Мужские монастыри. Свято-Успенский мужской монастырь

Красивый и величавый, расположенный в живописном месте реки Волги города Чебоксары Свято-Троицкий православный мужской монастырь был основан царем Иоанном Грозным с целью проповедования среди этнических народов Поволжья православной веры. Эта обитель имела общежительный устав, с 1582 года его настоятелем был архимандрит Иоанникий.

Свято-Троицкий мужской монастырь: Чебоксары

В начале XVII века во времена смуты в этих краях начались повстанческие движения волжских казаков, добавились неурожаи и голод. В 1609 году монастырь был безжалостно сожжен и разграблен, его настоятель архимандрит Геласий повстанцами был сброшен с колокольни. Но со временем монастырь опять возобновляется и процветает, в то время ему принадлежат шесть деревень, рыбные угодья по Волге и почти 900 десятин земли. Первоначальные постройки и церкви монастыря строились из деревянных балок. В древних исторических документах указывается и то, что в 1763 году в монастыре стояло четыре храма: Свято-Троицкий, Толгской Богоматери, святых апостолов Петра и Павла (который позже разобрали из-за ветхости постройки) и святого великомученика

Реформа

В 1764 году в результате секуляризационной реформы, которую провела Екатерина II, произошло разделение монастырей на три класса, тогда же у монастыря забрали все владения и деревни и отнесли его к самому низшему 3 классу, который предусматривал по штату двенадцать монахов.

Во время своего путешествия в 1767 году монастырь прибыла сама императрица, которая решила остановиться в Чебоксарах. Она начала знакомство с городом с посещения монастыря, где присутствовала на торжественном молебне, отслужил его настоятель архимандрит Хрисанф.

В 1789 году Свято-Троицкий мужской монастырь (Чебоксары) получает в управление Владмирско-Сретенскую пустынь. В 1791 году настоятелем назначен игумен Антоний. К концу XVIII века по повелению Павла I монастырю удается вернуть себе 30 десятин земли и озера для рыбного промысла. В 1838 году монастырь в управление получает Спасо-Геронтиеву пустынь, расположенную на правом берегу Волги.

Возрождение и разорение

В XIX веке архимандрит Димитрий (1899-1902 гг.) начинает заниматься обновлением монастырской обители и приводит в порядок ветхий Троицкий храм.

В 1902 году обителью начинает управлять архимандрит Серафим (Павлиненко, 1902-1922 гг.), который был подвязан на монашеское служение на Афоне около 20 лет назад. Именно благодаря его благочестию и молитвенному подвигу начинается духовное возрождение обители, вырастает число братии, в отдельно стоящем здании создается церковно-приходская мужская школа, состоящая из 73 учащихся. В 1918 году постановлением Советской власти в монастыре была сначала проведена перепись имущества, а потом и ее конфискация.

После владыки Серафима в 1922 году числился игумен Вассиан (Шапошников), который до последнего боролся, чтобы монастырь продолжал действовать. Однако это не помогло, и в середине осени 1924 года его закрыли, а в 1926 году из него сделали комсомольский и пионерский клубы.

Возвращение в епархию

Свято-Троицкий мужской монастырь (Чебоксары) - памятник архитектуры. В 1974 году государством были выделены деньги на реставрацию, а в зданиях стали размещаться фирма «Турист», подводники и Театр юного зрителя.

В 1992 году решает передать здания монастыря Чебоксарско-Сувашской епархии. Через год начинаются восстановительные работы. 30 июля 1993 года должность наместника получает иеромонах Савватий (Антонов). Постепенно в обитель стали приходить первые послушники, они стали восстанавливать разрушенные стены, угловые башни и колокольни. В 1994 году 15 января 1994 года в честь праздника святого Серафима Саровского была совершена первая служба и крестный ход.

Колокола

Свято-Троицкий мужской монастырь (г. Чебоксары) летом 1996 года поднял свой первый колокол на новую колокольню весом 59 пудов, а за ним второй колокол весом 75 пудов. И в этом же году монастырь посетил II, в Свято-Троицком соборе он совершил молебен Святителю Николаю. В 2001 году он повторно приехал навестить монашескую братию. На территории со временем начинает работать Епархиальное Духовное училище и Воскресная школа.

С тех пор стал настоящей жемчужиной города Свято-Троицкий мужской монастырь. Чебоксары славятся этой древней достопримечательностью, которая, благодаря своей высокой духовной жизни и богатой истории, постоянно встречает гостей и паломников.

С 2009 года наместником Священный Синод назначает игумена Василия (Паскье), в апреле 2011 года его возводят в сан архимандрита. Священноархимандритом и правящим архиереем монастыря в настоящее время является Митрополит Чебоксарский Варнава (Кедров).

Свято-Троицкий мужской монастырь (Чебоксары): расписание богослужений

На официальном сайте монастыря всегда можно ознакомиться с расписанием служб, особенно в праздничные дни.

В обычные дни проходят:

  • 06.30 - Молебен св. Филофею митрополиту Всея Сибири. Полунощница.
  • 16.30 - Вечерняя служба.

В субботу:

  • 06.30 - Молебен.
  • 07.45 - Божественная Литургия.
  • 16.30 - Всенощное бдение.

В воскресение:

  • 06.15 - Божественная Литургия.
  • 07.20 - Молебен с водосвятием.
  • 08.30 - Божественная Литургия.
  • 16.00 - Акафист.
  • 16.30 - Всенощное бдение.

Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский монастырь по архивным сведениям возник не позже 1675 года. Его именуют Свято-Троицким Селенгинским Старым. На его месте была основана в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича Романова членами Даурской духовной миссии ныне существующая Свято-Троицкая Селенгинская обитель. В состав духовной миссии входили игумен Феодосий, его помощник - иеромонах Макарий и с ними 10 монахов.

Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России. Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял собою мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными. В 1684 году был возведен монастырский храм в честь Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития обители, в ней были воздвигнуты храмы святаго Архистратига Михаила, Всех Святых, святителя Николая Чудотворца.

Административное, культурное и духовно-нравственное значение обители с самого времени её создания для развития края было во многом определяющим. Являясь форпостом России за Байкалом, расположенный на перекрестке всех дорог, идущих с Востока на Запад, и с Севера на Юг, монастырь быстро процветал и был крупнейшей обителью того времени к востоку от Байкала. Его посещали многие выдающиеся религиозные, политические и государственные деятели. Например: прадед А.С. Пушкина - А.П. Ганнибал, крестник Петра I; будущий император России цесаревич Николай II Александрович; в обители принял монашеский постриг преподобный Варлаам Чикойский, Забайкальский чудотворец. В Троицком монастыре долгое время проживал величайший духовный светильник Сибири епископ Иннокентий Иркутский (Кульчицкий), ожидавший отправления в Китай и имевший здесь своим духовником архимандрита Мисаила, одного из членов Даурской духовной миссии. На территории обители сохранился источник, освященный, по преданию, святителем Иннокентием.

В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время здесь располагалась вначале колония для преступников, а затем в течении 70-ти лет психиатрическая больница.

С 2005 года совместно с больницей на территории обители начали проживать в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года отсюда были переведены в специально подготовленное учреждение последние больные.

26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря. В настоящее время братия обители состоит из четырёх монахов (два иеромонаха, два иеродиакона) и пятерых послушников. Здесь постоянно проживают по уставу монастыря от 15 до 20 трудников. Налаживается монастырская жизнь. Совершаются полный круг суточного богослужения, церковные Таинства, Крестные ходы. Звонят новоприобретенные колокола, происходит реставрация храмов, зданий обители. Развивается хозяйственная деятельность: есть скотный двор, приусадебное хозяйство, технический парк. Монастырь становится излюбленным местом посещения всё большего и большего числа паломников и гостей.

Три раза в год (7 июня, 7 июля, 11 сентября) организуется многочисленный Крестный ход от обители до села Ильинка (12 км) на Иоаннову гору к месту чудотворного явления иконы Иоанна Предтечи. Кроме того, братия монастыря духовно окормляют православные общины сел Татаурово, Ильинка, Таловка и других.

Несколько тысяч человек в течении года посещают древнюю обитель в поисках благодати и духовной помощи. К сожалению, в настоящее время, в монастыре отсутствуют возможности для размещения паломников и предоставления им достойных бытовых условий. Мужчины размещаются в гостевых кельях, а женщины, по причине запрета на проживание женщин на территории мужского монастыря, располагаются в частном доме за границами территории обители.

Лучшим вариантом размещения гостей нам видится строительство Постоялого двора, где приезжие могли бы безвозмездно останавливаться на несколько суток, иметь возможность принять душ и отдохнуть в уютных номерах. В собственности монастыря уже есть земельный участок, удачно расположенный прямо напротив главных монастырских ворот, где будет возведено здание Постоялого двора и оформлен проект будущего здания.

Но для строительства необходимо приобрести строительные материалы на сумму полтора миллиона рублей. Для этого был запущен проект по сбору средств. Просим вас поддержать это доброе начинание .

Все, поддержавшие проект, обязательно будут внесены в список благотворителей Свято-Троицкого селенгинского мужского монастыря.

Братия Свято-Троицкого Селенгинского монастыря

Проживать в лесу было очень сложно. Стефан, который не смог выдержать таких лишений и скорбей, совсем скоро удалился в Богоявленский монастырь, расположенный в Москве. А Варфоломей, который остался один, позвал к себе старца, игумена звали которого Митрофаном, и смог принять от него постриг и новое имя - Сергий. На тот момент ему исполнилось 24 года.

Примерно два года Сергей прожил в пустыньке совершенно один, по своей мудрости сочетал он молитву с трудом, псалмопение, а также чтение богомольных книг, но со временем в Радонеже и округах стали узнавать о затворнике. И к нему стали собираться друг за другом двенадцать человек. Сергий, который не очень то и хотел разрушать собственное уединение, все же смог уступить, а также позволить им разместиться недалеко от него. Таким образом, совсем скоро келий стало двенадцать; несколько были возведены самим Сергием. Такое поселение обнесли тыном с вратами.

Игуменство было возложено на старца, которого звали Митрофаном. После смерти Митрофана игуменство Сергий принял на себя. Произошло это в 1344г., по истечении семи лет после того как прошел постриг.

Зарождение монастыря

Этот монастырь не имел священника. Исключительно по праздникам и воскресным дням этот монастырь посещал батюшка, который приходил из сопредельного селения и им совершались литургии. При всем том Сергий смог приучить иноков в строжайшем порядке соблюдать порядок будничного служения. По семь раз за день собирались братья в монастыре для того, чтобы всем вместе помолиться.

Так прошло еще 10 лет, и тогда братия попросила Сергия стать их исповедником. Сергий, согласно великой покорности, долгое время отказывался, однако братская любовь смогла одержать верх. Таким образом, уже в 40 лет Сергий смог принять посвящение игумена и пресвитера.

Сергий, который не принес из мира в это пустынное место никакого имущества, он наверняка и не помышлял о храме, а также, о благоденствии монастыря. Тем не менее, пути Господни неисповедимы, тогда подвязался в его пустыньке архимандрит Симон. Когда он пришел, он передал Сергию на монастырское устроение все собственное состояние. Благодаря этим средствам был построен большой храм из дерева, а также были приведены в порядок кельи, которые располагались теперь в виде четырехугольника окрест храма.

Симон Азарьин, который был казначеем, а также келарем Троицкого храма в XVII веке, в жизни архимандрита Дионисия говорит, что пока обитель не была осаждена поляками, существовала там старинная церковь чудотворца по имени Димитрий Солунский, которая стояла на Святых вратах рядом с каменным храмом преподобного Сергия. Если верить этому описанию, монастырская ограда была на тот момент уже натуральной деревянной стеной.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.