Презентация. Распространение Реформации в Европе
Реформация - широкое движение за духовное обновление и реформу католической церкви. 18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира».
Реформации, 95 тезисов Лютер утверждает, что покаяние совершается не в акте таинства, но длится всю жизнь христианина Истинное отпущение грехов совершает не римский папа, а сам Бог Лютер доказывает недействительность индульгенций, ибо лишь Бог ведает спасением Лютер утверждает, что у римского папы нет никаких особых прав отпускать грехи. В заключении он закладывает основы теологии креста, согласно которой на небо следует входить не деньгами, а скорбями
Жан Кальвин(гг.) : Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был послан отцом в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права. В Париже изучал диалектику. Владел церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста. Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был послан отцом в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права. В Париже изучал диалектику. Владел церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста.
Кальвинизм Главной особенностью его учения является учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, а других к погибели. Это учение легло в основу второй после лютеранства ветви протестантизма кальвинизма.
Кальвинистская (пресвитерианская) церковь. Его церковь признавала только два обряда: крещение и причастие. Церковная община пользовалась правом самоуправления. Она избирала и контролировала своих руководителей – пресвитеров (т.е. старейшин). Пасторы вмешивались в частную жизнь прихожан. Для обсуждения дел они собирались всей общиной и принимали нужные решения.
1. Предмет: История
2. Класс: 7
3. Учебник (УМК): Юдовская А.Я, Ванюшкина Л.М.. История Нового времени 1500-1800гг: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2013
4. Тема урока: Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
5. Тип урока: Урок открытия нового знания
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Технологическая карта урока
- Данные о преподавателе : Титова Алсу Ириковна
- Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан».
- 2. Предмет: История
- Класс: 7
- Учебник (УМК): Юдовская А.Я, Ванюшкина Л.М.. История Нового времени 1500-1800гг: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение, 2013
- Тема урока: Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
- Тип урока: Урок открытия нового знания
- Оборудование: КЕЙСЫ, маркеры и магниты, проектор, компьютер, учебник.
- Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
| 1.Научатся определять термины: Реформация, революция,религиозные войны, лютеранство, протестантизм. 2.Научатся определять персоналии: Мартин Лютер. Жан Кальвин. 3.Научатся определять: причины, ход, итог и значение реформации. |
Метапредметные | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Работа с историческим источником, даст возможность научиться работать с текстом, выделять главное и второстепенное. |
Личностные | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Ребята реализуют себя в проектной работе, которая осуществляется в группе на уроке и при подготовке к нему, где мнение каждого необходимо для решения поставленных задач. |
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин | Задачи | Методы и приемы работы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
|
Организационный этап. | 1мин | Активизировать учащихся на работу | Словесный метод | Приветствие | Приветствие |
||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. | 10мин | 1.определить проблему урока | Подробно рассмотрено в приложении 1 и 2 | Словесный метод Наглядный метод Практический метод | Фронтальная, индивиуальная | КЕЙС 1 стихотворение, для определения проблемы:с чем не согласны различные слои населения. Определение термина РЕФОРМАЦИЯ, причины, основные представители и их идеи, и реакция католической церкви на реформацию | Учащиеся должны определить: Ответы: - чрезмерное обогащение Рима Отпущение грехов за деньги Продажа реликвий Лживость священнослужителей Эксплуатация простых людей Курение и пьянство священников Реформация – движение за переустройство церкви. |
2этап Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания Первичное закрепление | 15мин | Решение проблемы урока | 1. религиозное движение выражающие несогласие с возрениями католической церкви 2.Имп. СВ.Рим.имп.Карл5 поддержал папу римского и приказал остановить передачу церковных земель гос.князья были не согласны и выразили протест. 3.Долг чел-быть дельным работником, знать свое место, профессию 4.Делай деньги во славу богу. | Словесный метод Наглядный метод Практический метод | Фронтальная, групповая | Подготовка КЕЙС 2 1)страна 2)время 3)официальное название 4)форма выражения своего мнения 5)идеи 6)как отразилась на жизни простого народа. | Для решения проблемы ребята делятся на группы и работают 1.Определение основных идей протестантизма: главное верить в себя, а не в бога. 2.Делятся на группы и работают по основным предствителям. 3.Защита собственных проектов. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 4 мин | Постановка проблемы домашнего задания | Варфоломеевская ночь контрреформация | Словесный метод | Фронтальная, индивиуальная | Объяснение домашнего задания. Постановка проблемы были ли люди которые были не согласны с реформацией. | Варфоломеевская ночь-разобрать событие Контрреформация- разобрать явление. |
Рефлексия | 10мин | Подвести итог. Дать оценку явления | | Словесный метод Наглядный метод Практический метод | Фронтальная, групповая | Подготовка КЕЙС 3 | Ребятам предлагается выявить плюсы и минусы реформации. Для решения проблемы ребята делятся на группы и работают по формуле, доказывая следующие положения: Я считаю, что реформация это негативное явление, оставившее яркий след в истории Европы Я считаю, что реформация это положительное явление, оставившее яркий след в истории Европы |
Приложение1
Работа по стихотворению кейс №1, определение, с чем не согласны различные слои населения. Определение термина РЕФОРМАЦИЯ, причины, основные представители и их идеи, и реакция католической церкви на реформацию
Слой населения | Князья, феодалы | Горожане | Крестьяне |
Общее | 1. Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями. 2. Недовольство обязанностью платить церковную десятину 3. Продажа духовных должностей и получение взяток 4. Продажа индульгенций |
||
Особенное | 1. Вмешательство духовенства в дела князей. 2. Стремление получить часть церковных земель | 1. Недовольство поборами монастырей, расположенными в городской округе | 1. Недовольство увеличением церковных владений. 2. Огромные поборы церкви с крестьян. |
Кейс 1.
Цель:определения причин Реформации
Источник информации: немецкий городской поэт Ганс Сакс (16 век), сапожник из Нюрнберга.
Есть у попов про всех товар,
Лишь покупай - и млад и стар!
Известно, каждый поп и инок
Дом Божий превращают в рынок:
Дают реликвии доход,
А главное - в церквах идет
Продажа индульгенций бойко,
Вот что и есть овечья дойка!
Толпа церковников жадна.
Привыкнув грабить издавна,
Живя бессовестным обманом,
Церковник ловко лжёт мирянам:
За мощи выдав зуб быка,
Он им притронется слегка
К болящему - и дань сберет...
Стадает от попов народ,
Не перечесть его невзгод:
Зимой и летом гнет он спину,
Чтоб отдавать им десятину.
Коль не заплатишь, - проклянут,
Изгонят, свечи вслед швырнут,
Другим чтоб было неповадно.
Трудиться разве не досадно,
Крестьянину по целым дням,
Чтобы поповским холуям
Сидеть в трактирах было можно
Курить и пьянствовать безбожно?
Ганс Сак
Кейс№2 .
Цель: определения деятельности идеологов Реформации: Мартина Лютера, Жан Кальвина.
7 отдельных листов, каждый из них имеет отдельную информацию:
1) страна
2) время
3) официальное название
4) форма выражения своего мнения
5) идеи
6) как отразилась на жизни простого народа.
- Каждый отдельный лист заполняется участником команды.
- Портрет: Мартина Лютера. Жан Кальвин.
Кейс№3 Лист ватмана, на котором отображена формула ПОПС.
Цель: дать оценку явлению.
Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения,
отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П –
позиция
О –
объяснение (или обоснование)
П –
пример
С –
следствие (или суждение)
1.Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
2.Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».
3.Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».
4.четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
План урока: Жан Кальвин и его учение о предопределении, Жан Кальвин и его учение о предопределении, Кальвинистская церковь, Кальвинистская церковь, Орден иезуитов, Орден иезуитов, Борьба пап и католических королей против Реформации, Борьба пап и католических королей против Реформации, Закрепление. Закрепление.
Жан Кальвин и его учение о предопределении Родился в 1509 г. Получил хорошее образование, в совершенстве овладел латынью. В 1533 г. Объявил себя протестантом. Бежал в Швейцарию. Родился в 1509 г. Получил хорошее образование, в совершенстве овладел латынью. В 1533 г. Объявил себя протестантом. Бежал в Швейцарию.
Учение Жана Кальвина 1. Судьба человека предопределена Богом 2. Успех в делах – знак избранности Богом 3. Человек должен упорно работать и добиваться успеха, чтобы получить подтверждение того, что он избран Богом 4. Обогащение, накопительство, предпринимательство – Богоугодное дело
Кальвинистская церковь Церковь признавала два обряда – крещение и причастие; Церковь признавала два обряда – крещение и причастие; Церковная община не подчинялась городским властям и пользовалась правом самоуправления; Церковная община не подчинялась городским властям и пользовалась правом самоуправления; За отступление от учения Кальвина верующих жестоко наказывали. За отступление от учения Кальвина верующих жестоко наказывали.
Разделы: История и обществознание , Конкурс «Презентация к уроку»
Класс: 7
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Педагогические цели: показать процесс распространения Реформации в Европе; проследить ход борьбы католической церкви с Реформацией, подчеркнув причины и следствия этой борьбы. Сравнить процесс Реформации в Германии и Швейцарии, раскрыв роль Жана Кальвина. Рассмотреть методы борьбы католической церкви с Реформацией, выяснить значение Реформации для истории.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты (предметные ): владение знаниями по истории Европы XVI; умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения.
Личностные результаты : готовность и способность к образованию и самообразованию, сформированность навыков в образовательной деятельности, проявление интереса к зарубежной истории и культуре; ориентация на выполнение моральных норм.
Универсальные учебные действия (метапредметные результаты): регулятивные - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов; познавательные - владение навыками разрешения проблем; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности; коммуникативные - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позиции другого; владение языковыми средствами.
Основное содержание темы : причины, сущность борьбы за Реформацию в Щвейцарии, борьба католической церкви с Реформацией.
Основные понятия : Реформация, Контрреформация, кальвинизм, протестантская церковь, иезуит, пресвитеры.
Даты : 1509-1564 дата жизни Жана Кальвина, 1536 - приезд Кальвина в Женеву, 1540 - создание Ордена иезуитов.
Выдающиеся личности : Жан Кальвин, Филипп II, Игнатий Лойола.
Образовательные ресурсы:
- А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Новая история 7 класс, Москва, "Просвещение" , 2010
- авторская презентация
- настенная карта "Европа в XV-XVI веках"
- энциклопедия для детей. Всемирная история, Москва, Мир энциклопедий Аванта+, 2006
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности. Организационный момент.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
II. Стадия вызова.
Учитель в ходе небольшой беседы о Реформации в Германии подводит учащихся к пониманию и формулированию темы урока.
Записывается тема урока и проблемное задание "Каково значение Реформации?" (слайд 1 и 2)
III. Стадия осмысления.
План изучения нового материала:
1) Учение Жана Кальвина.
2) Женева - "Рим кальвинизма".
3) Контрреформация.
а) Орден иезуитов;
б)деятельность испанского короля Филиппа II;
в) деятельность инквизиции
4) Значение Реформации.
1) Учение Жана Кальвина.
Слово учителя:
События в Германии нанесли удар по могуществу католической церкви. Идеи Реформации начали распространяться и в других странах: Нидерландах, Франции, Дании, Норвегии, Швейцарии. Стали появляться новые протестантские течения. Одним из крупнейших центров Реформации стала Швейцария.(слайд 3)
Работа с учебником параграф 12. Задания для учащихся.
Прочитайте и выпишите основные идеи Жана Кальвина.
Главная идея кальвинизма – учение о предопределении:
Судьба человека заранее определена Богом
Единственная возможность узнать свою судьбу – успех в деле
Для спасения одной веры мало, надо упорно трудиться
Служение Богу состоит в том, что бы выполнять то, что тебе предначертано
Проверка записей (слайд 4, 5, 6).
2) Женева - "Рим - кальвинизма" (слайд 7,8)
Кальвинистская церковь также называется Пресвитерианской
Пресвитер – выборный глава Кальвинистской церкви
Пасторы – проповедники, которые выбирались из образованных горожан
Признавали только крещение и причащение
Кальвин придавал устройству своей церкви гораздо большее значение, чем германские реформаторы, Кальвинистская церковь должна, по замыслу своего создателя, вести сразу борьбу на два фронта: против папистов и против философов, т.е. светских мыслителей.
Вопрос классу: Как вы думаете, почему так было?
В 1553 в Женеве был сожжен на костре испанский ученый Мигель Сервет, не признававший догмат о Троице. Ушли в прошлое веселые праздники, карнавалы, музыка, танцы. Роскошь была запрещена.
Вопрос классу: Почему Женева стала "Римом кальвинизма"?
3) Контрреформация (слайд 9, 10, 11)
Контрреформация – католическое движение, которое своей целью ставило - восстановление авторитета католической церкви и Папы Римского.
Контрреформацию поддержали Испания, Италия, Франция
Папа Римский объявил протестантов еретиками
Работа в микрогруппах. (слайды 12, 13,)
- 1 группа. Задание. Найти ответ на вопрос в учебнике: Каковы цели создания Ордена иезуитов?
- 2 группа. Кто руководил Орденом иезуитов?
- 3 группа. Какие методы использовали иезуиты7
- 4 группа. Чем вошел в историю испанский король Филипп II?
- 5 группа. Какова роль инквизиции в борьбе в Реформацией?
Обсуждение ответов на вопросы.
Слово учителя: рассказ о Тридентском соборе. (слайд 14)
ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР - 1545
Заседал 18 лет
Был созван для разрешения разногласий между католиками.
Одна часть католиков была за реформы, другая – против.
По решению Собора, было решено отказаться от реформ, подтвердилось верховенство Папы Римского над Собором, церковь должна была строго выполнять его распоряжения.
Сторонники реформ добились отмены продаж индульгенций.
4) Значение Реформации. Обращение к проблемному вопросу. Обсуждение. Запись основных мыслей. Проверка записей с помощью слайда 15.
Реформация оставила в истории глубокий след, она изменила духовный, политический и экономический характер европейского общества
Реформация вызвала массовые народные движения, направленные также и против феодальных порядков
В результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, создались условия для развития национальных государств
IV. Итоги урока. Стадия рефлексии.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вспоминаются главные понятия темы и проводится рефлексия.
1) Как я усвоил новый материал? (хорошо, надо немного доработать, ничего не понял)
2) Как я работал на уроке?(активно, не очень активно, не работал)
3) Как работала моя группа?(активно, не очень активно, не справилась с заданиями)
V. Информация о домашнем задании. Параграф 14. Уметь рассказать о Жане Кальвине.
§12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.
Воронков Д. П.
МБОУ гимназия № 7.
Жан Кальвин
- 10 июля 1509 – 27 мая 1564;
- С 1632 года – протестант;
- За протестантские проповеди и распространение протестантской литературы подвергается преследованию и в 1535 году покидает Францию;
- Труды: «Сон душ», «Наставление в христианской вере», «Катехизис»;
- С 1536 года – в Женеве: проповедует, постепенно становится самым авторитетным человеком в городе.
Идеи Жана Кальвина
- Каждая церковная община должна пользоваться самоуправлением в делах веры;
- Из Церкви нужно убрать все, что в Библии не требуется;
- Богу принадлежит верховная власть во всем;
- Одни люди изначально определены Богом к спасению, а другие – к погибели. Это предопределение не зависит от человека и его образа жизни;
- Непогрешимо только Священное Писание, а все человеческие труды (даже самого Папы Римского) – не священны;
- Бог создал мужчин и женщин для создания семьи и рождения детей, поэтому монашество не угодно Богу.
Реформы Жана Кальвина
- В Женеве устанавливалась Кальвинистская церковь;
- Кальвин постепенно сосредоточил в своих руках всю власть в городе;
- Устав церкви предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью верующих;
- Широко применялась смертная казнь;
- В Женеве исчезли зеркала, театры, праздники. Любые развлечение осуждались новой церковью.
Контрреформация – это церковная политика борьбы с распространением протестантизма
Методы борьбы с протестантизмом:
- Вероучение;
- Духовная и структурная перестройка Церкви;
- Монашеские ордена;
- Политическая деятельность.
Папа Пий IV
- « Индекс запрещенных книг »: преследованию подвергался не только автор, но и продавец, издатель и читатель;
- Создан орден иезуитов для борьбы с протестантизмом;
- Вселенский собор католической церкви в Триденте (1545 - 1563): отвержение протестантизма, утверждение непререкаемой власти Папы Римского.
Орден Иезуитов
- «Общество Иисуса» - мужской монашеский орден;
- Кроме трех основных обетов (бедность, послушание и целомудрие) дают четвертый – «послушание папе римскому в вопросах миссий»
Основатель – св. Игнатий Лойола,