Таинственный цветок.doc. Мандрагора- таинственный цветок Легенды и деньги

Замиокулькас - популярное комнатное растение, с успехом применяемое для создания уютного интерьера в зимних садах, холлах и фойе, офисах и приёмных. Если декоративные, т. е. маленькие экземпляры, вырастают до 60 см в высоту, то другие его подвиды вытягиваются до полутора метров и больше. Очень эффектный и красивый куст с благородной тёмно-зелёной расцветкой плотных кожистых листьев притягивает к себе взгляды любителей природных насаждений и цветоводов-профессионалов. А необычного вида цветок, напоминающий то ли полуочищенный банан, то ли кукурузный початок, довершает картину.

Легенды и деньги

В народе два комнатных цветка связывают с финансовым благополучием: толстянку (крассулу) и замиокулькас. Приметы, связанные с первым - - заставляют нас обратить внимание на собственное благополучие вообще. А вот второе в народе называют деревом не просто денежным - долларовым! Почему? Потому что оно влияет на количество этих самых зелёных бумажек, столь приятных нам, в собственном кошельке. Проще говоря, порождает замиокулькас приметы такие. Растёт кустик здоровым, листья не желтеют, стебли не склоняет - значит, и доллары к вам текут полноводным ручейком, притягивает их оно. Но если болеет деревцо, хиреет, пропадает - беда! Ваш долларовый поток тоже начнёт таять. И запасы, имеющиеся дома, потихонечку испарятся. Что делать? Спасать замиокулькас! Приметы, правда, говорят и о том, что если вылечить растение не удаётся, не ждите, пока оно погибнет совсем.

Следует срочно приобрести новое и поставить близ умирающего, чтобы оно передало новому талисману свой положительный настрой и энергетику. Только вот незадача! Его нельзя покупать в магазине - следует только либо украсть, либо получить от кого-то в дар. И ещё одно суеверие, с которым связан замиокулькас. Приметы строго велят: даже за подаренный цветок вы должны откупиться, отдать хоть небольшие деньги. И сами, если даёте отросток кому-то, возьмите за него пару монет - «на развод». Таким образом, делаем вывод: хотите получить постоянный канал долларовый - берегите и лелейте свой зелёный куст. Мечта Буратино, между прочим!

Секрет женского счастья

Третье, причем весьма интересное замиокулькас - «женское счастье». Приметы, связанные с растением, наглядно поясняют, откуда оно взялось. Во-первых, цветёт оно редко, только при очень хорошем уходе. Так ведь и женская доля полна невзгод и трудностей, не так часто балует судьба слабый пол безоблачными днями. И только при соответствующем отношении и внимании со стороны мужа, детей и близких расцветает женщина так, словно природа весной. Во-вторых, если вспомнить знаменитый афоризм о том, что бриллианты являются лучшими друзьями девушек, то вполне логично, что и символ счастья женского - цветок замиокулькас. Приметы и тут не подвели, оправдали! Да кто бы спорил: если в доме достаток, если копейки считать не приходится, почему бы хозяйке дома не быть довольной? Ну и последняя догадка о тайне названия. Бутон растения напоминает и намекает на полноценную личную жизнь дамы. Получается замечательный треугольник: любовь, достаток, деньги. Вы от такого откажетесь?

Вот такой замечательный он, этот

20 июня 2015, 13:46

Не знаю, как Вы, но я очень люблю цветы. Причем, цветы редкие, не отличающиеся особой красотой, но именно поэтому особенно притягательные для меня.

Хочу начать пост с гиацинтов.

Гиацинт - цветок любви, счастья, верности и... скорби.

Название цветка "гиацинт" по-гречески означает "цветок дождей", но греки одновременно называли его цветком печали и еще цветком памяти о Гиацинте...

С названием этого растения связана греческая легенда.

Любимцем бога Аполлона был юноша по имени Гиацинт. Часто Гиацинт с Аполлоном устраивали спортивные состязания. Однажды Аполлон метал диск, а бог ветра Зефир, видимо, от зависти, подхватил диск и бросил прямо на Гиацинта. Несчастный юноша погиб. Память о любимце Аполлон увековечил этим цветком, который вырос из крови юноши.

Ирис.

По легенде первый ирис расцвел несколько миллионов лет назад и был так прекрасен, что полюбоваться им пришли не только звери, птицы и насекомые, но и вода и ветер, которые затем разнесли созревшие семена по всей земле. А когда семена проросли и расцвели, ирис стал одним из любимых растений человека.

А вот еще одна легенда об ирисах. Однажды радуга, прежде чем исчезнуть, рассыпалась на части. Чудесные осколки радуги упали на землю и проросли очаровательные цветы. Рассыпалась радуга на мелкие осколки - вот и зацвели ирисы. Проросли они, согласно поморской легенде, из слез рыбачки, которая часто оплакивала разлуки с мужем.

Гвоздика.


Древнегреческий миф рассказывает о происхождении гвоздики. Однажды богиня охоты Диана (Артемида), возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой дичь и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем не виноват и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости набрасывается на него и вырывает у него глаза. Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного злодеяния. Тогда, чтобы увековечить эти, так жалобно смотревшие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие цветом невинно пролитую кровь.

Фиалка.


Легенда о фиалке (анютиных глазках) исконно русская, в отличии от предыдущих легенд, и начинается она, как народная сказка... Жила-была русская девушка Анюта. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль.

Последним цветком, о котором я расскажу будет, конечно, папортник.


Папоротники всегда привлекали к себе интерес и даже вызывали у людей некоторую опаску. Они считались особыми, таинственными и затаёнными растениями, не похожими на все остальные. Они вечно что-то скрывали, росли в полутёмных, сырых, страшноватых местах и, видимо, хранили в себе какое-то тайное знание.

Хоpошо известна легенда о папоротнике, в которой волшебный цветок pасп ускается раз в году в ночь на Ивана Купала (летнее солнцестояние). В древнеславянской традиции папоротник получил известность как магическое растение. Согласно поверью, именно в купальскую полночь ненадолго зацветал папоротник и раскрывалась земля, делая видимыми скрытые в ней сокровища и клады. После полуночи те, кому посчастливилось найти цветок папоротника, бегали в чем мать родила по росистой траве и купались в реке для получения от земли плодовитости.

В повести "Вечера накануне Ивана Купала" Н. В. Гоголь рассказывал о старинном народном предании, по которому раз в год зацветает цветок папоротника, и кто сорвет его, тот добудет клад и разбогатеет. Н. В. Гоголь в "Вечерах накануне Ивана Купала" так описывает цветение папоротника: "Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле чудно! Движется и становится все больше, больше и краснеет, как горячий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя". "Теперь пора!" - подумал Петро и протянул руку... Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках. Все утихло... Сорвав цветок папоротника, наш герой подбросил его вверх, присовокупив специальные наговоры. Цветок поплыл в воздухе и опустился как раз над тем местом, где хранился сказочный клад".

На мой взгляд, папортник - это самый таинственный цветок. Глядя на него, так и мелькает шальная мысль: "А, что, если он все-таки цветет? Вот бы увидеть цветы папортника!"

Подводя итоги моего небольшого поста, хотелось бы подчеркнуть, что абсолютно все цветы прекрасны и неповторимы. Наши предпочтения в выборе цветов многое говорят и о нас самих. Можно многое узнать о человеке, если вы знаете, какой цветок является его фаворитом. И, наконец, цветы - это всегда праздник, дарите их чаще близким людям и покупайте себе просто так, без повода! Это легкий и приятный способ сделать свою жизнь чуточку краше.

Спасибо за внимание!

Мандрагора (лат. Mandragora) — род многолетних трав семейства Паслёновые. [...] В природе имеется несколько видов, встречающихся в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях.

Наиболее распространены следующие виды мандрагоры:
— мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis),
— мандрагора лекарственная (Mandragora officinalis), и т.д.

Мандрагора, причем обычно имеется в виду мандрагора лекарственная (M. officinarum), с древних времен упоминается в магических книгах. Существовало великое множество рецептов с использованием корня мандрагоры, ее боготворили и ее боялись. Упоминается она также и в Библии, причем без негативного оттенка! В художественной литературе мандрагору тоже не обделяют вниманием, а последнее время, благодаря Гарри Поттеру, это растение на слуху даже у тех, кто очень далек от ботаники.

В современном мире мандрагора используется в составе лекарственных средств.

Возможно ли приручить волшебную мандрагору? Этот вопрос занимал меня давно, а особенно заинтересовал после прочтения статьи И.Е Синева о мандрагоре туркменской (КИДСР №2(4) 2000г.).

Осенью 2000 года Иннокентий Евгеньевич поделился со мной вожделенными семенами мандрагоры туркменской (M. turcomanica). Всходов пришлось ждать недолго - семена взошли через 12 дней. Раздав сеянцы другим страждущим и оставив себе только одно растение (по причине нехватки места), я стала наблюдать за развитием моей Мандрагоры. Растение прекрасно развивалось на западном окне до июня , когда развитие приостановилось, и мандрагора начала готовиться к периоду покоя. Период покоя длился до сентября.

В конце лета 2003 года из Англии мной были получены семена другого вида мандрагоры - мандрагоры осенней (Mandragora automnalis). Часть семян была высеяна сразу же, оставшиеся семена, к сожалению, очень быстро потеряли всхожесть (в отличие от семян мандрагоры туркменской). В результате остались единичные экземпляры растений.

Здесь мне придется сделать небольшое ботаническое отступление. Дело в том, что со времен Линнея было описано несколько видов мандрагор. Разные исследователи в разные времена выделяли до 12 видов в роде Mandragora. Последняя ревизия рода (Ungricht, S., Knapp, S. & Press, J.R. 1998. A revision of the genus Mandragora (Solanaceae). Bulletin of The Natural History Museum, Botany 28, 17- 40) свела количество видов к трем: M. officinarum L. (Средиземноморье), M. turcomanica Mizgir. (Туркмения, Иран) и M. caulescens Clarke (Тибет). По новой классификации, старый вид Mandragora automnalis Bertol. (мандрагора осенняя) вошел в качестве подвида или морфы в основной средиземноморский вид - мандрагора лекарственная (M. officinarum L.). Хотя монография Ungricht и др. была опубликована в 1998 году, многие коллекционеры и владельцы питомников до сих пор придерживаются старой классификации (по крайней мере, это касается осенней мандрагоры). Пока оставила старое название и я, тем более, что семена поступили именно под этим названием.

Мандрагора осенняя в эзотерической литературе носит название черной, или женской, мандрагоры. Внешне туркменская и осенняя мандрагоры довольно сильно отличаются формой и фактурой листьев - у туркменской лист более жесткий и гофрированный.

Сравнивать размеры растений не представляется возможным не только из-за их разного возраста, но и, прежде всего, из-за слишком измененного комнатной культивацией внешнего вида. В целом, можно отметить, что мандрагоры комнатно-горшечного выращивания значительно мельче, чем те же виды в естественных условиях . Так, если у себя на родине M. turcomanica достигает 1 м и более в диаметре розетки, то выращенная в московской квартире, она не превышает по этому параметру 35-40 см. Правда, растения в московских коллекциях еще весьма молоды. Интересно, что в комнатных условиях периоды вегетации и покоя у M. turcomanica и M. automnalis абсолютно совпадают, период покоя длится примерно с конца июня до середины сентября.


Условия выращивания мандрагор не слишком сложны, требуется только учесть несколько важных нюансов. К почве мандрагоры не требовательны, им вполне подходит почва, которую используют для многих суккулентов, таких, например, как алоэ или сансевьеры. Конечно, она должна быть хорошо дренирована. Универсального рецепта по составлению почвенных смесей тут не существует, единственное, что можно попытаться попробовать - это максимально приблизить состав субстрата к составу почв на исторической родине растения.

Другое дело контейнер для мандрагоры - это весьма важный момент. Не имеет особого значения пластиковую или керамическую посуду вы выбираете, важны форма и размеры горшка. Он непременно должен быть достаточной для данного растения глубины. Чтобы корень мог свободно развиваться, должно еще оставаться место и для хорошего слоя нижнего дренажа, так как мандрагоры не терпят застоя воды. При этом площадь поверхности горшка не должна быть слишком большой, и это особенно важно - при слишком большом объеме посуды риск загнивания корня, особенно во время, предшествующее периоду покоя, очень велик.

Мандрагора, завершающая период вегетации (об этом можно догадаться, когда центральные молодые листья остановятся в своем развитии, а количество взрослых желтеющих листьев увеличится), начинает потреблять гораздо меньше влаги, и тут чрезмерный полив очень опасен. Лучше всего полностью прекратить полив, так чтобы к моменту, когда все листья растения пожелтеют, земля в горшке полностью просохла.

Я предпочитаю сохранять корень в земле, но не менее успешным является хранение корня и без субстрата, правда при таком способе хранения корень несколько усыхает, но это никак не сказывается на его жизнеспособности.

Пересаживать мандрагору следует после появления на верхушке корня зеленого проростка (примерно середина сентября) и поливать поначалу с большой осторожностью, так как за время периода покоя растение теряет мелкие всасывающие корешки, и необходимо дать время им снова отрасти.

Следует также учитывать, что активная вегетация мандрагоры приходится на осенне-зимний период, когда в средней полосе России солнца почти не бывает, а в комнате и вовсе полумрак.

Без искусственной досветки мандрагоры хоть и растут, но листья образуются нетипичные (на длинных ломких черешках, мелкие и бледные), и уж тем более нельзя ждать цветения.

Цветение мандрагоры в домашних условиях уже не фантастика: в январе-феврале этого года расцвела 5-летняя M. turcomanica в коллекции А. К. Шеремета. Это, насколько мне известно, первый случай цветения мандрагоры в комнатных условиях. Растение ежедневно в течение 12-14 часов освещалось 36 w энергосберегающей лампой на расстоянии 15-20 см. Цветки (в отличие от природных условий) появлялись по одному, сменяя друг друга. Плодов, несмотря на искусственное опыление, не завязалось.

Вообще, по моим наблюдениям, пересаженные мандрагоры лучше как можно дольше, до первых морозов, держать на свежем воздухе, особенно, если осень теплая и сухая. Мандрагора туркменская достаточно холодостойкое растение и без ущерба переносит ночные заморозки до -7°С, мандрагора осенняя более уязвима.

В остальном, культивирование мандрагоры не представляет особых сложностей. Растение это очень интересное и благодарное, довольно редкое в природе, оно представляет несомненный интерес и возможность для пытливых любителей хотя бы чуть-чуть приоткрыть завесу его многочисленных тайн.

Таинственный цветок.

Литературные игры и викторины по сказке «Аленький цветочек»

Сергея Тимофеевича Аксакова.

Род Аксаковых, или Оксаковых, как звали их в старину, был древним и восходил к варягу, поселившемуся в XI веке на Руси со своей дружиной. Были среди Аксаковых бояре, воеводы, генералы. Но самым знаменитым стал Сергей Тимофеевич Аксаков—русский литератор. Сережа Аксаков был очень одаренным мальчиком, в четыре года он уже хорошо читал, а в пять лет декламировал наизусть стихи Александра Петровича Сумарокова и Михаила Матвеевича Хераскова, по-своему пересказывал и даже разыгрывал сказки "Тысячи и одной ночи". Литературой и театром Аксаков увлекался и в студенческие годы, когда учился в казанском университете, и в первые годы службы в Петербурге. Позднее, уже перебравшись в Москву, будучи цензором Московского цензурного комитета и сотрудником журнала "Московский вестник", он стал известным театральным критиком и первым оценил талант м. С. Щепкина и П. С Мочалова. Друзья (а среди них были Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, молодой Л. Н. Толстой) восхищались рассказами Аксакова о русской старине, о семейных преданиях, о красоте земли, которую он, страстный охотник и рыболов, знал, как никто, К вымыслу у автора "душа не лежала", а потому в своих книгах С. Т. Аксаков просто рассказал о том, что лучше всего знал и любил. «Записки об уженье» (1847) и "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии" (1852) покорили читателей и критиков точностью и тонкостью наблюдений жизни природы. Тому, кто хочет узнать, какой была Россия в старые годы, следует прочесть книги С. Т. Аксакова "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), служащие продолжением "Семейной хроники".

Знаешь ли ты сказку?

Викторина

1. Како е прозвище получил у ге роев сказки заколдованный принц ? (« Чудо морское, зверь

лесной»)

2. Как звали-величали девицы с в ое го отца? ("Государь ты мой, батюшка родимый!")

3. Каким необычным даром обла- д ало чудище? (Добрым серд- цем, Именно оно-то и угады вало мысли гостьи.)

4. к а к ой национальности были нап авшие на купца разбойни ки ? ("Басурманские, турец- кие да индейские".)

5. Первой ли девушкой, жившей у чудища, стала героиня нашей сказки? Если нет, то которой по счету? (Двенадцатой.)

6. Какой была стена, на которой чудище писало послания ог-ненные? (Белой, мраморной.)

7. В гостях у чудища купец за- снул и увидел сон. Что ему приснилось? (Дочери. Стар-шие веселые и с женихами, а младшая печальная, отца дожидается.)

8. Как само чудище величало се-бя, разговаривая с девушкой? ("Твой верный раб, неизмен-ный друг".)

9. Внимательно читавшие сказку знают, что девушка подарила чудищу подарок. Какой? (Вы-шитое ею полотенце, самое богатое.)

10. Погостив в родительском до-ме, молодая дочь купеческая вернулась назад и нашла упав-шее замертво чудище. Что бы-ло в руках у чудища? (Алень-кий цветочек.)

11. Какими словами вернула к жизни своего суженого мо-лодая дочь купеческая? ("Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люб-лю тебя как жениха же-ланного!")

12. Кто пировал на свадьбе у ку-печеской дочери и принца?

("Отец с сестрами, слуги верные, бояре великие да ка-валеры ратные".)

Требуется найти современ-ное техническое устройство,

аналогичное волшебному пред-мету из сказки. Или наоборот.

Перстень — самолет.

Если кто-то из участников игры предложит свои вариан-ты — прекрасно.

Игра для тех, кто знает ис-торию возникновения сказки.

Обошла весь белый свет,

Родилась у Апулея,

Про "Амура и... (Психею)".

2. Хоть Венера своим гневом

Препятствует большой любви,

Но не может даже небо

Чувства нежные... (убить).

Пусть завистницы — сестрицы

Шепчут гадкие слова,

Но природа не боится

Отстоять свои... (права).

В схватке с грозною Венерой,

Став проворней и сильней,

С мужеством, любовью, верой

Побеждает... (муравей).

3. Другую сказку каждый знает

(лишь стоит книжку вам открыть),

Где красна девица мечтает,

О том, чего нельзя...

(купить).

Не звезды то, не солнышко

С луною светлоокою,

Всего лишь одно... (перышко)

Финиста... (Ясна сокола).

4. Вот разберет по зернышку

Все семена на свете,

И с посохом чугунным

Пройдет по всей планете,

Лесного зверя страшного

Утешит, приголубит, —

Такой бывает девушка,

Когда она... (полюбит).

Внимательно читая сказку, мы найдем очень много высказываний с "не" или "нет". Автор не скупился на них, чтобы мы лучше могли предста-вить себе то, о чем рассказывается.

В этой игре вам нужно угадать слова, сопровождаемые "не" и "нет".

При прочтении предложения мы будем их пропускать, а вам нужно постараться их вспомнить.

1. Все вы знаете, что просят дочери купеческие в подарок. Скажите же, что они все три единодушно не просят.

(Начинают они все трое речь свою такими словами: "Не вози ты мне золотой и серебряной парчи , ни черных соболей сибирских, ни оже-релья ".)

2. "Выходит он под конец на по-ляну широкую, и посередь той поляны широкой стоит дом не дом , чертог не чертог, а дво-рец королевский или цар-ский".

3. "Дивится че-стной купец такому бо-гатству не-сказанному, а вдвое того, что... хозяи-на нет; не только хозя-ина, но и ... прислуги нет.

4. "И вырос, как будто из земли, не зверь , не че-ловек , а ка-кое-то чуди-ще мохна-тое..."

5. Характерис-тика аленько-го цветочка тоже сопро-вождается словом "нет". ("Какого нет краше на белом свете".)

6. Как проехать к дворцу? Как сказано об этом в сказке? (Да где тот дворец — никто не знает , не ведает , и нет к нему дороги ни конному, ни пешему, ни зверю прыскуче-му, ни птице перелетной".)

7. Утешает дочь отца фразой со словом "не". ("Не плачь , не тоскуй , я не испугаюся. ..".)

8 . С какими словами обращается впервые чудище к девушке? ("Не господин я твой, а по- слушный раб".)

9. Успокаивает чудище страхи девушки? Какими словами: ("Не бойся , моя госпожа прекрасная: не будешь ты почивать одна, дожидает-ся тебя твоя девушка сен-ная, верная и любимая; и много в палатах душ чело-веческих, а только ты их не видишь и не слышишь, и все они вместе со мной берегут тебя день и ночь: не дадим мы на тебя ветру подути , не дадим и пылинке сесть ".)

10. Реакция девушки на внешность чудища? ("Не взвидела света молодая дочь купеческая".)

12. Скоро сказка сказывается, да не (скоро дело делается ).

(Командам раздаются карточ-ки. На одних написаны сущест-вительные (из сказки), на дру-гих — эпитеты к ним. Нужно быстро и правильно сложить карточки по смыслу, получив подходящие словосочетания.)

2-е прилагательное + 2-е суще-ствительное и т. п.):

1) золотая и серебряная

2) восточный, цельный, беспо-рочный

3) поднебесная

4) булатнея

5) сибирские

6) самоцветный

7) заморская

8) заветный

9) сахарные

10) заморские

11) медвяные

12) несчетная

13) горький

14) богатое да привольное

15) райские

16) диковинные

Существительные:

I) парча

II) хрусталь

3) красота

4) сабля

5) соболя

6) венец

7) сторона

8) гостинец

9) яства

10) вина

11) питья

12) казна

13) век

14) житье

15) птицы

16) песни

ФАНТАЗЕРЫ

(Игру можно проводить как между командами, так и между двумя учащимися, изъявившими желание.)

Задание: изменить сказочную си-туацию как можно более, учитывая указанные ниже предположения:

1. Если бы у купца была жена и чудище попросило прислать ее.

2. Если бы чудище приказало при-слать всех трех дочерей сразу.

3. Если бы чудище выбрало одну из старших дочерей.

4. Если бы батюшка поехал сам,

не сказав ничего дочерям.

5. Если бы младшая дочь не понрави-лась чудищу.

6. Если бы сестры не переводили часы, а все вместе от-правились жить у чудища.

7. Если бы чудище заставляло бы де-вушку работать с утра до ночи.

8. Если бы девушка сбежала.

9. Если бы младшая дочь отвергла чу-дище.

10. Если бы чудище не умерло от тоски.

11. Если бы чудище обернулось чело-веком, но некраси-вым и горбатым.

12. Если бы, превратившись в чело-века, чудище не женилось на де-вушке, а вернуло ее назад отцу.

13. Если бы, превратившись в че-ловека, чудище осталось без богатств и дворца.

14. Если бы батюшка вообще счел просьбу младшей капризом и отказался ее выполнить (но сказка все равно про аленький цветочек).

15. Если бы младшая дочь успела вернуться вовремя, но опозда-ло само чудище.

16. Если бы чудище было глупым: ведьма лишила бы его не только красоты, но и разума.

Где речь идет о знании текста, приветствуется точность ответов.

В остальных случаях — логика и фантазия.

Ответы оцениваются по пяти-балльной системе. Побеждает ко-манда, набравшая больше очков.

Задания

1. Как отыскать золотой венец? ("А и есть он у одной короле- вишны заморской, а и спря-тан он в кладовой каменной, а и стоит та кладовая в ка-менной горе, глубиной на три сажени, за тремя дверя-ми железными, за тремя зам-ками немецкими".)

2. 2. Рассказать, как найти хрус-тальное зеркало (тувалет). ("А и есть оно у дочери короля персидского, молодой коро- левишны, красоты несказан-ной, неописанной и негадан-ной; и схоронено то зеркало в терему каменном, высо-ком, и стоит он на горе ка-менной, вышина той горы в триста сажень, за семью дверьми железными, за се-мью замками немецкими, и ведут к тому терему ступе-ней три тысячи, и на каж- дой ступени стоит по воину персидскому и день и ночь с саблею наголо булатною, и ключи от тех дверей желез-ных носит королевишна на поясе".)

3. Как узнать среди всех алень-ких цветочков, что это и есть тот самый? ("Краше нет на белом свете".)

4. Какой срок дало чудище отцу семейства для принятия реше-ния? (Три дня и три ночи.)

5. В каком настроении вернулся отец? Какой вывод сделали старшие? (Он был печален, решили, что он разорен.)

6. Чем занималась красна девица в гостях у чудища? (Вышива-ла и отдыхала так: "Слу-жат ей слуги невидимые, по-дают, принимают, на колес-ницах без коней катают, в музыку играют и все ее пове-ления исполняют".)

7. Где впервые услышала девица голос чудища? ("Приходи сего-дня во зеленый сад, сядь во свою беседку любимую, листьями, ветками и цветами заплетен-ную...)"

8. Какие слова молодой купеческой дочери послужили сигна-лом для чудища го-ворить своим насто-ящим голосом? ("Го-вори со мной, мой верный раб!")

9. В какое время чу-дище должно было явиться девушке во всей красе? ("В су-мерки серые, ког-да сядет за лес солнышко крас-ное".)

10. Слова, служившие сигналом к появле-нию чудища. ("По-кажись мне, вер-ный друг!")

11. На какой палец надевался вол-шебный перстень? (На мизи-нец правой руки.)

12. Найти "родственников" сказ-ки. (По сюжету: Миф Луция Апулея (II век до н. э.) "Амур и Психея", Сказки "Финист — Ясный сокол", "Красавица и чудовище".)

13. Какую сказку какого великого русского писателя мы вспоми-наем, когда читаем следующие строки "Аленького цветочка": "Если ты стар человек — будь мне дедушка, если же молод, ты будь мне названый брат, и поколь я жива, — будь мне сер-дечный друг" (Пушкин А. С. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)

14. Вспомните как можно больше сказочных цветов. (Цветик- семицветик, каменный цве- ток из сказов Бажова, кув- шинка из "Дюймовочки", ро- за из сказок X. К. Андерсена.)

Коллектив делится на "проку-роров" и"адвокатов".

Представьте, что вы находитесь в зале суда и ведете своеобразный процесс против персонажей "Аленького цветочка". Сначала каждой команде можно предло-жить готовые вопросы (см. ниже). А затем поощрять их собственные. Команда "прокуроров" задает во-просы "адвокатам", те отвечают. Затем наоборот. Интересные отве-ты оцениваются так же высоко, как собственные интересные вопросы.

Вопросы команды «Прокуроров» - «Адвокатам»

1. Почему купец, торгуя таким количеством дорогих товаров и получая большие суммы де-нег, не нанял охрану? Почему не обратился к властям и не за-явил о нападении разбойни-ков?

2. Обвиняем купца в спекуляции. Сказано: "...продает он свои товары втридорога, покупает чужие втридешева..." Что ска-жут "адвокаты"?

3. Каким образом, несмотря на то, что он был обворован, ку-пец привез домой все дорогие подарки?

4. Обвиняем купца в черствой неблагодарности к невидимо-му владельцу дворца и в краже аленького цветочка.

5. Желаете ли вы обжаловать

приговор, вынесенный чуди- щем купцу за его преступле- ние?

6. Виновен ли отец, не поехав сан к чудищу, а послав вместо себя дочку?

7. Виновны ли дочери старшие, отказавшись поехать вместо отца?

8. Обвиняем сестер старших в обмане (перевод часов).

9. Обвиняем чудище в том, что "залучал он в свой дворец за-колдованный девиц красных", т. е. лишал их свободы.

1 0. Обвинение чудища в тунеядст-ве — не работает, ничем не за-нимается, лишь девушек раз-влекает.

Тезисы «Адвокатов» - «Прокурорам»

(1)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(2)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.

(3)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (4)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(5)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (6)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (7)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.

(8)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

Ответ: 9

8. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения . Напишите номер этого предложения.

(1)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(2)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (3)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (4)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную АрмиюКонечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.

Ответ: 19

9. «Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («пытливые, вопросительные глаза» _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть»


в предложении: У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус.

Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора. (ответ записать через запятую)

Список терминов:

1) анафора

2) метафора

3) гипербола

4) профессиональная лексика

5) парцелляция

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) эпитеты

9) контекстные синонимы

Ответ: 3, 8

10. Из предложений 1–2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

(1)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (2)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

Ответ: поблизости

11. Из предложений 1–3 выпишите числительное.

(1)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (2)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (3)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию...

Ответ: девять

12. Усиливает эффект от прочитанного _______ «отступаем» в предложении:

«Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках.»

1) анафора

2) метафора

3) гипербола

4) профессиональная лексика

5) парцелляция

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) эпитеты

9) контекстные синонимы

Ответ: 6

Часть С

Таинственные цветы

Как-то летом я возвращался с озера в деревню. Дорога шла лесом, всё вокруг заросло пахучими травами. Заслушавшись пением птиц, я заметил на поляне синие цветы. Заросли их были похожи на меленькие озера с густой синей водой. Я насобирал этих цветов. Они были похожи на колокольчики, но у колокольчиков чашечки стояли, вытянувшись вверх, словно они раскрылись навстречу заре.

Густая поросль березняка закрыла от меня дорогу, и я вскочил на пень, определяя, куда мне надо идти. Наконец я вышел из леса в поле. Сердце замирало при виде красоты утренней природы. На траве блистали капли росы, широко расстилались посевы хлебов.

На полевой дороге мне попались две загорелые деревенские девушки. Увидев меня с цветами, они точно замерли, рассмеялись и начали оживленно разговаривать. Поравнявшись со мной, девушки сказали: "Спасибо вам, что вы повстречались нам с этими цветами". А потом поклонились мне и бросились бежать.

Я предлагал девушкам взять цветы с собой, го мое предложение их рассмешило. Было что-то удивительное, что касалось этих девушек и чего я не мог понять.

В деревне загадка разъяснилась. Моя соседка сказала: "Вы нашли очень редкие цветы. Есть поверье, что они приносят девушкам счастливую любовь".

Море

День клонился к вечеру, когда мы преодолели самый трудный участок пути и увидели море. Оно широко простиралось до самого горизонта, блистая белой пеной волн в лучах солнца.


Где-то там, внизу, шумели загорелые курортники, плескались пловцы, кричали дети. Но к нам этот шум не доносился. Мы стояли в прохладе горного склона и любовались панорамой. Многие видели море впервые, и теперь они словно замерли в восторге. Хотелось немедленно достать фотоаппарат и снимать, снимать все, что так долго мы собирались увидеть.

Однако снять чудесную картину никому не удалось, так как гид предложил сделать остановку и полежать в тени, подстелив что-нибудь на каменистую землю. И мы прилегли.

Теперь казалось, море подняло свой синий горизонт и отодвинулось дальше. В горах стояла вековая, ничем не нарушаемая тишина. Сердце замирало, когда мы пробовали подойти к обрыву и посмотреть вниз. От высоты кружилась голова, и хотелось поскорее подняться к месту отдыха товарищей.

В горячем воздухе стремительно проносились ласточки и, схватив на лету стрекозу или мошку, резко взлетали ввысь. Белые чайки носились над волнами на раскрытых крыльях. Море размеренно дышало приливами и отливами.

Отдохнув, мы спустились к берегу. Наши предположения не оправдались: здесь не было ни курортников, ни пловцов. У самой воды, где пена оставляет сложный рисунок на песке, люди сгребали на берег плавучие морские водоросли . Они нужны были на топливо. Ведь не всегда солнечные лучи будут так горячи. Лето кончится, подует норд-ост, и надо будет топить печи. Люди, погруженные в свои повседневные заботы, запасали топливо на зиму.

Ночь в лесу

Дошёл я до узенькой, но необычайно быстрой речонки, называвшейся Пра. Её чересчур звонкий лепет доносился до меня ещё издалека. Через неё с незапамятных времён был перекинут первобытный неуклюжий мост из больших древесных сучьев, перевязанных берёзовыми лыками. Странно, никогда мне не удавалось благополучно перебраться через эту проказливую речонку. Так и сейчас: как ни старался я держать равновесие, а пришлось все-таки угодить мимо и зачерпнуть холодной воды в кожаные, большие, выше колена, бахилы. Пришлось на другом берегу сесть, разуться и вытрясти воду из тяжелой обуви.

Уже падает мгла на землю. Если теперь выйти из освещенного жилья на волю, сразу попадешь в черную тьму. Но мой глаз уже обвык, и я еще ясно вижу нужную мне, знакомую верею - холм, возвышающийся над болотом. Почти всегда на нем свободно растут две-три мощные столетние сосны, упирающиеся далекими вершинами в небо, а четырехохватными стволами в землю. Еще ясно различаю, как на самом кряжистом дереве, покрытом древнею, грубою, обомшелою корою, протянулся и точно дрожит откуда-то падающий густо-золотой луч и дерево в этом месте кажется отлитым из красной меди.

Вылез тонкий, ясный, только что очищенный серп полумесяца на высокое небо, и только теперь стало заметно, как темна и черна весенняя ночь.

С новыми друзьями

Мы весело принялись за сооружение хитроумной ловушки для воробьев, для которой я принес с собой ниток. Нитку мы дали в руки Марусе, и, когда неосторожный воробей, привлеченный зерном, беспечно заскакивал в западню, Маруся дергала нитку, и крышка захлопывала птичку, которую мы затем отпускали.

Между тем около полудня небо насупилось, надвинулась темная туча и под веселые раскаты грома зашумел ливень. Сначала мне очень не хотелось спускаться в подземелье, но потом, подумав, что ведь Валек и Маруся живут там постоянно, я победил неприятное ощущение и пошел туда вместе с ними. В подземелье было темно и тихо, но сверху слышно было, как перекатывался гулкий грохот грозы, точно кто ездил там в громадной телеге по мостовой. Через несколько минут я освоился с подземельем, и мы весело прислушивались, как земля принимала широкие потоки ливня; гул, всплески и частые раскаты настраивали наши нервы, вызывали оживление, требовавшее исхода. "Давайте играть в жмурки", - предложил я.

Мне завязали глаза. Маруся звенела слабым переливами своего жалкого смеха и шлепала по каменному полу непроворными ножонками, а я делал вид, что не могу поймать её, как вдруг наткнулся на чью-то мокрую фигуру и в ту же минуту почувствовал, что кто-то схватил меня за ногу.

4. Критерии по выставлению баллов

Определение количества тестовых вопросов (заданий)

Количество часов учебной дисциплины согласно учебному плану

Всего

Часть А

Часть В

Часть С

≤ 40

41 – 55

Сводная таблица с критериями баллов

Части

Баллы

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.