Презентация на тему по философии материализм. Материализм и идеализм в науке

Материализм Учение о материи. Единственно сущее в мире – материальная субстанция, основными атрибутами которой являются движение и мышление. Материя существует вне и независимо от человека. Материя – причина ощущений как исходных и основных источников знания.

Слайд 8 из презентации «Особенности русской философии» к урокам философии на тему «Русская философия»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке философии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Особенности русской философии.ppt» можно в zip-архиве размером 196 КБ.

Скачать презентацию

Русская философия

«Развитие русской философии» - Проявления всеединства. Михаил Нестеров. В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм. Масло. 1917. Задание для самостоятельной работы. Русская философия. Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков. Русская философия (XIX – XX вв.). В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной.

«Краткая история русской философии» - Истоки русской философии. Отсутствие исторических традиций. Русское Просвещение. Отсутствие естественного результата. Некто новый начинает философствовать. Вопросы. Чаадаев. Массы подчиняются известным силам. Аномалии русской истории. Твёрдость. Миссия России. Философ. Философия в России. Отсутствие естественного начала.

«Русская философия» - Доминирование моральной установки. Мировоззренческий поступок. Использование периодических изданий. Очень рано – о месте человека, человечества и России во вселенной. Проблемы индивидуализма, субъективности, «Я» – на втором плане. Сциентистское, научно техническое направление: К. Циолковский, В. Вернадский).

«Развитие философии в России» - Серия. Историческая справка. А.Ф. Лосев и В.М. Лосева. Русский марксизм. Современный взгляд. Тома. Имена и достижения. Философы Н. А. Бердяев, С. Л. Франк. Философия России XX века. До революции разрыва между европейской и российской философией не было. В настоящее время вышли пять томов серии. Состав томов серии.

«Особенности русской философии» - Русский марксизм. Ядро диалектики. Политическая философия. Учение о государстве. Г. В. Плеханов. В. И. Ленин. Корни идеализма. Функции философии. Борьба классов. Принципы диалектики. Партийность философии. Диалектика. Марксизм. Вопросы. Капитализм. Объективность истины. Философия истории. Классовая борьба.

«Философское понимание природы» - Жизненное начало. Древняя Японская культура. Природа с точки зрения философии и науки. Представление о природе в философии Нового времени. Милетская философия. Жизнь. Собирательская (присваивающая) цивилизация. Учение о природе. Представление о природе. Возникновение жизни. Учёный. Способ бытия человека.

«Схоластика» - Индивидуальность материальных объектов. Крупнейший христианский философ. Патристика. Методы схоластики. Онтологическое доказательство. Виды богословия. Абеляр. Другие доказательства. Природа индивидов. Фома (Томас) Аквинский. Схоластика. Надматериальный принцип. Религиозные ордена. Бытие как совершенство.

«Трансцендентальная философия» - Шкала времени. Аналогии опыта. Трансцендентальная эстетика. Аналитические суждения. Синтетические суждения в математике. Общая схема. Предмет опыта. Память упорядочена во времени. Юм и Кант. Науки опираются на опыт. Изменяющиеся во времени объекты. Основные сочинения. Вопросы. Возможность априорных синтетических суждений.

«Философия как тип мировоззрения» - Религиозное мировоззрение. Философия как тип мировоззрения. Аксиология. Праксиология. Гносеология. Основной вопрос философии. Социальная философия. Историческая переориентация философии. Онтология. Философия в системе мировоззрения. Этимология. Мировоззрение. Философское мировоззрение. Функции философии.

«Путеводитель растерянных» - Схема Якобсона. Рамбам. Контекст. Ибн Рушд. Наставление. Великие тайны. Свойства высказывания. Ибн Сина. Лотман. Аль-Фараби. Комментарий Рамбама. Предисловие. Мудрецы. Государство. Ложь. Послание родственникам и друзьям. Доказательство несостоятельности буквального смысла. Спорные пункты. Послание. Причина.

«Религия и философия» - Мировая религия. Отношение религии и теологии. Магия. Влияние тотемизма. Религия как предпосылка возникновения философии. Значение анимизма. Вопросы для самопроверки. Анимизм. Философия и религия. Основные положения ислама. Виды тотемизма. Христианство. Религия. Одна из ранних форм человеческого мышления.

Всего в теме 14 презентаций

1 слайд

Понятие «материя» и «дух». Смысл трансформации понятия «бытие» в понятие «материя» в диалектическом материализме. ГОУ ВПО Тюменский Государственный Университет Выполнила: студентка 976 группы Шихалева О.В. Проверил: к.филос.н., доцент И.Б. Муравьев Тюмень, 2009 год

2 слайд

План 1. Понятие «Материя» и «Дух». 1.1 Понятие «Материя». 1.2 Свойства материи. 1.3 Понятие «Дух». 2. Исторические формы материализма. 3. Смысл трансформации понятия «бытие» в понятие «материя» в диалектическом материализме. 3.1 Причины трансформации понятия «бытие» в понятие «материя». 4. Список литературы и источников. 5. Тесты для самопроверки.

3 слайд

Понятие «Материя». Согласно диалектическому материализму: Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности данной нам в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими органами чувств, существуя независимо от них. (В.И.Ленин) Объективная реальность это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него.

4 слайд

В определении Материи, по существу, решается основной вопрос философии, вопрос о соотношении материи и сознания. Материя первична по отношению к сознанию. Первична во времени, ибо сознание возникло относительно недавно, а материя существует вечно.

5 слайд

6 слайд

Согласно реляционной концепции, пространство и время определяется материальными процессами. Философская категория для обозначения положения объектов – это пространство. Философская категория для обозначения смены состояний материальных объектов – время.

7 слайд

Понятие «Дух» Дух - совокупность и средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания.

8 слайд

Дух выступает в разных формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий, коллективный дух (объективный дух, например, дух народа) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа, например - в произведениях искусства).

9 слайд

Дух имеет многие признаки, в том числе такие, которые рациональным путем нельзя уловить; вследствие такой сложности духа как особого феномена бытия его определение в понятиях затруднительно. Дух не есть видимая вещь, он совсем не есть вещь среди вещей. Дух раскрывается в субъекте, а не в объекте. «Дух есть иное, высшее качество существования, чем существование душевное и телесное.

10 слайд

Исторические формы материализма. Материализм (от лат. materialis - вещественный) – учение, согласно которому материя, а сознание вторично. Выделяют 4 этапа в истории материализма:

11 слайд

1. Стихийный материализм досократического периода. Отождествляет материю с каким-то видом вещества (водой, воздухом, огнём и т.п.). Яркие представителями этой формы материализма - это первые греческие натурфилософы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр Гераклит, Эмпедокл Фалес Милетский

13 слайд

3. Механический материализм Период (XVII-XVIII вв.) Эпоха Нового времени и просвещения. Мир материален, он представляет собой механизм, мельчайшими частицами которого выступают атомы.

14 слайд

4. Диалектический материализм Часть Марксисткой философии. От механического материализма отличается тем, что считает материю способной к саморазвитию.

15 слайд

Смысл трансформации понятия «бытие» в понятие «материя» В Новое время материю рассматривали как начало, существующее само по себе. Материя стала субстанцией Теперь Бытие – Материя Произошла трансформация

16 слайд

Причины трансформации бытия в материю: Философы стремились строить философию по образцу естественных наук. Если это было бы возможно, то мы получили бы полное знание о мире. Философы стремились изменить мир. Марксистская философия использовала материализм для обоснования необходимости революционных преобразований общественной жизни.

17 слайд

Список литературы и источников Литература: 1. Лавриненко В.Н. Философия: Учеб. Пособие.- М.: Юристъ, 1996.-512 с. 2. Кохановский В.П. Философия: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.- 576 с. 3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник.- М.- 2005.- 608 с. Источники: 1. http://www.filo.ru/ 2. http://filosof.historic/ru/ 3. http://www.gumer.info/

18 слайд

Тесты для самопроверки 1.Философская категория для обозначения положения объектов: а) Движение б) Пространство в) Время 2. Укажите верное утверждение: а) Сознание существует вечно б) Материя возникла относительно недавно в) Материя первична во времени и существует вено 3. Представителем античного атомизма был: а) Анаксимен б) Демокрит в) Фалес 4. Эпикур был представителем: а) античного атомизма б) диалектического материализма в) стихийного материализма 5. Представителя какого исторического этапа материализма сравнивали материю с каким-то видом вещества?: а)диалектический материализм б)античный атомизм в)стихийный материализм

19 слайд

Тесты для самопроверки 6.Представители механического материализма утверждали: а) Мир представляет собой механизм, мельчайшими частицами которого выступают атомы. б) Материя способна к саморазвитию 7. Какой материализм является частью марксистской философии?: а)Механический б)Диалектический в)Стихийный 8. Механический материализм относится к периоду: а)Новое время б)Античность в)Средневековье 9.Объективная реальность – это: а) совокупность и средоточие всех функций сознания б) то, что существует вне сознания человека и независимо от него в) Философская категория для обозначения смены состояний материальных объектов 10.Представителя какого этапа материализма считали, что Благодаря субстанции обеспечивается единство мира?: а) античного атомизма б) диалектического материализма в) стихийного материализма

Идеали зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др. -греч. ἰδέα - идея) - термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи (см. основной вопрос философии). Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

Идеализм в понимании Платона Идеализм Платоновского или дуалистическ ого типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.

Идеализм в понимании Дж. Беркли Этот осадок реализма окончательно уничтожается в идеализме Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов - с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые, более яркие, определенные и сложные, - суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида идеализма (Платона и Беркли) обозначаются иногда как догматический идеализм, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей.

Идеализм английской школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в XIX в. (Миллем), уже в XVIII в. (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием.

Немецкая школа Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал Идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений, определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich)

Материали зм (от лат. materialis - вещественный) - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) являетсяонтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия - материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) - являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.

Античный материализм Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» - Фалес Милетский(624- 548 до н. э.), Анаксимандр (611- 547 до н. э.) и Анаксимен (585 - 528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этим первоначалом называлась вода, у Анаксимандра - «апейрон» (неопределённая материя), у Анаксимена - воздух, то разрежающийся, то сгущающийся вновь. [неавторитетный источник? 121 день] Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон (Симпликий. Комм. к «Физике» , 23, 22). Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению, Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха. В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа. Боги считались неотъемлоемой частью мира, душой могли наделяться любые объекты.

Средневековье В эпоху расцвета средневековья, с XI- XII вв. в европейской схоластике разгорается спор между номинализмом и реализмом, который в конце XIII столетия частично выходит за границы собственно схоластики. Так, британский номиналист Дунс Скот (1266- 1308) задавался вопросом: «не способна ли материя мыслить? » . Уильям Оккам (1285- 1349), развивая тенденцию Дунса Скота утверждал, что только индивидуумы и представляют собой подлинную, вне субъекта существующую, реальность. Естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214- 1292) попытался заменить схоластическую силлогистику опытным исследованием природы. Однако и Роджер Бэкон и номиналисты не являлись подлинными материалистами, оставаясь в рамках идеалистических представлений своего времени, но послужили предтечами для материалистических идей Нового времени.

Материализм Нового времени В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.

Современные теории К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовнодушевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное» . Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание» , «мотив» , «вера» , «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в свое время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работах Пола и Патриции


Что такое МАТЕРИАЛИЗМ Материали́зм филос. мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом,а идеальное вторичным Материализм признает существование единственной субстанции материи; все сущности образованы материей, а явления являются процессами взаимодействия материальных сущностей..










Суть древнего материализма Признание материальности мира, его существования независимо от сознания людей Поиск в общего первоначала всего существующего и происходящего Создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Не проводили чёткого различия между физическим и психическим, наделяя свойствами последнего всю природу Влияние мифологической идеологии


Гераклит. 5 доктрин 1. Огонь - первоначальная материальная причина мира. 2. Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова. 3. Всё есть поток (Теория потока) 4. Тождество противоположностей. 5. Нарушение закона противоречия. н ения людские - детские забавы. Гераклит Эфесский


Учение Гераклита Люди стараются постичь подлежащую связь вещей Люди стараются постичь подлежащую связь вещей Различные виды доказательств сущностного единства противоположностей Различные виды доказательств сущностного единства противоположностей Каждая пара противоположностей т.о. формирует как единство, так и множественность Каждая пара противоположностей т.о. формирует как единство, так и множественность Души состоят из огня Души состоят из огня Добродетельные души не становятся водой после смерти тела Добродетельные души не становятся водой после смерти тела Поклонение традиционной религии – глупость, хотя случайно может указывать на истину Поклонение традиционной религии – глупость, хотя случайно может указывать на истину Мир есть вечно-живой огонь, Мир есть вечно-живой огонь, Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир. Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир.


Демокрит. Анатомический материализм «Атом» неделимая частица вещества, обладающая истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей Конечность делимости материи Тела это комбинации атомов «Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении сладкое, в мнении горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота»




Эпикур Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Вселенная не создана богами; она вечна, поскольку бытие не может возникнуть из небытия, как и небытие – из бытия. Атомизм Демокрита Атомизм Демокрита Душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело Душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело Достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог Достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог Не бойся смерти: пока ты жив её нет, когда она придёт, тебя не будет.


Анаксимен Анаксиме провозглашает воздух началом сущего Мир возникает из «беспредельного» воздуха Мир возникает из «беспредельного» воздуха Боги происходят из воздуха Боги происходят из воздуха Душа воздушная, жизнь – дыхание Душа воздушная, жизнь – дыхание Солнце тело, которое от быстрого движения раскалилось. Солнце тело, которое от быстрого движения раскалилось. Земля – плоский диск, неподвижный и парящий в воздухе Земля – плоский диск, неподвижный и парящий в воздухе «Знания увеличивают незнание».


Анаксагор Мир состоит из бесконечного числа «семян» делимых до бесконечности частиц Мир состоит из бесконечного числа «семян» делимых до бесконечности частиц Он первый был тем, кто предположил, что солнце шар. Он первый был тем, кто предположил, что солнце шар. Бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек Бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек «Вместе все вещи были, ум же их отделил и привел в порядок»


Фалес Милетский Созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент Луна светит отражённым светом Объяснил затмения Солнца создал «математический метод» в изучении движения небесных тел Большой вклад в геометрию Земля плавает в воде Все рождается из воды Космос одушевлен и полон божественных сил Вселенная находится внутри человека - в его умственном творчестве.





Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.