Свобода и необходимость человеческой деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности 1 свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода – наиболее часто употребляемое в повседневной жизни понятие. На свободу выходят люди после отбытия наказания, или, как ещё говорят «из мест лишения свободы». О свободе слова, собраний, волеизъявления говорят основные законы государств, гарантируя тем самым конституционные права граждан. Экономическая свобода является основой рыночной хозяйственной системы, на которой базируется современная экономика практически всех государств мира. Свободу воспевают поэты и художники, политики и революционеры, призывающие общество освободиться от рабства, социальной, материальной и моральной зависимости. Художники, писатели, дизайнеры часто обращаются к теме свободы самовыражения.

Свобода, таким образом, понятие многозначное, понимаемое по-разному в зависимости от контекста. В повседневной, бытовой трактовке свобода означает возможность поступать так, как хочется. В более точной формулировке свобода – это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей .

Различают внутреннюю и внешнюю свободу. Под внутренней свободой подразумеваются моральные устои и нравственные ограничения, через которые человек разрешает или не разрешает себе преступать по ходу движения по карьерной лестнице, в дружбе, любви, бизнесе, взаимоотношениях с родственниками, коллегами, незнакомыми людьми. Позволяет ли человеку его совесть, внутренний мир, принципы совершать предательство, применять насилие, обманывать родителей или работодателя, присваивать чужое, устранять конкурентов любыми методами? На что готов «свободный человек», освобождённый вождём от нравственных принципов, говоря, что только к людям своей национальности ты должен относиться надлежащим образом, уважая их чувства и права. Если мы уважаем человеческие права других людей, невзирая на своё право сильного, то мы самоограничиваем себя внутренне, преобразуя вседозволенность в относительную свободу .

Помимо внутренних ограничителей на человека оказывают влияние внешние обстоятельства – правовые нормы, обычаи, традиции, правила хорошего тона, трудового распорядка, социального или криминального контроля. За нарушение писаных или неписаных норм каждый человек несёт ответственность – моральную, административную, уголовную.

Когда человек реализует свою внутреннюю или внешнюю свободу, он неизбежно становится перед выбором – какой из имеющегося вариантов действий предпринять, какую альтернативу воплощать в жизнь. Например, стоит ли уступить в транспорте место старушке или сделать вид, что ты её не заметил? Следует ли включать громко музыку, заведомо зная, что она мешает соседям, среди которых есть дети и больные? Анализируя подобные ситуации, мы приходим к выводу о том, что, живя в обществе, мы не можем быть свободными от него — наши свободы и права ограничиваются такими же правами и свободами других граждан. И если мы игнорируем права окружающих, то и они начинают действовать аналогично. Формируется ситуация, которую английский мыслитель Томас Гоббс назвал «войной всех против всех». Из сказанного вытекает принцип, что свобода – это «познание необходимости», согласно которому свобода – это не воображаемая независимость от законов, а способность выбирать, принимать решения со знанием дела.

Свобода и необходимость занимают особое место в религиозных системах мира. Одни из них учат, что свободы человека и свободы воли на самом деле нет, это не более, чем иллюзия; всеми процессами на земле управляет фатум , высшие силы. Этому учению противостоит вера в то, что человек ответствен за свои поступки, он сам осуществляет свой выбор. Эти две концепции – детерминизма и свободы выбора – составляют основу миропонимания в религиозной философии.

Ответы на вопросы и вся теория по ним находятся в конце теста

1. Ограничителями свободы в обществе выступают

1) поведение
2) чувства
3) обязанности
4) эмоции

2. Кто из мыслителей понимал свободу как «право делать всё то, что закон не запрещает»?

1) Платон
2) Цицерон
3) Ш. Монтескьё
4) Ж.-Ж. Руссо

3. Самостоятельность личности, выраженная в её способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями - это

1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность

4. Абсолютизация свободы воли, доведение её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорирование объективных условий и закономерностей - это

1) свобода
2) волюнтаризм
3) фатализм
4) ответственность

5. Требования к поведению, выработанные обществом и закреплённые в правовых актах государства, - это

1) фатализм
2) права
3) обязанности
4) ответственность

6. Соблюдение правил дорожного движения - это

1) патриотизм
2) свобода
3) обязанность
4) волюнтаризм

Нажмите чтобы просмотреть ответы на тестовые вопросы▼


1 - 3. 2 - 3. 3 - 1. 4 - 2. 5 - 3. 6 - 3.


Теоретический материал

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Свобода - способность человека говорить и действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор и создавать условия для самореализации.

Самореализация - выявление и развитие индивидом личностных способностей, возможностей, дарований. Свобода личности в различных её проявлениях является важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено ещё в древние времена. Все революции писали слово «свобода» на своих знамёнах. Свободу можно рассматривать применительно ко всем сферам жизни общества - свобода политическая, экономическая, религиозная, интеллектуальная и т. д.

Свободе противопоставлена необходимость - устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем ходом их предшествующего развития. Необходимость существует в природе и обществе в форме объективных законов. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он её раб, если же она познана, то человек обретает способность принимать решение «со знанием дела». Трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учёт человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний и обогащением опыта расширение этих пределов.

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живёт. В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества. Границей такой свободы могут быть права и свободы других людей.

Свобода есть человеческое отношение, форма связи человека с другими людьми. Так же как нельзя любить в одиночку, так и невозможно быть свободным без других людей или за их счёт. Человек по-настоящему свободен лишь тогда, когда он сознательно и добровольно делает подчас мучительный выбор в пользу добра. Это называется моральным выбором. Без моральных ограничений подлинной свободы нет. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора.

Человек свободен, когда у него имеется выбор, в частности

Целей деятельности;
средств, ведущих к их достижению;
действий в определённой жизненной ситуации.

Свобода является подлинной только в том случае, когда выбор между альтернативными вариантами действительно реален, а не полностью предопределён.

Свободу понимают в нескольких смыслах. Рассмотрим некоторые из них.

1. Свобода как самодетерминированность личности, т. е. когда действия человека определяются только им и никоим образом не зависят от влияния внешних факторов.

2. Свобода как способность человека к выбору одного из двух путей: или подчиниться голосу своих инстинктов и желаний, или направить свои усилия в сторону высших ценностей - истины, добра, справедливости и др. Выдающийся философ XX в. Эрих Фромм отмечал, что такая форма свободы - это необходимый этап в процессе становления человеческой личности. В самом деле, данный выбор актуален не для всех людей (большинство их уже его сделало), а лишь для тех, кто колеблется, т. е. до конца ещё не определился со своими жизненными ценностями и предпочтениями.

3. Свобода как осознанный выбор личности, окончательно вставшей на путь следования «образу человеческому». Это означает в любых условиях и при любых обстоятельствах оставаться человеком, ориентируясь исключительно на добро и сознательно обрекая себя на «невыносимую тяжесть свободы».

В истории философии существовали различные подходы к трактовке понятия «свобода». Античные мыслители (Сократ, Сенека и др.) рассматривали свободу как цель человеческого существования. Средневековые философы (Фома Аквинский, Альберт Великий и др.) полагали, что свобода возможна только в рамках церковных догматов, а за их пределами представляет собой лишь тяжкий грех. В Новое время преобладающей стала точка зрения, согласно которой свобода является естественным состоянием человека (Томас Гоббс, Пьер Симон Лаплас и др.)* В начале XX века русский философ Николай Бердяев рассматривал свободу прежде всего как творчество. Что же касается современных философских концепций, то в них значительное внимание уделяется свободе коммуникации, свободе интерпретации и т. п.

На идее свободы базируется либерализм (от лат. liberalis - свободный) - философское и общественно-политическое течение, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. По мнению либералов, этот принцип должен лежать в основе общественного и экономического порядка. В экономике это проявляется как неприкосновенность частной собственности, свобода торговли и предпринимательства, в юридических вопросах - как верховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом. При этом главная задача общества и государства - поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни.
По словам одного из основоположников либерализма Ш. Монтескьё, свобода - это право делать всё, что не запрещено законом. В то же время многие люди считают, что неограниченный индивидуализм опасен для человечества, поэтому личная свобода должна сочетаться

с ответственностью личности перед обществом. Ведь самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на общественном опыте, совместном решении проблем, создании общих благ.

Для лучшего понимания сущности понятия «свобода» целесообразно рассмотреть два подхода - детерминизм и индетерминизм. Детерминисты, отстаивающие идею причинной обусловленности человеческого поведения, понимают свободу как следование человеком в своих действиях некой объективной необходимости, внешней по отношению к нему. Крайним проявлением детерминизма является фатализм , согласно которому существует жёсткая предопределённость всех событий.

Индетерминисты, наоборот, не признают причинную обусловленность, вплоть до утверждения, что всё происходящее носит случайный характер. Этот принцип отрицают сторонники волюнтаризма, т. е. учения об абсолютной свободе, основанной исключительно на воле человека как первопричине всех его действий. Таким образом, в крайних проявлениях детерминизма (все события неизбежны) и индетерминизма (все события случайны) места свободе фактически не остается.

Современные представления о свободе и необходимости располагаются между этими двумя крайностями. Сейчас полагают, что необходимость не является неизбежной, а носит вероятностный характер. Человек же в своей деятельности выбирает между различными альтернативными вариантами, опираясь на свои знания и представления об окружающем мире.

Для каждого человека предельно важно ощущать себя свободным и независимым от внешних обстоятельств и от других людей. Однако совсем непросто разобраться с тем, существует ли истинная свобода, или все наши действия обусловлены необходимостью.

Свобода и необходимость. Понятия и категории

Многие считают, что свобода - это возможность всегда поступать и действовать так, как захочется, следовать своим желаниям и не зависеть от чужого мнения. Однако такой подход к определению свободы в реальной жизни привел бы к произволу и ущемлению прав других людей. Именно поэтому в философии выделяется понятие необходимости.

Необходимость - это некоторые жизненные обстоятельства, которые сдерживают свободу и заставляют человека поступать согласно здравому смыслу и принятым в обществе нормам. Необходимость иногда противоречит нашим желаниям, тем не менее, задумываясь о последствиях своих действий, мы вынуждены ограничить свою свободу. Свобода и необходимость в человеческой деятельности - это категории философии, связь между которыми является предметом спора многих ученых.

Существует ли абсолютная свобода

Полная свобода подразумевает совершать абсолютно все, что ему захочется, независимо от того, причинят ли его поступки кому-либо вред и неудобства. Если бы все могли действовать согласно своим желаниям, не задумываясь о последствиях для других людей, в мире воцарился бы полный хаос. К примеру, если человеку захотелось иметь такой же телефон, как у коллеги, обладая полной свободой, он мог бы просто подойти и отнять его.

Именно поэтому обществом созданы определенные правила и нормы, ограничивающие вседозволенность. В современном мире регулируется, прежде всего, законом. Существуют и другие нормы, влияющие на поведение людей, например, этикет и субординация. Подобное действий дает человеку уверенность в том, что его права не будут ущемлены другими.

Связь свободы и необходимости

В философии с давних пор идут споры о том, как связаны между собой свобода и необходимость в Противоречат ли эти понятия друг другу или, наоборот, являются неразделимыми.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности рассматриваются некоторыми учеными как взаимоисключающие друг друга понятия. С точки зрения приверженцев теории идеализма, свобода может существовать только в условиях, в которых она никем и ничем не ограничена. По их мнению, любые запреты делают для человека невозможным осознание и оценивание нравственных последствий его поступков.

Сторонники механического детерминизма, напротив, считают, что все события и действия в жизни человека обусловлены внешней необходимостью. Они полностью отрицают существование свободы воли и определяют необходимость как абсолютное и объективное понятие. По их мнению, все поступки, совершаемые людьми, не зависят от их желаний и заведомо предопределены.

Научный подход

С позиции научного подхода свобода и необходимость в человеческой деятельности тесным образом взаимосвязаны. Свобода определяется как познанная необходимость. Человек не в состоянии повлиять на объективные условия своей деятельности, однако при этом он может выбрать цель и средства ее достижения. Таким образом, свобода в деятельности человека представляет собой возможность сделать осознанный выбор. То есть принять то или иное решение.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности не могут существовать друг без друга. В нашей жизни свобода проявляется как постоянная свобода выбора, необходимость же присутствует в качестве объективных обстоятельств, в которых человек вынужден действовать.

в повседневной жизни

Каждый день человеку предоставляется возможность выбирать. Практически каждую минуту мы принимаем решения в пользу того или иного варианта: встать утром пораньше или подольше поспать, съесть на завтрак что-то сытное или попить чай, идти на работу пешком или доехать на машине. Внешние обстоятельства при этом на наш выбор никак не влияют - человек руководствуется исключительно личными убеждениями и предпочтениями.

Свобода - это всегда относительное понятие. В зависимости от конкретных условий человек может обладать свободой или лишиться ее. Степень проявления также всегда различна. В одних обстоятельствах человек может выбирать цели и средства их достижения, в других - свобода заключается лишь в выборе способа приспособиться к действительности.

Связь с прогрессом

В древние времена у людей была довольно ограниченная свобода. Необходимость человеческой деятельности не всегда осознавалась. Люди зависели от природы, тайны которой не мог постичь человеческий разум. Существовала так называемая непознанная необходимость. Человек не был свободен, долгое время оставался рабом, слепо подчиняясь законам природы.

По мере развития науки люди нашли ответы на многие вопросы. Явления, которые раньше были для человека божественными, получили логичное объяснение. Поступки людей стали осмысленными, а причинно-следственные связи позволили осознать необходимость тех или иных действий. Чем выше прогресс общества, тем свободнее становится в нем человек. В современном мире в развитых странах границей свободы индивида являются лишь права других людей.

Ш.Монтескьё (франц. философ Нового Времени) - это право делать все, что разрешено законом.

Ж.Ж. Руссо (франц. философ Нового Времени) - состояние человека с первого момента своего рождения, которое затем пытаются у него отнять.

И.Ф.Шиллер (немецкий поэт 1759 1805) - свободен лишь тот, кто владеет собой.

Л.Н.Толстой (1828 1910) - хочешь быть свободным - приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

Древняя китайская мудрость - если бы люди стремились совершенствовать себя вместо того, чтобы спасать весь мир, если бы они пытались добиться внутренней свободы вместо того, чтобы освобождать все человечество, - как много они сделали бы для действительного освобождения человечества!

Г. Гегель (немецкий философ 1770 – 1831) - свобода – это осознанная необходимость.

Остановимся на высказывании Гегеля, оно больше остальных связано с темой нашего урока. Разберем, что означает данное высказывание. Если свобода , как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость , как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком . Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы , это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Я перечислила внешние обстоятельства необходимости, которые человек должен осознать, принять и действовать согласно. Почему должен? Легко ответить! Потому что знает: "Нарушение установленных норм и правил влечёт к ответственности !". Но эти внешние обстоятельства не единственные ограничители человеческой свободы. Есть и другие, не менее важные – совесть , моральный долг, чувство справедливости, то есть внутренние ограничители человека.

Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности!


Свобода и ответственность


Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора . В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: "Какой путь избрать в дальнейшем?". Сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность . Помните, что, принимая решения необходимо идти на затраты своих сил, энергии, эмоций. Без самоотдачи ни один из намеченных планов не будет осуществлён. Нельзя прожить жизнь за чужой счёт – ни за счёт родителей, ни за счёт учителей, ни за счёт друзей. Только осмыслив и приняв это, можно стать самостоятельным человеком и пользоваться уважением окружающих. Таким образом, свобода человека связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением сделать правильный выбор.

Класс: 10

Тема урока: «Свобода и необходимость в деятельности человека»

Цели урока

Обучающие: создать условия для формирования у учащихся представления о свободе личности в различных ее проявлениях, признаках и ограничениях свободы.

Развивающие: продолжать работу по развитию понятийного мышления, критического мышления, умения работать с текстовой информацией, систематизировать ее, умения сравнивать, анализировать делать выводы

Воспитательные: формирование мировоззрения, главной ценностью которого является глубоко личный смысл понятий свободы, ответственности, уважения прав и свобод других

Тип урока : урок освоения новых знаний

Форма урока : урок - исследование с элементами технологии критического мышления

Оборудование : персональный компьютер, презентация, учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение», раздаточный материал.

Ход урока

  1. Орг.момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Мотивация

Вы видите фотографии уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии. Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса) Свобода (если не смогут ответить, показываем другие изображения). Что объединяет эти изображения? Свобода.

Как вы думаете, о чем будем говорить на данном уроке? (Тема урока- свобода и необходимость в деятельности человека). Запись темы в тетрадь.

3. Актуализация знаний

Прежде чем перейдем непосредственно к изучению темы. Посмотрите, пожалуйста на эпиграф нашего урока: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?

Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.»

Какие вопросы необходимо рассмотреть?

1. Что такое свобода?

2. Признаки свободы. Ограничения свободы

3. Необходимость в деятельности человека.

4. Освоение новых знаний

Заполнение интеллект карты по ходу урока

  1. Что такое свобода?

Работа с источниками (разные понимания и трактовки понятия «свобода»).

1.Впервые понятие свобода как философскую категорию ввел Сократ, который понимал свободу как внутреннее состояние человека. « Истинно свободен человек, который знает, как управлять своими инстинктами. Тот человек раб, который не знает, как подчинить их и становится их жертвой».

2.В ХХ веке Н.Бердяев в книге «О рабстве и свободе» пишет « Человек есть царь и раб. Я вижу три состояния человека… которые можно обозначит как «господин», «раб» и «свободный». Господин и раб … не могут существовать друг без друга. Свободный же существует сам по себе… Мир рабства есть мир отчужденного от себя духа». Свобода не была сотворена Богом, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

3. В этике понимание свободы связано с наличием свободы воли человека.

4. В философии:

  • Свобо́да - течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.
  • Свобода –это пространство объективных возможностей для самоутверждения и самореализации социального субъекта (индивида, социальной группы, социальной общности);
  • Свобода - это способность и возможность человека действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и целями, не нарушая такое же право других людей, безопасность общества и государства.

5. В праве свобода - это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.).

Что общего в определениях?

(Осознанный выбор поведения, присуща только личности, самостоятельность, отсутствие принуждения, воля, осознанная необходимость, возможность правильного выбора, ответственность)

Что такое свобода? Чтобы дать определение понятию «свобода» мы начнем с того, что выделим признаки свободы, которые будем вносить в интеллект карту, заполняя схему.

2. Признаки свободы

Назовем тот признак свободы, который отразил скульптор. Что, прежде всего, бросается в глаза?

(Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений).

– т.е. свобода – отсутствие ограничений. Согласны ли вы с таким определением? (Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)

Что нас ограничивает в этом мире? (Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки, ложь, обвинения, шаблоны, привычки)

Т.о., мы можем сделать вывод, что понимание свободы как отсутствие ограничений это не совсем верный принцип. Точнее говорить о самостоятельности, отсутствии принуждения, воле, возможности выбора.

Буриданов осел (аудиофрагмент)

В чем смысл услышанного?

Притча

Однажды Бог создал мир и населил его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными, исходя из их собственных желаний.

И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал так, назвав их Насекомыми. И спросил Бог у последних:- Что же вы хотите?

Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, - ответили те.

И тогда Бог дал им выбор и назвал Людьми.

Чего они попросили?

Какое отношение имеет притча к сегодняшнему уроку?

(выбор и осознанность Выбор связан с интеллектом, и волевым напряжением человека- бремя выбора. Кто стоит перед выбором испытывает мучения.)

Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. Основа выбора - ответственность.

3.Свобода и ответственность

Работа с учебником стр.74-75

Выполнение задания в интеллект карте:

Что такое ответственность? (объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.)

Какие стороны ответственности бывают? (внутренняя и внешняя). Какая имеет первостепенное значение.

4. Свобода есть осознанная необходимость.

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях.

Как же соотносятся свобода и необходимость? Есть разные подходы к этой проблеме.

Работа с источниками и заполнение таблицы

Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Фатализм

Волюнтаризм

Немецкая классическая философия (Гегель, Энгельс)

рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Документ.

Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей - старая философская проблема. Чаще всего эта проблема сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (судьбой, Божьим промыслом, неизбежными обстоятельствами, законами природы и общества). Есть две противоположные точки зрения на свободу человеческой воли:

1)фатализм-представление о предопределенности всего происходящего (судьба, обстоятельства…)

2)волюнтаризм-представление о том, человек принимая решения, руководствуется лишь своими оценками и желаниями, пренебрегая объективными обстоятельствами

Сегодня большинство философов признают свободу воли, но не считают ее абсолютной, так как, по их мнению, свободу воли ограничивает необходимость.

Не существует абсолютной свободы, она всегда относительна. Это проявляется хотя бы в том, что общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон может быть шире или уже, но он всегда существует. Опыт показывает, что любые поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами.

Эту позицию можно выразить словами Ф.Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей»

Таким образом, трактовка свободы как осознанной необходимости предполагает осознание и учет человеком пределов своей деятельности.

5. Свободное общество

Опережающее задание:

Ребята на прошлом уроке я попросила вас ответить на такой вопрос: возможна ли абсолютная свобода человека? (спросить 2-3 человек).

Вывод: абсолютной свободы не бывает.

5. Закрепление материала

Закончить схему «признаки свободы» (альтернатива, возможность выбора, воля, осознанность, активность, выбор, ответственность, независимость) и сформулировать определение понятия свобода.

Свобода - это возможность сознательного выбора человеком видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, создание условий для самореализации.

Рефлексия

Домашнее задание: параграф 7;

Написать эссе: «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его» (Платон)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зенос Фрудакис

Свобода и необходимость в деятельности человека

Эпиграф урока: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и для чего?» Фридрих Ницше

План урока: Что такое свобода? Признаки свободы. Свобода и ответственность. Необходимость в деятельности человека

Зенос Фрудакис

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.

Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Фатализм Волюнтаризм Немецкая классическая философия рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования. Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

СВОБОДА Осознан-ность Возмож-ность Воля Альтернати-ва Ответствен-ность Независи-мость Необходи-мость Выбор

Свобода - это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Ниже приведен ряд характеристик личности человека. Какие из них, как правило, иллюстрируют свободу в его деятельности? инстинктивное решение осознание ответственности аффективное действие осознанная необходимость приспособленчество возможность выбора №1

Вставьте пропущенное слово: внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие; то, что обязательно должно произойти в данных условиях №2

Верны ли следующие суждения о свободе человека? а) Свобода человека проявляется в осознанном следовании установленным нормам. б) Всегда, чем больше возможностей выбора, тем больше свободы у человека верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны №3

Фатализм утверждает, что: каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости человек, принимая решение, руководствуется лишь своими оценками и желаниями всё происходящее предопределено №4

Домашнее задание: 1. Параграф 7 2. Написать эссе на тему: «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его» (Платон)


Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.