Храм Иоанна воина на Якиманке: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Церковь Ивана Воина

Храм Иоанна Воина на Якиманке (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Красивейший памятник русского барокко, храм Иоанна Воина вот уже более трёхсот лет украшает Большую Якиманку. Исконно русская планировка здания (по преданию, план начертил сам Пётр I) по типу «восьмерик на четверике» сочетается здесь с неожиданно ярким фасадом, расцветающим мозаикой красных, зелёных и жёлтых деталей. За свою историю храм Иоанна Воина ни разу не закрывался, богослужения продолжались здесь даже в смутные для Церкви 1920-1930 годы. Для верующих храм важен ещё и по той причине, что здесь находятся немало почитаемых святынь: Владимирская икона Божией Матери, икона и часть перста с перстнем великомученицы Варвары, а также ковчеги и иконы с частицами более 150 угодников.

Немного истории

Имя архитектора храма Иоанна Воина в анналах истории не сохранилось. Предполагается, что им был Иван Зарудный - признанный мастер виртуозного смешения традиций русской архитектуры и европейского барокко. Легенда гласит, что план храма начертал сам император Пётр I, впрочем, достоверного подтверждения этому нет. Как бы там ни было, в 1704 году церковь была заложена, а для прихожан она открылась в 1717-ом. В конце 18 века храм обзавёлся фресками и иконостасом, однако до наших дней они не сохранились - нынешний иконостас был перевезён сюда в 1920-е годы из разрушенного храма у Красных ворот. Храм Иоанна Воина никогда не закрывался, и в 1930-е годы сюда свозились многие ценные иконы из уничтоженных церквей, чем и объясняется сегодняшнее богатство его коллекции.

В приставном приделе находится почитаемая икона великомученицы Варвары и часть её перста с перстнем.

Что посмотреть

Храм Иоанна Воина на Якиманке в обязательном порядке обращает на себя внимание любого прохожего - настолько необычен его щедро приправленный барочными элементами, но всё же отчётливо русский облик. Фасад храма - пёстрое многоцветье: зелёная листовая крыша, красные стены, белые колонны и красно-жёлто-зелёная мозаика черепицы, покрывающей основание купола.

В храме три придела - южный, северный и приставной. Южный освящён во имя мучеников Гурия, Самона и Авива - здесь можно помолиться перед их иконой; северный - во имя святого Димитрия Ростовского. В приставном приделе находится почитаемая икона великомученицы Варвары и часть её перста с перстнем. А в главном пространстве храма центральное место занимает икона мученика Иоанна Воина с житием.

Внутреннее убранство храма также сочетает русские и барочные традиции: иконостас и отдельные иконы богато украшены золотыми окладами, ко многим подношены дары исцелившихся верующих. Центральный купол - гармония пастельных голубых и бежевых тонов с фресками-медальонами и сдержанной белоснежной лепниной.

Среди других почитаемых икон храма - икона Серафима Саровского с частицей мощей и иконы Иоакима и Анны.

Практическая информация

Адрес: Москва, ул. Большая Якиманка, 46.

Храм открыт с раннего утра до вечера. Ежедневно совершаются две службы: в 8:00 и 17:00, в воскресенье и на праздники - в 7:00 и 10:00, накануне - всенощное бдение в 17:00. При посещении храма приветствуются пожертвования.

Построен в 1709-17 годах, согласно преданию, по распоряжению и на вклад Петра I, с использованием его чертежа, в честь победы под Полтавой над шведскими войсками. Главный престол мученика Иоанна Воина, небесного покровителя живших здесь, в слободе, стрельцов. В трапезной правый придел в юго-восточном углу освящён во имя мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Первое письменное упоминание о его предшественнике, одноимённом храме относится к 1625 году (находился ближе к Москва-реке, разрушен наводнением, перенесен на новое место).

Coopужена часовня (снесена в 1920-х годах). Из-за сходства ряда архитектурных деталей храма и Меншиковой башни некоторые исследователи приписывают его архитектору И.П. Зарудному. В 1759 году (по другим источникам в 1772 году) в северо-восточном углу трапезной coopужён левый придел Димитрия Ростовского. Позднее построен приставной придел великомученицы Варвары. В западной части coopужены хоры, богато декорированные лепниной с позолотой и живописью (художник Г. Доможиров, 1779-85 годы).

По проекту В.И. Баженова в 1785-91 годы coopужена надпрестольная сень на 6 колоннах и четырехъярусный иконостас, который был разобран в 1860 году и заменён новым. В 1928 году вместо него был установлен деревянный резной иконостас - современник храма (1708 год; по другим источникам 1705 год), перенесенный из разрушенного храма Трёх Святителей у Красных ворот. Считается одним из лучших образцов русской декоративной резьбы по дереву XVII-XVIII веков. Кирпичная ограда с узорной металлической кованой решеткой в стиле барокко с растительным орнаментом построена в 1754-58 годах.

Храм выстроен в стиле раннего московского барокко. Ярусный. Первый, больший, восьмифанный, стоящий на четырехугольном здании, имеет полукупольную форму, которой внутри соответствует восьмигранный сомкнутый свод. Переход к нему осуществлен при помощи треугольных нитеобразных сводов - тромпов. Диагональные фани восьмифанника заметно шире остальных, которые имеют выступы. Это создает впечатление крестообразности средней части храма. В каждом выступе - окно с полукруглым завершением, обрамленное своеобразным портиком с фронтоном. Второй восьмигранник, больше похожий на фонарь, завершается полукуполом. Полукруглые фронтонные завершения посередине карнизов, оконные проемы, балконные балюстрады, обходящие два нижних яруса, пилястры на ребрах восьмиугольника, спиралевидные завитки с «глазком» в центре (волюты) «размывают» границы ярусов. В центрах стен полукруглые фронтоны («полуглавия»). Оба придела трапезной снаружи имеют главки. Над каждым приделом самостоятельный сомкнутый свод с 4 распалубками. Колокольня восьмифанная (колокола сохранились).

В 1848 году в доме священника жил художник А.К. Саврасов. Храм обновлялся в 1895 г.

В советские годы храм не закрывался. В 1922 году власти изъяли свыше 10 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Позднее в храм были переданы иконы, утварь и ковчеги с частицами св. мощей из закрытых окрестных храмов. Сохранились здание богадельни (1805 года) и дом причта. В 1985 году в связи с расширением улицы часть ограды была разобрана и перенесена ближе к храму.

Святыни: иконы - Владимирская Божией Матери с клеймами, мучеников Гурия, Самона и Авива, Иоанна Воина с житием, праведных Иоакима и Анны с клеймами - из одноименного разрушенного храма (в отдельном киоте у южной стены Димитриевского придела); икона и часть перста с перстнем великомученицы Варвары, икона св. Василия Блаженного, образы Спаса Смоленского и свт. Николая Чудотворца из разрушенных часовен при Спасских воротах Кремля; преп. Анны Кашинской с частицей мощей; преп. Серафима Саровского, частицы мощей 150 свв. угодников Божиих в ковчегах и иконах, аналойная икона расстрелянного священномученика Христофора (Надеждина), быв. настоятеля храма (в 1906-22 годах), прославленного в лике святых на Архиерейском соборе 2000 года.

При храме действует детская воскресная школа с театральным коллективом, библиотека.

Объект культурного наследия федерального значения.

Места эти часто страдали от наводнений, и церковь просто смыло во время паводка. Поэтому новый храм поставили уже на Якиманке. Его освятили в 1711 году, а к 1717 завершили все декоративные работы. Единственное изменение в архитектуре церкви сделали в 1759 году: появился придел во имя митрополита Дмитрия Ростовского.

Архитектор церкви Иоанна Воина остается не известным, хотя сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного.

В основе храм представляет собой восьмерик на четверике, но зрительно похож на ротонду.

Что есть что в церкви

Церковь Иоанна Воина украшена белокаменной резьбой и фигурками ангелов. Купола расписаны красной, черной, желтой и зеленой краской «в шахмат». Когда появилась такая расцветка не известно, но есть легенда, что в 1790-е она понравилась Павлу I и с тех пор украшает храм.

Колокольня немного выбивается из общего облика церкви сухостью декора и нарисованными часами. А двор храма окружает кованая ограда в виде вьющихся ветвей с листьями.

Внутреннее убранство церкви Иоанна Воина создали под руководством Василия Баженова, росписи выполнил художник Гавриил Доможиров. Первоначальный декор сохранился не полностью, хотя реставрации проводили максимально приближенно к оригиналу.

Иконостас, который сейчас стоит в храме Иоанна Воина, создали в 1712 году для церкви Трех святителей у Красных ворот (там крестили Лермонтова и отпевали генерала Скобелева). Но в 1928 храм снесли, а иконостас чудом попал в церковь Иоанна Воина.

Этот храм в советское время действовал, поэтому сюда переносили иконы из близлежащих закрывающихся церквей: икону «святые Иоаким и Анна» передали из церкви на Якиманке, икону «Великомученица Варвара» - из Варваринского храма на , Казанскую икону Пресвятой Богородицы - из Казанской церкви на Якиманке.

Путеводитель по архитектурным стилям

Говорят, что... ...колокола храма Иоанна Воина имели великолепное звучание, и по указу Консистории он входил в число «слушавших» соборный благовест.
Звон московские церкви должны были начинать одновременно с колокольней в Московском . Расположенные далеко храмы ориентировались на «знаменитые церкви», где «слушали» и «передавали» звон кремлевской колокольни. Их выбирала Консистория. В Замоскворечье такими храмами были церковь Воскресения в Кадашах, храм святителя Николая на Берсеневке, церковь святых Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках и храм святого Иоанна Воина на Якиманке.
Тем не менее в 1920-е годы некоторые колокола Иоанновской церкви забрали на переплавку, а некоторые отдали для художественного сопровождения спектаклей в МХАТ.

Вконтакте

Церковь Святого Иоа́нна Воина на Якиманке в Москве - православный храм в честь мученика Иоанна воина (IV); находится в ведении Русской православной церкви; расположен в московском районе Якиманка

Здание храма возведено в 1704-1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта - архитектор .

История

Низменности между современной улицей Большая Якиманка и , регулярно затопляло весной, там размещались Слобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.

В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна (1625), находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте - в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.

N. A. Naydenov , Public Domain

В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года Экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.

Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годы (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).

В 1785-1796 годах в храме служил иерей Матвей Десницкий − будущий митрополит Новгородский и С. -Петербургский Михаил. Уже в молодые годы он получил известность как талантливый проповедник.

В 1779-1791 годах церковь была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-е гг. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей у Красных ворот.

NVO , GNU 1.2

С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин. При нём в 1912 году храм отметил своё 200-летие − литургию по случаю юбилея и храмового праздника 30 июля совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский).

В 1922 году протоиерей Христофор был обвинён в «противодействии изъятию церковных ценностей» и расстрелян в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала (прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).

Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.

В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый храм Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина († 1950).

Архитектура

Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра.

Архитектор остался неизвестным; сходство с предполагает работу Ивана Зарудного.

Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.

Фотогалерея



Полезная информация

Це́рковь Свято́го Иоа́нна Во́ина на Якима́нке

Стоимость посещения

бесплатно

Адрес и контакты

г. Москва, ул.Б.Якиманка, д.46

Святыни

Южный придел храма - во имя мчч. Гурия, Самона и Авива; северный - свт. Димитрия Ростовского; приставной - великомученицы Варвары

В храме также чтимая икона последней из Варваринского храма на улице Варварка, частицы мощей свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и в иконах.

В храме, кроме того, замечательны иконы Иоакима и Анны («Зачатие святыя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу») с клеймами - в северном приделе (была принесена из разрушенного храма Иоаким и Анны), и Спасителя «Великаго Совета Ангел» - пред солеёй главного алтаря, рядом с также весьма почитаемой храмовой иконой мученика Иоанна Воина.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.