Как читается утренняя молитва фаджр. Как читать намаз? Пример чтения намаза для начинающих мужчин (текст, фото, видео) Что делать и читать в утреннем намазе

Промежуток времени в течении которого человек должен успеть совершить утренний намаз — это время от начала расвета до начала восхода солнца. Длится оно примерно полтора часа. Во время восхода солнца (если оно уже начало подниматься за горизонтом) намаз нельзя читать. Если во время чтения намаза начнется восход солнца, то намаз портится.

Утренняя молитва состоит из двух намазов (сунна и фард) которые состоят из двух ракаатов. Сначала совершается намаз сунна, затем фард утреннего намаза.

Условия намаза таковы — человек должен быть в состоянии ритуального омовения, должна наступить время намаза, необходимо надеть соответствующую чистую одежду, (место чтения намаза тоже должно быть чистым), встать в сторону киблы и др.

Сунна намаз и фард утренней молитвы совершаются одинаково (за исключением того что мужчины в фард намазе такбиры и Коран читают вслух а в сунне про себя). Приведем пример чтения двух ракаатного намаза. В наглядной инструкции к намазу добавлены и аудиозаписи, не забываем их прослушиватьчтобы правильно произнести молитвы.

КАК СОВЕРШАЕТСЯ УТРЕННИЙ НАМАЗ

1) Намерение (Ният)

Перед началом намаза первым делом нужно стать направившись в сторону киблы и мысленно произнести ният (намерение). Намерение делается чтобы не спутаться и конкретно определиться в том какой намаз совершается.

Намерение делается так, например перед сунной:

«Я намереваюсь совершить два ракаата сунны утреннего намаза» .

А перед фардом соответственно:

«Я намереваюсь совершить два ракаата фарда утреннего намаза»

(можно своими словами как вам удобно)

2) Произнесение Такбира

Сделав намерение приступаем к совершению намаза. Намаз начинается с такбира (такбир — произнесение слов «Аллаху Акбар»). Одновременно с произнесением такбира поднимаем руки на уровне плеч как на рисунке ниже. После данного действия намаз начинается и нельзя без уважительной причины прерываться от молитвы.

3) Кыям (стояние)

После произнесения такбира необходимо сложить руки на груди (как на рисунке ниже — правая ладонь ставится на левую руку) и приступить к чтению дуа «Сана»:

Cубханака Аллахумма уа бихамдика,

уа табаракасмука,

уа та’аля джаддука,

Аʼузу билляхи минаш-шайтанир-раджим,

бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим.

4) Чтение Корана (кыраат)

Далее читается сура «Аль-Фатиха» и еще одна любая короткая сура из Корана (мы для примера привели суру «аль-Каусар»). По окончании суры «Аль-Фатиха» следует произнести «Амин»(«Амин» произносится тихо ).

Сура «Аль-Фатиха»

Aр-Рахманир-Рахим

Mалики яумид-дин

Ихдинас-сыратоль-мустакым

(Амин – произносится тихо )

Сура «аль-Каусар»

Инна а’тойнакаль-каусар

Фасолли ли роббика уанхар

Инна шаниака хуаль-абтар

5) Руку’ (поясной поклон)

После чтения Корана произнеся такбир (Аллаху Акбар) молящийся совершает поясной поклон (смотрите рисунок). Женщины в отличии от мужчин сильно не нагибаются.

Находясь в руку, желательно три раза про себя произнести восхваление Аллаху:

«Субхана роббияль-ʼазым,

Субхана роббияль-ʼазым,

Субхана роббияль-ʼазым» .

6) Выпрямление

«Самиʼаллаху лиман хамидах»

«Раббана (ва) лякаль-хамд» .

7) Саджда (земной поклон)

Снова произносим такбир: «Аллаху Акбар»

«Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля».

8) Сидение между земными поклонами

«Аллаху Акбар»,

9)Вторая саджда (земной поклон)

В намазе земной поклон всегда совершается два раза. Снова произносим такбир: «Аллаху Акбар» и совершаем земной поклон. Второй поклон выполняется точно так же как первый произносим также 3 раза:

«Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля».

И с такбиром «Аллаху Акбар» встаем на ноги, начинается следующий ракаат намаза.

Обратите внимание после выполнения всех этих действий завершается один ракаат намаза и далее идет уже как повтор прежних действий (ракаат — это как совокупность определенных действий молящегося)

10) Второй ракаат. Стояние (кыям)

Следующий ракаат намаза начинается с кыяма (стояние). Вернувшись в положение кыяма, следует прочитать: Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим

11) Чтение Корана (кыраат)

Сура «Аль-Фатиха»

Аль-хамду лилляхи роббиль-ʼалямин

Aр-Рахманир-Рахим

Mалики яумид-дин

Ийяка наʼбуду уа ийяка наста’ин

Ихдинас-сыратоль-мустакым

Сыратоль-лязина анʼамта ʼалейхим

Гойриль магдуби ʼалейхим уа ляд-дооооллин

(Амин – произносится тихо )

Сура «аль-Ихляс»

Куль хуаллаху ахад

Аллаху-с-сомад
Лям ялид ва лям юляд

Ва лям якуль-ляху куфуан ахад

12) Руку’ (поясной поклон)

После чтения Корана произнеся такбир (Аллаху Акбар) молящийся совершает поясной поклон также три раза про себя произносим восхваление Аллаху:

«Субхана роббияль-ʼазым,

Субхана роббияль-ʼазым,

Субхана роббияль-ʼазым» .

13) Выпрямление

Выпрямляясь после поясного поклона, необходимо произнести:

«Самиʼаллаху лиман хамидах»

Выпрямившись, следует произнести:

«Раббана (ва) лякаль-хамд» .

14) Саджда (земной поклон)

Снова произносим такбир: «Аллаху Акбар» , и опускаемся в земной поклон.

В данном положении желательно три раза тихо не спеша произнести слова восхваления Аллаха:

«Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля

Субхана роббияль-аʼля».

15) Сидение между земными поклонами

После первого земного поклона произнося: «Аллаху Акбар», сядьте на левое бедро, сложив обе ноги справа и разместив левую ногу на голени правой.

Оставайтесь в таком положении столько времени, чтобы можно было хотя бы один раз произнести: «СубханаЛлах». Можно произнести (необязательно): «Робби гфир ли, робби гфир ли» .

Для того, чтобы начинающей мусульманке начать читать намаз, достаточно выучить как правильно выполнять фард утреннего намаза в два ракаата. Все остальные молитвы практически не отличаются друг от друга, меняется лишь намерение и количество ракаатов (циклов). В этой статье приводится пошаговая инструкция для женщин с фото и видео.

Перед обязательным утренним намазом желательно прочитать два ракаата сунны. Фаджр намаз в Москве как и в других городах начинается в момент появления рассвета и заканчивается, когда на горизонте начинает появляться диск солнца. Для того, чтобы утренняя молитва была принята необходимо прочитать её в предписанное время.

Первый ракаат утреннего намаза для женщины

Перед началом молитвы обязательно возьмите намерение в сердце.

Намерение (Ният)

Мысленно намерение можно выразить так:

«Я намереваюсь совершить фард утреннего намаза»

Такбир

Повернувшись в направлении киблы, мусульманка поднимает ладони до уровня плеч и произносит первый такбир:

«Аллаху Акбар!»

Стояние (кыям)

После такбира женщине следует сложить руки на груди: нужно просто положить ладонь правой руки поверх пальцев левой руки. Складывать руки на уровне пупка, как мужчинам, не нужно.

В этом положении сначала читается вступительное дуа «сана» («Субханака»). Затем следует произнести формулу испрашивания защиты от шайтана. Затем читается басмала.

Вступительное дуа сана:

Cубханакаллахумма уа бихамдик,
уа табарака смук,
уа та’аля джаддук,
уа ля иляха гойрук.

Слова истиазы:

Аʼузу биЛляхи минаш-шайтанир-раджим.

Басмала:

Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим.

Чтение (кыраат)

Затем читается сура Аль-Фатиха. По окончании следует произнести «Амин» («Амин» произносится, по крайней мере так, чтобы слышать себя).

Сура «Аль-Фатиха»

Транскрипция:

  • Аль-хамду лилляхи роббиль-ʼалямин
  • Aр-Рахманир-Рахим
  • Mалики яумид-дин
  • Ийяка наʼбуду уа ийяка наста’ин
  • Ихдинас-сыратоль-мустакым
  • Сыратоль-лязина анʼамта ʼалейхим
  • Гойриль магдуби ʼалейхим уа ляд-дооооллин

Сура «аль-Каусар»

Транскрипция:

  • Инна а’тойнакаль-каусар
  • Фасолли ли роббика уанхар
  • Инна шаниака хуаль-абтар
  • Следующее действие

Поясной поклон (руку)

По окончанию чтения дополнительной суры мусульманка произносит такбир: «Аллаху Акбар», и совершает поясной поклон – руку.

Находясь в руку, желательно три раза тихо произнести восхваление Аллаха:

«Субхана роббияль-ʼазым».

Выпрямление

Во время выпрямления из поясного поклона, произнесите:

«Самиʼаллаху лиман хамидах»

После выпрямления, следует произнести:

«Роббана (уа) лякаль-хамд».

Земной поклон (саджда)

Мусульманка произносит такбир: «Аллаху Акбар» и опускается в земной поклон.

В данном положении желательно три раза тихо произнести слова восхваления Аллаха:

«Субхана роббияль-аʼля».

Сидение

После первого саджда сядьте на левое бедро, сложив обе ноги справа и разместив левую ногу на голени правой, произнося: «Аллаху Акбар».

Оставайтесь в таком положении столько времени, чтобы можно было хотя бы один раз произнести: «СубханаЛлах». Можно произнести:

«Робби гфир ли, робби гфир ли».

Второй земной поклон (саджда)

Затем мусульманка снова произносит такбир «Аллаху Акбар» и совершает второй земной поклон (суджуд). Он выполняется точно так же, как первый. В этом положении также желательно три раза повторить слова:

Субхана роббияль-аʼля

После второго земного поклона женщина возвращается в вертикальное положение со словами «Аллаху Акбар» и на этом первый ракаат утреннего намаза для женщины завершен.

Второй ракаат утреннего намаза для женщины

После того, как мусульманка встала начинается второй ракаат.

Стояние (кыям), 2 ракаат

Вернувшись в положение кыяма, следует прочитать:

Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим

Чтение (кыраат), 2 ракаат

Сура «Аль-Ихлас»

Транскрипция:

  • Куль хуаллаху ахад
  • Аллаху-с-сомад
  • Лям ялид ва лям юляд
  • Ва лям якуль-ляху куфуан ахад.

Поясной поклон (руку), 2 ракаат

Завершив чтение второй суры, мусульманка произносит такбир: «Аллаху Акбар», и совершает поясной поклон (руку). В положении руку она три раза произносит слова:

Субхана роббияль-`азым.

Выпрямление, 2 ракаат

Во время выпрямления из положения «руку», женщина произносит:

«Самиʼаллаху лиман хамидах»

Затем полностью выпрямившись, произносит слова:

«Роббана (уа) лякаль-хамд».

Земной поклон (саджда), 2 ракаат

Затем женщина опускается в земной поклон (саджда). В этом положении она три раза произносит:

Субхана роббияль-а`ля

Сидение, 2 ракаат

После саджда мусульманка садится и находится в таком положении некоторое время. Рекомендуется (желательно) сказать:

Робби гфир ли

Второй земной поклон (саджда), 2 ракаат

После этого необходимо совершить второй земной поклон и желательно три раза произнести слова:

Субхана роббияль-а`ля

Ташаххуд, Аттахият, 2 ракаат

Слово «Ташаххуд» в переводе с арабского означает «Свидетельство», слово Ат-Тахият в переводе с арабского означает «Приветствие». Аттахият – молитва, произносимая во время намаза после второго суджуда во втором и последнем ракаатах. Аттахият читается в сидячем положении (када). В утренней молитве дуа аттахият читается один раз. Текст Аттахията в разных мазхабах отличается, но все тексты взяты из хадисов.

После совершения второго саджда, женщина садится на бедра таким же образом, как в промежутке между двумя земными поклонами и читает ташаххуд. После чтения ташахуда мусульманка читает салават. Затем желательно совершить дуа на арабском языке, не поднимая рук.

Во время чтения Аттахията, на словах «Ашхаду алля иляха» мусульманка также может поднять указательный палец правой руки, направив его в сторону Киблы, а на словах «илляЛлах», опустить палец.

Транскрипция Аттахията:

  • Ат-тахийяту лилляхи уас-соляуату уат-тоййибат
  • Ассаляму ʼаляйка айюхан-набийю уа рахматуллахи уа баракатух
  • Ас-саляму ʼаляйна уа ʼаля ʼибадилляхис-солихин
  • Ашхаду алля иляха илляллаху уа ашхаду анна Мухаммадан абдуху уа расулюх

Транскрипция Салавата:

Аллахумма солли ʼаля Мухаммад, уа ʼаля али Мухаммад
кама солляйта ʼаля Ибрахима уа ʼаля али Ибрахим
иннака хамидум-маджид
Аллахумма барик ʼаля Мухаммад уа ʼаля али Мухаммад
кама баракта ʼаля Ибрахима уа ʼаля али Ибрахим
иннака хамидум-маджид.

Транскрипция дуа «Раббана»:

  • Роббана атина фид-дунья хасанатан,
  • уа филь-ахирати хасанатан,
  • уа кына ʼазабан-нар

Перевод смысла дуа Раббана:

«Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне. О, наш Господь! Прими наши покаяния и даруй прощение в Судный день мне, моим родителям и всем правоверным!»

Салям (таслим), 2 ракаат

После чтения салавата и дуа женщина поворачивает голову направо и произносит салям (или таслим):

«Ассаляму алейкум уа рахматуллах!»

Затем, поворачивая голову налево, второй раз произносит слова саляма:

Ассаляму алейкум уа рахматуллах!

Произнеся второй салям, мусульманка выходит из состояния молитвы.

Дуа Истигфар после завершения намаза

Рекомендуемые действия после намаза. По окончании намаза желательно приподнять обе руки на уровень груди. Пусть между ними остается небольшое пространство. Не держите руки слишком близко друг к другу и не держите их слишком далеко. Внутренняя сторона ладоней должна быть обращена к лицу. Подняв таким образом руки, желательно произнести дуа-истигфар.

Транскрипция дуа Истигфар:

  • Астагфируллах! Астагфируллах! Астагфируллах!
  • Аллахумма антас-салям уа минкас-салям табаракта
  • я заль-джаляли уаль-икрам

Как делать намаз женщине по фото

На фото изображены положения женщины в намазе

Фото пошаговой инструкции

Видео: как читать намаз начинающей женщине

Смотрите видео обучение намазу с транскрипцией.

Когда намаз в Москве и в других городах?

На страницах сайта Moynamaz.ru отображается достоверная информация о времени начала и окончании всех обязательных молитв для мусульман России.

Для того, чтобы определить точное время намаза в Москве или в других городах России используйте сервис Moynamaz.ru

На сайте «Мой Намаз» вы найдете расписание намазов на сегодня, завтра и на месяц текущего года. На этом сайте много полезных статей про Ислам, лечение по сунне, обучению правильному произношению с таджвидом, есть рубрика с видео и транскрипциями текста сур Корана на русском языке, ин ща Аллах.

Дорогие сестра, если информация была полезной для вас, пожалуйста, будьте добры, поделитесь ссылкой на своей странице в любой из ниже перечисленных соцсетей!

Новости из Исламских стран

19.09.2017

Ханафитский мазхаб самый популярный, толерантный и самый распространенный мазхаб в мире Ислама. Среди суннитов, ханафитами являются более 85% мусульман.

Для тех которые решили начать намаз, советую для начала выучить суры, аяты и слова, которые мы произносим во время намаза. Нужно выучить правильно и не ковыркая слова. А движения совершаемые во время намаза, выучить легче всего.

Вот предлагаю все то, что нужно знать в намазе:

Предлагаю их распечатать и все время носить с собой и читать везде. Выучите очень быстро, примерно за 1 - 2 дня. Это не сложно.

_____________________

1. Сура «Аль-Фатиха»

Аль-хамду лиль-ляхи раббиль-‘алямин.

Ар-рахманир-рахим.

Мялики яумид-дин.

Иййакя на’буду ва иййакя наста’ин.

Ихдинас-сыраталь-мустакым.

Сыраталь-лязина ан’амта ‘алейхим гэйриль-магдуби ‘алейхим ва ляд-даллин.

___________________

2.Сура «Аль-ихлас» Коран сура 112

Куль хувал-лаху ахад.

Аллахус-самад.

Лям ялид ва лям юляд ва лям якул-ляху куфуван ахад

________________________

3. Тахиййат

Ат-тахиййату лиль-ляхи вас-салавату ват-таййибат. Ас-саляму ‘алейка аййухан-набиййу ва рахматул-лахи ва баракатух. Ас-саляму ‘алейна ва ‘аля ‘ибадиль-ляхис-салихин. Ашхаду алля иляха илля-ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх.

________________________

4. Салават

Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад

Кяма саллейта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима

Иннака хамидун маджид.

Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад

Кяма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима

Иннака хамидун маджид

_____________________

5. Сура "Аль-Бакара", 201-ый аят

Раббана атина фид-дунья хасанатан ва филь-ахырати хасанат ва кына ‘азабан-нар.

____________________

6. «Субхаанакял-лахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь»

__________________

7. «Субхаана раббияль-‘азыым»

8. «Сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь»

____________________

9. «Раббанаа лякяль-хамд»

______________________

10. «Субхаана раббияль-а‘ляя»

______________________

11. ""Ас-саляму ""аляйкум уа рахматуллахи уа баракятух"".

___________________

ВНИМАНИЕ: после чтения суры "Аль-Фатиха", слово "Амин" говорится тихо, чтобы не слышно было даже соседу. Орать слово "Амин" - нельзя!!! Ноги во время намаза, ставим на ширине плеч.

Салят (молитва, намаз) — это столп религии. Совершение его правильно, в соответствии с Сунной — это обязанность каждого мусульманина. К сожалению, мы часто относимся к исполнению этого основного предписания религии беспечно, следуя своим прихотям, мало заботясь о том, чтобы совершить молитву в соответствии с тем порядком, который дошел до нас от Пророка.

Вот почему большинство наших молитв остаются лишенными благословения Сунны, хотя исполнение их по всем правилам не потребует от нас много времени и труда. Все, что от нас требуется, — это немного усилий и старательности. Если мы потратим немного времени и внимания, чтобы узнать правильный способ совершения молитвы, и сделать его привычкой, то время, которое мы сейчас тратим на совершение молитвы, останется тем же, но из-за того, что наши молитвы будут совершаться в соответствии с Сунной, благословения и награды за них будут гораздо больше, чем раньше.

Благородные сподвижники, да будет Аллах доволен ими всеми, обращали огромное внимание на выполнение каждого действия молитвы, продолжая при этом учиться соблюдению Сунны Пророка друг от друга. В силу этой необходимости, в этой скромной статье собраны методы молитвенной практики по Сунне согласно ханафитскому мазхабу и указаны ошибки при совершении молитвы, которые в наше время получили распространение. По милости Аллаха слушатели нашли этот труд очень полезным. Некоторые мои друзья пожелали сделать так, чтобы эта статья была доступной в виде печатной продукции, чтобы большее число людей могло воспользоваться ее советами. Так, цель этого краткого обзора состоит в том, чтобы объяснить совершение молитвы согласно Сунне и применение его на практике с должным вниманием. Пусть Всемогущий Аллах сделает этот труд полезным для всех нас и даст нам в этом тауфик.

По Милости Аллаха существует большое количество книг, больших и малых, где описано совершение молитвы. Поэтому целью этой работы не является представить исчерпывающее описание молитвы и ее правил, мы остановимся лишь на нескольких важных моментах, которые помогут привести форму молитвы в соответствие с требованиями Сунны. Другой целью этой работы является необходимость предупредить от ошибок в совершении молитвы, которые получили распространение в наши дни. ИншаАллах, краткие советы, данные здесь, помогут привести наши намазы в соответствии с Сунной (по крайней мере, внешний вид наших молитв), чтобы мусульманин мог смиренно предстать перед Господом.

Прежде чем начинать молитву:

Вы должны быть уверены, что все нижеследующее сделано как положено.

1. Необходимо встать, обратившись в сторону киблы.

2. Стоять нужно прямо, ваши глаза должны смотреть на то место, где вы будете совершать земной поклон (саджда). Склонять шею и класть подбородок на грудь является нежелательным (макрух). Также неправильно принимать такое положение, когда ваша грудь будет наклонена. Стойте прямо, таким образом, чтобы ваши глаза были устремлены к тому месту, где вы совершаете земной поклон (саджда).

3. Обратите внимание на расположение ступней ваших ног — они тоже должны быть направлены в сторону киблы (отклонять ступни ног вправо или влево также противоречит Сунне). Обе ступни должны быть повернуты в сторону киблы.

4. Промежуток между обеими ступнями должен быть небольшим, размером в четыре пальца руки.

5. Если вы совершаете намаз джама’атом (коллективно), нужно быть уверенным в том, что вы все стоите на прямой линии. Самый лучший способ сделать линию прямой — это когда каждый человек помещает концы обеих пяток в самом конце молитвенного коврика или на линии, которая отмечена на коврике (которая отделяет одну часть коврика от другой).

6. Когда вы стоите джама’атом, убедитесь в том, что ваши руки тесно соприкасаются с руками тех, кто стоит справа и слева от вас, и что между вами нет промежутков.

7. Оставлять щиколотки закрытыми недопустимо, при любых условиях. Очевидно, что неприемлемость этого во время намаза увеличивается. Поэтому убедитесь, что одежда, которую вы носите, выше, чем ваши щиколотки.

8. Рукава должны быть такой длины, чтобы закрывать всю руку. Только кисти рук можно оставить открытыми. Некоторые люди совершают молитву с подвернутыми рукавами. Это неправильно.

9. Также порицаемо (макрух), совершать молитву в такой одежде, которую вы не надели бы публично.

Когда вы начинаете молитву:

1. Совершите ният, или намерение, в своем сердце — что вы собираетесь совершить такую-то и такую-то молитву. Нет необходимости произносить слова намерения вслух.

2. Поднимите руки вверх к ушам таким образом, чтобы ваши ладони были обращены в сторону киблы, концы больших пальцев должны касаться мочек ушей или идти параллельно им. Остальные пальцы стоят прямо и направлены вверх. Есть те (кто, совершая молитву), поворачивает ладони (больше) в сторону ушей, а не в сторону киблы. Некоторые практически прикрывают уши руками. Некоторые делают как бы слабый символический жест, не поднимая руки полностью до ушей. Некоторые захватывают часть уха рукой. Все эти действия являются неправильными и противоречат Сунне, поэтому их нужно оставить.

3. Подняв руки таким образом вверх, скажите: «Аллаху Акбар». Затем, используя большой палец и мизинец правой руки, обхватите ими вокруг запястья левой руки и держите его таким образом. Затем, вы должны расположить три оставшиеся пальца правой руки (сзади) левой руки таким образом, чтобы три этих пальца были обращены в сторону локтя.

4. Расположите ваши руки немного ниже пупка, расположив их как описано выше.

Стоя:

1. Если вы совершаете ваш намаз в одиночку или возглавляете его в качестве имама, прежде всего, произнесите ду’а Сана; затем суру «Аль-Фатиха», затем еще несколько сур. Если вы следуете за имамом, вы должны произнести только ду’а Сана и затем стоять молча, слушая внимательно чтение имама. Если вы не слышите чтения имама, вам следует произносить суру «Аль-Фатиха» мысленно в вашем сердце, но не шевеля при этом языком.

2. Когда вы читаете (намаз) сами, будет лучше, если вы, читая «Аль-Фатиху», будете задерживать дыхание на каждом аяте и начинать следующий аят с новым вздохом. Не читайте более одного аята на одном дыхании. Например, задержите дыхание на (аяте): «АльхамдулиЛляхи Раббиль-Аа’лямиин», — и затем на: «Ар-Рахмани-р-Рахим», — и затем на: «Малики йяумид’дин». Произносите всю суру «Аль-Фатиха» таким способом. Но не будет ошибкой, если вы произнесете более чем один аят на одном дыхании.

3. Не шевелите никакими частями тела без необходимости. Стойте спокойно — чем тише, тем лучше. Если вы хотите почесаться или сделать что-то подобное, используйте только одну руку, но не делайте этого без очень серьезной необходимости, используя минимум времени и усилий.

4. Перенесение всего веса тела только на одну ногу так, что другая нога останется как бы в невесомости, так что тело приобретет определенный изгиб, будет против этикета молитвы. Воздерживайтесь от этого. Лучше распределить вес тела поровну на обе ноги, или, если вы все-таки должны перенести вес всего тела на одну ногу, нужно сделать это таким образом, чтобы другая нога не изгибалась (не представляла из себя кривую линию).

5. Если вы чувствуете желание зевнуть, постарайтесь воздержаться от этого.

6. Когда вы стоите на молитве, устремляйте ваши глаза на место, где вы совершаете земной поклон. Воздерживайтесь от того, чтобы смотреть налево, направо или прямо.

Когда вы совершаете поясной поклон (руку’):

Когда вы наклоняетесь для поясного поклона (руку’) следите за следующим:

1. Наклоните верхнюю часть тела таким образом, чтобы ваша шея и спина оказались почти на одном уровне (представляли собой одну линию). Не наклоняйтесь выше или ниже этого уровня.

2. Когда совершаете руку’, не изгибайте шею так, чтобы ваш подбородок касался груди, не поднимайте шею выше уровня грудной клетки. Шея и грудная клетка должны быть на одном уровне.

3. В руку’ держите ступни прямо. Не располагайте их с уклоном внутрь или наружу.

4. Положите обе ваши руки на колени таким образом, чтобы пальцы обеих рук не были сомкнуты. Другими словами, когда вы придерживаете правое колено правой рукой и левое колено левой, между каждыми двумя пальцами должно быть пространство

5. Когда вы стоите в поясном поклоне, запястья и руки должны оставаться прямыми. Они не должны изгибаться или кривиться.

6. Оставайтесь в поясном поклоне как минимум на то время, в течении которого вы можете спокойно три раза произнести: «Субхан Раббияль-Азым».

7. Когда вы находитесь в поясном поклоне, глаза должны быть устремлены на ступни ног.

8. Вес тела должен быть распределен на обе ступни, и оба колена должны быть параллельны друг другу.

Когда вы встаете из положения руку’:

1. Когда вы поднимаетесь из положения руку’ обратно в положение стоя, следите за тем, чтобы стоять прямо, не перекашивая и не изгибая тело.

2. В этом положении глаза также должны быть устремлены на место, где вы совершаете земной поклон (саджда).

3. Иногда кто-то просто делает вид, что выпрямился, вместо того, чтобы подняться полностью и стоять прямо, иногда кто-то начинает совершать саджда, не выпрямившись как следует из положения руку’. В таком случае для них становится обязательным сделать земной поклон заново. Поэтому старайтесь воздерживаться от этого. Если вы не уверены в том, что выпрямились как следует из положения руку’, не начинайте совершать земной поклон (саджда).

Когда вы совершаете саджда (земной поклон):

Запомните следующие правила, когда совершаете саджда:

1. Прежде всего, согните колени и встаньте (коленями) на молитвенный коврик таким образом, чтобы грудь не наклонялась вперед. Грудь следует опускать вниз, когда колени уже будут стоять на полу.

2. Пока вы не опуститесь коленями на пол, воздерживайтесь насколько возможно от изгиба или понижения верхней части тела. В наши дни стала особенно распространена небрежность в отношении этого особого правила молитвенного этикета. Многие люди сразу наклоняют грудь, начиная опускаться в саджда. Но правильным является метод, который описан выше. Если это (вышесказанное) делается не по серьезной причине, этим правилом нельзя пренебрегать.

3. После того, как вы опуститесь на колени, вы опускаетесь на руки, затем опускаете вниз кончик носа, затем лоб.

В саджда (земном поклоне):

1. Находясь в земном поклоне, держите вашу голову между двумя руками, таким образом, чтобы концы больших пальцев были параллельны мочкам ушей.

2. В земном поклоне пальцы обеих рук должны оставаться прижатыми друг к другу, между ними не должно оставаться пространства.

3. Пальцы должны быть направлены в сторону киблы.

4. Локти должны оставаться приподнятыми над полом. Класть локти на пол является неправильным.

5. Руки нужно держать в стороне от подмышек и боков. Не прикрывайте локтями бока и подмышки.

6. В то же время не держите локти слишком растопыренными в разные стороны, создавая таким образом дискомфорт тем, кто молится рядом с вами.

7. Бедра не должны касаться живота, держите бедра и живот в стороне друг от друга.

8. В течение всего земного поклона кончик носа должен оставаться прижатым к полу.

9. Обе ноги должны стояться вертикально на полу, так, чтобы пятки были направлены вверх, а пальцы ног были подвернуты, прижаты к полу и направлены в сторону киблы. Если кто-то не может этого сделать по каким-то физиологическим причинам, он должен подвернуть пальцы насколько это будет возможно. Располагать пальцы ног параллельно полу без серьезных причин неправильно.

10. Следите внимательно за тем, чтобы ваши ноги не отрывались от пола в продолжение всего земного поклона. Некоторые люди совершают саджда, ни на мгновение не задерживая на полу ни одного из пальцев ног. В таком случае их земной поклон считается невыполненным, соответственно, вся молитва становится недействительной. Очень внимательно следите за воздержанием от такой ошибки.

11. Находиться в положении саджда нужно столько времени, чтобы можно было бы три раза спокойно произнести «Субхан Раббияль-Аа’ля». Поднимать голову с пола сразу же, как только лоб коснется земли, запрещено.

В промежутке между двумя земными поклонами:

1. Поднявшись с первого земного поклона, сядьте прямо на бедра, спокойно и удобно. Затем совершите второй земной поклон (саджда). Совершение второго земного поклона, без выпрямления, сразу же после того, как только вы немного подняли голову, является грехом. Если кто-то будет делать (земной поклон) подобным образом, ему придется начинать молитву заново.

2. Подожмите под себя левую ногу (подобно лезвию хоккейной клюшки). Правую ногу поставьте вертикально, так, чтобы пальцы были обращены в сторону киблы. Некоторые люди поджимают под себя обе ноги и сидят на пятках. Это неправильно.

3. В то время как вы сидите, обе руки должны лежать на бедрах, но пальцы не должны опускаться (на сами колени), кончики пальцев должны лишь достигать места, где начинается край колена.

4. Пока вы сидите, ваши глаза должны быть устремлены на колени.

5. Вы должны оставаться в положении сидя столько времени, за сколько можно произнести: «СубханаЛлах», — по крайней мере один раз. Если вы во время сидения (между двумя земными поклонами) скажете: «Аллахумма гфирли вархамни вастурни вахдини варзукни», — это будет еще лучше. Но нет необходимости делать это во время совершения фард-намаза (обязательной молитвы), лучше сделать это при совершении нафиль-намаза (дополнительной молитвы).

Второй земной поклон и подъем после него (вставание после него):

1. Совершайте второй земной поклон в том же порядке, что и первый — сначала ставите обе руки на пол, затем кончик носа, затем лоб.

2. Полное совершение земного поклона должно быть таким же, как об этом говорилось выше в связи с первым земным поклоном.

3. Когда вы поднимаетесь из положения саджда, первым от пола поднимаете лоб, затем кончик носа, затем обе руки, затем колени.

4. Поднимаясь, лучше не опираться на пол для поддержки, однако, если это трудно сделать (вставать без поддержки трудно) из-за массы тела, болезни или пожилого возраста, опираться на пол для поддержки допускается.

5. После того, как вы подниметесь в первоначальное положение, скажите: «БисмиЛлях», — перед тем, как читать суру «Аль-Фатиха» в начале каждого рака’ата.

В положении ка’да (сидение между двумя рака’атами молитвы):

1. Сидеть в положении (ка’да) следует таким же образом, как это было описано выше в той части, где говорилось о сидении между двумя земными поклонами.

2. Когда вы доходите до слов: «Ашхаду алля иляха», — при чтении (ду’а) «Ат-тахийят», вы должны поднимать указательный палец с указывающим движением и опускать его обратно, когда произносите: «иль-Аллах».

3. Способ совершения указывающего движения: вы делаете круг, соединяя средний и большой пальцы, закрываете мизинец и безымянный палец (тот, что рядом с ним), затем поднимаете указательный палец таким образом, чтобы он был направлен в сторону киблы. Поднимать его прямо вверх по направлению к небу не следует.

4. Опуская указательный палец, его ставят обратно, в такое же положение, которое у него было перед началом указывающего движения.

Когда вы поворачиваетесь (чтобы произнести салам):

1. Когда вы поворачиваетесь, чтобы произнести салам в обе стороны, вам следует повернуть вашу шею настолько, чтобы ваша щека была видна тем, кто сидит сзади вас.

2. Когда вы поворачиваетесь для (произнесения) салама, ваши глаза должны быть устремлены на плечи.

3. Поворачивая шею направо со словами: «Ас-саляму алейкум ва рахматуЛлах», — имейте намерение приветствовать всех людей и ангелов, находящихся справа. Таким же образом, давая салам в левую сторону, имейте намерение приветствовать всех людей и ангелов слева от вас.

Способ совершения ду’а

1. Приподнимите ваши обе руки вверх настолько, чтобы они оказались напротив груди. Пусть между обеими руками остается небольшое пространство. Не держите руки близко друг ко другу и не держите их далеко друг от друга.

2. Во время ду’а внутренняя сторона рук должна быть обращена к лицу.

Намаз для женщин

Вышеописанный метод совершения молитвы предназначен для мужчин. Намаз, совершаемый женщинами, отличается от мужского в некоторых моментах. Женщины должны внимательно следить за соблюдением следующего:

1. Прежде чем начать молитву, женщины должны убедиться в том, что все их тело, кроме лица, кистей рук и ступней, покрыто одеждой. Иногда женщины совершают молитву, оставляя открытыми волосы на голове. Некоторые оставляют открытыми запястья. Некоторые используют такой тонкий или маленький шарф, что через него видны свисающие локоны волос. Если во время молитвы хотя бы четверть любой части тела остается открытой на такое время, которого достаточно, чтобы сказать: «Субхан Раббияль-Азым», — три раза, то такая молитва становится недействительной. Однако, если открытой останется меньшая часть тела, молитва будет действительна, но (на таком молящемся) все равно остается грех.

2. Для женщин выполнение молитвы в комнате лучше, чем на веранде, и выполнение ее на веранде лучше, чем выполнение ее во внутреннем дворе.

3. В начале молитвы женщинам не нужно поднимать руки к ушам, им лишь нужно поднять их на уровень плеч. И руки следует поднимать внутри шарфа или другого покрывала. Вынимать руки из-под покрывала не следует.

4. Когда женщины складывают руки на груди, они должны просто положить ладонь правой кисти руки поверх конца левой кисти руки. Складывать руки на уровне пупка, как мужчинам, не нужно.

5. В поясном поклоне (руку’) женщинам не обязательно полностью выравнивать спину, как мужчинам. Также им не следует сгибаться также низко, как мужчинам.

6. В положении руку мужчины должны обхватывать пальцами колени, женщинам нужно лишь положить руки на колени так, чтобы пальцы были расположены близко друг от друга, то есть чтобы между пальцами оставалось пространство.

7. Женщины не должны держать ноги абсолютно прямыми, вместо этого они должны наклонить колени немного вперед.

8. В положении руку’ мужчины должны держать руки вытянутыми в стороны от боков. Женщины, наоборот, должны прижимать руки к бокам.

9. Женщины должны держать обе ноги близко друг от друга. Оба колена должны быть почти соединены, чтобы между ними не оставалось расстояния.

10. При совершении саджда мужчины не должны понижать грудь до того момента, пока не поставят на пол оба колена. Женщинам не нужно придерживаться такого способа — они могут сразу опустить грудь и начать совершать саджда.

11. Женщины должны совершать саджда так, чтобы живот был прижат к бедрам и руки прижаты к бокам. В дополнение к этому они могут расположить ноги на полу, направив их в правую сторону.

12. Мужчинам не разрешается ставить локти на пол во время саджда. Но женщины, наоборот, должны положить всю руку, включая локти, на пол.

13. Во время сидения между двумя саджда и чтения «Ат-Тахийят» женщины сидят на левом бедре, направив обе ноги вправо и оставляя левую ногу на голени правой.

14. От мужчин требуется, чтобы они внимательно следили за положением своих пальцев во время руку’, и держали их вместе в саджда, и затем оставляли их, как они есть, во время остальной части молитвы, когда они не прилагают усилия, чтобы соединить или раскрыть их. Но от женщин требуется, чтобы они держали пальцы близко друг к другу, чтобы между теми не было свободного пространства. Это нужно делать в положении руку’, в саджда, между двумя саджда и в ка’да.

15. Для женщин является макрух (нежелательным) совершать намаз джама’атом, совершение молитвы в одиночку (будет) предпочтительнее для них. Однако если их мужчины-махрамы (члены их семьи) совершают намаз в доме, не будет ничего плохого, если женщины тоже присоединятся к ним в джама’ате. Но в этой ситуации необходимо, чтобы они стояли точно позади мужчин. Женщины не должны стоять рядом с мужчинами в одном и том же ряду.

Некоторые существенные правила поведения в мечети

1. Входя в мечеть, скажите следущее ду’а:

«БисмиЛляхи вас-саляту вас-саляму аля РасулюЛлах. Аллахумма афтахли абваба рахматик»

(«Я вступаю (сюда) с именем Аллаха и молитвой благословения Его Посланнику. О Аллах, открой мне двери Твоей Милости»).

2. Сразу после входа в мечеть сделайте намерение: «Я буду пребывать в (состоянии) и’тикаф все время, пока я нахожусь в мечети». Сделав это, иншаАллах, можно надеяться на духовную пользу от и’тикафа (пребывания в мечети).

3. Проходя внутрь мечети, лучше всего сесть в переднем ряду. В случае, если первые ряды уже заняты, садитесь там, где найдете свободное место. Проходить, перешагивая через шеи людей, недопустимо.

4. Не следует обращаться с приветствием к тем, кто уже сидит в мечети и занят зикром (поминанием Аллаха) или чтением Корана. Однако, если кто-то из этих людей не занят и смотрит на вас, не будет вреда, если вы поприветствуйте его.

5. Если вы хотите совершить сунна или нафиль-намаз в мечети, выберите место, где перед вами может пройти наименьшее количество людей. Некоторые люди начинают свои молитвы в задних рядах, в то время как впереди имеется достаточно свободного места. Из-за этого другим людям становится трудно пройти между ними, чтобы найти себе свободное место. Совершение молитвы таким образом является грехом само по себе, и, если кто-то пройдет перед человеком, совершающим молитву, тогда грех прохождения перед молящимся также падает на того, кто совершает такую молитву.

6. После вхождения в мечеть, если у вас есть немного свободного времени перед началом молитвы, тогда, перед тем как сесть, совершите два рака’ата (молитвы) с намерением тахийя аль-масджид. Это очень похвальное дело. Если у вас не остается времени перед молитвой, вы можете соединить намерение на тахийя-аль-масджид с намерением на суннат-намаз. Если же у вас не остается времени, даже чтобы совершить суннат-намаз, и джама’ат уже собрался (готов к молитве), это намерение может быть присоединено к намерению на фард-намаз.

7. Пока вы находитесь в мечети, продолжайте делать зикр. Особенно полезно произносить следующие слова:

«СубханаЛлах валь-хамдуЛлиляхи ва ля иляха иль-Аллах ва Аллаху Акбар»

(«Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, нет Бога, кроме Аллаха, Аллах Велик»).

8. Не позволяйте вовлекать себя в ненужные разговоры, пока находитесь (в мечети), которые могут отвлечь вас от поклонения и молитвы или зикра (поминания Аллаха).

9. Если джама’ат уже готов (уже собрался) для молитвы, заполняйте прежде всего первые ряды. Если в первых рядах есть свободное место, не разрешается вставать в задние ряды.

10. Когда имам занимает свое место на минбаре, чтобы произнести пятничную хутбу (проповедь), то вплоть до окончания молитвы не допускается разговаривать, приветствовать кого-то или отвечать на приветствие. Однако, если кто-то начнет разговаривать в это время, также не разрешается просить его сохранять тишину.

11. Во время проповеди (хутбы) сидите так, как вы сидите в ка’да (во время намаза). Некоторые люди сидят так только в первой части хутбы, а затем кладут руки иначе (убирают их с бедер) во второй ее части. Такое поведение неправильно. Нужно сидеть с руками, положенными на бедра, в течении обеих частей проповеди.

12. Воздерживайтесь от всего, что может распространять грязь или запах по мечети или причинить кому-то вред.

13. Когда вы видите, что кто-то делает что-то неправильно, попросите его не делать этого, спокойно и мягко. Недопустимо открыто его оскорблять, упрекать его, ссориться с ним.

ВНИМАНИЕ: более подробно о намазе и как сделать омовение, сможете

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и духа.

В Священной Книге ислама и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) имеется множество упоминаний того, какую важность представляет намаз для верующих. Так, в суре «Паук» наш Создатель фактически повелевает совершать намаз:

«Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» (29:45)

Практика суннитского ислама покоится на четырёх мазхабах, наличие которых знаменует гибкость всей религиозной системы. В этом материале мы расскажем, как читается намаз мужчинами в рамках этих общепринятых богословско-правовых школ в суннизме. Ввиду того, что среди русскоязычных мусульман доминирует ханафитский мазхаб, в качестве иллюстрации будет представлен видеоматериал о порядке совершения молитвы согласно именно этой богословско-правовой школе.

Напомним, что обязательными условиями для признания намаза действительным являются: исповедание человеком ислама и его душевная полноценность, совершеннолетие (с позиции Шариата), молитва в строго установленное для неё время (расписание намазов для российских городов представлено ) , наличие тахарата, чистота одежды и места совершения намаза, соблюдение аурата (чтобы срамные места не открывались во время поклонов), обращение к Кыйбле (Каабе), намерение человека прочитать намаз.

Опишем пошаговое совершение молитвы на конкретном примере с видео.

Порядок чтения намаза

(на примере утреннего)

Эта молитва включает в себя по два ракаата суннат и фарда. Верующий первоначально должен стоя вслух либо про себя произнести намерение (ният) на совершение именно утренней молитвы. Далее говорится такбир тахрим - «Аллаху Акбар!» («Аллах велик!»). Данный вид такбира свидетельствует о начале намаза. После него человеку запрещается произносить посторонние слова и совершать движения, не относящиеся непосредственно к молитве. В противном случае она не будет считаться выполненной.

Важно обратить внимание на то, как располагаются руки во время такбира тахрим. В ханафитском и маликитском мазхабе утверждается необходимость на уровне сунны поднимать руки мужчинам до затылка и совершать касание большим пальцем мочки уха, тогда как в шафиитском и ханбалитском делать этого не нужно. После этого действия читается дуа-сана:

«CубханакАллахумма уа бихамдика, уа табаракасмука, уа тааля джаддука, уа ля иляха гайрук»

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах! Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

Отметим, что в рамках шафиитского мазхаба используется другая дуа-сана:

«Уаджяхту уаджхия лил-лязии фатарас-самауаати уаль-ард, ханиифам-муслима, уа ма ана мин аль-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махъяйя, уа мамати лил-ляхи раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би заликя умирту уа ана миналь-муслимин»

Перевод: «Я оборачиваю своё лицо к Тому, Кто сделал небеса и землю. И я не многобожник. Воистину, моя молитва и моё благонравие, жизнь и смерть принадлежат только Аллаху - Господу миров, у Которого нет сотоварища. Именно это мне было велено совершить, и я один из числа мусульман (покорившихся Всевышнему Творцу)».

Кисти рук в этот момент, по мазхабу имама Абу Ханифы, мужчинам следует располагать ниже пупка. Большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой. В шафиитском мазхабе руки должны быть выше пупка, но ниже груди. У маликитов обычно руки опущены. В ханбалитском мазхабе нет единого мнения по поводу того, куда именно класть руки - ниже или выше пупка. Решение этого вопроса оставляется на усмотрение самого правоверного.

Ракаат №1.

Стояние - кыям

Вслед за дуа-сана читаются формулы «таауз»: «Агузу бил-Ляхи мин аш-шайтан ир-раджим» («Прибегаю к Аллаху от [скверны] побиваемого камнями дьявола») , басмалла: «БисмиЛляях ир-Рахмаан ир-Рахиим» («Именем Аллаха [начинаю дело]») и «Фатиха». Затем любая другая сура либо идущие подряд коранические аяты (не менее трёх). Примером дополнительного коранического текста, который можно причитать в первом ракаате, является сура «Каусар»:

«Иннаа агътайнаа кяль-кяусар. Фас̣алли ли-раббикя уа-анх̣ар. Иннаа шаа ниякя хуваль-абэтар» (108:1-3)

Перевод смысла (по Э.Кулиеву): «Мы даровали тебе Изобилие (реку в Раю, которая называется аль-Каусар). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется бездетным».

Вертикальное положение молящегося при чтении «Фатихи» и иных частей коранического текста называется «кыям» (стояние).

Поясной поклон - руку’

Далее верующий делает поясной поклон (руку’ или рукугъ), опирается ладонями со слегка расставленными пальцами на коленные чашки, как это показано на фото, стараясь держать спину прямо параллельно полу, и трижды произносит про себя слова: «СубханаРаббиаль-Газыйм» («Пречист мой Великий Господь»). Потом следует выйти из состояния руку’ в вертикальное положение со словами: «СамигАллаху ли-ман хамидя» («Аллах слышит того, кто произносит прославления»). Затем молящийся произносит про себя формулу: «Раббана лакаль-хамдэ» («О наш Господь, Тебе похвала»). При выходе из поясного поклона руки человека опущены вдоль туловища.

Отметим, что в шафиитском и ханбалитском мазхабах перед началом поясного поклона человеку надлежит поднимать руки, как в случае такбира тахрим у ханафитов и маликитов. В то же время для последних это движение внутри намазов с чётным числом ракаатов нехарактерно.

Земной поклон - суджуд

Следующим элементом намаза является суджуд (или саджда) - земной поклон со словами табира тахрим. По тому, как совершать это действие, мнения в разных мазхабах разошлись. Большинство мусульманских учёных разных школ, опираясь на сунну Милости миров Мухаммада (с.г.в.), заявили, что вначале на пол опускаются колени, далее - кисти рук и, наконец, голова, которая располагается между кистями. В шафиитском же мазхабе руки ставятся на уровне плеч. Кончики пальцев необходимо держать неоторванными от пола и направить их в сторону Кыйблы. Глаза в суджуде не нужно закрывать.

Саджда символизирует покорность правоверного воле Всевышнего. По сути, это главный элемент намаза - человек опускает свою важнейшую и самую высокую часть тела (голову) в самый низ (пол/землю). Необходимо, чтобы с поверхностью соприкасались и лоб, и кончик носа, а пальцы ступней не отрывались от пола. В этом положении трижды произносятся слова «СубханаРаббиаль-Агъля» («Пречист Мой Господь, Который превыше всего») . Молящийся выходит из суджуда с такбиром «Аллаху Акбар». При этом сначала он приподнимает голову, далее - руки и присаживается на левую ногу. В сидячем положении руки располагаются на бёдрах так, чтобы пальцы дотрагивались до колен. В таком положении верующий пребывает несколько секунд, после чего снова делает земной поклон по описанному здесь алгоритму.

Выход из саджды в нечётных ракаатах осуществляется так, что сначала молящийся отрывает от пола лицо, потом кисти рук. Человек возвращается в вертикальное положение (со словами «Аллаху Акбар»), аналогичное кыяму первого ракаата. Таким образом, начинается второй ракаат намаза.

Ракаат №2

В кыяме вновь сначала читается сура «Фатиха», после которой следует любая иная сура или не менее трёх идущих друг за другом аятов. Однако это должны быть отличные от использованных в первом ракаате отрывков из Для примера возьмём суру «Ихлас»:

«Куль ху Аллаху ах̮адэ. Аллааху с̣амадэ. Лям ялидэ уа лям юлядэ. Уа лям я куль ляху куфуан ах̣адэ» (112:1-4)

Перевод смысла: «Скажи: "Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого, равного Ему"»

Ташаххуд

Во втором ракаате мусульманин делает поясной и земной поклоны, аналогичные тем, что совершались в первом ракаате. Единственное отличие - после суджуда молящийся остаётся в сидячем положении - кууд (при этом правая ступня располагается перпендикулярно полу, а её пальцы должны быть направлены в сторону Кыйблы, левая же ступня лежит свободно, прижимаясь верхней частью к полу под весом молящегося) и проговаривает про себя дуа-ташаххуд:

«Ат-тахияту лиЛляхи уас-салауату уат-тайибат. Ас-саляму галяйкя, айухан-набийу, уа рахматуЛлахи уа баракятух. Ас-саляму аляйна уа аля гыйбадиЛляхис-салихин. Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх»

Перевод: «Приветствия Аллаху, молитвы и превосходные выражения, мир тебе, о Пророк, и милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - Его раб и Его посланник».

Желательным действием (мустахаб) при сидении и чтении ташаххуда считается приподнимание указательного пальца правой руки в момент произнесения про себя фрагмента шахады о вере во Всевышнего («Ашхяду алляя-иляяха илляЛлаху») . На следующей фразе («уа ашхаду ан-на Мухаммадан габудуху уа расулюх») необходимо опустить палец и вернуть кисть в исходное состояние.

Салават

Вслед за ташаххудом, если намаз состоит из двух ракаатов (например, суннат и фард в утренней молитве, суннат - в полуденной, вечерней и ночной молитвах), читается салават. Это фактически мольба за Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), состоящая из двух похожих друг на друга частей:

«Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа саляйта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджиид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадин уа ‘аля али Мухаммад. Кямаа баракта ‘аля Ибрахиима уа ‘аля али Ибрахиима, ин-накя Хамийидун Маджид»

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты делал в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима. Воистину, Ты - Достойный похвалы, Славный!»

По окончании салавата читается аят из суры «Бакара»:

«Раббаня аттина фид-дунья хасанатан уа фил ахирати хасанатан, уа кыйна газабаннар» (2:201)

Перевод смысла: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне».

Салям

Вслед за этим молящийся, поочередно поворачивая лицо вправо-влево и устремляя взор на свои плечи, произносит салям:

«Ас-Саляму галяйкум уа рахматуллах»

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Существует множество мнений относительно того, кому именно адресовано приветствие. Если суммировать разные точки зрения, то это действие символизирует приветствие, которое верующий произносит в адрес других молящихся, ангелов, записывающих деяния человека, и джиннов-мусульман.

На этом моменте заканчивается намаз, состоящий из двух ракаатов. После саляма молящийся трижды произносит слово «Астагфирулла» («Прости меня, Господи») и завершает молитву дуа:

«Аллахумма антяс-саляму уа минкяс-саляям, табарактя я-заль-джаляяли уаль-икрам»

Перевод: «О Аллах, Ты - мир, и только от Тебя исходит мир. Дай нам благословение».

Молящийся произносит эти слова, подняв руки на уровне груди. После этого он опускает руки, проводя ими по лицу.

Чтение намаза наглядно продемонстрировано на видео.

Важные особенности

Части намаза, являющиеся суннатом, совершаются таким образом, что верующий говорит все слова про себя. В фардовой части всё обстоит немного по-другому. Такбир тахрим, остальные такбиры при совершении руку и саджда, салям произносятся вслух. При этом в фардах утренней, вечерней и ночной молитв в первой паре ракаатов «Аль-Фатиха» и дополнительная сура (либо аяты) также читаются молящимся громко.

Намаз, состоящий из 4 ракаатов, совершается практически так же. Отличие лишь в том, что во 2-м ракаате после ташаххуда молящийся должен встать на 3-й ракаата, исполнить его, как первый, а 4-й - как второй с салаватом, салямом и завершающим дуа. Здесь необходимо отметить, что в четырёхракаатных фард-намазах во время стояния (кыям) в 3-м и 4-м ракаатах после «Фатихи» ни одна короткая сура не читается. Вместо неё верующий сразу уходит в поясной поклон.

Подобный порядок совершения намаза характерен для всех суннитских мазхабов.

Количество ракаатов, названия и всех пяти намазов

Утренняя молитва (фаджр) - два ракаата суннат и два фарда.

Время: от рассвета до начала восхода солнца. В хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) указывается, что «если человек успевает совершить первый ракаат утреннего намаза (имеется в виду её фардовой части) до восхода солнца, то его намаз засчитывается» (Бухари). Если же верующий опоздает, то этот намаз нужно перечитать спустя полчаса после того, как взойдёт солнце.

Полуденный намаз (зухр, ойля) - четыре ракаата суннат, четыре фарда и два суннат.

Время: с момента, когда небесное светило перестаёт быть в зените (заваль), и до того, когда тень предмета будет больше него самого. В богословской среде по вопросу о выходе времени полуденного намаза есть разногласия. Имам Агзам Абу Ханифа считал, что этот момент наступает тогда, когда тень предмета превышает его длину вдвое. Однако другие алимы-ханафиты, как и представители остальных трёх мазхабов, настаивали на позиции, что время молитвы зухр истекает как только тень становится больше предмета.

Предвечерний намаз (аср, икенде) - четыре ракаата фарда.

Время: с момента, когда тень предмета будет больше него самого, и до солнечного заката. Есть специальная формула расчёта времени предвечернего намаза, благодаря которой можно определить приблизительно, когда следует приступать к молитве. Для этого необходимо точно знать, когда небесное светило выходит из зенита, и в какое время наступает закат. Данный промежуток делят на 7 частей, из которых 4 отводится на время молитвы зухр, а 3 - на аср-намаз.

Вечерний намаз (магриб, ахшам) - три ракаата фарда и два суннат.

Время: после захода солнца и до того как исчезнет вечерняя заря.

Молитва, которая состоит из трёх ракаатов, совершается таким образом, что после ташаххуда второго ракаата верующий поднимается на третий. В его рамках он про себя произносит суру «Фатиха» и уходит в поясной поклон. Далее следует выход из этого положения, земной поклон и сидение (кууд), в рамках которого верующий читает ташаххуд, салават, аят из суры «Бакара», произносит приветствие (салям) и завершает намаз.

Ночной намаз (иша, ясту) - 4 ракаата фарда и два суннат.

Время: от исчезновения вечерней зари до начала утреннего рассвета.

Время, когда запрещается читать намаз

В одном из своих хадисов Милость миров Мухаммад (с.г.в.) запретил читать молитву (салят):

1) когда восходит солнце вплоть до того, как оно не поднимется, т.е. примерно 30 минут после восхода;

2) когда небесное светило оказывается в зените;

3) когда происходит солнечный закат.

(Хадис с подобным смыслом приводится у Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджи).

Отметим, что суннат-части пяти обязательных намазов, которые упомянуты выше, относятся к сунне-муаккада. Это те добровольные действия, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) никогда не пропускал. Однако есть такой подвид сунны, которую Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) иногда мог пропустить. В фикхе такие действия называются «сунна гайр муаккада». Перечислим случаи, когда встречается эта сунна применительно к намазу:

1. Четыре ракаата перед , то есть перед фардовой частью намаза.

2. Два ракаата после полуденной (зухр) молитвы, то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этого намаза.

3. Два ракаата после ночного намаза (иша), то есть после двух ракаатов сунны-муаккада этой молитвы.

4. Два ракаата после пятничной молитвы, то есть после последних четырёх ракаатов сунны-муаккада джума-намаза.

Пусть Ваш намаз будет принят Аллахом!

Состоит из 2-х рака"атов сунны и 2-х рака"атов фарза. Сначала совершается 2 рака"ата сунны, затем 2 рака"ата фарза.

2 рака"ата сунны фаджра

1-й рака"ат:

  1. Встать в направлении к Кыбле так, чтобы расстояние между стопами было шириной в 4 пальца.
  2. Намерение: «Намерился выполнить 2 рака"ата сунны сегодняшего фаджр намаза ради Аллаха».
  3. Со словами «Аллаху Акбар», совершить вступительный такбир. Мужчины поднимают руки, направив их ладонями в сторону Кыблы – так, чтобы подушечками больших пальцев коснуться мочек ушей. Женщины поднимают руки, направив их ладонями к Кыбле с сомкнутыми пальцами так, чтобы кончики пальцев были на уровне плеч.
  4. Кыям – стояние после такбира. Руки сомкнуты, смотреть желательно на место суджуда. Мужчинам следует положить правую руку поверх левой, при этом мизинцем и большим пальцем правой руки обхватить кисть левой. В таком положении руки следует держать на животе чуть ниже пупка. Женщины кладут правую руку на левую и держат их на уровне груди.
  5. В положении кыям (стоя), последовательно читается: дуа «Субханака», «А"узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и суру из Корана.
  6. Руку"у – поясной поклон. Со словами «Аллаху Акбар» совершить поясной поклон и в этом положении читать:

Субхана рабби аль "Азым - 3 раза

Смысл: «Хвала моему Великому Господу».

Мужчины во время руку"у руки, с разведенными пальцами, кладут на колени и держат прямыми ноги и спину; у женщин колени и спина согнуты не полностью, а пальцы собраны вместе.

  1. Выпрямление с руку"а со словами:

Сами"Аллаху лиман хамидах

Смысл: «Слышит Всевышний тех, кто восхваляет Его».

Полностью выпрямившись, произносится:

Раббана лякяль хамд

Смысл: «Господь наш, лишь Тебе хвала».

  1. Суджуд – земной поклон. Сказав «Аллаху Акбар», коснуться пола сначала коленями, потом руками, потом лбом и носом; при этом голова находится между кистями рук, ноги не отрываются от земли, глаза смотрят на кончик носа. В этом положении повторить 3 раза:

Субхана Рабби альА"ля

Во время суджуда у мужчин локти не касаются земли и разведены от боков. Стопы ног параллельны друг другу, пальцы направлены в сторону Кыблы. У женщин локти прижаты к бокам, ноги в том же положении, что и у мужчин.

  1. Ку"уд - сидение между двумя суджудами: со словами «Аллаху Акбар» оторвать лоб от земли и сесть на колени. Руки положить на колени, взгляд направлен на бедра.

Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись, направлены в сторону Кыблы; женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив стопы в правую сторону, пальцами к Кыбле.

  1. Со словами «Аллаху Акбар» совершается второй суджуд и в этом положении читается:

Субхана Рабби аль А"ля - 3 раза

Смысл: «Хвала моему Господу, который превыше всего».

  1. Выход из суджуда. Сначала следует поднять голову, затем оторвав от земли руки, положить их на бедра и подняться с колен. Встать со словами «Аллаху Акбар» (для чтения второго рака"ата) и в положении кыяма (стоя) сомкнуть руки на животе (мужчины) или на груди (женщины).

Вышеперечисленные пункты (с 1-го по 11-й) составляют 1-й рака"ат.

2-й рака"ат:

  1. Стоя, последовательно читать «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и суру из Корана.
  2. Так же, как и в первом рака"ате, со словами «Аллаху Акбар» совершить поясной поклон и произнести:

«Субхана рабби аль "Азым» - 3 раза

  1. Выпрямляясь со словами «Сами"Аллаху лиман хамидах», полностью выпрямиться и произнести:

«Раббана лякяль хамд».

  1. Со словами «Аллаху Акбар», совершить саджда. В этом положении читается «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.
  2. Со словами «Аллаху Акбар», сесть между суджудами.
  3. Со словами «Аллаху Акбар», совершить второй суджуд и произнести «Субхана Рабби аль А"ля» 3 раза.
  4. Последнее сидение. Произнося «Аллаху Акбар», подняться из положения саджда и сесть на колени. Кисти рук находятся на коленях, глаза смотрят на бедра. Мужчины садятся на левую ногу, при этом пальцы правой ноги, прогнувшись, направлены в сторону Кыблы. Женщины садятся на левое бедро, подобрав под себя обе ноги и направив стопы в правую сторону, пальцами к Кыбле.
  5. Сидя, последовательно читать «Ташаххуд», «Салават», ду"а «Раббана».
  6. Салям - Сначала повернуть голову направо (при этом смотреть на плечо) и произнести:

«Ассаляму алейкум ва рахматуЛлаах».

Смысл: «Мир вам и милость Аллаха».

  1. Так же, повернув голову налево, произносится:

«Ассаляму алейкум ва рахматуЛлаах» .

  1. Подняв руки до уровня плеч, ладонями к верху прочитать ду"а после саляма:

«Аллахумма антассаляму ва минкассаляму табаракта йа заль джаляяли валь икрам».

После этого протираем ладонями лицо.

Два рака"ата сунны фаджр намаза завершены.

Илдус хазрат Файзов, специально для сайт

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.