Глаза богородицы. Глазами современников

07.04.2014

Какой видели Пресвятую Деву Марию, Матерь Божию, ее современники - люди, которые имели счастье видеть Ее, говорить с Ней, быть свидетелями ее жизни и трудов?

Вот какие сведения о Ней можно почерпнуть из писем святителя Игнатия Богоносца – святого I – начала II века: «У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им − как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения».

О встрече с Божией Матерью своему учителю апостолу Павлу писал святой Дионисий Ареопагит, специально приезжавший из Афин, чтобы увидеть Ее: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Из века в век Предание Церкви хранит память о Той, Которая стала Матерью Бога, ибо, как пишет Иоанн Дамаскин, «Само Божие Слово, прежде веков, вне времени от Отца рожденное, безначально и вечно с Отцом и Духом пребывающее, в последние дни для нашего спасения вселилось в утробу Святой Девы и от Нее без изменения воплотилось и родилось».

В IV веке святитель Амвросий Медиоланский в своем труде «О девственницах» свидетельствует о том, что дошло до того времени от живших прежде христиан: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудрена в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего?»

Люди, непосредственно видевшие Божию Матерь, рассказывали святителю Игнатию Богоносцу, что по Ее святости в наружности Приснодевы Марии «соединились естество Ангельское с человеческим». С этими свидетельствами перекликается то, что мы читаем о Богородице в творениях святого Амвросия: «У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

«Поистине, в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно совершенства Ее души», −напоминает в слове на Благовещение святитель Григорий Неокесарийский.

Сохранились сведения о том, как Пресвятая Богородица выглядела внешне, – рассказы раннего времени собрал живший в XIV веке автор «Церковной истории» Никифор Каллист. По этим свидетельствам, Дева Мария была среднего роста или, может быть несколько выше, «волосы у Нее золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные». Она довольствовалась естественным цветом одежд, рассказывает церковный писатель, приводя в пример хранившийся в церкви головной покров Ее.

Пресвятая Дева, продолжает он, была совершенно безыскусственная, простая, нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать. Царица Небесная, Матерь Божия «в беседе сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась»

Такой предстала Святая Дева Мария и тогда, когда увидела Архангела Божия Гавриила, сказавшего Ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1. 28).

Вряд ли на свете найдется хоть один человек, который не слышал о Деве Марии. С первых дней после своего успения и по сей день Пресвятая Дева Мария помогает христианам. Согласно Священному Писанию, Божия Матерь, явившись апостолам в третий день после Своего Успения, сказала им: «Радуйтесь, Я с вами буду во все дни».

Отмечено, что явления Богородицы чаще всего совпадают с какими-то грядущими катастрофами, войнами и другими масштабными бедствиями.

Дева Мария будто бы предупреждает людей об опасности. Чаще всего Она предстает в виде легкого, как бы сотканного из дымки женского силуэта. Согласно церковным писаниям, распятый на кресте Иисус вручил Мать Свою попечению Иоанна Богослова, своего любимого ученика, а все человечество - Пресвятой Богородице.

Существует мнение, что Богородица является не каждому, а только тем, кто глубоко верует и прислушивается к ее советам. Конечно, это Божественное чудо, как и все остальные чудеса, подвергается критике и неверию скептиков. Но как бы там ни было, известны случаи, когда Божественная помощь способствовала спасению людей.

В Латинской Америке наиболее почитаемой святыней является нерукотворный образ Девы Марии Гваде-лупской. Ее считают покровительницей обеих Америк и называют: «Наша сеньора Гваделупе». Началось все в декабре 1531 года, когда 17-летний индеец Хуан Диего, идя на утреннюю мессу мимо холма Тепейак, услышал сверху чье-то пение.

Взобравшись на холм, юноша увидел молодую женщину, которая была больше похожа на его соплеменниц, чем на испанку. Женщина находилась как будто внутри сияющего облака. Она представилась Матерью Божией. Четыре дня подряд являлась Богородица Хуану Диего, обращаясь к юноше с просьбой, чтобы на этом холме построили церковь, где все желающие могли бы почитать ее Сына - Иисуса Христа.

Однако священники решили, что юноша просто фантазирует, ведь у индейцев, как тогда считали испанцы, нет души, значит, и Богородица им не может явиться.

Тогда Дева Мария велела индейцу собрать цветы на каменистом холме. Юноша безропотно повиновался, хоть прекрасно знал, что там ничего не растет. И вдруг он увидел розовый куст, растущий прямо на камне. «Вот Мое знамение, - сказала Дева Мария. - Возьми эти розы, заверни в свою накидку и отнеси епископу. На этот раз он поверит тебе».

Когда Хуан Диего развернул перед епископом свой плащ, то все присутствующие упали на колени: на ткани плаща оказался запечатлен образ Пресвятой Девы. После этого шесть миллионов индейцев приняли христианство. Так состоялось крещение Латинской Америки.

«Я ЕСМЬ НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ»

Небольшой город Лурд, находящийся на юго-западе Франции, получил широкую известность в 1858 году благодаря 14-летней девочке Бернадетте Субиру. Именно она удостоилась быть свидетелем целых 18(!) явлений Девы Марии. В холодном феврале 1858 года Бернадетта и другие дети собирали в роще ветки для растопки.

Чтобы добраться до залежей веток, им пришлось вброд перейти ручей. Когда Бернадетта вышла на другой берег, она услышала шум, похожий на шум ветра, а возле открывшегося ее взгляду грота увидела даму в белом платье, у ног которой были рассыпаны желтые розы. Удивительно, но никто другой ничего не увидел.

В этот раз девочка не посмела разговаривать с незнакомкой, она решила, что это призрак недавно умершей жительницы деревни. Несмотря на страх, ее тянуло к гроту, и она приходила туда снова и снова. Теперь уже девочка понимала, что перед ней является Дева Мария, которая просит ее молиться за грешников. В одно из своих явлений Богородица дала Бернадетте поручение: «Иди к священникам и скажи: Я хочу, чтобы здесь построили часовню».

Но священники принимали рассказы за пустые выдумки, а девочку и вовсе за сумасшедшую. Только ее духовник попросил узнать имя женщины. И Богоматерь ответила: «Я есмь Непорочное Зачатие». Когда девочка передала ему эти слова, священник был поражен до глубины души.

Бернадетта не могла знать, что незадолго до описываемых событий папа Пий IX провозгласил догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы. Да и сами служители до этого употребляли выражение «Безгрешное Зачатие». А это означало, что девочка действительно общается с Девой Марией.

Божия Матерь показала Бернадетте и чудотворный источник, к которому впоследствии стали стекаться миллионы людей. Только за первый год у этого источника совершилось пять официально удостоверенных исцелений. Позже Бернадетта стала монахиней под именем Мария Бернарда и умерла в возрасте 35 лет. Уже в 1933 году была причислена к лику святых католической церкви.

Перед тем как признать ее святой, представители католической церкви три раза вскрывали могилу. Свидетелями эксгумации были не только священники, но и доктора, а также другие уважаемые члены общества. И каждый раз все они убеждались: тело Бернадетты Субиру не тронуто разложением. На месте явления Богородицы был построен храм, а Лурд теперь за год посещают около пяти миллионов паломников.

ФАТИМСКОЕ ЧУДО

Пожалуй, самая значимая и известная серия явлений Божией Матери началась в мае 1917 года в португальском городе Фатима.

Сначала Дева Мария явилась трем детям: Лусие, Жасинте и Франсишку, игравшим в поле неподалеку от дома. Она спросила, готовы ли они стать избранниками Господа, чтобы искупить наносимые Богородице оскорбления и богохульства. Те с восторгом согласились.

Уходя, она наказала детям ежедневно молиться о мире и спасении грешников и велела приходить на место встречи в тринадцатый день каждого месяца. Ребята рассказали обо всем родителям, а те в свою очередь соседям. И уже 13-го числа следующего месяца детей сопровождало около 60 человек.

Надо сказать, что явившуюся Богородицу никто не увидел, кроме этих троих ребят, тем не менее с каждым месяцем людей на поле становилось больше и больше.

В Фатиму со всех концов света стали стекаться паломники. За два дня до 13 октября все дороги, ведущие в город, были забиты повозками и пешими. Ожидая явления Девы Марии, люди, а их было около 70 тысяч, спали на земле, несмотря на октябрьский холодный дождь, ливший уже три дня.

Все вымокли до нитки. В полдень все присутствующие опустились на колени, невзирая на грязь и лужи. Лусия, увидев Богородицу, воскликнула: «Вот Она!», и все увидели, как детей окутало легкое белое облако. Оно трижды поднималось вверх и опять опускалось на детей.

Потом очевидцы рассказывали, что вдруг прекратился дождь, выглянуло солнце, но вид его был странным: диск, окруженный сияющей короной, на который можно было смотреть не щурясь.

На глазах у всех солнце сначала закружилось, как огромное огненное колесо, разбрасывая во все стороны разноцветные яркие вспышки, затем оно как бы отделилось от неба и по спирали стало спускаться вниз, излучая тепло. Этот танец солнца продолжался не менее десяти минут и был виден за многие километры от Фатимы.

Когда все закончилось, люди с удивлением обнаружили, что их одежда внезапно высохла. Это было последнее явление Богородицы детям.

Дева Мария оставила им три предсказания, последнее из которых было раскрыто совсем недавно. Первое и второе были обнародованы по разрешению папы Пия XII в 1942 году. В одном говорилось о грядущей войне, которая унесет миллионы жизней (видимо, имелась в виду Вторая мировая война). Второе пророчество касалось России, которая должна посвятить свое сердце Деве Марии, чтобы на смену хаосу в стране пришли мир и покой.

А вот третье послание долгое время оставалось тайной за семью печатями. Только в 2000 году папа римский Иоанн Павел II приоткрыл завесу: оно касалось покушения на его жизнь. И действительно, в 1981 году в Иоанна Павла II стрелял турецкий террорист.

Но это еще не все: предположительно, третье послание содержит также информацию о дальнейшей трагичной судьбе католической церкви. Похоже, что церковные иерархи предпочитают ее скрывать, чтобы не вызывать волнения среди верующих.

НА ДОРОГАХ ВОЙНЫ

Сразу после вторжения гитлеровских войск на территорию СССР Патриарх Антиохийский Александр III принял затворничество и уединился в подземелье, в котором хранилась икона Божией Матери. Без еды, воды и сна он молился о помощи для России.

Спустя трое суток ему явилась Дева Мария и сказала: «По всей стране должны быть открыты храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и выпущены из тюрем. Они должны начать служить. Ленинград сдавать никак нельзя! Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанской иконой нужно совершить молебен и в Москве, затем она должна прибыть в Сталинград. Казанская икона должна идти с войсками до границ России».

Удивительно, но Сталин внял этим словам. Он пообещал митрополитам Алексию и Сергию всякое содействие. Икона Казанской Божией Матери была вынесена из Владимирского собора, ее пронесли крестным ходом вокруг Ленинграда, и город выстоял.

По некоторым данным, самолет, управляемый личным пилотом Сталина, облетел и вокруг обороняемой Москвы с чудотворным Казанским образом на борту. Мало кто знает, что и Сталинградская битва началась молебном. Затем икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали.

ЯВЛЕНИЕ В ЧЕРНОБЫЛЕ

Настоятель Свято-Ильинской церкви Николай Якушин рассказывает: «Дождливым весенним вечером в небе над Чернобылем многие горожане видели в необыкновенном сиянии женский силуэт, спускающийся с дождевых туч. На определенное время дождь полностью утих и настала необыкновенная тишина. Свидетели явления со страхом поняли, что происходит что-то особенно важное, касающееся самого города.

Из неясного силуэта постепенно стал четко виден образ, похожий на образ Богородицы в виде Оранты.

Горожане видели в руках Богородицы пучок сухой травы, которую она роняла, трава падала и разлеталась по мокрой земле. В мае, когда все повсюду начинает зеленеть, распускаться и цвести, засохшая трава практически не встречается.

А здесь на земле в большом количестве оказались сухие стебли травы, называемой чернобыль. В одно время сияние переместилось к Свято-Ильинской церкви, и Святая Дева двумя руками благословила Божий храм. Видение ушло так же внезапно, как и появилось».

Тогда явление Девы Марии было трактовано по-своему: якобы Божия Мать благословила храм, а сухая трава, скорее всего, означала неурожайный год. Только спустя 20 лет стал понятен смысл чудесного явления Богородицы. Она предупреждала о грозящей опасности, ведь пучок сухой травы, называемой чернобыль, или полынь, был неслучайно обронен ею на одноименный город.

«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь», и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откровение св. Иоанна Богослова 8:10-11).

В житии святого Андрея описано открывшееся ему видение: ему были показаны красоты рая, но, не увидев нигде Божией Матери, он спросил у своего таинственного спутника: «Где же Она?» В ответ услышал: «Она ходит по земле и собирает слезы плачущих». Вот так и ходит Пресвятая Дева Мария и по сей час и будет ходить по земле всегда, собирая слезы страждущих.

Один из военных, участвовавших в штурме Кенигсберга в 1944 году, рассказывал: «Когда прибыл командующий фронтом, с ним находились священники с иконой Божией Матери. Отслужив молебен, они спокойно пошли в сторону передовой. Вдруг ни с того ни с сего стрельба с немецкой стороны прекратилась, и наши войска начали штурм.

Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Пленные немцы в один голос потом говорили: «Перед началом русского штурма в небе появилась Мадонна, которая была видна всей немецкой армии. В это время абсолютно у всех отказало оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела».

Всем памятна трагедия в Буденновске в 1995 году, когда банда Басаева захватила персонал и пациентов центральной городской больницы. В те страшные дни местные жители несколько раз видели в небе образ скорбящей женщины, облаченной в темные одежды и стоящей у креста, образованного облаками.

Явления Девы Марии происходили и перед самим терактом, и после того как боевики покинули город. Многие и сейчас убеждены, что часть террористов была деморализована Ее появлением и именно это стало решающим моментом для освобождения заложников.

ВЫМЫСЕЛ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

До сих пор нет единого мнения о явлениях Богородицы. Люди по-разному относятся к подобным слухам. Те, кому посчастливилось стать свидетелями этого чуда, с негодованием отвергают предположение о мистификации. Скептики пожимают плечами.

Надо сказать, что и ученым пока не удалось разгадать эту тайну. Некоторые из них объясняют это более привычными современному миру причинами. Так, например, франко-американский ученый Жак Валле уверен, что на самом деле в Фатимском чуде замешаны инопланетяне.

«Знаменитые видения в Фатиме являются ярким историческим примером религиозной окрашенности встреч с НЛО. Фактическая сторона событий достаточно хорошо известна, но я готов биться об заклад, что истинную суть происходившего в 1917 году возле этого маленького португальского городка знают немногие.

Еще меньше людей, как я полагаю, знают, что серия наблюдений существа, которое приняли за Деву Марию, началась за два года до этого целым рядом классических наблюдений НЛО», - писал Валле в книге «Параллельный мир».

Российский ученый В. Мезенцев объясняет, что танец солнца, который 13 октября 1917 года вместе с детьми наблюдали 70 тысяч паломников, приехавших в Фатиму, был оптическим обманом, игрой света. Как бы там ни было, Римская католическая церковь официально признала Фатимское чудо и многие другие явления Богородицы.

Сегодня, когда мир то и дело содрогается от катастроф, трагедий, противостояний, нетерпимости и войн, наверное, нужно не ломать копья в бессмысленных спорах, а просто внять этим предостережениям и услышать главный призыв Пресвятой Богородицы: «Люди, остановитесь в своем безумии!»

И тогда в мире станет больше добра и меньше горя.

«Скорбящая» икона Пресвятой Богородицы в приделе святых Жен-мироносиц. Храм Воскресения. Иерусалим

В храме Гроба Господня в приделе святых Жен-мироносиц до недавнего времени пребывала чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скорбящая» (ныне в Греческой Патриархии). Сохранилась только верхняя часть изображения — лик Богородицы. Глаза ее опущены и скрыты под веками. В течение долгого времени эту икону — потемневшую, с едва различимым рисунком — посещали редко, лишь иногда арабы-христиане заходили сюда и ставили свечи. Благодатное событие произошло в 1986 году, за неделю до Пасхи. Один полицейский, араб-мусульманин, совершал обычай — обход огромного молитвенного комплекса. Заглянул он и в этот придел, после чего испуганный прибежал к алтарю греческого храма Воскресения, где в это время совершалось богослужение. Полицейский начал взволнованно объяснять священникам и монахам, что все вокруг образа Богоматери сияет, а сама икона выглядит как живая, открывает глаза и плачет. И, действительно, лик иконы обновился. С тех пор многие видели ее открывающей глаза, а некоторые и плачущей. На следующий же день Патриарх Иерусалимский и всея Палестины Диодор отслужил возле образа молебен. И теперь здесь всегда горит множество свечей, и множество верующих со страхом и благоговением всматриваются в светлый лик Пречистой, надеясь, что и они удостоятся взгляда Ее печальных глаз…

«Еще интересное и благодатное событие, — свидетельствует инокиня Наталья, — произошло накануне праздника Пасхи (1986 года) в храме Воскресения в Иерусалиме. Есть такой предел Жен — мироносиц в одном из уголков Воскресенского храма. Там три иконы. Около центральной возжжена лампада и под ней находится место стояния Божией Матери. Икона слева совсем темная, а справа икона Божией Матери. Причем глаза Ее опущены и скрыты под веками. Изображение очень невнятное и темное. Кто-то говорил, что она чудотворная, да местные арабки там ставили свечи, и всего-то. Накануне же Пасхи (за неделю) один полицейский (араб-мусульманин), делая, как обычно, обход всего огромного храма Воскресения, заглянул и в этот придел и, перепуганный, взволнованный, побежал к алтарю греческого храма, где как раз шла служба. Он стал объяснять священникам и монахам и спрашивать у них: «Что у вас там?! Все сияет, и икона живая, она глаза открывает!..» Действительно, лик у иконы обновился, и некоторые и после видели, как она поднимала на них свои печальные глаза, и многие видели, что икона плакала. На следующий день около этой иконы блаженнейший патриарх Диодор служил молебен, и с тех пор около нее стоят толпою люди, тянут зажженные свечи сквозь решетку, за которой находится икона, и ждут, что она посмотрит на них, молятся, плачут. Одни подходят, другие уходят. Я тоже простояла некоторое время около этой иконы, терпеливо взирая на ее кроткий и печальный лик. Матерь Божия очень благодатная, и стоишь перед Нею как живою и не знаешь, что просить, что говорить, как каяться, и тяжело от своего недостоинства, и сладко на Нее, живую, взирать и уйти не хочется. Никаких знаков я не видела, но пошла утешенная. Вот такое чудо произошло накануне Пасхи».

Из календаря на 2016 год
«Аще забуду тебе, Иерусалиме…». Горненский женский монастырь

Сколько раз мне приходилось проезжать мимо Кадома - уютного районного центра Рязанской области, а в нём самом так и не побывал. Взгляд всегда цеплялся за пологие склоны, поросшие куриной слепотой и густым ивняком. Между ними петляла довольно широкая речка Мокша, размашисто так петляла, лениво. Она с двух сторон окружала посёлок, и казалось, что в Кадоме кругом вода.

Самого посёлка не разглядеть с трассы, и ничего, кроме вот этой раздольной красоты да того, что когда-то моё родное село входило в состав Кадомского уезда, ничего больше о нём и не знал.

Год назад знакомая попросила показать ей дорогу в Кадом - она встречала сына, что с московскими друзьями отправился на Мокшу, на майскую рыбалка. Что тут говорить: в этой реке рыбы всякой много водится.

Выехали заранее, и чтобы не бросать на ветер время, решили поближе познакомиться с рязанским посёлком.

Уютные чистые улицы. Магазинчики - большие и малые. Прохожие, редко встречающиеся. Как и все российские ра йонные центры, ленивые в своем движении.

Что же у вас есть интересного? - спросили у старушки, несущей из магазина буханку ржаного хлеба и пшеничный батон.

Впервые у нас, поди? - не столько спросила, сколько сама себе ответила та. - Так у нас много чего хорошего есть. А вы не раздумывайте, вот по прямой дороге в центр ехайте, там нашу приходскую церковь увидите, с колокольней, а рядом женский монастырь. Пойдите туда, пойдите.

Старушка махнула нам рукой и пошла. Потом остановилась и крикнула:

Чего стоите-то? Ехайте, ехайте.

Всё так и оказалось. На краю центральной площади, окруженной теми же магазинчиками и какими-то конторками, высилась колокольня. Рядом храм, сразу было видно: давний. Но он оказался закрытым.

Где же монастырь? Прохожие подсказали: рядом, идите прямо.

Мы и сотни метров не прошли, и вот он, женский монастырь - Милостиво-Богородицкий. Калитка открыта. Безлюдно, но из распахнутой двери храма летит на улицу молитва. Значит, служба начинается, как мы вовремя успели.

Народу немного. Каждая икона окутана простором. Божья Мать «Милостливая», или Киккская, афонская. Украшенная цветами, возле неё подолгу молятся люди. Чудотворная икона.

Божья Мать «Цвет неувядаемый». Перед ней золотятся свечи, чуть-чуть покачиваются огоньки. Тебе никто не мешает, и ты остаёшься наедине с Богородицей, тепло и ласково прижимающей Иисуса-младенца и цветок неописуемой красоты.

Такого числа икон Богородицы больше нигде не видел.

Что же вы мимо прошли той, старой иконы. Это же Богородица с закрытыми глазами, - прошептала мне прихожанка.

Где это?

Да вы только что возле неё были.

Слева у амвона икона. Большого размера. Коричневая от письма и от времени. На самом деле - Богородица, глаза закрытые, если смотреть прямо на неё. Чуть-чуть отступишь в сторону, и веки на глазах приподнимаются, совсем-совсем незаметно.

Говорят, когда она слышит тебя, глаза открываются полностью, - помогает мне шёпотом все та же прихожанка и отходит на свое место.

Я остаюсь наедине с образом и чувствую, как охватывает меня волнение. Не знаю, как правильно к ней обратиться, пожалуй, впервые не знаю. И тут вспоминаю бабушку. Она каждый вечер перед сном и каждым ранним утром вставала перед образами и начинала молитву, произнося всегда одно:

Заступница Божья Матушка…

А потом переходила на тихий, совсем мне не слышимый разговор с Богородицей.

Заступница Божья Матушка, - набрался смелости я и начал рассказывать, что меня больше всего беспокоит и тревожит.

Я отходил от иконы, а глаза Богородицы по-прежнему были закрыты. Услышала? Не услышала? И в этот момент обратил внимание на священника, что исповедовал прихожан. Молодой, ну тридцать где-то, а может, и меньше ему. Он стоял почти посредине храма, к нему выстроилась небольшая группка людей.

Мне показалась, что такой исповеди я тоже никогда не видел. Священник не просто разговаривал с людьми, он жил их тревогами. Лицо то серьезничало, то улыбалось, а глаза смотрели ясно и добро. Но что особенно трогало, это когда он покрывал епитрахилью голову исповедующегося, читал разрешительную молитву, крестил голову и ласково, будто сын свою родную мать, гладил всех по голове.

Я не готовился к исповеди, но почувствовал, как отец Михаил, так его зовут, несколько раз посмотрел в мою сторону и незаметно ладонью поманил меня к себе. Повиновался, пошёл.

Не открыла глаза Богородица?

Нет, батюшка, не открыла.

И сомневаешься: услышала ли она тебя? Не сомневайся - услышала, она всех слышит. С чем пришёл к ней?

На первой же минуте откровенного, наполненного тревогой и слезами рассказа о болезни близкого человека, отец Михаил прервал меня незаметно и стал говорить о себе.

Была любовь вовремя студенчества. Крепкая любовь. Была измена. Её-то и невозможно пережить. Два года душа терзалась, икала выхода из предательства. Селились всякие мысли, даже самые страшные.

Зашёл я как-то в храм, случайно зашёл, - говорил мне отец Михаил, - и в нём остался. Сейчас всё у меня хорошо, мы славно живём с матушкой. Вам бы вашу родную душу тоже в храме полечить, всё и наладится.

Не хочет, никак не хочет.

А ты молись, и сложится, как надо.

Не поздно ли будет?

Ко Господу поздних дорог не бывает…

Мы возвращались домой и рассказывали про Кадомский женский монастырь. Сын приятельницы, что только что рыбалил с друзьями на Мокше, умница, не прервал нас ни единым словом. Он слушал и радовался нашему настроению, а ему, скорее всего, было что рассказать про майский поход на реке.

Иван Чуркин


Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.