Латвийская православная церковь. Если бы литва приняла православие

Ла́твия (латыш. Latvija ), официальное название - Латви́йская Респу́блика (латыш. Latvijas Republika ) - государство в Северной Европе. Население по оценочным данным на 1 мая 2015 года составляет 1 980 700 человек.

Крупнейшие города

  • Даугавпилс
  • Вентспилс
  • Лиепая
  • Елгава
  • Юрмала

Православие в Латвии

Православие в Латвии - одна из трёх крупнейших религиозных конфессий Латвии наряду с католицизмом и лютеранством, к каждой из которых причисляет себя около трети жителей страны.

В современной Латвии православие главным образом исповедует русскоязычное население страны, хотя в стране много православных латышей.

История

Православие пришло на земли современной Латвии с территории Псковской и Новгородской Руси, проникнув в страну с востока и юга в XI веке. Примечателен тот факт, что православие явилось исторически первой формой христианского вероисповедания на землях Латвии и в Прибалтике в целом. После 1201 года, во время усиление влияния крестоносцев (меченосцы) и немецких баронов, большинство латышей на западе и севере страны приняло католичество, затем перешло в лютеранство(одна из ветвей протестантизма). На востоке страны (область Латгалия), вошедшем в состав Речи Посполитой, распространилось католичество. Его исповедуют в основном латгальцы и латвийские поляки. В некоторых латгальских общинах сохранялось и православие.

Возрождение православной традиции в латвийских землях началось после присоединения Прибалтики к Российской империи в XVIII веке.

Середина XIX века ознаменовалась массовым переходом латышей в православие. Крестьяне - латыши и эстонцы, эксплуатируемые помещиками-немцами, потомками ливонских рыцарей, находились в бедности и унижении. Ф. М. Достоевский характеризовал положение латышей-крестьян как значительно худшее, чем положение негров рабов на американских плантациях. Лютеранская господствующая церковь была в полной зависимости от господ-помещиков. В неурожайный, голодный 1841 год, 9 июня, группа крестьян, ища защиты и справедливости, обратилась к епископу Иринарху (Попову), первому рижскому викарию Псковской епархии за помощью. Последний дал им милостыню и посочувствовал, выразив милосердие. Сочувствие епископа Иринарха к бедам латышского населения привело к тому, что уже в июле со всей Лифляндии крестьяне подали епископу Иринарху около 30 прошений о защите и переводе в Православие от нескольких тысяч крестьян. Подобные действия вызвали крайнее недовольство в среде помещиков-немцев и лютеранских пасторов, стремившихся удержать латышей. Генерал губернатор Матвей Пален при поддержке шефа жандармов лифляндского немца Бенкендорфа добивается от императора Николая I 12 октября 1841 года удаления епископа Иринарха под негласный арест в Псково-Печерский монастырь якобы «для предотвращения крестьянских волнений».

По данным на 1850 год, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики. Помимо этого, на востоке страны появилась и старообрядческая община русских поселенцев.

Латвийская Православная Церковь

Латви́йская Правосла́вная Це́рковь (латыш. Latvijas Pareizticīgā Baznīca ) - самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата в Латвии.

История

В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий).

В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 - нач. 1919 гг. Рижской епархией временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по-национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн (Поммер) ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня 1921 г. Патриарх Московский Тихон, Священный Синод и Высщий Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Православной Церкви. В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской Православной Церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В 1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен в своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и агенты из Советского Союза.

Вскоре после гибели архиепископа Рижского Иоанна (Поммера), в 1936 году руководство Латвийской Церкви заявило о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, против чего возражали часть священнослужителей и большинство мирян; переход не был признан Московским Патриархатом и большинством других Поместных Православных Церквей. 29 марта 1936 года митрополит Фиатирский Герман (Стринопулос) возглавил хиротонию во епископа бывшего гарнизонного священника из Даугавпилса Августина (Петерсона) с возведением его в сан митрополита Рижского и всей Латвии. В 1938 года была открыта новая кафедра - Даугавпилсская. На нее был хиротонисан архимандрит Александр (Витоль).

В 1940 году, после присоединения Латвии к СССР, предыдущие решения были отменены и Латвийская Церковь вошла в состав Русской Православной Церкви на правах епархии. Митрополит Рижский и всея Латвии Августин (Петерсон) ушел на покой. Латвийская Православная Церковь Константинопольского Патриархата с 1947 года перешла на эмигрантский режим, именуясь "Латвийской Православной Церковью в изгнании".

В 1990 году, по провозглашении государственной независимости Латвии, Священным Синодом РПЦ Латвийской Православной Церкви было предоставлено самоуправление.

В Латвийской Церкви было проведено три Собора: 1997, 2001 и 2003 годов. Внеочередной собор 2009 года.

Современное состояние

Главным (кафедральным) собором Латвийской православной церкви является Христорождественский собор в Риге.

C 1993 г. возобновила свою деятельностью Рижская духовная семинария.

Статистика: 118 приходов; 92 священнослужителя (79 священников, 13 диаконов).

Богослужения в части приходов ведутся на латышском языке.

Святыни

  • свмч. Иоанн Рижский (ХХ в.)
  • «Толгская» икона Божией Матери
  • «Иверская» икона Божией Матери
  • чтимая могила архим. Тавриона (Батозского)

Году эта автономия была упразднена, но после повторного обретения Латвией независимости Священный Синод Русской Православной Церкви в августе года постановил даровать Латвийской Церкви самоуправление, что было утверждено Московским Архиерейским Собором в конце года. В декабре года на Рижском Вселатвийском Соборе духовенства и мирян предстоятелем Церкви был подтвержден владыка Александр (Кудряшов) , которому в помощь был избран Синод Латвийской Православной Церкви . После Собора, в конце декабря того же года, Латвийская Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики как правопреемник автономной Латвийской Православной Церкви до года. Церковное управление осуществляется согласно Уставу Латвийской Церкви, составленному на основе Устава года.

Епархии

Исторический очерк

После войны шла непростая, в условиях воинствующего атеизма, жизнь. Уцелевший собор продолжал оставаться духовной опорой для многих и многих людей, познавших ужасы и беды чудовищной войны и послевоенных преследований.

Но то, что не уничтожили две мировые войны и революция, было разорено в 60-е годы. Так, распоряжением Совета Министров Латв. ССР от 05.10.63 г., был закрыт и превращен в коммерческое предприятие Рождественский кафедральный собор. В Дзинтари бульдозерами сметена с лица земли церковь Казанской Божией Матери, построенная в 90-х годах XIX века Петро-Павловским братством на пожертвования.

Взорван Александро-Невский собор в Даугавпилсе , разрушен храм Св. Николая чудотворца в Резекне, закрыты храмы в Краславе, в пос. Граверы, в Колке, в Айнажи, в Кокнесе, в Сунтажи. Закрыты св. Успенская церковь в Даугавпилсе, церковь «Всех скорбящих Радосте» в Риге. Всего закрыто было около 40 храмов.


В от если бы так исторически сложилось, что на определённом этапе своего существования Литва приняла православие в качестве государственной религии, то история её развивалась бы совсем по другому сценарию.

Д олго и упорно воевали языческая Литва и православная Русь, но воевали, скорее, по-доброму, по-дружески, а потом заключали мир и обменивались женихами и невестами. А вот стоило только Литве стать католической, как практически все земли, где проживало западнорусское население, были переняты Московским государством при большом желании жителей этих земель.

Великий князь литовский Ольгерт Гедиминович, конечно, был воинственным и яростным, существенно расширил границы Литвы за счёт исконно славянских земель, подчинил себе Киев, Подолье, Посемье, включил в зону своего влияния Тверское княжество, несколько раз пытался осаждать Москву. Однако его преемники были менее хитроумными.

В итоге блестящая с точки зрения международной дипломатии политика и военная мощь великих князей Московских привела к утверждению нового Русского государства.

Как только Литва оказалась под тесным контролем римской курии, она сразу начала слабеть, терять территории, и в итоге была абсорбирована Польским королевством. А так хорошо всё начиналось, даже западнорусский язык в ВКЛ был государственным, и территорий было хоть отбавляй - и вправду от моря до моря.

Западнорусский письменный язык (зелёным пунктиром) к концу XIV века

Н о шансы предоставлялись и позже. В 1494 году, когда между уже католической Литвой и Российским государством было заключено соглашение: Литва согласилась вернуть Руси земли в верховьях Оки и Вязьму, а великий князь Александр Казимирович стал мужем дочери Ивана Третьего Елены.

Междинастические браки творят чудеса. Иван Третий имел очень умную дочь - она постоянно доносила через проверенных посланников сведения о внутреннем состоянии дел в государстве своего супруга.

Непонятно зачем в 1500 году воинственная верхушка ВКЛ начала новую войну с Московским государством, которая была Литвой скоро проиграна - в 1503 году. Ощущая ужесточение налоговых сборов и притеснение православной веры, население Чернигово-Севейской земли, за которую и велись боевые действия, оказывало весомую поддержку Москве.


Битва при Ведроши 14 июля 1500 года. В этом сражении русские полки разбили литовскую армию. «И ступишася обои полцы на бою, и бишась до шти часов обои полцы, имающеся за руки, сечяхуся; и по удолиям кровь яко река лияся, в трупии конь не скочит…» - сообщает летописец.

Победа была достигнута в 1503 году (между прочим, в это же время Русь вынуждена была участвовать и в затяжной экономической войне с магистром Вальтером фон Плеттенбергом), и в результате перемирия к Москве отошли верхнее течение Оки, земли по берегам Десны с её притоками, часть верхнего течения Сожа, а также такие города в верховьях Днепра, как Брянск, Чернигов, Рыльск, Путивль. Всего 25 городов и 70 волостей изъявили желание перейти в состав Москвы.

В еликий князь Литовский (но, в первую очередь, польский король) Сигизмунд так и не понял, что не стоит связываться с русской ратью, и начал через дипломатические каналы оперативно собирать вооружённую коалицию из Ливонии, Литвы, Польши, Казанского и Крымского ханств для того, чтобы призвать Московское государство к порядку - в его особом понимании. Все польские Сигизмунды были отчаянными реваншистами и смотрели на Русь хищными взглядами.

И что? Тут же в западнорусских землях началось сильное внутреннее давление в пользу перехода в состав Москвы. Русскому человеку православная Москва была ближе, чем литовско-польское католическое правление. Князь Михаил Глинский возглавил движение за присоединение. Литва, естественно, вынуждена была пойти на заключение нового, на этот раз «вечного» мира в 1508 году и навсегда отказаться от претензий к Москве.

Но история показала, что нет ничего более сиюминутного, чем вечный мир между Москвой и Литвой.

Уже в 1514 году разразилось новое противостояние, яблоком раздора в котором был выдающийся русский город Смоленск. Жители Смоленска, постоянно подвергаясь угнетениям и притеснениям со стороны католических правителей, открыли городские ворота своим соотечественникам.

Московские войска победно вступили в город. Великий князь Василий Третий даровал Смоленску выгодную жалованную грамоту, согласно которой город сохранял элементы автономии в области судопроизводства и делопроизводства. Православные земли воссоединялись.


16 сентября 1654 года, «ударив челом в поле» перед Молоховскими воротами и сложив перед Алексеем Михайловичем свои боевые знамена, смоленский воевода Обухович и около полусотни поляков отправились в Литву, а остальные защитники города остались «на вечной царской службе».

А сделала бы Литва ещё в конце XIV века исторический выбор в пользу православия - глядишь, и сохранилась бы как крупная макрорегиональная держава от моря до моря. А так все православные христиане, жившие в составе Литвы, естественным образом начали тяготеть к Москве.

Ведь на самом деле великие князья литовские могли выбрать крещение по православному образцу ещё в 1387 году.

Добрая, рассудительная и перспективно мыслящая мать Ягайло, Иулиания Александровна, дочь великого князя Тверского Александра Михайловича (в течение долгого времени естественного геополитического союзника Литвы), усердно убеждала своего сына заключить брак с дочерью Дмитрия Ивановича Донского, Софьей.


Великая княжна Иулиания Александровна была ревностной христианкой и распространяла православие в Великом княжестве Литовском.

И всё бы сложилось хорошо, послушай Ягайло свою умную маму и прими православие. Но 14 августа 1385 года Ягайло, не послушав родительницу, подписал Кревскую унию и обещал стать верным католиком.

Сторонники католизации Польши утверждают, что благодаря такому слиянию Тевтонский орден был разгромлен. А его и так бы разгромили, потому что он уже был нелюбимым ребёнком папской администрации. К тому же у православного воинства есть грандиозный опыт бития орденской рати - Александр свет Ярославич Невский бил орденские силы на Чудском озере и у Раковора, а ещё до святого благоверного князя Александра Невского орден был крепко бит у реки Омбуж (ныне Эмайыги, которая плавно и резво струится через Тарту, он же древнерусский Юрьев) отцом его Ярославом.

Так что наши орден завсегда били. А вот земли западнорусские, глядишь, удалось бы в своём составе сохранить. Не будет русский православный средневековый человек жить в стране, которой управляет яростно-военизированная католическая аристократия. Русская мама Ягайло об этом прекрасно знала.

Утратила Литва самостоятельность, стала неотъемлемой часть Польши, а второй шанс был предоставлен - хоть и нескоро - уже Екатериной Второй. Значит, судьба такая.

Латвийская православная церковь (ЛПЦ) удалила со своего официального сайта Pravoslavie.lv новость о том, что в рижской и даугавпилсской церквях прошли панихиды по грузинским воинам, как будто такой новости там и не было. Про российских воинов в ЛПЦ забыли. Однако действия ЛПЦ оказались задокументированными…

Новость на сайте ЛПЦ Pravoslavie.lv под названием: «Панихида за упокой души мученически убиенных всех православных христиан и павших в бою воинов и мирных жителей Грузии в августе 2008 г.», - была поставлена вчера. Сегодня после публикации об этом на сайте Regnum.ru новость с латвийского православного сайта исчезла, пишет Regnum.ru. Очевидно, в ЛПЦ прониклись последним абзацем статьи Regnum.ru, который их припечатал: «О поминовении Латвийской православной церковью Московского Патриархата жертв августовской войны Саакашвили среди мирных жителей Южной Осетии и российских миротворцев - не сообщается».

В пресс-службе Московского патриархата порталу Regnum.ru сказали: «На канонической территории Московского патриархата не служат панихиды по жертвам "агрессии России" против Грузии».

Сама ЛПЦ происшедшего не комментирует. Коллеги, православные журналисты с сайта Pravoslavie.ru коллегиально прокомментировали за сайт ЛПЦ: «Новости о том, что была отслужена панихида по жертвам российской агрессии, на сайте ЛПЦ нет, и вряд ли она была».

Однако уже после этого заявления на протяжении примерно часа на «Яндексе» сохранялась копия статьи.

Как же могла появиться статья, столь необычная для Церкви Московского патриархата? Политическую интригу затеял, возможно, активный мирянин, член консультативного совета при ЛПЦ Василий Мельник. Известно, что В. Мельник месяц назад участвовал в переговорах с российским министром транспорта Левитиным, при этом активно лоббируя официальный визит президента Латвии Затлерса в Москву, несмотря на достаточно непростые заявления Валдиса Затлерса по России. В. Мельник представляет из себя то крыло латвийских предпринимателей, которые, ради получения сиюминутных прибылей, слепо идут в фарватере официальной политики.

Несколько слов о митрополите Александре, который пока возглавляет ЛПЦ. Рядом со скандальной статьей на сайте ЛПЦ, как горькая ирония, стояло поздравление Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла Митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру с 20-летием архиерейской хиротонии и с предстоящим 70-летием со дня рождения.


Доказательства скандальной новости есть и у сайт в виде скриншота с портала ЛПЦ, когда она еще не была удалена.

Повторяем эту новость так же и в письменном варианте, так сказать, для истории.

Панихида за упокой души мученически убиенных всех православных христиан и павших в бою воинов и мирных жителей Грузии в августе 2008 г.

8 августа э. г. в 18:30 в Рижской церкви Вознесении Господня (ул. Менес №2) прошла поминальная панихида в память погибших мирных граждан и воинства Грузии в результате произведенной агрессии Российской Федерации 7-12 августа 2008 г.

На богослужении присутствовали грузины Риги, дип. корпус грузинского посольства в Латвии во главе посла г-на Константина Коркелия и паствы вышеупомянутой церкви. Панихиду совершил настоятель этой церкви протоиерей Нил Друваскалнс, с участием служащих храма и церковного хора.

В этот же день, на годовщину августовских событий в Грузии, воздали честь памяти погибших и в г.Даугавпилсе.

В 13:00 в Даугавпилском Борисоглебском кафедральном соборе прошло богослужение, во время которого ключарь собора протоиерей Геогрий Попов перед грузинской паствой провел поминальную панихиду за упокой душ мученически убиенных православных христиан, павших в бою воинов и мирных жителей Грузии в августе 2008г.

После панихиды, во время беседы между местными грузинами, было выражено мнение - основать организацию из даугавпилсских грузин, как отделение общества грузин Латвии «Георгика», избрать инициативную группу и предложить кандидатуру руководителя этой ячейки в лице г-на Автандила Джанелидзе.

Правление общества «Георгика» положительно отзывается на это сообщение, приветствует и всячески поможет даугавпилсским друзьям в этом начинании.

Даугавпилс уже второй город в Латвии после г. Елгавы, где учреждается региональная инициативная группа латвийских грузин под эгидой «Георгики».

Беда - пролитая кровь и души умерших – еще в одном городе объединила грузин, находящихся далеко от родины.

Общества грузин Латвии «Георгика»

# Описание URL веб-сайта
1. lat-vis-ki /index.php?lang=LV
2. Новости /index.php?id=6
3. Св.сщмч.Иоанн Рижский /index.php?id=175
4. Архипастыри /index.php?id=36
5. История /index.php?id=34
6. Храмы и монастыри /index.php?id=40
7. Oбразование /index.php?id=42
8. Библиотека /index.php?id=62
9. Паломничество /index.php?id=73
10. Вопрос священнику /index.php?id=74

Полезная информация о Pravoslavie.lv:

Ссылки на веб-сайт и присутствие в социальных сетях

В общей сложности для веб-сайта Pravoslavie.lv найдено 5 указаний с других веб-сайтов. Такие ключевые слова, как Pravoslavie , Михаила , Божьего и Архистратига , очень часто используются при ссылках на веб-сайт. Важнейшими источниками ссылок являются веб-сайты Russkije.lv и Pareizticiba.lv. Чаще всего на главную страницу ссылается Pravoslavie.lv и на страницу /index.php?newid=6712&id=6 другие веб-сайты.

Важнейшие ссылки на этот сайт

Страницы, на которые наиболее часто ссылаются внешние источники

В таблице указаны веб-сайты Pravoslavie.lv, на которые очень часто ссылаются другие веб-сайты, и которые, таким образом, составляют важную часть его содержания.

Замечание: Анализ внешних ссылок основан на самых последних полученных данных.

Техническая информация

Веб-сервер с IP-адресом 213.21.217.70 Pravoslavie.lv используется VERSIA Ltd и расположен в Latvia. Данный веб-сервер обслуживает некоторые другие веб-сайты, где преобладающим языком является русский.

Веб-страницы Pravoslavie.lv обслуживаются веб-сервером Apache на основе языка программирования PHP. В качестве языка разметки веб-страниц используется XHTML 1.0 Transitional . В связи с отсутствием указаний по управлению устройствасбора данных Web Crawler в метаданных, содержание веб-сайта будет регистрироваться в поисковых системах.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.