Славянский бог солнца – Хорс. Символы и атрибутика

Бог Хорс относится к ключевым солярным богам славянского пантеона. В иерархии богов Хорс бог славян относится ко второму (в другой вариации третьему) поколению. Славянский бог Хорс почитался как как сын Рода, брат Велеса. Являясь воплощением солнца, бог Хорс может повелевать его движением.

  • Роль бога Хорса в пантеоне

    Согласно собранным данным Б. А. Рыбакова бог Хорс пришел в славянский пантеон с племенами русов. С их приходом это божество стало популярным на землях вдоль берегов Днепра. Славянский бог Хорс входил в пантеон князя Владимира, его кумир был установлен по правую руку от Перуна.

    Хорс бог славян был одним из воплощений солнца. Среди трех солярных братьев ему приписывалась роль управителя движения светила. По старшинству первый идет Даждьбог, затем Хорс после него Ярила.

    Наши славянские предки верили, что несмотря на власть Чернобога в зимний сезон небесное воинство во главе с Хорсом оберегает мир Яви. В представлениях пращуров он был тружеником и воином защитником.

    Имя божества

    Этимология имени божества уходит корнями в индоарийские и иранские языковые группы. Поскольку бог Хорс пришел вместе с переселенцами, его наречение имеет непривычный для архаичного русского языка слог.

    Среди исследований немецкого языковеда Макса Фасмера имя «Хорс» в переводе с арийского обозначало:

    • слава;
    • блеск;
    • величие;
    • царское достоинство;
    • сияние.

    Эти эпитеты не раз применялись к божествам солярного круга, что дает право предполагать верность подобной теории.

    Согласно исследований Б. А. Рыбакова славянский бог Хорс имеет древнескифское имя. Однако этот вопрос не лишен определенных трудностей. Советский исследователь и археолог В. В. Седов ограничивает происхождение имени скифо-сарматским (иранским) влиянием на народность антов в период Черняховской культуры ограничивающейся II-IV веками.

    Кем был бог Хорс?

    Вошедший в славянский пантеон бог Хорс сразу занял одно из ведущих мест среди прочих детей Рода. Его светлая сущность и исходящие от его последователей поучения пришлись по душе нашим предкам.

    В понимании наших предков каждый из огненных божичей был светом:

    • Даждьбог ― белый свет который есть всегда;
    • Хорс бог славян ― солнечный, желтый свет;
    • Ярило ― красно-золотой жгучий летний свет.

    Таким образом все они отражали часть небесного цикла светила, внося определенную лепту в согревание поднебесного царства Яви. Хорс это свет, что не дает замерзнуть живому в зимний долгий период. Он сохраняет частицу Живы в каждом порождении Рода.

    Описываемая внешность

    Собранные исследователями данные позволяют составить портрет. В представлениях наших предков бог Хорс представал улыбчивым мужчиной средних лет. Его одежда была цвета белых облаков, плащ яркого лазурного цвета. Все цвета отражают палитру погожего дня.

    Хорс бог славян всегда слегка опечален, ведь ему не удается полностью защитить детей родовых от влияния Чернобога. Древние славяне считали, что прославляя и усердно трудясь в его честь они придают сил своему божичу. Это отражало теплое отношение к Хорсу за его бережливое радение обо всех жителях Яви.

    Сила и влияние

    Бог Хорс обладал разносторонними силами. Он не только восходил на небо, ему починялись различные силы природы. Своим велением Хорс бог славян мог утихомирить бурю, превратить метель в мягкий снегопад.

    Славянский бог Хорс относится с солярным божествам. Но в его власти были небесные ветра и кучевые тяжелые тучи. Он приносил не только погожие солнечные деньки. Благодаря велению Хорса мягкий снег покрывал озимые, защищая их от вымерзания. Именно поэтому его считали покровителем озимой пшеницы и защитником урожая. Подобное отношение частично причисляло Хорса к пантеону богов плодородия.

    Две ипостаси божества

    Интересным фактом является то, что Хорс бог славян имеет две ипостаси. Одна его сущность ― Светлый Хорс, защитник Яви. Вторая описывает Черного Хорса, который приходит из мира Нави и несет погибель живому. Этой ипостаси подчинялись лавины, лютые морозы и жуткие метели.

    Необычную двойную природу бог Хорс мог унаследовать от своих иранских корней. Однако этот факт не доказан напрямую, и относится к области гипотез. Б. А. Рыбаков предполагал, что в представлениях славянских народов зимнее солнце имеет два цикла. Один из них относится к периодам перехода в фазы более высокого положения в горизонте. Другой вбирает период, когда дневная протяженность наименьшая.

    Хорс в письменных источниках

    Бог Хорс упоминается в «Повести временных лет» и «Слово о полку Игореве». В обоих вариантах есть четкое упоминание о том, что кумир бога стоит в Киеве. Так же из первого источника ясно следует, что Хорс входил в число божеств покровителей княжеского дома. В документе описано место кумира и как он выглядит.

    Из записей немецкого путешественника Вундерера сделанных в 1589-1590 годах во время его посещения Руси четко следует, что славянский бог Хорс крайне почитался во многих крупных городищах. Его кумир был установлен в Пскове. Согласно описаниям исследователя, в руках божества был огненный луч и меч.

    Как славили Хорса предки

    Бог Хорс почитался как воитель и труженик. Его часто изображали с различными предметами относящимися к пахотному делу. В народных поговорках прослеживается это отношение. Считалось что он пахарь, который следует за теми, кто работает в поле:

    Каки мужикъ-пахарь землю орит, таки Добрый Знахаръ робитъ Синюю Сваргу.

    Хорс бог славян занимал ведущее место среди богов плодородия. Торжества в его честь проводились дважды. Так как Хорс всегда появлялся в компании своих братьев и других богов, его прославляли на зимнее и весеннее солнцестояние.

    По одной из версий Б. А. Рыбакова бог Хорс славился в любой день солнцестояния и поворота солнечного диска в новую фазу. Празднование в его честь проводилось с массовыми танцами, особое место среди которых занимал хоровод. В качестве подношения пеклись круглые пироги.

Бог Хорса в славянской религии – это одно из солярных божеств. В этом материале я хочу поговорить о его роли в жизни наших предков, разобраться с тем, кому покровительствует Хорса, когда обращаются к нему за помощью, каков его праздничный день.

Отцом солнечного бога выступает сам Род-Рожанич, создавший весь славянский мир. Совместно с ним Род создал и его сестру – Дивию, являющуюся богиней лунного диска. Брату и сестре приходится поочерёдно сменять друг дружку на небосводе, поэтому встречаются они очень редко.

Супруга Хорса – богиня Заря-Заряница. В этом браке они создали двух детей – дочку Радуницу и сына Денницу.

Древние славяне с большим почтением относились к богу Хорсу. Он является солнечным божеством – то есть, контролирует дневное светило. Как вы уже наверняка знаете, в язычестве известно сразу три солярных (то есть солнечных) бога – Даждьбог, Ярило и Хорс. Чем они отличаются между собой?

  • Даждьбог – олицетворялся с летним солнышком;
  • Ярило – с весенним, наполняющимся жизненной энергией;
  • Хорс же – олицетворяет собой холодное, зимнее светило.

Старинные легенды гласят, что бог дарует лучи солнечного света тогда, когда люди больше всего в них нуждаются – когда на улице стоит холодная и тёмная зимняя пора. Задачей Хорса было воодушевить пращуров, чтобы они вспомнили, что скоро наступит весна, потеплеет, а новый сезон принесёт хороший урожай.

Но этим всё не ограничивается – также Хорс оберегает человека зимой, ведь тогда мировым колом управляет тёмный бог Чернобог. Когда славяне молились Хорсу, то верили, что отдают свою энергию божеству, дабы ему проще было устранять порождения Нави (ведь их сила наиболее высока именно зимою).

Считалось, что бог способен утихомирить плохую погоду. Соответственно, ему молились, чтобы прекратилась метель или снежный буран. К нему же и обращались, прося про потепление либо, напротив, про снижение температуры на улице.

Правда, здесь есть одна оговорка – Велес является покровителем животного царства не зависимо от поры года, а Хорс – может повлиять лишь на тех зверей, которые встречаются человеку зимней порой. Часто просили бога помочь отогнать стадо голодных волков от села, так как зимой они подбирались близко к местам жительства людей, желая полакомиться лёгкой добычей.

Чтился солярный бог также и земледельцами, ведь он «заведовал» озимыми культурами. Кроме того, мифы и сказания упоминают про него как про владыку «ночного солнца». Тут трудно прийти к однозначному выводу: имелось ли в виду зимнее солнце, наиболее тёмное за все двенадцать месяцев или речь шла о луне, которую образно называли «ночным светилом».

Первоначально в славянстве Месяца именовали как «бога луны и лунного света». Иногда упоминалось имя богини Морены и Триглы. Но, как свидетельствуют письменные сведения тех времён, наши пращуры были намного более заинтересованы в дневном светиле, чем в ночном. Что в целом не удивляет, ведь именно солнышко обеспечивало высокую урожайность – то есть, позволяло продолжать сытую жизнь.

Внешний облик

Бог Хорс изображается в виде румяного от мороза, улыбчивого мужчины среднего возраста. Облачён в прохладную, нежного цвета одежду: белую рубаху со штанами и плащ красивого лазурного оттенка.

Хотя солярное божество и отличается позитивным нравом, доброжелательностью, но изредка страдает от приступов грусти. Их причина – энергии Хорса недостаточно, чтобы защитить человечество от зла Чернобога и его слуг, творимого ими холодными зимними вечерами. Но наши пращуры-славяне были уверены в том, что по итогу злые силы обязательно будут побеждены добрыми.

Мифология божества

Вокруг солярных богов всегда складывались разные легенды и мифы. Рассмотрим самые популярные, касающиеся бога зимнего солнца.

По первой древней легенде, как-то раз Денница, приходящийся Хорсу сыном, пожелал сам везти колесницу с солнечным диском по небосводу. Бог пытался отговорить своё чадо, но не сумел найти достаточно аргументов. Лишь дал Деннице предупреждение, чтобы тот был очень осторожным, ведь дорога по небу таит много трудностей.

Божественный сын сел в колесницу, запряжённую упряжкой огненных лошадей. Животные быстро ощутили, что ими управляет неумелый возница. Они стремительно понеслись мимо звёздного пути, сжигая всё вокруг, Денница упал на землю и разбился насмерть.

Согласно второму мифу, Хорса совместно с божественными детьми Сварога помогал в освобождении Перуна, похищенного Скипер-Зверем и спрятанного глубоко в недрах земных. Когда Перун был обнаружен, именно повелитель солнечного диска дал ему испить живой водицы, дабы тот возвратился к жизни.

Вместе со своей женой Зарёй-Заряницей Хорс вырастил бога Коляду, а также Авсеня, когда их матерь Майя-Златогорка навечно ушла в мир Нави.

Оберег

Божество имеет свой сакральный символ-оберег. Им украшались стены жилищ, предметы посуды, а также оружие и одежда. Использовался он как обережное украшение. По внешнему виду символ Хорса представляет собой свастику с четырьмя лучами, которые движутся аналогично движению солнца по небу, посолонь – по часовой стрелке.

Какие свойства имел данный символ?

  1. У славян считалось, что с помощью сакрального знака можно унять непогоду, защитить себя от дикого животного зимней порой. Им пользовались именно в холодный период года, когда в природе царил божественный Хорса.
  2. Верили, что если носить на себе амулет – человек всегда будет защищён солнечной энергией, будет иметь надежду и находиться в хорошем настроении. Причём подбирать амулет мог каждый желающий, кто стремился к позитиву и добру. Сакральный знак быстро устранит любое уныние, депрессивные настроения, поможет пережить тяжёлый зимний сезон без ущерба для себя.
  3. Ещё оберегом пользовались купцы. Зимой торговля проходила плохо, прибыль была маленькой, вот наши пращуры и верили, что заручившись поддержкой солнечного зимнего оберега, смогут справиться с любыми тягостями холодной поры.
  4. Не забывали о свойстве амулета вызывать чувство симпатии и уважения у других людей, обеспечивать хорошую репутацию, что благоприятно сказывалось на любых делах с окружающими (в частности, торговли).

Символ Хорса не утрачивает актуальности и в наши дни. И сейчас приверженцы славянской веры изготавливают или приобретают амулет, желая получить его волшебную силу.

Наиболее благоприятным материалом для знака считается золото либо серебро. Правда, в древние времена далеко не все могли позволить себе покупку драгоценного изделия. Как правило, славянские символы делались из более доступной основы: были деревянными, каменными и так далее.

Атрибутика божества

  • Его природным явлением – считается солнечный свет.
  • Сакральными животными – выступают лошади.
  • В качестве подношения (требы) – запасались блинами, яйцами, кутьёй, мёдом, киселём, подковами.

Кому покровительствует?

Божество зимнего солнышка окажет своё покровительство и защиту людям, имеющим схожий с ним нрав. Кому же удастся расположить к себе Хорса?

  • трудолюбивым личностям, которые тяготятся бездельем;
  • людям основательным, разумно распределяющим время на работу и на отдых;
  • любящим порядок во всём, выстраивающим чёткие планы;
  • решительным, которые могут направить других, настоять на своей позиции;
  • тем, кто умеет правильно тратить деньги, обеспечивает себе достаток, но не забывает и про благополучие близких людей;
  • придерживающихся данного слова, которым можно доверять;
  • уважающим традиции предков, чтящим древние обычаи.

Письменные источники, упоминающие о боге

Хорс бог славян упоминается в знаменитой «Повести временных лет», а также в «Слове о полку Игоревом». И в первом, и во втором литературных трудах встречаем чёткое описание кумиров божества, которые располагались в центре Киева. Ещё в «Повести» рассказывается, что Хорс был одним из богов-покровителей княжеского дома. Там же в деталях описывается его идол, указывается точное место расположения.

А когда путешественник из Германии Вундерер в 1589-1590 годах посещал Киевскую Русь, то в своих записях отметил о большом почтении славянского божества Хорса в большей части крупных городов. Так, Вундерер пишет об идоле бога, установленном в Пскове. По его записям, кумир держал огненный меч и лук.

Праздничные дни

Существует несколько версий насчёт точной даты праздника. По первой, торжество солярного бога выпадало на день зимнего равноденствия – то есть, 21-22 декабря. А по некоторым письменным источникам, праздник Хорса приходился на первое зимнее полнолуние.

Следует отметить, что обе версии имеют право на жизнь. Во-первых, день равноденствия самым прямым образом связан с солнечным культом. Но, во-вторых, Хорс чтился и как бог ночного светила. Язычники верили, что праздник Хорса происходит рождение молодого зимнего солнышка, знаменующее собой начало нового года.

Было положено приносить подношения и молиться богу, который не давал Матушке-Земле погрузиться в кромешную тьму зимой. Обязательно выполнялись славления и подношения кумиру божества – напитки, пища. Из традиционного обрядового блюда можно назвать курник, то есть пирог круглой формы с начинкой из курицы. Также выпекались караваи в форме солнечного диска.

В торжественный день наши пращуры стремились покупаться в проруби. Считалось, что тогда здоровье станет крепким, повысится иммунитет, энергетика человека очистится от всякого негатива. Даже такое страшное воздействие как порча устранится благодаря зимнему купанию в холодной воде.

Хоровод – представлял собой обязательное действие каждого славянского праздника. Поэтому с самого утра разводили большой костёр, создавали площадку с сугробами и начинали водить хороводы.

Исследователь Б.А. Рыбаков высказывает мнение, что именно от имени «Хорс» происходит слово «хоровод».

И, конечно же, нельзя не упомянуть о ещё одном обычае – спускании горящего колеса с самой высокой горы. Когда колесо скатывалось, начинались традиционные зимние развлечения – празднующие играли в снежки, катались на санях. Массовые гуляния длились до самого утра.

Свод здравы Хорса

Свод здравы Хорса представляет собой раздел славянской гимнастики. Её разработали специалисты Мешалкин и Баранцевич. Она является особым психодинамическим тренингом, цель которого – улучшить физическое и энергетическое здоровье. Авторы Сводов Здравы утверждают, что все упражнения создавались на основании практик, используемых древними славянами.

Хочется привести отзыв про славянскую гимнастику, высказанный валеологом и доктором философских наук Ковалёвым Е.А. Он выражает уверенность в том, что «Здравы» имеют множество положительных аспектов. Так, они полностью подходят под славянский менталитет и антропологические особенности русского человека, призваны развить духовность и физическое тело одновременно.

В отечественных странах не так давно славянские практики начали становиться популярными. Постепенно отходят на второй план методики, пришедшие к нам с Востока и Запада, и остаются те, которые издавна были присущи нашей культуре.

В завершение

Подведём итоги статьи:

  • бог Хорс – ассоциируется с энергией зимнего солнца. Дарует своё покровительство в холодную пору года, если бы не он, то зимой царила бы беспросветная тьма;
  • чтился солнечный бог по двум версиям: либо днём зимнего равноденствия, либо в первое зимнее полнолуние;
  • есть обережный знак Хорса, которым следует пользоваться также зимою;
  • в последнее время набирает популярности «Свод Здравы» — особая славянская гимнастика, призванная развить и духовное, и физическое тело человека.

Мы часто говорим друг другу волшебные слова.. Которые носим с собой в сердце, - они как поддержка, благословение, напутствие и защита. В любую погоду, в ожиданиях и надеждах, при встрече и расставании.
Эти волшебные слова - «Всё будет хорошо» ..
Они кажутся такие простые, привычные и давно знакомы. Но в корне слова «Хорошо» звучит священная молитва.
Всё хорошее - это всё животворящее, красивое, радостное, солнечное, от чего радуется душа.
Слово «Хорошо» происходит от имени солнечного бога Хорса.
Имя Хорс означает так же - солнце, круг, движение, а так же «слава» «блеск», «сияние». «хварна», то есть, особая отмеченность богами, избранность…
От имени бога Хорса произошли слова - хорошеть, прихорашиваться, хоровод, хоромы, хоромины, храм, каравай, хорошуль, хоро, коло, коловорот, колядки, колесо, хоругвь, крест, кресало, красный, искра, хварный, и украинское гарный.
.Еще о Хорсе напоминает на земле древний город Корсунь,. А еще на Днепре есть солнечный остров Хортица.
На Новогордской земле, в 17-18 веках существовало Хорсово болото, и Хорсов овраг.
В Пинежском районе Архангельской области есть речка Хорса.В Болгарии, в Разградской области есть село Хърсово…
И это всё лишь очень малые крупицы рассыпанных осколков памяти за сотни тысяч веков о глубине и крепости веры, жизни и любви наших родных предков древних славян. Возможно, в будущем еще предстоит об этом осознать и принять еще очень важное, что сейчас пока неведомо и скрыто. И радует надежда и предчувствие, что для сердца этот путь открыт

Кто он, Хорс?

Хорс - сын бога Ра, брат Велеса и Перуна, и брат Коляде, Овсеню и Яру, супруг Зари-Зареницы. Сияющий, лучезарный, ласковый бог Солнца, а так же бог кругового движения солнца и всех планет, и звездного хоровода, он же покровитель развития и стремления к совершенству.
Древние славяне свято почитали нескольких солнечных богов - весеннее юное солнышко Ярило, летний дарующий Даждьбог, осенний Световид, и зимнее солнце Хорс. Каждый бог выполнял свою солнечную миссию, и всегда они были вместе и рядом друг с другом во все времена года.
В древних сказаниях говорится о том, как бог Ра, много тысячелетий перевозил по небосводу, в золотой колеснице, ясное солнышко. Потом Ра притомился и доверил перевозку солнца своему сыну Хорсу, а сам превратился в великую Реку Ра.
С тех пор Хорс и стал хранителем солнца.
Перед наступлением нового утра, Хорс отдыхает на островах Радости. А потом к острову подъезжает волшебный Утренник на белом коне, и говорит, что пора солнышку просыпаться. И златокудрый Хорс везёт солнышко на небесной колеснице, до самого вечера. А вечером его встречает Вечерник на вороном скакуне. И Хорс укладывает солнышко спать. После этого ворожеи распрягают коней, и везут спящее солнышко на повозке по Млечному Пути снова к острову Радости, чтобы снова наступило солнечное утро.
Еще Хорс покровительствовал земледельцам и пахарям, и они молились ему о хорошей погоде, и об урожае.


«Идет полем мужик-пахарь,
Над ним рядом Добрый Знахарь,
А что пахарь в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!»

А это значит, что все усилия и труды, которые существовали на Земле, в мире Яви, совершались Хорсом, в небесной Прави, в синей Сварге. И для Хорса не было ничего незамеченного, и невозможного. Древние славяне говорили о Хорсе - « Добрый хороший бог, заботливый, труженик»
А еще Хорс - не только бог Солнца, а он так же и хранитель Луны, лунного света и лунной дорожки. Ночью, когда солнышко отдыхает, мир озаряется лунным сиянием. И в этом есть единство Вселенского Света. И ничто не может скрыться во тьме ночи, и всегда присутствует всевидящее око Хорса. И когда древние славяне искали совета, чтобы найти верный жизненный путь, то молились мудрому Хорсу и лунной дорожке.


Сказочные воплощения Хорса

В древних славянских легендах Хорс изображался летящим по небу красивым всадником, на сияющих белых конях.
Часто лучезарный Хорс являлся в лучах зимнего солнца, и он всегда приносит хорошую, ясную, тихую погоду. И в старинных сказках живет образ Хорса - как красивый улыбчивый мужчина, румяный от мороза, в светлом одежде из лёгких кучевых облаков, и в плаще пронзительно-лазурного цвета, как само небо в ясный зимний полдень.
А еще в народных сказах Хорс воплощается и в образе мудрого старца, в лунном сиянии, и окруженный волками…В одной руке Хорс держит волшебный посох с восьмиконечной звездой, а в другой - песочные часы.
Хорс - он также еще и Хозяин волков…Он и сам, когда это нужно, может превращаться в Белого Волка. Об этом есть легенда, - о его могуществе и о волшебной силе лунной дорожки… Которая так и называется «Легенда о Белом Волке и о Лунной Дорожке»
Всемогущественен Хорс - он может унять вьюгу, успокоить снежный буран, смягчить колючий мороз, прислать теплый ветер.
И не только на погоду может влиять Хорс, а так же и на животных. В древних письменах есть истории о том, как в дремучем заснеженном лесу человеку встречался дикий голодный зверь, и человек тогда молился Хорсу, а так же Велесу… И дикий г зверь отступал, умиротворялся, и даже начинал помогать человеку выбраться из леса, и его защищать.
А так же Хорс мог обратиться и в священную птицу Алконост. Это Хорс, однажды став волшебной птицей, проник в пещеры Скипер Зверя, и там помог матери Сва, спасти брата Перуна, закопанного в холодном погребе, и Перун был спасен.
Мудрый Хорс, он же и Хранитель Времени, и не случайно его образ изображен - с песочными часами в руке…. Он - бог вселенского миропорядка, смены дня и ночи и времен года, движения планет и звезд. Это Хорс дает людям время для осмысления, ожиданий, надежд, для осознания добра, мудрости и любви.

Легенда о Хорсе и Лунной Дорожке

Однажды отец, свет-небо Сварог, собрал всех богов и провозгласил:
- «Приносят мне жалобы Святобор, бог лесов, и его жена Зевана, богиня охоты. Оказывается, с недавних пор, когда вольным вожаком стал рыжий волчище Чубарс, его подчиненные вышли из повиновения богам. Волки губят зверей безмерно и понапрасну, режут скот безоглядно, всем скопом стали кидаться на людей. Тем самым нарушается извечный закон равновесия диких сил. Не сумев справиться со смутьянами, Святобор и Зевана взывают с мольбой ко мне, Сварогу.
О боги и богини, напомните, кто из вас может превращаться в волка?»
Тут вперед выступил Хорс - бог лунного света.
- О отец наш Сварог, - молвил Хорс, - я могу обращаться в Белого Волка.
- Раз так, то предуказую тебе еще до наступления полуночи навести божественный порядок среди волков. Прощай же!
...Хорс обернулся в волка и отправился в лес. Рыжего волчищу Чубарса, в окружении множества свирепых собратьев, Хорс застал во время пиршества на поляне, залитой лунным светом. Представ перед Чубарсом, Белый Волк сказал:
- От имени бога богов Сварога спрашиваю тебя, вожак: зачем губишь зверьё понапрасну и безмерно? На какую потребу режешь скот безоглядно? Для каких надобностей нападаешь даже на людей?
- А затем, что мы, волки и волчицы, должны стать царями природы и установить повсеместно свои нравы, - прорычал Чубарс - а всех, кто посмеет встать на нашем пути, мы будем вечно грызть.
И тогда Белый Волк вновь преобразился в бога лунного света. Он сказал: - Да будет так. Желание твое исполнится. Отныне ты будешь вечно грызть - но не живую плоть, а безжизненную Луну. По мановению руки Хорса от Луны протянулась к Земле узкая белая дорожка. Хорс легонечко постучал своим волшебным жезлом с восемью звездами, и Чубарс ступил на лунную дорожку. И дорожка стала укорачиваться, унося смутьяна в небесные выси. Хорс тут же назначил волкам нового вожака - серого Путяту, и вскоре извечный порядок в лесах восторжествовал.
Но с той поры светлыми ночами волки иногда воют на луну. Они видят на ней изгнанного с Земли рыжего волчищу Чубарса, вечно грызущего лунные камни и вечно воющего от тоски. И сами отвечают ему унылым воем, тоскуя по тем далёким временам, когда держали в страхе весь мир.

Сказ о солнечном Хорсе и Заре Зарянице

Каждое утро Хорс, сын великого Солнца-РА, запрягает белых лучезарных коней, и отправляется в ежедневный неутомимый путь, перевозя по небесному своду ясное Солнышко. А вечером, на Западе, он отпускает коней вольно пастись в лугах Млечного пути, и укладывает Солнышко спать.
И однажды, Хорс, так же медленно катился вместе с солнышком в небесной выси, и осматривал все вокруг, землю, моря-океаны, реки, горы…
И, проезжая мимо острова Буяна, увидел у берега купающуюся прекрасную Зарю-Заренецу, с её сестрами - Полуденницей, Вечеркой и Купальницей. Он не мог отвести очей от красоты Зари-Зареницы, и влюбился в нее с первого взгляда.
Он понял, что не может без неё, и пламя любви зажглось в его сердце. И он признался в любви, и попросил Зарю-Зареницу стать его женой. Еще ярче и радостней засветило солнце, озаряя Вселенную.
Боги благословили Хорса и Зарю-Зареницу, и потом сыграли весёлую свадьбу. На свадьбе было много гостей, а ешё пришла и златовласая Жива, богиня Жизни, и белокурая Леля, богиня Любви. Они подарили молодым подарки.
Жениху Хорсу подарили Чашу с Живой Водой. Кто испьёт из Чаши такой, тот наполнится вечной юной силой, и обретет бессмертие.
А невесте, Заре- Заренице подарили золотой платок. И каждое раннее утро, провожая Хорса в путь вместе с солнышком, его жена Заря разворачивает золотой платок, озаряя им всё поднебесье. А потом снова разворачивает золотой платок, и гасит утренние звезды. И каждый вечер, встречая Хорса, Заря снова развертывает золотой платок, и в небо расцветает ее чудесным сиянием, а потом она зажигает вечерние звезды.
И так Хорс с Зарей встречаются каждый день, и у них родились дети, дочка красавица Радуница и сынок ясный Денница. С тех пор Хорс и Заря-Зареница неразлучны. И их вечная любовь дарит всем нам все новые чудесные рассветы и закаты, наполняя наши души волшебной лучезарной красотой и новыми надеждами и любовью.

Обычаи и праздники, посвященные Хорсу

Наши родные предки отмечали день рождения Хорса, в день зимнего солнцестояния. Славяне верили, что в этот волшебный день рождается маленькое ярое солнышко в образе мальчика Хорса. И с рождением солнышка открывался новый год.. И хотя еще природа пока еще в оковах льдов, и во власти морозов и метелей, а юное солнышко с каждым днем растёт, побеждает, приближает пробуждение весны. И от улыбки солнышка на душе веселее и радостнее.
Был обычай в этот праздник скатывать с горы колесо, обвязанное горящей соломой, этим словно помогая солнышку светить. Потом начинались игры в снежки, катания на санках, песни, пляски, веселые игрища.

Люди радовались, ходили друг к другу в гости, и старались получше угостить друг друга, чтобы весь год был изобильным.
В домах пекли караваи, напоминающие круг солнца, а так же праздничный обрядовый пирог Хорошуль, который в дар приносили богу Хорсу. Вкусный праздничный Хорошуль в народе еще назвался Курник.

Еще одной из главных примет праздника Хорса были - хороводы. Люди, взявшись за руки, шли вместе по кругу, по ходу движения солнца, и пели песни. Славяне верили, что с помощью танца Хоровода происходит единение с солнцем, и умножаются силы торжества жизни и любви.

И зимой и летом строили святилища - хоромины, в дар солнечному Хорсу. Крыши жилищ украшали деревянным резными коньками, означающих образ коней Хорса, на которых он перевозил солнышко. Такие коньки считались оберегом и талисманом для дома и для семьи. В праздники Хорса, в зимнее и летнее солнцестояние, влюбленные давали друг другу клятвы верности, просили благословения о счастливой жизни.

Знаки и символы Хорса

В древних письменах, на одежде, жилищах, святилищах, посуде, орудиях труда славян - воплощен знак - символ Хорса - свастика Посолонь. Этот знак изображается в виде креста, с загнутыми внутрь концами. Лучи свастики посолонь означают постоянное движение жизни, вращение космического круговорота. Знак бога Хорса символизирует солнечное колесо, которое ежедневно катится по небосводу. Наши древние предки верили в волшебную силу солнечного оберега Хорса. И верили в то, что люди, которые носили с собой этот знак, излучали яркий солнечный свет, тепло и радость.
День Хорса - воскресение, как и у Даждьбога, металл - червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним - 21 по 25 июня (Купала), и осенним - 21 - 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос). Непременный атрибут почитания Хорса - хороводы.

ХОРС — в древнерусской языческой мифологии бог света. В 980 в Киеве ему был установлен идол, наряду с другими языческими богами. Имя Хорса встречается в «Повести временных лет», «Хождении Богородицы по мукам» и в ряде других письменных памятников … Русская история

ХОРС — одно из древних божеств вост. славян, к рое, по видимому, было олицетворением солнца. Упоминается в Повести временных лег. Наряду с Хорсом воплощением жизнь дающей солнечной энергии также являлись Ярила и Даждьбог. Но если Ярила был весенним солнцем, а Даждьбог летним, то Хорс воспринимался как солнце зимнее. Но образ этого бога ни в коей мере не нужно трактовать с негативным подтекстом, ибо даже зимой, когда мировое Коло находится в руках Чернобога, владыка небесного свода защищает и поддерживает мир людей.

Хорс - румяный от мороза, улыбчивый мужчина средних лет. Он одет в прохладные, но нежные цвета, его рубаха и штаны имеют цвет легких кучевых облаков, а плащ подобен пронзительному лазурному небу, которое бывает только зимой в ясный полдень. Вместе с тем Хорс всегда немного грустит, так как его сил не хватает, чтобы уберечь людей от бесчинств Чернобговых слуг холодными зимними ночами. Однако наши предки верили, что, вознося хвалы Хорсу, они дают ему силу для борьбы с исчадьями Нави.

Хорс может унять разыгравшуюся метель, может успокоить снежный буран. Он способен легко повысить или понизить температуру воздуха. Также этому богу в некоторой степени подчиняются животные. Например, если в заснеженном лесу человек случайно встретил медведя-шатуна, то он просил о помощи не только Велеса, но и Хорса. Зимнее солнце в данной ситуации могло утихомирить животное, отогнать его от человека.

Также Хорс считался покровителем озимых, что вполне логично. Поэтому Хорса особенно почитали люди, работающие на земле. Праздники в честь Хорса всегда сопровождались купанием в проруби и большими хороводами. Считается, что от имени этого бога произошли такие слова, как хорошо, хоромы, хор, хоругвь. Город Корсунь раньше именовался Хорсунь.

Хорс более чем другие солярные боги связан с движением солнца по небесному своду. Это может быть следствием того, что слишком короткий зимний день наши предки воспринимали, как постоянную борьбу Хорса и других Ясуней с Дасунями. И если бы не этот бог, возглавлявший в непростые зимние месяцы небесное воинство, мрак полностью скрывал бы землю на это время.

Любопытно, что у Хорса есть темное воплощение - Черный Хорс, творение Нави, которое отвечает за губительные метели, снежные лавины и лютые морозы. Однако в легендах вполне четко определен тот факт, что Хорс гораздо сильнее своего злобного двойника. День Хорса - воскресенье. Его металл - червонное серебро.

Боги древней Руси

Хорс - славянский бог Солнца - светила, он был известен и у других арийских народов.

Получалось, что на Руси одновременно существовало, по крайней мере, четыре бога солнца: Ярило, Даждьбог, Световит и Хорс. В чем состояло их различие?

Первое солнце - Ярило, утренняя заря. Оно связанно с началом творения, началом нового дня. Его Сварог создал первым. С него же начинается весной год, когда тает снег и расцветает зелень. С него начинается наша жизнь, юность.

Следующее солнце - это Даждьбог, летнее Солнце, дающее плоды. Поэтому оно называется Дажьбог, дающий Бог. Оно освещает землю и небо. Оно связано с днём в нашей жизни. Это её зенит, это зрелость.

Третье Солнце - Световит, закатное. Связано с осенью, вечером, старостью в нашей жизни, с пожинанием плодов.

А четвёртое Солнце - Хорс. Ночное, зимнее Солнце, освещающее мир мёртвых, находящийся под землёй, - мир, в котором живут наши предки. Ночью же это солнце является в виде месяца, луны, чтоб своим тусклым светом освещать землю. Поэтому ночь - это время тёмных сил преисподней, так как когда у нас ночь, там начинается день.

Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нем пели песню:

Идет полем мужик-пахарь,

Над ним идет Добрый Знахарь,

А что мужик в поле робит,

То и Знахарь в Небе дробит!

Это означало, что все происходящее на нашей земле — в мире Яви, повторяется и в небесном мире — Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идет Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. «Хороший бог, труженик», — с уважением говорили о нем.

При этом Хорс никогда не появлялся один, а всегда в компании с другими богами. Не может, например, солнце быть без дневного света, поэтому Даждьбог и Хорс всегда рядом. Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен еще и дождь, а уж это прямое дело других богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнет, вспыхнут молнии и прольется небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай.

С именем Хорса, вероятно, связаны в русском языке такие слова: хорошо, хорувь, хор, связанные с истинным порядком вещей и совместным делом. Хорс - бог миропорядка, связанного с ходом солнца. Хорс и Даждьбог соотносятся как греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Черным Хоросом, т.е. тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне мира. Образ восходит ко временам глубокой древности и змееборческому мифу. Возможно, у сколотов это Колоксай - сын Таргитая, и тогда бог Хорс - Сварожич.

Корни хоро и коло семантически связываются с понятием круглого. Хоровод - круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу, хоромы - круговая застройка, хоругвь - нечто объединяющее воинский круг. С корнем коло связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок, кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов.

Главная часть празднеств, посвященных Хорсу, - массовые танцы, после которых ему приносят жертву - специально приготовленные кушанья. Кстати отсюда видимо и появилось слово «хоровод», а так же «хорошуль» - круглый ритуальный пирог - курник.

День Хорса - воскресение, как и у Даждьбога, металл - червоное золото. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним - 21 по 25 июня, осенним - 21 - 23 сентября. Непременный атрибут почитания Хорса - хороводы.

Источники: hors-center.ru, www.xors.ru, dic.academic.ru, radogost.ru, rus-ved-rus.narod.ru

Горгона Медуза

Бог Атон

Таинственные Нереиды

Герои Рима

Кубера

Кубера в индуистской мифологии является Богом Богатства и Казначеем Богов. Внук великого риши Пуластьи, сын мудреца Вишраваса и старший брат Раваны. ...

Интернет-зависимость

Есть множество признаков для выявления интернет-зависимости у человека. В разных странах выделяют свои признаки, так в Америке, например, специалисты...

Бразилия - сторона многосерийных сериалов

Бразилия вызывает ассоциации с многосерийными сериалами и красочными карнавалами. Действительно, среди главных героев кино сериалов hd качества прежде всего вспоминаются бразильские. Ведь...

Строительство кирпичного дома

Все большую популярность получают строительные технологии быстровозводимых конструкций. Однако каменные дома по прежнему востребованы. Традиционные кирпичные дома обладают комплексом достоинств, среди которых: ...

Антарктическое соглашение

Это соглашение было важно для многих стран, и чуть ли не в первую очередь для СССР. Страна, которая только совсем недавно...

Хорс (Хорос) - в восточнославянской мифологии Бог Солнца, Бог солнечного диска. Сын РОДа и брат Велеса. Следует отметить, что почитание отдельно Солнца как планеты и солнечного света, встречается у многих народов. Так, у этрусков бог солнечного диска - Усил, а света - бог Каве; у древних греков солнечный диск - Гелиос, а свет солнца - Аполлон; у русичей бог солнечного света Дажьбог, а бог солнечного диска - Хорс.

Культ тяготеет к степной и лесостепной зоне славянских земель, имя этого бога упомянуто в русских летописях (пантеоне князя Владимира), в апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", в Поучении против язычества (ППЯ) "О идолах Владимировых", "Память и похвала Владимиру" и житии "блаженного Володимера", "Слове некоего Христолюбца", "Слове о том, како первое погани суще языци кланялися идолом", поминается он и в "Беседе трёх святителей".

По сообщению "Повести временных лет", год 980, князь Владимир I Святославович (Красно Солнышко) "постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна... и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь", однако уже Синопсис Хорса в числе богов, чтимых Владимиром не упоминает.

В "Хождении Богородицы по мукам" говорится, что люди "богы прозваша солнце и месяцъ, землю и воду... Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша".

"Слово о полку Игореве" свидетельствует о некоем ночном пути Хорса, ибо Всеслав Брячиславич1 рыскал в образе волка именно ночью: "Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам въ ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови (в др.-рус. тексте Хръсови) волком путь прерыскаше". Первые издатели не поняли этого места, остави "Хръсови" без перевода ("по ночам как волк рыскал из Киева до Тмуторокани"), затем В.А. Жуковский2 перевёл его как Херсон, а Д.Н. Дубенский3 - как Хазария или Корсунь. П.Г. Бутков4 предположил, что "Хръсови" поставлено по ошибке переписчиков вместо "Днъпрови", не допуская ещё, что речь идёт о Хорсе, бывшем по его мнению, "славянским Фебе". Наконец, в 1840 году анализ фонетических, этимологических характеристик слова "Хърсъ" в сочетании с сопоставлением аналогичных мотивов в фольклоре других народов привели П.И. Прейса к выводу о том, что во фразе "великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше" слово "Хорс" может значить только: Солнце. "Прежде нежели оно (Солнце) успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани". При этом, по мнению Прейса, в слове "Хорс есть не просто солнце, но лицо мифологическое" и подобная идея "очень обыкновенна в понятиях народов арийских".

"Слово и откровение святых апостолов" так повествует об этом божестве: "в прелъстъ великоу не внидят мняще богы многы пероуна и хорса дыя и трояна и инiи мнози ибо яко то человецы были суть старейшины пероунь в елинахъ, а хорсь въ Кипре, Троянь бяше царь в риме"; а также "... иные по оукранiамь молятся емоу проклятым болваном Переноу, Хорсоу, Мокши, виламь..."

Имя Хорса зафиксировано в летописях без толкования, а в апокрифических источниках можно найти весьма странные строки, например, в "Беседе трёх святителей" сказано: "два ангела громна есть: еллинский старец Перун и Хорс жидовин - два есть ангела молниина" (на лицо очередное искажение неизвестными "христианскими писцами" славянской истории).Согласно "Книге Коляды": "Хорс был сыном бога Солнца-Ра5 и братом Велеса Суревича. Ра родился из лица РОДа, он много тысяч лет правил солнечной колесницей и вывозил Солнце на небесный свод. Но потом он устал и обратился в Сурью, солнечный медовый напиток и реку Ра4. После того как Ра обратился в реку колесницей Солнца стал править его сын - Хорс. Перед самым утром Хорс отдыхает на солнечных островах Радости (на острове Родос и других). Согласно "Книге Велеса" (Род III, 1:3), когда к этим островам прискакивает на белом коне Утренник, он говорит: - Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты должно подняться в колесницу свою и смотреть с востока! А вечером, когда Солнце склоняется к горизонту, прискакивает на чёрном коне Вечерник. Он говорит: - Солнце зашло за горы свои и покинуло золотую колесницу! И тогда ворожеи разнуздывают коней Солнца, а Солнце ложится спать, и воз его волами влечётся по синей степи, по Млечному Пути к рассвету, к островам Радости. А отсюда вновь утром Солнце поднимается на золотой колеснице. Как-то Хорс, проезжая по небесному своду, посмотрел вниз на землю. И увидел он, что у острова Буяна купаются Заря-Зареница с сёстрами - Полуденницей, Вечёркою и Ночью-Купальницей. Хорс влюбился в звезду Зарю-Зареницу и решил жениться на ней. На свадьбу Хорса и Зари-Зареницы собрались все ясуни-небожители. На летучем корабле прилетели дочери Лады - богини жизни, смерти и любви: зеленоглазая, золотовласая Жива, чернявая Марена и белокурая, голубоглазая Леля. Они подарили Заре - золотой платок: "развернёшь его ранним утром, озаришь им всё поднебесье". А Хорсу подарили чашу с живой водой: "кто пьёт воду из этой чаши - тот вовеки не умирает".

Отсюда следует, что Хорс - ипостась Солнца (Ра). Бог Солнца пошедшего от зимы к весне. Молодое Солнце, возрождающееся. Его время после зимнего солнцестояния (самая длинная ночь, самый короткий день) 21-22 декабря до весеннего равноденствия (продолжительность дня и ночи равны) 20-21 марта.

Имя Хорса, как полагают, восходит к скифо-сарматскому языку (ср. "хорз" - хорошо в современном осетинском, "хор" - Солнце) и, вероятно, является однокоренным и связано в русском языке с таким словами: "хорошо", "хорувь", "хор", "хорват", связанными с истинным порядком вещей (Правью) и совместным делом. Хорс - бог миропорядка, связанного с ходом Солнца. Приветствуя Хорса, славяне водили хороводы и строили ему Святилища - хоромины, хоромы. Отметим, что корни "хоро" и "коло" семантически связываются с понятием круглого, круга. Хоровод (в древности название солнечного танца - коло) - круг из взявшихся за руки людей идущих по кругу; хоромы - круговая застройка, хоругвь - нечто объединяющее воинский круг. С корнем "коло" связаны такие круглые предметы, как колокол, колобок (круглый бок), кол, коловорот. Последнее понятие напрямую связано с изменением солнечных циклов. Название острова "Хортица" также связывают с Хорсом. Согласно древнему преданию, на острове находился священный дуб Перуна, у которого русы приносили в жертву петухов.

С.И. Котков7 установил, что в гидронимии (совокупности дославянских названий рек) Новгород-Северской области XVII-XVIII вв. существовали Хорсово болото и овраг Хорсов. В "Повести временных лет" в легенде об основании Киева упомянут брат Кия - Хорив (в армянской версии - Хореан) и гора, на которой он жил, - Хорвица. Известно также, что у многих народов слово "хоро" обозначало солнечный диск, круг. Есть предположение, что город Корсунь (древнерусское название Херсонеса) ранее назывался по имени солнечного Бога - Хорсунь.

Хорс и Дажьбог соотносятся как греческие Гелиос и Аполлон. Бог Нави мог именоваться в противоположность ему Чёрным Хоросом, т.е. тем же солнечным диском, но находящимся на ночной стороне мира. Образ восходит ко временам глубокой древности и змееборческому мифу. Возможно, у сколотов это Коло-ксай (Солнце-царь) - сын Таргитая (кузнеца Сварога), и тогда бог Хорс - Сварожич. Б.А. Рыбаков и некоторые другие историки связывают происхождение Хорса с древнескифским (сколотским) периодом, тогда как В.В. Седов ограничивает иранское (скифо-сарматское) влияние на антов периодом черняховской культуре (II-IV вв.). Вместе с тем, имя Хорса не является исключительно иранским и встречается в легенде о переселении англо-саксонских прародителей (один из них - Хорс) в Британию. Известен также и древнеегипетский бог Хор (Гор).В православном христианстве ассоциируется с Георгием Победоносцем и как солярный бог должен быть всадником и змееборцем, вероятно, он же бог миропорядка в чём-то схожий с Митрой8.

Идол Хорса, установленный князем Владимиром в Киеве, был деревянный. Как полагает Б.А. Рыбаков, идол находился в нише по правую руку от идола Перуна, рядом с Дажьбогом.

Немец Вундерер, путешествовавший по Руси позже 1581 года описал так идол Хорса близ Пскова: "Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса (т.е. Хорса), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой огненный луч". Надо отметить несомненно значительный труд исследователя из России Алексея Бычкова, который, привлёк множество недоступных нам ранее западных источников (таких как Фолльмер 1834, 1874 гг., Шлейзинг 1698 г., Вернер 1853 г.), похожим образом описывающих Хорса (и ряд иных славянских богов в позднем средневековье).

Некоторые исследователи и учёные полагают, что сопоставление Хорса со вторым идолом-змееборцем весьма затруднительно, ибо в образе змееборца обычно предстаёт Громовержец-Перун. Вместе с тем, они считают возможным сопоставление Хорса с другим идолом, имеющим в качестве атрибута крест. Историкам удалось обнаружить фрагмент идола с крестом. Он действительно каменный, а в правой руке божества, прижатой к груди, изображён крест, похожий на христианский. При возможном влиянии христианства, исследователи допускают, что символ креста имеет языческое объяснение - символ света. Такой псковский пантеон X века вполне согласуется с пантеоном князя Владимира, где первые места занимали Перун и Хорс.

Возможно, что Хорс связан с приношением в жертву петухов и кур, которых топили, посвящая Перуну.
Религиозные символы Бога Хорса

Cогласно энциклопедии "Мифы народов мира": Хорс - славянский религиозный символ бога Хорса. ХоРС - по-русски означает "Х" - "Ход", "Р" - "Ра (Солнце)", "С" - "Сына, Силы".

День Хорса - воскресенье, как и Дажьбога, металл - червоное золото.

Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом (солнцестоянием): весенним - 20-21 марта; летним - с 21 по 25 июня (Купала); осенним - с 21 по 23 сентября (Овсень Малый, Таусень, Осенний Хорос); зимним - 21-22 декабря. Непременный атрибут празднества - хороводы.

Не все Боги у славян и русов были общими, например, до прихода на берега Днепра русов здесь не знали Хорса. Лишь князь Владимир установил его идол рядом с Перуном. За то он был известен у других арийских народов, исповедующих зороастризм - иранцев и персов, которые поклонялись богу восходящего Солнца - Хорсету. Это слово имело и более широкое значение - "сияние", "блеск", а также "слава", "величие", иногда "царское достоинство" и даже "хварна" - особая отмеченность богами, избранность.

Учёные, исследователи и историки долго не могли определить природу русского бога Хорса. Получалось, что на Руси одновременно существовало, по крайней мере, три (а то и четыре) бога Солнца: Дажьбог, Хорс и Ярило. В чём же заключалось их различие? Дажьбог противостоял миру Тьмы (Нави). Он олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю, в мир Яви. Он есть всегда, даже в дождливый и пасмурный день, когда небо затянуто тучами. Это был Белый Свет, которым называли наш Мир, так и говорили "Обойти весь белый Свет". Совсем иное дело, когда светит Солнце: на душе сразу становится веселее и жизнь кажется радостной и прекрасной и не мудрено сие, ибо Хорс - бог солнечного, жизненного света.

А всё неприятное, несимпатичное, лишённое радости, называлось нехорошим. Скажут "нехорошо!" - и будто Солнце скроется за тучи, ветром студёным повеет. И дело тут не только в настроении, а ещё и в том, что при солнечном свете любое дело спорится, наливаются соком колосья и плоды. Поэтому Хорс считался заботливым помощником земледельцев. На Руси о нём пели песню:"Идёт полем мужик-пахарь,
Над ним идёт Добрый Знахарь,
А что мужик в поле робит,
То и Знахарь в Небе дробит!"

Это означало, что всё происходящее на нашей земле - в мире Яви ("на Яву"), повторяется и в небесном мире - Прави. Пашет мужик поле, а над ним следом идёт Хорс, пашет Синюю Сваргу. Так что Хорс был небесным тружеником и за то получил признание людей. "Хороший бог, труженик", - с уважением говорили о нём люди.

При этом Хорс никогда не появлялся один, а всегда в компании с другими богами. Не может же Солнце быть без дневного света, поэтому Дажьбог и Хорс всегда рядом. Но одних только света и солнечного тепла для хорошего урожая недостаточно, нужен ещё и дождь, а уж это дело других славянских богов. Подует Стрибог, нагонит Перуновы тучи, тот громыхнёт, вспыхнут молнии и прольётся небесная влага на поле. И тогда будет хороший урожай. Культ Солнца-светила известен уже у земледельцев Неолита (VII-III тысячелетие до н.э), а в бронзовом веке он стал ассоциироваться с образом всадника. Днём этот всадник медленно двигается по небу, а ночью возвращается обратно по подземному "Морю мрака", чтобы утром вновь появится на небосклоне.

Список использованной литературы:
1) Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. - Боги Славян. Язычество. Традиция., М.: "Рефл-бук", 2002.
2) Б.А. Рыбаков - Язычество Древних Славян, М.: "Наука", 1981.
3) Свято-русские Веды. Книга Коляды, М.: "ФАИР-Пресс", 2007.
4) Летописец Нестор - Повесть временных лет (перевод Д.С. Лихачёва), М.: "Наука", 1996.
5) Слово о Полку Игореве (древнерусский текст), 1187-1188 гг.
6) В.Калашников - "Боги Древних Славян", М.: "Белый город", 2003.
7) Энциклопедия "Мифы народов мира", издательство: "Советская энциклопедия", 1991.
8) А.А. Куликов - Космическая мифология древних славян, М.: "Лексикон", 2002.
9) Мифология Древнего Мира, М.: "Белфакс", 2002.

Сноски:
1 Всеслав Брячиславич, он же Всеслав Вещий (белор. Усяслаў Брачыславіч, Усяслаў Чарадзей, ок. 1029-1101 гг.), князь полоцкий (с 1044 г.), единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068-1069 гг.). Примечателен также как герой "Слова о полку Игореве" и восточнославянского фольклора, где он предстаёт как богатырь и колдун, а также необычайно длительным княжением в Полоцке (57 лет).
2 Василий Андреевич Жуковский (1783-1852 гг.) - русский поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.
3 Дмитрий Никитич Дубенский - писатель (умер в 1863 году). Главные труды: "Рассуждение о водяных сообщениях в России" (Москва, 1825), "Опыт о народном русском стихосложении" (Москва, 1828), издание, вместе с Погодиным, "Книги посольской метрики литовской" (Москва, 1843), и издание "Слова о полку Игореве" (Москва, 1849).

Новости Партнеров

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.