Причащение как часто. Таинство Причастия: что нужно знать, как часто можно причащаться, что является препятствием


Художник Андрей Усалёв, 2012 г.

Опыт моего священнического служения не велик. За это непродолжительное время я не раз успел столкнуться с вопросом прихожан - как часто нужно причащаться Святых Христовых Таин? Лично для меня этот вопрос имеет четкий ответ - каждый раз, когда служишь Литургию. Таково правило Православной Церкви - священник должен причащаться всякий раз, когда служит Литургию. В отношении мирян такой определенности нет. В эпоху Древней Церкви христиане подобно священникам причащались на каждой Литургии. Это было связано с тем, что христиане были гонимы язычниками. Последователи Спасителя часто гибли за свою веру, а потому каждое причащение рассматривали как последнее и стремились почаще приобщаться Святых Христовых Таин. С течением веков ситуация менялась. К примеру, начиная с времен правления Петра Первого и вплоть до революции, в Русской Церкви считалось нормой причащаться не чаще одного раза в год. Обычно это происходило Великим постом. Подготовка к причастию занимала обычно около недели, в течение которой наши предки строго постились и ежедневно посещали богослужение. Сегодня ситуация изменилась и многие миряне считают нормой причащаться раз в месяц или даже чаще. Но как обстоит дело в иных Поместных Православных Церквах? Если говорить о Церквах так называемой «греческой традиции»: Константинопольской, Александрийской, Кипрской, Элладской и некоторых других, то здесь положение дел таково. Большая часть прихожан греческих храмов причащается около трех-четырех раз в год. В таком случае подготовка к Причастию занимает от трех дней до недели, в течение которых православные греки соблюдают строгий пост. Если человек ведет серьезную духовную жизнь и желает причащаться чаще, то греческие духовники обычно призывают такого человека соблюдать имеющиеся в календаре посты. А накануне дня причащения просто ограничить себя в пище. Такие люди причащаются два раза в месяц. Кстати, у греков не принято каждый раз исповедоваться перед Причастием. Об этом мы с вами уже как-то говорили.

В Сербской Церкви некоторые приходы придерживаются российских обычаев, некоторые - греческих. Единства практики в отношении частоты причащения мирян у сербов нет. На приходах, тяготеющих к греческой традиции, миряне причащаются без предварительной исповеди, обычно - раз в месяц. На приходах, тяготеющих к русской традиции, миряне приобщаются Святых Таин реже и всегда исповедуются перед Причастием. Печальным выглядит положение дел в Болгарской Церкви. Здесь в результате советской антирелигиозной пропаганды духовная жизнь ослабла. В результате, даже на Литургии, которую совершает Болгарский Патриарх, причастников иногда не бывает совсем. На болгарских приходах можно наблюдать и такую странную картину, когда священник выходит с Чашей из алтаря и тут же заходит назад. Но не по причине отсутствия причастников, а потому, чтобы их причастил диакон, его помощник, уже по окончании богослужения. Самому священнику хочется побыстрее уйти домой. Довольно редко причащаются миряне и в Румынии, но не потому, что как в Болгарии не испытывают в этом духовной нужды, а потому что предельно ответственно относятся к данному вопросу.

По моему личному мнению, наиболее уместной является практика, когда человек причащается раз или два в месяц. Как это установилось на сегодняшний день в России. Делает это осознанно, приступая к Чаше с чистыми сердцем и совестью, воспринимает Причастие как укрепление в ведении серьезной духовной жизни.

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Церковь не дает на этот вопрос однозначного ответа. Христиане первых веков старались приступать ко Святой Чаше ежедневно. Святой Василий Великий в одном из своих посланий предписывал причащаться четыре раза в неделю, а Иоанн Златоуст называл уклонение от святого Причащения "делом диавола".

Со временем нормы благочестия менялись, и далеко не всегда в лучшую сторону. В XIX веке многие русские христиане считали Причастие предсмертным напутствием (известно, что когда тяжелобольному императору Александру Первому близкие предложили причаститься, он ответил: "Неужели я настолько плох?"). После русской Голгофы ХХ-го века среди христиан возродилось стремление причащаться часто.

Человеку, знающему Евангелие, не надо объяснять, как велика Святыня Тела и Крови Христа, почему без Причастия невозможно Унаследовать жизнь вечную (об этом говорил Сам Господь в беседе в иудеями, Евангелие от Иоанна, глава 6). Но православные знают и то, что к Чаше надо приступать после тщательной подготовки говения, имеющей целью очистить душу. Поэтому многие верующие причащаются редко, так как не могут найти сил и времени для длительного говения, которое тем самым превращается в самоцель.

"Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и страстьми приступити, или приближитися, или служити Тебе, Царю Славы", - говориться в тайносовершительной молитве Литургии Иоанна Златоуста. Сколько бы человек ни готовился, все равно по-настоящему он не будет достоин Божественных Тайн. (Из сказанного не следует, что говеть не нужно вовсе, просто нельзя самостоятельно решать вопрос: могу ли я сегодня приступить к Причастию?)

Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим. Разные священники благословляют по-разному, но каждому по мере его сил.

Во всяком случае, если человек исповедует Православие, он должен причащаться хотя бы пять раз в году по разу во все многодневные посты, а также в день тезоименитства (именин). Если по месту жительства нет храма, то нужно во что бы то ни стало изыскать возможность причаститься раз в году, не реже - иначе можно отпасть от Церкви.

Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, многие современные пастыри рекомендуют причащаться от одного до двух раз в месяц. Иногда батюшки благословляют и более частое Причащение, но это скорее исключение, чем правило.

Конечно, причащаться нельзя для "галочки", ради исполнения определенных количественных норм. Таинство Евхаристии должно стать для православного христианина потребностью души, без осуществления которой нельзя прожить. Главное - не самовольничать.

08.11.2018 1328

Звучит возглас священника при выносе Чаши на Причастие Святых Христовых Тайн, происходит кульминация Божественной литургии. Как часто причащаться? Как готовиться? А что с супружеским постом? Что читать? На часто задаваемые вопросы отвечает и делится своими размышлениями клирик Духосошественского храма города Казани иерей Александр Киреев.

Как часто нужно причащаться? Считаю, что прекрасный ответ дал священник Димитрий Смирнов: не чаще одного раза в день и не реже одного раза в год. В этот диапазон все помещается. А святые отцы отвечают так: «Часто? Нет. Редко? Нет». Представляете? А в остальном - свобода! Нет у нас никаких указаний, когда, сколько. Конечно, можно и привыкнуть к причастию, огрубеть, особенно если внимание обращать не на себя, а на окружающих. Человек начинает возноситься, гордиться, а надо внимать себе, стараться жить чисто, каяться в грехах, следовать заповедям. Именно жизнь в таком ключе и помогает человеку понять, как часто нужно причащаться.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский причащался каждый раз, когда у него была возможность, но куда нам до святого. У меня, к примеру, бывало всякое: когда был мирянином, то старался причащаться раз в три недели - как-то услышал, что батюшка именно такие цифры называл. Это продолжалось 12 лет. Когда был диаконом, то полтора-два года причащался каждый день. Сейчас служим по чередам - одну неделю служу, другую помогаю, и уже по-другому все сложилось.

Иногда встречаются прихожане, которые очень страждут и телесно, и духовно - и скорби у них, и болезни. Спрашиваю: «А что не причащаетесь?» «Ой, батюшка, я не готова», или «я не могу прочитать правило ко Причастию», или «некогда посетить храм». Всякие ответы бывают. Знаком с людьми, кто из ложной скромности считает себя недостойным. А кто достоин? Если человек по-настоящему захочет, то причастится.

Что мы получаем через причастие? Благодать. Святые отцы учат, что это Божественная энергия. А как это понять, дело каждого. Например, актер Петр Мамонов, главный герой фильма «Остров», говорит, что эта благодать помогает перенести в жизни все, ты словно в броне и все перенесешь - и болезни, и поношения.

Причастие в воскресенье и по праздникам - это не «часто»

В воскресенье причащаться должны все. Почему? Воскресение - это малая Пасха, а на Пасху все причащаются. Получается, что христиане у нас приходят и просто стоят в воскресенье, молятся, считают себя недостойными причастия.

А для кого Литургия служится? Чаша для кого выносится? «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28), - говорит Господь, а мы не приходим. Ногами пришли, а сердцем не дошли. Если ты не причастен распятому и воскресшему Христу, то ты посторонний наблюдатель.

Конечно, у женщин бывают свои обстоятельства, когда причащаться не рекомендуется. Также сразу форсировать события в ревности причастия не следует. Но каждому можно прислушаться к себе, начать с простого и перейти к сложному, доверять себе. Труждающиеся и обремененные - это мы, неспокойные, в грехах. А вне Христа нельзя успокоиться - ни психотерапевт, ни водка, ни наркотики не помогут. Со Христом же, скажу по опыту своему и прихожан, выносятся такие скорби, которые даже сложно представить. Бывает, что машины сбивают людей, переломы, или дома мира нет, нестроения всякие. А человек ходит, причащается и выкарабкивается. Нельзя не прибегать к Божьей помощи, иначе веру потеряем, себя потеряем.

Что такое благодать?

Мне очень нравится следующий пример. Во дворе храма есть турник, и отец сыну предложил подпрыгнуть и повиснуть на нем. Тот, естественно, не мог достать по малолетству. Тогда папа взял ребенка под мышки, тот подпрыгнул и достал. С помощью благодати Божией человек допрыгивает до своего турника. Без благодати он может ходить в храм годами, но топтаться на месте, не расти, не преодолевать страсти, не перевоспитывать себя. Синергия - соучастие человека и Бога, когда мы вместе работаем над душой и жизнью. Бог человека сделал свободным, и Он не будет ничего в нас менять без нашего участия.

Поэтому надо причащаться, чтобы Тело и Кровь Христа были в нас. Мы соединяемся и на физическом, и на духовном уровне. «Не бойся, только веруй» (Мк. 5:36) - вот к чему нас Господь призывает. Конечно, нельзя просто так ходить на причастие, не пытаясь работать над собой. Свою жизнь, повторяю, нужно строить в соответствии с заповедями, тогда постепенно все станет на свои места. Человек постепенно карабкается на свою Голгофу, а там крест, и на нем нужно висеть.

Причащал незадолго до этой беседы одну бабушку, которая несла свой крест - лежала больная, уже как месяц только пила, так как организм не принимал пищу. Тазы, памперсы... Говорить не может, кивает на вопрос, грешная ли, кается ли. Исповедал, а потом волнуюсь, как же она принимать частицу будет, ведь организм уже все отвергает, кроме воды.

Взмолились ее родственница, сиделка и я, и маленькой крошечкой Тела Христова получилось ее причастить. Всем вдруг стало хорошо. Через 12 часов звонит ее родственница и сообщает, что больная отошла ко Господу. Успели в последний момент. То есть, если человек ищет Бога, то Господь бежит к нему навстречу, как отец к блудному сыну из известной притчи.

Часто люди все упирают в «вычитывание» канонов. Да грех надо по-настоящему оставить, бороться с ним насмерть, покаяться. Лишь бы сердце было горячим, нельзя быть теплохладным.

Как поститься?

Мы должны всегда поститься в среду и пятницу, кроме недель, когда даже в эти дни разрешается скоромное. По еде каждый смотрит по своим силам. Но ведь важно поститься и от развлечений, от осуждения, от того дурного, к чему привык - сплетен, например. Среда и пятница - дни молитвенной подготовки. В субботу не обязательно поститься, но если кто-то желает - пожалуйста. А то, бывает, слышу: «ой, я мясо поела». И что, из-за этого без Христа останешься? Священный Синод разрешил тем, кто держит пост в среду и пятницу, а также многодневные посты, причащаться без дополнительных постов.

Приходят на исповедь с тем, что в постный день «были на дне рождения, там угощали, было неудобно отказаться». Как поступить? Смотря, что делал. Просто общался или наелся-напился? Желательно, конечно, в пост от всего уклоняться: «извините, я не могу». Если невозможно, то сиди спокойно, ешь салатик и пригубляй. Разве до дна всегда пить нужно? Вас же не насиловать позвали. Без фанатизма можно время проводить.

«Вы же не моетесь раз в полгода...»

Давайте подытожим. Среда и пятница - дни поста, разумное поведение на неделе и причастие в воскресенье. Если бы все следовали этому, то было бы замечательно - у нас бы были полные храмы, люди слушали проповеди, старались сопротивляться соблазнам. А если посещать храм раз в месяц или в полгода? Но мы же кушаем или моемся не раз в полгода. Мысли, что человек недостоин, - от лукавого. Бывают, конечно, какие-то уважительные причины и обстоятельства, когда нет возможности прийти на вечернюю службу - с ребенком надо сидеть или заболел.

О супружеском посте

Господь благословил брак, но Он благословил дни, когда нужно воздерживаться от супружеской близости - это канун среды, пятницы и воскресенья. Раз Бог сказал, надо доверять. Знаем же, что из-за стола стоит выходить немного голодным, без пресыщения. Так и в супружеских отношениях - не надо пресыщения, не надо крайностей. Всю жизнь мы боремся со славолюбием, сластолюбием и сребролюбием. Надо знать меру, и Церковь во всем призывает к мере. Чуть-чуть поголодавший - во всех смыслах - хорошо кушает, у него хороший аппетит. Поэтому нужно немного разлучиться, поскучать, и какая потом будет прекрасная встреча.

В браке не должно быть тоски, мы должны скучать друг по другу. Бывает, что супруги грызутся, пилят друг друга - так отдохните немного друг от друга, на рыбалку съездите, с подругами пообщайтесь. Господь премудро распределил, что есть ночь и день, весна и осень. Так и в личной жизни должна быть смена.

Как причащаться детям?

Если человек с детства привыкнет причащаться, то, мне кажется, для него это будет как дыхание. Конечно, нужно, чтобы постепенно ребенок начинал понимать смысл Таинства. Но гнать его из-под палки на причастие нельзя, это катастрофа. Вот между этими Сциллой и Харибдой надо проскочить. До 4 лет ребенок может кушать и пить перед Причастием, до 7 - пить воду, после 7 лет уже необходим Евхаристический пост. Можно постепенно в среду и пятницу убирать мясо и сладости. На исповедь гнать не надо, и вообще, самое лучшее - родительский пример.

Все созревает постепенно, как плод. Так и человек должен постепенно поспевать. У нас есть Священное Писание, Священное Предание, где содержатся ответы для каждого. Важно, чтобы человек боролся со своими злыми наклонностями. Нам не нужно ничего придумывать, достаточно молиться, читать Евангелие, работать над собой и причащаться. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13), - сказал Господь.

Поэтому давайте будем снисходительными к слабостям других и жесткими к своим грехам.

Как правильно провести день после совершения Таинства Причастия? Любой ли человек может причаститься и как нужно причащаться в Великий пост? Подробно рассказывает ректор Киевской Духовной Академии епископ Сильвестр (Стойчев).

- Владыко, Причастие - это дар или лекарство?

Причастие - одновременно величайший дар и, естественно, лекарство, ведь, как сказано в молитвах, «во исцеление души и тела». В творениях святых отцов нередко говорится о том, что Причастие - это лекарство, которое дается нам для того, чтобы мы имели благодатные силы для жизни во Христе. Многие византийские авторы рассматривают Святое Причастие в рамках схемы: Крещение-Миропомазание-Причастие, где Крещение - усыновление во Христе, новое рождение в Нем; Миропомазание - получение даров Святого Духа, а Евхаристия - укрепление обновленного человека. Так, например, мыслит святой Николай Кавасила, хотя, конечно, нужно понимать, что Евхаристия - это «образующее» Таинство Церкви. Один из известных религиозных русских философов, Алексей Хомяков, даже как-то сказал, что Церковь - это стены, воздвигнутые вокруг Евхаристической чаши. Христиане собираются вместе на богослужении для совместной молитвы.

- Когда и для кого было установлено Таинство Причастия?

Таинство Причастия установлено Самим Господом Иисусом Христом во время Тайной Вечери, участниками которой, согласно евангельскому тексту, были апостолы. Евхаристия предназначена для всех христиан на все времена: «Сие творите в Мое воспоминание». На основании Посланий апостола Павла можно говорить о том, что уже в те времена были рекомендации к правильному приступанию к Сему Таинству: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11:30).

- Как часто можно причащаться?

Сложный вопрос. Надо сказать, что долгое время бытовала такая практика, что надо причащаться 4 раза в год - каждый пост. Не будем вдаваться в подробности исторических факторов, приведших к возникновению такой практики, одно очевидно: церковная жизнь предполагает более частое участие в Таинствах.

В XX-XXI веке в нашей Церкви произошло определенное евхаристическое возрождение, и в большинстве приходов священнослужители говорят о том, что надо причащаться часто: каждое воскресенье или, как советует прп. Серафим Саровский, каждый двунадесятый праздник.

- Но не вызывает ли частое причастие опасность охлаждения к святыне?

Это зависит от человека, духовника, прихода. Все очень индивидуально. Жизнь православного христианина невозможна без постоянного причастия. Радует, что большинство наших прихожан часто причащаются. В некоторых Православных Церквях такого не наблюдается, например, в Болгарской Православной Церкви, где прихожане причащаются редко. Моя знакомая из Болгарии рассказывала, что посещает храм, в котором батюшка рекомендует частое причащение, но он перенял эту практику от знакомых священников Русской Церкви. Но такой приход единственный в их епархии.

- Любой ли человек может причаститься?

Никто не может сказать с дерзновением, что он достоин Таинства Причастия. Каждый должен понимать, что имеет препятствия.

- Серьезные препятствия - это какие?

Смертные грехи. Мы все грешные: повседневно раздражаемся, обижаемся, суетимся, но это не является радикальным препятствием к Причастию. Если же человек совершает серьезные грехи: убийство, блуд, то его нельзя допускать к Чаше без прохождения определенного поприща, которое ему назначит духовник в виде епитимии. По традиции духовничества священник решает, благословить приступание к Причастию или нет. Наши духовники знают все тонкости нашей души. Надо их советов держаться.

- Как нужно и можно причащаться в Великий пост?

Учитывая, что Великий пост - это сугубое время для покаяния, причащаться надо каждую неделю, если нет серьезных препятствий.

Как нужно провести день после совершения Таинства Причастия? Говорят, что нельзя бить поклоны. Можно ли целовать руку священнику, иконы после Причастия?

С этим связано много мифов. Я даже слышал, что нельзя принимать душ (улыбается). Логики в подобных утверждениях, безусловно, нет. Время после Причастия нужно провести в целомудрии, тишине, в чтении духовной литературы. День Господень надо посвятить Ему. У каждого есть заботы ежедневные, но постарайтесь справиться с делами заранее или в день Причастия потратить на них минимум времени. Причастие - это день радости, духовного торжества, и его не надо разменивать на суетливые повседневные дела.

Что касается практики не целовать руку или икону. После Причастия на губах может остаться Кровь Христова. Священник, который причащает, или дьяконы, держащие плат, за этим следят, но случается всякое. Пока не принял запивку, принято не целовать ни крест, ни руку, ни икону, чтобы не было искушения. Других чисто практических рекомендаций нет. В воскресный день земные поклоны уставом не предполагаются.

- Что Вы посоветуете человеку перед первым Причастием?

Многое зависит от первоначальной подготовки человека: один полгода посещает Церковь и только потом подходит к Чаше, другой не бывает в храме, но решает причаститься в Чистый четверг, потому что так принято. Нужно советоваться со священником, который вас исповедует. Как правило, для новичков нужна подробная исповедь, во время которой устанавливается глубина его намерений и степень воцерковления. Также священник должен объяснить, как складывать руки, как подходить к Чаше. Очень важно молитвенное настроение: одни привыкли совершать утренние и вечерние молитвы и им не в тягость будет читать 3 канона и канон, и молитвы ко Причастию, другие могут только «Отче наш» раз в год произнести. Таким людям следует разделить молитвенное правило на несколько дней, чтобы они не утратили желание молиться. Принято поститься несколько дней пред Причастием. Причастие необходимо принимать с благоговением. Если у человека на данный момент благоговения нет, то лучше объяснить ему, что Причастие следует отложить, чтобы не было греха ни на этом человеке, ни на священнике, который, видя такое состояние, тем не менее благословил подходить к Причастию.

Беседовала Наталья Горошкова

В последнее время участились публикации на тему «о частоте причащения».

Говорить о том, как часто «надо» причащаться, в принципе, не правильно. Дело в том, что «частота» причащения только поверхностный, внешний «индикатор» духовного состояния человека, и конкретных условий его внешней «ситуации»: то, как часто причащается каждый человек зависит от его желания и от обстоятельств, просто возможности приступить к Причастию (можно ли прийти в Храм, или, если человек прикован болезнью к постели, может ли, и как часто, приехать священник).

Если человек не хочет, то, услышав, что «надо чаще» - разве он захочет? А услышав «нельзя часто» - он захочет ещё меньше!

Если человек хочет и не может, «надо чаще» - ему ни чем не поможет, а «нельзя часто» - повредит, т.к. может ослабить стремление к Причастию.

Если человек хочет и может, т.е., причащается по своему желанию и возможностям, то оба утверждения могут повредить, т.к могут переключить его внимание с истинно духовных вопросов внутренней жизни, на внешний, поверхностный, формальный «индикатор», он может действительно начать чаще или реже причащаться, но формально, что чрезвычайно опасно.

Надо причащаться со смыслом и по обстоятельствам. Иногда, обстоятельства надо преодолевать, когда они, действительно, мешают, а иногда, обстоятельствам надо смиренно подчиняться, и, тогда, они, в действительности, помогают.

Пример: у Вас дома пожилой больной человек, и Вы не можете часто посещать Церковь. Если Вы, формально следуя призыву частого причастия, будете, в ущерб окружающим, не пропускать ни одной службы, то не думаю, что будет духовная польза. Если же, Вы, смирившись перед обстоятельствами, будете плакать внутренними слезами, от огорчения, что, по своей недостойности, в очередной раз лишились Святого Причастия, то результат будет огромен.

Опасность совета «частого причащения» в том, что достаточно много людей, которые могут его принять формально, и начать слепо следовать, в ущерб своей духовной жизни, думая о «частоте», а не о своём духовном состоянии: «Вот, я пропущу Причастие, а сказано, что надо чаще...». Или: «Раз я часто причащаюсь, то я - уже праведник!»

Важна не «частота», а степень, сила желания Причастия.

Вот что говорит Батюшка Иоанн Кронштадтский: «Вкушаешь хлеб сладости, думай об истинном хлебе, дающем вечную жизнь душам - о Теле и Крови Христовой, и алкай этого хлеба, то есть желай чаще его причащаться» .

Таким образом, правильно говорить именно о степени желания, стремлении к Святому Причастию. Частота - только следствие желания. По частоте можно лишь косвенно, поверхностно судить о желании. Таким образом, о частоте, вообще, не стоит говорить.

От чего зависит, чем определяется, степень желания приступить к этому величайшему Таинству - Святому Причастию, к истинным Телу и Крови Сына Божия, Богочеловека Иисуса Христа - вот, о чём только и имеет смысл думать и говорить!

Если кто-то редко причащается, как ему помочь, прежде всего, ВОЗЖЕЛАТЬ Причастия. Помочь понять, ощутить, что даёт это удивительное Таинство для борьбы со злом в себе.

Поясню примером: Как часто причащаться детям?

Младенцев, безусловно, надо причащать на каждой Литургии.

А вот потом - сложнее. Многие родители продолжают формально часто причащать детей (иногда даже с элементом «насилия», заставляя детей) и чувствуют себя очень успокоенно - мы делаем всё что необходимо, ведь Причастие - это главное! Увы, ложное успокоение: главное не сам «факт», а ЖЕЛАНИЕ Причастия. А желание может быть результатом только духовной жизни всей семьи (бывают и исключительные случаи, но, увы, на это лучше не рассчитывать!).

Как объяснить детям смысл Причастия?

Надо говорить с детьми о том, что Бог есть Любовь. О любви Бога к людям. О том что без помощи Бога мы ничего не можем делать. О том, что любить нам мешает внутреннее зло, и бороться с ним можно только с Божьей помощью. О том, что Сын Божий для этого и пришёл в мир и стал Богочеловеком Иисусом Христом, чтобы помочь нам в этой борьбе. О том, что Иисус Христос установил Таинства Покаяния и Причастия. В Таинстве Покаяния - Господь освобождает нас от раскаянного внутреннего зла, а в Таинстве Причащения - мы причащаемся Любви Божией, принимаем в себя Бога. Причастие - это Любовь Божия, Сам Бог. В Причастии мы принимаем в себя Частицу Бога, соединяемся с Самим Богом!

Формальное причащение повзрослевших детей, ещё не начавших жить духовной жизнью, т.е., не начавших свою внутреннюю борьбу со злом, часто приводит к потере благоговения, потере чувства святыни, стрaха Божьего. Частое - тем более. Тут нужна «золотая середина»: немножко «подталкивать», но опосредованно: беседами на духовные темы, чтением духовной литературы, тем, что сами родители готовятся и причащаются. Если ребёнок плохо себя вёл, в некоторых случаях, его даже необходимо лишать Причастия, объясняя ему, грех делает человека недостойным Причастия, что страшно приступать к этому великому Таинству без епитимьи... С детьми необходимо с раннего возраста говорить о любви, добре, грехе, зле. Показывать им на примерах из книг и жизни, что грех и зло приводят к страданию, прежде всего, самого грешника и злого. Учить их видеть любовь в других людях и зло в себе, учить их бороться со злом в себе, объяснять, что «злой» человек - это тот, кто не борется со злом в себе, не видит его, именно поэтому он и злой! Говорить о том, что внутреннее зло, которое есть в каждом, если с ним не бороться, даже внешне изменяет человека, уродует его; о том, что вообще болезни, и даже сама смерть - есть результат греха. Помогать им почувствовать, что от неправильных, злых мыслей происходят плохие действия, и становится плохо на душе. Учить их слышать тихий голос своей совести. Объяснять им, что побороть зло в себе, можно только с Божьей помощью, а помогает Бог в Таинствах Покаяния и Причастия. Помогать детям почувствовать необходимость исповеди. (Как часто человек исповедуется, тоже очень многое говорит о его духовном состоянии. Просто чаще исповедываться, без действительного внутреннего усилия, желания, освободиться от греха - тоже мало что даёт душе!). Учить детей хранить Благодать Причастия: после Литургии не кричать и, как абсолютно правильно говорят, не «беситься», а занимать детей какими-то интересными делами: рукоделием, чтением и т.п.

Всё это, безусловно, применимо и к взрослым.

Вообще, процесс воцерковления человека - и маленького и взрослого - очень сложен, и требует постоянного участия священника.

Протоиерей Михаил Любощинский , н астоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гамильтон, Канада

Примечание:

Св. Иоанн Кронштадтский, «Моя жизнь во Христе», запись 447,

http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=mylivdaya

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.