Митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский: биография. Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский  От епископства до митрополитства

Высшее звено в иерархии православной церкви составляет епископат. Один из самых влиятельных его представителей в российском православии - митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский - станет темой этой статьи.

Рождение, образование

Родился будущий иерарх РПЦ 22 сентября 1935 года в Ярославле. Владимир Поярков - а именно такое имя носил в миру митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский - происходил из семьи служащих. С одиннадцати лет он стал посещать церковь, прислуживая в алтаре в Кафедральном соборе Ярославля. После окончания средней школы он сдал вступительные экзамены в Ленинградскую духовную семинарию, которую впоследствии окончил по первому разряду. Затем он продолжил свое обучение в Ленинградской духовной академии.

Пострижение в монашество и рукоположение

В 1959 году Владимир Поярков принимает решение постричься в монашество. Церемонию проводит Никодим (Ротов), на тот момент еще архимандрит и будущий митрополит Ленинградский и один из самых выдающихся иерархов РПЦ в 20 веке. Именно он нарекает его Ювеналием в честь одноименного святого, при жизни бывшего патриархом Иерусалима. Меньше чем через месяц монах Ювеналий посвящается в сан иеродиакона, а еще через два месяца - в иеромонаха.

Служение в сане священника

Как священник будущий митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский, фото которого расположено ниже, принимает участие в различных делегациях от РПЦ в Европе, в том числе во Всемирном совете церквей. Он трудится в Отделе внешних церковных сношений, а в 1961-1962 годах преподает в семинарии Новый Завет. Затем сменяется ряд назначений на зарубежные приходы, а в 1964 году решением Священного Синода архимандриту Ювеналию определено стать епископом.

Архиерейская хиротония и служение до назначения на Крутицкую и Коломенскую кафедру

Митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский был рукоположен в епископа 26 декабря в Александро-Невской лавре. Чин хиротонии возглавил тот же самый Никодим (Ротов), который в это время уже занял Ленинградскую кафедру и стал митрополитом. В качестве места служения епископу Ювеналию была определена Зарайская кафедра. Служение его там, однако, было недолгим. Как и в бытность свою священником, он в основном окормлял зарубежные общины. Японское благочиние, а затем приходы в США - вот где служил и вел дела в 1960-1970-х годах митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Биография его связана с такими событиями, как рождение автокефальной Американской православной церкви и автономной православной церкви Японии.

За труды по организации поместного в 1971 году возвел Ювеналия в сан архиепископа. А еще через год его возводят в сан митрополита. С тех пор он является постоянным членом Священного Синода РПЦ МП и председателем Отдела внешних церковных сношений. В 1977 году назначен митрополитом Крутицким и Коломенским.

Служение в Крутицкой и Коломенской епархии

Должность председателя вышеуказанного отдела он оставляет в 1981 году по собственному желанию. С тех пор он являлся в разные годы членом множества государственных, общественных и церковных обществ и комиссий. К примеру, он занимал пост вице-президента в Обществе США - СССР и в Обществе дружбы СССР - ФРГ, а также являлся членом многих других подобных структур.

На сегодняшний день, занимая прежнюю кафедру, митрополит Ювеналий является управляющим делами Московской епархии. Кроме того, он председательствует на заседаниях комиссии Синода по канонизации святых. Начиная с 1993 года, в его обязанности также входит сопредседательство в организационном комитете, который занимается подготовкой и проведением и культуры.

За свое служение церкви митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский удостоен множества церковных и светских наград. В числе прочего он является обладателем орденов Преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Равноапостольного князя Владимира и Даниила Московского. Помимо этого, он награжден различными наградами от десяти других поместных православных церквей, а также правительства Российской Федерации.

Церковная репутация

Один из влиятельнейших и старейших иерархов патриархии - так известен сегодня митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский. Отзывы о нем со стороны различных церковных кругов разнятся. Крайние консерваторы недолюбливают его как никодимовца и за лояльность к деятельности почившего священника Александра Меня и священника Георгия Кочеткова. С другой стороны, сам он не пользуется славой либерала или реформатора, представляя собой церковного функционера и администратора с весьма традиционными взглядами. Сохраняя церковно-идеологический нейтралитет, митрополит Ювеналий избежал скандальности и известен как преданный церкви иерарх, талантливый управленец и архипастырь.

Митрополит Ювеналий (Поярков)

Митрополит Ювеналий (Поярков) - в миру - Владимир Кириллович Поярков родился 22 сентября 1935 года в Ярославле в семье служащих. Русский. Родственники со стороны отца были старообрядцами.

  • Религиозное воспитание осуществляла мать, бывшая духовной дочерью архиепископа Варлаама (Ряшенцева), которого она посещала в ссылке, затем священника Владимира Градусова (впоследствии архиепископ Ярославский).
    С 1946 состоял в числе прислуживающих в алтаре Ярославского кафедрального собора при ярославских архипастырях.
  • Окончил среднюю школу в Ярославле.
  • После епископа Угличского Исаии (Ковалёва) его «постоянным духовным руководителем <…> до дня своей блаженной кончины» был, начиная со времени иеродиаконства, Никодим (Ротов). Митрополиту Никодиму же он относит своё назначение в 1972 году председателем ОВЦС: «Думаю, что и он был уверен в последующие годы в моей преданности Церкви, ибо после перенесенного им первого инфаркта в 1972 году рекомендовал меня в качестве своего преемника на пост председателя Отдела внешних церковных сношений».
  • В 1953 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию, которую окончил по 1-му разряду.
  • В 1957 году поступил в Ленинградскую Духовную Академию.
  • 10 октября 1959 года в Иоанно-Богословском храме при Ленинградской духовной академии пострижен в монашество архимандритом Никодимом (Ротовым) с именем Ювеналий, в честь святителя Ювеналия, патриарха Иерусалимского.
  • 4 ноября 1959 года митрополитом Ленинградским и Ладожским Питиримом (Свиридовым) рукоположён во иеродиакона. 1 января 1960 года епископом Лужским Алексием (Коноплёвым) рукоположён во иеромонаха.
  • Никодим (Ротов), ставший в июле 1960 года епископом и председателем Отдела внешних церковных сношений, перевел иеромонаха Ювеналия в Москву
  • 1961 г. - окончил Московскую духовную академию (1961).
  • 7 июля 1962 года за усердное служение Святой Церкви Святейший Патриарх Алексий I наградил иеромонаха Ювеналия саном игумена с возложением креста с украшениями, а 14 июля правом ношения палицы.
  • С 21 февраля 1963 по 22 декабря 1964 года - начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (в период Апельсиновой сделки).
  • 25 ноября 1965 решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.
  • 25 декабря 1965 года в Иоанно-Богословском храме Ленинградской Духовной Академии состоялось наречение, а 26 декабря в Троицком соборе Александро-Невской Лавры - архиерейская хиротония, которую возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, Председатель Отдела внешних церковных сношений.
    20 марта 1969 - назначен епископом Тульским и Белёвским с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений.
    18 июня 1971 года за усердные труды по проведению Поместного Собора Русской Православной Церкви 30 мая - 2 июня 1971 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.
    27 апреля 1972 года удостоен сана митрополита.
    30 мая 1972 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений, постоянным членом Священного Синода.
    16 апреля 1976 года, в связи с празднованием 30-летия Отдела внешних церковных сношений, удостоен Святейшим Патриархом Пименом права ношения двух панагий.
  • 11 июня 1977 года назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, Управляющим Московской епархии, её правящим архиереем (в границах Московской области, за исключением города Москвы), постоянным членом Священного Синода. С тех пор секретариат митрополита Ювеналия находится в Новодевичьем монастыре в Москве, где с 1964 года находится резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских.
  • 14 апреля 1981 году решением Святейшего Патриарха и Священного Синода отстранён от руководства Отделом внешних церковных сношений.
  • 25 апреля 2007 вместе с митрополитами Смоленским и Калининградским Кириллом и Калужским и Боровским Климентом совершил чин отпевания президента России Б. Ельцина.
  • 3 августа 2007 года возглавил делегацию Русской Православной Церкви на похоронах Патриарха Румынского Феоктиста, а 21 марта 2008 года - на похоронах Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра.
  • По кончине 3 мая 1990 года Патриарха Пимена управлял Московской епархией до интронизации Алексия II, а также по кончине 5 декабря 2008 года Патриарха Алексия II, согласно Уставу РПЦ, управлял Московской епархией до интронизации Патриарха Кирилла.
  • С 27 июля 2009 года член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. 29 января 2010 года избран председателем комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества.
  • С 26 июля 2010 года - член Патриаршего совета по культуре
  • 10 октября 2010 года за заслуги перед Русской Православной Церковью и в связи с 75-летием со дня рождения удостоен высшей иерархической награды - права преднесения креста за богослужениями в пределах Московской областной епархии.
  • В настоящее время является старейшим (по возведению в сан) митрополитом Русской Православной Церкви.
  • С 11 апреля 1989 года по 22 марта 2011 года председатель Синодальной комиссии по канонизации святых.

Награды Русской Православной Церкви:

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени
  • Орден преподобного Сергия Радонежского I степени
  • Орден святого преподобного Серафима Саровского I степени
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени
  • Орден свт. Иннокентия I и II степени

Награды поместных церквей:

  • Орден Святого Апостола и Евангелиста Марка (Александрийской Православной Церкви)
  • Орден Святых Апостолов Петра и Павла (Антиохийской Православной Церкви)
  • Великий Крест ордена Гроба Господня (Иерусалимской Православной Церкви)
  • Орден святой равноапостольной Нины I степени (Грузинской Православной Церкви)
  • Два ордена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден святого преподобного Иоанна Рыльского (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (Польской Православной Церкви)
  • Орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I, II и III степени (Чехословацкой Православной Церкви)
  • Орден Святого Агнца (Финской Православной Церкви)
  • Орден святой великомученицы Екатерины (Синайской Православной Церкви)
  • Медаль святого апостола Павла (Элладской Православной Церкви)

Государственные награды:

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 сентября 2010 года) - за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций и активную просветительскую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 апреля 2006 года) - за большой вклад в развитие духовных и культурных традиций
  • Орден Почёта (11 августа 2000 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций
  • Орден Дружбы народов (1985 год)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Почётная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (1988 год)

Ведомственные награды:

  • Серебряная медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (Минюст России, 2002 год)

Региональные награды:

  • Знак отличия «За заслуги перед Московской областью» (24 мая 2007 года)
  • Почётный гражданин города Подольска (2000 год)
  • Почётный гражданин Московской области (2002 год)
  • Почётный гражданин города Коломны (2002 год)
  • Почётный гражданин города Дмитрова (2004 год)
  • Почётный гражданин Подольского района Московской области (2004 год)
  • Почётный гражданин Ленинского района Московской области (2007 год)

Сочинения:

  • Человек Церкви. М.: изд. Раритет, 1999
  • От сердца к сердцу. Из архипастырского проповеднического опыта. М.: изд. Раритет, 2002
Ответить Подписаться Скрыть

Православной литературы можно встретить книгу митрополита Ювеналия Крутицкого и Коломенского «Жизнь в церкви». Книга является автобиографической и представляет собой развёрнутое интервью, затрагивающее такие важные вопросы жизни христианина как воспитание детей и молодёжи, образование, отношения в семье и общение с окружающими людьми.

Путь к храму

Митрополит Ювеналий (имя при рождении - Поярков Владимир Кириллович) родился 22 сентября 1935 г. Родители будущего пастыря были служащими. Родственники по отцовской линии придерживались старообрядческой традиции. Детство нашего героя прошло в городе Ярославле.

В своей книге 9-й митрополит Крутицкий и Коломенский приводит следующие факты из детства. Духовным воспитанием ребёнка занималась мать, которая росла в православной семье и с ранних лет имела духовных наставников из числа местного священничества и архиерейства. С той поры весь жизненный путь митрополита Ювеналия был неразрывно связан с церковью, которую сам он называет самой главной в своей жизни и в жизни каждого верующего, поскольку именно церковь открывает перед человеком врата к вечной жизни и к истине.

Детские годы

По словам Владыки, в ранние годы жизни он ощущал себя изгоем в окружении людей, далёких от церковной жизни, которые нередко проявляли своё непонимание, проявлявшееся в неуважительном отношении. Он находил близких по духу людей лишь среди истинно верующих людей и священников.

В общении с людьми, враждебно настроенными к православной вере, нередко приходилось ставить защиту из видимого внешнего спокойствия и холодности.

Говоря о тех временах, митрополит характеризует их как эпоху богоборчества, невероятно тяжёлую для православной церкви, а также как время многочисленных заблуждений, среди которых было обновленческое движение.

Однако Владыка не жалеет о том, что его детство не прошло в традиционных для этого возраста забавах и развлечениях, а воспитание было строгим и основывалось на православных традициях. Это послужило прочным фундаментом для дальнейшей духовной жизни и подготовкой к служению церкви.

Образование

С одиннадцатилетнего возраста будущий архипастырь прислуживал во время церковных служб при священниках, некоторые из которых были его духовными наставниками. Светское образование получил в общеобразовательной школе. Благодаря положительным примерам праведной жизни, которые он нашёл в представителях духовенства, к восемнадцатилетнему возрасту желание посвятить себя церкви укоренилось в сознании молодого человека. Результатом этого стало его поступление в семинарию в 1953 году, а в 1957-м - в Духовную академию в Ленинграде.

Позже он принял монашеский постриг и сан иеромонаха.

Митрополит Никодим (Ротов), бывший духовным наставником будущего патриарха, перевел иеромонаха Ювеналия в Московскую духовную академию.

Значение православного воспитания и образования

Митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский говорит о стремлении церкви привить основы нравственности подрастающему поколению через духовное образование и воспитание, которое осуществляется в нашей стране со времён перестройки. В настоящее время под его руководством созданы учебные пособия, осуществляется подготовка преподавателей по предметам, говорящих о православии.

Владыка отмечает высокое значение семьи в вопросе воспитания и становления личности. В семье, по его словам, человек должен приобретать такие духовные качества, как любовь, самопожертвование, самоограничение. В процессе получения профессиональных знаний молодым людям не следует забывать о другой, не менее важной стороне жизни - духовном совершенствовании. Именно недостатком духовного воспитания, по мнению патриарха, объясняются такие ужасающие явления современной действительности как группы смерти в социальных сетях.

Важнейшие факты биографии

  • В 1960 году, во время обучения в Московской духовной академии, он получил назначение на должность референта отдела, занимавшегося внешней церковной политикой.
  • В том же году был назначен настоятелем храма в Берлине и возглавлял редакцию журнала «Голос православия».
  • В 1964 году руководил первым паломничеством православного духовенства в Иерусалим и другие святые места.
  • В 1967 году возглавил управление приходами Русской православной церкви в Японии.
  • В 1969 году на Афоне занимался вопросами монашества Пантелеимонова монастыря.
  • С 10 апреля 1970 года руководил Патриаршими приходами в США.
  • 11 июня 1977 года провозглашён 9-м митрополитом Крутицким и Коломенским.
  • В 1989 году митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский возглавил Синодальную комиссию по канонизации святых.
  • С 1993 года занимался организацией Дней славянской письменности и культуры.
  • В 1993-1998 годах - входил в комитет по экспертизе и перезахоронению царской семьи.
  • В 1994 году возглавил управление Московским Новодевичьим монастырём.
  • В 1995-1998 годах - руководил внутренней отделкой Храма Христа Спасителя в Москве.
  • 25 апреля 2007-го участвовал в отпевании первого президента России Б. Н. Ельцина.
  • 25 декабря 2012 года назначен председателем Церковно-общественного совета по канонизации новомученников.

Митрополит Ювеналий Крутицкий и Коломенский о своей деятельности

Владыка назвал два пункта, по которым осуществляется благотворительность церкви. Во-первых, это - попечение о людях, находящихся в затруднительном жизненном положении. Это всевозможные пункты обеспечения предметами первой необходимости, а также точки раздачи питания.

Во-вторых - восстановление утраченных святынь: в Подмосковье насчитывается несколько сотен разрушенных в советское время и нуждающихся в капитальном ремонте храмов. Эта деятельность поручена специально созданному благотворительному фонду.

Ещё одно направление деятельности епископов Русской православной церкви - увековечивание памяти новомученников. Владыка говорит о том, что люди XXI века нуждаются в примере самоотверженного служения Богу и верности вере. Множество подобных примеров можно найти в житиях святых ХХ века. Познакомить широкие массы верующих с образцами святости - задача Совета, возглавляемого митрополитом Ювеналием.

Гость программы - Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, Патриарший наместник Московской епархии.

Ведущий - Армен Оганесян.

Видеоверсия программы:

Оганесян: С Пасхой Христовой поздравляю вас. Также вас поздравляет гость нашей программы - его Высокопреосвященство митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Кстати, владыка Ювеналий является членом Синода Русской православной церкви и Патриаршим наместником Московской епархии. Здравствуйте!

Митрополит Ювеналий: Здравствуйте! Христос Воскресе!

Оганесян: Воистину Воскресе! Владыка, вы в этой студии уже не в первый раз - это стало доброй традицией. Есть много вопросов слушателей. Я думаю, вы, отвечая на них, будете иметь снисхождение к тому, что это вопросы людей, которые необязательно воцерковлены. Мой первый вопрос от человека, который, наверное, ходит в церковь. Он довольно интересный.

Из Калуги вас спрашивают: «Ваше преосвященство, я постоянный слушатель радиопередач на „Голосе России“ с вашим участием. Хочу поздравить вас с праздником Святой Пасхи и спросить, есть ли свидетельства о том, что Иисус приходил на Землю за две тысячи лет, что прошли после Его Воскресения и Вознесения? Спрашиваю, потому что существуют свидетельства явления людям, например, Божией Матери, в Португалии в начале XX века».

Митрополит Ювеналий: Спасибо за ваш вопрос. Я тоже вас поздравляю, дорогой слушатель, с праздником Святой Пасхи. Я хочу обратить ваше внимание на слова Господа, которые воспроизводят святые евангелисты. Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». И мы в Православной церкви имеем величайшее счастье каждый раз за божественной литургией встречаться со Христом. В таинстве святой евхаристии осуществляется пресуществление хлеба и вина в тело и кровь Христовы.

Когда выносят чашу для причащения верующих, в ответ на возглас священнослужителя «со страхом Божиим и верою приступите», хор от лица народа отвечает «благословен Грядый во имя Господне! Бог Господь и явися нам!». А что касается явления Господа, Христос Спаситель предупреждал о ложных явлениях, когда говорил в беседе со своими учениками: «Если вам скажут, там Христос или там, не верьте». Но он настойчиво говорил о своем втором пришествии, когда придет на землю судить живых и мертвых.

Оганесян: Хочется сказать «Аминь». Слушатель задал вопрос, спрашивая о том, являлся ли Христос за 2000 лет после того, как он воскрес. Надо сказать, что исторические свидетельства о его приходе на землю, о его воскресении во многих хрониках, свидетельствах современников - например, у Иосифа Флавия… Интересно, что многие язычники, а не христиане, свидетельствовали о его явлении на земле, о его крещении, воскресении. Кстати, ни одна мировая религия, включая мусульманскую, этого не отрицает. Владыка ответил на ваш вопрос относительно того, являлся ли он во плоти после своего воскресения.

Митрополит Ювеналий: Если говорить о жизни праведников, святых, то они в сердце всегда имеют Христа, чувствуют его близость через веру в него. А вера приходит через знания Священного Писания и, в частности, Святого Евангелия.

Оганесян: Спасибо, владыка. Можно ли так сказать (я думаю, что можно, но отдаю на ваш суд), что Христос являлся отдельным людям - святым, мученикам, праведникам - после смерти? Мы знаем, что он являлся первомученикам и подкреплял их. Господь являлся, но не так, как это было в евангельское время, а подкрепляя своих верных рабов, чад и мучеников. Интересный вопрос из Нижнего Новгорода: «Пасху называют Красной. Во время службы мы видим красные облачения, яйца красят в красный цвет. Что он символизирует?».

Митрополит Ювеналий: У нас «красным» называют очень многое. Я думаю, всем известно, что наша главная площадь в Москве называется Красной. Это прекрасный цвет, это что-то красивое, замечательное. Поэтому, празднуя Пасху, мы воспеваем это в церковных молитвах, в церковных песнопениях.

Что касается традиций, они в церкви были разные. Служение, например, божественной литургии на Пасху было и в белых одеждах. До сих пор сохранился такой обычай, когда пасхальная служба проходит не быстро, а несколько медленно, полно, то у духовенства хватает времени переоблачиться. Во время канона на каждой песне меняют цвет облачения. И белое надевают, и зеленое, и голубое. Так что это просто выражение нашего торжества.

Оганесян: Из Варшавы вопрос: «Как отмечали Пасху в древние во времена, во времена первых христиан?».

Митрополит Ювеналий: Я думаю, что так же, как и теперь. И в древние времена центром празднования всегда была божественная литургия. Естественно, богослужебный культ только развивался в то, что мы имеем уже сегодня, но всегда наша вера в Воскресшего Господа выражалась в евхаристической молитве.

Оганесян: То есть все равно это было вокруг литургического действия?

Митрополит Ювеналий: Абсолютно правильно.

Оганесян: Вопрос из Москвы: «Владыка, Божию Матерь у нас почитают как хранительницу и защитницу России. Это можно объяснить только одним: значит, у Богородицы с Россией что-то связано?».

Митрополит Ювеналий: Я бы поставил вопрос несколько иначе - у России, у народа связано с Божией Матерью, потому что сейчас мы празднуем Пасху, а во время Великого поста мы читали Евангелие о страданиях Христовых, совершая эти богослужения по вечерам, в воскресные дни. На последней пассии читалось Евангелие от Иоанна. Там есть очень трогательное повествование, которое я хотел бы напомнить.

Евангелист Иоанн Богослов говорит, что вися на кресте, Христос, увидев мать и ученика, которого он любил, говорит матери своей: «Жено! Се сын Твой», а потом ученику: «Се матерь твоя». И в этом повествовании мы видим и верим, что Христос Спаситель усыновил весь род человеческий, и поэтому к Матери Божией христиане во всем мире относятся с особой, трогательной молитвой. Во всех обстоятельствах своей жизни, чаще всего печальных, тяжелых, они обращаются за помощью к Пресвятой Деве Марии.

Наш народ имел на протяжении истории громадный опыт такой молитвы, поскольку на его долю выпало много бед и страданий. И он реально получал помощь, веря в эту помощь. В этом году мы отмечаем 200-летие Бородинской битвы. Я хочу напомнить, что фельдмаршал Кутузов вместе со своими воинами коленопреклоненно молился перед образом Богоматери перед сражением.

Оганесян: Смоленской иконы Божией Матери?

Митрополит Ювеналий: Эта икона сохранилась до сих пор. Она находится в Смоленском кафедральном соборе, и Святейший патриарх Кирилл планирует, что в сентябре она вновь будет принесена для поклонения, для молитвы на Бородинское поле.

Но не только этот эпизод, известный всем, сделал Пресвятую Деву близкой русскому народу. В нашей церкви почитаются несколько сот чудотворных икон. Через них Божия Матерь являла свою чудодейственную помощь обращающимся к ней. Наш народ тесно связан с Богоматерью, потому что по его молитве, по его вере Пресвятая Дева была так близка к нашему народу и к нашей стране.

Оганесян: Россию называют уделом Богородицы. Вы очень хорошо сказали об этом. Видимо, многие страдания и испытания заставили русский народ обращаться к помощи, покрову Божией Матери. Донская икона Божией Матери, Владимирская связаны с драматическими событиями в жизни страны.

Митрополит Ювеналий: Совершенно верно.

Оганесян: Они все связаны с опасностью для народа.

Митрополит Ювеналий: Нам близка молитва, которую все знают наизусть - " Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево"…

Оганесян: Вы пережили войну. Быль это или легенда о том, что на самолете облетали Москву вокруг вместе с иконой Божией Матери? Сейчас, мы знаем, есть традиция - некоторые благочестивые христиане молятся, садятся в самолет, облетают по периметру, оберегая страну. Наверняка вам приходилось слышать об этом случае в годы войны.

Митрополит Ювеналий: Вы назвали в самом начале своего изложения это легендой, поэтому я не хотел бы это комментировать.

Оганесян: Понятно, значит, полной достоверности нет. Вопрос из Санкт-Петербурга: «В России появилось движение, которое называется „родноверы“, то есть приверженцы родной веры, проще говоря, люди, которые поклоняются русским богам (языческим, имеется в виду). Что вы скажете об этой тенденции?». Кстати, в Подмосковье есть такие язычники.

Митрополит Ювеналий: Я бы вслед за вами назвал это неоязычеством и прокомментировал бы так. Конечно, человеку свойственно стремиться к чему-то сверхъестественному, искать сверхъестественной помощи. Мы прожили XX век очень тяжело, находясь в духовном вакууме. Многие (я не говорю о всех, потому что Церковь жила) находились в нем. Потом начались поиски, и, может быть, это неоязычество и можно охарактеризовать как поиски, которые еще не привели их к Богу.

Оганесян: Вопрос, владыка, теперь уже от меня как от ведущего о судьбе христиан Востока сегодня, в условиях «арабской весны», революции, в условиях возрождения радикального ислама. Я не случайно задаю этот вопрос вам, потому что у вас был опыт работы на Святой земле в миссии Русской православной церкви в Иерусалиме. Вы, конечно же, общались там с христианами Востока. Это особый опыт и колорит.

Традиции восточного христианства чем-то выделяются, может быть, они более яркие - ведь это близость к святым местам. Вы сами, наверное, чувствовали, как на Пасху православные арабы выражают свою радость, по-детски для нас, привыкших обязательно стоять в храме не шелохнувшись, лицом к алтарю. А там это прыганье, это скакание. Но мы забываем о пророке Давиде, который выражал свою радость, идя перед ковчегом Божиим. Эта детскость и простота христиан Востока обращает на себя внимание.

Очень скорбно, что начался исход христиан из Палестины, Египта, из других мест. Такое впечатление, что они сейчас всеми брошены, в том числе и своей властью, которая раньше в ряде стран, таких как Иордания, более твердо и жестко защищала права религиозных меньшинств, к которым относятся христиане. В Палестине, например, христиан сейчас остается все меньше и меньше. Если брать по мусульманскому Востоку вообще, то их было 25 процентов, а сейчас - только 5 процентов.

200 тысяч христиан однократно вышли из Египта, покинули эту страну. В некоторых небольших странах Северной Африки и Ближнего Востока до 70 тысяч людей бросают свое жилье без всякого шанса вернуться, потому что их дома грабят и уничтожают. Как вы думаете, что в этой ситуации может предпринять Русская православная церковь, а возможно, и государство? Я понимаю, что у нас государство отделено от Церкви, но тем не менее Церковь - это совесть государства. Я хотел бы, чтобы вы поразмышляли на эту тему.

Митрополит Ювеналий: Я чувствую, что вы размышляете по страницам своей статьи, которую я недавно прочитал в «РИА „Новости“. Там вы говорите об этом более подробно. И не только через эту статью я могу знакомиться с этой ситуацией, потому что проявления христианофобии на Востоке волнуют, я подчеркиваю, всех. Мне очень понравилось то, что было сказано в одном из заявлений глав восточных церквей, которые собирались недавно на Кипре. Они обратили внимание на то, что последователи разных религий на Востоке всегда жили мирно и дружно.

Вы упомянули о том, что я имел опыт соприкосновения с этим. Да, действительно, в 1960-х годах все было именно так, и я видел, что на празднике последователи разных религий ходили друг к другу в гости, и ничто не нарушало эти празднования. Представители восточных церквей обратились с призывом вернуть эти благодатные времена и способствовать этому и власти, и руководителей мировых религий.

Конечно, Русской церкви известны все эти события в деталях. Я недавно читал высказывания нашего представителя в Дамаске, в которых он говорит, что его приход буквально „растаял“ из-за событий, которые вы упомянули. Русская церковь не молчит, у нее есть свои формы влияния на мир - слово и молитва. И то, и другое наличествует в нашей иерархии. Святейший патриарх, Священный Синод (я не буду перечислять все документы, это было бы скучно нашим радиослушателям, но все можно посмотреть, ознакомиться с этим) неоднократно заявляли и о своей озабоченности, и о призывах нормализовать положение дел и вернуть те благодатные времена, когда последователи разных религий жили бок о бок друг с другом.

Оганесян: Может быть, два слова о том, как и где вы служите на Светлой седмице?

Митрополит Ювеналий: Я всегда совершаю основные службы в Новодевичьем монастыре, но на Светлой неделе использую время, чтобы немножко поездить по области, пообщаться с верующими. Основная поездка будет в среду в Коломну, потому что это мой второй кафедральный город, вернее, даже первый, потому что Крутицы - это титулярное наименование, а Коломна - реальное. Там будет традиционная встреча с духовенством, с верующими. Обычно мы даем пасхальные концерты. В этот раз будут концерты для детей, и дети будут исполнителями. Я ежегодно в этот день встречаюсь с педагогами, с руководителями муниципальных образований всей Московской области.

Оганесян: А почему именно с ними?

Митрополит Ювеналий: Потому что педагоги рассматриваются как наши соработники. Они тоже занимаются не только образованием, но и воспитанием. Во всяком случае, я всегда их к этому призываю. У нас более 10 лет назад сложилось очень плодотворное соработничество с Министерством образования и с педагогами.

Сейчас, когда речь идет о введении основ православной культуры и других предметов по всей России, то мы ввели это уже 10 лет назад. У нас богатый опыт. На Пасху встречаются с близкими людьми, а я всегда хочу встретиться с педагогами (они мне близки как соработники в деле воспитания) и поговорить с ними о том, куда мы идем в нашей работе. Конечно, я посещу и дальние уголки Подмосковья.

Оганесян: Спасибо, владыка. Вы сказали „немножно поезжу“. Я знаю, насколько часто вы бываете в приходах вашей епархии.

Митрополит Ювеналий: 40 дней Пасха. 40 дней буду ездить.

Оганесян: Владыка, актуальный вопрос, который обсуждается очень горячо в нашем обществе, - это то, что произошло в храме Христа Спасителя. Я процитирую вопрос слушателя: „Непотребство, которое устроили некие девицы в храме Христа Спасителя, к удивлению многих, вызвало движение в поддержку этих девиц.

Более того, раздались голоса о том, что, мол, было продемонстрировано некое искусство инсталляции, и это была культурная провокация, которую надо воспринимать только так. Мое мнение, девиц надо не в тюрьму сажать на срок, как советуют некоторые, а выпороть прилюдно в Москве на Лобном месте. А какое ваше мнение по поводу произошедшего? Как бы вы их наказали? Или, наоборот, простили?“.

Митрополит Ювеналий: К сожалению, на Пасху приходится касаться и этой темы. Дело в том, что Церковь не исполняет ни полицейских, ни судебных функций в нашей стране, она выступает с нравственных позиций. А государство, которое призвано защищать права граждан, должно принять такое решение в лице своих органов, которое должно их исправить и не дать повода другим повторять. Конечно, знаковое событие в том, что, как вы сказали, прочитав вопрос, многие их поддерживают. Это показывает нравственный уровень нашего общества.

Оганесян: И это даже печальнее самого события. Между прочим, я тоже не ожидал, когда по телевидению интеллигентные люди, которые считают себя культурными, встали на защиту этих девушек. Честно говоря, для многих это был шок. Они даже не знали, с кем они, оказывается, общаются. Это как момент откровения - ты иногда не знаешь, что за человек рядом с тобой. Например тот, кто считает такое непотребство достойным оправдания, под любыми - либеральными, демократическими, какими угодно - тезисами.

Я с вами согласен, владыка. В Церкви есть мнение, что дело Церкви - не наказывать, дело Церкви - молиться. Кстати, вот что интересно. Совсем недавно в воспоминаниях владыки Арсения (Жадановского), который был участником Собора и свидетелем революционных событий в Кремле в 1917 году… Накануне революции, разгрома империи и Церкви пьяные солдаты ворвались в Успенский храм и надругались над ракой мощей патриарха Гермогена, человека, который возглавил патриотическое движение.

Можно быть неверующим, но личность патриарха Гермогена, его историческая миссия и роль в русской истории вдохновили ополчение. Он собрал его духовно. Такая акция была более чем вандалистской. Она была вызовом и русской истории, и вере. Интересно, что участники Собора примерно сказали так же. Может быть, там было сказано больше слов, но, по сути, они говорили о том, что, мол, не наше дело их наказывать, наше дело - за них молиться.

Однако общество должно осознать всю меру падения своего отношения к вере и Церкви, поскольку такие события просто так не проходят. Кстати, я бы обратил внимание на печальное знамение. Если у нас происходят такие события, если этот процесс углубится, как бы нас не постигли в дальнейшем те невзгоды, которые выпали на долю России после этого кощунства в Успенском соборе. Мне кажется, что это во многих отношениях тревожный знак и тревожный симптом.

Митрополит Ювеналий: Можно сказать словами Священного Писания: „Не ведают, что творят“. Но ведь мы уже это проходили. Вы говорили о чем-то в будущем. Но, не заглядывая в будущее, вернитесь памятью во весь ХХ век - к чему привели кощунство и святотатство. С одной стороны, мы должны молиться о нашем обществе и падших людях, потому что Христос пришел ради всех и хочет всем спастись и в разум истины прийти. И мы должны всячески этому способствовать. Мы приветствуем покаяние согрешающих. А помимо молитвы мы должны заниматься еще больше воспитательной и просветительской работой от имени Церкви.

Оганесян: Кстати, вы об этом много говорили несколько минут назад - о работе с педагогами. Наверное, вы правы, объединение усилий Церкви и наших педагогов очень важно. К сожалению, процессы, которые происходят в нашем образовании, особенно новые, не всегда способствуют этому. Я имею в виду, переход от живого общения преподавателя с учеником на систему тестов и формального контроля. Ведь педагог воспитывает через знания, а не через формальные „да“ и „нет“ на какие-то отрывочные вопросы. Слава Богу, у нас еще есть добрые педагоги. Они идут с вами на контакт? В вас я почувствовал это движение, вы хотите с ними общаться. Вы чувствуете встречное движение с их стороны?

Митрополит Ювеналий: Чувствую. И многие с большим желанием берутся или уже брались за преподавание этих предметов. Я уже начинал отбор. Я говорил на наших встречах: „Очень хорошо, что вы, исполняя эти программы, берете эти предметы. Но я бы предпочитал, если бы это делали верующие педагоги, потому что они сердцем будут передавать эту веру, не только словом“. Таким образом диалог ведется 10 лет.

Я упомянул, что встречаюсь на Пасху с руководителями, а осенью я встречаюсь с директорами школ, в которых ведется преподавание. Я встречаюсь с теми, кто победил в каком-то конкурсе по религиозному образованию. Например, у нас в конце Великого поста в Щелкове была встреча с педагогами. Там был и наш губернатор, и министр образования. Меня пригласили. Мы общались, делясь опытом воспитания. У нас этот процесс уже поставлен на поток, если можно так выразиться.

Оганесян: Владыка, вы затронули очень важную тему того, что основы православной культуры должен преподавать человек верующий. Но один из российских богословов выразил это афористично. „Нельзя научиться плавать, лежа на полу“, - сказал Павел Флоренский. Конечно, это верно. Передать все краски, всю полноту, даже содержательную, а не только эстетическую, человек неверующий не может. Это все равно как сравнивать икону, висящую в музее, и икону, висящую в храме, которой молятся.

Нужен весь космос, все представление, дыхание духовной жизни, которое родило это произведение. Мы говорим о том, что из этого родилось - из веры родилось это произведение. Как же ты можешь его разъяснить, если ты не понимаешь и не разделяешь тот дух, который породил это творение? Так что вы совершенно правы, на это надо обращать внимание. Хотя, думаю, не во всем и не всегда вас поддержат.

Митрополит Ювеналий: А я хотел бы тогда, поскольку вы меня вызываете на этот разговор, продолжить его. Дело в том, что, поскольку сейчас этот предмет будет преподаваться во всех школах, сразу мы не достигнем идеала, так же как мы начинали 10 лет назад в Московской области. Но меня очень вдохновила встреча с Владимиром Владимировичем Путиным, когда он на встрече с религиозными лидерами (я был среди участников) сказал, что в школы должны идти теологи и священники. Это впервые прозвучало на таком уровне. Конечно, наших священников надо готовить для преподавательской деятельности. Я это знаю по опыту в своей семинарии. Не каждый священник может преподавать. Но то, что есть такая возможность, нас очень вдохновляет.

Оганесян: Я осмелюсь несколько дерзко, но высказать мысль о том, что, может быть, и на уровне семинарского образования уже некоторых молодых… Вы правильно сказали, нужно призвание, талант. Он может быть хорошим священником, у него может быть в порядке приход, он может быть молитвенником и замечательным духовником. Но педагогический дар есть педагогический дар.

Мы даже по опыту Церкви дореволюционного периода знаем, что далеко не все могли это делать. Выдвигались личности - сильные миссионеры, сильные педагоги. Может быть, есть смысл приглядываться уже в семинарии, специально готовить людей для такого рода своеобразной миссии - преподаванию в школах?

Митрополит Ювеналий: Я могу говорить о Московской епархии, что у нас это практикуется. Семинаристы встречаются со студентами, со сверстниками в вузах. В Коломне есть вузы. Они ходят в школы, встречаются, присматриваются, у них есть кружки. Мы как раз этим занимаемся.

Оганесян: Замечательно. Это как раз та вода, в которой надо плавать.

Митрополит Ювеналий: Да. И говорим, что, дескать, вы живете совсем в другое время, не в то, в какое жили мы, когда в семинарии и академии нас готовили только для совершения богослужений, учили, как правильно совершать литургию, молитвословие. Сейчас они должны быть открыты миру и участвовать в социальной, просветительской, миссионерской деятельности очень широко. Это наша задача.

Оганесян: Я надеюсь, что ваш опыт распространится и на другие епархии.

Митрополит Ювеналий: Должен сказать, что, конечно, все мы в нашей Церкви в начале пути. Мы еще не можем смело сказать, что все уже поставлено на поток, как я говорил в отношении преподавания в Московской области.

Оганесян: Это понятно, если учесть тот исторический путь, который прошла Церковь в советское время, и сколько было уничтожено священнослужителей.

Митрополит Ювеналий: Мы еще поднимаемся из руин.

Оганесян: Да. А главное, были разрушены и миссионерские школы.

Митрополит Ювеналий: В полном и в буквальном смысле этого слова.

Оганесян: Мы все еще поднимаемся. Тамара из Твери возвращает нас к теме того, что произошло в храме Христа Спасителя: „Смотрела дискуссионную передачу о том, что произошло в храме Христа Спасителя. Меня удивило, что священники как-то растерялись, а просто верующие люди были убедительнее. Думала, что это только мое впечатление, но оказалось, что мое мнение разделяют очень многие из тех, кого глубоко оскорбило поведение этих несчастных“. Видите, как интересно они названы - „несчастных“. Вот православное отношение. „Может, батюшек надо как-то готовить для такой передачи?“.

Митрополит Ювеналий: Я часто смотрю подобные передачи, о которых говорит наша слушательница. И у меня дикое впечатление от этих дискуссий, потому что „убедительнее“ выходит тот, кто громче кричит. А поведение священника несколько иное. Даже его одежда, отличная от всех, обязывает его быть ответственным за каждое слово.

Оганесян: И более сдержанным.

Митрополит Ювеналий: Да. И наше духовенство углублено в социальную, просветительскую работу - где их слушают, где не нужно никого перекрикивать. Но что касается выступлений на телевидении, на радио, где нас сейчас с радостью принимают, я согласен со слушательницей: для этого нужна специальная подготовка. Я часто говорил нашим священнослужителям: вы не родились специалистами в этой области, поэтому идти туда надо тем, которые чувствуют, что они могут быть услышаны.

Оганесян: Вопрос также от слушательницы из Твери: „Когда Христос говорил: „Подставь вторую щеку“, что он имел в виду - всепрощение мерзавцев?“.

Митрополит Ювеналий: В нашем обществе прошлого века, особенно атеистическом (я ведь вышел из того века - я все время возвращаюсь в то время, потому что оно засело глубоко, большая часть жизни прожита в нем), эти слова Христа всегда употребляли по отношению к верующим с издевкой. Но я понимаю, что здесь другая тональность. Поэтому я спокойно хотел бы ответить Тамаре, что речь идет о личных обидах, и человек призван к всепрощению. Но Христос ведь произнес и другие слова: „Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя“. Исходя из этих слов, у нас тысячелетняя традиция - защита ближних и Отечества.

Оганесян: И Церкви, конечно?

Митрополит Ювеналий: Да, Церковь вдохновляет.

Оганесян: Но иногда надо защищать и саму Церковь, особенно верующим.

Митрополит Ювеналий: Надо вставать на защиту всего святого, потому что, попирая это, попирается душа народная.

Оганесян: Владыка ответил совершенно в духе святоотеческого понимания сопротивления злу силою. Известный философ Иван Ильин приводит высказывание Феодосия Печерского, одного из основателей монашества на Руси, который говорил: „Речь идет о вашей щеке, но никто вас не заставляет и даже предостерегает от того, чтобы вы подставляли щеку своего ближнего“.

Митрополит Ювеналий: Нужно, чтобы эти слова популяризировались как разъяснение таких вопросов.

Оганесян: Я думаю, очень важно, что вы так разъяснили это. Очень многие путают толстовство и непротивление злу силою с христианским отношением к сопротивлению злу. Владыка сейчас провел ту красную линию, по которой проходит это разделение. Возвращаемся к пасхальным дням. Из Вологды: „Пасхальная неделя пролетает быстро. Что сделать, чтобы пасхальная радость сохранилась в душе надолго, как это было у преподобного Серафима?“.

Митрополит Ювеналий: Я хочу, чтобы это чувство хранилось в сердцах наших православных всегда. В этом году специально в своем Пасхальном послании я обратил на это внимание, чтобы молитва и участие в богослужении согревали. Каждое богослужение возгревает веру в человеке. В молитве мы общаемся с воскресшим Христом. И если такая молитва тепла, постоянна, то в душе православных, как и преподобного Серафима, всегда будет пасхальная радость.

Оганесян: Владыка сказал очень важные слова. Знаете, что иногда огорчает некоторых батюшек? Во время Великого поста, на Страстную седмицу народ ходит в храмы, а потом очень много внимания уделяется столам. Разговеться - это хорошо, конечно. Но ощущение праздника как-то переходит в эту плоскость - можно выпить немножко побольше, поесть скоромного.

Застолье и внешняя сторона праздника захватывают. Получается так, что в храмы на Светлой седмице народу ходит меньше. Вы сейчас очень правильно сказали: не надо забывать о том, что все-таки службы Пасхальной седмицы, Светлой седмицы особенно благодатные. Они озарены пасхальным светом, особой благодатью. И я думаю, что владыка сейчас обратил на это внимание очень вовремя.

Митрополит Ювеналий: Вы спрашивали меня в начале нашей беседы, ограничусь ли я одной пасхальной службой в Новодевичьем монастыре. Я хочу вам свидетельствовать, что из года в год, когда я посещаю на Светлой неделе приходы, храмы бывают переполнены. Так что зря не критикуйте наших верующих.

Оганесян: Это не моя критика, но бывает и так, и так. Я думаю, что когда появляется владыка Ювеналий… Вы заставляете меня сказать. Вы можете сказать: „Вы мне льстите“. Но я-то был на ваших богослужениях и могу сказать: ваше появление всегда сопровождается большим числом верующих.

Митрополит Ювеналий: А я стараюсь стимулировать их появление в храмах.

Оганесян: Но все-таки, объективно говоря, во-первых, приходы разные. Я не обобщаю. Думаю, те священники, которые жаловались на это…

Митрополит Ювеналий: Я бы не хотел, чтобы вы критически подходили к разговению и к пасхальной пище. В человеке все должно гармонично сочетаться - и пост, и разговение. Апостол Павел говорил: „Никто да не возненавидит свою плоть, но питает (я подчеркиваю это слово) и греет ее“.

Митрополит Ювеналий: Этот вопрос здесь я слышу второй раз. И второй раз я хотел бы повториться. Это одна из детских Пасх, когда я жил в Ярославле. Там был всего один действующий храм на этот большой город, древний и маловместительный. На Пасху собиралось море народу. Мы с мамой, когда она меня за ручку привела к этой толпе, встали на возвышение, и нам был виден храм только издали. И когда прошел крестный ход, мама сказала: „Ну, сынок, Христос Воскресе! Пойдем разговляться“.

Оганесян: Владыка, а вы часто сейчас бываете на своей малой родине, в Ярославле?

Митрополит Ювеналий: К сожалению, очень редко. Я так вовлечен в управление Московской епархией, что не считаю возможным тратить любой день, чтобы отсутствовать. Даже, когда мне необходимо пройти медицинские обследования, подкрепить свое здоровье, я никуда не уезжаю за пределы епархии, а стараюсь сделать все это в границах Московской области.

Оганесян: Ваше последнее приветствие слушателям радиокомпании „Голос России“, читателям журнала „Международная жизнь“.

Митрополит Ювеналий: Я хотел бы поблагодарить за прекрасные вопросы, которые были обращены ко мне. Очень надеюсь, что меня будут и дальше приглашать.

Оганесян: Конечно, в этом вы можете не сомневаться.

Митрополит Ювеналий: Я с радостью буду посещать эти встречи и вашу студию. Пожелание напрашивается само собой. Оно исходит из вопроса, который мне был задан: как сохранить радость праздника Святой Пасхи? Как - я уже сказал. Всем слушателям желаю от души сохранить на всю жизнь, до гроба, пасхальную радость, которая поможет преодолеть любые испытания, с которыми вы встретитесь, неся свой жизненный крест.

Оганесян: Спаси Господи, владыка. Спасибо вам.

Митрополит Ювеналий: Спасибо вам. Христос Воскресе!

Избрание: 25 декабря Предшественник: викариатство учреждено Преемник: Хризостом (Мартишкин) Имя при рождении: Владимир Кириллович Поярков Рождение: 22 сентября (1935-09-22 ) (84 года)
Ярославль , РСФСР , СССР Принятие священного сана: 1 января 1960 года Принятие монашества: 10 октября 1959 года Епископская хиротония: 26 декабря 1965 года Награды:

Митрополи́т Ювена́лий (в миру - Влади́мир Кири́ллович Поя́рков ; 22 сентября , Ярославль) - епископ Русской Православной Церкви . Митрополит Крутицкий и Коломенский с 1977 года , патриарший наместник Московской епархии , постоянный член Священного Синода РПЦ с 1972 года .

В настоящее время является старейшим (по возведению в сан 27.04.1972) митрополитом Русской Православной Церкви и старейшим по дате хиротонии (26.12.1965) действующим архиереем Русской Православной Церкви.

Детство и образование

Родился 22 сентября 1935 года в Ярославле в семье служащих. Родственники со стороны отца были старообрядцами .

Никодим (Ротов), ставший в июле 1960 года епископом и председателем , перевел иеромонаха Ювеналия в Москву, в связи с чем тот окончил Московскую духовную академию (1961).

Архиерейство

25 ноября решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандриту Ювеналию определено быть епископом Зарайским, викарием Московской епархии с оставлением в должности заместителя Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений .

30 мая 1972 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен председателем Отдела внешних церковных сношений , постоянным членом Священного Синода по должности.

В настоящее время является старейшим (по возведению в сан) митрополитом и старейшим по дате хиротонии действующим иерархом Русской Православной Церкви.

Награды

Церковные

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I и II степени
  • Орден святителя Алексия, митрополита Московского I степени
  • Орден преподобного Сергия Радонежского I степени
  • Орден преподобного Серафима Саровского I степени
  • Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени
  • Орден свт. Иннокентия I и II степени
  • Орден Святого Апостола и Евангелиста Марка (Александрийской Православной Церкви)
  • Орден Святых Апостолов Петра и Павла (Антиохийской Православной Церкви)
  • Великим Крестом ордена Гроба Господня (Иерусалимской Православной Церкви)
  • Орден святой равноапостольной Нины I степени (Грузинской Православной Церкви)
  • Двумя орденами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I степени (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден святого преподобного Иоанна Рыльского (Болгарской Православной Церкви)
  • Орден святой равноапостольной Марии Магдалины (Польской Православной Церкви)
  • Орден святых равноапостольных Кирилла и Мефодия I, II и III степени (Чехословацкой Православной Церкви)
  • Орден Святого Агнца (Финской Православной Церкви)
  • Орден святой великомученицы Екатерины (Синайской Православной Церкви)
  • Медаль святого апостола Павла (Элладской Православной Церкви)
  • Патриарший знак "700-летие преподобного Сергия Радонежского" (18 июля 2014 года)
  • Медаль святителя Марка Ефесского І степени (Отдел внешних церковных связей Московского патриархата , 19 мая 2016 года)
  • Право ношения двух панагий ()
  • Право преднесения креста ()

Светские

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (15 февраля 2016 года) - за большой вклад в развитие духовных и культурных связей, активную просветительскую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 сентября 2010 года) - за большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций и активную просветительскую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 апреля 2006 года) - за большой вклад в развитие духовных и культурных традиций
  • Орден Почёта (11 августа 2000 года) - за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций
  • Орден Дружбы народов (1985 год)
  • Серебряная медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы» (Минюст России , 2002 год)
  • Орден «За заслуги» III степени (Украина , 27 июля 2013 года) - за значительный личный вклад в развитие духовности, многолетнюю плодотворную церковную деятельность и по случаю празднования на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси
  • Почётная Грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (1988 год)
  • Знак отличия «За заслуги перед Московской областью» (24 мая 2007 года)
  • Знак «За заслуги перед Московской областью» I степени (1 октября 2015 года)
  • Орден «Вифлеемская звезда» (Императорское православное палестинское общество , 2015 год)
  • Почётный гражданин Зарайска и Зарайского муниципального района (2013)
  • Почётный гражданин города Подольска (2000 год)
  • Почётный гражданин Московской области (2002 год)
  • Почётный гражданин города Коломны (2002 год)
  • Почётный гражданин города Дмитрова (2004 год)
  • Почётный гражданин Подольского района (2004 год)
  • Почётный гражданин города Видное (2007 год)
  • Почётный гражданин города Егорьевска (2013 год)

Книги

  • М.: изд. Раритет, 1999
  • М.: изд. Раритет, 2002
  • М.: изд. Сретенского монастыря, 2008
  • М.: изд. Сретенского монастыря, 2015

Напишите отзыв о статье "Ювеналий (Поярков)"

Примечания

  1. Интервью митрополита Ювеналия НГ Религии 20 февраля 2008 г.
  2. На официальном сайте МП 6 декабря 2008.
  3. NEWSru 6 декабря 2008.
  4. // Патриархия.Ru
  5. // Патриархия.Ru
  6. Указ Президента Российской Федерации от 10 апреля 2006 г. № 348
  7. . // Официальный сайт Президента России. Проверено 4 августа 2016.
  8. / сайт Министерства финансов Московской области

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ювеналий (Поярков)

На каждую из фраз Наполеона Балашев хотел и имел что возразить; беспрестанно он делал движение человека, желавшего сказать что то, но Наполеон перебивал его. Например, о безумии шведов Балашев хотел сказать, что Швеция есть остров, когда Россия за нее; но Наполеон сердито вскрикнул, чтобы заглушить его голос. Наполеон находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить, только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость. Балашеву становилось тяжело: он, как посол, боялся уронить достоинство свое и чувствовал необходимость возражать; но, как человек, он сжимался нравственно перед забытьем беспричинного гнева, в котором, очевидно, находился Наполеон. Он знал, что все слова, сказанные теперь Наполеоном, не имеют значения, что он сам, когда опомнится, устыдится их. Балашев стоял, опустив глаза, глядя на движущиеся толстые ноги Наполеона, и старался избегать его взгляда.
– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre!
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною».
В конце речи Балашева Наполеон вынул опять табакерку, понюхал из нее и, как сигнал, стукнул два раза ногой по полу. Дверь отворилась; почтительно изгибающийся камергер подал императору шляпу и перчатки, другой подал носовои платок. Наполеон, ne глядя на них, обратился к Балашеву.
– Уверьте от моего имени императора Александра, – сказал оц, взяв шляпу, – что я ему предан по прежнему: я анаю его совершенно и весьма высоко ценю высокие его качества. Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre a l"Empereur. [Не удерживаю вас более, генерал, вы получите мое письмо к государю.] – И Наполеон пошел быстро к двери. Из приемной все бросилось вперед и вниз по лестнице.

После всего того, что сказал ему Наполеон, после этих взрывов гнева и после последних сухо сказанных слов:
«Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre», Балашев был уверен, что Наполеон уже не только не пожелает его видеть, но постарается не видать его – оскорбленного посла и, главное, свидетеля его непристойной горячности. Но, к удивлению своему, Балашев через Дюрока получил в этот день приглашение к столу императора.
На обеде были Бессьер, Коленкур и Бертье. Наполеон встретил Балашева с веселым и ласковым видом. Не только не было в нем выражения застенчивости или упрека себе за утреннюю вспышку, но он, напротив, старался ободрить Балашева. Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это.
Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.
– Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он.
И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.
Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой.
– Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром.
Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову.
– Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем.
– И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России!
Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина.
– И зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l"oreille tiree par l"Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l"Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.
В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, – точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по русски со слугами, но был все тот же ограниченно умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, – для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m lle Bourienne и архитектор, к другому – княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.
Во время его пребывания в Лысых Горах все домашние обедали вместе, но всем было неловко, и князь Андрей чувствовал, что он гость, для которого делают исключение, что он стесняет всех своим присутствием. Во время обеда первого дня князь Андрей, невольно чувствуя это, был молчалив, и старый князь, заметив неестественность его состояния, тоже угрюмо замолчал и сейчас после обеда ушел к себе. Когда ввечеру князь Андрей пришел к нему и, стараясь расшевелить его, стал рассказывать ему о кампании молодого графа Каменского, старый князь неожиданно начал с ним разговор о княжне Марье, осуждая ее за ее суеверие, за ее нелюбовь к m lle Bourienne, которая, по его словам, была одна истинно предана ему.
Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи; что она нарочно мучает и раздражает его; что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого. «Почему же князь Андрей, который видит это, мне ничего не говорит про сестру? – думал старый князь. – Что же он думает, что я злодей или старый дурак, без причины отдалился от дочери и приблизил к себе француженку? Он не понимает, и потому надо объяснить ему, надо, чтоб он выслушал», – думал старый князь. И он стал объяснять причины, по которым он не мог переносить бестолкового характера дочери.
– Ежели вы спрашиваете меня, – сказал князь Андрей, не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца), – я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете, то я скажу вам откровенно свое мнение насчет всего этого. Ежели есть недоразумения и разлад между вами и Машей, то я никак не могу винить ее – я знаю, как она вас любит и уважает. Ежели уж вы спрашиваете меня, – продолжал князь Андрей, раздражаясь, потому что он всегда был готов на раздражение в последнее время, – то я одно могу сказать: ежели есть недоразумения, то причиной их ничтожная женщина, которая бы не должна была быть подругой сестры.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.