Изготовление куклы ярило своими руками. Славянская тряпичная кукла

Зерновушка (Пара Богача)

Эта кукла имеет несколько названий: Зернушка, Зерновушка, Крупеничка, Горошинка. И может выглядеть немного по-разному, в зависимости от местности, где её делают. Но основа у неё общая - внутри куклы зерно.

В Южных районах России 26 июня на Акулину Гречишницу сеяли гречиху. Первые горсти гречихи брали из мешочка, сшитого в виде куклы. Собрав урожай, в деревнях устраивали угощение кашей для всей округи. Кашу варили в котлах - прямо на улице. А после уборочной страды мешочек, из которого делали куклу, вновь наполняли отборным зерном нового урожая и наряжали в куклу.
Зерновушку бережно хранили на видном месте в красном углу избы рядом с иконами. Она - знак сытой жизни и достатка в семье.
Хранит зерно до нового урожая, оберегает от мышей, гнили, воров.

Значения круп в Зерновушке:
Гречиха - сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном.
Рис - самое дорогое зерно, на праздник;
Перловка - на сытость;
Овес - на силу.
Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку. Стоимость 300 рублей.

Богач (Пара Зерновушки)


С виду Богач - простой мешочек, а на деле верный помощник. При создание Богача думали о своём Роде, Предках с Любовью и Благодарностью. Как любому оберегу ему ставилась четкая задача, например: прибыли и достатка на будущий год, защита благополучия семьи и т.д.

У Богача в мешочке зерно, основа Сытости, Достатка и Богатства. Как правило, куколку заполняют ячменём или пшеницей. Это означает круг Жизни.

Богач после изготовления путешествует по дому, выбирает себе место. Замечено, что после того как место найдено - богач становится незаметным, "невидимым". Если дома есть пара, Богач и Зерновушка, то их всегда ставят рядом, так, как идут они рука об руку по Жизни вместе, оберегая Семью, Дом, Урожаи. Стоимость 300 рублей.

Кубышка-травница


Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в Дом. От нее исходит Теплота, как от заботливой Хозяйки. Она и Защитница от злых духов болезни, и Добрая утешница. Ее подвешивают в доме над колыбелью ребенка. Куклу дают играть детям. Еще её ставят около кровати больному.

Хорошо помогает при бессоннице и простудах. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется Травяной Дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять!

Состав трав: , – успокаивающий сбор.

Чабрец, душица – оздоравливающий сбор .

Сборы делаем индивидуально для каждого Человека. Стоимость 300 рублей.

Кузнец Фрол

Каждая девушка в деревне мечтала выйти замуж за кузнеца, ну или хотя бы, чтоб свекр был кузнецом. Тогда в доме всегда , а у мужа постоянная работа, заказы.

Фрол на руку спор, поэтому у него сильные, крепкие руки.

Кукла двусторонняя: с одной стороны муж, с другой - свёкр.

Кукла несёт в себе энергию Доброты, Света и Покровительства. Стоимость 300 рублей.


Желанница

ЖЕЛАННИЦА - это Оберег Помощи, она отводит беду от хозяйки, жалея её. Самое удивительное, Желанница действительно исполняет желания хозяйки. Загадывая желания, дарят кукле подарочек в виде бусинки, пуговки, ленточки, колокольчика, серёжки. В общем, всячески её разряжают. Со временем кукла становится всё наряднее. Просят её помочь исполнить желание. Обязательное условие - желание не должно никому нести зла и несчастий, быть искренним и от Души. Традиционно куклу ЖЕЛАННИЦУ прячут в специальный мешочек или коробочку, ставят или вешают в недосягаемое для чужих глаз место. Рядом с куколкой всегда должно лежать ее зеркальце в красивой оправе. Загадывать желания лучше на растущей луне. Нужно достать куклу и рассказать ей о своем желании. Описывайте свое желание, как можно более подробно, визуализируйте, рассказывайте вслух, кукла должна точно понять, что вы от нее хотите. Когда говорите о желанном, очень внимательно стройте фразы, отрицательные частицы в речи мешают исполнению загаданного. Сделайте ЖЕЛАННИЦЕ подарок: нашей на сарафан/платье красивых пуговичек и колокольчиков, монетки нашиваются на подол, привяжите бантик или ленточку. Поднесите к кукле ее зеркальце и скажите: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». А потом спрячьте свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Иногда стоит делать ЖЕЛАННИЦЕ подарки без просьб, а просто потому, что находитесь в Благостном состоянии Духа, и лучше если это будет что-то, немного отличающиеся от того что вы дарите обычно. Например, бусинки или камушки нанизываются только на поясок вокруг куколки и только тогда, когда куколка сделала что-то, но не до свершения желания. Куколка-оберег ЖЕЛАННИЦА хранится всю Жизнь и со временем становится всё наряднее. Показывать ее никому не надо. Стоимость 300 рублей.


Лихоманки

Тряпичные куклы Лихоманки – болезней приманки. Их роль – привлечь к себе внимание болезни, залетевшей в дом: залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них…

Согласно древнеславянской мифологии различные заболевания связанные с ознобом или жаром называли лихорадками или тощими злобными сёстрами-трясовицами.

Сестры могут ходить по земле, как все вместе, так и в одиночку. Могут залетать в дом через печную трубу или вентиляционное окно.

Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра Кумоха, «наибольшая» и самая злая – демоница весенней простуды. Остальные двенадцать сестёр (у каждой своё имя) во всем ей послушны. Именно Кумоха посылает своих сестёр в мир людей. Привязавшаяся к человеку лихорадка начинала «жечь и палить, людской род трясти, знобить, мучить, тело сушить, кости ломить и жилы тянуть».

По характеру заболеваний и течению болезней выделяются 12 основных сестер-лихорадок. В названиях их имен отражены симптомы заболеваний, и в разных местах она были разные.

Невея - мертвящая. Сидела Невея глубоко под землей прикованная железными цепями к столбу, а если удавалось ей вырваться, то она появлялась среди людей и косила целые поселения, не щадя никого.

Огнея – вызывала жар и высокую температуру. Ледея (Знобуха) – вызывала сильный озноб. Гнетея – лишала аппетита. Грудница – изнуряла человека сильным кашлем, вызывала отдышку. Глухея – закладывала уши. Ломея-Костоломка – вызывала боль в суставах и ломоту во всем теле. Тайная – разные скорби творила, никто не мог ее распознать. Пухнея – вызывала сильные отеки, водянку. Желтея – вызывала болезни печени и желчного пузыря, окрашивая кожу человека в желтый цвет. Корчея – любила чужие жилы на свои кулачки наматывать, заставляя мучиться от боли. Гладея – изводила бессонницей.

Для защиты от сестриц-трясовиц делали одноимённых куколок - обычных столбушек - льняная или х/б ткань, завернутая в столбик и особым образом связаная.

Одевали лихорадок покрасивее, поярче (лоскутами, обязательно из ношеной одежды), чтобы кукла точно понравилась болезни-демонице.

Кукол делают на связке, которую подвешивают возле печной трубы (сейчас - напротив входной двери) - возле того места, откуда обычно в дом попадают непрошеные гости – болезни. Их можно поставить на полку в конверте.

Весенние и зимние Лихоманки отличаются: зимние вертятся на палочках размером в палец (Кумоха чуть больше), и живут они кучкой или в конверте, а весенние Лихоманки – тряпочные, и в рядок на ниточке вертятся. Отработавших свой срок кукол раз в год сжигали. Сгорая на костре, Лихоманка выманивала – из дома беду. Стоимость 500 рублей.


Мартинички


Мартинички - традиционные славянские куколки. Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

По традиции, мартинички прикалывали на одежду близким людям с пожеланиями Счастья и Благополучия, 1 марта и носили до тех пор, пока не удастся увидеть первого аиста. После чего или пускали по воде, или повязывали на ветку цветущего плодового дерева, загадав желание. В наше время, когда аиста увидеть проблематично даже в сельской местности, мартинички просто носят до конца марта, а потом привязывают на ветку дерева.

В некоторых местностях было принято класть мартиничек под камень, а через некоторое время смотреть, что там рядом с мартиничками завелось. Если муравьи - овцы принесут хороший приплод, крупные жуки сулили процветание крупному скоту. В городских условиях это гадание несколько неактуально, да и гораздо веселее выглядят мартинички на ветке деревца, чем придавленные камнем.

Они имели и второе ритуальное значение: всегда после рождения ребенка в Семье делалась очередная нитяная куколка, это действие имело большой символический смысл. Висевшая в красном углу свадебная пара кукол Неразлучников, раздвигалась немного в стороны и на общую крепкую родительскую руку, вешался маленький ребенок-куколка, сделанная из ниток. Этот своеобразный символический обряд повторялся после каждого прибавления в семействе. Сколько было детей, столько и куколок висело на общей руке кукол Неразлучников. Цвет куколок тут уже не имел никакого значения. Стоимость 200 рублей.

Кукла Московка

Кукла Московка является Семейным Оберегом. Есть и другое название этой куклы – Семья. Поможет в желании иметь здорового ребенка, будет поддерживать в семье дружные и крепкие отношения. В основе куклы березовое полено или туго скатанная ткань. История происхождения куклы Московки уходит корнями вглубь веков, во времена княжеской Руси, сама кукла это мать, а дети – княжества. Детей у куклы шесть. Готовую куклу лучше поставить повыше на полку и не давать незнакомым людям. Стоимость 500 рублей.


Кукла Параскева (с греч. - "пятница") является символом Богини Макошь. Богиня РОДа и Судьбы и всего, что связано с их укреплением и Благополучием. Для трудолюбивых людей Богиня Макошь - подательница всяких благ.
Сейчас Параскеву трактуют как помощницу во всех работах и ремеслах, особенно в прядении льна, но на самом деле веретено и лён в руках Параскевы, это передача Образа, как Матушка Макошь плетёт Судьбу со своими дочерьми Долей и Недолей. На руках у Параскевы ленты, это обращение к Предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты). День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел Матушки Макошь считается днём отдыха для женщин. Стоимость 300 рублей .


Кукла Филипповка - шестирукий оберег, кукла рукодельниц. Филипповка оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие. Её дарят хозяйке для помощи во всех делах.

Чтобы рукоделие денежки приносило, на пояске у Филипповки привязывают узелок-лакомник с зернышком и монеткой. Делалась такая кукла на посиделках на Филлипов день (27 ноября) по окончании полевых работ, сразу перед тем как вплотную заняться рукоделием зимними днями и вечерами. Стоимость 300 рублей.

Ярило - Бог солнца, деторождения, плодородия и ярости. С 12 по 15 июля праздновали Ярилины именины. Делали куклу в рост человека и маленькую. Обязательно прикручивали три солнечных диска, что означало восход, зенит и закат.

Ставили на пригорке, три дна подряд приносили ему дары и просили, чтобы солнце приносило больше тепла, дольше задержалось на небе для скорого созревания урожая. В эти же дни собирали травы с 12 полей, которые считались целебными, их сушили, пили чай. Кукла делалась из лыка. На третий день сжигалась со старыми ненужными вещами.

Стоимость 300 рублей.

Идёт удалый Бог, Ярило-молодец,
И снежный саван рвёт по всей Руси широкой!
Идёт могучий бог, враг смерти тусклоокой,
Ярило, жизни царь и властелин сердец,
Из мака алого сплетён его венец,
В руках - зелёной ржи трепещет сноп высокий,
Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки,
Идёт весёлый Бог, цветов и жатв отец!

Пётр Бутурлин, «Ярило».


Беременная кукла – символ Материнства. Кукла является не только Оберегом, но и помогает притянуть будущую Душу ребёночка или нескольких детишек.

Такую куколку можно сделать и самой женщине, которая хочет забеременнеть. Есть несколько способов изготовления такой куколки, но главное, результат везде одинаковый.

Стоимость куклы 500 рублей.

Счастья, Любви и Материнства вам, дорогие наши Женщины!

Итак, вы решили заказать оберег-куколку. Что для этого нужно:

Выбрав понравившееся изделие, Вам необходимо сделать Мастеру Руслане заказ, написав письмо. После этого изделие можно будет получить наложенным платежом почтой России.

Для этого вы пишете письмо на e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , где:

1. Указываете название оберега и их количество.
2. Указываете подробный свой адрес (индекс, адрес и полные ФИО).

В ремя проведения обряда в разных селах различалось, однако всегда соотносилось с Троицей. По-разному называется и время суток, на которое приходились «похороны». Если в обряде участвовали преимущественно взрослые, то он проходил вечером, а дети собирались днем.

Участниками обряда могли быть люди любой половозрастной группы: женщины, мужики, в том числе и люди пожилого возраста, молодежь и дети. В один день «похороны Шута» могли проводить дважды: днем участниками обряда были дети, а вечером - взрослые. «Похороны Шута» могли устраивать одновременно на нескольких улицах.

Среди взрослых участников обряда всегда были ряженые: женщины надевали старинные сарафаны, накидывали на себя столешники, могли использовать мужскую одежду.

Центральный персонаж обряда обычно назывался Шутом . Однако, несмотря на общность наименования, способы его создания и обряжения были многовариативны. Самым распространенным было изготовление антропоморфного чучела из соломы. Делали такого Шута чаще всего из снопа, придавая ему форму человека, и наряжали чаще всего в старую и рваную мужскую одежду - брюки, малахай (зимняя шапка-ушанка). Но иногда могли использовать и женскую одежду - надевать юбку, кофту, повязывать на голову платок.

В других случаях Шут также имел антропоморфный вид, но изготавливался не из снопа, а из двух крестообразно связанных палок, на которые потом также надевалась старая одежда.

Наряжали чучело (или пужалу ) заранее, накануне праздника или непосредственно перед обрядовыми действиями. Дети делали Шута в бане и на ночь оставляли его в предбаннике. Взрослые наряжали его утром прямо на улице и там же остав-ляли до вечера. В этом случае никто к нему не подходил, даже маленькие ребятишки.

Известны и другие места, где наряжали куклу: в селе Ждамирово - в поле; в селе Саре - на берегу реки Суры. Когда Шута наряжали в поле, важной деталью его костюма были цветы.

Другая форма создания шута - обряжение в соответствующий наряд человека. В таких случаях шутом могли быть не только взрослые, но и дети - мальчик или девочка. Процессия, сопровождающая такого Шута, отличается от участников обряда, следующих за Шутом-куклой, отсутствием ряженых.

Если шута изображал наряженный мужчина, его несли на носилках в сторону кладбища. У входа с него стаскивали лохмотья, обливали во-дой. Затем процессия возвращалась в село. Иногда шут во время таких похорон вскакивал с носилок и убегал, что вызывало смех окружающих. Участники похоронной процессии, если им надоедало носить шута, бросали его на землю; он вставал и дальше шел вместе с процессией. Во время прохода по селу и за селом те, кто хоронил шута, плакали «по-настоящему». Могли также кричать, исполнять песни с обсценной лексикой, приплясывать.

Направление движения зависело от того места, где шута это происходило. Если наряжали на улице, то шута носили по селу. Шла достаточно большая толпа, играла гармошка. Потом выносили чучело за село и там сжигали. Когда шута делали на берегу реки, с ним ходили вдоль по тече-нию. В селе Сара для чучела сооружали носилки. В селе Ждамирово, где участники обряда делали чучело в поле, украшая его цветами, шута вносили в село, а затем направлялись к реке.

В селе Ждамирово дети с чучелом в руках выходили за село, в луга или на холмы, окружающие село, и там разрывали шута на части. Это действие называлось - хоронить шута.

Проходя по селу, дети кричали: «Идём шута хоронить / Во большой чугун звонить!» А после похорон, также кричали, плакали: «Схоронили шута навсегда, да налётова ещё до году!» После похорон шута дети приходили домой и в бане устраивали по-минальную трапезу, чаще всего из яичницы. Взрослые таких поминок не устраивали.

В 50-е годах ХХ века дети сжигали чучело за пределами села. Но прежде чем сжечь солому, они снимали с шута одежду и надевали ее на одну из девочек. Она потом всю дорогу до села бегала за ними, пытаясь поймать, а остальные прятались, кричали, визжали до самого села. Если девочка, наряженная в одежду шута, ловила кого-нибудь, то могла побить или защекотать.

Участие детей в обряде осознавалось не только как желательное, но и как необходимое. Родители не только не запрещали ходить с шутом, но и помогали детям: показывали, как надо нарядить чучело, давали яйца для общей трапезы или сами готовили яичницу в бане. Детям передавалось серьезное отношение взрослых к обряду.

Вынос чучела за пределы села сопровождался пением припевок. Местные жители называют их прибаутками или частушками . Стихотворный размер, рифмы и плясовой напев действительно сближают эти песенки с частушками.

Шутушка (вар.: чучало), упокой,
Умер да спокаялся,
Человек-от был какой,
В баньке не попарился

В других случаях песенные формулы припевок объединяются с мотивами потешек, определяющих их плясовой ритм.

Пошли шута хоронить,
Загорелся козий дом,
В большой колокол звонить,
Шута вытащили,
Дон-дон, далидон,
Дон-дон, далидон...

Другие формулы имитируют интонацию похоронного плача:

Вот умер, милый умер,
Зароем - ни встанет,
Зароем - больше тебя не увидим,
Больше ты ни придёшь к нам.

Милый шутик умер,
Что ты скоро умер,
Ни похворал, ничёо...
Вот таки-и...
Милый шутик,
Что ты так рано умер,
Пожил бы ишшо маненичка,
Что ты меня бро-осил?«

В селе Сара точно не помнят слов, с которыми пускали шута по воде, но воспроизводят их приблизительное значение. «Плыви, куколка, плыви, возврашшайся со шастаем».

Представители старшего поколения еще помнят, что цель этого действа - «чтоб урожай был хороший». Удаление за пределы села чучела из остатков прошлогодней растительности должно было стимулировать новый обильный урожай. Это подчеркивала солома, из которой делали куклу, припевки, которые исполняли: «Шутушка, упокой, человек-то был какой, и с руками, и с ногами, и с пшеничной головой».

Аналогичный обряд в деревне Бахметьевка (в наст. время часть село Новосурск) назывался «Андрюшу хоронить» . Андрюша здесь - имя антропоморфного персонажа, который представлял собой соломенную куклу, по величине равную взрослому мужчине. Обрядовые похороны были приурочены к проводам весны , проходившим через неделю после Троицы. Андрюша изготавливался из снопа, на который надевали брюки, рубашку, на голову обязательно водружали шапку-ушанку, а на нее надевали венок из березовой ветки. Перед тем как отправиться к реке Суре, процессия сначала с песнями и пляской проносила Андрюшу по улицам села. Пели, как подчеркивали информанты, кто как сумеет, но - про весну. Исполняли и частушки с обсценной лексикой.

Жители, сопровождавшие Андрюшу, могли наряжаться в лохмотья или оставаться в обычной одежде. Над наряженными озоровали - старались окончательно порвать на них одежду.

Андрюшу приносили на берег реки Суры и там сжигали, при этом парни могли прыгать через огонь, а на кострище потом плясали.

Во время экспедиции по Инзенскому району в 2002 году по просьбе фольклористов местные жители показали частичную реконструкцию обряда. Обычно куклу делали несколько женщин. Кто-то скручивал солому для туловища и головы куклы, кто-то приносил старую мужскую одежду. Кроме брюк и рубашки Андрюше подыскивали малахай или кепку, старый галстук, на ноги надевали резиновые сапоги. Куклу брали под руки две женщины, которые водили Андрюшу по всему селу. В толпе, сопровождавшей процессию, шли ряженые. Прохожие подходили к Андрюше, высказывали восхищение его нарядом, разговаривали с ним.

Реконструкция обряда наглядно показала значимость импровизированного общения человека с куклой во время прохода процессии по селу. Из дома на улице, по которой вели Андрюшу, вышла одна из старейших жительниц села М.Н. Отряскина. Она ничуть не удивилась, увидев куклу, и есте-ственно вступила в разговор с Андрюшей. «Вот надо поглядеть бы, надо. Здравствуйте все, кого не знаю. Здравствуйте. Где он? Андрюшка-то где? Где Маня, моя товарка? Иди веди меня за руки, я погляжу-ка. Сколь ни видали! Молодиньки были. Где он, Андрюша-то?» Женщина, поддерживающая куклу, говорит от имени Андрюши: «Баба Маша, здрасьте, здрасьте». М.Н. Отряскина: «Здрасьте, здрасьте, кого не знала, не видала. Вон он как ручку даёт, праву (пожимает, улыбаясь, руку кукле). Вон ведь какой хороший. Каке сапоги-ти хороши, лаковы. Больно уж гожий, высокай какой. (Заглядывая кукле в лицо) Курит. Вон кака сигарка во рту». Женщина (от лица Андрюши): «Ну, давай, бабуля, простимся с тобой (наклоняет куклу к Отряскиной, чтобы та поцеловала ее). Ну, жить вам, поживать, добра наживать. Пейте, бабуля, чаёк, таблеточки». М.Н. Отряскина: «Ничего не помогат, Андрюшенька, милай, не помогат мне. Ничего не помогат: и ем, и пью, а еда меня ест. Годов много, восемьдесят девять, наверно, годов, ай уж все девяносто. Может, теперь Андрюшенька за меня помолится, мне получше будет». Женщина: «А може, и правда тебе нынче, Бог даст, и полегше будет. А може, нам Бог даст дожжя? (поворачивается к кукле, поднимает уши шапки-ушанки и завязывает наверху шапки). Жарко вот ему. Жарко (обращается к соседке). Да где мне его постановить-то? Я его поставлю - опять сваливатся». М.Н. Отряскина: «Ноженьки-то устали у няво, давно стоит. Вот кака старуха-то, мол, глядела, приходила на Андрюшеньку-то... У нас, бывало, провожали, народу много провожали, а теперь нихто не делат эдак-то, ни провожают».

В селе Б. Шуватово в первый вторник после Троицы вёсну провожали . Этот день в селе называли праздник Ярила по имени обрядового персонажа, похо-роны которого были главным содержанием обрядового действия.

Чучело Ярилы делалось из соломы. Ею набивали штаны, куртку, а сверху, как и в предыдущих случаях, надевали шапку. Затем куклу сажали на телегу, а рядом ставили шест с тележным колесом. В телегу, в которую впрягались молодые парни и возили Ярилу по селу, садился мужчина, который крутил колесо, потешал публику непристойными шутками и частушками. За телегой часто шли ряженые.

После того как процессия с Ярилой объезжала все село, парни, тащившие телегу, вывозили ее за околицу, где чучело стаскивали на землю, растерзывали и сжигали.

Идет удалый бог, Ярило-молодец

И снежный саван рвет по всей Руси широкой!

Идет могучий бог, враг смерти тусклоокой,

Ярило, жизни царь и властелин сердец!

Из мака алого сплетен его венец,

В руках — зеленой ржи трепещет сноп высокий;

Глаза, как жар, горят, румянцем пышут щеки...

Идет веселый бог, цветов и жатв отец!

Везде вокруг него деревья зеленеют,

Пред ним бегут, шумят и пенятся ручьи,

Ихором вслед за ним рокочут соловьи.

Идет он, светлый бог! — И села хорошеют!

И весь лазурный день —лишь смехда песни там.

А темной ноченькой уста все льнут к устам!

П. Бутурлин

Среди божеств, покровительствующих плодородию, самым поздним принято считать Ярилу, ибо связанные с ним обряды (ежегодные "проводы Ярилы) дожили до XIX в., тогда как имя Рода почти забылось к XVI-XVII вв., а от культа Велеса уцелел лишь уже описанный обычай оставлять на поле последнюю полосу колосьев.

Культ Ярилы олицетворяет идею весеннего плодородия, весенней "ярой" плодоносящей силы. Имя Ярилы происходит от корня "яр", представляя ярь (сок, растительная сила почвы) как высшее проявление производительных сил, обеспечивающих максимум плодородия, прибытка, урожая. Русское слово "ярый" означает "сердитый", "горячий", "огненный". О сильном огне также говорят "яркий". Корень "яр" вошел в собственные имена: Ярополк, Яромир, Ярослав. Яриле приписывался яростный, буйный мужской характер.

В "Слове о полку Игореве" "яр" и "тур" соединены в одно слово: Яр-Тур, а также в близкое к нему слово Буй-Тур, как бы усиливающее значение "яровитости", "ярости„ Тур - воплощение плодовитости, безудержных природных животворящих начал, обеспечивающих обилие, богатство и могущество. К сожалению, последний дикий тур давно убит, до наших времен дожили лишь приручение потомки туров — домашние быки и коровы. Туры отличались от них своими огромными размерами — бык достигал в холке почти двух метров — и цветом: они были черными, с белой полосой вдоль хребта, а коровы-"турицы" — гнедыми (темно-рыжими с черными хвостами). Тур отличался большой агрессивностью, хищные звери были бессильны против этого животного. У людей охота на тура считалась великим подвигом. Турьи рога были обязательной принадлежностью божеств изобилия ("рог изобилия").

Ярила олицетворял мужскую оплодотворяющую силу, поэтому весенние празднества в его честь приобретали за-клинательный смысл, а широко распространенные "проводы Ярилы" в дни летнего солнцестояния отражали полное отмирание старого зерна-семени, посаженного в землю весной, и вызревание новых зерен в колосьях. Ярило-зародитель вдохнул жизненную силу в зерно и теперь передает власть Живе-охранительнице — богине жизни, чтобы она, спокойно и деловито, позаботилась о новом урожае.

От Ярилы зависели и дожди, и ясная погода, и урожай нив, счастье и благосостояние смертных. Дождь поэтому величался крестьянами кормильцем, и при накрапывании первого весеннего дождя к нему обращались так:

Поливай, дождь! На бабину рожь, Па дедову пшеницу, На девкин лен Поливай ведром. Дождь, дождь! припусти, Посильней, поскорей, Нас, ребят, обогрей.

Интересно описание ритуала, относящееся к Белоруссии

конца первой половины XIX в. Центральный фигурой выступал Ярило. Его изображала женщина, наряженная мо

лодым красивым босоногим мужчиной в белой рубахе. В правой руке она держала человеческую голову, в левой -ржаные колосья, голову ее украшал венок из полевых цветов. Девушку, изображавшую Ярилу, сажали на белого коня, привязанного к столбу. Вокруг нее девицы в венках водили хоровод и пели песни. Сохранилось начало одной из них:

"Волочилося Ярило по всему свету, полю Жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там Жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает".

В других источниках также описывается празднество, посвященное Яриле. Оно отмечалось на Руси ежегодно 4 июня вплоть до XIX в. Церковь заменила языческий устойчивый календарь на подвижный пасхальный и отменила праздники, попадающие на Петровский пост (от 16 до 29 июня). Чествование Ярилы совпало с переходящим праздником Троицы, либо устанавливалось на следующий день после нее, либо вообще в конце июня. В христианской мифологии Ярило связывался со святым Юрием (Георгием), но полного слияния этих образов не произошло.

Сохранились воспоминания, как в Воронеже, на площади за старыми воротами, куда сходились городские и окрестные сельские жители на ярмарку, затевались игры, пляски, угощение, кулачные бои. Празднеством руководил "юноша в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом, изображавший собой Ярило". В старину люди с нетерпением ожидали это торжество, надевали свои лучшие одежды и с неистовым весельем предавались праздничным игрищам. Гуляния с песнями и плясками продолжались иногда всю ночь вокруг костров, горевших на возвышенном месте. В некоторых местах эти гуляния называли ярил ками (ярильным днем). Молодые девушки приходили на празднество "поневеститься". Гуляния сопровождались ве-селиьем, хороводами, поцелуями через венок из свежих цветов и трав.

Обычно праздник проводился на холме - на особом месте называемом "Ярилина плешь". Кукла Ярилы, обычно

изображавшая старика, хоронилась весело, со смехом, с непристойными шутками и притворным плачем. Кое-где фигуры Ярилы и Ярилихи изготовляли из глины, потом фигуры разбивались и сбрасывались в воду. Проводы Ярилы являлись одновременно проводами весны — так же, как и в праздниках Костромы, Костробуньки, Купалы.

То не свет-заря разливается,

То не солнышко с ясным месяцем,

То на холм высок поднимается

Моя Ладушка, красна девица.


В старину на Руси с теплом и нежностью называли своих любимых: Ладо мое, моя Ладушка. О всем, что мирно было и светло, говорилось: ладно, с ладом сделано. Помолвку называли — лады, песню свадебную — ладканя, свата — ладило, а уговор о приданом — ладником. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад. "Я ищу себе ладу милую" — пелось в песнях великорусских. Верили люди, что поможет им обрести счастье и любовь богиня весны, веселья, красоты, покровительница брака и любви, славянская Благая Богиня Лада (лат. Bona Dea). На земле древнерусской почитали ее более, чем где-либо.
Люди, мечтая о счастье, любви, достатке, издревле обращались за помощью к богам, делая им подношения, проводя обряды, ритуалы — все, что по их вере, помогало задобрить и порадовать богов. Масленица, Иван-Купала и другие современные праздники — не что иное, как праздники-ритуалы, которые дошли и сохранили свое существование до наших дней со времен древней Руси. Сейчас они носят светский характер, радуя нас своим весельем и задором. Но в древности им придавался больший смысл и сакральность. Так весной славяне праздновали Ладодение — веселый праздник с хороводами, славлениями, традиционными песнями, посвященный богине Ладе, являющейся одним из верховных женских начал. В славянском пантеоне светлых богов она олицетворяла собой женский идеал. Великая Лада для людей была заступницей перед богами, защитницей от их гнева. Повсеместно в древнерусских городах стояли ее храмы, куда люди круглый год несли цветы. В домах также можно было увидеть обереговое изображение этой богини. Наши предки верили, что обереги помогут им сохранить гармонию, мир, тепло и достаток в доме.

И в наши дни, возрождая древнее прикладное искусство создания русской тряпичной куклы (славянским магическим куклам не менее 5 тысяч лет), рукодельницы все чаще стали обращаться к секретам оберегового мастерства.

Как сделать куклу-оберег своими руками

Сегодня мы подробно рассмотрим процесс изготовления куклы-оберега — богини Лады. Так как Лада — богиня весны, в ее нарядах преобладали естественно-природные цвета: зеленый, лазурный, багряный. Наряды ее были расшиты дивными узорами, с вплетенными в них веточками березы — символом этой светлой богини. Рядом с ней, освещенной лучами солнца, кружили разноцветные бабочки и сияла радуга. Эта богиня, наполняющая мир теплом, добротой и искренней, чистой любовью, всегда изображалась веселой, молодой и прекрасной. Поэтому, приступая к изготовлению оберега, изображающего богиню Ладу, мы сначала настроимся на волну света, добра и радости. Только наполнившись ладом и любовью, можно сделать настоящий оберег, способный защитить и помочь. А чтобы работалось еще и весело, можно подключить к творчеству детей, так, как это делает ведущая мастер-класса Ольга Береста. Ведь дети — это неиссякаемый источник радости и позитива!

Для творческого процесса нам потребуется:

  • средних размеров сувенирный веник
  • пакля
  • бечевка или джутовая веревочка
  • ленты атласные зеленого, красного или оранжевого цветов
  • широкая декоративная лента (жаккардовая)
  • бубенчики , колокольчики
  • деревянные бусины разных цветов, бусины ажурные
  • декоративные цветы из ткани и лент или бумажные цветы
  • птичка (можно сделать из соленого теста)
  • палочка китайская (как основа для рук)
  • 2 сухих листа от кукурузного початка
  • отрезок толстой проволоки (37-40 см)
  • клеевой пистолет или клей "Момент"
  • небольшие лоскутки красивой ткани (можно взять тесьму джутовую)
  • также можно использовать сизаль для гнезда.

Один материал легко можно заменить на другой, если чего-то не оказалось под рукой. А на какой, подскажет ваша творческая фантазия. Подготовив все необходимое, мы приступаем к работе.

Первым делом намечаем место расположения рук куклы, спускаясь по ручке веника на одну четвертую от всей длины. Шилом раздвигаем обмотку веника и делаем сквозное отверстие, в которое горизонтально вставляем палочку — руки нашей куклы.

Из небольшой пряди пакли плетем маленькую косичку, перевивая ее крест-накрест на груди, как ожерелье.


А ожерельем послужат несколько красивых бусин, нанизанных на джутовую веревочку.


Далее аккуратно разбираем мочало. Каждая деталь будет важна и пригодится в работе. Разобранное мочало делим на две равные части, одна из которых пойдет на радугу-косы, а другая на изготовление ладьи.


Чтобы сделать ладью берем отрезок толстой проволоки длиной 37-40 см, к которой для утолщения по центру привязываем небольшой пучок соломы. Сильно утолщать ладью не будем, потому как образ нашей богини очень воздушен и легок и плывет она по небу на изящной легкокрылой ладье. Итак, чуть сгибаем проволоку, моделируя форму ладьи и прикладываем к ней мочало. Распределяем его по всей длине и чуть огибем края проволоки, чтобы их не было видно.


По мере формирования туго обматываем ладью бечевкой от краев к центру слегка ослабевая нажим.


Декорировать ладью мы будем атласной лентой, колокольчиками и бусинами. Колокольцы вешаем по краям ладьи, лентой обвиваем ее по диагонали и украшаем разноцветными бусинами. Закрепляем все элементы при помощи клеевого термопистолета.


Вторую часть от разобранного мочала используем для кос куклы. Косы символизируют радугу, которая всегда сопровождала Ладу. Берем отрезки лент красного (или оранжевого) и сочно-зеленого цветов длиной по 130-150 см. Перехватываем ими ровно по центру наши косы и туго завязываем.


А далее крест-накрест обвиваем косу разными по цвету лентами, моделируя небольшой изгиб радуги. Делаем мы его произвольно, не вставляя никакой проволоки. По краям кос завязываем маленькие бантики, обрезая излишки лент. В мастер-классе Ольга Береста делится своей находкой, как сделать бантики из лент, чтобы они получились маленькими и аккуратными, которыми удобно декорировать как обереги, так и скрап-открытки, блокноты и прочие поделки своими руками.


В украшении нашей оберегини мы будем использовать природный материал: сухие листья от кукурузных початков. Природный материал, как правило, очень хрупок и требует большой аккуратности в работе с ним. Но его применение всегда дает потрясающий эффект естественности. Это важно, так как в верованиях славян все боги были тесно связаны с различными природными явлениями. Так и Лада, помимо прочих достоинств, почиталась как богиня изобилия, созревания урожая и плодородия.
Листья от кукурузных початков мы будем использовать в качестве рукавов для наряда Лады. Форма листьев уже напоминает рукава-фонарики. Поэтому все, что нужно сделать, — это аккуратно обогнуть ими руки куклы, обрезав при этом излишки по длине, и склеить термопистолетом. Украсить такие рукава можно двумя, тремя атласными ленточками, закрепив их также при помощи клеевого пистолета.


Итак, мы подготовили ладью и косы и теперь будем соединять их с куклой. Для закрепления ладьи нарезаем разноцветные ленточки (35-40 см). Каждую из лент перегибаем через ладью и склеиваем по всей длине так, чтобы ладья была плотно обхвачена.


Склеенные части лент закрепляем на поясе куклы. У нас получается разноцветная юбка для нашей оберегини, которая, в свою очередь, удерживает и ладью.


По горизонтали место склеивания ленточек с веником декорируем россыпью разноцветных деревянных бусин. Бусинки формируем так, чтобы создался естественный объем. Это и смотрится красиво, и скрывает следы клея.

Или цветами из бумаги. Можно при помощи фигурных дыроколов сделать вырубки цветов, бабочек, листочков и др. Делаются они очень быстро и легко.


Нам остается только повязать декоративный пояс из жаккардовой ленты. Сразу под руками дважды перехватываем куклу лентой и завязываем ее. Края пояса должны красиво свисать до низа юбки.


Как символы уюта, мира, плодородия и душевной красоты добавляем к декору оберега гнездышко, яйцо и птичку (рядом с Ладой всегда изображался Белый Лебедь, являющийся её воплощением и символом чистоты этой светлой богини).
Гнездышко формируем из остатков мочала, можно взять сено или такой чудесный природный материал, как сизаль. Он очень пластичен, податлив и удобен в работе.


Произвольно располагаем и прклеиваем декоративные элементы сбоку от пояса, украшая их бусинами и цветами. Птичку легко сделать из соленого теста, для приготовления которого мы используем муку, соль и воду.


Наш оберег готов!
Возможно, обращаясь к оберегу с просьбами о гармонии и счастье, мы пробуждаем свои внутренние силы, помогающие нам в достижении добрых целей.


Мастер-класс "Обережная кукла Морена — богиня зимы"

Приобрести сизаль, джутовую веревочку, декоративные веники и другие натуральные материалы можно в нашем интернет-магазине

Особый смысл древними славянами вкладывался всегда в оберегающие куклы. Они приносили удачу, успех, очищали пространство в доме и охраняли семью от всего недоброго. Изготавливают таких куколок всегда без очертаний лиц, одевают их в специальные одежды, которые несут основную смысловую нагрузку. Например, если кукла Рожаница, тогда вышивались особенные знаки на одежде в области живота, груди. Отработанную куклу всегда сопровождают в «мир иной» с благодарностью и почтением.

Большая часть славянских кукол оберегов отождествлялись с образами Богинь, женщин, любой иной женской силой. Но были куклы в виде мужчин, обращенных к мужской силе. Также встречаются оберегающие куклы в виде животных (например, Солнечный Конь или Птица Радость). Основой для изготовления куклы была всегда необходимость в ней, причина, для чего она должна послужить. Каждая обережная кукла отвечала за что-то. Материалы подбирались тщательно и всегда натуральные.

Главные правила сотворения магических славянских кукол

Вот главные правила, по которым мастерились славянские куклы обереги:

  1. У мастера или мастерицы обязательно должно быть отличное здоровье и настроение во время изготовления.
  2. Желательно войти в «состояние Кудес» (полутрансовое состояние).
  3. Предпочтительное время для изготовления – растущая луна для привлечения чего-то, убывающая луна – для очищения от негатива.
  4. В праздники или выходные лучше не браться за такую работу.
  5. Важно делать кукол на коленях, когда на женщине надета длинная юбка. Здесь закрадывается символизм «рожающей» женщины-творца, у которой на коленях появляется кукла.
  6. Если кукла – мотанка, тогда применять иглы, ножницы, булавки или иные колющие и режущие предметы запрещено.
  7. Количество связанных узелков обязательно должно быть четным. При завязывании на каждый узел наговаривается желание, либо заговор.
  8. Куклы на основе. Они делаются на веточках, либо щепочках, сложенных крестом.
  9. Использовать нужно только натуральные материалы при сотворении обережных кукол. Синтетические ткани и нити не подходят.
  10. Все желания и чаяния должны быть в уме хозяйки и на словах без тени сомнений. Крепкая вера в куклу нужна, иначе сомнения могут ослабить будущий оберег.

Могут встречаться и другие правила, касающиеся индивидуальных моментов. Допустим, при изготовлении куколок для малышей можно вообще использовать один только обыкновенный платок. А куклу Солнечный Конь заготавливают из соломы и лент.

Почему куклы обереги делают без лиц?

Внешняя особенность таких обережных вещиц – это отсутствие лиц и много разноцветной красивой одежды, волос, сплетенных в косы, тесьмы, бус, лент, цветов и прочих атрибутов. Если на кукле нет лица, знайте, это посыл на то, чтобы не персонифицировать и обезличить вещь, которая должна выполнить свою функцию на энергетическом и ментальном плане.

Безликая же кукла не только признавалась неодушевленным предметом для нижних миров, но еще и недоступным для влияния на нее разносторонних нежелательных сил. Предполагалось, что кукла имеет множество эмоций, что она живет почти как человек, испытывая и горе, и радость. Потому и конкретные эмоции изображать на ней бессмысленно.

Для чего использовать древнюю символику?

Каждый атрибут, символ на одежде или украшениях имел свое значение. Именно обережные тряпочные куклы, богато украшенные славянской символикой, имеют большую смысловую нагрузку. Смыслом было обращение к Богу или природной силе, чей знак нанесен на элемент куклы. Так, например, на Кукле Седьмая Я, на подоле платья вышивали знак матери Земли. Считалось, что такая кукла способна прокормить всю семью и проявлять заботу обо всех домочадцах.

Гадания по обережной кукле

Гадают по кукле так:

  • если осанка фигурки получилась неровной, то и хозяйка куклы пребывает в нестабильном состоянии;
  • когда вышла слишком большая голова куклы, то для мастерицы настало время отпустить какие-то проблемы, перестать зацикливаться на чем-то одном;
  • если вы расстроились из-за одежды (чем-то она не по нраву пришлась), то обратите внимание на свое общение с людьми, что-то в нем не так с вашей стороны.

Принцип понятен. Главное, отыскивать не только изъяны и придавать им особое значение, соотнося их со своим состоянием, но еще и находить положительные стороны в кукле. Наверняка, рукодельница отметит, как все ладно и ровно вышло при сматывании куклы!

Как правильно расстаться со старой куклой?

При расставании с куклой, которая много пользы принесла, нужно помнить про эти правила:

  1. Мысленно нужно поблагодарить и попрощаться с куклой.
  2. Аккуратно и медленно разбираются все элементы, лоскутки, нити.
  3. Острые предметы использовать при разборке куклы нельзя.
  4. Если порвалась нить, либо тряпица – это не страшно, так надо было.
  5. Нити и лоскуточки сжигаются.
  6. От прежней куклы использовать вещи нельзя.
  7. Оставшееся от куклы все сжигается с чувством благодарности.
  8. Пепел нужно развеять по ветру. Можно за окном своего дома, за дверью у дома.

Важно! Когда хозяева куклы еще жалеют её, испытывают чувства жалости, тогда вещь для них пока работает – расставаться с нею рано. Ведь остались привязки, есть еще связь между куклой и семьёй.

Какими бывают славянские оберегающие куклы и их значение?

Все перечисленные ниже куколки – это не предел в арсенале славянских домохозяек и хозяев. Делались куклы такими, которых можно было в дорогу взять, к кошельку прикрепить, чтобы удачу и деньги привлекали. Солнечные куклы – Конь, Спиридон-Солнцеворот (более позднее название), Веснянки призваны привлекать солнце, чтобы ярче светило, и теплее было.

Одинокие женщины или девушки, засидевшиеся в девках, делали Толстушку-Костромушку (Женскую суть). Эта кукла также еще играла роль Желанницы, привлекала силу замужней женщине для зачатия ребенка. Считалось, что Костромушка очень быстро и ладно приманивает душу ребенка.

Вепсская кукла, сделанная из обрывков старой поношенной одежды и выдерганных нитей-путанок, Московка (Седьмая Я или – Семья), опоясанная младенцами, Свадебные, очень похожи на Мурашенскую парочку, Огневица, Сороки (Жаворонки), Метлушка, Столбушка, Роща, скрученные на пуговке, на ложке и много других вариаций.

Рассмотрим значение и краткое описание некоторых кукол в отдельности.

Зольная (Зольница)

Зольная – отведет темные силы от дома, разные сглазы и порчи. Внутри фигурки находится горсть золы из домашнего очага, печи (отсюда и название). Для прочности шарика основы головы зола с чем-нибудь смешивалась. Отличие от других кукол – никогда не крепились волосы или головной убор. При переезде в новый дом Зольницу делали так, чтобы брать золу из печи старого дома. Этот оберег мог быть с семьей всю жизнь и даже передаваться по наследству. Потому обряды расставания с ней делались только если она испортится – порвется, например.

Успешница

Успешница – привлечение успеха в любом деле для семьи и дома. Отличие Успешницы от куклы Доли и Желанницы заключается в том, что она выполняет более мелкие чаяния и способствует успешному завершению какого-то предприятия. Изготавливать ее можно из лоскутков, поэтому такие обережные тряпочные куклы всегда красивы и нарядны. Символику допускается использовать ту, которая подходит наиболее всего к региону проживания, либо семье, роду хозяев, изготавливающих куклу.

Пеленашка

Пеленашку использовали для того, чтобы отгонять от колыбели новорожденного темные силы. Считалось, что разные духи могли притянуться из другого мира с приходом младенца в Мiръ Яви. Делала Пеленашку (или несколько сразу) будущая мама – беременная женщина. Она их клала в детскую колыбель. Даже в минуты болезней, когда малыш наиболее уязвим, эта кукла могла защищать ребенка и принимать его недуг на себя.

Куколка Счастье

Счастье – по названию видно, что она призвана приносить счастье, которое заключено в косе куклы. Самым ярким атрибутом в этой кукле является именно ее коса – она должна быть длинной, толстой и богато украшенной. Косу закручивают вверх, из-за чего она делает саму фигурку устойчивой – опора для куклы и есть сама толстая коса. Голова и коса делаются из льняных натуральных нитей. Еще один атрибут – это добротные и красивые лапоточки, помогающие ей в поиске счастья для своих хозяев.

Кубышка (Травница)

Кубышка, Травница – стережет дом и всех членов семьи от нападения темных сил, приносит благость в дом, способствует гармоничным взаимоотношениям и очищению атмосферы в доме. Кукла обязательно должна быть толстенькой, внутри неё закладывали лекарственные травы.

Клали этот оберег всегда у входа в доме, желательно над дверью. Любой злой человек, если пройдет под Кубышкой, все свои дурные намерения и мысли забудет. Так считается у славян испокон веку, да и сегодня. Но Травницу могли и рядом с младенцем класть, тогда она надежно от сглаза защитит малыша.

Куклы Неразлучники

Неразлучники – призваны охранять молодую семью, пару, которая совсем недавно поженилась, служат символом неразлучной семьи. У кукол одна ручка, которая соединяет две фигурки. По славянской традиции, дарят брачующимся, жениху и невесте такой оберег прямо в день свадьбы. Куклы хранятся в семье всю жизнь!

Десятиручка

Десятиручка – большая помощница хозяйке в доме. Хоть она и сжигалась на праздник Покрова, все чаяния вместе с нею шли к богам и служебным духам. Именно она и служила подательницей сил для хозяйки, ведь именно после сжигания у мастерицы будто бы сил прибавлялось, все дела у нее спорились, все успевала. Главное условие при заготовке – подол юбки куклы должен быть украшен девятью красными нитками, связанными в бантики, а количество рук должно быть десять – по пять с каждой стороны.

Масленица

Масленица – одна из мощнейших знаковых кукол-оберегов, отгоняет прочь от дома всякую нечисть и, в то же время, подает зятю знак, что теща ждет в гости его и свою дочь на блины. Делают Маслениц из лыка и соломы, наряжают в цветастые лоскутки, приделывают грудь, украшают платочком голову. В том месте, где должно быть лицо, обязательно нужно обтянуть пучок соломы светлой льняной тканью. Куклу вывешивают за окно, а после на праздничном обрядовом костре сжигают. Кукла имела большое значение в весенний праздник Масленицу, когда провожали зиму и готовились к встрече весны.

Придорожница (Подорожница)

Придорожница – мощная защита в пути от всяческих неприятностей и привлечение силы, удачи, чтобы человек вернулся домой. В мешочек куклы, который привязан к обеим ее рукам, укладывалась зола из печи, мелкая вещь из дома, а иногда – соль с домашнего стола и зерна пшеницы, чтобы человек не голодал в пути. Размер куклы маленький – не больше 5-6 см.

Крупеничка (Зернушка)

Кукла Крупеничка считается одной из многих главных оберегов в доме, привлекает благополучие в дом в виде продуктов питания, не допускает голода домочадцев. Крупеничку или Зернушку обязательно заготовляли хозяйки своими руками, не доверяли эту работу никому больше. Место для куклы всегда должно быть на виду – можно в гостинной, но чаще устанавливали её на кухне, поближе к провизии.

Внутри оберега зерна различных круп. Эти зерна при посеве использовали первыми, вкладывались в куклу зерна также из первого урожая. Из полученного мешочка, в котором набита крупа, получалось туловище куклы и голова. Они должны быть очень плотными, привлекающими большой урожай. Горожанки для привлечения достатка в семью также делают сегодня таких куколок, набивая их любой крупой.

Стригушка

Стригушка – приносила богатый урожай для семьи, трудящейся в поле, огороде, саду. Делают куклы из соломы и лыка, иногда применяют различные отходы от производства льна. Можно такую куклу одевать, а можно просто украсить цветными ленточками – здесь не принципиально. Важно, чтобы сделать ее из первого снопа, который славяне называли «именным», а потому – и священным.

Очистительница

Очистительница – очищала пространство и все вокруг, когда человек болел, либо имел какой-то духовный недуг или изъян. Делать куклу должен сам страдающий от проблемы человек. В процессе работы над оберегом все проблемы мысленно нужно переносить на него. Внешний вид куклы обязательно должен иметь хотя бы одну или несколько черт, похожих на хозяина. Это может быть часть одежды или какой-то атрибут. Но только не черты лица! При сжигании отработанной куклы, важно сказать:

Забираешь с собой из меня всё дурное да темное!

Коляда

Коляда – приносит в дом счастье, делает семью крепкой, согревает солнечным теплом. Кукла символизирует солнце и названа по имени Бога зимнего Солнца. Коляда-кукла выглядит дородной женщиной, с большим завязанным платком на голове и в яркой нарядной одежде.

В руке у куклы обязательно должен быть мешочек для подарков – кладутся туда хлеб, соль. За поясом обязательно должен быть заткнут веник, по поверьям, именно им она отгоняет злых духов. Начинали заготовлять Коляду уже в середине декабря, а потом сжигали ее на костре в одноименный праздник – Зимнего Солнцеворота, Коляды.

Купавка

Купавка – забирает все несчастья, трудности, горести, которые могли возникнуть в течение года до праздника Купалы. Делают куклу перед летним большим праздником – Купало. Обязательно она изготавливалась на основе в виде сложенных двух палочек крестом. Наряд куклы – рубаха, сарафан, пояс. Украшения – длинные ленточки, символизирующие девичьи желания. Пускали куклу плыть по воде, она и забирала своими ленточками все горести с собой.

День-Ночь

День-Ночь – сильный оберег, направленный на защиту членов семьи и днем и ночью от разных напастей, неприятностей и темных сил. Изготовление оберега шло обязательно с применением однотонных темной и белой тканей (или пряжи), символизирующих светлое и темное время суток. Стоять двуликая кукла должна на подоконнике – ее нужно поворачивать каждым утром светлой стороной к помещению, а вечером – темной стороной к комнате.

Желанница

Желанница – воплощает ту мечту или желание, вложенную в нее, при её изготовлении. Здесь требуется выбрать самое сокровенное желание, и только одно. При изготовлении крайне важно делать её нарядной. После того, как кукла будет готова, надо обязательно подойти к зеркалу, держа куклу перед собой, и вслух уверенно произнести свое желание. Время от времени с куклой надо разговаривать, поставить ее на почетное место в доме. После исполнившегося желания кукла с благодарностью сжигалась.

Толстушка

Толстушка – приносит в дом счастье в виде долгожданного рожденного ребенка. Её делали специально для той женщины, которая долго не могла забеременеть. Очень желательно, чтобы делала именно близкая родственница. Кукла должна стоять на самом видно месте в доме, после того, как беременность наступит, её перемещали в ту часть дома, где чаще всего находилась женщина. Во время вынашивания и родов, Толстушка должна скрываться от посторонних взглядов.

Вербница

Вербница – оберег для детей и взрослых, помощница тем, кто не может найти дорогу домой, когда ходили за вербой перед весенними праздниками. Символизм куклы – вещает о приходе весны. По цвету платья Вербницы должны совпадать с весенней тематикой, в руке у куклы обязательно должна быть веточка вербы.

Капустка

Капустка – сигналила молодым парням о том, что девка замуж готова выходить, можно сватов к ней засылать. Ставилась кукла на окно, чтобы проходящие парни видели. Делалась она из множества лоскутков, которые укладывались наподобие листьев капусты.

В разных частях России ее называли по-разному – например, приволжские вепсы именовали ее Кормилкой, Капусткой, а в Сибири – Рожаницей. Главными атрибутами куклы должны быть – большая грудь, вышивки-символы женской, материнской ипостаси Богинь (Лады, Матери-Земли, Рожаницы и других).

Благополучница

Благополучница – несет благость и достаток в семью. Кукла маленькая, но очень пышная и круглая. В ее руке могут быть деньги, кошелечек или иной какой элемент, символизирующий богатство. Эту куклу разрешается дарить родственникам, и даже друзьям. Стоять в доме она должна на видном и даже почетном месте. Красная голова и пояс символизируют привлечение удачи и прибытка.

Куватка (Кувадка)

Куватка – согревает колыбель новорожденного младенца и отгоняет всякую нечистую силу. Имя кукле дано такое потому, что оно напоминает «куваканье» маленького ребенка. Роль и внешний вид оберега очень похож на Пеленашку. Делать надо было Кувадку беременной женщине самой и желательно за 2 недели до наступления родов. Потом эта куколка ее сопровождала везде, даже в бане, где женщина рожала. Потом кукла укладывалась в люльку к малышу.

Берегиня

Берегиня – прямое назначение куклы, оберегать дом. Потому ее устанавливали над входом в дом, так чтобы она была обязательно выше головы людей. Это кукла встречает и провожает всех людей, которые приходят в дом. Поэтому ее ставят так, чтобы видели все. Она бережет домочадцем от ссор, болезней, не пускает в дом нечистую силу, несчастья и напасти. Цвета для такой куклы желательно использовать светлые с красной вышивкой или рисунком.

Каждая самодельная традиционная кукла несла свой смысл, выполняла свою задачу и могла изготавливаться по разным технологиям. Сегодня к куклам в широких массах охлажденное восприятие, лишь по некоторым семьям еще можно встретить сохранившиеся традиции вязать, плести, скручивать куколок-берегинь, куколок-желанниц. Но те, кто сталкивается с волшебством и магией, всегда будут трепетно относиться к такому высокому и загадочному искусству, как изготовление своими руками обережных кукол.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.