Футарк — рунический алфавит. Рунический Алфавит: шифрованные, арманические, особенности использования Рунический язык алфавит

Славянские руны – больше, чем просто символы. Культура каждого народа заключается не только в сказках, легендах и преданиях.

Признаком полноценной культуры считается письменность, при помощи которой фиксируется все происходящее с отдельной группой людей, народом и цивилизацией. И славянско-арийская цивилизация не исключение – до наших дней дошло множество свидетельств того, что наши предки были высокообразованной расой, которая знала, возможно, даже больше, чем наше поколение.

Славянские руны, значение, описание и их толкование — это часть культуры славян, и не только древних, но и нынешних. Славянская руническая письменность – это образная письменность племен, принадлежащих к славянско-арийской расе, применявшаяся в дохристианские времена. Руны были известны задолго до появления первых вариантов старославянского языка на основе кириллицы и глаголицы.

Некоторые скептики, особенно из христианских кругов, утверждают, что славянских рун не существовало, но как же объяснить странные символы на древних капищах, расположенных на территории нашей страны. Никто не станет спорить о том, что источников, согласно которым можно утверждать наличие рунической древнеславянской письменности, чрезвычайно мало, поэтому вопрос все так же остается открытым. Но при этом сложно найти другое логическое объяснение нанесенным символам на орудия труда, оружие и предметы быта древних славян.

Славянские руны обереги — это больше, чем просто символы, при помощи которых можно было сохранить информацию. Это часть культуры, системы сохранения знаний. Символика славянских рун состоит из особой энергии и информационного пространства, в котором жили древние славянские народы.

Стоит сразу оговорить такой момент, что само понятие «славянские руны» нельзя считать абсолютным, так как славяне – это всего лишь половина Расы – Расены и Святорусы. Вторая половина Расы — Ха’Арийцы и Да’Арийцы носят несколько другое название – Арии. Но этот момент является темой отдельной дискуссии и даже научного трактата, который может служить основой для написания докторской диссертации. Поэтом славянские руны – это достаточно общее определение, о котором стоит более подробно порассуждать.

Руническое письмо было использовано впервые Ха’Арийцами, которые и составили первую азбуку рун — ха’Арийскую Каруну. Говоря проще каруна – это состоящая из двух рун начертание слова, в котором руна «ка» означает соединение, а «руна» является основным элементом такой своеобразной письменности. Стоит заметить, что у каждого Великого Рода была своя собственная письменность:

  • У Да’Арийцев — тьраги,
  • У Расенов — молвицы,
  • У Святорусов — буквицы.

Аналогов написания символов и букв на сегодняшний день славянским рунам нет, так как все системы начертания символики достаточно условные. По мнению специалистов Каруна являлась самым успешным и совершенным вариантом письма, так как она была проще остальных вариантов в начертании и запоминании. Немаловажная особенность славянских рун в том, что реальное их количество и полное обозначение неизвестно. К примеру, Патеру Дию Святославу было известно около трех миллионов рунических символов.

Многие люди, которые только начинают интересоваться славянской культурой, ошибочно путают славянские руны с не имеющими ничего общего с ними, начертанными безграмотно ведетскими рунами, о которых известно лишь то, что они были примитивны и практически не несли никакой логической нагрузки. Древние славяне использовали свои собственные руны на протяжении миллионов лет, а наши современники, которые чтут свои корни, пишут или и сегодня.

Особенности чтения славянских рун

Важно понимать, что стандартные 18 славянских рун, которые чаще всего можно встретить во многих источниках, это всего лишь часть рунических символов, используемых древними славянами. Каруна имела одну особенность, которую необходимо обязательно учитывать, руны в ней могут иметь самые различные значения – это может быть и отдельная буква, и слог, и слово, и даже целый образ. Стоит сказать, что образы в славянской письменности были приоритетными, и одна руна могла иметь до трех значений в зависимости от особенностей использования (образы, которые могут быть, обязательно связаны между собой).

Для того чтобы записать руны использовались шлоки – 9 рядов с 16-ю символами в каждом. Каждые 16 шлок образовывали более крупные письмена – Сантии. Для того чтобы Сантии были не просто рядом символов, а несли информационную и энергетическую нагрузку, их наносили на драгоценные металлы (золото или серебро), раскатанное на пластины. На пластине металла наносилось до 4-х шлок на обестороны, такая пластина также называлась Сантией. 9 Сантий, собранных в единое целое, являлись Кругом.

Одной из особенностей написания шлок можно считать тот факт, в ряду расположено не 16, а 32 руны. По этому правилу каждая первая руна является комментарием второй с учетом контекста всего текста. Достаточно часто используется 64 руны, которые обозначают двойной перевод нанесенного ранее текста. Для того чтобы правильно прочитать шлоку рун необходимо читать от первой строчки слева направо до последней строки. После чего процедура повторяется в обратном порядке, поднимаясь от крайней руны к первой. Согласно исследованиям ученых и по археологическим раскопкам возможно чтение текста двумя вариантами – по буквам или образам. В первом все просто и банально – каждый звук зашифрован символом. При образном прочтении изначально определяется ключевой образ, к которому закрепляются остальные руны, а потом чтение идет по стандартному алгоритму. Итог такого написания и чтения – это сообщение, которое получено по буквам и образам. Стоит сказать, что славянским рунам и их значению посвящено достаточно много специфической узкопрофильной литературы, которая обычно находится в закрытых фондах музеев и центральных библиотек не только нашей страны, но и мира.

Для того чтобы понять основные принципы чтения рун, рассмотрим пример – имя всем известного славянского бога Перуна. Если оно записано рунами как буквами, то все просто – получится имя «Перун». А вот если прочитать его образами, то фраза будет значительно сложнее – «Путь есть ратная утеха наша». При этом не стоит забывать и том, что существует и еще более сложный вариант прочтения, но он доступен в большей степени историкам и исследователям, хотя если есть желание, то любознательный потомок древних славян сможет разобраться.

Сколько всего рун и что они могут означать

Стандартная Каруна содержит 144 руны, дополнением к которым можно выделить руны движения, времени, образные (они достаточно сложны к пониманию современным людям). Если рассматривать карунические записи в качестве источника информации, то они не настолько сложны как при прочтении по буквам, так и по образам. К примеру, Велес – представляет собой двурунницу, состоящую из «ве» — знающий, и «лес» — Вселенная. При написании буквицей вместо «е» в руне «лес» она начертана как «ять», поэтому получается образ Вселенной, а не зеленых насаждений. И таких примеров слов, которые использовались и нашими предками, и сегодня, можно привести несколько тысяч, но более подробно о них можно прочитать в специальной исторической и филологической литературе или же на специальных курсах университетов.

Достаточно часто можно встретить и упоминание ха’Арийской Каруны как скандинавского утхарка, состоявшего из 24 рун. Славянские руны и скандинавский утхарк могут использоваться только в эзотерическом контексте, так как они являются всего лишь составляющей общей карунической или символистической системы. Если взглянуть на руны с точки зрения современности, то они несколько потеряли свою целесообразность использования. Их возможно применять только для того, чтобы познать традиции и обычаи наших предков, прикоснувшись к потерянным и утраченным знаниям.

Значение рун славянских народов

Славянские руны и их значение – это один главных вопросов, которые интересуют современных славян. Значения их можно получить даже не имея специальных знаний, достаточно только знать богов и наименования рун. Стандартные 18 рун, являющихся базовыми, считаются самыми магическими и находят широкое применение в разнообразных оккультных ритуалах. Наносятся руны на любые предметы и поверхности, начиная от оружия, заканчивая татуировками на теле. Расшифровка славянских рунических оберегов тесно связана с конкретными славянскими божествами, так как каждая руна символизирует одного бога. Самым простым толкованием считается:

  • Ветер – Велес;
  • Берегиня – Макоши;
  • Уд – Ярило;
  • Нужда – царь Нави Вий;
  • Мир и Род – Белобог;
  • Есть – Живе.

Любознательный потомок славян, который знает все особенности каждого бога и их графическую интерпретацию, может своими силами изготовить оберег, отчасти выполняющий свое назначение. Руны славян – это часть скрытых от обычного обывателя знаний, в них имеется скрытый смысл, позволяющий использовать традиции язычества для того, чтобы улучшить межличностные отношения, достаток, получить повышение по службе. Обереги и амулеты дают возможность получить желаемый результат, и в некоторой степени напомнить о том, что необходимо самостоятельно принимать решения для того, чтобы реализовать задуманное. Популярность славянских символов в последние несколько лет объясняется тем, что все больше людей мечтают постигнуть тайны славян-ариев, узнать больше об их традициях, верованиях и обрядах. Поэтому сегодня не проблема купить славянский обрег, который принесет удачу, наладить взаимоотношения. Наиболее востребованы обереги из серебра, так как именно этот металл всегда считался магическим изначально.

Славянские алфавиты на основании рун

Для того чтобы правильно понимать и использовать руны славян, важно знать, что существует не так много основных рунических алфавитов, каждый из которых имеет свои особенности использования и нанесения:

  1. Венедские (вендские) руны – это алфавит, использовавшийся славянами, которые жили на юге Балтики между Эльбой и Вислой до середины первого тысячелетия н.э;
  2. Бояновы руны – ими был написан в четвертом столетии «Боянов гимн» (один из самых известных древнеславянских эпосов). Эти руны схожи с начертанием символов народов Греции, Малой Азии и Черноморского побережья;
  3. Велесовы руны – находили применение в культурно-социальных отношениях восточных славян. С их помощью велись летописи до IX-го века на Руси. Ими была написана «Велесова книга» — одно из основных собраний обрядов, легенд и сказаний славян.
  4. Руница – по мнению некоторых ученых этот алфавит существовал еще со времен палеолита, на основании которого были составлены кириллица и глаголица. При этом существует теория, что такая «руница» является основой для письменности Древнего Египта и Китая.

Стоит помнить, что славянские руны – это не просто красивые символы, нанесение которых стало популярным, это часть нашей истории. Вопрос изучения рунной письменности – это вопрос сложный, требующий не просто базовых знаний мифологии, но и фундаментального изучения культурно-социальных отношений всей истории всех цивилизаций, которые внесли свою лепту в развитие и становление человечества.

18 Славянских Рун используемых в современности


















Cтраница из азбуки «Runa ABC» Йохана Буре. 1611 год Первый шведский букварь для обучения руническому алфавиту. Litteraturbanken

Руны — это вытянутые и угловатые буквы древних германцев, предков современных англичан, голландцев, немцев, датчан, норвежцев и шведов. Древнейшие известные памятники рунической письменности относятся к середине II века н. э. Изучение начертания рун показывает их проис-хождение от латинского алфавита: знаки ᚠ, ᚢ, ᚱ, ᚲ, ᚺ, ᛁ, ᛏ, ᛒ, ᛚ почти полностью повто-ряют начертания соответствующих латинских букв — F, U, R, С, H, I, T, B, L. Несколько дальше отошли от своих прототипов руны ᚨ, ᛊ, ᛗ, ᛞ и ᛟ , в которых угадываются буквы A, S, M, D и O.

Рунический алфавит, как и многие другие азбуки, называется по своим началь-ным буквам Греческое слово «алфавит» (ἀλφάβητος) образовано из названий первых двух его букв — «альфа» (ἄλφα) и «бета» (βῆτα). Русское слово «азбука» образовано по той же схеме: из названий букв «азъ» и «буки». — футарк (ᚠᚢᚦᚨᚱᚲ ). Древнейший старшерунический футарк содержал 24 знака: ᚠᚢᚦᚨᚱᚲᚷᚹ ᚺᚾᛁᛃᛇᛈᛉᛊ ᛏᛒᛖᛗᛚᛜᛞᛟ (fuþarkgw hnijïpzs tbemlŋdo в латинской транскрипции), а более поздний скандинавский младшеруниче-ский футарк — 16: ᚠᚢᚦᚯᚱᚴ ᚼᚾᛁᛅᛋ ᛏᛒᛘᛚᛣ (fuþąrk hnias tbmlR). Третья руна футарка ᚦ , обозначающая те же звуки, что th в англий-ском и θ в греческом, используется в исландском алфавите до сих пор (остальные его буквы взяты из латинского).

Рунами пользовалось большинство германских народов, но постепенно их вытеснил латинский алфавит. Меньше всего руны продержались в Германии; предки англичан, англосаксы, продолжали писать рунами до X века, а скандинавы — до позднего Средневековья. В отда-ленной шведской провинции Даларна руны дожили до XХ века: там сохранились сотни рунических надписей на зданиях, мебели, инструментах и посуде последних четырех столетий. Многие из них — владельческие подписи, но есть и более пространные тексты, например, надпись на деревянном столе, сделанная в голодном 1730 году, гласит: «На этот стол поместится много еды. Тот был бы счастлив, кто имел бы так много».

2. Почему руны так выглядят

Позаимствовав большинство букв у римлян, древние германцы изменили их начертание так, чтобы было удобнее прорезать или процарапывать знаки на дереве. Из-за этого руны получили удлиненные пропорции и рубленый вид. По той же причине классические германские руны содержали только вертикальные и диагональ-ные штрихи, или «стволы» и «ветви»: выводить округлые и горизонтальные элементы, нанося знаки поперек деревянных волокон, невозможно.

Рубанок из Вимоса с надписью на старшеруническом футарке. Остров Фюн, Дания, около 300‑х годов Nationalmuseet, Danmark

Гребень из Вимоса с надписью на старшеруническом футарке. Остров Фюн, Дания, около 160‑х годов Nationalmuseet, Danmark

3. Кто еще писал рунами

Германским словом «руны» также называют внешне схожую древнетюркскую, или орхоно-енисейскую, письменность, бытовавшую в Центральной Азии в VIII-X веках н. э. Самые важные памятники орхоно-енисейской письмен-ности — это каменные стелы, установленные в Монголии, Южной Сибири и в Семиречье (в районе озер Балхаш и Иссык-Куль). Надписи донесли до нас уникальные сведения по истории тюркских каганатов и, что не менее важно, язык той эпохи. Тюркский рунический алфавит был дешифрован в 1893 году великим датским лингвистом Вильгельмом Томсеном.

«Книга гаданий» («Irk Bitig»). Предположительно, IX век

Написана тюркским руническим письмом. Найдена в 1907 году в китайской провинции Ганьсу.

Or. 8212/161 / The International Dunhuang Project / British Library

«Книга гаданий» («Irk Bitig»). Предположительно, IX век

Написана тюркским руническим письмом. Найдена в 1907 году в китайской провинции Ганьсу.

Or. 8212/161 / The International Dunhuang Project / British Library

По образу и подобию германских рун создано также несколько искусственных письменностей в вымышленном мире Джона Р. Р. Толкина. Оксфордский профессор, специалист по древнеанглийскому языку и литературе, Толкин не только знал много древних языков, но и изобретал новые, старательно разрабатывая их грамматику и алфавиты. В основе одного из них, кирта, — германские руны. Киртом, например, была сделана надгробная надпись «Балин, сын Фундина, государь Мории», найденная героями «Властелина колец» в подземном городе.


Надпись на могиле Балина. Рисунок Джона Р. Р. Толкина The Tolkien Estate Limited 2015

4. Связаны ли руны с магией

Традиционное представление о тесной связи рун с магией появилось в Новое время. К тому моменту руны уже были вытеснены из практической сферы латинским алфавитом и продолжали использоваться в Скандинавии лишь для гадания и тайнописи. Каждая руна в футарке имела название: ᚠ — fehu («скот, богатство»), ᚢ — ūruz («бык, зубр»), ᚦ — þurisaz («великан»), ᚨ -ansuz («бог, ас»), ᚱ — raidō («путь, повозка») и так далее, поэтому иногда они использова-лись как идеограммы Идеограмма — письменный знак, обозначающий какое-либо понятие (а не, например, звук или слог). . Так, руна ᚠ могла быть начертана в качестве пожелания имущественного благополучия.

Возможно, именно о германских рунах писал в конце I века н. э. римский историк Тацит:

«Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки, высыпают затем как придется на белоснежную ткань. После этого, если гадание производится в общественных целях, жрец племени, если частным образом — глава семьи, вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками».

Магическое использование рун процветало и позже. В средневековой саге об исландском скальде (поэте) X века Эгиле Скаллагримссоне рассказывается:

«Когда они уже держали паруса наготове, Эгиль снова поднялся на остров. Он взял орешниковую жердь и взобрался с ней на скалистый мыс, обращенный к материку. Эгиль взял лошадиный череп и насадил его на жердь. Потом он произнес заклятье, говоря: „Я воздвигаю здесь эту жердь и посылаю проклятие конунгу Эйрику и его жене Гуннхильд, — он повернул лошадиный череп в сторону материка. —Я посылаю проклятие духам, которые населяют эту страну, чтобы они все блуждали без дороги и не нашли себе покоя, пока они не изгонят конунга Эйрика и Гуннхильд из Норвегии“. Потом он всадил жердь в расщелину скалы и оставил ее там. Он повернул лошадиный череп в сторону материка, а на жерди вырезал рунами сказанное им заклятье».

5. Где можно найти рунические надписи

Руны можно найти везде, где жили германцы, а особенно скандинавы. Ежегодно археологи преподносят рунологам — так называются исследователи рунических надписей — новые и новые находки.

Древнейшие старшерунические надписи концентрируются на севере Германии, на Ютландском полуострове и в Скандинавии, а затем распространяются по Европе вместе с разными германскими племенами, доходя до территории современной Украины и Боснии.

На Британских островах и во Фрисландии (нынешние Нидерланды) в V-XI веках использовался вариант рунического письма, называемый англосаксонскими или англо-фризскими рунами. Эта разновидность футарка была дополнена для полноценного воспро-изведения звуков близких между собой древнеанглийского и древнефризского языков.

Самый распространенный тип рун — младшие руны — сложился к IX веку в Скандинавии для записи древнескандинавского языка. Логично, что больше всего надписей млад-шими рунами сохранилось на Скандинавском полуострове и в Дании. Но не только. Викинги оставили их также на балюстрадах и подоконниках константинопольского собора Святой Софии — и даже на мраморном льве, стоявшем на входе в Пирейскую гавань близ Афин и вывезенном в XVII веке в Венецию.

Пирейский лев. Фотография 1920 года Swedish National Heritage Board

Рунический рисунок с лапы Пирейского льва. Отрисовка 1857 года En Nordisk Runeindskrift i Piræus, med Forklaring af C. C. Rafn, 1857

Половина из шести тысяч известных на сегодня рунических надписей выре-заны на так называемых рунических камнях — стелах, установлен-ных в память об умершем родственнике. Практически все надписи на руни-ческих камнях начинаются с перечисления имен заказчиков и сообщения об установке рунического камня, после чего указывается имя умершего и его родственная связь с заказчиками. Например, «Бергсвейн и Сигфаст и Фриди установили этот камень по Бури, своему отцу. Вырезал Фартегн».

Камень из Гёрлева № 1. Дания, 800–850 годы

Надпись на камне: «Тьодви поставил этот камень по Одинкауру.
fuþąrkhniastbmlR Перечисление всего младшерунического футарка. . Берегите могилу! þmkiiissstttiiilll Скороговорка: þistil - чертополох,
mistil - омела, kistil - сундучок.
. Я правильно расположил руны. Гунни, Армунд».

Камень из Йерминна № 1. Дания, 970–1020 годы

Надпись на камне: «Тольв поставил этот камень по Хради, своему брату, очень хорошему воину».

Erik Moltke / Nationalmuseet, Danmark

Большим событием в изучении рунической письменности стали находки археологов в норвежском Бергене во второй половине XX века. Подобно новгородским с берегов Волхова, во влажном грунте бергенской гавани сохранились сотни деревянных стержней и табличек с рунами. Менее масштабные комплексы бытовых надписей на деревянных и костяных предметах были найдены и в других городах Скандинавии. Сегодня известно уже более двух тысяч рунических «грамот».

Среди надписей на деревянных стержнях встречаются и любовные письма, например: «Моя любимая, поцелуй меня!» Также среди них есть вкрапления, записанные рунами, но на латыни — обычно это фрагменты молитвенного содержания.


Камень с острова Березань. Фотография 1969 года И. Павлов / РИА «Новости»

Скандинавские поминальные надписи повлияли и на древнерусскую монументальную эпиграфику, образчиков которой до нас дошло немного. На восточной окраине Новгородской земли, в Воймерицах на реке Мсте, рядом с Любытиным, в XI веке был поставлен каменный крест с кирилли-ческой надписью: «Богуславу и Лазареви братья и мати Мирослава поставили хрьстъ. Славоне дѣлале», то есть в переводе с древненовгородского диалекта «Богуславу и Лазарю братья и мать Мирослава поставили крест. Делал Славон».

Воймерицкий крест в Новгородском государственном музее-заповеднике. 2014 год Татьяна Шеломова / shelomova.spb.ru

Руническое письмо на Руси продолжало использоваться в XII веке, а возможно, дожило и до XIII века: в Смоленске в слоях XII века археологами найдена млад-шеруническая берестяная грамота из нескольких слов, а в Масковичах близ Браслава (нынешняя Витебская область Белоруссии) — отдельные руны и краткие записи на десятках обломков костей. К XIII веку пришлые скандинавы, по-видимому, полностью ассимилировались.

Источники

  • Мельникова Е. Скандинавские рунические надписи. Новые находки и интерпретации: Тексты. Перевод. Комментарий.

Для перевода с английского и русского или латвийского языков введите в поле формы любое слово или фразу и нажмите "Перевести/Найти".

Вы увидите перевод на руны и . Ниже отдельно показан перевод и названия рун слова или слов по отдельности (если вы ввели фразу). Если вы хотите получить перевод фразы, не разбивая ее на отдельные слова - введите слова, разделяя "-". Пробел, "+" и "," делят фразу на отдельные слова.

Для нахождения соответствия (день+месяц) и нумерологической сумме даты рождения (день+месяц+год) выберите соответствующие данные в нужных полях и нажмите "Транслировать". Результат - руны, соответсвующие дате, показаны под формой. Руны даты суммируются к рунам, соответствующим введенной фразе.

Пример с переводом слОва и даты: Если вы хотите узнать ведущие руны конкретного человека (или любого слова), необходимо ввести и имя (или любое слово) и дату, например:

Ведущая руна - та руна, которой больше всего в слове (или в слове + дата). Если кол-во рун одинаково (или их всех по одной), то ведущих рун несколько. Из них выбирается та, которая ближе по духу.

3-рунный рунескрипт - Формула из 3-х наиболее встречающихся рун в введенной фразе или слове. Если введена дата, то руны даты и слова суммируются.

Е. А. Гуревич

Руны, руническое письмо

Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 415-423

РУНЫ, РУНИЧЕСКОЕ ПИСЬМО, письменность, употреблявшаяся германцамисо II-III вв. По мере христианизации руническое письмо повсеместно вытесняется латинским алфавитом. Однако в Скандинавии, где руны имелинаиболее длительную историю, они были в ходу на протяжении всего средневековья, а вотдельных районах Швеции - до XIX в. Различают общегерманские, или старшие руны (доVIII в.), и развившиеся из них рунические алфавиты, применявшиеся у отдельных германских народов, - скандинавские, или младшиеруны (известные в ряде вариантов - «датские», «шведско-норвежские», «бесстволые» руны ипоявившиеся в более позднюю эпоху «пунктированные», а затем «дальские» руны) и англосаксонские руны. Сохранилось не менее 6000 рунических надписей (число находок постоянно возрастает), в основном выполненных младшими рунами, больше половины их найдено на территории Швеции, множество надписей обнаружено в Норвегии (1600) и в Дании (800). География рунических находок чрезвычайно обширна - отдельные надписи встречаются от Гренландии до Константинополя. Несмотря на отрывочность содержащихся в них сведений и нередко плохую сохранность (главным образом памятников, выполненных старшими рунами), рунические надписи - самые ранние письменные источники для изучения германской и особенно скандинавской культуры.

Старшие руны

Древнейшая система рунического письма - 24-значный алфавит. Каждая руна занимала в нем определенную позицию, и вместе они образовывали рунический ряд, соответственно последовательности его первых шести знаков обычно называемый «футарком» (fuÞark ). Сохранилосьок.200 надписей старшими рунами, самая ранняя - на наконечнике копья из Эвре Стабю(Норвегия, ок. 200 г.) raunijaz «испытывающий». Наконечники копий с нанесенными нанихрунами наименованиями оружия («нападающий» и т.д.) были найдены и в других частях Европы: на о. Готланд, в Пруссии, в Польше, на Украине. Помимо оружия старшие рунические надписи вырезались и на других предметах: орудиях, украшениях, амулетах, в Скандинавии с V в. также на камнях. Довольно многочисленную группу составляют надписи на чеканных золотых медальонах - брактеатах, датируемых 450-550 гг. и найденных преимущественно в Дании. Несмотря на то, что почти не сохранилось старшерунических надписей на деревянных предметах, предполагается, что именно дерево было тем первоначальным материалом, на который наносились руны: на это указывает характерная заостренная и угловатая форма рунических знаков, избегающих горизонтальных и округлых линий. Основные элементы рунической графики - т. н. «ствол» (длинная вертикальная или наклонная линия), отходящие от него короткие косые линии - «ветви» и «уголки» (последние могут выступать в различных комбинациях, соединяясь либо состволом, либо, в случае его отсутствия, между собой).

Считается, что рунический алфавит возникв I-II вв. н. э. на основе одного из южноевропейских алфавитов. Какого именно - остаетсяспорным. Родоначальник научной рунологиидатский ученый Л.Виммер (1874 г.) предполагал, что руны восходят к латинскому письму. Егооппоненты С.Бугге и О. фон Фрисен пытались вывести рунический алфавит из греческогокурсива, связывая появление рун со временемпребывания готов в Причерноморье (III в.).«Греческая теория» возникновения рунического письмавступает, однако, в противоречие с датировкойдревнейших рунических находок на территории Скандинавии. В дальнейшем наибольшеечисло сторонников завоевала теория норвежского рунолога К.Марстрандера (1928 г.), считавшего, что руны могут быть возведены к группе североиталийских алфавитов, употреблявшихся в течение нескольких столетий до н. э. иставших известными германцам благодаря посредничеству кельтов, однако прямой прототип рунического письма не был установлен. В последниедесятилетия, особенно после того, как были выявлены и детально описаны принципы начертания рун, ученые вновь обратили взоры налатинское письмо как на алфавит, способныйпослужить основой для рунического письма. При этом все без исключения рунические знаки были представлены как результат целенаправленных исистемных графических преобразований соответствующих букв латинского капитальногописьма.

Старшие руны - весьма архаичная система письменности. На это указывает как палеография старшерунических надписей, так и особенности их языка. Одна из характерных чертранних рунических памятников - отсутствиефиксированного направления письма: текстмог наноситься на поверхность предмета какслева направо (со временем это направлениестановится доминирующим), так и справа налево, при этом нередко возникал бустрофедон- оба способа письма использовались попеременно в пределах одной надписи. Точно так же(причем независимо от избранного резчиком направления письма) могли поворачиватьсявокруг ствола ветви отдельных рун Бывало, чтона одном стволе вырезалось более одной руны(«комбинированные» руны). Текст надписи либововсе не членился графически, либо членилсяпри помощи пунктированных знаков обычноне пословно, а на колоны - отрезки предложений или целые предложения. Вследствие того, что большинство старших рунических надписей найдено на территорииСкандинавии (прежде всего в Дании), их языкв течение долгого времени считали праскандинавским, т.е. древнейшим скандинавским языком-основой, засвидетельствованным письменными памятниками. Впоследствии эта точка зрения была отвергнута. На сегодняшнийдень считается доказанным, что язык старшерунических надписей не может быть отождествлен ни с одним из древнегерманских диалектов. Внимание рунологов привлек факт: при том, что старшее руное П.о просуществовало не менее шести веков и охватывает значительный ареал (территорию миграций и расселения германских племен), вплоть до VII в. и язык, и стилистические особенности выполненных этим письмом надписей оставались неизменными. Было высказано мнение, что язык старших рунических надписей является особым типом общегерманского койне (Э.А.Макаев), первым в истории германских языков литературным вариантом, который отличался большим единообразием и имел подчеркнуто архаизирующий, традиционный характер рун Эти свойства рунического языка находятся в прямой связи с функциями старшего рунического письма.

Старшие руны, по-видимому, применялись в основном в магических целях. Древнейшеезначение слова «руна» (друн-исл. r ú n , друн-англ. rūn друн-в.-нем. rūna ) - «тайна»: именно такойсмысл имело готское runa (срун:друн-в.-нем. rūnōn «шептать»). Структура рунического корпуса указывает на то, что руны весьма ограниченно использовались для передачи сообщений.Примерно четверть ныне известных старшерунических памятников - однословные надписи, в большинстве своем не содержащие ничего, кроме имен собственных. Самые ранние изтаких надписей обнаружены на оружии, гдеони порой соседствуют с магическими символами. Четверть памятников вообще не поддается прочтению - нередко это «темные» надписи, не образующие текста в обычном смысле слова. Среди них принято выделять т. н. «руническую абракадабру» - мнимые слова, обычно неэтимологизируемые сочетания рун, в устройстве которых прослеживаются определенные числовые закономерности (каждая руна имела свой порядковый номер), заставляющие предполагать их магическое применение. Четверть памятников - перформативные трафаретные формулы («Я, такой-то, вырезал руны») и краткие намогильные надписи иного содержания. И, наконец, последняя четверть памятников имеет явно магический смысл. Такова, например, надпись на вертикально стоящем камне из деревни Бьёркеторп (Швеция, VII в.) «Я спрятал здесь могучие руны. Да будет тот во власти беспокойства и беспутства, да погибнет тот коварной смертью, кто это разрушит». В одном из брактеатов читаем: «Я прозываюсь Хариуха, мне ведомо опасное, приношу счастье», - вслед за чем стоят три руны t , обозначающие бога войны Тюра, очевидно, призванные принести победу.

Каждая руна имела имя, т.е. не только передавала тот или иной звук, но и являлась знаком, соотнесенным с определенным содержанием, иначе говоря, могла употребляться как в фонетическом, так и в символическом значении. Названия рун, известные из более поздних источников (мнемонических рунических стихов), позволяют составить представление о символической роли, а отсюда и о возможномвменении отдельных знаков: f - *fehu (друн-исл. fé ) «богатство»,j - *jara (друн-исл. ár ) «урожай», n - nauð «нужда», k - kaun «язва», m - maðr «муж» и т. п. Так, трижды повторенное сочетание рун g и а , нанесенное на древко найденного в болоте копья (Крагехуль, о. Фюн, нач.VI в.), видимо, означало, что брошенное в болото копье было принесено в дар германским богам-асам: руна g называлась «дар», руна а - «ас».

О чудодейственной силе и магическом применении рун сообщается в исландском героическом эпосе и сагах. В эддических «Речах Сигрдривы» разбуженная Сигурдом валькирия учит героя пользоваться рунами на все случаи жизни: руны победы следует вырезать на рукояти меча и дважды пометить именем Тюра; дабы уберечься от обмана, необходимо нанести на рог руны пива и начертать на ногте руну n ; руны прибоя, если их выжечь на веслах и вырезать нa носу и на руле корабля, будут охранять его вбурном море; нарисованные на ладони повивальные руны окажут помощь при родах, целебные руны пригодятся для врачевания и т.д. Руническая магия не ограничивается нанесением соответствующих знаков на различныепредметы, руны также принимают внутрь, дляэтого резные руны соскабливают и смешиваютс медом. В другой песни «Старшей Эдды» -«Речах Высокого» рунам приписывается божественное происхождение («Руны найдешь // и постигнешь знаки, // сильнейшие знаки, // крепчайшие знаки, // Хрофт их окрасил, // а издали боги // и Один их вырезал»). В «Поезде Скирнира»посланец древнескандинавского бога плодородия Фрейра сватает за него Герд, но получает отказ. Только угроза вырезать руны «похоти, безумья и беспокойства» склоняет Герд к согласию на брак с Фрейром.

Поскольку вырезанные руны было принято окрашивать (в сакральных надписях - жертвенной кровью), длявыделения частей фразы в рунических надписях могли использоваться разные цвета: на некоторых скандинавских рунических памятниках эпохи викингов нечетные слова окрашеныкрасной краской, а четные слова - черной. Подобный прием обозначения словораздела служил не только для украшения, но и должен былзначительно облегчать дешифровку надписи.

Важнейшее условие эффективного использования рун, в соответствии с наставлениями «Речей Сигрдривы», - не перепутать и не повредить «могучие знаки». В «Саге об Эгиле», жизнеописании величайшего исландского скальда, рассказывается, в частности, как Эгиль при помощи рун исцелил тяжело больную женщину. Причиной ухудшения ее состояния оказались обнаруженные у нее в постели спутанные руны, которые нанес на китовый ус неумелый врачеватель. Стоило Эгилю, предварительно соскоблив неверные знаки и уничтожив китовый ус, вырезать новые руны и положить их больной под подушку, как она выздоровела. В другом эпизоде той же саги Эгиль с помощью рун отводит от себя беду. Когда на пиру ему был поднесен рог с отравленной брагой, скальд вырезал на нем руны, окрасил их своей кровью и произнес об этом вису, после чего рог разлетелся на куски. Впоследствии Эгиль при помощи вырезанного им рунами заклятья добился изгнания из страны своих недругов - правившей в Норвегии королевской четы.

Знанием рун владели немногие, прежде всего, по-видимому, жрецы, они же мастера рунического письма. В надписях старшими рунами неоднократно встречается слово erilaz («Я, эриль, начертал руны»). Высказывалось предположение, чторуническое erilaz должно быть связано с названием германского племени герулов (лат. eruli ),некогда населявших Зеландию или Ютландиюи, по сообщению готского историка Иордана,вытесненных оттуда в III в. данами. В герулахпытались видеть создателей или по крайнеймере посредников в распространении руниче ского письма. Согласно другой точке зрения, эриль в рунических надписях - не этнический, а социальный термин, возможно, обозначающийпредставителей военной касты. Подобный вывод основан на тождестве рунического erilaz древнеисландскому jarl - «правитель». В эддической «Песни о Риге», устанавливающей социальную стратификацию скандинавского общества, прямо говорится, что владение руним П.ом - привилегия высших его слоев: руны знает Кон (т.е. конунг ), сын Ярла, и сам Ярл, получивший это умение от Рига, своего божественного предка. Не исключено, что, подобно исландскому годи позднейшей эпохи, эрильмог совмещать роль светского предводителя с жреческими функциями.

Применение рун, почти всецело ограниченное рамками магии и ритуала, было связано ссакрализацией письма. Это явствует не толькоиз практики употребления рун в их символических значениях, но и из надписей, в которыхруное П.о использовалось в его прямой функции, как средство для записи текстов. Во многих случаях содержание таких надписей, - этопрежде всего информация о самой руническойписьменности. Многие старшеруническиенадписи не содержат ничего, кроме перформативных формул: на погребальных камнях может отсутствовать имя умершего, зато нередко присутствует самоаттестация рунического мастера, фиксирующего произведенное им магическое действие: «Хадувольф поставил три руныfff » (Гуммарп, Швеция, VI в.), «Я начертал руны, происходящие от высших сил» (Нулебю, Швеция, VII в.). Прямое следствие сакрализациирунического письма - темнота и синтаксическая дефектность многих рунических текстов, очевидно, не предназначенных для прочтения. Известныслучаи, когда могильные камни, с вырезанными на них рун и помещали не на могилу, но зарывали в землю, обращая знаками вниз: надписи такого рода явно изготавливались не радиувековечения памяти об умершем, но с тем,чтобы уберечь захоронение от разорения иливоздействия враждебных сил.

Критики гипотезы преимущественно магического использования рун (Э.Мольтке и друн)выдвигают в качестве главных аргументов последовательную фонологичность рунического письма и генетическую связь рун с южноевропейскими алфавитами. Первое, по их мнению, свидетельствует о примате коммуникативной функциирун, второе ставит древнегерманскую письменность в один ряд с другими древними системами письма. Однако, каково бы ни было назначение новоизобретенного алфавита, руное П.овозникло в обществе, в котором не существовало ни потребности, ни почвы для широкого применения письменности. В этих условиях и могло произойти отождествление рун с употреблявшимися с древнейших времен сакральными символами и превращение рунического письма в инструмент магического воздействия.

В то время как отдельные руны имеют прототипы в письменности других народов, рунический ряд в целом совершенно уникален. Необычность рунического ряда заключается не только в ни с чем не сопоставимом расположении знаков в алфавите, но и в его способности функционировать в качестве самостоятельного образования - футарка . Об этом свидетельствует особый тип рунических памятников - надписи, содержащие футарк. Факт наличия таких надписей нелегко объяснить. Попытка «реалистов» истолковать их как «наглядные пособия», изготовленные в целях обучения руному П.у, плохо согласуется с характером предметов, на которые они наносились: это - погребальные (в том числе внутримогильные камни и амулеты-брактеаты. Сторонники «магической теории», напротив, видят в практике изображения рунического ряда мобилизацию всех сверхъестественных сил, приписываемых отдельным рунам, что, однако, не проливает свет на не имеющее аналогий расположение самих этих знаков в ряду. Наиболее убедительное объяснение устройства рунического ряда - гипотеза Й.Йенсена, показавшего, что расположение рун в футарке подчинено определенному лингвистическому замыслу.

Как свидетельствуют древнейшие изображения футарка, старший рунический ряд был разделен на три равные части («семьи») по 8 знаков в каждой, названные по возглавлявшим их рун «семьями» Фрейра, Хагаля и Тюра. По наблюдениям Йенсена, расположение гласных и согласных в руническом ряду следует некоторым числовым закономерностям: в каждой из «семей» футарка содержится по 2 гласные и по 6 согласных букв, причем последние гласные в «семьях» разделены равным промежутком в 9 рун Число согласных, помещенных между обеими гласными в каждой из «семей» возрастает в прогрессии 1 -2-4 и соответственно убывает число согласных, стоящих после последних гласных в «семьях» (4-2-0). Так устроен рунический ряд, изображенный на Кюльверском камне (Готланд, V в.). В другом варианте футарка, лучше всего сохранившемся на брактеате из Вадстены (Швеция, VI в.) и отличающемся от кюльверского тем, что рун р - é и d -о в нем располагаются в обратном порядке (é - р ; о - а ), также царит симметрия в распределении согласных и гласных

Кроме того, Йенсен обратил внимание на то, что и качественный состав «семей» футарка подчинен определенным закономерностям: так, в каждой из них оказывается по одной лабиальной согласной (f;p;b ) и по паре шумных, противопоставленных по глухости/звонкости(k-g; s-z; t-d ). Вскрытое Йенсеном сложное и продуманное устройство рунического ряда по сути представляющего собой модель фонологических отношений языка, не оставляет возможности для случайности или стихийного формирования древнегерманского алфавита. Неведомый изобретатель футарка продемонстрировал в своем творении высокий уровень владения звуковой формой языка, что было в равной мере свойственно как мастеру рунического письма, так и древнескандинавскому поэту-скальду

Младшие руны

V П-V Ш вв. - переходный период в истории рунического письма. Сохранившиеся от этого времени рунические памятники - все они найдены на территории Норвегии и Швеции - крайне малочисленны. Надписи этого периода еще выполнены старшими рунами, однако в них уже заметны изменения в начертании и фонетическом значении отдельных рун, причем нередко параллельно с новыми употребляются и старые формы. Кроме того, меняется и языковой характер рунических памятников: они начинают отражать, хотя и весьма непоследовательно, специфические черты древнескандинавских диалектов, как раз в эту эпоху переживающих весьма существенную эволюцию, в ходе которой они окончательно оформляются как обособленная группа.

Предполагается, что в кон. VIII в. неизвестный реформатор подвел итог предшествующему развитию рунического письма, создав 16-значный рунический ряд. Родиной этого нового алфавита, к Х в. распространившегося по всей Скандинавии, принято считать Данию: именно здесь найдены самые ранние памятники, выполненные младшими рунми, благодаря чему это письмо получило название «датские» руны.

По мнению большинства рунологов, причиной перехода от старшего рунического ряда к младшему послужили главным образом те важные изменения, которые претерпел к этому времени фонетический строй скандинавсих языков: число гласных звуков возросло с 5 до 9, произошли преобразования в системе согласных. На все эти перемены рунический алфавит отреагировал весьма необычным образом; вместо увеличения числа знаков последовало резкое их сокращение. Рунический ряд не только не пополнился графемами для передачи новых гласных звуков, но, напротив, избавился от уже имевшихся в нем рун, обозначавших некоторые старые гласные (е; о). «Редукции» подверглись и отдельные графемы, передающие согласные звуки; вследствие этого на письме перестали различаться глухие и звонкие согласные (срун: ikla(n)t=England , «Англия»; tribin=drepinn , «убитый» и т.п.). В силу неадекватности системы графем звуковому составуязыка младшие руны в большинстве своем полифункциональны - почти каждая из них используется в нескольких фонетических значениях.

На фоне старшего рунического алфавитамладшие руны в течение долгого времени представлялись ученым как упадок письменности,а их возникновение пытались объяснить культурной изоляцией скандинавов. Все преобразования рунического письма., однако, следовали определенной логике и имели целенаправленный характерун В ходе перестройки рунического рядавзаимодействуют две явственно прослеживающиеся тенденции: фонетическая и графическая. Если старшее руное П.о было идеальным фонографическим алфавитом, то младшее, подчиняясь принципу экономии знаков, насвой лад также отражает звуковой строй языка, нолишь на уровне важнейших для той эпохи фонологических оппозиций. По-новомуупорядочивается и форма рун - отныне все они должны быть одной высоты; кроме того, каждая руна непременно должна иметь ствол и притом только один: не случайно из руническогоряда в первую очередь исключались графемы,не удовлетворявшие этим требованиям (g ; е; d ;о), попутно было изменено начертание некоторых рун (k; h; a; s; m ). Эти графические новшества были вызваны важными переменами врунической технике, в свою очередь связанными с изменением функций рунического письма.

В эпоху викингов получает распространение обычай воздвигать памятные камни, увековечивающие славу погибших участников военных походов. Это были либо просто отесанные, вертикально поставленные стелы (bautasteinar ),либо «рунические камни» (runsteinar ), с высеченными на них мемориальными надписями.В отличие от охранительных магических надписей старшими рунами, памятники такого родавыставлялись на всеобщее обозрение: их устанавливали у дорог или мостов, в христианскоевремя - внутри церковной ограды, т. е. в местах, где их могло увидеть как можно большелюдей. В Х в. вырабатывается трафаретнаяформула мемориальной надписи. Она включала в себя имя человека, в память о котором былпоставлен камень, иногда - оценку его доблестей, сообщение о том, где и как он погиб, имена его родичей, заказавших памятник, а частои имя мастера, вырезавшего надпись. Подавляющее большинство дошедших до нас младших рунических надписей - это надписи на памятных камнях, изготовление которых, также предполагавшее создание обрамляющегоруны орнамента, со временем превратилось ввысоко ценимое искусство, по формальной сложности и изысканности напоминающеетворчество западноскандинавских скальдов.Наивысшего расцвета это искусство достигаетв произведениях шведских рунических мастеров XI в., создавших несколько тысяч причудливо орнаментированных памятных камней и,как правило, оставивших на них свои подписи. Сохранились имена не менее 70 резчиков,в основном работавших в центральной Швеции; изготовленные ими памятники при всейтрадиционности их оформления нередко демонстрируют индивидуальную творческую манеру того или иного мастера.

Высеченные на камнях старшеруническиенадписи могли располагаться вертикально, горизонтально или по окружности камня; резчикобычно не соизмерял величину рун с размерами избранной им поверхности: если надпись неумещалась, ее переносили на любой свободныйучасток камня; стоящие по соседству рунические знаки часто были разной высоты. Уже в самых ранних рунических памятниках эпохи викингов этому беспорядочному разнообразиюбыл положен конец. Отныне надпись наносилась на камень строго по вертикали, плотно заполняя его поверхность, знаки вырезались наполосах, помещаясь между ограничивающимиих высоту линиями и были одного размера. Вэтих условиях особую роль приобретал ствол,задававший равную высоту любой последовательности рун Позднее строки надписи стали отклоняться от вертикали и следовать изгибу сторон камня. Так возникла форма дуги, затем -форма замкнутой дуги; оставленное надписью свободное пространство обычно заполняетизображение креста. С XI в. полоса, начало которой положили ограничивающие надписьлинии, преобразуется в рунического змея: к одному ее концу присоединяется голова, к другому - хвост. Нередко надпись располагаетсяна двух змеях, чьи головы и хвосты соединен орнаментальными связками. С течением времени форма змея все более усложняется, изгибаясь, он образует большие петли, появляется изображение его лап, хвост украшают многочисленные завитки. Наряду с руническим змеем, прежде всего характерным для шведских памятников, на мемориальных камнях эпохи викингов можно также встретить сцены из скандинавских сказаний о богах и героях изображения кораблей и т.п.

В надписях на памятных камнях, как правило, использовались «датские» руны, в связи с этим нередко именуемые «обычными» рунами Между тем, почти с самого своего появления младший рунический ряд существует в двух вариантах. Уже с первой половины IX в. получает распространение и другая разновидность младшего рунического письма - «рёкские» руны, обязанные своим названием самому знаменитому и загадочному руническому памятнику эпохи викингов, Рёкскому камню (Эстеръётланд, Швеция, серун IX в.), на котором была высечена самая длинная из всех известных рунических надписей (762 рун). Поскольку этот тип рунического письма регулярно употребляется в ранних мемориальных надписях (I Х-Х вв.), найденных на юго-востоке Швеции и в Норвегии, его часто называют «шведско-норвежскими» рунами.

В «датских» и «шведско-норвежских» рунах традиционно видели территориальные варианты младшего рунического письма. То, что последние - не независимый извод старшего рунического ряда, но результат переработки «датских» рун, было доказано еще Л.Виммером (в последнее время предпринимались попытки доказать обратное: что «датские» руны произошли от«шведско-норвежских» рун). По сравнению с «обычными» руни, «шведско-норвежские» руны демонстрируют торжество принципа графической экономии: ветви их укорочены (еще одно название этого алфавита - «коротковетвистые» руны) и редуцированы до минимальных форм, необходимых для различения знаков. Все изменения в начертании графем были промзведены в соответствии с рациональным использованием четырех признаков - числа ветвей, их направления, длины и уровня расположения на стволе. При этом в отдельных случаях имело место радикальное «усечение» графической формы рун Исходя из характерной для этой разновидности рунического письма тенденции к упрощению графики, шведский исследователь Э. Вессен пришел к выводу, что «коротковетвистые» рун - не территориальный, а функциональный вариант рунического алфавита. В то время как «обычные» руны были монументальной формой письма, используемой в парадных мемориальных надписях на камне, «шведско-норвежские» руны представляли собой своего рода руническую скоропись, предназначенную для повседневных нужд и употребляемую на недолговечном материале - дереве. Поскольку памятники, свидетельствующие о широком обиходном применении рунического письма, относятся к более позднему времени, когда в Скандинавии уже использовалась иная разновидность рунического алфавита («пунктированные» руны), гипотеза Вессена обречена остаться в области предположений. Однако имеются важные косвенные доказательства в ее пользу. Прежде всего это - немногочисленность памятников и непродолжительность употребления «шведско-норвежских» рун в мемориальных надписях, откуда они были вытеснены «обычными» рунами, а также регулярное использование отдельных «коротковетвистых» рун в надписях на камнях, свидетельствующее о том, что рунические мастера были хорошо знакомы с обеими формами рунического письма.

О том, что «шведско-норвежские» руны не выходят из употребления после того, как на рунических камнях они уступили место «датским» рунам, говорит и созданная на их основе разновидность рунического письма - «бесстволые», или «хельсингские» руны, появившиеся в центральной Швеции в нач. XI в. Знаки этого ряда нередко называют рунической стенографией: ни в одном другом варианте рунического письма не были произведены столь радикальные графические прео6разования, до неузнаваемости изменившие форму рун Отличительная их черта - отсутствие ствола (его сохранила лишь руна i ): ветви рун распo ложены на разном уровне и развернутывправо или влево от невидимой вертикали, которую заменяет полоса рунического змея. Сохранилось немногим более десятка мемориальных надписей, выполненных «бесстволыми» рунами, ни о каком ином употреблении этих рун сведений нет.

Бергенские находки

В древнескандинавских рукописных памятниках не раз упоминаются послания на rúnakefli - деревянных гладко обструганныхпалочках, на которых вырезались руны, В истории Амлета (Гамлета), изложенной СаксономГрамматиком в «Деяниях датчан» (нач. XIII в.) говорится о письме на дереве, адресованномкоролю Британии, которым датский корольснабдил двух своих людей, сопровождавшихпринца в его поездке в Англию. Амлету удается выкрасть послание; соскоблив письмена, содержавшие просьбу убить его, он заменяет ихдругими знаками, вынося смертный приговорсвоим спутникам. Несомненно, что речь в этомрассказе может идти только о рунах. В «Саге об Эгиде» дочьЭгиля, Торгерд, обещает вырезать на rúnakefli поминальную песнь, которую ее отец сложит о своих погибших сыновьях. Стихи, деловые и любовные письма, бирки с именами владельцев товаров, заклинания, амулеты с текстами латинских молитв - колоссальный (более пяти сотен надписей) корпус, казалось бы, навсегда утраченных памятников, свидетельствующих как об интенсивном использовании рун на дереве, так и о широком распространении рунической грамотности, был обнаружен в 60-е гг. XX в. в ходе раскопок на Брюггене, в древнейшей части норвежского г. Бергена, с кон. XI в. - места поселения купцов. В отправленном из Южной Норвегии послании (первая половина XIV в.) некий Торир Фагр жалуется своему бергенскому компаньону на плачевное состояние дел: ему не удалось раздобыть ни пива, ни рыбы, и он умоляет своего друга Хавгрима не требовать от него его доли и уладить дело с «хозяином», но скрыть все от Торстейна Длинного, а заодно не забывает заказать себе перчатки. Другое руническое письмо (кон. XII в.), написанное Сигурдом Лавардом, старшим сыном короля Сверрира, содержит просьбу изготовить копья из присланных ранее восемнадцати локтей железа. Надписи на рунических палочках впоследствии были обнаружены археологами и в других частях Норвегии. Подобно новгородским берестяным грамотам, они показывают важную роль письменности в повседневной жизни средневекового скандинавского общества и ее доступность разным слоям населения - от принцев; знати до купцов и свободных крестьян-бондов.

Все относящиеся к этому времени рунические надписи выполнены «пунктированными» рунами - 24-значным руническим алфавитом, который сложился на основе главных разновидностей 16-значного рунического ряда, постепенно заполнившего все свои лакуны. Уже в нач. XI в. в мемориальных надписях появляются отдельные «пунктированные» - помеченные точками знаки: руна i с точкой посередине используется в значении е , руна k с точкой, помещенной сверху между стволом и ветвью, обозначаетg и т.д. Одновременно происходит дифференциация звуковыхзначений ряда употреблявшихся параллельно«обычных» и «коротко-ветвистых» рун В результате к кон. XII в. руное П.о полностью приспособилось к фонетической системе языка ини в чем не уступало латинскому письму.

Наиболее ранние из бергенских находок датируются кон. XII в., самые поздние - второй половины XIV в., т.е. относятся к эпохе,когда в Скандинавии уже использовалось латинское письмо. Не исключено, что им владели и некоторые создатели рунических надписей. Сохранилась, например, записка на rúnakefli , адресованная священником Иономзнатному горожанину ГуннаруХвиту (серун XIVв.). Около 10% рунических надписей на rúnakefli - латинские. Так, на одной из палочек по-латыни рунами вырезаны фрагменты изсборника поэзии вагантов Carmina Burana , надругой - Вергилиева строка: Omnia vincit amor, et nos cedamus amori («Все побеждает любовь,покоримся и мы любви»). Из этого следует, чторуны не сразу выходят из употребления не только в связи с тем, что латинское письмо (уже вXII в. применявшееся для записи текстов на народном языке) оставалось достояниемлишь клириков и небольшой части образованных мирян (litterati ): с самого начала книжное и руное П.о обслуживали разные потребности. Раньше всего латинской письменности удается заменить собой исконноеруное П.о в мемориальных надписях: обычайвоздвигать рунические камни просуществовал до серун XII в.; однако как обиходное письмо, используемое для передачи сообщений,не заслуживающих фиксации на дорогом идолговечном материале - пергамене, руныпродолжают употребляться вплоть до XV в.При этом известны отдельные случаи их проникновения в область, где изначально и безраздельно господствовала латинская письменность: в кон. XIII в. в Дании появляютсядве рунические рукописи, в том числе запись«Сконского права» (Codex Runicus ).

Младшие руны и магия

Хотя начиная с эпохи викингов руное П.о прежде всего использовалось в коммуникативных целях, на протяжении всего средневековья рунам продолжали приписывать магические свойства. Порой для придания надписи особой силы ее содержание прятали в шифрованные руны. Известно несколько видов рунических шифров. В одном в качестве заместителей отдельных рун выступали графические знаки с вырезанными сверху и снизу отходящими в обе стороны от ствола ветвями. Число нижних ветвей указывало на номер семьи футарка (счет семей, в соответствии с магической практикой велся с конца), число верхних - на порядковый номер руны. Подобные знаки наряду с иными типами «тайных» рун присутствуют в надписи на Рёкском камне, где вырезанный младшими рунами текст заключен в раму из шифрованных и старших рун Среди рунических находок относящихся к более позднему времени, множество колдовских формул, заклинаний, заговоров, нередко соседствующих со словами латинских молитв. По мере того, как руное П.о вытеснялось латинским, руны все чаще применялись не как письменные, но как магические знаки: во второй половине XIV в. самым распространенным типом рунических надписей становятся надписи на посуде, вырезавшиеся на дне тарелок, сосудов и т.п., причем помимо охранительных формул в роли оберегов выступали и отдельные рунические знаки. В позднее средневековье и в эпоху Реформации руны встречаются в качестве колдовских символов в книгах по черной магии. Там же, где руническая традиция еще сохранялась, как это имело место в шведской области Даларна, где из смешения рун с латинскими буквами уже в Новое время возникли «дальские» руны, которые. как и ведущие свою историю от средних веков рунические календари, продолжали употребляться до XIX в., руны были низведены до положения «азбуки неграмотных».

Англосаксонские руны

Особый вариант рунического письма, употреблявшийся в Англии в V П-Х вв. Англосаксонский рунический ряд (futhork ) представляет собой модификацию старшего футарка. Как и в случае скандинавских (младших) рун, изменениям подверглось не только начертания отдельных знаков древнегерманского алфавита, но и его состав, однако преобразование системы письма в Англии шло в направлении, противоположном развитию рунического письма ее северных соседей: не в сторону сокращения числа рун, но, напротив, в сторону пополнения рунического ряда. Уже в памятниках кон. VII-нач. VIII в. англосаксонский рунический ряд содержит 28 знаков, позднее их число возрастает до 33 рун Именно столько рун в руническом ряду в рукописи древнеанглийской «Песни о рунах» (I Х-Х вв.).

Сохранилось несколько десятков памятников англосаксонской рунической письменности, древнейшие из которых восходят к серунVII в. Как правило, это очень краткие надписи(надписи на монетах содержат лишь имена).Самый значительный среди ранних англосаксонских рунических памятников - надпись, окаймляющая сцены из древнегерманских,римских и библейских сказаний, вырезаннаяна т. н. руническом ларце Фрэнкса (Franks Casket , VII в.). К более позднему времени относится стихотворение религиозного содержания, высеченное на Рутуэльском каменномкресте (Шотландия, VIII-I Хвв.).

Старшие руны

f u Þ a r k g w h n i j p æ z s t b e m l ŋ d o

Датские руны

Шведско-норвежские руны

f u Þ ą r k h n i a s t b m l R

Макаев Э.А. Язык древнейших руническихнадписей. М., 1965; Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. М., 1977;Смирницкая О.А. Древнейшие руническиенадписи как памятник протостиха// Эпос СевернойЕвропы. Пути эволюции. М., 1989; Смирницкий А. И. Вопрос о происхождении рун и о значении праскандинавских надписей как памятников языка // Уч. записки Ин-та языка и лит-ры, 1931, т.4; Стеблин-Каменский М.И. Древнескандинавская литература. М., 1979; Bæ ksted A. Må lruner og troldruner. Runemagiske studier. Kø benhavn, 1952; Jensen J . The Problem of the Runes in the Light of Some Other Alphabets // Norsk Tidskrifl for Sprogvidenskap. Oslo, 1969; Krause W. Runeninschriften im alteren Futhark. Halle, 1937;Liest øl A. Correspondence in Runes // MediaevalScandinavia, 1968, Vol. I; Moltke E. Runes andtheir origin. Denmark and elsewhere. Copenhagen,1985;Wimmer L. Die Runenschrift. B., 1887.

Иллюстрации :

Язык викингов – уникальное явление. Об этом свидетельствуют его отличительные особенности, самой главной из которых считается доступность широкому кругу пользователей. Стоит также отметить необычность и простоту символов, порядок их написания, особенности чтения, а также широкие возможности в выборе материалов для их вырезания и начертания. Благодаря руническим записям, относящимся к эпохе викингов, современным ученым удалось многое узнать о жизни древних скандинавов, об их миграции, а также о происхождении и значении их имен.

Под понятием «датский язык» на протяжении всей эпохи викингов и в течение нескольких веков после ее окончания объединялись все скандинавские языки. Согласно одной из версий, это определение появилось за рубежом, а позже было принято и жителями полуострова. Данный факт свидетельствует о том, что древние скандинавские языки мало отличались между собой, но не имели сходства с другими европейскими языками.

До наших дней практически не дошло сведений о том, как звучал датский язык. Скудные сведения историки берут из слов, позаимствованных другими народами. Также в изучении языка викингов им помогают скальдическая поэзия и надписи на старинных монетах. Благодаря этим артефактам ученым удалось определить, что речь древних жителей из различных мест Скандинавии не являлась полностью идентичной. Так, на западноскандинавском языке говорили поселенцы территорий, на которых находятся современные Норвегия и Исландия, а на восточноскандинавском – древние обитатели Швеции и Дании. Древнеисландский язык менее остальных изменился к сегодняшнему дню, поэтому ученые черпают знания именно в современной речи исландцев.

О происхождении рунической письменности

Несмотря на отличия в языках, любой скандинав и сейчас самостоятельно, без словаря и переводчика, может понять большинство слов из рунических надписей. Изначально данная письменность возникла у германских народов спустя несколько веков после Рождества Христова. Она включала 24 знака, составленных из вертикальных и косых линий. Именно их было удобнее всего вырезать на поверхности из дерева. Поскольку горизонтальные линии выглядели смазано из-за того, что они как бы терялись в волокнах древесины, то их не использовали.

С началом эпохи викингов количество рун уменьшилось до 16 знаков. Параллельно изменилось и написание некоторых из них. Руны были упрощены с целью удобства их нанесения на различные поверхности. При этом чтение знаков усложнилось, так как многие из них приобрели дополнительные значения. Кроме того, одна руна может обозначать несколько звуков. Так, руну «к» можно прочитать в четырех вариантах: «к», «г», «нг» и «пк». Одновременно с этим была создано множество знаков, разделяющих слова и фразы.

О причинах появления 16-значного рунического алфавита доподлинно неизвестно. Согласно одному предположению, эти изменения произошли не в силу естественных причин, а из-за «повеления сверху». Данную версию подтверждает тот факт, что в те времена центральная власть произвела множество глобальных изменений в обществе.

Новый алфавит получил название «fupark» – именно эти 6 знаков находились в его начале. Он существовал в 2-х видах: датском и шведско-норвежском. Первый вариант включал обычные руны, а второй – «короткосучковые», отличающиеся меньшим количеством ответвлений и их незначительной длиной. Оба вида рун нашли свое применение. Так, с помощью обычных чаще вырезались торжественные и памятные надписи, а более простые «короткосучковые» широко использовались торговцами и простыми людьми.

Рунические знаки писались не слева направо, а сверху вниз. Они не подходили для написания писем на пергаменте. Для этого использовался латинский алфавит, известный в то время в основном церковнослужителям.

Применение рунических надписей и артефакты

Чтением новых знаков владело большинство представителей знати. Ведь рунические надписи наносились на памятные камни с той целью, чтобы их читали. Скандинавы вырезали руны на бортах кораблей, конской сбруе, гребнях, на изделиях из кожи и кости и пр. В одних случаях это было имя хозяина вещи, в других – мудрое изречение, в третьих – магические письмена. К самым ценным находкам можно отнести надпись на фрагменте человеческого черепа, который был найден на месте торгового центра Рибе. Артефакт датируется VIII веком. На нем четко просматривается имя Одина – верховного языческого божества, которому поклонялись викинги. А кто-то, используя древнескандинавский язык рун, удовлетворился тем, что просто вырезал на обычном гребне слово, обозначающее название этого предмета. Попадались археологам и «любовные записки». К примеру, найден обломок кости животного с надписью «поцелуй меня». Но встречались и серьезные письма, которые вырезались на деревянных дощечках. Так, сообщение с просьбой что-то сделать (что именно – не удалось прочитать) относится к IX веку и адресовано мужчине по имени Оддульв.

Вытеснение рунических знаков латинскими буквами

После христианизации Скандинавии, которая пришлась на последний век первого тысячелетия, на этих землях стал вводиться латинский алфавит. Это подтверждено надписями на монетах, относящимися к X столетию, а также письмом одной высокопоставленной особы, которое датируется XI столетием. Но для лаконичных повседневных записок руны считались более удобными, и их продолжали применять до позднего Средневековья. Ведь начертать послание гораздо проще с помощью ножа и кости, оставшейся от обеда, чем с помощью чернильницы и пергамента, которые в те времена были доступны далеко не всем.

Имена скандинавов

Надписи на рунических камнях содержат много сведений, в том числе и о распространенных в Скандинавии именах. Многие имена использовались по всей ее территории (например, Ульф и Торстейн), но были и такие, которые встречались лишь конкретных регионах. Так, к западноскандинавским относятся Оддкетиль и Эйульф, а из восточноскандинавских распространенными являются Токе, Манне и Асвед. Благодаря «региональным» именам историки имеют возможность определить происхождение представителей той или иной колонии. К примеру, по географическим названиям в Нормандии можно прийти к выводу, что основную часть скандинавских переселенцев составляли датчане. Так, название города Окевиль происходит от датского имени Оге.

Времена викингов примечательны тем, что именно в эту эпоху появилось немало имен, включающих имя языческого божества Тора (Торкиль, Торстейн, Токе и пр.). Многие из них не перестали использоваться и после христианизации Скандинавии. Не забывали викинги и о «братьях меньших», давая людям имена, включающие названия животных (Гунульф, Стигбьерн) и даже присваивая им полные названия того или иного вида живности (Урм – змея, Бьерн – медведь).

Традицией некоторых знатных родов было нарекать своих отпрысков лишь определенным минимумом имен. К примеру, норвежские короли чаще всего давали своим потомкам имена Улав и Харольд. Некоторым скандинавам присваивали дополнительные имена. С их помощью подчеркивалась принадлежность к определенному роду либо к региону. Так, мигранта из Дании, который осел в Норвегии, могли называть Ульф-Датчанин. Кроме того, в имена закладывались основные характеристики человека, его профессия, статус и пр. Например, имя «Горм Клана» обозначало «Горм растяпа». До наших дней дошло много прозвищ известных личностей эпохи викингов: Ивар Бескостный, Харальд Прекрасноволосый, Рагнар Кожаные Штаны и пр.

Большое количество имен собственных, появившихся еще в эпоху викингов, существуют и в наши дни. Из обихода скандинавов (и не только их) до сих пор не вышли такие древние мужские имена, как Ульф, Ивар, Аслак, Кнуд, Эрик и множество других. Из женских имен, относящихся к эпохе викингов, следует выделить такие: Ингрид, Сигрид, Тора, Осе, Туве и т.д. После введения христианства эти имена несколько «разбавились» библейскими именами. Многие из дошедших до наших дней имен прекрасно «уживаются» между собой и сейчас, несмотря на то, что их корни восходят к различным религиям.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.