Римская богиня веста. Богиня Веста - кто такая Веста в различных мифологиях? Девственность как залог божественной чистоты


До рождения Иисуса было еще 700 лет. В это время Древним Римом правил царь Нума Помпилиус. Жрецы сказали ему, что богиня Веста может защитить его государство от врагов. Для этого нужно зажечь магический огонь в ее честь и никогда не позволять этому огню гаснуть. Следить за этим божественным огнем должны были жрицы-девственницы, известные в истории, как весталки.

10. Весталки должны оставаться целомудренными, но всё же...

Когда речь заходит о весталках, многие думают, что девственность была уделом этих жриц. Весталки, которых выбирали на эту должность еще в детском возрасте, на самом деле должны были воздерживаться от интима до тех пор, пока они имели отношение к священному огню. Святые обряды Весты могли выполнять только невинные девушки с чистым сердцем. Считалось, что если одна из весталок нарушит свой обет девственности, то огонь переметнется на улицы Рима и сожжет город дотла. Но обеты распространялись не на всю жизнь: каждая весталка служила только в течение 30 лет. После этого их освобождали от обетов и женщины могли жить обычной жизнью.

9. Весталки были наиболее влиятельными женщинами в Риме

Древний Рим, которым правили весталки.

Оказывается, феминизм был не очень популярен 2500 лет назад. В то время женщины в Риме имели больше прав, чем женщины в других древних культурах, но у них не было права голоса. Также фактически их контролировали вначале отцы, а потом мужья. Из-за этого обычные римские женщины редко владели землей или имели какое-то влияние в обществе. Тем не менее, весталки были не обычными женщинами. Их ритуалы считались важнейшей вещью, которая предохраняет Рим от уничтожения.

Будучи наиболее важными женщинами в государстве, весталки обладали привилегиями, о которых обычные женщины могли только мечтать. Они были освобождены от влияния своих отцов и могли голосовать и владеть собственностью. Также они считались "достаточно надежными" для работы с важными документами, а на стадионах для них были зарезервированы места в первом ряду.

8. Шесть весталок и ни одной больше!

Учитывая престиж этой должности и массу благ, которыми пользовались весталки, можно было бы подумать, что женщины выстраивались в очередь, чтобы стать жрицей. На самом деле, институт весталок был эксклюзивным, и стать священной девственницей было гораздо сложнее, чем казалось. Благородные семьи наперебой предлагали своих юных дочерей в жреческое услужение, но в последующие годы начали набирать девочек также из более низких сословий, поскольку возникла проблема с девственностью девушек. Обучали будущих весталок в течение 10 лет, после чего девушек допускали к обрядам Весты в течение еще 10 лет, а затем начинали обучать новую партию девушек.

7. Весталка - самая завидная невестка

Сегодня, когда человек задумывается о жениться, в первую очередь он обращает внимание на привлекательности девушки. Во времена же древнего Рима, самой большой удачей было жениться на бывшей весталке. Несмотря на то, что их было очень мало, экс-весталки были уважаемы повсюду, имели расширенные права и получали щедрые пенсии, что делало их потенциальной мишенью для любых мужчин.

6. Гелиогабал, нарушивший запрет

Гелиогабал был 25-м императором Рима. Он также был подростком, который прославился своими оргиями по всей столице, женился на пяти женщинах и двух мужчинах и заставил Сенат наблюдать за своими танцами, посвященными сирийскому богу Солнца.

Хотя Гелиогабал предпочитал компанию своего личного возницы, он заставил весталку Аквилию Севера выйти за него замуж. Он считал, что благодаря этому добьется еще большего уважения Рима, а также у него с Аквилией будут "божественные" младенцы, поскольку в весталках были явно что-то магическое. Но для жителей Рима это было неприемлемым и Гелиогабала вскоре зарезали и выбросили труп в реку Тибр.

5. Обязанности весталок

Основной акцент был сделан на целомудрие и добродетель весталок. Но даже если римляне думали иначе, жрицы были всего лишь людьми, с правом на ошибку. Конечно же, случалось так, что они уклонялись от своих обязанностей. Наказания для совершивших ошибку весталок были очень суровыми. Если священный огонь попадал на улицу, то жрицу, по чьей вине это случилось, избивали палками и выгоняли из города. Еще более худшим было наказание за нарушение обета безбрачия: это означало однозначный смертный приговор. А, учитывая, что священную кровь весталок нельзя было проливать, то их закапывали живьем.

4. Привилегии и наказания

Быть весталкой - это не только привилегии. Их в любой момент могли побить за ненадлежащее исполнение обязанностей, зачастую они недоедали и спали на соломе. Но при этом всем весталки очень ответственно относились к своим обязанностям. За более чем тысячу лет магический огонь так никогда и не погас, даже тогда, когда в храме Весты случался пожар.

3. Самые могущественные жрицы

Поскольку, они защищали город пламенем Весты, а также их целомудрие охраняли более 100 священников, то эти девушки были самыми могущественными жрицами всего Рима. Они даже имели власть миловать приговоренных диктатором Юлием Цезарем, который был известен зачистками своих политических оппонентов. Хотя жрецы других богов также были в почете, весталок боготворили так, что даже случайное ранение одной из них наказывалось смертью. Кроме того, они были настолько "священными и непогрешимыми", что могли вмешиваться в судебные дела по собственному желанию. Если девственница прикасалась к рабу, то того немедленно освобождали. Если преступник увидел весталку по пути к казни, то ему даровали помилование.

2. Утрата огня

Веками весталки хранили волшебный священный огонь в Риме. Римские язычники утверждали, что это пламя, в сочетании с верой римлян в свой пантеон, предоставляло городу защиту богини. К сожалению для язычников и огнепоклонников Рима начало набирать популярность христианство. В 394 году император Феодосий закрыл институт весталок и потушил магический огонь. Согласно легенде, его племянница затем пришла в храм Весты и украла ожерелье у статуи богини, считая, что от этого не случится ничего плохого. Шестнадцать лет спустя, Рим был разрушен неистовствующими варварами.

1. Институт весталок и христианство

Вскоре после разграбления Рима, граждане империи поспешили обвинить в этом христиан. Учитывая, что город процветал в течение тысячелетия, но был разрушен после того, как эти "религиозные выскочки" попрали старых богов, неудивительно, что во всем сочли виноватыми христиан. Однако вместо возвращения к язычеству, это в конечном итоге привело к богословской революции.

Святой Августин, одна из самых известных фигур в раннем христианстве, несколько лет спустя опубликовал свою самую известную работу "Город Бога", в которой утверждал, что христианский бог защищал Рим в прошлом, но затем бросил империю на произвол судьбы "за плохое поведение". Веста и другие языческие боги были не в состоянии защитить Рим от прошлых несчастий, поскольку были "фальшивыми богами". Это в итоге переросло в верования современных христиан и помогло утвердить Августина как самого выдающегося богослова своего времени.

Богиня Веста встречается в мифах славян, греков и римлян, но почитали ее везде по-своему. В одних сказаниях она повелевала огнем, в других – именовалась хранительницей империи, в третьей – была предвестницей Весны. Славяне всегда пышно отмечали день Весты, а девушек, которые ей служили, все народы чествовали особо.

Кто такая Веста?

Веста – это богиня, которой народы государств приписывали свои особенности и покровительство, славяне, римляне и греки представляли ее по-разному, но было и немало общего в этих трактованиях:

  1. У славянских народов Веста олицетворяла род ариев, была свидетельством того, что они обрели мудрость богов.
  2. Римляне были уверены, что Веста появилась на свет от богов времени и пространства, потому имеет облик пламени.
  3. Греки именовали богиню Гестией и почитали, как хранительницу жертвенного пламени и семьи. Изображали красивой женщиной, щедро одаряющей просителей живительной силой.

Богиня Веста у славян

Веста - славянская богиня, которую наши предки считали младшей сестрой богини Марены, они верили, что Веста - богиня весны, приносящая на землю хорошие новости, и предвещающая начало цветения в природе, преобладание света над тьмой. Ее силу связывали с огнем, но не как карающей силой, а оживляющей и согревающей мир. Позвать богиню в жилище можно было, 8 раз обогнув дом, вымаливая при этом удачи и счастья. Бытовало поверье, что женщины, умывающиеся талой водой – подарком Весты, будут такими же красивыми и вечно молодыми, как она.

День богини Весты у славян

У славянских народов имя Веста походит от «весть», считалось, что приход весны – самая лучшая новость после холодной зимы. Существует 2 версии, относительно даты, когда наши предки чествовали эту богиню:

  1. В большинстве исследований отмечается, что день богини Весты припадает на 22 марта, его всегда отмечали пышными гуляниями и непременно пекли блины – символ теплого солнышка.
  2. Вторая версия дня чествования богини – 2 декабря – стужня, когда особые церемонии жрецы проводили на рассвете, чествуя зарю. У предков заря считалась символом преимущества света над темнотой, так они призывали скорую весну и тепло для рода.

Кто такая веста в Древнем Риме?

Богиня Веста у римлян была на особом положении, ее образ очень противоречив. Есть данные, что:

  1. Веста возникла первой из богов, родившись от бога времени и богини пространства, поэтому ей не ставили статуи.
  2. Эту богиню почитали, как девственницу, которая отказалась от союза с Меркурием и Аполлоном. Сохранился миф, якобы Весты домогался бог плодородия Приап, но осел своим ревом разбудил девушку.
  3. Храм Весты римляне чтили особо, ее очаг называли символом процветания Рима. Еще ее именовали «богиня огня Веста», пламя в храме должно было гореть постоянно. Бытует версия, якобы традиция вечного огня в честь защитников отечества походит от традиции почитания Весты.

Как называют жриц богини Весты?

Как звали жриц богини Весты? Их именуют весталками, девочек в служительницы отбирали очень строго, чтобы сохраняли подобие богини. Весталки должны были:

  • походить из именитых семей;
  • быть красивыми и целомудренными;

Девушки жили при храме, их служба насчитывала 30 лет. Первые десять они учились церемониям, следующий десяток лет проводили их, а последние 10 лет обучали молодых весталок. Только после этого жрица богини Весты могла вернуться домой или выйти замуж, после окончания служения их уже именовали «не вестами»: которые имеют право на брак. У славян же – наоборот, Вестами звали юниц, которые знали все о сохранении домашнего очага. А девиц, которые не были готовы к замужеству, именовали «не вестами», а обряд именовали браком.

Греческая богиня Веста

Кто такая богиня Веста у греков? Эти народы тоже считали, что богиня Веста - покровительница огня и дома, но именовали ее иначе – Гестией. Главным ее очагом считалось небесное пламя Олимпа. На статуях богиня изображена в виде красивой женщины в накидке, перед каждым важным делом ей приносили жертвы. В античных гимнах славится, как «зеленотравная владычица», к ней шли с просьбами о здоровье и сохранении семьи.

Мифы повествуют, что родителям Гестии были боги Кронос и Рея, а Зевс – младшим братом. За то, что красавица сохранила девственность, поклявшись головой верховного бога Олимпа сохранить целомудрие, Меркурий признал ее самой почитаемой. Место богини Гестии располагалось в центре дома, ей первой приносили жертвы, ее очаг считался символом , счастье которого основывалось на целомудрии жены.

Священной стихией люди издавна считали огонь. Это свет, тепло, пища, то есть основа жизни. С почитанием огня связана у древних богиня Веста и ее культ. В храме Весты в Древнем Риме горел вечный огонь как символ семьи и государства. У других индоевропейских народов неугасимый огонь тоже поддерживался в храмах огня, перед идолами, и в священных очагах домов.

По легенде она родилась от бога времени и богини пространства, то есть возникла первой в мире, предназначенном для жизни, и, наполнив энергией пространство и время, дала старт эволюции. В отличие от других божеств римского пантеона, богиня Веста не имела человеческого облика, она была олицетворением светоносного и животворного пламени, в ее храме не было статуи или иного изображения этого божества. Считая огонь единственной чистой стихией, римляне представляли Весту девственной богиней, не принявшей брачных предложений Меркурия и Аполлона. За это верховный бог Юпитер наделил ее привилегией быть самой почитаемой. Однажды богиня Веста едва не стала жертвой эротических желаний бога плодородия Приапа. Пасущийся неподалеку осел громким ревом разбудил задремавшую богиню и тем спас ее от бесчестия.

С тех пор в день празднования Весталий ослов было запрещено запрягать в работу, а на светильнике богини была изображена голова этого животного.

Очаги Весты

Ее пламя означало величие, процветание и устойчивость Римской империи и не должно было погаснуть ни при каких обстоятельствах. Самым священным местом в римском городе был храм богини Весты.

Считается, что обычай зажигать вечный огонь в честь защитников своей родины берет начало из традиции почитания этой богини. Поскольку римская богиня Веста была покровительницей государства, храмы или алтари ее возводились в каждом городе. Если его жители уезжали из города, они увозили с собой пламя с алтаря Весты, чтобы зажечь его там, куда прибудут. Вечный огонь Весты поддерживался не только в ее храмах, но и в других публичных зданиях. Здесь устраивали встречи заграничных послов, пиры в их честь.

Весталки

Так назывались жрицы богини, которые должны были поддерживать священный огонь. Девочек на эту роль отбирали тщательно. Они должны были быть представительницами самых знатных домов, обладать несравненной красотой, нравственной чистотой и целомудрием. Все в них должно было соответствовать образу великой богини. Свою почетную службу весталки несли тридцать лет, все это время проживая при храме. Первое десятилетие было посвящено постепенному обучению, в другие десять лет они скрупулезно исполняли ритуалы, а последнее десятилетие обучали своему ремеслу молодых весталок. После этого женщины могли вернуться в семью и выйти замуж. Тогда их называли «Не вестами», тем самым подчеркивая право на замужество. Весталок чтили с тем же пиететом, что и саму богиню. Почет и уважение к ним были такими сильными, что в силах весталок было даже отменить казнь приговоренному, если он во время их шествия встречался им на пути.

Весталки должны были свято хранить и оберегать свою девственность, поскольку нарушение этого правила было сродни падению Рима. Также бедствиями государству грозило угасшее пламя на алтаре богини. Если то или другое происходило, весталку карали жестокой смертью.

История, семья и государство

История и судьба империи была в сознании людей так тесно связана с культом Весты, что падение Рима напрямую связывали с тем, что правитель Флавий Грациан в 382 году от Рождества Христова погасил огонь в храме Весты и упразднил институт весталок.

Понятия семьи и государства в Древнем Риме были наравне, одно считалось средством укрепления другого. Поэтому богиня Веста считалась хранительницей и семейного очага. Исследователи считают, что в древности верховным жрецом Весты был сам царь, подобно тому, как глава семейства был жрецом домашнего очага. Каждая фамилия считала эту огненную богиню и личной своей покровительницей. Пламя отчего очага представители рода поддерживали с той же щепетильностью, что и весталки в храме, так как считалось, что этот огонь означает крепость родственных уз и благо всей семьи. Если пламя вдруг гасло, в этом усматривали дурное предзнаменование, а ошибка тотчас исправлялась: при помощи увеличительного стекла, солнечного луча и двух деревянных палочек, которые терли друг о друга, огонь разжигали вновь.

Под пристальным и благожелательным оком богини Весты проводились брачные церемонии, в ее очаге пекли свадебный ритуальный хлеб. Здесь заключались семейные договоры, узнавали волю предков. Ничего дурного и недостойного не должно было происходить перед священным огнем хранимого богиней очага.

В Древней Греции

Здесь богиня Веста называлась Гестией и имела то же самое значение, покровительствуя жертвенному огню и семейному очагу. Ее родителями были Кронос и Рея, а самым младшим братом — Зевс. Греки не отказывались видеть в ней женщину и изображали ее в виде стройной величественной красавицы в накидке. Перед каждым значимым делом ей приносили жертвы. У греков сохранилась даже поговорка «начинать с Гестией». Главным очагом богини огня считалась гора Олимп с ее небесным пламенем. Античные гимны воспевают Гестию «зеленотравной» владычицей «с ясной улыбкой» и призывают «счастьем повеять» и «здоровьем с целящею дланью».

Славянское божество

Была ли своя богиня Веста у славян? Некоторые источники говорят о том, что так звалась у них богиня весны. Она олицетворяла пробуждение от зимнего сна и начало цветения. Животворный огонь в данном случае воспринимался нашими предками как могучая сила, являющая магическое воздействие на обновление природы и плодородие. Не исключено, что языческие обычаи, в которых задействован огонь, связаны с обожествлением этой богини.

Пригласить в свой дом славянскую богиню весны было не трудно. Достаточно восемь раз обойти жилище по часовой стрелке, приговаривая «Удача, счастье, изобилие». Женщины, которые весной умывались талой водой, имели, по поверьям, шанс долго оставаться молодыми и привлекательными, как сама Веста. Славянская богиня символизировала также и победу света над тьмой. Поэтому ее особо превозносили в первый день нового года.

Кто такие весты у славян

Так называли девушек, знающих премудрости ведения хозяйства и ублажения супруга. Их можно было без боязни выдавать замуж: из вест получались добрые хозяйки, мудрые жены и заботливые матери. В противоположность этому, невестами звали как раз тех молодых особ, которые были не готовы к замужеству и семейной жизни.

Боги и звезды

В марте 1807 года немецкий астроном Генрих Ольберс открыл астероид, который назвал именем древнеримской богини Весты. В 1857 году английский ученый Норман Погсон дал открытому им астероиду имя древнегреческой ее ипостаси — Гестии.

Весталка

Весталка. Фрагмент гравюры Фредерика Лейтона, 1880

Во главе весталок находилась самая старшая из них, называемая великой весталкой (Vestalis Maxima ), получавшая приказания непосредственно от верховного понтифика.

Ежегодно великая весталка и верховный понтифик возносили публичное молебствие о благополучии Рима, поднимаясь на Капитолий . Именно этот обряд выступает символом жизни Рима и римской цивилизации в знаменитой оде Exegi monumentum Горация :

crescam laude recens, dum Capitolium
scandet cum tacita virgine pontifex

то есть «буду возрастать я славой, (вечно) молодой, покуда на Капитолий восходит жрец с безмолвной девой».

Весталки были очень богаты, главным образом из-за владения большими имениями, дававшими большой доход, помимо которого каждая лично получала от своей семьи значительную сумму при посвящении и получала от императоров щедрые подарки. В году, когда Корнелия вступала в число весталок, Тиберий подарил ей 2 миллиона сестерциев .

Ликвидация института

Институт весталок просуществовал приблизительно до года, когда император Феодосий запретил общественное языческое вероисповедание. После этого священный огонь был погашен, храм Весты закрыт, а институт весталок расформирован.

Средневековая церковь, однако, почитала их и считала их прообразом Девы Марии , и это отчасти объясняет их присутствие в средневековом искусстве.

Наиболее известные весталки

Весталка Туккия собирает воду в решето. Картина Луиса Гектора Леру

  • Рея Сильвия (Rhea Silvia ) - мать Ромула и Рема , основателей Рима.
  • Тарпея (Tarpeia ), предательски открывшая ворота города осаждавшим Рим сабинянам.
  • Эмилия
  • Цецилия Метелла
  • Лициния
  • Две весталки, Туккия и Квинта Клавдия , особенно известны в истории тем, что были обвинены в нарушении целомудрия, но обе смогли доказать свою невиновность, совершив чудеса. Клавдия, потянув за трос, сдвинула с места глубоко вросший в ил корабль, а Туккия смогла собрать воду в решето.
  • Аквила Севера (Aquilia Severa ), вышедшая замуж за императора Гелиогабала (Марка Аврелия Антонина) .
  • Коэлия Конкордия , считающаяся последней великой весталкой, приблизительно около года.

Дом весталок

Примечания

Ссылки

  • на letter.com.ua - сайте легенд и мифов Древней Греции и Рима.
  • article Vestales in Smith’s Dictionary of Greek and Roman Antiquities (англ.)
  • The Code of Patria Potestas (англ.)
  • House of the Vestal Virgins (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Весталка" в других словарях:

    весталка - и, ж. vestale f. <, лат. vestalis. 1. Девственная жрица богини Весты. Сл. 18. Самая первая Весталь была выбрана самим Нумою. Арг. 1 526. Вспомнил об огне в Риме Весталками хранимом. СЛРС 12 21. Весталь < на картине>. Хорошей аттитюд и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Жрица Весты, покровительницы семейного очага. В. было сначала 4, потом 6; они избирались в возрасте от 6 до 10 л., служили 30 лет, после чего имели право выйти замуж. Во время служения должны были сохранять девство, при нарушении которого… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (иноск.) дѣвица строгой нравственности. Ср. Ванскокъ была истая весталка, у которой не даромъ для своей репутаціи могла бы поучиться твердости восторженная Норма. Лѣсковъ. На ножахъ. 2, 3. Поясн. Весталки, жрицы Весты (гр. Гестія), богини… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ВЕСТАЛКА, весталки, жен. 1. Девственная жрица Весты, богини домашнего очага в римском культе (ист.). 2. Целомудренная девушка (поэт. шутл. устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ВЕСТАЛКА, и, жен. 1. В Древнем Риме: девственная жрица Весты богини домашнего очага, хранительница огня в храме. 2. перен. Стареющая незамужняя девица (устар. книжн., обычно ирон.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Жрица римской богини Весты (греч. Гестия), в храме которой весталки поддерживали вечный огонь. Роль этих жриц могли выполнять только молодые, девственные девушки, которых в случае нарушения обета целомудрия подвергали смертной казни закапывали… … Словарь крылатых слов и выражений

Весталками в древнем Риме были 6 !!! женщин жриц, посвященных богине Весте, богине огня каждого римского дома и всего римского государства. Да, всего лишь 6 !!!

Выбирались в жрицы Весты девочки в возрасте 6-10 лет. У них не должно было быть физических недостатков. Их родители должны были быть свободными гражданами Рима и быть живы.

С этого момента юная жрица обретала новый дом и покидала свою семью. Она переезжала в самое сердце Рима, в Atrium Vestae на Форуме.

Теперь ее жизнь разделялась на три этапа. Первый, когда она обучалась жреческому ремеслу. Второй, когда выполняла свои жреческие обязанности. И третий, когда уже она обучала молодых весталок.

Если жрица Весты отличилась в заслугах перед городом и пользовалась большим уважением, то в ее честь в атриуме могли установить ее статую. Такие мраморные статуи сохранились до наших дней. И мы можем посмотреть в лицо этим удивительным женщинам и попытаться разгадать тайну их жизней.

Рим открывал перед избранной девой великое будущее. Для нее это был уникальный шанс выйти из под опеки отца и не попасть под власть мужа. Получить привилегии влиять не только на общественную жизнь, но и на политическую.

Судьей и владыкой ей был только главный жрец города Pontifex Maximus -Великий Понтифик. Первым, известным нам по имени понтификом, был Нума Марций живший в Риме в 712 году до нашей эры.

После исчезновения языческих жрецов, Римские Папы взяли себе этот титул. Таким образом Pontifex Maximus существует, как минимум, с 8-го века до нашей эры и до сегодняшнего дня непрерывно.

А самый первый понтитфик, возможно, провел ритуал еще при закладке города. Так это описал Плутарх.

“…вырыли круглую яму и сложили в неё первенцев всего, что люди признали полезным для себя в соответствии с законом, и всего, что сделала необходимым для них природа, затем каждый бросил туда же горсть земли, принесённой из тех краёв, откуда он пришел, и всю эту землю перемешали”

Видимо сработало, раз город столько столетий жив и неплохо себя чувствует. А я всегда говорю, что Ватикан много чего знает, но молчит. И титул, произнесенный 20 столетий назад, титул Великого Понифика и главного жреца города Рима и Римской империи, до сих пор произносится на этой земле с почетом и уважением. Хоть и принадлежит теперь католической вере. В непрерывности и древности сила?



Но вернемся к жрицам Весты и их привилегиям.

Весталки могли передавать наследство по завещанию и свидетельствовать в суде. А это была привилегия только свободных мужчин. Поэтому воспринимали ли их как женщин в римском обществе? Или все-таки для граждан римской империи они были существа без пола? Не женщины, но девушки, которые были по правам подобны мужчинам?

Об этом может многое рассказать их одежда.

Платье весталок соединяло элементы девичьего наряда невесты, жены-матроны и даже юноши. По описаниям из римских текстов и найденным мраморным изображениям весталок мы знаем, что в одеянии весталок были стола, палла, витта, инфула, суффибулум и золотая булла.

Стола это туника до пят, которую одевали матроны поверх нижней туники. Снизу ее обшивали оторочкой instita , а шейный вырез обшивали пурпурной каймой. Рукава столы достигали до локтей, но не были сшиты, а скреплялись с помощью застежек. Столу подпоясывали поясом, создавая красивые складки. Этот пояс назывался strophium и по примеру матрон носился старшими весталками выше талии. Такие пояса можно увидеть на скульптурах.

Стола римской матроны была символом ее законного брака. Femina stolata стала даже почетным титулом замужней женщины, которая имеет право носить это одеяние, в отличии от иноземок, гетер и рабынь.

Палла имела форму квадратной или прямоугольной ткани, часто с вышивкой. Сначала палла была нижней одеждой, но уже с времен ранней республики она становится верхней одеждой. В этот кусок ткани закутывались, а во время жертвоприношений даже укрывали голову. Наверное этот вид одежды в чем-то напоминает индийское сари.

Прическа весталок six crines из шести кос , подчеркивала жреческий стан и напоминала о том, что весталок всего шесть. Прическа six crines украшала так же голову невесты в день ее бракосочетания, возможно чтобы подчеркнуть ее чистоту и невинность. Кто был первым с six crines невесты или весталки неизвестно. Но все же число 6 указывает на жриц, как первоисточник.

Витта это священная повязка которую могли носить жрицы, весталки и свободные женщины Римской империи. Снова символ чистоты. У девушки такая повязка была одиночная и она была частью убранства невесты, а замужние женщины носили две. Женщины легкого поведения не могли носить ни 6 кос ни витту.

У весталки была одна витта, как у невесты.

Инфула это шерстяная повязка , от 4х до 7ми витков, которой весталки обматывали несколько раз голову во время проведения ритуалов. Инфула также украшала голову невесты.

Золотая булла. Рим.

Голова старшей весталки покрывалась покрывалом-суффибулум (suffibulum). Прямоугольный белый кусок ткани накидывался на голову, превращаясь в капюшон, который спадал на плечи и мог закрепляться брошью -фибулой.

Необычным маскулинным артефактом весталки была золотая булла . Это амулет, который одевался мальчику, ребенку римских граждан на девятый день после рождения и носился им до достижения совершеннолетия.

Давайте посмотрим на весталку обобщая то, что мы о ней знаем:

Она может оставить свое имущество по завещанию, как мужчина.

Она носит золотую буллу амулет, как несовершеннолетний мальчик.

Она может свидетельствовать в суде, как мужчина.

Она носит одну повязку витту, как невеста.

У нее прическа из шести кос, как у невесты.

Во время ритуалов ее голову украшают 4-7 витков повязки инфулы, как и у невесты.

Она повязывает пояс, как замужняя матрона.

Она носит столу, как замужняя матрона.

С ее головы на плечи ниспадает плат-суффибулум белого цвета.

Все ее одежды белого цвета, отображающие ее чистоту.

Будучи девственницей, она выполняет ритуалы, которые должны обеспечить плодородие.

Ее обувь также белого цвета и сделана из кожи жертвенных животных.

Она не меняет цвет одежды для траура, когда покидает мир, кто-то из ее родственников. Она формально вне любой семьи и родственных отношений.

Единственный раз, когда весталка одевает черную одежду, это если она нарушила обет чистоты и ее закопают заживо.

Так выглядел храм Весты.




Столь строгое отношение к чистоте весталок было связано с тем, что их считали ответственными за жизнь и безопасность Рима. Ведь эти дамы заботились о ларах и пенатах государства, которые были эквивалентами домашним божествам, что находились в каждом доме Римской империи.

Они принимали участие не только в праздниках Весты и своего святилища, но и во многих других ритуалах и процессиях. Но главное, они были причастны к каждому жертвоприношению в городе и не только. Ведь любое жертвоприношение сопровождалось посыпанием соленой мукой жертв. И эту муку, для всех религиозных церемоний, как раз и готовили весталки.

Важнейшим было участие понтифика и весталок в празднике Eordicidia или Hordicidia - празднике заклания стельной коровы (лат. forda). Здесь проводились ритуалы для обеспечения в наступающем году плодородия и благополучия. Его справляли на Капитолии и в тридцати куриях. Пепел неродившийся телят, который хранили весталки, использовался для очищения на празднике Парилий 21 апреля.

Амулет fascinus. Хранителями таких амулетов были весталки.

Поэтому столь строго следили за чистотой жриц. У них в руках был инструмент для очищения всего города. Но, несмотря на запреты, мы знаем о 15 случаев нарушения закона.

Но, при этом сама мать основателей Рима, Ромула и Ремуса, по легенде была весталкой королевской крови.

Еще одна весталка девственница дала жизнь шестому правителю Рима по имени Servius Tullius. По преданию из царского очага появился бесплотный фалос. Вот от него жрица и забеременела.

Так как под опекой весталок находились культовые амулеты fascinus-фалосы, то не удивительно, что такая история стала восприниматься как реальная.

При Августе, к обычным привилегиям для жриц, добавились почетные места на играх и в театрах. Что было очень статусно по тем временам.

Древнейший в Римской истории культ весталок просуществовал почти 1000 лет и дожил до 4-го столетия нашей эры, пока император Феодосий (346-395 гг), последний император единой страны, не погасил священный огонь Весты и опустошил ее храм, упразднив жреческий клан хранительниц лар и пенатов.

Может поэтому Римская империя и развалилась на две части, чтобы исчезнуть с лица мировой истории, как единая древняя держава Ромула и Ремуса, детей весталки?

Когда насильно уничтожают культ Богини хранительниц домашнего очага и разгоняют ее жриц, то что может ожидать правителя и его государство?

Страна распалась, сначала на Восточную и Западную. А затем Великая Римская Империя канет в лету.

Реконструкция одежды римских жещин Judith Sebesta 1990 год. На основе изображений nodus Herculaneus. Девушка, невеста, матрона и вдова.

Примечания:

Лары и пенаты – боги и хранители домашнего очага. В каждом доме был алтарь, где им приносились жертвы. Мы до сих пор говорим “вернуться к родным пенатам”.

Пенатов изображали две фигуры, которые хранились в специальном шкафу, возле очага. Возможно хранители того, что спрятано в кладовой.

Лары связывались с самим очагом, хотя были и лары перекрестков, фамилии (рода), моря, земли, частные и государственные. Были даже лары путешественников. Алтари им существовали и вне дома. Особенно им поклонялись на перекрестках. Более всего это похоже на духов-хранителей и защитников связанных с пересечением каких либо порогов и дверей.

Интересный обычай может характеризовать этих божеств. Так римская невеста брала три монеты, одну она подносила ларам дома мужа, одну ларам на перекрестке, а третью отдавала мужу.

Покидая дом пенаты брали с собой. А лары охраняли дом в отсутствии хозяев. Может это подобие домового?

Культ ларов и пенатов, также как и культ Весты имел долгую историю и был запрещен указами того же Феодосия. Но мы до сих пор говорим “вернутся к родным пенатам”. Возможно духи домашнего очага вечны, пусть даже сменили имя. Домовой? Не так ли их теперь зовут?

Copyright©Эжени МакКвин 2017

Литература:

Н. А. Кун. Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях. М.: Республика, 1996.

Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1964

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.