Суточный богослужебный круг. Суточный круг богослужений

И еврейскому лунному календарю принято отсчитывать с вечера - примерно с момента захода солнца за горизонт . По византийскому времяисчислению, сутки делятся на 12 дневных часов (от рассвета до заката) и на 12 - ночных (от заката до рассвета) часов, которые группируются в 4 дневные стра́жи и в 4 - ночные стра́жи .

Суточный круг состоит из следующих богослужений:

  • Малая вечерня - первое богослужение наступающего дня, совершаться может перед великой вечерней (незадолго до захода солнца), только когда есть всенощное бдение . В обычной приходской практике РПЦ почти никогда не совершается. В престольный праздник на малой вечерне в некоторых храмах (например, в Храме Живоначальной Троицы в Останкино) совершается акафист храмовому празднику.
  • Вечерня . Обычно начинает череду богослужений каждого дня. Однако отдельные молитвы начала вечерни относятся ещё к предыдущему (уходящему) дню, например, прокимен великий. Во время всенощных бдений к великой вечерни (или к великому повечерию) должна присоединяться особая служба:
  • Повечерие может быть либо великим либо малым. Исключается при совершении всенощного бдения. Иногда вычитывается келейно (в домашних молитвах). На светлой седмице заменяется пасхальным часом . В приходской практике совершается редко после вечерни и ужина.
  • Полунощница бывает вседневной, субботней, праздничной, воскресной и пасхальной. Так же, как и повечерие, исключается при совершении всенощного бдения, иногда вычитывается келейно, и на светлой седмице заменяется пасхальным часом. На приходах обычно совершается только пасхальная полунощница один раз в году (в пасхальную ночь). В монастырях полунощница часто соединяется с братским молебном в начале дня. В нынешнее время полунощница заменяется молитвами на сон грядущим и молитвами утренними . У христиан-старообрядцев в практике мирян осталось совершение полунощницы утром и повечерницы - вечером.
  • Утреня - самая продолжительная служба суточного круга - в эпоху гонений ночное и утреннее богослужение христиан было самым безопасным. В настоящее время утреня может быть вседневной, шестеричной, славословной, полиелейной, бденной, аллилуйной (чаще - великопостной), пасхальной, заупокойной. Несмотря на своё название, утреня в современной богослужебной практике РПЦ значительно чаще совершается не утром, а вечером - непосредственно присоединяясь к вечерне (или к литии), а к утрени примыкает Первый час. В утреннее время утреня служится: 1) если её не получилось отслужить с вечера, 2) Великим постом, 3) в некоторых монастырях регулярно, в соответствии с древней традицией.
  • Часы :
    • Первый час. Соответствует нашим 7 часам утра - освящает молитвой наступивший день, вспоминается ночная молитва Спасителя, непрестанное ангельское славословие и предстояние Господа Иисуса Христа на суде Каиафы .
    • Третий час - 9 часов утра - воспоминается суд Пилата над Христом и сошествие Святого Духа на апостолов .
    • Шестой час - полдень, 12 часов дня - воспоминается грехопадение Адама и Распятие Иисуса Христа .
    • Девятый час - 15 часов дня - вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа.
  • Междочасия совершаться могут только в будние дни Петрова , Успенского и Рождественского постов ,
    • Междочасие первого часа,
    • Междочасие третьего часа,
    • Междочасие шестого часа,
    • Междочасие девятого часа.

Литургия так же может совершаться только один раз в сутки, но стоит особняком, как бы вне времени - не входит в суточный круг богослужения, хотя и является его вершиной. Литургия служится либо после Шестого часа, либо в соединении с вечерней (при этом первая часть вечерни заменяет собою первую часть Литургии оглашенных - Изобразительны . Литургия Преждеосвященных Даров всегда соединяется с вечерней. На аллилуйных службах (обычно в Великом посту) изобразительны совершаются отдельно от Литургии (сразу после Девятого часа), а в некоторые дни Литургия совсем не положена. После полной Божественной Литургии по уставу полагается совершать трапезу с Чином о панагии . В дни поста, когда Литургии не полагалось, первая трапеза в древних египетских монастырях совершалась только после Девятого часа (трёх часов дня) и даже после захода солнца.

Суточный богослужебный круг сформировался в монастырях Востока к VI веку . Первоначально каждая из служб суточного круга в монастырях и у отшельников совершались раздельно, в положенное для каждой из них время. Впоследствии, для удобства верующих, они были объединены в три общественных богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

  • Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
  • Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.
  • Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется

Су́точный богослуже́бный кру́г в православии - череда богослужений, совершаемых на протяжении суток.

Согласно Уставу, суточный круг состоит из следующих богослужений:

Повечерие

Полунощница - служба, предназначенная для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду; призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного суда, который придёт внезапно, как «жених в полунощи» согласно притчи о десяти девах.

Первый час - соответствующий общепринятому седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.

Третий час - соответствует девятому часу утра, напоминает молящимся о сошествии Святого Духа на апостолов.

Шестой час - соответствует двенадцатому часу дня, напоминает молящимся о распятии Господа нашего Иисуса Христа.

Девятый час - соответствует третьему по полудни - воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа; в рамках суточного круга завершает его.

Между часами совершается междочасие (в современной практике это происходит только в некоторых монастырях в простые седмичные дни). Междочасие состоит из чтения трёх псалмов, тропарей, молитвы святителя Василия Великого и отпуста.

Сформировался в монастырях Востока к IV веку; первоначально службы в монастырях и у отшельников совершались раздельно, в положенное для каждой из них время. Впоследствии, для удобства верующих, они были объединены в три общественных богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

В современной (с конца XIX) практике Русской Церкви повечерие и полунощница служатся обычно келейно монашествующими; в монастырях полунощница часто соединяется с братским молебном в начале дня. У православных христиан-старообрядцев в практике мирян осталось совершение полунощницы утром и повечерницы - вечером.

Божественная литургия является главным богослужением. На ней воспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и совершается таинство святого Причащения, установленное Им на тайной вечери. Литургия служится утром.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

Нетрадиционные материалы для письма

Как уже отмечалось, определение понятия документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают существенное влияние на процессы создания, передачи, хранения и использования документированной информации. Согласно “ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения”, носитель документированной информации – это “материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде”.

Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда – непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности – одной из первых информационных технологий – стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесная кора, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. В Древней Греции и Риме для этих целей иногда использовались деревянные дощечки, покрытые слоем воска, металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии – медные пластины, а в Древнем Китае – бронзовые вазы, шелк. На территории Древней Руси писали на коре березы – берёсте. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берёсты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались либо обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики, либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера91.

Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалённых уголках России даже в 18 веке иногда писали на берёсте. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты “Партизанская правда”, напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечественной войны.

Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение стало одним из важнейших достижений египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной до 6 м и шириной до 30 см. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости папируса, запись на нем обычно велась с одной стороны и хранили его в виде свитка. Последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале 20 в.

Другим материалом, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент. В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в 15 столетии, а до этого его привозили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был гораздо прочнее и долговечнее папируса. Вместе с тем пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный недостаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

1. Круг суточного богослужения

Еще в Ветхом Завете установлено было освящать церковной молитвой определенные часы дня. Этот обычай перешел и в христианство. Служб, предназначенных св. Церковью для общественной молитвы и совершающихся каждый день в положенные часы, всего девять: 1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Час первый, 6) Час третий, 7) Час шестый, 8) Час девятый и 9) Божественная литургия. Эти службы и составляют круг суточного богослужения и называются «повседневными». В каждой из этих служб развивается определенная мысль, связанная с особыми священными воспоминаниями.

Церковно–богослужебные сутки, по древнему обычаю, начинаются с вечера. Поэтому и круг суточного богослужения начинается Вечерней.

Вечерней называется то богослужение, которое совершается под конец дня, вечером, в благодарность за истекший день и в освящение наступающей ночи. Она начинается чтением предначинательного псалма 103–го, в котором прославляется премудрость Творца вселенной и состоит из молений о всех членах Церкви и их нуждах, из чтения псалмов и пения стихов с мольбой Богу об услышании нас и прославления Господа Иисуса Христа, Божией Матери и святых, из прошений о различных духовных благах и заканчивается молитвой Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши…», а иногда и молитвой, содержащей Архангелово приветствие Пресвятой Деве Марии «Богородице Дево, радуйся…» Таким образом, вечерня напоминает нам времена Ветхого Завета, начавшиеся сотворением мiра и окончившиеся рождением в мiр Спасителя мiра.

Повечерие совершается перед отходом ко сну и состоит из чтения псалмов и молитвословий, в которых испрашивается у Бога прощение грехов, помощь и заступление от врагов видимых и невидимых, ищущих уловить наши души и особенно опасных во время сна, Символа Веры, молитвы Богородице «Нескверная, Неблазная…» и Христу Спасителю о благословении нам, «на сон грядущим». Совершается повечерие в более поздние часы, после Вечерни. Оно бывает Великое и Малое. Великое Повечерие совершается только в Великом посту, а также накануне праздников Рождества Христова, Богоявления и Благовещения (когда оно приходится в седмичные дни Великого поста). Малое Повечерие совершается в течение всего года.

Полунощница - богослужение, которое должно совершаться в полночь или, во всяком случае, еще задолго до утреннего рассвета, до Утрени. Так как в притче о десяти девах Господь Иисус Христос изобразил Себя под образом жениха, пришедшего в полночь, то христиане имели обычай освящать этот час молитвой, чтобы встретить Господа, подобно мудрым девам, бдящими. Кроме того, полночь священна для христианина по воспоминанию о том, что Господь в это время скорбел и тужил в саду Гефсиманском до кровавого пота, был предан вероломным Иудою и подвергся горьким оскорблениям на суде у первосвященника. Полунощница состоит из чтения покаянного псалма 50–го и псалма 118–го, который изображает блаженство людей непорочных, из Символа веры, песни «Се жених грядет в полунощи…» и молений за умерших. Таким образом, полунощница располагает нас к покаянию, постоянному хранению закона Господня и духовному бодрствованию в ожидании нечаянного Второго пришествия Христова.

Утреня - богослужение, которое совершается рано утром, еще до восхода солнца. Она располагает молящихся к благодарению Господа за успокоение во время истекшей ночи и за дарование наступающего дня, а также напоминает о явлении Спасителя в мир и о воскресении Христовом. Начинается утреня молением о Царе и состоит затем из чтения шести псалмов, изображающих собеседование души человеческой с Богом, моления о благосостоянии Церкви Божией и всех ее членов, чтения кафизм, прославления Бога и святых Его в тропарях, седальнах и канонах, хвалитных псалмах и Великом славословии и, в заключение, из прошений о различных духовных благах.

Часами первым, третьим, шестым и девятым называются молитвословия, составленные по одному и тому же типу: начальные молитвы, три псалма, имеющие отношение к воспоминаемому событию, тропарь, богородичен, общая заключительная молитва всех часов, повечерия и полунощницы «Иже на всякое время и на всякий час…», и особая заключительная молитва в конце каждого часа. Час первый, по принятому доселе на Востоке счислению, соответствует 7–му часу утра по нашему счислению, Третий час 9–ому часу утра, Шестой час 12–ти часам дня и Девятый час 3–ем часам пополудни. В первый час мы прославляем Бога за дарование нам света чувственного, ибо в этом часу восходит солнце; в третий час вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой час распятие Господа Иисуса Христа и в девятый час - крестная смерть Его.

Божественная литургия есть средоточие, главная служба всего суточного круга, по отношению к которой все остальные службы являются как бы только приготовлением для достойного ее совершения и приобщения святых Таин Христовых. Поэтому священнослужитель, желающий совершить Божественную литургию, обязуется, по церковным правилам, отслужить или, по крайней мере, хотя бы только выслушать или прочесть дома все остальные службы суточного круга.

В начале все эти службы, особенно в монастырях, совершались отдельно, каждая в свое, положенное ей время суток. Но впоследствии, для удобства верующих, занятых повседневными житейскими трудами, они стали группироваться в три группы: вечером - Девятый час, Вечерня и Повечерие, рано утром - Полунощница, Утреня и Час первый, днем в предобеденное время - Часы третий, шестой и Божественная литургия. Порядок этот несколько видоизменяется Великим постом, когда по Уставу Девятый час и Вечерня предшествуют совершению Божественной литургии. Накануне Великих праздников совершается Всенощное бдение, состоящее из Вечерни, Утрени и Первого часа. В случае совершения Всенощного бдения, перед ним служится Девятый час и Малая вечерня, представляющая собой сокращение Великой вечерни, а Повечерие и Полунощница совершенно отпадают, поскольку для них, если бдение действительно происходит в течение всей ночи, не остается времени. В настоящее время по немощи людской и небрежению Всенощное бдение сохранило лишь свое название, а по продолжительности своей далеко не захватывает и половины ночи, ибо в мiрских храмах продолжается нередко всего полтора или два часа.

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Характер суточного богослужения по Иерусалимскому уставу В противоположность Студийским уставам Иерусалимские дают однообразный и тождественный с нынешним строй вечерни и утрени. Хотя это объясняется отчасти и более поздним возрастом этих уставов, но если принять во

Из книги Азы православия автора Слепинин Константин

Суточный круг церковного богослужения Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом.В православном

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

23. Круг замкнулся Итак, круг замкнулся. Вместо прежнего неудавшегося объединения интернационалистов всех стран происходит всемирное объединение националистов на общей для них почве “древнего оккультного ведического знания”. И неважно, в чем оно проявляется - в

Из книги Кем был Иисус из Назарета? автора Ястребов Глеб Гарриевич

3. Узкий круг Рассмотрим теперь внимательнее, кто входил в этот узкий круг. В первую очередь это Симон Пётр - самый близкий ученик, самый близкий друг и товарищ. В Мф 16:17 Иисус называет его «Вариона». За греческим Вариона стоит, скорее всего, не арамейское Бар Йона («сын

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Литургика автора Керн Киприан

А. Развитие Суточного Круга Здесь, больше чем в каком-либо ином из циклов, преобладает по сие время ветхозаветная традиция. Синагогальное богослужение наложило свой очень заметный отпечаток на этот строй жизни Церкви.В апостольский период, согласно Деяниям Апостольским,

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

152. Чтения на богослужениях вне суточного круга Когда богослужение совершается для конкретных людей или по поводу их конкретных молений (а эти службы могут совершаться практически в любое время суток независимо от богослужений суточного круга), то смысл чтения

Из книги Таинство, слово и образ автора Мень Александр

V. СХЕМА СУТОЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕI. Вечерня1. Предначинательный псалом (Пс. 103). Каждение храма2. Великая ектения («Миром Господу помолимся…»)3. Антифон (Пс. 1, «Блажен муж…»). Малая ектения4. Пс. 140 («Господи воззвах…»). Каждение храма. Стихиры. Догматик5. Вход

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

2. Круг седмичного богослужения Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий суточного круга, в состав богослужения вводятся еще изменяемые молитвословия, находящиеся в связи с воспоминаниями, которые Церковь связывает с каждым днем седмицы.В первый день седмицы

Из книги Бог в «Хижине» История зла и искупления, которая изменила мир автора Олсон Роджер

3. Круг годового богослужения. Каждый день в году, каждое число, каждого из 12 месяцев года, посвящен воспоминанию или каких?либо священных событий, дорогих сердцу христианина, или памяти различных святых. Установленные в честь этих событий и лиц особые молитвословия,

Из книги Лучшие притчи дзэн [Обычные истории о людях необы­чайных] автора Маслов Алексей Александрович

13. Круг вседневного богослужения В круг вседневного богослужения, входят следующие 9–ть служб: 1. Девятый час, 2. Вечерня, 3. Повечерие малое (Великим постом Великое), 4. Полунощница, 5. Утреня, 6. Первый час, 7. Третий час, 8. Шестой час и 9. Божественная литургия, заменяемая иногда

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Круг любви Как показано в «Хижине», Бог - это «круг любви». Внутри него нет иерархии или борьбы за власть. Иерархия - человеческая конструкция, следствие грехопадения. Когда Мак спрашивает, есть ли «босс» среди трех Лиц Троицы, Бог выражает недоумение. Когда Мак

Из книги Заповедники души автора Егорова Елена Николаевна

Нарисованный круг Приход созерцания Три чаньских наставника Наньцюань, Гуйцзун и Магу договорились вместе отправиться с ритуальным визитом к гоши (буддийскому наставнику императора) Наньян Хуэйчжуну. Перед тем, как отправиться в путь, наставник Наньцюань начертил на

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Службы суточного круга (Office, Daily ). Ежедневные богослужения, предписываемые Католической, Англиканской и Лютеранской церквями. Во многих европейских языках служба обозначается производными от лат. officium, означающего выполнение долга, под к-рым подразумевается

Из книги автора

Круг любви 1 Воскресший Иисус Христос Объемлет Землю Вселюбовью. Сердца людей, листва берёз - Всё – всё живое дышит новью Её лучей. Мы ждём любви, Торопимся к ней на свиданье… Но демон – змей наш мир обвил, Посеял страсти и

Из книги автора

Службы суточного круга Суточным кругом богослужения называются те службы, которые совершаются ежедневно в течение суток. Это вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час. Божественная Литургия, которая обычно служится после


О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ

Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия.

По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера - вечернею.

Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе , соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе , соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения , установленное Самим Спасителем на тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное .

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».


НАГЛЯДНАЯ СХЕМА СУТОЧНОГО КРУГА БОГОСЛУЖЕНИЯ


Вечер
1. Девятый час - (3 часа дня)
2. Вечерня
3. Повечерие

Утро
1. Полунощница - (12 часов ночи)
2. Утреня
3. Первый час - (7 часов утра)

День
1. Третий час - (9 часов утра)
2. Шестой час - (12 часов дня)
3. Литургия

СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ
порядок православных служб, совершаемых в церкви в течение суток. Суточных богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная литургия.
По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера - вечерней. Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службой мы благодарим Бога за проходящий день.
Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и дарования нам, на сон грядущим (идущим), покоя телу и душе и сохранения нас от козней диавола во время сна.
Полунощница - служба, предназначенная для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притче о десяти девах.
Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.
Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.
На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.
Божественная литургия есть самое главное богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство св. Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечере. Литургия служится утром, перед обедом.
Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, они были соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
Вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.
Дневное - из третьего и шестого часов и литургии.
Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое богослужение называется всенощным бдением (всенощной), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит «бодрствование».

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ" в других словарях:

    В православии череда богослужений, совершаемых на протяжении суток. Согласно Уставу, суточный круг состоит из следующих богослужений: Вечерня Повечерие Полунощница служба, предназначенная для совершения в полночь, в воспоминание… … Википедия

    БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ - принятое в литургике наименование временных циклов богослужений. В христ. Церкви существуют 4 Б. к. суточный, седмичный и 2 годовых (подвижный и неподвижный). В суточный круг богослужения входят службы, к рые должны совершаться ежедневно в… … Православная энциклопедия

    БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ, совокупность служб общественного богослужения (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве). В богослужебном Уставе Православной Церкви различаются три цикла церковного богослужения: суточный (или дневной), седмичный (недельный) и… … Энциклопедический словарь

    Восточно сирийский (в русской литературе часто восточно сирский) богослужебный обряд богослужебный обряд, сохранившийся в долхалкидонской Ассирийской церкви Востока и в некоторых отделившихся от неё Восточнокатолических церквах… … Википедия

    АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) - литургический тип (см. Литургические семьи), принятый в древности в Александрийской Церкви. Возможно, истоки его находятся в молитвенном чине егип. иудеев. А. б. выросло в атмосфере утонченной интеллектуальной жизни грекоязычной Александрии, с ее … Православная энциклопедия

    Маронитский обряд один из восточных литургических обрядов, используемый в богослужении Маронитской католической церкви. Вместе с западно сирийским обрядом принадлежит к западно сирийской группе антиохийской литургической традиции.… … Википедия

    ЧАСЫ (греч. horai): 1) любое богослужение суточного круга ([литургический или канонический] час; отсюда названия книг, содержащих соответствующие чинопоследования: «Часослов (см. ЧАСОСЛОВ)», «Литургия Часов (см. ЛИТУРГИЯ ЧАСОВ) »). В этой связи… … Энциклопедический словарь

    - (также иногда называется миланским обрядом, лат. ritus Ambrosianus) один из латинских западных литургических обрядов, используется в архиепархии Милана (за исключением Монцы), а также в более 100 приходах епархий Павии, Бергамо (обе… … Википедия

    СВ. (ок. 480 547?), родоначальник западного монашества. Родился в Нурсии, городке в Сабинских горах в Умбрии, Италия, ок. 480; умер в Монте Кассино ок. 547. Два главных источника сведений о жизни и служении св. Бенедикта вторая книга… … Энциклопедия Кольера

    АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ - [греч. ̓Αποστολικὴ παράδοσις], в широком смысле часть Свящ. Предания, в церковно научной лит ре и патрологии предполагаемое ядро целого ряда литургико канонических памятников, к рое дает подробную картину устройства церковной жизни III в.,… … Православная энциклопедия

Книги

  • Псалмы из богослужений суточного круга, изъясненные Евфимием Зигабеном по святоотеческим толкованиям , Тупиков С.. Суточный богослужебный круг Православной Церкви, совершаемый по Часослову, в основном состоит из псалмов ветхозаветной Псалтири царя и пророка Давида. Глубокая древность и церковно-славянский…
Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.