Да будет украшением вашим …. Толкование на первое послание апостола петра

Название: Да будет украшением вашим…
Основная тематика: Нравственность
Выпущено: Интернет-газета "Путь"
Сайты: http://www.asd.in.ua/

Страна: Украина
Дулгер Александр
Дата выпуска: 31.11.2012

Конфессия / Церковь: Адвентисты Седьмого Дня

Язык: Русский
Описание: Взаимосвязь внешнего вида христиан и их духовного роста - очень важный и порой щекотливый вопрос. В этой статье Александр Дуглер постарался помочь его решить с помощью Слова Божьего и трудов Духа Пророчества. Материал для широкой аудитории. Наши текстовые материалы можно читать онлайн бесплатно и без регистрации. Текст статьи помещен ниже.

Допуск: 0000000000800301
Знаков без пробелов: 9467

Лицензия: СС-BY-SA (Creative Commons – Attribution - Share Alike)
Условия использования материала: Имя автора должно быть упомянуто. Активная ссылка на сайт правообладателя должна быть указана. Материал можно использовать и распространять только на тех же условиях.

«Экстравагантность в одежде все возрастает, и это еще не
конец. Мода постоянно меняется, а наши сестры стремятся не
отставать от нее, не считаясь ни со временем, ни с расходами».
(Е. Уайт, Свидетельства для церкви, том 4, стр.630)

Эти слова были написаны около 150 лет тому назад. Вряд ли кто-то будет утверждать, что это пророчество не исполнилось, и с тех пор мода изменилась в лучшую, скромную, сторону, а христианки стали более благочестивыми.
В этой небольшой статье хотелось бы вспомнить, что же открывает Господь через Своих вестников и через Свое Слово по вопросу украшений и внешнего вида христиан вообще и христианок в частности.
Что говорит Дух пророчества?
«Неужели у наших сестер не хватает рвения и нравственного мужества, чтобы без всяких отговорок встать на библейский фундамент? Апостол дал самые ясные указания по этому поводу: «Итак, желаю… чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (2 Тим. 2:8-10).
Собратья, соблюдающие субботу, но поддающиеся влиянию мира, должны быть проверены. Мы живем среди опасностей последних дней. Детей Божьих ожидает испытание, о котором многие из них не догадываются. Искренность их веры будет проверена. Многие наши собратья объединились с людьми мира сего в их гордости, тщеславии и стремлении к удовольствиям и развлечениям, обольщая себя тем, что они могут этим заниматься и оставаться христианами. Но именно прихоти разделяют их с Богом и делают сынами и дочерьми мира сего. Христос не оставлял нам такого примера. Истинными последователями Иисуса считаются только те, кто отвергает себя и живет трезвой, целомудренной, смиренной и святой жизнью. Таковые не могут наслаждаться обществом любителей мира.
Многие из нас одеваются, как мирские люди, желая оказывать влияние на неверующих, но это есть не что иное, как печальное заблуждение. Если они, в самом деле, хотят оказывать на людей спасающее влияние, то должны жить в соответствии со своим исповеданием, показывать свою веру из праведных дел и вести себя так, чтобы разница между христианином и светским человеком была очевидной для всех. Слова, одежда, поступки должны говорить в пользу Бога. Тогда они будут оказывать святое влияние на всех окружающих, и даже неверующие поймут, что они пребывают с Иисусом. Если кто-то хочет оказывать влияние в пользу истины, то должен жить в соответствии со своим исповеданием и тем самым подражать своему смиренному Образцу.
Апостол Павел наставляет христиан не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением своего ума, «чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Однако многие, называющие себя детьми Божьими, не чувствуют никаких угрызений совести, когда сообразуются с обычаями мира и носят золото, жемчуг и дорогую одежду. А тех, у кого хватает совести, чтобы не носить все это, считают ограниченными, суеверными и даже фанатичными людьми. Но ведь это Бог в Своем снисхождении к нам дает эти советы; они являются выражением безграничной Мудрости, и пренебрегающие ими поступают так к своей собственной погибели, подвергая себя опасности. Те, кто предан украшениям, запрещенным в Слове Божьем, вынашивают в сердце гордость и тщеславие. Они хотят привлечь к себе внимание. Своей одеждой они говорят: смотри на меня и восхищайся мной. Таким образом, тщеславие, свойственное человеческой природе, все время возрастает, ибо ему всячески потакают. Когда человек думает только о том, как угодить Богу, все ненужные украшения перестают для него существовать.
Апостол противопоставляет внешнее украшение кроткому и молчаливому духу, а затем говорит, что именно это «драгоценно перед Богом». Существует непримиримое противоречие между любовью к внешним украшениям и добродетелью кроткого и молчаливого духа. Только тогда, когда мы стремимся во всем сообразовываться с волей Божьей, в душе воцаряются мир и радость» (Свид. для церкви, том 4, раздел 62, гл. 13 «Простота в одежде»).
.Что говорит Библия?
Господь знает, что после грехопадения сердце женщины стало склонно к желанию украшать себя более чем предусмотрено Творцом. Поэтому Слово Божье постоянно напоминает женщинам о той истинной красоте, которая красива не в глазах падших людей с извращенными вкусами, но красива в глазах Бога и Его детей - посвященных христиан.
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» (1Пет. 3:3-5).
«Не внешним должно быть ваше украшение: оно не в ‘искусном’ плетении волос, не в золоте, не в нарядных одеждах. Нет, в глубине сердца ‘ему быть должно’, в нетленной ‘прелести’ тихого и кроткого духа оно. Вот что дорого Богу.
Именно так украшали себя когда-то жены святые, на Бога уповавшие: они мужьям своим повиновались»(1Пет. 3:3-5, совр. перевод М.П. Кулакова).
Осмелюсь предположить, что многого из того, что сегодня является предметом повседневного туалета христианок, определенно не будет в Царстве Божьем: высокие каблуки, броский маникюр, крашеные волосы, вычурные стрижки, макияж и т.п.
Каждой христианке следует периодически задавать себе вопрос: готова ли я к тому, чтобы комфортно и уверенно чувствовать себя на Новой земле безо всех этих привычных для меня деталей туалета? Не будет ли меня тяготить отсутствие лака для ногтей или туши для ресниц в небесных обителях? Ведь перелом в привычках и мышлении не происходит мгновенно. Готова ли я пожертвовать чем-то приятным и привлекательным для моего тела сегодня, чтобы Бог мог преобразовать мой разум, и я могла гармонично вписаться в Царство Божье завтра?

Господь написал женам, чтобы они покорялись своим мужьям если хотят достичь их спасения. Но на практике получается наоборот. Господь многим христианкам дает мужей не возрожденных, пьянствующих. И в место их спасения многие таковы браки кончается разводами.

Почему в место созидания приходит разрушения семьи? Разве Господь Всемогущий Иисус не может спасти семью по своему Слову? Ответ на это однозначный. Господь дал христианке мужа не возрожденного и пьющего, чтобы на практике она приобрела любовь без которой в вечности мы Господу не нужны:

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит»(1 Кор 13,3-7).

Так что христианка должна знать цель своей жизни – приобретение любви. Из того выходить, что милостивый Господь, который создал Небо и Землю, дал жене такого мужа, который является термометром твоей истинной христианской жизни.

Недавно услышал такую историю об отношении супруги к своему мужу. Они, по приглашению соседней церкви, прибыли в гости. Муж, одаренный Господом проповедник, сказал такую проповедь, что христиане в зале после ее окончания десяток минут были ошеломлены. После минуты молчания полились моря восторга и аплодисментов. Женщина сидящая рядом с женой проповедника спросила ее: «Наверное хорошо быть женой столь одаренного проповедника?». Жена проповедника ответила, что дар Господний есть дар, но посмотрела бы на его отношения в семье. Ее лицо стало грустным.

Нам всем свойственно, как и мирянам, прикрыть свою греховную плоть достижениями житейскими. Это как фиговые одеяния Адама и Евы. Кто имеет дар проповедника, кто голос пения, кто дар служения или благовествования. Но наши отношения в семье есть тот термометр, который показывает наше истинное положение перед Господом в жизненной цели. Потому и написано женам:

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом»(1 Пт 3,1-4).

МЕТОД ПРИОБРЕТЕНИЯ ЛЮБВИ
„И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»(Рымл 5,3-5).

Христианке иметь невозрожденного и пьющего мужа есть великая скорбь. Скорбь производит терпение, от терпения опытность. За скорбь не надо ворчать о благодарит Господа. Это написано и через Иакова:

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка»(Иак 1,2-4).

Приходя на вечерю Господнюю мы берем в руки хлеб и чашу, символы страдания Креста, вспоминая что страдание из за слова Господа есть пища нашей новой природы Духа Христа который должен возростать от духовного младенчества до зрелого отцовства(1 Кор 3,1-3; Гал 4,1). Потому написано:

«Верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею»(Еф 3,17-19).

Невозрожденный и пьющий муж есть объект скорби для христианки созданный Господом. Всемогущий Господь может отнять дух алкоголизма от мужа за одну секунду. Он может его возродить, но Он этого не сделает, ибо не будет цели у христианки и термометра измерения приобретения любви. Нам надо приобрести Господнее свойство любить врагов. О самый большой враг христианки есть невозрожденный м пьющий муж. Господь обещал спасения мужа только после того когда у христианки появиться плоды смиренности в место гордости. Обратим внимание Господа на это сокровенное обещание:

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом»(1 Пт 3,1-4).

В МОЕЙ СЛАБОСТИ ДОЛЖНА ПРОЯВИТЬСЯ СИЛА ГОСПОДА
«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой»(Ин 7,38).

После возрождения от Духа Святого в моем сердце могучий Дух Христа, о это сила живых вод. Нам просто надо научиться высвободить потоки живой воды из своего сердца.

Одна сестра рассказала что ее муж каждый день безобразничает. Ей очень тяжело, потому что он имеет инвалидность, часто пьянствует. Вот возвращается она домой после рабочего дня, о муж ходит по дому изрядно выпивший, с ним компания таких же. Они празднует день получения пособия по инвалидности. То что дома задолженность за коммунальные услуги мужа не тревожит.

Я спросил христианку поблагодарила ли она Учителя Духа Святого за такое испытание? Она ответила, что как можно благодарить за такое безобразие? Это ведь издевательство перед ней и ее детьми. Но Господом ведь написано:

«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте»(1 Фел 5,15-19).

Христианка ворча за зло ответила злом и тем угасила Духа Святого. О это значит, что из потока живой воды она перешла в поток смерти.

В сердце возрожденного христианина идет непрерывная борьба двух против двух. С одной стороны наша греховная плоть и диавол. С другой стороны наша новая природа Дух Христа и ее охраняющий Учитель Дух Святой. Человеку дана свободная воля стать в одну или в другую сторону. Господь совершил свое дело для нашего спасения, но от нас зависит, кто в любом испытании сядет на трон нашего сердца. Потому и написано:

«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?“(Рымл 6,16).

Если в своей семье я вижу, что моя жена ворчит, определяю что диавол имеет власть над моей семьей и плоды плоти тому подтверждение(Гал 5,16-25ж Иак 3,13-18). Ворчание жены меня раздражает и это опять таки подтверждение о потоке смерти и в моем сердце и в моем окружении. Но я знаю, что есть и поток живой воды в который мне надо перебраться. Это Дух Христа в моем сердце и Его охраняющий Учитель Дух Святой. Без помощи Духа Святого не обойтись и потому обращаюсь к Нему, чтобы Он умертвил вожделения греховной плоти и прогнал дьявола, который как рыкающий лев ходил, чтобы проглотить и меня и связать путами недовольства мою семью(Рымл 8,12-14; Кол 3,5-11).

Апостол Петр напоминает о ступени духовной борьбы, чтобы мы научились высвободить потоки живой воды из своего сердца:

«Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми»(1 Пт 5,6-10).

Чтобы христианин увидел текущие воды живой воды надо вытерпеть крестные муки страдания борьбы с вожделениями греховной плоти и диаволом, который подливает масло в огонь своими нашептыванием и устрашениями. В нашей немощи должна проявиться сила Господа и это совершается искренней молитвой веры.

Я стоял умственно и сердцем отдавший власть моему Господу и ждал проявления его славы. Давление диавола было сильное и он нашептывал, что мне надо поучить жену, чтобы она прекратила бы быть скорпионом который жалит всех членов семьи, ведь язык того кто в потоке смерти полный смертоносного яда(Иак 3,5-8). Но опыт духовной брани в семейных отношениях отношениях подсказывает формулу счастливой жизни:

«Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей»(1 Пт 3,8-10).

Наша борьба не с плотью и кровью(Еф 6,10-16). В моем сердце шла борьба двух против двух. Рот то один и из него может выйти только сладкая и горькая вода знамения потоков живой или мертвой воды(Иак 3,10).
Я стоял и славил Господа, который одержит победу в моем сердце и из него потекут освобождающие воды живой воды, как Господом написано:

«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете»(1 Пт 4,12-13).

Учитель Дух Святой напомнил о конце этой огненной битвы и укрепил первой волной любви, которая как врачующие лекарства прокатились через мое сердце. Мне стало чуть легче и по опыту знал, что скоро появиться вторая волна, третья пока я буду наполнен Святым Духом с избытком. И реки живой воды излились через мое сердце и распространились по моему дому освобождая членов моей семьи. Жена стала радостная, ласковая. Совершилось, то что написано в Писании:

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.

Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»(Гал 5,13-24).

Имеем бесовскую и Господнюю природу, которых плоды прямо противоположны. Но христовы распяли свою плотскую природу, кабы насладиться плодами духовной жизни и жизнью в свободе детей Господа.

Сестре сказал, что Господь может за одну секунду отогнать дух алкоголизма от ее мужа, но если Он этого не делает, значит на это есть веская причина. И эта причина есть каждодневные тренировки перейти из плена греховной плоти и власти диавола в новую природу Дух Христа во власть Духа Святого, чтобы они сидели на троне ее сердца, потому что Христос конец закона. Каждая победа есть возрастание в Духе Христа и это прообраз ветки несущей плод.

ВЫВОД ПОУЧЕНИЯ

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом»(1 Пт 3,1-4).

Христианкам, чтобы заполучить своих мужей любовью надо выпросить у Господа знания несколько правил:

1. Муж (Или мужу жена)термометр приобретения любви Господу, о без любви мы Господу в вечности не нужны(1 Кор 13,1-8).

2. Нам надо выпросить разумения у Господа жить только этим днем, потому что мы уже живем в вечности(Мф 6,19-34) и знать что без воли Господа воробей не упадет и сам Господь создал негативные условия за которые нам надо Его благодарить о не ворчать(Рымл 5,3-5; Фил 4,4-8; Иак 3,5-10).фес 5,16-19; Иак 1,2-5; 1 Пт 4,12-13).

3. В наших сердцах есть поток смерти и жизни(Гал 5,13-25; Иак 3,13-18), о рот то один и благодарение или ворчание показывает в коком потоке мы находимся(Иак 3,5-10).

4. Наука Господа в приобретении любви в место злости, зависти, гордости, алчности и подобное очень ясна. И как еврейскому народу надо было покорить не менее 600 крепостей, так и в обетованной земле нашего сердца столько греховных свойтв. Каждая победа в Господа, которое знаменуется изливанием потоков живой воды, есть уничтожение очередной крепости. Потому и написано:

«А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело»(2 Тим 2,20-21).

Каждая победа добром против зла изливанием потоком живой воды есть духовная терапия мужу, который должен быть освобожден поведением своей жены.

"Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом»(1 Пт 3,1-4).

С Господними благословениями брат во Христе Иисусе Леонидас.

Святой Церковью читается Первое послание Петра. Глава 2, ст. 21-25; глава 3, ст. 1-9.

2:21. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.

2:22. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

2:23. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.

2:24. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.

2:25. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

3:1. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,

3:2. когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

3:3. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,

3:4. но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

3:5. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.

3:6. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

3:7. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

3:8. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;

3:9. не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

(1 Петр. 2, 21 - 3, 9)

Дорогие братья и сестры, мы с вами завершили чтение отрывков из Послания апостола Иакова. Мы не прочитали его полностью, но церковный календарь нас переносит к соборному Посланию апостола Петра. У апостола Иакова только одно послание, у Петра - два, еще есть три соборных послания Иоанна Богослова и одно апостола Иуды. Сегодня мы с вами обратились к тексту Первого соборного послания апостола Петра, правда, тоже не с начала, а с середины. Тем не менее мы находим здесь очень интересные, глубокие наставления.

Концовка второй главы посвящена тому, чтобы мы помнили о том, что призваны идти путем Иисуса Христа. В чем заключается это следование? Ибо вы к тому призваны (то есть призваны идти путем стойкости, быть готовым пострадать за свою верность Христу и за истину, если надо будет), потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших. Последний стих содержит цитату пророка Исаии (53, 4-6). Здесь мысль апостола Петра понятна, хорошо проиллюстрирована. Мы призваны идти по пути Иисуса Христа. Если нас злословят, если нас заставляют страдать, то как раз здесь проверяется наше христианство: ответим ли мы злословием, будем ли укорять наших обидчиков или не будем.

Читая некоторые жития святых, мы видим, что одни мученики благословляют своих мучителей, подобно Христу, а другие желают им зла, пророчат наказание или что-либо подобное. Конечно, нам нужно иметь в виду, что жития все-таки проходили определенную редакцию. Может быть, кто-то из авторов и редакторов тех или иных житийных описаний выражал свое негодование по поводу того, что мучители так издевались над мучениками, влагая в уста самих мучеников какие-то обличения, пожелания чего-то нехорошего. Мы с вами прекрасно понимаем, что сами мученики, будучи истинными христианами, ни в коем случае не могли поступать иначе, чем поступал Христос. А как Христос поступал на вершине Своих мучений, будучи на Кресте? Он молил Отца Небесного о том, чтобы Тот помиловал Его мучителей: «Прости их, Господи, они не знают, что делают». Вот критерий. Последователи Христа тоже следуют путем Самого Христа и имеют то же расположение, о чем здесь пишет апостол Петр.

3-я глава, по крайней мере, прочитанные нами стихи, посвящены отношениям мужчины и женщины, мужа и жены. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Здесь имеется в виду, что те мужья, которые не покорились слову, не услышали слово Божие, не приняли его в свое сердце, не стали христианами, увидев чистое, богобоязненное житие своих жен, могут быть приобретаемы, то есть могут приходить ко Христу через жизнь своих жен, даже без каких-то убеждений с их стороны, серьезных богословских речей, диспутов.

Действительно, у женщины есть такое орудие: она может без слов, одной своей жизнью, своим отношением очень многое в мужчине изменить. Этого подчас не понимает современная женщина, воспитанная в эмансипированном духе, которая пытается наравне с мужчиной спорить, вести дискуссии, даже может получать для этого какие-то знания, образование. Это не плохо, что женщина может образовываться, но часто женщина забывает, что ее главный аргумент и способ что-то менять в мужчине - это кротость, чистое, тихое житие, внимательное, доброе отношение к мужчине. Когда начинаются такие дискуссии, что «щепки летят», то, конечно, эффект не достигается; эффект может быть только обратным: мужчина может озлобиться, закрыться, видя, что жена пытается разбить его в пух и прах. Блага, добра отношениям это не несет.

Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Какие красивые слова, практически поэзия! Апостол Петр писал это так давно, а мало что изменилось. Соломон был большей частью прав в том, что нет ничего принципиально нового под солнцем. Современная женщина тоже очень любит украсить себя плетением волос (сейчас столько возможностей для этого, салонов красоты), золотыми уборами, то есть красивыми одеждами, в том числе головными уборами, или нарядностью в одежде. Сейчас это целая индустрия. Культура потребления основывается на том, что женщины любят разнообразно, красиво одеваться, иногда чтобы прихвастнуть друг перед другом новым нарядом, даже этикетки сравнивают: где, кто, что купил. Одну и ту же вещь можно купить в разных магазинах за разные деньги, и важно не то, что одно от другого не отличается, а то, что если где-то вещь стоит в несколько раз дороже, значит человек, который там ее купил, выше по статусу и, как говорят в современном мире, «круче». К сожалению, женщин очень часто захлестывает это соревновательность.

Апостол Петр говорит, что вместо этого пусть будет сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Вот, дорогие женщины, где ваше главное орудие с точки зрения христианства: кроткий и молчаливый дух. Этим можно горы свернуть, можно многое поменять, на многое вдохновить мужчину, привнося в его жизнь эту кротость, молчаливость, нежность, теплоту. Если мы говорим про каких-то великих мужчин, подвигоположников, свершителей, то действительно, во многом фактором вдохновения, фактором того, что мужчина мог идти по жизни и совершать какие-то деяния, подвиги, блага, была женщина - кроткая, молчалива, любящая, заботливая. Конечно, мы не берем аскетов, которые всегда были одни по жизни, а говорим о людях семейных, рядом с которыми была женщина. И наоборот, бывает, что женщина не обладает качествами, о которых пишет апостол Петр, а ее больше интересует как раз внешнее плетение волос, золотые уборы, нарядность в одежде, и даже сам мужчина ее не очень интересует, разве что как источник приобретения всех этих вещей. Тогда ничем хорошим это не заканчивается, отношения заходят в тупик, и это может быть разрушительно как для женщины, так и для мужчины. Таким образом, Священное Писание содержит много прекрасных, глубоких и мудрых советов на все времена.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

3:1- 3 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
О жёнах - христианках. Верующие жёны даже неверующих мужей для Бога имеют возможность приобрести, если не только словами о превосходстве Божьего пути жизни рассказывать будут, но и Богобоязненным поведением внимание мужа - на Бога обратят. А если муж неверующий на слово - реагирует болезненно и раздражительно, то можно одними только Богобоязненными делами его для Бога приобретать попробовать. Тёплое и любящее сердце христианки способно и ледяные глыбы растопить (ЕСЛИ- тёплое).

А если христианские жёны – даже верующих мужей в не верующих превратить способны своим вызывающим поведением, то закрадывается сомнение в принадлежности такой «активной» безрассудной жены - ко Христу.
Красивая внешность и нарядная одежда – это, понятно, неплохо, и глаз мужа радует, но и остальное при этом у христианки должно быть на высоте, чтобы польза от красоты внешней - не уравнялась случайно с пользой золотого кольца в носу у свиньи – Прит.11:22

3:4-6 но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.
6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха
Доброе сердце христианки с кротким и молчаливым духом - самая большая драгоценность в глазах Бога. Такая жена, послушная мужу своему и считающая его господином своим (не просто называющая, а именно убеждённая в том, что муж – господин её) – похожа на Сарру, одобренную Богом, и - на других жён, украшающих себя не столько нарядами, сколько чутким и любящим христианским сердцем.

3:7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах
Но и мужьям надобно не только называться господами над жёнами своими, но и БЫТЬ господами, способными благоразумно решать все проблемы так, чтобы жена имела возможность чувствовать на себе заботу и внимание мужа, чувствовать его умелое господство и не бояться покориться под крепкую руку мужа. Так же, как незачем опасаться за хрупкую вазочку, если она попала в заботливые и бережливые руки - так и любой жене, думаем, хочется себя чувствовать. Но для этого надо ей умудриться на "ведро" металлическое не быть похожей, чтобы муж в ней – хрупкость хрусталя разглядеть мог и то, что она в заботе его - сильно нуждается.

Христианские жёны - сонаследницы будущей благодатной жизни, а потому и относитесь к ним, мужья, как к тем, кого Бог ценит и желает видеть в Своём новом миропорядке.

Плохие взаимоотношения с женой могут иметь серьёзные препятствия в молитве. Но не потому, что Бог не услышит их (иначе не имело бы смысла молиться и просить помощи о налаживании отношений), но главным образом потому, что сложно сосредоточиться и молиться в моменты, когда сердце отягощено конфликтами с женой и не принадлежит целиком Господу.

3:8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;
Но в целом все, кто считает себя христианином – неважно, будь то мужья, жёны, дети, холостяки – все в собрании Христа должны быть объединены единством, а не разнобоем мыслей и устремлений, угодных Богу, умением сочувствовать, уступать, делать добро - словом, любить собрание служащих Богу и делать всё, что его укрепляет, а не раздирает на части .

Немного остановимся здесь: единомысленны - Номер Стронга: 3675 . единомысленный, единодушный.
Словарное определение: единодушный, находящийся в согласии

Для выполнения одного общего Божьего дела на земле - о чень важно быть в согласии друг с другом. Так же очень важно, чтобы мы все - проповедовали одно. И подобными стихами, как ни странно, часто пользуются ВСЕ конфессии, проповедуя, тем не менее - РАЗНОЕ о Боге.

Как здесь быть, если учитывать, что не может быть от одного и того же Бога - разных учений о Себе и о Своих намерениях?
Очень важно, чтобы то, что мы проповедуем - доказывалось бы Писанием – Деян.18:28. Например, что Бог Иегова – один, а Христос - сын Богу и послан Им для возможности дать людям вечную жизнь – Иоанн 3:16,17, что кроткие наследуют землю и будут жить на ней вовек –Мтф.5:5, Псал. 36:11,29, что после смерти - жизнь в потустороннем мире в виде бессмертной души - не продолжается –Екклес.9:5,6,10, Иез.18:18:4 и т.д.

Поэтому, то, что доказано по Писанию - и есть БАЗА для единомыслия и для проповеди. Всё же остальное, что НЕ можем ДОКАЗАТЬ по Писанию - лучше не излагать в проповеди вообще или - излагать как мнение своей конфессии, например, или мнение некого Вани Пупкина, или - своё собственное и т.д. Но - не как мнение Божье.

И, показывая чьё-то мнение - не требовать при этом от других такого же понимания, как у нас.
Так же обстоит дело и с вопросами совести, где нет прямых Библейских указаний на то, как поступить. Например, идти или нет на торжественное собрание по поводу «дня медиков» или нет - пусть решает сам медик. Не стоит никому навязывать свою личную совесть.

сострадательны – это когда моё сердце чувствует чужую боль.

братолюбивы - мы все разные по характеру темпераменту и интересам. С кем-то нам более уютно и интересно общаться, с кем-то - нет. И братолюбие не подразумевает вождение хороводов абсолютно со всеми.

Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его . (1Иоан.5:2) Если мы ни в чем не будем поступать с братьями беззаконно и будем готовы помочь в беде, а в радости - порадоваться с ними - в этом и проявится наше братолюбие.

милосердны - милосердный постарается облегчить страдание другого и не добивать брата своего, когда тот согрешит, а постарается помочь ему встать. Так же - постарается прощать и не быть слишком требовательным к другим.

дружелюбны - к этому не помешает научиться быть вежливыми и тактичными, дабы наше дружелюбие как недружелюбие никто не воспринял.

смиренномудренны - есть, конечно, мудрость мира: наглая, беспардонная, эгоистичная и хитрая. С ее помощью гораздо проще добиться благ для себя в этом мире, чем, поступая по смиренномудрию. Мудрость смиренная не стучит кулаком по столу, не перелазит через заборы, не вырывает блага для себя из глотки и не идёт по головам ближних - ради получения своего. Единственное благо, которое она приносит христианину в веке сём – это благоволение Бога, что гораздо важнее всех вообще благ мира, ибо даёт жизнь.

3:9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
если и случилось кому столкнуться со злом в собрании, не воздавайте тем же, не ругайтесь и не ссорьтесь – ну нет в этом пользы никому. Напротив, старайтесь благо-словить. Благословлять - это, однако, не означает «говорить доброе» - о делающих и говорящих худое. Это означает просить у Бога, чтобы они нашли Его, поняли и приняли волю Его для себя и обратились от злых дел своих.

3:10-12 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
11 уклоняйся от зла и делай добро;
Но, впрочем, кому безразлично будущее – могут и не слушать эти советы. Они – только для тех, кто ЛЮБИТ жизнь и ЖЕЛАЕТ видеть добрые дни жизни своей.

Вот таким и необходимо научиться удерживать язык свой от зла и лукавых речей, но не только с языком придётся работать. И самому необходимо удерживаться от злых дел, надо научиться жить мирно и делать всё, что возможно для сохранения мирных и доброжелательных отношений.

ищи мира и стремись к нему Искать мира - активная позиция. И если есть конфликт между братьями, например, лучше - не разойтись по разным сторонам, а постараться мирно уладить конфликт и найти взаимопонимание. Ведь в Библии есть все рычаги и рекомендации для того, чтобы уладить разногласия по мудрости Божией. Если конфликтующие стороны считают слово Божие своим путеводителем и законом.

12 потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли).
Если хотим, чтобы Бог слышал молитвы наши, то и мы должны слышать, что Он говорит нам. Слышать - значит, исполнять всё, что нам говорит Бог.
А если мы слушаем, да не слышим (не исполняем), то и Он не станет слЫшать нас.

3:13,14 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь
Часто на тех, кто беззащитен, неспособен делать зло и наносить расчётливые ответные удары - на детей – у многих рука не поднимается, чтобы сделать им зло или причинить боль. Потому у христианина, похожего на Христа – больше шансов избежать серьёзных ударов за своё доброе поведение от общества, которому безразлично поклонение Богу, но кто уважает принципы человеческой порядочности и чести.

Но если случается страдать за правду Божью – за кроткое поведение, за доброжелательность, честность, за отсутствие практичности века сего, за нежелание ссориться, приспосабливаться и прочее (не только за правду о Боге, выраженную в словах) –то не переживайте из-за этого и не смущайтесь, будто вы что-то делаете неправильно, если вами недовольны окружающие: это нормально для христианина - в ответ на добро получать упрёки и недовольство.

3:15 Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
Главное, чтобы Бог был доволен вами – тем, что вы святите Его в сердцах своих и не идёте на поводу у делающих зло над вами. Каждому, кто поинтересуется «А ПОЧЕМУ это - вы поступаете именно так или думаете именно так?» – будьте всегда готовы ответить с кротостью и уважительно, без вызова в тоне голоса и «петушиной окраски», показывая Библейское основание своим убеждениям.
Но именно этого и не хватает часто руководителям всех христианский конфессий. Ведь если бы они не воздвигли себе «ограду» от неудобных вопросов о том, на что из Библии они уповают, объясняя именно так то или иное место Писания - то, обосновывая свою точку зрения на Библии, они могли бы исправить множество ошибок в своих Библейских учениях.

Аргументы типа: «так учит моя Церковь» или «понимай так и всё, так всем положено понимать для единства» - не убедительны для того, чтобы принять то или иное учение.

3:16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
Наша добрая совесть будет нам защитой против тех, кто упрекает нас за Богобоязненный образ жизни. Хотя, порой, и за неправедный образ жизни – совесть многих не беспокоит. Совесть – субстанция утончённая и величина непостоянная, в обучении по Писанию – очень нуждается. А если голос совести с голосом Бога из Библии не сравнивать, то очень даже возможно оказаться бессовестным.

3:17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
Помним о том, что христианину так или иначе путь розами никто не усыплет в веке этом. И если придётся терпеть скорби, так уж лучше страдать за то, что ты стал праведником, а не за то, что нечестивцем по земле разгуливаешь.

3:18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом
Ибо и Христос пострадал за праведность свою, а не за нечестие. Хотя и уверены были все, что он богохульник. Однако смогли убить только его плоть – дух Божий - в нём не сломили, потому он и удостоился чести быть воскрешённым духовной личностью.

3:19,20 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды

Здесь упоминается об ангелах времён Ноева потопа, которые содержатся в темнице, в узах заточения, в некоторых переводах она звучит как «тартар» (см. также Иуда 6 ). Они наказаны за свою непокорность Богу, поэтому не имеют больше свободы действий ни на небе, ни на Земле.

Пётр говорил о тех духах, кто оставил небо ради женитьбы на дочерях человеческих (Быт.6:1,2). Их Бог наказал особо, не давая им действовать ни на земле, ни на небе, посадил в "тюрьму", чтобы они не совращали девушек в дальнейшем, и чтобы исключить повтор явления полуангелов -получеловеков на земле (исполинов, Быт.6:4). Не все ангелы так поступили: сатана и те бесы, кто этого не делал - те находятся между небом и землёй, беспокоя людей другими способами (Мтф.8:28-32). Сатана даже был вхож на небесные заседания Бога и ангелов и Иеговы (Иов 1:6).

Иисус, когда воскрес в виде духа и перед тем, как ему вознестись к Отцу на небеса, посетил
в "тюрьме" духов, согрешивших во дни до потопа, и что-то провозгласил им. Скорее всего, он сказал им о скором суде Бога, так как они приговорены к смерти сразу после потопа, но после воскресения Христа - ждать уж недолго по их меркам времени: суд над ними, как и над всеми непослушными Богу личностями (кроме дьявола) - произойдёт при кончине века сего в Армагеддоне, когда их уничтожат навеки (образно все они будут вечно содержаться в озере огненном, Мтф.25:41, Откр.20:10,14). А дьявол понадобится ещё через тысячу лет (Откр.20:7).

3:21,22 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
Апостол Петр сравнил крещение с прохождением Ноева ковчега по водам потопа - с верой в спасение (ведь и ковчег мог затонуть, разбиться о деревья и т.д.); неверующие же - погибли (1Пет.3:20, 21). Поэтому, можно сказать, что водное крещение, подобное водному «крещению» Ноя и Его семьи, является шагом ко спасению в мире Бога (шагом - потому, что одно лишь крещение не гарантирует спасения и обретения вечной жизни: надо всю жизнь после крещения оставаться верным Богу и претерпеть все испытания - до самой смерти, Мтф.10:22).

Следует обратить внимание и на то, погружение в воду - это не процедура омовения: подобно тому, как во дни Ноя не помылись, а спаслись от уничтожения водами потопа несколько послушных Богу человек, так и водное крещение христианина –это не просто образное отмывание нечистоты плоти, а обещание Богу доброй совести во всех делах христианина. Именно чистая совесть в послушании Богу и исполнении Его воли - это залог СПАСЕНИЯ и избавления от смерти в будущем веке Бога (Мрк.10:29,30).

То есть, если связать контекст схожести крещения Ноя не с омовением от грязи плоти, а с омовением внутренней сущности (обещанием доброй совести), то аналогия и в том, что Иегова, очистив Землю от "грязи" греха при помощи потопа, образно очистил и семейство Ноя (они уже не могли "испачкаться" о мерзость этого мира). Так же и крещаемый: проходя через водное крещение, он как бы внутренне очищен от «грязи» мира неверующих, поэтому после крещения предстаёт пред Богом чистым.

Если вспомнить смысл крещения Иисуса (Мтф.3:13-17), то и крещение христиан не отличается по сути: погружением в воду Иисус как бы образно умер для прошлой жизни в роли примерного сына плотника из семьи Иосифа и Марии. А, вынырнув из воды, он образно "возродился" к новой жизни другим (новым) человеком, отныне он - служитель Бога Всемогущего, Творца мироздания, и жизнь его подчинена исполнению Его воли.
Тот же самый смысл водного крещения - и у всех последователей Христа
: они как бы "умирают" для греховной жизни, а возрождаются к новой жизни служителей Бога, обещая Ему отныне хранить свою совесть чистой, что поможет им спастись от века сего развращённого и обрести жизнь вечную в мире Бога (Марк.10:29,30)

22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

Это крещение - начало пути к спасению от греха и смерти. Оно стало возможным, благодаря воскресению Иисуса Христа, который на небесах - правая рука Бога (верный помощник) во всех делах, ему подчиняются все небесные так же, как они подчинялись бы самому Иегове.

. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,

. когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,

Апостол изложил нравственное учение для всех: для царей, правителей, господ и рабов. Для подначальных поставил законом, чтобы они повиновались царям и правителям, которым должно и в чем должно, и тем показал, что сами правители имеют некоторое предначертание и побуждение к правде в законах, и за все, что ни делают по законам, не будут осуждены, а за все, что учинят вопреки им, беззаконно, несправедливо и самовольно, погибнут. Ибо закон дан им на пользу народов, как говорит апостол Павел (). Подобно законам, и правители даны на некоторую пользу, а не так, как некоторые худо рассуждают, будто существующая на земле власть – от диавола, соглашаясь в этом деле с диаволом, который сказал Господу: «все это предан о мне, и я, кому хочу, даю сие» (); не по воле диавола поставляются цари; ибо они даны для исправления зол, а диавол не заботится ничего такого вводить между людьми. Власти же и правители даны от Бога, с одной стороны, для того, чтобы охранять правого и устроять пользу подчиненных, с другой – для того, чтобы погрешающих удерживать страхом наказания и обличением, наконец – для того, чтобы производить должное наказание причинившим неправду. Показав это, именно, что повиновение властям – добро, а неповиновение – зло, и предписав подобные отношения рабам и господам, апостол обращает теперь речь свою к женщинам. Жены, говорит он, должны быть заняты двумя делами: повиноваться своим мужьям, и удаляться всякого украшения и убранства, подражая святым женам. Ибо они, говорит, знали одно только украшение, то, что повиновались своим мужьям. Какая же польза от этого? Та, что язычники получают доброе понятие о вере и ревность по ней, что производит и наша покорность властям, и ради нас благодарят Христа, а для христиан великая похвала, когда ради нас и ради нашего доброго поведения и язычники благословляют имя Божие. Слова «без слова приобретаемы» значат или то, что приобретаемы бывают без всякого рассуждения и противоречия, или то, что доказательство от дел сильнее слова и искусности, как и святый муж сказал: «Дело, не сопровождаемое словом, лучше слова, не сопровождаемого делом».

. но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом.

Ибо: "Вся слава дочери Царя внутри; одежды ее убраны золотом; испещре́нные» (). То есть сокровенное наше расположение и внешнее положение должны в точности соответствовать одно другому. Убранство золотом означает собой внешнюю деятельность. Называет же одежды убранными золотом и испещренными потому, что и обнаруживаемое изнутри является не как случится, но честно и важно.

. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.

. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Здесь украшением называет повиновение, говоря: они украшали себя, повинуясь своим мужьям. Сказав неопределенно «святые жены» , называет их дочерями Сарры или по вере, или по происхождению. Ибо дочери необходимо должны подражать матерям. При украшении, приличном христианкам, убеждает их быть и милостивыми, не опасаясь за то взыскания от своих мужей. Это хочет выразить словами: «не смущаетесь ни от какого страха» . Ибо естественно, что мужья потребуют иногда от них отчета в издержках. Такой возвышенной речью убеждая бережливых и малодушных женщин к тому, чтобы они щедрее раздавали домашние вещи, апостол удерживает и мужей от строгости к ним, и говорит: «мужья, обращайтесь благоразумно с женами» , то есть примите во внимание слабость и склонность женского пола к малодушию и будьте к женам великодушны, не требуя с раздражительностью отчета в том, что вверено им по домашнему хозяйству. Убеждает мужей не взыскивать строго с жен для того, как мы сказали, что они были щедрее в подаянии бедным. А мне кажется, что этими словами апостол сокровеннее и важнее, чем Павел, намекает на пользование правами супружества. Ибо Павел прямо говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» , и проч. (). А Петр, важнее сказав: «благоразумно» и чрез то намекнув на дело, убеждает мужей, так как женский пол и к этому склоннее, не отлучаться от жен с запрещением и строгостью, но сначала снисходительно, как к слабейшим, пользоваться ими, потом с некоторой осторожностью убеждать их привыкать к воздержанию от сего. Ибо на это, то есть на снисходительность, хочет указать словами: «оказывая им честь» . Ибо тому, на кого не обращают внимания, не бывает ни чести, ни пощады. Потом, так должно пользоваться ими в отношении сообщения, как слабейшими, или и как сонаследницами живой благодати. И что мы придали такой смысл предлежащему изречению не без основания, на это указывает дальнейшее прибавление: «дабы не было вам препятствия в молитвах» . Ибо какое препятствие молитве может быть от суровости мужа к жене своей? Между тем как оставление сообщения доставляет во время молитвы большую внимательность и усердие. Такова моя мысль об этом.

. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;

. не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

Связь с предыдущим наставлением такая: наконец, или сказать кратко, будьте все единомысленны и проч., зная, что вы к тому призваны, чтобы благословлять всех. Ибо и Павел говорит: «Благословляйте гонителей ваших» (); поступая таким образом, вы от всех будете слышать наименование вас «благословляющими» (). Ибо Жаждущему вечной жизни не следует никого злословить языком. Посему и Давид тех, которые сильно желают достигнуть истинной жизни, убеждает "удержива ть язык от зла» (). Когда вы так устроите себя, то Всемогущий будет к вам милостив. А в таком случае кто может сделать вам зло? Но если вам и при делании добра и ревности по нем будет нанесено оскорбление, то не горюйте, но радуйтесь, во-первых, потому, что это не зло, а во-вторых, потому, что вы чрез это блаженны. Посему святите в сердцах ваших Бога, а страха человеческого не бойтесь, и не смущайтесь. Иначе. Окончив частные наставления, касающаяся мужей и жен, обобщает убеждение ко всем, мужьям и женам, и говорит: "наконец" . К чему частные наставления? Говорю всем вообще. Ибо это конец, у всех одна цель – спасение, у всех один закон – любовь. Отсюда рождается всякая добродетель, смиренномудрие, сострадание, милосердие, и проч. Из них единомыслие есть совершенное согласие в чем-нибудь. Сострадание – сожаление к страждущим такое же, как и к самим себе. Братолюбие – расположение к ближним такое, какое должно быть к братьям. Милосердие – душевное стремление к благотворению однородным. Дружелюбие – кротость со всеми, как со знакомыми и друзьями. Смирение или смиренномудрие – перенесение хулы от другого, сознание своей греховности, перенесение обвинений, что можно бы назвать благомыслием. Сими-то добродетелями украшайтесь; при чем не поддавайтесь злобе (ругательство есть происходящая от дурной привычки наклонность к злословию), но ревнуйте по добре, проводя жизнь святую и совершенную. Ибо благословляемый всеми есть и ревнитель.

. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;

. уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,

Что выводимое им наставление не ложно, в том удостоверяет указанием на слова Давида, и говорит: «кто любит жизнь» , то есть кто преобразовывает себя для истинной жизни и хочет показать ее достолюбезной (ибо на это указывает выражение "любит" , хочет показать ее вожделенной для людей), тот пусть неуклонно держится того, что вместе со мной предлагает и пророческое слово.

. Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли).

. И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?

. Но если и страдаете за правду; то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.

. Господа Бога святите в сердцах ваших.

Из приведенных им слов пророка делает заключение. Там сказано: «очи Господни на праведных, а лице Господне против делающих зло» (), апостол прибавляет к сему: если будете так жить, то к вам Бог будет благосклонен и милостив. А при таком положении, кто вам нанесет зло? Ибо все в руке Его, «жизнь и смерт ь» (). Но как некоторые почитали злом страдания за веру, то апостол Петр, для исправления такого мнения, говорит: не почитайте этого злом, напротив, почитайте это залогом блаженства. Ибо страх от людей не стоит никакого внимания, но однодневен. Ибо если очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но против делающих зло лице Господне, угрожающее злым погибелью, то, если бы это было зло, Податель благ, без сомнения, за любовь нашу к Нему не воздал бы злом. Ибо зло Он наводит на злых: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» (), посему скорби за благочестие не суть зло. Вместе с Исаией () заповедует святить Господа в сердцах, то есть не превозноситься видимыми делами, но в тайной клети сердца совершать освящение Господа, которое состоит в удалении от скверн, то есть от злых нравов языческих. Так Его святите. А святится Он чрез ваше доброе поведение, когда прочие люди прославляют Его, как и Сам Богочеловек повелевает: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» ().

. будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.

Слова «готовы... дать ответ» и проч. должно соединить с словами: «являть добрую деятельность» ("име ть добрую совесть» ). Ибо когда будете делать это с кротостью и приличием, тогда и сами уверитесь, что вы имеете добрую совесть, и имеющих дурное понятие о вас постыдите. Апостол повелевает верному человеку всегда быть готовым к отчету в вере, чтобы, когда бы ни стали спрашивать нас о вере, мы всегда могли легко отвечать, и делать это с кротостью, как и все вообще, как бы в присутствии Самого Бога. Ибо в присутствии своего господина ни один благоразумный раб не бывает дерзок. Польза от сего та, что неверные узнают, каковы мы, и будут справедливы к нам. Нужно заметить, что эти слова апостола не противоречат изречению Господа. Когда Господь говорит, чтобы мы, когда поведут нас к начальникам и властям, не заботились о том, "что нам отвечать" (), а Петр заповедует теперь готовиться к ответу, то Господь, говорит о свидетельстве, а апостол Петр – об учении. Ибо кто думает, что знает что-нибудь без разумения и исследования, тот вызывает на себя хулу. Ибо знание неразумных – неисследимые слова. Иначе. Поскольку обвиняли нас во многих беззакониях и выставляли надежды наши напрасными, то апостол заповедует готовить обдуманные ответы и иметь жизнь достохвальную, которую и называет совестью.

. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;

. потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных,

Представляется причина, не на то впрочем, что перед этим сказано, но на то, что сказано немного выше, именно на слова: «если и страдаете за правду, то вы блаженны» (); потому что лучше терпеть зло за добрые дела, нежели за злые. Если же кто захочет относить причину эту к ближайшей предшествующей речи, то слова «добрые дела» нужно понимать не о благотворительности другому, но вообще о добродетели; так же нужно понимать и слово "злые" . Прибавляет: «если угодно воле Божией» , показывая этим, что с нами ничего не бывает без попущения Божия, но бывает или для облегчения нас от грехов, или для обнаружения и славы нашей, или даже для спасения других. И это двояким образом. Или какой-нибудь праведник терпит зло для уцеломудрения иных грешников, по сказанному: «если праведник едва спасается, то грешный где явится?» (). И отсюда двоякая польза: для страждущего праведника – приумножение праведности чрез терпение, а для грешника – обращение, как сказано. Или праведник страдает и для собственной своей славы и для обращения и спасения других, как и Христос. Посему Петр полагает здесь в пример Христа, потому что и Христос однажды пострадал не за Свои грехи, но за наши; почему и прибавляет: «праведник за неправедных» , ибо Сам Христос «не сделал никакого греха» (), чтобы показать могущество Страдавшего, прибавил "однажды" . А как Он пострадал для того, чтобы привести нас к Богу и Отцу Своему, то и показал, что не все страждущие страдают за грехи. И как Христос и , и Человек, то страданиями Своими доставил нам и благодать двоякую. Умерши, как человек, Он освободил нас от смерти, положив начало нашему воскресению, и в Самом Себе дав пример, что умирающие умирают не без надежды воскресения. Ожив, то есть воскреснув из мертвых силой Божественности (ибо Он воскрес из мертвых не как человек, но как Бог), всех сущих во аде сооживил, совоскресив с Собой. Ибо, по словам евангелиста: «многие тела усопших святых воскресли... и явились многим» (), а о втором свидетельствует все Священное Писание . Отсюда ясно, что Христос сугуб (двоичен) не Лицем, но естеством. "Которым" поставлено вместо «почему». Ибо сказав, что Он умер за нас, неправедных, апостол говорит затем, что Он проповедовал и содержимым во аде. Дойдя до сего, апостол должен был еще объяснить, как Христова полезна была для прежде усопших, и решить вопрос: если вочеловечение Господа было для спасения всех, то какое спасение получили прежде умершие?» Он сразу разрешает то и другое и говорит, что смерть Христова произвела то и другое вместе, надежду воскресения чрез Его воскресение и спасение усопших прежде. Ибо те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий. Он говорит: «Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих» . Ибо от произволения каждого зависело (как требовала разумность) не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя.

. некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.

Это положил в разрешение возражения. Иной мог сказать: «кто же другой проповедовал прежде Христа, и кому непокорившиеся осуждены»? Подобно апостолу Павлу (), он мог бы указать на врожденные нам разумные силы: ибо те, которые созданы способными различать добро и зло и, несмотря на это, не творили добра, достойны осуждения. Но он не указывает на это. Почему? Потому, что это понятно для ума высшего и рассуждения более любомудрого, чем ум иудеев, привязанный к земле. Апостол подтверждает непокорность из Писания, и не со времен пророков, но почти от самого сотворения мира. Отсюда он представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время, как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге. Так как спасение было в воде, то он кстати относит это к святому крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубляет непокорных бесов, и спасает с верой приходящих в ковчег, то есть в , и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, а при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом.

. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,

. Который, восшед на небо,

Связь такая: так и нас спасает ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но вопрошение или выпрашивание доброй совести пред Богом. Ибо сознающие за собой доброе, то есть привязанные к жизни непорочной, они-то и прибегают ко святому крещению. Что же делает крещение спасительным? Воскресение Христово. Ибо прежде страданий и воскресения Своего Христос объявил: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (), а по воскресении заповедал крестить все приходящие народы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (),

пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

Кому это "ему" ? Принятому Им в единение с Собой человеку.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.