Описание синагоги. Что такое синагога? Московская хоральная синагога К какой религии относится синагога

ЧТО ТАКОЕ СИНАГОГА

1. О названии "синагога"

С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите "бейт-кнесет", что буквально означает "дом собрания". Слово "синагога" происходит от греческого слова synagoge ("собрание") которое обозначает то же, что и слово "кнесет" на иврите: "собрание".

Во всем Талмуде синагога лишь однажды названа "бейт тфила" - "дом молитвы". Само название "бейт кнесет" подчеркивает, что синагога - это нечто большее, чем просто помещение для общественной молитвы.

Еще синагогу называют на идиш словом "шул" (от немецкого "Schule" – "школа").

2. История возникновения синагог

Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (4-ый век до начала новой эры общепринятого летоисчисления) и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.

Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль.

Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Израиле, но многие евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного центра, места молитвы и изучения закона.

Когда римляне сравняли с землей Второй Храм, синагога сделалась цитаделью веры, - местом, где евреи собирались, учили Закон, молились. Случалось и так, что во время нападений врагов синагога становилась цитаделью в прямом смысле этого слова.

3. Функции синагоги

После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни еврейского народа.

Устройство синагоги

Архитектура

Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм.

Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.

Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.
При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.

Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Талмуд требует, чтобы молящиеся обращались лицом к Иерусалиму при чтении одной из самых главных молитв – Амиды.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В СИНАГОГЕ

Каждый, кто пришел в синагогу, - желанный гость. Не стесняйтесь спрашивать у более «опытных» прихожан, если не знаете как поступить в том или ином случае. Надеемся, что приведенные ниже правила сделают ваш визит в синагогу более комфортным.

Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п.

Не стоит брать с собой в на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся.

Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговорить о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.

По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться.

Одежда
Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме или рабочей одежде.

1. Женщины

По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По законам еврейской скромности, руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше придти в юбке или в платье.

2. Мужчины

Мужчинам находиться в синагоге можно только с покрытой головой. Чаще всего на голову одевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову, по еврейской традиции, следует не только в синагоге: это знак признания власти Бога, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.
Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

Синагога Бродского

В энциклопедии Брокгауза и Эфрона сказано, что Меир Бродский - основатель династии сахарозаводчиков, правнук Александра Шора - раввина из Жолквы, автора известных религиозно-философских трактатов. У Меира и его жены Мириам, которые жили в местечке латополе,было пятеро сыновей - Абрам,Зельман, Исаак, Израиль и Иосиф. Абрам покинул Златополь в 1858 году и перебрался сначала в Петербург, став царскосельским купцом 1-й гильдии, а затем - в Одессу. Здесь же с женой Хаей, четырьмя сыновьями и тремя дочерьми с 1860 года жил и Израиль, ставший наиболее успешным отпрыском Меира Шора. В декабре 1865-го он подал прошение о причислении его из одесских купцов в киевские. А в то время правом жительства в Киеве пользовались лишь евреи - купцы 1-й гильдии, то есть обладавшие 100-тысячным состоянием. Остальным дозволялось находиться в городе не более трех дней. Свой первый сахарный завод 23-летний Израиль Бродский основал в 1846 году в селе Лебедин, неподалеку от Златополя. Со временем он основал Одесский, приобрел Кагарлыкский и Корюковский, взял в долгосрочную аренду Райгородский и возглавил Томашевский сахарные заводы.

Известный политик и общественный деятель Сергей Витте, хорошо знавший Израиля Бродского, впоследствии писал о нем: «Это был на вид очень почтенный старик, напоминавший собою по наружности библейского патриарха. Он был чрезвычайный богач. Мне приходилось с ним неоднократно разговаривать, вести чисто деловые беседы, и всегда он производил на меня впечатление человека замечательно умного, но почти совсем необразованного».

Киевский период жизни и деятельности Израиля Бродского отмечен значительной благотворительной деятельностью. В книге «Киев теперь и прежде», вышедшей в свет в 1888 г., читаем: «Кроме того, в этой части города (новый тогда район Лукьяновка) обращает на себя внимание еврейская больница, построенная на деньги, пожертвованные И. М. Бродским - около 150 тыс. руб.». Помимо денег на строительство и оборудование, Израиль Бродский пожертвовал 50 тысяч, проценты с которых давали на содержание этого медицинского учреждения 3 тысячи рублей в год. Больница обслуживала не только евреев, но и пациентов других национальностей. Более 40 тыс. руб. Израиль Бродский выделил на строительство ремесленного училища, где дети из бедных еврейских семей учились на его средства. Свою щедрую благотворительность Израиль Бродский не ограничивал еврейской общиной. Будучи членом многих христианских обществ и организаций, он ежегодно жертвовал сотни тысяч рублей на их деятельность. Преуспели в семейном бизнесе и его сыновья Лазарь и Лев. В начале 1900-х годов они руководили уже шестью акционерными товариществами, в состав которых входили 10 свеклосахарных и 3 рафинадных завода в Киевской, Черниговской, Полтавской, Одесской, Подольской и Курской губерниях Образованные, талантливые и энергичные Бродские быстро заняли одно из ведущих мест среди крупнейших сахарозаводчиков Российской империи. Перенимая опыт видных производителей сахара, Лазарь Бродский приходит к мысли, что производство сахара неотъемлемо связано с качеством получаемого сырья.При его активном участии было создано Всероссийское общество сахарозаводчиков, Синдикат сахарников и Синдикат рафинеров.

Успешная работа заводов Бродских была обусловлена отличными социальными условиями. Лечение рабочих, их обучение, налаженный быт – все эти услуги оплачивались за счет Товарищества сахарных заводов, где работало более 10 тыс.человек, которые производили четверть российского рафинада.Интересно, что братья унаследовали от отца не только коммерческий дар, но и чуткость к общественным потребностям. Сахарозаводчики края, возглавляемые Бродским, попросили правительство регулировать производство сахара гарантированной правительственной нормировкой. В ответ на благосклонное отношение к просьбе, они выразили готовность сделать пожертвование на общественные нужды. Петербург ходатайство удовлетворил, а промышленники собрали на строительство Киевского политехнического института около миллиона рублей, вклад Лазаря Бродского составил 100 тыс.

Кроме этого, братья выделили на именные стипендии студентам 18 тыс.руб. Израиль Бродский никогда не афишировал свою благотворительность, но подчеркивал: «Я даю не потому, что мне хочется давать, а потому, что сознаю, что нужно и следует давать». Так же действовали и его сыновья. Они значительно расшири ли больницу, построенную их отцом.В 1895 году Лазарь Бродский стал первым председателем Товарищества по борьбе с инфекционными болезнями. На его средства был построен на Байковой горе бактериологический институт. За выдающиеся заслуги в деле благотворительности Лазарь Бродский был награжден орденами Станислава II-й степени и святой Анны II-й степени.Киев трудно представить без сооружений, которые возводились или расширялись при участии Бродских: это акушерская клиника университета св. Владимира на Бибиковском бульваре (Больница на б-ре Шевченко), больница Товарищества лечебных заведений для хронически больных детей на Козловской улице, Киевский худо жественно-промышленныйи научный музей (сейчас - Национальный музей), Троицкий народный дом Общества грамотности (ныне театр Оперетты), строение правления Товарищества Красного Креста (по ул. Мазепы,2 - поликлиника), Подольская женская гимназия (ул. Покровская,4 - сейчас лицей «Подол»), пятиэтажный элеватор наПочтовой площади (теперь книгохранилище Национальной библиотеки) и целый ряд других.

Украшением улицы Шота Руставели является здание Центральной (Хоральной) синагоги. А ведь открыть этот дом молитвы было нелегко даже знаменитому Лазарю Бродскому.
Поскольку Киев не входил в «черту оседлости», разрешения на устройство в городе синагог давал лично министр внутренних дел, не позволявший евреям строить культовые здания «ни в центральной части г. Киева, ни даже в отдаленных частях оного». Поэтому эффектный проект синагоги, разработанный по заказу Бродского Г. Шлейфером, был отвергнут губернскими властями. Но можно было для ритуальных целей приспосабливать жилые или хозяйственные помещения. Лазарь Бродский и киевский раввин Евсей Цуккерман послали жалобу в Петербург, в Сенат. К ней они приложили чертеж бокового фасада синагоги со стороны ул. Рогнединской, откуда здание напоминало жилой дом: вот, мол,собираемся приспособить обычное здание под молельню, а местное начальство не позволяет... Сенат принял сторону просителей. И в 1898 году, в день 50-летия Лазаря Бродского, состоялось торжественное открытие Хоральной синагоги. На церемонии присутствовали высшие губернские чиновники, которые приложили столько сил к тому, чтобы она не состоялась.

Помимо сахарного производства,братья Бродские вкладывали большие средства в мукомольное, пивоваренное и винокуренное дело. Им принадлежал контрольный пакет акций Киевского трамвайного общества. Лазарь Бродский был членом совета Санкт-Петербургского международного коммерческого банка,учредителем и председателем правления Второго Пароходного общества по Днепру и его притокам, директором Киевского общества водоснабжения, ди ректором-рас поря дителем Общества мукомольной паровой мельницы, членом совета Общества взаимного кредита и прочее, прочее, прочее... К концу жизни о нем говорили как об одном из самых выдающихся предпринимателей Российской Империи. За высокое качество продукции, представленной предприятиями Бродского на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, промышленник был удостоен французского ордена Почетного легиона.Жизнь Лазаря Бродского оборвалась в 1904 году. По иронии судьбы причиной смерти “сахарного короля” стала сахарная болезнь. Когда его хоронили в мраморном склепе на Лукьяновском еврейском кладбище,в траурной процессии участвовали губернатор, командующий военным округом, городской голова. Знаменитый адвокат Лев Куперник в надгробной речи назвал покойного «лучшим из евреев».

А в своем завещании Лазарь отписал городу 500 тысяч рублей для строительства крытого рынка, а из доходов рынка город должен был ежегодно отчислять 22,5 тысячи на содержание Бактериологического института, детского отделения Еврейской больницы, двухклассного училища им. Бродского и других благотворительных учреждений, созданных им.Во главе клана оказался Лев Израилевич Бродский. По семейной традиции он числился руководителем многих фирм, предприятий, благотворительных обществ, но отнюдь не чуждался житейских слабостей.

Представители семьи рассеялись по всему свету - в странах Европы, в Америке, в Австралии. В Киеве, к сожалению, не сохранились могилы похороненных здесь Бродских, остались лишь результаты их деятельности.

Синагога — это не просто помещение, где иудеи молятся или совершают религиозные ритуалы. Зачастую это еще и красивейшее архитектурное творение с непростой историей. Наряду с другими памятниками и мемориалами синагогы нередко становятся одними из главных достопримечательностей городов. Предлагаем вам убедиться в этом, посмотрев подборку 10 самых красивых иудейских храмов со всего мира — от Мьянмы до Германии и от Иерусалима до Буэнос-Айреса.

Синагога Мусмеах Ешуа


Синагога Мусмеах Ешуа Mona Mizi

Синагога Мусмеах Ешуа — сохранившееся свидетельство того, что в свое время еврейская община в Мьянме была на подъеме. На сегодняшний день это единственная синагога в этой стране. Здание было возведено в 1893-1896 гг. иракскими евреями на месте небольшой синагоги, построенной в 1854 году, и в нем до сих пор ведутся богослужения, хотя в стране осталось всего 20 евреев. Смотритель синагоги господин Сэмюэлс (чей сын организовывает туры по еврейским памятным местам страны), показывает посетителям два оставшихся свитка Торы и отводит их на верхний этаж к маленькому окошку, через которое можно фактически с высоты птичьего полета оценить красоту высоких сводов, канделябров и уникальной внутренней отделки из дерева. К сожалению, учитывая малочисленность еврейской общины в Янгоне, будущее синагоги сейчас неопределенно, поэтому если вы вдруг окажетесь в Мьянме, обязательно зайдите в Мусмеах.

Большая хоральная синагога


Большая хоральная синагога Dennis Jarvis/Flickr

Роскошная Большая хоральная синагога была открыта в Санкт-Петербурге в 1893 году — и совсем недавно ее отреставрировали, вернув ей прежнее величие. Эта синагога по-настоящему огромна — ее называют второй по величине в Европе.

Высота этого здания (от центрального купола до фундамента) составляет 47 метров. Синагога, созданная в теплом мавританском стиле, может принять под своими сводами до 1200 людей — туристы также часто заходят и в уютный внутренний двор. На территории синагоги расположен кошерный ресторан и магазин кошерной продукции, где можно купить и пару сувениров — например, матрешку-раввина.

Синагога Хасидут Белз

Синагога Хасидут Белз Mona Mizi

Синагога Хасидут Белз — самая большая в Израиле. Она спроектирована по образу и подобию синагоги, которая стояла в украинском городе Белзе (Львовская область) и была разрушена во время Холокоста. Поэтому сегодня израильская синагога одновременно служит и местом религиозного служения, и символом победы над нацистским смерчем. На строительство Хасидут Белз — как и в свое время на возведение синагоги в Белзе — ушло 15 лет. В стенах здания одновременно может расположиться до 10 тысяч человек. В ее Синагогальном ковчеге высотой 12 метров может храниться до 70 свитков Торы — за это Хасидут Белз даже внесена в Книгу рекордов Гиннесса, ведь обычно в синагогах хранится не больше шести свитков. Под сводами синагоги висит 9 роскошных канделябров, в каждом из которых более 200 тысяч элементов из чешского хрусталя — благодаря этому интерьер выглядит торжественно и нарядно, словно бальный зал.

Синагога Пардеси


Синагога Пардеси Dennis Jarvis/Flickr

Синагога Пардеси — старейшая действующая синагога Индии. Она была построена в 1568 году общиной сефардских евреев, которые жили на этих землях. Слово Paradesi в некоторых наречиях этого региона означает «чужеземец, чужой», что красноречиво объясняет, насколько «своим» было это строение для местных жителей. Все простые посетители и молящиеся, которые заходят в синагогу, должны снять обувь и босыми пройтись по керамической плитке пола, расписанной вручную. Внутри синагоги собраны уникальные антикварные предметы — там есть и восточный ковер, и золотые короны, и Ковчег, в котором хранится 4 свитка Торы.

Синагога Охель Яков


Синагога Охель Яков digital cat/Flickr

Синагога Охель Яков — ивр. «Шатер Якова» — была спроектирована архитекторами Реной Вандель-Хоефер и Вольфгангом Лорхом (именно их проект победил в соответствующем конкурсе в 2001 году). Здание построено в модернистском стиле — оно представляет из себя «затянутый» в металлическую сетку куб из стекла, который стоит на каменном фундаменте. Проект символизирует один из множества шатров, в которых евреи жили во времена Исхода. Интерьер синагоги также выдержан в современном стиле — стены обшиты гладким, отполированным деревом и украшены золотыми надписями. История синагоги интересна настолько же, насколько и ее архитектура — первая Охель Яков стояла в паре кварталов от нынешней и была разрушена в 1938 году в период нацистской оккупации. Нынешняя синагога расположена на территории нового Еврейского центра, в котором также находятся Еврейский музей и, собственно, сам Общинный центр. Синагога и здание Центра соединены Коридором памяти, который посвящен 5 тысячам жителей Мюнхена, уничтоженных нацистами.

Большая синагога в Сиднее


Большая синагога в Сиднее BobMeade/Flickr

Несведущий путешественник может спутать Большую синагогу в Сиднее с католическим собором — настолько сильно она напоминает готические французские или немецкие церкви. Она по праву считается одним из самых красивых зданий религиозной направленности в Австралии. Этот иудейский храм, строительство которого завершилось в 1878 году, расположен в самом центре Сиднея, и в нем сочетаются влияния готического и византийского стилей. Эта синагога прекрасна как внутри, так и снаружи — окно-розетка во фронтоне и мощные колонны придают величественности фасаду, а голубые своды с золотыми звездами — создают торжественную атмосферу внутри здания. В синагоге регулярно проводятся экскурсии — в полдень, по вторникам и четвергам. В синагоге часто проходят культурные мероприятия — она находится в списке объектов города, которые принимают у себя Сиднейский фестиваль искусств. В частности, там проходят музыкальные представления — благодаря великолепной акустике эта синагога идеально для них походит.

Тепмло Либертад


Тепмло Либертад Sandra Cohen-Rose and Colin Rose/Flickr

В Аргентине находится самая большая еврейская община в Южной Америке, и там же стоит самая крупная синагога в этой части мира. Этот иудейский храм — Тепмло Либертад (Храм Свободы) — расположен в самом центре Буэнос-Айреса. На фронтальной стене синагоги, как раз под каменной аркой в римском стиле находится огромная Звезда Давида. Внутри синагоги — роскошные канделябры под высокими сводами, ряды красивых деревянных лавок и красный ковер. Еврейская община Аргентины сегодня довольно неоднородна — и это отражается на служениях в синагоге. Там проводят две шаббатние службы — одну традиционную, а другую более либеральную, для молодежи.

Синагога в Сохо


Синагога в Сохо John Hall, fastcodesign.com

Если вы хипстер и хотите сходить на иудейскую религиозную службу, отправляйтесь в синагогу Сохо. Как и большинство других помещений в этом районе, это место снаружи выглядит не тем, чем является на самом деле. Посетителям нужно попасть внутрь, чтобы понять, что это не очередной магазин (как можно было бы подумать снаружи, глядя на вход-витрину), а место, где молятся. Синагога в Сохо радикально отличается от обычных иудейских храмов — там еврейские религиозные практики вполне естественно сочетаются с урбанистической эстетикой. Внутри на стене этой маленькой синагоги можно увидеть нарисованную менору, а у входа — модернистский Маген Давид.

Будапештская Большая синагога


Будапештская Большая синагога Hershil Shah/Flickr

Большая синагога — это настоящее сокровище Будапешта. Построенное в мавританском стиле кирпичное здание украшено двумя высокими башнями с куполами-луковками и огромным окном-розеткой над главным входом. Интерьер синагоги настолько же величествен, как и вид снаружи — внутри расположены фрески с геометрическими узорами и механический орган. У этого здания интересная история — в небольшом доме, который стоял рядом местом, где сейчас находится синагога, родился основоположник сионизма Теодор Герцль (сейчас на этом месте находится Еврейский музей). К синагогальному комплексу также относятся Мемориальный парк Рауля Валленберга, в котором стоит памятник жертвам Холокоста — металлическая плакучая ива, — созданный по проекту скульптора Имре Варга.

Новая синагога


Новая синагога François Philipp/Flickr

Новая синагога в Берлине была построена в 1866 году под влиянием архитектурного стиля, использованного в проекте укрепленной резиденции Альгамбра в испанской Гранаде. Внушительный купол на высоте 50 метров над землей украшен роскошным золотым плетением и прочими декоративными элементами в восточном стиле. По бокам от главного купола расположены два поменьше — один на левом, а другой на правом крыле. В ходе бомбардировок Берлина союзными войсками синагога (которая была переоборудована нацистами под складские помещения) очень сильно пострадала — значительная часть здания была разрушена. После падения Берлинской стены в 1989 году она стала единственной синагогой, которую отстроили буквально с фундамента — от старого здания остались лишь фронтон и восстановленный купол. В течение весны и лета (с апреля по сентябрь) все желающие могут подняться на на самый верх синагоги, на ее купол.

Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни.

Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить .

Позднее были построены специальные здания для молитвы - первые синагоги.

В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине.

Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в , праздники и будни.

Устройство синагоги

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне.

Это было огороженное прямоугольное пространство.

Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и .

Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители.

В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась .

Там стоял Ковчег Завета, содержавший с высеченными на них .

Когда построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.

Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток).

Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону , и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.

По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел).

У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой.

В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет.

Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы - самое священное достояние синагоги.

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар.

С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Над ковчегом располагается нер тамид - «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма.

В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно, как сказано:

«возжигать вечный огонь перед скрижалями…»

Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью заповедями.

Функции синагоги

Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения.

В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы.

Еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в Иерусалиме.

В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя.

Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору.

Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог и при каждой две школы - начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд - Мишну.

По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги.

В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими.

В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин - местный религиозный суд.

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу.

Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.

Синагогальная служба

Новые формы богослужения в синагогах основывались на концепциях, развившихся из храмовой службы и благодаря Храму они стали частью религиозной жизни еврейского народа.

Синагога находилась в храмовом дворе, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы.

Многие храмовые ритуалы, как например, биркат-коханим, помахивание лулавом в праздник Суккот, трубление в и другие, пришли в синагогальную службу из храмового ритуала и получили распространение в синагогах в и в диаспоре ещё в период существования Храма.

С течением времени к изучению Торы было добавлено также чтение Торы в Храме.

В субботу и в праздники собирался в Храме в качестве бет-мидраша; в храмовом дворе законоучители преподавали народу законы Торы.

Хранившиеся в Храме древние списки Священного Писания и произведения национальной исторической литературы были эталоном канонического текста, и по просьбе общин диаспоры храмовые писцы делали для них копии с этих книг.

Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании Храм продолжал оставаться местопребыванием Шхины и единственным местом жертвоприношения Богу.

Путём храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как частных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля.

Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира.

После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.

Что такое синагога?

  1. Синаго#769;га (от греч. #963;#965;#957;#945;#947;#969;#947;#942;, собрание; ивр. #1489;#1461;#1468;#1497;#1514; #1499;#1456;#1468;#1504;#1462;#1505;#1462;#1514;#8206;, бейт кнессет дом собрания) , после разрушения Иерусалимского храма основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного богослужения.
  2. СИНАГОГА, еврейский дом молитвы. Название происходит от греческого слова synagoge ("собрание") и соответствует еврейском слову "кнесет". Еврейское название синагоги "бет ха-кнесет" ("дом собрания") или "бет ха-тефилла" ("дом молитвы"). Еврейский дом молитвы называют еще на идиш словом "шул" (от нем. Schule "школа").

    Время возникновения синагог точно не известно. Возможно, они возникли после разрушения Первого храма (586 до н. э.) . Известно, что многочисленные синагоги существовали в период Второго храма (516 до н. э. 70 н. э.) . Синагога играла важную роль в еврейской жизни. С ранних времен она была как местом собрания и учения, так и молитвы. Сегодня многие крупнейшие синагоги функционируют как культурные, образовательные и благотворительные центры. При многих синагогах существуют религиозные школы для детей.

    Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть скромное здание или даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное здание в любом архитектурном стиле. Непременные детали интерьера: помост ("альмемар" или "бима") и ковчег со свитками Торы. Другими традиционными деталями интерьера являются вечный огонь, изображение скрижалей завета (оба элемента располагаются над ковчегом) и два светильника. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины молятся отдельно; в некоторых синагогах для женщин предусмотрены отдельные галереи.

    Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает своих должностных лиц: раввина, духовного главу общины, законоучителя и проповедника; хаззана, или кантора, руководящего молитвой; чтеца, читающего свитки библейских книг; и шаммаса, или служку, который присматривает за зданием и выполняет другую разнообразную работу. Должность хаззана первоначально совмещала в себе многие обязанности, но с течением времени они перешли к шаммасу и другому синагогальному персоналу, а за хаззаном осталась только обязанность ежедневного руководства молитвой. По праздникам пение хаззана может сопровождаться мужским хором. Смешанные хоры встречаются только в реформистских или прогрессивных консервативных синагогах. В этих синагогах во время службы используется также орган и другие музыкальные инструменты. См. также ХРАМ; КОВЧЕГ.

    Великое собрание (древнеевр. "ха-Кнесет ха-Гедола"), законодательный орган, существовавший, согласно еврейской традиции в 5-3 вв. до н. э. , в Палестине. Исторические сведения на этот счет весьма скудны, точно неизвестно, как долго функционировал этот орган, а некоторые ученые даже сомневаются в самом его существовании. В Книге Неемии указывается, что он заключил соглашение со старейшинами общины, которые, по-видимому, и вошли в Великое собрание.

    Согласно традиции, члены Великого собрания (в которое входили и многие книжники) считались духовными наследниками пророков. Они часто упоминаются в Талмуде и других еврейских сочинениях, а их имена связаны с установлением некоторых религиозных институтов.

Еврейский дом собраний, учения и молитвы. Вопрос о происхождении синагоги остается неясным. Высказывалось мнение, что институт синагоги восходит к Моисею; по другому мнению, синагоги это "места собраний" (Пс 73:8). Обычно считают, что синагога восходит к периоду Вавилонского плена, когда евреи лишились Храма и собирались на чужбине ради совместной молитвы. Согласно еврейскойтрадиции, под "некоторымсвятилищем" вИез 11:16прямоподразумевается синагога евреевизгнанников в Вавилоне, а неоднократные ссылки Иезекииля на собрания старейшин (8:1; 14:1; 20:1) указывают на синагогальное богослужение. Вероятно, Иезекииль старался защитить изгнанников от упреков в том, что они проводят богослужения, находясь вдали от Иерусалимского Храма; он объясняет, что Бог предусмотрел святилища в чужих землях. Когда изгнанники вернулись и восстановили Храм, синагога, повидимому, закрепилась в палестинском иудаизме как действующий институт. Талмуд приписывает составление древнейших литургических молитв, таких, как Амида, Ездре и его преемникам, членам Великой синагоги.

К 1в. христианской эры синагога прочно встала на ноги, с каждым веком все больше обретая статус центра религиозной и социальной жизни иудейской общины. Перед разрушением Храма римлянами в 70 г. н.э. синагога и Храм распределяли между собой основные задачи; после разрушения Храма синагога стала главным иудейским институтом. Н.з. документы свидетельствуют о том, какое значение имела синагога для Христа, Его учеников и ранних христиан. Миссионеры, среди них ап. Павел, также широко использовали возможности синагоги I в. Синагогальные службы, в свою очередь, оказали значительное влияние на христианское богослужение и церковное управление (напр., институт старейшин).

Чтение отрывков из Закона и пророков составляло центральный элемент синагогальной службы. Свитки со Св. Писанием хранились в ларцековчеге, обычно находившемся выше уровня пола, в стене, смотрящей на Храмовую гору. В центре синагоги располагалось возвышение (Ыта), на к-ром стоял пюпитр для чтения. Молящиеся сидели на деревянных скамьях вокруг bima. Св. Писание читали стоя, но разъяснял его учитель сидя. Из Лк 4:1627 следует, что Иисус в точности соблюдал эти правила.

Помимо чтения и разъяснения Св. Писания, синагогальная служба включала молитвы Шма ("Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть") и Амида. В Шма входило чтение отрывка Втор 6:49, крый, согласно иудейской традиции, свидетельствовал о согласии подчиниться власти Божьей, отрывка 11:1321 оподчинении заповедям и отрывка Чис 15:3741, крый мудрецы называли "исходом из Египта" (в соответствии с содержанием его последнего стиха). Амида это главная молитва, крую читали молча, про себя; в ней верующий обращался к Богу, благодарил Его за субботу и блага, дарованные человеку (напр., за возможность совершать богослужение). Синагогальная служба опиралась на два талмудических принципа, крые дополняли друг друга, qeba (упорядоченность времени и упорядоченность богослужения) и kawwana (духовное начало и непосредственное выражение чувств). В результате синтеза qeba и kawwana все то, что в духовном выражении одного поколения относилось к kawwana, для последующего уже становилось qeba

Развалины самой древней из найденных синагог обнаружены в Шедии близ Александрии (Египет) надпись на мраморе гласит, что иудейская община посвятила эту синагогу Птолемею III Эвергету (246221 гг. до н.э.) и царице Беренике. В Израиле очень высоко почитается синагога, обнаруженная при раскопках древнего города Капернаум; она датируется IIIв. н.э. Древнейшая синагога на территории Израиля обнаружена при раскопках царской крепости Масада, построенной Йродом Великим, в крой зелоты оборонялись против римлян во время Иудейской войны.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.