Спасо-преображенский собор.

Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 2: Переславский и Александровский уезды. Владимир, 1895, с. 20-27

Спасопреображенский собор, находящийся внутри старинного кремля города Переславля, близ северной части земляного вала и прежде бывших Спасских ворот, принадлежит к числу древнейших памятников русского церковного зодчества; это один из немногих каменных храмов, уцелевших во Владимирском крае от XII века. Основателем его был великий князь Юрий Владимирович Долгорукий: "лета 6660 (1152), говорится в летописи, Юрий Владимирович город Переславль от Клещина (озера) перенесе и созда больши стараго и церковь в нем постави каменну св. Спаса". Таким образом, собор и город основаны одновременно и одним и тем же лицом, но основателю не удалось окончить строение начатого им храма, - он был окончен и украшен, по свидетельству летописца Переславля Суздальского, сыном его Андреем Юрьевичем Боголюбским.

История этого древнего собора тесно связана с историей города и бывшего Переславского княжества: все более или менее важные исторические - гражданские и церковные события, происходившие здесь, все бедствия, постигавшие город, отражались и на этом храме или в нем самом происходили. Так, по смерти Андрея Боголюбского, Ярополк Ростиславич в Спасском соборе берет с жителей Переславля клятву на верность; здесь же затем в 1201 году принимает Переславское княжение Ярослав Всеволодович; здесь была усыпальница Переславских князей, гробницы коих отчасти сохранились и доселе. В этом соборе в 1280 году совершено было отпевание над митрополитом Кириллом; в 1310 году был созван собор святителей русской церкви на митрополита Петра, по клевете на него Тверского епископа Андрея; в 1354 г. здесь принял священническое рукоположение преп. Сергий Радонежский от бывшего тогда в Переславле Волынского епископа Афанасия. При неоднократном разорении города врагами, страдала и главная святыня его - Спасский собор: так собор был разграблен в 1238 году во время нашествия Батыя; подобные события повторялись в 1252 году при князе Андрее Ярославиче, в 1281, 1293 г.г., в 1385 и 1409 г.

По присоединении Переславского княжества к Москве, Московские государи не оставляли своим вниманием главную историческую святыню города: во время своих посещений Переславля молились в этом храме. Петр же великий, во время своего пребывания в городе, при устройстве Переславской флотилии, часто слушал литургию в Спасском соборе и, по местному преданию, нередко читал и пел на клиросе. В 1744 г. с открытием Переславской епархии и с назначением для жительства епископов Горицкого монастыря - собор теряет свое центральное значение; главною городскою церковью сделался кафедральный Успенский собор в этом монастыре - архиерейском доме. В 1789 году, по упразднении епархии, городским собором оставлен Успенский, а Преображенский собор обращен в приходскую церковь; причта при ней указом св. Синода положено - священник, диакон, дьячек и пономарь. С 1828 года по 1837 год священника при соборе совсем не было; служение и требы совершал причт Успенского собора. В 1838 г. по указу Владимирской духовной консистории, Успенский собор, вследствие дальности расстояния от города, причислен к Преображенскому собору, сюда же переведен и причт его для совершения в нем ежедневного богослужения, а в Горицком соборе предписано совершать богослужение только в храмовые и нарочито праздничные дни.

Затем к Преображенскому собору приписан упраздненный Богородицкий монастырь; он также числится городским собором; богослужение в нем совершается причтом Спасского собора.

Таким образом, Преображенский собор пережил длинную и тяжелую историю, но, не смотря на то, что столько веков пронеслось над ним, столько бедствий обрушивалось на него, здание его до сих пор сохранилось довольно крепким и не утратило своих существенных архитектурных черт.

Характер архитектуры Преображенского собора совершенно одинаков с современными ему церквами XII века напр. Дмитриевским собором во Владимире, Покровскою церковью близ Боголюбова монастыря. Построен он из белого твердого камня в виде квадрата с тремя полукруглыми выступами на восточной алтарной стороне. Каждая из стен оканчивается вверху тремя полукружиями, из коих среднее несколько больше и выше боковых; в горизонтальном направлении каждая стена делится на три части. Цоколь в верхней части оканчивается откосом, также и средний ярус, а верхний оканчивается тремя значительно выдающимися вперед полукружиями; в вертикальном направлении стены плоскими колоннами, составляющими продолжение верхних дуг к низу, разделены также на три части. В средине каждой из этих частей устроены щелеобразные окна. На северной стороне одно из окон сделано из двери, которая прежде вела на хоры собора. Вероятно, с этой стороны примыкали к собору княжеские хоромы, из коих и был непосредственный вход на хоры, как это было наприм. в Дмитриевском соборе во Владимире. Вход в собор с трех сторон без тех узорчатых украшений, какие встречаются позднее: их окаймляют простые полукруглые наличники.

Восточная алтарная стена состоит, как выше было сказано, из трех полукруглых выступов, из коих средний больше боковых; в среднем полукружии три окна - два боковых щелеобразных, среднее же - широкое, сделанное таким после, в боковых полукружиях по одному окну. Верхняя часть карниза была украшена подзором, вырезанным вглубь на камне; под ним зубчатый пояс из белых камней. Ниже пояса небольшие дугообразные перемычки. Алтарные полукружия несколько ниже арок храма. Верх собора от дугообразных сводов представляет вид креста, в центре коего возвышается круглый трибун с грушевидною главою, увенчанной железным прорезным крестом с полумесяцем внизу и короною вверху. Трибун имеет восемь щелеобразных окон; верх его украшен узорчатым карнизом, а ниже его вытянут зубчатый пояс.

Прежняя кровля собора должна была быть дугообразною по сводам и форма главы собора иная, но впоследствии промежутки между сводами были заделаны, кровля устроена на четыре ската и главе придана луковичная форма. В настоящее время прежняя форма кровли восстановлена, все наружные повреждения исправлены, и собор вновь получил ту форму, какую он имел при своем устроителе.

Внутри храма своды его и трибун поддерживаются 4 каменными столбами, отчего храм представляется разделенным на несколько частей. Алтарь разделен на 3 части каменными стенами, в коих проделаны довольно узкие и низкие проходы из жертвенника и диаконика в среднюю часть - собственно алтарь; над проходами устроены окна с полукруглыми перемычками. В алтаре на горнем месте устроено возвышенное на две ступени архиерейское седалище - в виде деревянного кресла с резьбой по местам; от него по обе стороны вдоль стен идут каменные лавки для сослужащих архиерею.

В западной части храма устроены хоры, на которые прежний ход был снаружи собора, а ныне устроен чрез пробитый в северном углу храма свод по деревянной винтовой лестнице; хоры эти арками разделены на три части.

Что касается внутренних украшений собора, то время, пощадив архитектурную форму его, почти совсем не сохранило их: благодаря неоднократным вражеским нашествиям и пожарам от древнего времени дошло до нас очень немногое.

От живописи, покрывавшей в древности стены собора, к настоящему времени сохранились только немногие остатки: от неоднократных пожаров штукатурка в большей части храма обвалилась вместе с живописью и только в западной части храма на сводах под хорами, куда меньше проникал жар от горевшего иконостаса, случайно открыты следы изображений праотцев и апостолов и остатки некоторых украшений, но и эта живопись по своему характеру уже относится ко времени, позднейшему сравнительно с основанием собора. Ее можно считать одновременной с живописью Успенского собора во Владимире, т.е. относить к началу XV века.

Во время Переславского княжения собор был усыпальницей княжеской; до настоящего времени сохранились здесь три гробницы по южной стене храма; в южной части алтаря кирпичная надгробница покрывает могилу князя Димитрия, сына Александра Невского, умершего в Волоке в 1294 году; в самом храме под такою же гробницей погребено тело последнего Переславского князя Иоанна Дмитриевича; относительно третьей меньшей гробницы существует предание, что здесь погребен малолетний сын кн. Иоанна Дмитриевича. Был ли погребен здесь еще кто-нибудь из князей или святителей, ни в летописях, ни в самом храме не сохранилось никаких указаний.

Современный иконостас в соборе устроен в прошлом столетии; по местному преданию, он перешел сюда из Горицкого Успенского собора. Из св. икон в этом иконостасе обращают на себя внимание иконы: "Спас Милостивый" и "Распятие Иисуса Христа". На первой Спаситель изображен восседающим в архиерейском клетчатом саккосе с омофором на раменах и в митре на главе и благословляющим именословно; по правую сторону Спасителя изображена Богоматерь, а по левую Иоанн Креститель со свитком в руке, на котором начертаны слова: "Се Агнец Божий, вземляй миру грехи"; над главой Крестителя написано: "Иоанн Предотеч". Знатоки церковных древностей относят эту икону к глубокой старине. На иконе "Распятие И. Христа" изображены вокруг креста в лицах семь таинств; особого внимания заслуживает изображение таинства брака: здесь художником отчетливо нарисованы богатые одежды жениха, невесты и поезжан свадьбы - парчовая ферязь, серебряные петлицы, монисты, драгоценные каменья, жемчуг и проч. украшения, бывшие в употреблении в XVII веке. Внизу иконы имеется следующая подпись: "лета 7190 (1682) поставил сей образ в соборной и апостольской церкви Преображения Спасителя по обещанию своему подьячий Никита Ведерицын, писал иконописец Стефан Казаринов".

Особенным уважением в городе пользуется икона "Спас Нерукотворенный"; ее носят во главе каждого крестного хода. По местному преданию, она была над въезжими воротами в город, которые назывались Спасскими.

Из церковной утвари от прежнего времени сохранились: 1) серебряные густо вызолоченные сосуды; в клеймах потира вырезаны без всяких теней изображения Спасителя, Богоматери, Иоанна Богослова, архистратига Михаила. арханг. Гавриила и в. муч. Георгия; над последним надпись: "агiос Георгiос"; на основании этой надписи предполагают, что эти сосуды сохранились со времени основателя храма; 2) воздухи, шитые золотом и серебром по атласу красному и желтому; приложены они были в Николо-Песношский монастырь в Дмитровском уезде Димитрием Яковлевым Чертевым в 7190 (1682) г.; как они попали в собор, неизвестно; 3) крест серебряный вызолоченный с мощами разных святых, устроенный в 1706 году; 4) деревянный старинный ковчег для хранения св. даров, свидетельствующий и о прежней бедности собора.

В настоящее время внутренность собора украшена вновь: вместо деревянного иконостаса устроен мраморный; пол сделан из подольского мрамора, стены расписаны в стиле тех украшений, какие по местам сохранились от прежнего времени.

Престол в нем ныне, как и прежде, один в честь Преображения Господня.

Современная утварь и ризница в удовлетворительном состоянии.

Причта по штату при соборе положено: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. На содержание его получается: 1) жалованья из государственного казначейства 539 руб. 73 коп.; 2) процентов с причтового капитала (4628 руб.) - 185 р.; 3) с арендаторов церковной земли - 400 р.; 4) арендной платы с двух водяных мельниц 280 руб.; 5) за землю в Горицком монастыре, уступленную под духовное училище - 40 руб.; 6) доходов по братской кружке до 1500 р., а всего до 1950 рублей в год. Домов церковных для причта нет.

Собору принадлежит земли: пахатной и частью покосной под лесом и под болотами по писцовым книгам 1778 г. 985 дес. 2243 квадр. сажени; земля эта находится в 25 верстах от города, а потому причт сдает ее с 2 мельницами по р. Кубре и Сабле в аренду за вышепоказанную плату, кроме коей получает еще с арендаторов натурою 41 четв. ржи, 36 четв. овса.

Приход при соборе, по клировым ведомостям, состоит из 57 душ муж. пола и 67 женского; все православные и живут в городе.

Школы и благотворительных учреждений при соборе нет.

В делах патриаршего казенного приказа сохранились сведения, что по писцовым книгам 135 и 136 (1627 и 28) г.г. причту Преображенского собора принадлежало в Новосельском стану 20 пустошей, в них четвертные пашни 350 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов 546 копен, лесу 32 десятины.

В 190 (1682) г. собор был освобожден от всякой дани в патриаршую казну, потому что все приходские люди в моровое поветрие померли и в 190 году в приходе не было ни одного двора.

Преображенская пл., 1

В 1730-х годах там, где находится Спасо-Преображенский собор, располагался внутренний двор гренадерской роты Преображенского полка. Этот полк часто посещала дочь Петра I Елизавета. Она была крестной матерью многих офицерских и солдатских детей, привозила им подарки.

В ночь с 24 на 25 ноября 1741 года Елизавета прибыла к преображенцам. После молитвы перед иконой Божией Матери она обратилась к солдатам с просьбой о поддержать её в совершении дворцового переворота. Елизаветой Петровной такая поддержка была получена, с солдатами она направилась к Зимнему дворцу перенимать власть у Анны Леопольдовны и малолетнего императора Ивана VI.

Уже через несколько дней после восшествия на престол в память об этих событиях новая императрица решила построить собор во имя Преображения Господня. Местом для него был выбран двор Преображенского полка. В июне 1743 года храм был заложен. Его проектирование начал архитектор М. Г. Земцов . После смерти зодчего 28 сентября 1743 года работу продолжил П. А. Трезини . В марте 1745 года императрица приказала:

"При строящейся каменной церкви на куполе и латернинах главы делать не против апробованного плана и фасада, но против глав, имеющихся в Москве на соборной церкви Успения пресвятой богородицы" [Цит. по: 1, с. 335].

В создании внутреннего убранства принимал участие Ф. Б. Растрелли . 5 августа 1754 года Спасо-Преображенский собор был освящён в присутствии императрицы. Кроме главного, здесь было ещё два придела: в честь Священномучеников Климента, папы Римского и Петра Александрийского, а также в честь Сергия Радонежского Чудотворца.

Большинство краеведческих источников указывают на то, что облик первого здания Спасо-Преображенского собора до сих пор не известен, так как все чертежи и рисунки утеряны. Но в альманахе "Религиозный Петербург" в 2004 году опубликованы проекты фасада Спасо-Преображенского собора и его иконостаса, датированные 1743-1744 годами. Точно известно, что этот храм стал первым пятикупольным. По повелению Елизаветы Петровны возродилась традиция строить пятиглавые храмы, тогда как до неё при Петре I строились церкви по европейской однокупольной системе.

Спасо-Преображенский собор был часто посещаем Елизаветой Петровной. 12 ноября 1796 года Павлом I он был назначен храмом всей гвардии.

8 августа 1825 года собор сгорел, но при пожаре из него успели вынести все святыни. Александром I было принято решение о скорейшем восстановлении здания, что было начато в 1827 году. Уже к зиме 1827 года году по проекту архитектора В. П. Стасова храм был восстановлен. Зодчему в работе помогали архитекторы Ф. П. Брюлло, М. Колль, художники А. Е. Егоров, Ф. И. Брандуков, А. И. Иванов и И. К. Шебуев.

5 августа 1829 года состоялось новое освящение собора, главный алтарь которого был освящён в честь праздника Преображения Господня. В этот день провели молебен по случаю перехода Российских войск за Балканы и взятие турецких крепостей и городов.

Храм был украшен деревянным резным пятиярусным иконостасом, напоминающим триумфальную арку. Резная сень в алтаре и царское место исполнены по рисункам Стасова. Бронзовая пятиярусная люстра создана мастером А. Дипнером.

На одной из башен собора в 1854 году установлены куранты, привезённые в Санкт-Петербург из Англии. Именно в таком виде Спасо-Преображенский собор дошёл до наших дней.

Новый Спасо-Преображенский собор стал одним из самых популярных в Санкт-Петербурге. Современники Стасова говорили, что в городе существуют два выдающихся сооружения - Казанский и Спасо-Преображенский соборы. За создание этого храма архитектору императором был подарен бриллиантовый перстень и 1 325 рублей, сэкономленных зодчим на сооружении ограды из стволов пушек.

Вокруг собора по проекту В. П. Стасова разбит сквер. Он окружён оградой, состоящей из дул 102 трофейных пушек. Эти пушки были взяты в плен в сражениях при Измаиле, Варне, Тульге и Силистрии в 1828-1829 годах. Таким образом ограда стала памятником героям русско-турецкой войны 1828 года.

Так как храм являлся собором всей гвардии, внутри него хранились многочисленные знамёна и другие трофеи, добытые в войне с Османской империей. По правую руку от входа располагались трофеи взятые в Европе, по левую - в Азии. Среди них - 488 полковых знамён, 16 флагов, 10 бунчуков, 1 булава, 2 жезла, захваченные в русско-турецкую кампанию 1828-1829 годов. В особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля Александра II, которая была на нём 1 марта 1881 года во время смертельного ранения при покушении. Собор был главным военным храмом Санкт-Петербурга.

Площадь вокруг храма носит связанное с ним название - Преображенская площадь.

В 1918 году Спасо-Преображенский собор стал приходским храмом. Военные трофеи были переданы в Артиллерийский музей. В 1950-м году они были переданы в Государственный Эрмитаж. Большинство икон и святынь были изъяты из храма в 1920-х годах. Главными святынями Спасо-Преображенского собора сегодня являются Нерукотворный Образ Спасителя и икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".

* Старый Спасо-Преображенский собор, сгоревший в 1825 г. - чертежи Пьетро Антонио Трезини, 1743 - 1744 (Архитектурная графика России.

Первая половина XVIII века. Собрание Эрмитажа. Научный каталог. Л., "Искусство" ЛО, 1981, с. 139-141, №№246-248. (S.P.)

Внутри храм был украшен ионическими пилястрами и лепкой. Московские мастера Кобылинские вырезали по эскизу зодчего Б. Растрелли золоченый пятиярусный иконостас и великолепную алтарную сень. Образа под смотрением И. Я. Вишнякова написал известный художник М. Л. Колокольников. В 1796 храм объявлен собором всей русской гвардии. К этому дню Николай I, который в престольный праздник всегда лично посещал собор, подарил ковчег и потир из яшмы, а также украшенные драгоценными камнями ризы.

По рисунку Стасова был сделан четырехъярусный белый с золотом иконостас - образа для него написали видные академики Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. К. Виги, Ф. П. Брюлло, А. Е. Егоров. Стены и своды по эскизу Шебуева расписали Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Безсонов.

В 1830 вокруг собора по проекту Стасова была начата ограда из трофейных турецких пушек, а перед воротами поставлены 12 орудий и два единорога. В Преображенье 1832 эту ограду освятил митрополит Серафим. В 1854 на башне собора установлены куранты, привезенные из Англии.
В 1850 переделками в соборе занимался В. П. Львов, который отделал пилоны искусственным мрамором. При ремонте в 1875 акад. Д. Н. Мартынов и Ф. М. Седов украсили паруса и стены новой фигуративно-орнаментальной росписью. В 1886 И. Б. Слупский выстроил в ограде часовню с витражами С. В. Постемского и образами кисти Антропова в иконостасе, сработанном в мастерской Игумнова. Осенью 1916 с восточной стороны планировалось начать по плану С. О. Овсянникова (хотя конкурс выиграли С. Б. и В. И. Савицкие) постройку отдельной усыпальницы для павших в Первую мировую войну офицеров, но осуществить проект помешала революция.

В 1831 вел. кн. Михаил Павлович подарил храму икону Божией Матери Иерусалимской с мощами св. Георгия Победоносца и частицей Креста Господня; в 1872 вел. кн. Николай Николаевич-старший - камень с горы Фавор, который позже вложили в икону "Преображение". Кроме того, в соборе хранился напрестольный крест-мощевик 1660 года и несколько вещей начала XVIII в. - серебряные кресты и чеканный потир. После смерти Александра I в собор была передана его икона Смоленской Божией Матери. В 1845 мастерская известного ювелира Ф. А. Верховцева изготовила великолепный оклад из серебра для напрестольного Евангелия, в 1859 - серебряную одежду для престола, весившую 10 пудов, а в 1865 - бронзовую гробницу для плащаницы.

Цитович Г. А. Храмы армии и флота. Пятигорск, 1913, с. 21-28 (паг. 1-я)

Спасо-Преображенский всей Гвардии собор.

Преображенский всей Гвардии собор расположен на площади Литейной части С.-Петербурга и был построен по воле Императрицы Елисаветы Петровны.

Первоначально церковь, заложенная 9-го июня 1743 года и построенная архитектором Трезином по образцу древних русских храмов (стоимостью в 50 тысяч рублей) в 1825 году, 8-го августа, сгорела. В 1829 году собор вновь был возобновлен архитектором Стасовым и 5-го августа того же года освящен Серафимом, митрополитом Новгородским и С.-Петербургским. Возобновление собора после пожара обошлось около 300 тысяч рублей.

С наружной стороны собор весьма сходствует с Св. Троицким собором Л.-Гв. Измайловского полка с тою только разницею, что по размерам значительно меньше последнего. Стиль собора можно отнести к римско-византийскому. Собор имеет вид двадцатичетырехгранного креста. Продольная ось этого креста от востока к западу имеет 19, а поперечная с севера на юг - 16 сажен. Высота собора от поверхности земли до верхней оконечности креста 19 1/2 сажен. К западной стороне собора примыкает портик длиною 7 саж., а шириною 2 1/2 саж. Портик состоит из пьедестала о четырех ступенях, четырех колонн ионического ордена, антаблемента и фронтона. На стенах, с наружной стороны, собор украшен кругом лепными рельефными библейскими изображениями и военными арматурами. На восточной же стене находится икона Преображения Господня, за зеркальным стеклом, писанная на медной доске (4x2 арш.).

Площадь собора, по Высочайше утвержденному плану архитектора Стасова, засажена деревьями и обнесена кругом эллипсовидною оградою, украшенною турецкими медными орудиями, поставленными стоймя, дулом вниз, по три орудия. Группы сих орудий соединены между собою цепями. В ограду ведут трое чугунных решетчатых ворот; на главных из них - западных поставлен золоченный крест, имеющий своим пьедесталом полумесяц. На паперти и вокруг здания собора размещены на лафетах 12 орудий. Орудия эти были подарены Императором Николаем I-м полякам для сооружения памятника польскому королю Владиславу, погибшему с войском под Варною. Когда же поляки, во время мятежа 1831 года, стали употреблять эти пушки против русских, - пушки были отняты гвардейцами и подарены затем Государем гвардейским войскам.

Внутренность храма имеет вид креста и отличается изящною отделкою; посредине его стоят четыре большие осьмигранные, облицованные под белый мрамор, колонны, поддерживающие главный купол. В парусах этого купола - четыре евангелиста, написанные масляными красками; над парусами, в кольце купола, надпись золотыми буквами, вязью: "Господи Боже Израилев, несть Бог, яко же Ты на небеси горе и на земли низу. Да будут очи Твои отверзты на дом сей день и нощь, еже услышати молитву людей Твоих; елико аще помолятся на месте сем и Ты услышиши на небеси и сотвориши и милостив будеши им". В простенках между окнами купола написаны, на медных досках, масляными красками, во весь рост, восемь ангелов, держащих по одному из крестных орудий страстей Христовых. Свод большого купола, а также и малых куполов разделаны под цвет облачного и голубого неба. Арки собора украшены живописью, масляными красками. Пол плиточный, исключая главного алтаря, где, с 1850 года, пол паркетный.

Три алтаря собора расположены впереди средних больших колонн в одну линию.

Главный алтарь Преображения Господня - в средине; на северной стороне - Св. священномученников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского; на южной же - Св. Сергия Радонежского чудотворца.

Иконостас в главном алтаре Преображения Господня - четырехъярусный, украшенный, по белому фону, золоченною резьбой. Нижний ярус состоит из шести пилястр коринфского ордена, расположенных частью по дуге полукруга, в которой находятся царские врата и два местных образа, и частью в прямом направлении, в котором расположены северные и южные двери. Царские врата - резные, ажурные, золоченные; в них четыре овальных иконы: 1) Благовещения Пр. Богородицы, 2) Архангела Гавриила, 3) Евангелистов - Иоанна и Марка и 4) Евангелистов - Луки и Матфея, - в серебряно-вызолоченных ризах, золоченных рамах и за зеркальными стеклами.

Иконы во всех трех ярусах иконостаса писаны на холсте знаменитыми художниками: Мартыновым и Кольчугиным.

В алтаре над Св. престолом стоит деревянная вызолоченная сень, состоящая из прорезного купола, поддерживаемого восемью колоннами коринфского ордена. За престолом, на горнем месте, помещены, в двух золоченных пилястрах, иконы: внизу - Преображения Господня, а над нею - Господа Саваофа, писанные - первая на доске, а вторая - на полотне.

В приделе Св. Климента и Петра над Св. престолом сень из балдахина, бывшего при погребении Императрицы Елисаветы Петровны. Прежде и в приделе преподобного Сергия над Св. престолом была сень, состоявшая из балдахина, бывшего при погребении Императора Александра I-го, но эта сень была взята из собора в печальную процессию, при погребении наследника цесаревича Великого Князя Николая Александровича, и с того времени в собор не возвращена. За престолами, на горнем месте, в обоих приделах стоят иконы Божией Матери, в больших вызолоченных с колоннами киотах, за зеркальными стеклами и в серебряно-вызолоченных ризах.

В соборе находится очень много достопримечательных вещей священных и не священных: 1) Серебряно-вызолоченной престол главного алтаря, с чеканными изображениями на лицевой стороне: Распятия на кресте Господа Нашего Иисуса Христа, украшенного бриллиантами; с правой стороны: Преображение Господне, с левой: моление Спасителя в саду Гефсиманском, на западной стороне: Тайной вечери; на верхней доске: изображение положения во гроб Иисуса Христа резной работы. Весу в нем серебра 10 пуд. 1 фун. 55 золотников. Престол сей устроен в 1859 году усердием купеческой дочери Матроны Смирновой. Стоимость престола определяется в 18.000 рублей.

2) Ковчег времен Императрицы Елисаветы Петровны, бывший при основании Преображенского собора. Ковчег этот круглый, бронзо-вызолоченный, на 8-ми колоннах.

3) Ковчег из яшмы, верх палевого, а низ серо-фиолетового цвета, на 12-ти колоннах розового агата, с серебряными капителями. Ковчег этот пожалован Государем Императором Николаем Павловичем 1829 года, 5-го августа, к освящению возобновленного после пожара Преображенского собора. Оценен в 4114 рублей.

4) Крест напрестольный, осьмиконечный, серебряно-вызолоченный, корсунской работы, со святыми мощами, украшен разноцветною эмалью и натуральными каменьями, вокруг обложен жемчугом. Длина креста - 9 вершков, а в поперечнике - 4 вершка. Крест этот, как видно из надписи на нем, сделан повелением царя Алексия Михайловича и супруги его благоверной царицы Марии Ильинишны в соборную церковь Рождества Пречистой Богородицы, что у них, государей, на сенях лето 1660, августа в 20 день.

5) Крест напрестольный, серебряно-вызолоченный, обложен калчедановыми каменьями; все священные изображения и украшения на нем сделаны чернетью. Крест сей из Запорожской Сечи.

6) Евангелие, в лист, - корешок и задняя сторона его обложены золотым глазетом, а лицевая сторона - серебряно-вызолоченною доскою, на которой пять круглых накладок, с гравированными изображениями: Воскресения Христова и четырех евангелистов. Накладки эти украшены вокруг средним жемчугом и шестнадцатью разноцветными камнями. По краям верхней доски этого евангелия находится надпись: "1704 года, декабря 4, построено сие евангелие при великом Государе, царе и великом князе Петре Алексеевиче и всея великия и малыя и белыя россии самодержце, в 23 лето царства его, при сыне его Государеве, благородном царевиче и великом князе Алексие Петровиче, в 15 лето от рождения его. А строила сие евангелие тетка его, Государева, великая княжна Татьяна Михайловна, в собор Рождества Пресвятыя Богородицы, что вверху, из церковнаго той же церкви серебра, при протопопе того собора Науме Федотове".

7) Евангелие в пол-листа, печатано в Киево-Печерской Лавре 1746 года, в царствование Императрицы Елисаветы Петровны. Евангелие сие поднесено было Евгением, Митрополитом Киевским и Галицким, Императору Николаю I-му в день его коронования, а Государь Николай Павлович соизволил пожаловать в тот же день коронации, 20 августа 1826 года, в Преображенский собор, через командира генерал-адъютанта Исленьева.

8) Евангелие большое, в Александрийский лист, обложено с обеих сторон вызолоченным серебром, на котором все священные изображения и украшения чеканной работы. На этом евангелии находится 2628 бриллиантов, весу 112 карат; 3224 розы и 78 рубинов, весу 5/8 карат, золоченного серебра 60 фунтов. Ценность его определяется в 18.000 рублей. Евангелие сие устроено усердием С.-Петербургских купцов: Стефана Васильевича Васильева и Николая Феодоровича Федорова в 1845 году 6-го августа.

9) Потир из зеленой яшмы, 7 1/2 вершков вышины, внутри обложен золотом. Утварь сия пожалована Преображенскому собору в день освящения его после пожара, 5-го августа 1829 года, Императрицею Александрой Феодоровною; оценивается в 1694 рубля.

10) Плащаница сребро-бронзовая. Изображение Спасителя писано на холсте в бронзово-вызолоченной раме, на коей слова: "Благообразный Иосиф" ... и пр. серебряные матовые; сооружена плащаница иждивением С.-Петербургской купеческой дочери Матроны Семеновны Смирновой. Стоимость плащаницы 5500 рублей.

11) Икона Курской Божией Матери, в серебряно-вызолоченной ризе, с чернетью, украшена драгоценными камнями. Икона эта списана с чудотворного образа, предназначена была курскими гражданами в дар русскому воинству, подвизавшемуся на защиту отечества, во время нашествия на Россию Наполеона в 1812 году, и поднесена в день сражения под Малым-Ярославцем главнокомандующему князю Кутузову-Смоленскому.

12) Икона Св. Николая Чудотворца, длиною 14, а шириною 12 вершков, в серебряно-вызолоченной и украшенной разноцветными камнями ризе. Икона эта завещана Преображенскому всей Гвардии собору генерал-адъютантом Карлом Ивановичем Бистромом. Икона эта сопутствовала ему при взятии крепости Варны и в польскую кампанию 1831 г. Достопримечательна эта икона еще тем, что, когда польские мятежники отбили фургон, в котором хранились, как имущество генерала Бистрома, так и эта икона, то все имущество было расхищено, а икона возвращена в целости.

13) Икона Иерусалимской Божией Матери, небольшого размера, греческого письма, с двунадесятыми праздниками, с мощами Св. Георгия Победоносца, в серебряно-вызолоченном киоте. Образ этот прислан был от патриарха Иерусалимского, с гроба Господня, в Новгородский Юрьевский монастырь архимандриту Фотию, который сею иконою благословил Великого Князя Михаила Павловича во время похода против польских мятежников 19 апреля 1831 года.

14) Икона Смоленской Божией Матери, в серебряно-вызолоченной ризе, небольшого размера. Икона сия завещана Преображенскому собору в Бозе почившим Императором Александром I-м.

15) Икона Преображения Господня, писанная на дереве, росшем на горе Фаворе, со вложенным в нее небольшим куском камня от скалы сей горы. Икона сия получена Его Императорским Высочеством Великим Князем Сергием Александровичем от настоятеля греческого монастыря на Фаворе, во время посещения Его Высочеством этого священного места, 28 сентября 1888 года, и пожалована им в Преображенский собор на хранение и с тем, чтобы эти святыни каждогодно выносились 5-го и 6-го августа при богослужениях, для поклонения им чинов полка.

Кроме сего, в ризнице собора много облачений, пожалованных Высочайшими Особами.

Из несвященных предметов достойны внимания:

1) Преображенские мундиры Императоров: Александра I-го, Николая I-го и Александра II-го, хранящиеся за стеклом в особых резных, орехового дерева, ящиках, в виде аналоя.

2) Две сабли, в Бозе почивших: Императора Александра II-го и Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Павловича. Первая сабля замечательна тем, что была на Его Величестве в день страдальческой его кончины и обагрена царственно-мученическою кровью; а вторая - по своему украшению, оцениваемому до 40.000 рублей.

3) Ключ от крепости Модлина на Георгиевской ленте, Всемилостивейше пожалованный Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Павловичу 6 октября 1831 г., а Его Высочеством завещан на хранение в Преображенский всей Гвардии собор. Ключ сей хранится в особо устроенном ковчеге.

4) Богемский кубок, с крышкою, серебряно-вызолоченный и украшенный дорогими саксонскими каменьями. Кубок этот поднесен был в 1813 году графу Остерману-Толстому жителями Богемии, в память Кульмской битвы. По верхнему краю кубка, кругом, сделана надпись выпуклыми из каменьев буквами: "За Богом молитва, за Царем служба не пропадает". На кубке вырезаны фамилии полковых командиров, в Кульмском деле участвовавших, и обер-офицеров, лишившихся при этом жизни. По Высочайшей воле Императора Александра I-го, выраженной в рескрипте Его Величества командиру 1-й Гвардейской пехотной дивизии барону Розену, 21 февраля 1817 года, кубок сей подается с того времени каждый великий пост, в Преображенском соборе, нижним воинским чинам с теплотою, после приобщения их Святых Таин.
5) Полковые знамена. 9-ть Л.-Гв. Преображенского полка, с Андреевскими лентами, Георгиевскими крестами и бронзо-вызолоченными орлами. 6 из этих знамен - старые, прежних времен, а 3 новые настоящего времени. И 3 знамени Л.-Гв. Преображенского резервного полка.

6) Военные трофеи, завоеванные нашими войсками у турок в царствование Императора Николая I. Трофеи эти размещены в соборе довольно изящно, по рисунку архитектора Стасова. Трофеев очень много и разнообразны, и именно: 488 знамен, 3 значка, 16 флагов, 10 бунчуков, 1 булава, 2 жезла, 12 замков и 65 ключей от разных крепостей Европейской и Азиатской Турции.

7) Список имен и фамилий гг. штаб и обер-офицеров Л.-Гв. Преображенского полка, убитых в разных сражениях, начиная с 1702 года и кончая последнею Турецкою войною 1877 и 1878 годов. Список этот отгравирован на бронзо-вызолоченной доске, помещенной в главном приделе, на большой колонне у правого клироса.

Приход Преображенского собора составляют: кроме воинских чинов Л.-Гв. Преображенского полка, еще и обыватели местности, имеющей границами улицы - Литейную, Малую Итальянскую и Кирочную. Количество душ, составляющих приход, с точностью определить нет возможности, потому что народонаселение прихода с каждым годом изменяется; исповедные росписи только и могут служить единственным средством хотя приблизительно определить число душ, составляющих приход Преображенского собора. А таких прихожан по исповедным росписям значится около 4000 обоих полов. С 1871 года при соборе открыто "Общество вспоможения бедным в приходе Преображенского собора". В последнее время при соборе еще открыты: читальня имени Александра III, дешевая столовая и богадельня на 60 престарелых женщин.

По штату при соборе положены: протоиерей-настоятель, протоиерей-сакелларий, два священника, протодиакон и четыре псаломщика. Для всего причта имеется на собственной земле пятиэтажный церковный дом, построенный в 1839 году.

Поводом, послужившим к повелению соорудить церковь, было восшествие Ее на родительский престол. Обстоятельства же ее восшествия на престол были следующие: 1741 года, в ночь на 25-е ноября дочь Петра Великого Елисавета Петровна вознамеривалась возвратить незаконно похищенный у нее престол. При наступлении сей решительной минуты, она упала на колени пред образом Богоматери и два часа со слезами молилась о даровании ей короны. Затем, успокоившись немного, цесаревна надела под платье латы, возложила на себя орден Св. Екатерины, взяла в руки большой серебряный крест и, в полночь, несмотря на весьма сильный холод и ненастье, села в сани и отправилась из своего дворца с преданными ей: камергером М. В. Воронцовым, камер-юнкерами - Петром и Александром Шуваловыми, Алексеем Разумовским, В. Ф. Салтыковым и другими. Сани быстро проехали по пустынным Петербургским улицам, прямо к полковому двору Л.-Гв. Преображенского полка (на место, где ныне собор). Несколько гренадер с нетерпением ждали на полковом дворе приезда Елисаветы Петровны. Увидев ее, они бросились в казармы, скликая солдат проворней собираться к нашей матушке цесаревне. Без шума, в несколько минут сбежалась почти половина гренадерской роты; некоторые из них знали, в чем дело и для чего их зовут. Цесаревна начала краткую, но сильную речь. "Вы знаете, ребята", - говорила цесаревна: "кто я и чья я дочь? Родители мои трудились, заводили регулярство, наживали великое сокровище многими трудами, а ныне все это расхищено. Отечество напрасно разоряется". В заключение цесаревна сказала, что она намерена возвратить незаконно похищенный у нее престол, и что в этом, после Бога, она возлагает надежду на любезных ей преображенцев. Громкое "ура" огласило темные и закоптелые казармы преображенцев. Солдаты присягнули новой Императрице, целуя серебряный крест и ее руку. Затем вся рота, в составе 360 человек, двинулась к Зимнему дворцу, где и офицеры и солдаты не поколебались предоставить Елисавете Петровне действовать, как она хочет. Чрез несколько дней, по восшествии своем на престол, именно 7 декабря 1741 года, Императрица Елисавета Петровна посетила полковой двор гренадерской роты Л.-Гв. Преображенского полка и тогда же изъявила свое желание и волю - соорудить на этом месте храм в знак усерднейшего благодарения Господу Богу за Его великую милость.

Орудия эти взяты в войну с турками в 1828 и 1829 года из крепостей Варны и др.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.