Татуировка ромб. Изучение ромбического орнамента архангельской области Что означает татуировка ромб

Статья меня удивила. Такая статья не может быть основополагающей! Какая-то удивительно легкомысленная размытость понятий, приблизительность во многих ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ вещах, почти ничем не подкреплённая скоропалительность обобщений... Конечно, много интересного выуживается, но лишь как повод узнать это более досконально из более основательных источников. Ещё более удивило меня то, что эта статья была принята столь многими ("научной средой") как основополагающая, можно сказать- классическая. Основы ОЧЕНЬ ШАТКИ!

А. К. АМБРОЗ
РАННЕЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КУЛЬТОВЫЙ СИМВОЛ («РОМБ С КРЮЧКАМИ»)


Изучение древней религиозной символики имеет большие традиции. Давно уже выяснено значение таких древних символов, как круг, крест, свастика, триквестр, треугольник, распространенных по всему миру и тем не менее, повсюду имеющих одно и то же значение: огонь, солнце, жизнь, а для последнего знака - земля, твердь. Но многие не менее распространенные в древности символы еще не привлекли внимания исследователей. Таковы «ромбы с крючками».

Поводом для настоящего исследования послужили находки на древних поселениях «почепской» культуры в районе г. Брянска (I-II вв.) посуды с награвированными изображениями ромбов с крючками (рис. 1). Эти знаки не предназначались для украшения посуды, так как располагались то сбоку, то на дне сосуда. Таким образом, мы имеем дело с какими-то символическими изображениями.

Просмотр ряда русских и зарубежных работ по символике не дал ни каких сведений о смысле загадочного знака. Лишь П. Якобсталь в 1951 г. составил обширный список его древних изображений, не касаясь семантики. В русской литературе знак этот вообще не выделен. Сторонники солярной теории считали его вариантом круга с загнутыми лучами.


Рис. 1. Символические изображения на посуде верхнедеснинских поселений I-II вв.
1, 3, 4 - Почеп; 2, 5 - Синьково. Сосуды 1, 2, 5 - лощеные


Поиски этнографических аналогий показали, что изучаемый знак - один из основных элементов крестьянского геометрического орнамента XVIII-XX вв. на огромной территории, охватывающей Среднюю и Восточную Европу (Балканы, дунайские страны, западная часть СССР, включая русских, украинцев, белорусов, народы Прибалтики и Поволжья), значительную часть Азии и Африки. Он особенно част у земледельческих народов, известен у скотоводов, но почти совсем не встречается у охотничьих народов севера Сибири. Знак принадлежит к архаическому пласту в орнаментике Индонезии, бытует у некоторых народов Океании, в ткачестве древнего Перу иногда наблюдаются сходные начертания, но, учитывая большое отличие древней американской орнаментики от евразийской, говорить о тождестве изображений ромба с крючками на обоих континентах пока преждевременно. Ромб с крючками част в археологических материалах Европы и Передней Азии.

Современные народные названия этого знака или чисто формальны или их скрытый смысл нам уже не понятен. По-видимому, общеславянское название ромба с крючками - «лягушка» (у болгар - «жаба») . У русских он также называется «кучерявым кругом» («кругом» вышивальщицы называли ромб), «гусаром», половинные изображения- «пальцы», «крючки», «гребешки». Киргизские вышивальщицы иногда называют этот знак изображением четырех голов горных козлов - трофея удачной охоты. Ни одно из этих названий, записанных со слов современных вышивальщиц не объясняет ни популярности этого узора, ни его разнообразных, но очень устойчивых начертаний. Вообще большинство современных народных названий элементов геометрической вышивки случайно и основано на чисто внешних ассоциациях. Аналогичный вывод получен исследователями для орнамента многих народов мира.

Единственным источником остаются сами изображения. Они хорошо подразделяются на три варианта: 1) одиночный знак, 2) цепочка из чередующихся ромбов, как бы нанизанных на общую ось, 3) сложная круговая композиция с крючковым ромбом в центре. Начнем с рассмотрения первого варианта.

Изучаемый знак сохраняет неизменной общую форму, но зато бесконечно варьирует в деталях (рис. 2, 24-65). Крючки трактуются то в виде плавных завитков, то спиралей, то меандров. Знак имеет то одну, то две, то четыре пары крючков. В парах крючки загнуты то наружу, то внутрь. Так же варьирует и ромб: его середина то пуста, то перекрещена двумя или несколькими перпендикулярами (шашечная, иногда с точками в центре каждой шашки); состоит из двух треугольников или заштрихована вкось и т. д. Изменчивость деталей формы, однако, не меняет сущность знака. В самом деле, такую же пестроту вариантов дает знак огня и солнца - свастика (рис. 2, 66-76): то спиралевидные концы, то угловато изогнутые, далее концы бесконечно усложняются, а в середине свастики даже появляется ромб. Эти вариации бывают подчас настолько сложны и запутанны, что лишь с трудом можно вскрыть первоначальный смысл рисунка. Так, на латышском виллайне XI-XIII вв. из Стамериене представлено 14 вариантов свастики, что свидетельствует об одновременности и равноправности бытования различных (от простых до самых сложных) вариантов одного символа. Эти же сложные варианты свастики (совершенно тождественные латгальским) есть на русской вышивке XIX в. , на пшеворской посуде начала нашей эры в Польше и на глиняных штампах начала I тысячелетия до н. э. в Азербайджане. Создается впечатление, что очень рано ромб с крючками выступает во вполне сложившемся виде, как и свастика. Проследить развитие обоих символов не удается.


Рис. 2. Примеры вариаций геометрических символов


Нельзя провести резкой грани между ромбом с крючками и другими вариантами ромбов. По форме различаются простой ромб («круг» рис. 2, 1), «репей» (рис. 2, 9), «круг» со многими отметами» (рис. 2, 10-14), ромб с двумя парами отмет, ромб с четырьми отметами, расположенными посередине сторон - возможность вариации очень велика. Сердцевины таких ромбов тоже бывают гладкими или шашечными. Несомнено, все ромбы, включая ромб с крючками, образуют одну большую группу родственных между собою символов. Значение простого ромба хорошо известно: это символ женского начала в природе. В таком значении он выступает от палеолита до наших дней. В русской, этнографической литературе его почему-то отождествляют с диском.


Рис. 3. Композиции, раскрывающие древний смысл ромба с крючками
1 - греческий идол VI в. до н. э.;
2 - трипольская статуэтка;
3- глиняная статуэтка бронзового века из Румынии (XV-XIII вв. до н. э.);
4- статуэтка позднего бронзового века из Молдавии;
5 - статуэтка татуированной женщины из Конго (племя балуба);
6, 7-женская и мужская татуировки архаического типа из Индонезии;
8- орнаментика архаической культовой женской одежды из луба в Индонезии;
9-11 - символы, вышитые на женских рубахах чувашей (9 - XVIII в., 10-11 - XIX в.);
12-15 - изображения голов богини и ее прибога в русской вышивке;
16 - глиняное изображение богини-матери с рождающимся сыном из Ходмезёвашархей (неолитическая «культура Тиссы», III-II тысячелетия до н. э.);
17 - древнегреческий любовный амулет;
18 - поясные подвески алтайской женщины - мешочки, содержащие пуповины дочери и сына. (Рис. 2, з, 5, 16-18 даны схематично)


Анализ изображений показывает связь ромба с крючками с магией плодородия (рис. 3). Различные ромбы (включая ромбы с крючкам) часто используются в русской архаической вышивке для обрамления растений, а также для изображения побегов, прорастающих на теле божеств и коней. Ромб с крючками служит центральным элементом дерева жизни в русской вышивке XIX в. (рис. 4, 14-15), в греческой вазописи IX- XIII вв. до н. э. (рис. 4, 6-8) и на керамике алжирских кабилов XIX в. (рис. 4, 12-13). В архаической русской вышивке он часто передает голову Великой матери и головы ее прибогов (рис. 3, 12-15). То это ромб с двумя парами крючков (по бокам головы), то с тремя, то с одной -на макушке. Поскольку все божество обычно прорастает растительными побегами, ромб с крючками изображает здесь голову с проросшими из нее ветвями. Иногда второстепенные, фоновые человеческие фигуры настолько сливаются с крючковым ромбом, что уже нельзя наверное решить, человек это, растение или ромб (рис. 2, 43-44)

Известны древние идолы с изображенными на них ромбами с крючками: на груди (эпоха бронзы, Румыния, рис. 3, 3) , на спине (предскифская культура Молдавии, рис. 3, 4). Перекрещенный ромб с точками отмечает лоно трипольских женских статуэток из Сабатиновки (рис. 3, 2) . Не менее красноречивы этнографические данные. У чувашей ромбы с крючками были центральным мотивом нагрудной вышивки женских рубах. В XVIII в. эта вышивка была широкой и покрывала всю грудь. В ней относительно небольшие вышитые ромбы с крючками (рис. 3, 9) сочетались с выполненным аппликацией крупным меандром или S-видными знаками. В первой половине XIX в. площадь вышивки уменьшилась и остались лишь крупные ромбы с крючками («кеске»), часто осложненные добавлением мелких декоративных деталей (рис. 3, 10). Во второй половине XIX в. их сменили «сунтах» - ромбы из кумачовой ленты, нашитые на грудь (рис. 3, 11). В XX в. постепенно исчез и этот узор. Значение «кеске» почти забыто. Все же сейчас считается выясненным, что они были характерны для наряда замужней женщины и нашивались на обе груди. У марийцев вышивка на груди женского платья еще сохранила название «сторожа грудей». Исследователи считают, что и чувашская вышивка типа «кеске» имела охранительное значение, оберегая молоко у кормящей женщины. Есть сведения, что на платьях девушек кеске не было, а у вдов их количество уменьшалось. В Индонезии, на островах Сунда- ромб с крючками - специфически женский узор татуировки (рис, 3, 6) Мужчины татуируются изображениями косых крестов (рис. 3, 7). В других частях Индонезии геометрическая татуировка сменилась новой c изобразительными сюжетами (драконы и пр.), но мотив ромба с крючками сохранился в украшении архаической одежды, где он сочетается с фигурами ящериц, покровительниц домашнего очага (рис. 3, 8). У племени балуба в Конго многочисленные статуи женщин, поддерживающие стулья вождей, украшены татуировкой в виде большого ромба с крючками. Рисунок нанесен рубцами на животе вокруг пупка (рис. 3, 5а, б) и часто подчеркнут окраской.

Ромб с крючками связан и с символикой свадьбы: у русских он вышивался на наряде невесты, у чувашей - на свадебных платках, в Закарпатье вырезался на рукоятках деревянных свадебных топориков. В Индии, по сообщению Я. Д. Шарма (Индия), знаки рис. 2, 2 и 24 связаны с женской обрядностью, с почитанием богинь (богинь вообще); в обрядовые праздники женщины расписывают ими стены домов.

Итак, одиночный ромб с крючками - символ плодородия. Судя по его месту в различных композициях, он мог означать землю, растение и женщину одновременно.


Рис. 4. Изображения древа жизни
1, 3, 4, 5 - сиро-финикийские и ассирийское (4) культовые изображения;
2 - сиро-финикийское изображение финиковой пальмы на бытовой сцене;
6-8 - на греческих вазах «ориентализирующего» стиля (VII-VI вв. до н. э., Крит);
9 - на гальштатском сосуде из Венгрии;
10 - на раннединастической месопотамской печати из Сирии;
11 - на иранской энеолитической расписной керамике;
12-13 - на алжирской посуде XIX в.; 14, 16 - в русской вышивке;
15 - в вышивке хантов;
17 - на латышских виллайне XII-XIII вв.;
18-«майское дерево»; 19 - резной столб из Литвы.
(Рис. 1-9, 11-19 - даны схематично)


Второй вариант композиций - цепочка ромбов (рис. 1, 2; 5, 6-9, 11- 17). Изображены только ромбы с крючками, или в чередовании с простыми ромбами или с «репьями». Эта композиция прослеживается повсеместно, а по времени - с энеолита (рис. 4,11) до XIX-XX вв. Цепочка ромбов изображает дерево жизни. Детально разработанные образцы деревьев в такой трактовке имеются на древнегреческой керамике «ориентализирующего» стиля (VIII-VII вв. до н. э., рис. 4, 6-8), в очень близкой к ним трактовке в резьбе на стенах Георгиевского,собора XIII в. г. Юрьеве-Польском, на русских вышивках XIX - начала XX в. (рис. 4, 14- 15) и на современной посуде Алжира (рис. 4,12-13).

Изображения священного дерева не в виде реального растения, а как бы ряда малых деревьев, нанизанных на ось, были широко распространены в религиозном искусстве разных стран. В Передней Азии оно передавалось как ряд маленьких финиковых пальм, поставленных друг на друга (Ассирия, Финикия, хетты, рис. 4, 1, 3-5). Эти пальмы сильно стилизованы, и часто им придано сходство с крючковыми треугольниками. В Европе ту же схему повторяли «майское дерево» и копирующие его деревянные языческие столбы Литвы (рис. 4, 18-19) . Несомненно, все эти изображения и рассмотренные выше цепочки ромбов передавали один и тот же образ, возможно, каких-то фетишей.


Рис. 5. Ромбы с крючками в сочетании с солярными символами
1 - Почеп, I-II вв.;
2 - Ханлар, Азербайджан, эпоха бронзы;
3-4, 6 - Чехия, на расписной посуде VI-V вв. до н. э. (36 - реконструкция полного рисунка по половинному изображению);
5 - Силезия;
7 - Гнездово, подвеска X в.;
8 - чувашский свадебный обрядовый платок


Наконец, последний и самый интересный вариант - сложная композиция из ромба с крючками, горизонтальных полос по бокам и четырех штрихов по кругу (рис. 5). Прямые аналогии этой композиции известны мне пока лишь в двух областях (кроме Десны): на сосуде эпохи бронзы из Азербайджана (рис. 5, 2) и. на многочисленных позднегальштатских лужицких расписных сосудах из Чехословакии и Силезии (рис. 5, 3-5). Причем на лужицких сосудах эти изображения наиболее разработаны и детализированы. Ромб в них часто разделен пополам или перекрещен двумя перпендикулярами, «крючки» многозубчатые. Ромб дан то целиком, то лишь наполовину. Это все тот же сложный нерасчлененный и всеобъемлющий образ: мать - земля - растение. Но вокруг «земли»-кружки или триквестры - символы солнца. Горизонтальные «крылья» передают, видимо, земную твердь, может быть, и воду (волнистая линия на азербайджанском сосуде). На одном лужицком сосуде внутри этих крыльев (по горлу сосуда) помещены человеческие фигурки, как бы «сидящие на корточках» и поднявшие руки к голове (рис. 5, 3а, б) - эти изображения известны от неолита Европы (линейно-ленточная керамика) и энеолита Ирана до современного искусства Океании и индейцев Америки. Они связаны с материнскими культами плодородия (изображения Лайя Гаури, почитаемые в Индии от начала нашей эры до сих пор, Баубо в Египте римского времени, богиня рождения у ацтеков). Все они изображали женщин не в «позе поклонения», а в позе священного брака или в позе роженицы. Таким образом, «круговые» композиции на лужицких сосудах передают сложный космический образ: вселенная-с плодоносящей землей-матерью как центром мировой системы, и солнцем (мужским началом) как ее спутникам и подателем жизни. На одном из синхронных лужицких сосудов есть и антропоморфизированное изображение того же сюжета: схематичное изображение женщины со стоящими по бокам двумя мужчинами (пол всех фигур специально подчеркнут, рис. 5, 6).


Рис. 6. Лужицкая чаша VI-V вв. до н. э. с изображением шашечных ромбов


Сюжет женского божества, окруженного мужскими спутниками, распространен чрезвычайно широко и представлен в многочисленных вариантах: женщина и двое мужчин, женщина и мужчина, женщина и птица, женщина и животные мужского пола, то же, но с заменой женщины растением, и, наконец, как мы видим, геометрический вариант.

Разнообразие символов культа земли, по-видимому, передает различные смысловые оттенки. Изучая афинские земледельческие культы Б. Л. Богаевский установил множественность образов, под которыми земледельцы почитали землю: земля вообще - как смутное, неоформленное понятие; мать-земля - как мать всего живого; земля-почвенная - как более близкий земледельцу образ; божество покрытого бороздами, вспаханного поля; божество спелого хлебного поля.

Опираясь на эти данные, можно гипотетически наметить значение символов. Простой ромб или треугольник (рис. 2, 1, 18; 3, 16) был знаком земли вообще, «земной тверди». Шашечный ромб (рис. 2, 2-3, 19-21) скорее всего знак земли-почвенной, обработанной для посева. Пересекающиеся линии штриховки могли первоначально изображать те невысокие земляные валики, которыми делилось пахотное поле в условиях поливного земледелия, а в условиях неполивного земледелия они могли отождествляться с сеткой борозд, получавшихся в результате поперечного перепахивания поля (необходимого при более примитивных орудиях пахоты). Точки могли изображать семена (?). Ромб с крючками был символом матери-земли плодоносящей, знаком плодоносящего поля. Поэтому он отождествлялся и с древом жизни. Конкретный пример дифференцированного применения этих символов - лужицкая расписная чаша VI-V вв. до н. э. из Силезии (рис. 6). Изображены земля, солнце (выделено красным цветом), дожди и растения (колосья?). Различия в передаче «солнц» говорят о том, что здесь показана природа не вообще, а в какие-то различные моменты, судя по изображениям колосьев, имеющие место в период от колошения до полного поспевания хлебов. Согласно агрономическим данным, на это время требуются именно три периода дождей и три солнечных периода. Возможно, перед нами магическая чаша для обрядов вызывания благоприятной погоды, сходная с описанными Б. А. Рыбаковым календарными сосудами. Хлеба на чаше намеренно показаны не ромбами с крючками, а шашечными ромбами и колосьями: ведь дожди должны увлажнить не урожай, а землю, солнце же должно дать свет и тепло растениям. Может быть, горизонтальные полосы на рис. 5, 1-4 передают почвенную влагу, и тогда эти рисунки также изображали наиболее благоприятные условия для хорошего урожая?

Археологические материалы не дают пока возможности точно датировать время появления ромба с крючками, так как почти все его изображения относятся уже к тому периоду, когда чисто культовый символ начинал превращаться в орнамент. Поэтому приходится исходить из общих периодизаций истории религии. Поставленной задаче особенно отвечает построенная на материалах древнегреческой мифологии периодизация А. Ф. Лосева. Ромб с крючками не мог возникнуть на основе стихийнофетишистского хтонического мировоззрения примитивных охотников и собирателей. В период развитого производящего хозяйства с его развитым анимизмом и антропоморфизмом геометрические символы уже приобретали реликтовый характер и начинали превращаться в орнамент. Наиболее вероятным временем возникновения ромба с крючками остается период раннего производящего хозяйства, период стихийно-демонического хтонического мировоззрения, по терминологии А. Ф. Лосева. В это время человек впервые начал управлять действием некоторых законов природы; возникло понятие вещи, отдельное от самой вещи; сложилось космогоническое представление о матери-земле как основе всего сущего и об ее мужском спутнике и супруге.

К сожалению, пока неизвестны ромбы с крючками, изображенные на этом этапе. Возможно, это объясняется тем, что они были объектами культа и изображались во время культовых церемоний на земле, на хлебе к поэтому не сохранились. Сохранившиеся образцы относятся уже к периоду весьма развитого земледелия, к концу эпохи первобытнообщинного строя. Наиболее древние по времени изображения ромба с крючками известны в энеолите Ирана (IV тысячелетие до н. э., рис. 2, 52; 4, И). В IV-III тысячелетиях до н. э. они встречаются в малоазийских памятниках эпохи бронзы; в III тысячелетии до н.э в культурах дунайского неолита, где геометрические знаки сочетались с женскими и мужскими фигурами и изображениями козлов. На всей этой территории знаки известны и во II и в I тысячелетиях до н. э., когда они стали гораздо обильнее и во многих местах образовывали композицию «геометрического чина»: они есть в Двуречье, Армении, Азербайджане (рис. 5, 2), Сирии ц Финикии, на раннегреческом Крите, в Элладе, Малой Азии, Австрии (Гальштате), у населения Чехии, Силезии и Молдавии.


Рис. 7. Ромбы в орнаментике женских украшений I-III и V-VI вв.
1 - Дания;
2- Керчь;
3 - Венгрия;
4 - Германия.
1, 2, 4 - фибулы VI в.; з - пряжка второй половины V в.;
5, 6 - провинциально-римские броши I-III вв.


От греческой архаики до эллинизма, а позднее, в первых веках нашей эры, были распространены женские украшения в виде; ромба с крючками, в первую очередь фибулы-броши (рис. 7, 5-6). Так как многим провинциальным брошам с эмалью (в виде колес, животных, голубей, сандалий и др.) исследователи приписывают значение амулетов, то, по-видимому, ромб с крючками также не был просто орнаментальной формой. Большое распространение ромбы с крючками и шахматные ромбы, S-видные завитки и свастики получили в декоре женских украшений раннего средневековья. Варварские мастера переосмыслили старую провинциальную форму двупластинчатых фибул, превратив их ромбическую ножку в изображение ромбического древа жизни, окруженного животными и птицами (рис. 7, 1-4). Древо жизни с сидящим на нем верховным божеством в образе орла известно в религиозных воззрениях многих народов мира. С целью подчеркнуть именно растительный характер ромбовидной ножки фибул на ней часто изображали или ромб с крючками, или два ряда завитков, или перекрещенный ромб. Древо увенчано головой животного или человека. В лесной полосе СССР ромб с крючками появился, вероятно, поздно: он впервые зафиксирован для I-II вв. на Десне, где выступает в таком архаичном применении, которое не отмечено больше нигде.

В вопросе о происхождении ромба с крючками еще много неясного. Трудно говорить о конвергенции знака для областей Европы, Западной и Средней Азии, так как археологические данные показывают постепенное и последовательное распространение символа в стороны от древнейшего переднеазиатского очага земледелия. Вероятно, он распространялся в зоне, которая получила из этого очага семена культурных растений. Ведь примитивное земледелие включало аграрно-магические обряды как неотъемлемую часть производственного процесса, и естественно, что переходившие к земледелию племена вместе с земледельческими навыками заимствовали и обряды с соответствующими символами. Возможно, что на распространение ромба с крючками из определенного центра указывает неравномерность, своеобразная «избирательность» его распределения: его не было в земледельческих дунайских культурах со спиральной орнаментикой (линейно-ленточной и трипольской, хотя в трипольской есть перекрещенный ромб), не было и в древнем Египте.

Поразительно на первый взгляд, что этот сложный по начертанию символ и даже связанные с ним композиции могли сохраняться в неизменном виде на столь огромных пространствах в течение шести тысяч лет, сохраняя при этом и свой смысл. Основанием этому послужила сравнительная однородность раннеземледельческой среды и общеизвестная большая близость раннеземледельческих культов у разных народов.


Рис. 8. Ромбы с крючками и некоторые другие элементы в кир-гизском иародном орнаменте
10 -реконструкция узора, из которого образована кайма 9


Сказанное подтверждается знакомством с судьбой знака, оказавшегося в иной среде, вошедшего в культуру кочевников. В Средней Азии постоянно происходило внедрение кочевников в земледельческие районы, и элементы культуры оседлого населения широко впитывались кочевническим искусством. Перекрещенный ромб с крючками широко распространен в современном киргизском узоре, он остался и здесь символом добра и изобилия, но трактуется уже как знак удачной охоты (рис 8,1-2). Он стал знаком ложки с пищей, знаком обильной еды (рис. 8, 3-4). Также интересно киргизское геометрическое «изображение пира», на котором, по объяснению вышивальщиц, гости под музыку едят вареную баранину (рис 8, 9) На самом деле это узкая кайма, «вырезанная» из обычного ромбического шашечного узора (рис. 8, 10),- обычный элемент земледельческого орнамента, подвергшийся переосмыслению в заимствовавшего его кочевой среде.

Пока символ был изображением божества, святыней, он, очевидно, был понятен каждому и изображался только при ритуальных действиях. Ромбы с крючками могли чертить на земле или на хлебе, поэтому их ранние, неорнаментальные изображения почти не сохранились. Некоторое представление о таких обрядах дает языческий обычай «освящения» закладываемой усадьбы, сохранявшийся у белорусских крестьян до XIX в. На месте будущего дома хозяин чертил на земле квадрат, перекрещенный двумя перпендикулярами, и в каждый из четырех малых квадратов клал по камню, взятому с одного из четырех разных полей (ср. символ рис. 2, 3) . По-видимому, знак «шашечного ромба» должен был обеспечить изобилие обитателям будущей усадьбы. Другая группа возможных обрядов - обряды типа всезерния. В специальном сосуде варили зерна злаков, магически имитируя поспевание посевов в земле. Этот обряд хорошо известен по древнегреческим и этнографическим материалам. Может быть с близким обрядом связаны разбитые и потом выброшенные в мусор ритуальные сосуды со знаками из Синькова и Почепа.

На следующем этапе знак терял значение святыни, но сохранял магическое значение; он становится орнаментом, но строго регламентированным по начертанию. Еще в середине XIX в. в некоторых областях России сохранялся обряд «чтения» узоров во время крещенских смотрин невест. Старуха показывала собравшимся вышитые невестой подолы рубах и объясняла значение каждош узора.

Еще позднее прямое магическое значение знака забылось, но традиция еще некоторое время охраняет знак от искажений как «полезный», «хороший».

Наконец, знак превращается только в украшение. Вступают в полную силу законы художественного творчества, форма знака быстро искажается и постепенно исчезает.


Рис. 9. Геометрический орнамент на стадии разложения
1-4 - на греческой посуде «ориентализирующего» стиля (VII-VI вв. до н. э., Крит);
5 - на бронзовом поясе из Гальштата (V в. до н. э.);
6-8- в русской вышивке (9 - тот же узор в первоначальном виде);
10 - в болгарской вышивке


Превращение ромбов с крючками в орнамент происходит повсюду в последний период первобытнообщинного строя, а разложение этого орнамента - тогда, когда домашнее женское производство керамики и тканей уступает место городскому, ремесленному. Абсолютная датировка этих этапов очень разнообразна. В Греции разложение архаического геометрического орнамента на ремесленной посуде интенсивно шло уже в гомеровскую эпоху IX-VIII вв. до н. э. (рис. 9, 1-4), а в VI-V вв. эти мотивы исчезли на посуде совсем, претворившись в стилизованный растительный орнамент. В России разложение геометрического орнамента началось не позднее X в., в районах с лучше сохранившимся домашним производством оно затянулось местами вплоть до начала XX в. . Формы разложения архаического орнамента очень близки повсюду от древней Греции до современной Болгарии или европейской части СССР (рис. 9, 5-10).

ЗНАК ЗАСЕЯННОГО ПОЛЯ

Ромб — один из фундаментальных символов. Он входит в древнейший ромбо-меандровый орнамент, обозначавший представления человека об окружающей реальности, наполненной непонятными ему силами. Позже, в неолите ромб обозначал женское начало: с женщиной стали связывать плодородие. Дальше ромб, поделенный на 4 части, был символом плодородия и засеянного поля.
Перенесенный из монографий акад. Б.А. Рыбакова термин национального гербоведения, преимущественно обозначающий сквозной косоперекрещенный ромб, сопровождаемый во внутренних межкрестиях кружками–зернами, и относящийся к категории изначальных геометрических символов.

В русском народном искусстве широко распространены всевозможные интерпретации данного символа, впервые появившегося на территории нашей страны в эпоху энеолита (памятники Трипольской культуры).

Рис. 7.3.1.1.1. Этимология славянского символа «Засеянное поле»:

1 – образец символа «Засеянное поле»; 2 – символ «Засеянное поле» в славянской подвеске; 3 – засеянное поле со всходами; 4 – шахматное поле; 5, 6 – символы «Засеянное поле» на животах трипольских статуэток, изображающих славянскую богиню Макошь (4 тыс. до н.э.).

С неолитических времён по настоящее время идеографическое значение этого символа не изменилось – «здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы» – покровительницы как рождаемости, так и урожайности» . Отсюда и ритуальное значение этого символа – «Роженица», и традиционное название этого славянского свастического символа – «Засеянное поле» (подробнее см. п. 5.2.2. гл. VI).

Обыкновенный ромб, обозначал Мать-Землю, также бога Рода, (не трудно догадаться что это синонимы Род — роды- Мать..))

На черепе новорожденного различают 6 родничков, самый крупный имеет форму ромба.

Символ Макоши(Макуши), выполненный в виде квадрата, поставленного на один из своих углов и рассечённого двумя прямыми на четыре равных меньших квадрата, напоминает рассмотренный нами в п. 5.2.2. гл. VI символ «Засеянное поле». Только без засеяния этого поля. То есть само поле, изначальное, имеющееся как основа для урожая – богатого или бедного – как Макошь решит, рассудит.

Символика Природы, Земли и плодородия.

Рис. 11. Макоши из Анатолии (цветом). 3 тыс. до н.э. Глина. Чёрно-белые – Макоши из Триполья, Бешеново, браслет из Костёнок. Во врезке – даны славянские свастические символы – «опознаватели» – Макоши.

энеолит: алтарик для первых плодов,женская статуетка

Символы земли, сочетающиеся с символами засеянного поля.

Знаки засеянного и незасеянного поля

Символ «Макошь»: незасеянное поле

Рис. 7.3.1.1.2. В центре – иероглиф «рожать», выполненный шумерской клинописью;

слева и справа – русская вышивка с изображением Макоши в ипостаси роженицы (обычно композиция так и называется – «роженица»).

Археологически символ «Засеянное поле» относят к трипольской культуре протославян (5 – 3 тыс. до н.э.) (см. рис. 6.5.3.3.1.3.3.). Отсюда символ «Засеянное поле» распространился и в южные области: в античное время такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на делосской вазе 7 века . А в эллинистическое время – на специальных глиняных алтариках для жертвоприношений первых плодов , на которых «крупный ромб, разделенный на четыре части и снабженный точками, занимает всю горизонтальную плоскость алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены два колоса»

Корни славянских свастических идеограмм трипольского времени лежат в ещё более древних археологических культурах региона Русской равнины. «Символ свастики выкристаллизовывается из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира. Изучавший костёнковскую и мезинскую культуры, В.А. Городцов благодаря ромбомеандровой сетке выделил в Восточной Европе мадленского времени (25 – 20 тыс. лет до н.э.) отдельную область» . Сюда же относится и свастическая сетка (ромбо-меандровый орнамент) на браслете из кости мамонта, найденном в Мёзине (Черниговская обл., Украина, 23 тыс. до н.э.) .

«Засеянное поле» – Славянский символ с 4-го тысячелетия до нашей эры

«На земледельческом энеолите завершается наш ретроспективный поиск истоков ромбо-точечной композиции, дожившей до наших дней на очень широкой территории у разных народов. Далее 4-го тысячелетия в глубь веков ромбо-точечный узор не идет; в орнаменте охотничьих племен его вообще нет, и нет его в более позднее время. Это еще раз позволяет прочно связывать его с земледельческой символикой и считать идеограммой вспаханного поля (четыре сомкнутых ромба) или засеянной семенами нивы (ромбы с точками в их середине). Первая этнографическая загадка увела нас на 5000 лет назад от той этнографической среды, где мы эту загадку обнаружили. Ретроспективный анализ установил, что глубина народной памяти достигает того важного периода в истории человечества, когда были освоены формы производящего хозяйства, и в первую очередь земледелия. Другими словами, орнамент привел нас к началу эпохи «рожениц»»

Геометрические фигуры символичны и разнообразны. Каждая из них несет в себе энергию и что-то подразумевает.

Круг - символ скрытности и внутренней силы. Его элемент Солнечный круг, божественный, и процветающий. В большинстве фирмы, использующие этот геометрический знак, чаще других добиваются богатства и успеха.

Круг, объединенный с квадратом - символ связи между душой (круг) и телом (квадрат). Стороны "Квадрата", вписанного в "Круг", моделируют основные направления, пространственные координаты Вселенной. Комбинация квадрата с кругом символизирует единство Земли и Неба.

Колесо - Символ больших денежных масс, защищенных спицами. Если этот знак нарисовать под сейфом в доме, то никакой вор никогда его не сможет вскрыть.

Окружность - немного разорвана и со стрелкой на одном конце. Она символизирует цикличность времени, быстроту его движения. Рекомендуемо размещать подобные символы на делах, связанных с быстрым круговоротом денежных средств.

Треугольник - представляет собой символ, обозначающий способность прочно стоять на месте, давать отпор, и отталкивать любые трудности. Треугольник - это лидер, он не накапливает энергию, он, наоборот, её отдает. Он быстрый и агрессивный. Компании, которые содержат в себе эту геометрическую фигуру, недолго находятся на уровне теоретика, сразу «берут быка за рога» и продвигают на рынок ещё только сделанные, не отработанные до конца, продукты.

Треугольник с острой вершиной - символ коммуникации, получения большого богатства, которое можно получить с помощью контакта с другими людьми.

Прямоугольный треугольник - с одним вытянутым углом, говорит о расчетливости, со стороны этой вытянутой стороны. Расчетливости, подготовки и нанесения мощного удара.

Квадрат - он производит саму энергию внутри себя, и черпает её изнутри, отдавай наружу. Эта фигура подразумевает собой сбывание самых странных грёз, мечтаний и фантазий, а так же удачи в материальных делах. Квадрат постоянно расширяется, у него всегда есть крыша над головой. Он поможет вам не только добиться просвещения, но и выкарабкаться из многих неприятностей в жизни, таких как нищета, скорбь, прочие неурядицы.

Овал - символ защиты человеческой души, вечности и Космического Яйца и в этом качестве символизирует происхождение, бытие, совершенный микрокосм, универсальный символ тайны сотворения мира, возникновения жизни в первоначальной пустоте.

Пирамида - быстрота и результат. Все дела, символизирующие этой фигурой скоры в исполнении и направленны на точный шустрый результат. Им повиливают элементы музыки, книг и знаний.

Опрокинутая пирамида - обозначает всё плохое, слишком подсуетились, ничего не вышло.

Ромб - мощный знак богатства и покровительства. Если его разместить на куске одежды и носить с собой, то периодически в вашей жизни будут появляться очень влиятельные спонсоры и финансово обеспеченные люди. Ромб мощный, сверх агрессивный и смелый.

Спираль - символ жизненной силы. Она наглядно демонстрирует действие противоположных начал, нисходящих и восходящих энергий, а также времени и его цикличности. Этот же смысл скрыт знаке "инь - янь". Восходящая спираль - мужской знак, а нисходящая - женский.

Гексаграмма — шестиугольная звезда. Денежное, материальное и любовное благополучие человека, заключается в ней.

Пентаграмма - пятиугольная звезда, это символ престижа, энергии солнца, но он так же изменчив, как и времена года.

Крест

Крест является древним универсальным символом Космоса, две пересеченные линии которого символизируют мужское и женское начало, четыре стороны света, четыре основные элемента (огонь, земля, воздух, вода), он ассоциируется с двойственностью и союзом. Как центр мира крест это точка сообщения между Небом и Землей, космическая ось, имеющая, символизм Космического Древа, горы, колонны, лестницы, посоха, менгира и других вертикальных символов.

Крест также олицетворяет универсального архетипического человека, способного к бесконечному и гармоничному развитию как в горизонтальном, так и в вертикальном планах. Линия вертикальная - небесная, духовная и интеллектуальная, позитивная, активная, мужская; горизонтальная является земной, рациональной, пассивной, отрицательной и женской. Еще одним символом всеобщности является стоящий человек с разведенными в сторону руками - образ микрокосмоса, отражение огромной Вселенной, заключенное в каждом индивидууме.

Виды крестов многообразны и несут различное символическое значение. В индуизме и буддизме крест - образ единства низшей и высшей сферы бытия - вертикальная перекладина означает вознесение к небу, а горизонтальная - земную жизнь. В христианстве - символ жертвенности и искупления.

Египетский крест анкх, олицетворяет единство обоих полов, жизнь, бессмертие, скрытую мудрость, ключ к тайнам жизни и знаниям. В Индии крест был эмблемой огненных палиц бога огня Агни; крест внутри круга - колесо жизни у буддистов; крест с выходящими за пределы круга концами - божественная энергия. У кельтов крест - фаллический символ, жизнь, плодородие.

В Китае крест считают лестницей на небо, крестом также обозначается цифра 10 (символ всеобщности). В исламе крест символизирует совершенное объединение всех состояний бытия как в ширину, так и по напряженности; горизонтальную и вертикальную экспансию, высшую идентификацию.

В Каббале шестилучевой крест означает шесть дней творения, шесть фаз времени и продолжительности мира. Сочетание круга и креста является знаком сплава духовного и материального, символом инициации, второго рождения, а также символом видения тонких миров.

Геометрические фигуры можно использовать для улучшения собственной жизни, в бизнесе и просто знать их смысловые обозначения.



Все орнаменты состоят из знаков-символов, подобно тому, как предложение состоит из слов, а слова из букв. Через них составленный узор несёт своё послание миру. Рассмотрим коренное значение некоторых символов.

Крест.

Равносторонний крест есть символ солнца на небе и огня на земле. Он изображается в виде четырёх лучей. «Светит солнышко на весь белый свет, на все четыре сторонушки». Причём прямой крест означает нахождение в наивысшей точке расцвета, на вершине. К примеру, в сутках - это полдень, когда солнце пребывает в зените своей силы. А косой крест («огнивец») обозначает движение, является символом перехода из одного состояния в другое, причем идет преобразование одного качества в совершенно иное, ранее, быть может, не ведомое человеку. Допустим в круге жизни - это рождение человека, свадьба, принятие веры. Так косым был крест апостола Андрея Первозванного - «Андреевский крест».


Слово о свастике.

Свастика - крест с загнутыми концами в правую или левую сторону. В переводе с санскрита «суасти» значит «счастье». «Суасти Аста!» - «Да будет благо всем!», так можно перевести силу пожелания этого знака. Синонимы: кривоножка, кривонога, ярга, коловрат.

Как рождается свастика?

Свастика является огненным знаком и рождается при вращении креста. Когда крест вращается слева направо, по часовой стрелке, по солнышку, посолонь, то пламя отклоняется воздухом влево - это правосторонняя (прямая) свастика. Когда крест вращается справа налево, против часовой стрелки, то пламя отклоняется влево - это левосторонняя (обратная) свастика. Таким образом, правосторонней свастикой именуется крест, концы которого загнуты налево, а левосторонней свастикой является крест, с концами загнутыми направо.

Если свастика является сложносоставной, то срединная и окраинная части символа могут двигаться как в одном потоке, так и во взаимно противоположных направлениях. Здесь следует ориентироваться по коленцам средины символа, несущим основной заряд энергии.

Свастика обозначает состояние токов силы, как в человеке, так и природы в целом по определённым рубежам. Основные вехи в природе - это зимний и летний солнцеворот. Так зимний солнцеворот, когда солнце поворачивает с зимы на лето, проходит под знаком правосторонней свастики, которая символизирует мужскую активность, ярую силу неба, прибывающее/ восходящее/ весеннее солнце, нарастание светлого времени суток, день до полудня. А летний солнцеворот, когда солнце поворачивает с лета на зиму, проходит под знаком левосторонней свастики, которая символизирует женскую активность, плодоносящую силу земли, убывающее/ заходящее/ осеннее солнце, убыль дневного света, день после полудня.

Кривоножка/кривонога - здесь без перевода понятно. Не понятно пока только чьи это ноги? Известно, что в древности движение солнца знаменовал олень, а позднее - конь. Простая ярга именовалась «конёвными голяшками», а посложнее - «конями», «конями со всадниками».

Ярга («яр» - пробуждающая жизнь сила, «га» - движение, хождение) - движение оплодотворяющей силы, пробуждение токов жизни под лучами весеннего солнца. Ярь/ярина/ярица/яровина - растительная сила почвы, соками поднимающаяся от корней по стволам деревьев, по стеблям трав, раскрываясь цветами-соцветьями. Ярынь - вешнее состояние земли, когда зеленятся поля, расцветают сады и леса. Это время Весны и Солнца, Лели и Ярилы. Леля - дочь Лады, богиня возрождающейся природы, первых всходов, молодости и ярый/пылкий/горячий/стремительный бог весеннего солнца Ярила приходят к нам с таяньем снегов, с пышным цветеньем. Ярила вдыхает жизнь в зерно, в семя, возбуждает в травах и деревьях растительную силу. От него ярится земля и всё живое. Кого ни встретит - тот «без пива пьян, без хмеля хмелён», окинет жарким взглядом девицу-красавицу - мигом у той забурлит молодая кровь, в жар бросит, лицом зардеется, словно красный маков цвет. На пути его цветы зацветают да с каждым днем всё духовитее, ярче, цветистее становятся. Это первая половина года - от зимнего к летнему солнцестоянию.

Коловрат («коло» - круг, образ солнца, «врат» - вращение, возвращение, врата) - подразумевает движение солнца с востока на запад по кругу в течение дня и итоги года в целом, в широком значении этого слова. В более узком смысле: это обозначение сбора урожая, когда земля разрешается от бремени плодами, это время Лады, вторая половина года - от летнего к зимнему солнцестоянию.

По направлению силы:

Ярга - это правостороннее дижение свастики (по солнышку), а Коловорот - это левостороннее движение свастики (против хода солнца).

Ромб, квадрат.

В народе их называли «кругами», которые обозначали состояние плодородящей силы неба/земли, согласно повторяемости годичного хода солнца. Ромб как символ плодородия имел много разновидностей: с лучами, кудрями, рожаницами - нес образ солнца, а с отростками, кудрями, косой сеткой орнамента - нес образ земли. Благополучие крестьянской семьи шло от земли-кормилицы, от урожая, а результат вложенного труда, знания и опыта зависел от погодных условий, «состояния неба». «Не земля хлеб родит, а небо». «Лето родит, а не поле». То есть сияние солнца пробуждало токи жизни земли, входило в каждое живое существо, давало рост всходам растений и питало плоды. Поэтому символы солнца, источника всего живого на земле, почитались символами жизни, богатства, счастья, здоровья и окружали повседневный быт людей.

Если посмотреть на рисунок Коловрата, то в знаках за кругом идёт описание состояния солнца, а внутри круга - описание состояния земли.

Ромбы, представленные от весеннего равноденствия до летнего солнцеворота - лучистые. Это основной период крестьянского земледельческого календаря. Лучистый ромб ткачихи изображали косым пересечением двух пар параллельных лучей. Другое его название «репей» («ре», «ра» - солнце; пей) - пей солнце, пей солнечные лучи и наполняйся животворящей силой роста. «Репей» имеет вид ромба, из каждой вершины которого выходит по 2 пары расходящихся прямых лучей. Это мужская энергия состояния яркости, стремительности, пылкости и производительной силы вешнего солнца. Солнышко покрывает землю. Появляются проталины в снегах, выходят из почвы цветы-первоцветы. Стремительно прибавляется день, приходит тепло, близится время начала полевых работ и оживления природы. В лучистом ромбе проталины обозначаются кругом, крестом, квадратом, показывающим проникновение лучей солнца к почве. Далее идёт концентрация силы солнца и передача её земле, выход из семени ростков, из набухших почек - листвы, из бутонов - цветков. А следующая веха - это расцвет и завязь плодов, зенит «лучистости», когда сила обладает плодозачинающей и плодоносящей мощью. Солнышко в это время изображается в виде 4-х лепесткового цветка с точкой в своей середине - символом завязи, символом плодоношения. Потом, достигая «макушки» идёт поворот, меняется состояние сил. С одной стороны идет ещё рост растений, а с другой - природа начинает приносить плоды, разрешаться от бремени.

Ромбы, представленные от летнего солнцеворота до осеннего равноденствия - кучерявые. «Ромб с крюками» , «кучерявый круг» , «чекан» (топор) ткачихи изображали в виде ромба, у которого верхние и нижние лучи попарно загнуты навстречу друг другу. Похоже на то, как зерно в колосьях склоняет стебель к земле. Сила солнца питает своей мощью созревание плодов. Поэтому «кучерявые круги» олицетворяли зрелость, плодородие, солнышко плодородящее. Световой день начинает постепенно убывать. Наступает время сбора урожая, время подведения результата работы крестьянина на земле и солнышка на небе. «Не тот урожай, что на полях, а тот, что в закромах» говорилось в народе, а думалось о сытости семьи на долгую зиму.

Касаясь круга жизни человека, ромб символизировал женское естество и воспроизводящую силу женщины, а говоря более откровенно - её наружные половые органы. При этом «чистый» ромб обозначал девственность, с точкой посередине - её утрату, а с четырьмя и более точками - зрелость, материнство. Поэтому часто его изображение располагается внизу живота на вышивке женских антропоморфных фигур, на древних статуэтках. Переход девушки-невесты после свадьбы в статус женщины-жены, от замужества до рождения ребёнка-первенца - подобен периоду от весеннего равноденствия до «макушки лета». Женщина в это время привлекает токи жизни в своё тело и узорочье на её одеждах самое щедрое. С рождением ребёнка происходит становление женщины-матери, что соответствует периоду от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия в природе. Связь ромбо-точечного узора с плодовитостью наиболее ярко проявляется в свадебной обрядности и быте молодой женщины. Происходит совмещение понятий рождения детей и урожайности поля, которые обеспечивают семейное счастье.

Таким образом, весь вариационный ряд ромбических символов от весеннего до осеннего равноденствия содержит единый мотив, пожелание-призыв: «Плодитесь и размножайтесь!».

Рожаницы.

Это Лада и Леля, мать и дочь, небесные богини-покровительницы, как рождаемости, так и урожайности. На рисунке Коловрата рожаницы символизируют производительную силу солнца от завязи плодов до сбора урожая, от зачатия ребёнка до завершения детородного периода.

Их изображение состоит из ромба/квадрата - «головки» и 2-х открытых полуромбов - «ножек». Когда «ножки» обращены к середине в солнечных «кругах», а «головки» наружу - это символизирует сосредоточие растительной и плодоносной силы в ком-либо. А когда наоборот, «головки» внутри, «ножки» снаружи - это плодорождающая сила солнца, исход созревшего вовне, «рог изобилия». То есть в одном случае сила идёт в рост, а в другом - в плоть. Таково содержание этого знака.

Гуськи.

Отображение правостороннего или левостороннего вихря, объединяющего небесную и земную стихию, соединение их друг с другом при вертикальном изображении символа. В горизонтальной позиции указывает на преемственность, объединение прошлого и будущего, поддержание повторяемости порядка. Причём в правосторонней скрутке, как и у свастики, сила идёт в рост, концентрируется, а в левосторонней скрутке - на созревание и отдачу. Последовательно соединённые они дают ритмический ряд, призывающий благополучие в семью.

Треугольники.

Треугольники с основанием внизу и вершиной вверху обозначают мужское начало и солнечные лучи, если принять во внимание такое расположение, как будто человек сам и является солнышком, свет идёт от себя. А треугольники основанием вверху и вершиной внизу - женское начало, подобно земле, которую освещает солнце (см. рисунок солнышка выше). Следует иметь в виду, что значение расположения треугольников может меняться. Например, в сарафане женщина может уподобляться земле, а несущий образ солнца орнамент будет собирать силу внутри тела. Так что в трактовках орнамента следует принимать во внимание многие составляющие, чтобы раскрыть содержание узорочья и энергетическое и смысловое.

На этом можно сделать остановку и подвести предварительный итог в расшифровке геометрического орнамента. Как свет солнца отводит морозы, топит снега, раздвигает тьму, точно также его образы в узорах охраняют своего владельца от бед и несчастий. И через века несет орнамент от поколения к поколению заветы предков наших - растить урожай и воспитывать детей для продолжения и процветания рода, пока светит солнце и носит человека земля.

Геометрические фигуры издавна использовали в символике различных культур как изображение на теле и иных предметах оберегов, рун и других колдовских вещах. Магический ромб - один из древнейших oберегов как в славянской, так и в других культурах мира. Несет в себе огромное количество трактовок, таких как плодородие во всех его смыслах, изобилие, богатство, благополучие, успех в начинаниях, удачу и любовь.

Как выглядит мистический знак?

Этот магический символ изображен на панцире черепахи, символе Лунно-Земной богини.

Обычно ромб выглядит как два соединенных в основаниях треугольника. В зависимости от того, какой вид имеет этот оберег либо на какой части тела изображен и будет зависеть его значение. Это графическое изображение таких образов, как алмаз, вульва, матка и невинность. Графический аналог руны, называемой Oдaл - ограда могилы и образа рыбы, которая поглощает умершего. Часто использовалось изображение рассматриваемой фигуры по форме овального зерна у которого немного заострены верх и низ.

Значение фигуры ромба в разных культурах

Магическое значение этой геометрической фигуры, в зависимости от места расположения и рисунков, сочетающихся с ней представлено в таблице:


Способность человека к духовному высвобождению может обозначаться заключением данной фигуры в квадрат.

Часто используются вариации изображений ромба, обозначаемые знаком слияния двух разных сил в одно целое и образующие новую форму в пространстве. Ромб, который вписан в квадрат или ромб, выступающий за его пределы и производит 8 углов, то есть восьмилучевую звезду - символы знания о духовном высвобождении человека. Все это выходит из духовных практик, специфики пробуждения сил человека, отождествления со слиянием личности, своей душой и озарение. А сам этот процесс изображался символом в виде жука. Эти символы были известны людям еще со времен палеолита. Ромбическая символика сверх мощная, смелая и одновременно агрессивная. Она отождествляет покровительство, богатство.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.