Мавлид – почитаемый праздник среди мусульман. Мавлид: что такое, история возникновения, особенности праздника, тексты молитв и традиции Мнения современных учёных

Если человек интересуется Исламом, то он по-любому сталкивался с проблемой понимания такого понятия в Исламе как «бид’а». «Бид’а» переводится с арабского языка как «нововведение».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал в своём хадисе: “Будь внимателен ко всему новому, потому что всё новое - это бид’а, и каждое бид’а - отклонение, и каждое отклонение приведёт в Огонь”. (“Сахих” Муслима, 2/592)

Как же определить, что такое бид’а? Толкования и решения по поводу данного термина, встречающегося в работах известных учёных, разнятся. Только понимая смысл решения по нововведениям в Исламе, мы сможем жить по Шариату и совершать поклонение.

Итак, многие известные учёные прошлого давали различные определения этому термину, их так много, что мы не имеем возможности привести их все. Среди них есть такие алимы, как Имам Аш-Шафи’и, Имам Аш-Шатыби, Иззуддин ибн ‘Абд ас-Салям, Имам ас Суюти, Имам Малик, Имам ан-Навави.

Имам Аш-Шафи’и разделил бид’а на две категории: “бида хасана” (хорошее нововведение) и “бида саийя” (плохое нововведение). Сказал Имам Шафии: «Нововведения в делах бывает двух видов: 1) Что введено и противоречит Кoрану, Сунне или наследию Сахабов, Табиинов, или Иджма,- это “бид`а доляля” (заблуждение). 2) Благое нововведение, которое не противоречит ничему из ранее сказанного [Кoран, Сунна, наследие Сахабов, Табиином и “Иджма”], такое “бид`а” непорицаемо».

Потом Иззуддин ибн ‘Абд ас-Салям разделил нововведения на пять различных категорий: некоторые из них ты даже должен делать, и они являются ваджибом. Фактически, его работа является расширенной версией работы Имама Аш-Шафи’и. Примером он приводит необходимость изучения арабского синтаксиса и морфологии для заучивания Корана, никто не может изучать Коран без освоения этих дисциплин. Есть в наши времена мадрасы, и их не было во времена Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Так что нельзя назвать всё, что появилось позже, бид’а, иначе и учебные исламские заведения, и исламские науки - тоже нововведение, ведь при жизни Посланника (мир ему и благословение Всевышнего) не было мадраса в том виде, какие они сейчас.

Итак, некоторые виды бид’а по его классификации являются ваджибом, некоторые - мубах, другие - макрух и т.д. Имам Аш-Шатыби сказал, что нет никаких категорий бид’а, это или бид‘а, или не бид’а, что разрешённые виды бид’а таковыми, по сути не являются, так как метод воплощения их в жизнь соответствует религии Ислам.

Было ещё множество учёных, что давали совершенно свои толкования термину “бид’а”.

Есть хадис, в котором говорится: “Кто бы ни внёс нововведения в наше дело (в нашу религию), которые не из него, они будут отвергнуты”. (“Сахих” Муслима, 3242)

Здесь имеется в виду, что нельзя вносить изменения в Шариат, привносить что-то, что не входит в сунну Пророка или его асхабов, либо противоречит Священному Корану. Все противоречия будут отвергнуты.

Имам Малик сказал: «Тот, кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, — заявляет, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не оправдал доверия, не передал Послание, так как Аллах говорит: «Сегодня я завершил для вас вашу религию». То, что не было частью религии тогда — не является частью религии сегодня». «Аль-И’тисам» Имама Шатыби.

Сказал Имам Шатыби: «Бид`а — это новоизобретённый путь (метод) в религии, уподобляемый Шариату и направленный на образ действия в нём, и чрезмерности в поклонении Аллаху Свят Он и Велик». Смотрите книгу Шатыби «И`тисам» 1/37.

Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Этот хадис (хадис об отвержении нововведений) — один из важнейших, основных принципов Ислама, одно из наиболее кратких и многозначных высказываний Пророка (мир ему и благословения Аллаха). Он (т.е. хадис: «Кто бы не внес нововведение…») ясно устанавливает, что все новшества и нововведения будут отвергнуты. Второе сообщение (т.е. «Кто бы ни делал что-либо…») добавляет другую идею, состоящую в том, что некоторые из последовавших нововведениям могут заупрямиться, когда им представят в доказательство первое сообщение, гласящее: «Кто бы не внес нововведения…». Они могут сказать: «Я не вношу нововведения». В этом случае, в качестве довода может быть предоставлено второе сообщение: «Кто бы ни делал…». Оно ясно указывает, что все нововведения будут отвергнуты, (вне зависимости от того) вносит ли их сам человек, или последовал за тем, кто привносит их. … Этот хадис — из тех, которые должны быть заучены сердцем и использоваться для осуждения злых деяний, и распространяться, как доказательство так, чтобы все люди могли извлечь пользу из него». Шарх Муслим, 12/16.

Но потом Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Тахзиб аль-асма ва ллюгат»: «Нововведение в Шариате – это введение в практику того, чего не было прежде, во времена Пророка. Они делятся на дозволенные и порицаемые». То есть дозволенные всё равно есть.

Когда Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал, что не дозволено никому вносить в религию что-то новое как её часть, он имел ввиду также, что то, что пришло как фард от него и сахабов, необходимо принимать как фард, и это обязательно, что было передано как сунна, необходимо выполнять и признавать как сунну, то, что пришло как мустахаб - можно оставить, и в этом не будет проблемы, только упущенная награда. Если передано, что что-то является мубахом (абсолютно нейтрально), то нет греха в оставлении этого и нет награды в совершении. Так и мы должны воспринимать это, как мубах. Никто не должен поднимать мубах до степени фарда, никто не может ваджиб опускать до степени мубаха и так далее, так как устанавливает правила Пророк (мир ему и благословение Всевышнего).

То есть бидаатчики – это сектанты, люди запрещающие то, что не запрещено, заставляющие людей делать что-то, чего нет в Шариате, обвиняющие мусульман в ширке из-за каких-то мелочей.

Шейх Иззуддин ибн Абдуссалям, рахимахуллах, в книге «Кава’ид» пишет: «Новшества подразделяются на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные и запретные. Определить, к какой из вышеперечисленных разновидностей относится то или иное новшество, можно, сопоставив его с основными положениями Шариата. Новшество, которое соотносится с обязательным положением, также становится обязательным (например, написание книг) и т. д.».

Доказательство благости некоторых нововведений является момент в истории Ислама, когда Халиф Умар ибн аль-Хаттаб (радыйяЛлаху анху), увидев, как мусульмане совместно читают намаз Таравих одобрил это нововведение.

Теперь давайте зададимся вопросом: является ли новшеством Мавлид? И если да, то хорошее это бидаа или плохое?

Имам Суюти в своей книге «Хави аль-Фатава» пишет: «Празднование мавлида ввёл Музаффар (зять Салахуддина аль-Аюби) правитель местности Ирбиль. Он был богобоязненным и религиозно образованным человеком, который стремился приблизиться к Всевышнему Аллаху. На этом празднике вместе с ним присутствовало много учёных и праведников, и никто из них не выступил против этого. Говорится, что ибн Дихья одобрил его и написал об этом книгу. Все учёные, одобрившие мавлид, были очень набожными».

Мавлид – это мероприятие, проводимое мусульманами для выражения радости нашему любимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) . Во времена сподвижников мусульмане были вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и хорошо знали его, поэтому не было необходимости устраивать специальные собрания, где рассказывают о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и его достоинствах. И в эпоху таби ‘ инов мусульмане везде и всегда рассказывали о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и следовали его хадисам, поэтому также не было острой нужды в мавлидах. Потом постепенно люди стали забывать о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) и благочестивые ученые-алимы порекомендовали временами устраивать специальные маджлисы для того, чтобы люди не забывали Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). С этого времени и повелась традиция проводить мавлиды.

Ма‘руф аль-Курхи утверждал следующее: «Кто пригласил братьев по вере на мавлид, приготовив еду, тот в Судный день встанет вместе с пророками».

Фахрудин ар-Рази сказал: «Нет ни одного случая, чтобы не было благодати (бараката) от еды, на которую исполнили мавлид. Если хоть малая часть из этой еды смешается с другими продуктами, то человек, отведавший их, очистится от грехов. Если кто-либо выпьет воду, на которую прочитали мавлид, то его сердце наполнится сиянием (нуром) и избавится от недугов и болезней. И баракат от денег, на которые исполнили мавлид, переходит на все деньги, с которыми они перемешались». Имам аш-Шафии сказал: «Прибежищем для того, кто позвал братьев по вере в свой дом на мавлид, приготовив еду, будет Рай «Наим». Сарию Сакати отмечал: «Кто вышел из дома с намерением посетить мавлид, тот является из числа тех, кто жаждет посетить Райские сады».

Выдающийся ученый и знаток хадисов Ибн Хаджар аль-Аскалани говорил, что мавлид стоит на твердой основе, ибо в хадисах говорится: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он обнаружил, что иудеи постятся в день ‘ Ашура. Он спросил их о причине этого поста и они ответили, что это день, в котором Аллах потопил фараона и спас пророка Мусу, и они проводят его в посте в знак благодарности Всевышнему Аллаху. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мы ближе к Мусе, чем вы»,- и с этого дня стал также возвеличивать день ‘ Ашуры соблюдением поста. Отсюда следует, что таким образом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выражал благодарность за блага Аллаха и за спасение от беды Мусу в определенный день, и повторял это благодеяние каждый год. А благодарность Аллаху проявляется различными поклонениями, как земной поклон, пост, милостыня, чтение Корана. А какая милость может быть больше, чем появление Избранника Аллаха, Пророка милости (да благословит его Аллах и приветствует) , ибо Всевышний в Коране говорит, что Он оказал милость верующим, послав к ним Посланника из их же среды.
Очень важно знать, что проведение позитивных мероприятий, направленных на распространение Ислама по всему миру и на демонстрацию красоты нашей религии, это очень хорошее и правое дело. А те, кто запрещают это – ошибаются.

Мавлид. За и против

Что такое мавлид? Имеет ли он историческую и каноническую обоснованность, в чём его польза для мусульман?

Мнений и доводов много, но вот там ли ищут истину те, кто приводит аргументы против?

Попробуем разобраться, найти зерно истины.

«Мавлид – это новшество, которого не было во времена сахабов » – весомый аргумент, который пытаются подтвердить хадисами Пророка ﷺ :

«Каждое нововведение – заблуждение » (Абу Давуд, Тирмизи).

«Любое дело, в котором нет на него нашего веления, – отвергнуто » (Муслим).

Приведём некоторые факты из жизни сподвижников и их понимание действий, не совершённых Пророком ﷺ (новшества).

Добавление к «Лаббайку»

Пророк Мухаммад ﷺ передал нам формулу, которую читают в обрядах хаджа: «Лаббайка ллахумма лаббайк, лаббайка ля шарика лака лаббайк, инналь хамда ва нимата лака валь мульк ла шарика лака». Абдулла ибн Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) (сын второго халифа Умара ибн Хаттаба (да будет доволен ими обоими Аллах), известный сподвижник Пророка ﷺ , мухаддис (хадисовед), факих (знаток мусульманского права), издавший много фетв, добавил к вышеупомянутой формуле Пророка ﷺ слова: «...лаббайка ва ррагъбау илайка валь амалю» (восхваление).

В чём же причина добавления? Разве ибну Умар (да будет доволен им Аллах) не понимал религию и ничего не знал о хадисах-новшествах? Почему он добавил что-то, не сказанное Пророком ﷺ ?

Вот что говорят учёные о данном случае.

Имам Шафии (150–204 х.) прокомментировал данный хадис: «Если кто-то добавит в «Лаббайк» что-либо из поминания Всевышнего, нет ничего проблемного в этом, как это сделал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) после того, как до него дошли слова, переданные от Пророка ﷺ , хотя для меня лучше ограничиться тем, что передал Пророк ﷺ » (Тирмизи).

Внедрение двух ракаатов перед казнью

Второй случай приведён в достоверных сборниках хадисов из жизни пленённого сподвижника по имени Хаббаб. Когда многобожники вели его на казнь, он попросил дать ему возможность совершить молитву перед смертью. Выполнив намаз в два ракаата, он сказал: «Если бы вы не подумали, что я испугался, то продлил бы молитву, не ограничиваясь двумя ракаатами». После чего его казнили (аль-Бухари).

Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в книге «Фатх уль-Бари» прокомментировал данный хадис: «Хаббаб был первым, кто проложил хорошую сунну совершения перед смертью двух ракаатов для всех пленных мусульман, приговорённых к казни ».

Мы видим, что не было конкретного указания Пророка ﷺ на совершение данного намаза перед казнью. А Хаббаб (да будет доволен им Аллах) первым совершил двухракаатный намаз в такой ситуации, что было подтверждено исламским учёным-богословом и историком Ибн Хаджаром аль-Аскалани.

То есть, несмотря на то, что имеется немало хадисов о молитве вообще, нет указаний Пророка ﷺ на необходимость совершения молитвы перед казнью.

Добавление восхваления в намазе

«Мы совершали молитву за Пророком ﷺ , и когда он выпрямился со словами «СамиАллаху лиман хамидах » («Всевышний слышит восхваляющих Его»), тогда человек, стоящий позади, сказал: «Раббана ва лакаль хамду, хамдан касиран тайибан мубаракан фихи » (выражение хвалы Господу). После завершения молитвы Пророк ﷺ спросил: «Кто произносил слова? » Тот человек ответил: «Я ». И Пророк ﷺ сказал: «Я видел свыше тридцати ангелов, спешащих записать вознаграждение за эти слова » (аль-Бухари).

Ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) в комментарии отметил: «Этот хадис привели в качестве дозволения внедрения в намазе не переданного от Пророка зикра, если не противоречит переданному » («Фатх уль-Бари»).

Второй азан во время пятничного намаза

Ещё один интересный факт. Третий халиф Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) на пятничной молитве добавил второй азан из-за нужды в этом, как сказано во многих достоверных источниках.

Да, во времена Пророка ﷺ был установлен один азан, и добавление второго можно было бы счесть нововведением, если бы...

Разве кто-то может оспаривать знания халифа Усмана (да будет доволен им Аллах), который часто бывал рядом с Пророком ﷺ ? Так и мы не можем оспаривать знания сподвижников, ставших свидетелями данного решения.

Добавление к азану

Хадис: «Билял (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку ﷺ , чтобы взять разрешение для утреннего азана, но ему ответили, что Пророк ﷺ спит. Тогда Билял произнёс в азане: «Ассалату хайрун мина ннавм» («Намаз лучше сна»). Пророк одобрил это » (Ибн Маджах, Табрани).

Объединение стихов Корана в одну книгу

Многие сподвижники знали Коран наизусть, а записи и отдельные отрывки Корана были зафиксированы на камнях, шкурках и дощечках. После одного из больших сражений Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пожаловался халифу Абу Бакру ибн Сиддику (да будет доволен им Аллах) на гибель в битве многих хафизов и посоветовал собрать тексты Корана в одну книгу.

Ответ Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) Умару (да будет доволен им Аллах) требует особого внимания, он сказал: «Как я сделаю то, что Пророк не сделал? »

Но Умар (да будет доволен им Аллах) был настойчив, он стал приводить аргументы в пользу данного решения. Тогда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «А ллах раскрыл мне сердце, и я это понял, как понял Умар ». «Он позвал сподвижника Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), что записывал откровения Пророка ﷺ , и поручил ему собрать Коран. На что Зайд ибн Сабит ответил: “Клянусь Всевышним, перенести одну гору для меня было бы легче, чем то, что вы мне поручаете, – собрать Коран воедино. Как вы можете сделать то, чего Пророк ﷺ не сделал?” Тогда Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) стал ему разъяснять, что в этом есть благо, и тогда Зайду ибн Сабиту (да будет доволен им Аллах) Всевышний открыл понимание данного шага» (аль-Бухари).

Именно такова история создания Корана в том виде, в котором он дошёл до нас.

Невольно возникает вопрос: разве каждое новое действие попадает под определение «новшество»?

Сделав что-то, не известное ранее, не попали ли они под хадис «Каждое нововведение – заблуждение»?

Возможно, мы не всегда правильно понимаем смысл слова «нововведение», что за ним стоит, для чего нужно то или иное действие.

Мнения учёных

Имам Навави аш-Шафии (631–649 х.) по поводу вышеприведённого хадиса сказал: «Этот хадис содержит общее понимание и указывает на нововведения, на которые в основе Шариата нет доводов и ранее они не совершались. Учёные разделили нововведения на обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные, запретные » («Шарх сахих иль-Муслим»).

Хафиз ибн Раджаб Ханбали (736–795 х.) в толковании этого хадиса сказал: «Смысл этого хадиса – новшество, у которого нет основы в Шариате, а если основа есть, то даже нововведением в Шариате не называют, так его называют только в арабском языке » («Шарх сахих аль-Бухари»).

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани (773–852 х.) сказал: «Цель слов “Каждое новшество – это заблуждение” – то, что появилось в религии без общего или частного довода после жизни Пророка , и если нововведение содержит благое, то это желательное нововведение… » (толкование достоверных хадисов аль-Бухари «Фатх уль-Бари», том 4, стр. 298).

Например, есть общее указание Пророка ﷺ на зикр «поминайте Аллаха…», на дуа, садака, и каждый в любое ему угодное время и место может поминать Аллаха, так как Пророк ﷺ не ограничил определённым временем и местом.

Нам приходится приводить глубокие и сложные правила учёных Ислама для того, чтобы незнающий не делал ошибок в понятии «новшество», вычитав хадис, и не обвинял неуместно в заблуждении.

Аль-Байхаки (384–458 х.) передаёт от имама Шафии, что он сказал: «Нововведения бывают двух видов. Противоречащие Корану, Сунне и иджме (единогласие учёных) – это порицаемые нововведения. Хорошие нововведения, не противоречащие вышеприведённому, являются одобряемыми » («Манакибу Шафии»).

То есть и имам Шафии, и Байхаки поясняют принцип разделения понятия «нововведение».

Что такое хорошо, а что такое плохо

Пророк Мухаммад ﷺ указал на особые поклонения, определив конкретное время, место, ракааты и т. д. Утренняя молитва установлена Пророком ﷺ в конкретное время – с рассвета до восхода солнца – в два ракаата. Но предположим, по какой-то причине вы решили добавить ещё один ракаат, оправдывая поступок поклонением Всевышнему. А кто-то по тем же причинам решит изменить время молитвы, число земных поклонов, а то и вовсе совершить намаз на русском языке – вот эти действия противоречат Сунне Пророка ﷺ и являются запрещённым новшеством.

Но если вы, руководствуясь общим велением читать зикр, салават без обозначения времени и места, сами определите для себя и время, и место, например – «после каждого намаза буду читать один джуз», то это не является новшеством.

Изучение арабской грамматики – это похвальное новшество, необходимое для понимания текстов Корана и хадиса, как это говорят учёные, хоть нет прямого веления Пророка ﷺ .

На этот счёт есть чёткое правило учёных-богословов: «То, без чего невозможно исполнение обязательного, тоже становится обязательным».

Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 х.): «Сошлись во мнениях учёные о дозволенности хорошего новшества, и есть надежда на получение вознаграждения человеку, выполняющему это дело с благой целью. Это всё новое, соответствующее правилам Шариата и не противоречащее нормам. Это как постройка минаретов, медресе – из того полезного, чего не было в первые годы Ислама, это всё соответствует нашей религии » («Фатх уль-Мубин»).

Приведу имена некоторых известных учёных, которые подразделяют понятие «новшество»: ибн Хазм (456 х.), аль-Газали (505 х.), ибн Асир (637 х.), аль-Мунзири (656 х.), аль-Иззу ибну Салам (660 х.), Заркаши (794 х.).

Плюс ко всем учёным даже ибн Таймия разделял понятие «новшество».

Ибн Таймия в книге «Дару таарузиль акли ва накли » сказал: «Воистину, то, что противоречит религиозным основам, по единогласию мусульман, – это новшество, а то, в чём нет расхождений с основами религии, то это новшеством не называют ». То есть он подтвердил довод имама Шафии о том, что новшество бывает двух видов…

Часто в качестве довода оппоненты приводят изречение одного из авторитетных имамов мазхабов – имама Малика (93–179 х.), сказавшего: «Кто привносит в Ислам нововведение, относясь к нему как к благу, тот заявляет, что Мухаммад не оправдал доверия, не передал Послание так, как Аллах говорит: ‘‘Сегодня я завершил для вас вашу религию’’ » («Аль-Итисам»).

Имам Малик не противоречит мнению остальных учёных в утверждении «Ислам основан Пророком ﷺ , и никто не имеет права добавлять или убавлять что-либо». Но оживление Сунны Пророка ﷺ новыми путями и методами допустимо. Имам Шафии сказал: «Порицается называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате» («Манакибу Шафии»).

Отчасти подтверждает слова имама Шафии и имам Малик, а также учёные маликитского мазхаба.

Имам аль-Карафи Малики (684 х.) сказал: «…истина, что новшество – пяти видов (обязательное, запретное, желательное, нежелательное, дозволенное)» (Аль-Фурук).

Имам ибну Абдиль Бар Малики (368–463 х.), хафиз, мухаддис, сказал: «Что касается слов Умара (да будет доволен им Аллах) “Как же прекрасно это новшество!”, то на языке арабов это означает внедрение того, чего не было ранее. Всё, что появилось в религии и противоречит установленной прежде сунне, является новшеством, в чём нет пользы, и необходимо порицать и сторониться этого пути. А что касается новшества, которое не противоречит основам Шариата и Сунны, то это хорошее новшество, как сказал Умар, потому что его основа берётся из Сунны».

Быть или не быть

А теперь допустим, что мавлид является новшеством. Учёные о нём высказывались следующим образом.

Абу Шамат (596–665 х.), учитель имама Навави, сказал: «Из прекрасного, что появилось в наше время, – то, что происходит ежегодно в день рождения Пророка ﷺ , – проявление радости, блага, пожертвования, признак любви и возвеличивания Пророка ﷺ , выявление благодарности Всевышнему за то, что нам даровал Пророка ﷺ » («Аль-Баваис фи Инкар иль-Бидаи валь-Хавадис»).

Шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 х.) передаёт: «Основа проведения мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу салих) в трёх столетиях, но вместе с этим он заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при его проведении остерегаться всего запретного, то следует относиться к нему как к благому новшеству. В противном же случае мавлид порицается.

Я нашёл достоверную основу для проведения мавлида в двух сахихах (аль-Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает, что, когда Пророк ﷺ прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: «Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу (мир ему). Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю». Из этого извлекают пользу, выражая благодарность Аллаху за то, что с кем-то что-то произошло в определённый день, например получение благодати или отвод беды, и повторяется в этот день каждый год.

Выражение благодарности осуществляется разными видами поклонения, такими как пост, подача милостыни, земные поклоны, чтение Корана. А какое благо величественнее, чем появление этого Пророка ﷺ , Пророка ﷺ милости, в данный день?! Согласно этому нам следует ограничиться тем, что понимается под выражением «благодарность Аллаху». Это чтение Корана, угощение пищей и чтение чего-либо, прославляющего Пророка ﷺ , – действия, которые склоняют сердца к совершению добра и деяний Ахирата.

Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974): «Большинство мавлидов и поминаний Аллаха , которые проводятся нами, содержат в себе благо, такое как милостыня, благословление Пророка и его восхваление… » («Аль-Фатава аль-Хадисия»).

Имам ибну Абидин Ханафи: «Знай, что из новшеств есть похвальные – такие как исполнение мавлида в месяц рождения Пророка . Собираться для прослушивания историй Обладателя муджизатов (чудес) – одно из больших приближений к Господу, из-за того что в этом месте Его много прославляют ».

Аль-Хафиз ас-Суюти (849–911 х.) сказал: «При проведении мавлида собираются люди, читают Коран, рассказывают о знаменательных событиях, которые произошли во время рождения Пророка Мухаммада ﷺ , также готовится угощение. Проведение мавлида таким образом – одобренное Шариатом новшество. Празднующие мавлид мусульмане получают вознаграждение (саваб), так как они совершают это для возвеличивания Пророка Мухаммада ﷺ , для того чтобы выразить свою радость».

Мнения современных учёных

Сегодня масштабы проведения мавлидов велики, и отчасти это подтверждает одобрительное мнение исламских учёных. В России большая часть мусульман придерживается ханафитского учения, на Кавказе – шафиитского. Но мавлиды проводятся практически в каждом уголке России.

Вот как комментирует вопрос допустимости проведения мавлидов Муфтий Республики Татарстан Камиль-хазрат Самигуллин: «Посланник Аллаха – венец человеческого рода. Он лучший из людей и океан милости и доброты. Он тот, чья жизнь является примером для всех людей. Никакое сравнение не может охватить его и дать полного представления о нём. Как бескрайнее море невозможно уместить в стакане воды, так и невозможно описать словами его благородные качества, слова и поступки. Пророк Мухаммад – человек, сопричастностью к которому мы гордимся!

Аллах в Достопочтимом Коране сказал (смысл): «Пусть они выражают радость в честь благости и милости Всевышнего Аллаха вам » (сура «Йунус», аят 58).

Иными словами, Всевышний повелел нам радоваться милости, а Пророк Мухаммад ﷺ – наибольшая милость, ибо Создатель также сказал (смысл): «Мы послали тебя (о Мухаммад ) лишь как милость для всех миров » (сура «Аль-Анбийа», аят 107).

День рождения Пророка Мухаммада ﷺ испокон веков отмечается в разных уголках мира. Мавлид ан-Наби один из древнейших и глубоко почитаемых праздников татарского народа . В этот день наши предки собирались вместе и читали мунаджаты, дуа и салаваты, а это в свою очередь является причиной ниспослания нам милости Всевышнего Аллаха. В наше время в Татарстане праздник мавлида отмечается на протяжении всего месяца Раби уль-Авваль : во всех мечетях и медресе проходят праздничные мероприятия, которые сопровождаются рассказами и касыдами о жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижниках, с восхвалениями Всевышнего и благословениями Пророка ﷺ , религиозными песнопениями и чтением Священного Корана. Стало многолетней традицией на всероссийском уровне проводить мавлид ан-Наби в Болгаре – месте принятия Ислама татарами. В достоверном хадисе говорится: «Кто один раз произнесёт мне салават, тому Аллах окажет милостей в десять раз больше ». Бесспорно, это мероприятие позволяет мусульманам выразить свою любовь к Посланнику Аллаха ﷺ ».

Но было бы глупо утверждать, что мавлид проводится только в России. Не раз российские паломники в Мекке имели честь присутствовать на мавлидах, проводимых учёными маликитского мазхаба, последователями имама Малики Алави, автора многих трудов в поддержку мавлида.

Кстати, не могу не привести забавный казус. Некоторые российские студенты, что прошли обучение в Сирии у доктора шариатских наук Мустафы Диб аль-Буга, на родине, будучи приверженцами одного из нетрадиционных течений, выступают противниками мавлида, обвиняя в заблуждении. Но при этом сам Мустафа Диб аль-Буга в качестве почётного гостя не раз принимал участие в республиканском мавлиде в ночь рождения Пророка ﷺ в месяце Раби уль-Авваль.

В беседе с нашим корреспондентом Мустафа Диб аль-Буга прокомментировал вопрос, является ли мавлид допустимым:

– Моё мнение – в мавлиде нет ничего запретного, и желательно его проводить ради напоминания мусульманам о жизни и поведении Пророка ﷺ , о сделанных им указаниях сподвижникам. Это лучшее напоминание нам о необходимости следовать этим указаниям и действиям.

То, что мавлид проводится в определённый день, можно считать нововведением?

– Если сказать людям, что в этот день обязательно нужно праздновать мавлид, то это выходит за рамки Шариата, и нельзя так поступать. Но невольное совпадение воспоминания о Пророке ﷺ возникает в день и месяц, в котором он родился. И мы стараемся обратить внимание людей на Пророка ﷺ , который, как сказано в Коране (смысл): «Мы ниспослали тебя лишь как милость для всех миров » (сура «Аль-Анбия», аят 107).

Мы, жители Сирии, отмечаем мавлид, рассказывая о Пророке ﷺ , его жизнедеятельности, о сподвижниках, и нет в этом никаких проблем. Но мы не говорим, что это праздник (ид), мавлид и не является таковым, праздник – это Курбан-байрам и Ураза-байрам. Но сегодня даже в свадьбах присутствует много запретного, но мы говорим: свадьба – это благодать Всевышнего, и нужно взамен на Его благо ответить благодарностью.

Но если Пророк и его сподвижники не совершали мавлида, указывает ли это на его запрет?

– Нуждался ли Пророк ﷺ в том, чтобы его вспоминали при жизни? Сподвижники, которые жили вместе с Пророком ﷺ , нуждались ли они в том, чтобы Пророк ﷺ им рассказывал о своём нраве, действиях и поведении? Вместе с этим до нас дошло, что Абдулла ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) в месяц Раби уль-Авваль собирал своих детей и рассказывал им что-нибудь из жизни Пророка ﷺ .

Детали

Чтобы лучше понимать, в чём же благо мавлида, попробуем разобраться, как он проходит и есть ли в нём основа.

Мавлид состоит из шести частей.

Первая чтение Корана .

Пророк ﷺ сказал: «Читайте Коран, воистину он явится заступником за вас в Судный день » (Муслим).

Вторая чтение салавата, рассказа о жизни Пророка .

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка . О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно » (сура «Аль-Азхаб», аят 56).

В хадисе сказано: «Наиболее близки ко мне по степени те из вас, которые больше благословляют меня » (Тирмизи).

Третья зикр .

О уверовавшие, поминайте Аллаха частым поминанием » (сура «Аль-Ахзаб», аят 41).

Пророк ﷺ сказал: «Пусть твой язык не перестаёт быть влажным от поминания Аллаха » (Тирмизи, ибн Маджах).

(Смысл): «Разве не поминанием Аллаха обретают покой сердца уверовавших? » (сура «ар-Раъд», аят 28)

Пророк ﷺ сказал: «Кто бы ни упомянул Аллаха, его окружат ангелы и покроет милость Аллаха, и снизойдёт на него спокойствие, и упомянет его Аллах среди тех, кто возле Него » (Муслим, Тирмизи).

Некоторые считают, что собираться для коллективного исполнения зикра нельзя, мол, нет в Исламе для этого основы.

Но в хадисах есть ответ и на эти сомнения.

Бухари приводит от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Громкий зикр, когда люди завершали обязательную молитву, имел место во времена жизни Пророка . По нему ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) узнавал о том, что намаз завершился и люди расходятся из мечети » (Бухари).

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Если будете проходить мимо райских садов, то заходите туда и наслаждайтесь в них! » Его спросили: «Что это за райские сады? » Пророк ﷺ ответил: «Группы (собравшихся) для поминания Аллаха » (ат-Тирмизи).

А это уже прямое подтверждение резонности коллективного совершения зикра.

Четвёртая дуа (мольба).

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Вы просите Меня – и Я отвечу на ваши мольбы » (сура «Гафир», аят 60).

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Дуа – оружие верующего, опора религии и свет небес и земли » («Джами уль-ахадис»).

Пятая объединение .

В Коране сказано (смысл): «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь » (сура «Алю Имран, аят 103).

Шестая подарки .

Пророк ﷺ сказал: «Дарите подарки, поскольку это увеличивает любовь друг к другу » (Муслим).

На все эти желательные действия было прямое указание. Считающий недопустимым объединять в одном месте все эти похвальные поступки должен привести довод на запрет объединения.

Примечание

«Имам Шафии порицал называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате, даже если саляфы-салихуны (праведные предки первых трёх веков после смерти Пророка ﷺ ) не совершали этого, ибо они могли не соблюдать это действие по каким-то причинам, или в их время лучше было оставить его, или они упустили знания об этом действии» («Манакибу Шафии»).

Ибну Таймия сказал: «…что касается возвеличивания мавлида и празднования этого дня, то некоторые люди делают это, и им будет огромное вознаграждение за благородное намерение и за возвеличивание Посланника Аллаха ﷺ » («Иктизау ас-сиратиль мустаким»).

Ученики Ибн Таймии одобрительно отозвались о правителе Музаффаре, который первым масштабно и ежегодно проводил мавлид в честь Пророка ﷺ .

Ибн Касир (700–774 х.) в своей книге «Аль-бидая ван-нихая» описывает Музаффара (Абу Саид ибн Зайнуддин Али) как одного из самых щедрых, славных правителей. Он подчёркивает такие его личностные качества, как храбрость, справедливость, образованность в вопросах религии. Каждый год в месяце Раби уль-Авваль он проводил торжества по случаю дня рождения Пророка ﷺ , то есть мавлид. Шейх Абу Хаттаб ибн Дихья написал книгу о мавлиде, которую назвал «Аттанвир филь мавлиди аль-башир ван-назир», и вручил её Музаффару в качестве дара, за что тот вознаградил его тысячей динаров. Он (Музаффар) участвовал в осаде крепости Акка, занятой крестоносцами, выкупал у них пленных мусульман, общее количество которых достигло 60 тысяч. Его жена Рабиа Хатун бинт Айюб рассказывала, что Музаффар раздавал своё имущество бедным, а сам ходил в рубахе, которая стоила пять дирхамов, а выдал её замуж за него Саляхуддин (её брат). Каждый год на празднование мавлида он тратил 300 тысяч динаров, на обеспечение водой паломников в двух святынях (Мекка и Медина) – 30 тысяч динаров.

Имам Захаби (673–748 х.) отмечает, что султан Музаффар любил раздавать милостыню, построил медресе, приюты для бедных и больных, дома для сирот и бездомных, и он сам посещал больных, справляясь о здоровье каждого. И не допускал он, чтобы какое-либо порицаемое действие проникло в его земли. Что касается празднуемого им мавлида, то его великолепие и масштаб сложно описать словами. Далее Захаби в подробностях рассказывает про мавлид, говорит, что за книгу о нём Музаффар подарил Ибн Дихье тысячу динаров («Сияр»).

Противники мавлидов часто ссылаются на учёных, чьи мнения мы сейчас привели. Но, как оказалось, они вовсе не являются противниками мавлидов и не считают их нововведением.

Двойные стандарты

Ежегодно в университете Ибн Сауда в Эр-Рияде в годовщину смерти Ибн Абд уль-Ваххаба проходит торжественное мероприятие, на котором звучат речи, восхваляющие этого человека, вспоминаются его деяния. А разве это правильно?

Вот что по данному факту говорит в одном из своих выступлений исламский богослов, доктор философии Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути:

– Я вам как-то говорил, что меня пригласили на мероприятие именно те, кто отвергал мавлиды и считал это новшеством. Пригласили меня на собрание, приуроченное к годовщине рождения Мухаммада ибн Абд уль-Ваххаба, миллионы были потрачены на это мероприятие. Но тому, кто пригласил меня, я ответил: «Поистине, этот съезд является новшеством согласно вашим же словам, в связи с этим я не могу принять ваше приглашение». И это удивительно, почему собрание, посвящённое Пророку ﷺ , является, по их меркам, новшеством, а съезд, посвящённый Мухаммаду ибн Абд уль-Ваххабу, считается хорошим поступком? Как так?

И что за шариатское правило (каида), установившее, что это – новшество, а то – не новшество? Дело ясное, мы им не запрещаем этого, но только по той причине, что знаем о дозволенности подобных мероприятий…

Заключение

У нас не было цели и умысла оскорбить или разоблачить кого-либо, важно только одно – прийти к общему согласию и пониманию сути вопроса.

Мы привели доводы многих учёных только с одной целью – говорить о мавлиде как о новшестве, запретном для мусульман, нельзя, это неправда.

А если есть ещё в вашей душе сомнения, не пора ли просто всё оставить на Аллаха, не высказываться по этому поводу. Возможно, порицание этого действия может коснуться аятов и хадисов, ради которых люди собрались на мавлид. Помните – каждый выбрал в этой жизни свой путь, свою профессию: продавец – торгует, механик – ремонтирует, строитель – строит, а религиозные знания оставьте тем, кто посвятил наукам долгие годы, не берите на себя непосильную ношу.

В хадисе сказано: «Когда придёт время, в котором важные дела станут поручать недостойным людям, то ожидай наступления Судного часа » (аль-Бухари ).

Абдулла Магомедов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова мавлид

мавлид в словаре кроссвордиста

Википедия

Мавлид

Мавлид - празднование дня рождения пророка Мухаммада. Проводится 12 числа третьего месяца мусульманского лунного календаря. В некоторых мусульманских странах отмечается достаточно пышно и в течение всего месяца: в городах развешивают плакаты с аятами из Священного Корана, в мечетях собираются люди, поются религиозные песнопения (нашиды), читаются проповеди о жизни пророка Мухаммеда и т.д..

Мавлидом также называют собрания мусульман, на которых собирающиеся делают тоже, что и в праздник, однако такие собрания не приурочиваются к какой-то конкретной дате. В некоторых народах, традиционно исповедующих ислам, мавлидами также принято называть и собрания по случаю свадьбы, рождения ребёнка и т. д.

О дозволенности, с точки зрения исламского шариата, практики так называемых мавлидов, не приуроченных к предполагаемой дате рождения пророка Мухаммада, среди исламских богословов и течений нет разногласий, при условии если на них соблюдаются нормы шариата. Что же касается дозволенности праздника в честь дня рождения пророка Мухаммада, то в этом вопросе среди исламских богословов существуют разногласия - например, салафиты считают мавлид нововведением.

Из Священного Корана , в мечетях собираются люди, поются религиозные песнопения (нашиды), делаются выступления ученых.

Мавлид - это мероприятие, проводимое мусульманами в честь рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Мавлид проводится в месяце Раби-уль-Авваль, в котором он родился. Но Мавлид можно провести и в другое время. На Мавлиде читают шахадат, истигфар («Астагфируллаh»), аяты и суры Корана, зикр, салават, стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называется Мавлид). На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), радость Милости Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), читают дуа (молитвы), раздают садака, ведут благочестивые разговоры. При проведении Мавлида категорически не допустимо нахождение в одной комнате мужчин и женщин (между ними должна быть преграда, закрывающая обзор, женщины не поднимают голос, не шумят), нельзя вести ненужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования Шариата. При жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Мавлиды не проводились (точнее, все, что входит в Мавлид, при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) совершали, но термин «Мавлид» при этом не применялся), и основываясь на этом, некоторые люди в последнее время стали отрицать Мавлид. Но все признанные и известные мусульманские алимы, знавшие намного лучше тонкости и глубину нашей религии, в течение многих веков без всяких сомнений одобряли и проводили Мавлиды. Для этого было много причин. Вот некоторые из них:
1. Проявлять любовь к пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), а значит и радоваться его рождению, велит нам Всевышний Аллах.
2. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ценил свое рождение (в частности, он соблюдал пост по понедельникам, так как родился он в понедельник), благодарил Всевышнего Аллаха за то, что Он создал его и дал жизнь, восхвалял Его за это благо.
3. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) награждал поэтов, воспевающих его в своих произведениях, одобрял это.
4. Мавлид - это собрание мусульман для выражения радости по случаю рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и любви к нему. В хадисе сказано, что каждый окажется рядом с тем, кого любит.
5. Пение Мавлида (стихотворных повествований о рождении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о его жизни и пророческой миссии) способствует получению знаний о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), а тому, кто имеет такое знание, напоминает об этом еще раз, и это вызывает переживания, способствующие усилению любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
6. В нашей религии высоко ценится собрание мусульман для совместного ибадата, изучения религии, раздача милостыни (садака). 7. Не все, чего не делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), является запретным и нежелательным. Например, при его жизни не был собран Коран в одной книге, не были собраны в книгах хадисы, не были сформированы отдельные исламские науки, не было исламских книг, учебных заведений, не было исламских проповедей по радио и телевидению и т. д. Тем не менее это не только не запретно, но и желательно, высокочтимо.

Дни празднования Маулида по григорианскому календарю

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Тепловые трубки
  • Пионер-4

Смотреть что такое "Мавлид" в других словарях:

    мавлид - [مولد] а 1. ҷои валодат, ҷои таваллуд, зодгоҳ 2. замони таваллуд, мавлуд … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

История праздника

Впервые Мавлид начали праздновать по указанию правителя сирийской местности Ирбиль в XII веке. Для проведения первого мавлида он собрал известных ученых и праведных суфиев, хорошо знающих Хадисы .

Традиции проведения праздника

На Мавлиде читают шахадат, истигфар («Астагфируллах»), аяты и суры Корана , зикр , салават , стихотворные повествования о рождении Посланника Аллаха, его жизни и пророческой миссии (такое стихотворное повествование тоже называется Мавлид), слушают рассказы (часто в поэтической форме и в виде многоголосного, преимущественно мужского, пения) . На Мавлиде также выражают радость по случаю рождения пророка Мухаммада , радость Милости Всевышнего Аллаха, сделавшего нас из уммы Мухаммада, читают дуа (молитвы), раздают садака , ведут благочестивые разговоры .

Мавлид проходит следующим образом: люди собираются для чтения отдельных сур Корана, о знаменательных событиях, происшедших во времена Пророка Мухаммада, мир ему, угощают людей, пришедших на мавлид. Среди этих людей могут быть родственники, друзья, соседи, а также те, кто с чистым намерением хочет поддержать устроителей мавлида. За это мусульмане получают небесную награду - сауаб - за совместное поминание благородных деяний Пророка, мир ему, и возвеличивание Всевышнего. Согласно нормам шариата , при проведении Мавлида категорически не допустимо нахождение в одной комнате мужчин и женщин (между ними должна быть преграда, закрывающая обзор, женщины не поднимают голос, не шумят) , нельзя вести ненужные разговоры, особенно об отсутствующих, нарушать другие требования шариата .

Богословие и мавлид

При жизни пророка Мухаммада Мавлиды не проводились (точнее, все, что входит в Мавлид, при жизни Пророка совершали, но термин «Мавлид» при этом не применялся), и, основываясь на этом, некоторые люди в последнее время стали отрицать Мавлид. Однако, впоследствии данная традиция укоренилась в исламском обществе. Однако, существует и современная критика проведения данного празднества.

Сторонники проведения праздника

Празднование Маулида сильно распространено как в арабских странах, так и на постсоветском пространстве. Сторонники празднования Маулида опираются на два известных мнения. Первое из них - празднование Маулида из любви к пророку Мухаммаду, сходящее из множества его хадисов, один из которых приведен ниже.

Основными объяснениями своих действий, как правило, являются следующие мнения:

Такие выдающиеся исламские ученые, как имам хафиз ибн Хаджар Аскаляни и имам Суюти, говорили о дозволенности мавлида .

Противники проведения праздника

У ряда верующих существует мнение, что Маулид является недозволенным нововведением в исламе, и празднование этого праздника ими не только порицается, но и запрещается. Их мнение основано на толковании хадисов о недозволенности нововведений, приводимых со слов пророка Мухаммада, в том числе:

Ученый-богослов Муиззутдин Хасан Хуарзими писал в своей книге Аль-Кауль Му’тамад:

Ученый-богослов Аллама Анвар Шах аль-Кашмири писал относительно введения этого праздника в ислам:

Дни празднования Маулида по григорианскому календарю

Примечания

Ссылки

  • Статья Мавлид и его достоинства на сайте islamdag.ru
  • Статья Фетва имама ас-Суюти о законности мавлида на сайте darulfikr.ru
  • Статья Мавлид на сайте k-muhammad.ru
  • Статья Праздник: Мавлид - день рождения пророка Мухаммада на сайте religion.ng.ru
  • Статья Мавлид - День Рождения Пророка Мухаммада на сайте gov.cap.ru
  • Статья Мавлид - салаваты посвященные Пророку Мухаммаду на сайте whyislam.ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Маулид" в других словарях:

    Рождение, время рождения, место рождения. Название праздника посвященного рождению пророка Мухаммада, который отмечается ежегодно 12 Раби (I). Согласно наиболее распространенной версии пророк родился в этот день в год Слона (См. Асхаб аль Филь).… … Ислам. Энциклопедический словарь.

    - (маулид ан наби), в исламе праздник рождества пророка Мухаммеда … Современная энциклопедия

    Маулид - (маулид ан наби), в исламе праздник рождества пророка Мухаммеда. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 праздник (133) рождение (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    МАУЛИД - см. МАУЛИД – перевод Маулид – Пехуымпар Мæхæмæты райгуырæн бон. Пысылмон дин чи кæны, уыдонæй Пехуымпар Мæхæмæты чи нæ зоны, ахæм нæ разындзæн. Hæ райгуырды мæй нымад у кадджын бæрæгбоныл, вæййы раби аль аввалы мæйы дыууадæсæмы. Араббæгтæ ацы… …

    Маулют, мавлют, мулид, маулюд (арабский рождение), мусульманский религиозный праздник день рождения пророка Мухаммеда. Установлен в 10 11 веках. Отмечается 12 го числа раби аль авваль (3 го месяца) мусульманского лунного календаря … Большая советская энциклопедия

    Ислам · Пророки … Википедия

    МАУЛИД – перевод - см. МАУЛИД Маулид – праздник по случаю дня рождения пророка Мухаммеда, отмечаемый 12 го числа месяца раби аль аввал. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда не известна, Муалид был приурочен ко дню его смерти. Рождество Мухаммеда стали отмечать… … Словарь по этнографии и мифологии осетин

    Мусульманский праздник Маулид ан-Наби – Рождение Пророка Мухаммада - Мусульманская община мира отмечает день рождения Пророка Мухаммеда 12 числа третьего месяца исламского лунного календаря - раби аль авваль. По григорианскому календарю в 2010 году день рождения Пророка приходится на 26 февраля. Однако само… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Рождение Пророка - мусульманский праздник Маулид ан-Наби - Мусульманская община мира отмечает в четверг день рождения пророка Мухаммеда, в ОАЭ и многих других странах день "благословенной годовщины" объявлен выходным. Мухаммед, которого Аллах избрал своим посланником и пророком, родился в Мекке … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Ал-Маулид ал-набауий ал-шариф. Торжественное повествование о благородном Рождестве Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует , Ал-Сиййид Зайн ал-Дин Джафар ибн Хасан ибн Абд ал-Карим ал-Барзанджи. Предлагаем Вашему вниманию книгу Маулида. В мусульманской среде данным термином обозначают день рождения Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует; произведение, повествующее…
Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.