Презентация - икона в православной культуре. Презентация по основам православной культуры на тему "Архитектурные особенности православного храма" (4 класс) Презентация на тему шедевры православной культуры

Презентация по основам Православной Культуры на тему: «Христианство». Подготовила Педагог дополнительного образования МОУ СОШ 44 Минеева Е. Е. Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Образовательная Школа 44 Муниципального образования Северский район


История появления христианства. Христианство (от греч. Χριστός «помазанник», «мессия») монотеистическая религия. входит в число трёх мировых религий. Христианство зародилось на Востоке Римской империи (территории современного Израиля) в I веке н.э. Основателем считается Иисус Христос. В настоящее время христианство является одной из самых распространенных религий мира - её исповедуют более четверти человечества. Христианство занимает первое место в мире по географической распространённости, т.е. почти в каждой стране мира есть хоть одна христианская община.


Возникновение христианства. Христианство зародилось в I веке на иудейских землях в контексте мессианских движений иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи. Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета (в иудаизме - Танах). Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус (Иешуа) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в субботу, соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Но уже через несколько лет после основания церкви христианство начало проповедоваться среди других народов.


Христианство это Истина, мудрость, мировоззрение, жизнь и деятельность человека основанная на человеколюбии, системном и комплексном взгляде на жизнь и мир, и согласованная с природой человека, обществом и вообще со всей природой. («Системном и комплексном» в отношении человеческого поведения значит что захватывает все и вся; теперешнее время, будущее, а также и загробную жизнь). Христианство дает человеку реальное руководство для жизни: кем быть, как себя вести, что делать, как говорить и даже думать для того чтобы жизнь была успешной и плодотворной. Это руководство проверенное веками, правильное для нашего времени, было правильно в прошлом и будет правильно в будущем. Что самое главное это то что это учение от Самого Господа.





Католицизм или католичество (от греч. καθολικός всемирный; впервые по отношению к церкви термин «η Καθολικη Εκκλησία» применён около 110 г. в письме святого Игнатия к жителям Смирны и закреплён в Никейском символе веры) крупнейшая по числу прихожан (более 1 млрд) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии на территории Западной Римской империи. Окончательный разрыв с восточным православием произошёл в 1054.


Православие (калька с греч. ρθοδοξία буквально «правильное суждение» или «правильное учение») религиозный термин, который может использоваться в 4-х близких, но отчётливо различных значениях: 1. Исторически, а также в богословской литературе, иногда в выражении «православие Иисуса Христа», обозначает апробированное вселенской Церковью учение в противоположность ереси. Термин вошёл в употребление в конце IV и в доктринальных документах часто употреблялся как синоним термина «кафолический» (греч. καθολικός). 2. В современном широком словоупотреблении обозначает направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение первого тысячелетия н. э. под водительством и при заглавной роли кафедры епископа Константинополя Нового Рима, которое исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления 7-и Вселенских Соборов. 3. Совокупность учений и духовных практик, которые содержит Православная Церковь. Под последней понимается сообщество автокефальных поместных Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение (лат. Communicatio in sacris). 4. В современном русском просторечии употребляется применительно к чему-либо, относящемуся к этнокультурной традиции, связанной с Русской православной церковью.


Протестантизм (от лат. protestans, род. п. protestantis публично доказывающий) одно из трёх, наряду с католичеством и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах.


Христианство учит образу жизни при котором выявляются лучшие стороны человека и общества. Таким образом он достигает вершину своего духовного, душевного и физического развития. Христианство есть полная и законченная философская система. Она не надуманная, а это есть Истина о человеке, обществе, мире и о Самом Господе Боге. Можно сказать что христианское учение «естественно» для человека. Одним отцом Церкви так и сказано что «Душа по своей природе христианка». Отклонение от христианских начал в жизни ведет к внутренним и внешним противоречиям и приводит человека и общество в конце концов в кризисное состояние, тупик и развал. Даже отрицательные группы -- скажем разбойничьи шайки -- могут работать вместе только если они придерживаются хотя бы каких то христианских истин -- скажем у них должна быть какая то взаимопомощь и дружба. Если этого нет, то их шайка разваливается. Христианству не подходит слово «религия» так как это ее приравнивает к другим религиям, включая религию людоедов. Это скорей не религия, а истина о человеке, обществе, жизни, о том как жить, к чему стремиться и что важно в жизни, а что нет. Поэтому христианство призывает человека согласовать свое поведение с христианским учением. Иисус Христос это сказал в конце Нагорной Проповеди в притче о «Благоразумном домостроителе»

Храм. Православная культура. Православная молитва. Православный храм. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Основы православной культуры. Храм Василия Блаженного. Православные храмы. Никольский храм. Храм Гроба Господня. Храмы России. Раскол в Русской Православной Церкви. Введения во храм Пресвятой Богородицы. Русские храмы. Дорога к Храму.

Христианский храм. Храм Победы. Устройство православного храма. Возрождение храмов. Русский православный храм. Православный храм Иконостас. Христианский труд. Тема: Православный храм. Православный храм I часть. Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Нравственные основы православной культуры. Модуль: основы православной культуры.

О россии петь-что стремиться в храм. Архитектура русских храмов. Древний деревянный храм. Знаменитые храмы России. Православные храмы нашего края. Модуль "Основы православной культуры". Храм Петра и Павла в Прохоровке. Великие храмы РОССИИ. Храмы города Саратова. Христианское учение о спасении. Храмы родного края.

Самые знаменитые храмы мира. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Православные храмы Нижнего Новгорода. Основы Православной культуры и технология. Человек и Бог в православной культуре. Методика преподавания «Основ православной культуры». Купола и главы храмов. Я поклонюсь всем храмам до земли….

1. Храм Артемиды в Эфесе. История храма: от прошлого к настоящему. Архитектура современных православных храмов. Воскресная школа при храме «Всех скорбящих Радость». О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. Основы православной культуры: «Христианин в труде».

Вид урока: повторительно-обобщающий урок по курсу «Основы православной культуры».
Цель урока: систематизировать знания школьников православной символики, полученными при изучения предметной области «Основы православной культуры», на основе произведения искусства;
Задачи урока:
Личностные - обсудить вопросы отречения и предательства на примере поступка апостола Петра, приведенного в рассказе А. Чехова «Студент»;
Метапредметные - продолжить работу по пониманию символов, которыми передаются смыслы человеческой жизни в произведениях искусства;
Предметные - закрепить сформированное понимание школьниками того, что евангельские сюжеты имеют отношения к нам, к нашей жизни, объясняют нам жизнь через символы; знакомство с творчеством русского писателя 19 века Антона Павловича Чехова.

Урок поможет: объяснить смысл Заповедей; воспитает должное поведение христианина, христианское мировоззрение, познакомит с христианской истиной; обогатит словарь новыми словами, раскроет их глубокий духовный смысл; воспитает уважение к православной культуре, религиозным убеждениям народа.

Предмет: Метапредметные

Целевая аудитория: для 4 класса

Презентация к уроку: "Святой Сергий - строитель русской духовной культуры."
Обучающие цели:
- исследуя основные этапы жития С.Р. ответить на вопрос урока: почему, за какие дела считают С. Р. великим деятелем России и строителем русской духовной культуры.
Развивающие цели:
- развитие памяти, речи, умения делать самостоятельные выводы
Воспитательные цели:
- воспитание любви к Родине, нравственности, духовности, любви к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества
Тип урока:
- урок изучения нового материала с элементами исследования
Закрепление материала в виде кроссворда.

Целевая аудитория: для 6 класса

Презентация "Храмы России" может быть использована на уроке ОРКСЭ в 4 классе. Задачи данной презентации развитие у учащихся патриотического чувства к Родине, любви и интереса к ценностям России, гордости и уважения национальной культуры.

Целевая аудитория: для 4 класса

Презентация и поурочная разработка урока составлены в контексте учебника Кураева А.В. "Основы православной культуры".
Цель: формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.
Задачи:
1. Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;
2. Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;
3. Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Целевая аудитория: для 4 класса

Цель урока: помочь учащимся в понимании необходимости внутренней жизни человека, правильной переоценки своих поступков; сформировать понимание того, что жить в ладу со своей совестью – духовная радость.
Задачи урока:
- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческой совести и раскаянию;
- понимание детьми совести как своей внутренней судьи; осознание покаяния как пути к очищению и нравственному росту;
- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.


Целевая аудитория: для 4 класса

Тема. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

Заочная экскурсия

Цель

Задачи

Познакомить учащихся с особенностями архитектуры православных храмов.

Формировать целостное представление учащихся о символической сущности храма как начала будущего Царствия Небесного.

Формы проведения заочной экскурсии

Самостоятельная работа группы учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий.

Рассказ группы учащихся, сопровождающийся видеорядом.

Ход занятия.

I . Вступительная беседа

Православный храм означает Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного. Отсюда трехчастное деление храма:

Алтарь знаменует собой область бытия Божия

Собственно храм - область горнего ангельского мира (духовное небо)

Притвор - область земного бытия.

Освященный по особому чину, увенчанный крестом и украшенный святыми изображениями, храм являет собой прекрасное знамение всего мироздания во главе с Богом его Творцом и Создателем.

II . Выбор проблемы для работы в группе

Что символизируют типы храмовой архитектуры?

Почему купола имеют разные формы?

Что символизирует цвет купола?

Что означает количество куполов церкви?

III . Подбор материалов учащимися по выбранной проблеме. Работа в группах.

IV . Презентация и защита отобранного материала.

1. Типы храмовой архитектуры и их символичность

Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.

  • Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов - основа Церкви.
  • Храмы в форме круга говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа:
  • Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос.

Например, храм Василия Блаженного. Вокруг центрального шатра расположены восемь глав, которые в плане образуют фигуру из двух квадратов. Пересекающихся под углом 45 градусов. И образующих восьмиконечную звезду, которая является символом Пресвятой Богородицы, а также день Воскресения Христа (по древнееврейскому календарю он был 8-м днем), а также напоминает о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к Христу-младенцу. Совмещенные квадраты также символизируют распространение Евангелия на все четыре стороны света.

  • Храм в форме корабля. Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

2. Многоглавие храмов

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.

Православной крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых - якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой - это жизнь Будущего Века.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

  • Одноглавый купол знаменует собой единство Бога.
  • Два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа.
  • Три купола символизируют Пресвятую Троицу.
  • Четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • Пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.
  • Семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
  • Девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
  • Тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
  • Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15-18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.
  • Тридцать три главы - число земных лет Спасителя.

3. Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

  • Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Купола синие со звездами – храм посвящен Богородице.
  • Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице.
  • Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами.
  • Золотой – храм посвящен Богу и 12 праздникам.

4. Цвет куполов.

Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли форму куполов византийских храмов. Затем появились шлемовидные купола, а еще позднее - луковичные.

Шлемовидная формасимволизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла (шлем, шелом - старинный воинский металлический головной убор).

Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.

V . Задания для повторения. Работа с иллюстративным материалом

Определи тип храмовой архитектуры. Что он символизирует?

Что символизирует цвет куполов и их форма?

Что означает количество куполов?

VI . Подведение итогов. Заключительная беседа.

Храм как символ Царствия Небесного

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства.

Если первообраз - Царство Небесное - это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.

Образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов. Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов. Соборность и апостольская преемственность выражается, как и в иерархическом устройстве самой Церкви, центричностью композиции, иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.

Открытый урок по курсу «Основы православной культуры» для 8 класса

Выполнил учитель основ православной культуры

МКОУ «Горшеченская СОШ№2»

Нестеров Александр Иванович



Тема урока: «Значение православной Церкви в деле строительства Русской семьи. «Домострой»»


Цель урока: развивать духовно-нравственное воспттание учащихся посредством приобщения их к ценностям православной культуры.


План урока: - Семья как важнейший социальный институт; - Домострой - как образ христианской семьи; - духовная основа создания семьи.


«Семья – эта та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро».

В.А. Сухомлинский


Семья – первый и главный социальный институт по формированию ценностных ориентаций. Это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Члены семьи связаны между собой взаимной помощью, общностью быта и правовой, а также моральной ответственностью.

Современная семья – клеточка социального организма, живущая с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели.

Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменять в этом возрасте никто.


Господь говорит: «и оставит муж отца и мать свою, и прилепиться к жене своей».

ОСНОВА СЕМЬИ и ХРИСТИАНСТВА-ЛЮБОВЬ!

которую Господь в качестве основы палагает для бытия человека: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»


Объект духовно-нравственного воспитания

Сердце – главный источник духовной жизни, центр эмоционально-мотивационной сферы, от расположений которого зависит весь строй чувств, мыслей, желаний и действий личности.

Это происходит благодаря высшей способности сердца – способности любить.


Идеал христианской семьи, который утверждает православная церковь:

СЕМЬЯ - «малая Церковь»

то есть, подобно тому как человек есть «образ и подобие Божие», семья есть «малая Церковь». И подобно тому как Церковь есть не просто союз верующих во Христа людей, но во главе Церкви стоит сам Господь-Иисус Христос, и поэтому Церковь не своей силой делает что-то, но силой Господа, точно также христианская семья живет не только любовью членов семьи друг к другу, но великою любовью и благодатью Иисуса Христа к семье, потому что Сам Иисус Христос невидимо стоит во главе христианской семьи.



«Домострой»

Домострой (полное название - Книга, называемая «Домострой») - памятник, русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы.


«Домострой» состоит из 68 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям:

О строении духовном (Как веровати)

О строении мирском (Как царя чтити)

Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)

Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)

Кулинарная группа

Послание и наказание ото отца к сыну



Забота о ближних

Домострой, следуя Евангельским Заповедям, учит нас заботе о ближних, и прежде всего о домашних.


Рассмотрим некоторые главы из Домостроя более подробно.

О Бережливости

Домострой, следуя Евангельским ЗаповедямСвятые отцы учат нас всякой бережливости. Не должны мы благое и полезное портить и выбрасывать. Вся благое дано нам от Отца небесного для хорошего дела и всячески нам то сберегать следует:

Все бы было прибрано мелкое в мешочки , а остатки сложены и связаны и все разобрано по размеру и припрятано.

О бмывками посудными и горшечными и котловыми после всякой пищи, и пригарины, - все собирают скотине, скотина тем и сыта бывает.

Учит нас заботе о ближних, и прежде всего о домашних.


О Лукавстве и Хитрости

Живи, чадо, по христианскому закону во всех делах без лукавства и без всякой хитрости во всем, да не всякому духу верь, доброму подражай, лукавых и закон преступающих во всяких делах отнюдь не привечай


Женщина в «Домострое» – это хозяйка дома, и в иерархии семейных отношений она занимает свое особое место.

Только совместно муж и жена составляют «дом». Без жены мужчина не являлся социально полноправным членом общества. Поэтому «Домострой» требовал от женщины идеальных качеств. От женщины требовались чистота и послушание, умение угодить своему мужу, хорошо устроить дом, вести домашний порядок, следить за слугами, знать всякое рукоделие, иметь страх Божий и соблюдать чистоту телесную.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот

(Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

(Приседания)

И в последний раз присели, А теперь за парты сели.

(Дети садятся на свои места)


Добро

Любовь

«малая Церковь»

«Домострой»


Добро

Основа христианства и семьи

«малая Церковь»

«Домострой»


Добро

Основа христианства и семьи

«Домострой»


Добро

Основа христианства и семьи

идеал христианской семьи, который утверждает РПЦ


Среда, в которой человек строит семью

Основа христианства и семьи

идеал христианской семьи, который утверждает РПЦ

Книга, сборник правил, советов и наставлений


Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!


  • 1. Главный смысл и цель семейной жизни- воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
  • В.А. Сухомлинский
  • 2. Один отец значит больше, чем сто учителей.
  • Д. Герберт
  • 3. Не надо другого образца, когда в глазах пример отца.
  • А.С. Грибоедов
  • 4. Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
  • В.А. Сухомли нский
  • 5. Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
  • В.А. Сухомлинский
  • 6. Мать, помни: - ты главный воспитатель, главный педагог.
  • В.А. Сухомлинский

  • 1. Учи жену без детей, а детей - без людей.
  • 2. Отец не научил – чужой дядя не выучит.
  • 3. Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
  • 4. Что в детстве воспитаешь, на то и в старости и обопрешься.
  • 5. У кого есть младший брат – у того есть и отдых, у кого есть старший брат – у того есть и счастье.
  • 6. Дерево держится корнями, а человек – родственниками.
  • 7. Будешь почитать отца и мать – узнаешь почет от своего сына.
  • 8. Семья – ключ к счастью.
  • 9. Ребенок с отцом – что дом под крышей.
  • 10. Пороки ребенка - от его родни.
  • 11. Хорошее воспитание – лучшее наследство.
  • 12. Сын подражает отцу, дочь – матери.
  • 13. Любишь дитя – дели с ним горе.

  • Знайте, что доверие – основное правило.
  • Всегда своим детям говорите правду.
  • Уважайте ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.
  • Советуйтесь с малышом.
  • Не обманывайте ребенка.
  • Учитесь правильно оценивать свои поступки и поступки детей.
  • Не добивайтесь полного послушания с первого слова, дайте возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.
  • Постоянно читайте книги в слух своему ребенку.
  • Не обсуждайте с другими людьми поведение своего ребенка так, как будто его нет рядом.
  • Знайте друзей своего ребенка и приглашайте их в дом.
  • Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.