Какая раньше была вера. Какая религия самая древняя в мире

В настоящее время во всем мире насчитывается около двадцати тысяч различных религиозных течений и вероисповеданий. А ученые уже давно ведут споры о том, какая религия древнее. Современное религиоведение выделят такие типы религий: национальные, мировые и племенные. Известно, что самые популярные религии во всем мире – это ислам, христианство и буддизм. И среди них самая древняя религия – это, несомненно, буддизм. Однако если взять за основу национальные религии, то здесь считается, что самой древнейшей будет индуизм, который своими истоками упирается в ведическую культуру.

Основные положения буддизма

Возникло это религиозное течение в VI веке до нашей эры в Индии. Ее основоположником считается принц Сиддхартха Гаутама, который впоследствии прозвал себя Буддой, что означает «просветленный, пробужденный». По преданию принц жил в роскоши, а все плохое было скрыто от его глаз собственным отцом. Так принц прожил свою жизнь до 29-ти лет – он вырос, женился на любимой девушке и сам стал отцом сына. Но произошли четыре встречи, которые и повлияли на выбор Гаутамы стать отшельником. На его пути встретились дряхлый старик, человек с проказой, похоронная процессия и совершенно нищий человек, ничего не требующий от жизни. В 35 лет принц после своих скитаний стал Буддой, придумал свое религиозное учение, которому посвятил сорок пять лет.


Основные постулаты этого религиозного учения заключаются в следующем:

1) Жизнь – это страдание, а виной в этом – человеческие желания. Чтобы не страдать, нужно быть отрешенным от различных мирских желаний. Следуя по пути спасения, который предлагается Буддой, этого достичь легко.

2) Также отказаться от земных пристрастий поможет стремление к нирване (покою, бесстрастию). Достичь ее помогут медитации и постоянный самоконтроль.

3) Умирая, любое существо на земле перерождается в новом виде. То, кем будет возрожденный, зависит от его личного поведения в прошлой жизни. Влияет на это и то, как себя вели «предшественники».

4) Здесь нет идеи Бога, который является всемогущим творцом мира и управляет им. Суть буддизма сводится к тому, чтобы люди постоянно находились в поиске внутренней свободы, полностью освобождаясь от оков, присутствующих в жизни.


Эта самая древняя религия среди всех мировых насчитывает не менее 800000000 последователей и широко распространена в центральной, юго-восточной и восточной части Азии, а еще на Дальнем Востоке.

Основные положения индуизма

Индуизм является самой большой национальной религией в мире. Ее проповедуют более 1000000000 человек, из них 950000000 являются жителями Индии и Непала. Если учитывать, что свои истоки индуизм берет в ведической религии, которая датируется XVI-VII веками до нашей эры, то можно сказать, что она действительно самая древнейшая из известных сегодня религий. Однако индуизм в настоящем его проявлении появился в III-II веках до нашей эры.


В данной религии охватываются многие обряды и верования. Можно назвать уникальной терпимость, с которой последователи индуизма относятся к разнообразию религиозных учений. В отличие от других религий эта не имеет единого создателя, каких-либо церковных иерархий и является всецело децентрализованной. Индуистам присуще верить в две группы существ, которые являются сверхъестественными, – богов, управляющих миром, и демонов, число которых исчисляется миллионами. В общем, индуизм представляет собой большое разнообразие религиозных течений, традиций, систем, верований, которые основываются на различных постулатах, взятых у различных народов.

Нерешаемый вопрос? В принципе. Известны несколько признаваемых наиболее древних религий.
Одной из таковых является религия шумеров. У них был очень сложный пантеон богов. Человек должен был подчинять свою жизнь служению этим богам. Посредниками между людьми и семью главными богами были боги, которых называли ануннаками.
На древнейших рисунках людей в пещерах отражены явно религиозные сюжеты.
Я думаю, что как только у человека "возник" разум, так и возникла соответствующая и подходящая религия. Человек разумный и вера в богов или Бога - понятия неразделимые.
Одной из самых старейших религией из ныне известных признаётся зороастризм.
Точная датировка этого религиозного учения, зародившегося на территории, которую сейчас занимает Иран, отсутствует. Специалисты сходятся во мнении, что основы зороастризма возникли в шестом тысячелетие до нашей эры. То есть возраст зороастризма превышает 7 тысяч лет.
Первые письменные памятники данной религии появились на ныне мертвом языке. "Авеста" - собрание текстов зороастрийцев - старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом языке, называемом в иранистике "авестийским".
Главное место в зороастризме занимает божество Ахура Мазду - безначальный творец всего сущего, отец всех законов мироздания и лидер стороны Добра в борьбе со Злом, которое происходит в мире без его дозволения. Его единственным пророком среди людей был Заратустра, который, согласно учению, передал людям правду о божьем откровении и открыл глаза на дурные обычаи: кровавые набеги на соседние племена, мародерство, учения жрецов, поощряющие насилие.
Немецкий писатель-философ Фридрих Ницше сделал себе имя на произведение "Так говорил Заратустра".
В книге представляется жизнь и судьба, учение и мысли бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры).
Одной из главных, определяющих идей романа является мысль о том, что человек - это промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека (нем. bermensch): "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной".
В книге раскрываются представления самого Ницше относительно того, какое место занимает человек в окружающей его среде, как человек понимает свою жизнь, как путешествует, как познает себя и мир. В произведении уделяется большое внимание общению человека с природой, с самим собой, и с окружающими людьми. Проводится мысль о необходимости каждого человека идти своим путём.
Это, к слову.
На всех континентах и во всех местах Земли были созданы свои религиозные учения. И все имеют как различия, так и общее. Складывается впечатление, что все эти учения произошли из одного. И специфика каждого обуславливается конкретными обстоятельствами и людьми, писавшими эти учения. "Всё произошло из одного..."
Думаю, что это отражение единства бытия и познания ("Единство бытия и познания. Часть 1" ). Или, как говорил Гермес Трисмегист: "То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу..."
Будда не был буддистом.
Лао Цзы не был даосистом.
Конфуций не был конфуцианцем.
Моисей не был иудаистом.
Христос не был христианином.
Мухаммед не был мусульманином. Маркс не был марксистом...
Это всё потом выдумали хитромудрые последователи.
Не всегда, правда, достаточно мудрые.

Рецензии

Уважаемый Александр, при всём уважении к религии Зороастризм и к бродячему философу, взявшему себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры) есть ещё одна древняя религия, это русское язычество с пантеоном Богов - Род, Световит, Перун, Сварог... Вообще славяско 0 арийское летоисчисление насчитывает 7519 год от сотворения мира. А некоторые сайты славянского язычества вообще насчитывают 32.515 год... Не будем сейчас обсуждать истинность такого понимания летоисчисления, но даже такие сроки о многом говорят... На пример счёт лет - времени важен не только для земледелия, но и для отправления религиозных обрядов Богам, если как вы предположили, что с появлением разума у человека появляется необходимость веры -необходимость обращения к Богам.
И ещё один довод вторичности Зороастризма... Само имя Зороастра в русском чувственном понимании звучания есть отражение имени Световит, Свет есть Зоро - Заоа - Заря, а остаток слова Вит есть понимание светила Астра - Тустра, Он светит как Астра - Звезда, Он есть Свет светила - Тустра...
И вы правы, уважаемый Александр, все современные религии когда то вышли из одной - из русского язычества... Только один пример, в христианстве есть понимание о Боге Святом Духе, что лица Бога никто не может увидеть, настолько лицо Бога светоносно - лучезарно. Но в физическом мире есть аналог светоносности Лица Бога, что человек может видеть и не может разглядеть, настолько видимый объект лучезарен, это диск нашего Солнца, как аналог языческого Бога Ярила.
С уважением к вам, ишо тот знай, Толька ветер.

А также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

Буддизм

— наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей . Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти . В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание , причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается , но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване , т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство

Возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как , обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

  • Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
  • Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
  • Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
  • Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
  • Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым . Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

И признают семь христианских таинств : крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам

Возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек .

Основатель ислама — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат - свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

  • произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
  • совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
  • соблюдение поста в месяц рамадан;
  • раздача милостыни бедным;
  • совершение паломничества в Мекку (хадж).

Как появилась религия?

Как, когда, а главное почему (зачем) появилась религия? Это довольно сложные вопросы, вызывающие немало дискуссий. На эти вопросы можно дать два взаимоисключающих ответа.

  • 1. Религия возникла вместе с человеком. В этом случае человек (что согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате акта творения. Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не возникло бы и понятие о нем в человеческом сознании. Таким образом, вопрос о возникновении религии снимается: она существует исконно.
  • 2. Религия - продукт человеческого сознания, т. е. человек сам создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов - древних людей, живших 80-50 тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик-Коба и Тешик-Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик-Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили, что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного века (40-10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения - это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал бессилие и страх. Бессилие первобытного человека - вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным - гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия не могла возникнуть прежде, чем сознание человека не достигло определенного уровня развития.

В религиоведении принято выделять социальные, социокультурные, антропологические, психологические и гносеологическиедетерминанты. Их обычно называют "корнями религий". Они представляют собой комплекс факторов, создающих необходимость и возможность появления и существования религий.

Определяющим, в конечном счете, являются материальные отношения, но их влияние опосредовано, непосредственно же на религию оказывают влияние политика, государство, мораль, философия, наука. Основу религии составляет совокупность общественных отношений, продуцирующих объективное бессилие людей перед внешними обстоятельствами.

Антропологические корни охватывают те стороны жизни человека как индивида и как "совокупного человека", в которых обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования - болезнь, мутация, смерть, угроза перерождения и исчезновения человечества и прочее.

Психологические предпосылки религии существуют в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость бытия людей.

Наконец, религия имеют гносеологическую почву -- познавательную деятельность человека. Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию, от менее полного знания к более полному, движение через относительные истины к истине абсолютной, объективной. Однако на каждом этапе есть непознанные сферы действительности (существует "тайное"). Добытые знания относительны, отражение не может быть полным и адекватным. Знания, полученные об объектах на определенном этапе их развития, со временем устаревают.

Процесс познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной информации, но в исторически развивающемся познании истинные знания соединены с заблуждениями.

Существуют противоречия между характером человеческого познания, которое по своей природе и возможностям неограниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но существует только как индивидуальное познание миллиардов людей. Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей.

Благоприятную гносеологическую почву религии создает отделение друг от друга чувственной и рациональной ступени познания и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувственного познания -- ощущения, восприятия, представления, так и на уровне абстрактного мышления -- понятия, суждения, умозаключения.

Для общества, взятого в целом, религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей на почве общих верований, придающих высший смысл их деятельности" утешающих их в случае разочарования и тем самым препятствующих хаотизации общественной жизни.

В социальном плане религия реализуется как особый социальный институт -- церковь, служители которой выступают своеобразными "посредниками" между Богом и людьми. Конечно, не все философы и социологи положительно оценивали роль религии в человеческой культуре. Известно отношение К. Маркса к религии как к искаженной форме сознания, способствующей эксплуатации народных масс, "опиуму для народа". Отрицательно относился к религии и З. Фрейд, рассматривая ее как своеобразную болезнь общества, как форму наркотического опьянения.

Характеризуя возникновение религии, необходимо указать на предпосылки ее возникновения и ранние формы ее существования.

Анимизм -- это система взглядов, основанная на персонификации природных явлений, антропоморфном наделении их свойствами и способностями человека.

Вера в самостоятельную жизнь освободившейся от телесной оболочки души порождает веру в возможность контакта с умершими душами. В основе этого лежит особенность первобытного мышления, связанная с неразличимостью объективного, того, что находится вне человека, и субъективного, того, что является продуктом его разума. Так, например, образы, видимые человеком во сне, воспринимались столь же реально, как и окружающий его мир, и то и другое было объективно значимо. Поэтому общение во сне с умершими или отсутствующими людьми воспринималось так же, как встреча с живыми, что закрепилось в особых ритуалах и обрядах.

В то же время боязнь явления умерших душ порождает целую систему предохранительных обрядов, цель которых -- не позволить им являться в виде призраков. Это можно наблюдать в обряде похорон (особый порядок выноса тела из дома, положение тела при захоронении, сам факт обязательного захоронения, поминальные обряды и т. д.).

Привидения являются живым людям в виде призраков, то есть бесплотных теней. Особенно часто и непрошено являются призраки тех душ, тела которых не были погребены согласно обычаю, а также души самоубийц или насильно убитых. Признаки анимизма в той или иной форме присутствуют во всех религиях.

Тотемизм -- система первобытных представлений, основанная на вере в сверхъестественное родство между группой людей (родом) и тотемами, которыми могут выступать виды животных и растений, реже -- явления природы и неодушевленные предметы. Кроме общеродового тотема у первобытных людей, и, прежде всего у вождей и колдунов, были тотемы индивидуальные. Тотемистические представления лежат в основе всех мифов, волшебных сказок и входят в качестве особых ритуальных предметов в развитые религии.

Фетишизм -- вера в сверхъестественные свойства особых предметов (фетишей), в качестве которых могло выступать что угодно -- от камня необычной формы, куска дерева или части животного до изображения в виде статуэтки (идолы). С. Л. Токарев отмечает, что фетишизм, по-видимому, возникает как форма "индивидуализации религии" и связан с распадом старых родовых связей. "Отдельная личность, чувствуя себя недостаточно защищенной родовым коллективом и его покровителями, ищет для себя опоры в мире таинственных сил".

Фетиши развиваются в систему талисманов, в качестве которых выступают статуэтки богов, которые помещались в жилище, или амулетов -- предметов для ношения на теле с различными заклинаниями, которые также выполняли защитные функции. Следовательно, люди искали защиты и находили её в религии (на данном этапе - в первобытных верованиях).

Наделение талисмана волшебными излечивающими функциями связано с первобытными представлениями о том, что в ряде предметов может воплощаться дух болезни. Люди носят талисманы, веря в их таинственную силу. Постепенно это приобретает характер традиции, когда изначальное значение талисмана забывается, и он превращается в предмет украшения.

Магия -- первобытные представления о возможности сверхъестественного воздействия злых или добрых сил на других людей, домашний скот, жилище и т. д. В основе веры в магические силы и средства лежит способность человеческого сознания к ассоциациям, которая позволяет соединять в мышлении вещи, несоединимые в реальности. В результате создается система связей, вымышленных закономерностей, благодаря которым можно воздействовать на мир. Субъективные переживания и базирующаяся на них вера в существование злых и добрых духов были для человека столь же реальны, как и его окружающий мир. И так же как человек строил свои взаимоотношения с реальным миром, он пытался их построить и с миром духов.

Магическое знание носит неявный, тайный характер. Результат магических действий не мог носить общезначимого характера, он был всегда индивидуален, и выполняли магическое действие лишь посвященные в это люди. Поэтому эффективность магических действий и заклинаний определялась лишь по результату, то есть, задним числом, а в случае негативного результата всегда можно было сослаться на невыполнение каких-то магических действий или просто более сильное противодействие других духов.

Магия как средство практического воздействия на мир связана с конкретными формами жизнедеятельности людей. Можно выделить хозяйственную, лечебную (белая), вредоносную (черная) магию. (Люди отличали добро от зла, положительное от отрицательного и пытались закрепить эти отличия посредством религии).

Несмотря на то, что целый ряд религий не одобряет магию и колдовство, в снятом виде элементы магических действий и обрядов присутствуют во всех религиях.

Всякая религия складывается из трех основных элементов: мировоззрения, жизненных нормативов и мистического чувства, которое находит внешнее выражение в культе.

Разумеется, слово "культ" мы здесь должны понимать очень широко. Даже в тех религиях, где внешние их выражения сведены к минимуму, все же какой-то "культ" существует. Человеку свойственно связывать свои внутренние переживания с какими-то действиями, во что-то их "облекать". Отсюда и слово "обряд" (от "облечь", "обрядить"). В общении между собой люди никогда не могут избежать хотя бы самой простой формы обряда.

У большинства же "диких" народов мы застаем следующую стадию развития -- шаманизм. Здесь на первое место выступают избранники, те, кто пытается проложить путь к сверхчеловеческим силам.

Экстатические состояния транса делают шамана медиумом и ясновидцем, соплеменники прибегают к нему для разрешения различных житейских вопросов. Он безошибочно указывает, где найти в тайге пропавшего оленя, куда нужно отправиться, чтобы иметь успех в охоте.

Шаманизм -- не простое суеверие, а одна из древних попыток человека прорваться к потерянному Эдему. Но чаще всего эти попытки приводили его на скользкий путь оккультизма, и, стремясь овладеть миром наших духов, он сам оказывался в их власти.

Общим в первобытных религиозных представлениях многих народов является представление о трех космических областях и Мировом Столпе. Так, в шаманизме представлены три этажа вселенной - Небо, Земля и Ад, которые одинаково доступны шаманам. Все три уровня соединены одной осью. сверхъестественный жертвоприношение моление космогонический

Через отверстие, пронзающее каждую сферу в месте, где проходит ось, душа шамана, может путешествовать, проникая на любой уровень.

Отражением этих космологических построений является атрибутика жилища и вообще быта народов, исповедывающих шаманизм (столб посреди жилища является символом Мирового Столпа). Средством сообщения сфер Неба и Земли у некоторых народов служит Мировая Гора. Так, гора Табор в Палестине называлась "таббур эреш", что означает "пуп земли". На Мировую гору взбирается шаман во время инициационной болезни, а позже он посещает ее во время своих экстатических путешествий.

Язычество, мифология (религиозные верования) - часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий.

В древнем мире наука только-только начала зарождаться. Именно поэтому такое влияние получили религии. Ведь они просто и доходчиво объясняли все сущее на Земле, пусть и приписывая это сверхъестественным силам. В результате в древности существовало немало систем верований. Большинство из них исчезло, будучи погребенными песками, временем. Множество богов прошлого забылись.

А ведь многие религии древности были основаны задолго до того, как появилось большинство современных основных верований (христианство , ислам , индуизм). И хотя о том, во что верили наши далекие предки, вспоминают все реже и реже, находятся энтузиасты, которые возрождают былые практики. О самых необычных религиях прошлого, позабытых сегодня, мы и поговорим. Многие из них существовали долгие века и даже тысячелетия.

Финское язычество. У этой политеистической религии нет своего четкого определения. Такая форма язычества была распространена на территории современной Финляндии до тех пор, пока сюда не пришло христианство. Религия эволюционировала от шаманизма и включает в себя несколько особенностей. Так, например, тут особенное внимание уделяется почитанию предков, как и в родственных религиях. Финны считали, что слово имеет очень сильное значение и силу. По их мнению, душа присутствовала не только у живых объектов, но и у неживых. Финские язычники тесно общались с миром природы, они считали, что весь мир создан из яйца утки-нырка. А главным богом у них был Укко, бог громовержец, ездящий по небу на колеснице и мечущий молнии. Его праздник отмечался 4 апреля, и это была одна из самых важных дат в календаре. Укко имел несколько общих черт со скандинавским богом Тором. Это и волшебный молот, и гроза, которая появляется, если Укко спит со своей женой Аккой. У такого мужественного бога его священное животное выглядит довольно странно - это божья коровка, известная, как корова Укко.

Ханаанская религия. Эта позабытая ныне страна являлась прообразом Финикии и лежала между Евфратом и Иорданом до Средиземного моря. Тысячи лет единственным доказательством существования древнего народа являлись выдержки из Торы и Библии. Ханаанцы там предстают постоянными соперниками израильтян. Но с 1927 по 1937 году на северном побережье Сирии было обнаружено несколько ханаанских табличек. Из них и стало известно о древней религии. Это была политеистическая религия, в которой выделялись такие персонажи, как верховный бог Эл, его сын Баал, бог грома и дождя. Одной из самых популярных легенд была история о борьбе Баала и Мота, бога смерти. Тот одолел Баала, в результате чего разразилась невиданная засуха. Тогда все другие боги, во главе с Элом, объединились, чтобы освободить Баала. Войну закончила девственница Анат, богиня-воительница. Она проникла в подземный мир, убила Мота и освободила Баала. Вообще, в ханаанской религии божества постоянно воевали друг с другом и совокуплялись. В дела людей они вмешивались просто ради своей прихоти, не задумываясь о причиненных человеку страданиях. Под влиянием соседних народов и завоеваний израильтян ханаанская религия постепенно размылась и исчезла.

Атонизм. Эту религию ввел фараон Египта Эхнатон, известный так же, как Аменхотеп IV. Атонизм был монотеистической религией, которая была официально провозглашена официальной. Фараон устроил в стране настоящую культурную и религиозную революцию, правда, после его смерти старые верования были возвращены. Эхнатон утверждал, что только он мог говорить с богом Атоном. Такой ограничительный характер религии привел к тому, что большинство простых египтян сохранили свои прежние верования. Это помогло атонизму быстро угаснуть после смерти своего главного проповедника. Таблички о существовании такой необычной древней религии были найдены только в начале XX века. В них рассказывалось, что Эхнатон все больше и больше погружался в атонизм, особенно это стало явно после смерти его любимой жены, Нефертити. Фараон являлся отцом Тутанхамона, которого в детстве под давлением священников даже назвали Тутанхатон в честь бога Атона. Во времена правления Эхнатона было создано несколько религиозных гимнов, один из которых схож со знаменитым Псалмом 104.

Минойская религия. Эта религия зародилась у одноименной цивилизации, существовавшей на острове Крит. Здесь отмечается сильный контакт с природой, тому свидетельство хотя бы маски с рогами быка, найденные в ходе раскопок. Существует много доказательство того, что существовали даже конкурсы, наподобие современного родео. Жители Крита гонялись за быком и пытались оседлать его. Как и для многих других религий, не осталось единого основного источника об этом веровании. Большая часть информации, полученной нами - наскальные рисунки, да разные археологические находки с острова. Главным же минойским божеством была женщина - богиня природы. Это делает верование одним из немногих матриархальных. В минойской религии были и мужские божества, но они были менее значимыми или вообще богами не являлись. Важную часть в обрядах играли не только быки, но и змеи, а также двусторонний топор. При недавних раскопках появились свидетельства наличия в культуре даже человеческих жертвоприношений. Вполне возможно, что так появился миф о Тесее и Минотавре.

Митраизм. Эта религия имела персидские корни и появилась в Европе благодаря завоеваниям Александра Македонского. Культ Митры был очень популярным среди римских солдат. Особенно он распространился в пограничных провинциях. Митраизм превратился в древнеримскую тайное верование, своеобразную секту. В том виде, как знали его римляне, Митра был персидским богом солнца, небесного света и справедливости. Солдаты считали, что он приносит им удачу. О митраизме осталось мало информации. Практически нет никаких следов единой священной книги, да и существовала ли она когда либо? Почти все, что мы знаем о митраизме, было найдено на руинах древних храмов. Они располагались под землей, и последователи религии предпочитали строить новые, когда старые храмы изнашивались. Деталь, которая отличает римское поклонение Митре от персидского - убийство быка, что внесло свою путаницу в археологический мир. В древнеиранской мифологии не существовало такого мифа. Одним из самых важных дат в календаре верующих являлось 25 декабря, день рождения Митры. Из-за этого, а также некоторых других деталей, считается, что христианство является наследником митраизма, переняв его черты. Но доказать это очень трудно.

Манихейство. Эта религия была основана в третьем веке нашей эры одним персом по имени Мани. Изначально верования рассматривались, как еретическая христианская секта. Но со временем манихейство заслужило статус самостоятельной религии. Основатель утверждал, что в ней соединились черты всех ведущих религий того времени - христианства, буддизма и зороастризма. На самом бы деле многие апокрифические христианские писания были бы потеряны, если бы не манихейцы. Основное внимание уделялось разнице между злом и добром, путем же к спасению виделось знание. Самые рьяные приверженцы были известны, как «избранные» или «отличительные», напоминая буддистских монахов, только были странствующими. Среди последователей было немало великих миссионеров, которые распространяли учение Мани по всему миру. Свою популярность религия потеряла уже в Средневековье. Причиной тому стали постоянные преследования со стороны китайского правительства, древнеримского правительства и католической церкви. Наибольший миф о манихействе заключается в существовании истории о сражении мира Света и Тьмы, двух отдельных царств. Говорилось, что Адам и Ева были созданы злыми существами, а вот Иисус и Мани являлись олицетворением добра. Эти святые люди призваны были помочь человечеству проявить его настоящую духовность. И хотя многие работы Мани считались безвозвратно потерянными, недавно были найдены их части, что и позволило больше узнать о древней религии.

Тенгрианство. Эта религия является одной из самых древних в мире. Говорят, что она появилась примерно в бронзовом веке, еще между 3600 и 1200 годами до н.э. Придумали такую систему верования в Горной Алтае в Центральной Азии. Эта монотеистическая религия, сильно ориентированная на поклонение предкам. В тенгрианстве не было единой священной книги, как в других религиях. Большая часть ранних верований уже выпали из нашей системы знаний. Считается, что многие гунны Северного Кавказа тоже, возможно, поклонялись богу Тенгри, в жертву которому приносили лошадей. Как и в случае со многими языческими религиями, тенгрианство имеет немало общего с христианскими традициями. Например, самый важный праздник, Богоявление, отмечался 23 декабря. Основная часть этой традиции восходит к V веку н.э. и включает в себя привнесение в дом «рождественского» дерева и украшение его. И хотя в эпоху монгольского владычества тенгрианство не обрело популярности, оно практикуется и сегодня. Некоторые политики в Кыргызстане даже призывают сделать это верование государственной религией.

Ашуризм. Такая религия стала национальным культом ассирийского народа. Ашуризм был практически идентичен более старшей вавилонской религии, с одним лишь отличием. Тут поклонялись не Мардуку, как верховному божеству. Ассирийцы на эту роль выбрали Ашур. В этой политеистической религии были тысячи божеств, но самыми главными были всего 20, среди которых и Иштар, и Мардук. Ввиду схожести с вавилонской религией тут было немало общих историй с иудаизмом и христианством, например, мифы о всемирном потопе или вавилонской башне. Именно отсюда пошла апокрифическая история о женщине-демоне Лилит, ставшей первой женой Адама. Самой почитаемой датой в ашуризме был фестиваль Нового года, Акиту. Он длился целых 11 дней, во время которых особые почести воздавали верховному божеству. А появилась такая религия примерно за 1800 лет до рождения Христа и просуществовала она до пятого века. Ассирия пала, как и ее религия. Правда, вполне вероятно, тайком ашуризм еще некоторое время исповедовали.

Ведизм. Древние индоарийцы исповедовали ведизм. Такая религия была популярной на протяжении почти двух тысяч лет, с 1500 г. до н.э. по 500 г. н.э. Можно считать, что именно ведизм и стал основой для появления современной индуистской веры. Ведь и там, и там используются одни и те же священные тексты, четыре Веды. Правда, есть и свои отличия. Ведизм предусматривал многобожие в природе, эти существа делились на две категории: богов природы, дэвов, и асуров. Богов нравственных понятий. Для последователей ведизма была очень важны устные гимны, в обрядах важную роль играли священники. Они рассказывали верующим, как можно улучшить свою жизнь, угождая богам. Ведизм практиковал жертвоприношения животных, но это была все же редкая практика. Куда чаше богам дарили молоко и зерно. Верховным богом в ведизме был Индра. Одним из самых известных мифов является история о его борьбе с детьми демоницы Дити. После того, как Индра убил почти всех ее детей, та призвала магию, чтобы ее еще не рожденный сын стал более мощным, чем сам верховный бог. Когда же Индра узнал об этом, он кинул молнию во чрев демоницы, разрушив его. Будущий ребенок превратился в 40 маленьких демонов.

Религия ольмеков. Этот народ проживал на территории Центральной Америки, и его религия просуществовала с 1400 года до н.э. до 400 года н.э. Причина исчезновения ольмеков так и осталась неизвестной. Наиболее популярная версия - вулканическая деятельности или другие изменения окружающей среды. Нет даже прямых доказательств существования у ольмеков. Археологи просто сравнивают найденные артефакты с теми, что присутствовали в религии у ацтеков и майя, выискивая сходство. Считается, что верования ольмеков были тесно связанными с шаманизмом, самым же популярным богом там был бог дождя и плодородия. Его олицетворял ягуар. Правда, есть мнение, что главного божества у ольмеков не было вовсе, его роль выполняли восемь отдельных и не менее важных богов. Считается, что религия сопровождалась различными жертвоприношениями, в том числе кровавыми. Богов изображали нефритовые фигурки, а также маски в ходе ритуальных танцев. Священники ольмеков пользовались галлюциногенными наркотиками, которые помогали им общаться с духами. Сегодня археологи узнали только о десяти божествах этого народа. Благодаря своему раннему происхождению эта религия считается матерью более поздних мезоамериканских религий, что определяется рядом общих элементов.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.