Созвездие Большая Медведица. Легенды о созвездии.



Созвездие Большая Медведица

Сидя на корме и могучей рукою
Руль обращая, он бодрствовал;
сон на его не спускался
Очи, и их не сводил он...
с Медведицы,
в людях еще Колесницы
Имя носящей и близ Ориона
свершающей вечно
Круг свой, себя никогда не купая
в водах океана.
С нею богиня богинь повелела
ему неусыпно
Путь соглашать свой…

Гомер «Одиссея»

Лат. название Ursa Major, сокр. лат. UMa. Совершая свое суточное вращение вокруг Северного полюса мира, это созвездие из семи сравнительно ярких звезд около 2m никогда не заходит. Прямоугольник и три звезды, вытянутые на запад, по форме напоминают колесницу. Складывается впечатление, что она катится вдоль северной стороны горизонта. По-видимому, этим объясняется то, что у многих народов древности это заметное созвездие так и называли: в странах Европы - Колесницей Давида или Колесницей Артура, в Древнем Риме - Plasturus (Телега). Римляне вместо трех лошадей впрягали в телегу трех быков, а в конце концов обозначили это созвездие как семь быков, откуда произошло слово septentrion, которое со временем преобразовалось в слово север и просто означает сторону горизонта. Название Большая Медведица дали этому созвездию древние греки: Arktox megalh (звучит, как арктос мегале), от которого произошло название Арктика.

Если колесницу или телегу как-то можно представить по расположению семи ярких звезд этого созвездия, то Медведицу очень трудно, так как у настоящих медведей нет длинного хвоста, представленного здесь звездами Алиот (e), Мицар (x) и Акаир (h). По одной из легенд, Зевс пленился дочерью царя Лакиона, сопровождавшей на охоте богиню Артемиду и соблазнил девушку. Когда пришла пора родов, богиня увидела во время купанья, что служанка беременна и превратила ее в медведицу. Уже будучи медведицей, та родила сына Аркада (на небе он представлен созвездием Волопаса), который стал жить среди людей. Однажды охотники во главе с Аркадом напали на нее и хотели убить, но Зевс, памятуя об их союзе, спас ее и поместил среди созвездий, назвав медведицей в честь происшедшего с ней превращения. Когда он второпях поднимал медведицу на небо за хвост, он вытянулся.


Названия семи ярких звезд были взяты у арабов: Дубхе (a), Мерак (b), Фегда (g), Мегрец (d), Алиот (e), Мицар (z), и Акаир (h). По своим физическим характеристикам многие звезды Большой Медведицы похожи и к тому же движутся в одном направлении. Не исключено, что эти звезды имеют общее происхождение, т. е. являются скоплением.

Перемещение звезд по небу очень незаметно, и только многолетние наблюдения позволяют обнаружить его. Так, оказалось, что проекции на небесную сферу звезд Бенеташ и Дубхе быстро перемещаются в одном направлении, в то время как проекции остальных звезд - в противоположном. Следствием этого является непрерывное медленное изменение рисунка этого созвездия.

Рядом со средней звездой z (Мицар) в хвосте Большой Медведицы (ее еще называют Конем) можно при хороших условиях различить слабенькую звездочку пятой величины, трудно различимой на фоне своей яркой соседки - Алькор (Всадник). Расстояние между этими звездами около 12", т. е. почти треть диаметра Луны. По ним древние спартанцы проверяли остроту зрения воинов. Это можете вделать и вы, если различите Алькор - со зрением все в порядке.

Большая Медведица богата интересными объектами, и сейчас самое удобное время изучать их. Если продлить линию через Фегду (g) и Дубхе (a) на расстояние, равное расстоянию между этими звездами, то в том месте, где древние греки рисовали морду Большой Медведицы, вы сможете обнаружить две интересные и довольно яркие галактики. Яркую спиральную галактику М81 (блеск 7m, размер около 19") и ее спутник - неправильную галактику М82 (около 8,2m, размер 9"). Эта пара галактик находится от нас на расстоянии около 10 млн св. лет. Спиральную галактику М101 с сильно раскрученными спиралями можно найти в небольшой телескоп в виде маленького светлого туманного пятнышка 8,2m недалеко от Мицара, над хвостом Большой Медведицы.

В этом же созвездии между Фегдой (g) и Мераком (b) в сколь-нибудь мощный телескоп можно различить туманное пятнышко 12m, напоминающее диск планеты, - планетарную туманность М97, или, как ее называют из-за своего вида на фотоснимках, Сову.


отсюда

Легенды, связанные с созвездием Большой Медведицы

Большая и Малая Медведицы, как одни из наиболее заметных созвездий северного неба, имеют множество различных названий в легендах разных народов.
Созвездие Большой Медведицы с самой яркой звездой по имени Дубхе (арабское Тхар Дубб аль Акбар - «зад Большого Медведя») связано со следующей легендой:

Прекрасная Каллисто, дочь царя Ликаона, была в свите богини-охотницы Артемиды. Под видом этой богини Зевс приблизился к деве, и она стала матерью Аркаса; ревнивая Гера тут же превратила Каллисто в медведицу. Однажды Аркас, ставший прекрасным юношей, охотясь в лесах, напал на след медведя. Уже натянул он лук, чтобы смертоносной стрелой поразить добычу, но Зевс не допустил преступления: превратив своего сына также в медведя, он перенес обоих на небо. В ритмическом танце стали они кружиться вокруг полюса, но Гера, придя в ярость, упросила своего брата Посейдона не впускать ненавистную ей пару в свое царство; поэтому Большая и Малая Медведицы являются в средних и северных широтах нашего полушария незаходящими созвездиями.
Франческо Петрарка описал Большую Медведицу в своем 33 сонете так:

Уже заря румянила восток.
А свет звезды, что немила Юноне,
Еще сиял на бледном небосклоне
Над полюсом, прекрасен и далек.


Другая версия легенды:

Когда-то в незапамятные времена, у царя Ликаон, правившего страной Аркадией, была дочь по имениКаллисто. Красота её была столь необыкновенной, что она рискнула соперничать с Герой - богиней и супругой всемогущего верховного бога Зевса. Ревнивая Гера отомстила Каллисто: пользуясь своим сверхъестественным могуществом, она превратила её в безобразную медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркад, возвратившись с охоты, увидел у дверей своего дома дикого зверя, он ничего не подозревая, чуть не убил свою мать-медведицу. Этому помешал Зевс - он удержал руку Аркада, а Каллисто навсегда взял к себе на небо, превратив в красивое созвездие - Большую Медведицу. В Малую Медведицу заодно была превращена и любимая собака Каллисто. Не остался на Земле и Аркад: Зевс и его превратил в созвездие Волопаса, обречённого навеки сторожить в небесах свою мать. Главная звезда этого созвездия называется Арктур, что означает “страж медведицы” .

Большая Медведица кульминирует в полночь в марте - мае, а Малая - в начале июня. Ее самая яркая звезда отстоит в настоящее время на 1,5° от полюса мира и называется Полярной. Самые яркие звезды обеих Медведиц образуют фигуры, похожие на ковши, поэтому их легко найти на небе.
Вот ещё одна легенда об околополярных созвездиях:
Опасаясь Кроноса, который пожирал своих детей, его супруга Рея спрятала новорожденного Зевса в пещере, где его вскармливали, кроме козы Амальтеи, две медведицы - Мелисса и Гелис, впоследствии помещенные за это на небо. Иногда Мелиссу называют Киносурой, что означает «хвост собаки». И действительно, у медведей таких длинных хвостов, какие мы видим на любом изображении созвездий околополярной области, не бывает.

В Древней Руси это же созвездие имело разные названия – Воз, Колесница, Кастрюля, Ковш; народы, населявшие территорию Украины, называли его Телегой; в Заволжье оно звалось Большим Ковшом, а в Сибири – Лосем. И до сих пор в некоторых областях нашей страны сохранились эти названия.

Долон эбурген («семь старцев»), Долон дархан («семь кузнецов»), Долон бурхан («семь богов»), в мифологии монгольских народов созвездие Большой Медведицы, её семь звёзд иногда причисляются к тенгери. В шаманских гимнах Долон эбурген - податель счастливой судьбы (ср. дзаячи). В бурятской мифологии (в эпосе о Гесере) созвездие появилось из черепов семи чёрных (злокозненных) кузнецов, сыновей враждебного людям чёрного кузнеца Хожори. Встречаются сюжеты (в тибето-монгольских редакциях сборника «Волшебный мертвец» и в восходящих к ним устных рассказах), связывающие происхождение Большой Медведицы с мифом о человеке с коровьей головой, именуемом «Беломордый бычок» или «Белый бычок», а также Басанг (в тибетской мифологии - Масане, быкоголовый персонаж). Он был раздроблен железной колотушкой ведьмы-шулмаса на семь частей, которые и составили созвездие; был взят на небо Хормустой за то, что победил чёрного пороза (быка), боровшегося с белым, являвшимся, по некоторым вариантам, воплощением самого верховного божества (солярная тема смены дня и ночи, ср.миф о Буханойон бабае). Согласно другой версии, одна из звёзд Большой Медведицы, находящаяся у неё на плече (вариант: в хвосте), украдена у Мичита (созвездие Плеяды), который гонится за похитителем.

Гренландские эскимосы все как один рассказывают про Большой Ковш одинаковую историю, совпадение всех деталей которой у каждого из рассказчиков заставляет предположить, что это чистая правда, а вовсе не досужий вымысел скучающих длинной полярной ночью охотников за моржами.
Жил в снежной хижине великий охотник Эриулок. Жил один, поскольку очень гордился тем, что он именно великий охотник и не желал знаться с другими эскимосами, тоже охотниками, но не великими. В одиночку выходил Эриулок в утлом кожаном челне в бурное море и длинным, тяжёлым гарпуном с костяным острым наконечником добывал не только моржей и тюленей, но случалось, и кита. Как в одиночку можно добыть целого кита, оставим на совести самих эскимосов. В конце концов на то Эриулок и был великим охотником. Никогда в его снежной хижине не переводился нужный в хозяйстве тюлений жир, которым издавна заправляли эскимосские лампы и смазывали лица и пальцы, чтобы не отморозить. В любой день хватало у него вкусного вяленого мяса, а потолок и стены его снежного жилища были затянуты лучшими моржовыми шкурами, какие только можно было сыскать на всём протяжении от Гренландии до Лабрадора. Богат был одинокий Эриулок, сыт и доволен.
Но вот со временем стало донимать великого охотника некоторое беспокойство. Видно, не в одной охоте счастье, раз понял он, что не хочет больше возвращаться в свою одинокую хижину, где не услышать ни детского смеха, ни слов привета и признательности. Короче, понял великий охотник, что пора ему заводить семью и жить, как все люди. Но проще понять, чем сделать. Другие эскимосы давно уже не принимали слишком гордого соплеменника, раз навсегда отказав ему от дома, что иногда случается и в более цивилизованном мире, когда у кого-то дело получается лучше, чем у всех прочих.
Поскольку никого, кроме эскимосов, ни поблизости, ни в самом дальнем далеке не проживало, эскимосы же всегда отличались большой принципиальностью и чувством локтя: как решили не иметь дел с одиноким зазнайкой, так и не имели. В конце концов пошёл Эриулок на самый берег Ледовитого океана и обратился к самой повелительнице морских вод, рыб, духов и животных, к главной эскимосской богине Арнаркуагссак. Рассказал о своей проблеме и попросил помощи в надежде, что столь известному лицу, как он, богиня не откажет.
Эскимосская богиня, и вправду не отказала и пообещала прислать местной грозе тюленей и моржей хорошую невесту, а если надо - и двух. Но, как водится у богов и богинь, назначила испытание. Следовало отправиться на какой-то далёкий остров, разыскать там ледяную пещеру, победить или обмануть огромного белого медведя и выкрасть у него ковш, полный волшебных ягод, дарующих молодость. Старой морской богине такие ягоды были очень нужны, а найти сумасшедшего, который за ними бы отправился, всё не удавалось. А тут как раз Эриулок подвернулся.
В общем, герой добрался до острова, отыскал пещеру, усыпил медведя и похитил ковш с волшебными ягодами. И к тому же благополучно доставил и ковш, и ягоды по назначению. Однако, и вправду хороший охотник.
Самое интересное, что морское божество не надуло в последний момент простодушного героя. Нет, разошлись по честному: Эриулок получил серебристую нерпу, которая тут же обратилась прекрасной девушкой и заявила, что всю жизнь только и мечтала, как бы выйти за Эриулока замуж. Так что вскоре великий охотник на ещё большую зависть соседей стал к тому же отцом обширного и счастливого семейства. Морская же богиня, съев волшебные ягоды и сбросив пару тысяч лет, на радостях так подкинула вверх пустой ковш, что он там за что-то зацепился, да так и повис над головами

В Древнем Египте созвездие Большой Медведицы называлось Мескхет, «Бедро, живущее в великом Озере северного неба» (ср. представление о барке Ра).

В мифологии ингушей считается, что богоборец Курюко похитил у бога грома и молнии Селы для передачи людям овец, воду и тростник для строительства жилищ. В этом ему помогают семеро сыновей Селы, которые должны были охранять вход к нему. Разгневанный Села приковал Курюко к горной скале, а сыновей в наказание подвесил к небу, они и составили созвездие Большой Медведицы.

В тибетском фольклоре демоница преследует быкоголовое существо Масанг, сына коровы и человека, и бросает ядро, которое разрывает Масанга на семь частей, которые становятся Большой Медведицей. В этом качестве данный персонаж (как Басанг) вошёл в мифологию монгольских народов.

Согласно армянскому мифу, семь звёзд Большой Медведицы - семь кумушек, превращённых разгневанным богом в семь звёзд.

У индейцев сиу Большая медведица ассоциировалась со Скунсом.

В Древнем Двуречье это созвездие носило название «Грузовая Повозка» (аккад. sambu, eriqqu). Представление о Большой Медведице как о колеснице было распространено в Древнем Двуречье, у хеттов, в Древней Греции, во Фригии, у балтийских народов, в Древнем Китае (Большая Медведица - «колесница, указывающая на юг»), у южноамериканских индейцев бороро. Названия созвездия Большой Медведицы, подобные этому, встречаются у многих народов, имеются и другие варианты названия: древневерхненемецкое wagan - «колесница»; древнеримское Septemtriones - «Семизвездие»; среднеголландское woenswaghen, woonswaghen - «повозка Вотана»; согдийское ‘nxr-wzn - «круг Зодиака»; митаннийское арийское uasanna - «круг на ипподроме»; древнеиндийское vahana - «животное, на котором ездят боги» - и ratha - «колесница»; тохарское A kukal, B kokale - «колесница»; немецкое Grosser Wagen - «Большой Воз».

В Индии голова Лося (Большой Медведицы) обращена на восток.

Погоня за небесным лосем приписывается в карело-финских рунах разным героям. Один из них -«хитрый парень Лемминкяйнен», беспокойный герой-неудачник. Сделав чудесные лыжи, он похваляется, что ни одно существо в лесах не сможет от него уйти. Его похвальбу слышат злобные хозяева диких тварей ~ Хийси и духи-ювттахи. Они сотворили лося Хийси:
Голову из кочки сделав,
Из валежника все тело,
Ноги смастерив из кольев,
Уши из цветов озерных,
А глаза же - из болотных.
Духи посылают лося бежать на север «по полям сынов лопарских, ко дворам Похьелы мрачной»; там он опрокидывает котел с ухой, вызывая слезы девиц и смех женщин. Этот смех Лемминкяйнен воспринимает как насмешку над собой и бросается в погоню за лосем на своих лыжах:

Первый раз он оттолкнулся
И исчез он с глаз на лыжах.
Во второй раз оттолкнулся
И уже не стал он слышен.
Третий раз он оттолкнулся -
И вскочил на спину лося.

Удачливый охотник уже сделал клеть, чтобы держать там добычу, и стал мечтать о том, как было бы хорошо постелить его шкуру на брачное ложе и ласкать на нем деву. Тут-то волшебный лось и вырвался у размечтавшегося добытчика: в ярости он разломал клеть и умчался. Лемминкяйнен бросился было вдогонку, да впопыхах оттолкнулся так, что сломал и лыжи и палки…
Неудача Лемминкяйнена связана с запретом, который он нарушил: во время охоты нельзя помышлять о брачных утехах - это отпугивает добычу. Кроме того, шкуру созданного духами священного животного нельзя использовать для бытовых нужд.

Можно предположить, что охотничий миф о гигантском олене, превратившемся в созвездие, в обществе, которому уже было известно скотоводство, трансформировался в миф об огромном быке, которого не могли заколоть боги.
Особым почитанием у финнов и карел, как и у прочих финно-угорских народов, пользовался медведь. Он возник из шерсти, брошенной с небес в воду; по другим мифам – родился возле небесных светил на небе, у Большой Медведицы, откуда был спущен на серебряных ремнях в позлаченной колыбели в лес, где и остался на серебряных ветвях сосны (о сходном мифе, известном обским уграм, будет рассказано ниже). Охота на медведя сопровождается целым циклом заговоров, в которых зверя уговаривают, будто он не был убит охотником, а сам пришел в дом к людям «с мёдным животом от меду»: для него, как для дорогого гостя, убирают избу. Медведь – родственник человека. Он из рода Адама и Евы: известны его отец и мать – Хонгатар (слово, родственное названию сосны). В некоторых заговорах медведя встречают как жениха, «в шубе денежной красавца» – стелят постель с золоченой периной (о медвежьей свадьбе мы говорили выше). Череп убитого медведя вешали на сосну – туда, откуда пришел первый мифический зверь: верили, что дух медведя возродиться вновь.

Весьма оригинально название этих двух созвездий (Большой и Малой Медведицы) у народов, населявших территорию нынешней Казахской республики. Наблюдая звездное небо, они, как и другие народы обратили внимание на неподвижность Полярной звезды, которая в любое время суток неизменно занимает одно и то же положение над горизонтом. Вполне естественно, что эти народы основным источником существования которых были табуны лошадей, называли Полярную звезду «железным гвоздем» («Темир-Казык»), вбитым в небо, а в остальных звездах Малой Медведицы видели привязанный к этому «гвоздю» аркан, надетый на шею Коня (созвездие Большой Медведицы). В течение суток Конь обегал свой путь вокруг «гвоздя». Таким образом, древние казахи объединяли созвездия Большой и Малой Медведицы в одно.

Обские угры считали, что небесное происхождение приписывается лосю и другим космическим объектам: некогда лось имел шесть ног и мчался по небу так быстро, что никто не мог догнать его. Тогда на охоту отправился некий Сын бога или человек Мось – первопредок обских угров – на лыжах из священного дерева. Охотнику удалось согнать оленя с неба на землю и отрубить ему лишние две ноги, но следы небесной охоты навсегда запечатлелись на небе. Млечный путь – это лыжня охотника, Плеяды – женщины из его дома, Большая Медведица – сам лось. Небесный же охотник с тех пор поселился на земле, где было изобилие дичи. Несомненно, этот миф дублировался у многих северных народов.

Таков далеко не весь обзор представлений разных народов о самом известном созвездии нашего небосклона. Но и это дает понять насколько разнообразны были взгляды наших предков на одно и то же явление.

Процитировано
Понравилось: 4 пользователям

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.