Притчи на тему милосердие и сострадание. Лучшие притчи о доброте, благородстве, великодушии и л

Ольга Чечеткина
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Притча для детей о милосердии»

Пятая заповедь Блаженства.

«Блаженны милостивы , ибо они помилованы будут ».

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ :

Познакомить детей с притчей монаха Варнавы (Евгения Санина) .

ЗАДАЧИ :

1. Учить детей замечать красоту природы.

2. Объяснить детям, что в природе просто так ничего срывать, топтать и мять нельзя.

3. Способствовать развитию речи, произвольного внимания, памяти, закладывать базу для формирования навыков позитивных отношений между человеком и природой.

4. Закреплять правила бережного отношения ко всему живому.

5. Развивать чувства сострадания, доброты, отзывчивости и милосердия у детей раннего возраста .

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ :

Фланелеграф, фигурки по притче , шарики, круглая ваза.

Ход ЗАНЯТИЯ.

Дети входят в зал.

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся. Мы очень рады гостям.

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Ребята хотят рассказать, какие мы хорошие.

(Дети встают в круг)

Я очень хороший, послушный, пригожий.

Я всеми любимый.

Я Богом хранимый.

Ты очень хороший, послушный, пригожий.

Ты всеми любимый.

Ты Богом хранимый.

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Теперь все знают, какие мы хорошие. А всем хорошим ребятам рассказывают сказки, а я вам расскажу притчу , которую сочинил монах Варнава.

Проходите друг за другом на стульчики.

Но прежде чем начать наш сказ Максим нам расскажет стихотворение Елены Влади «Раскрой ладонь»

«Раскрой ладонь»

«Бог посылает дождь и на злых и на добрых…»

Приходим в мир мы – сделать жизнь светлее,

Хотя б на малый, скромный огонек,

Тот, что в ладонях пронести сумеем

Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.

Не ждать взамен похвал или награды,-

Даря добро, нельзя таить корысть.

Так дарит нам весна – цветение сада.

Так небо дарит - голубую высь.

«Бог посылает дождь и на плохих и добрых…»

Воды живой всем подает глоток.

Так солнце согревает души скорбных

И даже самый маленький цветок.

И нам нельзя пройти свой путь иначе.

Ведь мир велик и каждый странник в нем.

Ты слышишь? Кто – то у дороги плачет…

Раскрой ладонь и одари теплом.

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Спасибо, Максим садись. И так наш сказ начинается.

(показ притчи с использованием фланелеграф)

«Вырос в поле цветок радовался : солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.

Рос он, рос… И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько.

Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…

Последнее о чем цветок подумал - что все – таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжог бы себе руку.

А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…»

ВОСПИТАТЕЛЬ :

Ребята, вам жалко цветок? Почему? (ответы детей ) . Значит вы добрые ребятки.

А, как вы думайте, мальчик поступил хорошо? Почему? (ответы

детей ). Ребятки, а чем мы с вами можем помочь мальчику? (рассказать ему о хороших поступках)

Ребята, к нашему большому сожалению, этому цветочку помочь мы уже не сможем. Но, мы с вами можем посадить семена добра, из которых вырастут, наши добрые поступки. Наши добрые поступки будут нести добро, любовь и милосердие нашим близким и окружающим нас людям. И поделится семенами добра с тем мальчиком, для того чтобы мальчик стал добрее, лучше и милосерднее к окружающим нас людям, к растеним и животным.

(ставим столик с круглой вазой и корзину с разноцветными шариками) .

Видите, на столе у меня пустая прозрачная ваза. Она похожа на нашу Землю, такая же круглая и большая. Мы живем с вами в прекрасном мире, где сияет солнышко, цветут красивые цветы, зеленеет травка, порхают бабочки. Наш мир наполнен добротой, милосердием и живут такие хорошие, добрые ребятки как вы. Здесь в корзине семена добра, смотрите какие они разноцветные : синие, красные, желтые, зеленые, как их много. Они волшебные.

Давайте каждый возьмёт из корзины по семечку и скажет громко доброе слово. (дети берут по шарику и говорят ему добрые слова) .

Теперь наполним нашу вазу семенами добра. Ребята, посмотрите, какая стала наша ваза! Она была пустая, а теперь разноцветная и красивая. Как наша ваза наполнилась семенами добра, так и наша Земля наполняется от ваших добрых слов и поступков любовью, добротой и милосердием .

Любите, будьте милосердны к людям и будьте любимы Богом. На этом наше занятие окончено . Скажите нашим гостям до свидания.

Ничего такого, что было бы неправдой.

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.
К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:
— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.
Он улыбнулся и ушёл.
Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

Напоминание

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!
— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

Нельзя спасти всех

Однажды во время прилива принесло очень много морских звёзд. Наступил отлив и огромное количество их стало высыхать на солнце.
Мальчик, гулявший по берегу, стал бросать звёзды в море, чтобы они смогли продолжить свой жизненный путь.
К нему подошёл человек и спросил:
— Зачем ты делаешь это? Это просто глупо! — закричал он. — Оглянись! Здесь миллионы морских звёзд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил её в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

Младшая дождь вождя

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая — не очень.
Один из моряков сказал своему другу:
— Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
— Да, ты прав, старшая дочь вождя — красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись.
— Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
— Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.
— Это моё решение, и я это сделаю.

Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами. Хорошая невеста стоила десять коров.
Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.
— Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!
— Это хороший выбор. Моя старшая дочь — красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
— Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
— Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.
— Я хочу жениться именно на ней.
— Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.
— Нет, я хочу заплатить именно десять коров.
Они поженились.
Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.
— Как живёшь?
— Я счастлив.
Тут входит та самая красивая женщина.
— Вот, познакомься. Это моя жена.
— Как? Ты что, женился ещё раз?
— Нет, это всё та же женщина.
— Но как это произошло, что она так изменилась?
— А ты спроси у неё сам.
Подошёл друг к женщине и спрашивает:
— Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
— Просто однажды я поняла, что стою десяти коров.

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Два ангела

Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её. Когда младший ангел увидел это, то спросил, для чего. Старший ответил:
— Вещи не такие, какими кажутся.

— Вещи не такие, какими кажутся, — ответил старший ангел. — Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро. Я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постели, пришёл ангел смерти за женой хозяина. Я отдал ему корову.

Вещи не такие, какими кажутся. Мы никогда не знаем всё. И даже если имеешь веру, тебе надо ещё внушить доверие, что всё, что приходит, есть в твою пользу. А это поймёшь со временем. Некоторые люди приходят в нашу жизнь и быстро уходят, некоторые становятся нашими друзьями, и остаются на минуту. Вчера — это история. Завтра — тайна. Сегодня…
Настоящее — это дар. Жизнь есть волшебство, и вкус каждого момента неповторим!

Начало темы здесь "Лучшие притчи о смысле жизни"
Продолжение темы здесь "Лучшие исторические притчи"

Бонус для тех, кому нравятся короткие зарисовки с глубоким смыслом.

Притча о ложках

Oднажды добрый человек беседовал с богом и спросил его:
- Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.

Господь подвел его к двум дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь.
Там был громадный круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, который пахла очень вкусно.
Добрый человек почувствовал, что у него слюнки потекли.
Люди, сидящие вокруг стола, выглядели больными и умирающими от голода. У них были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными к их рукам. Они могли достать чашу, наполенную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести их ко рту.

Добрый человек был потрясен видом их несчастья.
Господь сказал: "Ты только что видел Ад".

Господь и добрый человек затем направились ко второй двери. Господь отворил ее. Сцена, которую увидел добрый человек, была идентичной предыдущей. Такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаща, которая заставляла его рот наполняться слюной. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Добрый человек сказал господу: "Я не понимаю".

Это просто, - ответил ему Господь, - эти научились кормить друг друга. А те думают только о себе.
Ад и Рай устроены одинаково.Разница - внутри нас .

Великий писатель чьё имя, увы, затерялось в ходе лет, прочёл студенческой аудитории великолепный текст, который привёл всех в полный восторг, близкий к экстазу. Здесь необходимо сделать крохотное отступление и прояснить, что писатель этот был в то время фигурой величайшего масштаба, не побоимся пересолить в эпитетах - особой знаковой, почти мессией.

Студенты, ничуть не сомневаясь в ответе, спросили:
- Кто автор этого божественного текста?

Если я скажу вам, что эти стигматы чётко проступили на небесах, и я был лишь старательным писцом, воспроизведшим их на бумаге, вы будете трепетать и благоговейно молиться на эти строки.
- Если я скажу, что ночью во сне мне тихо на ушко нашептал их глас божий, вы будете испытывать огромное почтение, но не думаю, что будете стоять на коленях в слезах и трепете.
- Если скажу, что автор один из вас, вы, пожалуй, впадёте в унынье и тайно начнёте завидовать друг другу, а быть может и ненавидеть.
- А если я скажу вам, что текст подобран мной в грязи из рук нищего и бездомного, вы, пожалуй, рассмеетесь, и святость текста растает как призрачный утренний туман…

Основной причиной человеческого страдания является . Если вы сможете хотя бы частично уничтожить невежество в людях, поставить для них достижимую духовную цель, тогда ваши соотечественники будут бесконечно благодарны вам всю жизнь и счастливы.

Условно всех людей Земли можно разделить на три разряда: одни обрели Бога и служат Ему - таких очень мало, но они все-таки где-то есть. Эти люди разумны, здоровы и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его, и не хотят искать - это явные или неявные преступники; все они больны, безумны и несчастны. Третьи еще не обрели Бога, но постоянно ищут Его повсюду. Такие, хотя и частично разумны, но все еще терзаемы желаниями, мыслями и эмоциями, а поэтому несчастны, многословны и больны. Давно известно, что прекрасное постигается путем упорного изучения, долгой практики и ценой больших усилий, а дурное всегда усваивается само собой, без труда, мимоходом, прилипает как бы ненароком, невзначай.

Так вот, эта третья часть людей всю жизнь мечется между чистым и между желанным. Эти люди похожи на скульпторов, созидающих свои изваяния из камня, глины или бронзы. Такие ваятели статуй всю жизнь бьются над тем, чтобы придать камню свое подобие, а нужно совсем наоборот - всю жизнь биться над тем, чтобы самим не быть подобием камня… Этот разряд людей можно уподобить художникам, которые небезуспешно пишут свои портреты на загрунтованных холстах и мешковинах. Они пытаются всю жизнь придать свое подобие плоскому холсту или натянутой мешковине. А надо бы совсем наоборот - всю жизнь работать над тем, чтобы не быть подобием мешка, натянутого на раму, не быть подобием бездушной тряпки с нарисованными глазами, ушами, щеками, кудрями и прочими аксессуарами головы.

Объясните этому племени ищущих людей, своим друзьям и знакомым, что такое душа, для чего она столько раз воплощается на Земле, зачем грешит и раскаивается. Покажите таким, деятельным и несчастным, как оживить глиняную статую тела, как на практике слиться с Творцом и никогда более не возвращаться в эту исправительную школу. Растолкуйте своим духовным братьям, что временная неудача лучше, чем временная удача; что безграничная добродетель хуже жестокости; что важнее приобрести новое, чем сохранить старое; что твой враг - лучший учитель на земле ; что во вселенной нет подвига выше, чем победа над самим собой; что нега и роскошь - удел рабов, а удел царей - беспощадный упорный труд.

То, что в вас есть прекрасного и чудесного нужно всегда скрывать от досужих глаз: не демонстрируйте другим мирянам свою красоту. Когда добродетельные качества спрятаны в глубокое сердце, они никогда не увянут. Наоборот, они прорастут в вас, как пшеничные зерна во влажной земле. Если вы извлечете только что проклюнувшиеся зернышки ваших прекрасных качеств характера на всеобщее обозрение, то они просто засохнут от завистливых взглядов и умрут без всякой пользы. Дорогие мои, не хвастайтесь своей добротой и талантами, дабы они не зачахли на свету. Однако сильно неумные люди делают все наоборот: прячут в себе зерна зависти и злобы, жадности и самовлюбленности, а наружу выставляют тощие ростки и корыстной доброты. В итоге разрастается внутри, как грибница бледной поганки, и все помыслы и поступки таких людей становятся отравленными. Для Всевышнего Духа важно не физическое действие человека, а мотив: с каким тайным умыслом он это делает то или иное…

Сейчас я вам поведаю притчу о сострадании.

Один богатый человек по имени Парива пришел к святому старцу в горную пещеру и бросился его обнимать: «Здравствуй, достопочтеннейший! Ты знаешь, я баснословно богат, но у меня нет детей. Моя жена и ближайшие родственники умерли. И я хотел бы оказать какое-нибудь милосердие для бедных и униженных, чтобы эта заслуга зачлась мне на Небе. Скажите мне, о, мудрейший из мудрейших, какую работу я должен сделать, чтобы облагодетельствовать бедняков? Может, мне построить храм или купить для нищих дорогие лекарства?» Услышав это, благочестивый старец сильно опечалился и расплакался. Слезы сострадания ручьями лились из его чистых глаз и стекали по седой бороде, а худенькие плечи тряслись от безмолвного рыдания. Эти ручьи сбегали по камням вниз подобно тому, как школьница сбегает по лестнице во двор. Парива подумал, что святой расплакался из-за жалости к его умершим родственникам и учтиво похлопал праведника по плечу: «Почему ты так сильно расстроился, зачем столько слез? О, великий Учитель, чем вызвана такая твоя большая печаль?» Старец вытер слезы и, немного успокоившись, вымолвил: «О, бедный богач! Я плачу из сострадания к тебе... К сожалению, ты не сможешь никому помочь, пока не поможешь себе. Твое сердце наполнено тяжелым свинцом. Пока этот свинец ты не переплавишь в золото, тебе не стоит помогать другим людям, ибо, что бы ты ни делал на земле - ничего хорошего из этого не получится»…

Притчи помогают нам понять мир и немного разобраться в себе.

У одного человека случилась в семье беда. У него умерла жена, которая очень долго и тяжело болела.

Мужчина очень тяжело переживал эту потерю. Ему постоянно чудилось, что его любимая жена вот-вот вернется, проведет мягкой ладонью по его лицу и скажет:

— Все хорошо, не хмурься.

Но проходили дни, недели, месяцы, а боль не уходила. Она становилась только глубже и тягучей.

Однажды к мужчине в гости зашел сосед со своим маленьким сыном. Мальчик скромно прижимался к своему отцу.

— Не бойся, малыш. Это наш сосед, он тебя не обидит, — с улыбкой глядя на своего наследника, сказал отец.

А потом обратился с просьбой к хозяину:

— Можно я оставлю у тебя малыша часа на три. Надо кое-что сделать, а с ним посидеть не кому. Не откажешь?

Хозяин посмотрел на мальчика и грустно кивнул головой:

— Конечно, посижу. Езжай по своим делам.

Отец поцеловал мальчика и переложил ладошку сына из своей руки в руку соседа.

— Скоро буду, не скучай, — и отправился по делам.

Когда он вернулся за сыном, его поразило насколько поменялось настроение у его соседа. Он уже не выглядел таким убитым горем, даже иногда улыбка появлялась в его глазах.

Отец забрал малыша, и они пошли домой.

— Ну, и чем вы занимались все это время, — спросил он сына.

— Я помогал дяде плакать, — ответил малыш, — дядя сказал, что у него море невыплаканных слез, поэтому он такой грустный.

— И ты помог ему это море выплакать?

— Да…, мне не жалко. А у дяди слез почти не осталось. Он сказал, что я своим сочу..чу..

— Сочувствием?

— Да…, он сказал, что я помог ему. А потом мы с ним сажали дерево. Дядя сказал, что теперь все его слезы будут поить это дерево. Потому что – это память о его жене.

— Ты у меня умничка, — сказал отец и потрепал сына по волосам, — искреннее сочувствие – это большая сила. И не все на него способны.

Вот сегодняшняя притча . Выводы сделайте сами.

М ногие Евангельские притчи, слышанные нами еще в детстве, мы хорошо помним, несмотря на то, что прошло много лет. Это происходит потому, что они являют собой живые и яркие рассказы. Для того Господь Иисус Христос и облекал некоторые религиозные истины в форму притч-рассказов, чтобы эти истины люди могли легко запомнить и удержать в своем сознании. Достаточно упомянуть одно название притчи, и сразу в сознании возникает яркий евангельский образ. Конечно, часто на этом евангельском образе все и заканчивается, ибо многое в христианстве мы хорошо понимаем, но далеко не все исполняем. Христианину необходимо сделать волевое усилие, чтобы почувствовать жизненное значение истины, необходимость следовать ей. Тогда эта истина засветится для нас новым, согревающим светом.

После сравнительно длительного перерыва и за несколько месяцев до Своих крестных страданий, Господь Иисус Христос поведал нам Свои новые притчи. Эти притчи условно образуют вторую группу. В этих притчах Господь раскрыл людям бесконечное милосердие Божие, направленное на спасение грешных людей, а также дал ряд наглядных поучений о том, как мы, следуя Богу, должны любить друг друга. Начнем обзор этой второй части с обсуждения трех притч: о заблудшей овце, о блудном сыне и о мытаре и фарисее, в которых изображается милосердие Божие к кающимся людям. Рассматривать эти притчи надо в связи с великой трагедией, порожденной первородным грехом и выразившейся в болезнях, страданиях и смерти.

Грех осквернил и исковеркал многие стороны человеческой жизни с самых древних, незапамятных времен. Многочисленные ветхозаветные жертвоприношения и обрядовые омовения тела подавали человеку надежду на прощение грехов. Но сама эта надежда зиждилась на ожидании пришествия в мир Искупителя, Который должен был снять с людей грехи и вернуть им утраченное блаженство в общении с Богом (Ис. 53-я глава). Притча

О Заблудшей Овце

ярко и наглядно изображает долгожданный поворот к лучшему , к Спасению, когда Добрый Пастырь, Единородный Сын Божий, приходит в мир, чтобы найти и спасти Свою заблудившуюся овцу - погрязшего в грехах человека. Притча о заблудшей овце, как и следующие две притчи, рассказаны в ответ на ропот озлобленных иудейских книжников, порицавших Христа за Его сострадательное отношение к явным грешникам.

“Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшей, пока не найдет ее? А нашедши, возьмет ее на плечи свои с радостью и, пришедши домой, созовет друзей и соседей и скажет им: Порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу! Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии” (Лк. 15:1-7).

Гордые и самодовольные иудейские книжники ожидали, что Мессия придет для основания могущественного и славного царства, в котором они займут руководящее положение. Они не понимали того, что Мессия есть, прежде всего, Небесный Пастырь, а не земной правитель. Он для того пришел в мир, чтобы спасти и вернуть в Царство Божье тех, которые сознавали себя безнадежно погибшими людьми. В этой притче сострадание пастыря к заблудшей овце проявилось особенно в том, что он не наказал ее, как провинившуюся, и не погнал с принуждением назад, но взял ее на свои плечи и принес ее обратно. Это символизирует спасение грешного человечества, когда Христос на кресте взял на Себя наши грехи и очистил их. С тех пор искупительная сила крестных страданий Христа делает возможным нравственное возрождение человека, возвращает ему утраченную праведность и блаженное общение с Богом. Следующая притча

О Блудном Сыне

дополняет первую, говоря о второй стороне спасения - о добровольном возвращении человека к своему Небесному Отцу. В первой притче говорится о Спасителе, ищущем грешного человека с тем, чтобы помочь ему, во второй - о собственном усилии человека, необходимом для соединения с Богом.

“У некоторого человека было два сына. И сказал младший из них отцу: Отче! Дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил сыновьям имение. По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был бы наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Пришедши же в себя, сказал: Сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он еще был далеко, увидел его отец его и сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: Принесите лучшую одежду, и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка, и заколите. Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся” (Лк. 15:11-24).

В притче о блудном сыне приводятся характерные черты жизненного пути грешника. Человек, увлекшийся земными удовольствиями, после множества ошибок и падений, наконец, “приходит в себя,” то есть, начинает сознавать всю пустоту и грязь своей жизни и решает покаянно вернуться к Богу. Эта притча очень жизненна с психологической точки зрения. Блудный сын только тогда смог оценить счастье быть со своим отцом, когда с избытком настрадался вдали от него. Точно также и многие люди тогда начинают дорожить общением с Богом, когда глубоко прочувствуют ложь и бесцельность своей жизни. С этой точки зрения, эта притча очень верно показываетположительную сторону житейских скорбей и неудач . Блудный сын наверно никогда бы не пришел в себя, если бы нищета и голод не отрезвили его.

О любви Бога к падшим людям образно рассказано в этой притче на примере страдающего отца, ежедневно выходящего на дорогу в надежде увидеть возвращающегося сына. Обе приведенные притчи, о заблудшей овце и о блудном сыне, говорят о том, сколь важно и значимо для Бога спасение человека. В конце притчи о блудном сыне (опущенном здесь) рассказано о старшем брате, негодующем на отца за прощение младшего брата. Под старшим братом Христос подразумевал завистливо настроенных иудейских книжников. С одной стороны, они глубоко презирали грешников - мытарей и блудниц и им подобных и гнушались общением с ними, а с другой стороны, они негодовали, что Христос общался с ними и помогал этим грешникам встать на добрый путь. Это сострадание Христа к грешникам приводило их в бешенство. Притча

О Мытаре и Фарисее

Эта притча дополняет предыдущие две притчи о милосердии Божием тем, что показывает, как смиренное осознание человеком своей греховности важнее для Бога мнимых добродетелей гордецов.

“Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: “Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!” Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более нежели тот. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк. 18:9-14).

Вероятно, фарисей, о котором рассказано в этой притче, не был плохим человеком. Во всяком случае, он никому не делал зла. Но, как видно из притчи, он и настоящих добрых дел не совершал. Зато он строго исполнял разные мелочные и второстепенные религиозные обряды, которые даже и не требовались ветхозаветным законом. Исполняя эти ритуалы, он был о себе очень высокого мнения. Он весь мир осудил, а себя оправдал! (Слова св. Иоанна Златоуста Люди с таким настроением неспособны критически оценить себя, покаяться, начать подлинно добродетельную жизнь. Их нравственная сущность мертва . Господь Иисус Христос не раз публично бичевал лицемерие иудейских книжников и фарисеев. Однако, в этой притче Христос ограничился только замечанием, что “пошел сей (мытарь) оправдан в дом свой более, нежели тот (фарисей),” то есть: искреннее покаяние мытаря было принято Богом.

Приведенные здесь три притчи дают нам понять, что человек есть существо падшее и грешное . Ему нечем хвалиться перед Богом. Ему необходимо с покаянным чувством вернуться к Небесному Отцу и предать свою жизнь водительству благодати Божией, подобно тому, как заблудившаяся овца предала свое спасение доброму пастырю!

Следующие притчи учат нас следовать Богу в Его милосердии прощать и любить ближних независимо от того, близкие ли они или далекие нам люди.


Похожая информация.


Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.