Философские дисциплины. Предмет и функции философии

Немного о науке как таковой

Если рассматривать определение науки ad hoc , т. е. применительно к данному случаю, данной конкретной ситуации, то в содержательном плане науку можно определить как знание, пости-гающее реальность на уровне закона , т. е. предельной сущности познавае-мой реальности, ибо за законом уже нет никакой реальности.

Форма (структура) научного знания включает:

  1. принципы;
  2. законы;
  3. категории;
  4. понятия.

Принцип - исходное, базисное положение, фундамент науки. Как правило, конкретная научная система стремится свести количество принципов, необходимых и доста-точных для формирования ее теоретического каркаса, к минимуму. Прин-цип - это свернутое до предела знание, которое в своем развитии, развер-тывании образует все «тело» науки, обусловливает ее параметры, специ-фику, качество.

Категория - это философское, предельно общее понятие, которое фиксирует существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности. Категории составляют основу языка философии и определяют специфику философского знания. Категории формируются по мере выявления всеобщих свойств, связей и отношений. Специфика философских категорий заключается в их всеобщем характере: «бытие», «количество», «ка-чество», «закон» и т. д.

Понятие - отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.

Понятие философии

Философия - это наука о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления); это синтезированное знание, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры.

Иначе, философия - это наука наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Замечание

Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди.

В современном понимании философия включает в себя не всякие знания: она представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия - это теоретическое осмысление действительности.

Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру. Круг философских проблем связан непосредственно с основными вопросами человеческого бытия:

    • Что такое мир? Закономерен он или хаотичен?
    • Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру?
    • Познаваем ли мир?

Замечание

Некоторые ученые (см., например, Режеп С.В., Свечников В.П) замечают, что философия не представляет собой целостного единого учения, единых общих положений для философов всех стран мира. Философия предстает как совокупность различных философских учений, различных философских направлений, философских школ, философских систем. Каждое философское учение, направление, школа, система формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивая единство своего философского учения.

Различные философские учения конкурируют между собой, обосновывая свои положения, критикуют другие школы и направления.

Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем. И хотя различные философские учения рассматривают в сущности, одни и те же проблемы, но видение этих проблем и их теоретическое решение в различных учениях оказываются различным. И не одно из этих учений, направлений не отвергается с течением времени всеми философами.

Каждое из них имеет своих сторонников, каждое из них имеет на существование, поскольку исходят из таких всеобщих свойств, таких всеобщих положений, которые не могут быть проверены практикой, и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Они принимаются как исходные на веру.

Отличие философии от других наук и форм теоретического осмысления действительности:

    1. рассматривает мир как целое, с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений (носит предельно общий теоретический характер);
    2. познает природу мира и устанавливает причины ее развития;
    3. изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;
    4. исследует пути и средства познания мира и его преобразования (содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото-рые лежат в основе иных наук).

Специфика философского знания:

    • является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления;
    • является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры;
    • во многом субъективно (несет в себе отпечаток и мировоззрения отдельных философов);
    • является совокупностью объективного знания и общественных ценностей (нравственных идеалов) своего времени (испытывает на себе влияние эпохи);
    • имеет качество рефлексии (обращенности мысли на саму себя);
    • неисчерпаемо по своей сути;
    • ограничено познавательными способностями по-знающего субъекта (человека).

Предмет и объект философии

Введение

Объект науки - это фрагмент реальности, который исследуется именно этой наукой. Напри-мер, экономическая реальность есть объект изучения экономической тео-рии, социологии, социальной философии, истории. Понятно, что каждая из наук берет свой срез экономической реальности, но в принципе они изучают одно и то же.

Предмет науки - это объект науки, данный нам через призму ее категориально-понятийного аппарата, специфическое, присущее только данной науке видение ее объекта. Предмет науки - это какая-либо специфическая область реальности, препарированная и презентированная субъекту посредством категориаль-но-понятийного аппарата науки. Предмет науки - это результат исследовательских действий.

Объек-т философии как науки - реальность (мир) и человек в совокупности их сложных отношений. Таким образом, философия изучает мир в целом, мир как целое; она исследует отношение человека к миру, мир, взятый в отношении к нему.

Предмет философии - наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

Замечание

Предмет и объект изучения философии постоянно изменяется: они одновременно и сужаются, и расширяются. Сужаются потому, что философия все время освобождается от проблем, не входящих в ее компетенцию. Если, скажем, в эпоху античности фило-софия - это синкретичное знание фактически обо всех проблемах миро-здания (от космоса до медицины), то уже в Новое время мы обнаруживаем достаточно четкую дифференцированность наук. Отмеченная тенденция к сужению предмета философии реально су-ществует. Именно поэтому, например, из структуры философского знания выделились и обрели самостоятельность в качестве нефилософских дис-циплин формальная логика, психология.

Но одновременно предмет фило-софии расширяется: обнаруживаются все новые грани, стороны реально-сти, требующие философского осмысления. Так появились отрасли фило-софского знания, имеющие свою четкую предметную область:

    • аксиология (философское учение о ценностях и оценках);
    • семиотика (учение о знани-ях и значениях);
    • философская герменевтика (учение о понимании и ин-терпретациях).

Структура философии как науки

По этому вопросу нет единой точки зрения.

Традиционно принято разграничивать философское знание на следующие области:

    1. онтология (учение о бытии), которое включает учения:
      • о сущности бытия (метафизика);
      • о фор-мах бытия (материя, движение, пространство, время);
      • о способах бытия (природное, социальное, материальное, духовное, бытие человека, общества).
    2. гносеология (учение о познании бытия: о начале познания, его ступенях, уровнях, детерминантах, объекте и субъекте познания; центральная проблема - проблема истины);
    3. социальная философия (философское учение об обще-стве):
      • философия экономики, политики, культуры, истории;
      • философская ан-тропология.

Замечание

Подобная теоретическая схема - «иде-альный тип», некий усредненный инвариант. В реальном же существова-нии множества философских школ и направлений этот инвариант посто-янно деформируется, например:

  • философия М. Хайдеггера - это по пре-имуществу онтология, гносеологические проблемы здесь носят явно под-чиненный характер;
  • феноменология Э. Гуссерля сводится к вопросам гно-сеологии, а проблемы самого бытия «выносятся за скобки» познаватель-ного процесса;
  • постпозитивисты (И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун) сво-дят всю философию даже не к гносеологии, а к эпистемологии - учению о научном познании. Более того, в эпистемологии постпозитивистов прак-тически отсутствует главная, центральная гносеологическая проблема - проблема истины.

Кроме того, основной вопрос онтологии - что есть бытие - понимается различными философами ради-кально противоположным образом: в марксистской философии бытие ин-терпретируется в качестве движущейся в пространстве и времени мате-рии, в фундаментальной онтологии Хайдеггера бытие рассматривается как «Dasein» - бытие субъекта здесь и теперь.

Но место истины указать даже в этом многообразии можно: она, как отмечал известный отечественный философ А. Ф. Лосев, всегда где-то между высказываемыми позициями. Правда, каждый философ субъектив-но убежден (и это тоже нормально), что истина - в его собственной кон-цепции, поскольку без такой убежденности заниматься философией бес-смысленно.

В структуру философского знания входит и специализированное знание: философские проблемы естествознания, гуманитарных и социаль-ных наук, социального познания. К числу философских дисциплин можно отнести этику (философское учение о морали), эстетику (учение о пре-красном, об эстетических свойствах реальности), философию религии и атеизм.

Предмет философии

Предмет философии развивался и менялся каждую историческую эпоху вследствие различного уровня и общества. Изначально он включал в себя знания о природе, человеке и космосе. Впервые как отдельную выделил Аристотель. Он определял ее как знание, которое лишено чувственной конкретики, знание о причинах, о сущности, о сути.

В период научной революции (конец XVI — начало XVII в.) от философии начинают отделяться конкретные науки: механика земных и небесных тел, астрономия и математика, позже физика, химия, биология и т. д. В это время предметом философии является изучение об­щих законов развития природы и общества, человеческо­го мышления. Философия же становится методологией научного познания и практической деятельности.

Объектом изучения современной философии является окружающий мир, который представляется как многоуровневая система.

Выделяют четыре предмета осмысления окружающей действительности: Природу (окружающий мир), Человека и Общество. Данные понятия отличаются друг от друга специфическим способом существования в мире.

2. Исследуя сущность и назначение человека , философия рассматривает человека всесторонне, анализирует его возможности, ощущения, духовный мир, социальный аспект в человеке, направляет его на путь самопознания, самосовершенствования и самореализации, определяя направления деятельности человека и общества.

3. Рассматривая систему «человек-мир» , философия исследует взаимодействие человека с окружающим миром, их взаимное восприятие друг друга и влияние друг на друга. При этом основное внимание уделяется формам и методам деятельности человека, его способам познания и преобразования мира.

В целом, мы видим, что каждый из предметов философии исследует свою определенную область, в связи с чем выделается ряд специфических особенностей исследования того или иного направления, особый категориальный аппарат. Значительно отличаются взгляды философов по каждой исследуемой проблеме. В следствие возникает дифференциация философии, определяются отдельные течения и направления философской мысли.Таким образом, философия представляет собой теоретически разработанное мировоззрение, систему общих категорий и теоретических взглядов на мир, место человека в мире, определение различных форм отношения человека к миру.

Видеоматериалы

Диалектический метод

Диалектический метод обычно противопоставляют формаль­но-логическому, господствующему в естественно-научном позна­нии. Можно сказать, что диалектический метод ближе к жизни, формально-логический - к ее познанию в мысли. При диалекти­ческом методе мышление остается на конкретном уровне, при формально-логическом от конкретного восходит к абстрактному.

Необходимо использовать оба метода. Диалектика при отрица­нии формальной логики превращается в иррациональную проти­воположность познанию, отрицание возможности мира и позна­ния его. Формальная логика в крайних вариантах предстает как тавтологическое умствование, имеющее мало общего с жизнью. Тут как бы два полюса мировоззрения и миропознания. Ценность диалектического метода в том, что он очищает метафизику от ненужных мудрствований и тупика, в который заходит мысль. Но и сама диалектика не способна найти выход из противоречий, кото­рыми занимается, без привлечения аппарата" формальной логики.

Диалектический метод может дополнять конкретно-научные. По существу, он не опровергает и не отрицает научные методы в силу своей всеобщности (любые научные данные подводимы пол диалектику), но указывает на принципиальную неполноту науч­ного познания и способен помочь в выработке основополагаю­щих предпосылок научного познания.

Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их разви­тии. Поэтому диалектический метод противостоит любой за­мкнутой системе взглядов. Диалектический взгляд должен отри­цать и неподвижность платоновского царства идей, и гегелевскую Абсолютную Идею. Противоречие между методом и системой на­личествует у всех диалектиков - создателей систем.

Приблизившись к требованиям разума, став системой, диалек­тика удаляется от реальности. С помощью системы можно пред-

сказать какое-то количество явлений, но чем оно больше, тем менее точно отражены отдельные индивидуальные события. По­пытки найти субстанцию, «вечные законы» (в том числе диалек­тики) есть, по существу, формально-логическое стремление ра­зума к устойчивости. Во всем, что есть определенного в филосо­фии, налицо формально-логическое построение.

Диалектический метод хорош для опровержения противников, так как каждому положительному взгляду на вещи он противопо­лагает его отрицание. Поэтому диалектический метод широко распространен в качестве метода спора. Его отрицательное значе­ние, пожалуй, не меньше значения скептицизма; положительное значение заключается в ориентации на скрытые потенции бытия.

Диалектику как метод можно интерпретировать различным образом: или как учение о внешней борьбе, которая достигает своего крайнего обострения и революционного разрешения, или как учение о,внутренней борьбе, которую человек ведет с самим собой. Другими словами, диалектика как метод представляет ши­рокие возможности для использования.

Диалектика претендует на гносеологический синтез конкрет­ного и всеобщего. От индивидуального через изучение связи меж­ду индивидуальным и закономерным к закономерному и от него опять к индивидуальному - таков метод исследования, отвечаю­щий диалектике. Философ может начать с понятных всем обыч­ных вещей, затем перейти к понятийному анализу, уйти в мето­дологию науки и снова вернуться к действительности, давая ори­ентиры на будущее.

Прагматический метод

Среди методов, отражающих специфические черты предмета философии, одно из важных мест занимает прагматический (от греческого «прагма» - действие, практика). Он исходит из того, что синтез познания и преобразования составляет характерную черту философствования. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» 1 . Данное стремление философии поставлено на передний план прагматизмом.

Прагматизм и есть, по утверждению Джемса, не что иное, как метод. «Прагматический метод... пытается истолковать каждое мне­ние, указывая на его практические следствия... если мы не в со­стоянии найти никакой практической разницы, то оба противо­положных мнения означают, по существу, одно и то же» 2 . Все выводы проверяются экстраполяцией их на человека.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: В 50 т. - М., 1995. - Т. 2. - С. 4.

2 Джемс У. Прагматизм. - СПб., 1910. - С. 33.

Структурализм, системный подход, функциональный анализ, прагматизм, диалектика представляют собой методы исследова­ния, которые при их возникновении в какой-то степени имма­нентны предмету. Затем метод, достигший успеха в сфере его фор­мирования, начинает проникать в смежные области, действуя в них в качестве инструмента. В методологии тоже есть преемствен­ность, сдвиги методов аналогичны сдвигам проблем, и здесь ог­ромное поле деятельности для методологов.

Метод и принцип

По существу, основные методы философствования - скорее принципы, которые открывают в мире и мышлении и затем ре­комендуют применять везде. Результаты познания сами в какой-то мере определяются исходными принципами. У каждой стройной философской системы свой принцип: у Гегеля - Абсолютная Идея. у Ницше - воля к власти и т.д. О роли принципа в философии В. С. Соловьев сказал так: «Когда в умственном развитии должен проявляться какой-нибудь принцип, то для того, чтобы он всеце­ло был выражен и вполне развит, необходимо, чтобы носители этого принципа признавали его абсолютным и, следовательно, безусловно отрицали значение всякого другого принципа» 1 .

Значение имеют также личность философа и внешние условия его работы. Подчеркнем еще раз, что главное в философии не набор знаний, а способность думать. Философия имеет свои мето­ды: сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как ме­тод мышления; совокупность рациональных правил - универсаль­ный циркуль, которым измеряется бытие, и т.д. Использование этих методов необходимо, но недостаточно.

Здесь подходит аналогия с языком. Существуют фонетика, грам­матика, лексика, которые можно знать, но не уметь говорить на данном языке. Точно так же можно выучить 4>илософию, но не уметь думать. Навык и тренировка требуются как для овладения умением говорить, так и для овладения умением мыслить. Это второй уровень овладения дисциплиной. Наконец, наивысший, третий, уровень - творческий, когда удается сказать новое слово в буквальном и переносном смысле. Итак, три уровня: знание, умение, творчество.

Умение мыслить связано с критической оценкой происходя­щего, поскольку всякая самостоятельная мысль находится в про­тиворечии с существующими стереотипами; с целостностью от­ношения к миру, поскольку одна мысль неизбежно тянет за со­бой другую. Человек или умеет говорить на другом языке обо всем.

1 Соловьев B.C. Критика ответственных начал // Собр. соч.: В 10 т. - СПб.. 1911-1914.-Т. 1.-С.63.

или не знает языка вовсе. Так же он либо имеет целостный взгляд на мир, либо не дорос до философии.

Специальные философские дисциплины

В предыдущих главах мы рассматривали преимущественно «ствол» философии. Теперь обрисуем контуры всего древа как та­кового. Такой логикой ознакомления с материалом определяется то, что главы, раскрывающие основное содержание философии, идут после историко-философского рассмотрения систематиче­ской философии.

Во многих науках есть общая и специальные части. В филосо­фии есть систематическая философия и такие дисциплины, как этика - искусство жить, логика - умение мыслить, онтология - учение о бытии, гносеология - теория познания, эстетика - уче­ние о прекрасном, теология - учение о Боге. Систематическая философия имеет дело с единством истины, добра и красоты, а отдельные философские дисциплины - с истиной (теория по­знания), добром (этика), красотой (эстетика).

Древо философии

Если систематическая философия - учение об идеях как тако­вых, то этика - учение о нравственных идеях, эстетика - учение об идее прекрасного, гносеология - учение об идее истины. Hi различные разделы философии по-разному распределена нагруз­ка основных ее функций: мировоззренческой, познавательной, систематической, критической.

В недрах философии зародилась логика с аристотелевскими за­конами тождества (А = А), непротиворечия (А ≠не-А) и исключе­ния третьего (возможно А или не-А, третьего не дано), которую затем дополняли Лейбниц и Гегель.

Особенно важны взаимодействия философии с этикой. С поис­ков нравственных ценностей, общих для всех людей, началась философия Сократа. Понятие всеобщего блага было стимулом для создания мира идей Платона. С Аристотеля этика начала расхо­диться с философией, хотя Аристотель написал первый учебник «Этики», что, впрочем, и свидетельствовало о ее обособлении. Никогда больше этика не служила основанием для философских систем. Кантовский категорический императив есть только кон­статация «золотого правила» этики. Для Гегеля проблемы нрав­ственного не являются первичными.

Этика имеет самостоятельный смысл как дисциплина об об­щечеловеческих ценностях. Там, где она подчиняется классовым, национальным и каким-либо другим интересам, исчезает ее са­моценность. Как только историческая целесообразность (по Геге­лю и Марксу) ставится выше абсолютов, так этика теряет свое значение. Общечеловеческий (у Сократа) и даже метафизический (у Платона) смысл моральных принципов - условие развития этики. К закономерностям этики относится так называемое «зо­лотое правило», идущее от античной философии через христиан­ское «возлюби ближнего своего, как самого себя» к кантовскому категорическому императиву.

Развитие отдельных философских дисциплин определялось гос­подствовавшими в обществе культурными доминантами, которые представляли собой последовательность: мифология - религия - наука.

В более полной схеме (см. с. 159) можно выделить внутреннее ядро философии, или систематическую философию, сферу фи­лософских дисциплин и сферу человеческой деятельности и от­раслей культуры.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся предмет и метод исследования?

2. В чем суть диалектического метода?

Аксиология (греч. axia – ценность и logos – учение) – раздел философии, изучающий ценности.

История философии - философская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания.

Метафизика – учение о сверхчувственных (трансцендентных) основах и принципах бытия.

Методология – учение о способах организации и построения деятельности человека.

Моральная философия – нравственная практическая философия, этика.

Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности.

Онтология – учение о бытии; раздел философии, описывающий мир.

Практическая философия – традиционно выделяемый раздел философии, включающий этику и политику.

Социальная философия – раздел философии, описывающий качественное своеобразие человеческого общества, его структуру и развитие.

Телеология – учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом.

Теоретическая философия – традиционно выделяемый раздел философии, включающий логику и метафизику.

Феноменология – раздел философии, изучающий явленность мира в опыте.

Философия истории – концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания.

Философия культуры – раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Большое значение придается борьбе за культуру.

Философия науки – философская дисциплина, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и раз­вития знания.

Философия образования – исследовательская область философии, анализирующая основания педагогичес­кой деятельности и образования, его цели и идеалы, методологию педагогического знания, методы проектирования и со­здания новых образовательных институции и систем.

Философия политики – исследовательская область философии, анализирующая наиболее общие основаниях, границы и возможности политики, о соотно­шении в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального.



Философия права – философская дисциплина, исследующая ценность права, соотношение права и справедливо­сти, права и закона, права и силы, а также философские проблемы юридических наук.

Философия религии – достаточно разнородные, но остающиеся в пределах рационального дискурса суждения относительно ре­лигии, включая содержательное рассмотрение предлагаемых теми или иными религиями решений онтотеологических, этико-антропологических и сотериологических проблем.

Философия техники – область философских ис­следований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, культуру и человека.

Философия языка – исследовательская область философии, в которой анализируется взаимосвязь мышления и языка, выявляется конституирующая роль язы­ка, слова и речи в различных формах дискурса, в познании и в структурах сознания и знания

Философская антропология – раздел философии, изучающий человека.

Философская компаративистика – об­ласть историко-философских изысканий, предметом кото­рой является сопоставление различных уровней иерархии (понятия, доктрины, системы) философского наследия Во­стока и Запада.

Эпистемология – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.

Эстетика – философская дисциплина, изучающая искусство и эстетическое отношение к действительности (прекрасное и безобразное и т.п.)

Персоналии

Августин Блаженный Аврелий (354-430) – представитель зрелой патристики. Наиболее значительными произведениями: «Исповедь» (400) и «О граде Божьем» (413-426).

Анаксагор (500-428 до н.э.) – ученик Анаксимена, основоположник афинской школы философии. Описывал мир как бесчисленное множество «семян вещей» («подобочастных» – гомеомериям), которые упорядочивает мировой «ум» («нус»), Выдвинул идею «все – во всем», т.е. утверждал, что «во всем заключается часть всего».

Анаксимандр (610-540 до н.э.) – ионийский (из Милета) философ, ученик и последователь Фалеса. Считал первоначалом апейрон – нечто качественно неопределенное и бесконечное.

Анаксимен (585-525 до н.э.) – ионийский (из Милета) философ, ученик Анаксимандра. Как первоначало рассматривал воздух – самую бескачественная из всех стихий: «подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю».

Аристотель (384–322 до н.э.) – ученик Платона и наставник Александра Македонского. В 335 до н.э. основал собственную школу, названную перипатетической, или Ликеем. Предметом «первой философии» считал сущее в аспекте его четырех причин: формы, материи, начала движения (движущей причины) и цели.

Беркли Джордж (1685-1753) – английский философ, представитель солипсизма, в котором основным является положение «существовать – значит быть воспринимаемым» (esse est percipi). Именем Б. назван приморский город в США, где расположен Калифорнийский университет.

Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524, казнен) – римский философ, один из основоположников средневековой схоластики. По обвинению в государственной измене был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художественно-философское сочинение «Утешение философией».

Бэкон Фрэнсис (1561-1626) – генеральный прокурор, лорд-канцлер Великобритании. Основоположник эмпиризма, предложивший в труде «Новый Органон или истинные указания для истолкования природы» (1620) использовать эксперимент и систематическую индукцию. В 1627 Бэкон публикует утопию «Новая Атлантида».

Витгенштейн Людвиг (1889-1952) – австрийский философ, один из основателей аналитической философии. Основная идея его «Логико-философского трактата» (1921) состоит в том, что философия есть деятельность по прояснению языка и устранению неточностей выражения мыслей.

Вольтер (1694-1778) – французский философ, лидер французского Просвещения XVIII в. и наставник короля Пруссии Фридриха II.

Гадамер Ганс-Георг (1900-2002) – немецкий философ, ученик М. Хайдеггера, основоположник философской герменевтики. Согласно Гадамеру, понимание есть открытый исторический процесс, в котором всякий интерпретатор и всякое интерпретируемое уже включены в определенную традицию понимания.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1830) – немецкий философ, один из главных представителей школы немецкой классической философии. Наиболее известные работы: «Феноменологии духа» и «Наука логики».

Гераклит (ок. 540 - ок. 480 до н.э.) – ионийский философ из Эфеса. Был прозван «темным» (за глубокомысленность) и «плачущим» (за трагическую серьезность) мыслителем. Первоначалом всего он считал огонь – суть «логос».

Гольбах Поль Анри (1723-1789) – французский философ-материалист. Наиболее известное сочинение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (1770).

Гуссерль Эдмунд (1859-1938) – немецкий философ, основатель феноменологии.

Декарт Рене (1596-1650) – французский философ-рационалист, известный основоположением изречением «Я мыслю, следовательно, я существую» («cogito ergo sum»). Наиболее известная работа «Рассуждение о методе» (1637).

Демокрит из Абдеры (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) – древнегреческий философ-атомист.

Зенон Элейский (ок. 490 - ок. 430 до н.э.) – представитель элейской школы, ученик и приемный сын Парменида. Сформулировал апории, направленные против возможности движения: «Дихотомия», «Ахиллес», «Стрела», «Стадий».

Кант Иммануил (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии. В трех фундаментальных работ «критического периода» – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» исходит из требования о том, что любое философское исследование должно базироваться на критике познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание.

Конт Огюст (1798-1857) – французский философ-позитивист, автор шеститомного «Курса позитивной философии» (1830-1842). Вся история человечества, согласно Конту, подчиняется «закону трех стадий»: теологической (фиктивной), метафизической (отвлеченной) и научной (позитивной).

Конфуций (552-479 до н.э.) – древнекитайский философ. Эталоном человека, идущего по пути-дао, Конфуций считает «благородного мужа».

Кьеркегор Серен (1813-1855) датский философ, основоположник экзистенциализма.

Лао-цзы (V в. до н.э.) древнекитайский философ, живший в, легендарный основоположник даосизма и автор «Дао дэ цзин» – «Книги о пути и благой силе».

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – немецкий философ. Рассматривал мир в завершенности и непрерывности, как совокупность монад, находящихся в предустановленной гармонии.

Локк Джон (1632-1704) - английский философ. Развивал учение о «первичных» и «вторичных» качествах. Полагал, что душа это «чистая доска», и только опыт записывает на ней какое-то содержание.

Маркс Карл (1818-1883) – немецкий философ, вместе с Ф. Энгельсом создавший философское учение, получившее название диалектического и исторического материализма.

Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ, представитель «философии жизни». Известен учение о сверхчеловеке, изложенным в работе «Так говорил Заратустра...» (1883),

Парменид (кон. VI - нач. V в. до н.э.) – основоположник элейской школы. Сформулировал принцип тождества бытия и мышления: «мыслить и быть одно и то же», – согласно которому, реально лишь то, что мыслимо, а то, что немыслимо, не существует.

Пиррон (ок. 360-280 до н.э.) – древнегреческий философ из Элиды (Пелопоннес); верховный жрец Элиды. Один из основателей античного скептицизма. Рекомендовал воздержание от суждений, поскольку «ничуть не более это, чем то».

Пифагор Самосский (ок. 570 - ок. 500 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Анаксимандра. Настаивал на том, что все есть число.

Платон (427-348 до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа. В его учении существование мира вещей зависит от мира идей (прообразов вещей)

Протагор (ок. 480-340 до н.э.) – известнейший из софистов; близок к Периклу. Главное положение философии Протагора: «Человек есть мера всех вещей – сущих в их бытии и несущих в их небытии».

Семь мудрецов – группа исторических лиц 7–6 вв. до н.э., жизненная мудрость которых стала известна всей Элладе. Наиболее известные афоризмы: «Всему свое время» (Питтак), «Познай самого себя» (Фалес), «Ничего сверх меры» (Солон, Хилон), «Наибольшее богатство – ничего не желать» и др.

Сократ (470-399 до н.э.) – древнегреческий философ. Задачу философии видел в самопознании человека, что выражено в его призыве «Познай самого себя».

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский философ. Исходя из принципа всеединства, строил систему «цельного знания», которая высшей задачей и конечным результатом духовного развитиячеловечества объявляла синтез науки, философии и религии.

Спиноза Бенедикт (1632-1677) – нидерландский философ. Для Спинозы ум (мышление) и протяженность (материальные тела) являются лишь атрибутами единственной субстанции, которая является причиной самой себя (causa sui).

Фалес (640-562 до н.э.) – основатель милетской школы, один из «семи мудрецов». Полагал, что первоосновой мира является вода.

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) – представитель школы немецкой классической философии. В своем «наукоучении» в качестве исходного принципа избирает Я, представляя мир как не-Я.

Фома Аквинский (1225-1274) – систематизатор схоластики. В 1879 г. папским указом его учение, томизм, было узаконено в качестве официального философского учения во всех католических учебных заведениях.

Хайдеггер Мартин (1889-1976) – немецкий философ-экзистенциалист; ученик Э. Гуссерля.

Шопенгауэр Артур (1788-1860) – немецкий философ. Кантовское понятие «вещь-в-себе» он отождествил с волей – подлинной, хотя и скрытой, реальностью мира

Шпенглер Освальд (1880-1936) – немецкий философ и культуролог, представитель «философии жизни». Наиболее известная пабота «Закат Европы».

Эпиктет (греч. Epictetus – не имя собственное, а разговорное прозвище раба – «приобретенный») (50-125) – греческий философ-стоик. Существующий порядок вещей, учил он, не зависит от нас и нам не по силам его изменить.

Эпикур (341-270 до н.э.) – древнегреческий философ-атомист. Полагал, что возможность случайного отклонения атомов обусловливает наличие у человека свободы воли. Главная ценность жизни, по мнению Эпикура, заключена в наслаждении, которое есть свобода от телесных страданий и душевных тревог.

Эразм Роттердамский (1469-1536) – нидерландский гуманист, автор бестселлера «Похвала глупости» (1509).

Юм Дэвид (1711-1776) – английский философ-агностик. Осознание реального характера причинных связей Юм именовал верой: «Разум никогда не может убедить нас в том, что существование одного объекта всегда заключает в себе существование другого; поэтому, когда мы переходим от впечатления одного объекта к идее другого или к вере в этот другой, то побуждает нас к этому не разум, а привычка, или принцип ассоциации».

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.