Как рисовать льва? «Портрет льва». Живопись акварелью

Величайшего русского писателя Льва Николаевича Толстого, которого называли совестью нации, рисовали несколько знаменитых художников. Самые известные портреты классика принадлежат кисти И.Е. Репина, И.Н. Крамского, М.В. Нестерова. Из отечественных живописцев к образу Л.Н. Толстого обращались Л.О. Пастернак (отец писателя Б.Л. Пастернака) и Н.Н. Ге.

Всемирное признание

Но есть портрет Толстого Льва Николаевича, автором которого является Пабло Пикассо (написан в 1956 году). Кроме того, рисовал автора романа «Война и мир» знаменитый польский художник Ян Стыка. У него есть несколько портретов классика и две картины. На одной изображен последний уход писателя с котомкой за плечами из Ясной Поляны. Полотно называется «На дороге к бесконечности». На второй запечатлен великий русский писатель, обнимающий Иисуса Христа.

В несколько необычной манере выполнен портрет Толстого Льва Николаевича американским графиком Маурисио Лазански. Наверное, и у этого полотна есть свои поклонники.

Работы известных мастеров

Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Особенно хорошо известны живописные произведения кисти вышеперечисленных русских художников. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. У М.В. Нестерова - две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Леонид Пастернак много рисовал писателя. В 1901 году им был создан портрет Толстого Льва Николаевича на фоне грозы и при свете настольной лампы. А 1906 году он нарисовал Очень известна работа Н.Н. Ге 1884 года, на которой классик изображен самозабвенно пишущим: он не позирует, он работает. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера?». Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия.

Великий Крамской

С детства каждому россиянину из школьных учебников известно полотно, на котором изображен сорокапятилетний Лев Толстой, - портрет работы художника-передвижника И.Н. Крамского. Живописец-психолог, замечательный мастер портретной живописи написал в Ясной Поляне одну из лучших своих картин.

История создания такова. Лев Толстой долго отказывался, несмотря на уговоры Третьякова, позировать рекомендуемым художникам. Но Крамскому удалось убедить писателя. Это полотно так популярно потому, что художнику удалось раскрыть сложный мир гения и аналитика человеческих душ, которым был Лев Толстой. Портрет запечатлел на века спокойный взгляд уникального человека, передающий и простоту, и мудрость одновременно. И.Н. Крамской рисовал два портрета - для галереи Третьякова и семьи писателя. Художник настолько был увлечен работой, что закончил первое полотно за три сеанса, второе удалось завершить еще быстрее. Этому живописцу под силу было заметить и запечатлеть скрытые движения души и черты характера изображаемого человека. Сам художник говорил, что портрет должен в первую очередь отображать то в человеке, за что его любит вся Россия. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть "великого Льва"». Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее.

Гениальный Репин

Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. У него самая большая серия портретов писателя. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Очень популярна картина, на которой писатель изображен лежащим под деревом в лесу и читающим книгу. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош.

Очень много зарисовок ко всем картинам. Необычайно популярна картина Ильи Ефимовича, где изображен Толстой, стоящий босиком на траве. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется - «Пахарь». Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Есть и где писатель изображен с супругой, имеются зарисовки пишущего и читающего писателя в разных ракурсах. Работ очень много.

Гений на картине гения

Самой же известной является работа Репина 1887 года, на которой запечатлен великий писатель, сидящий в кресле с книгой в руке. Гениальный Толстого изобразил «магистра мысли», спокойно откинувшегося на спинку темного кресла. В такой же цветовой гамме и одежда писателя. Картина рассказывает о гении очень просто. Цветовая гамма весьма скромна, что не умаляет величия ни картины, ни изображенного на ней «человека на все времена».

27 февраля в Центре фотографии братьев Люмьер в рамках новой образовательной программы «PhotoСреда» состоялась творческая встреча с классиком российской и советской фотографии Львом Мелиховым. Он рассказал гостям о своем творческом пути и истории создания знаменитых портретов ярчайших деятелей искусства. Представляем 30 работ Льва Мелихова

Лев Мелихов - член Союза художников Лев Мелихов, выпускник МАРХИ, архитектор, известнейший фотограф. Первый фотоаппарат ему подарили в День рождения, когда ему исполнилось 8 лет. С тех пор, по его собственному признанию, он не расстается с фотокамерой. С 1963 года его работы стали публиковаться в центральных журналах и газетах СССР.

Лев Мелихов

Фотографии Льва Мелихова - портреты деятелей искусств, артистов, музыкантов, - опубликованы более чем в двух сотнях книг и каталогов. Его работы находятся в коллекциях Музея современного искусства (Москва); Нортона Доджа (Музей современного русского искусства, Нью-Йорк); галереи Трайсман (Нью-Йорк); галереи Зандман (Германия); галереи Табакман (Нью-Йорк); компании «МТА» (Россия, г. Сургут); отеля «Кемпинский»; компании «Тунайча» (Сахалин) и многих других, а также в частных собраниях в Германии, Англии, Франции, Новой Зеландии, США.

Портрет как высший пилотаж

Лев Мелихов уверен, что портрет - самый сложный жанр фотографии.

Большая часть его работ - это черно-белые портреты поистине знаковых фигур современности.

С точки зрения Льва, хорошая фотография - это нечто гораздо большее, чем просто красивая и технически правильная картинка.

Егор Гайдар. Фото Льва Мелихова

Каждый его портрет - результат внимательного, искреннего общения с человеком, проникновение в его характер.

Евгений Гор. Фото Льва Мелихова

«Чтобы сделать портрет, - рассказал Лев Мелихов, - надо очень сильно влюбиться в своего героя - на час, на день, на месяц, на всю жизнь. Если ты влюбился, то у тебя есть портрет».

Героев своих фотографий Лев считает и своими учителями.

Лия Ахеджакова. Фото Льва Мелихова

Олег Газманов. Фото Льва Мелихова

Илья Кабаков, Эрик Булатов, Александр Солженицын, Булат Окуджава - работа с каждым внесла свою лепту в становление Мелихова как фотографа.

Андрей Бильжо. Фото Льва Мелихова

Игорь Бутман. Фото Льва Мелихова

«Самым первым и главным» учителем Лев Мелихов считает Леонардо да Винчи: «Он как был для меня иконой, так и остался. Все, что мы сегодня имеем в искусстве, - все от Леонардо да Винчи», - поделился он своими размышлениями.

Владимир Брайнин. Фото Льва Мелихова

Игорь Ф. Скляр. Фото Льва Мелихова

Лев Мелихов родился в Волоколамске. В детстве его отец уехал на родину в Испанию, и Лев остался с матерью один.

Иосиф Бакштейн. Фото Льва Мелихова

После окончания 8 классов классов он уехал в Иркутск. «У меня было тридцать рублей, а билет стоил двадцать два пятьдесят. Через год я приехал в Москву и пришел в мастерскую к Илье Кабакову», - вспоминает Лев.

Сергей Алимов и Владимир Меньшов. Фото Льва Мелихова

Возможно, это было первое важное решение Льва. С этого и началась его творческая деятельность, которая продолжается поныне.

Альберто Сандрети. Фото Льва Мелихова

«Нет ничего сложнее портрета»

Один из принципов Льва - никогда не делать кадровок: «Если я нажал на „гашетку“ - все! Всегда. Я вырос я в то время, когда пленки почти не было. За катушку тогда платили безумные деньги, и каждый кадр был на вес золота», - рассказал гостям Лев. Цветная фотография достаточно редка в творчестве Льва.

Александр Солженицын. Фото Льва Мелихова

Эрик Булатов. Фото Льва Мелихова

Он занялся ею «случайно», будучи на Курилах, на острове Итуруп, потому что черно-белая пленка закончилась, а ему очень хотелось запечатлеть туманы. «Когда вернулся в Москву, посмотрел, что получилось, и при печати довел цвет до абсурда», - вспоминает фотограф.

Ольга Плужникова-Орлова. Фото Льва Мелихова

«Мне просто нравится черно-белая фотография, я люблю ее!», - говорит Лев.

Анатолий Собчак. Фото Льва Мелихова

Борис Березовский. Фото Льва Мелихова

По мнению Льва, портретов, как и фотографий вообще, не может быть много - «невозможно размениваться».

Гарик Сукачев. Фото Льва Мелихова

У него немного учеников, но все они - имеют особенное «видение», благодаря которому можно развить остальные способности человека. Один из учеников Мелихова - Сергей Ястржембский.

Константин Батынков. Фото Льва Мелихова

Валерий Кравчук. Фото Льва Мелихова

Лазарь Гадаев. Фото Льва Мелихова

Фото Льва Мелихова

В этом уроке живописи я буду писать портрет льва акварелью. В отличие от масляной живописи, акварель — это краска, которая любит прозрачность и легкость. В своей практике художника я больше занимаюсь масляной живописью. Однако, те эффекты, которые возможны в акварели периодически побуждают меня возвращаться к этой замечательной технике.

Портрет льва я начинаю с нанесения легкого рисунка. Акварель не любит сильного нажатия на карандаш. Рисунок должен быть чуть заметен, а бумага должна быть чистой. Акварель ляжет прозрачным слоем и всякая замусоленность в рисунке скажется потом на работе негативно. Поэтому акварельная свежесть должна начинаться с рисунка.

В акварельной живописи существуют два основных метода: а-ля прима и работа лессировками. Техника «А-ля прима» означает ведение работы за один сеанс. Т. е. краска укладывается только одним слоем, в один прием, причем зачастую по мокрой бумаге. Такая техника позволяет придать работе свежесть, воздушность и легкость. Эти особенности объясняются вливанием одного цвета в другой, что приводит к эффектным растеканиям красочного слоя и мягким градиентам.

Техника работы лессировками подразумевает нанесение нескольких (или даже множества) красочных слоев. Причем, каждый последущий слой наносится только на хорошо просохший предыдущий. В обоих способах акварельная краска обильно разводится водой, а слои должны быть полупрозрачными. Темные участки живописи при работе лессировками достигаются посредством многочисленности этих полупрозрачных слоев.

В своей работе над портретом льва я сочетаю оба вышеописанных приема — некоторые фрагменты изображения написаны по мокрой бумаге в один прием, а некоторые фрагменты прописаны несколько раз лессировками. В итоге, получилось сочетание мягких растеканий акварельной краски с четкими очертаниями лессировочных слоев.

После написания основных крупных масс, я приступаю к деталям. В первую очередь прописываю в портрете глаза. Глаза животных имеют ряд отличий от глаз людей. Например, белки у глаз животных мало заметны. Помимо передачи таких анатомических особенностей, я еще прилагаю усилия для того, чтобы передать в живописи и прозрачность глаз. Таким образом, портрет льва начинает понемногу «оживать» и приобретать узнаваемые черты.

Далее, я передаю светотень в нижней части морды льва, а именно в области носа, а также верхней и нижней челюстей. Передавать объем в рисунке животных очень важно. Ведь, посредством света и тени мы видим изображение. Большинство начинающих художников сосредоточивается на окрасе животного или его контурах. Но без светотени, как рисунок, так и живопись будут выглядеть плоско или декоративно.

На заключительной стадии, я уточняю светотень лобной области львиной морды, светотень глазных впадин, а также светотень львиной гривы. Цвет теневой части шеи, гривы и спины будет холоднее чем цвет той части, на которую падает свет. Уточнив детали и придав гриве льва «мохнатую» фактуру, портрет льва приобретает законченный вид. Фон и края фигуры я намеренно оставил нетронутыми. В работе использовал ленинградскую акварель и круглые колонковые кисти.

«Как я могу выразить себя в полной мере, делясь с окружающими своей минутой славы?»

«Как я могу преодолеть моё иногда мощное эго и принять эгалитарный дух?»

«Как я могу в одиночку изменить мир?»

Лев всё время ищет варианты выражения себя. Будь то живопись, актёрское мастерство, ухаживания за любимым человеком, или воспитание ребёнка, Лев жаждет найти арену, на которой можно будет излить богатство его духа. Энергия Льва проистекает из защищённой оболочки соседствующего знака Рака, он бурно развивается как личность. Харизматичный и мощный, Лев - тёплый, общительный, гордый и царственный.

Он находится в центре внимания, как и его коллега огненный знак Овен, и хотя он щедр к тем, кого он собирает вокруг себя, Лев является правителем в сердце. Он любит быть в центре чужих орбит, и воспринимает человеческие отношения и обязанности с точки зрения своего личного круга. Лев стремится быть силой природы, но он должен остерегаться быть властным. Лев обладает большим сердцем, ему следует смело развивать высокие идеалы своего характера, как у истинных хороших королей.

Лояльность является большой проблемой для Льва. Его сила фиксируется, его целеустремленность сильна и ему нравится чувствовать себя впереди всех его близких во всём, что он делает. Он может затаить большую обиду на критику, особенно если его ругают за лень. Чтобы быть по-настоящему счастливым, он должен сделать заметное влияния на мир, наблюдать за семенами, что он посадил и пользоваться плодами. Его гордость как у крестьянина, который трудился неуклонно в течение всей весны и лета, и чьи посевы теперь освещают поля с их изобилием и красотой. После напряжённой работы, с его сердцем и его руками, Лев любит хвалиться плодами своего труда.

Льва иногда критикуют застенчивые знаки зодиака за его показушное поведение и грудь колесом. Но с уникальным человеком Лев всегда найдёт о чём поговорить, а вот дураков не переваривает. Как и другие огненные знаки, Лев может стать слишком эгоистичным, и, в конечном итоге, станет лицемерным или самовлюблённым. Лев драматический, порой эксцентричный и счастлив жить по своим собственным правилам. После того как жизнь уже закалила его независимый дух, Лев склонен стать смиренным как кошечка. Здесь из него выходят великие художники, преданные любимые, гордые родители, которые благодарят таинство природы за их высокие достижения.

Лев в бестиарии, градостроительстве, астрологии

Лев - зодиакальный знак. Старофранцузский перевод энциклопедического труда середины XIII в. Бартоломея (Варфоломея) Английского «О свойствах вещей». Рукопись XV века / Français 9140, fol. 166v. Bibliothèque nationale de France.

Астрология: Лев /лат. Leo - пятый знак Зодиака, соответствует второму летнему месяцу. Солнце находится в этом знаке приблизительно с 23 июля по 22 августа, а также имеет здесь свой дом. Согласно известному английскому астрологу Алану Лео /Leo (1860-1917), Лев представляет сердце и указывает на большое самообладание.

Любовная натура людей, управляемых этим знаком, является их слабостью.


2.


Book of hours. Savoie 15th century. Clermont-Ferrand, Bibliothèque municipale, ms. 84, fol. 27r

Они очень легко подпадают под чужое влияние, ибо склонны более повиноваться голосу сердца, нежели рассудку.

3.


Decretum Gratiani with the commentary of Bartolomeo da Brescia, Toulouse ca. 1340-1350. Avignon, Bibliothèque municipale, ms. 659, fol. 2r

Их прекрасную, чувствительную и любящую натуру часто неверно понимают эгоистичные и подлые людишки, ибо Львы живут в идеальном мире, они совестливы и слишком великодушны.

4.


The Breviary of Renaud de Bar. Metz, ca. 1302-1305. Verdun, Bibliothèque municipale, ms. 107, fol. 26r. A lion playing the violin. via

Они жаждут справедливости и гармонии. Они храбры и решительны, хотя часто импульсивны. В благоприятных обстоятельствах обладают огромной силой.

5.


Зодиакальный знак Льва / Matfré Ermengau , Breviari d"amor et Lettre à sa soeur ; Chansonnier occitan , dit [ chansonnier α ]. Auteur: Ermengaud, Matfre. Auteur du texte. 1301-1400. Manuscrit. Langue: Latin. Langue: Provençal ancien: Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 857, fol. 35v.

Лев в Средние века

" В одном письме Кола ди Риенцо, современник Петрарки (1304-1374), пытавшийся возродить в Риме республику, говорит, что «Рим был создан под знаком Льва и сами стены его были построены в форме лежащего льва».

6.


Зодиакальный знак Льва. Около 1480 / Français 9140, fol. 166v. Barthélemy L"Anglais, Livre des propriétés des choses, traduction française de Jean Corbichon. Date d"édition: 1401-1500. Manuscrit. Langue: Français. 405 × 300 mm. Description: Exemplaire avec miniatures, enluminé par Évrard d"Espinques, et aux armes de Jean du Mas, seigneur de l"Isle, conseiller et chambellan du roi, mort en 1495. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Français 9140, fol. 166v. . Весь лист

Далее он поясняет, что лишь излагает традицию, согласно которой древние вообще часто основывали города в честь животных, - это наблюдение не лишено оснований." Задолго до него "богослов Гонорий Августодунский в популярном «Образе мира» пояснял, что Рим похож на льва: царский город — на царя зверей.

7.


Изображение Рима. Так называемая «Эбсторфскаякарта мира». Фрагмент. Эбсторф (?). 1208/1218 гг.(?). Современная копия на пергамене с утерянного оригинала. Кульмбах, Музей Верхнего Майна. Германия . По клику - вся карта

Неважно, что форма города вовсе не напоминала о лежащем льве и что, конечно же, квириты, основывая поселение на высоком берегу Тибра, не помышляли о мировом господстве. "

9.

Геенна ада в виде львиной пасти. Маастрихтский Часослов / Book of Hours, Use of Maastricht ("The Maastricht Hours"). BL, Stowe MS 17, f.138v. 1st quarter of the 14th century.

Лев, символ силы и мужества, в Средневековье мог символизировать как Христа, так " и лукавого: ведь оба сильны. Самсон победил льва, пастух Давид спас от него своих овец, геенну, в которую спустился Христос, изображают в виде страшной львиной пасти, христианских мучеников отдавали на растерзание этим хищникам.

10.

Лев. Портал собора города Альтамура. Апулия. Первая половина XIII в. / Cattedrale di Altamura - portale.

Наконец, когда мы видим гранитного льва, словно раздавленного колонной, на которую опирается т.н. перспективный портал романской церкви или епископская кафедра, мы вряд ли ошибемся и резонно идентифицируем его с силами Зла, побежденными Добром. "

Бестиарий

" Самый могущественный из зверей, способный противостоять любому нападающему.

11.


The Fourth Rider of the Apocalypse. Apocalypse, in German. Thuringia. Ca. 1350-1370. Languages German, Middle High. Parchment. Dimensions: 345 x 255 mm (text space: 255 x 160 mm). BL, Add 15243, fol. 12r Add MS 15243.

Строго говоря, само понятие «звери» первоначально использовалось для обозначения львов, леопардов, тигров, волков, лис, собак.

12.


f.196r. Маастрихтский Часослов / Book of Hours, Use of Maastricht ("The Maastricht Hours"). BL, Stowe MS 17, f.196r. 1st quarter of the 14th century.

Иными словами, тех животных, кто яростно нападает на жертву, используя зубы и когти. Их именуют зверями благодаря неистовству, поэтому часто называют «дикими» (ferns), поскольку от рождения они привыкли к свободе и руководствуются исключительно своими желаниями и потребностями.

13.


Museum Meermanno, MMW, 10 B 25, Folio 1r A lion wearing a crown to indicate it is the king of the beasts. , via

Латинское наименование «лев» (leo) произошло от греческого слова leon, в переводе с латыни «король». Видимо, в нем отразилось древнее представление о том, что лев являлся королем всех животных.

14.


Bartholomeus Anglicus, De proprietatibus rerum (Occitan version). Toulouse ca. 1350. Paris, Bibliothèque Sainte-Geneviève, ms. 1029, fol. 79r

Осознавая свою силу, он усмиряет свирепость по отношению к прочим животным, но, подобно настоящему королю, считает ниже своего достоинства иметь много жен.

Ученые отмечают три главные особенности льва.

15.


"The Rutland Psalter". England, ca. 1260. British Library, Add 62925, fol. 23r

Во-первых, он любит прогуливаться на возвышенностях, например по вершинам гор.

16.


Royal 12 F.XIII, f.3v. Bestiary (ff. 3-141), Lapidary (ff. 141v-149). Origin England, S. E. (possibly Rochester). 2nd quarter of the 13th century. Language Latin and French. Detail of a miniature of a mounted man with horn and pitchfork hunting lion with hounds. The British Library.

В случае преследования охотниками он, почуяв их запах, заметает свой след хвостом, и те не смогут его выследить.

17.


Lambertus de Sancto Audomaro , Liber Floridus. Date d"édition: 1250-1275. Manuscrit. Langue: Latin. Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Latin 8865, f.43r.

Именно таким образом наш Спаситель (то есть Духовный Лев из колена Иудина, древа Ессеева, Возлюбленный Господь, Сын Бога), посланный Отцом, вошел в лоно Девы Марии и своей мученической кончиной искупил грехи человечества.

Не ведая о Его божественной природе, дьявол (извечный враг человечества) дерзнул искушать Его, будто Тот простой человек. Даже ангелы, находившиеся на высоте, не распознав Его след, говорили тем, кто собирался отправиться с Ним, когда Он продвигался к своей награде: «Кто этот Царь Славы?»

18.


Royal 12 F.XIII, f.4. Bestiary (ff. 3-141), Lapidary (ff. 141v-149). Origin England, S. E. (possibly Rochester). 2nd quarter of the 13th century. Language Latin and French. Detail of a miniature of a lion, with a camel and other animals below. The British Library.

Вторая особенность льва, когда он спит: кажется, его глаза открыты. Таким же образом наш Господь, почивая в телесном обличье, был похоронен после распятия, в то время как Его божественная сущность бодрствовала. В Песни песней говорится: «Я сплю, а мое сердце бодрствует» (Песн., 5, 2, 4). Или в Псалтири: «Дремлет и не спит хранящий Израиль» (Пс., 120: 1-8).

19.


Bestiary. Sloane 3544, f. 1. Lion. Origin England. 2nd or 3rd quarter of the 13th century. Language Latin. Script Gothic, written below top line. Dimensions in mm 190 x 135 (145 x 100). Parchment codex. The British Library.

Третья особенность - львица рождает детенышей мертвыми, и они остаются безжизненными в течение трех дней, пока пришедший отец не дыхнет им на морды, после чего они оживают. [∆1] Точно так же поступил и Отец наш всемогущий, воскрешая на третий день из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Процитируем Иакова: «Он уснул как лев и львенком пробудился».

[∆1] - [Э.П. Эванс дает понять, что он оживляет их рыком.]

20.

Bestiary. Bodleian Library, MS. Bodley 602, fol. 001v. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Place of origin: St. Albans (?). Date: 13th century, second quarter. Huntsman chasing lion; lion and lioness with cubs; lions sleeping with eyes open.

По отношению к людям природа львов такова, что они не выходят из себя, пока их не ранят.

Всякому здравомыслящему человеку следует на это обратить внимание. Ведь и люди гневаются, если с ними поступают подобным образом, и травят невиновных, вопреки христианским законам, запрещающим наказывать виновных.

21.


BL Royal 12 F XIII, f. 5v. Lion. Detail of a miniature of three men, with one of them bowing to a lion.

Напротив, и это подтверждается множеством примеров, львы проявляют жалость к падшим, поскольку щадят тех, кто падает ниц [∆2]. Они также позволяют таким пленникам возвращаться обратно в свои стаи. Кроме того, они чаще охотятся на мужчин, чем на женщин, и не убивают детей, за исключением тех случаев, когда действительно голодны.

[∆2] - [Доктор Джонсон поведал интересную историю про одного из предков мисс Трейл, не подозревая, что ее взяли из бестиария. Итак, предком мисс Трейл был сэр Генри Солсбери, носивший на своем щите изображение «баварского льва». Побежденный им в битве противник распростерся перед ним со словами: «Sat est prostrasse leoni» (склоняюсь перед львом). Восхищенный столь тактичным и уместным высказыванием, сэр Генри пощадил своего врага, что говорит о возможном знакомстве обоих сражавшихся. Вероятно, впоследствии сэр Генри так часто повторял эту историю, что она впечатлила его домашних и стала передаваться из поколение в поколение как семейная легенда и дошла до мисс Трейл.]

22.

Bestiary (known as "The Ashmole Bestiary"). Bodleian Library, MS. Ashmole 1511, fol. 010r. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Place of origin: Peterborough (?). Date: 13th century, beginning. Image description: The lion: a) eating ape; b) sparing prostrate; c) afraid of a cock.

Более того, львы избегают переедания, во-первых, потому, что принимают пищу и воду в разные дни. Если усвоение пищи не происходит, они могут обойтись лишний день без еды.
Во-вторых, когда они съедят слишком много, то аккуратно запускают лапу в рот и соответственно вытаскивают мясо. Рассказывают, что, когда им приходится убегать от кого- либо, они осуществляют то же самое действие, если перед этим поели.

Признаком возраста, наступления старости у львов становится недостаток или отсутствие зубов. Львы спариваются сзади, точно так же, как рыси, верблюды, носороги, тигры и гиены. [∆]

[∆] (Сэр Томас Браун пишет в своих «Общественных заблуждениях»: «Мы вовсе не хотели оскорбить сторонников королевской власти в Англии приводимым описанием льва и единорога. В таком положении им было бы трудно совокупиться, ибо, согласно описанию Аристотеля, львы, лисы, рыси и другие животные во время спаривания занимают совершенно противоположное положение, при котором самец залезает на самку.

23.

Bestiary (known as "The Ashmole Bestiary"). Bodleian Library, MS. Ashmole 1511, fol. 010v. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Place of origin: Peterborough (?). Date: 13th century, beginning. Image description: b) lioness with cubs; c) lion and lioness with cubs.

Как правило, такой способ соития не свойствен зайцам, ибо существует множество способов спаривания, отличающихся по формам и различным устройствам. Одни пары делают это сбоку, как черви, другие циркулярно или осложненно, как змеи. Некоторые ничком, то есть контактно, касанием друг друга нижними частями. Обычно подобным образом поступают дикобразы, ежи, а также каракатица и крот.

Иные используют смешанный способ, иначе говоря, самец взбирается на самку или прикладывается к внешним ее частям в области зада, как поступают четвероногие животные. Другие вообще не касаются друг друга, подобно ракообразным животным, лобстерам, креветкам и моллюскам.

Таков постоянный закон соития, они его никогда не нарушают. Только человек, возможно, действует разнообразнее, руководствуясь не особенностями своего вида, а собственным разумением, проходя через аномалии и оставаясь смелым не только в действии, но и в выражении непостоянных способов похоти».)

24.


BL Royal 12 C. xix, f. 6. Decorated initial "B"(estiarum) at the beginning of the Bestiary and lions licking their cubs, Central or northern England, c. 1200-10, 220 x 160 mm.

Говорят, что обычно львица приносит от трех до пяти детенышей.

Небольшие, с курчавыми гривами, львята миролюбивы, подросшие, с прямыми гривами, отличаются свирепым нравом.

25.


Book of hours, Netherlands. 15th century. British Library, Harley 2433, fol. 81r

На настроение малышей указывает их оскаленная морда и бьющий по бокам хвост. Их храбрость коренится внутри, стойкость выражается внешне. Львы боятся резких звуков, например скрипа колес, но более всего огня.

26.


Bestiary. BL Royal 12 F XIII, f. 5. Lion and cubs

Когда львица впервые приносит приплод, он составляет пять детенышей. В последующие годы их количество постепенно уменьшается. Впоследствии она рожает только одного львенка, после чего утрачивает способность к деторождению и навсегда остается бесплодной.

27.

Bestiary. Bodleian Library, MS. Douce 151, fol. 006r. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Date: c. 1300. Image description: Lion, lioness and cubs.

Лев никогда не съест вчерашний обед, скорее останется голодным [∆3].

[∆3] - [Таков королевский нрав особи. Не охотиться на того, кто кажется мертвым. Шекспир. Как вам это понравится].

Какое же животное осмелится заявить о том, что является врагом льву? Ведь его рык сам по себе внушает такой ужас, что многие убегают, едва заслышав его голос, падают оглушенные и побежденные его силой!

28.


Bestiary. Bodleian Library, MS. Douce 151, fol. 006v. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Date: c. 1300. Image description: Lions devouring men. cock.

Известно, что больной лев ищет обезьяну, чтобы ее съесть, надеясь после этого выздороветь.

29.


Bestiary. BL Royal 12 F XIII, f. 5v. Lion. Detail of a miniature of a lion crouched at the foot of a tree, with a rooster sitting on top.

Лев боится петуха, особенно белого.

Хотя лев и король зверей, он боится крошечного жала скорпиона, его может убить и яд змеи.

Нам доводилось читать о маленьких существах, называемых леонтофонтами [∆4], которых люди добывают и сразу же сжигают, чтобы получить пепел, считающийся смертельным ядом для львов. Они посыпают этим пеплом мясо и разбрасывают его на перекрестках и в тех местах, где много львиных следов, чтобы львы сожрали или, по крайней мере, попробовали его. Соответственно, лев инстинктивно преследует этих существ с ненавистью, при первой же возможности разрывая их, пользуясь своей силой и мощью своих лап.

[∆4] - [Альдрованд заявляет, что никто не смог привести точного описания этих животных, так чтобы охарактеризовать, он же предлагает отнести их к насекомым или растениям. Встречается растение, именуемое пасленом, оно также известно как арника, связывается с леопардом. Одуванчик (dent de lion, зуб льва) относится к роду Leontodon.] "

30.

Bestiary. Bodleian Library, MS. Bodley 764, fol. 002r. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Date: 13th century, second quarter. Lion: (a) Sick lion devouring monkey as cure. (b) Lion refrains from eating 3 prostrate men. (c) Lion afraid of cock.

В бестиариях часто бывал изображен лев, удовлетворяющий разные свои привычки. Например: " Во-первых, поедающий обезьяну с целью излечения от болезни. Во-вторых, восстанавливающий свои силы. В-третьих, испытывающий ужас при виде белого петуха. В-четвертых, на горе, размахивая хвостом. В-пятых, спящая с открытыми глазами львица с тремя нерожденными детенышами. В-шестых, дышащий на детенышей. "

Цитируемые книги :
А. Ю. Саплин. Астрологический энциклопедический словарь. - Москва: Внешсигма, 1994. С. 250.
Воскобойников Олег Сергеевич. Тысячелетнее царство (300-1300). Очерк христианской культуры Запада . 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
Теренс Хэнбери Уайт. Средневековый бестиарий. Что думали наши предки об окружающем их мире / Перевод с англ. С. Федорова. - Москва, Центрполиграф, 2013. С.13-17.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.