?

И"винтовка-этопраздник, все летит и п ..." - это не социальный

протест,ачрезвычайногипертрофированноестремлениексвободе,

равенству,братству,густозамешанное напервобытномстрахе

/отрицательноесоотнесениессоциумом/ивобластиполитической

порождающее анархизм.

Где-то было емко замечено, что у панка в жилах не кровь,агрязь.

Образнескольковыспернен , но точен. Единение через всеобщее опускание

вниз - возможно.

А вот вверх кто-то всегда будет карабкаться быстрее. От собственнойлиумелости или за чей-то счет - какая разница? Главное - быстрее. Поэтому панку грязь действительно ближе,неделилюбыедругие состояния взвешенных частиц.

Панк - это не вызов обществу и уж конечно не спектакль,какочень

выгоднопредставлятьнемногиепо-настоящемупанковские концерты

"квадратной" публике. Эти концерты - акция, иными словами -разрешенное

40-минутноесуществованиепо иным законам, 40 минут голой экзистенции ,

отыскавшей-таки свою нишу в структуре социума.

Рассчитанный шок - это не панк , это - ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК. Тому же Нику часто не хватает слов и жестов при достаточном их арсенале. Емукак-топлевать,чтовызаметитепо поводуеготолстогоживота.Вэти 40 минут - плевать. Правда, после концертаонобязательноподойдетиспросит:" Нукак?"-ласково заглядываявглаза.Кто-товзалекрутитпальцем у виска, кому-то откровенно скучно...

Панк принятосравнивать с гноем как символом разложения общества.

Но уместно ли это, тем более, чтосамипанки чащеоперируютсловом

"грязь".Агнойигрязь-разные вещи, не правда ли? Обопритесь на

школьный курс, вспомнитенаверняканенавистногоЧернышевскогоиего

теорию о грязи реальной и фантастической. п ервая - это "чистая" грязь:

"Запах сырой, неприятный, но незатхлый...

Элементыфантастической грязинаходятсявнездоровом состоянии, натурально, что как бы они не перемещались и какие бы другие вещи, не похожие на грязь, не выходили бы из этих элементов, все эти вещи будут нездоровые, дрянные ".

Итак, есть грязь гнилая, а есть - здоровая. А вот в вопросе истоков

таковогоразличия ни я, ни, судя по всему, панк-ортодокс с Чернышевским

не согласятся. Признак здоровой грязи у него - дренаж, отток, а значит -

движение."Движениеестьреальность, а реальность - это жизнь".

Подчеркну,движениенаправленное,дажецелеустремленное.Еслиже

накладывать эту "грязевую" схему на панк , то он - в любом случае - грязь

реальная ,т.е.здоровая,хотяивесьманеприятнаядля чистых ног.

Вот оно, отличие: панк не имеет направления и цели, кроме попутного

расталкиваниясоседних частиц.

Егозаконыи принципы существования - агрессивно-первородные - всеобщи. "Каждый из нас немножечкопанк ..."

А какиначе?

Можно ли надеяться, что дождь сейчас закапает вот именно из этого квадратного кусочка неба, за периметром которого - сушь да гладь?

Иещеодинмомент.Есливолна, металл, эстрада и проч., как ни

сексуальных ли,социальных,-то панк лезет глубже - в физиологию, в

естество, в такие изначально корневые вещи, как жизнь, смерть, свобода.

Панк ничегонестремитсяизменить,ипоэтомуонближене к

прямоходящему нигилизму, а к этносу юродивых, которые тоже были "сегодня

правыми,завтра левыми" - с той лишь разницей, что панку наплевать и на

правых, и на левых, и на корневую мораль юродивых. Речь не о продажности

- хлеб все равно важнее, он укладывается в сетку законов, нанесенную на

нас природой. Политика же - нет, во всехеепроявлениях.Исоциумв

современныхформах вряд ли был ею задуман, поскольку ведет к вырождению

человечестваспараллельнымсамоистреблением.Новприродевсегда

существовалонечто, обо что в случае необходимости можно вытереть ноги,

естественное ипривычноедобезобразия,напоминающее,чтовсемы,

собственно,-оттуда,снизу,инеплохобыиногдаоглядываться на

собственный хвост.

Давеча один мой знакомый музыкант заявил:" Ведь чтоделается:либо

"коммерция"навсембуквально,либо водка + отрицание всех и вся". И

продолжил:" И то, и другое - скучно". И его взгляд закономерен, и его точка

зрения более чем логична .

Все смешалось, и оттого еще больше чешутся пальцы потеоретизировать на ту или инуютему.

Аеслиотвлечьсяотопределениякритикикак"процесса соотнесения

истерики творцаспотребностямиобщества",тостановитсяпонятным,

почемуАндрей Белый в десятых годах носился с "теорией поэтики в тысячу

страниц", а Михаил Эпштейн умудряется и в наше сложноевремявыпускать

проэстетские книжки с названиями типа "Парадоксы новизны".

шестойсмыслтам,гдеегонет,асвоеобразнаяформаосознания и

"прожития" того,чтовидишьислышишь.

Свобода да превыше всего!

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.