Пселл, михаил. Византийские источники Математические сочинения Пселла

Михаил Пселл (1018 - после 1096/1097) - один из самых выдающихся византийских историков, философов, авторов риторических произведений. Его творческое наследие превосходит по объему все сочиненное в этом жанре в Византии в X-XI вв. Являясь составителем естественно-научных трактатов, филологических эссе, он проявил себя и как блестящий полемист и активный политик. Современник четырнадцати императоров, для многих из них он был приближенным советником. Велико и его интереснейшее эпистолярное наследие, насчитывающее около пятисот писем.
Родившийся в Константинополе в семье чиновника, Пселл с пяти лет стал посещать школу, прошел необходимый курс наук вплоть до занятий риторикой у знаменитого византийского ритора и педагога Иоанна Мавропода. Затем началась самостоятельная деятельность, ученая и литературная, Пселла и его успешное карьерное продвижение по этапам государственной службы. При императоре Михаиле V (1041-1042) он оказывается при дворе в качестве императорского секретаря, а при Константине IX Мономахе (1042-1055) он уже приближенный советник василевса, фаворит правителя. Вскоре Михаил Пселл становится ипатом философов - главой философской школы константинопольского "университета", получив тем самым высший научный титул в Византии. Ученая и государственная деятельность успешно сочетаются в жизни историографа, философа и политика.
Хотя сам Пселл оценивал свои занятия историей как нечто второстепенное и побочное, отдавая предпочтение риторике, философии, преподавательской деятельности, политической теории и практике, именно "Хронография" стала одной из вершин византийской историографии и литературы.
Сочинение охватывает столетний период византийской истории (976-1075), как бы продолжая "Историю" Льва Диакона и завершаясь описанием правления Михаила VII. Композиционно "Хронография" распадается на две части, первая из которых, подразделяющаяся в свою очередь на семь разделов - "томов", оканчивается историей Исаака Комнина (1057-1059); вторая, не имея подобного внутреннего членения, начинается с Константина Дуки (1059-1067). Первую часть Пселл начал, по-видимому, писать осенью 1057 г., завершив ок. 1059-1063 гг., над заключительной же работал в 1071-1075 гг. Рассказ о правлении Василия II (976-1025) и Константина VIII (1025-1028) основан на письменных источниках, возможно, общих со Скилицией; далее следует повествование о событиях, непосредственным участником и свидетелем которых был сам Пселл. Неслучайно поэтому образ автора занимает в "Хронографии" центральное место. Пселл создает своего рода автобиографию, вплетенную в повествование об исторических событиях.
Сведения о русских и Руси встречаются неоднократно в ходе повествования. Рассказывая о восстании Варды Фоки в 988 г., Пселл сообщает о том, что на помощь византийскому императору Василию II незадолго перед описываемыми событиями прибыл боеспособный отряд "скифов Тавра", под которым обычно понимают шеститысячное войско, посланное киевским князем Владимиром, женатым на сестре Василия и Константина Анне. Таким образом, данное свидетельство - хронологически первое упоминание о русском вспомогательном воинском корпусе в Византии, направление которого было прямым результатом договоренностей Владимира, принявшего христианство, и византийского императора Василия II.
Ниже Пселл, подводя итоги политики, в том числе и внешней, этого императора, говорит о "приобретениях" последнего: "Все, чем владели иверы и арабы, что хранилось в сокровищницах кельтов, что имела скифская земля, словом, - все окрестные варвары, он, собрав, сложил в императорском казнохранилище". Здесь в обобщенной риторической манере перечисляются все народы "ойкумены", в том числе и "скифы", под которыми часто имелись в виду "народы севера", в том числе и Руси.
В сообщении о константинопольском восстании в апреле 1042 г. и о ссылке императрицы Зои, вызвавшей всеобщее возмущение против императора Михаила V Калафата, рассказывается, что "даже иноземное вспомогательное войско, которое обычно василевсы имеют при себе, - говорю о скифах у Тавра, - не могло сдержать гнева, но все хотели отдать в жертву ради императрицы свои жизни".
Об участии варяго-русской дружины в церемонии интронизации сестер Зои и Феодоры в апреле 1042 г. сообщает Пселл, говоря о стоявших рядом с престолом цариц "секироносцах".
Специальная глава в книге о правлении Константина IX Мономаха посвящена нашествию росов - последней русско-византийской войне в 1043 г. Сообщив о подходе к столице судов росов, Пселл пишет, что это варварское племя всегда оспаривает ромейскую гегемонию и всякий раз стремится найти повод к войне. И далее подробно описан очевидцем ход русско-византийского столкновения, известного и по русским летописям как поход князя Владимира Ярославича с предводителем Вы-шатой.
Об участии "тавроскифов" из императорской гвардии Михаила VI в сражении у Полемона близ Никеи 20 августа 1057 г. против мятежных сил Исаака Комнина Пселл сообщает, называя число "скифов у Тавра" - не более четырехсот. Но, как явствует из дальнейшего рассказа, иноземные силы, - в том числе "италийцы" (т.е. сицилийские норманны) и "тавроскифы", были и в войске Исаака Комнина, одержавшего победу и ставшего первым императором будущей новой династии иноземцы во всяком случае стояли в почетном строю при Исааке вс время его переговоров с посольством Пселла в лагере у Никомидии в конце августа 1057 г.
Издание: Michel Psellos. Chronographie ou histoire d"un siecle de Byzance (976-1077) / Ed. E. Renauld. Paris, 1926-1928. T. 1-2.
Перевод: Михаил Пселл. Хронография / Пер. Я.Н. Любарского Краткая хроника / Пер. Д.А. Черноглазова, Д.Р. Абдрахмановой. СПб.. 2003.
Литература: Безобразов 1890; Васильевский 1909. С. 3-55; Hussey 1935. Р. 81-90; Вальденберг 1945. С. 249-255; Vernadsky 1953. Bd. 12. Gadolin 1970; Tinnefeld 1971; Weifi 1972. S. 9-52; Салямон 1972. Т. 33: Weifi 1973; Tinnefeld 1973. Bd. 22; Wolska-Conus 1976. T. 6. P. 223-243: Литаврин 1977; Beck 1977. S. 539-541; Любарский 1978; Hunger 1978. Bd. I. S. 372-382; Shepard 1978. Bd. 22. P. 147-212; Moravcsik ВТ I. S. 437-441; Литаврин 2000. С. 214-276.

ХРОНОГРАФИЯ

Василиий II

Восстание Барды Фоки

XIII. Царь Василий порицал неблагодарных ромеев, и поскольку незадолго перед тем явился к нему отряд отборных тавроскифских воинов , задержал их у себя, добавил к ним других чужеземцев и послал против вражеского войска . Те застали неприятелей врасплох, готовившихся не противника побить, а вина попить, многих убили, а остальных рассеяли, и поднялся среди мятежников бунт против самого Фоки.

Михаил V

XV. Взвалив на себя бремя единодержавной власти, этот странный муж [Михаил Калафат] никаких разумных мер для государства не придумал, но сразу стал своевольно все переставлять и перетасовывать: никого из людей вельможных не одаривал лаской взора или души, а только устрашал всех грозными речами. Подданных он хотел сделать беспрекословно послушными, большинство вельмож лишить принадлежащей им власти, а народу дать свободу, чтобы стражу его составило не малое число избранных, а многочисленная толпа. Охрану своей персоны он передал купленным им раньше скифским юношам - все это были евнухи, знавшие, чего ему от них надо, и пригодные к службе, которую он от них требовал; он смело мог положиться на их преданность, особенно после того, как удостоил их высоких титулов. Одни из них его охраняли, другие исполняли иные приказы.
XXV. Император предавался удовольствиям и был полон высокомерия, а весь город - я имею в виду людей всякого рода, состояния и возраста, - будто распалась гармония его тела, уже приходил по частям в брожение, волновался, и не осталось в нем никого, кто бы не выражал недовольства сначала сквозь зубы, но, тая в душе замыслы куда более опасные, не дал бы в конце концов волю языку. Когда повсюду распространился слух о новых бедах императрицы , город явил собой зрелище всеобщей скорби; как в дни великих и всеобщих потрясений все пребывают в печали и, не в силах прийти в себя, вспоминают о пережитых бедах и ожидают новых, так и тогда страшное отчаяние и неутешное горе вселились во все души, и уже на другой день никто не сдерживал язык - ни люди вельможные, ни служители алтаря, ни даже родственники и домочадцы императора. Проникся великой отвагой мастеровой люд, и даже союзники и иностранцы - я имею в виду тавроскифов и некоторых других, которых цари обычно держат при себе , - не могли тогда обуздать своего гнева; все готовы были пожертвовать жизнью за царицу.

Константин IX

ХС. Не успели подавить мятеж , как началась война с варварами. Неисчислимое, если можно так выразиться, количество русских кораблей прорвалось силой или ускользнуло от отражавших их на дальних подступах к столице судов и вошло в Пропонтиду.
Туча, неожиданно поднявшаяся с моря, затянула мглой царственный город. Дойдя до этого места, хочу рассказать, почему они без всякого повода со стороны самодержца пустились в плаванье и двинулись на нас походом.
XCI. Это варварское племя все время кипит злобой и ненавистью к Ромейской державе и, непрерывно придумывая то одно, то другое, ищет предлога для войны с нами. Когда умер вселявший в них ужас самодержец Василий , а затем окончил отмеренный ему век и его брат Константин и завершилось благородное правление , они снова вспомнили о своей старой вражде к нам и стали мало-помалу готовиться к будущим войнам. Но и царствование Романа сочли они весьма блестящим и славным, да к тому же и не успели совершить приготовлений; когда же после недолгого правления он умер и власть перешла к безвестному Михаилу , варвары снарядили против него войско; избрав морской путь, они нарубили где-то в глубине своей страны лес, вытесали челны, маленькие и покрупнее, и постепенно, проделав все в тайне, собрали большой флот и готовы были двинуться на Михаила.
Пока все это происходило и война только грозила нам, не дождавшись появления росов, распрощался с жизнью и этот царь, за ним умер, не успев как следует утвердиться во дворце, следующий , власть же досталась Константину , и варвары, хотя и не могли ни в чем упрекнуть нового царя, пошли на него войной без всякого повода, чтобы только приготовления их не оказались напрасными. Такова была беспричинная причина их похода на самодержца.
XCII. Скрытно проникнув в Пропонтиду, они прежде всего предложили нам мир, если мы согласимся заплатить за него большой выкуп, назвали при этом и цену: по тысяче статиров на судно с условием, чтобы отсчитывались эти деньги не иначе, как на одном из их кораблей. Они придумали такое, то ли полагая, что у нас текут какие-то золотоносные источники, то ли потому, что в любом случае намеревались сражаться и специально выставляли неосуществимые условия, ища благовидный предлог для войны. Поэтому, когда послов не удостоили никакого ответа, варвары сплотились и снарядились к битве; они настолько уповали на свои силы, что рассчитывали захватить город со всеми его жителями.
ХСIII. Морские силы ромеев в то время были невелики, а огненосные суда , разбросанные по прибрежным водам, в разных местах стерегли наши пределы. Самодержец стянул в одно место остатки прежнего флота, соединил их вместе, собрал грузовые суда, снарядил несколько триер, посадил на них опытных воинов, в изобилии снабдил корабли жидким огнем, выстроил их в противолежащей гавани напротив варварских челнов и сам вместе с группой избранных синклитиков в начале ночи прибыл на корабле в ту же гавань; он торжественно возвестил варварам о морском сражении и с рассветом установил корабли в боевой порядок. Со своей стороны варвары, будто покинув стоянку и лагерь, вышли из противолежащей нам гавани, удалились на значительное расстояние от берега, выстроили все корабли в одну линию, перегородили море от одной гавани до другой и, таким образом, могли уже и на нас напасть, и наше нападение отразить.
И не было среди нас человека, смотревшего на происходящее без сильнейшего душевного беспокойства. Сам я, стоя около самодержца (он сидел на холме, покато спускавшемся к морю), издали наблюдал за событиями.
XCIV. Так построились противники, но ни те, ни другие боя не начинали, и обе стороны стояли без движения сомкнутым строем. Прошла уже большая часть дня, когда царь, подав сигнал, приказал двум нашим крупным судам потихоньку продвигаться к варварским челнам; те легко и стройно поплыли вперед, копейщики и камнеметы подняли на их палубах боевой крик, метатели огня заняли свои места и приготовились действовать. Но в это время множество варварских челнов, отделившись от остального флота, быстрым ходом устремилось к нашим судам.
Затем варвары разделились, окружили со всех сторон каждую из триер и начали снизу пиками дырявить ромейские корабли; наши в это время сверху забрасывали их камнями и копьями. Когда же во врага полетел и огонь, который жег глаза, одни варвары бросились в море, чтобы плыть к своим, другие совсем отчаялись и не могли придумать, как спастись.
XCV. В этот момент последовал второй сигнал, и в море вышло множество триер, а вместе с ними и другие суца, одни позади, другие рядом. Тут уже наши приободрились, а враги в ужасе застыли на месте. Когда триеры пересекли море и оказались у самых челнов, варварский строй рассыпался, цепь разорвалась, некоторые корабли дерзнули остаться на месте, но большая часть их обратилась в бегство. Тут вдруг солнце притянуло к себе снизу туман и, когда горизонт очистился, переместило воздух, который возбудил сильный восточный ветер, взбороздил волнами море и погнал водяные валы на варваров. Одни корабли вздыбившиеся волны накрыли сразу, другие же долго еще волокли по морю и потом бросили на скалы и на крутой берег; за некоторыми из них пустились в погоню наши триеры, одни челны они пустили под воду вместе с командой, а другие воины с триер продырявили и полузатопленными доставили к ближайшему берегу. И устроили тогда варварам истинное кровопускание, казалось, будто излившийся из рек поток крови окрасил море.
XCVI. Разгромив таким способом варваров, царь покинул берег и победителем вернулся во дворец. Все кругом говорили - я вник в эти разговоры и не обнаружил в них ничего серьезного и никаких оснований для пророчеств - итак, говорили, что царя ждут многие напасти, как внешние - от варваров, так и от своих, прежде покорных подданных, но что все они его минуют, ибо добрая судьба придет на помошь самодержцу и легко разрушит все козни. Да и сам царь с гордостью рассказывал о пророчествах и гаданиях, касавшихся его царствования, вспоминал о видениях и необычных снах, одни из которых видел сам. о других узнал с чужих слов и толкований, и говорил по этому поводу удивительные вещи. Поэтому и тогда, когда беда уже надвигалась и все остальные боялись и с ужасом ожидали будущего, он уповал на счастливый исход, умерял страхи окружающих и оставался беспечным, будто ничего дурного и не случилось.

Русский князь. Миниатюра Радзивилловской летописи

Михаил VI

Посылка войска против Исаака

(Описание победоносного сражения императорских войск с мятежным Исааком Комнином. )
XIII. ...Итак, правый фланг неприятеля тоже обратился в бегство, и полная победа осталась за нами . В самой гуще толпы, возвышаясь над бегущими и преследующими, как вкопанный, стоял узурпатор. Несколько наших воинов (это были тавроскифы, числом не более четырех), заметили его и с двух сторон направили на Комнина свои копья. Удары, однако, пришлись на доспехи Исаака, и железо не коснулось его тела. Тавроскифы не смогли даже с места сдвинуть этого мужа, ибо с противоположных сторон его с такой же силой подпирали копьями и все время возвращали его тело в прежнее положение, не позволяя ему потерять равновесие и отклониться от центра. Исаак принял случившееся за добрый знак, что-де останется он недвижим, сколько бы ударов ни сыпалось на него с обеих сторон, и тут же приказал своему войску с удвоенной силой напасть на нас, завязать бой, обратить противника в бегство и преследовать его как можно дальше.

Посольство к Исааку Комнину

XXIV. Шум постепенно умолк, и мы смогли рассмотреть, что происходило внутри шатра (когда распахнулась дверь, мы не вошли сразу, а встали поодаль, ожидая специального приглашения). Нам предстала следующая картина. Сам царь сидел на двуглавом кресле , высоком и отделанном золотом, опирал ноги на скамейку, и роскошные одежды сверкали на нем. Он гордо поднял голову, выпятил грудь, багрянец битвы румянил его щеки, глаза были сосредоточены и неподвижны и свидетельствовали о напряженной работе мысли; потом он поднял взор и, как бы уйдя от пучины, причалил в спокойной гавани. Воины несколькими кругами опоясывали Исаака. Внутренний и самый малочисленный из них был составлен из первых людей, доблестных отпрысков знатнейших родов, осанкой не уступавших древним героям. Эти отборные воины служили живым примером всем, стоявшим за ними. Их опоясывал второй круг, оруженосцы первых, бойцы передовой линии (некоторые заполняли следующие отряды), также лучшие из начальников полуотрядов, они стояли на левом фланге. Окаймляло их кольцо простых воинов и свободных. А дальше уже располагались союзные силы, прибывшие к мятежникам из других земель, италийцы и тавроскифы , сам вид и образ которых внушали ужас. Глаза тех и других ярко сверкали. Если первые подкрашивают глаза и выщипывают ресницы, то вторые сохраняют их естественный цвет. Если первые порывисты, быстры и неудержимы, то вторые бешены и свирепы. Первый натиск италийцев неотразим, но они быстро переполняются гневом: тавроскифы же не столь горячи, но не жалеют своей крови и не обращают никакого внимания на раны. Они заполняли круг щита и быта вооружены длинными копьями и обоюдоострыми секирами; секиры они положили на плечи, а древки копий выставили в обе стороны и как бы образовали навес между рядами.

Избрание патриархом Константина (Лихуда)

LXVII. Почтив память усопшего [патриарха Михаила Керулария] назначением достойного мужа, царь сначала утихомирил восточных варваров (это дело не доставило ему больших хлопот), а потом со всем войском выступил против западных, которые в старые времена звались мисами, а нынешнее наименование получили позже . Они обитали в землях, которые от Ромейской державы отделяются Истром, но неожиданно снялись со своих мест и перешли на наш берег. Причиной же для этого был народ гетов , которые с ними граничили, разоряли и грабили их страну и вынудили к переселению. Поэтому они, как по суше, перешли по замерзшему Истру на наш берег, всем народом навалились на наши границы и с тех пор не могли заставить себя жить в мире и оставить в покое соседей .
LXVIII. Хотя мисы телом не сильны и духом не отважны, сражаться и воевать с ними трудней, чем с каким-либо другим народом. Они не носят панцирей, не надевают поножей, не защищают головы шлемом, в руках не держат щита, ни продолговатого, какие, по рассказам, были у аргивян , ни круглого, и не вооружены даже мечами, имеют при себе только копья, и это единственное их оружие. Они не разделяют войско на отряды, в сражениях не следуют никакой военной науке, не признают ни фронта, ни левого, ни правого флангов, не разбивают лагерей, не окружают их рвами, а, сбившись в кучу, сильные своим презрением к смерти, с громким боевым кличем бросаются на неприятеля. Если враг отступает, они обрушиваются на него, как башни, преследуют и безжалостно истребляют, но если неприятельский строй выдерживает напор и не рассыпается под варварским натиском, сразу же поворачивают назад и спасаются бегством. При этом они отступают в беспорядке и рассеиваются кто куца: одни бросаются в реку, выплывают или тонут в водоворотах, другие скрываются от преследователей и исчезают в гуще леса, третьи придумывают еще что-нибудь. Разом рассеявшись, они потом снова отовсюду незаметно сходятся в одно место, кто с гор, кто из ущелий, кто из реки. Если они испытывают жажду и находят реку или родник, то набрасываются на воду и жадно пьют ее большими глотками, если же воды нет, то сходят с коней, мечами отворяют им жилы, выпускают из животных кровь, пьют ее вместо воды и таким образом утоляют жажду. Потом они разрубают на куски тело самого упитанного коня, собрав какое-нибудь топливо, разжигают костер, слегка подогревают на нем куски конины, сжирают их вместе с кровью и грязью и, подкрепившись таким образом, устремляются в первое попавшееся убежище и сидят там, как змеи в норах, а вместо стен служат им обрывистые кручи и глубокие пропасти.
LXIX. Все люди этого племени опасны и вероломны. Договоры о дружбе для них ничего не значат, и, даже поклявшись над жертвами, они не держат своего слова, ибо никакого божества, я не говорю уже о Боге, они не почитают: все, по их мнению, происходит само по себе, и смерть для них конец всякому существованию. Поэтому они с легкостью заключают мир, но, когда хотят воевать, сразу отказываются от договоров. Если ты берешь верх, они снова домогаются твоей дружбы, если же в сражении берут верх сами, то одних пленных убивают, других выводят на торжественную распродажу, за богатых запрашивают высокую цену, а если им ее не дают, предают смерти и их.
LXX. Такой вот народ поставил себе целью изгнать из ромейских пределов царь Исаак и двинулся на врага с большими силами. У мисов возникли внутренние разногласия, и настроение их менялось, но царь, не слишком им доверяя, повел свое войско против самого сильного их племени, непобедимого и неодолимого, и, приблизившись, вселил ужас в противника. Враги страшились самого Исаака и его армии, на царя, как на громовержца, не дерзали даже поднять глаз, а завидев плотно сомкнутые ряды его войска, разбежались. Только отдельными группами нападали они на нас и с громким воем устремлялись на неколебимых наших воинов. Но не смогли они ни одолеть нас с помощью засад, ни встретить в открытом бою и потому назначили сражение на третий день, а сами еще до вечера, бросив свои палатки и неспособных к бегству стариков и детей, рассеялись по труднодоступным местам. Согласно договоренности, царь выступил во главе построенного в боевые порядки войска, но ни одного варвара нигде не было видно, а от преследования царь отказался, во-первых, из страха перед скрытыми засадами, а во-вторых, потому что враги ушли уже за три дня до этого. Исаак разрушил их палатки, взял всю добычу, которую там нашел, и как победитель двинулся назад . Но не сопутствовала ему удача на обратном пути, страшная буря обрушилась на его войско, и многих своих воинов недосчитался тогда Исаак ; тем не менее в столицу он вошел, украшенный победными венками.

Константин X Дука

XXIII. Когда западные мисы и трибалы, вступив в сговор, заключили союз и волна бедствий обрушилась на Ромейскую державу, царь первым делом выступил против них и возвратился во дворец лишь потому, что я разве что не вцепился в него обеими руками. Все же он собрал небольшое войско и послал его против варваров, и Бог явил тогда чудо, не менее удивительное, чем Моисею: варвары, будто увидев перед собой огромное войско, затрепетали душой, пустились бежать и рассеялись кто куда, и очень многие из них пали жертвой мечей преследователей. Мертвые доставили пищу птицам, а беглецы рассеялись по всей стране

Учёныйэнциклопедист и гос. деятель. Был секретарём императора, руководителем филос. школы, воспитателем наследника престола (Михаила VII) . С 1054 Монах. Приближённый 8 монархов, последовательно занимавших визант. престол.

Оставил огромное лит. наследие (трактаты по философии, риторике, истории, естествознанию, грамматике, музыке, медицине, демонологии и др. ) . В мемуарной «Хронографии» (t. 1-2, ed. E. Renauld, 1926-28, рус. пер. 1978) даёт живую, тонко продуманную картину совр. событий. Филос. взгляды М. И. вызывают противоречивые оценки совр. исследователей, что в значит. мере определяется противоречивостью высказываний самого М. П., стремившегося к соединению философии и риторики и приспосабливавшего свои мнения к требованиям ситуации, жанру и форме произведений. Современники обвиняли М. П. в пристрастии к языч. философии, особенно Платону. Сам М. П. неоднократно защищал изучения антич. наследия, Платона и неоплатоников в первую очередь, некоторые его соч. (напр., «О всяческой науке») представляют собой компиляцию из соч. Порфирия, Ямвли-ха, Прокла, Олимпиодора. Декларировал необходимость отбора из антич. наследия положений, согласующихся с христ. догмами, признавал наличие «высшей философии» (теологии) , постигаемой озарением свыше, и «низшей философии» (науч. знания, доступного ло-гач. доводам) , между которыми помещал «науку о бестелесном», т. е. математику. Фактически стремился к созданию синтеза антич. и христ. воззрений, включал в него и неоплатонич. типа, хотя в то же подвергал рационалистич. критике представления о чудесном. Этич. взгляды отличаются терпимостью и направлены против чрезмерного монашеского аскетизма. Рационалистич. философии М. П. были развиты его учеником Иоанном Италом.

Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, v. 4-5, Athenai - P., 1874-76; Scripta minora. Magnam partem adhuc inedita, ed. E. Kurtz, F. Drexl, v. 1-2, Mil. , 1936-41; Deomnifaria doctrina; crit. text and introd. of L. G. Westerink, Utrecht, 1948.

ВальденбергВ., Филос. взгляды М. П., в сб. : Визант. сб. , М.-Л., 1945 ; Любарский Я. Н., М. П., Личность и , М., 1978 ; Z er v o s Gh., Un philosophe neoplato-nicien du XI siecle Michel Psellos, P., 1920 ; Joannou P., Christliche Metaphysik in Byzanz. Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos, Ettal, 1956.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МИХАИЛ ПСЕЛЛ

(Ψελλός; до пострижения – Константин) (1018 – ок. 1078 или ок. 1096) – визант. просветитель. Работы М. П. (частью еще неопубликованные) посвящены вопросам богословия, философии, логики, грамматики, риторики, права, истории, музыки, математики, астрономии, физики, медицины, агрикультуры. М. П. содействовал возрождению интереса к Платону и неоплатоникам, трактуя их как предшественников христианства; он выступал против невежеств. монахов, к-рые, по его словам, предают Платона анафеме, словно сатану. М. П. отстаивал . Он подверг критике веру в чудеса, астрологию, демонологию, считая, что каждое имеет свою естеств. причину. "Бог, – писал он, – само собой разумеется, есть конечная землетрясений, как и других вещей, – но ближайшая причина землетрясений – " (Migne, Patrol, gr., t. 122, col. 765 a–b). Природа () представлялась ему рассеянной во всем, невидимой, но постижимой разумом. В соответствии с этим он выделял две части философии: одна из них имеет своим предметом то, что постигается духом, т.е. потусторонний (" "), второй – земной мир, доступный разуму. Огромное М. П. придавал математике, к-рая, по его словам, уступает лишь богословию. При этом М. П. подчеркивал геометрии (науки о протяженном) и арифметики (науки о непротяженном) и видел в этом единства протяженного и непротяженного. В мировоззрении М. П. встречаются элементы . "В этом мире, – писал он, – нет ничего постоянного, ничего неподвижного, но все движется и изменяется" (Scripta minora, ed. Ε. Kurtz, F. Drexl, v. 2, Mil., 1941, p. 54). Время постоянно приносит с собой изменения (см. тамже, . 143) и более того природа, разум – все двойственно, все содержит противоречивые и борющиеся между собой моменты (см. С. Sathas, Bibl. graeса, v. V, 282). Однако рационализм M. П. непоследователен: он считал первой мудростью и видел гл. задачу в сочетании антич. философии с христианством, рассуждений, основанных на силлогизме, с верой. Полемизируя с мистицизмом патриарха Михаила Керулярия, М. П. отдавал дань мистицизму в духе неоплатоников, говоря об устремлении души к Единому. Высмеивая магию, он в трактате "О свойствах драгоценных камней" в духе ср.-век. схоластики останавливался прежде всего на сверхъестеств. свойствах, приписываемых минералам.

Рационализм М. П. распространялся также и на историю. В "Хронографии" ["Chronographie ou Histoire d"un siècle de Byzance (976–1077)", t. 1–2, éd. E. Renauld, P., 1926–28 ], первом памятнике визант. мемуарной лит-ры, нет и следов теории сверхъестеств. воздействия на историч. процесс: историю творят люди, руководствуясь своими корыстными побуждениями; в то же время М. П. прямо провозглашал необходимость критич. отношения к источникам (см. указ. соч., v. 1, Р., 1926, р. 73). М. П. осуждал всякие попытки выступления нар. масс. Учение павликианства о зле как о сущем в природе и обществе было им отвергнуто: в соответствии с христ. принципами он рассматривал как относит. категорию, как отсутствие блага. Вместе с тем М. П. критиковал многие отрицат. стороны визант. действительности: лицемерие монашества, императоров, беспримерные траты двора. М. П. пользовался огромным авторитетом: писатели 12 в. считали его образцом философа. Рационализм M. П. нашел радикальное в творчестве его младшего современника Иоанна Итала.

А. Каждан. Москва.

В логике М. П. рассматривал, в частности, о равносильности предложений (aequipollentia propositionum), a также изучал подстановки одних терминов на других. Последняя задача подводит вплотную к различению логич. постоянных и логич. переменных. Однако большую часть логич. исследований М. П. занимает проблематика, преобладающая у первых комментаторов аристотелевой логики времен Боэция и связанная в основном с изучением различных разновидностей силлогизмов. М. П. интересен также попытками разработать общие приемы отыскания "среднего термина" в связи с задачей нахождения предпосылок (inventio propositionum), обращением к вопросам логич. символики и мнемоники (известен, в частности, т.н. М. П.), разработкой нек-рых проблем модальной логики. Еще до Спинозы М. П. настаивал на применении геометрич. схемы для доказательства филос. и логич. утверждений. Позднейший ср.-век. логич. трактат на тему "о свойствах терминов" (determinorum proprietatibus) имеет своим отправным пунктом пселлово добавление к последней главе "Топики" Аристотеля, в к-ром М. П. трактует с логич. т. зр. о значении грамматич. частей речи для логич. исследований.

Н. Стяжкин. Москва.

Соч.: De omnifaria doctrina, ed. L. G. Westernik, Nijmegen, 1948; Πρὸς τὸν αὐτοκράτορα Μιχαὴλ κεφάλαια ϑεολογικά, Dosithoos Τόμος ἀγάπης, Jassy, 1698; De operatione daemonum, ed. F. Boissonade, Norimbergae, 1838; Renault E., Une traduction française du περί ἐνεργείας δαιμὸνων, - Revue des études grecques, t. 33, 1920; Wellnhofer M., Die thrakischen Euchiten und ihr Satanskult im Dialoge des Psellos, "Byzantinische Zeitschrift", 1929-30, Bd 30; Кrumbacher K., Geschichte der Byzantinischen Literatur, Münch., 1897, S. 436, 441-42; Ruelle Ch. Ε., Psellos περὶ παραδòξων ἀναγνωσμάτων, "Revue de philologie", t. 27, P., 1903; Некоторые приписываемые M. П. соч. в действительности ему не принадлежат (см. Bidez J., Psellus et le commentaire de Proclus, "Revue de philologie", t. 29, 1905; Βενάκις Λ. Γ. Ἡ Σύνοψις, εἰς τὴν Ἀριστοτέλους Λογικήν καὶ ὁ Μιχαήλ Ψελλός, ἑλληνικά, 16, 1958-59.

Лит.: Безобразов Π. В., Византийский писатель и гос. деятель M. П., M., 1890; Вальденберг В., Философские взгляды M. Пселла, Византийский сборник, М.-Л., 1945; Tannery P., Psellus sur les nombres, "Rev. études Grecques", v. 5, 1892, Ζervos G., Un philosophe néoplatonicien du XI siècle Michel Psellos, P., 1920; Tatakis В., La philosophie Byzantine, P., 1949, Ρrantl G., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 2, В., 1955, S. 263–301; Joannou P., Christliche Metaphysik in Byzanz die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos, Ettal, 1956.

А. Каждан. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МИХАИЛ ПСЕЛЛ

МИХАИЛ (Μιχαήλ Ψελλός), светское имя - Константин (1018, Константинополь - ок. 1078 или 1096, там же) - византийский философ, богослов и государственный деятель. Был секретарем императоров Михаила V и Константина К. Последний назначил его в 1045 руководителем высшей философской школы в Константинополе. Попав в опалу в 1054, постригся в монахи, но вскоре был возвращен ко двору Был воспитателем наследника престола (Михаила VII). Обладал энциклопедическими знаниями. Пселлу принадлежат трактаты по философии (в т. ч. “О всяческой науке”, комментарии к Платону и Аристотелю), богословию, риторике, истории (“Хронография”, которая охватывает события с 978 по 1078), грамматике, медицине, праву, математике, естествознанию, музыке и др. Значительную часть наследия составляют письма (более 500) и речи, посвященные крупнейшим политическим и культурным деятелям Византии 11 в.

Пселл усилил в преподавании роль античных классиков, в первую очередь Платона и неоплатоников, учение которых, как он считал, в своей основе сочетается с христианской догматикой и предваряет Откровение. Часто обвиняемый современниками в пристрастии к языческой философии, Пселл полагал, что необходимо отбирать из античного наследия все то, что согласуется с христианским учением, утверждал наличие двух философий: “высшей философии” - теологии, источник которой находится в Откровении, и “низшей философии” - научного, рационально постигаемого знания; между ними он помещал “науку о бестелесном” - математику В целом философские взгляды Пселла носят эклектический , многие его труды представляют собой компиляции из сочинений Прокла, Порфирия, Ямвлиха, Олимпиодора. Ключевая роль его творчества состоит в смене акцента с аристотелевской на платоновскую традицию. Тем самым византийская возвратилась к платоновской ориентации ранней патристики в лице великих каппадокчйцев. Рационалистические элементы философии Пселла позже были развиты его учеником Иоанном Италом.

Соч.: Bibliotheca graeca medii aevi, v. 4-5. Aliénai. P., 1874-76; Michaelis Pselli Scripta minora magnam partem adhuc inedita, v. 1-2. Mil., 1936-41; Michel Psellos, Chronographie ou histoire d"un siècle de Byzance (976-1077), v. 1-2. R, 1926-28; в рус. пер.: Хронография. М.,1978.

Лит.: Любарский Я. Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. М., 1978; JoannouP. Christliche Metaphysik in Byzanz. Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos. Ettal, 1956; Zervos C. Un philosophe néoplatonique du XIe siècle. P., 1973.

A. В. Иванченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "МИХАИЛ ПСЕЛЛ" в других словарях:

    - (до пострижения в монахи Константин) (1018 около 1078 или около 1096), византийский политический деятель, писатель, ученый, философ. Оказывал сильное влияние на политический курс правительства Константина IX. Хронография Михаила Пселла… … Современная энциклопедия

    - (до пострижения в монахи Константин) (1018 ок. 1078 или ок. 1096) византийский политический деятель, писатель, ученый, философ. Оказывал сильное влияние на политический курс правительства Константина IX (1042 55). Хронография (охватывает события… … Большой Энциклопедический словарь

    Михаил Пселл - (до пострижения в монахи Константин) (1018 около 1078 или около 1096), византийский политический деятель, писатель, ученый, философ. Оказывал сильное влияние на политический курс правительства Константина IX. “Хронография” Михаила Пселла… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Афонская миниатюра изображает Пселла с учеником императором Михаилом VII Михаил Пселл (греч … Википедия

    До пострижения в монахи Константин (1018 около 1078 или около 1096), византийский политический деятель, писатель, учёный, философ. Оказывал сильное влияние на политический курс правительства Константина IX (1042 1055). «Хронография» (охватывает … Энциклопедический словарь

(до пострижения в монахи - Константин) (1018-1096) - визант. историк, философ, писатель, полемист, политик; современник 14 императоров и советник многих из них. Пережил опалу и временное удаление в монастырь, затем вернулся к полит, деятельности. М.П. - ученый нового типа, энциклопедист, знаток ант. философии: увлекался Платоном и неоплатониками. Одним из первых среди визант. философов стал защищать идеи рационализма, отстаивать право человека на науч. познание мира. Много комментировал ант. философов, создал филос. трактат «Логика», в котором в сжатой форме изложил основы этой науки.

Литературное и науч. наследие М.П. огромно. Сохранились его сочинения по богословию, истории, праву, медицине, музыке, астрономии, естественнонауч. и филологич. трактаты; он пытался проявить себя и на поэтич. поприще. Им создана «Хронография», ставшая вершиной не только визант., но и всей средневековой историографии. Эти полит, мемуары повествуют о событиях столетнего периода в истории Византии (976-1077) - от смерти императора Иоанна Цимисхия до правления Михаила VII Дуки (1071-1077). В них даны яркие характеристики некоторых современников М.П. Кроме того, он оставил большое и интересное эпистолярное наследие (примерно 500 писем), содержащее некоторые данные по истории империи, а также ок. 80 дошедших до нас ораторских произведений.

Лит.: Михаил Пселл. Хронография. М., 1978; Любарский Я.Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. М., 1978; Любарский ЯН. Пселл в отношении с современниками // Визант. временник. Т. 37.

  • - Константин, ученый, политик и выдающийся византийский философ, который посвятил себя главным образом возрождению платонизма...

    Словарь античности

  • - см. Михаил Пселл...

    Философская энциклопедия

  • - визант. философ, самый значительный систематизатор визант...

    Философская энциклопедия

  • - Михаил - визант. философ, историк. Занимал высокие посты при императорском дворе. "Хронография" П. - важный источник по внутр...

    Советская историческая энциклопедия

  • - р. 1712 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Михаил, в миру Михаил Александрович Богданов - писатель, епископ Самарский и Ставропольский, воспитанник Казанской духовной академии. Главный его труд: "Преображение Господа Иисуса Христа...

    Биографический словарь

  • - Михаил, в миру Михаил Михайлович Грибановский - духовный писатель, магистр Петербургской духовной академии. Был епископом Прилукским, Каширским, затем Таврическим и Симферопольским...

    Биографический словарь

  • - данцигский мещанин XVII в., по Брауну, автор сочинения: "De indigenatu sincera collato jurium et privilegiorum Poloniae et Prussiae Regiae Polonicae ad sapienda statum dissidia, Monte Bona Concordiae Gratia scripta 1669"...
  • - лужицкий писатель, род. в 1804 г., умер 1866 г. Учился в Праге, затем в 1830 г. сделался священником, начиная с 1847 был членом совета "Сербской Матицы" и в изданиях ее есть два сборника его рассказов: "Knĕz Mudry" и "Wosobny dar za...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - известный византийский писатель, род. в 1018 г. в Константинополе, назван был при крещении Константом...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - до пострижения - Константин, византийский политический деятель, писатель, учёный...
  • - Михаил, византийский политический деятель, писатель, учёный; см. Михаил...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Роллер Михаил, румынский историк, академик Румынской академии. Член Румынской коммунистической партии с 1926. Сотрудничал в коммунистических изданиях. Неоднократно арестовывался за революционную деятельность...

    Большая Советская энциклопедия

  • - византийский политический деятель, писатель, ученый, философ...

    Современная энциклопедия

  • - византийский политический деятель, писатель, ученый, философ. Оказывал сильное влияние на политический курс правительства Константина IX ...
  • - см. Михаил Пселл...

    Большой энциклопедический словарь

"Михаил Пселл" в книгах

Михаил Жванецкий и Михаил Задорнов

Из книги От Жванецкого до Задорнова автора Дубовский Марк

Михаил Жванецкий и Михаил Задорнов Описанная выше история явно придумана. Кем – не знаю, не исключено, что и мною.Михал Михалыч и Михал Николаич – персонажи далеко не чеховские, ссориться у них резона не возникает, а вот попыхать завистью друг к другу они, каждый

Михаил Пселл

Из книги Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. автора Гуревич Павел Семенович

Михаил Пселл <О душе и уме>Ум есть совершеннейшее состояние души, душа же - сущность самодвижущаяся и потому бессмертная, ибо таково все самодвижущееся. Ум не есть нечто одно, а душа - другое. Из способностей же, присущих душе, одни являются разумными, другие -

Английский клуб, 1770 год Владимир Орлов, Михаил Лонгинов, Михаил Лобанов, Денис Фонвизин

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Английский клуб, 1770 год Владимир Орлов, Михаил Лонгинов, Михаил Лобанов, Денис Фонвизин Еще одним развлечением – во всяком случае, для высших слоев общества – мало-помалу сделалось посещение клубов (или «клобов», как произносили в ту пору). Переняв европейскую моду на

Николай Карамзин - Николай Гоголь Федор Достоевский - Лев Толстой Максим Горький - Михаил Булгаков Михаил Шолохов

автора

Николай Карамзин - Николай Гоголь Федор Достоевский - Лев Толстой Максим Горький - Михаил Булгаков Михаил Шолохов Русская литература внесла, быть может, самый значительный вклад в копилку мировой культуры. И это закономерно объясняется той ролью, которую она играла в

Михаил Кошкин - Михаил Калашников

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Михаил Кошкин - Михаил Калашников Михаил Кошкин, главный конструктор легендарного танка Т-34, и Михаил Калашников, создатель знаменитого на весь мир автомата, представляют в нашей книге славную школу русских оружейников - тех, кто своим трудом испокон веков создавал и

Пселл

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Пселл Пселл (Михаил YelloV) – известный византийский писатель, род. в 1018 г. в Константинополе, назван был при крещении Константом. Сын бедных родителей, которые вследствие бывших им во сне видений предназначили его к ученой карьере, 10 лет поступил в школу, где обучался

Михаил Пселл

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

Роллер Михаил Михаил

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Пселл

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПС) автора БСЭ

Пселл Пселл Михаил (Michael Psell?s), византийский политический деятель, писатель, учёный; см. Михаил

Аналитик Михаил Фадеев о Windows Phone 7 Фадеев Михаил

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 39 автора Журнал «Компьютерра»

Аналитик Михаил Фадеев о Windows Phone 7 Фадеев Михаил Опубликовано 21 октября 2010 года Определяющий фактор для Windows Phone 7 - это его новизна. В Microsoft создали не очередную версию Windows Mobile, а совершенно новую операционную систему. Она разработана с чистого листа

Михаил Пселл (Т. А. Щукин)

автора Автор неизвестен

Михаил Пселл (Т. А. Щукин)

Михаил Пселл. О всеобщем учении (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина)

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II автора Автор неизвестен

Михаил Пселл. О всеобщем учении (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина) <…> 20. Об умеНе всякий ум допускает причастие всякой души. Первый Ум не допускает причастия никакой души. Ибо каким образом превышающий все Ум и Творец всего допустит причастие некой души? Ведь некий Ум

Михаил Пселл. Из богословских сочинений (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина)

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II автора Автор неизвестен

Михаил Пселл. Из богословских сочинений (фрагменты) (пер. Т. А. Щукина) На стих из пятой песни тропаря канона Преображения«Первообраз твой, - говорит наилучший уроженец Дамаска Иоанн Песнописец, словно к Богу обращая речь, - в творении благой Ты показал», и далее: «…не

Михаил Пселл (1018 - около 1097 гг.)

Из книги Памятники Византийской литературы IX-XV веков автора

Михаил Пселл (1018 - около 1097 гг.) Пселл (до пострижения носивший имя Константина) - бесспорно одна из самых крупных фигур в литературной жизни XI в. Энциклопедист, обладавший огромными познаниями в области тогдашних наук и философии, он был одновременно и крупнейшим

Михаил Пселл (1О18-1О78)

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Михаил Пселл (1О18-1О78) После эпохи Фотия византийские интеллектуалы получили более свободный и полный доступ к источникам греческой философии. Михаил Пселл в большой мере был продуктом этого раннесредневекового Византийского Ренессанса. Вклад Пселла в богословие по

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.