Кары египетские. Казни египетские

Так называемый исход евреев из Египта описан во «Второй книге Моисеевой». Там сказано, что однажды группа еврейских кочевников — около 70 человек — бедствуя по случаю затяжной засухи, обратилась к египетскому фараону с просьбой разрешить их скоту пастись в дельте Нила на лугах земли Гесем.

Гостеприимный фараон пустил их на свои земли, причем из вежливости даже не стал оговаривать срок пребывания «гостей». Дескать, живите сколько хотите. Пришлые кочевники воспользовались этим приглашением, так сказать, на полную катушку. Они оставались на земле египетской на протяжении 430 лет.

Но все когда-нибудь кончается. Кончилось и терпение фараонское. Очередной правитель Египта, опасаясь как бы «гости» не ударили ему в спину в случае нападения внешних врагов, стал их притеснять.

Евреи поняли, что им пора уходить. Однако фараон и этому воспротивился — ему вовсе не улыбалось, чтобы люди, хорошо знакомые с порядками египетского государства, выйдя из него, потом объединились с противниками фараона и вернулись вновь уже завоевателями.

Тяжба потребовала немало времени и сил, пока, наконец, фараон, устрашенный десятью казнями египетскими, не согласился отпустить евреев и их вождя Моисея на все четыре стороны.

Но потом «ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского, и он погнался за сынами Израилевыми»...

А поскольку, как сказано в той же Библии, в данном случае Всевышнему было важно доказать свое превосходство над всеми, он тут же переметнулся на другую сторону и решил, что «Я... покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают египтяне, что Я — Господь».

В итоге были продемонстрированы чудеса ирригации. Сначала море расступилось и пропустило народ израилев, а потом сомкнулсь вновь и «покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова... и не осталось ни одного из них».

Казалось бы, чудо из чудес, однако нынешние исследователи полагают, что при некоторых метеоусловиях сильный ветер мог отогнать воду на некоторое время от побережья. Но стоило ветру стихнуть, как море снова вернулось в исконные границы.

А потому уж не вызывает удивления факт, что историкам удалось вычислить почти точную дату, когда произошел исход. Случилось это в 538 г. до н.э., когда персидский царь Кир разрешил евреям, угнанным в 587 г. до н.э. в вавилонский плен ассирийским царем Навуходоносором, вернуться к себе на родину — в Палестину.

Но если это так, наверное, должна найти рациональное объяснение и загадка десяти смертных грехов... Эпидемиологи из университета штата Коннектикут (США) убеждены, что им удалось объяснить все 10 казней египетских без всякой мистики.

В библейской книге «Исход» события изложены точно и последовательно, считают ученые. Надо только их правильно интерпретировать. Моисей и Аарон просят отпустить их народ. Но фараон и слышать об этом не хочет.

Тогда Аарон поднимает жезл и ударяет им по воде речной. И вода в реке превращается в кровь. «И рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь на всей земле Египетской».

Такова была первая казнь. Но на фараона она не произвела впечатления, и он не внемлет просьбам израильтян. И тогда Бог насылает на египтян вторую казнь — вся река воскишела жабами, которые стали входить и в дома, и в постели, и в печи, и в квашню.

Обе казни связаны друг с другом, полагают исследователи, вторая вытекает из первой. И обе легко объясняются естественными причинами. Кровавая вода в реке — это всем известные микроводоросли, действительно опасные для всего живого. Они высасывают из воды кислород и выделяют яд, который убивает все живое.

Рыбам деться было некуда, они погибли и засмердели. Земноводные, в том числе лягушки и жабы, вылезли из реки и распространились по окрестностям в поисках другой воды, поскольку без нее им тоже была погибель. Вот и лезли куда попало, в том числе и в квашню.

Увидев все это, перепуганный фараон повелел Аарону удалить жаб. Тогда он, дескать, отпустит народ израильский. Аарон простер свой жезл, жабы вымерли. Но фараон не выполнил обещания.

Тогда господь наслал на людей и скотов мириады мошек. «Этого и следовало ожидать, — говорят исследователи. — Мошки размножились среди разлагающихся жабьих останков...»

Причем в Библии есть одна деталь, по которой можно точно определить, что это были за мошки. Когда Аарон ударил жезлом в твердь земную, пыль превратилась в мошек.

«Нет никакого сомнения, — полагает профессор М. Мар, — что речь тут идет о мошках вида куликоидов. Это необычайно злые маленькие комарики, откладывающие яйца в пыли. А их личинки питаются минеральными останками разлагающихся организмов.

Такого же происхождения были и другие насекомые, которые в Библии называются песьими мухами. То была четвертая казнь, а за нею, поскольку фараон все упирался, последовала пятая — моровая язва погубила весь скот.

Доктор Мар перерыл все справочники в поисках болезни, которая бы разносилась комариками вида куликоидов. И нашел их даже две — африканскую лошадиную болезнь и «синий язык» — тяжелое вирусное заболевание, поражающее кровеносную систему у овец и крупного рогатого скота.

От этих болезней и погиб египетский скот. Израильский же уцелел, но не потому, что так захотел Господь, а просто он пасся в другом месте, и инфекция не передалась ему. Земля Гессем находилась в 150 км от земель фараона, и комарики на своих крошечных крыльях просто не смогли одолеть такое расстояние.

Поскольку фараон продолжал упрямиться, на его государство напала шестая казнь, представлявшая собой воспаление с нарывами, поразившее оставшийся скот, а потом перекинувшаяся и на людей.

«То был всем известный сап, — полагают исследователи. — Эту инфекционную болезнь можно заполучить и от мух, переносчиков микробов, и от грязной воды или пищи. Впервые сап описан Аристотелем в 330 году до н.э. Был он известен в те времена и ранее на Ближнем Востоке и в Африке».

Седьмая казнь с предыдущими не связана. Но в ней тоже нет ничего сверхъестественного. Град, побивший посевы, время от времени выпадает на землю и поныне. Причем в Библии приведена интересная подробность — град побил только ранние посевы, успевшие выгнать колосья. Поздние же посевы, только-только проклевывавшиеся из земли, град практически не затронул. Итак, законы природы и тут не нарушены.

Следующая, восьмая казнь — нашествие саранчи, истребившей посевы, уцелевшие после града. В ней тоже нет ничего такого уж необычного - саранча и поныне налетает на южные земли, принося немалые убытки земледельцам.

Девятая казнь — густая тьма, длившаяся три дня по всей земле египетской. Ученые предположили, что тьму египетскую мог вызвать грандиозный взрыв вулкана где-то поблизости, скажем, на острове Санторин в Эгейском море.

Взрыв действительно произошел 3500 лет тому назад и засыпал мелким пеплом все восточное Средиземноморье. Однако Мар предполагает иное объяснение — песчаная буря. Именно такая тьма упоминается в относящемся к тем временам древнем папирусе.

Осталось,таким образом, объяснить лишь десятую казнь — гибель всех первенцев от сына фараона до сына раба — и всего первородного скота. Исследователи берутся и за эту задачу. Они вспоминают внезапную смерть восьмерых детей в Кливленде несколько лет назад. Дети погибли потому, что в сыром подвале их дома завелся черный ядовитый грибок.

Аналогичное происшествие могло произойти в Египте. Наголодавшиеся затри дня люди пробрались к амбарам, а грибок, расплодившийся за это время во тьме, их там уже поджидал. Поразил он в первую очередь наиболее слабых — младенцев, причем, конечно, не только первородных. Это уж людская молва, легенда выделила такую особенность.

Однако может ли столько бед обрушиться на одно государство в течение относительно короткого промежутка времени?

Оказывается, и тому есть исторические подтверждения. Старинное русское слово «поветрие» прямо указывает на связь между стихийными бедствиями и эпидемиями. Именно ветры и переносят микробов и прочих возбудителей болезней.

Скажем, в пятом веке до н.э. в Африке свирепствовали моры, сопровождавшиеся землетрясениями и наводнениями, а также засухами. «Все силы мира объединились тогда против человека», — писал по этому поводу Фогдит. Особенно тяжел был 427 год, когда на островах в Эгейском море ожили вулканы, вызвавшие на море цунами и залившие водой все побережье. А в Афинах от колебаний почвы рухнули многие дома.

В общем, при желании все десять казней египетских и другие подобные происшествия можно объяснить и без помощи Господа. Однако это вовсе не значит, что и он тут ни при чем. Ведь все эти бедствия могли быть, согласно той же Библии, насланы и им.

Согласно книге Исход, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет были обрушены 10 бедствий, причём каждый раз после нового отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

1.Наказание кровью
2.Казнь лягушками
3.Нашествие мошек
4.Наказание пёсьими мухами
5.Мор скота
6.Язвы и нарывы
7.Гром, молнии и огненный град
8.Нашествие саранчи
9.Необычная темнота (тьма египетская)
10.Смерть первенцев

Наказание кровью.
Первая казнь

И поднял Аарон жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.

(Исх.7:20,21)

Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

Казнь лягушками
Вторая казнь

И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.

(Исх.8:5,6)

Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх.8:3). Жабы наполнили всю землю египетскую.

Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек, однако, фараон решил отказаться от своего обещания.

Нашествие мошек
Третья казнь

На Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

…Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.

(Исх.8:17-19)

На этот раз колдуны не смогли помочь фараону, и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

Наказание песьими мухами
И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух.

(Исх.8:20-25)

Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

И постигла Египет пятая казнь
Мор скота

У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил. (Исх. 9: 3-11)

Язвы и нарывы
Шестая казнь

После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.

Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

Гром, молнии и огненный град
Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.
Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал

(Исх.9:23-25)

Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

И постигла Египет казнь восьмая:

Нашествие саранчи
Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.

И началась девятая казнь:

Необычная темнота
Девятая казнь Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их

(Исх.10:22-23)

Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться на ощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

Казнь первенцев
Десятая казнь

И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота

(Исх.12:29)

После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход.

Казни египетские - чудесные действия, поразившие Египет перед исходом евреев (Исх. 7 , 14-11, 10. 12 , 29-32). В Библии названо десять таких казней, а именно:
1) превращение в кровь воды в Ниле и во всех водохранилищах Египта (7 , 14-25);
2) изведение жаб, покрывших всю землю египетскую (8 , 1-14);
3) появление «кинним» (פום LXX σκνιφες ) - москитов (по Филону, Оригену и некоторым новейшим исследованиям) или вшей (φθτεϊρες , pediculi по Иосифу Флавию и свидетельству самаритянского, сирийского и арабского Пятокнижия, Таргума Онкелоса);
4) появление множества песьих мух (צר ב , LXX κυνόμνια ), укус которых вызывает различные болезни (8 , 20-32);
5) послание мора на скот (9 , 1-6);
6) болезни - воспаления и нарывы (9 , 8-11);
7) молния и град, погубившие все, что было в поле - от человека до скота (9 , 12-26);
8) нашествие саранчи, истребившей уцелевшую от града растительность (10 , 1-15);
9) трехдневная тьма, покрывшая землю Египетскую (10 , 21-23), и
10) истребление первенцев египетских - от первенца фараонова до первенца последнего из рабов (12 , 29-32).

В течение этих казней можно заметить некоторую последовательность в смысле возрастания силы и действия.

Первые казни - превращение воды в кровь, послание жаб и скнипов - не приносили существенного вреда египтянам и, главным образом, предостерегали фараона от дальнейшей опасности. В следующем ряде казней (3-6) уже более решительно выступал разрушительный характер, причем эти казни поражали уже одних египтян, минуя землю Гессем. Дальнейшие казни наносили тяжкий удар благосостоянию Египта, и грозные явления, свидетельствовавшие о гневе Божием, в них достигали потрясающих размеров. Наконец, в последней казни могущество Иеговы, Бога Израилева, обнаружилось уже с такою силой, что упорство фараона было окончательно сломлено и освобождение евреев из рабства было достигнуто.

Главнейшей особенностью египетских казней, предшествовавших исходу, служит то, что они были связаны большей частью с естественными явлениями, свойственными долине Нила, обусловленными климатом и природою этой страны. Так, первая казнь - превращение воды Нила в кровь - представляет аналогию естественному, ежегодно повторяющемуся явлению окрашивания нильской воды во время разлива. Вторая казнь - послание жаб - также напоминает о ежегодном появлении в Египте множества лягушек, размножающихся вследствие влажности почвы от разлива реки. Равным образом, третья и четвертая казни могут быть поставлены в связь с изобилием - на Востоке вообще и в Египте в частности - всевозможных родов насекомых, пятая - с часто повторяющимися здесь эпизоотиями и т. д. Но, при сходстве с обычными явлениями, свойственными Египту, казни исхода, как видно из библейского повествования, существенно от них отличались. Это отличие, прежде всего, состояло в том, что казни начинались и оканчивались по слову Моисея или по мановению его жезла в заранее назначенные моменты, и что из сфер действия их исключена была та область Египта, где жили евреи. Дальнейшее отличие казней от обычных явлений природы Египта заключалось в чрезвычайной, особенной силе, с которою действовали в казнях естественные факторы. Так, первая казнь - превращение воды Нила в кровь - представляла некоторую аналогию ежегодному явлению окрашивания Нила во время разлива. Но описанное в Библии событие, как видно из повествования книги Исход, отличалось от ежегодного окрашивания Нила следующими чертами: 1) оно произошло, следует думать, не во время разлива Нила, когда бывает естественное окрашивание воды (ср. Исх. 9 , 31-32; 7, 15); 2) вода Нила во время казни не просто окрасилась, а, согласно толкованию блж. Феодорита (Вопр. на кн. Исх. XIX русский перевод Твор. ч. 26, стр. 117), Ефрема Сирина (рус. пер. Твор. св. отцов т. 22, 421) и Кирилла Александрийского (Comment, in Joan. VI, 53), превратилась в кровь и поэтому стала оказывать разрушительное действие, вследствие которого вымерли все рыбы; 3) наконец, превращение воды в кровь простиралось не на одну только реку Нил, но и на все вместилища воды в земле Египетской. Подобное же чрезвычайное усиление естественных факторов библейское повествование отмечает и во второй казни. Отличие этой казни от обычного появления жаб в Нильской долине по окончании разлива реки состояло в том, что жабы, по мановению жезла Аарона, явились в огромном количестве, устремились, вопреки своему естественному образу жизни, в дома, на людей, на домашнюю утварь и, затем, мгновенно вымерли, по слову Моисея. Вообще, при сходстве с естественными явлениями казни египетские в тоже время заключали в себе нечто превышающее эти явления и были действиями сверхъестественными, чудесными. Правда, в виду указанных аналогий представители отрицательной критики склонны сверхъестественный элемент в библейском повествовании о казнях считать позднейшим украшением и измышлением. Но гораздо справедливее вместе с библиологами - апологетами в этом сходстве чудесных действий, предшествовавших исходу из Египта, с естественными явлениями, свойственными Нильской долине, видеть именно доказательство древности и достоверности библейского повествования о казнях. Если бы это повествование, как полагают представители отрицательной критики, было измышлено в позднейшее время, то, без сомнения, писатель постарался бы оторвать свои рассказы от естественной почвы, измыслил бы такие действия, которые не имеют никаких аналогий в естественных явлениях Египта, дабы тем ярче выставить чудесный характер этих действий.

То обстоятельство, что орудием божественного наказания в египетских казнях послужили естественные явления египетской страны, может быть объясняемо целью казней обнаружить пред фараоном могущество Иеговы, Бога Израилева, сокрушить упорство фараона и побудить его отпустить евреев. Но могущество Иеговы яснее всего могло выступать для египтян именно в тех бедствиях, которые наведены были рукой Моисея. Эти бедствия обнаружили, что Иегова повелевает всеми силами природы, что в Его власти находятся все источники жизни Египта и его благосостояние. Кроме того, казни исхода имели значение суда над всеми богами египетскими (Исх. 12 , 12: „и над всеми богами египетскими произведу суд“). Поражая тяжкими бедствиями Египет, Иегова доказывал этим ничтожество египетских богов, которых народ считал источником своего благоденствия. Так как Нил был одним из главных божеств, почитавшихся во всем Египте, и обоготворялся под именем Озириса (Усири) или, позднее, Сераписа, то, очевидно, поражение воды Нила было не только наказанием для народа, но и унижением для божества. Подобным образом изведение и истребление словом Моисея жаб послужило доказательством бессилия почитавшейся египтянами богини Гекет, символом и олицетворением которой считалась жаба; послание моровой язвы на скот являлось ударом по господствовавшему в Египте культу животных и в особенности культу аписа; трехдневная тьма обозначала для египтян победу Моисея над Ра - верховным божеством Египта - божеством солнца и над всем сонмом египетских богов, представлявших олицетворение различных моментов в движении солнца.

Вообще, в египетских казнях все главнейшие божества Египта вызывались на суд Всемогущим Богом Израиля и поражались Его десницею. Вследствие этого казни могли оказать влияние не только на египтян, но и на евреев. Последних они могли предостеречь от увлечения языческими культами и укрепить в вере отцов, что было особенно важно для еврейского народа перед началом новой свободной жизни.

Литература

а) Русская:
† Проф. А. П. Лoпухин , Библейская История т. 1.
Г. Властов , Свящ. Летопись, II, Спб. 1878.
М. И. Савваитский , Исход израильтян из Египта, Спб. 1889 (магистер. диссертация, в которой см. и подробную библиографию),
А. П. Лопухин , Толковая Библия т. I, Спб. 1904.

б) Иностранная:
Köhler, Lehrbuch Bibl. Geschichte, 1875,
I-te Hälf. Vigouroux . La Bible et les découvert, modern., 1882.

См. также Энциклопедии Hastings"a Hauck’a, Smith"a, Gheync и др.

* Владимир Петрович Рыбинский,
магистр богословия, экстраординарный профессор и
инспектор Киевской духовной академии.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 7, стлб. 831. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1906 г. Орфография современная.

Скота

  • Язвы и нарывы
  • Гром, молнии и огненный град
  • Нашествие саранчи
  • Необычная темнота (тьма египетская)
  • Смерть первенцев
  • Наказание кровью

    Первая казнь

    И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.

    Вся вода в Ниле, других водоемах и емкостях превратилась в кровь, но оставалась прозрачной для иудеев (и даже та, которая была у иудеев, превращалась в кровь, если египтяне пытались ее отобрать). Пить египтяне могли только ту воду, за которую они платили деньги евреям. Тогда, согласно преданию, колдуны фараона купили у евреев воду и стали колдовать над ней, им удалось-таки превратить ее в кровь, и фараон решил, что наказание кровью - не наказание Господне, а всего лишь колдовство, и не отпустил евреев.

    Казнь лягушками

    Вторая казнь

    Как было обещано фараону: «они выйдут и войдут в дом твой, и в спальню твою, и на постель твою, и в домы рабов твоих и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои» (Исх. ). Жабы наполнили всю землю египетскую.

    Египетские колдуны снова принялись колдовать, и им удалось сделать так, что лягушек стало еще больше, однако они сказали фараону, что не знают такого колдовства, которое позволило бы убрать лягушек. Тогда фараон сказал Моисею, что поверит, что Египет наказал Бог, и отпустит его народ, если Бог уберет всех лягушек. После исчезновения лягушек фараон решил отказаться от своего обещания.

    Нашествие мошек

    В качестве третьего наказания на Египет обрушилось полчище мошек, которые нападали на египтян, облепляли их, лезли в глаза, нос, уши.

    …Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. Старались также и волхвы чарами своими произвести мошек, но не могли. И были мошки на людях и на скоте. И сказали волхвы фараону: это перст Божий. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.

    На этот раз колдуны не смогли помочь фараону и сказали, что не знают такого колдовства, и что, должно быть, это все и впрямь наказание Господне, и следует отпустить евреев. Однако фараон и на этот раз оказался непреклонен.

    И тогда Бог обрушил на Египет четвертую казнь:

    Наказание песьими мухами

    И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. а если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои песьих мух, и наполнятся домы Египтян песьими мухами и самая земля, на которой они живут; и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух.

    Тучи этих мух покрыли людей и наполнили дома египтян. «По словам Филона, насекомое, послужившее орудием четвертой казни, совмещало свойства мух и собак, отличалось лютостью и неотвязчивостью. Издали, как стрела, неслось оно на человека или животное и, стремительно нападая, впивалось жалом в тело и как бы прилипало к нему» (Толковая Библия Лопухина). Скорее всего, под пёсьими мухами подразумеваются оводы, не дававшие покоя египтянам и стадам их животных.

    Главный урок этой казни заключался в том, что Бог открыто явил фараону и всем египтянам различие между ними и иудеями. Пёсьи мухи были везде, кроме области Гесем, в которой жили евреи; они были во всех домах, кроме домов израильтян: стихи 22-23 «…отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет песьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим».

    Такое разделение между двумя народами и областями их обитания в Египте показало фараону, что Бог Израиля является Господом, наславшим египетские казни, и что именно Он есть Бог над Египтом, превосходя по силе и могуществу всех египетских божеств и идолов. Позвал тогда фараон к себе Моисея и вновь пообещал отпустить иудеев, а после исчезновения диких зверей, вновь нарушил свое обещание.

    И постигла Египет пятая казнь:

    Мор скота

    Пятая казнь

    У всех египтян вымер скот, находившийся в поле, напасть не коснулась лишь евреев. И понял тогда фараон, что Бог заботится о евреях, но заупрямился и евреев все же не отпустил (Исх. ).

    Язвы и нарывы

    После этого Господь повелел Моисею и Аарону взять по пригоршне печной сажи и подбросить ее высоко вверх перед фараоном. Так они и сделали, и покрылись тела египтян и животных их страшными язвами и нарывами.

    И испугался фараон, что всю оставшуюся жизнь будет мучиться и чесаться из-за язв и нарывов и решил отпустить-таки евреев. Но Бог укрепил сердце его и дал ему смелость поступать согласно своим убеждениям, ибо хотел, чтобы отпустил фараон евреев не из страха, но из осознания того, что ни один земной царь не может спорить с Богом. И вновь не отпустил иудеев фараон.

    Тогда Бог поразил Египет в седьмой раз:

    Гром, молнии и огненный град

    Началась буря, загремел гром, засверкали молнии и на Египет обрушился огненный град.

    и Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал

    Увидели египтяне, что в каждой градине горит пламя и ужаснулись, так как поняли, что это гнев Того, Кто может менять природу вещей. Повинился тогда фараон перед Моисеем и Аароном, попросил их помолиться Богу, чтобы град прекратился, обещав, что отпустит евреев. Помолился Моисей Богу, и град прекратился. Но вновь не сдержал своего обещания фараон.

    И постигла Египет казнь восьмая:

    Нашествие саранчи

    Подул сильный ветер, а за ветром налетели на Египет полчища саранчи, сожрав всю зелень вплоть до последней травинки на земле египетской.
    И вновь просил фараон Моисея вымолить пощаду у Бога, и вновь обещал отпустить евреев. Воззвал Моисей к Богу, и подул ветер в другую сторону, и унес он всю саранчу. Но вновь укрепил Бог сердце фараона, и снова тот не отпустил сынов Израилевых.
    И началась девятая казнь:

    Исх.10, 13-15

    Необычная темнота

    Девятая казнь

    Темнота, павшая на Египет была необычной, она была густая и плотная, так что ее можно было даже потрогать; а свечи и факелы не могли рассеять темноту. Лишь у евреев было светло, а египтяне же вынуждены были передвигаться наощупь. Однако вскоре темнота стала сгущаться, сковывая движения египтян, и вот уже те не могли даже пошевелиться.

    И позвал фараон Моисея, и сказал ему, что отпускает евреев, только скот свой те должны оставить. Однако Моисей сказал фараону, что не оставят евреи свой скот. Тогда фараон велел Моисею уйти и не приходить больше, пообещав, что если тот придет, то будет казнен. И сказал тогда Моисей, что не придет он больше, но что постигнет Египет казнь, страшнее всех предыдущих вместе взятых, ибо погибнут в Египте все сыновья первенцы.

    Казнь первенцев

    Десятая казнь

    И не миновала Египет обещанная Моисеем кара, и последовала в полночь повсеместная смерть первенцев.

    После того, как в Египте за одну ночь умерли все первенцы (за исключением еврейских), фараон сдался и разрешил евреям покинуть Египет, так начался Исход .

    Историчность сюжета

    Критика

    В истории Египта, достаточно подробно документированной многочисленными иероглифическими текстами, не упоминаются ни «казни египетские» в той форме, как они описаны в Библии, ни какие-либо другие события, которые можно было бы с этими казнями ассоциировать. Хотя в истории Древнего Египта было много трагических событий (например, нашествие гиксосов и восстания, приводившие страну в полный хаос), ни одно из этих событий не может быть прямо сопоставлено с описанием «казней египетских».

    Более того, неизвестно, при каком фараоне и даже в эпоху какой династии произошел исход евреев из Египта. Если казни египетские имели место, то по всей вероятности это событие было локальным и настолько малозначительным, что не вызвало интереса у египетского общества и не было отражено ни в каких письменных памятниках, кроме Библии.

    В описании есть также неувязки, так если пятая казнь уничтожила весь египетский скот, то неизвестно, первородье от какого скота было уничтожено в ходе десятой (Исх. ), а также какими животными было запряжено шестьсот колесниц, которые входили в состав армии фараона, которая начала преследовать Евреев () (при море был уничтожен скот в поле, хотя «поле» может быть и страной согласно исходному тексту, в то же время в исходном тексте нет слова «весь»).

    Ответ на критику

    Впрочем, отсутствие письменных свидетельств о десяти казнях египетских часто объясняют тем, что, как сказано в папирусе Ипувера , все писцы Египта были убиты а их записи развеялись по ветру. Некоторые исследователи полагают, что события казней египетских были столь свежи в памяти египтян, что те не считали нужным записывать их историю и предавать огласке унижение египетского народа и выхода евреев из под подчинения фараону.

    Следует учесть и то, что Египет постоянно балансировал на грани гражданской войны с гиксосами. Как описано в Библии, после смерти фараона новый фараон заставил евреев строить новую столицу Раамсес в паре км от столицы Аварис , издревле управляемую гиксосами. Убивший надсмоторщика Моисей видимо работал на этой стройке (ибо вернувшись он начал Исход евреев именно из Раамсеса). Учитывая что евреев-мужчин ушло 600 тыс., что втрое больше населения Авариса того времени, можно предполагать что это и были «азиаты» за которыми погнал войско фараон и которые описаны в папирусе Ипувера (упоминающем также «покрасневшее море», «отравленную воду» и «мор»).

    Часть исследователей ссылается на папирус Ипувера , находя в нём множество совпадений с описанными в Библии событиями. На этом основании делается вывод о том, что «казни египетские» происходили, возможно, во время правления фараона Рамсеса II и его сына Мернептаха .

    Научные исследования

    Ведутся попытки научно обосновать 10 Казней египетских . Группа европейских учёных с директором Департамента здравоохранения Нью-Йорка (англ.) русск. эпидемиологом Джоном Марром (нем.) русск. научно обосновали и связали в логичную последовательность «10 Казней египетских», в частности:

    • Покраснение воды - это известное явление «красные приливы» - цветение водорослей Physteria, испускающих токсины и поглощающих кислород, что вызывает смерть рыбы и массовое бегство жаб . (По версии амфибиолога д-ра Ричарда Васасюка, использованное в Библии слово может означать любой вид бесхвостых земноводных , по его версии это был вид жаб «bufo»; каждая жаба мечет миллион икринок, которые перестала пожирать умершая рыба, что вызвало взрыв популяции жаб.)
    • Умирающие жабы и гниющая рыба вызывает прилёт мух - переносчиков инфекции, мушка была точно опознана по признакам как culicoides (англ.) русск. . (В древности не было классификации мух, поэтому учёные привлекли к исследованию директора Музея энтомологии Миссисипи Ричарда Брауна , Эндрю Шпильмана , и директора отдела по исследованию болезней животных Министерства сельского хозяйства США Роджера Бриза .)
    • Инфекционная мошка вызывает последующие казни - падёж скота и язвы, опознанные как признаки инфекции сап , передающейся мухами на расстояние 1,5 км.
    • Гром, молнии и огненный град - намекает на вулканическую теорию . Библия прямо описывает столб дыма и огня вдалеке, до которого Моисей вёл евреев 11 дней, падающие с неба обломки, трясущаяся под ногами гора. (Исх. , Исх. , Исх. , Исх. , Втор. )
    • 3 дня без Солнца - это песчаная буря , продолжавшаяся не обычные 1-2 дня, а 3 дня. Причиной затяжной бури могло быть уничтожение саранчой посевов и флоры (ветра не сдерживались листвой) или возможное извержение вулкана, вызвавшего климатические аномалии и вулканическую зиму .
    • Гибель первенцев объясняется токсинами грибка Stachybotrys atra (англ.) русск. , расплодившегося только в верхнем слое зерновых запасов, попавшего туда из воды или экскрементов саранчи, и ферментацией его в очень сильный яд - микотоксин . Заражение могло быть в результате соединения ряда культурных факторов: По египетской традиции первым в семье питались старшие сыновья, получая двойную порцию; также питается и скот - к кормушке первым пробивается самое сильное старшее животное. Первенцы и отравились первыми, получив двойную порцию из верхних заражённых запасов зерна. Евреи не пострадали от этой казни, ибо селились вдали от крупных египетских городов и имели независимые пищевые запасы.

    Обосновывается вулканическая теория Исхода, что Казни - это явления, сопутствующие взрыву вулканов (в частности, покраснение воды).

    Казни в культуре и искусстве

    Музыка

    • История Исхода легла в основу первой части оратории

    Десять казней египетских, также называемые десять библейских казней, - десять бедствий, которые, согласно библейской книге , Господь, послал на Египет, чтобы убедить фараона отпустить евреев из рабства. Фараон сдался после десятой казни, что привело к .

    В то время, как сторонники библейской археологии утверждают, что история о 10 казнях египетских – правда, многие историки считают их аллегорическими описаниями природных бедствий либо политических конфликтов. По этой причине мы рассмотрим библейское толкование казней египетских, а также иную точку зрения на данные события.

    Библейские археологи, трактующие казни египетские как факт, опираются на следующие археологические находки:

    • Найденный Уильямом Ф. Олбрайтом в Эль-Арише сосуд для воды с иероглифическими знаками, описывающими период тьмы;
    • Египетский папирус Ипувера с описанием ряда бедствий, обрушившихся на Египет, в том числе превращение воды в реке в кровь.

    Казни египетские - противопоставление силы Бога Израиля силам египетских богов. Известно, что Египет в то время был политеистическим обществом, где царила вера во многих божеств. Египетский пантеон был многочислен и с весьма сложной иерархией. Фараоны Египта также играли важную роль в религии. Они являлись посредниками между людьми и богами, а также верховными жрецами. Египетские Фараоны почитались наравне с богами, поэтому Фараон удивился настойчивости и дерзости просьбы Моисея отпустить народ его. Моисей передавал наказ Бога:

    так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне.

    Но фараон сказал:

    Таким образом, у фараона и египетского пантеона появился «соперник» - Бог Израиля. В этом противостоянии Бог часто повторяет фразу:

    И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш

    Господь хотел показать народу своему свое могущество: Господь маленького народа способен противостоять всему пантеону Египта - сверхдержавы того времени.

    Библейская история о десяти казнях египетский важна с точки зрения укрепления религии . Если Бог Израиля сможет восторжествовать над богами Египта, тогда народ Божий будет укрепляться в вере своей, и не будет у него соблазна следовать за ложными языческими божествами. Десять казней египетских нанесли огромный урон египтянам, однако не коснулись детей Израиля.

    Считается, что каждая казнь должна была показать превосходство единого Бога над определенными богами египетского пантеона.

    Казнь египетская Боги египетского пантеона
    Вода превращается в кровь · Хапи /Апис - бог Нила;· Изида – богиня Нила;

    · Кнум - страж Нила;

    · Себек – бог рек и озер

    Нашествие жаб · Хекет - богиня с головой жабы
    Мошки · Сет – бог пустыни
    Песьи мухи · Уатшит - бог, представляемый в образе мухи
    Падеж скота · Хасор – богиня с головой коровы;· Апис – бог-бык;

    · Хнум – бог с головой барана

    Язвы · Секмет - богиня врачевания;· Суну - бог эпидемий;

    · Изида - богиня, исцеляющая болезни

    Град · Нут – богиня неба;· Оcирис – бог урожая;

    · Сет – бог бурь

    Нашествие саранчи · Осирис - бог урожая;· Апис – бог плодородия

    · Сокар – бог растительности

    Тьма · Ра – верховный бог солнца;· Атон – один из богов солнца;

    · Гор – один из богов солнца;

    · Нут – богиня неба;

    · Хасор – богиня неба;

    · Баст – богиня солнечного света

    Смерть первенцев · Мин - бог продолжения рода;· Хекет – богиня, посещающая при родах; Изида - богиня, покровительствующая детям;

    · Бэс – покровитель семьи у простолюдинов;

    · Месхент – богиня деторождения и детей;

    · Нехбет – покровительница детей фараона;

    · Рененет – богиня, покровительница детей

    Каждая из 10 казней египетских поражала различные аспекты египетской системы религиозных верований. Кульминацией явилась смерть наследного бога - перворожденного сына Фараона. Десять казней египетских следовали одна за другой, пока фараон не решил отпустить народ израильский.

    Казни египетские суть.

    Мы рассмотрим библейское толкование 10 казней египетским, а также приведем мнение историков о возможных причинах этих событий.

    Превращение воды в кровь

    И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. (Исход 7:20-21)

    Согласно Библии, Воды Нила превратились в кровь. Все потоки превратились в кровь, и даже вода в сосудах превратилась в кровь. Волхвы египетские смогли повторить превращение воды в кровь, а египтяне начали копать вокруг рек, искать пригодную для питья воду. Фараон только разозлился после первой казни и не согласился отпустить народ Израиля.

    Превращение воды в кровь – нередкий мотив в Библии. Бог еще ранее предлагает Моисею превратить воду в кровь в доказательство могущества Господа:

    … если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше (Исход 4:9)

    Историческая версия.

    Вероятно, около 3000 лет тому назад в районе города Пи-Рамзес, который в то время был столицей Египта, произошли некоторые изменения климата, которые, возможно, были причинами тех событий, которые в Библии описаны как казни египетские.

    Повышение температуры и засуха привели к обмелению Нила, который превратился в мелкий грязный поток, в котором резко возросло число токсичных бактерий Oscillatoria rubescens. Умирая и разлагаясь, Oscillatoria rubescens окрашивают воду в красный цвет.

    Нашествие жаб

    По прошествии семи дней после первой казни, Бог приказал Моисею, чтобы брат его Аарон простер руку с жезлом на реки и потоки и вывел жаб из воды.

    Аарон простер руку свою на воды Египетские [и вывел жаб]; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую. (Исход 8:6)

    Волхвам египетским удалось повторить и это чудо. Фараон же просил Моисея помолиться Богу о том, чтобы удалить жаб с суши и жилищ, обещая отпустить народ Израиля. Моисей молился Богу и тот удалил жаб, однако, фараон не сдержал слова и еще больше разозлился.

    Историческая версия

    Большое количество токсических бактерий Oscillatoria rubescens не только окрасило воды измельчавшего Нила в красный цвет, но и привело к нашествию лягушек. Дело в том, что в неблагоприятной ситуации, в отличии от многих других видов, развитие лягушек из головастиков ускоряется.

    Нашествие мошек

    После очередного отказа фараона, Господь велел Аарону наслать мошек на Египет.

    Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской. (Исход 8:17)

    Волхвы не смогли повторить третью казнь, но разгневанный фараон отказывался отпускать евреев.

    Историческая версия

    Когда вышедшие из вод, зараженных Oscillatoria rubescens, на сушу лягушки погибли, началось засилье насекомых, питавшихся многочисленными трупами земноводных. Таким образом историки объясняют эту и последующую казнь.

    Наказание песьими мухами

    Следующая казнь была наказание песьими мухами, которые были не страшны евреям, однако терзали египтян и их скот.

    Так и сделал Господь: налетело множество песьих мух в дом фараонов, и в домы рабов его, и на всю землю Египетскую: погибала земля от песьих мух. (Исход 8:24)

    Четвертая казнь, как и все последующие обошла стороной евреев, которые ещё больше уверовали во всемогущего Бога и богоизбранность народа. Фараон же должен был убедиться, что Господь не просто различает, где Его народ, а где - народ фараона, но и готов защитить народ Израиля от бедствий, от которых фараон не в состоянии защитить народ свой.

    Фараон снова обещал отпустить евреев, если господь справится с мухами, и снова не сдержал обещание.

    Мор скота

    Следующая казнь – мор скота, снова не коснулась народа Израиля.

    И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего. (Исход 9:6)

    Египетский скот стал гибнуть от моровой язвы. Фараон прогневался, узнав что скот евреев не пострадал и не отпустил народ Израиля.

    Историческая версия.

    По мнению историков, расплодившиеся вследствие гибели жаб насекомые вызвали пятую и шестую казни - мор скота и язвы. Насекомые, как известно, разносят болезни, возможно, это привело к эпидемии, косившей животных и людей.

    Язвы и нарывы

    Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. (Исход 9:10)

    Эта казнь не была возвещена фараону. Это была первая казнь, непосредственно угрожавшая жизни людей. Волхвы Египта были поражены болезнью, как и все простолюдины. Это показало несостоятельность волхвов. Они осознали бессилие своих богов. Фараон же не сдавался в своем упорстве.

    Гром, молнии и огненный град

    Этой казнью начинается завершающий цикл кар Божьих – самых суровых из всех десять казней. Последние казни египетские описаны в Библии подробнее остальных.

    …простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на [всю] землю Египетскую;

    и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее. (Исход 9:23-24)

    Фараон же не раскаялся и после этой кары. После этой казни фараон был готов отпустить всех мужчин, но Моисей не согласился.

    Историческая версия.

    Вероятно, здесь речь идет о сильнейшем извержении вулкана Тера на греческом острове Санторини. Град же стал результатом столкновения дождевых облаков с облаком вулканического пепла.

    Во время раскопок в Египте были обнаружены куски вулканического камня, хотя на территории Египта нет вулканов. Тесты показали, что вулканический камень аналогичен найденному на Санторини.

    Нашествие саранчи

    В этой казни мы снова видим намерение Бога доказать свое могущество не только фараону, но и народу Израиля. Саранча поразила весь Египет.

    … И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу.

    И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой;

    она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской. (Исх. 10:13-15)

    Историческая версия.

    Нашествие саранчи могло также быть результатом извержения вулкана. Выпадение пепла могло привести к увеличению влажности, а, следовательно, к росту количества саранчи, для которой были созданы весьма благоприятные условия.

    Тьма

    Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их. (Исх. 10:22-23)

    Объектом этой казни египетской было главное божество египетского пантеона- бог солнца Ра, представителем которого на земле считался фараон.

    Историческая версия

    Темноту могло вызвать скопление пепельных облаков после все того же извержения. По другой версии это могло быть солнечное затмение, либо песчаная буря.

    Смерть первенцев

    После 10-ой казни печаль вошла в каждый дом, где были дети. Эта казнь повлекла за собой освобождение еврейского народа.

    В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. (Исх. 12:29).

    В полночь в каждой египетской семье, в том числе и в семье фараона, должен был умереть первенец. В предыдущих казнях Моисей и Аарон играли важную роль, они предупреждали фараона о казни и осуществляли ее с помощью Господа. Десятая же казнь была совершена Богом единолично.

    Историческая версия.

    Вероятное объяснение десятой казни- поражение зерна ядовитым грибком или плесенью. Поскольку мальчикам- первенцам доставалась первая порция еды, массово погибли именно они.

    Десять казней египетских принято объединять в три цикла + 10-я казнь. Казни первого цикла несли отвращение, второго – боль, а казни третьего цикла имеют природное начало и носят универсальный характер. Вероятно, десять казней египетских происходили в течение 9 месяцев с июля по апрель.

    Любопытна также реакция фараона на каждую из казней.

    Похожие статьи

    © 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.