Распространенность христианства в мире. До края земли: как распространялось христианство? Одним из центральных положений нового учения стал призыв к покорности власть предержащим и тесно связанное с этим положение о непротивлении злу насилием

1. Происхождение христианства

3. Борьба за образ Христа

4. Соперники христианства

5. Епископы и их власть

6. Император Константин

7. Православие.

8. Католицизм.

9. Протестантство.

10. Распространение христианства

11. Христианство в наши дни.

    Заключение

    Введение

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имею­щем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств. Христианство - (от грече­ского Christos- помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и ис­ламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в ре­зультате активной миссионерской деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде рай­онов Дальнего Востока. Точные данные о численности последователей Христианства отсутст­вуют. Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иу­дее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскреше­ние из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, ев­ропейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а Он Сам. Глав­ным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят в то, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла.

В основе догматики и богослужения Христианства – Библия, или Священное писание. Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, составили Библию. Библия- это не изложение вероучения и не история человечества. Биб­лия- это рассказ о том, как Бог искал человека.

Христианская церковь включила в Библию иудейский Ветхий завет; исключительно христиан­ской частью Библии является Новый завет (в него входят 4 Евангелия, повествующие об Иисусе Христе, “Деяния апостолов”, послания апостолов и Апокалипсис). Общим признаком, объеди­няющим христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия.

Основные ветви Христианства:

1. католицизм;

2. православие (существует 15 православных самостоятельных церквей и несколько автоном­ных церквей.);

3. протестантство (включает 3 основных течения: лютеранство, кальвинизм, англиканство - и большое число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви: баптисты, ме­тодисты, адвентисты и другие.).

Сильнее любой другой религии и способствовало появлению современного Западного мира. Даже современный способ летоисчисления – одно из следствий проникновения христианства в мировую культуру.

Как распространялось христианство

Долгое время христианство оставалось маргинальным течением иудаизма. Возникло оно в Палестине в 1 веке нашей эры, распространившись сначала среди местного населения как одно из течений иудаизма, которых на тот момент было множество. Уже в первые полвека своего существования христианство стало популярным вероучением среди множества , населявших Римскую империю. Этому немало поспособствовали путешествовавшие по Римской империи и ближайшим к ней адепты нового учения. По преданию, распространением учения занимались непосредственно ученики Иисуса Христа. Активных проповедников новой религии не останавливали даже гонения и угроза смертной казни.

Вопреки распространенному мнению, Римская империя не стала первым христианским государством, несмотря на то что император Константин принял христианство незадолго до своей смерти и способствовал его распространению на территории страны. Первой была Великая Армения.

Однако роль Рима в распространении христианства очень велика. Именно благодаря величине империи территория влияния новой религии расширялась столь стремительно.

Как Армения приняла христианство

До принятия Арменией христианства к новой религии местные жители относились более чем настороженно. Христиан, а также тех, кто помогал им укрываться, казнили, так как, по мнению властей, это вероучение могло подорвать устои государственной системы и язычества.
По армянскому преданию, царь-язычник Трдат, казнивший святых дев-рипсимеянок после того, как одна из них отказалась стать его женой, серьезно заболел от потрясения, вызванного их казнью.

Его сестра Хосровадухт увидела во сне, что излечить его сможет только освобождение из темницы святого Григория. После того как освобожденный Григорий был принят во , царь исцелился. На местах гибели дев-рипсимеянок были возведены часовни. Впечатленный этими событиями, царь Трдат принял христианство вместе со всей своей страной.

Церковная иерархия – армянское изобретение. В каждой земле, подчиненной Трдату и его вассалам, было назначено по епископу.

Таким образом, Великая Армения стала первым христианским государством, опередив Рим, Грецию и Эфиопию.

27.07.2018

Все мы наследники и, надеемся, продолжатели христианской цивилизации. В этом году народы России, Украины, Белоруссии и чада нашей Церкви из других стран – все, кто отсчитывает свою «духовную родословную» от днепровской купели и равноапостольного князя Владимира – празднуют 1030-летие Крещения Руси. Как принятие христианства происходило в наших и иных землях? Как воспринималась вера Христова, кто просвещал людей, какой аргумент являлся решающим при принятии решения крестить свой народ? История христианской Церкви представляет нам следующую картину.

В первые столетия со времени основания Церкви христианская вера была запрещена, приверженцы ее считались преступниками на территории Римской империи. На протяжении трех веков христиане были гонимы, в разные периоды они сталкивались с различными проблемами. Иногда преследование было системным, иногда это были лишь гонения местного характера, иной раз от христиан требовали отказа от массовой открытой проповеди, другой раз верующих во Христа отслеживали и под страхом смерти требовали от них полного отречения от веры. Временем самых жестоких преследований является эпоха императора Диоклетиана и его цезаря Галерея (284-311). Однако в 311 году Галерей (тогда уже август) издал эдикт о веротерпимости. И буквально через два года, в 313-м, Римский император равноапостольный Константин Великий издает указ о полной свободе христиан. Этот законодательный акт более известен под названием Миланского эдикта.

Но как бы парадоксально это ни было, в одном государстве христианство принимается на десять-одиннадцать лет раньше, чем это делает вся Римская империя – в Армении благодаря пленнику Григорию Просветителю христианство становится дозволенной религией. В те времена очень часто пленники, которые жили на завоеванных территориях, являлись просветителями того или иного государства.


Следующим государством, которое принимает христианство, является Грузия, или Иверия. Здесь просветителем народа становится равноапостольная Нина. Она тоже была пленницей. Ближе к IV веку в Эфиопии начинается довольно успешная христианизация. Эфиопская Церковь, как и Армянская Апостольская Церковь, относятся к числу так называемых дохалкидонских церквей, т.к. в них признаются решения и исповедуются вероучительные догматы только трех первых Вселенских Соборов.


Если более углубленно посмотреть историю распространения христианства на Востоке, то главным фактором ее успеха можно назвать крещение Армении, Грузии и Эфиопии, поскольку эти страны всегда очень сильно влияли на всю Малую Азию.

Но не стоит забывать про главные христианские центры, такие как Сирия и Египет, где христианство активно произрастало еще во времена гонений. Именно здесь находились такие древние и авторитетные кафедры, как Антиохийская, Александрийская. Именно отсюда – огромное число великих святых отцов, благодаря которым появилась возможность просвещать другие земли. Здесь происходили в разное время Соборы, в том числе те, которые решали ход богословской мысли всей Церкви. Здесь также зародились такие большие богословские школы как Антиохийская и, конечно, Александрийская, наследниками богословской мысли которых мы с вами являемся.

В те времена христиан в разных уголках Римской империи было много, но язычников все равно больше. Христианство в первые века – это городская религия, она распространялась в основном в городах, а деревни оставались языческими. А на тот момент, к III веку, жителей деревень было больше, нежели чем городских жителей.

IV-V век – эпоха великого переселения народов: приходят германские племена. И здесь находятся свои талантливые пленники, например, Евтих – первый каппадокийский просветитель среди готов. Первый активный миссионер и епископ готов Ульфирия (он, правда, являлся арианином) впервые перевел Библию на готский язык.


Варваров часто поражали благородство и смелость христиан. Известен случай, когда Ахилла, предводитель гуннов и кочующих азиатов, был поражен смелостью и мудростью папы Римского Льва: святитель не побоялся выйти к нему на встречу и вступить в переговоры, чтобы предотвратить захват Рима.

В Британии христианство появляется очень рано, еще в доникейскую эпоху (то есть до I Вселенского Собора), но из-за захвата этой территории англами и саксами потребовалось повторное крещение не только Британии, но всех мест, где жили германские племена, поскольку англы и саксы уничтожили практически все население захваченных земель. В VI веке началась новая христианизация, которую благословил папа Римский Григорий Великий или, как у нас его принято называть, святитель Григорий Двоеслов.


Туда отправляется во главе миссии аббат Августин – именно он станет первым архиепископом Кентерберийским. Вторая христианизация не имела ничего общего с первой. Большое влияние оказывала Франкская империя, так как именно там еще оставались частички первой христианизации.

Через посредство двух городов – Рима и Константинополя – весь мир узнал христианство: благодаря Риму Запад становится воцерковлен, а на Востоке воцерковлением занимался Константинополь. Именно благодаря Царьграду мы с Вами сегодня являемся не только людьми знающими, что такое христианство, но и являемся его носителями и причастниками.

Захар САВЕЛЬЕВ

Как народы принимали христианскую веру

I век

Апостольская проповедь и основание христианских общин в Иерусалиме, Риме, Александрии, Антиохии и др.


II-V вв.

Миссия в Персии.

III век

Христианизация народов Британии; из-за захвата этих земель саксами и англами и уничтожения местного населения позже потребовалась вторая христианизация.

IV век

302-303 гг. – принятие христианства в Армении;

313 год – указ императора Константина о полной свободе христиан в Римской империи;


Широкое распространение христианства в Сирии и Египте, на Аравийском полуострове;

326 год – принятие христианства в Грузии;

330 год – христианизация Эфиопии.

IV-V век

Крещение пришедших в Европу германских племен.

IV-VI вв.

Широкая христианизация народов Кавказа.

V век

Принятие христианства во Франции.


VI век

Новая христианизация Британии, крещение скандинавов.


IX век

Принятие христианства в южнославянских землях.

988 год


Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле .

Во второй половине I в. н.э. отчетливо наметились два главных течения - проиудейская, представленная Апокалипсисом и генетически восходящее, видимо, к сектам типа ессеев, и антииудейское, связано с деятельностью апостола Павла. Именно с Павлом ассоциируется разрыв со свойственной иудаизму национальной ограниченностью религии, ему приписывают слова о том, что для христианства "нет ни эллина, ни иудея", что Богу угодны все: и иудеи, и язычники, и обрезанные, и необрезанные - достаточно лишь отказаться от старого образа жизни и поверить в Христа, т.е. "не по плоти, а по духу", приобретать праведность и спасение от грехов через веру и исповедание .

Епископы, игравшие роль в общине не в силу своего «пророческого дара», а вследствие своей зажиточности и степенности, внесли новое начало в христианскую общину, вызывавшее естественное недовольство харизматиков, этих первых учителей христианства, в огромном большинстве случаев вербовавшихся в течение 100-150 лет из городской бедноты, рабов, вольноотпущенников, разоренных ремесленников, полупролетариев.

Зажиточные элементы каждой общины стремились, прежде всего, оттеснить пророков-учителей, не поддававшихся ни надзору, ни регламентации, и передать полноту власти епископам. Так возникла церковная организация с епископом во главе. Его задачей было в первую очередь положить конец пророчествам, содержавшим нападки на богачей, предсказывавшим неизбежную гибель старого греховного мира и близкое торжество царства божьего. Эти пророчества с их чаяниями, надеждами, проклятиями и ненавистью особенно ярко выражены в «Апокалипсисе» Иоанна, написанном в 68-69 г.н.э. в фантастической форме «видений» .

Уже со II века епископы занимались толкованием сложных проблем догматики и культа, активно выступали против тех общин и сект, которые еще не смирились с общим процессом бюрократизации и догматизации христианства и пытались по - своему объяснять те или иные его проблемы. Обычно их достоинство теоретически обосновывалось древностью и близостью к апостольной традиции. Оно часто бывало, предопределено географическими, политическими, экономическими и другими подобными обстоятельствами, делавшими тот или иной населенный пункт (и местную общину христиан) естественным центром общения многих локальных церквей. Так возвысились Антиохийская, Александрийская и некоторые другие церкви.

Было естественно, что и христианская община мировой столицы стремилась придать именно римскому епископу особое значение. Кружево легенд плелось о самом происхождении этой общины. Позднее, примерно с IV века, появилось утверждение, что сам апостол Петр обосновал римскую общину и был первым ее епископом, а потому римской церкви надлежит считаться главнейшей в христианском мире, а римскому епископу дан примат, т.е. высшее иерархическое положение.

Замена харизматических руководителей бюрократической иерархией - неизбежное явление в условиях формировавшейся церкви с ее строгими канонами и нерушимыми догмами. "Видения" и "божественные откровения" трансформировавшейся и очищавшей себя от "ересей" ортодоксальной церкви более были не нужны .

Страдавшие ими харизматические лидеры, пророки- проповедники уже в III-IV веке не только решительно отстранялись от активной церковной деятельности, но и просто не допускались к ней. Их удел отныне стал иным: за их счет формировался институт монашества, деятельность и "святой дух" которого были поставлены теперь на службу церкви, на укрепление ее авторитета, причем без особой опасности для ее строгой внутренней структуры, т.к. уединенные и замкнутые высокими стенами монастыри препятствовали широкому распространению оригинальных "видений" осененных благодатью святых отцов в монашеской рясе.

Таким образом, очищенная от «грехов» молодости христианская церковь стала вполне приемлемым для социально-политических верхов институтом, влияние которого в массах делало желанным сближение с ним и использование его, на что не преминули обратить внимание римские императоры. Император Константин в начале IV века поддержал церковь, его преемники (кроме Юлиана Отступника, правившего сравнительно недолго) последовали его примеру, и вскоре христианство стало господствующей религией. Из гонимых христиане стали гонителями, о чем свидетельствует, в частности, погром "языческой" библиотеки в 415 году в Александрии, видном центре эллинской культуры.

Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология. Обилие же направление в раннем христианстве, острота споров между их приверженцами свидетельствует о том, что ни одно из этих направлений не могло удовлетворить всех духовных потребностей населения Римской империи. Ортодоксальная церковь победила по тому, что она сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и даже оправдать его) и получить, в конце концов, поддержку государственной власти.

Успех проповеди заключался в том, что она была лишена национальных и социальных предрассудков, осуждала рабство, обращалась к лучшим качествам человека. Наиболее новым было обращение к человеку и его предназначению.

Христиане создали новый тип мировоззрения людей. В центре этого мировоззрения находятся не отношения между людьми, а отношения между человеческой душой и Богом, то есть моральные отношения между людьми вторичны. Таким образом, в центре нового мировоззрения оказалась новая мораль, которая подчинила себе все области культуры, включая право. Для христианской морали характерно совершенно новое для Европы понятие греха как внутреннего духовного падения личности. Грех - это то, в чем человек часто и самому себе боится признаться. Наиболее опасны не совершенные действия, а внутренний мир человека. Он может не совершать ничего плохого, но открыть злу свою душу. Постепенно сложилась морально-юридическая система христианства. В наиболее четком виде она была впоследствии сформулирована в начале XIV в. в поэме Данте Алигьери “Божественная комедия” . Христианство впервые дало человеку свободу выбора между добром и злом, то есть свободу морального и правового внутреннего выбора - между преступлением и законом. Совершаемого ежесекундно выбора между вечной жизнью и вечной смертью.

С появлением христианства внутри Римской империи возникло как бы государство в государстве. Христианское сообщество (церковь) выработало свои собственные моральные и правовые нормы, одной из особенностей которых было противостояние Римскому государству. И государство не могло этого не почувствовать - начались преследования христиан.

Христиане действительно подпадали под действие целого ряда запретительных законов империи. Они представляли собой объединение - коллегию, хотя допускались по закону только похоронные коллегии (бедняки в складчину хоронят друг друга), христиане устраивали молитвенные собрания, они устраивали собрания ночью, что строжайше воспрещалось. Но прежде всего этого с точки зрения римского государства, христиане являлись "плохими" язычниками, причем не только по отношению к Юпитеру или Венере, но и (что было просто недопустимо) по отношению к Роме-Августе, то есть действующему императору-богу . В самом деле, христиане действительно были самыми опасными врагами империи, так как выступали против рабства, бюрократии и вообще ограничений духовной жизни.

Репрессии против христиан прошли два периода: народных и государственных гонений. Первоначально христиан было мало, и можно было легко натравить на них невежественный народ, списывая, таким образом, все преступления и ошибки. Однако число христиан уменьшалось незначительно, репрессии только сплотили истинно верующих вокруг епископов, христианство продолжало распространяться. И вскоре уже у многих оказался сосед-христианин, о котором нелегко было припомнить что-либо плохое. Тогда народное отношение к христианам стало более сочувственным, и государству пришлось действовать самостоятельно, вызывая молчаливое неодобрение гонений уже язычниками. Наиболее жестокие преследования христиан относятся к III в. н. э. - массовые казни в цирках.

Во II-III вв. социальные условия и социально-психологическая обстановка приводили к увеличению числа христиан в среде людей не просто состоятельных, но и занимавших высокое положение в обществе.

Очень важным фактором для развития и распространения христианского вероучения было появление среди христиан во II в. людей образованных, знакомых с греко-римской философией и наукой.

Начинают появляться теоретические сочинения, обосновывающие преимущества христианского вероучения (так называемые апологии). Первая известная нам апология была создана около середины II в. неким Аристидом из Афин. Среди первых христианских теологов II - III вв. преобладали люди высокообразованные.

Во второй половине II в. в Александрии была создана школа христианского богословия, во главе которой одно время стоял Климент, а затем Ориген. Все эти люди участвовали в становлении христианского богословия, вырабатывали отношение христианства к античной культуре, критикуя ее и одновременно многое из нее заимствуя. Их деятельность, в свою очередь, привлекала к христианам все больше образованных людей, которые переставали видеть в христианстве только зловредное суеверие, каким оно казалось писателям начала II в.

Во II-III вв. христианство начало проникать в деревни. Распространение христианства в самых разных слоях населения приводило к изменению и усложнению христианского вероучения. С одной стороны, образованная элита создавала христианскую философию и теологию, далеко не всегда понятную большинству верующих, с другой - низы населения, особенно из сельских местностей, где сильны были традиционные местные верования, привносили в христианство элементы языческих представлений, объединяя черты своих местных божеств с образом христианского бога.

Во II-III вв. христианство распространялось не только в разных слоях населения империи, но и в разных провинциях. В начале II в. по-прежнему наибольшее число христиан было в Малой Азии и Сирии; на Балканском же полуострове в этот период известны христианские общины лишь в нескольких городах (Коринфе, Филиппах, Фессалониках). Во II в. христиане появляются в Северной Месопотамии. В течение II в. отдельные христианские общины появляются в южных районах Египта - Ахмиме, Асьюте, Хенобоскионе.

Со II в. в Египте появляются первые монахи (слово "монах" означает "одинокий"). В уединении эти люди стремились "освободиться" от мира зла и обрести то душевное состояние, которое обеспечило бы им мистическое слияние с божеством.

Так же во II в. число христиан в Риме заметно увеличивается. Сведения о христианстве в западных провинциях появляются только со второй половины II в.

К началу IV в. известны епископы (а, следовательно, были и христианские общины) в Арле, Везоне, Лютеции (Париже), Трире, Реймсе и некоторых других городах. В Галлии христианство распространялось прежде всего среди городского населения; сначала среди чужаков-переселенцев (как это в свое время происходило и на востоке), а затем к нему стало примыкать и галло-римское население, говорившее по-латыни. Из Галлии христианские проповедники проникли в Британию. Однако в этой провинции христианство распространялось медленно: в начале IV в. на собор епископов, созванный в Арле (Галлия), прибыло только три епископа из Британии. Непрочность христианства в этой провинции видна и из того факта, что вторжение племен англов и саксов в Британию практически уничтожило его там; оно появилось на этом острове заново лишь в VI в.

Вероятно, из Италии или из Галлии христианские проповедники пришли в Испанию.

Гораздо более важное место в истории христианства занимают христиане Северной Африки. Возможно, христианство появилось в этой римской провинции прежде всего среди иудейских переселенцев, а затем распространилось в среде местного и римского населения. Именно североафриканские христиане создали первые латиноязычные христианские сочинения.

Самые ранние письменные упоминания о христианах в Северной Африке связаны, как и в Галлии, с гонениями на них. В конце II в. (около 180 г.) были осуждены на казнь христиане из небольшого нумидийского городка Скилии.

К началу III в. христианство в Северной Африке распространилось достаточно широко: в 220 г. там было уже 70 епископий. Одним из самых крупных христианских писателей рубежа II - III вв. был уроженец Северной Африки Тертуллиан.

Во II-III вв. христианство распространилось среди разных социальных групп и различных народностей Римской империи. В процессе распространения христианство не могло не претерпеть изменений и в своем вероучении, и в своей организации. Главным содержанием идеологического развития христианства во II в. было осознание его как нового религиозного учения, противостоящего и многобожным религиям античного мира и иудаизму. Вырабатывались христианская догматика, этика, эстетика, отбирались писания, которые признавались священными. Параллельно этому процессу и в тесной взаимосвязи с ним складывалась церковная организация, противоположная древней религиозной общине, основанной на авторитете пророков, проповедовавших откровения, и апостолов, повторявших устную традицию, восходившую, по их словам, к самому Иисусу.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.