Функциональной основой синтоизма считается. Синтоизм - традиционная религия Японии

Сложный процесс культурного синтеза местных племен с пришлыми заложил основы собственно японской культуры, религиозно-культовый аспект которой получил наименование синтоизма. Синто («путь духов») – обозначение мира сверхъестественного, богов и духов (ками), которые издревле почитались японцами. Истоки синтоизма восходят к глубокой древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы верований и культов – тотемизм, анимизм, магию, культ мертвых, культ вождей и т.п. Древние японцы, как и другие народы, одухотворяли окружавшие их явления природы, растения и животных, умерших предков, с благоговением относились к посредникам, осуществлявшим связь с миром духов, – к магам, колдунам, шаманам. Позже, уже испытав влияние буддизма и многое переняв от него, первобытные синтоистские шаманы превратились в жрецов, отправлявших обряды в честь различных божеств и духов в специально для этого сооружаемых храмах.

Древнеяпонские источники VII - VIII вв. – Кодзики, Фудоки, Нихонги – позволяют представить картину верований и культов раннего, добуддийского синтоизма. Видную роль в нем играл культ мертвых предков – духов во главе с клановым первопредком уд-зигами, символизировавшим единство и сплоченность членов рода. Объектами почитания были божества земли и полей, дождя и ветра, лесов и гор. Как и другие древние народы, земледельцы Японии торжественно, с обрядами и жертвоприношениями, отмечали осенний праздник урожая и весенний – пробуждение природы. К умиравшим своим соплеменникам они относились как к уходившим в какой-то иной мир, куда для сопровождения умерших должны были следовать окружавшие их люди и предметы.

Те и другие изготовлялись из глины и в обилии погребались в месте с покойными (эти керамические изделия называются ханива).

События, описываемые в большинстве мифов, происходят в так называемую «эру богов» - промежуток от возникновения мира до времени, непосредственно предшествующего созданию сборников. Продолжительность эры богов мифы никак не определяют. По окончании эры богов наступает эра правления императоров - потомков богов. Истории о событиях времён правления древних императоров заканчивают свод мифов. Оба сборника описывают одни и те же мифы, нередко в различной форме. В «Нихонги», кроме того, каждый миф сопровождается перечислением нескольких вариантов, в которых он встречается.

Первые истории рассказывают о возникновении мира. Согласно им, мир первоначально пребывал в состоянии хаоса, содержащего в себе все элементы в смешанном, бесформенном состоянии. В некий момент первозданный хаос разделился и образовались Такама-но хара (яп. 高天原?, Равнина Высокого неба) и острова Акицусима (яп. 蜻蛉島?, Острова Стрекоз). Тогда же возникли первые боги (в разных сборниках они называются по-разному), а следом за ними стали появляться божественные пары. В каждой такой паре были мужчина и женщина - брат и сестра, олицетворяющие различные природные явления.

Очень показательной для понимания мировоззрения синто является история Идзанаги и Идзанами - последней из появившихся божественных пар. Они создали остров Онногоро - Срединный столп всей земли, и заключили между собой брак, став мужем и женой. От этого брака появились японские острова и множество ками, заселивших эту землю. Идзанами, произведя на свет бога Огня, заболела и через некоторое время умерла и отправилась в Страну Мрака. В отчаянии Идзанаги отрубил голову богу Огня, и из его крови произошли новые поколения ками. Скорбящий Идзанаги последовал за женой, чтобы вернуть её в мир Высокого Неба, однако застал Идзанами в ужасном виде, разлагающейся, ужаснулся увиденному и бежал из Страны Мрака, завалив вход в неё скалой. Разгневанная его бегством Идзанами пообещала убивать тысячу человек в день, в ответ Идзанаги сказал, что будет ежедневно строить хижины для полутора тысяч рожениц. Эта история как нельзя лучше передаёт представления синто о жизни и смерти: смертно всё, даже боги, и нет смысла пытаться вернуть умерших, но жизнь побеждает смерть через перерождение всего живого.

Со времён, описанных в мифе об Идзанаги и Идзанами, мифы начинают упоминать о людях. Таким образом, мифология синто относит появление людей к временам, когда только появились японские острова. Но сам по себе момент появления людей в мифах специально не отмечен, отдельного мифа о сотворении человека нет, поскольку представления синто вообще не проводят жёсткого различия между людьми и ками.

Вернувшийся из Страны Мрака Идзанаги очистился, омывшись в водах реки. Когда он совершал омовение, из его одежды, украшений, капель воды, стекающей с него, появилось множество ками. В числе прочих, из капель, омывших левый глаз Идзанаги, появилась богиня Солнца Аматэрасу, которой Идзанаги отдал Равнину Высокого Неба. Из капель воды, омывшей нос - бог бури и ветра Сусаноо, получивший под свою власть Равнину Моря. Получив под свою власть части Мира, боги начали враждовать. Первым был конфликт Сусаноо и Аматэрасу - брат, посетив сестру в её владениях, повёл себя буйно и несдержанно, и в конце концов Аматэрасу заперлась в небесном гроте, принеся в мир тьму. Боги (по другой версии мифа - люди) выманили Аматэрасу из грота с помощью пения птиц, танцев и громкого смеха. Сусаноо принёс искупительную жертву, но всё равно был изгнан с Равнины Высокого Неба, поселился в стране Идзумо - западной части острова Хонсю.

После истории о возвращении Аматэрасу мифы перестают быть последовательными и начинают описывать отдельные, не связанные друг с другом сюжеты. Все они рассказывают о борьбе ками друг с другом за владычество над той или иной территорией. В одном из мифов рассказывается о том, как внук Аматэрасу, Ниниги, сошёл на землю, чтобы править народами Японии. Вместе с ним на землю отправились ещё пять божеств, давших начало пяти наиболее влиятельным кланам Японии. Другой миф говорит, что потомок Ниниги Иварэхико (носивший при жизни имя Дзимму), предпринял поход с острова Кюсю на Хонсю (центральный остров Японии) и подчинил себе всю Японию, основав, таким образом империю и став первым императором. Этот миф - один из немногих, имеющих датировку, он относит поход Дзимму к 660 году до н. э., хотя современные исследователи полагают, что события, отразившиеся в нём, в действительности происходили не ранее III века нашей эры. Именно на этих мифах основан тезис о божественном происхождении императорской фамилии. Они же стали основанием для государственного праздника Японии - Кигэнсэцу, дня основания империи, отмечаемого 11 февраля.

Пантеон синтоизма огромен, причем его рост, как это было и в индуизме или даосизме, не контролировался и не ограничивался. Со временем на смену первобытным шаманам и главам родов, отправлявшим культы и обряды, пришли специальные жрецы, каннуси («ведающие духами», «хозяева ками»), должности которых были, как правило, наследственными. Для отправления обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, многие из которых регулярно перестраивались, возводились на новом месте чуть ли не каждые двадцать лет (считалось, что именно такой срок духам приятно находиться в стабильном положении на одном месте).

Синтоистский храм делится на две части : внутреннюю и закрытую (хондэн), где обычно хранится символ ками (синтай), и наружный зал для молений (хайдэн). Посещающие храм заходят в хайдэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются и хлопают в ладоши, иногда произносят при этом слова молитвы (это можно и про себя) и уходят. Раз или два в году при храме бывает торжественный праздник с богатыми жертвоприношениями и пышными богослужениями, шествиями с паланкинами, в которые на это время из синтая переселяется дух божества. В эти дни жрецы синтоистских храмов в своих ритуальных облачениях выглядят весьма парадно. В остальные же дни они посвящают своим храмам и духам немного времени, занимаются будничными делами, сливаясь с простыми людьми.

В интеллектуальном отношении, с точки зрения философского осмысления мира, теоретических абстрактных конструкций, синтоизм, как и религиозный даосизм в Китае, был недостаточным для энергично развивающегося общества. Неудивительно поэтому, что проникший с материка в Японию буддизм довольно быстро занял ведущие позиции в духовной культуре страны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории и методики обучения

Синтоизм

Выполнила студентка I курса 11 группы

Очной формы обучения специальности: 050401.65 история

Фомичева Юлия Владимировна

План работы

Введение…………………………………………………………………………………3

    Происхождение синтоизма …………………………...………………...4

    Мифология синтоизма…………………….………………………..……7

    Культ в данной религии, главные ритуалы и праздники……………...9

    Храмы……..…………..……………………………………………...….11

    Современное состояние данной религии………..………..…………..21

Заключение……………………………………………………………………...………24

Список использованной литературы…………………………………………………..25

Введение

Синто – традиционная японская религия. Термин”синто”или “шинто” значит “путь богов”. Синто - языческая религия. Основу её составляет культ предков и поклонение силам природы. Синто - национальная религия, она является чисто японцам. Она направлена на возвышение императорского дома, их обожествление.

В синто сохранились и продолжают жить древнейшие формы верований, такие, как магия, тотемизм, фетишизм. У синтоизма нет основателя, как, например, в Буддизме или Христианстве. По преданиям синто, религия не дает людям спасения, она даже не ставит этот вопрос. Ее идеал – существование человека в гармонии с природой.

Цель исследования заключается в изучении религии синтоизма.

Задачи включают в себя:

    выяснение истории происхождения данной религии;

    ознакомление с мифологией синтоизма;

    изучение главных ритуалов и праздников синтоизма;

    ознакомление с устройством храмов;

    выяснение современного состояния данной религии.

§1 Происхождение синтоизма

Название религии “синто” состоит из двух иероглифов: “син” и “то”. Первый переводиться как “божество” и имеет ещё другое чтение – “ками”, а второй означает “путь”. Таким образом, дословный перевод “синто”- “путь богов”.

С незапамятных времен японцы верят в ками и поклоняются им. Такова национальная религия, возникшая в мифической далекой древности. Это коренная религия народа, построившего японское государство и создавшего японскую культуру. Религия ками совершенствовалась в течение столетий и продолжает развиваться в наши дни.

Боги-ками – это прежде всего боги Неба-Земли и их души, почитаемые в святилищах, а также человеческие существа, птицы и животные, деревья и растения, моря и горы, имеющие особую силу и закономерно становящиеся объектом поклонения. В понятие ками входят не только добрые и благодетельные существа, но и злые духи, которые имеют особую природу и достойны почитания.

Слово синто – термин, сегодня обозначающий религию ками. Этот термин довольно древний, хотя и не получил широкого распространения в давние времена ни среди населения, ни среди богословов. Впервые он встречается в письменных источниках в Нихон секи – «Анналах Японии», написанных в начале VIII века. Там его употребили для того, чтобы отделить традиционную местную религию от буддизма, конфуцианства и даосизма – континентальных верований, проникших в Японию в предыдущие столетия. Начиная примерно с XIII века, словом синто именуют религию ками, чтобы отличать ее от буддизма и конфуцианства, широко распространившихся в стране. В данном значении оно используется и по сей день.

В отличие от буддизма, христианства и ислама, у синтоизма нет основоположника, такого, как просветленный Гаутама, мессия Иисус или пророк Мухаммед; нет в нем и священных текстов, таких, как сутры в буддизме, Библия или Коран. С точки зрения личности, синто предполагает веру в ками, соблюдение обычаев в соответствии с разумом ками и духовную жизнь, достигаемую через поклонение ками и в слиянии с ними. Для тех, кто поклоняется ками, синто – собирательное имя, обозначающее все верования. Это всеобъемлющий термин, охватывающий самые разные религии, интерпретируемые согласно идее ками. Поэтому синтоисты используют данный термин иначе, чем принято

использовать слово «буддизм» при разговоре об учении Будды и слово «христианство» – об учении Христа.

В широком понимании, синтоизм есть нечто большее, чем просто религия. Это сплав воззрений, идей и духовных методов, которые за два с лишним тысячелетия стали неотъемлемой частью пути японского народа. Таким образом, синтоизм – и личная вера в ками, и соответствующий общественный уклад жизни. Синтоизм формировался в течение многих столетий под влиянием различных слившихся воедино этнических и культурных традиций, как коренных, так и чужезёмных, и благодаря нему страна достигла единства под управлением императорской семьи.

В синтоизме нет священных писаний, подобных тем, что существуют во многих других религиях. Этот факт характеризует синтоизм как веру. Тем не менее, есть считающиеся авторитетными источниками древние тексты, в которых изложены исторические и духовные основы синтоизма.

Древнейшие из этих текстов были составлены под руководством императорской семьи, в них собраны мифы и ранние исторические хроники Японии. Самый древний сохранившийся памятник японской письменности – Кодзики, «Записи о деяниях древности» датируется 712 годом нашей эры. В Кодзики описаны события вплоть до 628 года. Текст написан китайскими иероглифами, но слог письма – древний разговорный японский, благодаря чему можно узнать о стиле бытовавшей ранее и передававшейся от поколения к поколению устной речи. Вот почему этот письменный источник чрезвычайно ценен. В другом тексте под названием Нихонги, или Нихон сёки – «Анналы Японии», который появился спустя восемь лет, в 720 году, рассказывается о событиях, происходивших до 697 года. Он написан на китайском языке и, следовательно, другим стилем. В этой рукописи, в отличие от Кодзики, больше деталей; некоторые события имеют мифологические объяснения и трактовки, что очень важно, так как в Кодзики таких подробностей нет. Эти два документа синтоисты ценят особенно высоко, поскольку в них содержатся единственные дошедшие до нас древнейшие сведения об императорской семье и нескольких родах, давших начало японской нации.

В текстах говорится о происхождении императорского престола, о родословных некоторых кланов и о многом другом из того, что легло в основу японского общественного строя и традиций. Кроме того, в этих источниках содержится богатая информация о древних синтоистских ритуалах и обычаях, а также об обязанностях и

незыблемых правах отдельных родов в том, что касается их участия в религиозных обрядах. В этих обязанностях и правах выразились особые притязания некоторых кланов на роль в социальной структуре Японии, без которых сама система родов почти неизбежно разрушилась бы. Кудзики – --- «Хроники Древних Событий», Кого-сюи – «Избранные Истории из Древности» и Энги сики – «Уложения эры Энги» также считаются достоверными источниками. Считается, что Кудзики была написана примерно в 620 году, т. е. на сто лет раньше появления Нихонги. Книга Когосюи, написанная в 807 году, дополняет информацию о раннем синтоизме. Опубликованная в 927 году Энги сики является фундаментальным источником знаний о раннем синтоизме, церемониях, молитвах, ритуалах и о методах управления церковными делами.

Следует еще раз подчеркнуть, что, в отличие от христианства и ислама, ни одна из перечисленных выше рукописей не считается священным текстом. В первую очередь это исторические записи, которые, вдобавок к своему политическому и династическому значению, раскрывают древние формы веры в ками. В синтоизме не возникло канонического свода религиозных правил, поскольку поначалу храмы были лишь ритуальными посредниками между людьми и божествами ками, а позднее, когда эти храмы стали восприниматься как символы веры определенного сообщества людей, не было необходимости создавать какие-то доктрины и инструкции. При этом на протяжении всей истории известно лишь несколько случаев, когда люди, исповедующие синтоизм, уклонились от исполнения общественного долга. Надо признать, что были времена, когда вынужденное противостояние чужеземным религиям и опасение утратить свои традиции вызывали разговоры о необходимости создания канонов; однако обстоятельства никогда не были столь серьезными, чтобы довести дело до конца. Современные изменения в обществе и путаница в вероисповеданиях вне меньшей степени требуют углубления и укрепления доктрины храмового синтоизма. Тем не менее, пока еще ничто не указывает на то, что это будет сделано.

Share Share Share Share

Что такое святилище синто?

Синтоистское святилище (дзиндзя) – это объект, в котором почитают богов веры синто. Синто – это изначально японская религия, в которой почитают богов природы, мифологии, фольклора, а также духов предков.

Во многих святилищах синто есть объект под названием «госинтай» или «тело синто». Это может быть нечто, одушевленное божеством, или само божество. «Сяден» в святилище, где хранится госинтай, как правило, скрыт от всеобщего внимания. Однако, в зависимости от святилища, госинтай может быть деревом, камнем, горой или самой землей, поэтому в некоторых святилищах можно увидеть госинтай своими глазами.

Здание, где почитают божество, называется «сяден». Оно часто находится в лесу, в окружении деревьев – это пошло от религии природы. Святилище, окруженное деревьями – очень тихое место, защищенное от суеты и шума повседневной жизни.

Говорят, что в Японии на сегодняшний день есть 85,000 святилищ. Есть много видов святилищ – крупные находятся под руководством государственного правительства, а маленькие, незаметно спрятанные в горах, содержатся местными жителями. Святилище, которое считается самым главным в определенном регионе, называется «итиномия».

Примерами крупных святилищ с давней историей и важным статусом являются Великое Святилище Исэ Дзингу в префектуре Миэ, святилище Идзумо Тайся в городе Идзумо префектуры Симанэ, а также Фусими Ина ри-тайся и Ясака в Киото . Святилище Мэйдзи в Токио – это относительно новое святилище, построенное в период Мэйдзи, но сейчас оно стало городским оазисом, привлекающим множество посетителей.

Про «Омаири», посещение храма

1. Сандо и тории

Дорога к святилищу называется «сандо» или «подход». Многие сандо покрыты гравием, а по обе стороны растут деревья. В тишине слышно эхо от звука шагов по гравию. При входе в сандо и по всей дороге построены ворота «тории», которые символизируют границу между обычным и священным миром. Они часто изготовлены из дерева и камня, и многие выкрашены в красный цвет. Проходя через тории, вы увидите здание под названием «сяден», в котором обитает божество.

2. Мытье рук

Перед посещением святилища тело должно пройти обряд очищения. В святилище есть место под названием «тёдзу», где можно набрать воды в ковшик, чтобы помыть руки и прополоскать рот. Это первое правило посещения святилища.

3. Коробка для пожертвований и колокольчик

После мытья рук и очищения сердца, направляйтесь к входу в «сяден», где находится божество. В большинстве «сяден» есть коробка для пожертвований «сайсен бако» и колокольчик. Вы можете пожертвовать деньги и позвонить в колокольчик. Таким образом вы сообщаете божеству, что пришли помолиться. Кстати, класть деньги в «сайсен бако» необязательно. Также, как правило, вход в святилище бесплатный.

4. Два поклона, два хлопка, один поклон

Популярный способ молиться называется «нихай нихакусю итирей»

нихай: сначала дважды наклоните голову в поклоне
нихакусю: дважды хлопните в ладоши
итирей: еще раз наклоните голову в поклоне
Обычно на последнем поклоне вы произносите свою молитву.

5. Гадание Омикудзи

После молитвы, попробуйте погадать на «омикудзи» – гадание, предсказывающее удачу. Обычно нужно выбрать одну из завернутых бумажек. Когда вы развернете ее, то увидите на ней буквы, которые предлагают варианты успешности решения проблемы: «дай кити» (великое благословение), «тюкити» (среднее благословение), «сокити» (малое благословение) “кити”(благословение), «кё» (проклятие), и «дайкё» (великое проклятие). «Кити» означает удачу, а «ке» означает невезение. «Ке», как правило, встречаются не очень часто, но даже если оно вам попалось, не нужно беспокоиться. Истинное значение омикудзи не в благословение или проклятии. Кроме вариантов омикудзи, предлагаются также советы о таких вещах, как здоровье, работа и брак. Вы сами пишете возможные варианты решения проблемы и выбираете один наугад. Можно привязать выбранный омикудзи к дереву в храме или взять его домой. Омикудзи обычно стоит около 300 иен.

Синто , или «путь богов» — так стали называть в VI веке древнюю религию синтоизм , чтобы отличать от достигшего Японии буддизма.
Синтоистские божества присутствуют в объектах природы, таких, например, как горы, деревья, скалы необычной формы, даже в звуках. Но синтоизм нечто большее, чем обожествление природы; это сплав поведения, мыслей и путей совершения поступков, который более чем за 2000 лет стал неотъемлемой частью существования японцев. Синтоизм — это личная вера в коми, общепринятый образ жизни в соответствии с мышлением ками и духовная жизнь, прошедшая через веру в ками и общение с ними. Японцы верят, что они дети своих родителей и ками и поэтому своей жизнью обязаны обществу и природе. В ответ на получаемые любовь и заботу они обязаны выказывать верность и уважение как обществу, так и природе и продолжать свой род, почитая предков.

На протяжении большей части японской истории синтоизм не играл сколько-нибудь заметной роли в государственной политике. Все изменилось после Реставрации Мэйдзи 1868 года, когда в целях восстановления культа императора синтоизм был объявлен главной религией, а буддизм отодвинут на второй план. Это решение положило начало самому зловещему эпизоду религиозной и политической жизни Японии — времени государственного синтоизма.

Государственный синтоизм означал приход крайнего национализма, который господствовал с 1890 по 1945 годы. Мифы о происхождении Японии были возведены в ранг исторических фактов, и всячески пропагандировался постулат о происхождении японцев от божественного императора. В то же время такие традиционные ценности, как верность, внутренняя собранность, самопожертвование, декларируемые в бусидо (путь воина), поощрялись как лучшие человеческие качества. Подобные настроения использовались милитаристским режимом 1930-х годов для укрепления чувства национального превосходства японцев. Все это привело к формированию исключительно сплоченной и верной императору нации накануне Вто-рой мировой войны. После войны императора Хирохито вынудили отречься от своего божественного происхождения; он стал просто главой государства (чисто номинальным), а синтоизм перестал быть государственной религией.

Синтоистские храмы (святилища)

Синтоистские святилища называются дзиндзя (обиталище ками), хотя в названиях можно встретить и окончания -дзингу или -гу. Эти названия и ворота тории — самые верные отличия синтоистских храмов от буддийских. Святилище дает приют ками, которые предпочитают жить в окружении природы, и является местом, где им служат и поклоняются.
Существуют различные стили храмовой архитектуры, но традиционные синтоистские храмы возведены из некрашеного кипарисового дерева и покрыты соломой. Обращают внимание тиги — скрещенные выступающие балки на концах крыши и кацуоги — короткие брусья, уложенные горизонтально на коньке крыши. Лучшие образцы подобной традиционной архитектуры — Великое святилище Исэ, Идзумо тайся (возле Мацуэ) и токийский Мэйдзи дзингу. Более поздние сооружения выдают китайское или корейское влияние, так как используют красную и белую краску или другую отделку.

Возможно, наиболее характерным отличительным элементом святилища являются ворота тории , которые символизируют вход из земного мира в духовный. Обычно это простая деревянная конструкция из двух столбов с пересекающими их двумя перекладинами. Насчитывают 20 основных типов тории, многие из них окрашены в красный цвет. Сегодня их делают и из камня, металла, железобетона, в этих случаях ворота не красят. Слово тории означает «птичий насест», и до 1884 года это была распространенная форма обычных ворот; позже их стали ставить только для святилищ.

Где-нибудь в святилище часто стоит священное дерево, обозначенное витой веревкой (симэнава) с полосками белой бумаги вокруг нее. В старину верили, что это особое жилище некоторых ками. Сейчас же деревья лишь символизируют божественную силу, которая, как и другие части окружающей природы, помогает человеческому сознанию отрешиться от бренного мира и приблизиться к миру ками.

На территории святилища, ближе к строению, часто можно встретить скульптуры животных и людей; суровые сановники в старинных придворных костюмах с оружием — традиционные японские стражи. Правда, можно обнаружить и собак с львиными головами (кома-ину) или свирепого на вид Нио, явно взятого из буддийского храма. Другие фигурки могут принадлежать посланникам ками; лисы, например, в святилищах Инари, бога богатых урожаев.

Наконец вы входите в само здание святилища . На входе стоит ящичек для пожертвований, наверху веревка с колоколом или гонгом. Некоторые говорят, что звук колокола отгоняет злых духов, другие — что привлекает внимание ками. Еще одна симэнава обозначает священное место обитания ками.
Внутри каждого святилища имеются внутренние покои (хондэн), где хранится синтай (святыня). Это священный предмет, указывающий на присутствие ками, и потому он всегда под замком; если его увидят, он потеряет свою чудодейственную силу. В некоторых святилищах роль таких предметов играют зеркала. В передней части хондэн стоит столик для пожертвований, на котором лежит гохэй, символическое пожертвование из палочек, зигзагообразно обернутых белой бумагой, и очищающих жертвенных палочек (хараигуси). Иногда здесь же, между столиком и святыней, ставится зеркало. Оно выполняет важную мифологическую и религиозную миссию, так как символизирует не только незамутненное сознание ками, но и искренность верующих, отражая все как есть на самом деле. В некоторых случаях зеркало само может быть священным предметом; например, зеркало, переданное богиней Аматэрасу ее внуку Ниниги, предположительно хранится в хондэн святилища Исэ дзингу, главного синтоистского храма Японии.

Большие святилища — это обычно целый комплекс сооружений, включающий маленькие святилища, молитвенный зал (хайдэн), павильон для омовения, зал пожертвований, офис и сувенирный магазинчик; жилье для священников, сокровищница и иногда даже сцена-помост для ритуальных танцев, спектаклей театра Но или арена для сумо. Правда, в некоторых случаях святилища — это всего лишь тории и витая веревка вокруг дерева или камня для обозначения священного места обитания коми. Бывает, и целая гора объявляется священной, но это уже редкость.
До конца прошлого века доступ на такие горы (а их в Японии достаточно) женщинам был запрещен. В наши дни лишь на две священные горы — Усиро-яма в префектуре Окаяма и вершина гряды Сандзё-га-Такэ возле Нары — дозволено подниматься женщинам; обе вершины — святыни секты Сюгэндо.

Синтоистские ритуалы и праздники

Японцы молятся по самым разным случаям и выбирают святилище, соответствующее цели молитвы. Приходят поблагодарить своего местного или родового коми за его покровительство и благодеяния или же помолиться об исполнении важного желания, например о благополучных родах. Коми иногда «специализируются» в определенных видах благодеяния; поэтому нет смысла идти к коми, отвечающему за здоровье, если вы собираетесь помолиться об успешной сдаче экзамена.

Посещая святилище, постарайтесь выполнить по крайней мере три из четырех элементов синтоистского ритуала . Среди них наиболее важным, пожалуй, является очищение — показатель уважения к коми. Люди, больные, страдающие от открытых ран, считаются нечистыми, и подразумевается, что они не придут в святилище.
В беседке или просто под навесом для омовения (чаша с водой возле входа) омочите кончики пальцев, затем зачерпните немного воды в ладони и слегка прополощите рот; сплюньте в специальный желоб внизу.

Теперь, после очищения, вы можете пройти непосредственно в святилище и пожертвовать что-нибудь. Можно просто бросить монетку в ящичек, монетка в 5 иен считается самой счастливой, хотя, если вы просите о чем-то большом, требуются более солидные пожертвования, завернутые в специальную бумагу. В зависимости от обстоятельств, коми можно ублажить пищей, вином, разными предметами и даже ритуальными танцами (кагура, исполняемая женщинами — служанками святилища) и схватками борцов сумо.

Третий элемент ритуала — молитва . Позвоните в колокол, дернув за веревку; совершите сначала один легкий поклон, затем два глубоких, молитесь, низко поклонитесь более двух раз, хлопните два раза в ладоши на уровне груди и закончите двумя поклонами — низким и легким. Заключительная стадия ритуала поклонов — священная трапеза, которая обычно следует за специальной службой или праздником. Иногда она принимает форму поглощения еды и напитков, принесенных для коми; для него оставляется символическая доля. Пиршество начинается с обязательной чашечки сакэ и часто заканчивается бурным весельем и караоке.

В магазинчике при святилище можно купить талисманы (омамори) от всех болезней, бумажки с предсказанием судьбы (омикудзи), которые затем обвязывают вокруг веток дерева, и деревянные дощечки, исполняющие желания (эта), — напишите свое желание и поставьте дощечку в ряд с другими.

Пожалуй, больше всего привлекают японцев и гостей страны жизнерадостные и красочные синтоистские праздники (мацури). У каждого святилища имеется по крайней мере один ежегодный фестиваль, который стоит посетить. Во время празднеств коми символически перемещаются из внутренних покоев святилища в разукрашенные паланкины или маленькие переносные храмы (микоси). Толпы молодых людей, толкающихся и напирающих друг на друга, носят временные жилища коми по улицам городов, выкрикивая «вассёи, вассёи»; особенно зрелищны синтоистские фестивали в небольших городках. Все это феерическое действо должно, как утверждают, принести коми счастье, и еще долго после возвращения паланкина в святилище веселье продолжается, подогреваемое алкоголем и песнями под караоке.

Каждая отрасль культуры Японии несет в себе необычайные особенности быта и традиций японских жителей. Храмы Японии не являются исключением. Они выполняют множество первостепенных функций, главная из которых – сохранение религиозных традиций. Храмы являются представителями священной архитектуры, к которым японцы относятся с особым трепетом. Помимо этого, японские храмы считаются памятниками культуры, обладающими особенными параметрами, выделяющими их на фоне достопримечательностей других стран. Японские храмы обладают характерными деталями в выдержанном классическом стиле, дополненными элементами эклектики.

Буддийские храмы Японии

Буддизм в Японии стал не просто новой идеологией, которая во многом коснулась и образа жизни общества, но и положил начало новым архитектурным формам и дополнительным техникам в сфере строительства. Буддийский храм в Японии, как правило, имеет массивную крышу, на которой красуется длинный, устремляющийся в небо, шпиль. Архитектура буддийских храмов в Японии основывается на наличии четырех основных элементов – колонны, крыши с наклоном, перекладинами и замысловатой кровле.

Храм Энряку-дзи

Этот буддийский храм располагается на горе Хиэй, которая находится недалеко от города Киото. Сооружение было построено в начале VIII, буддистом по имени Сайтё. Достаточно продолжительное время, вплоть до сегодняшнего дня, на территории храма осуществляется деятельность школы Тэндай. Также, Энряку-дзи содержит в себе течение таких школ, как Нитирэн, школа Чистых Земель и Дзен. На сегодняшний день, храм можно считать одним из самых популярных буддийских храмов.

Деятельность монахов на территории монастыря началась в 807 году под руководством основателя. Его поддерживал император Камму, который находился в тот момент у власти. Обучение длилось двенадцать лет. В процесс обучения участвовало сто учеников. Все время, отведенное на приобретение навыков, монахи проводили в медитациях, изучая основы буддизма. В монастыре царила строгая дисциплина, которая помогала ученикам достичь определенных высот. Самые лучшие из монахов продолжали служить в Энряку-дзи, другие находили себя в правительственных должностях. Со временем храм разрастался, в самый пик расцвета, он представлял собой целый комплекс, в который входило 3000 храмов. При монастыре имелось собственное войско, которое нередко участвовало в кровопролитных войнах, отстаивая интересы храма.

На сегодняшний день храмовый комплекс содержит в себе три части. В восточном зале, который носит название Тодо, когда-то давно находился главный деятель монастыря. Западный зал храм называется Сайто, он выполняет аналогичную предыдущему залу функцию. Третья часть храмового комплекса получила название – Ёкава.

Храм Рёан-дзи

Храм расположен в Киото. На сегодняшний день он несколько отличается от своего изначального состояния, поскольку неоднократные пожары способствовали реконструкциям его стен. Рёан-дзи обладает высокой значимостью для японского народа, он входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Главная отличительная особенность храма – это сад камней, расположенный на его территории. Он считается основным символом Киото. Примечательно, что в этом саду совершенно нет растительности. Он предстает перед туристами именно в таком виде, каким был создан изначально. Автором этого культурного наследия является Соами – мастер, имеющий внушительную репутацию. Сад камней привлекает даже людей, далеких от буддизма, поскольку его созерцание заставляет задуматься о глубоких вещах и познать самого себя.

Помимо сада камней, на территории храмового комплекса можно обнаружить живописное озеро, через которое проходят небольшие мостики. Имеется также и чайный сад, попасть в который может далеко не каждый. Вдоль озера проходит прогулочная дорожка.

Храм Тодай-дзи

Данный представитель буддийских храмов охраняется особым образом, поскольку является объектом ЮНЕСКО. Тодай-дзи расположился в Наре. Его называется самым большим храмом, который построен из дерева. Храм не только олицетворяет религиозность, но и является чрезвычайно красивым памятником японской культуры. Территория комплекса достаточно большая, он сосредоточен в самом сердце города. Визитной карточкой сооружения можно считать южные ворота, которые в высоту достигают 25 метров. Рядом с ними можно увидеть множественные фигуры из дерева, которые привлекают своим мастерским выполнением.

Помимо южных ворот, имеются и другие, в том числе – центральные. В непосредственной близости с ними располагается курильница. Проходя мимо неё, некоторые туристы стремятся на некоторое время попасть в клубни дыма. Такая традиция является характерной для буддийских храмов. Она совершается для того, чтобы очистить свое тело и душу.

На территории расположен олений парк, где можно встретить оленей, находящихся в свободном выгуле. Другой особенность храмового комплекса считается статуя Будды, выполненная из бронзы. Пол зала, где она располагается, вымощен плитами из камня. Будда запечатлен на листьях лотоса, которые также как основная фигура, изготовлены из бронзы. Изображение Будды выглядит очень реалистично, как и было задумано великими мастерами

Храм Кофуку-дзи

Если перечислять храмы древней Японии, пользующиеся особой популярностью, то Кофуку-дзи, несомненно, будет занимать почетное место в этом списке. Чтобы его увидеть, достаточно посетить город Нара.

Изначально Кофуку-дзи располагался в Киото, а затем был переправлен в Нару. На данный момент он причисляется к объектам, охраняемым ЮНЕСКО, и считается одним из семи самых крупных сооружений юга страны.

Основателем храма стал клан Фудзивара. За время его существования, храм переживал как упадок, так и период расцвета. В средние века Кофуку-дзи выделялся наличием профессионального войска. Это и стало причиной участия в жестокой войне, которая не принесла храму ничего хорошего. После её окончания Кофуку-дзи переживал не лучшие времена.

Храм выделяется от аналогичных сооружений пагодой, которая составляет 50,8 метров в высоту и имеет пять этажей. Со временем она реконструировалась и менялась. Другая, не менее красивая пагода, содержит в себе три этажа. Она считается самой древнейшей. В 1180 году она пережила глобальный пожар, но вскоре была восстановлена.

Храм Котоку-ин

Храм выделяется статуей Будды, которая поражает туристов своим масштабом. Она является не просто изюминкой и обязательным атрибутом храма, но и настоящей достопримечательностью всего города Камакуры, в котором и располагается храм.

Минамото-но-Ёритомо был первый, кто предложил создать столь величественную статую Будды на территории храма. Однако осуществить свою затею он не успел, так как скоропостижно скончался. После его смерти воплощать замысел в жизнь стала Инада. Средствами, на которые была возведена статуя, стали пожертвования людей со всей округи.

Котоку-ин переживал сильнейшие повреждения во время масштабного землетрясения. После него статуя долгое время находилась в плачевном состоянии. Позже удалось собрать деньги на её реконструкцию. Однако Будда предстает на сегодняшний день не в том виде, в каком он был изначально. Ранее он был покрыт позолотой полностью, а сейчас она осталась лишь на ушах статуи.

Синтоиские храмы Японии

Синтоизм был сформирован в Японии еще задолго до зарождения письменности. В основе этой религии стоит убеждение о том, что богами может являться все, что имеет душу. Храмы синтоизма Японии строились для того, что японцы приходили в святое сооружение поблагодарить богов за хороший урожай или попросить у природы благосклонности.

Храм Мэйдзи

Располагается в Токио. Это синтоистское святилище, строительство которого производилось в честь императора Мэйдзи и его жены. План, согласно которому должна начаться стройка, был составлен еще при жизни супругов. Но его выполнение последовало только после их смерти.

Главное здание окружено деревьями. Оно выполнено в традиционном японском стиле, который носит название Нагарэдзукури. Сад, которым окружен храм, содержит в себе все разновидности деревьев и кустарников, которые растут в Японии. Северную часть храмового комплекса занимает здание, в котором располагается музей. Это сооружение выполнено в стиле Адзэкурадзукури.

Территория комплекса включает в себя и наличие свадебного зала, в котором проводятся синтоистские свадьбы. Мероприятия, проводимые здесь, подразумевают ряд действий религиозного характера.

Храм Ицукусима

Ицукусима — синтоистский храм в Японии, расположенный на священном острове Ицукусима. Он находится во Внутреннем Японском море. Простому человеку не так просто попасть на остров, настолько священным он считается.

Ицукусиму можно отнести к самым популярным храмам Японии. Он заметно выделяется на фоне других архитектурных сооружений. Главное отличие – это ворота, которые располагается в непосредственной близости от моря. Периодически, во время приливов, ворота затапливаются. Именно в таком, затопленном состоянии, они стали символом не только острова, но и всего государства. В синтоизме ворота храма несут на себе не только функцию украшению, но и смысловую нагрузку. Ворота Ицукусима окрашены в яркий красный цвет и выполнены из дерева.

Храмовый комплекс включает в себя множество построек, каждая из которых окрашена в белый цвет и имеет красную крышу. Основная часть зданий предназначена для проведения специальных обрядов, которые доступны далеко не каждому туристу, решившему узнать о синтоизме немного больше.

Святилище расположено не на земле, а на сваях, которые находятся над уровнем воды. Еще одной отличительной чертой Ицукусимы можно считать наличие большой сцены, на которой можно лицезреть выступления в жанре Но.

Святилище Тосёгу

Храмовый синтоистский комплекс Тосёгу построен в честь полководца Токугава Иэясу. В конце 20 века святилище было отнесено в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Храм Тосёгу – это место, где находится захоронение самого полководца Иэясу.

Отличительная особенность храма состоит в том, что восемь его основных здания являются национальными сокровищами Японии. К ним относятся: Ёмэй-мон, Хондэн, Хайдэн, Иси-но-ма и другие. Останки Токугава расположены в урне, выполненной из бронзы. Она находится в здании Окуся-хото. Раньше это помещение было выполнено из дерева, а затем реконструировалось в каменное сооружение. Чуть позже встала необходимость защиты пагоды от влаги. С этой целью она её перевоплотили в бронзовое здание.

Христианские храмы в Японии

Главные храмы Японии, как правило, проповедуют буддизм или синтоизм. Однако на территории страны восходящего солнца присутствуют и православные церкви. Они появились благодаря иеромонаху Николаю, который втайне покрестил трех японцев, пожелавших приобщиться к православию. Это случилось во второй половине 19 века. А уже в начале 20 века на территории Японии появились православные общины в количестве 266 штук.

Храм Никорай-до

Японцы переименовали храм. На самом деле его название звучит, как храм святого Николая. Религиозная постройка расположена на станции Отяномидзу. Благодаря особенностям религиозного течения, здание храма значительно отличается от зданий, расположенных в округе. Предстоятелем храма является архиепископ Токийский Икуо Нусиро. Его также называют митрополит всея Японии.

В начале 20 века здание храма было отреставрировано, поскольку оно значительно пострадало после произошедшего землетрясения. На сегодняшний момент Никорай-до является главным представителем православных храмов на территории Японии.

Несмотря на то, что в большинстве своем храм очень похож на православные постройки в России, при ближайшем рассмотрении деталей, становится понятно, что различия все же имеются. В первую очередь, разница заметна в атмосфере, царящей в храме.

Убранство храма содержит в себе массу ярких акцентов, демонстрирующих роскошь и некую напыщенность. Свечи отличаются по своему размеру, и даже аромат от них исходит совершенно иной.

Служба в храме не пропускает ни одного этапа, все происходит по заведенному алгоритму. Однако иногда можно встретить православных женщин, не покрывающих голову или пришедших в брюках.

Воскресенский храм в Хакодатэ

В 1858 году в Хакодатэ было открыто первое Российское консульство. Вместе с этим появился первый Японский православный храм. Архитектором храма стал И. А. Гошкевич, являющийся российским консулом. Он надеялся воскресить в Японии православие, которое когда-то здесь уже было принято обществом. Решено было посвятить новый храм Воскресению Христову.

Воскресенский храм был построен на самом высоком месте в Хакодатэ. Он был выполнен из дерева. Здание имело два этажа, к нему примыкала колокольня. На крыше располагался купол с крестом.

Первая православная община была заложена благодаря Николаю Касаткина, который начал свое служение в храме в 1861 году. При церкви осуществлялась деятельность языково-катехизаторской школы. В 1872 году японцы впервые услышали звон колоколов, который не мог ни привлечь их. Сначала православная церковь не стала приниматься обществом. Людей, проповедующих православие, пытались изгнать из города, типография, осуществлявшая свою работу при храме, была закрыта. Но уже в в 1873 году православие в Японии было разрешено официально.

Воскресенский храм неоднократно претерпевал реставрацию. На данный момент он является одним из главных символов православия в Японии. При храме продолжает функционировать воскресная школа, взрослые могут посетить специальные курсы. В стенах храма все также звучат песни хора. Поддаваясь новомодным тенденциям, стала расти и развиваться приходской сайт.

Преображенский храм в Саппоро

История появления храма на территории города Саппоро началась с приезда Марка Абэ в 1884 году, который открыл свою лавку. Марк был христианином, ранее проживавший в Отару. Сначала был организован молитвенный дом, где собиралась православная община. Чуть позже, в 1894 году было построено отдельное здание для православных обрядов. Возведенный храм был посвящен Преображению Господню.

Храм переживал как трудные годы, так и период расцвета. После русской революции, храм перестал финансироваться со стороны России, полностью перейдя на самообеспечение. После этого православная община стала самостоятельно издавать газету. В конце 20 века местоположение храма изменилось, в связи с началом Олимпийских игр. Церковь была перенесена в другое место. В отличие от других православных храмов в Японии, Преображенский храм увенчан не одним, а шестью куполами. Большая часть икон, расположенных в храме, написаны Ириной Ямасита – известной иконописицей. Считается, что именно храм в Саппоро хранит в себе коллекцию её трудов.

Архитектура храмов чрезвычайно многообразна, несмотря на то, что существуют основы, которых японцы стараются придерживаться. В большинстве случаев, священное сооружение имеет прямоугольную форму, обрамленную крышей с кровлей. Современные храмы изготавливаются из пожароустойчивых материалов, в целях соблюдения безопасности. Основным строительным материалом может выступать армированный железобетон или кирпич. А кровля, чаще всего, изготавливается из различных металлов.

Каждый храм, расположенный на территории Японии обладает уникальной историей и заслуживает внимания. Побывав за стенами того или иного храма, есть возможность прикоснуться к необычной японской культуре и познакомиться с незнакомым доселе миром. Японские храмы возводились в гармонии с окружающей природой, каждая деталь сооружения несет в себе определенную смысловую нагрузку, которая вызывает неподдельный интерес у туристов.

Помоги сайту: Жми кнопки

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.