Сотворение мира. О четвертом дне сотворения мира 4 день творения

О третьем дне творения

Часть 1

«И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо».

Поскольку земной мир твориться для человека, то и все в нем устроено Богом не случайно, но разумно и целесообразно. Земной мир предназначен стать неким училищем премудрости и благочестия будущего человека, и в этом смысле материальный мир является еще и как бы воплощенным отражением человеческой природы. Тогда появление суши в начале третьего дня в избранной системе образов можно рассматривать как завершение формирования триады - дух, душа и тело.

Человек - таинственное соединение двух природ - духовной и материальной. И как не может жить тело без души, так и душа без тела не является человеком. Подобно и морем не можем назвать воду без ограничивающих его берегов, также и берега без воды не могут называться морем. Апостол Павел не раз в своих посланиях называет плоть глиняным сосудом, в котором находится душа. По объяснению святых отцов, после грехопадения Бог связал буйство человеческой души немощной плотью, как сдерживается буйство моря берегами. Невещественная душа помещена в плоть, в грубую вещественную оболочку, тесную скорлупу, которая в силу своей ограниченности удерживает необузданные стремления души, не позволяет ее совершенно удалиться от Бога, как молниеносно удалились во главе с сатаной падшие ангелы.

Так и море - стихия бурная, подвижная, всегда стремящаяся заполнить собой свободное пространство, ограничивается сушей. Это подмечено поэтическим взором святого пророка Иеремии: «...положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут» (Иер.5:22), говорит он, передавая слова Бога и восхищаясь славными делами Его. В притчах Соломона и в пророческой книге Ездры говорится о том, что морю дано свое место и пределы, «чтобы воды не переступали пределов его» (3Ездр.4:19; Прит.8:29). Святые пророки говорят здесь о море, но подразумевают те духовные образы, которые отражены в движении земных стихий.

Обширные пространства суши обогащают душу самыми различными видами и подобиями. Мы не можем в точности сказать, каков был мир земли до грехопадения человека, но то, что видим сейчас, дает огромное богатство художественных сравнений. В иных местах перед человеком в грандиозном величестве предстают горы, изрезанные пропастями и ущельями. В других простираются обширные долины и пространные дали степей, обрамленные мягкими очертаниями холмов. В иных местах поверхность земли рассекают крутые берега оврагов и причудливые изгибы русел рек. В других поражает взор кажущаяся бесконечной волнистая гладь пустынь, покрытых песчаными барханами.

Суша, как правило, статична, она имеет конкретные формы и размеры, она тверда и неподвижна. Созерцание суши учит человека понимать разность расстояния между предметами и их размеры, различать большое и малое, длинное и короткое, тяжелое и легкое, твердое и мягкое. Дает возможность ощутить ногой надежность твердой земной поверхности, сравнить ее с беспокойной поверхностью озер и быстрым движением речных вод. Подняв глаза ввысь, человек видит необъятное пространство неба, то сияющее бездонной голубизной, то покрытое мрачными тучами, то украшенное легкими облаками, волнующими поэтическую душу своими неповторимыми фигурами.

Хаотический вид различных мест суши символизирует свободу, которую дал Господь человеку, и в тоже время беспорядочность его души и всей его деятельности, если она отлучена от Бога. Сама же природа суши в свою очередь состоит из огромного многообразия веществ и минералов, обладающих весьма характерными свойствами, дающими богатый материал, как для духовного развития человека, так и для будущего материального прогресса. Суша преподает прекрасные уроки искателям истины, обогащает человеческое мышление огромным богатством поэтических образов и подобий, необходимых для осмысления и отражения законов духовного мира.

Сам Господь в Священном Писании, говоря о потомстве Авраама, часто сравнивает его с песком морским , по бесчисленности его. А себя, как твердое основание правды на земле, с камнем, положенным во главу угла (Матф.21:42), то есть, имеющим наиважнейшее значение при строительстве дома. Святые пророки Божии говорили о горах , подразумевая великих людей - царей и властителей мира, учителей и наставников народов; об островах , подразумевая то страны и поселения народов земли(Быт.10:5, Ис41:5, Соф.2:11 и проч.), то иноческие обители (Откр.16:20).

Поэты и мыслители всех времен и народов широко использовали эти образы в своих литературных произведениях, в философских и богословских трудах, составляющих драгоценную сокровищницу человеческой мысли. Также и в своей повседневной жизни люди часто используют художественные аллегории, данные природой суши. Например, про человека эгоистичного, неуживчивого, говорят тяжелый характер. Про человека необидчивого и миролюбивого скажут - у него легкий характер. Про человека жестокого и безжалостного скажут, - у него каменное сердце. Про упорного и стойкого скажут - как скала, а о добром и миролюбивом говорят, мягкий сердцем. Про человека надежного и верного говорят, его слово как алмаз. Человеческое сердце может быть горячим, взгляд бывает холодным, тяжелым, и даже свинцовым, слова теплыми или колкими и т.д.

Можно привести бесчисленное множество примеров художественных аллегорий в человеческом языке, связанных с сушей - они встречаются на каждом шагу. Но мы привыкли к ним и не замечаем, какую важную роль в человеческом мышлении и общении имеют образы земной поверхности и составляющих ее веществ.

О третьем дне творения

Часть 2

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий».

Третий день творения венчается созданием «зелени», то есть первой формы жизни на земле - растительного мира, покрывшего землю ковром трав и цветов, зарослями кустов и деревьев. Удивительным образом земная почва, состоящая из различных простых веществ, одухотворяется Богом и производит из хаоса химических элементов многоцветное множество прекрасного вида растений, являющих собою образ красоты и порядка. Земная растительность явилась как великое чудо преображения вещественного хаоса в высокоорганизованную структуру, действующую и самостоятельную, которая сама себя выстраивает, хранит и питает, проникая корнями в почву. По слову Творца, растения явились из земли способными «сеять семя» и «приносить плоды, в которых семя по роду и по подобию» . Зелень сотворена не только для красоты, она еще приготовлена в пищу будущим новым живым творениям - животным и человеку, поэтому она должна иметь способность восполнять свою убыль.

Земная растительность весьма разнообразна и бывает то скромна видом, то изумительно красива. В устройстве большинства растений видим нечто единое и общее для всех - корень, ствол, ответвления, листья и плоды. В тоже время, у каждого растения есть свой духовно-поэтический художественный образ, «характер». Весьма отличаются видом между собой мягкая, шелковистая трава и красочное разнообразие цветов. Качают высокими кронами и шелестят листвой могучие деревья, округлыми зелеными шатрами обрамляют лес ветвистый кустарник. Деревья различаются между собой внешним обликом и внутренним строением. Все они приносят плоды, каждый своего рода, разного качества, цвета и формы. Появление на ветвях плодов, как правило, предваряется цветами, преобразующимися в плодовые завязи.

Зелень может символизировать собой первичную одухотворенность человеческой природы, начатки нравственного закона, некие психофизические и социальные инстинкты, изначально вложенные в человека и которые хорошо заметны уже во младенчестве. Так, ребенок, сразу по рождении уже способен плакать, и плачем выражать свое недовольство чем-либо. Через четыре-шесть недель он уже начинает улыбаться маме, часто отвечает улыбкой на улыбку всякому приветливому лицу. А если посмотреть на ребенка грозно или хмуро - он испугается и заплачет. Вскоре он уже различает своих и чужих, и, видя незнакомое лицо, тревожится. От двух-трех лет младенец уже может обижаться и прощать, настойчиво требовать себе что-то и тут же дарить это ближнему. Главной чертой здорового ребенка, находящегося в нормальных условиях, это веселость, ощущение своего бытия как радости и счастья. С самого раннего возраста замечаем у детей сострадание, дружелюбность, способность и стремление к творческой деятельности. Ребенок способен понять, что такое грех, имеет стыд, страх, хорошо воспринимает рассказы о Боге и ангелах. Он сам, без подсказки, отлично различает образы окружающего мира и соответственно к ним относится: любит играть с котенком или щенком, но бежит от собаки, боится змеи или крысы.

То есть, в человека от самого его рождения вложены некие нравственные законы, понятия и инстинкты, которые являются основой для его дальнейшего развития в процессе земной жизни. Этот дар Творца делает человеческую душу способной к осмыслению многих премудрых духовных истин, восприимчивой к поэтическим аллегориям и художественным сравнениям. Образы растительной природы составляют целый мир словесных обобщений в словесно-мыслительной культуре человека. Эти подобия наполняют нашу речь, обогащают мышление.

Существует большое число пословиц и поговорок, связанных с растительным миром. Во многих жизненных процессах - в проектировании и строительстве, в решении проблемных вопросов и задач, в осмыслении взаимоотношений людей мы можем услышать о корне вопроса или проблемы, об ответвлениях научных направлений. Говорим о плодах и бесплодности усилий, уподобляем твердости дуба чью-то стойкую позицию, сравниваем с гибким стволом молодой березки податливую к изменениям юную душу. Сравниваем фамильное родословие с деревом , крепких сыновей с молодыми дубками . Говорим о трусливом человеке - «трепещет как осиновый листочек ».

Применение образов растительного мира во множестве встречаем Боговдохновенных текстах Священного Писания, как в книгах Ветхого Завета, так и в Евангелии. Яркими примерами этого послужат явление Бога пророку Моисею из горящего куста (Исх.3:2), прообразовавшего, по учению отцов, Пресвятую Богородицу; сон виночерпия (Быт.40:9); Пророчество Иакова о сыновьях (Быт.49:21,22); благословение Валаама (Чис.24:6); притча Иофама (Суд.9:8-15); многие другие сравнения (Втор.32:32; Суд.9:8-15; Иов.15:33; Пс.79:9; Пс.91:13; Иер.12:10; Сир.50:14 и проч.).

В Евангельском повествовании это чудо о засохшей смоковнице, символизирующее ветхозаветный Израиль (Матф.21:19); притча о бесплодной смоковнице, оставленной по просьбе садовника, во образ долготерпения Божия о грешнике (Лук.13:7); в притчах о плевелах (Матф.13:39) и о сеятеле (Мар.4:3-20). В начале Своей проповеди о покаянии Сын Божий называет народ Израиля побелевшей нивой , готовой к жатве а учеников - жнецами (Иоан.4:35-37). В прощальной беседе с учениками Иисус Христос сравнивает Себя с лозой, а учеников с виноградными ветвями . Откровение Иоанна Богослова рассказывает о великих бедствиях при кончине века в образах жатвы и сбора виноградных плодов . С ветвистым деревом сравнивают развитие поместных церквей, отпавшими ветвями называют еретические сообщества.

О четвертом дне творения

Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

(Пс.8:4,5)

«...И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы».

На четвертый день Божьим повелением является Солнце, Луна и звезды. Земля начала свое вращение вокруг оси и вокруг солнца. Явились и отправились в свой бег вокруг солнца планеты и другие космические тела, составляющие солнечную систему. Как свидетельствует Священное Писание, главное назначение великих светил - Солнца для освещения и управления земли днем, Луны - ночью. Под управлением надо понимать строгое распределение света и тьмы, дающее возможность точного определения времени суток, а по фазам луны и положению звезд многодневные и многолетние периоды времени. Кроме этого, солнце и звезды служат ориентирами путешественникам, что бы найти дорогу в пустыне, помогают точно определить направление движения в море.

Афанасий Великий учит: «каждая из звезд и каждое из великих светил явились не так, чтобы иное было первым, а иное вторым; но в один день одним и тем же повелением все призваны в бытие». То есть, все космическое пространство, и все звезды и планеты, сотворенные Богом, а также солнечная система, были устроены сразу совершенными, такими, какими они должны быть по плану Творца. И опять, для будущих умников, проповедующих «многомиллиардную эволюцию», сказано четко и определенно: «И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый».

Святитель Иоанн Златоуст объясняет, почему творение небесных светил совершилось именно на четвертый день: «Почему Бог творит украшение земли раньше украшения неба? По причине имевшего возникнуть многобожия и ложного почитания солнца, луны и звезд. Почему Бог не создал солнца и луны в первый день?.. Потому что не было еще плодов, которые должны были пользоваться теплотою, - плоды произросли на третий день. Чтобы ты опять не подумал, что они произросли действием солнца, Бог творит солнце, луну и звезды тогда уже, когда творение их совершилось»

Вокруг Солнца по мановению всемогущего Творца стремительно разворачивается бездна космического пространства и наполняется звездами. Возникают из темноты миллиарды звездных скоплений, состоящих из многих миллиардов звезд, подобных нашему солнцу. Как определили астрономы, большинство галактик имеют вид плоского диска с некоторым утолщением в центре (в плоскости напоминает веретено). Эти скопления получили название галактик, и в одной из них заняло свое место солнечная система. Но есть и шаровые скопления звезд, есть грандиозные и невыразимо прекрасные облака звезд и так называемой межзвездной пыли, виды которых стали доступны человечеству благодаря снимкам телескопа Хаббла, вынесенного на орбиту земли.

Солнечная система расположена ближе к краю галактики, на расстоянии, равном примерно 2/3 радиуса от центра. Такое положение солнца весьма примечательно! Ведь, если бы наша земля находилась в самом центре галактики, то все небо светилось от огромного количества звезд и ни какие телескопы не позволили бы нам созерцать необъятные просторы сотворенной вселенной. А если бы Господь поместил солнце в пространстве между галактиками, то небо было бы почти совершенно темным, кроме редких светлых пятнышек далеких звездных скоплений. Но солнце расположено так, что человек может наблюдать и отдельные звезды, и ближайшую галактику, и отдаленные звездные скопления, и даже целые скопления галактик, находящиеся на непостижимом для человеческого разума удалении от земли. Для современного человека видимая вселенная, это мир гигантских космических размеров и скоростей. В сравнении с ними наша Земля кажется малейшей пылинкой космоса.

Величественные виды звездного неба многие века приковывает к себе взор человеческий. В ясные ночи звездное небо очаровывает взгляд путника своей неземной красотой. Луна привлекает внимание наблюдателя своей загадочной улыбкой, светящейся во тьме ночи мягким серебристым светом. Луна светит отраженным светом и потому вид ее изменяется от узкого серпа до полного яркого круга, в зависимости от освещенности ее солнцем. В полнолуние при ясном небе, яркий лунный свет освещает природу, создавая волнующие видом картины с особой цветовой гаммой. Днем солнечный свет наполняет небо ослепительной голубизной, сквозь которую уже не разглядеть ни света звезд, ни луны.

Видимое человеческим взором движение светил по небесной тверди совершается по строгим и незыблемым законам, символизирующими вечность и незыблемость Божьих постановлений. Издревле ведутся и наблюдения за звездами, начерчены карты, составлены таблицы и схемы движения звезд. Изучаются планеты солнечной системы, кометы и астероиды, метеориты и межзвездная пыль, измеряются космические расстояния. Специальные радиотелескопы чутко прислушиваются ко всем радиосигналам, идущим из космических глубин, надеясь найти в них послания «иных цивилизаций». Но исследования космического пространства не столько снимают, сколько ставят перед человеком все новые и новые вопросы. Космос не открывает свои тайны, а все более озадачивает исследователей.

Впрочем, это забота ученых-астрономов. Нам же важно другое - духовное значение рассказа Священного Писания о четвертом дне творения, его символический смысл в шестидневной системе мироздания. Издревле человек с волнением и благоговейным ужасом далекие неведомые пространства космоса. Что изображает нам собой необъятный космос, с его бесчисленными россыпями звезд? Какими новыми понятиями и подобиями обогатилось на четвертый день человеческое мышление в созерцании красоты звездного неба? Образы необъятных космических глубин с многоцветными собраниями светил позволили богословам и философам размышлять о свойствах невидимого Бога-Троицы, о небесной Церкви, о мире ангелов, о масштабах божественного творчества могущественной десницы Владыки пространства и времени.

Поэты и мыслители всех времен находят на небесах прекрасные аллегории для своих произведений. Это царственное торжество солнца, освещающего и согревающего землю днем, не разделяя людей на праведных, и неправедных. Это таинственное шествие Луны, с ее меняющимся от ночи к ночи серебряным диском, совершающееся многие века по одному и тому же строгому уставу. Это поэзия сияющих в непроглядной тьме звезд, изображающих то ангелов (Иов.38:7), то предстоятелей Святых Церквей (Откр.1:20), то великих царей или разумных и стойких праведников, свидетельствующих истину во тьме невежества и богоотступничества (Дан.12:3). В Пятикнижии Моисея со звездами сравнивается будущее бесчисленное потомство Авраама (Быт.15:5) и Израиля (Втор.10:22). Во вдохновенном пророчестве Валаама звездой назван будущий Спаситель мира (Чис.24:17).

(Продолжение следует)

О четвертом дне творения мира

Нас окружает прекрасный мир. В нем все очень красиво. И даже не просто красиво, а удивительно красиво. Нет на свете двух одинаковых цветков, и двух листьев на всех деревьях на свете тоже не найдется одинаковых. И даже снежинки никогда не бывают одинаковые.

А ведь когда идет снег - с неба падает столько снежинок, что их и сосчитать невозможно.

Мир, который окружает нас не только очень красивый. В нем еще и все очень разнообразно.

И не только все в мире разнообразно, но и разумно устроено. В нем есть вода, свет, воздух, которые необходимы для жизни. Не будь чего-нибудь одного - и жизнь была бы невозможна.

Бог начал одаривать мир жизнью с самого первого дня творения. Сначала Он создал свет, затем - воду. А в третий день Бог повелел земле произрастить из себя всякую зелень, и тогда появились всякие растения. Конечно, это были не те величественные деревья или прекрасные цветы, которые окружают нас теперь. Первые растения напоминали мелкую зеленую пыль. Но они были живые. Все будущие великолепные были словно спрятаны в них, подобно тому, как в маленьком зерне прячется большое и прекрасное дерево.

А еще первые растения стали вырабатывать воздух. А воздух необходим для жизни всех других существ.

Бог творил мир в несколько дней, хотя, конечно, мог бы его сотворить даже не в день или в час, а в одно мгновение. Но у Бога очень много любви. И мир Он сотворил потому, что любовь переполняла Его - Бесконечного Бога.

А если кто-нибудь что-нибудь делает из-за любви, то старается сделать это незаметно: так, чтобы любимый человек не чувствовал себя обязанным. Ведь настоящая любовь - это не то, чтобы давать как будто в долг. Настоящая любовь не требует ничего назад.

А Божественная Любовь - это любовь самая настоящая. Поэтому Бог и сотворил мир постепенно, словно вырастил из зернышка.

В четвертый день Бог повелел:

Да будут светила на тверди небесной.

Небесная твердь - это пространство Вселенной. Бог начал его устраивать еще в первый день творения, когда разделил тьму и свет, и назвал тьму ночью, а свет - днем, и повелел им сменять друг друга.

В четвертый день Бог устроил окончательно мир небесных звезд и планет. Он повелел им быть светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. Бог сотворил два самых главных для нашей планеты светила - Солнце и Луну.

Солнечные лучи несут земле свет и тепло. Свет и тепло нужны, чтобы жизнь на земле не угасла, а наоборот - развивалась.

А вот Луна дает совсем немного света, и лучи ее не греют. Конечно, Луна очень красивое небесное светило, и на нее очень приятно смотреть в тихую лунную ночь.

Но из всех живых существ были только первые растения, похожие на зеленую пыль. Смотреть на Луну потому было некому, но она была совершенно необходима. Все растения ночью растут сильнее, чем днем, и особенно сильно тогда, когда в небе сияет полная Луна.

А первым растениям нужно было еще стать травами, деревьями и кустарниками, чтобы жизнь на земле могла развиваться дальше.

Бог продолжал творить - и это был четвертый день.

Так получилось,что в первый день зимы я обрел ЕЁ! А еще это был четверг,то бишь четвертый день недели,о котором написано выше.

Тигруль,я тебя люблю.Извини,если банален,но так вышло.Я только эти слова у себя перед глазами и вижу,счастье мое.Хочу всегда видеть тебя рядом и хочу,чтобы ты почаще улыбалась,ведь тебе это идет,как никому другому.Твой Лис.

Четвертый день творения

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли) и для отделения дня от ночи и для знамений и времен (года), и дней, и годов, и стало так. ..И поставил их Бог, на тверди небесной, чтобы светить на землю и управлять днем и ночью и отделять свет от тьмы. И был вечер, и было утро: день четвертый. (Быт. 1, 14, 17-19)

Как можно было бы сказать иначе при современных Моисею представлениях людей о земле и светилах? Потребовались тысячелетия, пока человечество стало способно принять и понять известную нам космогонию. А тогда как можно было объяснить, что земля шар, что люди живут на ней и сверху, и снизу и не падают. И чем держится земля – для этого нужно было, прежде всего, знать о законах физики. Все равно три тысячи лет никто не мог бы понять, о чем говорит Моисей, если бы он сказал иначе.

Но настойчиво говорит пророк, что эти светила появляются на небе, чтобы светить на земле, значит до сего времени земля освещалась как-то иначе, не этими светилами, которое одно светит днем, а другое – ночью, "для отделения дня от ночи и для знамений и времен (по-видимому, для времен года), и дней, и годов", т.е. годичного круга и всего комплекса явлений, тесно связанных с астрономическими законами, которые существуют до настоящего времени, а тогда только появились. Тогда-то Моисей впервые и упомянул о настоящем дне и ночи в нашем понимании, в отличие от образных символических "дней-иомов". Возьмем теперь логическую обратную сторону этого вопроса, рассмотрим то, что было до четвертого дня творения.

Свет был отделен от тьмы.

Солнце не управляло днем, а луна ночью, потому что их не было на небосклоне.

Не менялись и времена года – не было зимы и лета, осени и весны, а, следовательно, и обусловленных ими климатических поясов.

Это логическое следствие того, что сказано пророком о времени, предшествовавшем четвертому дню творения.

Чем же в геологии подтверждается справедливость сказанного пророком, какие имеются для этого неоспоримые геологические данные?

Полное отсутствие годичных колец на деревьях Палеозойской эры, за исключением последнего Пермского периода, когда они впервые появляются.

Исчезновение с этого времени всех травовидных деревьев с трубчатой структурой ствола.

Распространение этой тропической растительности повсеместно по всему земному шару, включая и полюсы.

Такая же тепловидная фауна по всему земному шару, включая и полюсы.

Образование в колоссальном количестве залежей каменного угля как результат гибели травовидных лесов, не приспособленных к прямым лучам солнца, их естественное обугливание от лучей, подобно тому, как обугливается трава жарким летом при засухе.

Появление климатических поясов: полярного, умеренного и тропического, начиная с Пермского периода.

Распределение растительного и животного мира, приспособившегося, соответственно, к этим климатическим поясам.

Этих данных вполне достаточно, чтобы убедиться в справедливости такого объяснения, иначе все вышеприведенные факты будут оставаться неразрешимыми загадками.

Есть несколько иных объяснений этих явлений, но насколько они убедительны, можно судить из следующего:

Теория отклонения земной оси категорически опровергается астрономами.

Теория перемещения полюсов за счет плавающих на расплавленной магме материков (теория Вегенера), вполне обоснована и вероятна, но чтобы их движение было противоположно движению земли с полюсов на экватор, то это мало вероятно и, во всяком случае, противоречит физическим законам. Кроме того, такая теория все равно ничего не объясняет, так как вся флора и фауна по всему земному шару в Палеозой тепловидная, почти тропическая. Далее, * * увязать подобное объяснение с отсутствием годичных колец у всех деревьев по всей земле, кончая Пермским периодом и пр. Если уж выбирать какую-либо из теорий, то вышеприведенная теория, основанная на библейском повествовании, будет самой убедительной и подтверждается всеми семью вышеприведенными неоспоримыми фактами. Творческая десница Божия видна в законах, которые заложены в тех или иных проявлениях жизни на Земле. Совершенно естественно заинтересоваться, что же было орудием в руках Божиих при переустройстве астрономических законов Земли в четвертый день творения.

Земная кора на протяжении своей истории пережила три мощных катаклизма. Все они происходили на грани эр. Первый и самый мощный из них был в конце Архейской эры, результатом этого катаклизма явилась Каледонская складчатость. Второй – в конце Палеозоя, уже в Каменноугольный период, с ним связана Варисцийская складчатость и, наконец, последний – в третичное время, из-за которого появилась Альпийская складчатость. Первый раз в конце Архейской эры колоссальное количество углекислых газов вышло из трещин земной коры при вулканических излияниях, газы были катализаторами для водяных паров, которые тогда впервые осели на землю и образовали первые водные бассейны на поверхности Земли, но все же подавляющая масса водяных паров находилась еще над землею, окутывая ее плотным покровом. Второй раз в Каменноугольный период такое же количество углекислых газов вырвалось из недр земли, и вновь огромное количество водяных паров стало сгущаться и оседать на землю. Надо полагать, что на этот раз атмосфера вокруг Земли приблизилась к современному состоянию, небо впервые частично очистилось, и лучи солнца начали проникать на землю.

В результате этих мощных эндогенных процессов появился целый ряд горных хребтов и массивов, как, например, Уральский хребет и Донецкий кряж, которые вначале были высочайшими горами, потом с течением времени размылись, а Донецкий кряж был почти нивелирован.

Третий раз мощные катаклизмы произошли в третичный период, во время которого образовались высочайшие горы Европы и Азии: Альпы и Гималаи, а также Пиренеи, Апеннины, Балканы, Кавказ и др.

14. Четвертый день творения.

14. И сказал Бог: “да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.”

“да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи…” Здесь космогоническое видение о новом миротворческом периоде, в который земля обособилась от солнечной системы. Сам библейский рассказ об этом опять-таки ведется приспособительно к младенческому мировоззрению первобытного человека: так, светила представляются как бы утвержденными на наружной небесной тверди, какими они, действительно, и рисуются в нашем обыденном, ненаучном представлении. Здесь впервые указывается действующая причина разграничения суток на день и ночь, состоящая во влиянии светил. Этим самым как бы дается косвенное подтверждение той мысли, что три предшествующих дня творения не могли быть, следовательно, обычными астрономическими сутками, а что такой характер в библейском повествовании они получили уже впоследствии, в качестве известных определенных моментов космогонического видения.

Библия указывает нам троякое назначение небесных светил: во-первых, они должны разделять день от ночи, причем солнце должно было сиять днем, луна же и звезды – светить ночью; во- вторых, они должны служить регуляторами времени, т.е. различные фазы солнца и луны должны были показывать периодическую смену месяцев и сезонов года; наконец, их ближайшее назначение в отношении земли состоит в том, чтобы освещать ее. Первое и последнее назначение небесных светил совершенно ясны и понятны сами по себе, среднее же требует некоторого разъяснения.

“для знамений…” Под этими знамениями отнюдь не следует разуметь какого-либо суеверного почитания небесных светил или подобных же астрологических гаданий, бывших в широком распространении у народов древнего Востока и жестоко осуждаемых в избранном народе Божьем (Втор 4:19; 18:10). Но это, по толкованию блаженного Феодорита, значит то, что фазы луны, равно как время восхода и захода различных заезд и комет, служили полезными руководственными указаниями для земледельцев, пастухов, путешественников и моряков (Быт. 15:5, 37:9; Иов. 38:32-33; Пс. 103:14-23; Мф. 2:12; Лк. 21:25). Очень рано фазы луны и положение солнца стали служить знаками разделения года на месяцы и объединения последних во времена года – весну, лето, осень и зиму (Пс. 63:16-17). Наконец, впоследствии фазы луны, в особенности новолуние, стали играть очень видную роль в цикле священных библейских времен или древнееврейских праздников.

16. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

“И создал Бог два светила великие…” Хотя эти великие светила и не названы здесь по имени, но из всего контекста повествования, равно как из соответствующих относящихся сюда библейских параллелей (Пс. 103:19; 78:16; 135:7-9; 148:3-5; Иер. 31:35), совершенно ясно, что здесь подразумеваются солнце и луна. Но если такое название вполне оправдывается и наукой в применительно к солнцу, как астрономическому центру всей мировой системы, то оно совершенно не выдерживает научной критики в отношении луны, которая по точным данным астрономии представляет собой одну из сравнительно малых планет, далеко уступающих в этом отношении даже земле. Здесь мы имеем новое доказательство того, что Библия не излагает положений науки, а говорит языком сынов человеческих, т.е. языком обыденного мышления, опирающегося на непосредственные чувственные восприятия, с точки зрения которых солнце и луна действительно представляются самыми крупными величинами на небесном горизонте.

“и звезды.” Под общим именем звезд разумеются тут все те миллионы иных миров, которые, будучи удалены от нашей земли на огромные пространства, рисуются нашему невооруженному взору лишь в виде маленьких светящихся точек, рассеянных по всему небосклону. Недаром созерцание величественного небесного свода умиляло и вдохновляло многих ветхозаветных библейских писателей к прославлению премудрости и благости Творца (Пс. 8:3-4; 18:1-6; Иов. 38:31-33; Ис. 40:21-22,25-26; 32:13; 66:1-2; Иер. 33: 22; Откр. 5:8 и др.).

17. и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18. и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19. И был вечер, и было утро: день четвёртый.

“и управлять днем и ночью…” Творец, как говорит Псалмопевец, луну и звезды – для управления ночью (135:9), восход же солнца определил быть началом трудового дня для человека (103:22-23). Еще яснее выражает эту мысль пророк Иеремия, прославляя Господа Вседержителя, который “дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью ” (Иер. 31:35).


| |
Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.