Храм на конюшенной площади. Церковь конюшенного ведомства - церковь спаса нерукотворного образа при придворно-конюшенной части

Храм Спаса Нерукотворного Образа, в котором отпевали Александра Сергеевича Пушкина, находится в здании на Конюшенной площади, 1. Ранее это здание принадлежало Конюшенному ведомству и было построено в 1720-1723 годах (архитектор - Николай Федорович Гербель). То, как здание выглядит сейчас, результат перестройки его в 1817-1823 гг. Стасовым.
Церковь Конюшенного ведомства занимает центральную часть здания.

Деревянная надвратная церковь в здании Придворных конюшен была возведена в 1736 г. и освящена во имя Спаса Нерукотворного Образа. Через десять лет деревянная постройка была заменена каменной, а окончательный архитектурный облик здания был оформлен в 1817-1823 гг., когда Придворные конюшни были полностью перестроены под руководством архитектора В. П. Стасова.

Неизвестно, был ли Александр Сергеевич Пушкин прихожанином Конюшенной церкви. В церковных книгах сохранились лишь имена крепостных Сергея Львовича Пушкина, которые состояли в услужении у поэта.

27 января 1837 г. священник церкви отец Петр (Петр Дмитриевич Песоцкий) был приглашен в дом умирающего Пушкина и исповедовал поэта. Е. Н. Мещерская, дочь Карамзиных, рассказывала, что Пушкин «исполнил долг христианина с таким благоговением и таким глубоким чувством, что даже престарелый духовник его был тронут».

1 февраля 1837 г. в Конюшенной церкви была отслужена панихида над телом Пушкина, и ночью 3 февраля его тайно увезли отсюда к месту погребения в Святогорский монастырь. «Сани тронулись... - вспоминал В. А. Жуковский, - скоро они поворотили за угол дома; и все, что было земной Пушкин, навсегда пропало из глаз моих».

Пушкина отпевали при довольно нервной обстановке, допущены были только близкие друзья.
Вот что писал Василий Жуковский начальнику III отделения Бенкендорфу:
«В день, предшествовавший ночи, в которую назначен был вынос тела, в доме, где собралось человек десять друзей и близких Пушкина, чтобы отдать ему последний долг, в маленькой гостиной, где мы все находились, очутился целый корпус жандармов. Без преувеличения можно сказать, что у гроба собрались в большом количестве не друзья, а жандармы. Не говорю о солдатских пикетах, расставленных по улице, но против кого была эта военная сила, наполнившая собою дом покойника в те минуты, когда человек двенадцать друзей его и ближайших знакомых собрались туда, чтобы воздать ему последний долг? Против кого эти переодетые, но всеми узнаваемые шпионы? Они были там, чтобы не упускать нас из виду, подслушивать наши сетования, наши слова, быть свидетелями наших слез, нашего молчания.»

Надпись на доске гласит:
«Памятник архитектуры

Построено в 1720 - 1723 г.г.
Архитектор Н.-Ф. Гербель
Перестроено в 1817 - 1823 г.г.
Архитектор В.П. Стасов
Охраняется государством»

Скульптор - Василий Иванович Демут-Малиновский.

Сегодня, 17 марта 2016 г., я договорилась с друзьями о посещении выставки Леона Бакста в корпусе Бенуа. Однако, оказалось, что по четвергам музей открывается в 13 часов. Встреча была назначена на 12 часов. Поэтому мы решили пройти на Конюшенную площадь и посетить церковь, где отпевали "наше-всё" - великого А.С.Пушкина.



Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади оказалась в лесах. Поэтому я использовала несколько снимков из интернета:

Здание церкви Спаса Нерукотворного образа входит в комплекс Конюшенного двора.
Идея постройки придворных конюшен возникла у Петра I во время заграничной поездки в 1717-1719 годах. Во Франции он увидел королевский дворец и конюшни на 300 лошадей с манежем и помещениями для карет, построенные в 1680 году архитектором А. Мансаром. Сразу после возвращения в Петербург в феврале 1719 года идея строительства подобного строения в новой русской столице была передана императором в Канцелярию городовых дел. Проектирование и строительства Конюшенного двора сразу же было доверено архитектору Н. Ф. Гербелю.
Здание Конюшенного двора заняло участок на левом берегу реки Мойки. При Петре I река была фактической границей города, а для конюшен требовалось большое открытое пространство. Поэтому и была выбрана окраина Петербурга, по возможности ближайшая к Зимнему дворцу. Теперь это квартал между Конюшенной площадью, Конюшенным переулком, Мойкой и каналом Грибоедова. К тому же, для содержания лошадей требовалось большое количество проточной воды, которое могло быть легко получено на берегу Мойки.
Архитектор Гербель не просто построил отдельное здание. Он сформировал весь окружающий его район Петербурга. При строительстве Конюшенного двора были определены направления Большой Конюшенной и Малой Конюшенной улиц, а перед самими конюшнями появилась Конюшенная площадь.
Корпуса придворных конюшен возводились вплоть до 1734 года, при участии русского зодчего М. Г. Земцова. Сам Н. Ф. Гербель скончался в конце 1724 года.
Очередная перестройка здания была произведена во второй половине 19 века. Колонны фасада были «обрезаны», а в освободившемся промежутке прорубили окна. Новый храм освятили в 1737 году, а в 1746 году, уже по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны перестроили и освятили заново. В следующий раз церковь реконструировали уже в начале 19 столетия. Руководил работами архитектор Стасов. Барельефы, на темы «Вход Господень в Иерусалим» и «Нанесение Креста», украсившие фасад, изготовил Демут-Малиновский.
Не менее замечательны и внутренние интерьеры.
Внутри его украсили, доставленные из Константинополя, три святыни - Плащаница, икона Затмение и Образ Спаса Нерукотворного.
Когда в 1837 году на дуэли был смертельно ранен, и затем скончался Александр Сергеевич Пушкин, было принято решение отпевать его здесь, в церкви ближайшей к его дому.
Сначала отпевать поэта хотели в Исаакиевском соборе, но в пользу Конюшенной церкви выступило то, что священником, которого вызвали к умирающему, оказался ее настоятель, протоирей Песоцкий.
Для того, чтобы задуманное осуществить, необходимо было получить особое разрешение императора. Николай Первый такое разрешение дал и 1 февраля 1837 года отпевание состоялось. Затем гроб был перевезен в Святогорский монастырь, где поэта похоронили. 20 лет спустя в этой же церкви состоялось отпевание другого великого человека - композитора Михаила Глинки.




В церкви не было народа. Тётушка, продававшая свечи на первом этаже, предложила нам подняться на второй этаж и пройти в церковь.






Паникадило:


Купол:

Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Образ Ксении Петербурской:

В тишине и глубоком раздумье мы стояли перед иконостасом и иконами...

Выйдя из церкви Спаса Нерукотворного образа, мы обошли вокруг Спаса На Крови. Хотя вернее его было бы называть Храмом Воскресения на Крови, поскольку освящён он был во имя Воскресения Христова. На этом месте 1 марта 1881 года был убит АЛЕКСАНДР II. Вошедший на престол после кончины отца Александр III повелел на месте его гибели возвести храм. Среди большого количества представленных работ император остановился на проекте Альфреда Александровича Парланда (1842-1919) и архимандрита Игнатия (настоятеля Троице-Сергиевой пустыни). При сооружении храма Воскресения Христова перед архитекторами была поставлена особая задача: место, на котором совершилось злодеяние, необходимо было включить в пространство храма. Отсюда столь необычное его расположение - прямо у кромки набережной.


Спас на Крови. Мозаика "Христос во славе" по эскизу Н.А. Кошелева в кокошнике южного фасада:


Купола Спаса на Крови:









Мозаика "Сошествие во ад" по эскизу В.М. Васнецова во фронтоне южного крыльца Юго-западного притвора:





Мозаика "Несение Креста" по эскизу В.М. Васнецова во фронтоне северного крыльца северо-западного притвора:








Мозаика "Распятие" по эскизу В.М. Васнецова во фронтоне западного крыльца северо-западного притвора:



Мозаика "Распятие" по эскизу А.А. Парланда на западном фасаде:



Храм Воскресения Христова со стороны Конюшенного моста. В кокошнике центрального ризалита северного фасада мозаика "Воскресение" по эскизу М.В. Нестерова:



Мозаика "Благославляющий Спаситель" по эскизу А.А. Парланда на фасаде главной апсиды храма Воскресения Христова:



Мученица Евдокия. Мозаика на внешней стороне собора:



Апостол Пётр:

Деталь декора колокольни:

Снятие с креста:

Мозаика "АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ":

Решётку Михайловского сада создал Парланд в 1907 году. По его замыслу, чугунное кружево в виде лозы и цветов должно было «парить в воздухе», практически не опираясь на гранитный постамент, для этого зодчий придумал оригинальное крепление. Судьба решётки оказалась печальной. Часть её была уничтожена во время прокладки трамвайных путей на Конюшенную площадь. По идеологическим причинам с ворот сняли вензель императора и царскую корону, пропали и стеклянные шары-светильники. К началу 1990-х годов ограда пришла в такое состояние, что от неё осталось лишь 50% деталей. Средства на восстановление никак не могли найти, и тогда на помощь пришли спонсоры. Это был один из первых примеров меценатства в городе. Решётка вновь «воспарила»:





Вид от Спаса на Крови на место бывшего Вольного российского театра.
На Большом лугу (ныне Марсово поле) был построен деревянный театр в 1770 году и получивший известность под названием Театра на Царицыном лугу (на сцене того театра состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»). Театр просуществовал до 1797 года, когда его здание было снесено, поскольку мешало проведению парадов:


Вид со стороны Марсова поля:

В 20-х годах XVIII века на Конюшенной площади у Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) было построено здание Конюшенного ведомства по проекту архитектора Н. Гербеля. В 1736 году императрица Анна Иоанновна, руководствуясь желанием служащих придворного Конюшенного двора иметь свой храм, распорядилась построить здесь церковь. Деревянная церковь Спаса Нерукотворного предположительно была построена архитектором Доменико Трезини. Храм был торжественно освящен в 1737 году. В церковь из Константинополя перевезли Образ Спаса Нерукотворного, Плащаницу и икону Знамение.

В 1746 году уже по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны церковь перестраивают в камне. Через год храм был заново освящен.

В 20-е годы XIX века Конюшенная церковь была перестроена под руководством выдающегося архитектора В.П. Стасова. Фасад здания был украшен барельефами «Вход Господень в Иерусалим» и «Нанесение Креста», выполненные известным мастером В.И. Демут-Малиновским. На первом этаже храма в 1826 году установили «печальную колесницу», на которой в Петербург из Таганрога привезли тело Александра I. Позже ее поместили в Конюшенный музей.

В 1837 году состоялась дуэль с участием Александра Сергеевича Пушкина, в результате которой поэт был смертельно ранен. После дуэли тяжелораненого Пушкина привезли в дом Волконских на Мойке и послали за священником из ближайшей церкви. Им оказался придворный протоирей Петр Дмитриевич Песоцкий, настоятель Конюшенной церкви. Сначала отпевание поэта планировали провести в Исаакиевском соборе. Но на третий день было окончательно решено, что отпевание Пушкина пройдет в Конюшенной церкви, ближайшей к дому, где жил великий поэт. 1 февраля 1837 года в церкви состоялось отпевание Пушкина. В то время церковь была придворной, но было получено особое разрешение от императора Николая I.

Ночью 3 февраля гроб с телом поэта был увезен из Конюшенной церкви в Святогорский монастырь, где он и был захоронен. В 1857 году здесь также проходила панихида по М.И. Глинке.

В 60-е годы XIX века здание церкви было перестроено по проекту архитектора П. Садовникова. Колонны были выполнены полуколоннами, а в промежутках между ними появились окна.

После октябрьской революции 1917 года храм был разграблен, а в 1919 году – закрыт. В 1923 году в здании разместился Клуб конной милиции, позже – отделение института «Гидропроект».

Конюшенная церковь была возвращена Санкт-Петербургской епархии 12 июля 1991 года. В 90-е годы в храме проведены большие реставрационные работы. Сегодня в церкви каждое 1 февраля проходит торжественная панихида по А.С. Пушкину.

Совсем недавно петербургский «Балтийский завод» изготовил для церкви Спаса нерукотворного образа уникальный колокол. Эта точная копия старинного инструмента, который некогда украшал храм. Он был уничтожен сразу после октябрьской революции. Бронзовый колокол с добавлением серебра имеет диаметр около полутора метров и вес 1700 кг. Колокол обладает уникальными акустическими характеристиками – его звук остается неизменным даже при 40-градусном морозе. В настоящее время он установлен на звоннице храма.

10 февраля День памяти Великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина. На Мойке 12, где поэт окончил свои дни, в этот день будут читать его стихи, зажигать свечи и вспоминать поэта. А мой рассказ о храме, где отпевали А.С.Пушкина, придворном храме Романовых, откуда поэт и отправился в свой последний путь, в Святогорский монастырь...

Посмертная маска А.С.Пушкина

"...Я долго смотрел один ему в лицо после смерти. Никогда на этом лице я не видел ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти... Это было не сон и не покой. Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу. Это не было также выражение поэтическое. Нет, какая-то глубокая удивительная мысль на нем разливалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание... В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну! Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина ".

В.А.Жуковский

Храм Пушкина...его имя неотделимо от истории Конюшенного храма, который вместе с церковью Иконы Божией Матери "Знамение" в Царском Селе, храмом Вознесения Господня в Москве и Успенским собором Святогорского монастыря принято объединять под своеобразным титулом - "Пушкинские храмы".

История храма берет свое начало от создания на берегу реки Мойки и Екатерининского канала (канал Грибоедова) Конюшенного двора, существовавшего в Петербурге наряду со Смольным, Литейным и пр. дворами, как это было заведено в Англии. Моду на все "английское" привез в Россию в свое время Петр I. Сооружен Конюшенный двор был в 1720 -1724 гг. по проекту архитектора Н.Гербеля. В Зданиях двора расположились конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора.

Конюшенный двор. Фасад со стороны Мойки. С чертежа до 1746 года

Конюшенное ведомство (храм уже без крестов) Фото 1930-х годов

В 1736 г., по желанию служащих иметь свой храм, императрица Анна Иоанновна повелела устроить церковь в главном здании придворных конюшен, в палате, что над воротами. Там и была устроена деревянная церковь, освященная во имя Нерукотворного Образа Спасителя в 1737 г. По документам есть основание предполагать, что ее проектировал Д.Трезини.

Вид на Конюшенную церковь 1900

Через 10 лет в 1746 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны была заложена каменная церковь и освящена в 1747 году. В 1822 церковь перестраивается по проекту архитектора В.П.Стасова. После Стасова наибольшее исправление храма было произведено в 1857-1862 годы архитектором П.Садовниковым. Храм расширился, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом. Фасад церкви со времен Стасова украшают барельефы: "Вход Господень в Иерусалим" и "Несение Креста", выполненные в 1822 году В.Демут-Малиновским.

Внутреннее украшение храма всегда было выполнено с особой роскошью и блеском. С 1746 года его украшал трехъярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников. В росписи стен в первой четверти XIX века "клеевой мастер" Ф.Брандуков использовал светло-сиреневую и белую краски, выписав ими херувимов и самые различные орнаменты: венки, пальметты, кессоны, розетки. После капитальной перестройки храма мастер П.Крейтан изготовил по эскизам Стасова новый, круглый "полуциркульный" иконостас, ставший лучшим образцом в Петербурге.

Иконостас Фотография 1919 г.

Все резные части иконостаса были покрыты червонным золотом, а под резьбой была проложена жесть, выкрашенная малиновой краской. Такое неожиданное и торжественное решение иконостаса восхищало посетителей церкви. Наконец, особой достопримечательностью храмового убранства была грандиозная люстра главного купола на 108 свечей, созданная по Высочайше утвержденному рисунку известным английским фабрикантом Джоном Банистером из серебро-аппликированной меди с украшениями из серебра. Вес сложного трехъярусного сооружения составлял немногим менее двух тонн, высота - около 4 метров, ширина 2,5 метра.

Интерьер Церкви Фотография 1919 г.

Храм славился своими святынями: древним Образом Всемилостивейшего Спаса Нерукотворного, Плащаницей, а также иконой Знамение. Все они были привезены из Византии во время царствования императрицы Анны Иоановны. Эти святыни, кроме древности своей, замечательны еще и тем, что были почитаемы с давнего времени не только народом, но и российскими царями. Так в 1814 году, по преданию, Образ Всемилостивейшего Спаса находился с императором Александром I при взятии Парижа. В 1828 году на основании этого предания император Николай I брал его с собой в Турецкий поход, на что есть документ следующего содержания, присланный министром императорского двора, князем Волконским, к шталмейстеру придворной конюшни, князю Долгорукову: "Государю Императору угодно, чтобы хранящийся в придворной церкви, на главных конюшнях, Образ Спаса Нерукотворенного, поступивший в 1743 году на придворную конюшню вместе с церковью от бывшего графа Михаила Головкина, находился при походной Его Величества церкви, в предстоящем походе ". В Турецком походе также была и Плащаница из храма.

Образ Спаса Нерукотворенного

Вообще же, помимо икон иконостаса, стены и пилоны церкви украшало более 140 икон. В ризнице церкви находились два Евангелия, принятые в 1743 году из описных пожитков графа Михаила Головкина. Оба Евангелия были старинными славянской печати и богато убраны золотом и серебром. В 1826 г. на первом этаже церкви была установлена "печальная колесница " Александра I, на которой привезли тело Императора из Таганрога. Потом она была передана в Конюшенный музей.

Поселившись на Мойке Пушкин оказался между двумя храмами: Спаса на Конюшенной и церковью в Зимнем дворце, тоже Спаса Нерукотворного образа. Знаменитое стихотворение 1836 года: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный ...» Странное совпадение с названием храма, в котором вскоре будут его отпевать, - Спаса Нерукотворенного Образа , может быть случайное, а может быть и... провидческое. И Александрийский столп, выше которого возносится своей главою нерукотворный памятник - рядом с Конюшенной площадью - еще и довольно точной географической координатой события.

8 февраля 1937 года произошла роковая дуэль между А.С.Пушкиным и Ж.Дантесом. Раненый поэт провел свои последние часы в доме на Мойке 12.

Перед смертью исповедовал Пушкина священник Конюшенной церкви отец Петр Песоцкий, который прошел с русской армией войну 1812 года, видел смерть и такую страшную, какая только может быть на войне... Награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте, орденом св. Анны 2-й степени; возведен с потомством в дворянское достоинство. Как свидетельствуют очевидцы (княгиня Е.Н. Мещерская, князь П.А. Вяземский), отец Петр вышел от умирающего поэта со слезами на глазах. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: "Я хотел бы умереть, как умирает этот человек! "

«Наталья Николаевна Пушкина, с душевным прискорбием извещая о кончине супруга ее, Двора Е.И.В. Камер-Юнкера Александра Сергеевича Пушкина, последовавшей в 29-й день сего января, покорнейше просит пожаловать к отпеванию тела в Исаакиевский собор, состоящий в Адмиралтействе, 1-го числа февраля в 11 часов до полудня "

Первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исакиевском соборе. Считается, что Николай I хотел унизить поэта, поэтому его стали отпевать в Конюшенной церкви. Но Исакиевский собор только строился и там не было места, Исакиевская церковь временно помещалась в домовой церкви Адмиралтейства. Та была простой и не столько величественной. Статус же Конюшенной церкви был придворный. "О Конюшенной же церкви нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение" - пишет Жуковский. Николай I дал это разрешение, чем оказал большое уважение поэту.

Тело Пушкина решено было перенести в храм Спаса Нерукотворного Образа не днем, а в полночь...

А.С. Пушкин в гробу

«После смерти Пушкина , - писал П.А. Вяземский, - я находился при гробе его почти постоянно до выноса тела в церковь, что в здании Конюшенного ведомства. Вынос тела был совершен ночью, в присутствии родных Н.Н. Пушкиной, графа Г.А. Строганова и его жены, Жуковского, Тургенева, графа Вельегорского, Аркадия Ос. Россети, офицера Генерального штаба Скалона и семейств Карамзиной и князя Вяземского. Вне этого списка пробрался по льду в квартиру Пушкина отставной офицер путей сообщения Веревкин, имевший по объяснению А.О. Россети, какие-то отношения к покойному. Никто из посторонних не допускался. На просьбы А.Н. Муравьева и старой приятельницы покойника графини Бобринской (жены графа Павла Бобринского), переданные мною графу Строганову, мне поручено было сообщить им, что никаких исключений не допускается. Начальник штаба корпуса жандармов Дубельт, в сопровождении около двадцати штаб - и обер - офицеров присутствовал при выносе. По соседним дворам были расставлены пикеты. Развернутые вооруженные силы вовсе не соответствовали малочисленным и крайне смирным друзьям Пушкина, собравшимся на вынос тела ».

После отпевания И.А. Крылов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский и другие литераторы подняли гроб и понесли его в склеп, расположенный внутри двора.

«Долго ждали мы окончания церковной службы; наконец на паперти стали появляться лица в полной мундирной форме; военных было немного, но большое число придворных… В черных фраках были только лакеи, следовавшие перед гробом... Гроб вынесен был на улицу посреди пестрой толпы мундиров и салопов... Притом все это мелькнуло перед нами только на один миг. С улицы гроб тотчас же вынесен был в расположенные рядом с церковью ворота в Конюшенный двор, где находился заупокойный подвал »...

Среди многочисленных документов, связанных с похоронами Пушкина, кажется, только один стоит как бы в стороне от неприлично оживленной скорбной толкотни.

«1. Заплатить долги.

2. Заложенное имение отца очистить от долга.

3. Вдове пенсион и дочери по замужество.

4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу.

5. Сочинение издать на казенный счет в пользу вдовы и детей.

6. Единовременно 10 т.

Император Николай ».

Пушкин завещал похоронить себя в Святогорском монастыре, где было приобретено им место.

«3 февраля в 10 часов вечера , - пишет В.А. Жуковский, - собрались мы в последний раз к тому, что еще для нас оставалось от Пушкина; отпели последнюю панихиду; ящик с гробом поставили на сани, сани тронулись; при свете месяца несколько времени я следовал за ними; скоро они поворотили за угол дома; и все, что было земной Пушкин, навсегда пропало из глаз моих »...

10 февраля День памяти Великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина. На Мойке 12, где поэт окончил свои дни, в этот день будут читать его стихи, зажигать свечи и вспоминать поэта. А мой рассказ о храме, где отпевали А.С.Пушкина, придворном храме Романовых, откуда поэт и отправился в свой последний путь, в Святогорский монастырь...

Посмертная маска А.С.Пушкина

"...Я долго смотрел один ему в лицо после смерти. Никогда на этом лице я не видел ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти... Это было не сон и не покой. Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу. Это не было также выражение поэтическое. Нет, какая-то глубокая удивительная мысль на нем разливалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание... В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну! Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина ".

В.А.Жуковский

Храм Пушкина...его имя неотделимо от истории Конюшенного храма, который вместе с церковью Иконы Божией Матери "Знамение" в Царском Селе, храмом Вознесения Господня в Москве и Успенским собором Святогорского монастыря принято объединять под своеобразным титулом - "Пушкинские храмы".

История храма берет свое начало от создания на берегу реки Мойки и Екатерининского канала (канал Грибоедова) Конюшенного двора, существовавшего в Петербурге наряду со Смольным, Литейным и пр. дворами, как это было заведено в Англии. Моду на все "английское" привез в Россию в свое время Петр I. Сооружен Конюшенный двор был в 1720 -1724 гг. по проекту архитектора Н.Гербеля. В Зданиях двора расположились конюшенная контора, конюшни, службы, а также квартиры работников Двора.

Конюшенный двор. Фасад со стороны Мойки. С чертежа до 1746 года

Конюшенное ведомство (храм уже без крестов) Фото 1930-х годов

В 1736 г., по желанию служащих иметь свой храм, императрица Анна Иоанновна повелела устроить церковь в главном здании придворных конюшен, в палате, что над воротами. Там и была устроена деревянная церковь, освященная во имя Нерукотворного Образа Спасителя в 1737 г. По документам есть основание предполагать, что ее проектировал Д.Трезини.

Вид на Конюшенную церковь 1900

Через 10 лет в 1746 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны была заложена каменная церковь и освящена в 1747 году. В 1822 церковь перестраивается по проекту архитектора В.П.Стасова. После Стасова наибольшее исправление храма было произведено в 1857-1862 годы архитектором П.Садовниковым. Храм расширился, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом. Фасад церкви со времен Стасова украшают барельефы: "Вход Господень в Иерусалим" и "Несение Креста", выполненные в 1822 году В.Демут-Малиновским.

Внутреннее украшение храма всегда было выполнено с особой роскошью и блеском. С 1746 года его украшал трехъярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников. В росписи стен в первой четверти XIX века "клеевой мастер" Ф.Брандуков использовал светло-сиреневую и белую краски, выписав ими херувимов и самые различные орнаменты: венки, пальметты, кессоны, розетки. После капитальной перестройки храма мастер П.Крейтан изготовил по эскизам Стасова новый, круглый "полуциркульный" иконостас, ставший лучшим образцом в Петербурге.

Иконостас Фотография 1919 г.

Все резные части иконостаса были покрыты червонным золотом, а под резьбой была проложена жесть, выкрашенная малиновой краской. Такое неожиданное и торжественное решение иконостаса восхищало посетителей церкви. Наконец, особой достопримечательностью храмового убранства была грандиозная люстра главного купола на 108 свечей, созданная по Высочайше утвержденному рисунку известным английским фабрикантом Джоном Банистером из серебро-аппликированной меди с украшениями из серебра. Вес сложного трехъярусного сооружения составлял немногим менее двух тонн, высота - около 4 метров, ширина 2,5 метра.

Интерьер Церкви Фотография 1919 г.

Храм славился своими святынями: древним Образом Всемилостивейшего Спаса Нерукотворного, Плащаницей, а также иконой Знамение. Все они были привезены из Византии во время царствования императрицы Анны Иоановны. Эти святыни, кроме древности своей, замечательны еще и тем, что были почитаемы с давнего времени не только народом, но и российскими царями. Так в 1814 году, по преданию, Образ Всемилостивейшего Спаса находился с императором Александром I при взятии Парижа. В 1828 году на основании этого предания император Николай I брал его с собой в Турецкий поход, на что есть документ следующего содержания, присланный министром императорского двора, князем Волконским, к шталмейстеру придворной конюшни, князю Долгорукову: "Государю Императору угодно, чтобы хранящийся в придворной церкви, на главных конюшнях, Образ Спаса Нерукотворенного, поступивший в 1743 году на придворную конюшню вместе с церковью от бывшего графа Михаила Головкина, находился при походной Его Величества церкви, в предстоящем походе ". В Турецком походе также была и Плащаница из храма.

Образ Спаса Нерукотворенного

Вообще же, помимо икон иконостаса, стены и пилоны церкви украшало более 140 икон. В ризнице церкви находились два Евангелия, принятые в 1743 году из описных пожитков графа Михаила Головкина. Оба Евангелия были старинными славянской печати и богато убраны золотом и серебром. В 1826 г. на первом этаже церкви была установлена "печальная колесница " Александра I, на которой привезли тело Императора из Таганрога. Потом она была передана в Конюшенный музей.

Поселившись на Мойке Пушкин оказался между двумя храмами: Спаса на Конюшенной и церковью в Зимнем дворце, тоже Спаса Нерукотворного образа. Знаменитое стихотворение 1836 года: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный ...» Странное совпадение с названием храма, в котором вскоре будут его отпевать, - Спаса Нерукотворенного Образа , может быть случайное, а может быть и... провидческое. И Александрийский столп, выше которого возносится своей главою нерукотворный памятник - рядом с Конюшенной площадью - еще и довольно точной географической координатой события.

8 февраля 1937 года произошла роковая дуэль между А.С.Пушкиным и Ж.Дантесом. Раненый поэт провел свои последние часы в доме на Мойке 12.

Перед смертью исповедовал Пушкина священник Конюшенной церкви отец Петр Песоцкий, который прошел с русской армией войну 1812 года, видел смерть и такую страшную, какая только может быть на войне... Награжден бронзовым крестом на Владимирской ленте, орденом св. Анны 2-й степени; возведен с потомством в дворянское достоинство. Как свидетельствуют очевидцы (княгиня Е.Н. Мещерская, князь П.А. Вяземский), отец Петр вышел от умирающего поэта со слезами на глазах. Выходя после исповеди из комнаты Пушкина, он сказал: "Я хотел бы умереть, как умирает этот человек! "

«Наталья Николаевна Пушкина, с душевным прискорбием извещая о кончине супруга ее, Двора Е.И.В. Камер-Юнкера Александра Сергеевича Пушкина, последовавшей в 29-й день сего января, покорнейше просит пожаловать к отпеванию тела в Исаакиевский собор, состоящий в Адмиралтействе, 1-го числа февраля в 11 часов до полудня "

Первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исакиевском соборе. Считается, что Николай I хотел унизить поэта, поэтому его стали отпевать в Конюшенной церкви. Но Исакиевский собор только строился и там не было места, Исакиевская церковь временно помещалась в домовой церкви Адмиралтейства. Та была простой и не столько величественной. Статус же Конюшенной церкви был придворный. "О Конюшенной же церкви нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение" - пишет Жуковский. Николай I дал это разрешение, чем оказал большое уважение поэту.

Тело Пушкина решено было перенести в храм Спаса Нерукотворного Образа не днем, а в полночь...

А.С. Пушкин в гробу

«После смерти Пушкина , - писал П.А. Вяземский, - я находился при гробе его почти постоянно до выноса тела в церковь, что в здании Конюшенного ведомства. Вынос тела был совершен ночью, в присутствии родных Н.Н. Пушкиной, графа Г.А. Строганова и его жены, Жуковского, Тургенева, графа Вельегорского, Аркадия Ос. Россети, офицера Генерального штаба Скалона и семейств Карамзиной и князя Вяземского. Вне этого списка пробрался по льду в квартиру Пушкина отставной офицер путей сообщения Веревкин, имевший по объяснению А.О. Россети, какие-то отношения к покойному. Никто из посторонних не допускался. На просьбы А.Н. Муравьева и старой приятельницы покойника графини Бобринской (жены графа Павла Бобринского), переданные мною графу Строганову, мне поручено было сообщить им, что никаких исключений не допускается. Начальник штаба корпуса жандармов Дубельт, в сопровождении около двадцати штаб - и обер - офицеров присутствовал при выносе. По соседним дворам были расставлены пикеты. Развернутые вооруженные силы вовсе не соответствовали малочисленным и крайне смирным друзьям Пушкина, собравшимся на вынос тела ».

После отпевания И.А. Крылов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский и другие литераторы подняли гроб и понесли его в склеп, расположенный внутри двора.

«Долго ждали мы окончания церковной службы; наконец на паперти стали появляться лица в полной мундирной форме; военных было немного, но большое число придворных… В черных фраках были только лакеи, следовавшие перед гробом... Гроб вынесен был на улицу посреди пестрой толпы мундиров и салопов... Притом все это мелькнуло перед нами только на один миг. С улицы гроб тотчас же вынесен был в расположенные рядом с церковью ворота в Конюшенный двор, где находился заупокойный подвал »...

Среди многочисленных документов, связанных с похоронами Пушкина, кажется, только один стоит как бы в стороне от неприлично оживленной скорбной толкотни.

«1. Заплатить долги.

2. Заложенное имение отца очистить от долга.

3. Вдове пенсион и дочери по замужество.

4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу.

5. Сочинение издать на казенный счет в пользу вдовы и детей.

6. Единовременно 10 т.

Император Николай ».

Пушкин завещал похоронить себя в Святогорском монастыре, где было приобретено им место.

«3 февраля в 10 часов вечера , - пишет В.А. Жуковский, - собрались мы в последний раз к тому, что еще для нас оставалось от Пушкина; отпели последнюю панихиду; ящик с гробом поставили на сани, сани тронулись; при свете месяца несколько времени я следовал за ними; скоро они поворотили за угол дома; и все, что было земной Пушкин, навсегда пропало из глаз моих »...

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.