Предмет философии как отдельная философская проблема. Виды онтологических учений: дуализм, плюрализм (суть, представители) Плюрализм в истории

Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).

Единицей историко-философского процесса является философское учение. Философское учение - система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Формируются философские школы - совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями . Наиболее крупные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями . Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а, следовательно, учений и школ) которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие положения (принципиально общие). Философские направления - материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рационализм и иррационализм.

В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, куль­туры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Если в платоновско-сократовском смысле философия - это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого познания к существенным целям человеческого разума.

Но большинство ученых едино в том, что в ряду мировоззренческих вопросов доминантным является вопрос об отношении мышления к природе , духовного к материальному. Ибо, какой бы вопрос мировоззрения не рассматривался, он, так или иначе, соприкасается с соотношением этих фундаментальных сущностей. Энгельс, подчеркивая доминантность мировоззренческой проблемы отношения «мышления к бытию», «сознания к материи», назвал это «великим» основным вопросом философии . Именно рассматривая отношение сознания к внешнему миру исторически, мыслители стремились понять, что является первичным, а что - вторичным. Те из них, которые исходили из того, что внешний мир, природа первичны, вечны, бесконечны, а дух, сознание вторичны, назывались материалистами . Философы, придерживавшиеся противоположных взглядов, назывались идеалистами . В истории философии были попытки дать компромиссное, дуалистическое решение вопроса о соотношении духовного и материального. Дуалисты считали сознание и материю независимыми друг от друга, равноправными началами всего существующего.

5. Понятие метода в философии. Диалектика и ее альтернативы.

Метод - это оптимальный, проверенный опытом, наиболее эффективный путь познания. Без метода что-либо познавать, исследовать невозможно.

Каждая наука, опираясь на собственный опыт, разрабатывает, совершенствует систему общих правил и принципов познания. Это могут быть и технологические приемы организации наблюдений (астрономия, геология ), и способы осуществления эксперимента (физика, химия ), математической обработки данных (социология) , отыскания и оценки документов, свидетельств, первоисточников (история, источник поведения, литературоведение) и т.п.

Особо обстоит дело с философскими методами . Их отличительная черта состоит в том, что они универсальны, т.е. имеют всеобщий характер. Да и само философское знание, взятое в целом, выполняет регулятивную методологическую роль по отношению ко всем сферам познавательной и практической деятельности человека.

В истории философии известны два противоположных метода познания: диалектический и метафизический.

Первый - метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления. Второй, основанный на диалектике, рассматривает явления в их изменчивости, движении, развитии

Высший уровень философской методологии - диалектика . Диалектика помогает человеку смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамичных, текучих понятий, переходящих друг в друга: количество переходит в качество, случайность - в необходимость и т.д.

На базе диалектики философией Нового времени открыты и разработаны такие важнейшие методы (принципы) научно-теоретического знания, как:

Совпадение логики развития познания с объективной логикой действительного мира (единство логического и исторического);

Движение от исходной абстракции ко все более полному, всестороннему знанию (восхождение об абстрактного к конкретному) и др.

Объективная диалектика - развитие реального мира; противоречивое взаимодействие вещей, явлений, процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и обществе. Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для диалектиков "Мир соткан из противоречий". Видным представителем диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философ первой половины 19-го столетия Гегель. Диалектической философией является марксизм. Диалектика находит свое применения в различных философских школах и типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном

Субъективная - диалектическое мышление (отражение диалектического движения действительного мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития.

Итак, диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В центре ее внимания всегда была проблема развития.

Противоположность диалектики - метафизика, мыслящая мир как завершенное состояние, не способное к саморазвитию.

Сущность метафизики как метода мышления - односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого. Примерно до сер.19в. преобладающим методом в философии и науке была главным образом старая метафизика, которая имела дело преимущественно с предметами и их мысленными отражениями как с чем-то законченным и неизменным.

Гегель называет метафизикой метод, теорию, в которой процесс развития рассматривается только количественно, и, таким образом, сам процесс развития представляет мир в устойчивом состоянии.


Введение

1 Истоки философского плюрализма

2 Философия и религия

Глава 2. Приобретения и утраты философского плюрализма

1 Многообразие философских учений и направлений

2 Плюрализм и толерантность в науке и философии

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Философия как форма духовной деятельности непременно содержит момент историчности, она - ответ человеческого духа на вопросы, поставленные исторически обусловленным бытием человека. С этим связывается философский и плюрализмам.

На многообразие философских систем влияют историческая эпоха, место и время деятельности мыслителя, его национальность и принадлежность к религии, а также развитие, характер общественных отн шений, состояние науки, культуры, тенденции их развития и др. Определенное влияние может осуществлять и социальное положение мыслителя (хотя рабу, затем вольноотпущенники Эпиктета и императору Марку Аврелию их различные социальные статусы не мешали развивать похожие философские идеи стоицизма).

Философский плюрализм проявляется в обосновании тем или иным мыслителем сущности развития философии. У Гегеля, например, это развитие связывается с конкретной исторической эпохой, с ее экономическими, культурными, религиозными ними и другими характеристиками, а развитие философии является не только внутренней логикой развития абсолютной идеи, но и зависимостью от социальной реальности.

Философские системы - это исторические образования, «духовные квинтэссенции эпохи». Каждый философ - сын своего времени. Но если каждая эпоха порождает определенный тип философии, то при рассмотрении различий историческим эпохам, цивилизациям, к культур, национальных особенностей напрашивается вывод о неизбежности философского плюрализма не только для прошлого человечества, но и для современного.

В марксизме проблема плюрализма приобретает историко-материалистического решения Философия как одна из форм общественного сознания, как духовное образование определенной степени зависит от особенностей общественного бытия, различных факторов общественной жизни. Этот подход был абсолютизированным в советской философии, где всячески отстаивается идеологический патриотический принцип и неизбежно критиковался плюрализм философских подходов.

К важнейшим источникам по теме следует причислить ряд имеющихся на русском языке работ авторов, относящихся к главным представителям плюралистического мировоззрения. В философии это прежде всего У. Джемо, Ф. Ницше, Б. Рассел, К. Поппер, П. Фейерабенд; в области политической мысли Дж. Локк, А. де Токвиль, З. Бернштейн. Особо необходимо отметить несколько связанных друг с другом работ русских философов, начала века - В.М. Хвостова, Л.М. Лопатина, Б.В. Яковенко, являющихся очень важными для понимания существа проблемы.

Цель работы: охарактеризовать философский плюрализм, его приобретения и утраты.

1.Описать истоки философского плюрализма.

2.Выделить сущность философии и религии.

.Рассмотреть многообразие философских учений и направлений.

.Определить плюрализм и толерантность в науке и философии.


Глава 1. Сущность философского плюрализма

философский плюрализм толерантность

1.1 Истоки философского плюрализма


Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - философская концепция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, или видов бытия (плюрализм в онтологии), либо форм познания (плюрализм в гносеологии), равноправных и суверенных личностей и групп (плюрализм в этике и социологии), ценностей и ценностных ориентации, выражаемых в многообразных идеологиях и убеждениях, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание (плюрализм в аксиологии).

Период становления философии приходится на особый момент в истории культурного самоопределения древних цивилизаций, когда мировоззренческое знание, его истоки и глубинный смысл, издревле окруженные ореолом таинственности, стали объектом осмысления и рационального анализа со стороны вольных любителей мудрости. Этот процесс захватывает, прежде всего, древнегреческий мир. Резкое усиление торговых и культурных связей греческих городов-полисов с соседними, более древними цивилизациями - такими, как Египет, - порождало процесс взаимопроникновения культур, религиозных верований, мироустроительных систем, философских учений. Это неизбежно расшатывало целостность архаичного представления о мире. Все больше осознавалась условность, относительность и противоречивость старых мировоззренческих схем.

На место единого для всех миропонимания пришло множество различных, часто конкурировавших между собой моделей мира, нравственных установок, религиозных учений и т.п. От мировоззрения как чего-то абсолютного, непререкаемого и единого люди перешли к новой культурной реальности - к факту множественности своих взглядов на мироустройство.

Основаниями для мировоззренческого выбора служило следование культурной традиции, вера или разумные доводы, т. е. культурно-исторические, психологические и гносеологические составляющие. Философами стали называться те, кто опирался в своих суждениях на разум и рациональную аргументацию. Философская рациональность означает специфический способ приведения в действие механизмов мышления с целью беспристрастного, свободного от субъективизма рассмотрения проблемы. Исторически философская рациональность формируется именно в условиях распада единого для архаического общества мировосприятия. Человек оказался в такой жизненной ситуации, когда возникла возможность, а затем и необходимость собственного выбора определенного взгляда на мир, не скованного грузом традиций, тех или иных авторитетов, какими-либо принципами прежних религиозных верований. Ситуация свободного выбора требовала поиска каких-то объективных оснований.

Первым непосредственным следствием этого явился плюрализм философских систем. Там, где была философия, там возникала не только апелляция к логическим аргументам, но и интеллектуальная конфронтация, диалог, спор. Развитие шло от плюрализма мировоззрений как особенности культурного бытия эпохи через рациональность к плюрализму философских систем. Интенсивный и многообразный опыт философствования уже на первом этапе становления философского сознания показал, что в вопросах мироустройства и духовного самоопределения человека рациональная аргументация сама по себе не ведет к выработке какого-либо единого миропонимания.

Философские концепции о первоначалах бытия разделились на монизм (мир имеет одно начало), дуализме (утверждающий равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического) и плюрализм.

Плюрализм предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, - агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления - скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

История философии свидетельствует о противоборстве плюрализма и монизма, который утверждал единственность основополагающего принципа бытия. Это было характерно для философии конца XIX - начала XX в.. Наряду с монизмом в этот период существовала дуалистическая трактовка бытия и знания - различение в неокантианстве естественных наук и наук о духе в соответствии с их методами и предметом исследования. Позднее на первый план выдвигается плюрализм в онтологии и гносеологии.

В современной философии плюрализм наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам, связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический плюрализм и плюрализм в аксиологии, которые подчеркивают многообразие ценностей утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни.

Классиком плюрализма был великий немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646-1716), хотя сам этот термин предложил его ученик Х. Вольф (1679-1754).

С точки зрения Лейбница, реальный мир состоит из бесконечного множества психически деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия - монад. Между собой монады (отдельные вещи, субстанции) находятся в отношении предустановленной гармонии, которая была создана Богом. Таким образом, философский плюрализм сближается с религиозным и идеалистическим взглядом на мир.

В конце XIX - XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персионализм, экзистенциализм), а также в эпистемологии (теории познания - прагматизм Уильяма Джеймса, философия Карла Поппера) и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейрабенда.

Эпистемологический плюрализм в своей основе подчеркивает субъективность знания и воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания и критикует классическую научную методологию. Таким образом, он является одной из посылок ряда антисциентистских течений (которые в основе своей подчёркивают ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкуют её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека).

Различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализм философских концепций подразумевает следующее разделение философских методов:

материализм и идеализм, выступающие как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т. е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности; во втором - как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию;

диалектика и метафизика. Под диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Диалектика совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором - как идеалистическая диалектика. Классическим представителем идеалистической диалектики является Г. В. Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками материалистической диалектики являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер. Особенностью метафизики является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия;

сенсуализм (от лат. sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.);

рационализм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.);

иррационализм - философский метод, который отрицает или ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).


1.2 Философия и религия


Философия и религия имеют совершенно различные задачи и формы духовной деятельности. Религия подразумевает жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия по существу независима от каких-либо личных интересов и постигает бытие путем рассмотрения их абсолютной первоосновы.

Являясь разнородными формами духовной жизни, философия и религия совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект - на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога.

Современному сознанию представляется маловероятным, чтобы то абсолютное, которое в философии нужно как высшая логическая категория, объединяющая и упорядочивающая теоретическое постижение бытия, совпадало с живым личным Богом, которого требует религиозная вера. Религиозная идея Бога противоречит целям философии в том отношении, что предполагает в природе Бога и потому в живом отношении к Богу момент тайны, непостижимости, неадекватности человеческому разуму, тогда как задача философии именно в том и состоит, чтобы до конца понять и объяснить первооснову бытия. Все логически доказанное, понятое, до конца ясное, уже тем самым лишается своей религиозной значимости. Бог, математически доказанный уже не одно и тоже с богом религиозной веры. Отсюда следует, что, если бы даже философия действительно познала истинного Бога, доказала Его бытие, разъяснила Его свойства, она именно этим лишила бы Его того смысла, который Он имеет для религии, т. е. убила бы самое драгоценное, что есть в живой религиозной вере.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.

Существуют две противоположные традиции в понимании соотношения философии и веры, и обе эти традиции имеют корни в церковном сознании.

Одна традиция идет от Отцов Церкви Александрийской школы. В ней философия не противопоставляется вере. Филон Александрийский пытался увязать и согласовать эллинскую мудрость и христианскую веру. Сохранилось высказывание неизвестного автора, принадлежавшего этой школе: «Христос - сама философия». Эллинская философия была осмыслена александрийским учителем Церкви, Св. Климентом, как «детоводительство ко Христу». Богословская мысль, начатая великими александрийцами, ассимилировала категории, понятия, язык греческой философии.

С другой стороны, не менее сильной является традиция противопоставления христианства и языческой мудрости, веры и философии. Вера с точки зрения этого рассуждения противоположна рациональному пониманию, с которым всегда связывает себя философия, вера противоположна разуму.

Сущность современных дискуссий о соотношении философии и религии состоит в том, что если в богословской литературе преобладает позиция непротивопоставления философии и веры, то в философских размышлениях указывается на опасность потери философией своего дела и превращения ее во что-то другое, например в теософию. В богословских статьях авторы опираются на традицию, идущую от александрийской школы, они указывают, что под философией святыми Отцами понималась, с одной стороны, аскетическая практика, умное монашеское делание, а с другой стороны - познание сущего как более отвлеченная интеллектуальная деятельность. Познание сущего понимается как познание тварного мира не мыслимое вне отношения к Творцу. Таким образом, отношение веры и познания, осуществляемого цельным разумом укорененного в вере человека, не является антиномичным в православии.

Философия всегда тесно взаимодействовала с богословием, рациональная мысль была встроена в догматические споры и формулировку важнейших догматов. Таким образом, в богословских статьях речь зачастую идет о том, как должно обстоять дело или анализируются причины секуляризации философии в Западной Церкви. Споры о встрече религии и философии вряд ли могут разрешиться в какое-то окончательное объективное решение, оно противоречило бы вечной нерешенности философии и великой свободе веры.

Взаимосвязь религии и философии заключается в осмысление природы и функций религии, а также философские обоснования существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку. В более узком смысле под философией религии понимается автономное философское рассуждение о божестве и о религии, особый тип философствования. Единодушия в понимании природы и функции философии религии среди философов нет. Тем не менее, философия религии, безусловно, обладает объективно устанавливаемой предметной сферой, постоянно воспроизводящимися формами осуществления, довольно устойчивыми отличиями от других областей философского знания - от теологии, религиоведческих дисциплин.

Оþнаþ преþдстаþвляеþт соþбоþй оþсоþбый тип филоþсоþфствоþваþния, деþмоþнстрирующий мноþгоþоþбраþзиеþ истоþричеþских фоþрм реþаþлизаþции. Оþбщую преþдмеþтную оþблаþсть поþдаþвляющеþгоþ боþльшинстваþ раþзноþвидноþстеþй соþвреþмеþнноþй филоþсоþфии реþлигии оþбраþзуеþт исслеþдоþваþниеþ и оþсмыслеþниеþ теþизмаþ в саþмых раþзличных аþспеþктаþх, аþ таþкжеþ оþбоþсноþваþниеþ траþдициоþнноþгоþ, «клаþссичеþскоþгоþ» теþизмаþ или коþнструироþваþниеþ филоþсоþфских аþльтеþрнаþтив клаþссичеþскоþму теþизму. Поþд теþизмоþм соþвреþмеþнныеþ филоþсоþфы поþнимаþют наþбоþр оþпреþдеþлеþнных реþлигиоþзноþ - меþтаþфизичеþских утвеþрждеþний, ядроþ коþтоþрых - преþдстаþ

Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм).

Единицей историко-философского процесса является философское учение. Философское учение - система определенных, логически связанных друг с другом воззрений. Формируются философские школы - совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Совокупность различных модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями . Наиболее крупные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями . Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а, следовательно, учений и школ) которые при всем расхождении друг с другом, отстаивают некоторые общие положения (принципиально общие). Философские направления - материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм, рационализм и иррационализм.

В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, куль­туры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Если в платоновско-сократовском смысле философия - это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял философию как науку об отношении всякого познания к существенным целям человеческого разума.

Но большинство ученых едино в том, что в ряду мировоззренческих вопросов доминантным является вопрос об отношении мышления к природе , духовного к материальному. Ибо, какой бы вопрос мировоззрения не рассматривался, он, так или иначе, соприкасается с соотношением этих фундаментальных сущностей. Энгельс, подчеркивая доминантность мировоззренческой проблемы отношения «мышления к бытию», «сознания к материи», назвал это «великим» основным вопросом философии . Именно рассматривая отношение сознания к внешнему миру исторически, мыслители стремились понять, что является первичным, а что - вторичным. Те из них, которые исходили из того, что внешний мир, природа первичны, вечны, бесконечны, а дух, сознание вторичны, назывались материалистами . Философы, придерживавшиеся противоположных взглядов, назывались идеалистами . В истории философии были попытки дать компромиссное, дуалистическое решение вопроса о соотношении духовного и материального. Дуалисты считали сознание и материю независимыми друг от друга, равноправными началами всего существующего.

Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Многие исследователи и сегодня считают данное определение самым удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «...познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней...» Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе». По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: его место в мире или способ освоения мира. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека (субъекта познания) к миру, объекту, материи.

Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.

Определяя предмет философии как «мир-человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя классические, смысложизненные вопросы: Какова природа мира? Есть ли в нем общие начала, связи и законы? Познаваем ли мир? Что есть человек? Какова его природа? Каково соотношение телесного и духовного, социального и биологического начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и обществе? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? и многие другие.

Таким образом, философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Философский плюрализм: причины возникновения. Примеры философского плюрализма.

Плюрализм – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (в онтологии), оснований и форм знания (в гносеологии). Термин плюрализм был предложен немецким философом X. Вольфом в 1712 году. Плюрализм противоположен монизму и имеет различные формы: дуализм, согласно которому существуют два начала – материальное и идеальное, и крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира. История философии может быть рассмотрена не только как борьба плюрализма и монизма, но и как столкновение разных форм плюрализма, например материалистического и идеалистического. Так, античный атомизм – материалистический вариант плюрализма, поскольку атомы у Демокрита качественно различны и несводимы друг к другу. Этому противостоит идеалистический вариант плюрализма, представленный в философии Г. Лейбница, согласно которой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций – монад.

Качественное описание действительности, которое составляло одну из особенностей знания до возникновения точного естествознания (классической механики, количественной химии), было связано с выдвижением множества разнородных начал (четырех стихий Эмпедокла – земли, воды, воздуха и огня и т.п.), каждое из которых характеризует в своей специфичности определенную сферу реальности. Наука нового времени, стремившаяся выявить внутренние связи явлений, свести качественное многообразие явлений к количественно измеримым, единым основаниям, в принципе отвергла плюрализм. Классическая философия в целом была монистичной, ибо пыталась осмыслить бытие как нечто единое и целостное, совпадая в этом с ориентацией классического естествознания, которое превращало механику в универсальный и единственно истинный способ объяснения действительности.

В гносеологии обращение к плюрализму было связано с революцией в физике и кризисом прежних способов объяснения мира на рубеже 19-20 вв., преодолением механицизма и формированием новых систем понятий, на первых порах казавшихся независимыми друг от друга.

несопоставимые описания мира, ни одно из которых не является более фундаментальным по отношению друг к другу" .Плюрализм часто ассо-циируется с поздним Wittgenstein, подчеркивавшим существование раз-личных языковых фокусов и форм жизни, а также с литературным пост-структурализмом, тяготеющим к релятивизму и скептицизму в отношении одномерности истины. Постструктуралисты отрицают саму возможность однозначной интерпретации - сопоставление различного рода интерпретаций не является основанием для определения их точности, а скорее высту-пает основанием для их легитимности. Концентрируясь на проблеме зна-чений, они констатируют, что значение текста как целого представляет функцию словаря значений, составляющих его. Фактически в тексте пред-ставлена "библиотека интерпретаций" и каждый читатель может выбирать свою подборку этих интерпретаций. Следовательно, речь идет о возмож-ности существования ряда самостоятельных интерпретаций.

Плюралистическая логика, утверждает, что мы живем в многомерности, включающей существование многих обособленных порядков вещей или реальностей. Обсуждая проблему онтологического плюрализма, E.R. McCormac утверждает, что понятия являются порождением "физиче-ских процессов мозга..., но они не всегда являются порождением только мозговой активности" . Понятие может порождаться боль-шим количеством источников культуры, но так как оно в своем выражении зависит от физической системы, его причинные источники могут быть весьма разнообразны, могут существовать многие обособленные реальные вещи, включая фундаментально отличные типы осознания действительно-сти и другие порядки реальности, не подчиняющиеся известным нам пра-вилам .

Хорошей иллюстрацией подобного рода эклектического плюрализма являются размышления А. Эйнштейна, писавшего, что "в глазах последо-вательно мыслящего философа он предстает как оппортунист, бросаю-щийся из одной крайности в другую. Как человек, пытающийся понять мир, не зависящий от актов восприятия, он кажется реалистом. Как чело-век, считающий понятия и теории свободными (не выводимыми логиче-ским путем из эмпирических данных) творениями человеческого разума, он кажется идеалистом. Как человек, считающий свои понятия и теории обоснованными лишь в той степени, в которой они позволяют логически интерпретировать соотношения между чувственными восприятиями, он является позитивистом. Он может показаться точно также и платонистом, и пифагорейцем, ибо он считает логическую простоту непреложным и эф-фективным средством своих исследований" .

Онтологический плюрализм предполагает возможность существования разных типов реальности, что уже само по себе освобождает во-ображение исследователя от сковывающих рамок одномерности. Призна-ние наличия разных реальностей (биологической, символической и реф-лексивной как базовых), отличающихся качественно и требующих разных исследовательских методологий, создает основания для, во-первых, обсу-ждения вопросов их соотнесения и сопряжения друг с другом; во-вторых, разграничения круга и компетенции исследуемых аспектов, при обсуждении их соотношения с целым - социальным бытием личности и ее окру-жения; в-третьих, рассмотрения вопросов концептуально-критериальных оснований научности и их возможных вариаций применительно к иссле-дуемым типам реальности в связи с их спецификой.

Методологический плюрализм защищает "исторический подход, ут-верждая, что наука должна рассматриваться как развивающийся процесс, имеющий место в многообразии исторических обстоятельств, скорее ис-пользуя многообразие методов, нежели применяя инвариантный, универ-сальный метод" .

H. Sankey описывает плюралистический подход средствами следующих пяти тезисов, представляющих основные темы исторического подхода:

Множественность правил: ученый применяет многообразие методо-логических правил в оценке теории и осуществлении рационального вы-бора между альтернативными теориями.

Методологическое варьирование: используемые ученым методологические правила подвергаются изменению и ревизии в процессе разви-тия науки.

Конфликт правил: возможен конфликт различных методологических правил в применении к конкретной теории.

Отменяемость: методологические правила, применяемые скорее ин-дивидуально, нежели совместно, отменяемы.

Не алгоритмизированная рациональность: рациональный выбор меж-ду теориями не управляется алгоритмизированной процедурой принятия решений, направленных на осуществление выбора единственной теории среди множества конкурирующих [там же].

Продуктивность подхода с позиций онтологического плюрализма к анализу психологической феноменологии показана в ряде работ (J.E. Ford ; E.R. McCormac ; A.J. Reck ; B.M. Wildemuth и др.).

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.