Икона Спас Всемилостивый. Тутаев

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.


Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого

К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Город Тутаев живёт небогато, даже несмотря на то что сейчас здесь строится немало особняков, а недавно в самом центре вырос целый квартал элитного жилья, который народ незатейливо назвал "Санта-Барбара". Дело в том, что здешний моторный завод обанкротился, и, как следствие плачевного положения градообразующего предприятия, - социальный пессимизм, уличная преступность и... грязь. Да-да! Не нами доказано, что отсутствие веры в светлое будущее приводит к полному небрежению правил чистоты места, в котором живёшь.

Ну а что касается особняков, то здесь все ясно без всяких экономических теорий: обанкротились ведь простые рабочие, а хозяева наверняка стали еще богаче.
а борисоглебской (правой) стороне выросли современные кварталы (ну и "Санта-Барбара" в придачу), романовская (левая) сторона осталась очаровательным провинциальным уголком со множеством присущих подобным местам мотивов, начиная с тихого нрава романовцев и заканчивая большим количеством древних храмов.

Но кое-что досталось и борисоглебской стороне. Стоит там настоящая жемчужина русской духовной архитектуры - Воскресенский собор, в котором много лет хранится поистине удивительная святыня - икона Спасителя.

Икона не просто поражает своими габаритами (2 метра 78 сантиметров шириной и 3 метра 20 сантиметров высотой): она чудотворная. Считается, что Всемилостивый Спас помогает при болезнях костей и суставов, но дело здесь вовсе не в "медицинских показаниях". Это намоленная икона, она для тех, кто понимает, обладает потрясающей энергетикой.

"Оглавный" лик Спасителя темен, едва различим (можно только увидеть, что лик Спасителя не грозен, но исполнен скорби, правая Его рука благословляет, а левая держит раскрытое Евангелие), и это неудивительно, ведь иконе приблизительно 600 лет. Кстати, икону никогда за эти столетия не пытались взвешивать, просто считается, что для ее переноски необходимы 30 мужчин, причем каждый из них ощутит значительную тяжесть. Для переноски Всемилостивого Спаса на специальных носилках необходимо вдвое больше этого числа. Напротив иконы - древняя фреска, изображающая Страшный суд. Написанные на стене Воскресенского собора картины с символическим изображением "неверных царств", всех земных народов, загробных мучений, грехов и бесов считаются самыми убедительными во всей древнерусской монументальной живописи. Возможно, именно поэтому Спаситель взирает на нас со скорбью... Согласно преданию автором Всемилостивого Спаса является монах далекого северного Глушицкого монастыря Дионисий, канонизированный Русской православной церковью. Он прославился не только тем, что писал иконы: был к тому же искусным книгописцем, ковалем и одеждоделателем.

Икона, венец, да и весь Воскресенский собор сохранились почти в первозданном виде до наших дней. К тому же собор никогда не закрывался и служба в нем не прерывалась. Это настоящая загадка: при коммунистической власти подобные ценности всегда конфисковывались, большие храмы закрывались и в лучшем случае верующим оставляли какую-нибудь маленькую церквушку на окраине. Что же произошло?

А случилось вот что. Среди большевиков распространился слух о том, что, если кто хоть попытается тронуть Всемилостивого Спаса с недобрыми намерениями, он тотчас же погибнет. Представляете: даже атеисты боялись Его! На сохранность храма повлияло еще и то, что приход Воскресенского собора насчитывал полторы тысячи человек и его побоялись закрыть во избежание народных волнений.

Много раньше того в жизни Борисоглебской слободы был еще один не слишком благостный период. После взятия Казани Иван Грозный лояльных ему татарских мурз с их холуями определил на поселение в Романов и в Борисоглебскую слободу. Татарам не запрещалось хранить свою веру; они строили вблизи храмов свои дворы, ребятишки во время службы бросали в верующих каменья, стреляли в кресты из луков, позорили и лаяли попов. Но Спасителя трогать и хулить не решались - они боялись Его как черти ладана. После, кстати, многие из них перекрестились, и из "романовских" татар вышел знаменитый княжеский род Юсуповых.

По сию пору раз в год Всемилостивый Спас отправляется в большое путешествие. Он "идет" в гости на левый берег, из Борисоглебска в Романов. Крестный ход занимает целый день. Ведь Спаситель должен благословить каждую церковь романовской стороны, которых насчитывается шесть. Могло бы быть и восемь, но две в свое время разрушили. Путешествию не мешает даже то, что на другой берег Волги надо переправляться на пароме (мостов через великую реку в Тутаеве нет).

Нести Спаса в течение 7 часов - труд нелегкий, но от тех, кто исполняет это послушание, вы вряд ли дождетесь жалоб и сетований. Для людей эта работа - радость. Вообще для Романова крестный ход со Всемилостивым Спасом - большой праздник (на борисоглебской стороне такого подъема в людях не наблюдается - большинство обывателей следят за экзотическим зрелищем с ленивым удивлением), хозяйки выносят на улицу воду, чтобы напоить путешествующих, а ближе к вечеру в ограде Спасо-Архангельской церкви накрываются столы и романовцы угощают всех (набирается, между прочим, несколько сотен человек!) сытным обедом.

Возвращается Спаситель на свое обычное место, напротив Страшного суда, уже вечером, когда солнце завершает свой дневной путь.

Всемилостивый Спас, кстати, - не единственная чудотворная икона Романова-Борисоглебска. На левом берегу, в Покровской церкви, находится икона с удивительным названием "Прибавление ума". Как гласит легенда, когда-то очень давно (дата написания образа неизвестна) один иконописец помешался умом и ему во сне явилась Богородица, которая настояла, чтобы он написал ее образ. Иконописец, сотворив икону, исцелился, и, после того как икона была помещена в храм, от нее стали исцеляться люди, страдающие различными умственными заболеваниями. Помогает "Прибавление ума" и молодежи, когда они не успевают в учебе или не могут сдать экзамен.

Чудо? Но ведь сколько чудес - значительних и маленьких - происходит в других русских городах и весях!..

14 августа по новому стилю (1 августа по старому стилю) православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

День Всемилостивого Спаса — история

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Другое народное название праздника — «Медовый Спас». Это название связано с тем, что на Руси в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь. После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной церковью в этот день.

Икона «Спас Всемилостивый»

Россия, Ярославская обл., г. Тутаев (Романово-Борисоглебск), Воскресенский собор

На потемневшей от времени огромной иконе изображен Господь Иисус Христос: правая рука Его поднята для благословения, в левой – раскрытое Еваленгие.

По преданию, образ этот был написан в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким и первоначально располагался в куполе (был «небом») древней деревянной церкви святых князей Бориса и Глеба. Позднее его перенесли в собор и поставили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами. А в XVIII веке живопись подновили и вынесли образ в основное помещение храма.

Незабываемое впечатление оставляет древний намоленный образ в душе верующего человека. Нужно внимательно вглядываться в потемневший лик Христа, чтобы различить его черты. Человек неверующий может удивиться, почему на иконе ничего не видно. Но Господь открывает Себя духовным очам веры.

Образ Всемилостивого Спаса прославился многочисленными чудесами. Неоднократно с него делали списки меньшего размера и увозили в разные уголки России.

В 1749 году Ростовский митрополит Арсений распорядился забрать чудотворную икону в архиерейский дом, где она пребывала 49 лет. Почти на полвека потерял собор свою главную святыню. В 1798 году чудотворная икона Христа Спасителя была возвращена в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках. Не доходя трех верст до города, на берегу реки Ковать сделали остановку, чтобы омыть образ от дорожной пыли. На этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. Около него совершаются молебны.

Кроме того, в память об этом событии установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу. В десятое воскресенье по Пасхе крестным ходом идут по Борисоглебской стороне. В конце XIX века в память 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу в последний воскрестный день перед праздником Пророка Илии.

Ныне этот благочестивый обычай возрожден. Множество горожан, туристов, паломников собирается теперь на крестный ход.

Молитва Господу Иисусу Христу

Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многия ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех. И паки, Спасе, спаси мя по благодати, молю Тя; аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать, и дар, но долг паче. Ей, многий в щедротах и неизреченный в милости! Веруяй бо в Мя, рекл еси, о Христе мой, жив будет и не узрит смерти во веки. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, се верую, спаси мя, яко Бог мой еси Ты и Создатель. Вера же вместо дел да вменится мне, Боже мой, не обрящеши бо дел отнюд оправдающих мя. Но та вера моя да довлеет вместо всех, та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя. Да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоей руки и ограды; но или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой, предвари скоро, скоро погибох: Ты бо еси Бог мой от чрева матере моея. Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

Пантелеймон – всемилостивый – Мама, откуда берутся

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означает слово «Спас» в названии праздника Медовый Спас? иеромонах Иов (Гумеров)Спас - сокращенная форма от слова Спаситель - Иисус Христос. Словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю): Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

Из книги В начале было Слово. Проповеди автора Павлов Иоанн

19. Медовый Спас В сегодняшний праздник в храме всегда бывает народ - люди приносят освящать мед нового сбора. Отсюда происходит и название праздника - Медовый Спас. В этот день Церковь вспоминает сразу несколько событий. Во-первых, сегодня один из трех праздников в году,

Из книги Избранное. Проза. Мистерии. Поэзия автора Пеги Шарль

[Он не обвинил мир. Oн спас мир] Вот, бедное мое дитя, что надо видеть. Вот что надо признавать. Вот что следует вычитать, что единственное следует вычитать из книги событий. Вот чего священники не увидят, что они откажутся видеть; вот чего священники не скажут; вот что они

автора Гиппиус Анна

Из книги Дальний приход (сборник) автора Коняев Николай Михайлович

Яблочный спас - Раньше-то я и до Яблочного Спаса яблоки кушала, - сказал Мария Егоровна, поглаживая лежащий на ее коленях кулек с яблоками. - А сейчас нет… Уже пять лет до Яблочного Спаса к яблокам не притрагиваюсь…- Вам, наверное, батюшка сказал, что нельзя до

Из книги Молитвы на озере автора Сербский Николай Велимирович

38. Господи Всемилостивый, не оставь мир без твоей милости Через вещи являешь Ты чудеса, когда люди теряют дар чудотворения.Воду и огонь берешь в слуги Себе, когда люди отрекаются от служения.Дереву и металлу передаешь силу Свою, которая, людьми презренная, к Тебе

Из книги 105 чудотворных икон и молитвы к ним. Исцеление, защита, помощь и утешение. Чудо творящие святыни автора Мудрова Анна Юрьевна

95. Господи Всемилостивый, изведи мя из тени небытия Дети и святые держатся Тебя, Господи, остальные на Тебя восстают.Дети и святые - граница между царством бытия и тенью небытия.Попечители назвались родителями и сталкивают детей Твоих со скалы в пропасть

Из книги Главный дар вашему ребенку автора Гиппиус Анна

Икона «Спас Нерукотворный» в Свято-Преображенском соборе (Санкт-Петербург) Россия, г. Санкт-Петербург, Свято-Преображенский соборСвято-Преображенский собор был построен в 1828 году по проекту архитектора В. П. Стасова и являлся собором лейб-гвардии Преображенского полка и

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Андониковом монастыре (Москва) Россия, г. Москва, Спасо-Андроников монастырь, собор в честь Спаса Нерукотворного ОбразаНерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел

Из книги автора

Икона «Спас Нерукотворный» из Новоспасского монастыря (Москва) Россия, г. Москва, Новоспасский монастырь, Спасо-Преображенский соборШироко известен Нерукотворный Образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти

Из книги автора

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Бородинском монастыре (Подмосковье) Россия, Подмосковье, Спасо-Бородинский монастырь на Бородинском поле, близ д. Семеновское, храм Спаса НерукотворногоИкона принадлежала Ревельскому полку. Перед походом 1812 года этой иконой генерал

Из книги автора

Икона «Спас Елеазаровский» Россия, г. Псков, Псковский музейПримерно в 30 километрах к северу от Пскова, по дороге на Гдов, недалеко от Псковского озера стоит Спасо-Елеазаров монастырь, основанный в 1447 году преподобным Елеазаром (Евфросином), Псковским чудотворцем.

Из книги автора

Икона святого покровителя вообще и мерная икона в частности Очень хорошо повесить в красном углу или над детской кроваткой икону его святого покровителя. И часто обращаться к ней с молитвой к этому угоднику Божию. Просто, своими словами, мимоходом, по поводу и без

Из книги автора

Первый спас Многие ли православные христиане знают, что их религиозный праздник первый спас (1 августа по старому стилю) существовал еще в глубокой древности?Например, в древней Греции, когда о христианстве не было еще и помину, справляли двухнедельный праздник

Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя

Главной святыней и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.