Сочинение на тему: Высшее, что может достичь человек, - это мудрость… (28 вариант). Проблема определения понятия мудрость (ЕГЭ по русскому) Проблема определения понятия мудрость аргументы


Тема размышлений Бориса Бим-Бада – кандидата педагогических наук посвящена проблеме, связанной с определением понятия мудрость. Автор также выступает в качестве старшего научного сотрудника научно-исследовательского института, занимающегося исследование проблем общей педагогики. По словам научного деятеля, мудрость должна нами расцениваться, как предельная высота того, чего способен достичь человек. Мудрость испытывает потребность в знаниях, однако не сводится исключительно к их наличию.

Кто-то может быть осведомлён обо всех известных видах бабочек, однако при этом в экологии не разбираться совершенно, как и не интересоваться ею. Соответственно, этим «кем-то» упускается связь между отдельно взятой бабочкой и всем миром в целом.

По твёрдому убеждению Б. Бим-Бада, мудрости должны обучать в школе, то есть, приучать к воздержанию от таких утверждений, которые имеют под собой недостаточно обоснований, а также - к осторожности суждений. По мнению научного сотрудника, мудрость не является просто знаниями, так как данное понятие содержит в себе что-то большее: интуицию и отвращение к самообману.

С позицией автора сложно не согласиться, мудрость выступает в роли более чего-то масштабного, нежели просто знания. Мудрость ещё считается и совокупностью навыков, наличием богатого опыта и способностью к здравомыслию. Лев Толстой в произведении «Война и Мир» создал образ мудрого персонажа по имени Платон Каратаев, благодаря взглядам на жизнь которого, Пьер выжил в плену. Мудрость Платона научил его, что жить нужно просто, ценить всё, что имеешь, ведь глупо пребывать всё время в состоянии поиска счастья: человека должен радоваться свету солнца, каплям дождя и тому факту, что он живёт.

А. де Сент-Экзюпери написал произведение «Маленький принц», где Старому Лису отвёл роль учителя мудрости для Маленького принца. Благодаря ему главный герой обучился постижению мудрости человеческих отношений. С целью понимания человека важно научиться вглядываться в его внутренний мир, одновременно, прощая мелкие недостатки.

Обновлено: 2017-02-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

В чем заключается мудрость? Как соотносятся понятия информация, знание, мудрость? В чем заключается опасность одобрения безосновательных мнений? Эти и другие вопросы рассматривает в своем тексте Б. М. Бим-Бад. Но более детально автором рассматривается проблема отстаивания безосновательных мнений.

Чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, автор приводит в пример своего знакомого директора школы, который с гордостью рассказывает о том, что в его школе дети без подготовки пишут сочинения на сложные философские темы. При этом учеников поощряют за высказывание своего мнения и за отстаивание этих незрелых мыслей. Автор возмутился этим подходом к обучению: «А как же интеллектуальная честность? Сомнение? Установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что и почему об этом думают другие?». Проблема отстаивания безосновательных мнений является актуальной и в наше время, существует множество людей, которые имеют свои мнения по поводу различных проблем, но зачастую эти мнения оказываются ошибочными. Эта проблема имеет место быть в различных ситуациях, например, при учебном процессе или же во время спора двух и более людей.

За доказательством этой точки зрения обращусь к художественной литературе. Так, герой произведения И. С. Тургенева Евгений Базаров не терпит необоснованных мнений, он уважает науку и требует, чтобы каждое утверждение было доказано. Он ненавидит самоуверенных людей, что доказывает его спор с Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров требует Кирсанова подкрепить его мнения научными фактами, здравыми рассуждениями. Таким образом, Базаров действительно полагает, что необоснованные мнения приводят к излишней самоуверенности.

Приведу еще один литературный пример. Герой произведения Артура Конан-Дойля Шерлок Холмс является мастером разгадывания преступлений. Он может с помощью доказательств проверить любое мнение, любое свидетельское показание. По мнению Шерлока Холмса, отстаивание безосновательных мнений приводит не только к излишней самодеянности, но и к более серьезным последствиям.

Таким образом, нельзя одобрять все высказанные мнения, их необходимо доказывать или опровергать, а иначе это может привести к самоуверенности, самонадеянности и более серьезным последствиям.

Мудрость и знания

На протяжении веков люди пытались осмыслить, оценить свое предназначение на земле, а также стремились понять сущ­ность явлений и фактов окружающей действительности.

Главная проблема, представленная в тексте, заключается в том, что мудрость отдельного человека – прежде всего его личный опыт, который он накопил, собрал

в течение прожитой жизни, обобщил и сделал нужные выводы.

Комментируя данную проблему, можно сказать, что мудрый человек имеет замечательные качества – умение наблюдать, размышлять об увиденном, не делать поспешных выводов. Мудрый человек осторожен в словах и поступках. Он не легко­мыслен и не самонадеян, может признавать свои ошибки и не считает свое мнение единственно правильным. Если пред ним встает сложная проблема, он, удерживая “вниманье долгих дум”, решает ее, взвешивая все “за” и “против”.

знания. Это мо­гут быть или научные знания, или знания реальных фактов окру­жающей действительности. Однако знания ни за что не заменят драгоценный дар мудрого человека – эту самую мудрость.

Я согласен с этим мнением автора. Подтверждаю его выска­зывание следующим первым аргументом. Знать только факты и не видеть связывающие их закономерности – это ошибка многих. И ученый, с его логическим мышлением, из отдельных фактов выведет закон, создаст научную теорию, откроет новые страницы в той области, в которой он работает. И если инфор­мация о фактах отвечает на вопросы “Что? Где? Когда? Как?”, то наука объясняет эти факты и отвечает на вопрос “Почему?”

Нужно принять во внимание, что есть еще мнения, суждения людей об окружающих фактах, предметах, но они не так важны: объективная истина дороже и важнее.

Аргумент второй. Вот что говорит Борис Годунов сыну в одноименной трагедии Пушкина: “Учись, мой сын: наука со­кращает нам опыт быстротекущей жизни”.

В заключение добавим: не только наука как таковая, но и наука жизни.

Глоссарий:

  • источник нашей мудрости наш опыт сочинение
  • источник нашей мудрости наш опыт аргументы
  • источник нашей мудрости наш опыт сочинение по литературе

Другие работы по этой теме:

  1. Тема размышлений Бориса Бим-Бада – кандидата педагогических наук посвящена проблеме, связанной с определением понятия мудрость. Автор также выступает в качестве старшего научного сотрудника научно-исследовательского института,...
  2. В чем заключается мудрость? Вот проблема, которую поднимает Б. М. Бим-Бад. Автор в своем тексте размышляет о том, что такое мудрость. Он убежден: это “высшее,...
  3. Сочинение-рассуждение на тему “Что такое мудрость” Мы называем мудрым того человека, который получил много знаний и понял истины о Жизни и окружающем мире. Но все...
  4. Сочинение “Зачем нужно учиться” или “Знания – сила” Каждому человеку нужны знания в повседневной Жизни. Знания – это не только формулы и правила, почерпнутые из...
  5. Мудрость – это нечто большее, чем багаж знаний. Данное качество представлено интуицией, осторожностью суждений, исключением из собственного мироощущения самообмана и самонадеянности. Мудрым можно стать только...
  6. “Мудрость есть дочь опыта” – высказывание одного из известнейших живописцев мира. Что же есть опыт а что – мудрость? Опытным в каком-либо вопросе может человек...
  7. Я считаю, что богатство в мозгах, а не в недрах. Проблема заключается в том, что нужно научиться ценить и продавать наши знания. В нашей стране...

Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.

Мучительно долго создавался роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Трагическая история нескольких поколений одной семьи, попавшей в водоворот страшных разрушительных событий, даёт представление о тех ошибках, которые ведут к краху, смертельному исходу почти всех членов фамилии Мелеховы. Толковый словарь даёт понятие слову ошибка:

непреднамеренное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей.

Мне кажется, в этом определении главное слово «непреднамеренное». Никто не хочет совершать ошибки специально, назло всем и всему. Чаще всего, человек, совершая ошибку, уверен в своей правоте. Так поступает Григорий Мелехов. На протяжении всего романа он делает всё как-то «не по уму». Против разумного, логического отказа от любви к замужней Аксинье, он добивается ответного чувства:

Он упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал.

Когда отец решает женить сына на девушке из состоятельной семьи, не испытывая к Наталье никаких чувств, только подчиняясь воле Пантелея Прокофьича, Григорий совершает ещё одну ошибку. Возвращаясь к Аксинье, затем её бросая, возвращаясь к Наталье, мечется Григорий между двух по-разному любимых женщин. Ошибка оканчивается трагедией для обеих: умирает от аборта одна, погибает от пули другая. Так и в определении своего пути в революции: ищет он гармонии, высшей правды, истины, но нигде не находит их. И переход от красных к казакам, а затем и к белым, новый переход к красным тоже не приносит ему ни свободы, ни справедливости, ни гармонии. «Блажен, кто посетил наш мир его в минуты роковые», - сказал когда-то Ф.И.Тютчев. Григорий – святой в солдатской шинели – великий воин, так страстно желавший мира, но не нашедший его, потому что такая уж ему досталась доля…

А вот герой романа А.С.Пушкина Евгений Онегин приобрёл богатый опыт в общении с девушками, женщинами. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» - и всегда добиваться поставленной цели. Вот только опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал «привычке милой» ходу, «свою постылую свободу» он потерять не захотел. И Татьяна вышла замуж за другого. Онегин, не найдя в светской даме скромной деревенской девушки, прозрел! Попытка вернуть Татьяну заканчивается для него крахом. А он был так уверен в себе, в правильности своих поступков, своего выбора.

От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни. Каждый делает свой выбор самостоятельно: сознательно совершает очередную ошибку или тихо сидит в своём убежище и спокойно наслаждается опытом…

Почему все люди так стремятся достичь мудрости? У слова «мудрость» есть немало определений. Однако наиболее полно это качество может быть определено как умение «отделять зерна от плевел», способность человека видеть дальше и глубже, чем другие, а также получать от жизни настоящее наслаждение. Проблема мудрости - это также хорошая тема для сочинения, ведь с помощью написания такого эссе можно переосмыслить для себя значение мудрости в человеческой жизни.

Что такое аргументы

Какие же аргументы к проблеме мудрости можно подобрать школьнику в сочинении? Для начала вспомним о том, что же такое аргумент. В сочинении учащийся должен выразить свою позицию по определенному поводу. Он должен ясно и четко обозначить свое мнение о проблеме. Однако этого недостаточно, чтобы его обосновать, школьнику необходимо привести доказательства: различные факты из жизни, объяснения, а также утверждения. Эти доказательства и будут считаться аргументами в сочинении.

Глупость и пустота

Сложно дать полное определение тому, что такое мудрость, какие именно качества позволяют сказать о человеке, что он мудр. Существует мнение о том, что мудрость - это умение полагаться в жизни только на себя. Впервые эта идея была выражена древнегреческим ученым и мудрецом по имени Эпиктет, а затем по-разному была интерпретирована другими мыслителями, среди которых Шопенгауэр, Гегель, а также Кант. Также эта идея в свое время была развита в притче Владимира Тарасова. Школьник вполне может придерживаться такого мнения, и тогда ему будет необходимо подобрать аргументы к проблеме мудрости.

Какое же объяснение можно дать мудрости, если посмотреть на нее через этот ракурс? Опираться можно только на нечто твердое, через что в будущем человек не рискует провалиться. В переносном смысле «твердое» - это определенная информация, цифры, которым можно спокойно доверять. Это человек, который не подведет. Верный друг, который окажет помощь в трудной ситуации, а не «поможет» уйти от проблемы посредством алкоголя или наркотиков. Опереться можно на бесстрашного солдата, который до последнего будет защищать свою Родину, а не на труса. Мудрый человек - это тот, кто может опереться на самого себя.

Решить задачу: чему равно глупость плюс мудрость

Мудрость или глупость можно легко понять, применяя эту метафору Эпиктета далее. «Пустое» - это понятие, противоположное «твердому». На «пустое» никак нельзя опереться. Таким образом, «пустое» - это аналог глупости. Какой можно привести здесь пример? Алкоголик точно знает, чего он хочет от своей жизни - а хочет он всегда одного: напиться. Желание это достаточно определенно, и потому его можно отнести к «твердому». Но проблема в том, что последствия у этого однозначного желания также однозначны: болезни, денежные потери, личностная и умственная деградация. Как мы знаем, в математике минус на плюс дает ноль. И в жизненной мудрости точно так же: «пустое» плюс «твердое» всегда равно «пустому», а мудрость в одном и глупость в другом имеют результатом пустоту и глупость. В. К. Тарасов считал, что самое главное дело в жизни - это уметь отделять «пустое» от «твердого». Древнегреческий философ Эпиктет придерживался мнения, подобного этому: «Если мне кто-то может причинить вред, значит, я занимаюсь пустым делом».

Мудрость жителей Страны восходящего солнца

Для японцев понятие «мудрость» имеет свой неповторимый смысл. В силу отделенности от других народов, в Японии сложилась совершенно неповторимая, обособленная культура, которая и обуславливает необычное восприятие мира японцами. Как известно, народ этот не терпит лишней мишуры, торопливости и суеты. С наслаждением наблюдают представители этого народа за взмахом крыльев бабочки, за тем, как на горизонте брезжит рассвет, как по зеленой травинке ползет букашка. Их мудрость может заставить задуматься любого. Вот примеры народной мудрости японцев:

  • Тот, кто обладает веселым нравом, сможет пройти и сквозь железо.
  • Семь раз упади и восемь раз поднимись.
  • Порой один миг дороже сокровища.

Жители Японии действительно умеют ценить жизнь, наслаждаться каждым ее моментом. Может быть, это и есть истинная мудрость? Почему же нужно ценить каждую секунду своего существования? Аргумент к проблеме мудрости как умения понимать жизнь, ценить каждый ее миг может быть следующим. Он прост и очевиден - наше существование на этой планете не вечно. Когда-нибудь оно закончится, и то, будет ли человек жалеть о пройденном пути или же будет доволен тем, как он его прошел, зависит от него самого. Бездарно потраченное время - это всегда сожаления в будущем. В этом случае человек будет терзать сам себя: «Близок локоток, да не укусишь». Тот же, кто прожил свою жизнь достойно, не будет впоследствии терзаться угрызениями совести, невыполнимым желанием повернуть время вспять и воспользоваться утраченными возможностями.

Мудрость Омара Хайяма

Биография этого философа и мудреца овеяна тайнами и легендами. Известно, что Омар Хайям родился в городе под названием Нишапур на территории современного Ирана, а его детство пришлось на жестокую эпоху сельджукского завоевания. Но, несмотря на трудный жизненный путь философа, мудрость Омара Хайяма - путеводитель для многих и сегодня. Он сумел сохранить доброту, несмотря на все испытания. Во времена завоеваний погибло множество людей, в том числе и ученых. «В это время они не могли всецело предаваться совершенствованию своего мастерства», - писал мудрец. В сочинении можно приводить аргументы к проблеме мудрости, используя изречения мудреца:

  • "Будь проще к людям. Хочешь быть мудрей — не делай больно мудростью своей".
  • "Меня никогда не отталкивала бедность человека, другое дело, если бедны его душа и помыслы".
  • "Не удерживай то, что уходит, и не отталкивай то, что приходит. И тогда счастье само найдет тебя".

из литературы

В литературных произведениях можно найти немало примеров жизненной мудрости. Например, это герой «Повести о настоящем человеке» Алексей Маресьев. Он нашел в себе достаточно мудрости, чтобы понять, насколько ценна жизнь, чтобы за нее бороться. Также хороший пример - это Маленький Принц в повести Антуана де Сент-Экзюпери. Мудрости взаимоотношений и дружбы его научил Лис.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.