Социально-политические взгляды анри де сен-симона. Краткие биография и философия сен-симона Анри де сен симон основные идеи

Французский мыслитель, социалист-утопист. Движущими силами исторического

развития считал прогресс научных знаний, морали и религии. В сочинении "Новое

христианство" (1825) объявлял освобождение рабочего класса целью своих стремлений, решение этой задачи видел в утверждении "новой" религии ("все люди - братья").

Каждое утро в роскошные покои, где спал юный отпрыск графа Бальтазара де Сен-

Симона, входил лакей и произносил одни и те же слова: "Вставайте, граф, вас

ожидают великие дела". Это была не вольная прихоть простолюдина. Соблюдать эту

церемонию приказал молодой аристократ, который еще на заре своей жизни уверовал,

что судьба дарует ему бессмертие.

научного изучения человека и общества В основе этой концепции Сен-Симона лежал

принцип историзма, то есть рассмотрение общества как целостного организма,

который закономерно развивается от низших стадий к высшим

Сен-Симон разработал схему исторического прогресса, по которой каждая конкретная

общественная система покоится на определенной системе взглядов и убеждений, и

если такие взгляды и убеждения теряют доверие, социальный порядок рушится Так он

полагал, что победа Просвещения над теологией привела к разрушению феодального

строя Только новый уровень идей - современные "позитивные" науки - могут быть

основой для постфеодально-

го, индустриального порядка Это произойдет после того, как на смену старым

правящим классам - землевладельцам и духовенству - придет восходящий класс

ученых, инженеров, художников, а также промышленников и производителей

Сен-Симон был одним из первых мыслителей, кто определил главные черты возникшего

индустриального общества (или "индустриальной системы") Подвергая критике

капиталистическое общество того времени, Сен-Симон говорит, что "оно являет

собой воистину картину мира, перевернутого вверх ногами", в нем "менее

обеспеченные ежедневно лишают себя части необходимых им средств для того, чтобы

увеличить излишек крупных собственников"

Сен-Симон считал, что лишь всемерное развитие производства может избавить

трудящиеся массы от бедствий путем эффективного использования научных принципов

организации общества Этими принципами должны быть внедрение всеобщего

обязательного производительного труда, обеспечение всем равных возможностей

применить свои способности, создание плановой организации производства, которое

должно обеспечить все потребности общества Общество должно стать большой

производительной ассоциацией, а весь мир постепенно превратится во всемирную

ассоциацию народов Основной социальной целью должен быть производительный труд,

а политической силой, которая осуществляется обученными администраторами, будет

прикладная наука о производстве

Сен-Симон не считал, что будущее общество будет бесклассовым, но полагал, что

рабочие и буржуазия объединяются в едином классе "индустриалов", где рабочие

должны подчиняться их "естественным" лидерам В дальнейшем все люди будут

принадлежать к единому классу производителей, имеющих общие интересы и

будут ликвидированы

Учение Сен-Симона оказало большое влияние на многих мыслителей и имело

последователей Была создана школа сен-симонизма, которая с течением времени

превратилась в религиозную секту, но вскоре распалась Одним из учеников Сен-

Симона был Конт, одно время служивший секретарем Сен-Симона, который продолжал

разрабатывать теорию позитивистской науки и философии и то, что он называл новой

наукой - социологией

Прожив жизнь удивительных метаморфоз, потомок аристократического рода Клод Анри

Известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма . Главные произведения Сен-Симона: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802 г.), «Катехизис промышленников» (1823 г.), «Новое христианство» (1825 г.).

Идеи французского философа-утописта способствовали формированию коммунистической идеологии. Фраза «От каждого по его способностям, каждому - по его труду», так называемый «принцип социализма», провозглашенный в Конституции СССР 1936 г. (ст. 12), был позаимствован из книги С. А. Базара «Изложение учения Сен-Симона» (1829), где был высказан в введении и восьмой главе. Позднее эта фраза стала широко известной благодаря французскому социалисту, теоретику анархизма и экономисту Пьеру Жозефу Прудону (1809-1865), который широко использовал её в своих сочинениях. Так, сообразно с коммунистической идеологией, в СССР было принято описывать положение личности в социалистическом обществе .

Биография

Представитель знатного дворянского рода, родственник герцога Сен-Симона . В его воспитании, как он сам утверждал, принимал участие д"Аламбер (эти данные независимыми источниками не подтверждаются).

Тринадцати лет от роду он имел смелость сказать своему глубоко верующему отцу Бальтазару Анри де Рувруа де Сен-Симону маркизу Сандрикур (1721-1783), что не желает говеть и причащаться, за что тот запер его в тюрьме Сен-Лазар. Весьма рано идея о славе как наиболее достойной побудительной причине человеческих действий вошла в его мировоззрение.

В голове его постоянно строились странные планы. Он примыкает к отряду, посланному французским правительством на помощь североамериканским колониям, восставшим против Англии; пять лет участвует в борьбе и, наконец, попадает в плен к англичанам. Освобожденный по окончании войны, он едет в Мексику и предлагает испанскому правительству проект соединения Атлантического и Великого океанов посредством канала. Принятый холодно, он возвращается на родину, где получает место коменданта крепости в Меце и под руководством Монжа изучает математические науки.

Вскоре он выходит в отставку, отправляется в Голландию и старается убедить правительство составить французско-голландский колониальный союз против Англии, но, не успев в этом, едет в Испанию с проектом канала, который должен был соединить Мадрид с морем. Вспыхнувшая во Франции революция заставила его вернуться на родину, но, по его собственным словам, он не хотел деятельно вмешиваться в революционное движение, потому что глубоко был убежден в недолговечности старого порядка.

В 1790 г. он недолго был мэром в округе, где находилось его именье. В том же году он высказался за уничтожение дворянских титулов и привилегий (в эпоху Реставрации он продолжал, однако, носить титул графа). В то же время Сен-Симон занимался скупкой национальных имуществ и приобрел этим путем довольно значительную сумму. Свои спекуляции он впоследствии объяснял стремлением «содействовать прогрессу просвещения и улучшению участи человечества» путем «основания научной школы усовершенствования и организации большого промышленного заведения». Во время террора Сен-Симон был посажен в тюрьму, откуда вышел лишь после 9 термидора .

Мысли и идеи

Начало 19 века - новые теории под названием «Критический социалистический капитализм».

В 1797 г. он намеревался «проложить новый физико-математический путь человеческому пониманию, заставив науку сделать общий шаг вперед и предоставив инициативу этого дела французской школе». С этой целью он в сорокалетнем возрасте принимается за изучение естественных наук, желая «констатировать их современное состояние и выяснить историческую последовательность, в какой происходили научные открытия»; знакомится с профессорами политехнической, потом медицинской школы, чтобы определить «действие, производимое научными занятиями на тех, кто им предается»; старается превратить свой дом в центр научной и артистической жизни, для чего и женится (в 1801 г.) на дочери одного умершего приятеля.

В следующем году он развелся с нею и искал руки мадам де Сталь , которая казалась ему единственной женщиной, способною содействовать его научному плану. Он ездил для этого в имение мадам де Сталь на берегу Женевского озера, но не имел успеха. Во время своего пребывания в Женеве Сен-Симон издал первое свое сочинение: «Письма женевского жителя к своим современникам» (1802). Он требует здесь неограниченного господства искусства и науки, которые призваны организовать общество. Воинственный тип человечества должен исчезнуть и замениться научным: «прочь, Александры, уступите место ученикам Архимеда».

Примечания

Литература

  • Сен-Симон А. Собрание сочинений М.-Л., 1923
  • Сен-Симон А. Избранные сочинения т. 1-2 М.-Л., 1948
  • Изложение учения Сен-Симона. М.: АН СССР. 1961. Со вступит.статьей и комментариями В. П. Волгина
  • Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей. Первая половина XIX века
  • Волгин В. П. Сен-Симон и сенсимонизм. М.: АН СССР. 1961
  • Волгин В. П. Французский утопический коммунизм. М.: АН СССР. 1960.
  • Волгин В. П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII века. М.: АН СССР, 1975.
  • Кучеренко Г. С. Сенсимонизм в общественной мысли XIX века. М.: Наука, 1975.
  • Osama W. Abi-Mershed. Apostles of Modernity: Saint-Simonians and the Civilizing Mission in Algeria. Palo Alto, Stanford UP, 2010.

О сочинениях С. , их изданиях и материалах для его биографии см. Щеглов, «История социальных систем» (т. I, стр. 369-372);

О нём самом - Hubbard, «S.-Simon, sa vie et ses travaux» (1857);

  • P. Weisengrün, «Die Social wissensch. Ideen St.-Simons».
  • Гладышев А. В. «Артисты», «легисты» и «буржуа» (К. А. Сен-Симон о творцах Французской революции) // Французский ежегодник 2001: Annuaire d’etudes françaises. Чудинов А. В. (Ред.) 2001. с. 266-279.
  • Гладышев А. В. Сен-Симон и партийное строительство в эпоху Реставрации // Французский ежегодник 2009. М., 2009. С. 139-173.
  • Вольский Ст. Сен-Симон - 1935 год. - 312 с. (Жизнь замечательных людей)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 17 октября
  • Родившиеся в 1760 году
  • Умершие 19 мая
  • Умершие в 1825 году
  • Философы Франции
  • Социалисты-утописты

Wikimedia Foundation . 2010 . Википедия

Сен-Симон, Анри - (1760 1825гг.) французский утопист (Смотри Утопический социализм). В первом своем сочинении „Письма женевского жителя (1802 г.) выдвигает идею организации нового общества, при чем набрасывает фантастический план будущего политического устройства … Популярный политический словарь

- (граф Saint Simon) известный социальный реформатор. Происходил из фамилии, считавшей своим родоначальником Карла Великого, род. в 1760 г. В его воспитании принимал участие д Аламбер. Тринадцати лет от роду он имел смелость сказать своему глубоко… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сен-Симон Анри Клод - (1760 1825) французский социалист утопист; в Изложении доктрины Сен Симона сформулировал один из главных принципов французского утопического социализма: Каждому по его способностям … Словарь литературных типов

Сен Симон, Анри Анри граф Сен Симон Claude Henri de Rouvroy, comte de Saint Simon основатель школы утопического социализма (се … Википедия

Сен Симон (фр. Saint Simon): Сен Симон, Анри французский философ, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Сен Симон, Луи де Рувруа французский мемуарист, автор подробнейшей хроники событий и… … Википедия

Анри Сен-Симон (Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон, фр. Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon, 17.10.1760, Париж - 19.05.1825, Париж) - французский философ, социолог, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Главные произведения Сен-Симона: «Письма женевского жителя к своим современникам» (1802 г.), «Катехизис индустриалов» (1823 г.), «Новое христианство» (1825 г.).

Биография

Представитель знатного дворянского рода, родственник герцога Сен-Симона. В его воспитании принимал участие д"Аламбер.

Тринадцати лет от роду он имел смелость сказать своему глубоко верующему отцу Бальтазару Анри де Рувруа де Сен-Симону маркизу Сандрикур (1721-1783), что не желает говеть и причащаться, за что тот запер его в тюрьме Сен-Лазар. Весьма рано идея о славе как наиболее достойной побудительной причине человеческих действий вошла в его мировоззрение.

Анри Сен-Симон примыкает к отряду, посланному французским правительством на помощь североамериканским колониям, восставшим против Англии; пять лет участвует в борьбе и, наконец, попадает в плен к англичанам. Освобожденный по окончании войны, он едет в Мексику и предлагает испанскому правительству проект соединения Атлантического и Великого океанов посредством канала. Принятый холодно, он возвращается на родину, где получает место коменданта крепости в Меце и под руководством Г. Монжа изучает математические науки.

Вскоре он выходит в отставку, отправляется в Голландию и старается убедить правительство составить французско-голландский колониальный союз против Англии, но, не преуспев в этом, едет в Испанию с проектом канала, который должен был соединить Мадрид с морем. Вспыхнувшая во Франции революция заставила его вернуться на родину, но, по его собственным словам, он не хотел деятельно вмешиваться в революционное движение, потому что глубоко был убежден в недолговечности старого порядка.

В 1790 году он недолго был мэром в округе, где находилось его имение. В том же году он высказался за уничтожение дворянских титулов и привилегий (в эпоху Реставрации он продолжал, однако, носить титул графа). В то же время Сен-Симон занимался скупкой национальных имуществ и приобрел этим путём довольно значительную сумму. Свои спекуляции он впоследствии объяснял стремлением «содействовать прогрессу просвещения и улучшению участи человечества» путём «основания научной школы усовершенствования и организации большого промышленного заведения». Во время террора Сен-Симон был посажен в тюрьму, откуда вышел лишь после 9 термидора.

В 1797 году Сен-Симон намеревался «проложить новый физико-математический путь человеческому пониманию, заставив науку сделать общий шаг вперед и предоставив инициативу этого дела французской школе». С этой целью он в сорокалетнем возрасте принимается за изучение естественных наук, желая «констатировать их современное состояние и выяснить историческую последовательность, в какой происходили научные открытия»; знакомится с профессорами политехнической, потом медицинской школы, чтобы определить «действие, производимое научными занятиями на тех, кто им предается»; старается превратить свой дом в центр научной и артистической жизни, для чего и женится (в 1801 г.) на дочери одного умершего приятеля.

В следующем году он развелся с нею и искал руки мадам де Сталь, которая казалась ему единственной женщиной, способною содействовать его научному плану. Он ездил для этого в имение мадам де Сталь на берегу Женевского озера, но не имел успеха. Совершив путешествие по Германии и Англии (1802) и истратив на это последние свои средства, Сен-Симон вернулся во Францию и принужден был взять место переписчика в ломбарде, дававшее ему 1000 франков в год за ежедневный девятичасовой труд, пока один его знакомый, Диар, не предложил ему жить на его средства, дабы иметь возможность продолжать научные занятия.

В 1810 году Диар умер, и Сен-Симон вновь стал страшно бедствовать, прося помощи у богатых людей. Не всегда имея средства для печатания своих трудов, он собственноручно переписывал их в нескольких десятках экземпляров и рассылал разным учёным или высокопоставленным лицам («Mmoire sur la science de l’homme», «Mmoire sur la gravitation universelle»). Тем не менее он издаёт немало брошюр, выступает со статьями в прессе.

Анри Сен-Симон (1760-1825) - французский философ, социолог, известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Главные произведения Сен-Симона: «Письма женевского обитателя к современникам» (1802 г.), «Очерк науки о человеке» (1813-16), «Труд о всемирном тяготении» (1813-22), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823 г.), «Новое христианство» (1825 г.).

Решительно защищая детерминизм, он распространял его на развитие человеческого об-ва и особое внимание уделял обоснованию идеи исторической закономерности. История должна стать такой же положительной наукой, как и естествознание. По мнению С.-С., каждая общественная система является шагом вперед в истории. Движущими силами общественного развития является прогресс научных знаний, морали и религии. Соответственно история проходит три фазы развития: теологическую (период господства религии, охватывающий рабовладельческое и феодальное об-ва), метафизическую (период крушения феодальной и теологической систем) и позитивную (будущий общественный строй).

Политические системы возникают не случайно, а в силу закона прогресса человеческого разума. Поэтому устойчивым порядком может быть только порядок, согласный с состоянием просвещения, чем определяются пределы власти. Средневековую теологическую и феодальную систему создали и ввели в жизнь философы, предварительно разрушившие старые системы, в свое время также созданные античными, греческими и римскими философами. Необходимые средства для создания всякой новой общественной системы дает прогресс знаний.

Переход к промышленной системе мыслится Сен-Симоном как переход власти из рук феодальных и промежуточных общественных групп в руки промышленников и ученых, что для него равносильно переходу деятельности по управлению государством к трудящимся. Духовная власть сосредоточивается в Академии, свет­ская в Совете промышленников.

Об-во будущего, по С.-С., основано на научно и планово организованной крупной промышленности, но с сохранением частной собственности и классов. Господствующая роль в нем принадлежит ученым и промышленникам (рабочих, и фабрикантов, купцов, банкиров). Всем должно быть обеспечено право на труд: каждый работает по способностям. В будущем об-ве управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством производством. Класс промышленников получил свою законченную организацию лишь в XVIII веке, с образованием нового вида промышленности, частные интересы которого были тождественны с общими интересами всей промышленности. Этот вид промышленности - банковское дело. Земледельцы, фабриканты и торговцы до возникновения банков составляли отдельные корпорации. Банк объединил их в единой системе кредита, придав тем самым классу промышленников, взятому в целом, такую денежную силу, какой не обладают ни все остальные классы вместе, ни даже государство. Королевская власть всегда была и есть союзницей промышленников. К числу промышленников Сен-Симон относит всех трудящиеся в индустрии и в сельском хозяйстве, как в качестве физиче­ских рабочих, так и в качестве предпринима­телей. К промышленникам по существу при­мыкают и интеллигентские группы: ученые и художники.

Выясняя причины упадка значения старой военной знати и роста авторитета промышленников, Сен-Симон связывает эти явления с перемещением собственности и с переходом руководящих функций в производстве в руки промышленников. Перемещение собственности он объясняет чисто хозяйственными причинами. Он утверждает, что организация собственности составляет фундамент социального здания, тогда как организация правительства является лишь его формой. Нет изменений в общественном порядке без соответствующего изменения в форме собственности.

Основная задача про­мышленной системы - установление ясного и разумно комбинированного плана работ, которые должны быть выполнены обществом, поэтому будущий общественный строй он называет ассо­циацией.

Основное упущение революции состоит в том, что она не передала власть в руки промышленников и ученых, а поставила во главе государства два промежуточных слоя: метафизиков и законников (легистов). Эти промежуточные слои образовались в процессе разложения старого общества и сы­грали в свое время положительную роль. Легисты смягчили феодальную юсти­цию в интересах промышленности и не раз защищали их в старых парла­ментах от сил феодализма; метафизики смяг­чили старое богословие, сохранив ряд рели­гиозных положений, но открыв за их преде­лами двери свободному суждению.

Ко времени французской революции роль легистов и ме­тафизиков была уже сыграна: с их помощью промышленники и ученые выросли в господ­ствующую силу и должны были стать непосредственно господствующим классом обще­ства. Однако этого не случилось, поскольку промышленники, привыкшие видеть в промежуточных слоях легистов и метафизиков защитников интере­сов общественного развития, решили передать власть в их руки. В результате революция не привела к построению промышленной и научной системы, она оставила страну в неорганизо­ванном состоянии.

В новом промышленном обществе бросается в глаза разли­чие между двумя группами. Одни обладают собственностью, другие нет. Сен-Симон полагает необходимость борьбы между собственниками и не собственниками. «Пролетарии» - не собственники.

Новая философия (политика), чтобы стать наукой должна следовать методу положительных наук и ориентироваться на практику общественной жизни, то есть совмещать теорию с практическими проблемами времени. Сен-Симон – как и позже его ученик О.Конт – скажет, что задачей всякой науки состоит в том, чтобы «видеть для того, чтобы предвидеть…».

Цель новой науки состоит в том, чтобы дать человечеству возможность на основании знаний о прошлом, предвидеть то, что будет в будущем, она должна, создав теорию, связать множество фактов в единое целое, установив их порядок и последовательность, пользуясь при этом принципом детерминизма и идеей закономерности. Социальная наука или наука о человеке должна базироваться на наблюдениях и фактах подобно физике, химии и астрономии. Философия Сен-Симона представляет собой некое обобщение общественной жизни, и в соответствии с этим является не системой пассивной созерцательности, а неким сводом практического руководства.

Глав­ной функцией власти в старом обществе было поддержание порядка среди этого подчинен­ного большинства. Промышленная систе­ма менее всего требует управления людьми. Отсюда следует, что власть, управляющая будет (в промышленной системе) ограничена. Поддержа­ние порядка становится почти цели­ком общей обязанностью всех граждан. Место системы управления людьми, системы господ­ства займет система администрации. Административная власть сменит власть правительственную. И основ­ной задачей этой администрирующей власти, носителями которой будут ученые, художни­ки и промышленники, будет организация ра­бот по культивированию земного шара в ин­тересах человечества. Будущее общество представляется Сен-Симону в виде громадной, сложной мастерской. Возникает необходимость образования партии промышленников . Ее деятельность должна опираться на общественное мнение.

Деятельность ученых и художников (интеллигенции) важна в области под­готовки новой общественной философии и пропаганды ее идей. Они должны выработать основные принципы обществен­ного образования, в их руках поли­тика должна быть дополнением к науке о человеке. Люди искусства воодушевят об­щество, нарисовав перед ним прекрасную картину новых успехов.

Утопический характер воззрений С.-С. особенно ярко проявился в непонимании исторической роли пролетариата как творца нового об-ва и революции как средства преобразования старого об-ва, в наивной надежде на то, что пропагандой «позитивной» (положительной) философии можно добиться разумной организации жизни людей. После смерти С.-С. его учение пропагандировали Б. П. Анфантен (1796-1864) и С.-А. Базар (1791 -1832).

Двойственная позиция Сен-Симона, противоречивость его рассуждений положили начало формированию в дальнейшем двух четко обозначаемых направлений социально-преобразовательной ориентации: либерально-реформистского и радикально-революционного. Первое связано с именем Конта и его последователей, второе – с именем Маркса. Различие этих позиций просматривается в видении перспектив общественного развития и в выборе средств социального преобразования.

Основные заслуги Сен-Симона :

    Обоснование необходимости новой науки об обществе, основанной на принципах положительных наук;

    Идея прогресса;

    Описание истории образования классов;

    Политическая система связана с организацией собственности и производства, а результатом этого является классовое устройство общества;

    Характеристика промышленного общества, роль труда в общественном развитии.


Читай биографию философа: кратко о жизни, основных идеях, учениях, философии
КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА СЕН-СИМОН
(1760-1825)

Французский мыслитель, социалист-утопист. Движущими силами исторического развития считал прогресс научных знаний, морали и религии. В сочинении "Новое христианство" (1825) объявлял освобождение рабочего класса целью своих стремлений, решение этой задачи видел в утверждении "новой" религии ("все люди - братья").

Каждое утро в роскошные покои, где спал юный отпрыск графа Бальтазара де Сен-Симона, входил лакей и произносил одни и те же слова: "Вставайте, граф, вас ожидают великие дела". Это была не вольная прихоть простолюдина. Соблюдать эту церемонию приказал молодой аристократ, который еще на заре своей жизни уверовал, что судьба дарует ему бессмертие.

Клод Анри де Сен-Симон родился в 1760 году в Париже. Его отец служил у польского короля в должности начальника гвардейской бригады. Судя по бурному темпераменту и образу мыслей графа Бальтазара, он, видимо, расправился бы собственноручно со своим первенцем, если мог бы представить, что в будущем он изменит своему классу и аристократическому происхождению. И вместе с тем никто из этого древнего рода, который, по семейным преданиям, восходил к самому Карлу Великому, не прославил его так, как Клод Анри.

Молодого графа воспитывали гувернеры, домашние учителя, среди которых был и знаменитый ученый энциклопедист д"Аламбер. Общение с ним, знакомство с литературой, в том числе с произведениями просветителей, сам дух свободомыслия, отрицания насилия над личностью, характерный для предреволюционной Франции, отразились на формировании мировоззрения юноши.

Уже в тринадцать лет Клод Анри наотрез отказался конфирмоваться в церкви, заявил публично о своем отрицании Бога. Возмущенный отец отправил сына в крепость для исправления. Клод Анри настойчиво требовал у тюремщика выпустить его за ворота, а когда тот отказался, в гневе ранил стражника ножом, овладел ключами и получил желанную свободу.

В семнадцать лет Клод Анри поступает в полк и скоро получает первый офицерский чин. Через два года, когда молодые Соединенные Штаты начали борьбу за независимость своих северных колоний, офицер-романтик добровольно отправляется за океан и становится под знамена Вашингтона. Его храбрость была отмечена орденом. При возвращении на родину Сен-Симон попадает в плен к англичанам. Вместе с другими пленными молодой граф оказывается на Ямайке. Лишь в 1784 году он возвращается в Париж и скоро получает под свое командование полк. Блестящая карьера открывалась перед отпрыском знатного рода. Но праздная жизнь не удовлетворяла графа. На военной службе он находился до начала французской революции. События 1789 года Сен-Симон воспринял с энтузиазмом. Даже эмиграция братьев и арест сестры не охладили его революционного пыла. Он отказывается от своего графского титула и принимает новую фамилию - Боном, что означало "простачок". В то время имена меняли часто. Но если для многих этот шаг был не чем иным, как данью моде, стремлением приспособиться к бурным событиям революции, то Сен-Симон отказался от собственного имени, исходя из глубоких внутренних убеждений. "В настоящее время нет больше сеньоров, - писал он. - Все мы совершенно равны, и, чтобы графский титул не привел вас к ошибочной мысли, будто я обладаю большими правами, чем вы, я навеки отказываюсь от этого звания, которое считаю более низким, чем звание французского гражданина…"

"Боном" во Франции издавна называли крестьянина. "Жак-боном" - полушутливая, полупрезрительная кличка, вроде русского "Иванушки-дурачка", кличка, которой "благородные" наделяли своих холопов. Сен-Симон, став "гражданином Бономом", хотел этим подчеркнуть, кто, по его мнению, стоит в центре событий, сотрясающих страну. И не только подчеркнуть, но и показать на деле: два первых года революции он проводит в провинции, среди крестьян.

Между тем революция развивалась совсем не так, как хотелось бы бывшему графу. Крупная буржуазия, оказавшись у власти, совсем не спешила установить "золотой век", в который так верили философы-просветители и их многочисленные последователи. Неугомонный Сен-Симон решил по-своему удовлетворить чаяния крестьянства. Он начал покупать землю, конфискованную у церкви и роялистов, и перепродавать ее мелкими участками малоимущим.

Партнером в земельных спекуляциях "гражданина Бонома" становится знакомый ему по Испании барон Редерн. Успех превосходит все ожидания: богатство росло на глазах. Неизвестно, как сложилась бы дальше жизнь Сен-Симона, если бы не карающая рука якобинской диктатуры. Незадачливого миллионера водворяют в застенки люксембургской тюрьмы, и только контрреволюционный термидорианский переворот спасает узника от гильотины. Проведя около года в темнице, он выходит на свободу и… вновь пускается в земельные спекуляции.

В 1796 году совместное богатство партнеров оценивается в четыре миллиона франков. Но на этом карьера преуспевающего торговца самым неожиданным образом обрывается. В Париж возвращается барон Редерн, благоразумно скрывшийся за границу во время террора, и предъявляет свои права на все состояние. Поскольку операции велись от его имени, Сен-Симону приходится довольствоваться отступным в 150 тысяч франков.

Оказавшись не у дел, он с обычной для себя энергией берется за изучение естественных наук. Этот шаг - не очередная блажь бывшего графа. Разочарование в революции, которая лишь сменила одну форму эксплуатации на другую, резкие контрасты между нищетой и богатством, достигшие невиданных размеров в годы Директории, навсегда похоронили надежду Сен-Симона на достижение всеобщей гармонии революционным путем. Сен-Симон видит теперь весь смысл своей жизни в создании всеобщей, универсальной науки о человеческом обществе.

Остаток своего богатства он использует на содержание гостеприимного дома, где принимает крупнейших ученых Парижа, на путешествия по Европе, во время которых встречается со многими известными профессорами. Бесконечные знакомства, упорные занятия и опыты поглощают все его время. Наконец он публикует первое свое произведение "Письма женевского обитателя к современникам". Это оригинальное произведение представляет собой утопический план переустройства общества, изложенный в туманной форме.

Но вот иссякают деньги. Бывший граф оказывается на грани бедности. Как жить и творить дальше?

После развода с мадам Бавр Сен-Симону приходит в голову идея жениться на мадам де Сталь, писателе и выдающемся политическом деятеле! Какое замечательное будет потомство, если сочетать такого необыкновенного, по мнению Сен-Симона, мужчину, как он, с этой талантливой женщиной! Кстати, и материальные дела пойдут на улучшение. И, несмотря на то, что они не были знакомы раньше, экстравагантный Анри едет в городишко Коппе и делает предложение писательнице. Сватовство, конечно, не удалось.

Сен-Симон обращается к графу Сегюру с просьбой найти ему место хотя бы конторского служащего. Тот милостиво предоставил должность переписчика в парижском ломбарде. Можно удивляться усердию бывшего графа. Днем - работа в ломбарде, ночью - подготовка научных трудов. А жить приходилось впроголодь… Он, наверное, долго не смог бы выдержать, если бы не встретился со своим бывшим слугой Диаром. На этот раз роли поменялись. Диар дал ему приют и деньги. На его средства Сен-Симон выпустил свою вторую работу - "Введение к научным трудам XIX века". Вместе с другими сочинениями он напечатал ее малым тиражом и разослал видным ученым и политическим деятелям с просьбой высказать свои замечания и оказать помощь в дальнейшей работе. Никто не откликнулся на эти просьбы.

Скоро Диар умер, и его подопечный снова остался почти без средств. О том, какое существование он влачил, видно из его записи, датированной 1812 годом: "Вот уже две недели я питаюсь хлебом и водой, работаю без огня; я все продал, вплоть до моей одежды, чтобы оплатить издержки на переписку моих трудов. Страсть к науке и общественному благу, стремление найти способ для прекращения мирным путем страшного кризиса, переживаемого всем европейским обществом, довели меня до такой нужды…"

Но материальные невзгоды не сломили волю Сен-Симона. Чем труднее ему приходилось, тем упорнее он работал. Именно в эти годы окончательно формируются его взгляды на общество, которые он изложил в книгах "Записки о всеобщем тяготении", "Очерк науки о человеке", статьях в сборниках "Индустрия…", "Организатор".

В особом ряду стоит сочинение "О промышленной системе". Обращаясь поочередно к королю, членам палаты депутатов, землевладельцам, торговцам, фабрикантам и другим "промышленникам", ко всем "друзьям человечества", автор подчеркивает, что основная причина кризиса, который переживает общество в настоящее время, - изменение социальной системы. Иначе говоря, "существо этого кризиса состоит в переходе от феодальной и теологической системы к промышленной и научной. Он неизбежно будет продолжаться до того времени, когда полностью завершится образование новой системы".

В обращении к Людовику XVIII Сен-Симон отмечал, что моральные и политические неурядицы, которые потрясают Францию, а также другие страны Западной Европы, объясняются исключительно тем, что старая социальная система разрушена, а новая еще не создана. Этот кризис прекратится, и порядок воцарится прочно лишь тогда, когда с полной энергией начнется организация новой системы. Автор на основе обстоятельного анализа неудач, причинивших обществу немало вреда, рекомендовал королю упразднить дворянство и составить избирательный корпус из промышленников, а также использовать труды ученых в руководстве обществом.

Бывший граф куда спокойнее переносил свои материальные невзгоды, чем равнодушие к трудам, которые считал путеводной звездой на пути к счастью человечества. Упорное замалчивание его идей продолжалось. И это тяготило его. В 1823 году он пытался покончить жизнь самоубийством, и лишь случайность помешала свершиться трагедии. Но со временем полоса неудач кончилась. Жизнь "отверженного" стала постепенно налаживаться. У Сен-Симона появляются ученики и последователи. Среди них был декабрист М С Лунин, побывавший во Франции вместе с русскими войсками. Проповедь мирного преобразования общества, обращенная к королям и богачам - банкирам, промышленникам, купцам, которую вел Сен-Симон, - начинает привлекать внимание некоторых меценатов. Они помогают ему издать сочинения, обеспечивают возможность жить в достатке и, главное, напряженно работать.

Устроена и личная жизнь - рядом верная мадам Жюлиан - близкий друг, секретарь, экономка. Но как ни щедро задаривали богатые покровители Сен-Симона, он по-прежнему оставался бунтарем. Поэтому меценаты публично отмежевались от его идей и заявили, что он ввел их в заблуждение. А вскоре - еще один удар. Суд обвиняет Сен-Симона в оскорблении королевской фамилии. Предлогом послужила "Притча", в которой он писал, что Франция ничего не потеряет, если вдруг волшебным образом бесследно исчезнут члены королевской фамилии, а заодно все аристократы, высшие чиновники, священники и т. д., но очень много потеряет, если исчезнут лучшие ученые, художники, мастера, ремесленники. К счастью, дело обернулось благополучно. Суд присяжных оправдал его, посчитав эти слова не более чем забавным парадоксом.

Сен-Симон продолжает много и плодотворно работать В 1823-1824 годах появляется "Катехизис промышленников", в 1825-м - "Рассуждения литературные, философские и промышленные" с эпиграфом "Золотой век, который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас". Наконец, Сен-Симон приступает к своему главному произведению "Новое христианство", оно должно дать будущему "обществу индустриалов" новую религию, берущую от христианства лишь его исходный гуманизм. Именно в этих работах окончательно сформировалось универсальное учение Сен-Симона.

Сен-Симон выдвинул концепцию "социальной физиологии" ("науки о человеке") - научного изучения человека и общества. В основе этой концепции Сен-Симона лежал принцип историзма, то есть рассмотрение общества как целостного организма, который закономерно развивается от низших стадий к высшим. Сен-Симон разработал схему исторического прогресса, по которой каждая конкретная общественная система покоится на определенной системе взглядов и убеждений, и если такие взгляды и убеждения теряют доверие, социальный порядок рушится.

Так он полагал, что победа Просвещения над теологией привела к разрушению феодального строя. Только новый уровень идей - современные "позитивные" науки - могут быть основой для постфеодального, индустриального порядка. Это произойдет после того, как на смену старым правящим классам - землевладельцам и духовенству - придет восходящий класс ученых, инженеров, художников, а также промышленников и производителей.

Сен-Симон был одним из первых мыслителей, кто определил главные черты возникшего индустриального общества (или "индустриальной системы"). Подвергая критике капиталистическое общество того времени, Сен-Симон говорит, что "оно являет собой воистину картину мира, перевернутого вверх ногами", в нем "менее обеспеченные ежедневно лишают себя части необходимых им средств для того, чтобы увеличить излишек крупных собственников".

Сен-Симон считал, что лишь всемерное развитие производства может избавить трудящиеся массы от бедствий путем эффективного использования научных принципов организации общества. Этими принципами должны быть внедрение всеобщего обязательного производительного труда, обеспечение всем равных возможностей применить свои способности, создание плановой организации производства, которое должно обеспечить все потребности общества. Общество должно стать большой производительной ассоциацией, а весь мир постепенно превратится во всемирную ассоциацию народов.

Учение Сен-Симона оказало большое влияние на многих мыслителей и имело последователей. Была создана школа сен-симонизма, которая с течением времени превратилась в религиозную секту, но вскоре распалась. Одним из учеников Сен-Симона был Конт, одно время служивший секретарем Сен-Симона, который продолжал разрабатывать теорию позитивистской науки и философии и то, что он называл новой наукой - социологией.

Прожив жизнь удивительных метаморфоз, потомок аристократического рода Клод Анри Сен-Симон умер 19 мая 1825 года в крайней нищете.

* * *
Вы читали биографию философа, в которой описана жизнь, основные идеи философского учения мыслителя. Эту биографическую статью можно использовать в качестве доклада (реферата, сочинения или конспекта)
Если же вас интересуют биографии и идеи других философов, то внимательно читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого знаменитого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт посвящён философу Фридриху Ницше (его мыслям, идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано, поэтому, трудно понять одного философа, совсем не читая всех остальных...
... В XVIII веке появилось философское и научное направление - "Просвещение". Гоббс, Локк, Монтескье, Вольтер, Дидро и другие выдающиеся просветители выступали за общественный договор между народом и государством ради обеспечения права на безопасность, свободу, благосостояние и счастье... Представители немецкой классики - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов и революционеров. Появились мыслители, которые не только объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются основоположниками нигилизма, философии отрицания, которая имела много последователей и продолжателей. Наконец в XX веке среди всех течений мировой мысли можно выделить экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия, по мнению Бердяева, начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе представитель русской философии Вл. Соловьев. Религиозный философ Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее почитаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.