Свидетельствую что нет бога кроме аллаха. Ознакомление с формулой «шахада» ‒ аль-муршид

Эти слова мы часто произносим каждый день. Но знаем ли мы что они означают?

Ниже приводим толкование наиболее используемых мусульманами словосочетаний.

Ля иляха илля Ллах

– «Нет ничего и никого (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Единственного Аллаха».

Это выражение носит название тахлиль.

Ашхаду ан ля иляха илля Ллах ва ашхаду анна Мухаммада-р-расулюллах

– «Я свидетельствую, зная, веря всем сердцем и подтверждая словами и действиями, что нет ничего и никого (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Единственного Аллаха, и свидетельствую, зная, веря всем сердцем и подтверждая словами и действиями, что, поистине, Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) – Его последний Посланник (салляллаху аляйхи васаллям), призванный обучить все народы истинной религии».

Это выражение называется шахадой или формулой свидетельствования Единобожия и пророческой миссии Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

Смысл первой части шахады заключается в том, что, опираясь на указанные ранее доводы, вы, имея твердые убеждения и подтверждая своими деяниями, устами и всем своим сердцем, искренне свидетельствуете о том, что Тот, Кому вы поистине обязаны поклоняться, и никому, кроме Него, это – Единственный Бог – Аллах. Познавать Всевышнего Аллаха истинным образом, стыдиться проявить неуважение к Нему, бояться Его гнева, быть смиренным перед Ним и покорным во всем, молить Его, следовать Его воле, соблюдать предписания и столпы ислама – все это является поклонением и служением (‘ибада) Всевышнему Аллаху.

Суть второй части шахады состоит в следующем. Необходимо быть убежденным и верить в то, что Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) родился в Мекке, что его отца звали ‘Абдуллой, мать Аминой и что он совершил переселение (хиджра) из Мекки в Медину, где скончался и где находится его могила. Необходимо также верить, что Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) послан Всевышним ко всему человечеству с миссией призыва к Единобожию. Не было и нет человека более искреннего и более правдивого, чем он, не сказавший за всю свою жизнь ничего, кроме истины и правды. Он был послан в качестве последнего Посланника и Пророка ко всем народам, джиннам и даже ангелам. Следовать за ним Всевышний обязал все народы земли, а отрицать его посланничество – запретил. Вера того, кто отрицает посланническую и пророческую миссию Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), не принимается Создателем. Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) является наилучшим из творений Всевышнего. Любовь к нему – это установленная Аллахом обязанность для всего человечества. Он был первым из всего созданного, несмотря на то, что его пророческая миссия стала последней. Таким образом, он является завершающим звеном в пророческой цепи – «печатью пророков» («хатам уль-анбия’»), и после него не будет более посланников с новой религией, отменяющей его религию, вплоть до Конца света. Он целиком и полностью выполнил возложенную на него пророческую миссию и донес до людей все, что было указано ему Всевышним. Пророк ‘Иса (Мессия) будет вновь послан на землю, и он также будет распространять его закон (аш-шари’а). Всевышний Аллах особым образом возвеличил Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), удостоив его ночного вознесения на небеса (аль-исра’ ва-ль-ми’радж) и даровав ему имя Хабиб («Любимый», «Любимец»). Мусульманин, посетивший ар-Равза аш-Шарифа, обязательно удостаивается заступничества Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) по воле Аллаха. А тому, кто произнесет слова благословения (салават) Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) один раз, Всевышний Аллах воздаст в десятикратном размере. Познание Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) является средством познания Аллаха. Он служит зеркалом для каждого, кто избрал путь, ведущий к познанию Творца.

Да ниспошлет Всевышний Аллах по милости Своей такую веру и убежденность всей мусульманской умме! Аминь, Аллах! О Аллах!

Не признавать хотя бы один хадис или не следовать хотя бы одному из хадисов Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) после того, как достоверность его подтверждена мусульманскими учеными (имамами хадисов), означает не следовать за самим Пророком (салляллаху аляйхи васаллям). Да убережет нас Всевышний от подобного! Создатель особо выделил Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), наделив его способностью произносить краткие, мудрые и глубокие по смыслу речи. Никто не может знать сути Корана и хадисов Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), кроме людей определенного уровня религиозных знаний. Истинным для нас является тот смысл, который раскрывают толкователи Корана (муфассиры) и хадисов (мухаддисы) в своих толкованиях (тафсирах). Если кто-то пытается в одиночку, полагаясь лишь на свои собственные знания и на самого себя, давать толкования, тот рискует впасть в заблуждение. Да убережет нас Всевышний Аллах от подобных толкований и толкователей! Наш Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) не измыслил сам ни одного слова и не сказал от себя ничего. Он говорил только то, что ему ниспосылал Всевышний через откровение. Аллах открыл ему все знания, которые принесли пользу умме, и не осталось ничего, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) не передал бы людям относительно этого мира и мира жизни вечной.

А"узубилляхи мина-ш-шайтани-р-раджим

– «Я прибегаю за помощью к Аллаху для защиты от проклятого шайтана, лишенного Его милости».

Мусульманин произносит «А"узу…» для защиты от вреда сатаны (шайтана), внушающего плохие мысли и намерения, толкающего человека на мерзкие деяния и удерживающего его от совершения благих, вызывающего сомнения, если тот намеревается совершить добрые дела. Произнося эту формулу, мусульманин обращается за защитой к Аллаху, осознавая свою слабость и бессилие без Его помощи.

Произнесение данной формулы является желательным (сунной) перед чтением Корана, даже если из него читается что-нибудь наизусть. Также является сунной произнести «А"узу…», когда человек сердится, нервничает, злится, ибо это исходит от шайтана.

Даная формула носит название та"авуз.

Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим

– «Именем Аллаха Милостивого ко всем на этой земле и только к верующим в день Великого суда».

Все дозволенные деяния и речи мусульмане начинают с именем Аллаха, то есть с произнесения приведенной выше формулы.

Как известно, мусульманину нельзя совершать запрещенное (харам) Аллахом. Но если он все же совершает подобное, то перед этим категорически запрещается произнесение указанной формулы, ибо кощунственно начинать именем Аллаха то, что Он запретил. По мазхабу Абу Ханифы это приводит человека к неверию (куфр), то есть ставит его в разряд неверных, ибо он тем самым запретное сделал дозволенным (халяль).

Это выражение называется басмаля.

Аль-хамду-лиллях

– «Вся хвала Аллаху!»

Кто бы кого ни восхвалял, эта хвала восходит к Аллаху, ибо все деяния совершаются по Его воле и ничто не совершается без Его или против Его воли.

Верующий произносит «аль-хамду-лиллях», когда он достиг каких-либо благ, когда его миновали трудности, несчастье, беда или когда он, увидев несчастье, благодарит Аллаха за то, что он сам не оказался в подобном положении. Эта формула произносится также и после намаза. Произнесение данной формулы во всех этих случаях является желательным (сунной).

«Аль-хамду-лиллях» также является одной из форм поминания (зикр) Аллаха.

Это выражение носит название тахмид.

Субханаллах

– «Аллах чист от любых недостатков».

Верующие произносят «субханаллах», когда становятся свидетелями какого-либо чуда. Формула «субханаллах» является и формой поминания Аллаха, желательно произносить ее и после намаза.

Это выражение имеет название тасбих.

Аллаху акбар

– «Аллах превыше всего»!

Он превыше и того, что мы думаем о Нем, Он непостижим для наших знаний и ума. Данное выражение является формой поминания (зикр) Аллаха. Является сунной произносить его после намаза. Его также произносят в дни мусульманских праздников "Ид уль-адха и "Ид уль-Фитр, при вступлении в намаз, при возвещении призыва на молитву (азана).

Это выражение имеет название такбир.

Астагфируллах

– «Я прошу прощения грехов у Аллаха».

Это краткая формула покаяния. Она произносится, прежде всего, если совершен какой-либо грех. Ее можно произносить в любое время, и желательно чаще, ибо человек не застрахован от совершения грехов, а грехи могут быть не только явные, о которых мы знаем, но и сокрытые, когда человек не ведает, что совершает их. Ведь грехи являются признаком слабости людей, слабости рабов Аллаха, а Аллах – Милостивый, Прощающий.

Великие мусульманские ученые, познавшие Аллаха (арифун), советуют тем, кто хочет, чтобы их в Судный день обрадовали записями (свитками) земных деяний, больше произносить «астагфируллах», ибо это будет внесено в те свитки.

В Священном Коране Всевышний многократно напоминает нам о том, чтобы мы просили у Него прощение. Если бы Он не был Прощающим, то не говорил бы об этом в Своей Книге. Формула «астагфируллах» является той опорой, которая позволяет нам надеяться на прощение наших грехов. В исламских книгах говорится, что на земле было две опоры: одной опоры, которой был Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), нет, а вторая осталась, и это – покаяние «астагфируллах». Это выражение имеет название истигфар.

Машааллах

– «Такова воля Аллаха».

Иншааллах

– «Если на то есть воля Аллаха».

Так желательно говорить (сунна) если человек намеревается сделать что-то в будущем и для благословения намеченного им. В Священном Коране Всевышний повелевает Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) говорить именно так.

Ассаляму "алейкум ва рахматуллахи ва баракятух

– «Да пребудет с вами мир, благополучие, милость Аллаха и Его благодать!»

Амин!

– «О Аллах, прими нашу мольбу!»

Баракаллаху фика (фики - ж.р.)

– «Да одарит тебя Аллах благодатью!»

Ля хавля ва ля куввата илля биллях

– «Нет силы оставить плохое, греховное и обратиться к благому и нет мощи поклоняться Аллаху, придерживаться благого, кроме как от Аллаха».

Ляббайк Аллахума ляббайк

– «Вот я перед Тобой, о Аллах, я следую тому, что Ты повелел!»

Так говорят мусульмане, совершая паломничество.

Аллаху субханаху ва та"аля

– «Аллах, Он чист от всех недостатков, приписываемых Ему неверными, и Он – превыше всего».

«Та"аля» или «субханаху ва та"аля» произносится и пишется после величественного имени Аллах.

Салляллаху аляйхи ва саллям

– «Да снизойдет на него милость Аллаха, связанная с его возвеличением, и да защитит Он его от бед, невзгод и изъянов, препятствующих совершенству».

Так говорят после произнесения, написания или услышания имени Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям).

"Аляйхи ссалям

– «Благословение ему!»

Так говорят после произнесения, написания или услышания имен пророков.

Радыаллаху "анху ("анха - ж.р.)

– «Да будет доволен им (ею) Аллах!»

Так говорят по отношению к особо благочестивым мусульманам, в первую очередь, сподвижникам Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).

Рахималлаху

– «Да смилуется над ним Аллах!»

Так говорят после имен исламских ученых (алимов).

Куддиса сирруху

– «Да очистит Аллах душу (тайну) его!»

Так говорят после произнесения имен тарикатских шейхов и авлия, то есть после имен духовно чистых людей.

Шахада – это самый первый и самый важный столп Ислама. Шахада состоит из двух частей: свидетельство об Аллахе и свидетельство о пророке Мухаммаде ﷺ.

Шахада – формула единобожия, которая вводит человека в Ислам. Не становится человек мусульманином до тех пор, пока не прочитает шахаду вслух. Читать шахаду необходимо с пониманием её смысла. Учёные едины во мнении, что если прочитать шахаду, не зная хотя бы общий её смысл, это не вводит в Ислам.

Первая часть шахады – لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله «Ля иляха илля Ллах»

Свидетельство об Аллахе - «Ля иляха илля Ллах»

Слова لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله «Ля иляха илля Ллах» означают: нет ничего и никого достойного поклонения, кроме Единого Бога (Аллаха).

«Ля иляха илля Ллах» – это нафью валь исбат то есть отрицание и утверждение. Отрицание любых божеств кроме Единого Бога (Аллаха) и утверждение, что Бог Един и нет сотоварища Ему. Всевышний в Коране говорит:

وَإِلَٰهُكُمْ إِلَٰهٌ وَاحِدٌ لَّا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ الرَّحْمَٰنُ الرَّحِيمُ

"Ваш Бог самый достойный для поклонения Ему. Бог Единственный, нет Ему сотоварища ни в сущности (зат), ни в качествах (сифат). Нет божества, кроме Него, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том" (сура «аль-Бакара», аят 163).

Вторая часть шахады – مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ «Мухаммадар-расулюл-Аллах »

Свидетельство о Пророке Мухаммаде ﷺ – «Мухаммада Расулюллах»

Смысл свидетельства в том, что Мухаммад ﷺ – посланник Аллаха. Признавая это, мы свидетельствуем, что принимаем для себя необходимость следования его велениям, верим во всё то, что он рассказал, и готовы оставить всё то, что он запретил.

Для того чтоб это свидетельство было действительным, нужно без сомнений уверовать, что Мухаммад ﷺ является рабом и посланником Аллаха, посланным к людям и джинам, что он печать пророков и посланников. Что он самый приближённый раб Аллаха.

Всевышний в Коране говорит:

قُلْ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعاً

«Ты скажи Мухаммад: "О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам"» (сура «аль-Араф», аят 158).

Также Аллах говорит:

مَّا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِّن رِّجَالِكُمْ وَلَٰكِن رَّسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ ۗ وَكَانَ اللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا

"Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужей, а посланник Аллаха и печать пророков (или последний из пророков). Аллах знает о всякой вещи" (сура «аль-Ахзаб», аят 40).

Чтение шахады понимающего ее смысл - засчитывается, а наилучшая шахада – та, которую произнесли с соблюдением следующих условий:

  • Знание смысла шахады. Всевышний в Коране говорит:

فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (сура «Мухаммад», аят 19).

  • Чтение шахады вслух. Шахаду читать вслух обязательно, чтобы окружающие знали, что этот человек является мусульманином, и применяли в отношении него решения Шариата.
  • Чтение шахады с полной убеждённостью и искренностью. Абу Хурайра сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

أشهد أن لا إله إلا الله و أني رسول الله لا يلقى الله بهما عبداً غير شاك فيهما إلا دخل الجنة

«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха. Если раб встретит Аллаха (умрёт), имея эти два свидетельства и не сомневаясь в их истинности, то он войдёт в Рай» .

В достоверных сборниках передаётся от Утбана ибн Малика, что Пророк ﷺ сказал:

إن الله حرَّم على النار من قال لا إله إلا الله يبتغي بذلك وجه الله

«Для огня ада Аллах сделает запретным того, кто искренне ради Аллаха произнесёт «Ля иляха илля Ллах» .

  • Чтение шахады с любовью к Аллаху и Его Пророку ﷺ. Любовь и возвеличивание Всевышнего.
  • Любая форма издевательства, подшучивания, высмеивания, скепсиса по отношению к Аллаху и Его Посланнику и любая другая форма отказа от любви и возвеличивания Аллаха и Его Посланника выводит человека из Ислама.

Всевышний в Коране говорит:

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ

«Скажи: Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (сура «аль-Имран», аят 31).

Анас передаёт, что Пророк ﷺ сказал:

ثلاث من كن فيه وجد بهن حلاوة الإيمان : أن يكون الله ورسوله أحب إليه مما سواهما

«Лишь тот ощутит сладость веры, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и посланника Его больше, чем всё остальное…».

  • Принятие решения следовать велениям Аллаха и оставление запретов.
  • Принятие решения следовать Сунне и отдавать предпочтение в первую очередь словам Пророка ﷺ, чем словам других людей.

Важность шахады

Шахада – основа религии, посредством её человек становится мусульманином. Приход в религию – самое достойное деяние, которое смывает грехи и которое является причиной попадания мусульманина в Рай и спасения от ада. Если на одну чашу весов положить семь небес и земель, а на другую – «Ля иляха илля Ллах, Мухаммада расулю ллах» , то последняя перевесит. Кто с верой произнесёт свидетельство и проживёт жизнь согласно шахаде, то он будет в Раю, инша Аллах, по милости Аллаха. Желательно, как можно чаще произносить шахаду.

Как принять Ислам?

Чтобы принять Ислам, нет необходимости идти в мечеть или же совершать омовение, купание и пр., нужно лишь уверовать сердцем и искренне прочитать шахаду:

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ الله ُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ

«Ашхаду алля иляха илля Аллах, ва ашхаду анна Мухаммадар-расулюл-Аллах»

Смысл: «Свидетельствую (верю сердцем и подверждаю языком), что нет бога, кроме Аллаха (Единого Бога), и свидетельствую (верю сердцем и подверждаю языком), что Мухаммад - посланник Аллаха (Единого Бога)»

Слово «ашхаду» означает «я свидетельствую» , следовательно, шахаду можно произнести и без слова «ашхаду» , прочитав «ля иляха илля-ллах Мухаммадан расулюллах» . Но желательно произнести слово «ашхаду» .

После искреннего произнесения этих слов человек становится мусульманином, и жизнь начинается с чистого листа, все предыдущие грехи смываются. Сообщается от Амру ибн Аса (да будет доволен им Аллах): «Однажды я пришёл к Пророку ﷺ и сказал:

وعن عمرو بن العاص قال أتيت النبي صلى الله عليه وسلم فقلت ابسط يمينك فلأبايعك فبسط يمينه قال فقبضت يدي فقال ما لك يا عمرو قلت أردت أن أشترط قال تشترط ماذا قلت أن يغفر لي قال أما علمت أن الإسلام يهدم ما كان قبله وأن الهجرة تهدم ما كان قبلها وأن الحج يهدم ما كان قبله " ؟

"Дай мне свою правую руку, чтобы я присягнул тебе!" И он протянул мне свою руку. А я не протянул, и тогда он спросил: "Что с тобой, о Амр?" Я ответил, что хотел бы поставить условие. Пророк ﷺ спросил: "Какое условие ты хотел поставить?" Я ответил: "Чтобы мне простились мои грехи". Тогда он сказал: "Разве тебе неизвестно, что Ислам прощает всё, что было прежде?"» (Муслим).

После принятия Ислама желательно совершить гусл (полное омовение).

Примечание:

Учёные-богословы указывают, что если сказать другие слова со смыслом шахады – этого тоже достаточно, даже если они будут произнесены не на арабском языке. Имам Ардабили в книге «Анвар» пишет: «Считается действительным произнесение слов свидетельства о принятии Ислама на любом языке» .

Формула единобожия «ля иляха илля-ллаху Мухаммадан расулюллах» не только вводит в Ислам, шахады нужно придерживаться всю нашу жизнь, соизмеряя с ней наши жизненные ориентиры и наши убеждения.

Принять Ислам очень просто. Нужно произнести свидетельство (шахаду):

‎أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ. وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ


«Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник».


На арабском это звучит примерно так: «Ашхаду алля иляха илляЛлах. Ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх».

Основные положения веры, которые должен признавать человек, принимающий Ислам, следующие:

1. Бог Един. У Него нет ни сотоварища, ни сына или дочери. Он Един в истинном смысле слова, в котором нет места концепции о троице или любым другим убеждениям, которые прикрываются словом «монотеизм», а на самом деле — скрытое многобожие.

2. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, является последним Посланником Аллаха, после которого не будет больше посланников или пророков Аллаха (в каком бы то ни было смысле).

3. Благородный Коран — это последнее Божественное Писание, ниспосланное нашему Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и всё, что содержится в нём, является истиной.

4. Жизнь после смерти — это вечная жизнь, которую будет проживать каждый после смерти и в которой он получит воздаяние за свои благие и дурные дела.

5. Все предписания Благородного Корана и нашего Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в абсолютной и ясной форме, правильны и являются истиной.

Когда человек принимает все эти основные положения веры как истинные — на словах и сердцем — он становится мусульманином.

Основные столпы веры заключены в этих словах:

آمَنْتُ بِاللهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَبِلْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ مِنَ اللهِ تَعَالَ وَبَعْثُ بَعْدَ الْمَوْت

«Я уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги (в том виде, в котором они изначально были ниспосланы пророкам), в Его посланников, в Судный день, в то, что всё хорошее и плохое — всё от Всевышнего Аллаха, и в то, что мы будем воскрешены после смерти».

Шахаду часто произносят в присутствии двух свидетелей, как правило, в мечети. Однако это необязательно. Можно принять Ислам в полном одиночестве. Проще говоря, если вы верите, что Бог один и что Мухаммад – Его Пророк, вы уже можете считать себя мусульманином и произнести шахаду.

Если вы приходите в Ислам из другой религии, также надо освободиться от убеждений, которые были частью вашей прошлой веры и не соответствуют Исламу. Например, христианин должен засвидетельствовать, что не считает больше Иисуса Богом.

Если вы пока не готовы исполнять все практические предписания религии, это не преграда для принятия Ислама. Главное – признавать, что все исламские установления законны, то есть что каждый мусульманин действительно обязан молиться пять раз в день, поститься в месяц Рамадан, не есть свинину и не употреблять алкоголь и так далее. Даже если вы понимаете, что, к сожалению, у вас не получится сразу начать соблюдать все предписания, это не повод откладывать принятие Ислама. Быть немусульманином гораздо хуже, чем быть мусульманином, который грешит.

Тем не менее, надо осознавать, что принятие Ислама – это серьезный шаг. И будет лучше, если вы с первого дня начнете соблюдать религию на практике и постараетесь не грешить.

Шахада (свидетельство) представляет собой один из важнейших постулатов веры. Именно с произнесения слов свидетельства начинается верование мусульманина в единого Аллаха - для принятия ислама человеку достаточно осознанно произнести шахаду, и с этого момента он будет считаться мусульманином.

В одном из хадисов Пророка (с.г.в.) говорится: «Вера имеет 70 с лишним степеней, высшей из которых являются слова «Ля иляха илляЛлах» (приводится Муслимом и Бухари).

Произнося шахаду, человек свидетельствует о своёй убежденности в существовании Всевышнего Творца и Его Заключительного посланника (с.г.в.). Её текст несложный:

«Ашхаду алля иляхя илляЛлах, уа ашхаду анна Мухаммада расулюЛлах» «Свидетельствую, что нет Божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и (свидетельствую), что Мухаммад - Его Посланник»

Нередко произносят концовку в виде: «…уа ашхаду анна Мухаммадан габдуху уа расулюх» («Мухаммад - Его Раб и Посланник»).

Мусульмане-шииты иногда к традиционной шахаде добавляют также слова «уа Алийун валийуЛлях» (« - наместник Аллаха»). Однако добавление данной части к словам свидетельства является не обязательным.

Первая часть свидетельства означает, что Аллах является единственным Богом, обладающим абсолютной властью и могуществом над всеми творениями. У Него нет сотоварищей, ни детей, поскольку он в ни ком нуждается и является самодостаточным.

Верующий должен иметь искреннюю убежденность, что никто, кроме Единого Создателя, не достоин поклонения. Придание Ему сотоварищей, то есть признание наряду с Создателем каких-либо иных божеств (), считается страшнейшим грехом в исламе. В Священном Коране содержится предостережение:

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (4:48)

Вторая часть шахады гласит, что Мухаммад (с.г.в.) является Божьим Посланником и Пророком, ниспосланным в качестве милости всему человечеству. В исламском вероучении подчёркивается, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) занимает особую роль среди всех Пророков и Посланников Всевышнего, так как он был ниспослан не к отдельному народу, а ко всему человечеству. Кроме того, Книга, ниспосланная Мухаммаду (с.г.в.), - Священный Коран - будет действовать до наступления Судного дня, и Аллах будет оберегать её от различных искажений и нововведений.

Условия произнесения шахады

1. Осознание её смысла. При произношении слов свидетельства человек должен чётко понимать и осознавать сказанное им, а также иметь искреннюю убеждённость в истинности шахады. Несмотря на краткость формулы свидетельства, она несёт в себе глубокий смысл.

2. Отказ от убеждений, противоречащих ей, то есть от суждений, явно противоречащих свидетельству.

3. Искренняя убежденность. Человек не должен сомневаться относительно истинности слов шахады.

4. Повиновение. Человек должен быть покорным в соблюдении требований шахады.

Достоинства шахады

Шахада, будучи одним из постулатов веры, обладает немалым достоинством для людей, которые произносят её с соблюдением всех необходимых условий.

Однажды Посланник Всевышнего (с.г.в.) произнёс: «Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха! Какой бы раб Аллаха не встретил своего Создателя с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!» (приводится Муслимом).

В другом хадисе, который содержится в сборнике Бухари, имеется следующее изречение Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Поистине Аллах сделал запретным огонь тому, кто скажет «Ля иляха илляЛлах», устремившись тем самым к Лику Всевышнего».

A +

Первое, что обязан сделать совершеннолетний разумный человек, до которого дошел призыв Ислама, — произнести шахаду. Шахада — это свидетельство, после произнесения которого человек становится мусульманином. Необходимо произнести следующее:

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ. وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ

Ашхаду алля иляха илляЛлах.
Ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абдуху ва расулюх.

Смысл: Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.

Шахада, несмотря на свою краткость, содержит в себе множество смыслов и фактически включает в себя все столпы веры. Шахада — это ворота в Ислам, слова, которые делают человека членом исламской уммы. Произнести шахаду необходимо от всего сердца, с искренней убежденностью и пониманием ее смысла. Условием действительности шахады является отказ от своих прошлых убеждений, противоречащих Исламу, и желание следовать религии на практике. Желательно произнести шахаду на арабском языке в присутствии мусульман.

Когда человек только принимает Ислам, он, как правило, еще не знает в подробностях всех положений веры и предписаний Шариата. На этом этапе достаточно общей веры и убежденности в истинности Ислама. Если какой-то вопрос для человека пока не ясен, следует держать в голове: «Я верю в это в той форме, как это передал Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует», — и обязательно обратиться за разъяснением к знающим людям.

ИМАН

Слово «иман» в арабском языке означает «вера». Вера — это самое дорогое, что у нас есть. Она дороже всех мирских благ. Земные богатства — песчинка по сравнению с истинной верой. Иман — это ключ к спасению в вечной жизни. Важно понять, что имеется в виду не любая вера, а только исламская — истинная. Недостаточно просто верить во что-то «сверхъестественное» — необходимо верить правильно. Не имеет ценности вера в то, что богов много, вера в троицу или в человеческие реинкарнации. Это «золото дураков». Грош цена такой вере. Также, если в наши дни человек, знающий об Исламе, просто верит, что Бог есть, однако не относит себя к мусульманам, его вера не принимается. А вот исламская вера ценнее настоящего золота. Мусульмане — обладатели истинного имана. Самый бедный мусульманин, на самом деле, богаче самого влиятельного немусульманина. Верующий заботится о своей участи в вечной жизни, в то время как неверующие часто даже не задумываются об этом. Всевышний Аллах в Благородном Коране сказал о неверующих (смысл):

«Они знают о мирской жизни только явное, и они беспечны к Последней жизни» (сура 30 «Ар-Рум», аят 7).

Верующий поклоняется своему Создателю, неверующий же поклоняется чему угодно, кроме Бога: природе и природным явлениям, идолам, правителям, своим страстям и желаниям. Не бывает такого, чтобы человек никому и ничему не поклонялся. Иногда, впрочем, он убеждает себя, что не поклоняется никому. Но это неправда. Обычно это означает, что он поклоняется самому себе.

Один из великих земных правителей сказал мусульманину, известному своей богобоязненностью: «Я исполню любое твое желание, проси всё, что хочешь». Тот ответил: «Как же я могу просить что-то у тебя, если ты раб моего раба?» Правитель спросил: «Как я могу быть рабом твоего раба, если я богатый правитель?». Богобоязненный верующий ответил: «Ты раб своих страстей, а я властвую над своими страстями».

Руководство для верующего — Закон Всемогущего, Всезнающего Аллаха. А неверующий следует законам, придуманным людьми. Людские законы постоянно меняются и противоречат друг другу; это очень ненадежный ориентир.

Иман — это путь, который выбирают разумные, а неверие — это путь глупцов. Размышляя, человек приходит к тому, что Бог есть, что Он Один, что Он чист от недостатков и что пророки убеждают нас в том, что они, на самом деле, посланы Богом, при помощи чудес. Ислам — религия, в которой ценится разум, и вера разуму не противоречит.

Есть шесть столпов веры (имана):

1. Вера в Аллаха.

2. Вера в Его ангелов.

3. Вера в Его Книги.

4. Вера в Его посланников и пророков.

5. Вера в Судный день.

6. Вера в предопределение, в то, что все хорошее и плохое происходит по Воле Всевышнего.Если человек не признает хотя бы один из этих столпов, то его вера не считается действительной.

Вера в Аллаха

Вера в Аллаха подразумевает веру в Единого Бога, Который не имеет начала и никогда не умрет. Он совершенен, чист от всех недостатков и описан особыми — несотворенными — божественными качествами. Он создал этот мир, и Он Единственный имеет силу творить.

Что такое таухид?

Слово «таухид» означает «Единобожие». Мусульмане верят, что Бог Один. Доказать истинность этого исламского убеждения, с точки зрения разума, очень просто. Создатель может быть только один, потому что, если бы их было два и они бы захотели нечто создать, им нужно было бы договориться насчет формы. Если бы они были не согласны друг с другом, то это означает, что тот из них, который не получил того, что хотел, — слабый. Значит, он не бог, потому что бог не может быть слабым. Если же они всегда бы соглашались друг с другом, то это означало бы, что они оба слабые, потому что им нужно друг с другом соглашаться, а нужда в чем-то (в данном случае, нужда в компромиссе) — это слабость.

Итак, таухид — это убеждение, что у Аллаха нет сотоварищей ни в Сущности, ни в качествах, которыми Он описан, ни в действиях. Иными словами, нет другой сущности, похожей на Сущность Аллаха, и нет ни у кого таких качеств, которыми описан Аллах, и лишь Аллах творит и уничтожает, и никто другой не может этого сделать. Никто, кроме Аллаха, не может сотворить мир и управлять им. Лишь Он достоин поклонения. Только у Него есть исключительное право устанавливать Шариат, то есть Закон. Аллах, в отличие от всего остального, абсолютно самодостаточен.

Многобожие — это придание Аллаху сотоварища. По-арабски многобожие называется «ширком». Ширк — это самый большой грех, более того, это единственный грех, который Господь не прощает, и многобожники будут вечно в Аду. Люди, которые придают Аллаху сотоварища, не являются мусульманами.

Поэтому обвинение в многобожии — это самое страшное обвинение, которое можно представить. И без знаний нельзя никого обвинять в этом, особенно если человек сам называет себя мусульманином. Не все, что может кому-то показаться ширком, им является. Иногда мусульмане впадают в крайность: им мерещится многобожие в невинных вещах. Чтобы разобраться, где истина, нужно получать знания.

Очень важно следить за собой, не допуская и мысли о том, что кто-то, кроме Всевышнего, может повлиять на ход событий. Ни черная кошка, перебежавшая дорогу, ни расположение звезд, ни колдовство — всё это не имеет никакой силы. Если Аллах захочет, чтобы что-то произошло, то, даже если соберутся вместе все люди и джинны, они не смогут этому помешать. Поэтому мусульмане часто произносят: «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях» , — что означает: «Ни у кого нет ни силы, ни могущества, кроме Аллаха» .

Аллах ничему не подобен

«Нет ничего подобного Ему»

В этом аяте выражен фундаментальный постулат исламского вероубеждения. Мусульмане верят, что Бог не похож ни на что. И это утверждение означает не только признание факта, что изображение Бога нельзя нарисовать на холсте или слепить из глины. Данное утверждение понимается абсолютно. Всевышний Аллах не похож ни на что вообще.

«Что бы вы ни вообразили себе, Аллах на это не похож».

Данное убеждение является одним их тех, что создают пропасть между Единобожием в исламском понимании и другими мировоззрениями, претендующими на монотеизм.

Ислам учит нас тому, что нельзя верить, что у Бога есть тело, что Он занимает место, что Он находится в каком-либо направлении (будь то верх, низ, право или лево), что у Него есть части, размер и так далее. Все характеристики, присущие творениям, не могут быть отнесены к Тому, Кто их сотворил, и являются недостатком, который чужд Богу.

Возможно, это будет проще осознать в связи со следующим рассуждением. Всё, что нас окружает, так или иначе определено. Например, живое и неживое в мире имеет цвет, и можно спросить, какой это цвет. Всё вокруг имеет свои слабости, и можно спросить, какие они, как они проявляются. Размышляя о чем-то, мы уточняем, какой у этого размер, род, возраст, характер. Всё имеет свои особенности и параметры. Параметры, ограничения, качества, о которых можно спросить: «Как?» — это всё характеристики творений. Ведь у каждой вещи, которая имеет параметры, есть Создатель, Который создал ее и определил эти параметры. И абсолютно все характеристики творений именно таковы: они конкретизированы и имеют пределы.

Вот, например, девочка Сафия. Какой у нее возраст? Ей пять лет. Кого она любит? Маму и папу. Какие у нее достоинства? Она очень щедрая, особенно когда у нее хорошее настроение. Какие у нее недостатки? Она боится темноты. Кто все это определил? Определить это может лишь Тот, Кто ее создал, — Аллах. Все качества творений, без исключения, нуждаются в определении. Но Сам Аллах никем не создан, и потому Он не описан качествами, которые имеют пределы. Иными словами, все качества Создателя в корне отличаются от любого качества творения, то есть такого качества, о котором можно спросить: «Как?» Следовательно, Аллах отличается от всего, что может представить человек.

Следует отгонять от себя всякие попытки представить Бога. В частности, это важно для детей, которые начинают думать и осознавать, что Аллах есть, начинают обращаться с молитвой к Аллаху и могут пытаться нарисовать у себя в сознании какую-то картину, пытаться представить себе, к кому они обращаются. Этот аят — лекарство от заблуждения.

Аллах создал этот мир

Пример с фруктовым садом, который помогает понять, что у мира существует Создатель:

«Если хозяин какого-нибудь фруктового сада вдруг однажды утром найдёт в своих владениях деревья поваленными и разбросанными, то примет это за результат урагана или какого-нибудь стихийного бедствия.

Однако если в каждом ряду на своем месте не окажется, скажем, каждого третьего дерева, то он тотчас догадается, что это сделал не ветер, а разумное существо, какой-нибудь злоумышленник. Как же человек, который не может допустить и мысли, что порядок в пяти или десяти поваленных деревьях — всего лишь случайность, думает, что случайностью является этот гармоничный мир? Как может он считать, что этот мир создал сам себя?»

Логическое доказательство существования Аллаха:

Исходное условие Б: Нашему существованию предшествовал ряд событий, происходивших одно за другим и приведших к нашему существованию сегодня.

Если мы существуем здесь и сейчас, тогда очевидно, что ряд событий, предшествующий нашему появлению, имеет начало. Тот, кто говорит, что этот ряд событий бесконечен, тем самым утверждает, что бесконечность пришла к концу, а это противоречит логике. Это как если бы кто-то сказал: «Машина достигнет своего пункта назначения только после того, как ее колеса повернутся бесконечно много раз», — и затем заявит, что машина прибыла в свой пункт назначения. Тем не менее, ясно, что машина никогда не прибыла бы в пункт своего назначения, если бы бесконечное число оборотов было условием ее прибытия.

Раз мир имеет начало, то должен быть Создатель, давший существование ряду событий, — поскольку их не было до того, как они начались. Иметь начало и быть созданием — это одно и то же. Создать — значит привести к появлению, и все имеющее начало должно появиться. Всё, что не является Всевышним Аллахом, создано и называется «мир».

Сотворенный Всевышним Аллахом мир в арабском языке обозначается термином «аль-алям». Этот термин происходит от слова «аль-алямат», которое употребляется в значении «указание на что-либо».

Сам по себе мир (аль-алям) содержит в себе ясное указание на сотворившего его Творца.

Сыфаты Аллаха

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.