Как придуманный народ украл у ассирийцев символику. Серьги и другие украшения ассирийских царей Ассирия изображения

Ассирийское государство считается первой империей в истории человечества. Держава, где процветал культ жестокости, просуществовала до 605 года до н.э. пока ее не уничтожили объединенные силы Вавилона и Мидии.

Во II тысячелетии до н.э. климат на Аравийском полуострове ухудшился. Это заставило аборигенов покинуть исконную территорию и отправиться на поиски «лучшей жизни». Среди них были и ассирийцы. В качестве новой родины они выбрали долину реки Тигр и основали на ее берегу город Ашшур.

Хоть место для города было выбрано благодатное, однако наличие более могущественных соседей (шумеров, аккадцев и других) не могло не отразиться на жизни ассирийцев. Им приходилось быть лучшими во всем, чтобы выжить. Ключевую роль в молодом государстве стали играть купцы.

Но политическая независимость пришла позже. Сначала Ашшур побывал под контролем Аккада, затем Ура, захватывал его и вавилонский царь Хаммурапи, а после – город оказался в зависимости от Митании.

Под властью Митании Ашшур находил около ста лет. Но при царе Салманасаре I произошло укрепление государства. Результат — уничтожение Митании. А ее территория, соответственно, отошла к Ассирии.

Тиглатпаласар I (1115 – 1076 гг. до н.э.) сумел вывести государство на новый уровень. С ним стали считаться все соседи. Казалось, что «звездный час» близок. Но в 1076 году до н.э. царь умер. И среди претендентов на трон не нашлось достойного сменщика. Этим воспользовались кочевники-арамеи, которые нанесли несколько сокрушительных поражений ассирийским войскам. Территория государства резко сократилась – из-под власти выходили захваченные города. В конечном итоге у Ассирии остались лишь исконные земли, а сама страна оказалась в глубочайшем кризисе.

Новоассирийская держава

Больше двухсот лет потребовалось Ассирии, чтобы оправиться от удара. Лишь при царе Тиглапаласаре III, который правил с 745 по 727 годы до н.э. началось возвышение государства. Первым делом правитель разобрался с Урартским царством, сумев покорить большинство городов и крепостей противника. Затем были удачные походы в Финикию, Сирию, Палестину. Венцом деятельности Тиглапаласара III стало восхождение на вавилонский престол.

Военный успех царя напрямую связан с проводимыми им реформами. Так, он реорганизовал армию, которая раньше состояла из землевладельцев. Теперь же в нее набирали солдат, у которых не было своего участка, а все расходы по материальному обеспечению взяло на себя государство. По сути, Тиглапаласар III стал первым царем, в распоряжении которого находилась регулярная армия. Кроме этого, большую роль в успехах сыграло применение металлического оружия.

Следующему правителю Саргону II (721 -705 г. до н.э.) была уготована роль великого завоевателя. Почти все время своего правления он провел в походах, присоединяя новые земли, а также подавляя восстания. Но самая значимая победа Саргона – это окончательный разгром Урартского царства.

Вообще, это государство долгое время считалось главным противником Ассирии. Но воевать напрямую урартские цари опасались. Поэтому они всячески подталкивали к восстанию те или иные народы, зависимые от страны Ашшур. Неожиданную помощь ассирийцам оказали киммерийцы, пусть они и сами того не хотели. Урартский царь Руса I потерпел сокрушительное поражение от кочевников и таким подарком Саргон не мог не воспользоваться.

Падение бога Халди

В 714 году до н.э. он решил покончить с врагом и двинулся вглубь страны, но переходы по горам давались нелегко. К тому же, Руса, думая, что враг направляется к Тушпе (столица Урарту) стал собирать новое войско. И Саргон решил не рисковать. Вместо столицы он атаковал религиозный центр Урарту – город Мусасир. Такого Руса не ожидал, поскольку был уверен в том, что ассирийцы не посмеют осквернить святилище бога Халди. Ведь его чтили в северной части Ассирии. Руса был так уверен в этом, что даже спрятал в Мусасире государственную казну.

Итог печален. Саргон захватил город и его сокровища, а статую Халди велел отправить в свою столицу. Такого удара Руса не смог пережить и покончил с собой. Культ Халди в стране сильно пошатнулся, а само государство оказалось на краю гибели и больше не представляло для Ассирии угрозы.

Гибель империи

Ассирийская империя росла. Но политика, которую проводили ее цари в отношении захваченных народов, приводила к постоянным бунтам. Разрушение городов, истребление населения, жестокие казни царей поверженных народов – все это вызывало ненависть к ассирийцам. Например, сын Саргона Синаххерриб (705–681 до н.э.), после подавления восстания в Вавилоне, часть населения казнил, а оставшуюся – депортировал. Сам город он разрушил и залил водами Евфрата. И это было неоправданно жестоким поступком, ведь вавилоняне и ассирийцы – родственные народы. Более того, первые всегда считали вторых своими младшими братьями. Это, возможно, и сыграло определенную роль. Синаххерриб решил избавиться от надменной «родни».

Ассархаддон, пришедший к власти после Синаххерриба, Вавилон отстроил заново, но ситуация накалялась с каждым годом. И даже новый всплеск величия Ассирии при Ашшурбанипале (668–631 до н.э.) не мог остановить неизбежного краха. После его смерти страна погрузилась в бесконечные распри, чем вовремя воспользовались Вавилон и Мидия, заручившись поддержкой скифов, а также арабских князьков.

В 614 году до н.э. мидийцы разрушили древний Ашшур – сердце Ассирии. Вавилоняне в захвате города не участвовали, по официальной версии – опоздали. На самом деле им просто не хотелось участвовать в уничтожении святынь родственного народа.

Спустя два года пала и столица — Ниневия. А в 605 году до н.э. в битве при Каркемише царевич Навуходоносор (который потом прославится своими висячими садами) добил ассирийцев. Империя погибла, но не погиб ее народ, который сохранил свою самоидентичность и по сей день.

Передняя Азия - удивительный регион хотя бы потому, что здесь живут люди ассирийского народа, некогда принадлежавшие великому государству Ассирия. Сейчас они расселились по всей планете, но по-прежнему считаются одним из самых загадочных, древних и удивительных народов мира.

Где живут (Территория)

Больше всего ассирийцев проживает в Ираке, наименьшее число насчитывают Грузия и Украина. Ассирийцев много в США и Сирии, а также Швеции. В России их проживает около 11000 человек. Причиной массового расселения людей стало свержение Саддама Хусейна. И даже в наши дни ассирийцам приходится скрываться, так как ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ) представляет для них угрозу. Стоит отметить, что массовое расселение народа началось еще в прошлом веке.

История

Ассирийцам помогло объединиться христианство. Формирование народа происходило среди мусульман, иудеев и зороастрийцев. В разные времена на ассирийцев повлияли католики, что привело к появлению новой ветви - сиро-католицизма, курды, вступившие с ассирийцами в войну, а также турки. Им постоянно приходилось испытывать гнет и выдерживать атаки неприятеля. Все это привело к значительному уменьшению народности. В 20 веке насчитывалось около миллиона человек, которые называли себя ассирийцами, большая часть являлась подданными османов.
В Первую Мировую геноцид продолжился, многих мужчин отправляли на войну.
Османы уничтожали даже элиту, после чего принялись за массовую депортацию женщин и детей. Гонения распространялись и на пожилых, мусульманские османы не жалели людей в дороге, поэтому некоторые просто не сумели выжить в ходе депортации.
В Иране часть ассирийцев пыталась отбиваться от курдского населения и персов. Спасало присутствие российских войск, но в 1918 году русские покинули территорию, после чего началось уничтожение ассирийцев, значительная часть погибла от болезней. Некоторые смогли укрыться на территориях, подконтрольных Британии. Конфискация земель британцами у арабского и курдского населения вызывала недовольство, поэтому ассирийцы вновь оказались под ударом. В итоге большая часть расселилась по Ираку, Соединенным Штатам Америки и в Сирии.

Культура

Вклад в мировую культуру ассирийцев начался еще с давних времен. Каждому, кто желал называться грамотным, необходимо было знать вавилонский, шумерский и ассирийский языки, а также владеть различными диалектами (например, деловым вавилонским). Рабочих в канцелярии обязывали учить аккадский язык, требовался и арамейский.
Техника написания была особая и зависела от материала: папируса, кожи, глины. Это стало причиной появления уникальной письменности и литературы, которая практически не дошла до наших дней. Наиболее известным литературным произведением, написанным в 5 веке до нашей эры, является повесть об Ахикаре, рассказывающая о царях Синнахерибе и Асархаддоне. Известно, однако, что повесть претерпела много изменений, поэтому ее точный вариант остается загадкой. В то же время она служит хорошим материалом для понимания бытности царских особ того времени.
Науку ассирийцы особо не развивали. Однако они составили рецепты, полезные справочники, простейшие химические формулы, астрологические наблюдения и медицинские трактаты. Ассирийцы упражнялись в юриспруденции, вели сочинения на вавилонском. Проблема изучения научных трудов заключается в смешивании их с колдовскими учениями, которые писали жрецы. Есть и действительно интересные моменты: описания военной техники, создание инженерных сооружений, строительство крепостей.
Ассирийцы достигли больших высот в архитектурном деле. Основным материалом оставался сырцовый кирпич, а для облицовки использовали камень. Именно ассирийцы использовали зиккураты - башни ступенчатообразного типа. Украшались здания рельефом и росписью, которые высекали на плитах. Художники часто изображали охотников и животных. Изображения восхваляли царей, войско, срамили врагов. Современные ассирийцы бережно хранят и почитают культуру предков и создают на ее основе собственную. Из известных ассирийских современных трудов можно отметить «Истребителя колючек» - сборник сказаний, рассказов и легенд.

Фольклор


Фольклор ассирийцев интересен эпосом «Катыне Габбара». Он полностью переведен на русский язык и частично издается на английском.
Первый том эпоса рассказывает о царе Тума, который сталкивается с дьяволицей Шиддой (также Лилит), нападавшей на население. Она порабощает женщин и мужчин, а детей съедает. Царю приходится созывать воинов, чтобы воззвать их к смелости и сразиться с чудовищем. Но мало кто из пришедших на зов царя мужей желает вступить в схватку. Только храбрый Катыне отважился дать бой Лилит.
Во втором томе идет повествование о подвигах Катыне, что служит своеобразной предысторией воина. Ему предстоит столкнуться с загадочной и невероятно сильной женщиной. Чтобы победить ее, нужно поднять локоны, с чем храбрый Катыне справляется с легкостью. Вторым испытанием становится сражение с 2 быками, нападающими на жителей маленькой деревни. И с ними Катыне справляется легко. Далее он отправляется в царство Шидды (Лилит). Внезапно ему является проводник, рассказывающий об опасностях - это очередное испытание, которое проверяет стойкость разума юноши. Как только он вторгается в пещеру, закрытую мраморной дверью, злые духи жалобно начинают просить прогнать проводника, называя его злым колдуном. Катыне оказывается стойким и игнорирует их голоса, а после сдвигает камень-«корону», принадлежавшую Шидде.
На этом второй том заканчивается, и читатель возвращается к великой битве. Герою удается победить Шидду, но в конце произведения авторы оставляют загадочное послание, которое намекает, что все прочитанное является аллегорией на борьбу добра и зла, которая никогда не заканчивается.

Жизнь


Детей стараются воспитывать смелыми и честными. Именно честность считается лучшим качеством в человеке. Правда, как говорят сами ассирийцы, является залогом смелости. Сплетничать, сохранять легкомыслие, болтать почем зря - все это отрицательные явления. В обществе ассирийцев завоевать авторитет может только щедрый, уважающий старших, смелый человек. В семьях за каждым ребенком следят пристально и всегда контролируют поведение.
Гость - это счастье и радость. Обычай гостеприимства предписывает обращаться с гостем как с посланником небес. Гостю же важно соблюдать определенный этикет, предписывающий надолго не задерживаться, много не пить, лишних вопросов не задавать. Постоянно ходить в гости тоже не принято, нужно делать это хотя бы через день.
Интересным образом сложилось отношение к женщине. Если мужчина работал и выступал всегда главой семьи, то перед женщиной ставилась задача воспитывать детей. Работа для нее в принципе считалась наказанием. Женщина будет несчастной, если ей придется работать. Покинуть дом она могла под присмотром пожилой женщины или одного из родственников-мужчин. Сейчас ассирийским девушкам не запрещено открывать лица.

Традиции


Традиции складывались на протяжении долгих веков, поэтому почти все выглядят довольно необычными.

Свадьба

Свадебные обычаи специфичны: горные жители на сватовство предлагают девушке кольцо, которое она может надеть или отдать в знак отказа. У равнинных ассирийцев принято похищать невесту. За девушку обязательно нужно отдавать откуп, что указывает на собственническое отношение. Если до свадьбы женщина принадлежит отцу, то после она по праву считается собственностью новой семьи. Перед организацией свадебного торжества молодожены обращаются к астрологу, который подсказывает наиболее удачный день для узаконивания брака. Пир устраивают в доме жениха, после чего в одной комнате молодые должны провести трое суток. Затем наступает пора отправляться в дом жены, где молодожены будут жить вместе. Не так давно женщине было необходимо чтить родителей мужа и беспрекословно им подчиняться, иначе ее мог ждать развод, который приравнивался к позору. Сейчас нравы стали немного иными, поэтому ассирийцы уже не ищут пары только среди представителей своего народа.

Праздники

Новый год празднуется у ассирийцев 1 апреля и называется Хаб-Ниссан. Связан он был с разливом рек Тигр и Евфрат. Разлив означал повышение плодородности почв и начало урожайного сезона. Вместо новогодней ели ассирийцы использовали дерево, называемое священным. До наших дней сохранились рисунки, на которых видны плоды, схожие с яблоками.
Ассирийцы празднуют Успение Богородицы, в ходе которого приглашаются все люди, которым приходится жить на улице. Каждого гостя угощают и поят, даже если это совершенно незнакомый никому человек.

Религия


Условно ассирийцев можно разделить на представителей:

  • Ассирийской церкви Востока;
  • Халдейской католической церкви;
  • Православных.

Все ветви являются христианскими. Халдейская церковь формируется из священников, обучающихся в Багдадской патриаршей семинарии. Службы проводятся на сирийском языке. Ассирийская церковь Востока также тяготеет к восточно-сирийским обрядам и считается одной из самых древних восточных церквей. Сейчас обе церкви имеют хорошие отношения друг с другом и ведут сотрудничество в рамках «патриаршего» заявления.

Язык

Ассирийский относят к новоарамейскому языку. Лингвисты считают новоарамейский частью сирийского, вошедшего в состав в качестве диалекта. Использование языка началось с 5 века до нашей эры. В лексике прослеживается влияние аккадского языка.

Жизнь в разных местах/странах


В Армении ассирийцы являются третьим по численности народом. В страну они прибыли после русско-персидской войны, постепенно основав три села. Сейчас армянские ассирийцы занимаются садоводством, выращивают виноград и возделывают культуры. Многие из них стали интеллигенцией, занимают посты чиновников. Сложности во взаимоотношениях с армянами не наблюдаются - велик рост смешанных браков. Населению не запрещают изучать ассирийский и преподавать его в сельских школах.
В Грузии насчитывается около 2500 ассирийцев. В основном они живут в крупных городах, знают грузинский и русский языки. Свободно говорят на ассирийском и владеют особым диалектом новоарамейского. Правительство способствует развитию и интеграции населения с грузинами, дает свободу вероисповедания. В Россию ассирийцы пришли еще в 1920 году. В результате Первой мировой более 100 тысяч человек спасались бегством, укрываясь в Советском Союзе. Тогда многие принимали православие, что воспринималось негативно самими ассирийцами. Ситуация для них усугублялась и массовой высылкой в Сибирь и Закавказье. Сейчас наблюдается частичная ассимиляция ассирийцев - значительная часть из них не знает родного языка и культуры. Тем не менее в Москве существует ассирийская церковь, в которой ведутся богослужения.

Жилище

Наиболее интересным жилищем являются старинные дома ассирийцев. Знать могла позволить себе дома с несколькими комнатами. Убранство помещений было богатым, причем богатство заключалось в большом количестве циновок, цветных тканей и ковров. Мебель украшали металлическими пластинами, инкрустировали слоновой костью и драгоценными камнями. Окна в домах располагались под крышей и были квадратными. В них использовались глиняные или деревянные рамы. Стены оштукатуривались известью. В жаркое время года их поливали водой и в процессе испарения таким образом охлаждали помещение.
Обычные горожане не могли позволить себе много мебели, тем более инкрустированной дорогими изделиями из слоновой кости. Максимум каждый мог иметь несколько табуретов или стульев, а в качестве спального места использовалась циновка. Муж и жена спали на кроватях, а гости и дети - как раз на подстилках.
Печь строили во дворе, там же держали кувшины с вином и отдельно с водой. Воду использовали для умывания и питья. Рядом с печью держали котел, в котором кипятили воду.
Пищу принимали за столом: у богатых столы были большими, простые же люди могли позволить себе маленькие столики на коротких ножках. Женщины и мужчины держались в домах раздельно и только во время трапезы садились за общий стол.
Для защиты от сглаза или злых духов использовались амулеты в виде страшных существ. На каждом амулете вырезали заговор, который отгонял духов. Некоторые амулеты вешали над дверями, другие зарывали под порогом. Древние ассирийцы имели свой культ богов, покровительствующий хозяевам дома. Их фигурки тоже ставили в разные места комнат. Каждой из них периодически давали яства в знак жертвоприношения.

Одежда


Зажиточные ассирийцы носили платья и туникообразные рубашки. Рубашка украшалась бахромой, иногда использовали шерстяную ткань пурпурного цвета. Распространенными украшениями служили серьги, браслеты, ожерелья. Знать не скупилась на дорогие аксессуары, приобретая как можно более крупные браслеты, выполненные из драгоценных металлов. В то же время в почете была бронза. Платья подпоясывались широким поясом.

  1. Одежда ремесленников, воинов и земледельцев была на порядок скромнее. Проявлялось это прежде всего в тунике, которая доходила только до колен.
  2. О женских нарядах известно немного - большинство сведений оказалось уничтожено в ходе войн и депортации. До наших дней дошли данные о том, что рабыням запрещалось носить покрывала, скрывавшие лица.
  3. Некоторые из воинов надевали особые одежды. Представители легких отрядов надевали латы с металлическими пластинами, защищавшими грудь. Под ними носили тунику. Головным убором являлся шлем, похожий на каску, с покрывалом, обрамляющим подбородок. Практически все мужчины носили бороды и завивали волосы. Отсутствие бороды указывало на принадлежность к евнухам.
  4. Особой роскошью отличалась одежда ассирийского царя. Верхнее платье было расшито красными нитями, исполнено преимущественно в темно-синем цвете. Рукава короткие, а талия стягивалась широким поясом, обшитым бахромой. Каждая кисть представляла собой стеклянные бусы. Сверху царь носил епанчу, отдаленно похожую на жилет, но очень длинный. Ее тоже расшивали узорами и богато украшали. На голове он носил тиару с широкой лентой, расшитой золотыми нитями.

Культ украшений был развит у ассирийцев необычайно сильно. Серьги, браслеты, перстни изображали символику богов. Часто браслеты закрепляли выше локтей, иногда на предплечьях. Вместе с украшениями носили амулеты, которые тоже отображали божественные эмблемы.

Еда


Современные ассирийцы сохранили древние обычаи приготовления пищи. Мясо птицы и животных было в изобилии благодаря развитому скотоводству, среди кисломолочных продуктов распространение получили сыры. Ассирийские блюда считаются одними из самых сложных в приготовлении, особенно в плане раскатки кяды - многослойное тесто.
Ассирийские супы обычно имеют яичную основу. Мясо подают в мелко нарезанном виде и смешивают с другими ингредиентами. При этом не утратили популярность кебабы и блюда из курицы, подаваемые в арабских странах. Ассирийцы употребляют в пищу лаваш, зерновые, бобовые. Блюда готовятся в очаге и глиняной посуде, что в значительной мере влияет на их вкус.
Овощи и фрукты употребляют в сыром виде, иногда маринуют, сушат и квасят. Их обязательно добавляют в супы, вторые блюда. В древние времена ассирийцы заметили, что овощи способствуют лучшему усваиванию мяса. Как правило, овощи сдабривают специями: базиликом, мятой, кинзой, черным перцем. Из топленого масла и муки делают мертоху - смесь, которую намазывают на лаваш. К ней добавляют корицу, ваниль и кардамон, получая кондитерское изделие.
Самым популярным супом в ассирийской кухне является ширва. В него добавляют лук, зелень, яйцо, красный перец, причем часть ингредиентов предварительно обжаривают. Из сладостей большую любовь приобрели хасыда, молочный пудинг рызза, джаджик.
Однозначно можно сказать, что ассирийская кухня очень многообразна, но освоить ее довольно трудно из-за многообразия нюансов рецептуры, которую обязательно нужно соблюдать. Древние ассирийцы из бедных слоев ели хлеб, лук, чеснок и овощи. Наиболее сытными блюдами для них являлись мучные, рыбные. Мясо могли позволить себе только на праздники. Рабы могли есть рыбу исключительно в сушеном виде, хлеб ели ячменный, заедая луком или чесноком.
Знать не отказывала себе в роскошной пище, наслаждалась мясом, запивала каждое блюдо вином. Из экзотики предпочитали саранчу, на столе также всегда было много сладких фиников из Вавилона.
Ассирийцы пускай и не являются в наши дни целостным этносом, все же сумели стать народом, сохранившим древнюю культуру. Это помогает им не ассимилировать, но интегрироваться в другие народы, создавая браки на равных правах аналогично взаимоотношениям с государствами разных стран.

Видео

Теперь об их символике. Ну куда же новиопам без украденных символов.

Как это всё знакомо на более известных примерах!

Ещё раз напомню касательно встречающегося в тексте слова "сирийский", "сирийцы". Имеются ввиду именно ассирийцы, а не сирийские арабы .

Итак, мой перевод статьи Ханна Хайяр (Hajjar) с ассирийского ресурса .

Сегодня я читал пост об арамейском флаге, в котором утверждается, что пламя на флаг было добавлено в 80 - е годы и обозначает «Святой Дух».

Если вы сопоставите изображение "Арамейского" флага с резным рисунком на камне из Тель Халафа (Tell Halaf), изображающим Гильгамеша и Энкиду, несущего крылатый солнечный диск, то отметите, что там нет никакого пламени. Равно как и на раннем "Арамейском" флаге, разработанном в 70 - е годы, который, однако, был усовершенствован путём добавления «пламени». Но в сирийской культуре Святой Дух никогда не представлялся в виде пламени, а только в виде голубя. Вы можете увидеть голубя на сирийских религиозных картинах, одеждах священнослужителей, алтарных украшениях, резных изображениях в церквях.

Так откуда же появилось «пламя»?

Забавно, но «пламя» на арамейском флаге - заимствованный ассирийский символ «Нади Санхариб аль - Рийяди» (Атлетический клуб имени царя Саннахериба), спортивного общества в Бейруте (Ливан), основанного в 1936 (или, по другим данным, 50 - ю годами ранее).
Этот ассирийский символ с изображением диска Ашура и с «пламенем» (в центре) был очень популярен среди асирийцев-суройо * в Ливане и позже, в 80 - е годы, «арамейцы» захотели нажиться на его популярности и добавили на свой флаг.

Смотрите ниже фото с пояснениями.

Другое «арамейское» недоразумение - четыре пятиконечные звезды в прямоугольнике у основания хвоста крылатого диска. Однако прямоугольник - не часть крылатого диска, а вершина «табурета», на котором крылатый диск «сидит» или которым «поддерживается». Взгляните на резное изображение на фото ниже. Изначально там присутствовали две ножки "табурета", которые держат двое рогатых существ. Кроме того, изначально в прямоугольнике были не пятиконечные звёзды, а четыре ассирийских цветка.

Кстати, история Гильгамеша была популярна среди многих народов, включая Шумеров, Ассирийцев, Хеттов, но не среди древних арамеев**. На месте Тель Халафа (древняя Гузана) находился хеттский город, куда сразу после падения Хеттской империи мигрировали древние арамеи, а позже он вошёл в состав Ассирийской империи. Монументы, найденные в Тель Халафе, выполнены в нео - хеттском стиле и некоторые из них испытали влияние ассирийского искусства.

Примечания:
* ассирийцы-суройо , иначе западные сирийцы - ассирийцы, принадлежащие преимущественно к Сиро-православной (яковитской, нехалкидонитской) Церкви . Среди них и получило распространение так называемое "арамейство", появившееся не без участия некоторых яковитских церковных иерархов.
** как вы понимаете, пламя в данном случае чисто спортивная символика, которой новиопы-"арамеи" дали своё привратное толкование.
** * арамеи - в древности кочевые семитские племена, обитавшие на территории Сирии и Ирака. Это наименование взяли себе новиопы, появившиеся в XX веке среди ассирийцев.

Иллюстрации:


Гильгамеш с двумя человекобыками, держащими крылатый диск.


«Фанн Ашури» - надпись на арабском в книге, в которой рассказывается про крылатый диск.


«Ассур» - надпись, описывающая таблички и крылатый диск в книге Андре Парро (Andre Parrot), 1961 год.


Статья в «Гардиан» 2004 года про Гильгамеша, где в качестве иллюстрации помещено резное изображение крылатого диска с двумя человекобыками. В статье названо «Ассирийским».


Другой ассирийский крылатый диск с двумя человекобыками, похожий на диск из Телль Халафа. Музей Анкары. Турция.


Крылатый диск, охраняемый двумя человекоскорпионами. Из Дар Шаррукин (Хорсабад), столицы ассирийского царя Саргона II. Зарисовка Faucher Gudin. Человек - скорпион тоже упоминается в Эпосе о Гильгамеше, крылатый же диск, используемый арамейцами взят с барельефа, посвящённого Гильгамешу и Энкиду. Таким образом оба изображения связаны.


Ассирийский символ «Санхариб аль - Рийади» (атлетический клуб имени царя Санхериба) в Бейруте, 1936 год, с пламенем.


Различные арамейские орлы без пламени. На одном солнечном диске горящий факел был заменен Ливанским кедром. Точно так же, как на логотипе ассирийской ассоциации в Ливане, см. рисунок ниже.


Современный арамейский флаг с пламенем, который они позаимствовали из ассирийской символики.

Я также наткнулся на другое изображение крылатый диск Санхериба, являвшегося эмблемой Нади Аль-Рафидаин Аль-Рийяди (Месопотамского [Бет-Нахрейн] Спортивного клуба), располагавшегося в Камишлии, Сирия, члены которого принадлежали к Сиро - православной церкви. Так же, как и Нади Санхариб аль-Рийяди в Ливане, это тоже был футбольный клуб. Обратите внимание на пламя и факел в центре их эмблемы см. ниже.

Как вы видите изображение пламени использовалось среди ассирийцев, приверженцев Сиро-православной Церкви в Ливане и Сирии задолго до того, так называемые "арамеи" разработали свой флаг.


Ассирийский исмвол Нади аль Рафидайин аль Рийади (Бет - Нахрейн), Месопотамский атлетический клуб в Камишли, Сирия, 1934 год с пламенем и факелом.

Как арамействующие украли красные и жёлтые цвета ассирийского национального движения.

Красный и желтый цвета используются в настоящее время Сирийской* футбольной командой, но они позаимствовали их от ассирийцев, которые использовали эти цвета ранее. Посмотрите на фотографию фестиваля царя Санхериба в 1970 году в Бейруте Ливан, и обратите внимание на ассирийской звезду и символ Ашшур в центре красно-желтого флага. Кроме того, те же цвета были на флаге ассирийского 8 батальона в сирийском городе Джазире во времена французского мандата. Команда Ассирийского футбольного клуба в Швеции также использовала красные и желтые цвета в начале 70, прежде чем Сирийский футбольный клуб был создан.


1. Ассирийский баскетбольный клуб из Сирии во время Ассирийского фестиваля Таммуз в 2004 году. Отметим красно - жёлтые майки с крылатым солнечный диск Ашура в районе живота. 2. Другая версия крылатого солнечного диска Ашура - Ассирийская Молодёжная Ассоциация Америки. Красные и жёлтые цвета отражены в символе. 3. Ассирийский крылатый бык, Ламассу. Эта картина висела в штабе ассирийского восьмой штаба батальона до французских левых над Сирией к арабам. Обратите внимание на красный цвет его теле и желтый цвет крыльев. 4. Аль-Нади Ас-Суриани аль Лубнани, Ассирийская ассоциация в Бейруте. На крылатом солнечном диске Ашура ливанский кедр заменил горящий факел.


Футболисты ассирийского футбольного клуба в Швеции в красно-жёлтых майках. 1974 год.


Футболисты Сирийского "арамейского" футбольного клуба. В майках тех же цветов, только полосы поменяны местами.

В течение двух тысяч лет древнейшая Ассиро-Вавилонская цивилизация лежала похороненной и почти забытой на земле Мессопотамии, там где сейчас находится Ирак. О ней были известны лишь сообщения древнегреческих авторов, да полу-легендарные библейские тексты о стране Сеннаар, где была построена Вавилонская башня, где жили потомки пережившего Великий потоп Ноя, и где находился мифический сад Эдем.

Ключом к пониманию этой цивилизации стало открытие Ниневии, одной из упомянутых в Библии столиц древней Ассирии: "Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию..."(Быт.10:11).

До начала XIX века никто не знал какой из огромных мессопотамских курганов-холмов скрывает руины Ниневии. Человеком, имевшим все шансы найти ее первым, был Клавдий Рич, француз по матери и британец по жизни. Именно он - не как археолог, а как энтузиаст-любитель - в 1820 году обследовал окрестности Мосула и составил первый план раскопок на холме Куюнджик, под которым действительно находились остатки легендарного города. Увы, в том же году 33-х летнего Рича настигла преждевременная смерть от свирепствовавшей в долине Тигра холеры.

Холмы в окрестностях Мосула. Фрагмент рисунка Э.Фландена, 1843. Здесь найдут дворец ассирийского царя Саргона II.

В 1836-39 годах жена Рича опубликовала его книгу о Мессопотамии, а также дневники исследователя. Ими живо заинтересовался французский востоковед Юлиус Моль, который убедил свое правительство в необходимости назначить в Мосул консула с предписанием искать и собирать предметы старины. Выбор пал на Поля-Эмиля Ботта , натуралиста, коллекционера и путешественника, итальянца по рождению, француза по духу, но совсем не археолога.

Шарль де Шаммартен. Портрет Поля-Эмиль Ботта, 1840 . Париж, Лувр

После встречи с Молем Ботта загорелся идеей поиска Ниневии. Он прибыл Мосул в 1842 году и вскоре организовал раскопки на холме Куюнджик. Прошел месяц напряженной работы, потом два, потом три, а результата всё не было... И когда терпению, казалось, пришел конец, а вера в открытие была подорвана, к Ботта пришел крестьянин из селения Хорсабад в 20 километрах к северу от Мосула, и посоветовал «франку», если уж того так занимают обломки с рисунками, копать в Хорсабаде — там таких камней тысячи. Ботта отнесся к его словам недоверчиво, но все же послал в Хорсабад двух рабочих, а те почти сразу же наткнулись на древнюю стену, облицованную скульптурными плитами...

Скульптурный рельеф из Хорсабада, ок. 710 г. до н.э . Лувр, Париж

Ботта свернул все работы на Куюнджике и перенес раскопки в Хорсабад. И тут перед ним начали вырастать, освобождаясь от земли, стены и колонны большого царского дворца. Вход в него охраняли громадные крылатые чудовища с телами быков и человеческими головами, и это была первая встреча европейцев с шеду (ламассу) - мифическими существами, ставшими символом древней Ассирии. Ботта немедленно телеграфировал в Париж об открытии сказочной Ниневии.

Габриэль Траншар. Раскопки царского дворца в Хорсабаде, 1853

Фото Траншара - это один из самых старых археологических снимков, сделанных на заре фотографии. Во время начала раскопок Ботта такой снимок был еще невозможен, и лишь десятилетие спустя техника стала к нему готова. А в 1843 году французское правительство направило к Ботта искусного рисовальщика Эжена Фландена. Благодаря ему находки Ботта оказались задокументированы, и это зачастую было единственным, что от них осталось, поскольку некоторые из них разрушилась на воздухе, а другие погибли при перевозке.

В то, что Ботта нашел Ниневию поверили и другие ученые, увидевшие результаты раскопок. Лишь позднее, когда научились читать клинопись, стало понятно, что под холмом у Хорсабада Ботта обнаружил не Ниневию, а город и дворец Дур-Шаррукин (буквально "Крепость Саргона"). Этот город ассирийский царь Саргон II построил в конце VIII века до нашей эры и перенес сюда столицу своего государства из прежней столицы Калаха.

Раскопки Дур-Шаррукина, По рисунку Эжена Фландена, 1863

В 1844 г. груз, составляющий две тысячи скульптур и рельефов, был послан на плотах вниз по Тигру для последующей переправки морем во Францию. Однако из-за неумелой погрузки многие плоты перевернулись и значительная часть результатов двухлетних раскопок утонула в реке. Лишь следующая партия достигла цели без потерь, и через несколько месяцев плоды трудов Ботта красовались в залах Лувра, составив основу ассирийской коллекции музея. Еще год спустя Франция встречала Ботта как героя-первооткрывателя.

Ассирийский зал Лувра. Настенные рельефы и фрагмент ворот дворца Саргона II, VIII в. до н.э. Лувр, Париж

Мотив крылатого животного с головой человека получил повсеместное распространение в Ассирии: фигуры "человекобыков" или "человекольвов" воздвигали у всех значительных государственных сооружений и въездов в города. Изваяния грозных и высокомерных шеду с человеческими глазами, стоящие на страже у ворот дворца Саргона II, имели магическую охранительную функцию. А пять ног крылатого чудовища создавали иллюзию движения, позволяя видеть его неподвижным спереди, и идущим сбоку - в зависимости от положения зрителя.

Голова шеду, VIII в. до н.э. Лувр, Париж

Высота некоторых шеду достигала 6 метров, а вес 40 тонн. Чтобы перевезти такие махины, Ботта распиливал изваяния на куски, а во Франции их снова собирали и реставрировали.

Распил шеду. По рисунку Эжена Фландена, 1863

По результатам раскопок Феликс Тома, преемник Фландена, создал план реставрации главных ворот дворца Саргона II

Мне захотелось представить, как могли бы выглядеть эти ворота, и я сделал фото-реконструкцию по рисунку Тома из снимков экспонатов Лувра:

Центральная арка ворот Саргона II. Вариант фото-реконструкции

Главные ворота дворца Саргона II. Вариант фото-реконструкции (кликабельно)

Помимо шеду у привратных башен стояли фигуры легендарного царя Гильгамеша, героя многочисленных мифов, которого ассирийцы почитали как полубога. В руках Гильгамеш держит побежденного льва: мотив укрощения зверя символизировал для ассирийцев божественную и царскую власть.

Гильгамеш с укрощенным львом. Статуя у ворот дворца Саргона II, VIII в. до н.э. Лувр, Париж

Саргон II, правил Ассирией с 721 по 705 года до.н.э. и был успешным завоевателем. Он покорил царство Урарту на севере и Вавилонию на юге, подчинил Сирию и Израильское царство на востоке, дошел до границ Египта, получив дань с фараона. Вернувшись из Вавилона с огромной добычей, Саргон II повелел построить новую столицу, ею и стал Дур-Шаррукин, воздвигнутый по плану царя на специально насыпанной платформе. Но в 705 г. до н.э. Саргон неожиданно погиб в одном из военных походов и на ассирийский трон взошел его сын Синаххериб (правил с 705 по 680 гг. до н.э.)

Саргон II (справа) и его сын Синаххериб. Рельеф из Дур-Шаррукина, VIII в. до н.э. Лувр, Париж

Синаххериб отличался необычайной жестокостью и в гневе совершал полу-безумные поступки. После подавления мятежа в Вавилоне он убил тысячи жителей, других увел в плен, затем повелел сравнять город с землей, сжег развалины, а потом еще и затопил их, разрушив речную дамбу. Он отрекся от Саргона II, объявив себя потомком Гильгамеша, и оставил Дур-Шаррукин, построенный отцом. Столицу государства он перенес в Ниневию, бывшую до этого рядовым провинциальным городом.

Но все это исследователи узнают позднее, а в 1845 году Ниненвия еще ждала своего открывателя. Им стал очередной увлеченный энтузиаст, который влюбился в Восток, и, бросив пыльную работу лондонского клерка, прибыл в Мосул с горячим желанием начать тут раскопки. Это был Остин Генри Лэйярд, 28-летний англичанин, родившийся в Париже, выросший в Италии и с молодости обожавший путешествия.

Джордж Ватс. Портрет Остина Лэйярда, ок.1852 . Национальная портретная галерея, Лондон

В 1845 году, получив от британского консула 60 фунтов, Лэйярд с шестью рабочими начал раскопки холма близ селения Нимруд и тут же наткнулся на стену дворца, который, судя по убранству, был царским. Затем из земли показались огромные шеду, что вызвало настоящий переполох среди местных жителей.

Бедуинский шейх, приехавший к раскопу произнес такие слова: "Многие годы живу я в этой стране. Мой отец и отец моего отца разбивали здесь до меня свои палатки, но и они никогда не слышали об этих истуканах. И смотри! Вдруг является чужеземец из страны, которая лежит во многих днях пути отсюда, и направляется прямо к нужному месту. Он берет палку и проводит линию: "Здесь, - говорит он, - находится дворец, а там - ворота", - и он показывает нам то, что всю жизнь лежало у нас под ногами, а мы даже и не подозревали об этом. Поразительно! Невероятно! Откуда узнал ты об этом - из книг? С помощью волшебства или тебе помогали ваши пророки? Ответь мне, о бей, открой мне секрет мудрости!"

С огромными трудностями Лэйярд погрузил найденных шеду на повозки целиком, не распиливая, и с помощью бедуинов, возглавляемых шейхом, доставил к берегу Тигра. Оттуда они отправились в Лондон сначала по реке, а затем морем. Сейчас эти изваяния выставлены в Британском музее.

Подготовка шеду к перевозке. Рисунок из книги О.Лэйярда "Памятники Ниневии", 1849

Результаты раскопок Лейярда на холме Нимруд превзошли все ожидания и даже затмили успех Ботта в Хорсабаде качеством и выразительностью найденных рельефов, богатством убранства дворца. Лэйярд решил, что нашел Ниневию, но оказалось, что он совершил ту же ошибку, что и его французский друг Ботта. На самом деле в Нимруде был открыт библейский Калах (Кальху), столица царя Ашшурнасирпала II (правил в 884-859 годах до н.э.), ему же принадлежал и раскопанный дворец. Калах был столицей Ассирии до того времени, как Саргон II воздвиг Дур-Шаррукин.

Охота на львов. Рельеф из дворца в Нимруде, 865-860 гг. до.н.э. Пергамский музей, Берлин

Этот исключительный по образности рельеф первоначально был раскрашен. Ашшурнасирпал стоит на колеснице и целится во льва. Впечатляет строгость стиля, аскетичность и суровость манеры древнего безымянного мастера, который на самом деле не упустил ни одной подробности в экипировке и действиях царя. Зверь и кони запечатлены очень реалистично, с точно подмеченной пластикой движений. В рельефе, особенно в фигуре раненого льва, удивительно совмещаются орнаментальные и натуралистические приемы в пределах изображения одной фигуры.

Крылатый гений-охранитель. Рельеф из дворца в Нимруде, 875-850 гг. до.н.э. Пергамский музей, Берлин

Ашшурнасирпал II. Фрагмент росписи из дворца в Нимруде, 875-850 гг. до.н.э. Британский музей, Лондон

Но Ашшурнасирпал II был известен и вещами, очень далекими от искусства. Вот что пишет об этом царе Айзек Азимов в своей книге "Ближний Восток": "Ему, более чем любому другому ассирийцу, обязана эта нация своей репутацией в истории... Он взял естественную склонность штурмующих армий к жестокостям и поднял её до преднамеренной политики террора, почти невероятного для любого века, кроме XX... Когда армия Ашшурнасирпала II захватывала город, смерть от пыток становилась рядовым явлением. Головы отрубались во множестве, из них складывали пирамиды. Он сделал имя ассирийцев ненавистным" среди всех окрестных народов.

Ассирийские войны расправляются с пленными. Рельеф из дворца в Ниневии . Британский музей, Лондон

Этих подробностей истории Ассирии еще не было известно в 1847 году. Тогда Лэйярд вернулся в Англию и опубликовал книгу о своих раскопках в Нимруде, которая сделала его знаменитым. Однако деятельный характер Лэйярда требовал большего, и в 1849 он решил снова отправится в Мосул. На этот раз он выбрал для раскопок холм Куюнджик, тот самый, который на протяжении года безуспешно раскапывал Ботта. Это на первый взгляд абсурдное решение свидетельствует о том, что Лэйярд был не просто удачливым выскочкой, каким его считали многие профессиональные археологи: он извлек уроки из своих предыдущих раскопок, научился разбираться в характере местности и использовать самые незначительные данные для важных обобщений. Решив целенаправленно копать вглубь холма, он обнаружил на глубине 20 метров остатки дворца царя Синаххериба, сына Саргона II. Это и была настоящая Ниневия, последняя и самая пышная столица Ассирийской империи.

Ворота бога Нергала, Ниневия, Ирак. Реконструкция XX века, фото из путеводителя.
Так выглядел памятник до разрушений, причиненных ИГИЛ в 2015 году.

Синаххериб вкладывал в сооружение Ниневии всю свою бешенную энергию и все несметные богатства, награбленные во время военных походов. На постройке трудились тысячи жителей из завоеванных стран, насильственно переселенных в Ассирию. Ниневия была городом потрясающей роскоши, великолепных дворцов, богатейших храмов и ужасающего бесправия. За малейшую провинность следовала жестокая кара, например за несоблюдение прямой линии фасадов при застройке улицы хозяина дома ждала смерть. Главная улица Ниневии, залитая асфальтом, имела ширину 26 метров - больше, чем питерский Невский проспект.

Царский дворец, открытый Лэйярдом, занимал территорию около трех гектаров и имел, помимо комнат для челяди, 80 покоев и парадный зал; Лэйард раскопал 9 помещений. Входы охраняли многочисленные крылатые шеду. Стены дворцовых помещений были украшены бесчисленными каменными плитами с текстами и алебастровыми рельефами. В Пергамском музее Берлина есть комната, воссоздающая интерьер царского дворца. Здесь собраны воедино характерные элементы обнаруженные в разных местах: крылатые львы у входа, золоченый потолок, кроваво-красные стены с каменными рельефами и лентой орнамента. Чтобы предствить себе этот интерьер более наглядно, я убрал на фотографии выставленные в зале экспонаты и поместил на стены снимки рельефов из Ниневии.

Интерьер ассирийского дворца. Фотореконструкция по снимку из Пергамского музея, Берлин.

Внук Синаххериба Ашшурбанипал (668-626 гг. до н. э.) частично обновил и перестроил дворец деда. При нем Ассирийская держава достигла пика своего могущества. Но если рельефы Синнахериба посвящены в основном войне, то изображения времен Ашшурбанипала чаще представляют сцены царской охоты, и эти изображения считаются вершиной ассирийского искусства резьбы по камню.

Раненная львица, рельеф из дворца Ашшурбанипала, ок. 640 г. до н.э. Британский музей, Лондон

Состояние раненого зверя передано так ярко, что буквально ощущается его предсмертный рев, вырывающийся из оскаленной пасти. В тело львицы вонзились стрелы, у нее перебит позвоночник, но, волоча парализованные задние лапы, она в последнем усилии приподняла морду и застыла в предсмертном рывке. Этот рельеф по глубине экспрессии можно смело поставить рядом с лучшими произведениями мирового искусства. В изображении диких зверей, их движений и реакций ассирийские художники нашли черты высокого реализма, которые, как ни странно, остались им недоступны при создании человеческих образов.

Охота на львов, рельеф из дворца Ашшурбанипала, ок. 640 г. до н.э. Британский музей, Лондон

Еще один ассирийский царь, еще один дворец, красивые, но похожие рельефы, скажете вы. И будете отчасти правы. Не этим дворцом стала знаменита Ниневия, и не своими завоеваниями или охотой вошел в историю Ашшурбанипал. Крылатые быки и известняковые фризы, какими бы впечатляющими они ни были, сами по себе не дали бы понимания жизни людей того времени. Ключом к истории стало печатное слово. В одной из комнат дворца Ашшурбанипала Лэйярд обнаружил россыпь глинянных табличек, толстым слоем покрывавших пол; все они были испещрены необычными письменами. Лэйярд не придал им большого значения, но собрал и отослал в Лондон. Через три года другую подобную комнату с табличками нашел Ормуз Рассам, урожденный ассириец, возглавивший раскопки после того, как Лэйярд покинул Ирак. Эти таблички также отослали в Британский музей. То была крупнейшая библиотека древнего мира, которую на протяжении десятилетий своего правления собирал Ашшурбанипал.

Эпос о Гильгамеше, табличка из дворца Ашшурбанипала, VII век до н.э. Британский музей, Лондон

Найденная библиотека содержала знания о всей ассиро-вавилонской культуре, да и не только о ней, но и более древней культуре шумеров. Ашшурбанипал, который гордился тем, что был единственным грамотным человеком среди ассирийских правителей, повелел собирать по всей стране таблички с письменами. В одном из писем он наказывал своему чиновнику: "Драгоценные таблички, копий которых нет в Ассирии, найдите и доставьте мне. Я написал главному жрецу и губернатору Борсиппы... чтобы никто не отказывался предоставлять их тебе. Если узнаете, что та или иная табличка или ритуальный текст подходят для дворца, сыщите, возьмите и пришлите сюда." Кроме того, у Ашшурбанипала работали ученые и целая группа мастеров-переписчиков, которые копировали все тексты в нескольких экземплярах, в том числе и старинные таблички, язык которых ассирийцы уже не понимали. Таким путем удалось создать библиотеку, в которой были представлены все знания своего времени: здесь содержались предания и молитвы, истории завоеваний и свершений, договора и законы, научные трактаты и астрологические прогнозы, медицинские тексты, учебники, школьные пособия, словари...

Один из томов шумерско-аккадского словаря, I тыс.до н.э. Лувр, Париж.
Ассирийцы и вавилоняне говорили на аккадском языке, но более древний шумерский язык оставался языком религии, администрации и обучения.

Но кто мог прочесть все эти клинописные записи? Надо сказать, что над расшифровкой клинописи начали биться задолго до начала археологических раскопок в Мессопотамии. Персидские клинописные надписи (а клинопись использовалась во многих странах Азии, в том числе в Персии) были известны с XVII века. Первый шаг в их расшифровке в 1802 году сделал немец Георг Гротефенд, помощник школьного учителя, причем действовал он вовсе не из научных побуждений, а на спор, после веселой пирушки. Он подобрал единственное сочетание имен персидских царей, которое согласовывалось с надписями, и так определил почти половину букв персидского клинописного алфавита. Второй (и главный) шаг сделал четырьмя десятилетиями позднее молодой англичанин Генри Роулинсон, которой к 1847 году расшифровал всю древнеперсидскую систему письма.

Генри Филлипс. Портрет Генри Роулинсона, 1850. Британский музей, Лондон

В 1835 году майор Роулинсон получил назначение в Персию для обучения шахских военных. Он жил в двадцати милях от знаменитой Бехистунской скалы, где на высоте около 100 метров над землей персидский царь Дарий I повелел высечь в свою честь рельеф и надписи на трех языках: древнеперсидском, эламском и аккадском, записанные тремя разными системами клинописи. Многие видели эти скульптуры и надписи снизу, но подробности о языках, на которых они были сделаны, никому известны не были. Роулинсона необычайно увлекла проблема прочтения клинописи и он решил скопировать Бехистунскую надпись, которая была гораздо длиннее, чем все те, которые были известны ранее.

Бехистунская скала, Иран . Фото - Википедия

С риском для жизни Роулинсом раз за разом забирался на скалу и зарисовывал старинный клинописный текст. К 1837 году он уже скопировал всю древнеперсидскую часть, но до аккадской, высеченной на скале выше всех, добраться так и не смог. Лишь через несколько лет Роулинсону удалось вернулся на это место с альпинистским снаряжением, и тогда он наконец скопировал оставшиеся 112 строк, спускаясь на веревках с вершины скалы.

Когда тексты трехъязычной надписи были опубликованы, началась великая международная работа по их переводу. В своеобразное "сообщество" дешифровщиков входили датчанин Раск, француз Бюрнуф, немцы Бер и Опперт, ирландец Хинкс, и конечно сам Роулинсон. В начале 1850х годов исследователям стало ясно, что аккадскую клинопись читать можно. Однако, публика, да и многие ученые, были в полном замешательстве: оказалось, что аккадское письмо удивительно многовариантно - один и тот же клинописный знак был то буквой, то слогом, то словом, причем он мог означать различные слоги и даже совершенно различные слова. Как можно при таких условиях верить переводу?

Аккадская клинопись. Законы царя Хаммурапи, ок. 1750 года до н.э. Лувр, Париж

Тогда Лондонское азиатское общество пошло на необычный шаг. Четырем наиболее крупным специалистам в области клинописи была направлена в запечатанном конверте копия никому до того не известного ассирийского клинописного текста с просьбой расшифровать его и отослать в запечатанном виде назад. При этом никого из четверых не уведомили, что такие же копии посланы трем другим. Через некоторое время специальная комиссия получила конверты с переводами Раулинсона, Тальбота, Хинкса и Опперта. И то, что недавно казалось невероятным, в 1857 году стало действительностью: все четыре перевода оказались в основном идентичны. Библиотека Ашшурбанипала и другие ассирийско-вавилонские клинописные тексты могли быть правильно прочитаны. С тех пор 1857 год считается датой возникновения ассирологии - науки, изучающей культуру и историю древних цивилизаций, пользовавшихся клинописью - Ассирии, Вавилонии, Шумера, Урарту...

Проход в Ассирийский зал. Лувр, Париж.

Так победно завершилось это "путешествие дилетантов": всего через 15 лет, прошедших от начала первых раскопок до расшифровки клинописи, современный мир открыл совершенно новые страницы истории и подошел к пониманию самых древних корней человеческой культуры. Можно ругать непрофессионализм первых копателей, удивляться их очевидным ошибкам, ужасаться варварским методам раскопок, но Ботта, Лэйярд, Роулинсон и их сподвижники, вопреки всем трудностям, первыми сделали это огромное дело, часто на голом энтузиазме, благодаря лишь своей одержимости идеей, упорству и энергии. Поклон им.

Фотографии из Лувра и Пергамского музея мои, остальные взяты с сайта Британского музея и из Википедии

Больше об Ассирии и ее открытии:

О Сириии мало что известно в странах Европы и Америки, кроме того, что там идёт война и толпы беженцев бегут в надежде спасти себя и свои семьи от разрушительных военных действий.

Ближневосточная страна Сирия находится в западной части Азии и омывается Средиземным морем. Сирия по праву является колыбелью древней цивилизации, а её столица Дамаск - одним из старейших городов и самой древней столицей в мире.

Сирию ещё называют «бьющееся сердце Арабского мира». Это каменистые пустыни, цветущие долины Евфрата и сады удивительно живописных гор. В течение почти четырёх веков Сирия была частью Османской империи
В Сирии живёт более 20 млн человек, и большинство этих людей - около 70% являются мусульманами-суннитами. Ещё 10% являются алавитами - представители сект мусульман-шиитов. Как ни странно, алавиты доминируют в правительстве на протяжении десятилетий, например, президент Сирии Башар аль-Асад - алавит. Ещё 10% населения - христиане, а оставшийся небольшой процент - друзы. Сирия это арабоязычная страна, лишь среди 10 % населения распространён курдский язык.

Сирийские женщины и девушки в основном подчиняются традициям ортодоксального общества, являются послушными дочерями и выходят замуж по согласию родителей. С сирийкой невозможно встречаться даже по простой симпатии, если до этого молодой человек не успел познакомить её со своей семьёй и заявить о своих серьёзных намерениях её родителям. См. также:
Сирийки , как и все женщины Ближнего Востока, оптимистичны и жизнерадостны, обожают макияж, яркие одежды, порой, как и , злоупотребляют пластическими операциями. См. также: . В Сирии сложно быть известной персоной, звездой, моделью, потому что это ни всегда соответствует традициям мусульманского общества. Но Сирия славится своими красивыми женскими голосами, поэтому в этой стране много знаменитых певиц.
В Топ-17 самых красивых сириек вошли известные сирийские и американские актрисы, сирийские певицы и победительница конкурса красоты.

17. Джумана Мурад / Jumana Murad (род. 1 апреля 1975 г, Дамаск, Сирия) - известная сирийская актриса.

15. Шеннон Элизабет Фадаль/ Shannon Elizabeth (род. 7 сентября 1973 г США) - американская актриса, в прошлом модель. Снялась в фильмах: «Американский пирог», «Очень страшное кино», «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» и др. Её отец арабский христианин сирийского происхождения.


14. Дина Хайек / Dina Hayek (род. 10 июня 1982 г Джуния, Ливан) - ливанская певица. Её отец - ливанец, а мать - сирийка.

13. Фабиола аль-Ибрахим / Fabiola Al-Ibrahim (1993) - победительница конкурса Арабская Мисс США 2015 / Miss Arab USA 2015


11. Ассала Насри / Assala Nasri (род. 15 мая 1969 г Дамаск) - арабская певица сирийского происхождения. С 2006 года гражданка Бахрейна.


10. Амаль Арафа / Amal Arafa (род. 5 февраля 1972 г Дамаск) - сирийская актриса и певица.

9. Мадиха Кнефати / Madiha Knefati (род. 14 апреля 1984 г Алеппо) - сирийская актриса.

8. Сулаф Фавакерджи / Sulaf Fawakherji (род.27 июля 1977 г Латакия, Сирия) - сирийская актриса кино и телевидения, известна за свои светлые глаза. Сыграла бесчисленное количество ролей в сирийских мыльных операх. Была одной из факелоносцев на Летних Олимпийских Играх 2008.

7. Нура Рахаль / Noura Rahal - популярная ливано-сирийская певица. Её отец - ливанец, а мать - сирийка.

4. Лилиа аль-Атраш / Lilia al-Atrash (род.18 августа 1981 г Дамаск, Сирия)- сирийская телевизионная актриса.

2. Кинда Ханна / Kinda Hanna (род. 16 декабря 1984 г) - сирийская актриса. Кинду закулисно называют "сирийской Золушкой", пророча ей успешную карьеру на телевидении. Кинда Ханна похожа на российскую телеведущую Тину Канделаки, которая возглавляет на сайте.

1. Несрин Тафеш / Nesreen Tafesh (род. 29 апреля 1970 г, Алеппо, Сирия) - сирийская актриса. Её отец - палестинец, мать - сирийка.


Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.