Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия - первые религии древних людей. Тема III

Слово «анимизм» происходит от латинского anima – «душа» и animus – «дух» , и означает характерное для первобытных племенных общин представление о существовании духов или душ у предметов, одушевление природных явлений, животных, предметов. Эти идеи присутствуют во всех известных религиях.

Анимизм считается одной из ранних форм религии , ведь предположение о существовании духов и души встречается во всех культурах человечества.

Некоторые ученые полагают, что до анимизма главенствовала такая форма верования, как аниматизм (от латинского animates – «одушевленный») – вера не в отдельных духов, а в одушевленность всей природы . Поклонение духам и сегодня является важным элементом культур многих народов.

Так, в различных племенах Индии верят в духов, населяющих леса, водоемы, горы. Духи могут быть как благосклонными к человеку, так и недружелюбными. И поныне существует культ предков, вобравший в себя ярко выраженные идеи анимизма.

Для него характерно поклонение душам умерших старших родственников. Духов предков почитают, полагается, что они покровительствуют потомкам.

Теория возникновения религий Тайлора

Первоначально термин “анимизм” ввел в науку и использовал в первой половине XVIII века немецкий врач и химик Георг Эрнст Шталь. В своей работе он характеризовал анимизм как верование о душе , как основе всего сущего, без которой никакие жизненные процессы невозможны.

Знаменитый английский культуролог и этнолог Эдвард Тайлор (Тэйлор) в конце XIX века продолжил развивать теорию анимизма .

Он считал, что анимизм является ранней формой религии, то есть стадией развития религии, присущей первобытно-племенным общинам.

Одновременно он работал над отслеживанием эволюции анимистической системы уже в религиях народов, обладающих высокой культурой.

Основным в теории Тайлора являлась идея, гласящая, что все ныне существующие религии, от наиболее примитивных и до высокоразвитых мировых религий, в своей основе имеют воззрения анимистические, потому он называл анимизм «религиозным минимумом».

Полученная в процессе исследований информация дала толчок для развития доанимистических течений, последователи которых полагают, что у анимизма есть предшественники, например:

  • магия (теория британского религиоведа, антрополога, культуролога Дже́ймса Джо́рджа Фрэ́зера)
  • аниматизм (теория российского этнографа Льва Яковлевича Штернберга и английского антрополога и религиоведа Роберта Рэйналфа Маретты)
  • дологический мистицизм , характерный для первобытных культур (теория философа и этнолога Люсьена Леви-Брюля).

Анимисты

Как у научной доктрины, век у анимизма оказался недолгим, тому способствовала развенчавшая анимизм как несостоятельную доктрину критика, высказываемая ученым сообществом.

Основной проблемой анимизма стало его узконаправленное видение – в процессе исследований было доказано, что религии не ограничиваются лишь верованием в существование духов, душ.

Потому современная наука обобщает под термином анимизм все верования первобытных обществ, которые и поныне существуют в разных уголках нашей планеты.

Возникший термин «анимисты» восходит к тэйлоровскому варианту понимания ранних форм религий как анимизма. Анимистами принято считать аборигенов Африки, американских континентов, Австралии и Океании, адептов местных религиозных верований.

Кроме того анимизм имеет особое влияние и в странах Азии , например, к ярко выраженной анимистической религии относят японский синтоизм или синто.

В Российской Федерации анимизм присущ многочисленным малым народам, среди которых можно выделить:

  • народы Дальнего Востока (орочи, нанайцы, негидальцы, ульчи, нивхи, коряки, якуты);
  • народы Сибири (эвенки, юкагиры, тофалары, хакасы, ханты, манси, кеты, ненцы и др.).

По своей сути анимизм – логически выстроенная система, имеющая ряд основных идей.

Так, анимисты считают, что человеческая жизнь не прерывается после смерти, а продолжается в мире загробном , соответственно души могут, как отправиться в мир иной, так и пребывать в мире людей, перейдя в предметы, представителей животного мира и даже вселяясь в человека (так возникло понятие одержимости).

В случае вселения духа в предмет-фетиш, такой предмет приобретает сакральность, становится магическим.

Разнообразные церемонии, жертвоприношения и ритуальные действия совершаются анимистами с целью умилостивить духов, поскольку злой дух может вредить не только разозлившему его человеку, но и племени в целом.

Среди основных понятий анимизма – перевоплощение , то есть душа умершего имеет возможность впоследствии оказаться в новорожденном ребенке или детеныше.

Вся система верований, согласно которой дух может воплощаться в животных или людях – это тотемизм. Тотемизм предполагает, что каждый человек или племя могут иметь свой тотем , дух нашедший воплощение в животном. Тотем во всем оказывает помощь человеку, спасает в случае опасности.

Сегодня свойственные анимизму убеждения, распространились в эзотерических практиках . Они в свою основу включили верование в присутствие духов и вероятность коммуникации с ними, и признают, что духи оказывают существенное влияние на окружающий нас мир.

В качестве основного догмата выступает разделение мира на духовный и физический . При этом существование мира духовного признают все эзотерики, только называется он иначе – астралом, информационным полем и пр.

Таким образом, исследование анимизма дает возможность рассмотреть, в чем лежат истоки и каковы механизмы различных эзотерических практик .

Исследователи выделяют такую характерную для анимизма черту, как схожесть анимистических верований и распространенность их среди племенных общин, никогда не имевших контактов между собой и проживающих на разных материках.

Ученые полагают, что столь широкое распространение анимистических верований произошло потому, что именно анимистическое представление о мире, окружающем человека наиболее объективно и истинно , и не зависит от географического расположения общины, практикующей анимистическое верование.

Вопрос о происхождении религиозных представлений интересует многих. Появилась ли религия сразу в современном виде? Сложился ли уже в первобытном обществе культ сверхъестественных существ - Бога или многих богов? Безусловно, нет. Религия, как все общественные явления, менялась и развивалась, пройдя долгий путь до современного состояния. Однако в наши дни в религиоведении стала общепризнанной точка зрения, что у человечества не существовало безрелигиозного периода. С тех пор, как сложился сапиентный человек, он имел представления о неких высших по отношению к нему силах, с которыми пытался установить определенные отношения. Более того, получается, что сами доказательства наличия сознания и абстрактных представлений более всего обнаруживаются в своеобразных прарелигиозных идеях и деятельности древних людей. Время их появления совпадает со временем, когда сложился современный человек (Homo Sapiens), сформировалась родовая организация - приблизительно от 40 тыс. лет – 18 тыс. лет назад (поздний палеолит).

Доказательства религиозных представлений:

1. Это погребения, связанные с культом. Найдены скелеты с различным инвентарем, украшениями; многие из них окрашены охрой, что, видимо, связывалось с представлением о крови, которая является признаком живого. Из этого следует, что складывались представления о том, что умерший каким-либо образом продолжает жить.

2. Появляются многочисленные памятники изобразительного искусства: скульптура, живопись в пещерах (наскальные рисунки). Некоторые из них имеют определенное отношение к религиозным представлениям и обрядам. Эти наскальные рисунки были обнаружены в конце XIX – нач. XX веков. На этих рисунках хорошо изображены животные, а люди – схематично, чаще как фантастические зооантропоморфные фигуры либо люди, наряженные в звериные маски. Встречаются женские статуэтки, которые, по мнению исследователей, изображали хозяйку огня, очага. Следы подобного образа сохранились в мифологии народов Сибири.

В конце палеолита (закончился приблизительно 10 тыс. лет назад) изображения животных и людей пропадают, появляются рисунки более схематичного стиля. Возможно, они связаны с религиозно-мистическими представлениями. Распространена раскрашенная галька (с геометрическим рисунком) – видимо, тотемические эмблемы. Изменения в неолите (8 – 3 тыс. лет назад) выражаются в том, что погребения становятся более многочисленными, но однообразными. В могильниках находятся предметы обихода, украшения, посуда, оружие. В захоронениях видно неравенство. Практикуется и трупосожжение, объяснения ему нет. Религиозные верования остаются неясными. Социальной основой культа был материнский род, почитались женские божества.

Определенно можно сказать о том, что существовал комплекс представлений, который собирательно именуют первобытными верованиями. Главный источник наших знаний о них – общение с племенами людей, оставшихся на уровне развития родового строя, живущих в труднодоступных местах Америки, Австралии, Африки, островах Океании. Каковы эти верования?

Анимизм и аниматизм

Одно из первых – это анимизм (от лат. animus - душа). Представляет собой веру в души и духов: души есть у живых людей и умерших предков, они олицетворяют силы природы. Особенно разнообразен и многочислен сонм духов природы. Духи стихий могли быть и доброжелательные, и враждебные, угрожающие благополучию людей. Поэтому им приносились жертвы, чтобы задобрить, расположить к человеку.

Один из первых исследователей первобытной культуры и религии англичанин Э. Тейлор (1832 – 1917 гг.) считал, что именно вера в существование духовных сущностей, представляет собой тот «минимум религии», ее «первую клеточку», с которой начинаются любые религиозные представления. На мысль о существовании души, как особой субстанции, от которой зависит жизнь человека, первобытного дикаря могли навести такие явления как сновидения, потеря сознания, смерть. Представления о душе ведут к вере в загробную жизнь.

Следствие анимизма - одухотворение всей природы, антропоморфизм (от греч. anthropos – человек и morphe – форма, вид) – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) явлений природы, животных, предметов, а также представление Бога в человеческом образе. Одушевленными представлялись как живые существа (включая растения), так и предметы неорганической природы: камни, водные источники, звезды и планеты. Считалось, что их связывают те же кровно-родственные отношения, какие господствуют в человеческом сообществе (племени, роде). Так, например, Солнце и Луна – это брат и сестра - говорится во многих мифах.

Однако дальнейшее изучение сохранившихся первобытных племен опровергло теорию Тейлора об анимизме как первоначальной форме религиозных верований. Английский антрополог Р. Маретт (1866 – 1943 гг.) выдвинул теорию аниматизма (от лат. animatus – одушевленный), которая свидетельствует об ином характере ранних религиозных представлений.

Аниматизм – это вера в безличную, сверхъестественную, нематериальную силу, которая действует во всех предметах и в некоторых людях. Может использоваться человеком для добрых и злых дел. Меланезийцы еще не имели понятий о душах и духах, они объясняли одушевленность предметов и животных действием этой силы. Её называют «мана» («сила») в Меланезии и Полинезии, а у американских индейцев - «оренда», но она может и не иметь названия. По отношению к мана действует табу: не сметь легкомысленно, нечестиво приближаться.

Другое название теории Маретта - динамизм. В современном религиоведении признается доказанным факт, что представления о «мана» древнее веры в души и духов.

Тотемизм

Тотемизм (от слова «ототеман», что означает «род его». Пришло от североамериканских индейцев оджибве) - вера в существование родственной связи между группой людей (родом, племенем) и каким-либо видом животных, реже – растений, но возможно и каким-либо предметом или явлением природы. Этот вид животных (растений и пр.) назывался тотемом и был священным. Будет неверно назвать его божеством, это близкий родственник, предок. К тотему нельзя было прикасаться, его нельзя убивать, есть и приносить какой-либо вред или оскорбление. Случайно погибшее животное-тотем хоронится и оплакивается как соплеменник. В празднествах, посвященных тотему, ему воздаются почести как прародителю. Тотемизм был повсеместен. Тотем давал название всему роду (племени), все члены его называют себя «медведи» или «черепахи», ощущая единство, родство. Как подчеркивают исследователи тотемизма, это не физиологическое родство, но социальное, чувство неразрывной связи с коллективом, без которого человек не может существовать и с которым полностью себя идентифицирует. Тотемизм представлял собой форму противопоставления рода и всего, что с ним связано, остальному миру, был формой выделения человечества из окружающей среды. Люди уходили от полной слитности с природой, которая характерна для животных, но субъектом здесь являлся не отдельный человек, а вся первобытная коммуна.

У первобытного человека еще нет индивидуализма, он не отделяет своих интересов от интересов рода. Сила рода (племени) ощущается как сила индивида, все решения - общепризнанны, разделяются всеми без исключения. Естественным результатом такого мировоззрения является кровная месть - за вред, убийство, оскорбление, нанесенные своему соплеменнику (тотему) человеком другого рода-племени мстит любой (или каждый). При этом месть распространяется не только на обидчика, но на любого человека из его рода.

Тотемизм выражает также сопричастную связь со своей землей, ее флорой и фауной, жизнь без которой немыслима для первобытного человека. С точки зрения современного человека вера в то, что люди произошли от какого-то вида животных, тем более растений, представляется достаточно нелепой. Тем удивительнее обнаружить, как велика была социальная роль тотемизма.

Тотем изображался на гербе племени, служил объектом почитания, а самое главное – он был основанием для создания целого ряда табу. Табу – это запреты, нарушение которых карается смертью. Именно тотемизм лежал в основе ритуалов, обрядов и праздников древних родов, именно тотемические столбики и дощечки обязательно находят этнографы на местах стоянок первобытных людей, отмечая их разнообразие. Орудия труда не претерпевали таких изменений, как культово-обрядовая сторона жизни людей.

Одним из известных обрядов тотемистского общества является обряд инициации. Проводятся испытания, в которых юноши должны показать свою силу, ловкость, способность переносить боль. В результате этого обряда они переходят в разряд взрослых мужчин – охотников, воинов со всеми их правами и обязанностями. Как мы видим, здесь не возникает проблема социализации; инфантильность, непонимание своей социальной роли исключены. Решаются задачи воспитания и воспроизведения социальной структуры, укрепления нормативного порядка. Этот обряд был праздником, на время которого прекращались распри с другими племенами, в нем участвовали все члены племени. Правда, присутствие на некоторых из этих соревнований были запрещены для женщин. Взрослые передавали юношам знания (мифы), которые должны быть известны только мужчинам племени. Существовали и инициации для девушек.

Еще несколько слов о системе табу, строившейся на тотемизме. Она представляет собой важнейшее культурное явление: систематизацию мира с точки зрения человеческих ценностей. Мир культуры исключает хаос, в нем все наполнено смыслом и гармонизировано: есть высшее, доброе, похвальное, а есть низменное, злое, что подвергается осуждению, табуируется в культуре. Есть запретные (для древнего человека часто ассоциирующиеся с нечистотой) вещи, действия, слова, места, животные, люди. Табу было тесно связано с магико-религиозным понятием чистота - скверна. Нарушая табу, человек становился нечистым. А все, что «нечисто» табуировалось. Например, нечистые животные и растения - пищевые табу. Мир иерархизирован, в нем есть небесное и земное, верх и низ, святое и греховное, чистое и грязное и т.п. Каждая вещь, явление должны иметь свое строго фиксированное место. Складывался социо-космический порядок, границы между разными классами вещей табуировались. Основой для такого упорядочивания мира выступал миф.

В укладе первобытных родов и племен можно выделить три вида важнейших табу, которые определяли отношения между людьми:

1) Не убивай свой тотем. Это означало запрет не только на убийство зверя - тотемного предка, но – самое важное – на убийство соплеменника. Ведь все люди данного рода (племени) назывались по имени животного-тотема. Они чувствовали себя кровными родственниками. Убивать людей другого рода не возбранялось, все моральные нормы распространялись только на «своих».

2) Не поедай свой тотем. Священное животное (растение) не употребляли в пищу. Наряду с запретом на поедание тотема существовало множество иных пищевых запретов, нарушение которых также табуировалось.

3) Не вступай в брачные отношения со своим тотемом. Брачные отношения между мужчинами и женщинами одного рода запрещались. Как показывают исследования этнографов, антропологов на начальной стадии формирования человеческого общества существовал экзогамный брак – женщины и му жчины рода вступали в брачные отношения только с представителями другого рода. Родство шло по материнской линии, дети оставались в роде (племени) женщины, воспитывали их совместно. Получалось, что мужчины воспитывали не своих родных детей, а их дети жили в другом роду. Такая система отношений исключала соперничество между мужчинами рода, их борьбу за женщин. Складывалась взаимопомощь, сотрудничество, чувства и отношения мужчин и женщин становились более человечными, они уходили из-под власти чисто физиологического влечения. Экзогамный брак мог сложиться, т. к. люди в те времена не знали о наличии причинно-следственной связи между физической близостью и рождением детей. Они считали, что дети рождаются в результате того, что дух тотемного предка входит в тело женщины 1 . Отголоски подобных взглядов мы обнаруживаем в мифах о зачатии от животных, от богов, превратившихся в животных, или от природных стихий (например, оплодотворение Данаи Зевсом, превратившимся в золотой дождь), в идее о непорочном зачатии Будды, И. Христа и др. Эти мотивы встречаются во многих религиях.

Интересно отметить, что запрет на убийство и поедание животного-тотема имел одно важное исключение. На празднествах, посвященных тотему, кульминационным моментом являлся торжественный обряд жертвоприношения тотема и вкушения его плоти, что давало людям переживание своего единства, родства. Это ритуальное убийство и «пиршество» сопровождалось всеобщей оргией, на время которой отменялось внутритотемное половое табу. Причем нарушение табу вменялось в ритуальную обязанность каждому члену рода (племени) 2 .

Говоря о древних запретах, следует подчеркнуть, что табу касалось не только нечистого, осуждаемого, нарушающего порядок. Табуировались и священные силы, предметы, действия, люди. Так, требовалось проявлять благоговение к вещам, признаваемым священными, наделенными особой силой или духом, проявлять пиетет по отношению к старшим по возрасту и социальному положению - не сметь насмехаться, бранить и т. п.

Многочисленны проявления тотемизма в верованиях древних народов: это культы священных животных (например, кошек, быков - у египтян, коров – у индусов), изображение своих богов в образе полу-людей - полу-животных (например, египетская богиня любви и веселья Бастет с головой кошки), образ кентавра (полу-человека – полу-коня) в греческой мифологии, сфинкса – у египтян и греков; мотив превращения людей в животных и мн. др.

Фетишизм

Фетишизм (от португальского «fetiso», что означает «амулет, магическая вещь») - почитание неодушевленных предметов, которым люди приписывают такие свойства, как способность исцелять, предохранять от врагов, несчастий, порчи и сглаза, вызывать любовь. Впервые такой вид верований был обнаружен португальскими моряками в Западной Африке в XV в. Позднее выяснилось, что подобное представление существует у всех первобытных народов. Фетишем мог стать любой предмет, поразивший чем-либо воображение человека. Это мог быть камень необычной формы или кусок дерева, часть тела животного (зубы, клыки, кости, высушенные лапки и т. п.). Позднее человек стал сам изготовлять фетиши в виде деревянных, каменных или костяных фигурок, золотых изваяний. Создавали как маленькие, так и большие фигуры, называемым идолами, им стали поклоняться, как божествам, считая, что в них обитает дух божества. За невыполнение своих просьб могли наказывать такого идола, избивая плетьми.

Фетишизм живет в современных представлениях об охраняющей силе амулетов и талисманов, целительном или губительном воздействии драгоценных, полудрагоценных камней и т. п.

Магия

Следующий важнейший элемент в комплексе первобытных верований – магия. Слово «магия» происходит от греческого «mageia», что означает «колдовство», «волшебство», «чародейство». Можно определить магию как действия и обряды, призванные повлиять на явления природы, животных и человека для достижения конкретных практических результатов.

В основе подобной магии лежат представления о необходимых связях между явлениями, которые знает маг и использует, как бы «заводя пружины», включая механизм действия, который с необходимостью приведет к нужному результату. Детальное изучение магии было проведено шотландским этнографом, религиоведом Д. Фрэзером. Он обобщил результаты своих исследований в книге «Золотая ветвь» 1 , проанализировав различные виды магии и магической практики разных народов, начиная с древности и заканчивая современностью. Самое главное – Д. Фрэзер попытался проникнуть в суть магической деятельности, уяснить ее принципы и внутреннюю логику.

Выводы Фрэзера поразительны и парадоксальны. Он показал, что магия принципиально отличается от религии и по сути сходна с наукой. Можно ли согласиться с этим? Пожалуй, да. Английский этнограф выяснил, что магическое мышление основывается на двух важнейших принципах.

I принцип – Подобное производит подобное, следствие похоже на свою причину. Это так называемый закон подобия, действие которого люди усматривали во всех окружающих явлениях и процессах. На основании этого принципа или закона осуществлялась гомеопатическая или имитативная магия. Суть ее в том, что какое-либо действие производится на макетах, либо в искусственной обстановке и это дает людям уверенность в том, что в действительности все произойдет так же успешно, цель будет достигнута.

Просмотрим возможные варианты имитативной магии. Например, вредоносная магия. Для нанесения вреда человеку наносятся увечья его изображению. Так, малайцы изготовляли марионетку длиной в ступню человека и поражали разные ее части (глаза, живот, голову и др.). Считалось, что для умерщвления человека надо пронзить изображающую его куклу насквозь от головы вниз, затем завернуть в саван, помолиться и похоронить эту марионетку среди дороги, чтобы жертва наступила на нее. Тогда летальный (смертельный) исход для самого человека неизбежен.

С целью исцеления от болезней по той же логике производится действие с кем-то или чем-то другим, а в результате человек должен выздороветь. Например, врач корчится от воображаемой болезни, а настоящий больной, находящийся рядом, выздоравливает. Другой вариант используется при лечении желтухи. Маг переносит желтизну с больного человека на птиц. Желтую канарейку и попугая привязывают к кровати, в которой находится больной. Его обмазывают растительной желтой краской, которую затем смывают, говоря, что эта желтизна и болезнь переходят на желтых птиц. Интересен метод избавления от прыщей, который дается в гомеопатической магии: надо подстеречь падающую звезду и в миг ее падения стереть тряпкой с лица прыщи. Их больше не будет.

В производственной магии, например, для успеха в рыболовстве индейцы Колумбии опускают чучело рыбы в воду, вылавливают ее сетью, а потом ловят настоящих рыб, уверенные в успехе своего дела.

II принцип – вещи, которые пришли один раз в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Это называется законом соприкосновения или заражения. Применительно к человеку это означает, что если взять такие составляющие организма как пот, кровь, слюна, волосы, зубы, ногти, то можно через них воздействовать на человека – с положительной (лечебной, например) или вредоносной целью. То же касается одежды, которую носил человек – она сохраняет связь с владельцем. Основываясь на законе заражения (соприкосновения), первобытные люди создали контагиозную магию.

Вариантов контагиозной магии также очень много. Например, чтобы избежать вредоносного влияния врагов, воины после боя проходили обряд очищения. Они должны были пройти через огонь костра. У туземцев одного из племен был обычай: после общения с людьми враждебного племени входить в свое селение с зажженными факелами в руках, чтобы не принести вреда своим. Множество вариантов контагиозной магии используется с целью разорвать связь с душой умершего. Самым распространенным ритуалом было обрезание вдовами и вдовцами своих волос (например, в племени сиханака на Мадагаскаре, у австралийского племени варрамунга и др.). Другой вариант – сжигать волосы горячей головней до самых корней прямо на голове (племена Центральной Австралии).

Для усиления связи с душой умершего человек оставлял в могиле родственника прядь своих волос (принято у арабов, греков, северо-американских индейцев, таитян, тасманийцев, австралийских аборигенов). Распространено было также приносить в дар покойнику кровь родственников. Кровь проливали на усопших в Древнем Риме, Австралии, на островах Таити и Суматра, в Америке (индейцы) и др. регионах. Скорбящие раздирали себе щеки, чтобы полилась кровь, разбивали голову, делали надрезы на руках, бедрах, чтобы кровь стекала на покойника или в его могилу.

Связь осуществляется и через изображения – рисунки, а в современных вариантах – фотографии человека. В сказках описывается, как родственники узнают о судьбе путешественника по оставшимся личным вещам (например, кинжалу, на котором выступает кровь, если его владелец попал в беду).

Д.Фрэзер подчеркивает, что маг (шаман), действующий по магическим принципам, не молит богов или духов, не взывает к их милости, не ждет чуда, а «заводит пружины», действует в соответствии с закономерностью, которую усматривает в природном и человеческом мире. Он исходит из логики, которая может быть ложной, но от этого его действия не превращаются в сверхъестественные. Подобно ученому, он рассчитывает на свои знания и умения.

На большом этнографическом материале Д. Фрэзер показывает, что магическая практика одинакова у самых разных народов; он делает вывод, что магия объединяет людей, в то время как различные религии часто ведут к взаимонепониманию и конфликтам. Магия, по мнению Д. Фрэзера, предшествовала религии, именно магия является «первичной клеточкой» религии.

Однако существующая издревле магическая практика не сводится только к действиям, основанным на двух принципах первобытного мышления, которые изучали Д. Фрэзер и др. исследователи (например, Б. Малиновский). Есть магия как способ взаимодействия с миром сверхчувственного посредством символических действий, словесных формул (заклинаний), погружения в необычные состояния сознания. Об этой стороне магии писали такие исследователи как испанский философ-мистик Карлос Кастанеда (См.: Кастанеда К.Учение дона Хуана: Путь познания индейцев племени яки – СПб.: Азбука-классика, 2004), американский антрополог, психолог, этнограф Майкл Харнер (его книги: «Путь шамана», «Хиваро: люди священных водопадов», «Галлюциногены и шаманизм» пока не переведены на русский язык полностью) и др. Здесь магия предстает как тайное знание, не сравнимое с научным. Шаманы 1 путешествуют в мире духов, получают знания о прошлом Земли, об устройстве Вселенной, о жизни после смерти. Самое главное, что они излечивают людей с помощью духов-помощников. М. Харнер, который несколько лет прожил среди индейцев хиваро (в Эквадоре) и индейцев конибо (на Амазонке в Перу) и приобщился к шаманской практике, считает, что шаманы – это хранители замечательных древних приемов лечения и предотвращения болезней. Их методы удивительно похожи во всем мире, даже у людей различных культур, разделенных морями и материками. Шаманом может быть и мужчина, и женщина. Шаманы входят в измененное состояние сознания, соприкасаются со скрытой реальностью и приобретают знания, силу для помощи людям. Как пишет известный американский этнограф М. Элиаде, «для шамана характерен транс, в котором душа покидает тело и возносится на небеса или нисходит в преисподнюю» 1 . М. Харнер называет это измененное состояние сознания «шаманическое состояние сознания». Находясь в этом состоянии шаман испытывает невыразимую радость, благоговейный восторг перед прекрасными мирами, которые открываются перед ним. Все, что происходит с шаманом в этом состоянии напоминает сны, но они происходят наяву, в них шаман способен контролировать свои действия, управлять ходом событий. Шаман получает доступ к новой Вселенной, которая одаривает его знаниями. В путешествии он сам выбирает путь, но не знает, что его ждет. Он – путешественник, который полагается на свои собственные силы; возвращается шаман с новыми открытиями, приумножаются его знания и способности помочь, излечить больного. Для вхождения в шаманическое состояние сознания нужны барабанный бой, звуки трещотки, пение и пляски. Шаманы способны видеть в темноте – как в прямом, так и в переносном смысле, т. е. узнавать чужие тайны, будущие события, скрытые от людей вещи. Шаманы из племени хиваро и конибо принимают особое зелье из смеси трав аяухаски и кава для вхождения в измененное состояние сознания и путешествия в иных мирах. Однако существуют шаманские практики не предполагающие использованиия наркотических средств – их практикуют австралийские аборигены, индейцы Северной Америки (племена винтун, помо,сэлиши, сиу). М. Харнер также прошел все ступени шаманской практики и путешествовал, получив удивительные знания о прошлом Земли, о появлении жизни. Он отмечает, что эту практику невозможно объяснить, исходя из логики и знаний современного человека, но она эффективна, «работает», а это – главное. 2

Итак, мы составили некоторое представление о первобытных верованиях. Они еще очень далеки от развитых религий последующих тысячелетий, в них нет понятия о богах, тем более едином Боге – Духе и Творце. Однако во всех современных религиях мы встретим элементы этих верований: представления о душе и духах, веру в сверхъестественные свойства предметов (оберегов и талисманов), методы общения с иным, духовным миром.

Из самых далеких архаичных глубин, когда люди только начали познавать мироздание, возник анимизм, как ранняя форма религии. Природа живая и все содержат дух или душу: предмет, камень, животное, человек. Так полагали древние люди во всех уголках планеты Земля.

Анимизм - что это?

Английский этнограф Э. Тайлер предполагал, что все существующие на сегодняшний день религии вышли из анимистических воззрений человека. В переводе с латинского анимизм это - «анима», «анимус» - душа или дух. Вера в одухотворенное начало или сверхъестественного двойника у всего живого и неживого в природе. Душа и дух - субстанции, не видимые человеческому глазу, и если душа связана с материальной субстанцией в которой находится, то дух - это самостоятельная энергия, свободная в своем пребывании где и когда угодно.

Когда и почему возник анимизм?

Когда возник анимизм - историкам сложно отследить данный процесс, но с большей вероятностью это произошло на переходной стадии развития неандертальцев в человека разумного, около 40 тыс. лет назад. Ранними предшественниками анимизма являлись магия, аниматизм и тотемизм. Люди мало знали о природе, и не могли объяснить многие явления существовавшие в ней, поэтому все наделяли и верили в родство с тотемным животным своей общины.

Анимизм, пришедший на смену тотемизму, основывался на многовековом опыте наблюдения:

  • сновидений (дух путешествует по мирам);
  • за состоянием во время ритуального применения психотропных растений;
  • погребальных обрядов (душа ушла из тела).

Анимизм в философии

Философские школы, возникшие в Древней Греции, были разнонаправленными по мышлению, пропагандируемым ценностям и учениям. Школа анимизма, возглавляемая математиком и философом Пифагором, проповедовала учение, направленное на бережное взаимодействие с природой, в которой куда не коснись - повсюду запечатлен дух. Анимизм в философии - это знание о бессмертности души любого существа: будь то растение, животное или человек. Все содержит души одного порядка из огня и воздуха, и в последующих воплощениях душа неизменно следует за новым данным ей телом.


Анимизм в психологии

Психология как самостоятельная дисциплина сформировалась относительно недавно и возникновению ее предпосылок можно считать весь мировой многовековой опыт людей в познании своей души. Анимизм в психологии - это такая картина мира, в которой вся существующая реальность «одухотворена» и имеет . Психология анимизма ярко выражена в феномене детского мышления, открытом швейцарским психологом-философом Ж. Пиаже. Ребенок считает, что если он чувствует, то и все что его окружает, обладает чувствами. Детский анимизм – особенности:

  1. Оценивание детьми неживых объектов как одушевленных.
  2. Движущийся предмет усиливает анимистическое представление ребенка, тогда как лежащий может восприниматься как неживой.
  3. Пик анимистического мышления приходится на 5 лет (угасание к 7-летнему возрасту).

Анимизм как религия

В страхе перед мощными и непонятными явлениями природы, древние люди начали обожествлять их. Анимизм - это вера в существование души и духов, которые пронизывают все, что есть в мире. Молнии и гром, солнце и луна, дождь, снег и град – человек, настолько маленький и беззащитный перед стихиями, начинает задабривать сильных духов и приносить им жертвы пытаясь умилостивить.

Наблюдая за рождением и смертью, человек предположил, что во время рождения ребенка в него входит душа, а во время смерти она покидает тело вместе с дыханием. Древние верили, что дух покойного остается существовать в бесплотной оболочке и не покидает род соплеменников. Культ поминовения и почести душ преследовал цель сделать дух соплеменника защитником и покровителем от злых потусторонних сил.

Анимизм в мифах Древней Греции помогает историкам изучить мышление людей того периода. Яркие образы богов, сформировавшиеся со временем из понимания характера и функций, которые несут природные явления:

  1. Зевс – управляет громом и молниями, проливается на землю дождем.
  2. Гея (земля) – рождает огромных каменных великанов (землетрясения, камнепады).
  3. Аид (Танатос) – властелин подземного царства, забирающий души.

Анимизм в современном мире

В разных уголках Земли сохранились племена, которые остались приверженцами анимизма – это малочисленные народы, с древним укладом жизни. На Севере и в Сибири это - эвенки, ханты, нанайцы, удегейцы. Современный анимизм основывается на пережитках древних верований:

  • традиции и обряды почитания и поминовения предков;
  • задабривание Домового (сущность дома);
  • шаманские техники по возвращению души в тело (при заболеваниях психического толка).

Анимизм - интересные факты

Анимизм - вера в духов и сущностей, как древняя религия оставила огромный культурный след в истории человечества. Возникшие древние мифы Скандинавии, Греции, Египта – это мировая копилка знаний мирового человеческого наследия. Анимизм, выросший из примитивных представлений человека о душе, перетек в более совершенные формы верований, но в некоторых своих аспектах сохранился и по сей день в языческих праздниках.

Интересные факты, связанные с анимизмом:

  1. Великий математик Пифагор - первый вегетарианец, запрещал есть ученикам животных, в силу наличия у них души точно такой же, как у человека.
  2. Маленький ребенок в своих ранних анимистических представлениях, думает что когда он идет, луна «бежит» за ним вдогонку.
  3. Коряки (коренной народ Камчатки) убив на охоте волка или медведя, надевают шкуру на одного из охотника, вокруг него водят пляс и поют песню, в которой уверяют, что они не виноваты в смерти животного, а вина в этом «какого-то русского». Цель обряда – переадресовать гнев души убитого зверя.
  4. Народы острова Фиджи верят, что души сломанных орудий труда (топоры, ножи) отлетают к богам для дальнейшего служения.

Дисциплина: Культурология
Тип работы: Контрольная
Тема: Анимизм как основа религиозной практики

Контрольная работа

Выполнил:

Проверил:

Анимизм как основа религиозной практики

Введение 3

1. Вера в духов (по этнографическим данным) 4

1.1. Сущность анимизма 4

1.2. Анимизм у различных народов 7

2. Сибирское шаманство, как проявление полисознания 8

2.1. Сущность шаманизма как целостного мировоззрения 8

2.2. Особенности сибирского шаманизма 8

Заключение 14

Список используемой литературы 15

Введение

На протяжении многих веков анимистические представления служили определяющим фактором развития культуры и духовности многих народов мира, в то числе и многих народов современной России. Более того, и в настоящее время различные формы анимизма господствуют во многих регионах планеты.

Анимизм и анимистические традиции послужили духовной основой развития всех религий мира, не исключая и крупные мировые религии – христианство, ислам и буддизм.

Систематическое изучение особенностей анимизма необходимо для понимания не только прошлого, но и современного мира. Человек начала XXI века, во многих сферах своей жизнедеятельности и культуры, так или иначе проявляет, подчас бессознательно, те или иные особенности анимистических представлений. Поэтому анимизм – намного более чем пережитки культов прошлого, он – неотъемлемая часть внутреннего мира самого человека и сущности его социального бытия.

1. Вера в духов (по этнографическим данным)

1.1. Сущность анимизма

В настоящий момент времени в современном религиоведении, этнографии, культурологии, социологии и философии существует несколько взглядов на сущность анимизма.

Самое распространенное определение анимизма (от лат. anima, animus – душа, дух) – религиозная вера в души и духов. В современном социокультурном знании такое определение превалирует главным образом в этнографических науках.

В религиоведении понимание анимизма несколько шире. Анимизм – это целостная система мировоззренческих представлений, основанных на признании наличия индивидуальной души у различных объектов окружающей действительности (растений, животных, орудий труда и т.д.). Это учение о всякого рода других духовных существах, или духах, и в то же время – одна из примитивных форм религии. Анимизм свойственен различным культурам на ранних стадиях их развития.

В философии под анимизмом понимается философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Сам слово «анимизм» впервые использовал немецкий доктор медицины профессор Г. Е. Шталь в начале XVIII столетия. И. Шталь считал, что у каждой живой субстанции наличествует некое жизненное начало – душа (anima).

Разумная душа является основой жизни, а болезнь, таким образом, есть реакция души против болезнетворных причин, т. е. душа вступает в борьбу с причинами, вызвавшими то или иное заболевание. Поэтому врачебное вмешательство по своей сути является помощью душе в ее борьбе. Последователи Шталя стали называться анимистами. Например, великий русский ученый, хирург, педагог Н. И. Пирогов, также разделял его учение о душе как основе всякой жизни и в ранние годы своего творчества называл себя анимистом.

Но как научное понятие анимизм впервые было введено выдающимся английским ученым-этнологом Э. Тайлором (кон XIX – нач. ХХ в.). В своем сочинении «Первобытная культура» (Taylor, «Primitive Culture». Русское издание в переводе Коробчевского. СПб., 1872), мгновенно ставшим известным во всей Европе, под этим термином ученый определял самую первую форму развития религиозных представлений. Анимизм, по Э. Тайлору, предшествует тотемизму, мифологии и многобожию. Анимистические верования – это поклонение духам умерших предков, вера в собственную живую душу и одушевление сил природы. Так как анимизм – это первейшая форма религиозных представлений, он, в свою очередь, является неотъемлемой частью всякой другой религии, в том числе и всех современных (христианство, ислам, буддизм и др.)

Показательно, что Тайлор, в своих работах писал слово анимизм с большой буквы, как в английском языке принято писать название всех главных религий мира (христианство, буддизм, индуизм и т.д.). Тем самым ученный подчеркивал, что анимизм – это в первую очередь религия, имеющая тождество с религиями современными.

Другой английский исследователь Эндрю Ланг развивал учение Тайлора о сущности анимизма, хотя и категорически возражал против предложенной его предшественником модели эволюции религий.

Происхождение анимизма Ланг связывал с толкованием снов, видений и состоянием транса ясновидцами, именно это, по его мнению, и привело к появлению верований, связанных с душами и духами. Кроме того, природу анимизма Ланг ассоциировал с магией.

Но вместе с тем, последующие исследователи подвергли ожесточенной критике и теорию анимизма Ланге. В частности английский ученый сэр Джеймс Фрэзер в своей фундаментальной работе «Золотая ветвь» (The Golden Bough, 1890) доказывал, что существование магии в первобытном обществе было невозможным.

Более поздние исследования показали, что боги, о которых говорил Ланг, не являлись полным аналогом Всевышнего в великих религиях Запада, тем самым на справедливость теории Тайлора удалось бросить тень.

В последующем, в начале ХХ в. ряд философов, а также мистиков (в частности немецкий автор Э. ф. Гартман) стали понимать под анимизмом и такие примитивные религиозные культы как спиритизм и проч.

Но в целом анимизм – это представление о существовании духов и одушевленности предметов, приписывание им разума, дееспособности, а иногда сверхъестественного могущества.

Действительно, анимизм – это первейшее религиозное верование, возникшее с самого появления социума, в период формирования родовых отношений. Первобытные люди каменного века в безгосударственных обществах обожествляли и одухотворяли не только явления и силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т.п.

Исторически анимизм предшествовал появлению тотемизма, однако, с постепенной эволюцией последнего в мифологию, продолжал свой развития. В силу этого анимистические представления имели более широкий социальный и практико-ориентированный характер.

Вместе с тем, сущность анимизма много более шире, нежели просто совокупность верований в духов. Анимизм – это целостное мировоззрение, обладающее своей собственной логикой, системой и рационализмом. Именно определенный рационализм, заложенный в анимистические представления обуславливает тот факт, что верования связанные с духами существуют и поныне.

Действительно, в определенной мере анимизм – это жизненная философия.

1.2. Анимизм у различных народов

Как было сказано выше, анимистические религии широко распространены и в настоящее время. Например, многие народы Юго-Восточной Азии верят в многочисленных духов – бонгов (духов джунглей, гор, водоемов и проч.), среди которых встречаются добрые и злые, опасные и безопасные, полезные и бесполезные. Некоторые духи носят абстрактный характер, как напр. духи войны, мира, любви и дружбы. Бонгам приносятся многочисленные жертвы, проводятся ритуалы и церемонии, чтобы их умилостивить. Народы Андаманских островов, почитающие множество духов (духов ветров, морских течений, месяца и солнца), особо выделяют духа Пулугу, олицетворяющего разрушительный муссон. Он насылает на людей бурю, если те не соблюдают некоторые запреты, особенно связанные с пищей.

Анимизм господствовал и у восточных славян в дохристианский период. Широко распространен анимизм у многих современных народностей Кавказа. Ярчайшей формой анимизма является шаманизм народов Сибири.

2. Сибирское шаманство, как проявление полисознания

2.1. Сущность шаманизма как целостного мировоззрения.

Шаманство (шаманизм) (от эвенкийского шаман или саман – возбуждённый, экзальтированный, исступлённый человек), одна из ранних форм религии, широко распространенная в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Южной Америки, народов Сибири и Дальнего Востока.

Одновременно шаманизм – это одна из форм анимизма (См. выше).

Сибирское шаманство – это общее название анимистических культов народов Сибири. Отечественные историки, культурологии и этнографы выделяют несколько разновидностей шаманизма: бурятский, якутский и эвенкийский как наиболее развитый и систематизированный, а так же тувинский и алтайский как более архаичный.

2.2. Особенности сибирского шаманизма

Как одна из форм анимизма, шаманство возникает в первобытнообщинную эпоху, и непосредственным образом связана с охотой. Исторически первым считается именно бурятское шаманство. В последующем, в период монгольского завоевания Сибири шаманство распространяется и среди других сибирских народов.

Шаманизм народов Сибири на протяжении многих столетий подвергался преследованию со стороны приверженцев буддизма, даосизма, а позднее православия, и потому, неизбежно преломлялся сквозь призму межкультурного взаимодействия. Однако в той или иной степени шаманизм как культурное явление сохранился и в наше время.

Сущность шаманизма, как и всякого анимистического представления – это отождествления окружающего мира с духами, и, соответственно, его одухотворения. Характерной особенностью сибирского шаманства, и в первую очередь сибирского шаманства, является во-первых, вера в многочисленных духов (духов растений, предметов, животных), во-вторых, вера в то что духи способных влиять на жизнь человека (приносить удачу или неудачу, вызывать болезни, или, напротив здоровье), и, в-третьих, что существенно отличает его от прочих культов анимизма, это вера в возможность общения с миром духов через посредника – шамана. Шаман способен не только установить информационный контакт с духами, но и влиять на них. Это достигается через определенный ритуал – камланию (это научное название), во время которого шаман, находясь в состоянии экстаза общается с духами природы.

Шаманство в полной мере отражает особенности полисознания мировоззрения народов Сибири. С одной стороны это наличие множества духов самых различных предметов и явлений окружающего мира, с другой проявление воздействия самых различных культур – китайской, монгольской, а позднее русской.

Примером этому может служить шаманское облачение – серебряное спереди и золоченое сзади, что связано с монгольским обычаем носить золотые и серебряные кольца, олицетворяющие женское и мужское начало, Луну и Солнце. (Поэтому жаворонка приверженцы шаманизма рассматривают как шамана у зверей). Это, в свою очередь является отражением даосистского представления о двух началах Инь и Ян.

В шаманизме господствует представление о так называемом равновесии в мире духов, о чем британский монголовед Питер Ургунгэ Онон (род. 1919) пишет: «Равновесие – центр окружающего мира, и каждый человек должен уподобляться ему... Пусть слабее или сильнее, но каждый должен сам себе служить лампадой». Идеи равновесия по всей видимости заимствованы из философии буддизма.

Наличие у шаманов девяти бубнов говорит об их высшем сане посвящения. Описание девяти ступеней шаманского посвящения представляет собой заимствование монгольских анимистических представлений собрании девяти тэнгри (божеств войны), соотносимых с девятибунчужным воинским стягом Чингисхана.

Мировоззрение шаманизма опирается на представление о том, что Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, где обитают только духи, Среднего, где наряду с духами живут люди, животные, растения, а также Нижнего, куда уходят души умерших.

В основе шаманства стоит фигура жреца-шамана, являющегося посредником между людьми и духами. Когда избирается шаман, с ним происходит «пересотворение», то есть духи «забирают» его душу, и, «переродив» ее по своему усмотрению, «возвращают» шаману. Это «пересотворение» происходит как видимым способом, так и невидимым. Над шаманом совершают всевозможные жестокие ритуальные действия, в результате чего его тело покрывается кровоподтеками и ссадинами. Но самое страшное происходит с внутренними ощущениями: по рассказам, они чувствовали, как духи «изменяют» их разум и сердце, вкладывая в них свои мысли и чувства.

Согласно распространенным в Сибири легендам само шаманство было основано великим шаманом Шаргай-нойон-бааба-ем спустившимся с верхнего мира и проведшим посвящение первых шаманов среди бурятских племен. Поэтому считается, что многие духи (так называемые заяаны) являются душами великих шаманов прошлого, продолжающих свою деятельность, помогая живущим шаманам.

Каждый шаман имеет духов-помощников и духов-покровителей, к которым он обращается во время камлания. Духи-помощники выступают в образе преимущественно диких зверей, рыб и птиц, а духи-покровители, как правило, духи умерших предков шамана. Каждый шаман имел их изображения – вместилища. Показательно, что распространение подобных изображений совпало с активной православной миссионерской деятельностью русских в Сибири, а следовательно, во многом является преломленным заимствованием православного иконопочитания.

При утрате души шаман обычно пытается вернуть ее назад посредством призываний, а не отправляется сразу на ее поиски. Бывает достаточно призывания души для ее возвращения, если она еще не покинула средний мир.

Большинство шаманов используют во время камлания бубен, который после особого обряда оживления считается ездовым животным - конем или оленем. На нем шаман совершает путешествие в Верхний мир, погоняя \"животное\" колотушкой, которая осмысляется как плеть. У некоторых шаманов нет бубна, – его заменяет специальный жезл, варган (специфический музыкальный инструмент), лук. Шаманы, как правило, имеют специальный ритуальный костюм, включающий особым образом изготовленные головной убор, плащ и обувь.

Во время камлания, которое совершается обычно для лечебных целей в присутствии больного и его родственников, шаман, войдя в состояние транса, созывает духов-помощников и бьет в бубен, совершая на нем - своем \"ездовом животном\" – путешествие в мир духов, с тем, чтобы заставить злых духов покинуть больного и тем самым вылечить его.

Духи-помощники и духи-покровители помогают ему в этом. О перипетиях своего путешествия и борьбы со злыми духами шаман сообщает окружающим, эмоционально изображая схватки со злыми духами, произнося нараспев заклинания, нередко очень поэтичные.

Шаманство, как правило, наследственное. Считается, что после смерти шамана его дух переходит к потомкам, причем духи сами выбирают людей, в которых они переселяются, -из родственников умершего шамана.

Начало шаманской деятельности связано с загадочным психическим заболеванием, проявляющимся в период полового созревания будущего шамана. Человек неожиданно для окружающих начинает прятаться от людей, нередко убегая в тайгу. В это время он почти ничего не ест и даже может забыть свое имя. Другой шаман, приглашаемый родственниками больного, устанавливает причину болезни, приходя к выводу, что в его пациента вселился дух умершего предка-шамана. В таких случаях больной, даже не желая того, становится шаманом. Родственники делают ему облачение и бубен.

Получив их, шаман начинает свою ритуальную деятельность. Самое удивительное, что, начав камлать, в процессе лечения своих пациентов, восстанавливается и психическое здоровье шамана, исчезают все явные проявления тяжелого психического заболевания, столь очевидные в недавнем прошлом.

Еще в XIX веке ученые и путешественники, наблюдавшие шаманов, пришли к единодушному выводу, что это нервнобольные люди с особым складом психики. Такая точка зрения впоследствии получила широкое распространение среди исследователей этой формы религии. Однако в последние десятилетия ряд ученых, изучавших феномен шаманизма, утверждают, что так называемая шаманская болезнь - это лишь своеобразная инициация, в которой будущий шаман сознательно исполняет предписываемые ему обряды, играя заданную традицией роль.

В связи с этим мною были проведены специальные исследования с участием психиатров, которые подтвердили справедливость прежнего взгляда на шаманов, как на людей с особым складом психики. Результаты моих исследований опубликованы в научных изданиях и получили поддержку у ряда видных специалистов.

Таким образом, наследственная природа шаманизма – результат процесса многопоколенного отбора родовым коллективом людей с определенными особенностями психики и, прежде всего способностью вызывать регулируемое состояние транса, сопровождаемое глубокими галлюцинациями. Именно это привело к наследованию шаманами некоторых необходимых особенностей психики, позволяющих совершать действия, рассматриваемые сородичами как возможность общения с духами в интересах коллектива и отдельных его членов.

Хотя шаманы иногда пользуются средствами народной медицины, они не являются знахарями и целителями. Последние существовали в родовых коллективах наряду с шаманами и независимо от них.

Как было отмечено на уровне фольклора и не только шаманство сохранилось у многих народов не только Сибири, но и мира. Но оно находится у на разных стадиях развития. Например у современных венгров, выявлены лишь его пережитки шаманизма, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки.

Заключение

Взгляд на анимизм, веру в духов, шаманство как нечто примитивное – сам примитивный по своей сути. Анимизм и шаманство – это целостное мировоззрение, самобытная культура, основа нравственности и духовности многих народов и цивилизаций прошлого и настоящего. В анимистических представлениях нашли свое полное воплощение уникальные, специфические основы жизнедеятельности различных народов, их хозяйственной жизнь и социального уклада.

Но, будучи базисом мировидения не только отдельных народов, но и целых цивилизаций, анимизм выходит далеко за пределы обыденной религиозной практики. Анимизм и одна из его ярчайших разновидностей – шаманство, послужили основой самого существования людей в суровых условиях исторической реальности, и потому предопределил особенности национальной психологии и хозяйственной жизни.

Сегодня анимизм представляет собой интерес не только для кабинетного рассмотрения, но и для...

Забрать файл

Введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. С другой стороны, он же пытался проследить дальнейшее развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов. Впервые же этот термин употребил немецкий учёный Г. Э. Шталь . В сочинении «Theoria medica » () он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.

Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений.

Однако накопленные данные породили ряд новых, так называемых преанимистических , или доанимистических направлений, согласно которым эпохе анимизма предшествовал век магии (Дж. Фрэзер) , эпоха аниматизма , одушевления всей природы (Р. Маретт , Л. Я. Штернберг), и первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль).

Анимисты

От тэйлоровского (Э. Тайлор) понимания анимизма как самой ранней формы религии происходит обозначение анимисты . К этой категории относят коренных обитателей Африки , Северной Америки , Южной Америки , Океании - приверженцев традиционных местных религий; также анимизм относительно влиятелен в Азии, в частности синто - развитая форма анимизма (японского).

На территории России, в большинстве, к анимистам относятся:

  • нанайцы , живущие на Дальнем востоке в бассейне Амура и на Сахалине;
  • негидальцы , живущие на Дальнем Востоке, в низовье рек Амгунь и Амур;
  • орочи , Дальний восток, Хабаровский край;
  • саамы , Кольский полуостров;
  • тофалары , к северу от Монголии, вдоль верхнего течения реки Енисей;
  • удегейцы , Дальний Восток между рекой Амур и Японским морем;
  • ульчи , Ульчинский район Дальнего Востока;
  • хакасы , Республика Хакасия;
  • ханты , Ханты-Мансийский автономный округ;
  • шорцы , живущие на Юге Кемеровской области и по отрогам Кузнецкого Алатау;
  • эвенки (тунгусы), Эвенкийский автономный округ, Сибирь;
  • юкагиры живущие на Северо-Восточной Сибири, в низовьях Колымы, в низовьях Яны и Индигирки;
  • якуты , Якутия;
  • буряты (частично, большинство бурят придерживаются Буддизма) Бурятия, район озера Байкал;
  • кеты , Сибирь, таёжная часть бассейна реки Енисей;
  • коряки , Камчатский край, полуостров Камчатский;
  • манси (вогулы,), Ханты-Мансийский автономный округ.
  • ненцы , живущие на северо-западе Сибири и на полуострове Таймыр;
  • нивхи , живущие на Дальнем Востоке и острове Сахалин.

Анимизм скандинавских саамов

Для самобытной религии саамов характерны три её признака: магия , фетишизм , анимизм.

Смысл подчёркивания в верованиях анимизма в том, что он не усложнён мифологией, не прикрыт философией, а выступает во всей первобытной простоте.

Анимизм индийских аборигенов

Племена адиваси являются меньшинством в современной Индии , сохраняющие этническую обособленность, социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные верования, обрядность. Согласно переписи населения 2001 года , к племенному населению Индии относится 8,1 %.

Напишите отзыв о статье "Анимизм"

Примечания

Литература

Справочники
  • / Б. И. Шаревская // Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978
  • // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв , В. Г. Панов . - М .: Советская энциклопедия , 1983. - С. 25. - 840 с.
  • / О. Б. Христофорова // А - Анкетирование. - М . : Большая Российская энциклопедия, 2005. - С. 754. - (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004-, т. 1). - ISBN 5-85270-329-X .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Красников А. Н. // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М .: Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
Монографии
  • Тайлор Э. / пер. с англ.. - 1871.

Ссылки

  • из архива МАЭ РАН. 1947 г.

Отрывок, характеризующий Анимизм

«Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
«La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
«Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».
«Ничего нового, только что солдаты позволяют себе грабить и воровать. 9 октября».
«Воровство и грабеж продолжаются. Существует шайка воров в нашем участке, которую надо будет остановить сильными мерами. 11 октября».]
«Император чрезвычайно недоволен, что, несмотря на строгие повеления остановить грабеж, только и видны отряды гвардейских мародеров, возвращающиеся в Кремль. В старой гвардии беспорядки и грабеж сильнее, нежели когда либо, возобновились вчера, в последнюю ночь и сегодня. С соболезнованием видит император, что отборные солдаты, назначенные охранять его особу, долженствующие подавать пример подчиненности, до такой степени простирают ослушание, что разбивают погреба и магазины, заготовленные для армии. Другие унизились до того, что не слушали часовых и караульных офицеров, ругали их и били».
«Le grand marechal du palais se plaint vivement, – писал губернатор, – que malgre les defenses reiterees, les soldats continuent a faire leurs besoins dans toutes les cours et meme jusque sous les fenetres de l"Empereur».
[«Обер церемониймейстер дворца сильно жалуется на то, что, несмотря на все запрещения, солдаты продолжают ходить на час во всех дворах и даже под окнами императора».]
Войско это, как распущенное стадо, топча под ногами тот корм, который мог бы спасти его от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве.
Но оно не двигалось.
Оно побежало только тогда, когда его вдруг охватил панический страх, произведенный перехватами обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением. Это же самое известие о Тарутинском сражении, неожиданно на смотру полученное Наполеоном, вызвало в нем желание наказать русских, как говорит Тьер, и он отдал приказание о выступлении, которого требовало все войско.
Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой собственный tresor [сокровище]. Увидав обоз, загромождавший армию. Наполеон ужаснулся (как говорит Тьер). Но он, с своей опытностью войны, не велел сжечь всо лишние повозки, как он это сделал с повозками маршала, подходя к Москве, но он посмотрел на эти коляски и кареты, в которых ехали солдаты, и сказал, что это очень хорошо, что экипажи эти употребятся для провианта, больных и раненых.
Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что оно делает. Изучать искусные маневры Наполеона и его войска и его цели со времени вступления в Москву и до уничтожения этого войска – все равно, что изучать значение предсмертных прыжков и судорог смертельно раненного животного. Очень часто раненое животное, заслышав шорох, бросается на выстрел на охотника, бежит вперед, назад и само ускоряет свой конец. То же самое делал Наполеон под давлением всего его войска. Шорох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному пути, но по знакомому, старому следу.
Наполеон, представляющийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля, силою, руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит.

6 го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинной, на коротких кривых ножках, лиловой собачонкой, вертевшейся около него. Собачонка эта жила у них в балагане, ночуя с Каратаевым, но иногда ходила куда то в город и опять возвращалась. Она, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названия. Французы звали ее Азор, солдат сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. Непринадлежание ее никому и отсутствие имени и даже породы, даже определенного цвета, казалось, нисколько не затрудняло лиловую собачонку. Пушной хвост панашем твердо и кругло стоял кверху, кривые ноги служили ей так хорошо, что часто она, как бы пренебрегая употреблением всех четырех ног, поднимала грациозно одну заднюю и очень ловко и скоро бежала на трех лапах. Все для нее было предметом удовольствия. То, взвизгивая от радости, она валялась на спине, то грелась на солнце с задумчивым и значительным видом, то резвилась, играя с щепкой или соломинкой.
Одеяние Пьера теперь состояло из грязной продранной рубашки, единственном остатке его прежнего платья, солдатских порток, завязанных для тепла веревочками на щиколках по совету Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки. Пьер очень изменился физически в это время. Он не казался уже толст, хотя и имел все тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе. Борода и усы обросли нижнюю часть лица; отросшие, спутанные волосы на голове, наполненные вшами, курчавились теперь шапкою. Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на деятельность и отпор – подобранностью. Ноги его были босые.

Похожие статьи

© 2024 myneato.ru. Мир космоса. Лунный календарь. Осваиваем космос. Солнечная система. Вселенная.